Из бесед о третьем принципе йоги:
— Третий принцип в моём понимании – это не только третий, это все три принципа сразу!
— В нашем смысле он, как-бы, следуют один за другим. А в твоём смысле они поглощают предыдущие.
— Если третий принцип называют принципом сострадания, то он не может быть в отрыве от первых двух. Сострадание не может рассматриваться без непричинения вреда. Непричинение вреда – это пассивная сторона доброты, помощь другим – это активная сторона доброты. Между ними разум! Он должен определить чётко, как помогая, не навредить ещё больше. Поэтому, если смотреть на третий принцип с точки зрения сострадания, то да, он включает в себе все три. И это и есть быстрый метод – там, где нет последовательно идущих один за одним этапов, это когда все этапы сливаются в один. Там нет фактора времени.
— Да! Но я думаю это мало кто так видит! А это всё именно так!!!!
— Нельзя сказать, что ВВЗ этого не говорил. Он говорил. Услышали ли, поняли ли? Если нет понимания хотя бы на уровне разума того, что есть понятие сострадания – нет способности выразить это своими словами. Поэтому остаётся лишь повторять заученные фразы.
— Мне наоборот запомнилось, что третий принцип вытекает из первых двух и имеет смысл только если первые два усвоены.
— Одно второму не противоречит. Сначала так и надо. Мы не причиням вреда, мы не распыляемся на пустые действия. Но после утверждения в третьем принципе, осмысление первых двух должно развернуться с нового ракурса – выйти на новый уровень.
Если для того, чтобы помочь человеку нужно сначала причинить ему условый “вред”, то это нужно сделать – как дать горькую таблетку. Или, например, чтобы вытащить из плоти стрелу – её сначала нужно проткнуть дальше насквозь, обломать конец, и тогда вытаскивать назад. Иначе попытка вытащить её без этого действия сразу назад – причинит ещё больший вред, и не будет помощью. И тут как раз разум должен включаться, чтобы чётко оценивать эти весы между непричинением вреда и деланием помощи, чтобы минимизировать страдания. Очень большая ответственнось на том, кто “держит эти весы” в равновесии.
Вот как в истории про пахтание океана. Без испития яда, благо не обрести. Но яд этот может только тот испить, кто может его выдержать, приняв по сути удар на себя, но проявив сострадание к остальным. Это из этой же оперы, но с другого ракурса.
…
P.S. Причинение вреда сегодня может быть оправдано только в том случае, если это приведёт к уменьшению вреда завтра и, следовательно, к сокращению страдания.
Если отказ от причинения вреда сегодня повлечёт за собой увеличение вреда завтра, то это никакая не ахимса, и не сострадание! Это адхарма, и это то, что отяготит карму.
Страдание – это качество того, кто отделяет себя от мира.
Сострадание – качество того, кто НЕ отделяет себя от мира!
Сострадателен сам Абсолют, по-другому и быть не может!
Рассуждать, обсуждать… о таких вещах, всегда интересно и полезно… Еще и делиться, этим опытом… 👍Спасибо! 💕
Пожалуйста 🙂 И благодарю за обратную связь. 🙂