Игры нашего разума

Смотреть видео

Проходя свой жизненный путь, человек рано или поздно начинает задаваться вопросами: что представляет из себя мир вокруг? Как я его воспринимаю и как его видят другие? Одинаковое ли это представление, и что вообще происходит в моём разуме, когда я получаю информацию извне? Как и всегда, в йоге есть ключи от любых замков. В этой статье мы поговорим о том, что представляет из себя наш разум, как он работает и какую роль играет в познании Вселенной и самих себя.  

Энергия и Сознание как инструменты познания

Давайте вспомним некоторые положения из Аксиоматики йоги, чтобы понять философию этого учения. Каждое живое существо, проявляясь в этом мире, имеет две способности: способность что-то менять, делать, быть активным — здесь мы используем понятие «Энергия»; и способность воспринимать, наблюдать, осознавать — в этом случае мы говорим о Сознании. Эти два аспекта являются составляющими праны, или жизненной силы, которая выходит из единого источника — нашего высшего «Я», вечного, неразрушимого, всемогущего и всезнающего. Наше высшее «Я» находится в состоянии сат-чит-ананда, которое соответственно означает «бытиё», «сознание» и «блаженство», слитые воедино. Но, вовлекаясь в материальный мир, оно забывает о своей истинной природе и считает себя своими проявлениями: телом, эмоциями, привычками, мыслями. Пользуясь Энергией и Сознанием как инструментами, высшее «Я» познаёт мир и само себя¹.

_________________________________________________________________________ 1Более подробно о сотворении Вселенной читайте в статье «Чакры: путь к себе».

Одно не существует без другого: там, где есть Энергия, присутствует Сознание; и куда бы ни было направлено Сознание, за ним всегда следует Энергия. Они неразрывны: восприятие мира позволяет нам действовать в нём, а действия расширяют наше восприятие. Эти процессы идут одновременно. Анализируя результаты своих поступков, направляя на них внимание, мы находим их причины и понимаем, как нужно действовать дальше — так происходит развитие каждого живого существа.

Как мы воспринимаем мир?

Попробуем выполнить небольшую практику визуализации. Представим себе ясный солнечный день, мы прогуливаемся по лесу. Посмотрите, как ярко светит солнце, лаская кожу тёплыми лучами. Почувствуйте приятный хруст веток под ногами и как ступням становится мягко, когда мы наступаем на траву или мох. Послушайте, как поют птицы: целый хор голосистых пташек звучит со всех сторон! И так шаг за шагом мы выходим на поляну, усыпанную цветами. Здесь и белоснежные ландыши, и голубая медуница, и желтая мать-и-мачеха. А вот белые цветы земляники. Загляните под листочки — тут и ягода есть! Сорвите её и поднесите к лицу. Как она чудесно пахнет! Попробуйте её, и вы почувствуете её сладковатый лёгкий вкус. 

Теперь вернёмся к нашей статье. Наверняка, у каждого из вас получилась своя картинка, отличающаяся от других, и каждый выделил для себя что-то особенное, а какие-то детали не вызвали у вас отклика. Далее мы разберём, почему одни и те же события мы воспринимаем по-разному и как это происходит.

Разум с точки зрения науки и йоги

Наука говорит, что мы воспринимаем мир посредством органов чувств: глаз (зрение), ушей (слух), носа (обоняние), кожи (осязание) и языка (вкус). Через них информация поступает в виде электрических импульсов, которые проходят по нейронам в мозг. Затем мозг обрабатывает, анализирует её и отдаёт приказ телу, как следует себя вести в отношении воспринимаемого объекта или явления. Разум же считается продуктом работы электрохимических импульсов мозга. 

Йога говорит нам, что разум — это сложная многоуровневая структура, а мозг является лишь инструментом на грубом физическом уровне. Но даже разум не является последней ступенью в восприятии и интерпретации окружающего мира. Разум — это не наш начальник, а всего лишь инструмент в руках нашего высшего «Я», которое с помощью своих проявлений воспринимает и меняет окружающий мир. Оно посредством праны оживляет нас, вдыхая жизнь в каждую клеточку нашего тела. Только благодаря его воле мы можем двигаться, думать, что-то чувствовать, и именно оно «включает» наш мозг и запускает все внутренние механизмы нашего организма, когда мы входим в этот мир. Как только связь высшего «Я» с телами обрывается — мы умираем. Поэтому, с точки зрения йоги, разум — это такой же орган чувств, который позволяет нашему высшему «Я» познавать мир.

Как устроен разум

То, что мы привыкли воспринимать единым и называть одним словом «разум», в йоге разделено на несколько уровней (от более грубых до более утончённых структур и соответствующих им функций) и обозначено разными терминами на санскрите. Это манас, буддхи и читта. Эти понятия близки по значению, но каждое из них выполняет свою задачу. Рассмотрим каждый уровень более подробно.

Сначала информация через органы чувств поступает в манас, первую составляющую нашего разума. Его задача — фильтровать входящие данные. На этом этапе они либо проходят дальше на следующий уровень, либо отсекаются. Манас можно сравнить со строгим секретарём, который решает, кто зайдёт к начальнику, кто должен подождать в приёмной, а кого развернуть на входе. На каком же основании манас решает, что важно, а что нет? Значимость информации и избирательность манаса у каждого человека индивидуальны и зависят от инстинктов, заложенных в нас, а также от нашего предыдущего опыта: то, что важно для одного, может быть проигнорировано другим. Например, если во время прогулки в лесу позади нас вдруг громко хрустнула ветка, манас незамедлительно передаст этот сигнал дальше, и мы тотчас же резко обернёмся, отреагировав на поступившую информацию о потенциальной опасности. Или, если мы привыкли реагировать грубостью на грубость, то когда нас случайно кто-то толкнёт в вагоне метро, мы станем причиной конфликта, хотя другой человек в подобной ситуации просто это проигнорирует или даже не заметит.

Что же происходит дальше, когда манас, наш строгий секретарь, разрешает посетителю войти в кабинет босса и что из себя представляет этот кабинет? Из манаса информация поступает в буддхи, где воспроизводится её копия. К примеру, вы увидели ландыши в лесу, манас счёл эту информацию важной и пропустил её дальше в буддхи, где и сформировалась копия ландышей: цветы определённой формы, с определённым запахом и т. д. 

Затем эта копия высвечивается Сознанием (чит). Наше Сознание подобно всеохватывающему Солнцу, которое светит повсюду. Из него исходят отдельные лучи света, высвечивая и отражая всё то, что находится на поверхности буддхи. Эти лучи и есть читта. И всё, на что она направлена, постигается и осознаётся нашим высшим «Я». Читта целенаправленно фокусирует свет нашего Сознания на объекты. Момент высвечивания копии объекта Сознанием и есть процесс распознавания, именно в этот момент высшее «Я» и осознаёт, что видит именно ландыши, а не розы или тюльпаны. Всё это происходит с молниеносной скоростью: видим —  воспринимаем — распознаём. Это непрерывный процесс. Каждое мгновение наше высшее «Я» распознаёт колоссальное количество информации, ведь мы всё время что-то воспринимаем через органы чувств, которые постоянно работают. То есть в нашем буддхи постоянно появляются копии то одних, то других объектов. В нём, как в миниатюре, отображается всё, на что мы направляем своё внимание. 

Говоря о структуре разума мы не можем не упомянуть о ещё одной важнейшей его составляющей, без которой существование индивидуальной личности не представлялось бы возможным. Это ахамкара, или эго. Она заставляет нас чувствовать себя обособлено от других «Я»,  ощущать себя личностью. Чтобы наше высшее «Я» получило свой уникальный опыт, оно должно отождествить себя с тем, что воспринимает. С помощью ахамкары отпечатки, возникающие в буддхи, осознаются и ощущаются как свои собственные.

Всё, что мы видим — копия окружающего мира

Мы не видим мир таким, какой он есть на самом деле. Хоть мы и смотрим на реальный мир, но наш разум показывает нам его интерпретированную копию, которая отображается в нашем буддхи, и именно её мы и воспринимаем как реальность.

Можем ли мы быть уверены в том, что наши органы чувств не искажают информацию или что одну и ту же ситуацию два разных человека воспринимают одинаково? Очень часто люди спорят о том, какого цвета тот или иной предмет, называя разные оттенки одного и того же цвета, так как каждый воспринимает его по-своему. Искажение в восприятии информации может происходить на любом из этапов.

Во-первых, у человека может быть слабое зрение или слух, поэтому органы чувств уже воспримут информацию не совсем точно. Также внешние помехи: посторонние звуки, предметы, преграждающие обзор, отвлекающие запахи — могут повлиять на чёткость восприятия. Во-вторых, манас может какую-то часть информации отбросить, посчитав её не важной, а какую-то передать дальше. В-третьих, искажение может произойти в момент распознавания объекта, так как интерпретация того, что мы воспринимаем, зависит от нашего предыдущего опыта.  

Если человек ни разу не сталкивался с воровством, он будет доверять людям, и любая ситуация, которая может обернуться для него украденным кошельком, будет интерпретироваться как безопасная, пока он впервые не получит негативный опыт. В дальнейшем, попадая в аналогичную ситуацию, он уже будет действовать по-другому, воспринимая её как возможную опасность. Но так как мы получаем опыт не только в рамках одной жизни, но и предыдущих, то не всегда можем объяснить своё поведение, анализируя текущую жизнь. Так мы и переходим из жизни в жизнь с накапливающимся багажом отпечатков своего опыта, на основе которых и формируется наше мировосприятие, заставляя нас действовать соответствующим образом.

Из этих отпечатков строится вся наша жизнь, представления о себе и Вселенной, планы на будущее. Именно поэтому каждый из нас живёт в своём собственном мире, интерпретируя одинаковую для всех ситуацию по-своему. Не удивительно, что для кого-то страшный кризис станет реализацией возможностей, а для кого-то прогулка по лесу — пустой тратой времени.

«Правда у каждого своя»

Искажение информации на пути её следования от органов чувств к буддхи приводит к неверной интерпретации объекта или ситуации, что влечёт за собой ошибочные действия. Например, поздно вечером, когда мы видим не так остро, как днём, можно принять тень дерева за человека. И вместо того, чтобы спокойно пройти мимо, мы из страха столкнуться с опасностью обходим это место или убегаем прочь. Аналогичным образом и возникает неверное понимание природы вещей, за которым следуют неправильные поступки, и, следовательно, это нас запутывает ещё больше. Куда сложнее всё происходит, когда речь заходит о человеческих взаимоотношениях. Ведь любую ситуацию, происходящую между двумя людьми, каждый понимает по-своему. Поэтому людям порой бывает так сложно понять, «услышать» друг друга. Есть такие поговорки: «Смотреть со своей колокольни» или «Правда у каждого своя». 

Работа с вниманием

И здесь мы подошли к очень важному моменту — это работа с нашим вниманием. Йога говорит, что чем больше внимания мы уделяем объекту, чем дольше на нём концентрируемся, тем более качественная и детализированная копия получается в буддхи. Как это объясняется? Направляя внимание на объект, мы удерживаем на нём своё Сознание, благодаря чему объект полностью раскрывает нам всю информацию о себе, и мы познаём его. Вспомним, как мы решали задачи в школе: прочитал задание один раз — ничего не понял, второй, третий — начал решать, и решение пришло. Да, не сразу, нужно было некоторое время сосредотачиваться на задаче, размышлять о ней. И затем она раскрывала нам решение.

У большинства людей внимание всё время прыгает с одного объекта на другой, мысли проносятся в голове с невероятной скоростью. Подобный образ жизни влечёт за собой неспособность долго задерживаться на одной мысли. Можно проверить себя, сделав следующую практику: во время выполнения домашних дел, например, уборки в квартире или мытья посуды, отмечать про себя, насколько мы вовлечены в процесс, как часто отвлекаемся на другие дела, о чём в это время думаем, погружены ли мы своим вниманием в то, что делаем. И мы увидим, что большую часть времени думаем о совершенно посторонних вещах. Наше физическое тело здесь, но наши мысли далеко. И возникает вопрос: а где находимся мы? Там, где наши тела, или там, где мысли? Мы словно рассеялись в пространстве. Отсюда и появилось выражение «быть рассеянным».

Когда мы распыляемся на множество дел одновременно, пытаясь успеть всё и сразу, мы в итоге не можем сделать качественно ни одного из них. Чтобы хорошо выполнить какое-то дело, нужно уделить ему достаточно внимания, сконцентрироваться только на нём. Отсюда следует ещё несколько очень интересных моментов.

Научиться «видеть» объекты 

Во время практики, например, Хатха йоги мы погружаемся в ощущения в теле, пытаемся почувствовать его, понять, что ему нужно в данный момент. То есть мы направляем своё внимание в тело, фокусируя на нём Сознание, которое высвечивает тот участок тела, который мы хотим прочувствовать — и мы получаем информацию о нём: приятно нам или нет, стоит ли ослабить напряжение или наоборот добавить усилие.

В некоторых трактатах по йоге, например, в «Йога-сутрах» Патанджали сказано, что во время медитации, если мы сосредотачиваемся на объекте длительное время, при этом не отвлекаясь ни на что другое, мы своим Сознанием высвечиваем информацию об этом объекте, которую раньше не знали. Посредством устойчивой концентрации к нам приходит знание: из чего он сделан, где был до того, как попал к нам, что с ним будет дальше и так далее. Это знание приходит интуитивно как вполне конкретное, точное и безошибочное. Подобного результата не просто достичь, но, если верить древним текстам, всё это вполне осуществимо при регулярной и усердной практике.

Как работа с вниманием может помочь в жизни?

Если у нас возникла какая-либо проблема и мы хотим выяснить её причину, нам необходимо направить на эту проблему своё внимание, погрузиться в неё, проанализировать, продумать разные варианты исхода: от самых негативных до самых позитивных, понять, что необходимо сделать, чтобы получить благоприятный результат. И со временем ответ придёт. Всё зависит от нашего волеизъявления и степени концентрации. 

В целом, если говорить о повседневной жизни, нужно стараться сосредотачиваться на том, что мы делаем: завтракаем, смотрим фильм, работаем, разговариваем с кем-то — в любой деятельности необходимо фокусировать внимание только на ней. Тогда мы сможем составить более точную картину мира и себя в нём. Объекты, события, ситуации будут раскрываться перед нами, мы начнём делать правильные выводы и предпринимать правильные шаги, которые приведут нас к нашим целям. 

Мы не знаем, какой мир на самом деле, какие мы на самом деле — всё это сводится к играм нашего разума, который может по-разному интерпретировать информацию. Чтобы разум стал эффективным инструментом познания, нам необходимо научиться работать с вниманием. Направляя и удерживая его на том, что мы хотим постичь, мы сможем приблизиться к осознанию сути вещей и своей собственной. 

Будьте внимательны и познавайте с удовольствием!

Автор статьи: Евгения Агни

Редакция: Мария Гаятри, Анна Вита, Ольга Белоус, Евгения Агни, Мирра

Главный редактор: Анастасия Андрейченко

Куратор проекта: Керигона

1 комментарий к “Игры нашего разума”

  1. man.city.builder

    Здравствуйте – позволю себе отойти от строгих канонов. И задать неудобные вопросы. Если написано о бытие – в упоминании высшей реальности, это что – игра с христианством? Есть такая жесткая книжка – бытие. А где же Душа Мира, где же Дух Бога? Где высшее Я ? А Бытие – это Тора , то что мы видим внешнее , давно проработано мистиками Торы. Не чета церковным здесь.
    И далее – у меня пять пальцев на руке и например пять различий разума . Аханкарана имеет пять частей – ахамкара, будхи, манас, читта и чайтанья. О Чайтанье люди спящие вообще молчат. Это когда человек внимает голосу разума и спокойствие подобно озеру или реке на которой мысль движется дуновением легкого ветерка. Трудно понять – да?
    Хорошо, я имею право взять из веданты и обьяснить этот пятый палец . И конечно ни в чем не обвиняю автора статьи , ибо не всем дано разбудить для себя пятую часть ума.

Комментарии закрыты.