«Мягкая сила» китайского образования в России (продолжение)

В предыдущей части описаны способы расширения Институтами Конфуция своего присутствия в российском образовательном пространстве в условиях приостановки открытия новых Институтов Конфуция в России.

Продолжая разворачивать тему, в этой части статьи подробнее остановимся на вопросах проведения анализа создания российско-китайских образовательных ассоциаций, сделаем вывод о появлении нового инструмента «мягкой силы» Китая – ассоциации вузов, в определенной степени компенсировавшей остановку процесса открытия новых Институтов Конфуция в России.

Ассоциации как новый инструмент реализации “мягкой силы” Китая в России

Время приостановления открытия новых Институтов Конфуция в России (2011 г.) совпадает с бумом учреждения российско-китайских ассоциаций вузов. Статистика в данной области такова: в период с 2011 г. по н. в. создано 8 профильных ассоциаций вузов и 2 региональные.

Профильные ассоциации вузов включают: Ассоциацию технических университетов России и Китая (АТУРК) (2011 г.), Российско-китайскую Ассоциацию экономических вузов (2014 г.), Российско-китайский Союз высших педагогических учебных заведений (2014 г.), Российско-китайскую Ассоциацию медицинских университетов (2014 г.), Ассоциацию ректоров транспортных вузов РФ и КНР (ARTU) (2014 г.), Российско-китайскую ассоциацию вузов культуры и искусств (2016 г.), Союз журналистских вузов Китая и России (2016 г.), Ассоциацию классических университетов России и Китая (2017 г.). Региональные ассоциации представлены: Ассоциацией вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая (2012 г.) и Ассоциацией вузов регионов Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего и среднего течения реки Янцзы (2017 г.). Кроме того, в 2018 г. создана Ассоциация научно-технического сотрудничества РФ и КНР, учредителями которой выступили: с российской стороны – Уральское отделение РАН, а с китайской – Академия наук провинции Хэйлунцзян.

Очевидно, что за почти одновременным созданием такого количества ассоциаций вузов стоит некая организующая сила, а инициатива создания новой формы взаимодействия принадлежит не российской стороне. Временной период учреждения ассоциаций вузов позволяет предположить, что ассоциация пришла в Россию на смену Институтам и Классам Конфуция как менее явная, менее затратная и более продуктивная форма присутствия Китая в образовательном пространстве России. Можно заключить, что ассоциация на сегодняшний день стала одной из основных форм сотрудничества России и Китая в области образования, придав этому сотрудничеству новое качество – качество сетевого сотрудничества. Форма двусторонних профильных и региональных ассоциаций вузов и научных организаций является специфической формой российско-китайского образовательного сотрудничества и отсутствует в практике взаимодействия России и Китая с другими странами.

Вне всякого сомнения, создание ассоциаций вузов имеет целый ряд положительных моментов: – структурирование сотрудничества вузов двух стран по профессиональным профилям, позволяющее упорядочить процесс взаимодействия вузов одного профиля, исключить дублирование одних и тех же направлений или видов деятельности вузов в рамках одного профиля; – включение в процесс сотрудничества в рамках отдельных профессиональных профилей вузы, находящиеся на различных территориях двух стран, а не только в приграничных и центральных регионах России и Китая, включение в процесс сотрудничества как крупных вузов, так и небольших образовательных учреждений; – расширение форм взаимодействия профильных вузов (научные конференции, научно-исследовательскую работу, совместные образовательные программы (СОП), стажировки и др.), расширение возможностей разработки и реализации отдельной СОП за счет участия в ней большего количества вузов; – расширение возможностей экспорта российского образования, обмена передовыми достижениями в области образования и науки; – добавление к преимущественно образовательному формату сотрудничества вузов одного профиля научно-исследовательского формата, реализуемого на нескольких научных площадках; – создание возможности открытия совместных научно-исследовательских центров профильных вузов, разрабатывающих отдельные тематические направления, стимулирование развития совместных фундаментальных научных исследований; – аккумулирование передового опыта образовательного и научного сотрудничества профильных вузов.

Вместе с тем, стремительное появление во взаимодействии двух стран новой формы образовательного сотрудничества вызывает ряд вопросов. Создание ассоциаций определено наличием у российских вузов права осуществления самостоятельной международной деятельности, не регламентированной федеральными нормативно-правовыми актами. Вопрос создания ассоциации, а тем более вопрос вступления в ассоциацию, входит в сферу компетенций российских вузов.

Алгоритм создания ассоциации крайне прост. Он включает: подписание руководителями двух вузов России и Китая, выступающих учредителями ассоциации, предварительного документа (декларации, меморандума, договора и пр.), подтверждающего намерение создания ассоциации; создание ассоциации на учредительном собрании (форуме, конференции); подписание Устава ассоциации вузами-членами ассоциации с российской и китайской стороны.

Процедура создания ассоциации такова, что любой вуз России может это сделать с любым вузом Китая без каких бы то ни было на то согласований и разрешений.

Организационно-правовая форма российско-китайских ассоциаций четко не определена. Данные организации можно рассматривать как некоммерческую организацию (НКО), о чем прямо заявляют создатели трех ассоциаций: АТУРК, Российско-китайской ассоциации экономических вузов и Ассоциации ректоров транспортных вузов РФ и КНР.

Определить организационно-правовую форму остальных ассоциаций не представляется возможным в связи с отсутствием в открытом доступе информации о каких-либо учредительных документах. О конкретной форме НКО можно с уверенностью говорить лишь в отношении Ассоциации ректоров транспортных вузов РФ и КНР (ARTU), которая в Уставе заявлена как общественное объединение.

Общественное объединение, согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», может быть учреждено физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями. Именно поэтому ARTU заявлена как «общественное добровольное объединение, созданное представителями высших учебных заведений Российской Федерации и Китайской Народной Республики», то есть физическими лицами, что отражено в названии ассоциации – Ассоциация ректоров транспортных вузов РФ и КНР. Согласно указанному закону, общественное объединение может регистрироваться и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Это положение закона дает ARTU право не регистрироваться в качестве юридического лица. Ст. 47 указанного закона гласит, что «общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство».

Таким образом, ARTU может быть классифицирована как международное общественное объединение. Все остальные вузовские и научные ассоциации также не являются юридическими лицами и не значатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Федеральной налоговой службы России. При этом сложно предположить, к какой форме НКО они относятся, и вообще – являются ли они НКО, поскольку право не регистрироваться в качестве юридического лица есть только у одной формы НКО – общественных объединений, однако общественное объединение может быть учреждено либо физическими лицами, либо общественными объединениями, являющимися юридическими лицами, к которым вузы-учредители ассоциаций, являясь государственными учреждениями, не относятся.

Другие формы НКО, например, ассоциация (союз) в РФ обязательна для регистрации в качестве юридического лица, а созданные ассоциации юридическими лицами не являются. Рассмотрение созданных российско-китайских ассоциаций как международных неправительственных организаций (НПО) также вызывает ряд вопросов, поскольку такие организации тоже должны создавать в России юридические лица.

Заметим, что Минюст РФ формирует только Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, при этом общего перечня действующих на территории России иностранных и международных НПО нам найти не удалось. Что касается создания ассоциаций учителей и преподавателей китайского языка, то здесь также существуют разные подходы. Так, Ассоциация учителей и преподавателей китайского языка ДВФУ не зарегистрирована в качестве юридического лица, а Ассоциация преподавателей китайского языка ПФО имеет государственную регистрацию и права юридического лица.

Отсутствие государственной регистрации и не приобретение прав юридического лица созданными ассоциациями не позволяют получать полную и достоверную информацию (не только новостную) о принципах организации данных объединений (в открытом доступе сети интернет находится всего один Устав ассоциации вузов и научных организаций из 11 упомянутых) и видах их деятельности, а также осуществлять контроль деятельности данных ассоциаций со стороны государства и общества. Также необходимо отметить, что на прошедшем 4-5 декабря 2018 г. в КНР (г. Чэнду) XIII Всемирном форуме Институтов Конфуция обсуждался вопрос создания Ассоциаций выпускников ИК.

* * *

Китай оптимизирует организацию распространения китайского языка и культуры. С этой целью в 2013-2014 гг. была обновлена Единая программа по обучению китайскому языку как иностранному, обязательная для ИК во всем мире. Обновленная программа наполнила новым глубоким содержанием компонент «культурная компетенция», предъявив к изучающим китайский язык в ИК серьезные требования к знанию и пониманию культуры Китая.

Институты Конфуция продолжают оставаться в России одним из важных инструментов реализации компонента «культурно-цивилизационные ценности» в структуре «мягкой силы» Китая. В условиях приостановления открытия новых ИК, уже созданные находят новые формы увеличения своего присутствия в нашей стране, такие как преобразование существующих Классов Конфуция в новые ИК и создание существующими ИК новых КК.

Институты Конфуция являются инициаторами создания и фактическими организаторами деятельности ассоциаций учителей и преподавателей китайского языка в ряде федеральных округов России, что свидетельствует о глубокой заинтересованности Китая внутренними процессами обучения китайскому языку в нашей стране и стремлении принимать в них непосредственное участие. Очевидно, что в ближайшее время мы станем свидетелями попыток создания Всероссийской ассоциации преподавателей китайского языка, а также целого ряда ассоциаций выпускников Институтов Конфуция, учредителями которых будут российские граждане.

Такой инструмент «мягкой силы», в сравнении с Институтами Конфуция, обладает рядом преимуществ: ассоциация менее «агрессивна», поскольку напрямую не ставит задачи распространения китайского языка и китайской культуры, переводя фокус внимания на научно-образовательное сотрудничество; она менее затратна, т.к. в процесс сотрудничества вовлечены и китайская, и российская стороны; не привязана к одному конкретному вузу, а имеет «зонтичную» конфигурацию, позволяющую охватить большое количество образовательных учреждений России; не обладает четкой организационно-правовой формой, что затрудняет получение информации и контроль ее деятельности со стороны государства и общества.

На начало 2019 г. в разнообразные российско-китайские ассоциации интегрировано более 250 вузов России, что составляет около 1/3 численности всех вузов страны (без филиалов), а также 44 российские академические организации (из Уральского отделения РАН). Территориально деятельность трех региональных ассоциаций (двух вузовских и одной научной) охватывает 4 федеральных округа РФ (Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Приволжский). Появление в российско-китайском образовательном сотрудничестве такой формы, как ассоциация добавило к «точечному» принципу функционирования инструментов «мягкой силы» Китая в России (при котором каждый Институт Конфуция является отдельным «центром притяжения» образовательных учреждений и субъектов в области обучения китайскому языку и культуре) «сетевой» принцип, при котором российские вузы интегрируются в сеть взаимодействия с китайскими вузами, сами становясь «точками приложения» «мягкой силы» китайского образования в неизмеримо большем количестве областей.

«Азия и Африка сегодня» № 1 2020