НА КУМБХ МЕЛЕ-2019 В ИНДИИ

@ 2019 В. КАШИН

В центре внимания автора – Кумбх мела-2019, величайший в мире сакральный фестиваль, прошедший близ индийского города Праяграджа 15 января – 4 марта и привлекший 140 млн паломников. Он является окном в индуизм и древним празднеством.

Кумбх мелу-2019 отличали масштабность, хорошая организация, участие паломников и туристов из-за рубежа и наличие политического фактора в связи с приближающимися выборами в Народную палату (Лок сабха) парламента Индии. Автор рассказывает о шествии акхар, поведении нагов, купании садху, особенностях ритуального омовения индусов, перемещении паломников в Сангаме и культурной программе, подготовленной для них. Эта программа включала свыше 500 различных мероприятий. К статье прилагается подборка оригинальных авторских фотографий.

Величайший в мире сакральный фестиваль Кумбх мела прошел 15 января – 4 марта 2019 г. у слияния Ганги и Ямуны близ индийского города Праяграджа и привлек 140 миллионов паломников.

22 февраля в составе делегации из представителей 188 стран мне довелось быть участником величайшего на планете сакрального фестиваля Кумбх мелы (букв. «праздник кувшина») – окна в индуизм. Что касается нашего форума, он назывался «Мировое взаимодействие». Его куратором была авторитетная правительственная организация – Индийский совет по исследованиям в области культуры. В этот раз Кумбх мела проводилась с 15 января по 4 марта 2019 г. в Сангаме, месте слияния рек Ганги, Ямуны и мифологической Сарасвати у города Праяграджа, древней Праяги, средневекового Праяга, а с 1575 по 2018 гг. – Аллахабада, родины премьер-министров Джавахарлала Неру и Ин- диры Ганди. Реки в Индии преимущественно женского рода, поэтому удобнее название Ганга, а не Ганг, как у нас утвердилось.

За 49 дней празднества ритуальное омовение души и тела совершили 140 млн человек со всех концов Индии и из-за рубежа, что на 40 млн больше, чем в 2013 г. Если бы все они одновременно вошли в Гангу, река могла выйти из берегов и затопить двухмиллионный Праяградж.

КУВШИН С АМРИТОЙ

Священные тексты индуизма – пураны – рассказывают, что когда-то давно боги и демоны – асуры – совместно взбивали океан, чтобы добыть напиток бессмертия – амриту.

В качестве орудия для взбалтывания они использовали гору Мандару. Без устали вращали гору асуры, опаляемые пламенем, и боги, освежаемые ливнями из туч. Когда из глубин, наконец, явился бесценный кувшин, асуры пришли в исступление, устремились к нему, и каждый стремился завладеть сосудом только для себя. Тогда верховный бог-хранитель Вишну обернулся небесной девой. Восхищенные ею, асуры прекратили борьбу и добровольно отдали красавице кувшин. Потом они всё же опомнились, и между богами и демонами произошла жесточайшая битва. Враги метали друг в друга острые дротики и копья, разили тяжелыми палицами и мечами. Грозная чакра, боевой метательный диск Вишну, наводил ужас на асуров. Тысячами гибли они под его ударами. Но асуры не хотели сдаваться и обрушили на богов скалы и горы. Сражение продолжалось 12 лет. Сосуд переходил из рук в руки, и часть амриты расплескалась.

Капли падали раз в три года в воды рек, где сейчас находятся города Праяградж (штат Уттар Прадеш), Насик (штат Махараштра), Уджайн (штат Мадхья Прадеш) и Харидвар (штат Уттарк- ханд). Освященные прикосновением амриты, эти города поочередно принимают Праздник кувшина. Однако Праяградж остается вне конкуренции, поскольку Сангам обладает особенной очистительной силой сразу нескольких рек.

Кумбх мела – древнее празднество. Первое письменное свидетельство о нем относится к VII в. н.э. и принадлежит буддистскому монаху из Китая Сюань Цзану, рассказавшему о купании в Праяге людей со всех сторон и из далеких областей. Сроки проведения фестиваля зависят от позиции Солнца, Луны и Юпитера и определяются по астрономическим таблицам.

ПАЛИТРА ПРАЗДНЕСТВА

Торжественному открытию Праздника кувшина предшествовало красочное шествие лидеров 13 акхар, представляющих собой главные объединения или ордена странствующих проповедников- аскетов. (шиваитские и вишнуитские направления в индуизме.) Они гордо восседали на слонах, конях и на буксируемых тракторами широких платформах в окружении ревностных сторонников и почитателей. Первыми к воде по белым мешкам с песком, уложенным ступенями, устремились обнаженные воины акхар – наги. Обмазанные синей краской и обсыпанные пеплом, они маршировали колоннами, потрясая трезубцами и копьями.

За ними омовение совершали жрецы и отшельники, йоги и аскеты, спустившиеся на равнину с Гималайских гор и вышедшие из лесных дебрей. Среди них было немало лицемеров и проходимцев, но грандиозное торжество освящали не они, а те, кто прозрел и познал Бога. И наконец, последними благоговейно вступали в зеленую воду простые паломники. Напуганные происходящим феерическим действом, жены жались к мужьям, дети цеплялись за матерей.

Мужчины совершали ритуал в трусах или длинных марлевых юбках, женщины – в сари. При этом индусы вели себя по-разному. Одни шептали краткие молитвенные формулы мантры, зачерпывали воду и брызгали ею в направлении восходящего солнца. Другие осторожно набирали воду в ладони и выливали между большим и указательным пальцами. Третьи поливали себе голову. Четвертые, зажав нос, решительно окунались. Пятые брали воду пригоршнями и полоскали рот.

Но самое необыкновенное зрелище представляло купание странствующего аскета садху. Опустив в реку длинные волосы, заплетенные в косицы, он резко вскидывал голову, и его мокрая грива разбрызгивала капли почти на 100 метров. Каждый был погружен в себя и не замечал никого вокруг. После омовения кто-то в тот же день отправлялся домой, а кто-то оставался на берегу на целый месяц.

В открытии Праздника кувшина приняли участие 22,5 млн человек. Самый большой наплыв паломников пришелся на «царские омовения» 15 января, 4 февраля и 10 февраля и «великую ночь» верховного бога-разрушителя Шивы, выпавшую на 4 марта. Считается, что именно в эти дни звезды выстраиваются в наиболее благоприятном порядке, и в Гангу с небес капает амброзия. Она не только очищает тело, ум и душу страждущего, но и освобождает от скверны 80 поколений его предков. Хотя Кумбх мела – это празднество индусов, к нему давно тянулись европейцы: за экзотикой, новыми впечатлениями, общением в тесном кругу, но главное, за духовными ценностями. В новом столетии она становится важным местом культурных контактов народов мира. Поэтому вполне закономерно, что в декабре 2017 г. ЮНЕСКО признало её частью мирового духовного наследия

ПОЧЕРК КУМБХ МЕЛЫ-2019

Кумбх мелу-2019 отличают масштабность, хорошая организация, широкое международное присутствие и наличие политического фактора. Фестиваль проходил в Сангаме и на прилегающей территории площадью 3200 гектаров, что вдвое превышает площадь Кумбх мелы 2013 г. Её бюджет составил 42 млрд рупий, или $600 млн  (12 млрд рупий – в 2013 г.).

Для паломников построили 4 палаточных городка с 4200 брезентовыми палатками, сутки в которых обходились в 32 тыс. рупий, или $457 с человека. Вдоль дорожек расставили 122500 переносных туалетных кабин и 20000 мусорных ящиков. Берега рек соединили 22 понтонных моста.

Ганга у Сангама.

Были приняты беспрецедентные меры безопасности, которые усилили после того, как 14 февраля смертник из террористической организации «Джаиш-и Мохаммед» (Армия Мохаммеда), окопавшейся в Пакистане, подорвал индийский конвой в штате Джамму и Кашмир. Жертвами атаки стали 45 индийских военнослужащих. Практически весь Сангам находился под наблюдением 1135 камер. Паломников оберегали 20000 полицейских, не считая солдат и спецназовцев. В небе барражировали боевые вертолеты. Принять раненых и больных были готовы 11 временных медицинских пунктов на 20 коек каждый и стационар на 100 коек.

Гостями Праздника кувшина стали свыше 10000 паломников и туристов из 192 стран. Их приняли 6 павильонов, где прошло более 500 различных культурных мероприятий, музей истории Индии под открытым небом, многочисленные выставки, кинотеатры, лазерное шоу и тому подобное.

Форум «Мировое взаимодействие» был частью этой программы. 23 февраля в Нью-Дели на приеме в честь его участников выступили премьер-министр Индии Нарендра Моди и министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж. В своей речи Н.Моди рассуждал о духовном потенциале Кумбх мелы и её открытости для всех культур. Он выразил желание, чтобы этот праздник и в дальнейшем оставался «монитором прогресса».

На всем протяжении пути от аэропорта до Праяграджа и в Сангаме бросались в глаза сотни плакатов, на которых рядом или напротив друг друга улыбались Нарендра Моди и главный министр штата Уттар Прадеш Йоги Адитьянатх, соратники по правящей в стране и штате консервативной Бхаратия джаната парти (БДП). Это верная примета приближающихся выборов в Народную палату (Лок сабха) парламента Индии.

Накануне Кумбх мелы по инициативе Йоги Адитьянатха Аллахабад был переименован в Праяградж, против чего возражала оппозиция в лице Индийского национального конгресса (ИНК) и Самаджвади парти, борющихся за голоса мусульман в штате.

24 февраля Н.Моди посетил Сангам, совершил омовение в Ган- ге и другие ритуалы, в т.ч. омыл но- ги нескольким мусорщикам и вы- тер их белым полотенцем. Оппози- ция охарактеризовала эти дейст- вия как «популистский и пропа- гандистский» акт для достижения политического преимущества.

Омовение паломников.

На этом, пожалуй, можно поставить  точку.  И  хотя  обыденность текущих дней берет верх и вытесняет картины и образы Кумбх мелы-2019, они время от времени напоминают о себе. И тогда перед глазами снова встают расписные лодки на могучей реке, заросли баньяна над средневековым фортом и гигантский водоворот человеческих жизней, судеб и обломков страстей в вечном полете в бесконечном космосе.

Журнал Азия и Африка сегодня” № 7 2019