Несколько подходов к изучению Вед. Как изучается это древнее наследие в современную эпоху?


Первый подход – сугубо научный.

Когда представители западной науки начинают анализировать те или иные исторические памятники, в частности Веды, и делают выводы не на мнении индусов или на мифах и байках, которые могут присутствовать в группах людей, которые якобы сохранили это знание, а исключительно строгим образом по факторам, которые применяются в истории.

Т.е. современный ученый говорит: «Если есть Веды, то покажите мне этот материал, эти листы, где это знание записано». После чего учёный с помощью радиоуглеродного метода датирует возраст этих записей. Этот манускрипт или эта копия Вед была написана тогда-то, соответственно, появляется хоть какая-то датировка. Затем учёный, безусловно, пытается вчитаться в смысл Вед и анализирует какие-то географические, исторические названия, те или иные предметы быта, и начинает их сравнивать. Скажем, присутствует то или иное географическое название – из других источников известно, что оно находилось там-то и в такое-то время, есть такие факторы, которые можно сопоставить, сравнить.

В отношении Вед есть очень чёткая граница, кто бы что не говорил о том, когда Веды были написаны, они в любом случае были написаны до буддизма. Соответственно, появляется ещё какая-то датировка.

Наконец, более интересные анализы, методы, сравнения: например, анализ языка, слов, каких-то инородных включений. Если же вы встречаете в Ведах слово, явно не принадлежащее к индоевропейской группе языков, то есть основание полагать, что во времена написания или формирования Вед, жрецы-брахманы как-то соприкасались с другими народами или другим языком, т.е. это получило своё отражение.

Очень интересен лингвистический метод реконструкции, анализ языка. Чрезвычайно интересно сравнение разных исторических текстов, манускриптов, философских доктрин. Веды очень близки к Авесте, Авеста – это древнеиранское наследие. Таким косвенным образом учёный начинает реконструировать – что возникло, когда возникло и какой в этом смысл. Это один подход и надо сказать – один из самых перспективных, вменяемых и заслуживающих уважение.

Другой подход в изучении и сохранении Вед – когда многочисленные представители философской или религиозной школы, которые опираются в том числе и на Веды, начинают провозглашать те мифы, которые сохранились внутри их школ.

Каждая философская система желает приписать себе возраст и мы иной раз сталкиваемся с утверждениями о том, что Веды возникли за такое количество тысячелетий, которое, собственно говоря, вызывает только лишь улыбку среди учёных. А вот в среде той или иной секты, того или иного религиозного учения, которое якобы претендует на понимание Вед, это проходит «на ура». Сказано где-то в мифах, сказаниях, что так-то и так-то, значит, так оно и есть – и, как вы понимаете, это просто простор для всякого рода мракобесия. Там каждый – кто во что горазд, то и начинает придумывать.

В современное время есть и более сбалансированный и осмысленный подход к изучению Вед.

Это те немногочисленные группы исследователей, которые, в первую очередь, пытаются понять суть ведического знания, и только лишь потом пытаются интерпретировать формальный текст Вед в ту или иную сторону. Если Веды сохранились, если это действительно грандиозное знание, то в первую очередь эти исследователи считают, что надо понять смысл этого знания, а только потом, как современные учёные, интересоваться всякого рода датировками или сравнениями. Если вы знаете смысл, то, по сути, вам всё равно, какие мифы или байки вертятся вокруг Вед. Поэтому, если это будет явная глупость, то вы это незамедлительно отбросите, если в этом есть какая-то крупица чего-то ценного, вы это оставите.

Еще один фактор, который, пожалуй, самый таинственный.

В Индии до наших дней сохранились группы людей, которые также считают, что они – носители знания Вед, но держат они это в абсолютной тайне. До сих пор есть жрецы–брахманы, которые пользуются Ведами, но которые абсолютно не склонны передавать это знание никакой из вышеперечисленных категорий исследователей – ни учёным, ни сектантам, ни исследователям, которые пытаются понять суть этого знания.

Они как бы держат сами Веды, понимание, интерпретацию, пользование инструментами этих Вед в очень узком кругу посвящённых, проникнуть в который невозможно. Как правило, эта тайна передаётся по наследству и эта преемственность, по всей видимости, сохранилась до наших дней через тысячелетия. Это своего рода как бы неприкосновенный запас, эталон, который до какой-то степени позволит сохранить это знание.

Вы знаете, что в любой стране есть коллекция семян тех или иных злаковых растений на тот случай, если тот или иной вид исчезнет, поэтому в специально охраняемых помещениях держат небольшое количество семян тех или иных растений. Во Франции есть эталон веса, эталон длины, признанные во всем мире, и все остальные единицы сверяют по этим эталонам, чтобы не было расхождений. Понятно, что к этим эталонам доступ очень ограничен, только в крайнем случае можно получить доступ во Франции к эталону одного килограмма – единице массы.

Точно также и эти круги жрецов–брахманов содержат, сохраняют это знание Вед до наших дней, пытаясь полностью не пересекаться с окружающим миром, с цивилизацией, которая сейчас очень сильно влияет на образ жизни людей, живущих в Индии.

В первом приближении я обрисовал ситуацию, которая происходит. Как видите, всё очень сложно, всё абсолютно неочевидно. Все мои слова должны быть для вас очень хорошим толчком, чтобы вы, если хоть что-то знаете про Веды, попытались в первом приближении переосмыслить, откуда к нам пришли эти знания, а не прошли ли они через одну из групп, о которых я упомянул, и не стали ли они заведомо искажёнными.

По материалам семинара «Веды» от 22.10.2010 г., автор Вадим Опенйога.