Развитие разума не в ущерб доброте

Открытый Йога Журнал

По мере того, как мы развиваем свой разум, у нас появляется склонность больше воспринимать окружающий мир посредством логического мышления, чем через чувства. В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что становится легче избегать нелогичных глупых поступков, как с нашей стороны, так и со стороны окружающих. А минус в том, что мы можем огрубеть и очерстветь, руководствуясь лишь сухой логикой, пренебрегая чувствами. Это может привести к жизненным ошибкам с негативными последствиями и помешать духовному росту. Чтобы избежать таких ошибок, попробуем разобраться, стоит ли быть добрым? Как следует подходить к аскетизму? И как достичь баланса в одном и другом?

Нужно ли помогать другим или инициатива наказуема?

Люди часто говорят: «Не делай добра — не получишь зла». Не каждое проявление добра оказывается добром, а может обернуться злом. Причём как для того, кто совершает это “добро”, так и для того, кто его получает. Причина этого заключается в нарушении свободы воли другого человека, вмешательство в его личный выбор и попытке навязать свою волю ему в виде помощи. Следует помнить, что навязывание помощи не может быть проявлением доброты!

Одно и то же действие может быть как добром, так и злом, в зависимости от того, уместно ли оно или нет в данный момент времени именно для этого человека. Развивая свой разум, мы больше действуем с позиции логики, но Вселенная существует и за плоскостью логики, и понятие доброты как раз относится к области сверхлогики. Поэтому, чтобы правильно понять каждую ситуацию, нужна чуткость и интуиция в сочетании с разумом.

Помогая другим, мы помогаем и себе, так как невозможно быть счастливым, когда рядом кто-то страдает. 

Что значит быть добрым?

Некоторые думают, что быть добрым, значит всем помогать, доверять и всё всем позволять. При такой жизненной позиции скоро не останется сил не только на помощь другим, но и на себя самого. Добро другим не должно приносить существенного вреда самому себе, за исключением случаев, связанных с необходимостью выполнения своего долга. Пренебрежение балансом между своим и чужим интересом выльется негативом. Кроме того, безотказное поведение может спровоцировать других причинять вред нашим интересам. В таком случае это будет благодаря нашему же молчаливому согласию. Поэтому в Йоге существую два главных принципа, с которых начинается это учение.

Первый принцип Доброты призывает нас всеми силами стараться не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если нет возможности не причинять вред, то поступаем так, как велит долг.

Второй принцип, принцип Логики и эффективности, призывает нас направлять своё сознание и тратить свою энергию только на то, что ведёт к достижению целей, поставленных перед собой в работе, отдыхе, учёбе или Йоге. Не распыляться по мелочам, не растрачивать силы понапрасну на дела, уводящие в сторону от поставленных целей. 

Всегда ли нужно говорить только правду?

Правда хороша, но не в любом виде и не в любое время. Есть такое выражение: «Правдивость — дочь доброты». Прежде чем высказать правду, нужно подумать будет ли от этого больше блага или же больше будет вреда, актуальна ли она на данный момент времени. Правда — это сила, и, как любая сила, может быть использована во благо и во вред. Существует три вида правды: в саттве (благости), в раджасе (страсти) и в тамасе (невежестве). Правда в благости меняет мир к лучшему, правда в страсти приносит корыстную выгоду тому, кто её использует, правда в невежестве приносит всем вред и разрушение. И часто важно именно, как сказана правда, с каким посылом. Нужно понимать цель использования правды. 

Что такое Аскетизм — страдания тела, подавление психики или духовное развитие?

Аскетизм — это не просто истязания тела или психики. Аскетизмом накапливается потенциал в том случае, если соблюдается несколько условий.

  1. Аскетизм не должен восприниматься как насилие над собой и самоистязание. Это добровольное принятие ограничений, когда воля не подавляется, а наоборот утверждается по принципу: “Я так волеизъявил, значит так и будет”. Аскетизмом не может называться ограничение в чём-то со стороны других!
  2. Внутренняя работа над собой, самодисциплина. Это не просто привычка обходиться без еды, быть невосприимчивым к холоду и другим неудобствам. Это когда наши проявления направлены в одно русло, а мы их сдерживаем волевым усилием или перенаправляем в другую сферу. Например, если мы чего-то хотим, но при этом ограничиваем себя. Или наоборот, нет желания что-то делать, но мы пребываем в позитивном настрое, заставляя себя. Когда нас торопят, а мы не торопимся. Когда нас раздражают, а мы сохраняем спокойствие. Просто лишение своего тела необходимого, истощение, не всегда является аскетизмом, дающим силу. Необходимое условие — внутренняя работа — учится применять волевое усилие и перенаправлять высвободившейся потенциал в то направление, которое нужно нам.
  3. Аскетизм сопровождается ясностью сознания, внутренним позитивным настроем, накоплением физической и психической энергии. Если этого нет, значит что-то пошло не так.

Всегда ли аскетизм является духовным подвигом?

Не всегда. Всё зависит от поставленных перед собой задач и от состояния практикующего. Если мы не ставим перед собой цели духовного развития, то сам по себе аскетизм не даст нам этого. Он лишь помогает накопить жизненных сил, а в какое русло мы их направим, зависит от нас. Если практикующий находится в невежестве, то аскетизм вместо развития может низвергнуть его на несколько ступеней ниже. Неправильно использованный потенциал Аскетизма может сработать как взрывчатка, навредить нам и окружающим.

Мир не столь однозначен, как нам иной раз кажется. И часто мы не видим всей картины. Реальность иногда недоступна для логического понимания. И чтобы постичь мир с другой стороны, нужна чуткая интуиция. Иной раз мы можем воспринять какой-нибудь подход или метод прямо “в лоб”, не думая о последствиях. Поэтому, чтобы не навредить себе и окружающим, следует как минимум соблюдать принципы доброты и здравого смысла.

Развивайтесь гармонично!

Автор статьи: А. Медин

Автор рисунка: студенты МОЙУ

Редакция: Е. Лакшми, В. Юлия, О. Белоус, Е. Рати, Мирра

Куратор проекта: Керигона

  • Если вы хотите БЕСПЛАТНО изучать Йогу на английском и русском языках в своём ритме, регистрируйтесь на Йога-курсах OPENYOGACLASS.COM, YOGAOPENYOGA.COM
  • Если вы хотите получить дополнительную профессию преподавателя Йоги на английском и русском языках, включайтесь в подготовительную группу. Все подробности на сайте OPENYOGACLASS.COM .
  • Если вы совсем не знаете, что такое Йога, но хотите узнать обзорные материалы на английском и русском языках более чем по 30 видам Йоги на сайтах OPENYOGA.RU и OPENYOGALAND.COM .
  • Расписание проектов Открытой Йоги на сайте OPENYOGA.RU в разделе «Календарь.”
  • Если вы хотите приобрести КНИЖНУЮ ВЕРСИЮ журнала, пройдите по ссылке и заполните гугл-форму.
  • Список тем для написания статей по ссылке.
  • Если вы хотите ПОМОЧЬ делу распространения Йоги подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и делайте репосты, чтобы максимально большое количество человек могло узнать об Открытой Йоге!

Канал Youtube

Блог ОЙЖ

Группа Vkontakte

Группа Facebook

Группа Odnoklassniki

  • По любым вопросам пишите по адресу OpenYogaJournal@gmail.com

Автор:  

Открытый Йога Журнал — проект Открытой йоги. Проект существует с 2015 года. Из трёх человек, стоящих у его истоков, команда значительно выросла и теперь в ней трудятся уже более 30 человек, не считая многочисленных авторов. Статьи написаны студентами и вольными слушателями Открытой Йоги. В них затронуты темы, изучаемые в МОЙУ, и раскрыты они максимально простым языком с жизненными примерами, цитатами великих личностей и определениями из различных областей деятельности. Журнал непрерывно расширяется. Если Вы хотите поделиться Бхавой и своими открытиями в йоге, а также если у вас есть предложения и любые вопросы, пишите по адресу: OpenYogaJournal@gmail.com