2007.12.22. Состояние Кевелы (Кевалы).Йога и питание.Занятия йогой для детей. (Вадим Опенйога)

2007.12.22. Состояние Кевелы (Кевалы).Йога и питание.Занятия йогой для детей. (Вадим Опенйога)

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога

Дата: 2007.12.22

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)

Краткое описание : Чем характеризуется состояние Кевелы (Кевалы)? Какие изменения происходят в организме человека при занятиях йогой? Почему эти процессы иногда протекают крайне болезненно? В чем разница между состоянием Кевелы (Кевалы) и состоянием «потери» сознания? Как связаны между собой дыхание, мыслительный процесс и сексуальная энергия? Каковы критерии пребывания в Самадхи? Какие ощущения может испытывать человек при занятиях йогой? Что из себя представляет энергия в чистом виде и сознание в чистом виде? Каковы разумные принципы питания? Какие существуют предписания по питанию при выполнении жестких практик? Почему знания по йоге исчезают? Что нужно сделать для того, чтобы йога не исчезла? В чем заключаются трудности при подготовке будущих преподавателей йоги? Что могут дать занятия йогой детям? Разные взгляды на эпоху Кали Юги. Каковы принципы передачи знаний по йоге? Как действует закон кармы?

Скачать Аудио Вариант 1: MP3 Web 32кб/с, 20 Мб
Скачать Видео
Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

Смотреть Видео:

video
play-sharp-fill

 Сегодня 22 декабря 2007 года. Меня зовут Вадим Опенйога. Находимся мы в КЦ «Просветление» в городе Москве возле метро Новослободская. Мы рассматриваем все вопросы, связанные с теорией и практикой йоги. Для архива вся информация на сайтах www. openyoga.ru, www. openyogaclass.com.

Сегодня мы пойдем по нашему обычному сценарию. Сперва мы рассмотрим очередную тему, затем обсудим все вопросы, которые у Вас возникли. Если у Вас есть предложения по поводу темы, которую можно было бы обсудить, то можем изменить все что угодно, в том числе и нашу лекцию. Самое главное это Ваши вопросы, поэтому если у кого-нибудь есть какие-то вопросы, можете смело задавать  и мы начнем их рассматривать.

Состояние Кевелы (Кевалы).

Вопрос. Расскажите, пожалуйста поподробнее о состоянии Кевелы.

Вадим Опенйога.  В йоге есть такое понятие как Кевела, иногда говорят Кевала. Это некое такое интересное состояние, которого должен достичь каждый йогин, занимающийся достаточно долго Пранаяма-йогой, медитацией и другими видами йоги. Что это за состояние, чем оно себя характеризует и вообще на сколько об этом надо знать?

Начнем с самого начала. Состояние Кевелы или Кевалы, это некая серьезная пограничная точка на нашем пути, когда мы реально занимаемся йогой, когда мы серьезно занимаемся своим телом, своими внутренними структурами. В очень приближенных выражениях можно объяснить это состояние, как когда вдох поглощает выдох, выдох поглощает вдох. Дыхание начинает снисходить на нет. Мы можем сделать задержку на вдохе или на выдохе. А тут сам собой процесс дыхания сходит на нет. Вот это такое очень серьезное пограничное состояние. Степень приближенности к этому состоянию может быть разная.

Иногда в литературе это состояние описывается как  задержка дыхания, но это не совсем адекватный перевод. Когда мы задерживаем дыхание, мы делаем некое усилие, мы к этому стремимся, мы как-то на этом концентрируемся. А состояние Кевелы или Кевалы, оно в некотором смысле спонтанное. Оно характеризуется степенью очистки нашего тела.

Напоминаю из аксиоматики , что у нас помимо грубого физического тела есть еще тонкое тело и причинное тело. Все три тела связаны между собой Праной. Все мы люди внешне похожи, но сходство это обманчиво, потому что внутренние структуры, внутренние центры у каждого из нас работают по-разному. У кого-то усиленно, у кого-то они загрязнены, поэтому они работают с перебоями. Вся практика йоги направлена на то, чтобы мы долгими тренировками разными видами йоги, будь то Хатха-йога, Мантра-йога, Пранаяма-йога, медитативными практиками, чистили свой организм.

Понятие уместного и неуместного.

Чистка – это не совсем правильный термин. Чистка подразумевает, что есть что-то грязное. На самом деле ничего грязного нет. Вообще, в природе не существует понятия грязи. В природе существует понятие уместного или неуместного. Песок на пляже весьма уместен, а в нашей квартире совершенно неуместен и мы это рассматриваем как грязь. Таким же образом в нашем организме на всех трех уровнях, как на грубом физическом, так и на тонком и тончайшем есть элементы  тел, которые в нас неуместны. Опять же, они уместны где-то в другом месте цепочки живой природы, но неуместны внутри нас. И вот это и называется грязью. А самое интересное, что то, что сейчас мы рассматриваем как грязь, раньше было крайне необходимой составляющей нашего эволюционного развития.

Аналог такой. Прежде чем построить здание, вокруг возводят строительные леса. После того, как здание построено, эти леса не нужны и они мешают функционированию того здания, которое Вы построили. Подобным образом и в нас накапливается некая грязь, точнее это не совсем грязь, а бывшие промежуточные стадии, которые когда-то нам помогали, а сейчас мы должны вывести их из себя. Поэтому вся йога, в этом смысле, сводится к устранению всего лишнего и всего ненужного, что в нас находится. Это первая часть.

Перестройка функционирования организма.

Вторая часть – это перестройка функционирования самого организма. Еще раз, мы только снаружи кажемся все одинаковыми. Более того, даже медики, которые исследуют человеческое тело, они имеют атлас медицинский, показывающий, что у нас внутри. Но у каждого человека есть  коридор допустимых отклонений. А то, что касается тонкого и тончайшего уровней, там может быть различие в устройстве нашего тела еще более значительное. Т.е. наше физическое тело – это матрица тонкого тела. И, когда человек начинает заниматься йогой, он помимо очистки тела, еще и перестраивает внутренние структуры. Грубо говоря, у Вас эмоции, ощущения, энергии, какие-то потоки внутренних процессов. Часть из них мы контролируем, часть не контролируем, они вне поля нашего сознания, например процессы пищеварения. Мы на них обращаем внимание, только тогда, когда надо обратиться к врачу или когда кушать хочется. А обычно мы не обращаем на них внимание, но они идут и они сопряжены с целым комплексом ощущений, которые наш разум отслеживает лишь в фоновом режиме.

Все эти процессы, которые идут внутри, подчинены структуре тонкого тела. И у обычного человека, эта структура одна. У человека, который долго занимается йогой, эта структура другая. Внешне и там и там тело. Но йогин способен демонстрировать какие-то чудеса, о которых мы можем только мечтать. А мы, попадая даже в более мягкие условия, чувствуем настолько сильный дискомфорт, что не можем даже какие-то вещи выдержать.

Занимаясь йогой, мы делаем двойную работу: очистку организма и перестройку нашего организма. Идут они, как правило, параллельно. Это два очень затратных механизма, поэтому если по-настоящему серьезно заниматься йогой, это требует от человека достаточно взвешенной оценки и серьезного подхода. Это серьезное занятие.

Понятно, что у нас люди занимаются йогой для хорошего здоровья, хорошего тонуса, там таких проблем нет. Но, как только Вы начинаете заниматься йогой на полную катушку, то нагрузка на организм резко возрастает. Как любая перестройка, как любые процессы видоизменения, происходит это крайне болезненно.

Но я возвращаюсь  к состоянию Кевалы или Кивелы. Как только мы начинаем более или менее очищать внутренние каналы, которые уже и так есть, мы можем какое-то время находиться в состоянии недыхания. Причем это недыхание самопроизвольное. Наши вдохи и выдохи сами собой сходят на нет. Мы не дышим и дышать не хочется. Длится оно может прямо пропорционально от степени загрязнения наших каналов.

Но как только это состояние недыхания начинает иметь место, на полную катушку включается второй механизм: перестройки внутренних каналов. Т.е. сперва имеющиеся каналы очищаются. Как только они очищены, вырабатывается дополнительная энергия, если так можно сказать, подход, который направляет весь акцент на то, чтобы полностью перестроить внутренние структуры. Вот это состояние, когда мы способны не делать ни вдоха ни выдоха, как раз и есть состояние Кевалы или Кевелы.

Состояние Кевалы (Кевелы) и состояние «потери» сознания. В чем разница?

Но есть один очень неочевидный фактор, который иногда заставляет людей путать это состояние с другим состоянием. Дело в том, что если Вы «потеряете» сознание, то у Вас тоже будет наблюдаться примерно такое же состояние. У Вас не будет не будет ни вдоха ни выдоха, точнее дыхательная система будет крайне слабо функционировать, даже пульс не всегда прощупывается. Обычно медики в таких случаях смотрят на реакцию зрачков и т.д. Но факт в том, что это состояние, как если бы мы не дышали, однако его нельзя назвать йоговским состоянием Кевалы или Кевелы. Потому что в состоянии Кевалы присутствует крайняя степень осознанности, крайняя степень ясности сознания, крайняя степень напряжения сознания. Когда же Вы «потеряли» сознание, то Вы просто отключились. Т.е. в момент «потери» сознания, лучи Вашего сознания перестали высвечивать то, что показывет разум и Вы потеряли контроль над ситуацией, над телом, над органами чувств – это одно. В состоянии же задержки дыхания, когда нет ни вдоха ни выдоха, там несколько другое состояние. Там в разуме наблюдается процесс безмыслия или точнее мыслеформы начинают затухать, но сознание  при этом  остается светиться так же ясно и чисто.

Грубо говоря,  Представьте, что за Вами гонится разъяренный тигр, вот–вот Вас  съест. Понятно, что Вы будете удирать от него со всех ног. Можете представить, в какой ясности сознания Вы будете находиться. Так вот, в йоговском состоянии ясность примерно такая же, а может быть даже еще и выше. В то время, когда мы «теряем» сознание, ясности вообще никакой нет. Поэтому здесь надо быть очень аккуратными и не путать два этих состояния.

Еще один очень известный принцип о тройственном союзе трех проявлений человека. Три вещи внутри нас связаны между собой, треугольник такой получается. Это дыхание, мыслительный процесс и сексуальная энергия. И если мы начинаем контролировать или воздействовать на одно, мы начинаем автоматически контролировать и воздействовать на два оставшихся.

Так вот,  когда мы долго и серьезно занимаемся йогой, когда мы очистили свое тело от всего лишнего, когда мы начали перестраивать внутренние структуры нашего организма и, с удивлением для себя, открывать множество невероятных ощущений и способов функционирования нашего разума и нашего тела, то к нам приходит эта способность замедлять дыхание без потери ясности сознания. И в то же самое время количество мыслеформ на поверхности нашего разума начинает резко сокращаться.

И в тот момент, когда на поверхности нашего разума остается  всего лишь одна мысль, это состояние называется Самадхи, или сверхсознательное функционирование человека. Это крайне грандиозное состояние и подходить к нему можно через контроль над дыханием. На этом построены все тантрические практики по управлению дыханием. И ключевой момент в этих практиках именно, когда начинает наблюдаться это состояние Кевалы или Кевелы. Более того, как только Вы будете в состоянии задержать дыхание на определенный срок (точнее это не задержка дыхания, а состояние, когда у Вас нет ни вдоха ни выдоха, ни желания дышать), как только это состояние выйдет за определенный критичный уровень, Вы имеете тенденцию подходить к состоянию Самадхи. Т.е., управляя своим дыханием, Вы воздействуете на свои мысли. Сокращая дыхание, Вы сокращаете количество мыслей. Их становится все меньше и меньше, но при этом ясность сознания не теряется. Т.е. это не состояние животного, у которого тоже нет мыслей в голове, но нет и ясности. Здесь же предельная ясность, предельная адекватность, но в то же самое время наблюдается ограниченное количество мыслей. Это подход от дыхания к мыслям.

Критерии пребывания в Самадхи.

Альтернативный  подход достигается через медитацию, где от мысли к дыханию.  Состояние Самадхи очень похоже на клиническую смерть. Дыхания нет, пульс не прощупывается, зрачки на свет не реагируют. И самая печальная мысль может возникнуть: а не умер ли уважаемый йог? А он может находится  в Самадхи. И в таком состоянии он может находиться несколько суток. Но существует некий критический уровень, на это указывают многие тексты, это 21 день. И, если человек пробудет в таком состоянии больше 21 дня, то он уже не возвращается. Нельзя сказать, что он умер. Он достиг вышей цели в йоге, но для окружающих его людей нет объективного механизма проверить:  то ли святой реализовался, то ли, прошу прощения, он  «дуба врезал». То ли он вышел в состояние величайшего Самадхи и больше не вернется в наш мир, то ли просто не рассчитал свою йоговскую практику, что-то там внутри не так пошло – кровоизлияние в мозг и он умер. Может быть самое разное объяснение этого всего, поэтому для нас с Вами не существует критерия определения впал человек в Самадхи или умер.

В Индии впасть в Самадхи, это как что-то между прочим. Все собрались, начали петь священные имена, вдруг кто-то впал в транс. То ли он в транс впал, то ли в небытие, то ли в бессознательное состояние, то ли он вообще страдает психическими заболеваниями. У нас нет критерия определить, находится человек в Самадхи или это крайняя степень какой-то болезни. Это очень печальная вещь. Но критерий есть косвенный. Если после такого состояния человек возвращается и жизнь его начинает изменяться к лучшему, если он становится более мудрым, более добрым, более открытым, т.е. что-то за ним начинает чувствоваться, причем чувствоваться интуитивно, то, скорее всего, он действительно достиг каких-то высот. Если же он каким вошел, таким и вышел, значит он где-то в другом месте был.

Почему я на этом заостряю внимание? Йога, по большому счету, только сейчас к нам доходит. На Запад она пришла чуть раньше, а в Индии, как Вы понимаете, она уже давным  -давно. Когда есть хоть что-то, всегда есть способ извратить это что-то. Извращают все. Йога, в этом смысле, не исключение. Понятие Самадхи извращают точно так же и Вы не догадаетесь, что под этим словом называть.

Но вернемся мы к состоянию недыхания. Для самого йогина, который переживает эти состояния, как утверждают тексты, сомнений нет. Он ни с чем не спутает это состояние. Для окружающих людей нет критерия определить был ли он в Самадхи или нет. Это сделать, с точки зрения аксиоматики йоги, не возможно в принципе. Механизмы взаимодействия нашего высшего «Я» с телом видоизменяются, а туда не может проникнуть ни один прибор, туда даже сознание другого человека не может проникнуть. Поэтому это вопрос принципиальный. И вообще, степень святости в йоге определить мы не можем. Определить мы можем только косвенно. Поэтому когда начинаются выяснения, кто в йоге более папа римский, кто самый главный йог, а такие моменты всегда были и вероятно будут, так вот, не попадайтесь. У Вас нет критерия. Еще вопросы.

Ощущения во время медитации.

Вопрос. Когда теряется ощущение тела в состоянии медитации, может ли практикующий вместо тела ощущать вращающуюся энергию?

Вадим Опенйога. Вопрос сводится к ощущению тела при занятиях йогой. Мы на одой из лекций уже рассматривали этот вопрос. Я кратко повторю. Так как предыстория у каждого своя, карма своя, внутреннее здание свое мы строили в определенной последовательности, то, когда мы начинаем заниматься йогой и чистить или устранять все ненужное, у каждого это происходит по-своему. И, поэтому у одного могут быть одни переживания, а другого совершенно другие. Но и тот и другой переживают йоговские процессы. Поэтому может быть все что угодно.

Здесь в чем смысл? Вы начали строить дом. Сначала возвели строительные леса, затем построили дом. А затем в обратном порядке. И это может сопровождаться какими угодно видениями наоборот. Как собирали, так теперь все это и разбирается. Самые разные переживания. Критерия, что должно быть так и так у всех нет.  У каждого их нас своя предыстория. Мы эту жизнь по-разному все проживаем, у нас отпечатки на поверхности нашего разума разные, а если еще учесть наши прошлые прожитые жизни, там начинается калейдоскоп. У каждого свой узор неповторимый, соответственно и реакции неповторимые.

Правда есть некие общие моменты. В частности, это состояние Кевелы или Кевалы, оно считается общим. Здесь задействован более глубокий принцип взаимной связи энергии мысли, энергии дыхания и сексуальной энергии.

Ну и наконец, вспоминая аксиоматику, все  что есть в этом мире сводится к сознанию и энергии, точнее к их сочетанию. В этом смысле тоже есть определенные моменты, как грубо говоря, энергия в более чистом виде и сознание в наиболее чистом своем виде. Внутри нашего тела энергия в наиболее чистом своем виде это энергия Кундалини, т.е. самая основополагающая. С сознанием то же самое, только это, как правило, как сказано в текстах, свет без источника света. Мы сейчас здесь сидим, здесь светло. Мы ясно видим, откуда этот свет исходит. А центры сознания, как правило,  чисто геометрически они ощущаются где-то в верхней части нашего тела; они воспринимаются как пространство, залитое светом, но нет источника света. Больше ничего и не скажешь. Этот свет приходит от нашего высшего «Я». А наше «Я» вне пространства. Но это уже другие моменты, они общие для всех нас. А вот конкретика, какая у каждого предыстория, какие Ваши реакции организма, они могут быть у всех разными. Еще вопросы.

Вопрос. А как долго состояние Кевелы может длиться?

Вадим Опенйога. В то время, когда англичане тихо-тихо захватили Индию, было полным полно представителей военных офицеров, просто антропологов, изучающих Индию. Безусловно они заинтересовались индийскими йогами. И в истории известен задокументированный факт, я не помню подробностей, там даже было несколько аналогичных ситуаций с разными лицами, когда дядечку в стеклянном гробу закопали в землю,  поставили охрану, а выкопали,  по-моему, через 40 дней. Ученики его вывели из этого состояния и он пришел в себя.

Одно дело впадать в состояние бездыхания, т.е. как медведь в спячку впадает. Это одна сторона. Другая сторона, провести это время в состоянии Самадхи. Это две очень большие разницы. А принципы остановки дыхания, они и в том и в другом случае общие. Когда мы «теряем» сознание, у нас тоже замедляется дыхание. Это защитная реакция организма. Она выработалась эволюционно, в течение длительного времени.

Иногда самое лучшее, что может сделать организм, это, грубо говоря, «потерять» сознание. чтобы сократилось количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и количество мыслеформ. Потому что процесс мышления крайне затратный. На него энергии тратится безумное количество. А бедному организму в стрессовой ситуации, уже не до того. Надо как-то выключить этот затратный механизм. Грубо говоря, из розетки компьютер Ваш выключить. И организм это делает. Энергия какое-то время перестает расходоваться на беспорядочное мышление, а непосредственно идет на латание тех дыр в организме, которые у Вас есть. Это оправданно бывает, поэтому этот механизм чисто генетически заложен. Но по своей сути это один и тот же принцип: остановил дыхание – остановил мысли. Остановил и то и другое – высвободилась энергия. Эту энергию можно направить на какие-то другие цели. Это достаточно разумно. Поэтому выпадать в состояние бездыхания и безмыслия  можно совершенно по разным поводам и совершенно на разные сроки. Еще вопросы.

Рекомендации по вопросам питания.

Вопрос. Вопрос питания…

Вадим Опенйога. Вопрос питания достаточно серьезный вопрос и есть две стороны этого вопроса. Первая сторона это жесткие предписания при выполнении тех или иных практик. Вторая сторона, мы с Вами обычные люди, живем в том социуме, в том мире, согласно своей карме, в котором живем. Поэтому начну я со второй стороны.

Итак, это чисто моя личная рекомендация. Если Вы только начинаете заниматься йогой, и пока еще не знаете, что надо употреблять в пищу, а что не надо, продолжайте питаться так, как питались  до этого. Но при этом отслеживайте, как каждый продукт влияет на Ваше внутреннее состояние. Т.е. съели что-то и ощущаете, что состояние разума начинает тупеть, покрывается сонливостью.  Или чувствуете себя плохо.  Покушали того или другого – начались неприятные ощущения в теле. Начинаем потихоньку отслеживать и исключать настолько, насколько это возможно те продукты питания, которые негативным образом на нас влияют. Более того, для каждого индивидуального человека, этот набор продуктов свой. Они могут даже не пересекаться. Кто-то очень болезненно реагирует на консерванты, а сырой кусок мяса совершенно на него не действует. Кто-то прекрасно ест сублимированную модифицированную сою, а маленький кусочек животной пищи его выбивает.

У каждого свое внутреннее устройство, согласно кармы, согласно своей предыстории, поэтому и реакции столь разные. И нет другого способа, как только отслеживать реакцию. Если реакция негативная – пометочку для себя делаем и в следующий раз избегаем этот продукт. Кроме того, когда Вы занимаетесь йогой, вырабатывается некий излишек энергии, которая, если Вы даже кушаете что-то  не совсем подходящее, до известной степени компенсирует негатив.

Поэтому я призываю Вас не впадать в паранойю, как это очень часто бывает. Люди, начинающие заниматься йогой, иногда просто трясутся над едой. Это тоже перегиб. Лучше сконцентрируйтесь на способе привлечь больше энергии. Можно мыть руки каждые три секунды, а можно усиливать иммунитет своего организма, чтобы даже если микроорганизм вредный и попадет,  то он сгорит в энергии Вашего тела. Так вот, должен быть разумный компромисс. Надо уделять внимание не только еде, но и образу жизни, тому, как Вы занимаетесь йогой, какими упражнениями, как много занимаетесь. Чтобы у Вас был внутренний тонус, энергия. И организм сам нащупает золотую середину.

Диета при выполнении жестких практик.

И, наконец, вторая часть вопроса, это когда Вы решили заниматься достаточно серьезно. В частности, для достижения состояния Кевелы или Кевалы. Как правило идут к этому  методом Пранаямы-йоги или дыхательной йоги, известными упражнениями. И эти упражнения делаются достаточно интенсивно. Это отдельная тема для разговора имеет ли смысл форсировать или нет, но тем не менее, есть люди, которые начинают форсировать. Так вот в этом случае диета крайне необходима. И есть очень жесткий список тех продуктов, которые должны быть исключены полностью.

Если Вы очень усиленно, я подчеркиваю, очень усиленно занимаетесь, не по 15 минут в день, полностью исключаются лук и чеснок, потому что они перегревают организм. Как правило, при выполнении жестких практик, исключается вся пища животного происхождения, сброженная пища, лук и чеснок, какие-то очень уж сильные специи. Остается не так уж мало. Остаются овощи и фрукты, остаются злаковые, остаются молочные продукты, только они не должны быть сброженными. Много что остается, много что и убирается. Но еще раз подчеркиваю, что это в случае, если Вы форсируете практику, то что случается крайне редко. В обычной жизни из сотни людей, занимающихся йогой, это будет актуальным для одного. Поэтому не впадаем в паранойю.

Приоритеты в нашей жизни.

В нашей жизни есть приоритеты. И они не такие очевидные. И человек, который например помогает другим людям, добрый, отзывчивый, иногда выигрывает больше, чем тот, который слепо следует какой-то непонятной диете. Другой момент. Иногда люди начинают есть продукты- заменители. Хочется ему мяса съесть, а он считает, что мясо есть это не по-йоговски. Он идет и покупает сою, которая прошла 50 технологических процессов. Собственно непонятно, там осталось хоть что-нибудь живое или это набор каких-то несвязанных между собой молекул. Ну хочется тебе бифштекс съесть – съешь его. Потому что иногда в этой сое может оказаться  очень много всякой химии. Очень болезненно действуют консерванты. Идем мы в магазин, покупаем сок, но если в нем есть консерванты, а Вы занимаетесь Пранаямой, то последствия могут быть совершенно несмешные. В одно утро Вы проснетесь и почувствуете такое состояние, как будто Вас всю ночь били палками. Ни руки, ни ноги не шевелятся. Надо отслеживать свое состояние. И здесь нет общего списка. Поэтому, еще раз, очень четко отслеживаем свое состояние и делаем вывод о том, что надо употреблять в пищу, а что нет.

Знания йоги исчезают.

Вопрос.  Расскажите, пожалуйста, как работать с каналами Ида и Пингала.

Вадим Опенйога. Во-первых, каналов в нашем теле не 2 и не 3 , а их очень много. Но наиболее главные из них, они называются в текстах, это канал Ида и Пингала ( солнечный и лунный), которые идут вдоль канала Сушумны – центрального канала нашего тела. А все остальное это уже работа с ними. И должен Вам сказать, что в разных школах работа ведется по-разному. Обычно в текстах написано так: делай так, как учит тебя твой Учитель. Что же касается непосредственно этой темы, эта тема очень слабо понимается. Что это за каналы, где они? И   прежде чем объяснять методику как с ними работать, надо понять хоть что это.

Есть правда альтернативные подход, когда мы ничего не знаем, но мы попадаем в ашрам Школы Йоги и Учитель нам говорит: делай это и это, потом, как проснется у тебя внутри, поймешь, что к чему, начнешь уже осознавать. Вот это все происходит только лишь по одной простой причине.

И причина эта заключается в том, что наука йоги исчезает, тает как снег весной. Старые Учителя мастера либо умирают, либо достигают таких вселенских высот, что к нам обратно не возвращаются. Новое поколение не приходит, не несет эту традицию. Связано это с резким изменением образа жизни. Жизнь действительно очень быстро меняется. Она меняется и в странах, где йога сохранилась. За  2000 лет в некоторых деревнях Индии  поменялось меньше, чем за последние 50 лет. Хотя есть везде медвежьи углы, нетронутые участки, но их все меньше и меньше. Население в Индии резко молодеет, скоро это будет самая молодая страна в мире. К 2045 году предполагают, что это будет самая многочисленная страна. Индийское правительство борется за сохранение наследия, в том числе и наследия йоги. А что Вы можете сделать, если у Вас рост численности населения не позволяет дать каждому образование, дать каждому место работы. Только построили школу на 100 человек, а родилось 300 человек. 200 в нее уже не попадет.  Меняется образ жизни. Если раньше бал патриархальный уклад жизни, неспешный, спокойный. Сейчас все мгновенно меняется. Поэтому традиция преемственности нарушается. Учитель не может встретить ученика, а ученик Учителя. С другой стороны, Запад резко заинтересовался йогой, потянулись косяками богатенькие европейцы, для которых потратить 100 $  туда или сюда, это не вопрос. А для местного индуса это те средства, на которые он может полгода жить припеваючи. Если есть спрос, есть предложение. Как из-под земли повырастали йоговские центры, ашрамы, которые к настоящей йоге не имеют никакого отношения. Это способ зарабатывания денег.

И эти ножницы совершенно свирепо срезают все знания, которые и так до нас дошли крупицами. Приходит западный дядя Сэм, говорит: хочу йогу. Почему? Потому, что это модно. Способ заработать. Вот он берет книжонку,  прочитал  ее за 2 ночи. Завтра уже сам гуру. Главное бороду иметь и чалму. А то, что  йога такая же логичная наука, как и математика; что в йоге ни одно положение просто из ниоткуда не берется; что все выводится логичным путем, – это не учитывается. Поэтому остается два таких момента. Либо мы начинаем слепо копировать. Гуру сказал, мы сделали. Сделали, поняли, получили результат, радуемся. А если ошибка вкралась, все идет наперекосяк.

Чрезмерная секретность в йоге.

 

Еще один печальный момент. Все что окружало йогу, обросло в один момент параноидальной  секретностью. Все более или менее серьезные йоговские практики, они действительно хранились в серьезном секрете. В этом смысле мы не знаем ни одной предыстории Школы Йоги. История Школы Йоги, это примерно то же самое, что и история ЦРУ или КГБ. Мы знаем либо провалы, либо дезинформацию, либо утечку. Вот примерно то же самое мы знаем про реальные Школы Йоги в Индии. Это серьезные люди и они занимаются своим делом. Им не нужна популярность, она им мешает.

Но, тем не менее, в одно прекрасное утро, по всей видимости это случилось 150-200 лет назад, что-то резко поменялось. Было дано благословение на публикацию очень закрытых текстов, очень закрытых практик. Эти тексты были обнародованы. И случилась совершенно парадоксальная вещь. Вот как только они были обнародованы, ими стали интересоваться люди. Они стали изучать их, следовать им и, вместо того, чтобы передавать их дальше, раз дано благословление, начинали их секретить для себя. Могущество реальное, почему бы не воспользоваться для себя? И здесь очень интересный подход. Учителя, которые дали эти знания, они дали их всем. Но те, кто первые схватили, начали секретить хотя сами к этим текстам никакого отношения не имели. А они, прошу прощения за сленг, на халяву получили, и начали корчить из себя больших гуру.

Случается, к сожалению, и другая парадоксальная ситуация. Вы приезжаете в Индию, 20 лет учитесь в каком-нибудь ашраме, а потом Вам по великому секрету на ушко шепчут то, что написано в любой книге, уже переведенной 5 раз на все европейские языки. Причем говорят, якобы это прямая передача. Это овеяно магией передачи, от Учителя к ученику. А зачастую и такого нет. Просто человек прочитал, вроде как передает. Сложная тема.

Переоткрыть йогу –  это главная задача.

Выход один, тот, к которому и призывает йога. Надо йогу переоткрыть. До нас дошли крупицы знаний. Что-то сохранилось неплохо. Что-то практически полностью исчезло. Например, йога переноса сознания практически полностью исчезла. Но эти техники  были самые интересные. Их, вероятно, поэтому и засекретили. Засекретили, сами не воспользовались, умерли, тексты тоже не сохранились. Все, мы потеряли йогу. Так вот, остается нам только лишь одно, это переоткрывать йогу на своей шкуре. Т.е. в первую очередь, самым уважительным и доскональным образом изучить все то, что нам осталось в наследие, т.е. одной ногой твердо стоять в этой теме. Еще раз Вам напоминаю, что йога предельно логична. Иногда книги по йоге представляют из себя жвачку. Для начинающих может быть ничего. Но если Вы долго занимаетесь, вам это скоро надоест.

Так вот, с одной стороны, Вы должны полностью овладеть всей той традицией, которая до нас дошла. А с другой стороны, Вы должны реанимировать все эти техники, все практики с преломлением для сегодняшнего образа жизни. Если это произойдет – йога не исчезнет. Если не произойдет, то остаток знания потеряется.

Поэтому, чтобы ответить на Ваш вопрос про Иду и Пингалу, мне пришлось бы сейчас целый цикл лекций прочитать про ассоциативные связи, про центральный канал и т.д. прежде чем я бы смог Вам ответить, почему в той или иной школе начинают с правого канала, а не с левого. Если кратко, то это закон ассоциативных связей. Это предельно кратко, но это ни о чем не говорит. Законы ассоциативных связей упираются в законы сотворения мира, законы Майи, т.е. то как все было сотворено. Все это упирается в Мантра-йогу. Потому что все что мы видим,  Сознание и Энергия, они сводятся к понятию изначальной вибрации. Проявленная часть породила Энергию, непроявленная часть породила Сознание. Пересечение в разных комбинациях дало все явления, объекты, в том числе и левый и правый каналы. Грубо говоря, есть разные подходы, разные обоснования.

Подготовка преподавателей йоги.

К чему я это все говорю? Я занимаюсь тем, что готовлю преподавателей йоги. К сожалению, вменяемых людей для того, чтобы хотя бы передать те крохи, которые есть у меня, практически нет. Это крайне серьезная работа. Для чего я провожу лекции, для чего я провожу занятия? Я провожу их с одной целью, чтобы найти будущих преподавателей йоги, тех, кто на себе потащит традицию йоги. Это очень серьезная работа, это работа не для всех  подходит. Но есть люди, которые, как говорится, родились для этой цели, мне их надо найти. Поэтому мне надо прогнать через себя как можно большее количество людей, чтобы найти тех, кто понесет эту традицию дальше. В этом заключается смысл всего, что мы делаем здесь. Мне жалко, что традиция исчезает. Я готов с лекциями выступать, фильмы снимать, кричать на каждом углу. Но ситуация показывает, что меня не хватает, мне нужны последователи. Поэтому, если здесь кто-то сидит из будущих преподавателей, знайте, что такая возможность есть.

Вот тогда мы начинаем изучать все, начинаем изучать с самых азов. Аксиоматика, затем разделы йоги, затем разделы теоретические (без них никуда), затем разделы практические. Если практики нет, то это теория голая, она никому не нужна. И мы очень серьезно рассматриваем все эти вопросы, в том числе и Ваш вопрос. Но, опять же, это требует колоссального времени.

У нас ситуация какая? Идет человек в какой-нибудь магазин, типа нашего, покупает гору книг, за 5 вечеров прочитывает. На следующей неделе вот он, гуру, образовался. Это нормально, я уважаю таких людей, это смелость, это то, чего обычно не хватает. Обычно йоги сидят по своим коморкам, вокруг себя мирок создали и думают, что весь мир будет под них подстраиваться. А он не собирается под них подстраиваться.

Когда же человек действует, то это смелость, это решимость, я очень уважаю таких людей. Но все равно, образование-то надо. Чтобы это не сводилось к американской жвачке, что любите друг дружку, обнимайте друг дружку, представьте себе, что у Вас все хорошо, замечательно. Но это же несерьезно. Йога – это наука. Она требует к себе серьезного отношения. Более того, это наука, которую Вы можете на себе проверить. Ваше тело это Ваша лаборатория. Ставьте на себе эксперименты, переоткрывайте йогу. Поэтому на многие вопросы быстро отвечать не получается. Еще вопросы.

Занятия йогой для детей.

Вопрос. Возможно ли в рамках детского центра включать занятия йогой?

Вадим Опенйога. Вполне можно. Почему бы и нет? Но на каком уровне? Здесь в чем самое главное, йога – это очень практичная наука. В йоге самое главное привычка. В отношении с детьми это очень сложный момент. Мы не имеем право ничего навязывать детям, в том числе даже йогу. Но с другой стороны, не познакомить их с системой физических упражнений, хотя бы доля хорошего самочувствия, уж я не говорю по воздуху летать, хотя бы для того, чтобы ребенок мог сосредоточиться, чтобы успеваемость улучшилась, чтобы он стал более коммуникативным. Это все те вещи, которые решает йога.

Самая серьезная моя головная боль это вменяемый инструктор йоги. Скажу Вам по секрету, таких мало. Они есть, но их очень мало. Потом еще есть инструктор  на каждую группу. Допустим, инструктор на одну группу людей, каждый день у него собираются  40 человек, каждый из них атлет. Им нужна физическая нагрузка. А для детей мы же не преследуем такой цели. Это очень серьезный срез, чтобы с одной стороны, не было догматов, с другой стороны, это очень уважительное отношение к детям. Потому что все, как правило, в детском возрасте и начинается. Годам к 16 человек, как правило, уже полностью формируется. Годам к 20 уже серьезно берется за йогу, если к тому была кармическая предыстория.

Я вспоминаю свое детство. Никакой йоги там и в помине не было. Хотя заниматься я начал в свое время в 14 лет. И то я не знаю, как это получилось. И я могу сказать, что начни я заниматься раньше, ой скольких глупостей я бы не сделал в своей жизни. Все с опозданием идет. Но, с другой стороны, здесь надо быть очень аккуратным, потому что йога – это, отчасти, некоторое мировоззрение и здесь не должно быть подавления. Любой человек, который идет по пути йоги, должен переоткрыть то, что известно из йоги. Никак не должны ему вдалбливать все это. Обычно, детям нравится физическая составляющая, они любят извиваться. Если это войдет в привычку, было бы чудесно. Крия-йога, я думаю, замечательно среди детей пойдет. Но этим должен заниматься специалист. Еще вопросы.

Эпоха Кали Юги.

Вопрос. Понятие Кали Юги, что обозначает?

Вадим Опенйога. Все началось давным давно. Кстати, эта тема пересекается с темой, откуда вообще взялась йога. Современные ученые говорят следующее, что была явно выраженная миграция народа с Севера на Юг. В том числе и в Индию. В том числе и распространение по европейской части континента происходило.  С другой стороны, есть воспоминания в рамках той или иной традиции, в рамках той или иной религии или системы взглядов. Одна из них дошла до нас. Это моменты, которые отслеживаются и в ведах, и в тантрах, во всякого рода сказаниях, эпосах. Смысл заключается в том, что, якобы, весь мир проживает 4 эпохи. И эти 4 эпохи  делятся по степени духовности.

Первая: Сатья Юга, где торжествует в общении между людьми правда. Был когда-то золотой век человечества, который к сожалению, ушел. Примерно из той же серии. Потом люди стали больше врать, обманывать и т.д. ситуация ухудшалась и, наконец, она совсем стала плохой. Согласно этой терминологии, мы с Вами сейчас живем в самой плохой  ситуации. Хуже некуда. Это эпоха Кали Юги, где все прелести духовной жизни абсолютно неочевидны.. Как правило, мы уже не имеем этих способностей. Если в предыдущие периоды люди могли аскетизмом  или какими-то упражнениями вывести себя к этой высшей грани достижений, то в эпоху Кали Юги человек, как утверждается, стал слаб, тело его слабое, живет он мало, он рассеян, непоследователен. Масса недостатков. И мы все представители этой эпохи Кали Юги. Но есть одна такая маленькая вещь, которую как правило никто не замечает, но которая весьма существенна.

Включите телевизор. Что Вы там сейчас увидите? Каждый день кого-то убили, зарезали, взорвали. Причем я недавно просмотрел другие новостные каналы BBC, CNN… Одно и тоже. Т.е. наше телевидение под кальку сделано с их телевидения. И действительно, создается впечатление, что у нас век хаоса. И это негатив.

Но с другой стороны, считается что именно в эпоху Кали Юги самым быстрым по времени, по количеству затраченных усилий, можно достичь результата. Т.е. условия очень плохие, но на достижение результата уходит очень мало времени, если человек следует согласно всем ступеням йоги. Если он намерился достичь высочайшего состояния Просветления, то в эпоху Кали Юги сделать это намного быстрее, чем в предыдущие эпохи. Вот такое маленькое замечание, о нем тоже не следует забывать.

Почему это так, я не знаю. У меня был один ученик, он интерпретировал это так ( мы продолжаем тему, что все засекречено). Есть раздел Прайога. Это на уровне применения оккультных сил. На самом деле, никаких оккультных сил нет, есть более тонкие законы проявления природы, которые нам  еще не известны, а йогам они были известны. И, соответственно, Прайога  всеми этими вещами и манипулировала. Почему? Ответ был простой. В старые времена, как утверждает традиция, произошел какой-то катаклизм. Знания стали теряться и надо было сохранить ядро брахманов, которые несли традицию. И это был последний шанс. Они использовали все, чтобы только выжили люди и выжило знание. Именно по этой причине, как ни странно, считалось, что в семье обязательно должен быть сын. Считалось, что отец попадет на небеса только если у него есть сын. В результате это привело к резкому перекосу в сторону мужского населения и «забивания» женского. Изначально это было оправдано. Нужны были воины. Какая-то была катастрофа, о которой мы не знаем. И какая-то цивилизация, где и была йога, стала исчезать мгновенно. Нужны были очень серьезные средства для борьбы с хищниками, неурожаями, эпидемиями. И это знание было провозглашено. Это как автомат Калашникова, в чьи руки попадет, так и будет использоваться. Но другого выхода не было.

Адхарва Веды почитайте. Сборник заговоров и заклинаний. Вот я сейчас время от времени открываю газету, там реклама целителей, колдунов, заклинателей. Это все детский лепет по сравнению с Адхарва Ведами. Но деваться некуда было, все было поставлено на грань выживания. А потом все это стало секретиться, потому что это реальная власть.

А потом произошла следующая вещь- старые заклинания начали искажаться, они перестали срабатывать в некоторых случаях. Сейчас это просто как беллетристику можно читать. Это раздел Мантра-йоги. Опять же, я сразу Вас предупреждаю, чтобы у Вас не было паники, суеверного ужаса, это все законы природы, только очень тонкие. Тяжело объяснить, почему это происходит, но поверьте, все это выводится логически. Слава Богу, что мы не располагаем этими знаниями, нам они пока не нужны. А когда-то ими во всю пользовались. Так вот в Кали Югу стало пользоваться ими наиболее легко, они были на поверхности. Потому что такие были условия жизни: либо выживешь и понесешь духовное знание дальше, либо твоя негативная карма сотрет тебя в порошок.

Некоторые считают, что Кали Юга вещь сугубо личностная, что Кали Юга как и другие Юги, это личностные стадии, которые переживает каждый человек. Сначала он не интересуется ничем духовным, он находится в погоне за какими-то общими целями, допустим, стать богатым, красивым, счастливым и т.д. но йога не против этого, йога только за, но если за этим нет ничего духовного, это бессмысленно.  Потом в человеке заканчивается золотая эпоха. Это как маленький ребенок. Все в детстве кажется таким замечательным, а по мере взросления человека одолевают заботы. И Юги меняются. Потом жизнь вообще клином становится.

Как правило, очень многие люди приходят в йогу после серьезной депрессии, серьезного кризиса, когда они вдруг понимают, что все ценности настолько зыбки, настолько ни на кого опереться нельзя: все предают, обманывают. Это Кали Юга для отдельно взятой личности. Человек находится в таком состоянии, он просто не знает куда деться, у него депрессия, как правило очень тяжелая, затяжная депрессия. Очень многие через нее проходят. Почему? А как еще человека отворотить от неправильного взгляда, от проживания жизни впустую?. Так вот в этот момент человек  становится наиболее восприимчивым к йоге. И  ему на блюдечке с голубой каемочкой предлагаются все методы, чтобы устранить последствия его негативной кармы. Т.е. разные интерпретации в отношении Юг. Еще вопросы.

Вопрос. Мантра и Янтра, они связаны с энергией и сознанием или друг с другом, потому что одно без другого…

Вадим Опенйога. Я начну сейчас отвечать используя аксиоматику йоги, а она очень суха. Не существует имени без формы, не существует формы без имени. Т.е. соответственно Мантры без Янтры не бывает и Янтры без Мантры не бывает.

Вопрос. Медитировать на Янтру без Мантры не имеет смысла?

Вадим Опенйога. Почему? Я этого не говорил.  У Вас очень серьезные вопросы. Я приглашаю Вас на семинары, где мы и разбираем подобные вопросы.

Вопрос. Йога проживет и без нас…

Вадим Опенйога. Йога проживет без нас, но вот мы проживем ли без йоги? Мне тоже иногда говорят: « Да, что ты, мужик, расслабься. Йога выжила столько тысячелетий. А ты что пуп земли?» Если по-хорошему разобраться, то это шкурный вопрос. Вот я сейчас здесь живу. Я обладаю знаниями йоги. Мне их надо срочно передать. Не особо было видно, чтобы их кто-то воспринимал. Вот сейчас, например, меня настигла дурная карма, завтра я «сыграл в ящик». Меня похоронили, конечного освобождения я не достиг. Как  учит тибетская книга, через 7 раз по 7 дней я должен буду воплотиться. Если у меня карма была совсем дрянь, я могу родиться собакой или кошкой. Но если у меня карма была средней руки, я опять имею тенденцию родиться в том же месте, где до этого жил. Т.е. не обязательно в Москве, это может быть и в Папуа Новая Гвинея. Вот я родился опять, и что я вижу? Я вижу только то, что я оставил после себя в предыдущей жизни. Если я в предыдущей жизни не успел оставить, то я в следующей жизни это не подхвачу. Т.е., еще раз, это вопрос где-то личностный. Рождение и смерть это достаточно серьезные процессы. Кто из Вас помнит предыдущую жизнь? Я, например, не помню.

Вопрос. Это отражается….

Вадим Опенйога. Это отражается в тенденциях. Мы интересуемся йогой. Вопрос в том, что можно передать в следующую жизнь учебник математики, а можно, как Архимед, опять открывать эти законы. Представьте, в этой жизни Вам достался учебник математики. Вы освоили только первые три страницы, до последних 900 страниц у Вас время не дошло. Если Вы передали свои знания людям, то когда Вы родитесь, они от Вас никуда не денутся. Вы начнете с того места, где закончили. Т.е. это вопрос целесообразности, вообще это вопрос следующего поколения. В йоге это очень серьезный вопрос. Есть несколько положений. Это образ жизни. Какой он должен быть? В свое время, когда начал меняться образ жизни, это чуть не привело к гибели целой цивилизации. Там было 4 стадии жизни. Первая стадия ученичество, вторая стадия, это когда ты должен был обзавестись семьей, родить детей. А потом впадай в Самадхи, если что-то не так пойдет и ты умрешь, то и пусть умрешь, ты и так бы когда-то умер. Но у тебя будет возможность родиться среди своих же детей. Очень жесткий был алгоритм: ученичество, жизнь в семье. После того, как детей на ноги поставил, вот тогда давай экспериментируй над собой по полной программе. Сломаешь себе шею – имеешь право. А потом уже видно будет.

Всегда есть соблазн жить для себя. У меня есть реальная проблема: передача знаний. Даже не в том проблема, что мало людей интересуются йогой, их достаточно много. Но эти люди живут на уровне эгоизма. Сидит такой человек в своей однокомнатной квартирке и давай энергии гонять, для себя лично.

Передача знаний йоги.

Вопрос.  Но для того чтобы передавать знания другим, надо ведь самому достигнуть каких-то высот?

Вадим Опенйога.  Давайте по порядку. Вот Вы изучили в совершенстве Крия- йогу. Вы, конечно еще не научились летать по воздуху, но передайте другим людям хотя бы то, что Вы уже знаете. Иначе получается под себя. А там на верху тоже не дураки, они дают порциями. Рука дающая да не оскудеет. А тут много разных проблем. Это во первых, тяжело. Но я не призываю Вас идти в преподаватели йоги, я говорю про другое. Пока не научитесь отдавать, не будет приходить. Это нетривиальная вещь.

Здесь нужен образ жизни. Образ жизни должен быть современным. Все попытки возродить здесь ашрам, жить по индийским канонам, ни к чему не приводят. С другой же стороны, надо полностью интегрировать знания в свою повседневную жизнь. С третьей стороны думать о будущем. Если у Вас есть желание продолжать род людской, иметь жену, детей, в конце концов Тантра-йога построена на сексуальных практиках. Без этого никуда там. Одна из трех составляющих дыхание, мысли и сексуальная энергия. Это одна ситуация. Если же мы замыкаемся сами на себе, это другая ситуация. И к сожалению, эта ситуация приводит к тому, что даже те маленькие крохи знаний, которые мы имеем, исчезают. Ничего здесь не поделать.

Однажды уже такое было.  После того как буддизм очень сильно распространился, огромное количество вменяемых людей восприняли учение Будды, о том, что надо над собой работать, что весь этот мир это суета, но они его восприняли не правильно. Будда-то более жизнерадостно учил. А восприняли его однобоко. В результате побросали свои семьи, работу, ушли в свои пещеры. А их место заняли посредственности.

На каждом предприятии есть руководитель. Если он вдруг исчез, а предприятию надо работать, ставят первого попавшегося, кто хоть как-нибудь справляется с обязанностями. Вот такое произошло замещение и на ключевые позиции пришли люди не совсем адекватные. Говорят, что это погубило Индию.  Конечно, не все так просто, не все так однозначно, но в этом есть разумная доля истины. У нас есть мир, у нас есть наши предпочтения, мы все чего-то хотим, мы считаем что наши проблемы самые серьезные, что наша жизненная ситуация самая плохая и т.д. Вообще мы склоны к этому. А теперь посмотрите на это все с позиции более высокой. Вы имеете жизнь такую, какую заслужили, согласно Вашей карме. Более того, Вы эту жизнь проживаете так, как прожили предыдущие. И в течение этой жизни, Вам бы не плохо подумать и о следующих жизнях. А если Вы живете эгоистично, «под себя», себялюбиво, Вы сами себя обкрадываете.

Я согласен, что есть такой момент: доктор, излечи себя сам. Но это иногда очень изящное прикрытие эгоизма. Зачем мне жена? Жить с женщиной это аскетизм. Сегодня я ее люблю, завтра мне она надоела. Надо решать какие-то бытовые вещи. Пока любовь – все замечательно, потом бытовуха пошла. А зачем мне этим заниматься, я в Самадхи хочу. Дети? А зачем мне дети? Это же пеленки, а мне же медитировать надо. Это очень утонченный эгоизм. Конечно есть люди, которые родились монахами. Ну на роду написано, карма такая. В предыдущей жизни он наплодил половину человечества, а сейчас ему надо воздержаться. Но у него есть где рождаться. Не хотите сами иметь детей, хотя бы поддерживайте тех, у кого есть дети. Потому что это общий социум. На самом деле, какая разница.

И вот, когда мы начинаем смотреть на мир не обособленно, вот он я маленький, сейчас достигну Просветления, а вокруг трава не расти… Во первых, мы можем не достичь. Знаете как ракета поднимается, а потом плюх обратно в самый тартарары. В космос-то все хотят полететь. Это первый вариант. Второй вариант он аксиоматичный. А где заканчиваетесь Вы и начинаются окружающие? Такой границы нет. Все единое. К этому приходят двумя путями. Либо путем Джнаны, либо путем Бхакти. Некоторые доходят до этого осмыслением, некоторые чувствуют изначально, что вот так надо. Это вопрос физиков и лириков. Кто из них лучше понимает природу вещей?

Это очень серьезная вещь. Опасность потерять знания не существует, но есть опасность, что мы в следующей жизни его не достигнем, если мы в этой жизни не постараемся хотя бы для себя обезопасить свое будущее рождение. Этот вопрос вывернут наизнанку.

Закон кармы.

Вопрос. Складывается такое впечатление, может быть это общая формулировка, что мы живем в стране беспредела. Люди не несут ответственности, врачи зачастую не несут ответственности, работники не несут ответственности. Йога учит быть добрыми, но я для себя вижу пока только жесткие методы, которые позволят людей ставить в рамки.

Вадим Опенйога. Давайте начнем по порядку. Во-первых, йога призывает всех быть добрыми, но не быть идиотами. Иногда наша обязанность построить кое-кого по стойке смирно, если это наш долг. Это первый момент. Второй момент, закон кармы никто еще не отменял. Бывают разные случаи. Но если ты сознательно пошел на халатность, закон кармы он  неочевидный: какие условия жизни придумал, сам по ним жить и будешь. Если ты врач и допустил халатность, то почему бы и инженеру, который строит тебе дом не допустить халатность в строительстве твоего дома. Закон кармы можно свести к закону причины и следствия. Но это более упрощенный вариант. Более глубинный философский вариант это принципы. По каким принципам сами живем, эти же принципы против нас и будут работать. Поэтому здесь-то особо радоваться нечему, надо посочувствовать тем людям.

Опять же, эпоха Кали Юги, здесь не всегда  все очевидно. Есть еще другой момент. Вселенная очень гуманна. Потому что бывает так, что человек действительно бог знает как живет, а потом прозрение наступает и он понимает, что он натворил. Вселенная гуманна, она оставляет небольшой промежуток времени, чтобы он смог осознать и исправить положение. Был халатным, стал щепетильным и т.д. Т.е. мы вырабатываем правила игры. Если я ко всем добр, если я никому не причиняю вреда, этим самым я устанавливаю правила игры, что и мне никто не причиняет вред. Я устанавливаю для себя свою личную Вселенную. Это идет из аксиоматики. С точки зрения аксиоматики йоги, в долгосрочном плане у каждого из Вас своя личная Вселенная.

Вот мы здесь все собрались сегодня только лишь потому, что у нас пересечение карм, где-то наши Вселенные, у каждого личные, точку пересечения нашли. Но в каждый следующий момент, у каждого свои правила игры. Причем иногда говорят, что эти правила игры придумывает Бог. Ничего он не придумывает. Он очень толерантный. Придумали мы сами в прошлой жизни, а теперь нам не нравится. Но из этого надо сделать вывод, что больше так делать не надо. И , тогда если нам предстоит родиться в следующей жизни, этого не будет. Потому что мы сами устанавливаем правила будущей жизни. В известном смысле, каждый человек – спящий Бог.

Понятно, что все не так просто. В прошлом мы сделали негативные поступки и даже если сейчас мы станем белыми и пушистыми, то никуда наши негативные дела не денутся. Но если было осмысление, что была негативная карма, нет смысла дожидаться, пока придут кредиторы, можно расплатиться. Собственно говоря, вся йога – это метод быстрого погашения кармических долгов. Когда последний кармический долг выплачен, все, Самадхи. А вообще это очень мощный принцип, самый основополагающий. Недаром в трактате Йога Сутры Патанджали принцип не причинения вреда поставлен самым первым. Последняя часть посвящена сверх способностям, но начинается все с принципов Ямы. И основополагающим является принцип Ахимсы – не причинения вреда. Яма – это как Вы должны взаимодействовать с окружающим миром, а Нияма – это как Вы должны себя держать. Нельзя слепо этому следовать. Если Ваш долг головы рубить, Вы солдат на войне. Если Вы сейчас врага пропустите, он женщин и детей вырежет. Вы должны честно воевать и убивать, если это Ваш долг. И если Вы не выполните свой долг, Вы породите гораздо более худшую карму.

Над текстом работали: Ольга Серотенко, Оксана Петраченко.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com