2009.07.04. Выводы из аксиоматики Йоги. Карма. (Вадим Опенйога).

Выводы из аксиоматики йоги.

Карма.

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2009.07.04

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)


Краткое описание :

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru



Скачать Текстовый файл

Скачать Аудио Теория MP3 Web 32кб/с, 13 Мб


Скачать Аудио Теория MP3 Full 128кб/с, 53 Мб

Скачать Аудио Ответы на вопросы MP3 Web 32кб/с, 1 Мб


Скачать Аудио Ответы на вопросы MP3 Full 128кб/с, 5 Мб


Скачать Видео Теория


Скачать Видео Ответы на вопросы

Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза

Аудио:

Теория

video
play-sharp-fill

Ответы на вопросы

video
play-sharp-fill

Видео:

Теория

video
play-sharp-fill

Ответы на вопросы

video
play-sharp-fill

Основной текст лекции.

       Сегодня 4 июля 2009. Меня зовут Вадим Запорожцев, находимся мы в КЦ Просветление, в г. Москве, рядом с м.Новослободская, это лекция для Открытого Йога Университета, вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru  www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

 

 Введение в лекцию

Мы продолжаем серию лекций, посвященную аксиоматике йоги.

Любую йогу можно назвать выводом из аксиоматики йоги. Вы помните, что вся йога, подобно математике, выводится.

Другое дело, что йога, конечно же, больше и выше, чем любое положение в математике. Но в то же время, йога никогда не противоречит логике. Логика не всегда может объяснить то или иное положение, но в конфликт они не вступают.

Сегодняшняя тема посвящена такому понятию, как «карма».

Выбрали мы её по той простой причине, что очень много и часто используется этот термин в разных кругах населения. Иногда не всегда адекватно. Т.к. цель Открытого Йога Университета – это подготовка будущих преподавателей йоги, конечно, не хотелось бы, чтобы будущие преподаватели йоги дублировали, тиражировали и распространяли ту чушь, которая накопилась за последние годы. Хотя, строго говоря, все эти темы досконально и подробно рассматриваются в разделе карма йоги.

Напомню, что на предыдущем занятии мы определились с понятием аксиом в йоге, из которых можно вывести всю йогу.

– Что такое карма? Как она возникает? Как можно привязать карму к аксиоматике йоги?

Мы с вами используем лишь крупицы знания, которые дошли до нас из глубины веков. Обширная часть, к сожалению, не дошла. Другая часть требует своего пересмотрения, переоткрытия, перевода. Поэтому, не представляется возможным проследить, каким образом понятие «карма» внедрилось в аксиоматику йоги.

Для всей восточной культуры очень характерно понятие «кармы», вся культура пропитана этим понятием.

Карма – это закон причины и следствия. Поэтому, если вы в очередной раз откроете какую-нибудь умную книгу по йоге, которых сейчас расплодилось огромное количество, и там будут «тени на плетени» наводить и всячески бедного читателя запугивать, то всегда следует вспомнить, о чем идет речь. А речь идет о законе причины и следствия, законе кармы. Тема эта новомодная, обросла мистикой, но (как правило) такие мистические выводы и «яйца выеденного» не стоят.

Закон причины и следствия гласит о том, что у каждого следствия есть своя причина. Если что-либо и происходит, то существуют причины, которые приводят к этому следствию.

Если вы столкнулись с каким-либо явлением, вы (безусловно) можете решить, что это явление не объяснимо. Либо оно может проистекать из каких-то нелогичных положений. Но само понятие «карма» придерживается современной научной точки зрения: если какое-то явление произошло, то были предпосылки у этого события.

Другой вопрос: как причина перетекает в следствие. Это совершенно неочевидные моменты. Иногда это может привести к пассивности разума, когда разум будет полагать, что определенные вещи необъяснимы, или вещи мистические (в плохом смысле этого слова).

Йога говорит, что законы логики никогда не противоречат законам сверхлогики. А законы причины и следствия – это определение или объяснения закона логики. Сталкиваясь в жизни с теми или иными событиями, происшествиями, мы можем пытаться объяснить их логично, можем пытаться объяснить их нелогично, но также у них может быть и сверхлогичное объяснение.

Что же касается логики, мы можем вспомнить Шерлока Холмса и Доктора Ватсона, которые по следам происшествия могли реконструировать происшествия, породившие это следствие. И у них это изящно получалось, как вы помните. Такой же подход логики: никаких вмешательств сверхъестественных сил, никакой мистики, никакой «потусторонщины», никакого сна разума, все очень спокойно, последовательно и взвешенно. Как вы помните, многие очевидцы этих происшествий были склонны считать эти события сверхъестественными (вспомним Собаку Баскервиллей). Когда эти происшествия воспринимались, как сверхъестественные, они попадали в область нелогичности. В произведениях Артура Конан Дойла была некая схватка между логичностью и нелогичностью. Или по-другому, закон разворачивания кармы. Если вы видите на земле окурок, то можно предположить, что он материализовался из пятого измерения. А можно предположить более рационально: что кто-то когда-то здесь его выбросил. И так в отношении всего: была причина – есть следствие.

Логичность в йоге

В йоге утверждается, что йога всегда безжалостно может снести с пьедестала нелогичность. И если правильным образом направить силы своего разума, можно победить нелогичность. Но в то же самое время, йога утверждает, что есть такие законы устройства нашей Вселенной, которые являются сверхлогичными. В рамках логики эти явления и события нельзя объяснить в принципе. В йоге эта область сверхлогичности относится к той области, где законы кармы не действуют.

Т.о. мы получили цепочку, что когда мы слышим слово «карма», мы подразумеваем закон причины и следствия, мы подразумеваем, что у каждой причины есть следствие, мы подразумеваем, что эти события не попадаютпод объяснения примитивной мистики. Но в то же самое время иногда случаются явления и события, которые не являются нелогичными, но в то же самое время не попадают под действие логики (сверхлогика или область вне кармы). Это следует очень четко понять и зазубрить.

И в следующий раз, когда какой-нибудь из адептов начнет вам лапшу вешать про карму, вы всегда его можете спросить, а что он под словом «карма» понимает. С помощью логики попытайтесь понять, на каком этапе многочисленные «мракобесы» пытаются вклинить нелогичность и назвать ее йогой. Очень быстро поймете, на каком этапе.

Современная волна нелогичностей

Сейчас представители научных кругов просто за головы берутся от обилия глупости, которая льется с экранов телевизоров, радио, газет и журналов, и такого огромного количества людей, которые в это верят. Сейчас какая-то волна средневекового мышления, где явления, которые можно объяснить с помощью здравого смысла логики, пытаются объяснить с помощью чего-то потустороннего. Полнейшую нелогичность пытаются выдать за какой-то прорыв в науке.

Поэтому, наука плохо относится к эзотерическим учениям. К сожалению, внешне грань между йогой и другими эзотерическими учениями для человека неискушенного сливается. Поэтому, от ученых достается и йоге. Хотя, в этом смысле йога, как ни одна другая система, близка к взглядам ученых. Но при одном маленьком «но»: если в отношении сверхлогики ученые нам ничего не говорят, это даже не их дело. То в отношении учения йоги, вся суть и духовная сила йоги упирается на моменты сверхлогичные. В этом смысле йога может нам сказать больше, чем те или иные научные круги. Но йога не подменяет науку. Вот почему я говорю, что концепция детерминизма и концепция кармы не является одним и тем же.

В нашей жизни, хотим мы того или не хотим, правит логика: закон причины и следствия. Или по-другому, правит закон кармы. Если в что-то сделали, то получите результат сообразно тем действиям, которые вы сделали. Поэтому, еще раз вас предупреждаю: относитесь очень критично ко всякого рода литературе.

– Можно ли что-то сделать с кармой? А если можно, то что?

Вы должны помнить, что здравый смысл никогда не противоречит сверхлогике. Наоборот, вся глупость, вся темнота и плоды больного воображения не выдерживают натиска логики. Поэтому, все те, кто пытается спекулировать на понятии «карма», сделать ту или иную систему по выколачиванию из карманов граждан денег, они, сами того не понимая, вводя в заблуждения других, сами подпадают под действие закона кармы. Вы помните, что незнание закона не освобождает от ответственности. Рано или поздно сама жизнь все расставит на свои места. Но прежде, чем все станет на свои места, не тратьте время напрасно.

– Возможно ли существование без закона кармы?

Йога утверждает, что да. Более того, существование в плоскости «вне кармы» более универсальный случай. А существование в плоскости кармы – это частный случай более универсального случая. Или другими словами, логика – это всего лишь частный случай сверхлогики.

Мы живем в том уголке Вселенной, где каждый день встречаемся с действием закона кармы. А с действием сверхлогики мы встречаемся реже. Даже если встречаемся, то не распознаем. В худшем случае, когда в нашей жизни проявляется сверхлогика, мы ее не распознаем, а считаем, что это нелогичность и всячески пытаемся с ней бороться.

В соответствии с жесткими концепциями определенности в науке, можно считать, что каждый из нас робот. Потому что, каждое наше действие будет определяться условиями, в которых мы живем; каждая наша мысль будет определяться многочисленным количеством факторов (обменом веществ, светом солнца и т.д.), невидимых составляющих, которые будут формировать наше поведение. Если бы мы признали, что в мире правит только логика, мы должны были бы признать, что мы роботы. А представление, что мы свободны – это всего лишь иллюзия.

Йога с этим не согласна и заявляет, что в том-то наше отличие, что наше Я свободно. Другой вопрос, что наша свобода не так быстро реализуется. Большую часть наших поступков можно свести к чьему-то влиянию.

С этим прекрасно научились работать психологи, не без пользы для людей. Они могут разложить наши человеческие проблемы на какие-то составляющие и показать, откуда наша та или иная проблема возникает. За это психологам почет и уважение.

Но с другой стороны, когда все пытаются свести к влияющим факторам, то создается впечатление, что эти люди относятся к своим «пациентам», как к машинам. Отсюда рождаются многочисленные пособия по своей форме хлесткие, но по своей сути аморальные.

Недавно видел книжку «Как влюбить девушку за 5 минут» (для людей, у которых нет времени, для «чайников»). И дается ряд психологических моментов, которые расписаны, как действия компьютера: что и как нужно сделать. То есть, как сыграть, к примеру, на влюбленности девушки, чтобы затащить ее в постель. Иногда, даже мерзко брать такие книжки в руки. Это как попытаться что-то святое свести к набору определенных шагов. То есть, это некий перегиб.

Еще раз хочу сказать, что йога не согласна с таким ходом вещей. А если говорить про влюбленность, йога говорит, что ее в принципе невозможно генерировать никакими шагами. Можно сколько угодно создавать имитацию, но в самый ответственный момент все возьмет и рухнет.

Влюбленность и карма

Итак, есть в нашей жизни моменты, полностью определяемые кармой. Если мы родились в тех или иных условиях, если нас окружали определенные люди, то хочешь не хочешь, а от них наберешься. Во многом наши удачи и поражения – вовсе не наши удачи и поражения, а лишь шаблоны, которые мы впитали в себя, общаясь с людьми, с которыми росли и живем (с кем поведешься, от того и наберешься).

Но с другой стороны, в нашей жизни есть такие проявления, которые попадают под эти определенные факторы. Состояние влюбленности не попадает ни под какие определяющие факторы, это подарок сверхлогичности.

Влюбленность – это проблеск сверхлогики, который мы за своей каждодневной рутиной не замечаем.

Действительно, мы каждый день должны ходить на работу, зарабатывать на кусок хлеба. И это все неотвратимо: не пойдешь зарабатывать, не получишь денежек.

Все жестко определенно, но с другой стороны не настолько жестко, не на 100%.

Мы представляем из себя такое живое существо, которое с одной стороны обусловлено своими предыдущими поступками, а эти поступки приводили к следствиям, что мы делали другие поступки и т.д. идет в течение жизни, и из жизни в жизнь.

Йога утверждает, что семена предыдущих поступков дают нам родится в определенное время, среди определенных людей, чтобы мы попали в то время, на котором закончили предыдущую жизнь. В этом плане разворачивание закона логики непрерывно, из жизни в жизнь.

Мы получаем то, что заслужили

Мы говорили, что сверхлогика не противоречит логике. Поэтому, даже рождение и смерть вещи сверхлогичные, но приводят к такому следующему рождению, которое не противоречит логике. И если вы вели определенный образ жизни, в следующей жизни вы получаете те условия, которые заслуживаете. И тут же практичный вывод: бесполезно роптать на родителей, страну. Мы получаем то, что мы заслужили. С одной стороны отрицательное отношение – это глупо, с другой стороны, вечное заискивание, что за границей лучше, а у нас плохо – не лучше. Даже если бы мы родились за границей, мы все равно бы получили то, чего заслуживаем.

Есть поговорка: свинья всегда свой угол найдет. То есть, если бы вы родились даже в самой цивилизованной стране, если у вас есть зачатки недоработки кармы, то условия жизни ничем бы не отличались, если бы вы родились в другой, третьей, десятой стране.

Получается, что закон кармы на какой-то процент правит нами. С другой стороны, мы понимаем, что какой-то процент свободен. Свободен абсолютно всегда.

Речь идет как раз о соотношении процента свободы и процента обусловленности. Если ваша «замечательная» карма привела к тому, что вас ведут на смертную казнь, то, конечно же, процент свободы резко сужается в этой жизни. Но с другой стороны, как учит карма йога, в каком модусе сознания вы будете умирать, от этого тоже многое зависит в вашей следующей жизни. Даже у самого обреченного человека всегда есть часть выбора, часть свободы.

Йога дарит свободу

Цель йоги заключается в том, чтобы сделать эту часть как можно больше, а в идеале – абсолютно свободными. Сделать так, чтобы вы перестали попадать под действие кармы. Собственно говоря, все виды йоги с позиции свободы, дают вам свободу.

Мы помним из аксиоматики йоги, что свобода у нас и так по сути дела есть. Мы просто не можем ею воспользоваться. Нельзя сказать, что йога дает свободу. Йога открывает свободу, которая и так в нас заложена.

Получается картина, что у нас есть свобода, а мы ею не пользуемся. Мы попадаем под действие закона причины и следствия и получаем с каждым шагом то, что мы заслуживаем. И можем прожить так, что с каждым шагом степень нашей свободы сокращается, а можем так поступать, что с каждым шагом степень свободы все расширяется и расширяется.

В йоге говорится, что если вы живете так, что степень вашей свободы расширяется, то вы живете праведной жизнью. А если живете жизнью, когда степень вашей свободы сужается, то вы живете не праведной жизнью. Или другими словами, если вы причиняете вред другим живым существам, то рано или поздно это приводит к следствию, что вред начинает приноситься вам, и вы оказываетесь в жестких тисках необходимости, не о какой свободе не может быть и речи. Если же вы помогаете другим живым существам преодолевать какие-то жесткие рамки, то в жизни вашей тоже наступает момент, когда и ваш горизонт свободы расширяется.

Выход из плоскости кармы

Есть особенность. Если мы делаем что-то хорошее, мы получаем хорошие результаты. Если мы делаем что-то плохое, мы получаем плохие результаты. Но строго говоря, ни те, ни другие результаты не гарантируют, что вы выйдете из-под действия закона кармы, в сверхлогику.

В карма йоге призывают помнить: делая хорошие дела, мы создаем плацдарм для того, чтобы выйти за плоскость кармы. Логично совершаем хорошие поступки, чтобы выйти из закона логики в более универсальный закон сверхлогики, в котором степень нашей свободы будет расти, и мы вообще выйдем из обусловленностей.

– Откуда взялся закон кармы, кто его придумал?

Печально, что сами наши индийские друзья плохо разбираются в наследии, которое они несут дальше. А западный человек некритично копирует их умозаключения.

Если мы вспомним аксиоматику йоги, все мы сделаны по единому образу и подобию. Но расплатились мы за этот элемент творения, что каждый из нас может сосуществовать и взаимодействовать друг с другом, но в тот же самый момент оставаться свободным. Мы помним, что это порождено действием майи. В океане майи мы можем как рыбки плескаться. Более того, как рыбки друг с другом взаимодействовать, общаться.

Вы помните, что в йоге говорится: самое большое богатство – это общение с себе подобными. Но в то же самое время, мы остаемся свободными. Такое хитрое действие майи. Расплата за это – изначальное действие майи (иллюзии), в которой мы находимся. Мы свободны, но мы не знаем, что мы свободны.

Из самого положения, что мы свободны, вытекает интересная концепция. Ну и что, что мы не знаем, что мы свободны, но мы ведь свободны. То есть, мы в рамках своей внутренней личной Вселенной сами устанавливаем рамки игры.

Какая хитрая вещь майя. Она позволяет общаться с такими же людьми, как и мы, но в то же время она позволяет нам в своей внутренней Вселенной устанавливать свои правила игры.

Что же такое закон кармы? Это те правила игры, которые мы установили сами для себя и по которым в дальнейшем начинаем жить. Т.к. мы свободны, то мы всемогущи в рамках собственной Вселенной.

Представьте океан майи, в ней рыбки плавают. Вокруг Каждой рыбки сфера личной Вселенной. И в этой Вселенной происходит лишь то, что пожелала рыбка. Но в то же самое время, две рыбки, если волеизъявлят, то могут общаться и взаимодействовать друг с другом.

Мы сами определяем правила игры, по которым живем. Если мы когда-то с кем-то поступаем не самым оптимальным образом, с вами поступят также. Но здесь одна маленькая игра. Когда говорю «вас», я имею ввиду не отдельно взятое Я каждого человека, а проявления. По своей глупости мы считаем себя своими проявлениями.

Мы сами придумали закон кармы сами для себя, и сами же следим, чтобы этот закон выполнялся.

В некоторых индусских книгах говорится, что существует некая книга, в которую записываются все дела за жизнь человека, что есть Бог, который следит, как бы грешника покарать, а праведника наградить. Вроде бы Богу больше делать нечего, чтобы за каждым червяком или тараканом следить, что он натворил.

Эти положения не выдерживают натиска логики, т.к. могут быть объяснены проще. «Не нужно плодить сущности без крайней на то необходимости» (философ Оккама). Нужно использовать объяснения, которые вытекают из понятных фактов.

Каждый из нас является для себя надсмотрщиком. Мы сами придумываем правила игры, сами в них играем, радуемся и страдаем. Причем, следим, чтобы правила игры выполнялись, чтобы ни одно действие от нас не ушло – сами являемся проводниками кармы.

Получается, что из-за действия майи мы считаем себя не тем, чем мы являемся. Более того, придумываем законы, по которым сами же и живем, и так продолжается из жизни в жизнь. Затем, в хаосе наших движений мы сами для себя устанавливаем (из всего многообразия жизни) узенькую лазейку законов логики. Когда мы считаем себя своими проявлениями и как следствие, всегда очень хотелось бы, чтобы эти проявления не были подвержены воздействиям, которые нам не нравятся.

Представьте, что вы живете в огромном светлом и прекрасном дворце. Но вы выбрали для себя маленький темный угол, в котором живете. Точно также и мы живем в плоскости кармы, и, в общем-то, нам это нравится. Если я что-то сделал, пускай я что-то за это получу.

Все наши желания, как мы помним, исполняются. И возникает реакция, что к чему-то мы стремимся, а что-то пытаемся оттолкнуть. И все возвращается с определенной периодичностью, а мы получаем мир, в котором живем (все то, что мы породили).

Как учит нас йога, рано или поздно до человека начинает доходить круговорот бытия. И йогу или йогине становится скучно. Они понимают: что посеешь, то и пожнешь. Тут же они стремятся сеять что-то хорошее, на благо всех существ. Эту возможность они воспринимают как подарок. Т.к. делая хорошие дела, ваш плацдарм расширяется и у вас есть хорошая возможность прыгнуть к сверхлогике, где гораздо «интереснее».

Выводы

Карма не передается и не получается. Если вы будете читать, что кто-то может снять с вас карму и т.п., вы можете понимать, что автор бредит. Мало ли кто что говорит. Каждый из нас живет в своей личной Вселенной и получает ситуации, которые сам же породил.

И обратная ситуация. Никто за вас отвечать не может, отвечаете только за себя.

А что можно сделать с кармой? Карму можно изжить. Отсидели свое, вышли на свободу с чистой совестью, вот изжили карму,расплатились.

Такой алгоритм работы с кармой самый распространенный. Мы делаем негативные поступки, потом изживаем их, потом приходят новые ситуации, а мы как в бреду идем по жизни, так и не догадываясь, что каждая новая ситуация – это порождение предыдущей.

Привожу пример, что если вы должны банку (у вас тяжелая карма), и к вам придут коллекторы, чтобы забрать долг, то отдавать вам все равно придется. Но у вас есть шанс: перезанять, отдать старым, но теперь будете должны новым. Та же ситуация наблюдается с кармой. До какой-то степени вы можете притормозить разворачивание, но отдавать придется с процентами.

Сейчас много ясновидящих, экстрасенсов. Они вроде как реакцию притормаживают и человека попустило. Но не может он карму снять. Единственное, что он мог сделать (в лучшем случае) – это отсрочку платежа. Но в любом случае вам придется расплатиться, но потом уже и за себя, и за отсрочку, и «за того парня». Поэтому, прибегать к этим средствам можно, иногда необходимо. Но вы должны понимать, что если вы во второй раз взяли деньги в кредит и их пропили, то в третий раз никто кредит не даст. Заигрывание со сверхмоментами, техниками и практиками по «замораживанию» вашей кармы – вещь опасная.

Это как с зубной болью. У вас зуб болит, а вместо того, чтобы вылечить его, вы принимаете обезболивающее. В этой ситуации обезболивающее играет дурную роль. Точно также во многих йоговских практиках. Негативную тенденцию они могут притормозить, но вы должны работать, как Папа Карло, заниматься йогой, трудиться на благо всех живых существ, всячески удалять из себя негативные тенденции и т.д. Это вторая стратегия работы с кармой.

Третий момент, что можно сделать с кармой – удивительный момент, который с вами произойдет, что сам Господь Бог снизойдет. Но нам на это надеяться не приходится.

Вопросы – Очищают ли страдания?

Страдания – это палка в двух концах. Они ничего не гарантируют. Это как живая и мертвая вода. Мертвая лечит раны, но не дает жизни. Страдания действительно, какую-то дурь из нас выбивают, но это не гарантия нашего духовного развития, поднятия на другой уровень. Поэтому, и говорится, что делая хорошие поступки, наслаждаетесь. Делая плохие поступки – вы страдаете. Но так или иначе, все остается в поле действия кармы.

Цель йоги выйти за пределы кармы. Сейчас вы страдаете, но тенденции негативной кармы завершатся, и вы перестанете страдать, не в этой жизни, так в другой. Но рано или поздно действие следствий исчерпывается.

Точно также в отношении ваших благих дел. Вы можете бабушек за руку переводить, бомжей отмывать. Это создаст хорошие предпосылки, и ваша негативная карма не будет расти. Но это не значит, что вы будете расти духовно. Это некая пауза.

То, что вы сидите здесь и лекцию слушаете – это, конечно же, благая карма (ведь не в кандалах же на рудниках где-нибудь). Но это также не значит, что вы этим воспользуетесь. Это всего лишь шанс.

Точно также и наши благие поступки – это шанс, чтобы образовалась пауза. Что-то услышали, применили в своей жизни. Негативную карму перевесили позитивной, дальше не наплодили новой кармы, начали заниматься духовной практикой и вышли за пределы кармы.

– Позитивная карма и отсутствие кармы – это разные вещи?

Безусловно. С точки зрения йоги: позитивная карма ничем не отличается от негативной. Хороший йоговский пример: железные кандалы ничем не отличаются от золотых кандалов, в обоих случаях это кандалы. Чтобы из негативной кармы сделать позитивную, нужно заниматься карма йогой. Отсылаю вас к нашему архиву лекций и семинаров по карма йоге.

Над текстом работали: Вика Яроцкая, Валерия Пушкарская

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com