2012_04_07 Шанкарачарья (1-я лекция). Вадим Опенйога

Шанкарачарья (1-я лекция). Вадим Опенйога

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2012.04.07

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет

(openyogaclass.com)


Краткое описание :

Вводная часть. Рассказ о проекте йоги Триады. Проведение параллели между быстрыми методами в йоге и физикой взрывов. Рассуждения о последствиях распространения знаний. Психология безнаказанности. Цена, которую заплатил СССР за атомное оружие. Йога Триады и Родовая йога – термоядерная бомба духовности. Рассказы о жизни Шри Шанкарачарьи. Учение Адвайта Веданты. Перекосы, возникающие у последователей Адвайта Веданты. Экскурс в историю индийского духовного наследия.

Слушать Аудио:


Смотреть Видео:


Скачать Видео mp4

Читать Текст:

  КОММЕНТАРИИ К ТРУДУ ШАНКАРАЧАРЬИ «10 ШЛОТ ОБ АТМАНЕ»

ЧАСТЬ 1

Сегодня у нас 7 апреля 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Я преподаю йогу. Это у нас лекция Международного открытого йога университета для всех желающих. Вся наша архивная информация находится на сайтах http://openyoga.ru, где вы можете найти многочисленные архивные записи наших занятий и семинаров, а также узнать, где и что мы проводим, какие другие занятия и семинары, сколько это стоит и прочее. Также напоминаю, у нас есть интернет йога курсы бесплатные, для самостоятельного изучения теории и практики йоги на сайте http://www.openyogaclass.com/kurs/.

Мы сегодня с вами будем рассматривать новые темы. Но прежде, чем мы к ним перейдем, может быть есть вопросы по предыдущим лекциям? А прежде, чем эти вопросы возникнут или не возникнут, я бы хотел, что бы кто-нибудь себя похвалил громко и авторитетно. Есть ли желающие себя похвалить?

МОЙУ Андрей Сазонов: Прежде чем хвалиться, я бы хотел поблагодарить Вадима за семинар по рита-ньясе. Впечатления были обалденные, две недели прошло, а послевкусие еще осталось.

ВВЗ: Бальзам на раны. Знали бы вы, сколько крови мне стоит тема Триады.

МОЙУ Андрей Сазонов: Ну и в продолжение хочется сказать, наконец-то мы дождались практик по парной йоге, которые сейчас пошли…

ВВЗ: Дожили, да,  дожили…

МОЙУ Андрей Сазонов: А похвалится… я хотел продолжить свою прошлую похвальбу. Последний раз, когда я сюда выходил, то говорил, что закончил курсы Бизнес тренеров. И я сделал следующий логический шаг, я пришел к руководству на работе и сказал, что я отучился с вашей помощью, (я брал у них денег немножко) и теперь хочу дальше развиваться, обучать менеджеров по продажам, других сотрудников. Мне сказали «ОК, мы как раз тебя и ждали. У нас создается учебный центр, и ты будешь его возглавлять».

ВВЗ: Ура! Вот как раз и будет место внедрить технологии йоги в нашу жизнь, друзья. Кругом развал, вы посмотрите, что твориться. Все деморализованы, ужас. Я не знаю, как помогать человечеству, в особенности в нашей стране, никто ни во что не верит.

Так, замечательно, мы с вами ввели еще одну добрую традицию. Кто-нибудь расскажет, какой он полезный на этой земле. Есть люди, которые расскажут о своей пользе? Или таких нет? Или все бесполезные? Или хотя бы на худой случай, сделать позу с улыбкой. Кто сделает? (Выходит студент и выполняет асану) Есть улыбка? Ура!

Значит, помнится, на последней лекции я коснулся темы духовной термоядерной бомбы. Мне бы хотелось здесь обрисовать ситуацию, которая сейчас происходит. Есть Открытый Йога Университет. В нем мы преподаем йогу, в нем мы готовим преподавателей йоги на английском языке и для нашей страны, по полной программе стараемся все охватить. Но параллельно этому у нас запущен проект, который называется йога Триады, крайне тяжелый и затратный проект во всех смыслах слова. Основная практика, основная идеология проекта йоги Триады – это духовная термоядерная бомба – привнести в этот мир, погибающий от деморализации, неверия и прочего, мощный импульс чего-то Высшего, светлого, мощный импульс Праны. Фактически, это раздел быстрых методов йоги. Я, может быть, уже об этом говорил, но еще раз напомню, почему я взялся за этот проект, хотя он и крайне затратный.

Если у нас не будет родовой йоги, то фактически я не вижу перспектив развития йоги вообще. Если предки вами не довольны, все ваши умствования, философствования это блаж. Если вы не в цепочке преемственности жизни, если вы не ощущаете за собой мощь всех предыдущих поколений, то ваша жизнь скорее случайна. Это вовсе не значит, что вы должны ограничивать себя в свободе прожить жизнь именно так, как вы хотите, нет, наоборот, предки ждут от вас некоего нового слова.

Для того же что бы вы могли хотя бы приблизится к идее родовой йоги, отдать долги предкам, нарожать детишек, вам нужны будут мужья и жены. И надо как то жить с этими мужьями и женами, а мы зачастую не готовы, слишком много в нас скотства, слишком много в нас амбиций неоправданных, нетерпимости, глупости иногда. И нужен такой фактор, который бы нам помог устранить противоречия между мужским и женским, поэтому я и пошел на то, что бы параллельно запустить проект Триады, где отрабатываются все практики и техники взаимодействия мужского и женского. Во всяком случае, у вас будет возможность сделать в совместной семейной жизни ошибок чуть-чуть поменьше, чем обычным людям. А это выиграет для вас несколько лет жизни, за это время вы, может быть, нарожаете детишек, или детишки подрастут, тем самым вы отдадите долг предкам. А если по статье предков у вас не будет долга, то все, чем бы вы затем не занимались, включая и другие разделы йоги, все будут идти на порядок легче.

Триада мне была нужна в первую очередь для родовой йоги, хотя я напоминаю вам это сама по себе чрезвычайно мощная практика. Я на прошлом занятии сравнил ее с термоядерной бомбой. А потом начал себя спрашивать, а понятна ли эта аналогия. Ведь, может быть, многие просто не знают, что это такое, зачем и почему. Привел этот пример по той простой причине, что я по своей специальности инженер-физик. У меня в этой жизни было несколько жизней. И когда то я планировал физиком и остаться. Так вот, специальность моя самым жестким образом завязана на все быстропротекающие процессы, под которыми можно понимать все что угодно, друзья, и все будет правильно. Т.е. это процессы горения, детонации, ядерных, термоядерных взрывов, процессы на Солнце, рождение Вселенной, огромный спектр задач и приложений. Ответвления этой специальности называются по-разному, иногда можно услышать как газодинамика, иногда как химическая физика и т.д. и т.п.

Меня тут спросили, какая у меня предыстория, и я подумал, что о себе ничего не написал, все некогда, некогда… и, наверное, еще долго бы не собрался, но тут мне попалась совершенно замечательная книжка, она называется «Физика внезапного», автор Белопухов, издана в серии Библиотечка квант, выпуск 116, достаточно маленьким тиражом, хотя не таким уж маленьким по сегодняшним меркам, 3000 экземпляров. Выпущена она была в 2010 году. Так вот, это фактически про мою специальность, если бы не случилась перестройка, не случился развал СССР, то до сих пор я бы, наверное, скорее всего этим всем занимался. Я вам могу оставить, полистайте, или поищите, может быть, в интернете что есть. Самое интересное, здесь есть кое-какие описания автора, непосредственно как он учился. Так вот с разницей в 40 лет описано про ту же систему образования, что я проходил. Мне что понравилось, оказывается некоторые предметы, о которых я думал, что они недавно появились, а они были еще очень давно.

Целый год я варил разные виды взрывчатых веществ, всех, которые только есть на свете в промышленных масштабах. На самом деле, все что касается, друзья, взрывчатки, терроризма, у нас поговорка была, что делать взрывчатку проще, чем варить самогон. И вы будете не успевать запрещать новые виды взрывчатки, как террористы будут придумывать все новое и новое. Поэтому, если хотите бороться с терроризмом, боритесь с источником финансирования терроризма, потому что всегда можно придумать, как сделать быстро протекающий процесс, который пол города снесет. У меня такая аналогия, что знания о взрывчатых веществах, о термоядерных бомбах, это как древнее знание. Вот попадут эти технологии в руки пашу, и бог знает, что они натворят. Но сами пашу никогда их не смогут открыть. Меня всегда волновал парадокс автомата Калашникова. Ни один получеловек – полуживотное из банды в джунглях никогда в жизни не сделает автомат Калашникова, но они все прекрасно из него стреляют. Новой гранью передо мной встала кастовая система Индии. Я напоминаю, что согласно кастовой системе Индии, брахман ни за какие деньги, ни за какие уговоры не должен был распространять знание среди людей низших каст или людей вне касты. За это было очень большое наказание. За попытку овладеть могущественными мантрами, практиками людей низших каст также ждало суровое наказание. С одной стороны, знание гуманистично, общечеловечно, и как мы можем селектировать – этому давать, этому не давать. А с другой стороны, я прекрасно знаю, что идешь в любой хозяйственный магазин, покупаешь ингредиенты и дома можешь варить взрывчатку. Причем сам ты никогда не догадаешься как, но ты заходишь в интернет и там тебе, пожалуйста, все рецепты. Рецепты писали люди, которые понимают, а пользуются ими обезьяны в телах людей, которые делают взрывчатку и уничтожают ни в чем не повинных людей. И вот я спрашиваю себя, имеем ли мы право распространять знание. Понятно, что касается взрывчатых веществ, сейчас уже начали потихоньку завинчивать, но часть знания вырвалась. Аналогичная ситуация с ядерной и термоядерной бомбой. Тогда это был вызов, но сейчас, по прошествии сколького времени, это не Бог весть, какая задача, друзья. А представьте в руках террориста атомную бомбу. Я уже не говорю про термоядерную бомбу. Даже если она не взорвется, она все загадит радиацией и жить никто не сможет. Наша цивилизация сейчас подошла к вопросам селекции людей на достойных знаний и нет. Иначе обезьяны в телах людей нас всех на тот свет отправят. Мы не можем себе позволить вольницу – что бы знания распространялись по принципу «приходи – бери», иначе мгновенно можно делать самые страшные бомбы.

У меня академическая специальность, со всеми базовыми институтами, такими как Институт химической физики. Кстати, это институт, где начинали делать атомный проект. Славная была система, славное было обучение. Я очень благодарен Советскому союзу, нам бы взять в йогу эту деловую хватку. У меня, поэтому и примеры все такие милитаристические. Я помню, тогда все было засекречено, абсолютно все. До идиотизма даже доходило. Если, к примеру, я бы сел на скамейку, а рядом бы сел иностранец и спросил «Который час?» или «Как пройти туда-то?», то я должен был идти в соответствующий отдел к чекистам и писать объяснительную, о том, что у меня был контакт с иностранцем. Я как раз учился и работал на самом сломе, старые традиции уже уходили, приходили новые. Я не знаю, что сейчас осталось, но это была очень хорошая школа.

Мне относительно недавно попался очень хороший фильм, сняли его наши, называется он «Братство бомбы», о том, как создавали бомбы атомную, ядерную и термоядерную за границей и у нас в стране. Этот фильм на телеканале «Культура» когда то прошел. К сожалению не написано, кто его снимал. Так же очень рекомендую посмотреть, потому что в нем поставлены морально-нравственные вопросы распространения знаний. Еще раз, почему меня эта тема волнует. Что в науке знания о взрыве, что в йоге быстрые методы. Само название – быстрые методы в йоге, а у меня специальность физика быстро протекающих процессов. Перст судьбы, можно сказать. Нас, кстати,  очень мало выпускников было. Каждый год человек по 10-12. За всю историю нас выпустили – помножьте лет на 40. Мало, в общем. Обращаю внимание на этот фильм, если нечего будет смотреть, на досуге посмотрите, расширьте свой кругозор. Много в этом фильме параллелей. После взрыва, колоссального выделения энергии, политика поменялась, мир поменялся.

Тому факту, что десятилетия не было войн, мы обязаны эффекту взаимного страха. Потому что если ты агрессор и нападаешь на другого, у тебя только одно преимущество – прожить на 30 минут дольше. Пока к тебе не прилетят ракеты возмездия. И как ни странно, но баланс страха удерживал цивилизацию. Фактически глобальные войны стали не возможны. Остались локальные, из за которых и возник терроризм. И единственно, сейчас возникает очень большая проблема, широко обсуждаемая – это элементы ПРО. Потому что в этом балансе сил, элементы ПРО смещают равновесие. Вот смотрите психологию. У тебя есть пистолет и у твоего противника есть пистолет. Как в вестерне про дикий запад, выхватывают и бац, бац, бац! И прежде, чем пустить в ход свое оружие, человек думает об ответных мерах. Но представьте себе человека, у которого есть пистолет и бронежилет. Вот тут психология безнаказанности у человека начинает просыпаться. Это давно определили психологи, и целые исследовательские группы занимались рассмотрением стратегического баланса военных сил во всем мире. И вот как ни странно чувство защищенности, что у тебя есть ПРО, что ни одна ракета до тебя не долетит, очень плохо действует на мозги. И у тебя возникает желание безнаказанно нападать на другого. В свое время этим Сахаров начал заниматься. Так вот вернемся мы. Если из моих слов было не понятно, что я имел ввиду при описании процессов быстрых методов, то я рекомендую, просмотрите этот фильм. Хотя бы сделаете себе первое представление о том, как это все происходит.

Вопросы есть у кого-нибудь?

МОЙУ Елена Вагнер: Я бы хотела присоединиться к благодарности, которую Андрей высказывал по поводу семинаров, занятий. Вы нас так вдохновляете постоянно. Хотелось бы как-нибудь немножко вдохновить Вас.

ВВЗ: Вы меня вдохновляете отзывами, друзья, честное слово.

МОЙУ Елена Вагнер: Я бы хотела прочитать одно из последних стихотворений, которое было написано после семинаров.

ВВЗ: Ура! Ура!

МОЙУ Елена Вагнер: Вдохновляя и словом и телом,

Пробуждая надежду и веру,

В каждом взгляде не смелом и смелом,

Ты проходишь сквозь яркую сферу.

За сиянием трех оболочек,

Я на ощупь ищу твои руки,

И в межбровном слиянии точек,

Тают образы, вкусы и звуки.

Остается лишь трепет ладоней,

За сиянием сердечных соцветий,

В каждом вдохе и в каждом поклоне,

В ясном свете.

ВВЗ: Браво! Друзья, значит, смотрите еще одна такая аналогия милитаристическая. Вспомнил еще один фильм, кстати, тоже рекомендую его вам посмотреть. Он был снят, правда, достаточно давно. Называется он «Выбор цели», снял его С. Бондарчук, и он там играет в главной роли. Сразу хочу сказать, что немного фильм тенденциозный, в том плане, что в те времена все было засекречено и жизнь физиков показана немного идеалистично. В этом отношении более реалистичный фильм «Девять дней одного года», он более сбалансированный. Так вот, чем мне нравится фильм Бондарчука, хотя там может исторические параллели немного и не правильно проведены, но эмоционально очень хорошо показано. Вот закончилась война, все в разрухе, голод, люди работали с утра до ночи. И тут вдруг выясняется, что американцы взорвали ядерную бомбу в Херосиме. И вдруг наверху у нас с ужасом поняли, что надо очень срочно делать атомную бомбу. А по затратам это примерно, как оценили много позже, стоит столько же, сколько и Вторая мировая война. Т.е. Вторая мировая война, в которую погибло много людей, было потрачено много средств, денег, и только она закончилась, как началась невидимая война. У людей света нет,  жилья нет, бабы впряглись – пашут, сеют, потому что ни техники ничего нет, голод везде. И приходится последнее изымать, что бы делать бомбу. Сейчас создается впечатление, что Америка такая хорошая, демократичная страна, что там все белые и пушистые. Я вам должен сказать, хорошо бы что бы это сейчас так было. А тогда, после войны были вполне конкретные планы, смысл которых в том, что пока русские не очухались, надо превентивным ударом по 40-50 городам нанести ядерный удар и отбросить Советский Союз в каменный век, что бы и не выпендривались. И это были реальные, друзья, планы. И Бог знает, чем бы это закончилось бы, если бы не было бы противовеса. Потому что они очень боялись и ненавидели коммунизм. И если уж даже такие философы, как Бертран Рассел говорил, что если коммунизм способна остановить война, то я за эту войну. У  какого-нибудь генерала безбашенного запросто слетела бы крыша. Мы просто не представляем, что такое атомное оружие, друзья. Это фактор чудовищный, ад кромешный. И в момент взрыва и после него. Как то все на второй план, на второй план ушло. Так вот пришлось тратить колоссальные силы, и я про себя думаю, вот ведь тут с МОЙУ пока хоть что-то наладилось, столько сил положили, а тут еще и Триаду проект двигать. А проект Триады это фактически создание второго йога университета. Потому что если за спиной у йогов и йогинь не будут стоять предки, мощный фактор предков, то наш мир с его испытаниями вещь очень и очень суровая, будет соблазн темным силам вашей негативной кармы чего-нибудь с вами сделать. Но когда прекрасно известно, что за вами предки из родовой йоги, ой как мало желающих найдется пробовать вас на прочность, друзья. Потому, что мы все-таки верхушка айсберга, и мы опираемся на такие пласты, о которых мы не догадываемся. Нам кажется, что мы сами по себе бегаем, прыгаем, суетимся, ну мама, папа есть, бабушка, дедушка когда-то были прабабушка, прадедушка еще там кто-то вроде был, говорят, но их никто не видел. Для нас предки не фактор реальности. А йога, я напомню вам, это воплощение в жизнь знаний вед. Основная идея знания вед – это закон Рита, и воплощение закона Рита уже непосредственно в нашей жизни – это культ потомства и культ предков. Если антрополог будет анализировать, чему посвящены ведические гимны, можно определить какова была жизнь тогда. Например, если тебе нужно много воды, значит у тебя засуха, если наоборот надо, что бы солнце светило, значит у тебя облака. Можно от обратного реконструировать, в чем нуждались люди, и представить себе их образ жизни. И если таким образом подойти к анализу древних Вед, то самая основная мысль – это потомство. Да придут к нам в род ришы, т.е. родятся в нашем роду достойные Учителя и Учительницы человечества. Если они родятся, они будут фактором силы. И ни эпидемии, ни войны, ничего нас не уничтожит.

Вот сейчас, опять же вопрос России, где все деморализовано. Вопрос выживания России не во внешних или материальных факторах, а в том, какие души здесь будут рождаться. Если будут рождаться высоко продвинутые души наших предков, то ситуация выпрямится. Если же здесь будут рождаться души недавних животных, можно смело забыть про Россию, ее раздерут на куски и от нее ничего не останется. В этом смысле йога Триады и Родовая йога это термоядерная бомба, это фактор сдерживания вашей негативной кармы. Только, если атомная бомба – это фактор энергии, как долбануло, все пожгло, все разметало, раскидало, ударная волна три раза вокруг земного шара обошла, то фактор Родовой йоги и Триады это взрыв сознания, это взрыв Бхавы, это взрыв на уровне причинного тела. Считается, что если такие взрывы происходят, то те люди, та страна, где это происходит, они защищены. Все темное, страшное, в страхе от этого убегает. Потому что здесь как на солнце становится, и мерзким силам полусвета полутьмы никак не прокрасться сюда. Здесь залито все ярким ясным светом предков. И это фактор на самом деле очень сильный. И в этом отношении конечно хорошо бы хотя бы отчасти реконструировать те древние знания, хотя еще раз говорю, это чрезвычайно трудно. Провести обычное занятие, ни в какое сравнение не идет, чем провести малейший элемент йоги Триады. Это ты выпадаешь потом на сутки, знаете, лежишь в прострации, и мыслей нет, потому что ты полностью обеспранен. Я хочу Костика, Виту поблагодарить, всех остальных ребят, кто со мной впряглись в эту упряжку, за то, что мы это сдвинули. Одно из значений слова йога, кстати, упряжь. И конечно мне нужны ваши отзывы. Единственное, что вдохновляет лично меня, это ваши отзывы. Я себя спрашиваю, вот делаешь благородное дело, замечательно, чудесно, а потом понимаешь, что ты в состоянии «лучше меня пристрелите сейчас». И это при всем арсенале йоги. Вы не забывайте, что я проходил аскетизм, я знаю, как методами йоги выходить из очень депрессивных состояний.  Так вот, здесь уровень причинного тела, это необъяснимо. Единственное, это когда ты видишь, что хоть что-то с мертвой точки сдвинулось, хоть у кого-то искорка Бхавы загорелась, зажглась. Потому что если есть Бхава, то есть канал, по которому души детишек начинают воплощаться, предки начинают на нас смотреть. Вы начинаете верить в себя, в то, чем вы являетесь на самом деле. Вы начинаете осуществлять ту мантру, которую мы уже разбирали несколько занятий «Ты есть То» или «Я Брахман, и ничто иное», или другие самые разные варианты этой мантры. Вот по сути дела источник силы, могущества Родовой йоги и Триады. Так, чудесненько. Вопросы давайте.

МОЙУ. Соломатина Ирина. А можно себя похвалить?

ВВЗ: Ой, как бы хорошо себя похвалить.

МОЙУ. Соломатина Ирина. Я работаю в крупной IT компании, у нас около 2000 человек работает, и филиалы есть по всей России. И у нас выходит корпоративный журнал, очень вдохновляющий. Руководители и выдающиеся специалисты печатают в нем свои секреты успеха и разные мысли. И в нем есть раздел «наши увлечения», в котором я поучаствовала и рассказала всем о йоге.

ВВЗ: Браво!

МОЙУ. Соломатина Ирина. Спасибо вам, что мне есть о чем рассказать.

ВВЗ: Чудесно! И фотосессия пригодилась. «Я хочу! Я могу! И я буду!» Супер, супер! Ура!

МОЙУ. Соломатина Ирина. Очень радует, что люди подходят, интересуются, просят научить. Мужчины просят индивидуальные занятия.

ВВЗ: Да, друзья, по выпуску, я вам гарантирую, все найдут себе вторую половину. Это уже проверено.

МОЙУ. Соломатина Ирина. Сотрудница, которая рядом со мной работает, начала вспоминать, что когда то она занималась аэробикой, и по прочтении статьи пыталась встать на голову, говорит «ты же об этом пишешь».

ВВЗ: Ура! Так еще у кого вопросы, замечания, комментарии. Не спрашивайте только у меня секреты термоядерной бомбы. А вот смотрите, какой парадокс. На предыдущей лекции я говорил, до сих пор не знаю, насколько я имею право или нет говорить какие-то вещи. Потому что я диплом написал, его тут же засекретили. Правда, надо сказать такую ложку дегтя, в Советском Союзе, все секретили, что плохо лежало. Иногда это до идиотизма доходило, когда ты мог из зарубежной прессы, литературы узнать то, что у нас было засекречено. Все иносказательно, как в тантрах, сумрачный язык. Например, два Семена – гриф «Совершенно Секретно». Что за два Семена, да? А парадокс в том, что все духовные знания приходится в открытую провозглашать, хотя еще раз, в ведические времена, не дай Бог, какой-нибудь шудра услышит гимн из Вед, не сносить ему головы. Что-то, вероятно, поменялось во Вселенной.

Голос из зала. У меня по Триаде вопрос такой. Практики Триады они успокаивают или пробуждают механизм защиты продолжения рода (МЗПР).

ВВЗ: Друзья, практики Триады – это очень хитрые практики, это практики грамотного сосуществования с МЗПР. Если, не дай Бог, вы неграмотно дернете за МЗПР и он проснется, то значит практики Триады неправильные. Но с другой стороны, бывают практики, которые дергают МЗПР с видимой стороны, для того, что бы он не вредил с невидимой стороны. Лучше пускай враг придет днем и открытый, чем ночью подкрадется к тебе. Вы помните идеологию Триды – вы не имеете права отключать МЗПР, вы должны искать ничейную территорию между вашей свободой и вашим долгом, который будет осуществлять МЗПР, и соответственно выстраивать такую линию поведения, что бы идти по нему. Мне бы хотелось, что бы все юноши и девушки, которые учатся в МОЙУ, изменили свой матримониальный статус по завершению учебы. Сейчас, пока учитесь, пусть остается как есть. Но в дальнейшем, я бы очень хотел, что бы у каждой девушки был муж, у каждого юноши была любимая жена. Очень бы на это я рассчитывал. Я уже подумываю, может мне тут брачное агентство как-нибудь открыть. Сережа Белов проект делает под названием «Vlublen.com», надеюсь, может из этого получится брачное агентство для йогов. Почему нет? Ни на улице же вам искать будущих мужа или жену, будущего отца или мать своих детей. Друзья, помните идеологию Родовой йоги? Поэтому очень хорошо было бы, если бы по завершению обучения мы бы так хорошо пробудили ваш МЗПР, что бы род все-таки продолжался. Сколько я анализировал другие школы йоги, все они спотыкаются на одном и том же – они не уважают предков, они просто о них ничего не знают, соответственно они не уважают и потомков, они не уважают детей.

Итак, у нас завершается цикл лекций, посвященные мантре «Ты есть То», и начиная с этой лекции я хотел бы начать рассматривать трактаты Шанкарачарьи. Иногда его называют Шри Шанкарачарья. Шанкарачарья это основополагающая личность в истории развития индийских знаний. Собственно говоря, его влияние на философскую, религиозную и йоговскую мысль в Индии было колоссально. Интересно, что он прожил не так много, в молодом возрасте он ушел из этого мира, причем выбрал для этого достаточно оригинальный способ. Он просто сказал своим ученикам, когда они поднялись в горный район, – «ребята, все, я выполнил полностью всю свою миссию на земле, и теперь мне пора уходить». И как говорят, вошел в скалу и исчез. В Индии даже в одном месте, якобы там, где он это сделал, поставили соответствующий такой памятник – не памятник, очень красивый. Квадратная стена плоская и рука с посохом высовывается, как если бы человек зашел, и только рука еще здесь осталась, а вот сейчас он ее заберет и все, уйдет. Надо сказать, что Учителя йоги, Учителя человечества в прошлом иногда, дабы помочь осознать какие-то высшие истины давали толчок разуму учеников с помощью разных чудес. Например, в Тибете все очень любили растворяться в радуге. После смерти раз и человек исчез, а на небе радуга красивейшая. Не оставляли после себя даже тела.

И было много других эпизодов из жизни Шанкарачарьи. Один из них, про то, что когда он был маленький, принесли толи большой арбуз, толи большую дыню, я не помню, и все стали спорить, сколько внутри семечек. Шанкарачарья, он еще маленький тогда был, сказал, там столько же, сколько богов на небе. Для Индии, где триста миллионов богов, это бы нормальный ответ. Когда же разрезали, внутри оказалась одна семечка.

Жизнь его очень показательна. Во-первых, он обошел всю Индию, вел философские диспуты и не знал поражений. Он побеждал во всех философских диспутах, а по древним канонам, если тебя победили в философском диспуте, ты должен был, либо признать себя учеником того, кто тебя победил, либо покончить жизнь самоубийством. Такие нравы были, не так как сейчас, болтай, чего хочешь, никто не проверит. Говорят, что он вообще не знал поражений, но все-таки одна история достаточно пикантного характера сохранилась. Одно поражение он получил от жены одного философа, с которым он вошел в интеллектуальный поединок. Историю эту рассказывают в лучших традициях тантризма. Ситуация заключалась в том, что Шанкарачарья в молодости принял обет безбрачья и не имел права дотрагиваться до женщин и испытывать любовные утехи, которые могли предложить женщины. Со временем он стал известным философом, известным йогином бродячим, который не знал поражений и однажды он вступил в диспут с мудрецом и явно ситуация была не в пользу этого мудреца. Мудрец начал проигрывать, тогда в спор вмешалась жена мудреца, и сказала, что согласно индийским традициям, жена – это половина мужа, поэтому в этом споре она также имеет право участвовать. На что Шанкарачарья был очень удивлен, потому что женщины, насколько я понимаю, в те годы в Индии не особо спорили на философские темы, но согласился. Ситуация была примерно следующая, она сказала, что мол раз ты великий Учитель и все знаешь про то, как устроен весь этот мир, то расскажи-ка мне о шестидесяти четырех способах чувственного удовольствия в сексе. У Шанкарачарьи, который был в безбрачии, не было возможности все это почувствовать. По традиции тех лет, если тебе задавался вопрос, ты имел право брать на три дня паузу, что бы подготовится с ответом, и Шанкара решил воспользоваться этой паузой и взял ее. И в дальнейшем сделал следующую вещь. Методами йоги, одним из определенных методов, покинул свое тело, т.е. как бы вытащил себя из своего тела. Тело осталось лежать как труп. А перед этим он попросил, что бы его ближайший ученик присматривал за этим телом, что бы его никто не утащил и не съел. А то мало ли. А в это же самое время, якобы скоропостижно скончался местный магараджа, у которого было масса жен и наложниц. Ну, еще достаточно молодой магараджа был. Шанкара вошел в тело магараджы, как мы одежду одеваем. И к радости многочисленных жен и наложниц магараджа вдруг ожил. Ну и три последующих дня предавался излишествам всяческим не хорошим, как, помните,  Вицин сказал в «Кавказской пленнице». Т.е. занимался всеми чувственными утехами, которые только были доступны во дворце магараджы. По прошествии этих трех дней вдруг опять внезапно магараджа умер, а на самом деле Шанкара просто вышел из его тела, и опять вошел в свое тело, ожил и пошел продолжать вести этот диспут с женой того мудреца, который проигрывал. И когда он пришел, он дал полный исчерпывающий ответ всего того, что там надо было говорить. После чего умная женщина сказал: – «Вот, Шанкарачарья, ты и проиграл». Шанкарачарья удивился, мол, почему я проиграл. «Потому что ты дал обет безбрачия. А ведь нет разницы, как ты его нарушаешь, в теле, или вне тела. Сам факт того, что ты его нарушил, уже говорит о том, что ты не являешься Учителем в абсолютном смысле слова». И надо сказать, Шанкара признал себя побежденным, склонился к лотосоподобным стопам жены этого мудреца, припал рукой и признал ее своей Учительницей. Вот такая вот вещь.

Для чего я это все говорю. У Шанкары все трактаты это чистая логика, это ничего чувственного, как правило. Точнее, чувства подчинены. Также среди многочисленных его трудов, которые, как я надеюсь, мы со следующего раза все же начнем изучать, есть такой очень странный, который многие последователи Шанкары до сих пор не признают, что это его труд. А именно, это «Ананда Лахари» или «Саундарья Лахари». «Саундарья Лахари» это более развернутый трактат, в нем в районе ста стихов, а если их него берутся первые сорок один стих, то это называется «Ананда Лахари». Т.е. «Ананда Лахари» часть «Саундарья Лахари». Если вы начнете читать этот стих, то он настолько отличается чувственностью, с такими образами, что  для современных ортодоксов адвайты, это что-то не слыханное. И начинается, одни говорят, что это не он написал, это кто-то другой написал, другие говорят, что это он написал, но туда вставили стихи, которые он не писал. Это в нашем представлении Индия такая чувственная страна, Камасутра на каждом углу. Нет, ничего подобного. В ортодоксальных кругах все очень жестко, очень все по-пуритански. Так вот, до сих пор идут споры среди этих адептов признавать или не признавать авторство Шанкарачарьи над «Ананда Лахари». Но вы, зная аксиоматику йоги, зная моменты Триады йоги или родовой йоги, безусловно, вы понимаете, что да, конечно, только такой Учитель, как Шанкара, только он и мог написать «Ананда Лахари». Больше некому.

Но также известны у него гимны на самые разные темы, которые мощные толчки, подзатыльники дают разуму, когда ты их читаешь, их изучаешь. Все, безусловно, вертится вокруг идеи того, что, по сути дела, есть микрокосм, макрокосм. Как ваше Высшее Я реально, также реален и Абсолют, который за всеми явлениями или объектами. При этом, опять же, есть майя, которая заставляет нас не видеть Абсолют окружающий, и которая опять же заставляет нас считать не тем, чем мы есть на самом деле. В некотором смысле все его произведения, включая и «Ананда Лахари» это в развернутой форме мантра «Ты есть То», а также «Я Брахман, и ничто иное».

Очень серьезный акцент сделал Шанкара на уравновешивание крайностей. Когда он вел какой-либо диспут с уж совсем интеллектуалами, он больше упирал на сверхлогику, которая, иногда через чувственный опыт приходит. Наоборот, когда он сталкивался с явным таким идолопоклонством, он упирал на жесткую, четкую логику. В результате, после его жизни окончательно сформировалось учение, которое в дальнейшем стало называться Адвайта Веданта. Оно до сих пор распространяется, я знаю, что в России есть активные последователи, правда, я не имел счастья познакомится, узнать, что там у них, но надеюсь, что у них все в порядке.

Иногда бывают не совсем адекватные интерпретации Адвайты. Итак, что означает это слово «адвайта веданта».  Слово «адвайта» означает «не двойственное». Вы можете ясно услышать « а два» – не двойственное. А «веданта» – в разных переводах это можно интерпретировать как «конец вед» или «суть вед» или как «истинный смысл вед». Но это уже больше такие литературные такие переводы. Получается, что «не двойственный конец вед» или «не двойственный смысл вед». Или уровень закона 1, переходящего в закон 0, если придерживаться терминологии нашей аксиоматики. Вы будете, безусловно, встречать много упоминаний, ссылок на работы Шанкары, они стали чрезвычайно популярны в Индии, в особенности в конце 19 в. – начале 20 в., когда туда стала проникать западная цивилизация. И если до этого, особо никто не спрашивал о твоих религиозных воззрениях, т.к. Индия это страна трехсот миллионов богов. У каждого своя религия, и все это названо одним словом – индуизм. А по сути дела, самые противоречивые культы, мнения. Более того, в одной и той же семье, мать может делать одни ритуалы и обряды, отец – другие, дети – третьи и т.д. и т.п.  Религия – частная жизнь каждого. Это то, чего я желаю западу. Потому что запад, хлебом не корми, дай какую-нибудь религиозную войну устроить. Так вот, когда стали приходить англичане, понадобилось какое–то обоснование – почему у вас триста миллионов богов. И вот тогда стала популярна идея не двойственности Шанкары, о том, что на самом деле, это не триста миллионов богов, а триста миллионов проявлений единого Бога. Это всех устраивало, потому что не надо доказывать, чем Хануман от Ганеша отличается, или образ Парвати от Лакшми и т.д. Достаточно сказать, что как один и тот же человек бывает сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом. Для кого-то он отец, для кого-то он сын, для кого-то он друг, для кого-то муж. Вот точно также и здесь – разные ипостаси можно объяснить не тем, что триста миллионов богов, а тем, что триста миллионов проявлений. И это был хороший интеллектуальный ответ для западных людей. Индусы быстро поняли, что западному человеку это нравится, и особенно среди интеллектуалов в Индии стал распространяться культ Адвайта Веданты. Все стали считать себя адвайтистами, что они медитируют на не двойственного Брахмана, который по ту сторону всех форм и имен. Все были рады и счастливы, но как всегда, за красивыми философскими фразами, потерялась суть, заключающаяся в том, что первопричина – Абсолют – своими корнями уходит в закон 0 с одной стороны, а с другой стороны в многочисленные проявления. И немного рафинированная мысль образовалась и немножко даже безжизненная, во всяком случае, у современных последователей. Самую огромную ошибку, которую многие из них делают, упирая на аспект не двойственности, что если не два, то есть один. Но они не понимают, что если есть понятие «один», то это тоже уже какое-нибудь прилагательное, а первопричина выше прилагательных. И вот тут, к сожалению, огромный пласт некоторых практик, традиций у них рухнул, что тоже достаточно плохо начало пониматься, и привело к чудовищному перекосу в интерпретации устройства мира. Они начинают считать майю однозначно чем-то отрицательным, в то время, как и сам Шанкара, уж не говоря о Ведах, которые были до этого, относились к майе, скорее как к некому волшебному инструменту, нежели как к чему то отрицательному. Одно время, я помню, даже в России я встречал псевдоадвайтистов. Они ходили с печальными физиономиями, и говорили: «О, кругом двойственность, когда я достигну не двойственности! О, проклятая майя! Как мне ее преодолеть?» Такие Пьеро, помните из «Буратино», все пели песни «все бренно, все плохо» и многие из них сделали тот же перекос в сторону интерпретации окружающей Вселенной, как иллюзии. И надо сказать, что эту идею также подхватили уже потом западные философы. Многие стали развивать эту тему, что вот мол де, все кругом иллюзия, ничего нет, кругом матрица. Помните этот фильм. Этим идеям о бренности всего живого, друзья, в обед сто лет, они с вот такенными бородами. «Кругом майя, вас весь мир обманывает, вы никуда не ходите, ничего не делаете, что это вам просто кажется, что у вас есть тело и вы ходите на работу, спите, а это все иллюзия. И чем быстрее вы избавитесь от иллюзии, тем лучше». Вот это очень чудовищный перекос, потому что он потом к очень большим негативным последствиям привел в интеллектуальной мысли. Поэтому аккуратнее изучайте комментарии к работам Шанкары.

Мне тут ребята записали «Бхагават Гиту» с комментариями. Я когда услышал эти комментарии, то не знал мне плакать или смеяться. Это такой редкий бред, друзья. И в самом ближайшем времени нам надо с вами разобрать «Бхагават Гиту». «Бхагават Гита» по сути дела, это иносказательно первый, второй и третий принципы йоги в такой замысловатой форме. Но не дай бог, если какой-нибудь представитель мелкой секты из Индии приезжает сюда, и начинает по-своему интерпретировать вкривь и вкось основные положения. А многочисленные последователи кивают как зомби. Причем я встречаю уже несколько комментариев, один хуже другого. В одном все иллюзия. В другом нет, но там свое что то. Вот сколько деревень в Индии столько и комментариев. Какие-то элементы, надо сказать, в этих комментариях и хорошие есть, но маленький местечковый менталитет, и даже немного обидно за наследие Вед. Веды то куда как грандиознее. Куда как грандиознее сама «Махабхарата», куда как грандиознее «Бхагават Гита». Напоминаю, что «Бхагават Гита» это часть «Махабхарата». Так вот таже самая ситуация, к сожалению, и с работами Шри Шанкарачарьи.

Еще раз, звали его Шанкара, а «чарья» в переводе значит «учитель». Приставка «Шри» означает, как Богиня Шри, что-то совершенно запредельное. Шанкара, это одно из имен Шивы. Кстати сказать, что если бы вы смогли понять лепет ребенка, то услышали бы весь смысл родовой йоги, Вед. Да, вернемся мы к Шанкаре. Много разных чудес было в его жизни. Надо сказать, что это как раз тот случай, когда он демонстрировал сверхчудеса для обучения своих учеников, ну в частности, известен из истории такой случай. Где-то началось наводнение, все в ужасе спасались, убегали, а Шанкара сидел на берегу островка. Все ученики в панике – «Учитель, что делать, сейчас вода поднимется, нас утопит!» А в Индии это бич большой – наводнения. А Шанкара на это им ответил «Ребята, не надо печалиться», взял свою чашу для подаяний. Тут надо сказать тем, кому, как им кажется, отреклись от мира – если вы отреклись от мира – ходите с чашей для подаяний и питайтесь лишь тем, что вам дадут. Т.е. становитесь бомжами, идите по метро, может быть кто-нибудь что-нибудь даст. Так вот, он свою чашу для подаяний поставил и сказал, что вода не поднимется выше этой чаши. И действительно, вода стала пребывать, а потом, и к удивлению учеников, потоком начала в эту чашу сливаться, как если бы это была какая-нибудь труба. И действительно не поднялась выше. В сверхспособностях вероятно он достиг пределов ситхи. Да и ушел из жизни, помните, да? В скалу вошел, и привет.

Полным–полно таких эпизодов. Еще один хорошо характеризующий его эпизод. Он не знал своего отца, у него была мать, и он просил ее отпустить его учиться. А для такой ортодоксальной Индии, где закон каст, культ предков, если ты не знаешь отца, то это очень сомнительно сказывается на репутации матери. Тем не менее, он очень любил свою мать, а мать его не отпускала до тех пор, пока не произошел, как говорят, такой случай. Он с детьми играл возле речки, где водились крокодилы, и один из крокодилов схватил его за ногу, и стал тянуть в воду, что бы утопить. Прибежали все, в том числе и его мать, ну и начала, безусловно, переживать, как любая мать. Сейчас складывается впечатление, что все индусы такие – тебя крокодил жрет, а они радуются «мол, да, это негативная карма твоя такая, надо отработать». Ничего подобного. И Шанкара сказал, что я могу спастись, мать, если ты меня отпустишь, дашь благословение, что бы я покинул свой дом, пошел учиться, странствующим Учителем стал. Действительно, бедной женщине деваться некуда, шантаж чистейшей воды. Конечно же, она дала свое благословение, и крокодил свою пасть разжал, Шанкара вышел на берег, все нормально закончилось. Единственно, он пообещал матери, что если та будет умирать, он обязательно к ней вернется, что бы исполнить сыновний долг. В Индии до сих пор традиция сжигать своих предков. Считалось, что хоронить в земле это не очень хорошо. И потом, много-много позже, когда он стал знаменитым Учителем, до него дошли новости, что мать умирает и призывает его к себе. Он, безусловно, отправился, пришел к матери. Мать умирала, и что бы ее успокоить, тоже такой показательный момент, Шанкара, человек со сверхспособностями, знаток всего, но, тем не менее, не обратился к сверхспособностям, чтобы повлиять на вопросы жизни и смерти. И он начал объяснять матери устройство мира, дабы та поняла его, и умиротворенная умерла, воспользовавшись, вероятно, еще и какой-нибудь практикой. И чем больше он рассказывал про абстрактный Абсолют, про наши тела, которыми мы пользуемся, про Высшую запредельную реальность нашего Высшего Я, которая выше, чем тело. Он просто бедную матушку ввел в ужас страшнейший. Она и так ничего понять не может, а ей говорят, что есть запредельная Высшая реальность, которая везде и нигде, это смахивает на буддистскую пустоту, и очень зябко становится, что тебя вроде как и нет. Таким, знаете, атеизмом попахивает. Запугал бедную женщину, до смерти. Потом, надо сказать, Шанкара понял свою ошибку и начал ее исправлять. Сказал: «Ну, мама, я все тебе сказал, это все правильно, но забудь все, что я тебе сказал, потому что я тебе по-другому объясню». После чего взял мантру – гимн, повествующую о Вселенной, которая была тогда в ходу и начал ее красиво петь. И когда он ее начал петь, как ни странно, это чрезвычайно успокоило его матушку, она действительно стала ухватывать Высшее, она действительно, что называется с миром ушла, как говорится, в сторону предков. Эту историю очень часто приводят в пример того, что если вы хотите кому-то помочь, даже если вы обладаете чрезвычайно интеллектуальными знаниями устройства всего, то люди ждут от вас теплоты, помощи, какого-то живого слова, родного, близкого, понятного. И надо говорить на их языке, иначе вы их сбиваете с толку, даже если вы будете говорить правильные вещи для людей, которые не способны их воспринять.

Также история знает много других примеров. В общем, говоря, персонаж Шанкарачарьи очень популярный в многочисленных философских учениях. Теперь несколько слов о той эпохе, когда жил Шанкара, в общей картине всего того, что происходило в Индии. Вы помните, что фактически, все духовное знание в Индии началось с Вед. Когда-то давным-давно, никто не знает точно когда, некоторые говорят 3,5 тыс. лет, некоторые говорят 4 тыс. лет, некоторые 5 тыс. лет первые упоминания дошли, ясно лишь одно – это самое древнее сохранившееся до нас учение. И все остальные учения, всех других религий, школ, они более поздние. Пожалуй, единственная из мировых религий может конкурировать, это иудаизм. Иудаизму тоже много лет, но он очень молодой по сравнению с Ведами. И иудаизм – это все-таки религия. Веды, как помните, это не религия, это базовые принципы, на которых может вырасти любая религия. Тот факт, что сквозь столько тысячелетий Веды до нас дошли, говорит о том, что это очень жизнеспособное учение. Действительно, если в учении есть культ предков, культ детей ясно, что оно выжило. Безусловно, на территорию Индии древние ведические знания были принесены племенами, которые сами идентифицировали себя как арии. Или примерно тоже, что означает слово «аристократ», или как слово «яркий», «ярый». Т.е. это люди очень активные, умные, очень мощные, сильные, яркие. Арий – яркий. Итак, они принесли эту традицию в виде устной передачи. Они пришли со стороны территории района Урала, со стороны наших среднеазиатских республик, в первую очередь это территория Таджикистана. Друзья, как ни странно, несколько лет назад в Таджикистане праздновали свое арийское происхождение, более того, я сам был поражен, что шокировало некоторых журналистов, в столице кое-где были развешаны свастики. Пояснялось, что это не фашистский символ, а символ арийского происхождения. Чудеса! Даю идею, бренд новый «таджикская йога». Мы забываем, что территория древней Индии была куда как больше, чем современная Индия. Современная Индия это так, ошметки от той, древней Индии, куда входили и Пакистан, и Афганистан, и часть Таджикистана, и что там еще прилегает – это одна ветка пошла. Другая ветвь родственных племен пошла в сторону Ирана, это будущая Персия, у них другая традиция, тоже, говорят, до сих пор сохранилась. Если сохранилась прямая традиция авестийская, то это, пожалуй, равная по возрасту Ведам. Я честно сказать, не знаю, насколько хорошо она сохранилась или нет, авестийская традиция, потому что на территории Ирана все дальнейшие тысячелетия постоянно все перепахивалась войнами, в том числе и религиозными. Я не знаю, кто там остался жив или нет. Интересный факт, друзья, Веды написаны не на санскрите, Веды написаны на древневедийском языке. Древневедийский язык ближе к языку, на котором была написана Авеста, чем к современному санскриту. Поэтому, если вам встречается большой знаток санскрита, знайте, санскрит это достаточно поздняя придумка. И самые могущественные мантры, которые до нас дошли, они дошли на ведийском. Поэтому хотите в первоисточнике изучать – изучайте ведийский язык. Так вот, знания через территорию Таджикистана, Афганистана, Пакистана дошло до территории современной Индии, затем распространилось по ней, и в основном это все было связано с Ведами. Еще раз подчеркиваю, это очень типичная ошибка, сейчас под Ведами кто чего только не называет, я слышу и ведическая кухня, ведическая астрология, аюрведа и прочее. Друзья, это все, строго говоря, так называемые Упаведы. Или, не хорошо может так говорить, седьмая вода на киселе. Под Ведами, если мы говорим про что-то ведическое, то мы должны ссылаться на Ригведу, Яджурведу, Самаведу, и может быть Атхарваведу, хотя там тоже кое-какие есть сомнения. Также на комментарии к этим четырем Ведам, а именно Упанишады, Брахманы, Араньяки, и еще какие-то более поздние труды. А когда мне приносят косметический крем для женщин, согласно концепции ведического знания, у меня очень большие сомнения чего они туда намешали, друзья. Потому что под словом «ведические» они понимают вообще все, что пришло из Индии. Может они читали какие-нибудь трактаты, типа алхимических, и сделали крем на основе ртути, мышьяка, будьте  аккуратнее. А то сейчас и ведическая кухня, и ведическое то, и пятое, и десятое, я только поражаюсь откуда такое изобилие знаний. Оставим эту тему.

Так вот, беда Вед была в том, что они стали плохо пониматься. Понимали их в основном высшие касты – брахманы, и как это всегда бывает, рано или поздно их вообще перестали понимать, и они превратились в некую обрядовость, в некие такие песнопения, которые все знали, но никто не понимал их истинную суть. Понятно, что так долго не могло продолжаться, и рано или поздно возникла попытка объяснить первопричину бытия, тоже самое другими словами. Было много таких попыток, одна из самых ярких была продемонстрирована Буддой Гаутамой, после чего возник буддизм. Это система, которая абсолютно не касается Вед, пытается в своих словах, в своих терминах объяснить Высшую реальность. Это не значит, что она противостоит Ведам, это значит, что Будда не стал воевать со жрецами. У них свое, а у меня то же самое, но другим языком. Надо сказать, что Будда сделал серьезный акцент на интеллектуальное познание Высшей реальности. Если Веды многообразны, там и интеллектуальное есть, и обрядовое, и чувственное, и какие-то ростки того, что впоследствии превратилось в натья йогу или театральную йогу. Веды – это как такая почва, где может расти все. Будда делал упор на интеллектуальное осмысление, что бы отсечь всю шелуху мракобесия на тот момент, когда никто уже ничего не понимал, а начинают обряды выполнять. Надо сказать, что у Будды очень хорошо получилось, и одно время вся Индия была покорена учением буддизма. Но, к сожалению, перекос от обрядовости, от культов предков, от культов потомства к интеллектуальному осознанию реальности привел к очень чудовищному другому перекосу. Все стали «умниками», не умными людьми, а именно «умниками», вы будете таких встречать в своей жизни в больших количествах. Это люди, которые упирали на интеллект, с ложными выводами, это люди, которые с презрением начали относиться к потомству, к предкам, это люди, которые решили в течение одной жизни достичь просветления для себя лично. А там, хоть потоп, хоть трава не расти после них. На самом деле очень чудовищный перекос, который, как утверждают в первую очередь сами индусы, подорвал индийскую цивилизацию. Индия не превратилась в цивилизацию типа Европы, как сейчас многие ученые индусские заявляют, именно по причине распространения буддизма, потому что все самые грамотные, все самые умные, все самые ответственные удалились, с целью достижения личной нирваны. Они перестали быть царями, министрами, воинами, политиками, они ушли, а их место заняла посредственность, и эта посредственность развалила страну. Достаточно долго буддизм продержался, но потом, когда уже все поняли, что это тоже перекос, вот тогда началось возрождение первооснов ведизма, который стал называться индуизмом. Вернулись прежние боги, вернулась некая прежняя обрядовость, опять вернулись культы предков, культы потомства, но в таком уже плохо понимаемом, чем во времена Вед ключе. Надо сказать, что буддизм был не совсем плохой, и в кругах самих буддистов тоже очень быстро поняли этот перекос и сделали контрмеры, и возник, таким образом, оптимистичный буддизм Магараджуны, реформированный буддизм, где перекос в сторону «умничанья», в сторону нигилизма, в сторону материализма был исправлен. И вы до сих пор можете встретиться с этим буддизмом. Это очень жизнеспособная красивая традиция, известная как тантрический буддизм или в советские годы это называлось ламаизм.  Поэтому если вы видите Далай Ламу, если вы видите буддийских монахов, знайте, что это не тот старый буддизм, который был, это уже новый оптимистичный буддизм Магараджуны. Считалось, что Будда учил всех людей, но люди были не способны в тот момент понять все знание, поэтому отдельные учения он передал так называемым нагам – мифическим существам, которые практиковали это учение, а затем, по-прошествии времени передали его, в первую очередь самому Магараджуне. И что типа это ничего нового, это всего лишь восстановление старого. Это типичная картина для восточного менталитета. Они никогда не скажут, что у нас что то новое, нет, у нас старое, просто неправильно понятое. Недавно мне принесли статью по тайскому массажу, и хорошая там фраза, она мне так понравилась, что тайский массаж известный как йога массаж, и написано кто его придумал, называется какое-то имя, и рядышком – он был друг Будды. Я вот и думаю, мне тоже чего-нибудь придумать и написать – друг Будды. Все честно, уходит корнями в тысячелетнюю историю. Это особенности, к сожалению, восточного менталитета, который буквально в ярость приводит западных ученых, которые считают их мракобесами, лжецами, очковтирателями. И можно понять западных ученых. Но, тем не менее, буддизм практически полностью исчез с территории Индии, а остался в Тибете, пошел в сторону Китая, дальше. А с возникновением послебуддистского возврата к старым корням мы наблюдаем очень большой интерес к тантризму. Многие разделы Тантра йоги ведут свое начало именно с этих времен, где более понятным обрядовым языком пытаются излагать истины, которые заключались в Ведах. Поэтому иногда Тантры называют пятой Ведой. Якобы есть четыре Веды – Ригведа, Атхарваведа, Яджурведа, Самоведа, а тут еще появились Тантры, как пятая Веда. И все, что сказано в тех четырех, здесь в пятой более понятно. Но опять же, это очень общая традиция называть что-либо пятой Ведой. Если вы будете читать, скажем, Натья шастру – театральную йогу или то, из чего в дальнейшем вышли все индийские театральные постановки, все знаменитые индийские фильмы. Вы все видели индийские фильмы, так вот у них в основе натья йога или натья шастра, до сих пор сохранившееся учение, в нем есть положение, что должно быть девять вкусов, т.е. обязательно в любом фильме должны быть – страх, неожиданность, влюбленность и т.д. и т.д. Все прописано, друзья, вы думаете, в Голливуде все такие умные сидят, и прежде чем снять фильм думают, как выдавить слезу из зрителя? Нет, в Индии задолго до этого все уже придумали. Так вот и Натья шастру тоже опять же провозглашали пятой Ведой. Что новое появляется, смело называй пятой Ведой, не прогадаешь – авторитетно. Но надо сказать Натья шастра сама по себе очень старая, она ровесница или даже старше Йога Сутр Патанджали.

И вот когда вслед за буддизмом индуизм пошел, надо было как-то разбираться с этими многочисленными богами, с этими многочисленными проявлениями, многочисленными культами, и вот тогда потихонечку стала формироваться почва для возникновения Адвайта Веданты. У Шанкары, безусловно, был Учитель, который очень много до него сделал. А Шанкара уже окончательно подытожил, окончательно разъяснил и изложил в завершенной схеме. Вот почему и Учение его называется Адвайта Веданта – недвойственное завершение всех знаний Вед. Так оно со времен Шанкары до наших дней и сохранилось. Как и в буддизме, большой упор делался на странствующих садху, на людей, отказавшихся от мира. На самом деле буддизм очень повлиял на всю интеллектуальную мысль, поэтому мы не можем сказать, что буддизм однозначно плохой, нет, он был очень хороший в свое время, но потом времена изменились. Все хорошо в свое время, чуть время прошло, а ничего не меняется – жди проблем. До сегодняшнего дня вы можете встретить многочисленные, иногда больше смахивающие на какие-то религии религиозные секты, иногда в меньшей степени такие объединения, которые проповедуют Адвайта Веданту.

Ну а теперь суть этого всего, и она в следующем. Закон Рита, или основная мысль Вед, на протяжении тысячелетий пыталась излагаться самыми разными словами, самыми разными способами. Иногда через интеллектуальные аспекты, как то делал Будда, иногда через те или иные обряды, как во всех многочисленных пуджах в индуизме, иногда через чувственность, как мы видим в тантризме, но по сути дела, в недрах любой из этих систем всегда оставалась идея Вед, а именно йога. Поэтому вы можете встретить упоминание о йоге в текстах, времен комментариев к Ведам, там упоминается йога, упоминается могущество, даваемое йогой. Вы можете встретить йогу в период буддизма, более того, в тантрическом буддизме, в Тибете, до сих пор сохранились так называемые тибетские йоги, которые иногда называются шесть йог Наропы, шесть йог Негумы. Во времена послебуддийские в Индии, йога опять же проявляла себя в том или ином учении. Безусловно, помимо учения Шанкары еще пять так называемых ортодоксальных систем, наиболее распространенных в Индии, таких как Санхья, Неманса, и туда, кстати, входит и йога. Т.е. йога входит в шесть ортодоксальных систем Индии. Это так ученые придумали, это не йоги себя так называют – мы шестая часть ортодоксальных систем, нет, это приехали западные ученые, всех пересчитали, построили, пронумеровали, на всех бирочки приклеили. Западного человека хлебом не корми, дай всех объединить и возглавить. Среди других систем, которые занимают в Индии серьезное место, помимо буддизма, возникла система джайнизм. Вы, вероятно, все о них слышали, их последователи с повязкой на лице ходят, дабы не дай Бог не заглотить муху или комара и не убить его. А в руках у них метелочка, что бы муравьишку не задавить. Предельная форма воплощения принципа Ахимсы – не убийства, доведенного через край. Так вот, они, как и буддисты, как они говорят, абсолютно не ссылаются на Веды, т.е. они сами по себе, они ничего знать не хотят ни про каких брахманов. Но, что удивительно, и я про это говорил, тот факт, что им запрещено было заниматься земледелием, что бы не зарезать бедного червячка, когда копаешь что-нибудь. Им вообще нечем было заниматься, представьте себе – там того раздавишь, тут этого убьешь, можете себе представить жизнь. Но вот как все повернулось – они начали заниматься банковским делом, и сейчас это самая финансово влиятельная каста, с очень большой хваткой.

Адвайта Веданта дожила до наших дней, и сейчас так или иначе, то там, то тут приходится слышать – мы адвайтисты. Это такой общий  универсальный  знаменатель. Какая бы у тебя не была религия – Абсолют един. Это хорошо, друзья, но, к сожалению плохо другое. Все-таки Веды – это выше, чем любые религии, Веды – это жизнь. Говорить о том, что кто-то религиозен, а кто-то атеист можно в одном случае – если этот кто-то живой. Если он не живой, то само понятие атеист – его просто нет. Еще раз, Веды – идеал родовой йоги. О чем-либо можно говорить, только если за тобой есть череда предков, а если за тобой нет череды предков – все бессмысленно, религиозный ты фанатик, или ты атеист. В йоге это прекрасно понимали и понимают, а вот в некоторых сектах псевдо Адвайты Веданты этого не понимают до сих пор, и пытаются навязать эту точку зрения ни в чем не повинным западным людям. Поэтому еще раз говорю, будьте очень аккуратны со всякого рода комментариями к Адвайта Веданте.

Друзья, время подошло к концу. У кого какие вопросы?

Голос из зала: Суфийстская традиция действительно является наследниками авестийского знания? Насколько я поняла, это оттуда, но закрытая традиция и очень сложно достать про них информацию, их мало и они не распространяются о себе, а любопытно.

ВВЗ: В отношении суфизма сложно что-то сказать. По моему ощущению там, в равной степени влияние также и Индии. Отследить это можно косвенно, по некоторым байкам, по некоторым притчам, по некоторым акцентам, по некоторым ключам. Ведь надо знать ключи, что бы понять суфизм. А если учитывать, что распространен суфизм был в первую очередь на территории, где доминировали религиозные взгляды, то понятно, особо трепаться не приходилось.  Попробуй, что скажи не так, тебя тут же убьют. Поэтому суфийцы нашли изящный способ по принципу – знающий да узнает, не знающий не узнает. Вероятно, так они до наших дней и сохранились, хотя элементы авестийской традиции также присутствуют. Трудно мне сказать. Мне очень понравились вменяемые книжки, был такой дядечка, умер в 1987 году, его звали Индрис Шах. Если вы интересуетесь суфизмом, в первую очередь начните с него, ну и, конечно же, со стихов Омара Хайяма, Руми. Я недавно зашел в «Букинист», увидел – целая библиотека маленьких книг «Персидские поэты», во мне жадность проснулась, я все скупил. Потому что сейчас такого не печатают, сейчас скорее детектив какой-нибудь напечатают. Очень интересная история с Гурджиевым, легендарная была личность, но читать его иногда тяжеловато. Вот Индрис Шах дает то, что я бы назвал ключами понимания, ключами перевода. В йоге есть такой термин – ключи перевода – и ты знаешь, что чем называть, и ты не попадаешь в двусмыслие.

Голос из зала: У Адвайта Веданты есть какие-нибудь практические моменты, или это концепция как аксиоматика йоги, чисто теоретическая?

ВВЗ: Во-первых, они очень любят аскетизм, друзья. Хлебом не корми, дай себя в узде подержать, что блестяще оттачивает их интеллектуальные способности. Я, к сожалению должен сказать, что у наших братьев и сестер из Индии, которые несут те или иные традиции на запад, не всегда бывает хорошо с мозгами, прошу прощения. Потому что страна третьего мира, у них нет системы образования, такой как в России, друзья. Вы думаете, что там все йоги и йогини, нет, там бывает очень плохо с мозгами. А вот адвайта ведантисты напирают на интеллектуальное познание мира. Им отточить свой разум самое первое дело, и считается, что в тот момент, когда ты интеллектуально познал суть Вселенной, суть Брахмана или суть Атмана, в этот момент автоматически начинается Самадхи. Т.е. тебе достаточно просто этим знанием обладать, другими словами, если эта мысль до вас дойдет, вы тут же уйдете в Самадхи. И больше ничего делать для этого не надо. Только отточить мозги, разум, ну и изучать, изучать и изучать. В большей степени методы их можно сравнить с методами Джнана йоги. Но вот смотрите, я вам сейчас лекцию прочитал – было то, было се, было пятое, было десятое – это наш взгляд западного дилетанта. А в Индии это все как в бульоне варится. Вы борщ варите и в него кидаете – морковочка у вас там плавает, картошечка падает, лучок плавает, и все взаимно проникает друг в друга, и поэтому в морковочке этой есть вкусы и всего остального. И эти переплетения чуть ли до запоя не доводит исследователей индийских традиций, которые вообще разобраться не могут что к чему, как и зачем.

Голос из зала: Т.е. с телом они не работают?

ВВЗ: Работают, работают. Но больше они упирают на аскетизм тела. Тело надо держать в узде. Конечно там много еще всего. Еще вопросы есть?

Голос из зала: Скажите, а какое влияние арии оказали?

ВВЗ: Да там они все арии, вы что! Был еще во времена Вивеканады Ария Самаш, и сейчас они все себя считают ариями. Дело в том, что Адольф Гитлер подпортил имидж, потому что он везде кричал, что мы арийцы, везде использовал свастику, а взгляды у него были весьма сомнительные. Был при нем один дядечка по фамилии Розенберг, который большую часть жизни прожил в России, и уехал отсюда страшным ненавистником России. Злые языки говорят, что он был из серии так называемых невменяемых эзотериков. И я представляю, что он там напел Гитлеру, но идея эта очень понравилась и они провозгласили себя арийцами. Но до Индии эта волна не так что бы сильно докатилась, на самом деле Индия закрытая страна и до сих пор они себя считают благородными арийцами. Более того, я уже говорил, есть такая интересная подробность, в Индии дети сами, как правило, не женятся и замуж не выходят, а родители подбирают. И есть список – определитель наиболее предпочтительных невест. Если ты хочешь своему отпрыску найти невесту, то она должна соответствовать перечню пунктов. Так вот один из пунктов очень примечательный – чем более она светлая, тем она предпочтительнее, чем более смуглая, тем менее предпочтительна. Расизм в чистом виде. Куда деваться – традиция. Потому что когда арии вторглись, местные племена, как я понимаю, были уровня аборигенов Австралии. Это они кричат, что они арии, но на самом деле все давно смешались.

Так, ладненько, вопросы есть? Если вопросов нет, тогда, друзья, на сегодня все. Ура!

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 11,5 Мб

Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 46,2 Мб

Скачать Видео 180 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru.
Можно ли копировать.Права:
 
Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Егоров Евгений, Наталья Тугаринова, Шведченко Александр.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com