2011.02.01.Практика Медитации.Виктория Бегунова.

Название лекции :

Практика Медитации — цикл занятий. Виктория Бегунова.

Автор: Виктория Бегунова,
Дата:
2011.02.01.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :  Что такое методы сознания? Почему нужна концентрация внимания? Как концентрация способствует научному прогрессу? Гении используют концентрацию? Какая разница между произвольной и непроизвольной концентрацией? Как усилить практику? Почему полезно ходить на занятия? Почему полезно (пускай даже в игровой форме) что-то отрабатывать? Как расширить спектр выбора при помощи концентрации? Как концентрация улучшает секс?

Слушать Аудио:   

Смотреть видео на YouTube(Нажать здесь)

Скачать текст лекции в формате WORD

Скачать аудио лекции.

Скачать видео лекции.

Читать Текст:

Сегодня 01 февраля 2011-го года. Мы находимся в Культурном Центре «Просветление» около метро Новослободская в городе Москве. Меня зовут Виктория, и это тематическое занятие для всех желающих.

Продолжим тему концентрации внимания методом сознания.

Так как на эту тему прошло уже несколько занятий, возможно у вас возникли вопросы.

Владимир Севастьянов, группа 3: Когда я сильно концентрируюсь, то меня начинает трясти, ничего сделать с собой не могу, ни расслабиться не могу, ничего. Так и должно быть?

Виктория: Т.е. как только Владимир начинает смотреть фильм или читать книгу, а эти занятия требуют максимальной концентрации, сидит за рулем автомобиля, что тоже требует концентрации, у него начинается вибрация всего тела, его начинает трясти. И когда занимается йогой его тоже трясет.

Владимир: Нет, именно когда концентрируюсь на чем-то одном, специально сижу и занимаюсь медитацией. Получается, что моё тело меня отвлекает.

Виктория: Значит происходят какие-то вибрации. Если рассматривать с позиции йоги, то это может быть (а может и не быть) следующим процессом – чистятся каналы. Т.е. происходит чистка каналов: грубых, тонких, тончайших. Но, может быть происходят другие процессы. Сложно комментировать индивидуальные ощущения, потому что у Владимира такие состояния, а у других – другие. Это сугубо индивидуально. Иногда такое бывает, чистятся каналы, энергия начинает пробуждаться (энергия Кундалини). Вы все знаете, если проходили курс Аксиоматики йоги на наших бесплатных Интернет Йога Курсах, что у нас в основании нашего тела находится изначальная энергия, иногда её называют энергией Кундалини. Мы живем за счет разницы между тем, что эта энергия выделяет и тем, что она тут же поглощает. За счет этого остаточка мы и существуем. Когда мы занимаемся йогой, то энергия Кундалини вырабатывает больше эманаций. И понятно, что эта дополнительная энергия может идти на чистку каналов. Поэтому, когда мы концентрируемся, энергия Кундалини производит больше эманаций. Энергия поднимается по каналам. Каналы у нас грязные, начинают вибрировать и чиститься. Энергия не проходит спокойно, и начинается такая тряска. Такое возникает во время медитации и, может быть, во время хатха йоги и во время мантра йоги. Человек может просто сидеть и слушать лекцию, и его потряхивает. Пугаться этого не стоит, если это не совсем шокирует публику, не пугает, то и вибрируйте себе на здоровье.

Но, как правило, люди ждут каких-то ощущений от йоги. Хоть каких. И когда возникают такие вибрации, то реакция следующая: «Ой, так интересно! Это что-то новое». Когда действительно такого раньше не происходило никогда, то человеку приятно. «Наверное, у меня там что-то пошло» — думает такой человек. Хоть какие-то ощущения появились от йоги. Поэтому иногда это кому-то доставляет большое удовольствие. Если это естественные процессы, то, как правило, они не вызывают дискомфорта, не вызывают сильной боли.

Владимир: Боли нет, но отвлекает сильно.

Виктория: Если Владимир имеет сильное сознание, то он может контролировать это. Если человек сидит, и его начинает трясти так, что он не может остановиться, то это говорит о том, что сила сознания недостаточно велика, что не позволяет взять под контроль эту энергию.

Владимир: Не получается.

Виктория: Надо попробовать. Иногда бывает так, что человека начинает трясти, и он отдается этому, а если захотел бы, то и остановил бы эти вибрации. Просто не хочет. Другие посмотрят, скажут: «О! Какой йог, наверное, крутой, у него всё вибрирует!»

И приятно, что подумают хорошо и скажут, что продвинутый человек в йоге.

Если это мешает сконцентрироваться, то нужно поэкспериментировать. Может отвлечь внимание на эту вибрацию, или отдохнуть, лечь в Шавасану. Мы помним, что когда занимаемся йогой, мы подобны алхимику, который исследует  свое грубое, тонкое и причинное тело, ставит эксперименты. Поэтому здесь дается на откуп, в принципе здесь должно проявиться ваше творчество.

Вообще такое часто бывает и во время мантра йоги, и во время пранаяма йоги, и во время медитации. Если живы после этого (со смехом), то хорошо.

Владимир: Я не могу сказать, что меня там сильно раздражает. Просто мешает.

Виктория: Бывают разные ситуации. Бывают эти эманации настолько сильные, что человека начинает так трясти, что он падает, ему просто не остановить эту вибрацию. Это уже крайности, и мы должны избегать этих крайностей.

Какие еще вопросы по концентрации внимания?

Кирилл, г.Киев, группа 4: Когда мы медитируем при помощи мантры вслух, если это метод сознания, мы должны одной и той же интонацией мантру читать, либо можно варьировать как-то. Будет ли это методом сознания, если я буду читать мантру, но разными интонациями?

Виктория: Хорошо, чтобы был постоянный ритм в мантра йоге. Как и в пранаяма йоге, хорошо найти какой-то однообразный ритм и раскачивать, подобно качелям. Взяли, раскачали. Потом с этим ритмом мы и работаем. Это касается и мантра йоги. Если мы часто будем менять интонации, менять громкость произношения мантры, ритм, то мы будем отвлекаться на внешнюю сторону мантра йоги. Мы не сможем отключить свой разум: «Сейчас красиво поем, а сейчас как-то не очень. Надо мне баритоном, а сейчас басом. Дай-ка еще. А сейчас повыше возьму ноту». И вместо того, чтобы сконцентрироваться на сути вибрации (не только грубой, но и тонкой), мы переключаемся на внешнюю сторону мантра йоги: «Вот этот ритм такой, сякой». Т.е. мы начинаем размышлять, это опять же работа разума. Мы концентрируемся не на том, на чем нужно. Поэтому это как отвлекающий фактор, который не стоит использовать в мантра йоге.

Поэкспериментируйте. Может действительно, чтобы найти вот этот ритм, нужно попробовать и так, и так, и так. В итоге после 10 лет таких экспериментов вы поймете, что первоначально было лучше всего, и продолжите свою практику еще на несколько лет. Поэтому пробуйте, экспериментируйте, не нужно отдавать предпочтение чему-то внешнему.

Многие думают: «Наверно, у меня мантра йога не пойдет, если у меня не будет горлового звучания». Если вы включите диск с мантрами, там все обязательно с хрипотцой произносят мантры, очень низким голосом. И многие думают, что «если я так не могу, то я никогда не смогу пробудить мантру и достичь каких-то успехов». Это все – заблуждение, абсолютное заблуждение. Есть люди, которые обладают таким голосом, произносят мантры – не отличишь от знаменитых учителей, но их уровень духовности оставляет желать лучшего.

Внешняя форма – это носитель содержания. Поэтому, в какой обертке, в каком пакетике вы понесете алмаз нет разницы. Да хоть в полиэтиленовом, бумажном или из помойки достанете пакетик. Какая разница – какой носитель. Самое главное – что внутри.

Увлекаться этой внешней оберткой не стоит, хотя для разума она самая интересная, потому что она самая понятная, о ней можно рассуждать и возникает иллюзия, что что-то есть, гораздо сложнее копать вовнутрь. Так как мы существа ленивые, не обладаем произвольной концентрацией внимания, то нам легче обратиться к внешней стороне процесса. И много лет об этом думать, писать книги, рассуждать, философствовать, но так и не дойти до содержания. Так что, Кирилл, практикуй!

Что вы заметили на протяжении этих двух недель? Какая у вас концентрация внимания? Какая у вас сила сознания? Удается ли контролировать эту силу, вектор сознания?

Практикующие: Не всегда.Частично.

Виктория: Но лучше? По крайней мере, начинаете задумываться? Изменения есть. Уже неплохо. Может быть, это помогло вам в вашей практике?  В мантра йоге, в Пранаяма йоге. Когда вы узнали про концентрацию, про силу сознания и может быть эту Джнану (знание) смогли применить в своей садхане, в своей личной практике?

Галина Евтухович, группа 4: Когда мы были на семинаре по Рита йоге, очень помогли эти занятия, потому что некоторые моменты были сложными.

Татьяна Семенова, группа 4: Я вспоминала про концентрацию, старалась не уходить за мыслями. Про волны вспоминала, про кораблик.

Виктория: То есть всё всплыло. Тане хорошо, она печатает тематическое занятие, поэтому у нее отложилось гораздо больше, чем у всех остальных. И про кораблики она помнит.

Все остальные, конечно же, думают: «что за кораблики?». Это было у нас второе занятие, напоминаю.

Конечно, без концентрации внимания мы подобны животному. Мы рассуждали об этом. Мы подобны детям, у которых в большей степени превалирует непроизвольная концентрация.

Произвольная концентрация – это когда мы с помощью инструмента воли произвольно выбираем, куда направить луч своего сознания.

Непроизвольная концентрация – это когда луч твоего сознания блуждает непонятно где. Мы забываем, кто руководит, кто управляет вектором внимания.

Если мы не будем развивать этот аспект (произвольную концентрацию), то мы не будем развиваться не только интеллектуально, но и духовно и физически, потому что даже физическое развитие требует от нас колоссальной концентрации. Иначе мы не сможем полтора часа быть на занятии по хатха йоге или по крия йоге. Нам быстро надоест.

Если у нас есть хоть небольшая сила сознания, то мы, даже если нам тяжело должны сконцентрироваться. Нам захотелось пойти мороженное скушать, мы можем себя направить и сказать: «Нет, надо оставаться на занятиях и продолжать практику». Тем самым мы развиваемся физически.

Так что без концентрации внимания мы подобны животным. Без произвольной концентрации, которая является в принципе синонимом воли, волеизъявления. Мы с помощью воли контролируем поток нашего сознания, который идет от нашего высшего я.

Какие упражнения запомнились, которые мы делали на тематических занятиях?

Практикующие: Парные.

Виктория: Потому что они самые веселые.

Наталья: Интересно было, что когда мы делали в паре упражнение «твоя дурная карма тебя отвлекает», на следующий день была точно такая же провокация. Мне было так смешно, потому что это было в точности вчерашнее упражнение.

Виктория: Я напомню. Это когда мы разбивались на пары и номер один выступал, как добрая карма, добрая сила, радовался, и все было замечательно и хорошо, а второй – олицетворение негативной кармы: «Всё плохо! Сейчас плохо, будет еще хуже!». И они перетягивали кто кого.

Наталья права, это очень жизненно, и мы размышляли на предыдущем занятии, что вы, приходя домой и видя недовольные лица своих домашних, домочадцев, могли впасть в их же состояние. Они так сильно влияли на вас, что вы забывали о своем счастье, о своей радости, о своей йоге, о своем высшем я. Пропадала концентрация на нужном вам, на высшем. Вы забывали в этот момент про Абсолют. И вы поддавались игре Майи, игре иллюзии, негативной кармы. Так же ныли, так же плакали, так же страдали, вам было плохо. Это сила концентрации. Если вы максимально сконцентрированы на высшем, если вы постоянно, 24 часа в сутки думаете об Абсолюте, если вы сконцентрировались на Аксиоматике, основных законах Вселенной, на трёх принципах йоги, то вас ничто не сможет сбить. Никакая Майя, никакая сила иллюзии, никакая негативная карма.

Но, к сожалению, у нас слабая сила сознания, плохо у нас с концентрацией внимания, и мы часто забываем про Абсолют, про все эти законы, вообще про всё, что мы здесь слышали, видели и изучали. Хорошо, если мы время от времени приходим в «облако школы», и нам «напоминалочка» вот такая: «Абсолют существует. Мир прекрасен. Нужно применять принцип довольства в своей жизни. Есть три основных принципа йоги. Есть понятие свободы» и т.д.

Но стоит «уехать» на полгодика в обычную жизнь, как нашей концентрации на высшем не хватает, и мы поддаемся чужому влиянию. Эта практика очень в жизни часто встречается. Буквально на каждом шагу она с нами. Поэтому, если мы практикуем в виде игры, мы отрабатываем ассоциативные связи.

Почему полезно ходить на занятия? Почему полезно (пускай даже в игровой форме) что-то отрабатывать? Вы хоть небольшую, тоненькую ассоциативную связь, но проведете. По ней потечет прана. Вы получите хоть небольшой, но опыт. И уже в аналогичной ситуации в вашей жизни вы будете склонны повторить вот этот путь. Почему? Потому что уже есть эта дорожка. У вас по крайней мере будет выбор: или поступать так, как вы раньше поступали, или поступать уже согласно этому новому закону, который вы привнесли в свою внутреннюю вселенную. По крайней мере, есть выбор, а это уже хорошо. А если вы на занятиях установили прочную ассоциативную связь, установили новый закон в своей вселенной, то он может доминировать в вашей обычной жизни и все старые законы, ассоциативные связи будут рушиться. Нехорошие, скажем так.

Т.е. хорошие ассоциативные связи будут доминировать, а нехорошие мы все разорвем. Пускай смешно, пускай мы подобны детям, которые играют в какие-то детские игры, но все это на самом деле серьезно, даже очень. Все имеет под собой очень прочную базу аксиоматики.

Сегодня давайте сделаем упражнение на концентрацию внимания с телом. Затем мы будем концентрироваться на идее, подобно идее Абсолюта. И сделаем групповую или парную практику.

Упражнение 1.

Садимся прямо. Будем концентрироваться на макушке головы.

Помните, мы концентрировались на позвоночнике? Лучше стали ощущать позвоночник после этого?

Практикующие: Лучше.

Виктория: Продолжили практику дома?

Практикующие: Да.

Виктория: Продолжайте, даже если вы месяц попрактикуете концентрацию на позвоночнике, вы будете его ясно ощущать. И потом не возникнет проблем при концентрации на центральный канал и на центрах. Если вы не ощущаете даже центральную ось, то вам сложно будет сосредоточиться на центрах. Не говоря уже о центральном канале. Поэтому продолжайте практику концентрации на позвоночнике. Это может быть как отдельная медитация, а может быть и во время шавасаны после каждой асаны. Вот вы сделали асану, к примеру, легли отдохнуть на 2-3 минуты, и в это время вы просматриваете позвоночник, концентрируетесь. Что гораздо легче, чем просто сесть и представлять или почувствовать физически свой позвоночный столб.

Итак, садимся прямо. Можете (только не очень больно) ноготочком надавить на макушку. Просто дотронулись. Вы помните, что наша задача 100% вовлечение. Это очень сложно, и я от вас этого не требую. Все равно часть сознания будет и на присутствующих и на других каких-то внутренних процессах (на дыхании). Но, максимально, насколько это возможно сконцентрируйтесь.

У нас рассеянное внимание.

Как это представить?

У нас есть наше Я. От нашего я идут энергия и сознание, которые проявляются, действуют в этом мире. Луч сознания у нас рассеянный, как сильно рассеянный свет. И мы должны собрать все эти ниточки и потом направить туда, куда мы хотим. Куда мы волеизъявим направить. И насколько это у нас получается, мы собираем этот рассеянный свет, эти лучи и направляем на макушку головы.

Не отвлекаемся, стараемся не отвлекаться ни на дыхание, ни на посторонние звуки, ни на внутренние звуки, ни на галлюцинации свои. Кстати очень часто бывает, что там «полетели ангелы», конечно же, хочется за ангелами лететь. Но у нас задача – взять себя в кулак, что называется, проявить волю и сказать: «Волеизъявляю концентрироваться только на этом». Что бы ни было интересного – не отвлекаемся. Если вы, как ребенок, или как собачка, которой принесли сладкую кость то, конечно, какая тут макушка головы. Если мы подобны этой собачке то, конечно, мы отвлечемся. Если мы уже не собачки, то мы постараемся показать это. Все-таки мы более высокоразвитые уже существа.

Не забываем, что йога против насилия.

Если у вас болят ноги, затекает спина, то это упражнение можно делать лежа. Если изначально вы знаете, что не выдержите 15-20 минут, то ложимся. Одну минуту концентрироваться еще нормально, а удерживать, контролировать свое внимание подольше – это для нас уже проблема. Но опять же, все в нашей власти. И наши проявления, они подчиняются по своей природе нашему высшему я и нашей воле. Только вопрос в том, что мы не привыкли считать себя своим высшим я и контролировать свои проявления.

Итак, только макушка головы. Глаза, конечно же, не открываем.

Практика 12 минут.

Виктория: Кто хочет поделиться ощущениями, переживаниями и есть ли вопросы?

Госькова Анастасия, группа 3: Я не только на этой медитации, но и раньше, обратила внимание на то, что при определенной степени концентрации уходят не только какие-то мысли посторонние, но и чисто физические ощущения. Если это боль какая-то. Например, меня тревожит спина, но в какой-то момент, когда концентрация превышает какой-то предел, уходит даже физическое ощущение. Т.е. не только сознание, но и энергия тоже подчиняется этим ощущениям.

Виктория: За сознанием идет энергия.

Владимир, группа 3: Макушка разгорелась.

Виктория: Разгорелась, Владимир заметил.

Владимир: Тела не чувствовал, макушка горит и все.

Виктория: Когда люди медитируют часами, а то и сутками, они перестают чувствовать свое тело. Это объясняется тем, что они максимально концентрируются на какой-то определенной области.

Практикующий 1: Я ощутила макушку, как область площадью где-то, как пятирублевая монета. И сделала вывод, что когда я медитирую, я макушку ощущаю очень хорошо.

Практикующий 2: 11 раз моё сознание пыталось увильнуть.

Виктория: Мысли были? Удалось ли вытянуть свое сознание из всех мыслей или все-таки сложно было отказаться от мыслей?

Практикующий 3: Я не вовлекалась, и они как-то уходили.

Виктория: если бы мы в это время произносили какую-то мантру или имя Абсолюта, то было бы гораздо легче, но я специально это не дала, чтобы узнать насколько удается без каких-то вспомогательных факторов сконцентрировать луч сознания.

Кирилл, группа 4: У меня такое ощущение появилось, что с каждым разом, когда я возвращаюсь, даже если ум меня куда-то уводит, и концентрация, как несгораемая сумма, она продолжается с того места, на котором закончилась. Так и должно быть, или это иллюзия у меня, галлюцинация такая? Когда даже ум убегал в сторону, внимание убегало, то при возвращении концентрация продолжалась с того же уровня, на котором была до того, как внимание ушло.

Виктория: Т.е. шаг вперед, два шага назад. Что-то такое у тебя происходило?

Кирилл: Нет, наоборот.

Виктория: А, наоборот. Т.е. даже если сознание куда-то уходило, то, когда ты возвращал внимание опять на необходимый объект, у тебя концентрация была сильнее. Видишь почему, потому что ты все-таки смог проконтролировать поток мыслей, который уходил. Ты проявил волю, а чем чаще мы проявляем свою волю (помните нашу практику «наметил-сделал»), тем больше мы начинаем в себя верить, больше могущества у нас становится, больше сил, больше концентрация. Вот если бы ты совсем забылся, ушел бы за этой мыслью и вернулся бы только завтра и то, знаешь, так случайно бы вернулся, то вера в свою волю была бы гораздо меньше. И вот концентрация была бы не такой сильной. Т.е. чем чаще мы волеизъявляем, чем чаще мы контролируем свои проявления, тем в меньшей степени считаем себя ими, а в большей степени считаем себя своим высшим я. И чем больше эта степень осознания себя, тем больше могущества и концентрации. Это естественно. Больше свободы.

Алексей, группа 3: Мне показалось, что очень способствует концентрации, медитации (давно заметил) Кечари мудра. Именно она как бы замыкает  ощущение, чувствуется на макушке. И мысленная ньяса, конечно же, ньяса Абсолюта очень помогает.

Виктория: Я сознательно не дала каких-то вспомогательных вещей, но если они сами собой пришли, у вас наверняка был опыт и непроизвольно у вас получилось, но что поделаешь, хорошо.

Антон Порхун, Самара, группа 4: После концентрации на макушке чувствуется ритмическая пульсация. Сосредотачиваясь на ритме, я его усиливаю. Надо ли это делать?

Виктория: У нас была небольшая медитация на этой части тела, но можно, конечно же, больше концентрироваться, если эти вибрации приятны, то продолжаем концентрироваться. Если эти вибрации становятся сильнее и они не пугают нас, а приятны, то пускай усиливаются.

Кто-нибудь читал Гопи Кришну «Кундалини»?

Жил-был дядечка, который не имел учителя и просто концентрировался на макушке головы или представлял свет, просто концентрировался на этой области. И так доконцентрировался, что проснулась у него энергия Кундалини. Да, он и не знал, что с этим делать. Он подолгу медитировал, по несколько лет, потому я не переживаю за вас.  Вы не сможете наверняка это повторить.

Вопрос: А до чего он домедитировался?

Виктория: Он домедитировался до самого прекрасного, до состояния просветления. Получил все сидхи необходимые, все, что надо. Не только сахасрару, но и самого Абсолюта увидел.

Опять же, я сознательно не говорила, чтобы не заинтересовать вас перед упражнением, чтобы была чистая произвольная концентрация внимания.

Это сейчас я добавила про Гопи Кришну и вы сразу захотели медитировать на макушку головы. Не надо хатха йогой заниматься, концентрируйся на макушечке и все. Я это делаю сознательно, чтоб вы ощутили, какой уровень произвольной концентрации внимания у вас на данный момент. Мы с вами говорили, что даже самый интересный объект рано или поздно перестает быть интересным. И вот тогда нам просто крайне необходима сила произвольной концентрации внимания. Как бы мы не были влюблены в какого-то человека конкретного и все свое внимание направляли на него, рано или поздно он становится нам неинтересен. Если мы идем по второй стадии йоги влюбленности, нам нужна произвольная концентрация внимания. Без произвольной концентрации внимания, когда мы переживаем не только взлеты, но и падения, мы не сможем подойти к более глубинным этапам своего духовного развития. Если мы рассматриваем Триаду или йогу влюбленности, то это третья стадия.

Как бы нам ни было интересно обучение в Открытом Йога Университете http://openyoga.ru/ у нас взлет, у нас максимальная концентрация, то рано или поздно у нас возникают периоды падения, когда нам уже не интересен этот процесс. И без произвольной концентрации внимания мы не сможем 4 года отучиться. Будут какие-то более интересные занятия, и эти занятия отвлекут наше внимание. Что-то для нас интересное рано или поздно перестанет для нас таким являться. Мы можем медитировать на Абсолюта, но рано или поздно мы устанем от Абсолюта, и нам уже будет неинтересно о нем думать, на нем концентрироваться. И вот здесь поможет наша воля. Мы с помощью волеизъявления направим свое внимание на того же Абсолюта. Это поможет нам еще сильнее его раскрыть.

Упражнение 2.

Давайте следующее упражнение сделаем. Мы рассуждали на тему, что если мы направляем свое сознание на какой-то объект, явление, идею, концепцию, эти вещи начинают раскрываться для нас. И чем сильнее степень концентрации, тем глубже этот предмет раскрывает себя нам. Как бы разворачивается наизнанку. Предстает во всех своих нюансах. Мы начинаем познавать этот предмет, это явление? и если мы будем анализировать нашу жизнь, так оно и является. Если мы сконцентрировались на какой-то задаче, то она начинает для нас раскрываться. Ученый, например, начинает наблюдать за  явлениями природы, просто наблюдать, что такое наблюдение? Это значит, что он луч своего сознания направляет на этот объект, начинает его рассматривать со всех сторон, анализировать. Ученые максимально концентрируются на этом объекте. И этот объект, это явление, этот закон природы начинает раскрываться им. Благодаря концентрации внимания мы имеем весь научный прогресс. Все, что мы имеем – благодаря силе концентрации.

Чтобы все согласовать упомяну, что сейчас у нас идет курс лекций по следующей теме, это тема «Свобода». Может быть, многие из вас до этих лекций не задумывались никогда: «Ну свобода и свобода. Свобода слова. Свобода печати». Для вас это не было чем-то таким, о чем стоило бы подумать, поразмышлять. На лекциях, которые идут уже несколько месяцев, приоткрылся вам этот предмет? Приоткрылся. Если вы пришли в первый раз на подобную лекцию: «О, свобода, о, что-то интересное». На втором занятии вы больше прониклись этим термином. К десятому занятию вы уже можете рассуждать на тему свободs. Ладно, рассуждать, у вас уже в течение обычной жизни мысли возвращаются к этому понятию, и вы стараетесь применить знания в свою жизнь. Вы начали концентрировать свое внимание на том, что посещаете лекции, фокусируете полтора часа внимание на понятии свободы. Это уже, хоть и немного, раскрывает суть явления, предмета, идеи. А если бы вы не ели бы, не спали бы, а только думали о концепции свободы, то уверяю вас, что через пару месяцев вы бы пришли на лекцию и сказали: «Вадим Валерьевич, сейчас я объясню!». И раскрыли бы действительно всю глубину этого вопроса, этого явления. Если время от времени концентрироваться – что-то да познаете, но вот не было этого тотального вовлечения, вот этой максимальной концентрации на идее.

Говорят, что ученые не от мира сего. Они могут не есть, не спать. Они вот все в своем каком-то мире и думают только о своей формуле, как же ее там решить, вывести какой-то закон. И действительно через какое-то время они раскрывают миру эту формулу. Недавно математик у нас питерский, по нему видно, что он не ест, не спит, только концентрируется на математике и, пожалуйста, решил формулу, которую многие большие умы не смогли решить до него. Это не значит, что он лучше, умнее. Это говорит лишь о том, что он сильнее сконцентрировался, чем другие. А другие люди решали другие задачи, на другом концентрировались. Так что каждый из вас в принципе может раскрыть это понятие свободы до самой глубины, до самой сути. И чем больше опять же мы концентрируемся на каком-то понятии, тем сильнее, тем глубже это понятие раскрывается для нас. Если вы будете не есть, не спать, а думать об Абсолюте, то он раскроется. Обязательно раскроется.

Владимир: Не есть, не спать это обязательно?

Виктория (смеется): Обязательно!

Но дело в том, что не так часто мы обращаемся к Абсолюту. Мы думаем о своей работе, и что-то у нас получается на работе. Почему? Потому что мы концентрируемся на ней. Думаем о мыльных операх, и мыльные оперы начинают нам раскрываться. У кого какие увлечения я не знаю, но вот как только вы начинаете о них думать, вы начинаете что-то понимать, рассуждать даже на эту тему. А если вы на этом не концентрируетесь, то это явление вам не раскрывается. Вы даже не сможете ничего сказать об этом объекте.

Поэтому упражнение будет заключаться в следующем:

Садимся прямо. И думаем о концепции свободы. Думаем так, чтобы было тотальное вовлечение. Рассуждаем у себя в голове. Ни на какие мысли не отвлекаемся: «Ой, на лекции наверно это скажу, удивлю всех присутствующих. Ой, какая мысль пришла».

Это все же будет уже отвлечение. Нас интересует сама концепция свободы. И вот различные, если и возникают мысли, то только по этому поводу: «Насколько я свободен? Почему присуща мне свобода? Насколько я несвободен? Можно ли быть свободным?»

Чем больше вы будете концентрироваться, тем больше будет возникать таких вопросов, и вы начнете на них сами отвечать. Это касается вообще всего остального. Если вам вообще нужно решить какую-нибудь задачку по жизни, вы с чем-то столкнулись, тогда вы максимально вовлекаетесь, и эта задача начинает раскрываться вам.

Итак, идея свободы. Здесь уже мы должны ментально потрудиться.

Вопрос: А можно графики, таблицы представлять?

Виктория: Графики, таблицы, рисунки, что угодно. Потом все запишете, зарисуете.

Так и рождаются великие произведения. Гении концентрируются, и у них внутри это все рождается.

Садимся прямо. Начинаем.

Практика 15 минут.

Виктория: Удалось хоть немножко сконцентрироваться на понятии свободы?

В обычной жизни у нас в голове какие мысли? Вот вы едете на работу утром. Как пластинка проигрывается по кругу, как правило, мусор мелкий, мысли ни о чем. Вот приучите себя к следующему. Скажите себе: «Сейчас полтора часа я буду думать о Солнце». И думаете полтора часа. Чтобы знаете, это было то свободное поле, которое у нас, как правило, заполняется непонятно чем. Грязь какая-то. А вы себе говорите: «А сейчас я думаю о маме». И четко 20 минут о маме думаете. Вот приучите себя, это очень полезно. Очень полезно знать, что у тебя в голове и четко контролировать все эти мыслительные процессы.

«Так, еду на работу, на работе такие-то дела. Так, четко. 20 минут я думаю о своем деле, что мне нужно сделать на работе». И не подпускаете никакие посторонние мысли, а четко концентрируетесь только на заданной теме. «Дай-ка я сконцентрируюсь на понятии свободы» — и продолжаете в том же духе.

Наверно, многие из вас замечали (вспоминаем уроки в школе или институте), что появляются такие мысли: «Ну чё слушать этого учителя? Влюбленность, весна, отдых, домашние какие-то заботы, проблемы». Мы даже не говорим себе, что будем думать о влюбленности, о суете, о домашних делах. Эти мысли лезут непроизвольно, и мы на них и смотрим. И что-то там, каша какая-то болтается, болтушка какая-то.  Я думаю некоторые, а может быть и многие, во время занятий себе говорили: «Так, слушай, влюблена ну и хорошо. Пройдут занятия, вот и думай об объекте влюбленности. А сейчас думай о математике или о физике. И все полтора часа четко слушать преподавателя. Было у вас такое? Было. Значит, у кого было, тот закончил с соответствующей оценкой школу или ВУЗ. Это касается и занятий. Вот мы пришли на занятие по йоге, или вы преподаватель уже, к примеру, или будущий преподаватель. У вас там такие-то проблемы, и со здоровьем не очень, и ноги вам все оттоптали в метро, и вообще все плохо. И вместо того, чтоб прийти на занятия и четко сказать «Йога! Бхава! Абсолют!»,

преподаватель или человек на коврике продолжает думать о проблемах, продолжение «кашеварки» у него в голове. И через какое-то время после того, как вы пришли на занятие, йога очистит это, особенно если вы крией или хатхой позанимаетесь интенсивно, то к концу занятия у вас этой каши уже нет, в голове ясность. Наконец таки «Йога!», но уже занятие закончилось. Но все равно облегчение какое-то есть, вы освободились от этого мусора. Это касается и преподавания. Вы, как будущий преподаватель, должны, конечно, четко отслеживать свои мысли. Когда вы садитесь на коврик, никакой каши не должно быть. Вы четко себе сказали: полтора часа у меня Бхава, Абсолют, Йога, а потом думай о чем угодно. Вы должны отслеживать эти  моменты. Это касается и более сильных практик, это касается и секса. Если вы хотите получить максимум удовольствия от секса, у вас должно быть как можно меньше отвлекающих мыслей. А если во время секса у вас: «Ой, я, наверно, плохо выгляжу. Ой, у меня проблемы. Ой, что же приготовить на завтрак» (смех). Если это влюбленность и первые встречи, то, конечно же, мыслей лишних нет. Если вы живете вместе больше года, то такие мысли часто приходят: «Как там дети ненакормленные?» и т.д. От такого совместного времяпрепровождения вы не получите никакого удовольствия, потому что все требует концентрации внимания. Чем меньше мыслей, тем больше наслаждения.

Скажите себе: «Сейчас практики Триады». У человека проблемы, заботы, денег нет, и он вовлекся в практики Триады. На время практики никаких проблем нет. Есть только Абсолют, Бхава и все. Потом, уже выйдя из практики, после нее погружайся в свои заботы, думай о чем угодно. Как правило, если мы можем перенаправить свое внимание с одних мыслей на другие, на которые мы хотим, то первые остаются одинокими, обесточенными, потому что они сами по себе ничто, мыльные пузыри. Если мы сами их не накачиваем энергией, то их просто нет, это иллюзия! Мы сами даем им силу. Если нам удастся на полтора часа о них не думать, то они исчезнут. И потом, выйдя после занятия, вы думаете: «Ну сейчас какие-то проблемы бы вспомнить. Так и нет». И уже на проблемы по-другому начинаешь смотреть. Это называется работа с ассоциативными связями, что также подходит под нашу тему концентрации внимания. Из одних ассоциативных связей (мыслей) мы вытягиваем любой какой-то аспект – либо энергию, либо сознание.  Т.к. у нас сейчас занятия на силу сознания направлены, то мы вытягиваем луч, вектор своего внимания и направляем на другие ассоциативные связи и закачиваем туда прану. Первые обесточены и исчезают. И уже все хорошо, и ясности больше, и мир прекрасный!

Поэтому установите для себя такое правило: «Сейчас поеду домой, буду отслеживать свои мысли, каким быть, а каким не быть — решаю я». Не так, чтобы на откуп: «Вот всё, что будет в голове, пускай и будет». Конечно, можно вот такое состояние пустоты сохранить, когда едешь после занятий и никаких вообще мыслей, и не хочется пускать никакие мысли, потому что состояние ясности, спокойствия. Можно, конечно же, побыть в этом состоянии, это йоговское состояние и очень хорошо, если оно есть. Если у вас непонятно что, хаос какой-то, то четко руководите чему быть, а чему не быть.

Упражнение 3.

К сожалению, у нас не хватило времени на групповые практики, давайте хотя бы пять минут попрактикуем парные. Только очень быстро, без лишних разговоров. Повернитесь друг к другу и все. Очень-очень оперативно.

№ 1 — вам плохо, вы в депрессии, жить не хочется: «Какая йога? Какой Абсолют? Какая свобода? А в нашей стране вообще невозможно жить. Такие дороги, правительство, цены растут, зарплаты падают. Чему радоваться? Тенденция есть, но тенденция только на спад. Цена на топливо растет, хотя цены на нефть – нет. Чем это вообще можно объяснить? Все плохо и будет еще хуже! Уверяю вас, будет еще хуже! Кризис! И страдаем как всегда в первую очередь мы, русские граждане. и т.д» Т.е. вы должны внутренне настроиться, что все очень плохо.

№ 2 — это радость, счастье: «Все и так хорошо, а будет еще лучше».

Задача у №2 – вывести словами из депрессии, из подавленного состояния №1.

А №1 не соглашается.

№2 тоже может словами, глазами, рассмешить, чтоб №1 хотя бы улыбнулся. Это уже ваша победа.

Практика 15 минут.

Виктория: Поднимаем руку – кто победил. Сколько победило положительных героев? №2 у нас был Бхавой. Мало практикуете принцип довольства, т.е. вы не можете заразить своей Бхавой, своим светом, своей радостью других. Значит все-таки в нашей стране пока еще все плохо (смех). На этом и закончим занятие. Унылые-унылые. Уже, наверно, лучше, в первый раз было еще меньше победы.

Что помешало №2 победить? Кто не победил, Бхава? Что помешало?

Кирилл: Мало времени, если бы чуть-чуть больше времени.

Задание всем и №1, и №2:

Если встретили дома или на работе или на улице своих знакомых, которые в таком вот упадническом состоянии, побольше времени найдите и выведите человека на ваш уровень, уровень Бхавы. Понятна задача, да? Это домашнее задание.

Ирина Баязитова, группа 4: Мне трудно дается концентрация на макушке, можно упрощенный вариант в качестве домашнего?

Надо просмотреть, прослушать или прочитать наши тематические занятия, там очень много подобных упражнений, может быть более простых для тебя.

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет,

Школа Анандасвами
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyogaclass.com 
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст напечатал(а)-
Кирилл Червоняк
Текст отредактировал(а)-
Семенова Татьяна, Федосеева Лариса
Текст опубликовал(а)-временно отсутствуют
Краткое описание составил(а)-временно отсутствуют
Рисунки и фото создал(а)-
временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.openyogaclass.com/wiki/

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста сообщите ответственному об этом по адресу support@openyogaland.com