2012_12_29 Бхагават-Гита. 9 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

Бхагават-Гита. 9 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

Реальный фактор Абсолюта в жизни того, кто его призвал. Невербальное обучение от общения с успешными людьми. Фактор Абсолюта, в первую очередь, живой фактор. Проблема передачи йоги. Вся Вселенная наполнена жизнью. Призвать Абсолюта, чтобы понять свою истинную природу. Весь мир был придуман для познания Богини Шри. Почему однонаправленная мысль об Абсолюте вызывает восторг и экстаз. Сила в окружающем мире лишь одна — у Абсолюта. Любое действие можно превратить в практику приглашения Абсолюта и привнесения его сил. Что имеешь в голове – туда и идешь. Когда вы делаете одну и ту же последовательность действий, вы как бы сильнее и сильнее пробиваете канал к Абсолюту. Тем фактом, что вы жертвуете всё Абсолюту, у вас не возникает кармы! Вайрагья – отказ от всего, в чем нет фактора Абсолюта. Призвать Абсолюта в свою жизнь — это всё равно, что призвать очень строгого учителя. Культ Бкахти или личностного поклонения, отношения с Абсолютом и распространение в среде 2012.12.29.

 

 Слушать Аудио:  

Ссылка временно отсутствует


Смотреть Видео:  

Ссылка временно отсутствует 

Читать Текст:

Итак, друзья, у нас сегодня 29 декабря 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу; это у нас лекции для Международного Открытого Йога Университета, вся архивная информация на сайтах www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru. Мы с вами, я напомню, продолжаем рассматривать чудеснейший текст Бхагавадгиты, который недооценен, не понят, не осмыслен до конца. И сегодня нас ждет девятая глава.

Реальный фактор Абсолюта в жизни того, кто его призвал.

Я хочу подчеркнуть такую известную трудность во всех знаниях, которые приходят к нам из Индии: хотим мы того или не хотим, но все-таки некий такой отпечаток, который оставляет перевод с одного языка на другой, он немножко искажает восприятие нами знания. Потом, правильный подбор тех или иных образов, тех или иных может быть слов, они иногда вызывают ненужные ассоциации. Это также ослабляет импульс передачи знания. Поэтому, как вы понимаете, есть два таких способа перевода: первый – это дословный по устоявшимся словарям, а второй – это когда ты понимаешь суть учения и начинаешь точно также эмоционально, вдохновенно его передавать, но только уже с другими акцентами, что ли, чтобы пробудить в вас знания, пробудить в вас чувство, ощущение сопричастности к знанию. Вот. Но мы же здесь постараемся совместить одно и другое. То есть, сперва такой дословный перевод, а затем уже мой комментарий, где я постараюсь уже немножко в вас вдохнуть этот толчок в знание йоги.

Итак, мы начинаем рассматривать девятую главу, читаем первый стих.

Шри Бхагаван сказал: Я возвещу тебе это наитайнейшее знание и осуществление знания, о Безупречный, познав которое ты от не благого освободишься.

Вадим Запорожцев: Значит, помните, да? Основной сюжет Бхагавад Гиты – стоят две армии, которые вот-вот пойдут войной друг на друга. Между двумя армиями, на колеснице, Арджуна — военачальник Пандавов вместе с Кришной, который ни больше, ни меньше, чем сам Абсолют в человеческом воплощении.

Так вот, стоят они между двух армий, и Кришна рассказывает Арджуне устройство мира. И вот, наконец, он дошел до самого важного и такого достаточно практического раздела: собственно говоря, как общаться с Абсолютом, как использовать всю ту мощь Абсолюта в своей личной жизни, дабы быстрее избавиться от всего негативного, и достигнув положительного выйти в сверх-сверх-сверх состояние. Поэтому, когда мы с вами будем это все разбирать, вы должны правильно настроиться; это все – обычные слова, но на самом деле за этими обычными словами, знаете, такая дорога пути, дорога метода, как вашу самую повседневную, бытовую жизнь превратить в йогу, и как заставить такой фактор неуловимый, как Абсолют, быть более реальным в вашей жизни, чем все остальные вещи на свете.

Ну, вот мы встали сегодня с утра – есть какие-то реальные вещи. Вот кто-то из умников взял и субботу сделал рабочим днем. То есть, на Востоке бы за такие эксперименты никому бы не поздоровилось – взять вот так вот, без объявления войны менять сон и бодрствование, когда отдыхать, когда работать, на это способна только безумная западная цивилизация. И это будет, рано или поздно, концом ее существования от таких экспериментов…

Так вот, фактор, на первый взгляд, реальный фактор вашей жизни — сегодня я встал, пошел на вокзал, а мне говорят: «Электрички не будет», а почему? А вот так, без объявления войны, расписание, как по рабочим дням. Вроде бы все в курсе, все всё должны знать…

Очень странно себя ведут эти наши «силы природы», и кажется – вот они, реальные люди, обстоятельства, вещи, которые заставят вас как-то подчиняться, прогибаться под них. И мы начинаем, действительно, как-то с ужасом или с надеждой смотреть на окружающие факты. А в йоге говорится следующая вещь, что если вы призвали в свою жизнь фактор Абсолюта, который неуловим – вы не сможете поймать Абсолют. Но, если вы его призвали, и если вы относитесь к нему, как к реальному, он в вашей жизни начинает действовать, как самый реальный фактор вашей жизни, по сравнению с которым, все остальные факторы вашей жизни начинают медленно, но верно отступать.

Почему? Потому что все остальные факторы вашей жизни — это та карма, позитивная или негативная, которую вы сами создали раньше, в предыдущие годы или жизни. А фактор Абсолюта – он вне кармы. И по большому счету, единственный фактор, который может, как угодно работать с кармой, это Абсолют. Когда вы будете в газетах, книжках, журналах читать, что какой-то очередной лже-ясновидец, лже-йог, лже-экстрасенс, якобы, отменяет карму или еще что-то такое делает, то вы должны очень четко помнить, что это, либо безумец, либо шарлатан, либо сам господ бог Кришна воплотился в теле очередного этого лже-экстрасенса (что мало вероятно). Потому что только лишь тот, кто породил сам закон кармы, может хоть что-то с ним делать. Больше никто.

Так вот, получается, что прямо- или уж не знаю, в какой пропорции, чем больше мы привлекаем фактор Абсолюта в свою жизнь, тем больше он начинает действовать. А для окружающих людей это начинает выглядеть, как чудо, это начинает выглядеть, как магия какая-то. Ну, а уж для совсем глупых, это начинает выглядеть, как стечение благоприятных обстоятельств: «Вот надо же, смотрите, как человеку и там повезло, и там, и там. Почему так вот ему везет, а нам не везет?!» Они ведь, эти люди, со стороны, не знают, что этому человеку нельзя сказать, что везет, он просто живет по другим законам природы, по законам везения. Почему? Потому что у него в союзниках тот, кто сделал весь этот мир. Хорошо иметь таких друзей, друзья! Это самые могущественные такие защитники.

Так вот, конечно же, получается, что на первый взгляд Абсолюта нельзя поймать, но с другой стороны, есть, дается, в том числе и в Бхагавад Гите такие рекомендации, как же сделать так, чтобы Абсолют в своей милости пришел в нашу жизнь и стал реальным фактором силы. И поэтому всегда это знание было самым таинственным, самым-самым таинственным. Если был тот или иной обряд, та или иная медитация, или паломничество, или еще чего-нибудь, делая который человек потом получал результат могущественнейший, то, понятно, что все начинали относиться крайне серьезно к этим практикам, этим методам и т.д. и т.п., грубо говоря, на те действия, на которые «клюет» Абсолют. И они моментально обрастали мощнейшими такими покрывалами тайны.

И чтобы попасть в ту или иную школу йоги, или в тот или иной круг общения, где были эти методы, надо было не одно десятилетие жизни потратить. И надо сказать, что и по сей день есть в Индии такие храмы, места, какие-то общества людей, куда вы просто так не попадете. Но если вы туда попадете, то ваши все проблемы начнут решаться очень быстро.

Невербальное обучение от общения с успешными людьми.

Я могу привести такой,  для иллюстрации пример: пока вы обычный человек, то вы сталкиваетесь с многими проблемами (работы, денег, устройства, творчества, и т.д.), и вы так можете много десятилетий прожить, прежде чем пробьете себе путь наверх, сделаете себе карьеру. Но если кто-то вас сразу же выведет на уровень нужных людей – богатых, уважаемых, влиятельных, состоятельных, то вы всего того же, буквально за считанные недели или месяцы достигнете. Я неоднократно наблюдал этот эффект, честно сказать, были у меня и у самого в жизни такие же моменты, что выходишь на этот уровень – и сразу все решается.

Но попасть на этот уровень нужных людей очень тяжело, друзья. И знаете по одной из причин, почему? Потому что, если это нормальные люди, которые сделали себя сами, и которые наделены властью, деньгами, богатством, ну так, законно, не то, что они украли, не то, что они кого-то обманули, — эти люди очень открыты, очень легки в общении, как правило, очень доверчивы – как дети, очень противоречивое сочетание, понимаете. И поэтому вот любой пройдоха, который выходит на этот уровень, ему легче обмануть влиятельных людей, чем вот эту чернь, которая внизу. Почему? Потому что в среде черни сплошь и рядом обман, подлость, и т.д., и у каждого есть уже иммунитет. А там, наверху, так как этого нет, там особого иммунитета не надо, потому что если ты несколько раз себя повел неправильно, и об этом в кругу нужных людей распространилась информация, ты теряешь репутацию, и всё, и мир начинает от тебя как бы отворачиваться.

Или допустим, такой еще тоже пример, вот еще, помню, в свое время, заинтересовался получением экономического образования, все интересовался, как устроена система образования, получения МВА в Америке. И выяснилось, что программ МВА огромное количество, там их сотни. Но есть, скажем, 10-20 ВУЗов, и получить там МВА, значит сразу сделать себе карьеру. Не знаю, как сейчас, потому что это времена меняются. То есть, там не ты искал работу, а работодатель искал тебя, чтобы предложить место под солнцем.

Так вот, я всех своих товарищей, однокорытников, корешей, которые были со мной вместе в науке физике, а после развала науки рванули в бизнес, и в разных бизнес-школах они учились, получали МВА, я спрашивал: «Слушайте, а чему вас там учат, после чего вам все двери открываются? Что это за знания такие? Может, это особые учебники или какие-то особые предметы?» Выясняется следующее, что нет, там в общем-то то же самое, что и везде, те же самые учебники, можно пойти в любой магазин купить. Да, а в чем особая сила этих мест? В том, что ты начинаешь общаться с реальными людьми, которые, действительно, были в реальном бизнесе, и они невербально начинают тебя обучать, ты начинаешь думать так же, как они, и к тебе точно так же начинает успех прилипать так же, как и к ним. Это во-первых. А во-вторых, очень большой фактор – это связи. Если ты учился в каких-нибудь этих Оксфордах, Гарвардах, Принстонах и Йелях, то ты волей-неволей обрастаешь огромным количеством знакомых людей, которые так же занимают высокое положение, которые на дух такого коллективизма, товарищества или принадлежности к тому или иному учебному заведению во всех серьезных учебных заведениях уделяют огромное внимание. Это, знаете, такая в хорошем смысле слова мафия такая, куда ты попал и все тебе двери открыты.

Так вот, та же самая ситуация, друзья, и с духовными знаниями: если вы попадаете в круг вот таких могущественных людей, у которых есть выход наверх – всё, ваши жизненные проблемы решаются.

Но теперь представьте, что вы попали на самый большой уровень – Абсолюта. Вам даже больше никто не нужен, вам даже не нужен круг общения, вы можете один на один жить, решать свои проблемы без помощи других, если у вас есть выход к Абсолюту.

И вот эта вот глава как раз нам немножко, ну, как сказать, такой перевод читаешь, немножко не совсем как-то сразу хочется загореться этой идеей. Но если так бхавно, вдохновенно передать суть, эта глава вам сейчас объяснит, как достичь того, чтобы быть на дружеской ноге с Абсолютом, после чего все ваши проблемы будут решаться на ура.

Дальше идем.

Бхагавад Гита: Царственная наука, царственная тайна, это — высочайший очиститель. Наглядная, достижимая, закономерная, легко достижимая, непреходящая.

Люди не верующие в этот закон, о Подвижник, не достигнув меня, возвращаются путями смерти и сансары.

Мной в не проявленном виде распростерт весь подвижный мир. Во мне пребывают все существа. Но я не пребываю в них.

Но и не пребывают во мне существа, вождь мною владычную йогу. Носитель существ, но не пребывающий в существах, я сам производитель существ.

Как всепроникающий великий ветер, который всегда пребывает в пространстве, так все существа пребывают во мне. Это постигни.

Фактор Абсолюта, в первую очередь, живой фактор.

Вадим Запорожцев: И здесь смотрите, какая ситуация. Основная идея заключается в том, что есть первопричина Вселенной – Абсолют. Жизнь. В нашей школе йоги, (наша школа йоги Родовая), там больше упирают на какие-то образы обычные, из повседневной жизни, чтобы вы схватили, что же имеется в виду под словом «Абсолют». Потому что иногда так говоришь: «Абсолют», и в голове рождается какая-то черная пустота, бездна космоса, что-то такое абстрактное, ого-го, где-то там далеко и совершенно не имеющее отношения к нашей повседневной реальности. А на самом деле, концепция Абсолюта, если проследить ее в Ведах, если проследить ее в той же Бхагавад Гите, она очень реальная, ощутимая, родная, теплая, живая, как травка, которая пробилась из-под земли весной. Как, не знаю, в детском саду детишки бегают, прыгают, веселятся, и мы говорим: «Вот, Жизнь!»

Или какие-нибудь другие события, где вы видите проявления жизни. То есть, это какой-то фактор силы, но он не абстрактный, космический, пустой, холодный, колючий, а наоборот – живой, радостный, захватывающий, интересный. Ну как, не знаю, какое-то мероприятие, на которое вы пошли – вечеринка, на которой все друзья друг друга хотят видеть — вдруг что-то – раз, и неуловимое возникает! Вот здесь та же самая ситуация. Фактор Абсолюта, он в первую очередь, живой фактор. Это что-то неуловимое, но если оно есть, оно проявляется, как жизнь. По сути дела, жизнь – это и есть Абсолют.

И если вы ухватываете это то, что называется «жизнь», «первопричина», то у вас, как бы в одну сторону все обстоятельства начинают складываться. Если же нет, как было здесь только что сказано, ситуация другая — вы, согласно своей карме, живете-проживаете свои годы своего существования на земле, затем умираете, чтобы опять воплотиться. И так этот круговорот рождения и смерти, строго говоря, бесконечный.  Вот говорят: «Сколько надо прожить жизней до просветления?» Как если бы, знаете, было бы количество: сто тысяч жизней – такого-то уровня достигнешь, миллион – такого-то, двадцать миллионов жизней… Нет, друзья, это неправильная постановка вопроса. До тех пор, пока не волеизъявите Высшее, пока не волеизъявите Абсолют, то круговорот рождения и смерти бесконечен.

Да, жизнь может меняться, там как-то что-то, факторы ее, но вот сама суть остается той же самой. И вот получается, что каждое живое существо (вы помните эту аксиоматику), что из себя представляет? Небольшую искорку жизни. Небольшую искорку Абсолюта. И получается, что как бы вот эта искорка свободная сама себе предоставлена, сама живет по тем правилам, которые придумывает, и, собственно говоря, может вообще даже не подозревать о наличии Абсолюта, и о том, что этот фактор жизни  активно можно использовать.

Поэтому, если вы будете встречать людей, которые вам скажут: «Да не верю я ни в какого Абсолюта, ни в какую жизнь, вообще – не верю, и верить не хочу!» Вы замучаетесь их переубеждать, замучаетесь! Более того, вы не достигнете успеха. Вы можете, какие угодно аргументы приводить, а человек скажет: «Да нет, не убедил» И, действительно, вы же не можете схватить Абсолюта и показать. Вы не можете схватить жизнь и показать. Вы можете косвенно на нее указывать, а человек уже, либо поймет, либо не поймет. И поэтому тут возникает проблема, собственно, донесения знания до других.

Или донесения той или иной философской, или религиозной концепции до других. В религии это называется прозелитизм – обращение в свою веру. Так вот, по сути дела, друзья, никого не возможно обратить в свою веру. Вот почему, скажем, индуизм в современном его виде, в нем отсутствует прозелитизм. То есть, вот какие-то более другие, молодые религии в той же Индии, они отличаются тем, что последователи тех или иных философских учений, течений, религий, они ходят-бродят и обращают в свою веру теми или иными способами. Иногда запугиванием, иногда подкупом, иногда объяснением – по-разному. А для самого индуизма не характерен прозелитизм, вы не встретите такого, знаете, брахмана, правоверного индуса, который ходил бы, бродил и обращал в свою веру. Считается, что ты сам должен прийти к этому.

Проблема передачи йоги.

Другой разговор, что мы можем вдохновить других людей призадуматься над этой темой, и рано или поздно прийти к ней. Но всё – точка! Не больше! Мы не можем взять человека и привести его к Абсолюту. Мы можем его каким-то образом вдохновить поразмышлять над этой темой и, либо принять эту концепцию в своей личной вселенной и жизни, либо не принять. И это проблема образования, проблема передачи знания, проблема передачи йоги – в том числе, Бхакти-йоги, потому что если бы так легко передавались знания, достаточно было бы одному человеку познать Абсолют, и он тут же всем тем, кто вокруг него передал знания и знаете, такая цепная реакция, все бы давно уже просветлились. Между тем, мы этого не видим. На протяжении истории человечества приходили Учителя великие.

Лев Толстой, вы помните, всю жизнь потратил, чтобы сделать человечество лучше. Ну и что, много получилось? Где-то получилось, где-то нет, но не так, что все разом. Спаситель человечества, вы помните, пришел – чем закончилось? Печально все. История с Кришной – сам Абсолют пришел, чтобы быть колесничим у Арджуны, передал ему знания. Казалось бы, Арджуна сейчас возьми и передай всему своему войску знания, и все войско просветлится, и всё, не надо никаких войн! А вот не получается. Почему? Потому что свобода воли. Мы должны сперва сами волеизъявить, чтобы в нашей жизни был Абсолют. То есть единственный фактор, чтобы фактор могущества в вашей жизни проявился – это призвать Абсолют.

И, по сути дела, этим занимаются высшие разделы Раджа-йоги. Получается, что призывая Абсолют, ты становишься таким же могущественным, как и Абсолют. Ты можешь управлять всем, подобно тому, как Абсолют управляет всем.

Идем дальше, мы читаем.

Бхагавад Гита: Все существа, Каунтея, входят в мою природу в конце кальпы. Снова в начале кальпы я их произвожу.

Вадим Запорожцев: И напоминаю вам концепцию индийской философии о том, что вот эта жизнь, как первопричина, сперва творит Вселенную, Вселенная проходит какой-то круговорот, чтобы потом опять раствориться, и в следующем этапе творения повторилось все вновь, вновь, и вновь.

Бхагавад Гита: Пребывая вне собственной природы – пракрити, я произвожу снова и снова все это множество существ помимо их воли, по воле природы.

И не связывают меня эти действия Дхананджайя, пребывающего безучастным, не привязанного к этим действиям.

Под моим наблюдением природа производит подвижное и неподвижное. По этой причине, Каунтея, вращается преходящий мир.

Вся Вселенная наполнена жизнью.

Вадим Запорожцев: И, смотрите, такая вот вещь. Абсолют — первопричина или то, что с большой буквы называется Жизнь, на самом деле творит все, что мы видим вокруг, и жизнь есть во всем. Скажем, какие-то момент материальные вселенной. Скажем, стены, пол, потолок в зале, где мы сидим, казалось бы, они же неживые, из камня сделаны. Но с позиции концепции йоги, это как бы так же жизнь, но только очень медленная, настолько медленная, что мы не в состоянии распознать, как там что меняется. В то же самое время, вы помните, что существа из белка, очень даже подвижны бывают, если конечно, не в гуне тамаса, когда он лежит и ничего не хочет.

Так вот, интересный какой вывод из индийской философии следует о том, что вся Вселенная наполнена жизнью. Вот это привет большой, знаете кому? УФОлогам! Есть такие люди, которые ищут инопланетян, внеземные цивилизации. Так вот, их можно поздравить, что с точки зрения философии йоги, с точки зрения философии этой древней ведической, вся Вселенная кишит жизнью. Если хорошенько поискать, то вполне возможно, что найдем что-то такое похожее на нас. Другой разговор, что, еще раз, с этой позиции, вообще всё – живое. Только через что-то одно жизнь сильнее проявляется, через что-то – слабее, через что-то — инертнее, через что-то – быстрее.

Вот, знаете, очень интересно в этом отношении, сходите в музей Вернадского. Такой дядечка был – Вернадский. Или в музей Ферсмана. Хорошие такие музеи: Вернадского – на Красной площади, а Ферсмана – в районе Ленинского проспекта, что ли, станция метро в Москве. И вот посмотрите на кристаллы. Такая, знаете, как иногда считается, даже в некоторых ученых кругах, что первая переходная, наиболее наглядная фаза от такой материи, где совсем не видно жизни, к той фазе, где видно – это скорее всего кристаллы, потому что сами собой растут при известных условиях. И так дальше, дальше вы дойдете до такой конструкции, как вирус. Вот считать вирус живым или неживым? Сложный вопрос. И так далее, и тому подобное.

То есть получается такой уж совсем резкой грани между живым и неживым нет. Она наблюдается у нас здесь, на Земле, потому что у нас, действительно, всё неживое — неживое, потому кристаллы самоупорядоченные, потом вирусы, одноклеточные, эукариоты, прокариоты, уж совсем примитивные, и вот этот скачок от одноклеточных до такой материи очень ярко выражен здесь, на Земле. Но, опять же, косвенно это может быть просто всего лишь таким, как бы не доказательством, а толчком к размышлению, что где-то в других местах, в той же Вселенной, этот переход более мягкий.

И тут же такая гипотеза рождается, что жизнь на Земле была засеяна. То есть прилетел какой-нибудь метеоритик, первых микробов сюда принес, шмякнулся где-нибудь, а они выжили. А где-то там, в более древних структурах нашей Вселенной, этот переход более плавный. Много на этот счет можно поразмышлять, самые интересные выводы рождаются. Знаете, я после этих размышлений совсем с другим чувством ходил потом, смотрел на эти камни подножные, ископаемые, в тот же музей Вернадского, совсем все по-другому начинает выглядеть.

Так вот, мы вернемся. Итак. Основа всего – жизнь. Жизнь – везде. Жизнь – это проявления Абсолюта, но очень хитрые проявления Абсолюта. Он, единый Абсолют разбился как бы на многие-многие количества отдельно взятых, независимых друг от друга Абсолютиков. И каждый Асболютик – это мы с вами, если говорить про людей, или животных, вплоть до одноклеточных существ, потому что у каждого этого существа есть Высшее Я, и оно ничем не отличается от Абсолюта.

В этом отношении, еще раз, мы все маленькие, спрессованные Абсолютики, которые еще не поняли, что они Абсолютики. А Абсолют – первопричина жизни, которая создала, в том числе и нас, она в тот же момент так же присутствует. И отличие между нами и нашим Высшим Я, и Абсолютом только в одном: мы подвержены действию иллюзии майи, и у нас, вследствие этого, есть карма, а у Абсолюта этой кармы нет, он не подвержен действию иллюзии Майи. Получается, по сути дела, что он сам и создал карму. Но следующий шаг в этой логической цепочке: как только вы осознаете, что вы – маленькие Абсолютики, то по мере того, как вы будете осознавать, вам будет приходить все больше и больше могущества, до тех пор, пока не придет полное могущество Абсолюта.

То есть, друзья, поздравляю вас! В каждом из вас такой потенциал! Если бы вы, хоть на немножко его раскрыли, вы бы засияли на планете Земля. Вы бы сперва стали харизматичной личностью, вы стали бы творцом истории, вы стали бы знаменитыми поэтами, художниками, политиками, я не знаю кто там у нас величайший еще гуманист, а потом бы вы еще дальше поднялись, и дальше. И это вас ждет. Это в перспективе у каждого из вас. В этой жизни, в следующей – как пойдет. Кто-то побыстрее пойдет, кто-то никуда не торопится, наслаждается каждой минутой жизни, даже в том состоянии, что есть. Но перспективы у всех вас, друзья, радужные. Поистине радужные, понимаете? Вас ждет высочайшее счастье, высочайшее могущество, высочайшие свершения. Вот, собственно, об этом Бхагавад Гита тоже говорит.

Призвать Абсолюта, чтобы понять свою истинную природу.

Но вот знаете, как получается, какая хитрость: иногда проще открыть в себе Абсолюта глядя на изначального Абсолюта. Иногда надо, как бы призвать того, уже открытого Абсолюта, полного могущества и вне кармы, чтобы посмотрев на него понять, кем вы являетесь, нежели чем открывать его в себе медленно, но верно. По сути дела, вот эта глава нам и говорит, что это ускоряющий способ. Достаточно посмотреться в зеркало, чтобы понять, кто ты и как ты выглядишь, так же и тут – если вы призовете Абсолют, если вы поймете, кто он такой, если вы поймете его могущество, если вы поймете, что вы ничем не отличаетесь, то вы быстрее откроетесь, как Абсолют сами. Логику вы ухватываете, я надеюсь.

Давайте дальше читаем.

Бхагавад Гита: Безумные презирают меня, принимающего человеческий образ, не ведая о моей высшей сути Великого владыки существ.

Вадим Запорожцев: Ага, и здесь Кришна, значит, уже говорит про себя, как Абсолюта в теле человека. То есть Абсолют, который создал все на свете, включая нас с вами, вдруг решил прийти в мир в форме человека, дабы научить нас, как бы помочь нам поверить в свое могущество, в свое Высшее Я. Вопрос – почему он пришел? Мы на этот вопрос уже отвечали, затрагивали. Очень просто – потому что Арджуна пригласил Абсолют в свою жизнь, именно в теле человека, и Абсолют в своей милости пришел к нему в теле человека. Почему? Да очень просто – Абсолюту все равно, в какой форме к вам приходить. В своей милости он придет в той форме, которая вам ближе и понятнее всего, и будет разговаривать с вами на том языке, который вы лучше всего понимаете. Поэтому на вопрос, на каком языке с человеком говорит Абсолют, ответ следующий: на понятном. Какой бы он ни был, но он понятный язык.

Так вот, сам Абсолют пришел в этот мир, потому что в этот мир Арджуна призвал его в теле человека, и, соответственно, начал учить Арджуну, а все, понятно, остальные живые существа, у которых была карма как-то общаться, жить в эту же эпоху в мире, но которые не призвали в свой мир Абсолют, и которые вообще не хотели даже знать, что такая концепция есть, они, безусловно, ничего не понимают. Они думают: «О, пришел какой-то самозванец, называет себя Абсолютом. Да мы презираем его, мы не хотим этого всего!» Ну, если они не хотят, ну и хорошо. То есть, Абсолют, даже Кришне не навязывает свое в этом смысле присутствие. Не верите – не верьте, только смотрите, вы будете жить в своей вселенной по своим собственным законам. А, как правило, мы свои законы собственные придумываем, ой, какие плохие и неинтересные, что потом становится плохо.

Дальше читаем.

Бхагавад Гита: Тщетны надежды, тщетны дела, тщетно знание неразумных, предавшихся бесовской, ракшасной, демонической, асурической, заблудшей природе.

А махатмы, о Пардха, прибегая к божественной природе, почитают нераздельной мыслью меня, познав непреходящее начало существ.

Постоянно прославляя меня, подвизающиеся, твердые в обетах, поклоняясь мне, о Партха, чтят меня благоговейно постоянно преданные.

Иные также, жертвуя жертвой мудрости, почитают меня как Единого, как многочастно разделенного, вездесущего.

Весь мир был придуман для познания Богини Шри.

Вадим Запорожцев: И вот, смотрите, дальше тоже интересная такая вещь — я уже упоминал об этом, в философской мысли Индии множество есть параллельных культов, подходов, такого личностного общения между человеком и Абсолютом в Индии наиболее хорошо и наиболее популярна в двух ветвях. Это первая – вишнуизм, как следствие вот все, что связано с Кришной, где считается, что Кришна – это сам Абсолют, который пришел в этот мир и можно общаться с ним, как с человеком, то есть, как личность с личностью. Достаточно большая прослойка людей, исповедующих эту философию, или эту йогу, если хотите.

Другая, параллельная — все то же самое, только более древняя, это все, что связано с культом Шивы, точнее, там такая пара, как правило: Шива и богиня Шри, его жена. Иногда еще их называют Шива и Шакти, Шива и Парвати, Шива и Кали, Шива и Лакшми. Шива – везде Шива, как правило, хотя у него тоже множество имен, а в качестве жены — разные аспекты женского начала. Так вот, конечно же, безусловно, культы такого личностного общения с Абсолютом такого плана шиваистского, они, конечно же, немножко древнее. Но в каких-то моментах не совсем понятные бывают. Что же касается вот этой ветки Вишнуизма, они, конечно, моложе,  но в чем-то они более понятные бывают. Ну, вы знаете, то, что было достаточно недавно, лучше сохранилось, мы лучше понимаем какие-то аспекты: язык, в меньшей степени обрядовость мысли, и так далее.

Так вот, смотрите, какая вещь получается: если в ветке шиваизма, или там, где основа почитания – Шива, где Шива является Абсолютом запредельным, там как бы считается, что весь этот мир создан для того, чтобы мы познали, как в Шри Видье, красоту прекрасной богини Шри, супруги Шивы, или богиня Шри – это Шива в своей женской ипостаси.

Весь этот мир был придуман только для одного. Это очень красивый культ Шри Видьи. Ананда Лахари, Саундарья Лахари — мощнейшие философские произведения, описывающие эту йогу. Достаточно просто понять, что весь мир придуман, только лишь, что бы постичь богиню Шри, как весь этот мир становится жалкой тенью, во-первых, не интересной, а во-вторых, он теряет свою власть над нами. Он из фактора, который может, как-то управлять нашей жизнью, превращается в слугу. Когда весь мир подстраивается, или прогибается под того, кто поклоняется богине Шри.

На этом основано и могущество практиков. Йог или йогиня, которые достигают в этом больших высот, поистине, как говорят, творят чудеса. Почему? А что бы им не творить чудеса, если весь мир только для того и призван, чтобы познать Шри?  Они Шри познали, и весь мир, как жалкий слуга, бежит за ними и прислуживает.

Здесь аналогичная ситуация в культах Вишнуизма. Где Кришнаизм, который  сейчас известен. На самом деле, это достаточно серьезные йоги, они выше, чем понятия религии, но так уж сделана ментальность у индусов. Индусы очень любят религии, очень. Что им не дай, все будет религией. Абсолютно.  Может по-своему они и правы…

Идея та же. Если у вас есть какие-то надежды или  стремления, если вы хотите построить бизнес-империю или открыть новый закон вселенной, или сотворить произведение искусства, или быть богатым, счастливым, успешным в личной  семейной жизни или еще в чем-нибудь…  Если за этим не стоит понимание, что это надо лишь для того, чтобы приобщиться к Высшему, Абсолюту, то все эти виды деятельности очень скоро, во-первых, начинают надоедать, а во-вторых,  они не стабильны, они склонны к разрушению. Все превращается в суету, требует постоянных усилий, что бы это сохранить. Есть выражение у медиков: «Ничто не требует стольких  усилий у медика, как остановить разложения трупа».

Если мы не видим Высшего, — постоянно ощущаем, что мы в  стане врагов. Только отвлечешься, как все разваливается, друзья предают, жены бросают, держишь деньги в долларах их — инфляция съедает, построил новый дом — он начинает разрушаться, купил новую машину — она устарела, вечное разочарование.

А если вы помните концепцию, то все эти виды деятельности или все эти предметы —  это способ, чтобы  познать Абсолют  или Высшую Запредельную Жизнь. Тогда все меняется и все становится привлекательным, интересным и захватывающим.

Однонаправленная мысль об Абсолюте вызывает восторг и экстаз.

Бхагавад Гита:  Иные также, жертвуя жертвой мудрости, почитают

меня как Единого, как многочастно-разделенного, вездесущего.

Вадим Запорожцев: Представьте, что вы древний йог или йогиня, вы призвали концепцию Абсолюта в свою жизнь, вы волеизъявили, чтобы он был, чтобы он пришел, чтобы вы могли с ним общаться, как с фактором силы.

И, как утверждают древние тексты, по мере того, как в вашу жизнь приходит Абсолют и демонстрирует свое могущество, умение разрешать самые неразрешимые задачи и проблемы, изменять вашу жизнь к лучшему, вас постепенно захватывает Абсолют. Фактор Абсолюта для вас становится более интересным, чем все остальное, кроме этого. Более того, он вас начинает приводить в восторг, вы начинаете ухватывать: какая это интересная вещь — Абсолют. Вы начинаете думать о нем, и вас начинает захватывать радость, экстаз от осознания.

Примеры из жизни:

Юноша вспоминает, что сегодня вечером у него любовное свидание с девушкой, и он на крыльях любви проводит весь оставшийся день. Даже работа,  не работа, а предвкушение встречи и бурных романтических отношений всю ночь, занимаясь любовью… Есть такой привкус ожидания, одна мысль об этом вызывает счастье и восторг.

Или представьте: Вы бизнесмен. И уже потираете ручки в предвкушении: сейчас будет  такая сделка, что вы заработаете 5 миллиардов(!), и потом отдыхать в какое-нибудь хорошее место. И у вас предвкушение чего-то чудесного в жизни.

По мере того, как вы привлекаете Абсолют, а он в своей милости начинает проявляться, приходит ассоциативная связь между фактором Абсолюта и фактором того, что будет что-то совершенно фантастическое.

Иногда бывает так, что фактор Абсолюта ведет себя очень необычно. Он подсовывает нам в жизни ситуации, которые на первый взгляд мы бы никак не назвали положительными, а скорее, даже отрицательными, но потом, с течением времени, мы вдруг понимаем, что это был быстрый способ для Абсолюта, чтобы развязать  нашу  негативную карму.  Что  Абсолют сделал все, чтобы быстро изжить негативную карму даже не замечая, или уж, если замечая, то по минимуму отрицательного.

И потом, когда приходит время, и ты думаешь: «Господи, спасибо тебе за все. И за хорошее и за плохое».  Потому что это плохое не было плохим. Плохое было лишь горьким лекарством от смертельной болезни. И стоит ли ругать доктора, который влил тебе горькую микстуру в рот и спас тебя от чумы? И начинаешь благодарить.

И с течением времени у человека, который призвал в свою жизнь Абсолют, возникает такая религиозная  фраза: «Да будет твоя воля, а не моя!». Почему?  Потому что я сам ничего не понимаю, а ты лучше меня знаешь. Что толку говорить: «Не хочу этого лекарства», может лекарство мне жизнь спасает, ты лучше знаешь, чем я.

Сухим остатком: что бы  Абсолют нам не приносил, является восторг от одной мысли, что он есть. Вы начинаете думать об Абсолюте, у вас голова, шея, спина выпрямляется, дыхание от восторга останавливается и вы в состоянии экстаза, мысль однонаправлена.

Чем больше Абсолюта, тем сильнее вас захватывают эти эмоции, и вы их уже не можете потом сдерживать. Вас настолько прет (прошу прощения за сленг), что вы не особо заботитесь об окружающих. Вам хорошо и все хорошо, как человек пьяный, он не видит окружающих, песни поет и  так  далее.

Я, когда начал изучать все эти темы, не мог понять, почему во всех этих текстах-трактатах восхваление Абсолюта? Скажем,  текст на двадцати страничках. Упражнение йоги на трех страничках, а оставшиеся семнадцать восхваления Абсолюта, какой ты классный, какой ты замечательный, какой ты чудесный. Я про себя думал: «Что бумагу переводить? Лучше бы больше упражнений написали, чем эти восхваления». И  думал: «Наверно, это лицемерие, какое-то  задабривание Абсолюта, что-то льстивое». Подобно тому, когда человек хочет какого-то начальника задобрить и начинает говорить: «Ой, какой ты у меня начальник, хороший, добрый, щедрый. Только меня не убивай и деньжат мне дай. А вообще ты у меня самый  замечательный». Первое впечатление — разница в восприятии культур, ханжество, лицемерие и все такое неприятное. А потом, когда начинаешь истинно понимать, что у людей по-настоящему экстаз. Что они ни о чем просто не могли думать и писать не о чем не могли, тогда начинает все становиться на свое место.

Помню в начале  девяностых, у нас кришнаиты появились, и давай они по Арбату с песнями, плясками. Идут в барабаны бьют, «Хари Кришна» поют, а народ шарахается,  вжимается в переулки. Неадекватное восприятие. Действительно, смотришь, стайка кришнаитов — одним, действительно, что-то открылось. На лице эйфория написана, но тоже наш человек смотрит на это и думает: «Чего же он там? Обкурился, что его так прет?». А кто-то явно изображает, пытается изобразить эти чувства, в надежде, что они сами как-то там проснуться, то есть, себя заставляет в это поверить.

К истинному проявлению йоговских переживаний это, не имеет никакого отношения. Поверьте, как утверждают древние тексты, если к вам приходит реальная  мысль об Абсолюте, вам не надо заставлять себя хлопать в ладоши, петь и быть в восторге, у вас по-настоящему веселье. От того, что мир классный! Когда есть фактор Абсолюта.

И обратная сторона, когда вы перестаете чувствовать, фактор Абсолюта, вас ничего не привлекает — ни деньги, ни богатства, ни женщины, ни слава. В Индии есть перечень того, что надо иметь, чтобы считать, что жизнь удалась. Там   вполне конкретно: зонтик, царственный трон, слон, конь…. Большой список.

Если в этом списке нет Абсолюта, то все остальное становится тоже не интересным.

Когда эти последователи Абсолюта радуются, веселятся и постоянно думают об Абсолюте, они это делают не потому, чтобы его задобрить, не потому, чтобы  ввести окружающих в заблуждение, а потому, что им действительно, что-то  открывается такое, чего мы с вами, пока еще не понимаем.

Сила в окружающем мире лишь одна — у Абсолюта.

Бхагавад Гита:

Я обряд жертвоприношения, я жертва, я возлияние предкам,

я корни, я мантра, я очищенное масло, я огонь, я возношенье.

Я — Отец этого (преходящего) мира, Мать, Творец, Предок,

предмет знания, очиститель, слог АУМ, Риг, Сама, также Яджур.

Путь, Супруг, Владыка, Свидетель, Обитель, Покров,

Друг, Возникновенье, Исчезновенье, Опора, Сокровище, Непреходящее Семя;

Я пламенею, я задерживаю и посылаю дождь,

я бессмертие, а также смерть, я Бытие и Небытие, Арджуна.

Знатоки трех (Вед), пьющие сому, очищенные от грехов,

принося жертвы, просят у меня небесного пути;

достигнув чистого мира владыки богов,

они вкушают дивные божественные наслаждения.

Насладясь этим обширным райским миром, исчерпав

заслуги, они попадают в мир смертных; так, следуя

тройственному закону (Вед), желая желаний, они

получают восхождение и нисхождение.

Вадим Запорожцев: Перед этим была та же мысль  озвучена. Все, что есть священного, запредельного в разных культах, мантрах, словах — это проявление Абсолюта. Если Абсолют проявляется через слог ОМ, то это является высочайшей мантрой. Если он проявляется, через те или иные ритуалы огненные, как было сказано: «Жертвоприношения,  масло и т. д.», тогда это становится священным. Он, оно работает только лишь, когда Абсолют проявляется, через это.

Все ведические обряды предписывали делать огненные жертвоприношения маслом в огонь. Когда разводится огонь и топленое масло, с теми или иными мантрами подливается в огонь, и  после этого обряда начинали, самым волшебным образом исполняться желания или решаться какие-то проблемы. Все это может быть только потому, что через это действо Абсолют как-то светил. Но вы можете делать все то же самое, один в один, те же самые мантры, янтры рисовать, но если нет фактора Абсолюта – вот тогда проблема.

Получается, что сила в окружающем мире лишь одна, у Абсолюта. И действие всех йог, обрядов возможно лишь благодаря Абсолюту. Чем в большей степени вы призвали его в свою жизнь, тем в большей степени он становится этим фактором.

Любое действие можно превратить в практику приглашения Абсолюта и привнесения его сил.

Бхагавад Гита:

Тех же людей, постоянно преданных, которые, не думая

о другом, чтят меня, я ввожу в покой йоги.

Те же, которые, поклоняясь другим богам, жертвуют

полные веры, те также, о Каунтея, жертвуют мне, хотя

и не по древнему закону.

Ибо я вкуситель и владыка всех жертв, но меня они

поистине не познают и потому отпадают.

Вадим Запорожцев: Если вы придумали себе какое-то относительное божество и начинаете ему поклоняться, то и получаете относительно концепции  этого божества те или иные результаты. Но не больше. А после того, как заслуги сделанные исчерпывают себя, вы возвращаетесь на то место, с которого начинали. Это и есть такой усложненный круговорот  жизни.

Если же  вы  что-то делаете определенным образом (позже мы об этом поговорим)  и посвящаете  Абсолюту, то тогда вы, рано или поздно, к нему же и попадаете и больше не возвращаетесь обратно под рабство неведения, под рабство каких-то ограничивающих факторов.

Из этого в дальнейшем родились самые интересные упражнения, иногда странные на первый взгляд. Например — идете вы в столовую покушать,  предложите сначала еду Абсолюту: «Абсолют, перекусить не хочешь? Если хочешь, давай вперед!»  Получается, предложили Абсолюту, во всяком случае, вспомнили о нем и подтвердили, что он есть. Вы связали это с другим фактором  в вашей жизни, а еда важный фактор вашей жизни (попробуй вас не покорми дня три…). Понятно, что Абсолют не станет есть еду прямо у вас на глазах. Но сам факт!  Иногда это очень странно объяснялось, некоторые говорят, ему нужен запах вашей еды. То есть ешьте еду сами, а запах будет, есть он. Кто-то более абстрактно объяснял этот момент, но, так или иначе – работает.

Чем больше начинаете предлагать,  тем больше его в свою жизнь приглашаете. Чем больше его приглашаете, тем больше он начинает проявляться, оберегать, учить. Но только лишь в том объеме, в котором позвали. Абсолют чрезвычайно деликатный. Дали ему свободу распоряжаться от «сих, до сих» – дальше он и не полезет. Иначе это было бы нарушение вашей свободы воли.

Но выясняется, что мы говорим: « «от сих до сих», Абсолют, вмешивайся в мою жизнь, а вот сюда и сюда не лезь». И там, где дали ему  возможность распорядиться,  там хорошо, а что оставили под себя – там такие завалы и проблемы… Мы начинаем ругать Абсолют: «Что ты нас послушал? Надо было лезть и туда». Это человеческая природа такая.

Любое действие можно превратить в практику приглашения Абсолюта и привнесения его сил. Мы прочитали, что это наитайнейшее знание. Простое действие — включать и выключать диктофон, можно превратить в фактор привлечения Абсолюта.

Едите еду, ложитесь спать, занимаетесь сексом, бизнесом, на солнышке валяетесь или придаетесь аскетизму. Если привносите фактор Абсолюта, то это превращается в фактор йоги, в могущественнейший фактор йоги, совершенно не очевидный, для окружающих людей. Окружающие думают: «Особо ничем не занимается, ест, пьет веселится. А почему-то духовно растет?». Но они не видят, что когда человек ест, пьет и веселится, он в первую очередь посвящает это Абсолюту, а потом только вкушает сам. Тем самым наделяя это фактором силы.

Но здесь есть одна загвоздка, она заключается в том, что надо  искренне обращаться к Абсолюту. Так получается не всегда.  Сначала, мы обращаемся искренне, а потом это превращается в рутину. Привыкли мы еду предлагать Абсолюту, прежде чем самому есть. Первые три раза предложили, а потом  на автопилоте: «Ну, Абсолют, давай, вперед», но, как показывает практика, это тоже йога. В голове у нас много других рутинных мыслей или установок, которые надо и изживать.

Поэтому одни рутинные установки, но направленные на Абсолют, которые мы даже не совсем понимаем «как?», «зачем?» и «почему?», вычищают другие. На этом  построено положение, что ту или иную  мантру надо проговорить определенное количество раз или обряд надо сделать такое-то количество раз. Тут уже вопрос количества, одно количество  выместит какое-то другое количество чего-то негативного, то есть того, чего вы не понимаете.

Что имеешь в голове – туда и идешь.

Бхавад Гита:

Идут к богам служащие богам;

идут к предкам служащие предкам,

к духам (бхута) идут жертвующие духам,

жертвующие мне идут ко мне.

Вадим Запорожцев: Та же ситуация — сели вы в столовой и сказали: «Абсолют, покушай!»,  — мысленно обратились. Предложили Абсолюту, значит рано или поздно к нему и попадете.

Или, сели вы за стол и говорите: «Относительное божество, (Вепрь Прародитель), кушай!», — вы подумали о нем. Рано или поздно, попадем в концепцию жизни, где есть этот Вепрь Прародитель.

Сели за стол и говорите: «Предки, вкусите!», попадем туда,  где и предки. По тем концепциям, в которые верим. Здесь есть одна тонкость, наши предки – это учителя и учительницы, а это не самый проигрышный вариант.

Гораздо хуже предлагать всяким духам. С одной стороны, вы можете предложить тому или иному духу, как косвенному проявлению единого Абсолюта и будет все в порядке. На этом построены многие практике в том же Тибете. Абсолют может проявиться, как тот или иной дух, и в такой форме легче обратиться к нему, чтобы он все решил. Это один расклад – попадете к Абсолюту.

Но если вы, кроме духов никого и ни чего не видите, то вы, рано или поздно, попадете в царство духов. Во времена Викторианской эпохи было повальное увлечение спиритизмом, все им увлекались. В разных формах: тарелки крутили, заклинали и т.д. Индия была колонией Британской империи, и понятно, что многие там тоже этим увлекались. А вот многие серьезные учителя йоги или духовные учителя очень предостерегали западных людей. По причине того: получается, что у вас в голове нет концепции Абсолюта, у вас в голове концепция материализма плюс концепция духов. Раз нет концепции Абсолюта, значит, к Абсолюту не попадете. Раз есть материализм, то вы вообще не понимаете, что делаете. Третье, вы начинаете заигрывать с этой нежитью, духами и у вас есть очень большие шансы попасть после смерти в мир духов.

Всегда есть такая прослойка людей, все псевдомаги, волшебники, потусторонние деятели.  До сих пор, открываешь газеты, а там колдуньи общаются с потусторонней нежитью. Они кричат, что в церковь ходят, свечки ставят. Мешанина получается. Я когда с этим сталкиваюсь, удивляюсь — такой винегрет! Понятно, что не во что Высшее они не верят. У них есть опыт общения с потусторонщиной и получения результатов. Многие на этом деньги зарабатывают. Я был знаком с некоторыми персонажами, они это поставили на коммерческую основу. Как вы думаете, куда эти люди идут?  Они идут прямехонько к этим силам, очень мрачным и очень примитивным в иерархии устройства вселенной, с которыми заигрывают. Что имеешь в голове – туда и идешь.

Поэтому всегда и предостерегают, что эти заигрывания могут плохо закончиться.

Когда вы делаете одну и ту же последовательность действий, вы как бы сильнее и сильнее пробиваете канал к Абсолюту.

Бхагавад Гита:

Лист, цветок, плод, воду кто мне с благоговением

приносит, это принесенное с благоговением я принимаю

от смиренного духом.

Что бы ты ни делал, что бы ты ни вкушал, что бы ты ни

приносил в жертву, что бы ты ни давал, какой бы подвиг

ни совершал, Каунтея, совершай это, как приношение мне.

Вадим Запорожцев: Вот о чем я говорил, только в других формах.

Возьми листик с дерева, поднеси его Абсолюту: «На, Абсолют, возьми листик, тебе дарю! Хороший. Зеленый».  И это превращается в практику. Практику того, что вы привлекаете в свою жизнь фактор силы Абсолюта.

Иногда для этих целей нужна конкретная последовательность действий. Потому что это абстрактно, взять и листик, не понятно кому предлагать. То ли налево, то ли направо? Где Абсолют? Вверху? Внизу? Сзади?

Для этого делаются такие вспомогательные приспособления. Например: делается алтарь или строится храм. Строишь большой дом, говоришь: «Абсолют, что бы я сюда не принес, считай — это я тебе принес, чтобы я сам мог об этом думать в правильном ключе».

Храм тоже очень большой, и надо какое-то конкретное место, и делается алтарь. Красиво, по-разному делается и говорится: «Если на этот алтарь что-то положил, знай, что это я тебе дал».  Идет какой-то договор и с самим собой, и с Абсолютом. И работает, друзья, такой договор.

И знаете, к чему это привело в Индии? В Индии привело это к следующей ситуации: у каждого, фактически, своё личное общение с Абсолютом. Вот в Западных религиях наиболее широко распространено  — там очень всё жёстко: «Ты должен делать это, ты не должен делать это. Ты должен ходить туда в этом месте, ты должен делать так-то, так-то, эдак и эдак, и всё». И все должны быть, знаете, как монолитная масса. Как, такой строй солдат, который, друг другу чеканя шаг, смотрят в затылок друг друга и такими колоннами идут вот по этому пути той или иной религии. А Индия в этом отношении — совершеннейшая свобода. Никаких таких построений. Вот какой выстроил личный способ общения с Высшим, того и придерживайся. Никто тебя не заставит жить по-другому.

Если на Западе — наоборот. Вспомните, сколько поубивало людей за разные религиозные взгляды? До сих пор сколько крови, друзья, льётся. 21 век, а до сих пор религиозные войны. Дожились, нормально. А до этого сколько людей поубивало, только лишь потому, что, вспомните, да? Вот, как у Свифта. Одни считали, что яйцо нужно разбивать с тупого конца, а другие, что с острого. И из-за этого устроили войну и перебили друг друга.

Так вот, Индия в этом отношении — абсолютно свободная толерантная страна. Вот какие выстроил себе способы общения, так и живи, никто не сунется. Поэтому Индию и называли — страна триста миллионов Богов. Это в то время, когда в Индии было триста миллионов, сейчас у них миллиард сколько-то тысяч. Поэтому Индия сейчас с одним миллиардом каких-то тысяч Богов. Теоретически. Вот поэтому, знаете, всё гениальное просто.

Другой разговор, когда вы делаете одну и ту же последовательность действий, вы как бы сильнее и сильнее пробиваете канал к Абсолюту. То есть вы сделали 5 раз подношения еды в столовой Абсолюту, на 6 он действует лучше, на 7 он действует ещё лучше, а на 20, уже вся столовая поступает, как и вы.

Ещё есть фактор такой непонятный, в религии его называют, что вот “место намолено”. Место силы или ещё какое-нибудь место. Ты приходишь в какое-то место, делаешь чего-то там и у тебя результат лучше, и быстрее получается, чем если бы ты это сделал сам по себе, в открытом поле. И это тоже фактор, как он действует. Почему? Тяжело объяснять. Есть какое-то стечение ассоциативных связей, это сложно объяснить. Но так оно и есть.

Скажем, почему в той же Индии очень-очень популярно паломничество по тем или иным местам? Они уже в списках есть, прямо целая индустрия. Посетите этот храм, этот, этот. Почему? Потому что до тебя делали какие-то определённые ритуалы. В этом месте пожертвуй кокос, в этом месте щепотку риса. Здесь этой краской нарисуй себе на лбу чего-нибудь. И так далее, и тому подобное. Многотысячные очереди выстраиваются, чтобы повторить то же самое, то же самое.

Получается, что с одной стороны, хочешь делай что-то личное, а хочешь — воспользуйся наработками предыдущий поколений. И так далее, и тому подобное. Знаете, подобно тому, как вы идёте пешком по дороге. Можете сами идти до какого-то места, а можете грузовик автостопом остановить, во всяком случае, до какого-то поворота вас подбросит. Вот точно так же и здесь. Какое-то отношение, общение с Абсолютом будете выпиливать сами, один на один с ним. Но какие-то общие проблемы, действительно, легче реализовать через какое-то посещение того или иного места силы. Или места, где другие до тебя занимались йогой.

И умный человек, знаете, он ищет попутный ветер, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте. Всё это имеет продолжение, скажем, в МОЙУ, где у нас очень жёсткая установка, что пришли учиться — будьте добры 4 года учитесь здесь. После завершения 4-х лет, в обязательном порядке должны нас покинуть. Хотя бы на какое-то время. Почему? Чтобы вы были свободны. А вдруг ваш следующий шаг в совсем другую школу йоги с другими учителями или в другом месте? И мы призываем так, что, действительно, расширять свою свободу. Потому что, какую-то часть пути вы можете пройти вместе, а какую-то всё равно придётся индивидуально идти. Вот. Дальше.

Тем фактом, что вы жертвуете всё Абсолюту, у вас не возникает кармы!

Бхагавад Гита:

Так ты освободишься от хороших и дурных плодов.

Вадим Запорожцев: Да и вот ещё следующий момент. Смотрите, какая ещё магия здесь. Мало того, что вы предлагая Абсолюту чтобы то не было, привлекаете его в свою жизнь, как фактор силы. Но и тем фактом, что вы жертвуете всё Абсолюту, у вас не возникает кармы! Ни положительной, ни отрицательной! То есть, рано или поздно, все действия, которые вы делаете и предлагаете Абсолюту, перестают цепляться за вас кармическими зацепками. То есть, точнее, эти зацепки всё слабее, слабее, слабее, слабее. А в конечном итоге, к вам карма не липнет. Ни отрицательная, т.е та, которая заставит вас страдать, ни положительная, та, которая заставит вас наслаждаться.

Я напоминаю вам, что цель йоги не в том, чтобы вы набрали много положительной кармы — это безумие! Цель йоги, чтобы вы вообще отказались от кармы. Как положительной, так и отрицательной. Чтобы вы стали свободны от кармы.

И вот поэтому, такое действие, что, скажем, вы листочек предложили Абсолюту или ещё чего-нибудь, рано или поздно, это приводит вас к такому состоянию, что к вам перестаёт липнуть карма. То есть вы, как бы помня об Абсолюте, расширяя Абсолют в себе, постепенно приобретаете статус Абсолюта. А вы помните, что Абсолют отличается от нас только одной вещью, мы подвержены действию кармы, а он нет. Мы подвержены действию неведения, а он нет. Дальше.

Вайрагья – отказ от всего, в чем нет фактора Абсолюта.

Бхагавад Гита:

Приобщаясь к йоге отречения, освобождённый, ты приблизишься ко мне.

Я одинаков ко всем существам, нет для меня ненавистного, ни дорогого.

Вадим Запорожцев: И вот здесь, смотрите, какая ситуация. Во многих текстах йоговских вы будете встречать разные понятия влечения “варягьи”, т.е когда вы должны отказаться от мира, вы должны отказаться от чего-то, вы должны перестать цепляться. И мы, как правило, люди совсем не искушённые, не можем понять, что от нас требуют. Нам говорят: “Ты должен отказаться от мира, ты должен отказаться от того, сего, пятого, десятого”. Я всегда, когда слышал эти призывы, что я должен от чего-то отказаться, я всегда себя спрашивал: “Для того, чтобы от чего-то отказаться, нужно было что-то для этого иметь. Как я могу отказаться от богатства, когда я не был богат. Как я могу отказаться от власти, если от меня вообще ничего не зависит? И так далее”. Мне это всегда казалось не по адресу рекомендации.

Да, действительно в Индии живёт бомж бедный, про которого ничего не знают, но он гордо говорит, что он отказался от мира, богатства, власти, от женщин. От чего можно отказаться ещё? То есть попахивало, мне казалось, пахнет лицемерием, вот конкретным лицемерием. Помните, как в басне «Лисица и виноград». Что лисица не могла достать виноград с ветки, а потом начала говорить: “Да он мне и не нужен вообще — кислый, зелёный. Я не люблю виноград”. Вот.

Но давайте, так, по-хорошему — это просто непонимание смысла отказа. Понятие “отказ”, вот когда вы жертвуете чем-то, имеет следующую наполненность:  вы понимаете, что любая вещь, обстоятельства, человек, наслаждение или ещё что-то, которые приходят без Абсолюта, рано или поздно вызывают разочарование. И вы просто отказываетесь от всего, в чём нет Абсолюта. И наоборот — всё в том, в чём есть Абсолют, только лишь это вы и принимаете, и больше ничего. Вам говорят: “Вот тебе деньжат”. А ты смотришь, что человек пришёл какой-то бездуховный, ну, нет в нём Абсолюта и деньги, ниоткуда взявшиеся, не несут в себе отблеск Абсолюта. Не хочется к ним, даже прикасаться. Другой разговор, если люди высоко духовные приносят тебе пожертвования, это совсем другой разговор.

И так во всём, начиная от еды и заканчивая какими-то поступками. Как и везде в мире, всё вызывает перекосы. Вы помните, в Индии был культ еды, да и во многих других религиях. Тоже есть такие моменты, что в определённое время нужно есть только освящённую пищу. Только лишь такого состава, только лишь если её приготовили те то и те то. Кстати, в Авраамических религиях есть это, в Индийских есть. Более того, там ты должен есть пищу, если она приготовлена определёнными кастами людей. Не дай Бог, еду приготовил человек из низшей касты! Её есть нельзя, так как через неё не светит Высшее. Или даже по другому — там есть такие моменты, что на еду, даже если просто посмотрел какой-нибудь человек из низшей касты, её есть нельзя! Почему? Потому что он своим взглядом осквернил, опошлил.

Это, конечно, перекосы, но по-сути дела, друзья, на определённом этапе вашей жизни, вы будете себя ловить на этой мысли, что,  скорее вы купите товар, переплатив деньги, у человека, который вам симпатичен и через которого вам что-то светит, чем вы купите товар грубого, неприятного человека, через которого вам Высшее не светит. И вы ничего с собой поделать не можете. Нет, понятно, что у вас может быть такая карма, что деваться некуда.

Или вы знаете, есть выражение в английском языке: “buy or get out of here”, то есть, или покупай, или проваливай. Вот, но это уже совсем дурная карма. А вот если есть малейший выбор, вы будете чувствовать, что вы всегда будете выбирать, то где есть Абсолют и вы будете с отвращением смотреть на всё другое, где Абсолют не светит. Так, да. Дальше читаем.

Призвать Абсолюта в свою жизнь — это всё равно, что призвать очень строгого учителя.

Бхагавад Гита:

Я одинаков ко всем существам, нет мне ни ненавистного, ни дорогого.

Те же Бхакты, которые поклоняются мне, они во мне, я в них.

Даже, если очень дурно поступающий поклоняется мне,

не поклоняясь иному, его можно считать праведным.

Ибо он решил правильно, скоро он станет  праведником и войдёт

в вечный покой.

Вадим Запорожцев: Ага, сейчас, секунду. Вот это очень важный такой момент, плохо всегда понимаемый. Что если человек, даже что-то плохое делает, он поклоняется мне, что, типа, у него все будет хорошо. Если своими словами, пересказывать. Вы здесь поймите правильно, что имеется в виду. Если какой-то человек делает плохие поступки, но при этом в его жизни все-таки есть концепция Абсолюта, то есть в своей жизни он, как бы разграничил полномочия, он сказал, что: “Вот в этой области Абсолют есть, помогай мне, будь со мной, а вот в этой не нужно, я там буду делать плохие поступки и ты туда ни лезь”. То, рано или поздно, такой человек начинает пожинать плоды своей негативной кармы. Закон кармы абсолютен и неприложен. Здесь уже ничего не поделать, порождаешь негативную карму — получишь негатив.

Другой разговор, что рано или поздно, если такой человек привлекает к себе концепцию Абсолюта, Абсолют очень быстро начинает такого человека учить. И очень быстро к такому человеку приходят отрицательные стороны его жизни. И такой человек очень быстро понимает, где он делает ошибки. Безусловно, осознав это, он начинает искупать свою негативную карму тем, что начинает делать положительные дела, чтобы уравновесить ситуацию. А когда плоды негативной кармы приходят, он её переживает. Ну, нужно тоже пережить, что ты породил, то ты и должен получить. Другой разговор, что если приходит негатив, то его гораздо легче перенести, если ты понимаешь, почему он пришёл. Если у тебя есть осознание Абсолюта, почему, зачем и как. Кроме того, фактор Абсолюта делает так, что из всех возможных вариантов, ты начинаешь по-минимуму искупать свою негативную карму.

Но, друзья, чтобы у вас не создалось впечатление, что Абсолют — это такая индульгенция. Призвал его и делай, что хочешь. Нет. Знаете, призвать Абсолюта — это всё равно, что призвать очень строгого учителя. Если до этого вы не призвали и он не лез в вашу жизнь, то теперь, если вы его призвали, он вас просто так не оставит, если вы начнёте делать, что-то не то. Он тут же вам будет об этом говорить и очень чётко приводить вас к осознанию, что так не делать.

Вообще, есть такая закономерность, что чем более духовный человек, тем быстрее к нему приходит осознание своих неверных поступков. Вот дурной человек может всю жизнь делать что-то плохое, плохое и так волна осознания негатива к нему не приходит. А хороший человек где-то сделал малейшую плохую вещь, на следующий день ему по полной программе, чтобы осознал. Почему? Потому что привлёк фактор Абсолюта и Абсолют ему тут же перед носом, что называется, показал.

Ну, это я очень образно, как вы понимаете говорю, но так или иначе, даже если случилось злому человеку призвать в свою жизнь Абсолюта и этот человек по-инерции продолжает делать зло, то знайте, очень скоро он перестанет делать зло, остановится и начнёт делать добро. И вот иногда, как пишется в древних текстах — это случается настолько быстро, что окружение не может понять: был, там, закоренелый злодей, негодяй, предатель, а тут, вдруг, с ним произошло и он совершенно изменился, и все на него смотрят, и не узнают, не верят, как же мог такой закоренелый негодяй превратиться в такого хорошего человека. Дальше идём.

Бхагавад Гита:

О, Каунтея, познай, поклоняющийся мне не погибнет.

Ибо ищущий крова у меня, Партха, хотя они были и дурного рождения.

Женщины, вайшьи, даже шудры идут высочайшим путём.

Вадим Запорожцев: Здесь я попрошу остановиться, особенно мне нравится, да. Как там сказано? Женщины, дурного рождения, вайшья, шудры. У меня есть такая дежурная шутка. Я прочитал в одной книжке очень уважаемого ашрама. Насколько они духовны, насколько они впереди планеты всей и что они сейчас учат йоге всех, вот всех, кто готов ей обучаться, а недавно и вообще даже это превзошли. Они начали учить женщин и иностранцев! А до этого всех людей учили, а сейчас вообще.

Примерно из той же серии: хотим мы того или не хотим, но очень плохо, к сожалению, относились к женщинам в определённые эпохи жизни Индии. И нужно сказать, что это не был какой-то злой умысел. Вероятно, сложное явление, что в эти эпохи, может, и рождались не очень умные женщины. Совершенно бездуховные, т.е они как бы бросили тень. А уже в следующие эпохи, в общем-то, когда всё стало по-другому. Но вот это отношение к женщинам продолжает быть негативным. То есть нельзя сказать, что они были не правы, когда принижали женщин. Нельзя сказать, что они были и правы, когда принижали женщин. Всё гораздо сложнее друзья, гораздо сложнее.

Потому что, знаете, в этом мире… Я тут недавно Конфуция прочитал. Прочитал, выражение такое спорное, что: «Женщина умна, как курица, а умная женщина умна, как две». Откуда это взялось, да? Или Платона почитайте. О происхождении людей, что из самых таких лживых и изворотливых, рано или поздно, появляются женщины. И вот, я уже сколько этих древних источников, независимых друг от друга. На первый взгляд, заговор мужчин. На первый взгляд, если бы это было всё так просто, друзья! Я не верю в заговор мужчин. Скорее всего, было явление такое, что да, в том месте жили такие люди, что у них была настолько отрицательная карма. Что такие женщины были вокруг них, но это не значит, что все женщины такие. Точно так же и не значит, что все мужчины умные. Но, так или иначе, в этих текстах, что вот, к сожалению даже если ты женщина, тебе не закрыт путь в высшее. Ага.

Культ Бкахти или личностного поклонения, отношения с Абсолютом и распространение в среде низкорождённых.

Бхагавад Гита:

Цель более чистой Прамины благочестивые царственные Риши.

Вступив в этот непостоянный безрадостный мир поклоняйся мне,

размышляй обо мне, жертвуй мне.

Совершая поклонение мне так, ты придёшь ко мне.

Предавшись мне, поставив меня Высшей целью.

Так в дославных Упинишадах, святой Бхагавад Гите,

учение о Брахме, писании о йоге,

беседе Кришны и Арджуны гласит 9 глава,

именуемая Йогой Царственного Знания и Царственной Тайны.

Вадим Запорожцев: Ну вот, здесь я тоже хочу дать один комментарий. Я хочу дать. Мы более — менее подробно рассматривали эту тему. В цикле этих наших лекций. Я напомню вам, что есть такая формальная градация наступления Кали-Юги. Согласно определённым школам йоги, Кали — Юга в Индии началась в эпоху с битвы на поле Курукшетра. То есть вот то, что описано в Махабхарате.

И, по-сути дела, это была гражданская война, которая привела к тому, что большое количество Брахманов мужчин было убито. И что в дальнейшем привело, или должно было привести к тому, что женщины из знатных родов стали выходить замуж за людей низкородных и, соответственно, потомство было смешанное. В Индии в этом отношении очень жёсткое такое правило всегда действовало, что мужчина всегда должен быть по касте выше, чем женщина. Потому что мужчина в этом смысле определяет, какая душа, на каком уровне духовного развития воплотится в тело. Женщина в большей степени отвечала, как бы за энергию, за воплощение.

Так вот, получилось, что если до этого был идеал Вед, где знания Высшего, в первую очередь, достигали Брахманы и нужно было родиться в статусе Брахмана, чтобы получить доступ к знаниям. Но это изначально говорило лишь об одном, что в других кастах не интересовались Высшим, им просто было не до этого. И, кстати сказать, в те годы можно было перейти из касты в касту. Или как они называют Варны. Варна в одном из переводов означает — краска, цвет.

Да, так вот, с наступлением Кали – Юги, смешением  эпох,  считается, что уже нет гарантии того, что в семье Брахманов будут рождаться Брахманы. И в семье Брахманов могут теперь рождаться, кто угодно, так как женщины вступали в такие связи с низкорождёнными, от чего рождалось смешанное потомство. Аналогичная ситуация с низкородными кастами, так скажем, теми шудрами. Тот факт, что они имели связь с Брахманами, в результате должно было привести к тому, что в кастах среди шудр должны были рождаться Брахманы. То есть полнейшее перемешивание. А это всегда чревато такими духовными взрывами, духовными катаклизмами.

Так вот получилось так, что, с одной стороны, Арджуна, выполняя свой долг, вступил на этот путь и, фактически, взорвал эту кастовую систему, а с другой стороны, в компенсацию старых методов получения знаний, были провозглашены вот эти новые методы. Такого личностного отношения к Абсолюту, вне зависимости от того, какой ты касты или пола, как здесь было сказано. Вот это тоже такой очень важный момент, собственно, который в дальнейшем привёл к тому, что культы Бкахти или личностного поклонения, отношения с Абсолютом стали чрезвычайно распространены, как раз в среде низкорождённых. В среде высокорождённых они исторически там и были, а вот среди низкорождённых в меньшей степени.

Так славненько, мы с вами разобрали 9 главу Бхагавад  Гиты, ура-ура!

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Ссылка временно отсутствует

Ссылка временно отсутствует

Ссылка временно отсутствует

 Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Карина Халтурина, Евгения Стороженко, Наталья Сергеева, Лилия Воронкова, Подрядова Елена, Шведченко Александр, Наталья Сим.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях — пишите в техподдержку: support@openyogaland.com