2008.05.10. №6 Образ жизни йогов и йогинь. (Вадим Опенйога).

Тема первая: Вкратце о цели и средстве в жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

Тема вторая: Метод в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2008.05.10.

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет

(openyogaclass.com)


Краткое описание :

: основные положения из жизни йогов и йогинь древности: цель – стремление к Высшему, средство – обет отказа от страданий, метод – непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости и нерастрачивание сил и времени жизни понапрасну. Связь обета отказа от страданий с принципом непричинения вреда. Опасности на пути йоги. Медитация «Да будут все живые существа счастливы». Как не потеряться из жизни в жизнь? Взаимосвязь высших законов устройства Вселенной с нашими обычными законами. Сверхспособности в йоге. Принципы ахимсы и брахмачарьи. Метод йоги: «Там, где надо себя заставить и там, где надо себе позволить».

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru


Скачать Аудио MP3 Web 64кб/с, 21,3 Мб
1 часть:

Скачать Видео 240 мб

Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

   Видео:

video
play-sharp-fill

Основной текст лекции.

1. Вкратце о цели и средстве в жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги

Сегодня мы продолжаем серию наших лекций по достаточно интересной теме: образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас йогу, в том числе и такие экзотические йоги, как Йога Влюбленности, Тантра Йога, Йога Союза, некоторые аспекты Джнана Йоги и т.д. В общем, это малоизвестное знание. Оно практически неизвестно на Западе и  в России, и даже в Индии – ведь это только в нашем представлении в Индии каждый второй – йог, каждый второй – мудрец, каждый второй знает великие истины – на самом деле все далеко не так.

Краткое содержание предыдущей лекции: цель – стремление к Высшему, средство – обет отказа от страданий.

Вкратце напомню, на чем мы остановились. На предыдущей лекции, мы рассмотрели ЦЕЛЬ и СРЕДСТВО в образе жизни йогов и йогинь. Напомню, что под ЦЕЛЬЮ подразумевалось стремление к Высшему, которое сквозит через всю Вселенную и которое является сутью нашего Я. Т.е. получается так, что мы познаем Высшее одновременно в двух направлениях. Мы познаем окружающую нас Вселенную, через которую начинает светить Высшее, и мы познаем также устройство самих себя. Мы доходим до тех глубин, где начинается наше истинное Я – не наши представления о себе, не какие-то инстинкты, рефлексы, привычки, а именно наше истинное Я. И там, и там начинает светить Высшее, и это была цель. Тем вспомним, в чем заключается СРЕДСТВО. Мы рассмотрели с вами, что самое фундаментальное СРЕДСТВО – это отказ от неведения, который в более понятном смысле означает принцип отказа от страданий. Напомню, что йог или йогиня, вставшие на путь высших йог, принимали принцип, который звучал так: «Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания. Если нужна моя помощь – это один разговор. Если же страдание ради страдания – то это порочный механизм, от которого надо избавляться». Принцип отказа от страдания и принцип отказа от неведения полностью совпадают, т.е. фактически, это одно и то же, выраженное разными словами. На прошлой лекции мы рассмотрели, что этот принцип приводит к тому, что мы начинаем искать единомышленников, друзей на пути. Точнее, так было в древности, и это определяло взаимоотношения между йогами и йогинями, которые донесли до нас эту йогу. Во многом только благодаря этому мы можем узнать и понять некоторые практики из их арсенала. В противном случае мы ничего не получили бы.

Обет отказа от мира – это отказ от страданий в жизни.

Прежде чем идти дальше, я сделаю небольшое замечание по предыдущей лекции. Вероятно, многие слышали, что есть такое понятие «обеты». Обеты – это некие обязательства, которые берет на себя человек. Встречаемся мы с этим понятием в самых разных религиях, традициях. Мы, вероятно, встречались с понятием «Отказ от мира». Во многих философских системах отказ от мира является основным требованием. Во многих учениях, течениях, сектах люди принимают на себя обет самоустранения из мира. Они уходят и отрекаются, как они говорят, от всего мирского, земного, для достижения чего-то духовного, высшего, запредельного. Наконец, есть более странные обеты, которые сливаются с философскими понятиями, например, обет санньясы. Принявшие этот обет на санскрите называются «санньяси». Наиболее известные представители тех, кто принял обет санньясы (вплоть до того, что отказался от своего предыдущего имени) – это йоги, имена которых заканчиваются на «ананда» (Брахмананда, Шивананда, Сатьянанда, Рудрананда и др.).

Обет санньясы понимается как обет отречения от чего-то. И так как огромное количество путаницы с этим связано, бедный человек не в состоянии понять, от чего эти люди отрекаются, во имя чего отрекаются и к чему они стремятся. Мы с вами обычные цивилизованные люди не понимаем, о чем идет речь. Иногда у человека в жизни что-либо не складывается и он говорит: «Уйду в монастырь, постригусь в монахи». Как правило, такой уход  происходит на волне крайнего пессимизма и ужасных неудач по жизни. Поэтому, когда мы сталкиваемся с понятиями обетов (обета отречения и т.п.), сразу же рождаются ассоциации, что эти обеты дают люди, у которых в жизни что-то не получилось. Они в бегстве уходят в монастыри или просто ведут закрытый образ жизни. На самом деле это все и так, и не так.

Второй пункт из нашей схемы (средство), как раз и объясняет, что имелось в виду под отказом от мира. В любой вменяемой философской системе отказ от мира – это как раз и был отказ от страданий, и он же сводился к отказу от неведения. Поэтому в своем изначальном смысле выражение «отказ от мира» – всего лишь игра слов. Человек не отказывался от мира, он отказывался от своих заблуждений, которые приводили к страданиям. И чтобы претворить свой отказ в жизнь, такой человек уходил куда-нибудь в монастырь, где в “тепличных условиях” мог практиковать. И это более мягкий вариант отказа от мира.

Как ни странно, жесткий вариант был в среде этих йогов и йогинь, которые донесли до нас древнее знание. Под “отказом от мира”, под “принятием санньясы”, под “сменой курса на духовность” понималось другое. Не важно, остаешься ли ты жить среди людей после принятия такого обета или уходишь в монастырь; совершенно не важно, ходишь ли ты после этого на работу или же часы и дни проводишь в медитации; совершенно не важно, есть ли у тебя семья, дети, друзья или их у тебя нет. В истинном смысле обет отречения от мира полностью тождественен обету отказа от страдания или обету отказа от неведения. В результате исторических катаклизмов понятие отказа от мира несколько трансформировалось. В результате мы имеем многочисленных монахов и монахинь в разных философских системах. Но в изначальном духовном смысле отказ от мира подразумевал отказ от страданий. Вот если вы отказались от страданий – это и есть принцип отречения. Если вы не отказались от страдания, значит, вы действительно живете обычной жизнью и вас ветром несет туда, куда несет. Вот такая параллель, поэтому меня иногда спрашивают: «В этой среде йогов и йогинь был ли обет принятия монашеского имени, как эти многочисленные Ананды?» Да, конечно был, но он был в своем изначальном смысле слова, а не в упрощенно-вспомогательном.

2. Метод в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

Следующим пунктом после средства был МЕТОД. Итак, ЦЕЛЬ – стремление к Высшему, СРЕДСТВО – отказ от страданий, дальше идет третья ступень – это МЕТОД. Понятно, что отказываться от страдания и стремиться к Высшему можно самыми разными способами. Но в среде йогов и йогинь жесткими принципами или руководствами к действию были те самые принципы, на которые мы медитировали перед лекцией. Первый принцип – принцип непричинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. И второй принцип – не размениваться по мелочам, а тратить время и силы на поставленную цель. Еще раз: отказ от страданий можно как угодно интерпретировать. Он может стать даже щитом для всякого рода эгоистичных людей, которые выдают себя за духовных искателей и продвинутых йогов, а на самом деле – себялюбивые эгоисты, которые живут только лишь ради себя и чихать они хотели, причиняют ли они вред кому-либо или не причиняют. В этом смысле йога дает два инструмента, два достаточно жестких положения.


Принцип непричинения вреда ни одному живому существу
без крайней на то необходимости.

Первый принцип, который входит в эти методы: вы должны избегать причинять вред всем живым существам без крайней на то необходимости. Также вы должны помнить, что вы в принципе не можете прожить и секунды, чтобы за это кто-то не заплатил своей жизнью. Каждая секунда нашей жизни оплачена смертями других живых существ, о которых мы даже не догадываемся: начиная от микробов, которых мы безжалостно уничтожаем внутри себя, заканчивая какими-то косвенными моментами (мы с вами кушаем еду, мы с вами ездим на транспорте, смотрим телевизор, и чтобы обеспечить нам все эти прелести жизни, распахиваются поля, гибнут сотни тысяч ни в чем не повинных животных, ухудшается экологическая ситуация, происходит загрязнение окружающей среды и т.д.). Т.е. за каждый день нашего праздника тысячи живых существ расплачиваются самой большой ценой – своей жизнью и своим страданием.

Йога – это очень вменяемое учение, которое прекрасно понимает невозможность непричинения вреда в нашей жизни. Йога утверждает, что пока мы живем в плоскости кармы, в плоскости причины и следствия, мы в принципе не можем не причинять вреда. Это нам не дано. Но если есть возможность сократить чьи-либо страдания, мы должны это сделать. И это является олицетворением высшего смысла йоги.

Йога не призывает вас, как во многих крайних течениях, в том числе и в Индии, маниакально бояться, что вы кому-то причините вред. Йога призывает жить нормально, естественно, спокойно и только лишь в тот момент, когда возникает выбор (т.е. ситуация, когда от вас зависит причинять или не причинять вред), вы должны делать выбор в сторону непричинения вреда. А если вы идете по улице и случайно червячка раздавили, то это от вас не зависит. Вы не можете пока еще летать по воздуху, поэтому это не ваша карма, т.к. даже если вы очень захотите не причинять таким образом вред, вы не сможете этого избежать. Это следует очень хорошо понимать.

Первый принцип йоги поможет избежать недопонимая при изучении многих йоговских и тантрических практик. Они описываются иносказательным языком, достаточно неочевидным и иногда шокирующим. Я постоянно слышу, что какие-то последователи Тантры начинают творить непотребства, от которых страдают живые существа. При этом они выдают их за какое-то духовное, высоко продвинутое учение. Поверьте, никогда ни один вменяемый последователь Йоги, Тантры не причинял вред ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Т.е., если есть возможность не причинять, он не будет причинять.

Если нет возможности не причинять вред – следует поступать так, как велит долг.

Но с другой стороны есть и обратная сторона медали – вы помните, что мы не можем в принципе не причинять вреда ни одному живому существу, а можем только лишь сократить эти страдания и то только лишь в тех рамках, в тех границах, которые от нас зависят. Поэтому принцип непричинения вреда ни одному живому существу продолжается дополнением: во-первых, без крайней на то необходимости, а во-вторых, если нет возможности не причинять вреда, то следует поступать так, как велит долг.

Например, вчера у нас был праздник – День Победы. Наши ветераны страну защищали, кто-то из них перебил не одну сотню немцев. И возникает естественный вопрос: «А что же, если наши ветераны защищали родину и перебили кучу фашистов, они тем самым отяготили свою карму?». Нет, не отяготили, а наоборот приобрели себе положительную карму, потому что они выполняли свой долг. Не они развязывали войну, не они были причиной этих всех ужасов, они исполняли свой долг: они нейтрализовали или не дали случиться еще большему злу – и тем самым приобрели положительную карму. Мы не должны причинять вред ни одному живому существу, но если что-то требует от нас выполнения нашего долга, и если мы этот долг не выполняем, то последствия получаются плохие. Представьте, что солдаты убежали бы с войны (а жизнь на войне была невеселая, никто не мог поручиться, что ты доживешь до следующего дня) – и к чему бы это привело?

В общем, выполнение своего долга приводит к тому, что чем бы человек ни занимался, он не отягощает свою карму. Если он честно выполняет свой долг, то он поднимается на эволюционной ступеньке. Но здесь очень скользкая граница: как только ты вышел за рамки своего долга, то тут, извини, нарабатывается твоя негативная карма. И одно дело немцев убивать во время боя, а другое дело пленных и безоружных расстреливать – к сожалению, и такое было как с нашей стороны, так и с немецкой. Это уже рассматривается под другой категорией – военные преступления.

Иногда спрашивают: «А как жили йоги и йогини древности? Они по воздуху летали? Нигде не работали, ни с кем не пересекались?». Нет, они прекрасно жили в социальной среде, которая была на тот момент. Это достаточно протяженный период. Некоторые из высочайших последователей йоги были военоначальниками, некоторые были брахманами, некоторые – философами. В общем, йоги занимались самой разнообразной деятельностью. Тот факт, что йоги работали, не противоречил традиции йоги и самому положению йоги. Практически невозможно отследить последователей йоги на протяжении тысячелетий, потому что нет критерия, за который можно было бы зацепиться. Если кто-то одевается в одну и ту же одежду и ведет определенный образ жизни, то его легко отследить, как-то назвать и сказать, что вот это такие ребята, а это вот другие. А тут внешне каждый из последователей йоги был вменяемый, порядочный, честный человек для своей эпохи, который занимался своим делом. Снаружи никогда не понять, что на самом деле перед тобой высочайший практик или адепт высочайших йог. Поэтому традицию йоги тяжело отследить даже по этой причине. Следует помнить, что в древние времена в образ жизни йогов и йогинь не входило забиться всем скопом в пещеру и отчужденно от всего мира пытаться там что-нибудь делать. В вопросе отречения нет разницы, сидишь ли ты в пещере или на улице общаешься с людьми. Вопрос отречения – это не вопрос, где ты находишься и в какой одежде ходишь, это вопрос всего лишь одного – отказался ты от страдания или не отказался, отказался ты от неведения или не отказался. А работать ты можешь где угодно, выполнять какие угодно обязанности, но любая деятельность очень жестко подпадает под принцип непричинения вреда ни одному живому существу. Но тут же добавление, что если такой возможности нет, то надо исполнять свой долг.

Принцип непричинения вреда – основа жизни йогов и йогинь.

Поэтому я еще раз хочу заострить ваше внимание: если в вашей жизни будут появляться какие-то невменяемые последователи Йоги, которые прямо или косвенно не будут следовать принципу непричинения вреда, знайте, там и не пахнет Йогой и тем более Тантрой. Почему я об этом говорю? До меня постоянно какие-то туманные слухи доходят, что адепты тайных наук под эгидой Тантры чуть ли не жертвоприношения животных начали совершать. И объясняют это тем, что в древних трактатах так сказано. Друзья, эти трактаты были написаны для людей, которые жили тысячелетие назад. Просто люди так жили. Они что так баранов резали, что этак баранов резали, что так какого-то убивали ради пищи, что эдак. И в некоторых тантрических трактатах это было для того, чтобы минимизировать вред от того, от чего ты деться не можешь. Мы помним, что йога утверждает, что мы не можем в принципе не причинять вреда, нам это не дано. К примеру, человек был мясником и животных убивал. Нашелся какой-то добрый учитель йоги и сказал: «Ну, ладно хоть ты и так мясник, животных убиваешь, так давай над ними хоть мантры пой и глядишь, может, душа животного переродится на каком-то высшем плане». Понимаете, это была доброта по отношению к животным?

К сожалению, любая вещь, даже самая высшая, когда она попадает в руки глупых людей, извращается на все 180 градусов, поэтому в вашей жизни как компас будет этот принцип. А есть ли возможность не причинять вред, то конечно нужно не причинять, если есть возможность кого-то не убивать, кого-то не бить, кому-то каких-то злых слов не говорить, то естественно, нужно не причинят вред. Я еще раз говорю, что жизнь сложна и бывает надо кого-то послать, иногда надо и кого-то на место поставить, но это только лишь в одном случае – если это является вашим долгом, а если нет, то этот принцип однозначный.
Поэтому еще раз и еще раз: помните, что ни один учитель йоги, ни один последователь Тантры никогда никому не приносит вред без крайней на то необходимости. Никогда! Какая бы практика ни была утонченная, завуалированная, к каким бы сверхспособностям она ни призывала, помните, что она не должна причинять вреда. Иногда вы будете читать особенно в Тантрах совершенно шокирующие в этом смысле высказывания при описании практик. Но следует учитывать, что в Тантра Йоге все было написано завуалированным языком, чтобы отпугнуть непосвященных, и нужно иметь ключи, чтобы понимать, что имелось в виду.

В дальнейшем мы будем рассматривать взаимоотношения мужчин и женщин или что допускается в сексе, а что не допускается в рамках образа жизни йогов и йогинь. В этом вопросе все также подпадает под принцип непричинения вреда. Никого не будет интересовать, что вы делаете в постели, если от ваших сексуальных экспериментов нет страдающей стороны. К примеру, вы решили попрактиковать Тантра Йогу со своей подружкой или со своим другом, но при этом будет страдающая сторона в лице вашего мужа или вашей жены, т.е. вы, грубо говоря, рога им наставляете. Подумайте, где та грань, где можно практиковать какие-то практики, а где нельзя. Подумайте, не будет ли третьей страдающей стороны? Если третьей страдающей стороны нет, то никого ничего не интересует, по крайней мере, с точки зрения йоги, а вот если есть третья страдающая сторона, то это совершенно другой разговор.

Связь обета отказа от страданий с принципом непричинения вреда.

Третий пункт (метод) в нашей пятеричной схеме достаточно важный, т.к. отказываться от страданий можно эгоистично: «Пусть мне будет хорошо, пусть я буду весел и счастлив, а вокруг хоть трава не расти». Нет, друзья, это нерационально, недальновидно. Более того, это приводит к неуспеху. Есть еще более тонкие моменты, о которых я здесь говорить не буду – с будущими преподавателями йоги мы более подробно эти вопросы рассматриваем.

Принцип непричинения страдания носит более технический характер, чем может показаться на первый взгляд. В нем есть одна загвоздка: по мере того, как вы будете преуспевать в йоге, энергии у вас будет все больше и больше, а неотработанные, неконтролируемые реакции, которые вы тащите со времен жизни в телах животных, остаются. Иногда получается, что мы начинаем приносить вред. У нас было мало энергии и нас ничего не волновало, а тут у нас энергия появилась, и какие-то вещи стали нас раздражать. Мы начинаем на это активно отвечать, иногда переходим запретную черту и с помощью силы начинаем много беспокойства доставлять другим существам.

К сожалению, на протяжении истории человечества было полным полно людей, которые долгие годы, долгие жизни шли по пути духовного развития, по пути накопления сверхмогущества за счет познания себя, за счет познания Вселенной, но они не усвоили этот фундаментальный принцип. Одним из самых явных лидеров, который попадает в этот список, был Гитлер. Человек, безусловно, экстраординарных способностей, который за двенадцать лет поднял Германию из руин на вершину развития, на технологическую высоту. Кстати, Гитлер не пил, не курил, мясо не ел, был вегетарианцем, обладал магическими способностями вдохновлять людей. Действительно, он собрал вокруг себя много приспешников. Многие последователи фашизма говорят, что поражение фашизма было случайно, что вот в России зима холодная, или дорог у него не было, и начинают приводить разные примеры, почему рухнул фашизм. Нет, друзья, рухнул фашизм не по этой причине. Он рухнул, т.к. в саму систему изначально была заложена ошибка. И только лишь вопрос времени, когда она вылезет. Ошибка как раз в том и заключалась, что принцип непричинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости в нацистской Германии не соблюдался. Более того, даже пропагандировалось прямо противоположное. В результате, вы знаете, к каким чудовищным последствиям это привело. Причем, обратите внимание: Гитлер скажет: «А они мне не нравятся». Помощник усиливает: «Ага, не нравятся – собрать в лагерь». Другой помощник, который в лагере: «Уничтожить». Потом еще ниже, и доходит до самых низов, где уже мясники какие-то находились, которые фактически уничтожали людей. Они потом столкнулись с пробуксовкой механизма, потому что даже самый закоренелый фашист не мог убивать тысячи людей. Он просто психически не выдерживал, начинал сходить с ума, даже если это были ненавистные для него заключенные. После второй – третьей тысячи у него уже крыша ехала. Хотя он был самый верный системе, пропитанный ненавистью. Но когда он видел, как мучаются, страдают и умирают люди, тоже не выдерживал.

И вот смотрите, стоит наверху сказать одно неправильное слово, как это все многократно усиливается, и внизу уже это реки крови. А теперь представьте, что этот самый главный принцип не выполнялся. Гибель фашизма была предопределена тем, что изначально не был заложен этот принцип. Гитлер абсолютно свободно пол-Европы захватил, вспомните, как мы бежали в сорок первом году до Москвы, хотя наша армия была лучше вооружена (почему-то бытует миф, что мы были плохо вооружены, а наши танки на момент войны превосходили немецкие, оружие превосходило, воевать мы, правда, не умели). Представьте, он обладал этими сверхспособностями, интуицией. Но если нет принципа непричинения вреда, то это всего лишь вопрос времени, когда тебя раздавят. Хоть пять раз называй себя йогином, хоть по воздуху летай, карму читай, третьим глазом смотри, Кунадалини гоняй – не спасет, если ты не придерживаешься этого принципа: принципа непричинения вреда ни одному живому существу.

Опасности на пути йоги.

Иногда этот принцип называется принципом ахимсы, но в разных школах йоги по-разному формулируется этот принцип. Кто-то делает упор на одно, кто-то на другое, кто-то просто говорит: «Не причиняй вреда и всё». И человек, который начинает заниматься йогой, говорит: «Все, не буду причинять вреда». И тут он понимает, что он и куска хлеба не может съесть, потому что кто-то будет страдать. В традиции йогов и йогинь, которые сохранили до нас практики йоги, более реально смотрели на положение вещей. Они понимали, что если человека, в котором еще не укоренился принцип непричинения вреда ни одному живому существу, накачивать сильными техниками, практиками, то: а) с ним опасно вообще находиться рядом, ты его учишь-учишь, а у него чего-нибудь перемкнет, и он тебя тут же и прихлопнет; б) даже если он тебя и не прихлопнет, то он может сильно накуролесить, а ты вроде как участвовал в этом, ты вроде как с ним вместе, ты вроде как его знаешь, тебе вроде как стыдно должно быть. По этой причине вопрос непричинения вреда ни одному живому существу – вопрос не столько даже этический, сколько технический. В многочисленных йоговских произведениях очень часто встречается тема учителя и ученика, где расписывается самая типичная ситуация: йогин учился в какой-нибудь школе, а потом его пробивало на определенную тему, и он начинал стремиться к каким-то своим желаниям, но был неразборчив в принципах. Показывается, как он достигал своих целей без учета принципа непричинения вреда (некоторые к власти стремились, захватывали власть, становились царьками), потом показывалось падение и тяжелое возрождение после избавления от этих ошибок. Такая же ситуация и здесь, ни к одному сообществу йогов и йогинь вас на пушечный выстрел не подпустят, если вы злые, если вы причиняете вред там, где можно не причинять – с вами просто разговаривать не будут.

Сейчас много людей едет в Индию. Думают, что, как только туда приедут, достанут толстые кошельки, отсчитают вечно зеленых долларов и гуру в очередь выстроятся, чтобы учить их по воздуху летать, третьи глаза открывать и т.п. Но ни один вменяемый учитель даже не приблизится к такому человеку. А зачем? – Деньги его ему не нужны.  Для него нет  смысла такого человека учить – ты его сейчас научишь, а потом куда он? Поэтому, если мы стремимся понять, как жили йоги и йогини, если мы стремимся унаследовать от них эти практики, техники, достичь тех же высот. Мы должны это очень четко понимать. А если случайно узнаем какие-то практики, накачаем себя энергией, то получится как с Гитлером. Мы же думаем, что мы такие безобидные, мы никому вреда не причиним. А это только так кажется. Жизнь очень хитрая штука. Может быть такое стечение обстоятельств, как вас бессознательно понесет. Вы даже отчета себе отдавать не будете, как начнете кому-нибудь головы рубить, джихады, крестовые походы устраивать или еще чего-нибудь делать. Или, наоборот, в воинствующий атеизм ударитесь. Энергия, когда она лишена нравственных вещей, очень опасна. А т.к. йога дает достаточно серьезный источник энергии, то и опасность возрастает. Понимаете, в чем парадокс, на первый взгляд йога – это та система, которая избавляет от всех проблем, но с другой стороны, крайне большую опасность создает для нас. Потому что, если мало энергии, то мало негативной кармы мы можем породить. Ну, сколько может один человек убить людей? Да даже, если будет стараться каждый день головы рубить, и то это будет ограниченное число людей. А если он машинку какую-нибудь придумает, гильотину, это уже в несколько раз сотен больше. А если еще более, как у этих немцев газовые камеры – это еще больше. Точно так же и в йоге, не занимались вы йогой, были слабенькие люди по жизни. Вы страдали, вам было плохо, но и вреда от вас было поменьше. Стали заниматься йогой, распрямили спину, стали преуспевать, доминировать в жизни и все изменилось к лучшему. Но тут же и опасность, что у вас проснется негативная карма, и вы начнете непотребства творить, увеличилась. В результате получите негативную карму, останетесь у разбитого корыта. Но карма будет во много раз больше. И чтобы этого никогда не случилось, как раз этому принципу и предписывают следовать. Но всегда тяжело разобраться, где та грань, где тот момент, где начинается наш долг, или наоборот заканчивается принцип невмешательства. Это крайне деликатная суровая, серьезная тема.

Необходимость иметь «островок незатронутости».

Мы должны пропитаться идеей непричинения вреда. Она должна стать на уровне условного рефлекса, потому что когда вас понесет, вы уже не будете в состоянии рассуждать. Знаете, как рука инстинктивно отдергивается от чего-то горячего? Вот так же и вы должны инстинктивно отдергиваться от причинения вреда кому бы то ни было. А это приобретается всеми практиками йоги. Занимаясь практикой йоги, вы становитесь чище, умнее, добрее. Почему? Вот вы позанимались йогой и с вас упали «камни». Вы стали такие благостные, смотрите на мир с удовольствием. Но кто-то бегает, прыгает вокруг вас, в очередную банду зовет, чтобы кого-то убивать, а вы смотрите на него: «Господи, да кого ж убивать, мне же так хорошо».

Надо работать над собой, надо чистить себя, чтобы создать поле незатронутости, поле отсоединенности от внешнего мира. Тогда чуть что – вы шмыг туда, расслабились, осознали ситуацию: «А чего это я должен кого-то идти убивать? Не пойду». А вот если у нас нет этой зоны, куда бы мы “шмыг и отдохнули”, то мы такие на взводе и нас умелыми лапками можно направить куда угодно. Собственно так все эти «гитлеры» и поступали. Они не давали опомниться, они экзальтировали публику, подменяли понятия и направляли в очередную мясорубку. И народ с радостью шел, а потом с таким удивлением поняли, что проиграли войну… Чтобы этого не случалось мы должны иметь островок незатронутости внутри себя, чтобы при необходимости прыгать туда, осознавать ситуацию: «Мой ли долг или не мой долг? Если мой долг то, что поделаешь, надо исполнять. А если не мой долг, то зачем я буду свою карму отягощать?»

Медитация «Да будут все живые существа счастливы».

И еще один чисто практический метод. Это медитация «Да будут все живые существа счастливы». Постоянно ее практикуйте! У нас на подсознании следы, отпечатки кармы со звериных времен. И если постоянно – медленно, но верно – практиковать эту медитацию, то наша грязь постепенно отмывается. И у вас уже не будет реакций, как у животного или как у ковбоя, который сначала стреляет, применяет грубую физическую силу, и только потом разбирается, в чем было дело…

Этот момент (непричинение вреда) крайне важный для осознания образа жизни йогов и йогинь.

    РИС 1. Непричинение страданий ни одному живому существу без крайней на то необходимости.

РИС 2. Метод первый: непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости.

    а) Как поступать не следует:

 

  б) Как поступать желательно:

Принцип нерастрачивания сил и времени понапрасну.

ПОСТАВИЛ ЦЕЛЬ – ВЫПОЛНИЛ ЦЕЛЬ.

Принцип нерастрачивания сил и времени понапрасну.

Второй метод – не растрачивать свое время и свои силы понапрасну. Техник йоги много, школ йоги много, всего очень много – можно туда пойти, можно сюда пойти. Но Вселенная не любит, когда кто-то сидит на двух стульях. Можно прожить так всю жизнь: вроде ты даже чем-то занимаешься, но на самом деле просто иллюзия, и ты попросту  тратишь время. Второй принцип призывает нас не тратить время жизни понапрасну, а тратить его лишь на достижение собственной цели. При этом йога не говорит, какой именно цели. Некоторые думают, что этот принцип направлен на достижение целей в йоге. Нет, йога так далеко не заходит. Она просто говорит просто о необходимости выработать следующую привычку: поставил цель – выполнил цель. Если ты делаешь ошибку – ставишь неправильные цели и потом их достигаешь, но делаешь это осознанно, то ты потом так же осознанно и исправишь все свои неправильные взгляды и воззрения. А вот если ты каждый раз принимал решения “как Бог на душу положит” – то тебя туда понесло, то сюда понесло, т.е. ты не отдавал себе отчета – то даже если ты и достигнешь положительного результата случайно, ты точно так же можешь случайно его потерять. Даже если мы ставим не совсем умные цели, но придерживаемся их выполнения, то с точки зрения нашей духовной эволюции – это более честно, чем в лотерею случайно выиграть правильный ход. Ошибка, сделанная осознанно, но в том момент, когда мы еще не понимали, что это ошибка, приводит к тому, что мы потом ее осознанно исправляем. И это происходит гораздо быстрее и четче, чем ошибка, сделанная неосознанно – это еще не гарантия, что в следующий раз вы не начнете хаотично прыгать туда-сюда, туда-сюда.

Этот принцип предполагает, что у вас есть цель вашей жизни. Не обязательно одна, их много может быть много самых разных. Например, кто-то хочет стать богатым, кто-то к чему-то другому стремится. И йога говорит: если ты поставил цель, то достигай ее или дойди до такого момента, чтобы осознать, почему она не стоит того, чтобы достигать ее. Бывает такой вариант: человек стремится к цели, и по мере приближения к ней осознает, что эта цель была не совсем для него. И тогда он должен также осознанно себе сказать: «Ага, изменяю направление». И это не хаотичное движение…

Как не потеряться из жизни в жизнь?

Принцип нерастрачивания сил и времени понапрасну необходим для того, чтобы не потеряться из жизни в жизнь. Вы помните, что самое большое счастье – это родиться в семье йога и йогини. При рождении в семье йога или йогини большинство проблем в жизни исчезают. Но может и не повезти так. Вы можете родиться в совершенно неблагоприятных условиях согласно своей карме или дхарме. Если вы в предыдущей жизни выработали в себе способность ставить цель и достигать ее, то вы быстро вернетесь на правильную дорогу. А вот если вы не выработали эту привычку, то вы так и будете продолжать блуждать и иной раз будете всего в двух шагах от решения всех своих проблем, но будете круги нарезать вокруг решения.

У некоторых людей так бывает и в йоге, и в жизни. Например, приходишь к человеку, спрашиваешь: «Ну, как ты? Решил свои проблемы?» – «Да, не-е-ет». Через два года приходишь: «Ну, ты решил?». «Нет еще». Причем он говорит в свое оправдание только общие слова и за ними, конечно, сквозит нежелание такого человека что-либо решать – просто нежелание. В йоге даже есть такое положение: «Если человека по-настоящему что-либо достает (т.е. по-настоящему доставляет дискомфорт), то он начинает шевелить лапками». А если кто-то вам говорит: «Ой, как мне плохо, ой, как меня все это угнетает», но при этом лапками не двигает, значит, по-настоящему еще не зацепило, время не пришло. Йог никогда не ждет, чтобы по-настоящему зацепило, чтобы это был уже кнут, который подгоняет. У него привычка постоянно анализировать.

 РИС. 3. Метод второй: нерастрачивание сил и времени понапрасну.

    а) Составление плана (цели)

б) Не следует отступать он намеченного плана (цели)

   в) Реализация намеченного плана (цели)

Человек отличается от животного интеллектуальными способностями.


Необходимость оттачивания своего разума.

Необходимость в оттачивании разума.

Эволюция привела нас к тому, что после жизней в телах животных мы рано или поздно получили тело человека. Самое типичное отличие тела человека от тел животных заключается в том, что наши интеллектуальные способности гораздо более сильно развиты, и мы ими пользуемся. Мы доминируем благодаря нашим интеллектуальным способностям, благодаря разуму и логике. С позиции йоги понятие логики сводится к понятию кармы. Так вот, мы с вами можем прекрасно оперировать на уровне логики, на уровне разума, поэтому мы должны всеми способами оттачивать свой разум. Все проблемы, которые можно решить с помощью разума, нужно решать с помощью разума.

Но мир гораздо сложнее. Разум или плоскость логики – это всего лишь одна маленькая часть более универсальных законов бытия. Там уже начинается сверхлогика или сверхразум, что с позиции логики становится нелогичным. Многие люди, которые занимаются йогой, вырабатывают в себе некое чутье (которое их к йоге и привело). Они как бы чувствуют. Это чутье приходит к ним с уровня сверхлогики, сверхразума, опускается на плоскость логики, разума и облекается в какие-то чувства. Точно так же все наши инстинкты приходят из подсознания, где разумом и логикой не пахнет. Они также поднимаются в виде чувств в плоскость логики и тоже приходят к нам в виде ощущений. И пока мы – начинающие практики йоги, мы не можем определить, было ли это откровение сверху или был это инстинкт, который пришел снизу. Со времен жизни в телах животных и то, и другое приходит в оболочке чувств, разум не работает, разум просто констатирует. Например, что-то внутри будет тянуть к йоге, а разум будет говорить, что нечего идти на йогу. Но и другая ситуация может быть, когда может какой-нибудь инстинкт выйти и точно так же нас направлять. И разум тоже будет говорить, что это нелогично. Поэтому до тех пор, пока мы с вами полностью не отточили разум, мы не в состоянии анализировать, где сверхлогика, а где галлюцинация. И самое печальное, что они приходят в виде мешанины, т.е. проблески сверхлогики мешаются с каким-то мракобесьем, суеверием и пр. Человеку иногда свыше открывается: «Ты должен делать так, так и так, и будет у тебя успех в карьере». Он так делает и действительно успех в карьере. А он где-то сонник прочитал или черная кошка дорогу перебежала, и человек с позиции разума одинаково интерпретирует, что голос сверху, что голос снизу, что мракобесье, что откровение Господне. Чтобы не потеряться в этом непонятном состоянии, йога в первую очередь призывает каждого из нас на сто процентов пользоваться своим разумом, своей логикой, т.е. просчитывать все ситуации как математическим калькулятором. Но решения вы должны принимать сами, не потому что это логично или нелогично. Логика говорит нам одно, сверхлогика может сказать совсем другое и надо научиться распознавать, где сверхлогика. Но разум всегда будет отсекать все мракобесие.

Для оттачивания разума, второй принцип «не размениваться по мелочам» крайне важен. Если вы постоянно стремитесь к своей цели, то у вас будет каждый раз такая схема: «Вот я стремился к такой-то цели, я поступил так-то и так-то, и я ее достиг или не достиг». И вы сразу увидите, где ваш разум ошибался: «Вот тут меня разум увел в сторону, потому что недостаточно сильно его отточил, а вот тут мне помог».
Применяя этот принцип «не растрачивать время жизни по мелочам», вы разовьете свой разум до невероятных высот (это просто будет, как алгоритм). С другой стороны, вы начнете отсекать все чувства, которые приходят из подсознания, т.е. будете отсекать звериную карму, накопленную еще в телах животных. И когда вы отсечете звериную карму и до предела отточите разум, он сам отвалится. И тогда интуиция напрямую будет вам светить. И тогда бреда не будет, а уже вы будете четко знать. Поэтому этот второй принцип йоги также важен!

Какой же делается из этого вывод относительно образа жизни йогов и йогинь, которые донесли до нас древнее знание йоги? А вывод следующий: йоги и йогини предельно оттачивали свой разум, работали над собой, занимались самообразованием не только в йоге, но и во всем остальном. К сожалению, сейчас иногда создается впечатление, что последователь йоги – не совсем невменяемый человек. Он говорит о каких-то красивых вещах, улыбается, одежды с цветами носит, а чуть касаешься логики, то там такая ахинея вылезает. К сожалению, это наследие хинду, это та негативная черта, которая передается к нам из Индии. У них с логикой очень плохо, у них там не понятно, где заканчивается различные верования, мракобесие, суеверия, и где начинается знание. Там этой грани практически не отследить. И западный человек начинает есть все. Он приезжает в Индию, в какую-нибудь деревню и ему под видом йоги параллельно с высокими поучениями какой-нибудь Адвайта Веданты “скармливают” тут же и какую-нибудь кастовую систему. И западный человек все это ест, а в голове полнейшая путаница. Но т.к. там были проблески чего-то Высшего, то он начинает под сомнения ставить свой разум, свою логику, «потому что ж это Индия – великая страна». Это еще один перекос.

Все йоги и йогини, которые донесли до нас древнее знание йоги, обладали интеллектуальными способностями ни чуть не ниже наших профессоров философии, математики, физики и т.п. Это были очень вменяемые люди, которые отточили своей разум до совершенства. И когда кто-то будет вам говорить: «Да не надо разум оттачивать, чего его оттачивать? Вот глупый ты и будь глупым». Это полшага до того, как вы сами провалитесь в темный мир мракобесия, когда вы сами будете жить среди летучих мышей и приведений. К сожалению, в этом отношении Индия – страна третьего мира. Никаких здесь иллюзий питать не надо. И, может, мы должны помочь нашим братьям индусам как-то это все преодолеть, но мы не должны это копировать.

Высшие законы устройства Вселенной не противоречат обычным законам.

В среде йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги, оттачивали разум предельно жесткими методами. Есть очень суровые высказывания: «Если тебе открывается высшее знание и вдруг это высшее знание противоречит знанию логики (т.е. низшему знанию или обыденному знанию), то значит, сверху тебе что-то не то открылось». Высшие законы более универсальны, они включают в себя законы логики, как частные случаи, но они выше, чем логика. С помощью высших законов всегда можно обойти то, что у нас называется логикой, но они никогда не противоречат логике.
Еще раз: наш мир, наш срез, наша плоскость кармы – частный случай более Высших законов. Высшие законы нам пока кажутся совершенно нелогичными, какими-то туманными, замысловатыми, но высшие законы никогда не будут противоречить нашим законам.

Когда в очередной раз пытаются по какому-то йоговскому трактату вечный двигатель сделать, примените логику. Перпетуум мобиле делать – затея бесперспективная: несколько столетий его и так, и сяк пытались сделать, но он противоречит логике, противоречит основным законам, таким как закон сохранения энергии. Высшие законы, они, конечно, выше, чем наши законы, но в плоскости логики они не нарушаются. Йог может демонстрировать сверхспособности, может летать в позе лотоса, но мы помним, что мы находимся в поле тяготения земли и существует закон гравитации: все падает на землю – можно полжизни бросать что-либо и все равно оно будет падать на землю, потому что это закон. А этот йог подпрыгнул и повис. Казалось бы, он нарушает закон. Но нет, он не нарушает закон, он просто пользуется более общим законом. Закон всемирного тяготения – это частный случай более общего универсального закона. И этот йог с помощью более универсальных законов обходит ограничения наших законов, но не нарушает их.

Сверхспособности в йоге.

Как правило, демонстрацией сверхспособностей йогин порождает себе негативную карму. Если какому-нибудь человеку с неокрепшим разумом йогин показывает сверхспособности, которые тот понять не может, то он наводит у этого неразвитого человека бардак в голове, который замедляет его эволюционное развитие. Этот человек должен был сначала отточить свой разум, понять законы логики и только потом идти дальше. А тут он и так с трудом что-то понимал, концы с концами еле сводил, а тут бух – и все рухнуло. И это кинуло его совсем в другую сторону, и это тормозит на пути.

Есть такое наставление: «Если у тебя есть сверхспособности и ты не применяешь их для блага всех живых существ, ты можешь породить себе негативную карму» Т.е. можешь сделать что-то волшебное с нашей точки зрения, а с твоей точки зрения естественное, и не делаешь, то это плохо (если это твой долг делать). Но если ты начинаешь демонстрировать сверхспособности и начинаешь сбивать людей с пути, то это тоже плохо. К примеру, человек закончил среднюю школу, еще где-то учился, книжки умные читал, у него есть картина мира. И приходит какой-нибудь маг, волшебник, экстрасенс, колдун и начинает демонстрировать те вещи, которые совершенно не укладываются в мировоззрение этого человека. И выбор у этого человека такой: если поверишь в это, то надо верить тогда и во все остальное: в вампиров, в мракобесов, в потусторонних приведений, во все приметы, суеверия, во всё – «если сожрал это – сожри и все остальное». И это кидает человека очень далеко назад в его эволюционном развитии.
По этой причине, если вы обладаете какой-либо сверхспособностью, не спешите ее направо и налево показывать, это некрасиво. Более того, это может причинить вред, и вы даже можете не отследить кому. Показали кому-нибудь по секрету, а у него крыша поехала. И он начал искать в газете «Из рук в руки» средства от порчи, от сглаза, спасения от астральных киллеров. И это очень тонкая материя. А кто это порождает? Те, кто реально этим обладают, они дают толчок. А потом всякого рода шарлатаны, они уже под это больше подстраиваются, чем сами могут что-то демонстрировать. На этом просто деньги зарабатываются. Но кто породил? Этот горе йог-неудачник, не успел по воздуху взлететь, как уже всем демонстрирует. Скромнее надо быть.

Так вот все, что идет против разума, все, что нарушает эволюцию человечества, причиняет вред, и человек, который замедляет эволюцию человечества, зарабатывает себе негативную карму. Поэтому разумом пренебрегать нельзя.

– А как быть, если столкнулись с этими чудесами, когда очередной колдун начал какие-то манипуляции вытворять?

Вы должны помнить другой принцип, который вытекает из отказа от неведения: никто и ничто не имеет права навязывать вам страдания, никто и ничто не имеет права делать вас слабее. Все вещи, которые делают вас слабее, должны быть отброшены. Колдун ли это по воздуху летает или астральные киллеры бродят – неважно, не понимаете, не разбираетесь, чувствуете, что становитесь слабее от этого (раньше вы были как кремень, а вот тут почва из-под ног уходить стала), то откиньте это, забудьте это. Забудьте обо всем, что делает вас слабее, будь хоть это пять раз сверхспособности, все это суета. С точки зрения йоги, они вам счастья не принесут, но могут вас запутать.

Я помню славные девяностые годы. Как только железный занавес рухнул, из каждого угла поползли колдуны, экстрасенсы. Действительно, был небольшой процент людей хороших. Они действительно никогда с этим не работали, они сами были удивлены, сами еще с трудом понимали, как это работает, но они уже каких-то умных книжек начитались и демонстрировали что-то. Посмотрите, к чему это привело? До двухтысячного года вся эта братия тихо мирно сошла со сцены, и вы их сейчас не найдете. И даже те, кто остались, предпочитают не светиться. Они на своей шкуре убедились, что ничего хорошего не получилось, и не потому, что это были шарлатаны. Кое-кто из них были вполне приличными людьми. Но им это было простительно, ведь перед этим был железный занавес, коммунистическая идеология, запрещено было вообще мыслить по-другому, а тут – бац, и все ограничения отвалились. Их самих немножко понесло, но вменяемые люди очень быстро сделали соответствующий вывод, а невменяемые до сих пор организуют «профсоюз ясновидящих». Но это уже не опасно, оно не работает за редким исключением. Это уже коммерция пошла, которая это быстрее всего губит. А вменяемые не светятся.

Я одно время занимался этим вопросом, мне было интересно. В стране была коммунистическая идеология, когда говорилось, что ничего нет, а в йоговских книжках писали, что есть. И у меня был единственный вопрос: «Если есть, то покажите». Ну, насмотрелся, и знаете какой результат – неинтересно, скучно. Более того, люди, которые в этом (они не в йоге, но у них есть сверхспособности), почему-то несчастные люди. Жизнь их мало, чем отличается от жизни среднестатистического бюргера. Разве что страдания более утонченные. У них утончена психика, поэтому им больнее.
Второй принцип «наметил цель – выполняй», который косвенно развивает наш разум, который косвенно заставляет нас быть сильными, призывает сначала отработать все в плоскости логичности, а только потом касаться высших тем. И то эти высшие темы никогда не противоречат уровню логичности.

Я давно готовлю преподавателей йоги. И вот человек из деревни «Гадюкино» еле выбрался в свет, но его что-то вело, он чувствовал: «Йога – да, мое». Где он только ни был, каких он только книжек ни читал – в основном мусор, но что-то даже в нем отложилось: «А эта чакра какого цвета? По секрету скажи». Да это бессмысленный вопрос: “Какого цвета чакра?” Это вопрос, не имеющий смысла. То же самое, что спрашивать, какого цвета атом. Атом меньше по размерам, чем волна света, которая красная, зеленая, синяя. Вещи из разных областей. Но такой человек приходит, его тянет, у него есть нюх, это то, что сверху пришло. Он даже меньше доверяет разуму, а больше сверхинтуиции. Он ко мне приходит и самое первое, что я начинаю с ним делать: «Молодец, сверхспособность сработала, Высшее сработало, дошел. А теперь, дорогой, давай-ка ты за свой разум возьмись, вот тебе учебник по квантовой физике, вот тебе по математике, вот тебе по компьютерам, английским займись, отточи свой разум». А он говорит: «Зачем? Я ж уже летаю» – «Не-не, все летают, ты давай на уровне плоскости разума поработай, поговорим с тобой хотя бы на раздел какой-нибудь математики. Скажешь мне, что дважды два четыре. Расскажешь мне, что такое интегрально-дифференциальное исчисление – будем дальше говорить про чакры». Не скажет – значит, тупой, а чего тупого учить? Только время терять. Это уже с моей точки зрения. Я тоже не должен свою жизнь понапрасну растрачивать. А должен тратить свое время только лишь на тех людей, которые действительно понесут йогу, а не на тех, у кого Кундалини зачесалось за ухом. Все это второй принцип.

Принципы ахимсы и брахмачарьи.

Еще раз я напомню: ЦЕЛЬ – Высшее; СРЕДСТВО – отказ от неведения; МЕТОДЫ – 1) не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если такой возможности нет, то надо поступать так, как велит долг и 2) не растрачивать свои силы понапрасну, а тратить, энергию, силы, время жизни только лишь на достижение поставленных вами целей (каждый ставит цели свои, но если поставил – иди, чтобы не было туда-сюда, туда-сюда). И, наконец, первый принцип сводят иногда к понятию ахимсы – непричинению вреда, второе принцип – нерастрачивание сил и времени по мелочам – иногда называется брахмачарьей.

Во многих книгах о йоге брахмачарью сводят исключительно к сексуальному воздержанию: вот ни-ни – только для рождения детей и то нечасто. Это, к сожалению, один из тех моментов, когда мы с Высшим знанием из Индии, «съели» огромный воз шелухи, в которой это знание к нам приехало. Опять же здесь друзья-хинду немножко жизнь нам подпортили. Однако понятие брахмачарьи имеет более глубинный, философский смысл.

Вы помните, что все началось с цели. Цель – это Высшее. На предыдущих лекциях мы говорили, что Высшее, оно на то и Высшее, что его не ухватить. Открыться Высшее может через разные каналы. Через что вам открывается Высшее, то и является вашей целью. Если вас к чему-то тянет, если у вас есть желание чего-либо, знайте, Высшее для вас светит через это желание, осознаете вы это или нет. Хотите денег? – Вы не денег хотите, вы хотите могущества, которое дают деньги. А чье это могущество? – Могущество Высшего. И что бы вы не перебрали таким образом, на самом деле вы стремитесь всегда к Высшему. Но т.к. Высшее – это слишком высокая, абстрактная, непостижимая для нашего разума категория, то в своей милости оно к нам приходит в виде конкретных вещей. Представьте, если вам надо какое-то животное заманить куда-нибудь… Помните, как в мультфильме: один финик, второй финик, третий… один съел, дальше пошел? Точно так же и Высшее, оно очень доброе по отношению к нам, оно раскладывает на нашем пути такие «финики». Первое: закончи школу, будешь умный – пряник съел; потом: ты пойди поучись, зарабатывать много станешь – опять съел. И вот Высшее постоянно дает нам «финики» через все более утонченные формы. Если бы у нас не было бы желаний, мы бы остались на уровне животных – поэтому в желаниях нет ничего плохого. Не будь желаний, мы бы до сих пор были бы животными. Но другое дело, что мы должны выработать способность очень эффективно, разумно и быстро в плоскости логики достигать своих целей, вытекающих из наших же желаний. В этом заключается наш эволюционный этап развития.

Брахмачарья не сводится только к сексуальному воздержанию.

Вопрос секса – это очень узкое толкование брахмачарьи. Брахмачарья – понятие более широкое, вопрос секса занимает там значительную, но не всю область. Если у вас есть партер или партнерша по Тантра Йоге, ваш муж или жена, любовник, любовница, то от ваших экспериментов никто третий не должен страдать. Как вы понимаете, если вы встали на путь Тантра Йоги, ни о каких абортах без медицинского предписания и речи не может быть. В плане секса, если начали практиковать, если нет страдающей стороны – чудесно. Если вы через свою партнершу или своего партнера общаетесь с Высшим, стремитесь к Высшему, то действительно открывается канал в йоге, действительно идут очень таинственные процессы, очень мощные, очень быстрые, очень священные, очень чистые, для блага всех живых существ. Это самые чудесные практики. Но только лишь в одном случае: если есть стремление к Высшему. Если это стремление есть, тогда даже занятие сексом превращается в брахмачарью. А если, извините, просто так: то с этим заняться сексом, то с тем – то это уже по мелочам тратиться. Лучше накопи свой сексуальный потенциал, появится у тебя партнерша, будете вы с ней по воздуху летать. А чего ты все направо и налево растрачиваешь – лучше накопи. Растрата в сексе – это несоблюдение второго принципа. Но йога в этом отношении очень деликатна. Тема секса – одна из самых опасных, поэтому продолжайте вести ту сексуальную жизнь, который вы вели до сих пор так и ведите дальше. Не делайте в этом отношении никаких резких движений, потому что это очень опасная тема, очень сильные энергии. Если вы вдруг реку перегородите, то она будет наполняться, а потом – как прорвет. И этого не надо допускать. Все должно быть осознано.

Но понятие «брахмачарья» более широкое, чем понятие секса.
Понятие брахмачарьи – это не растрачиваться по мелочам, через секс ли, общение, компанию: «На эту вечеринку пойду, там мне нравится, а вот на эту не пойду, там люди дурные». Вы помните, что на второй ступени призывалось общаться с единомышленниками. Старый российский анекдот: «С хорошим человеком и бутылку водки выпить можно, а с плохим пей – не пей, все будет плохо». Поэтому что касается анализа образа жизни: что бы мы не делали, куда бы мы не шли (на вечеринку, дискотеку и т.д.), если это в нужном ключе, то это поднимает нас очень высоко, а если это не нужно нам – опускает. Вопрос не в вечеринке или дискотеке, вопрос в том, являются ли они тем «фиником» на нашем пути.

Там, где надо себя заставить и там, где надо себе позволить.

В методе «не растрачивать жизнь по мелочам» есть еще один неправильно понимаемый момент. Иногда встречается такой перекос – человек ни секунды покоя себе не дает, весь день у него по минутам расписан:  английский, освоение компьютера и т.д. Он весь день расписал. Денек так пожил, другой, третий. На третью неделю чувствует, что всё, он уже невменяемый. Нет, друзья, этот принцип включает в себя и отдых! Более подробно этот момент мы рассмотрим в пункте «Что делать?». Иногда нужно работать, когда надо отдыхать. Работать без отдыха означает так же удаляться от цели, как и вообще не работать. Т.е. здесь действует фундаментальный принцип: там, где надо себя заставить и там где надо себе позволить.

Меня карма свела с американцами – серьезные ребята, хорошо работают, правда, не сказал бы, что больше, чем мы. Работают так же, но т.к. у них все отлажено до мелочей, то и результат в 10 раз больше. Я не знаю в чем тут секрет. Они очень хорошо работают, а потом так же хорошо отдыхают, веселятся на вечеринках. А вы знаете, как приятно отдыхать с людьми, которые хорошо работают? Вот тот, кто хорошо умеет работать, тот хорошо и отдыхает. А кто не умеет работать, тот и отдыхать не может. Это знаете, как в йоге, хочешь расслабиться – напрягись, а потом на волне расслабления, расслабишься до таких глубин, что и не снилось. Поэтому этот принцип не предполагает, что вы должны с утра до ночи только лишь работать. Иногда человек мне такое говорит: «Нет, я не буду ни секунды терять, я к просветлению иду». Нет, иногда ты лег отдохнуть и за этот отдых огромное количество процессов, которые ты не контролируешь, свершилось. Здесь есть еще один нюанс: мы должны делать то, что от нас зависит, делать честно, делать в полном объеме, но все, что от нас не зависит, мы должны отпустить, и дать время Вселенной доделать свою часть работы. А вот, если вы будете только сами делать и не давать Вселенной сделать свою часть работы, то работа не сделается, потому что есть вещи, которые от вас не зависят, что бы вы ни делали.

Т.е. есть две стороны – вы и Вселенная. Два работника: один делает одно, другой делает другое. Только когда вместе объединяются, они добиваются результата. Если один много сделал, а другой ничего не сделал, то нет результата. Иногда надо дать вещам случиться. И наука здесь заключается именно в этом методе: «Там, где надо себя заставить и там, где можно себе позволить».