2009.07.25. Комментарии к тексту “Шива Самхита” . Глава 1, афоризмы 1.48-1.68 (Вадим Опенйога).

 

     Комментарии к тексту “Шива Самхита” (гл.1, аф. 1.48-1.68).

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2009.07.25

Культурный центр «Просветление».

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)

 

 

Краткое описание:

Шива Самхита – авторитетный традиционный текст, целиком посвященный йогической практике и высоко почитаемый в Тантрической традиции, как прямое и непосредственное откровение Шивы, Высшего Учителя Тантры и Йоги.

В тексте можно найти ответы на многие философские вопросы о сути человека и смысле его жизни. Шива Самхита написана простым и ясным языком, поэтому дальнейшие комментарии излишни.

«Знание вечно, оно не имеет ни начала, ни конца, и на самом деле ничего другого не существует. Различия, которые мы видим в мире – следствие обусловленности чувств. Когда эта обусловленность прекращается, тогда это знание (джнана) – одно-единственное, и ничего другого не остается».

В данном фрагменте текста представлен обзор следующих тем: джнана-канда, йога и майя, определение парамаханса.

Теория

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 22 Мб

Скачать Аудио MP3 Web 128кб/с, 87 Мб

Теория

Смотреть Видео:

video
play-sharp-fill

Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

Аудио:

Теория

video
play-sharp-fill

Теория

Теория

video
play-sharp-fill

 Основной текст лекции.

1.48. Внушенная владыками внушения появляется Авидья (неведение). Это – источник неправды, и вся ее сущность нереальна. Как может быть этот мир со всеми предшествующими основаниями быть истинным?1.49. Весь этот мир, видимый и невидимый, появляется из разума. Не признающий что-либо, обретает прибежище в разуме.

Комментарий Вадима Запорожцева: На прошлом занятии мы завершили ту часть, где вырисовывалось устройство нашего мира, то есть оно обрисовывалось образно, мазками. Здесь интересное положение – Авидья, внушенная владыками внушения. Действительно, весь наш мир был сотворен при помощи того, что называется майя. И у майи есть такой побочный эффект – это введение в заблуждение. Данная тема достаточно хорошо рассматривается в курсе аксиоматики йоги. Итак, получается, что все многообразие мира было создано из вещи майи, которая очень близка к такому понятию, как иллюзия, или, грубо говоря, гипноз. С этой точки зрения самые первые способности или творческие проявления, с помощью которых все разворачивалось, включает в себя гипноз.
Вероятно, вы сталкивались с этим в жизни или смотрели по телевизору, как на сцену выводят добровольцев и что-то внушают им. Достаточно интересное явление. Потом после выхода из гипноза все испытуемые понимают, что их восприятие мира было смещено. Вообще, на самом деле тема гипноза – это одна из самых сложных тем с точки зрения объяснения. Начнем с того, что формально научить человека гипнотизировать невозможно. Это некий дар или способность, которую можно развить, если есть какие-то зачатки, но научить человека искусству гипноза чрезвычайно тяжело. Сходная тема с темой гипноза – актерская игра. Ведь действительно, даже неискушенный, незнающий никаких канонов зритель всегда отличит, хорошо человек играет или плохо.
Причем, выдавать плохого актера будет все. Будет присутствовать фальшь, потому что актер не сумел создать у зрителя майю, иллюзию. Если вы придете в театр на игру достойных актеров, то вы будете ощущать, что актер создает вокруг себя собственный мир, творит Вселенную, причем эта Вселенная разворачивается в течение спектакля, и потом также исчезает. И по окончании спектакля и следа от нее не остается. Но вы в этом участвовали, сопереживали, как-то в этом жили даже где-то. К сожалению, сейчас если брать современное положение дел, то легкая доступность СМИ резко снизило планку. Не знаю как вы, лично я с глубочайшим отвращением смотрю на многие новые сериалы, постановки, фильмы, потому что везде сквозит фальшь, которую ничем не вытеснить, так как участники не могут создать иллюзию мира.
В этом смысле профессия актера, как профессия создателя, который создал весь этот мир, они сходны, как и профессия иллюзиониста. Так вот, та же самая иллюзия, с помощью которой Абсолют создал всю нашу Вселенную, весь наш мир, ничем не отличается от той же самой иллюзии, которую создает Актер с большой буквы. Они создают образ, создают свой мир, точно также действует майя. Абсолют посредством майи создает весь наш многообразный мир со всеми его чудесами, тайнами, страданиями и разочарованиями. Мы попадаем в этот мир, как в игре актера. Это что-то неуловимое. По окончании пьесы, когда декорации сняли, а актеры разошлись, от того мира, который они создавали, не осталось и следа. Точно также и от нашей Вселенной, как утверждает йога, не остается и следа, после того как мы поднимаемся на уровень познания майи, преодолеваем этот затмевающий, вводящий нас в заблуждение спектакль жизни. Поэтому, по достижению высших ступеней в йоге, все йоги характеризуют свои предыдущие рождения, как игру, как спектакль, как многосерийный сериал.
Но в отличие от наших сериалов, просмотрев которые ты ощущаешь в душе опустошенность, в данном случае йоги и йогини говорят о том, что каждое действие, будь то и страдание или наслаждение в этой игре, если оно привело к высшей цели познания Вселенной – оно благословенно и не прибавит – не убавит. По мере того, как человек начинает заниматься йогой, проживать Вселенную, понимать, как она действует, как раз и рождается способность управления майей – владыки Авидьи. Поэтому, еще раз, научить или сделать хорошего актера можно лишь из того человека, который внутренне йог, который может и не называет свою профессию йогой, но пытается познать эту Вселенную и потом уметь ее воспроизводить. То есть после того, как вы овладели высшими знаниями Вселенной, к вам приходит способность самим управлять, а также пользоваться этим, чтобы помогать многим живым существам.
В «Ананда Лахари» в основе своей рассматривается отрицательная сторона от Авидьи потому, что мы сталкиваемся с проблемами в жизни, которые рано или поздно толкают нас задуматься о своем существовании. В этом отношении, конечно, печально, но факт. Йогой серьезно начинают заниматься люди, как правило, прошедшие через серьезные депрессии, многочисленные неразрешимые вопросы. И столкнувшись с их неразрешимостью, они уже не с таким удовольствием вовлекались в этот мир, который сегодня тебе может сулить какие-то наслаждения и исполнение твоих желаний. А завтра без объявления войны может разрушить все, на что ты полагался. И, понятно, что человека, в первую очередь, заставляет задуматься о чем-то духовном негативный опыт. То есть когда мы сталкиваемся с негативным проявлением майи, иллюзии, Авидьи. Когда же иллюзия действует со своей позитивной стороны, мы воспринимает это, как должное, и мы выстраиваем планы, надеемся на что-то. По этой причине в «Шива Самхите» в первую очередь делают акцент на негативе.
1.50. Как пространство пронизывает кувшин одновременно и изнутри и извне, так внутри и вокруг этого постоянно меняющегося мира существует единый вселенский ДУХ.

Комментарий Вадима Запорожцева: Вселенский дух – это как Абсолют. Идея достаточно понятная: наличие первопричины всего того, что нас окружает. Мы видим все объекты и явления, они сменяют друг друга, увлекают нас, как хороший детектив. И мы начинаем из-за неведения наделять самосущным бытием эту Вселенную. То есть мы считаем, что наша Вселенная реальна, а о той первопричине, о которой говорят, в том числе и в йоге, об Абсолюте, неком принципе, породившем весь этот мир, мы забываем. Но согласно аксиоматике йоги, согласно знанию йоги, весь этот мир – это всего лишь проявление Абсолюта. Абсолют – он везде и нигде, он пронизывает, и в то же самое время, абсолютно не затрагивает. Мы с вами внутри этого фантасмагорического мира, и он нас захватывает, он нас несет.
Иногда нам бывает страшно, иногда нам бывает весело, иногда ощущаем, что должны ходить на работу, потому, что чего-то хотим. Мы склонны воспринимать свою работу, свои радости, свои печали, свою жизнь, как самосущие вещи, как данность. Мы не склонны за данностью нашей жизни видеть первопричину. Почему наша жизнь такая? Почему, в принципе, мы должны ходить на работу? Может, возможно сделать Вселенную, где не надо ходить на работу? К таким основополагающим вопросам мы некритично относимся, мы воспринимаем, как данность. В то же самое время йога утверждает, что они не являются данностью, они являются порождением Абсолюта. И вещи происходят так или иначе потому, что их запустил в этих многочисленных принципах вселенский дух, под которым подразумевается Абсолют. Весь окружающий мир – это всего лишь проявление Абсолюта.
И получается, что на вопрос: «Реален мир или не реален?», мы ответить не можем потому, что он реален и нереален. Действительно, основа мира реальна, но реальности этой мы не видим, мы видим иллюзию, которая скрывает реальность. Иногда вы будете встречаться с людьми, уверенными в себе, в завтрашнем дне, но совершенно не стремящимися к духовным ценностям, это реалисты, в плохом смысле слова. У такого человека все очень хорошо идет, все схвачено, играет не последнюю скрипку в обществе. Но он слышать не хочет о духовных ценностях. Он знает, как работает этот мир: утром деньги – вечером стулья, потому что в своей жизни он сталкивался только с этой стороной Вселенной. Но это не значит, что это единственная сторона Вселенной.
С возрастом такой человек начинает мудреть, он понимает, что есть вопросы, на которые он ответить не может. Но до этого он называет себя реалистом и считает, что вся материя вокруг, банковский счет, на котором лежит кругленькая сумма – это реально. А все слова, мысли, поучения об Абсолюте – это восточная головоломка, опиум для народа, чтобы мы не думали о повседневной жизни, а уходили в размышления над чем-то утонченным. С одной стороны, такой человек прав, потому что весь окружающий его мир – это проявление Абсолюта. И по тем правилам игры, которые он сам себе придумал, в его Вселенной реально только лишь то, что он назвал реальным. Например, счет в банке.
Но по сути дела, все то могущество, которое может приобрести человек за счет денег, с одной стороны, является реальной силой во Вселенной, потому что это проявление Абсолюта. Абсолют придумал такие правила игры, где возникают деньги, потому что люди сами их придумывают для себя. И движущая сила – она реальна. Но по отношению к точке зрения человека, который начинает их обожествлять, это иллюзорно. Это такая очень странная вещь. Окружающий нас мир, с точки зрения йоги, скрыт иллюзией, здесь что-то реально, что-то нереально. Как в театре на сцене, у каждого актера есть его высшее «Я», и не один робот никогда его не заменит. Но декорации на сцене из картона, и их убирают в конце пьесы. Точно также и мы в этом мире сталкиваемся с проявлением Абсолюта, с проявлением себе подобных живых существ. И суть Абсолюта, и суть каждого живого существа реальна. А вот так, как мы их воспринимаем, как они предстают перед нашими глазами, благодаря игре майи, неведения, оно иллюзорно.
Поэтому здесь все сводится к термину интерпретации, как мы интерпретируем мир. Сказать, что мир целиком иллюзорен – йога с этим категорически несогласна. Потому что основа мира – Абсолют, он его породил, а Абсолют реальнее всех реальностей. Но в то же самое время в своих проявлениях Абсолют перед нами такую пьесу разыгрывает, что по завершению этой пьесы от нее ничего не остается, не остается субстанции, и в этом смысле мир иллюзорен. Ну, а если говорить про нас с вами, про нашу личную жизнь, то возникает вопрос: «Весь этот мир – юдоль печали или праздник жизни, где надо брать, как можно больше, пока молодой?» Две стратегии из этого рождаются. Если вы не сталкивались с обратной стороной жизни, с ее темной стороной, то вам мир представляется праздником, и вы слышать ничего не хотите про страдания других живых существ, или про какие-то философии, объясняющие смысл.
Наоборот, как только на вас наваливается череда каких-нибудь неудач, то вы склонны впадать в пессимизм и считать, что весь этот мир – это проклятье, что все плохо, а будет еще хуже. Обе эти точки зрения не имеют никакого отношения к реальности. Мир вообще не может быть хорошим или плохим, а если еще вспомнить, что на все события в нашей жизни накладывается закон кармы, то есть, что посеешь, то и пожнешь, то вообще все запутывается. Так вот, смысл этого афоризма в том, что за всем приходящим, что мы видим вокруг, существует единый источник, который везде и нигде. Поэтому мы не можем сказать, что в этом объекте или явлении нет Абсолюта, точно так же, как мы не можем сказать, что он есть.
Скажем, вы видите цунами, которое унесло жизни сотен людей. Обычно вопрос такой возникает: «А куда же смотрел Господ Бог?» И сказать, что Абсолюта нет за этим явлением, мы не можем, но и сказать, что Абсолют там – мы тоже не можем. Очень странное положение, разрешается оно только лишь с точки зрения философии йоги с детальным и осмысленным отношением к понятию майи. Майя позволят сделать свободу воли для каждого из нас без всеобъемлющего знания. Поэтому, любая ситуация, в которую мы попадаем, мы творим ее сами. Мы сами для себя придумываем правила игры из жизни в жизнь, а потом в них попадаем.
И чтобы мы ни придумали, мы все равно так и остаемся в этом поле Абсолюта, который тут же присутствует, но ненавязчиво. До тех пор, пока мы не нуждаемся в нем и не направляем свой разум в медитации на первопричину Вселенной, он не склонен появляться, как если бы его и не было. Как только мы начинаем это делать, у нас есть шанс, что мы познаем эту первопричину за всеми приходящими вещами. До тех пор, пока реалист не будет впускать эту первопричину в свою жизнь, Абсолют никогда и не войдет в нее, он ненавязчив, он соблюдает свободу воли.
1.51. Как пространство, пронизывающее пять иллюзорных состояний вещества (земля, вода, огонь, воздух и эфир), не смешивается с ними, так и дух не смешивается с этим постоянно меняющимся миром.
Комментарий Вадима Запорожцева: Это продолжение той же темы, но в более средневековой интерпретации. Конечно же, если бы такого рода трактат писался в наши дни, то вместо огня, воды, эфира было бы может быть уместно вспомнить те открытия, которыми одарила нас современная наука. Например, что Абсолют – это не сильное взаимодействие, не слабое, не электромагнитное, не гравитационное взаимодействие, на такую тему попытались бы переложить мысль, из чего состоит весь наш мир. Я напомню, что согласно древней философии весь мир состоит из пяти элементов, но опять же, это только в нашем представлении. Под пятью элементами надо понимать элементы именно такого происхождения, то есть вода – это вода, земля – это земля, ветер – это ветер. Это конечно было все иносказательно и подразумевались совсем разные пласты бытия, но за неимением более лучших названий и появились эти. Но они достаточно информативны в йоге, поэтому будут еще достаточно долго фигурировать.
1.52. От богов вниз, к этому материальному миру, все пронизано единым духом. Есть лишь единое САТ ЧИТ АНАНДА (существование, сознание, блаженство), всепроникающее и не имеющее себе равных.

Комментарий Вадима Запорожцева: Итак, есть первопричина. Эта первопричина – Абсолют. Сказать о нем мы вообще ничего не можем, но проявляется в этом мире он тройственно. Проявление Абсолюта в этом мире проявляется, как сат – чит – ананда в такого рода текстах. Сат – это сущее, то чтобы мы назвали материальная составляющая нашего мира. Но под материальной надо понимать не только лишь материю, но и энергию всех видов: и сильная, и слабая, и электромагнитная, и все их комбинации, и все, что они породили. Это сущее в плане аспекта, который иногда называется аспектом Шакти, некой универсальной энергии.
Чит – другая составляющая, другое проявление Абсолюта, такое, как сознание. Сознание, которым мы с вами обладаем – оно не есть порождение энергии, не есть порождение химических реакций в нашей голове, как может быть считают многие последователи психологии или науки. С точки зрения йоги, наше сознание – это реализация высшего принципа чит, высшего принципа сознания, которое данность, оно является такой же данностью, как энергия. Что такое энергия? С одной стороны мы понимаем, что такое энергия: включил в розетку утюг, и он начал греться, значит, энергия выделяется. Но если мы более абстрактно подойдем к вопросу: «Что такое энергия?», то мы столкнемся с крайне трудной для понимания вещью. Но так как мы с ней привыкли каждодневно общаться, мы вроде как где-то интуитивно понимаем, что имеется в виду.
А вот с сознанием тяжелее, потому что мы можем интерпретировать сознание только лишь по своему собственному сознанию. У сознания нет субстанции, нет носителя. Реализоваться оно может через субстанцию, через носителя, через какие-то функции нашего мозга. Это достаточно сложная тема в йоге. Так называемый принцип разума, как раз и является комбинацией сознания и энергии. То есть с одной стороны энергия вроде, как и присутствует, но на равных правах присутствует еще и сознание. Сознание – вещь самосущая и термин «потерять сознание» – это всего лишь оборот речи с точки зрения йоги, а не какая не реальность. Сознание мы не можем потерять в принципе. Мы можем затруднить реализацию этого сознания через наши органы чувств, через наш разум, но в принципе потерять сознание невозможно, поскольку это наше проявление, такое же, как и мы с вами – проявление Абсолюта.
И, наконец, третья составляющая – это Ананда. Трудно передать, что имеется или предполагается под этим термином. Это все формы радости, счастья, наслаждения. Мы с вами живем и иногда сталкиваемся со светлыми сторонами жизни, и тогда мы радуемся, мы в восхищении, мы наслаждаемся. Все формы наслаждения. И вот теперь найдите некую универсальную форму радости, счастья бытия, наслаждения во всех ее спектрах, начиная от чисто физического, заканчивая утонченно-интелектуальным. Есть интеллектуалы, которые получают наслаждение от решения какой-нибудь трудноразрешимой задачи. Есть люди погрубее – они получают удовольствия от еды. Казалось бы, между этими наслаждениями пропасть, но по сути дела, это разные формы, разные степени градации проявления некого высшего принципа. Этот высший принцип называется Ананда.
Так вот, это естественное состояние Абсолюта и естественное состояние каждого из нас. Поэтому здесь мы сталкиваемся с очень интересным принципом йоги: наслаждение, радость, счастье бытия – вещи самосущие, они не нуждаются в подпорках, тем более в допингах (наркотиках, сигаретах, выпивке). То есть наше естественное состояние – состояние высшего наслаждения. И наоборот, если его нет, то это уже какая-то сложная поломка, которая привела к тому, что наслаждение поделилось на два и столкнулось лбами, из чего возникает состояние, которое мы называем болью. Так вот, Сат – Чит – Ананда есть Абсолют. Согласно концепции «Шива Самхиты» он запредельный, но он проявляется в этом мире как Сат – Чит – Ананда. И он пронизывает весь этот мир, хотя мы его не видим. Мы видим какие-то явления в своей жизни, но мы не склонны за этим видеть Абсолюта из-за затмевающего действия майи, иллюзии.
1.53. Так как оно не освещено ничем другим, то оно – самосветящееся, и из-за этого самосвечения природа духа есть свет.
Комментарий Вадима Запорожцева: Любая аналогия – это всего лишь аналогия, а сравнение – это всего лишь сравнение, и они применяются, поскольку других слов нет. То же самое с этими концепциями Абсолюта. Какое можно дать сравнение или схожий пример? В данном случае сравнивают со светом. Действительно, когда света нет – мы ничего не видим, когда свет есть – он высвечивает все. Точно также и Абсолют, он высвечивает все на свете, и поэтому обладает способностью всезнания. В йоге считается, что Абсолют полностью обладает всезнанием.
Но знание он это приобретает не так, как мы с вами посредствам органов чувств, анализа органов чувств, выводов, привычек и тому подобное, а напрямую, минуя длинную стадию. Когда мы воспринимаем что-то, где-то у нас обрабатывается каким-то процессами в головном мозге сигналы, и мы получаем знания – длинная-длинная цепочка. В то же самое время, у Абсолюта есть способность непосредственного восприятия знания, минуя органы чувств и размышления. Что самое интересное, та же самая способность заложена в каждом из нас, так как мы с вами, согласно учению йоги, сделаны по образу и подобию Абсолюта. Иногда это проявляется в нашей жизни как всплески высшей духовной интуиции, когда мы, не размышляя, знаем, или видим без глаз. Но в данном афоризме это относится к Абсолюту, который пронизывает всю Вселенную.

1.54. Так как дух по своей природе не ограничен временем или пространством, то он бесконечен, всепроникающ и полон самим собой.

Комментарий Вадима Запорожцева: Здесь мы начинаем сталкиваться с зубодробильной теорией йоги – с концепцией времени. Наука современная не так давно подошла к этому. А уж подняться до таких абстрактных моментов, как существование вне времени и пространства – этого мы себе и представить не можем, если мы будем пытаться сделать это с помощью своих обычных мыслей. Тем не менее, в йоге есть упоминание о том, что Абсолют находится вне времени и пространства. То есть Абсолют не только то, что есть сейчас, но видит все, что было и все, что будет.

Например, такая аналогия: раньше были кинотеатры, в них показывали фильмы, которые были сняты на пленку по кадрам. Там были рулоны фотопленки, если их взять и развернуть, то можно было увидеть кадры: с чего фильм начался, какой кадр был в середине, и на каком кадре фильм закончился. А представьте, что вы на этот фильм целиком взглянули и знаете, с чего все началось и чем все закончится. Вот такая аналогия с состоянием вне времени и пространства. Но это всего лишь аналогия, потому что при всем при этом присутствует свобода воли. Свобода воли – это когда в принципе неизвестен конец фильма, потому что каждый из участников этого триллера – свободный человек, свободная душа, и может делать какие угодно сюжеты. И все равно не смотря на это, Абсолют вне времени и пространства. Эту концепцию даже представить себе мы не можем.

1.55. Так как дух не подобен этому миру, который составлен из пяти иллюзорных состояний вещества и подлежит разрушению (в Пралайе), то он вечен и не разрушается никогда.

Комментарий Вадима Запорожцева: Здесь такая логическая постановка от обратного. Так как весь наш мир пребывает во времени и пространстве и разворачивается в нем, при этом когда-то был толчок начала, более того, когда-то будет завершение цикла творения, и все придет к разрушению, то из этого делается логический вывод о первопричине бытия, независящей от времени и пространства. Достаточно серьезный вызов интеллекту, чтобы хотя бы просто осмыслить, что здесь пытались доказать, как математическую теорему. Но в любом случае основная, сквозящая мысль «Шива Самхиты» – это чисто практическая мысль о том, чтобы мы не цеплялись за мир.

Мир – прекрасная вещь! И, действительно, стоит в нем жить и достигать всех своих целей, радоваться этой жизни, наслаждаться этим миром. Если это приводит нас к познанию первопричины этого мира, тогда – все! Чтобы к нам не приходило в виде изменяющихся условий жизни или смены декораций на работе, дома, это будет вести нас к высшей цели. А когда только мы завершим эту высшую цель, то смысл в этом нашем мире отпадет, и он растает, то есть мир исчезнет.

Иногда я встречал пессимистичные точки зрения, что все плохо, все разрушается, ни на что положиться нельзя, а буде еще хуже, и что даже в философии йоги считается, что весь мир был сотворен, сейчас живет, а будет разрушен. Это мне напоминает ужасы, которые в газетах печатают про конец света, после чего все в трауре ходят, так как жизнь не состоялась. То есть тут опять же майя. Это еще как взглянуть на мир, как его интерпретировать. А что такое майя? Майя – это, как в том анекдоте, где стакан либо на половину полон, либо на половину пуст, смотря, как посмотреть. Так как позитивный подход – более конструктивный, потому что он предполагает некий смысл происходящих событий, поэтому в йоге известен такой принцип довольства, который обязывает любого человека, занимающегося йогой быть довольным каждый день, чтобы не случилось.

«Не живи уныло, не жалей, что было. Не гадай, что будет, береги, что есть!» – в йоге это не просто каламбур или тост (обычно у нас любят такие умные фразы на каких-нибудь собраниях произносить, чтобы все повосхищались-повосхищались и потом тут же забыли) – в йоге это считается одно из важнейших упражнений, где надо себя заставить. Не просто так подумал о том, что плохо горевать, унывать и забыл – нет, надо об этом постоянно помнить, постоянно себе напоминать. И вот эту вот негативную тенденцию скатываться в пессимизм переломить, потому что эта негативная тенденция – всего лишь привычка, как учит нас йога. Это не реальность нашей жизни – это привычка. А как и все привычки, ее мы когда-то приобрели и также можем от нее избавиться. Вот, в частности, если занимаемся йогой, то обязаны избавляться, постоянно об этом помнить и твердить себе.

Так вот, вернемся к концу света, о котором упоминал этот афоризм. Смысл его очень позитивный – как только спектакль закончился, как только актеры ушли со сцены, и зрители покинули зал, рабочие приходят и убирают декорации, точно также устроен и весь наш мир. Когда-то он был создан для того, чтобы мы пришли и получили высшее знание внутри этого мира. Декорации менялись сообразно действиям и сценам спектакля. Как только спектакль закончен, как только мы поняли высший смысл этой пьесы, то нам больше нечего делать в этом зрительном зале. Точно также и концепция создания мира, поддержания и разрушения, вовсе не пессимистична, а предельно оптимистична. Необходимо порадоваться тому, что весь этот мир был создан, как говорит йога. Надо радоваться жизни, используя ее на духовное развитие, не покупаясь на бутафорские мелочи сцен. И с чувством полного удовлетворения и выполненного долга, покинуть зрительный зал, пойти в буфет, и хорошенько это дело отметить. Мы насладились хорошей игрой актеров, как хорошая пьеса, она нас должна поднять и сделать лучше.

Существует одна и та же идея. Любят у нас эпатировать публику, снимать фильмы безнадеги, чернухи, а цель искусства – это делать мир лучше! Если актер своей игрой не делает мир лучше, то он не актер. А если сценарий не позволяет актеру реализовать себя таким образом, чтобы он делал зрителя лучше – тогда надо выкинуть такой сценарий, вместе с режиссером. К сожалению, даже самые хрестоматийные произведения искусства в исполнении некоторых современных постановщиков выглядят, как желание подзаработать денег на эпатаже. Все об этом говорят, народ приходит, садится в зрительный зал и уходит опустошенный. Но ни режиссер себе имя не заслужит, ни актер не прославится, потому что это маленький всплеск, о котором все вскоре забудут.

В то же время, если же вы что-то осуществляете, что делает мир лучше, как ни странно, вы остаетесь в памяти, составляете себе имя среди своей профессии. Так вот, нам всем повезло, как утверждает йога, что та пьеса, которая разворачивается и называется Вселенной, наполнена колоссальным позитивным смыслом. А тот факт, что мы не видим этого смысла и стараемся сконцентрироваться на чем-то другом, говорит о том, что мы не пользуемся этим шансом. Наша жизнь – это шанс, высочайший шанс!

1.56. Кроме него нет других сущностей, поэтому он – единственный. Кроме него все иное – ложно, поэтому это истинное существование.
Комментарий Вадима Запорожцева: Не бывает двух или трех реальностей одновременно. Реальность одна, но настолько она высшая, что очень тяжело ее ухватить. Иногда я слышу споры разных школ о том, у кого аксиоматика йоги правильная, а у кого нет. Спорят, выясняют, у кого философия более правильная и никто не понимает, что философия много более высокая, что все их точки зрения – это частный случай чего-то более универсального. Так вот, здесь и есть ссылка на нечто более универсальное. Только лишь Абсолют универсален. Это же касается, кстати говоря, и религий.
Йога – это не религия, никогда не была религией и никогда, вероятно, не будет. Йога очень уважительно относится ко всем религиям, потому что высшее проявилось с разных граней, но спорить, чья религия лучше, а чья хуже – бесполезное дело. Точно так же, как и утверждать, что существует много первопричин бытия и множество Богов или принципов, породивших Вселенную – это тоже не есть истина. Причина, породившая Вселенную – она одна, ее не две, не три, не пять, в йоге она называется Абсолютом. Слово «Абсолют» пришло не из санскрита. Это уже попытка перевести на европейские языки этот термин. «Абсолют» – это нечто, что подразумевает все.
1.57. Так как этот мир создан неведением, то разрушение скорби означает приобретение счастья, а через знание приходит освобождение от всех видов скорби. Поэтому дух – это блаженство.
Комментарий Вадима Запорожцева: Та же самая мысль о том, что наша мысль не нуждается в каких либо подпорках. У вас сейчас могут быть мысли о том, что вы сейчас чувствуете себя плохо: квартира маловата, работа плоховата, жена стерва или мужа нет, то есть у каждого страдания могут носить явно выраженный личностный характер. Мы привыкли обожествлять свою ситуацию, считая именно свои проблемы самыми неразрешимыми, свою жизнь самой уникальной. Мы никак не можем понять, что в этом смысле мы не уникальны – мы все как клоны, как близнецы или близняшки, друг на друга абсолютно похожи. Только вот у нас желания, как в калейдоскопе, где из трех стеклышек можно бесчисленное количество сочетаний делать.
Нам кажется, что личная жизнь у нас не удалась, нам кажется, что у нас только такой уникальный вариант, а на самом деле такой вариант у всех. Вообще, очень мало людей, которые радуются жизни. Как правило – это йоги, потому что они внушили себе принцип довольства. И они сначала отказались от этой привычки ныть, а потом увидели положительные вещи в своей жизни. Конечно же, это можно было бы расценить, как анекдот, но здесь не до анекдотов, поскольку согласно теории йоги, состояние счастья не зависит ни от чего: ни от вашего сегодняшнего положения, ни от вашей ситуации. То, что вы сегодня имеете – это следы ваших же дел, вашей кармы. Вы когда-то что-то сделали и получаете теперь результат, что называется, за руку вас никто не тянул, так как у вас у всех есть свобода воли.
Иногда спрашивают, почему не посоветовали не делать глупости? А потому, что помимо свободы воли, у вас тогда была еще и глупость не слушать умных учителей. Вселенная иногда нам подсказывает через людей, намеками, что лучше делать. Но мы не слушаем. В результате, мы попадаем туда, куда мы попадаем, мы начинаем страдать, потому что мы сами волеизъявляем, и делаем такие правила в своей внутренней Вселенной, что наше собственное счастье и радость сталкиваются лбами. А это известно, как страдание, боль и неудовлетворенность.
Затем, так как у нас долго боль и неудовлетворенность, то мы начинаем их обожествлять. Более того, постоянно плакаться и постоянно в этом негативе жить, окончательно погружаясь в это болото. Мы могли бы хоть чуть-чуть изменить жизнь к лучшему, но мы считаем, что это наказание Господне и делать ничего не надо, что надо смириться. Но это сложный вариант, где надо смириться, а где надо наоборот противостоять.
Но в любом случае, все ваше страдание и вся ваша ситуация, в которую вы сами себя загнали, была порождена неведением. У каждого пути этого неведения были разные, поэтому сейчас, как в калейдоскопе, своя ситуация. Но факт остается фактом, что если вы ощущаете неудовлетворенность жизнью или страдания, знайте, что первопричина их – неведение. Как только неведение будет устранено, то самым волшебным образом, конечно же, не сразу, начнут решаться все ваши проблемы жизненные, философские, да какие угодно. Не сразу, потому что мы слишком долго этот клубок запутывали, и требуется время, чтобы его распутать. Но когда-то придется же начинать. Каждый шаг по устранению неведения как раз и ведет к распутыванию нашего негативного состояния от жизни.
1.58. Так как неведение, которое-причина мира, разрушается знанием, то дух есть знание, и это знание вечно.Комментарий Вадима Запорожцева: Совершенно логично, что следующий шаг – мы все страдаем. Нам всем страдать надоело. Йога нам говорит, что наше естественное состояние – состояние счастья. Заманчиво. Почему бы нам всем не заняться йогой и не обрести это счастье? Для этого надо устранить неведение. А чем его устранять? И вот уже здесь даются нам инструменты. Забегая вперед, скажу, что устранять неведение не так просто, для этого нужна тройная сила. Во-первых, надо волеизъявить устранить неведение. К сожалению, к нам в КЦ «Просветление» часто приходят люди, которые начинают плакаться, как им плохо живется. Мы рекомендуем им попробовать йогой позаниматься. Они начинают заниматься йогой, приходят через какое-то время и говорят, что йога им не помогла, что стало еще хуже. Я этому очень удивляюсь, потому что йога не вчера родилась, и остались методы тысячелетней практики.
Это либо ко мне пришел человек-уникум (на всех йога действует, а на него нет). Новый закон природы, который мне надо изучить. Не работает на конкретном человеке, а он вроде бы все правильно делает. И так с этим человеком бьешься и эдак, все вроде по-йоговски, а результата нет. Сначала меня по неопытности такие вещи вовлекали в неприятные размышления: «Может, действительно, что-то в йоге не то?» Но потом всегда выяснялся один и тот же факт: просто человек, который приходил с нытьем и просил помощи от йоги в глубине души не хотел избавляться от страданий. Его это устраивало, его устраивал этот образ жизни, это нытье, это отношение к жизни. Получается, что человек сидит в скорлупе и живет так, как хочет, но результат получается плохой. После чего он начинает трезвонить на всю Вселенную, как ему плохо, как все отрицательно. Когда же ты даешь ему метод избавиться от страданий – этот метод не срабатывает.
И действительно, если в большой армии, на миллион человек в штабе сидят провокаторы, как бы вы не планировали операцию по захвату врага, вы никогда не выиграете войну. Точно также и человек, который не волеизъявил изменить жизнь к лучшему, никогда ее не изменит, и никакие практики ее не изменят, потому что свобода воли священна. Если человек хочет страдать, да хоть ты пять жизней своих положи, ты от страданий его не избавишь. Но с другой стороны, как учит йога, мы не должны быть злобными, жестокими. Мы всегда должны помогать людям в избавлении от страданий, но только не забывать второй принцип йоги, важно всегда распознавать ситуацию. Много очень сложных людей. Иной раз люди сами не знают, чего хотят. Взаимоисключающие вещи приводят к страданию. Иногда человек просто не отдает себе отчета, что он, сперва волеизъявляет одно, а потом другое.
Поэтому в преодолении неведения самое главное – волеизъявить преодолеть неведение. Если вы не волеизъявите его преодолевать, то все остальное не сработает. Вторая составляющая по преодолению неведения – это знание. Под словом «знание» здесь понимается несколько больший смысл. Это не «знание» в нашем европейском смысле слова. Это «знание» в йоговском смысле слова. Это когда знание пропущено через себя, джнана. Просто знание – это когда ты прочитал философский трактат по йоге, где сказано, как и что делать. Но ты не проникся им, ты просто прочитал, заучил, зазубрил. А под словом «джнана» подразумевается волеизъявление получить это знание, собственно знании,е и наконец, знание, пропущенное через себя.
Так вот, первая составляющая – это волеизъявление, вторая – это знание. Мы с вами изучаем трактат «Шива Самхита», и, действительно, какие-то знания остаются, некая информация. Но сама информация – она сухая и безжизненная. И, наконец, третья составляющая, которая нужна для этого – это пропустить через себя это знание. То есть это следовать этому знанию, применять его в своей жизни. До тех пор, пока вы не начнете знание йоги применять в своей жизни, считайте, что вы вообще ничего не знаете. Я иногда встречаю напыщенных людей, всезнаек, он тебе и на санскрите фразу, и из этого источника, и из того. Но это для него ментальная акробатика, и нет в этом смысла, который он прожил.
Вообще, есть такой анекдот, что все последователи йоги делятся на три категории: клоунов, акробатов и фокусников. Акробаты – то те, кто занимаются физическим телом, растяжка у него хорошая, но в философии йоги он не понимает и не стремится ни к каким высшим аспектам йоги, он просто акробат. Клоуны – это те, кто много чего знают, теорию, санскрит, их отрицательная сторона в том, что они совершенно не любят делать физические упражнения, они любят поумничать, но в позу на голове никогда не станут из принципа. Ну, и наконец, третья категория людей, изучающих йогу – это фокусники, люди, помешанные на сверхспособностях, которые йога дарит людям, но, к сожалению, ни физически не занимаются, ни теорию не изучают.
Каждая по отдельности из этих трех видов йогов – каждая по-своему имеет сильные и слабые стороны, но требуется, чтобы человек в одном совместил все эти три. Точно также, для преодоления неведения требуется, чтобы мы совместили волю, знание и действие. Воля – это к фокусникам. Действительно, считается, что воля творит чудеса и многие сверхспособности проявляются исключительно благодаря силе воли. Это фокусники. Наоборот, люди, которые, больше на физическое напирают – это действие. Действительно, пока на своей шкуре йогу не почувствуешь, ты не поймешь ее. Если ты каждый день по сорок минут йогой не занимаешься, то ты вряд ли знаешь йогу. Когда люди мне начинают говорить, что когда-то изучали йогу, все прошли, а сейчас не занимаются, это сомнительно. И, наконец, третья категория – клоуны. Это все те, кто все изучают, просто так, как информацию. А надо все это соединить. И только когда вы в одном лице будете и клоуном, и акробатом, и фокусником, только тогда вы преодолеете майю. Ну, или по-другому, когда вы знание-волю-действие соедините, будет результат.
1.59. Так же как этот многообразный мир имеет начало во времени, существует Единый, который – истинное Я, не изменяющееся во времени; и Он един и непостижим.
1.60. Все внешние сущности со временем будут разрушены, но дух, который невыразим словами (будет существовать) вне чего-либо иного.

Комментарий Вадима Запорожцева: Продолжение той же темы о единстве. Первоисточник всего, первоисточник всей Вселенной – это Абсолют. Двух Абсолютов нет, то есть Абсолют един. Это очень серьезная важная концепция, потому что из этой концепции много чего выводится.
Под словом дух подразумевается Абсолют, Вселенная возникает и исчезает, а источник творения остается. Опять же, если сравнить с нашим зрительным залом, вы можете прийти на спектакль, вы можете посмотреть спектакль, вы можете уйти со спектакля, а театр снесут, но это не имеет значения. Главное, что вы увидели спектакль, а все остальное – это мелочи. Подобно нашему я, оно никуда не девается, оно не исчезает и не возникает, я каждого из нас тождественно Абсолюту, а все остальное приходящее. Все зависит от закона кармы.
1.61. Ни эфир, ни огонь, ни воздух, ни вода, ни земля, ни их сочетания не совершенны. Совершенен только единственный дух.

Комментарий Вадима Запорожцева: А вот этот афоризм дает нам, в числе прочего, метод, как же приближаться к постижению Абсолюта, как приближаться к первоисточнику всего бытия. Метод отрицания. Вы начинаете перебирать объекты или явления или составляющие этих объектов и явлений, и познавать, что все это не является первопричиной, а является всего лишь порождением этой первопричины. То есть, отбрасывая, отбрасывая все на свете, может случиться чудо, возникнет импульс, который направит вас именно на постижение Абсолюта, то есть это метод, метод отрицания в познании мира.
Йога и майя

1.62. Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности мира, йогин видит в своем собственном духе Вселенский дух в его подлинной сущности.
Комментарий Вадима Запорожцева: Так как йога утверждает, что суть нашего я и суть единого Абсолюта одна и та же, дается вполне конкретный метод, как приблизиться, но уже с другой стороны, к постижению Абсолюта. Это попытка познать Абсолют через познания своего собственного я. В этом смысле, система йоги – это система самопознания, но под самопознанием подразумевается, что мы будем изучать себя. Она тождественна системе познания первопричины мира, Абсолюта. В данном афоризме делается акцент на том, что мы с вами, теперь уже вооруженные знанием, что наша суть или суть нашего я ничем не отличается от сути Абсолюта. И можем исследовать свое я или пытаться понять, кто мы. Но познать свое собственное я не менее сложно, чем познать суть Абсолюта. И здесь тоже нужно, если угодно, такое стечение обстоятельств, такая практика, такая наша работа, чтобы мы все-таки познали, кто мы на самом деле.
Но на пути этого встречается неприятный факт. Мы считаем себя не тем, кем мы являемся, а считаем себя своими проявлениями. А проявления у нас те же самые, что и у Абсолюта: сат-чит-ананда. Или энергия, сознание и состояние радости, блаженства. Это наши проявления, но это не суть нашего я. И вот иногда мы начинаем считать себя своими проявлениями. И вот простой случай, если мы считаем себя своими грубыми проявлениями, например, физическим телом. От него очень легко избавиться, от заблуждения, что я это мое тело. А вот если мы начинаем считать себя своим разумом, а разум бывает и светлый, и чистый, и радостный. Сат-чит-ананда. Тогда мы невольно зачарованы этим образом и невольно начинаем считать себя разумом. Более того, одна мысль о том, что мы не разум, может вызывать у нас дискомфорт.
Например, вот мы закрываем глаза и видим высочайшие, тончайшие структуры нашего разума, чистые, восхитительные. Только на них посмотрим и сами от себя испытываем счастье, блаженство и наслаждение. Ну как от этого можно отказаться? Очень тяжело от этого отказаться, очень легко считать себя не тем, кем мы являемся. Знаете, как говорят: огонь, вода и медные трубы. Легко пройти огонь и воду, а от медных труб в основном все страдают. Так вот и в йоге. Очень легко пройти какие-то ступени, где ты понимаешь, что ты не физическое тело, труднее понять, что не какие-то тонкие эмоциональные структуры. И совсем уж тяжело, когда ты доходишь до уровня причинного тела, которое, как воздух – прозрачно, его не ухватить.
И, казалось бы, что нет никого, вот я тут сам. А на самом деле подобно тому, как воздух не видно, так неочевидны и тонкие структуры. И мы начинаем отождествлять себя с проявлениями, хотя сами не осознаем, что лишь проявления. И вот тут уже начинаются трудности.
1.63. Увидев свой дух – а это дает счастье, находимое в самом себе,- с помощью своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством Самадхи.

Комментарий Вадима Запорожцева: Следующий шаг на пути йоги – это когда йогин начинает познавать сам себя. У йогина есть его высшее «Я», которое не является его проявлением. У его проявлений есть состояние Ананды, счастья, а у его высшего «Я» есть состояние, которое невыразимое, выше Ананды или Сверхананды, то для чего не существует слов. Так вот, как только йогин или йогиня учатся познавать самого себя непосредственно через самого себя – этот процесс называется самадхи без объекта. Или высшее состояние самадхи в противовес другому состоянию самадхи – самадхи с объектом. То есть действительно, йогин, занимающийся йогой, очень быстро преодолевает известными упражнениями ограничения пространства, времени, своей кармы, каких-то обстоятельств в жизни, и может просто прибывать в счастье в своем человеческом теле.
Мы вечно ноем, что у нас все плохо, на самом деле, тот факт, что мы еще пока живы, этого вполне достаточно. Вот если уже умирать начали или умерли, там сложнее, опереться тяжело, там физического тела нет, а пока есть физическое тело, то есть то, с чем работать. Так вот, можно достигать чрезвычайно экстатических, экзальтированных состояний, совершенно немыслимых для обычных людей, как учит нас йога, причем абсолютно без всяких допингов.
Йога – одна из самых последовательных противниц всякого рода наркотиков. К сожалению, сейчас пошла тенденция всякие опыты ставить по изучению своей психики с помощью всякой дряни. Так вот йога категорически против этого. Более того, она утверждает, что в принципе невозможно достигнуть высочайшего состояния самадхи при помощи химии, в принципе. Потому что мы отказываемся от своих проявлений. Любая химия действует только лишь на проявления, а там выше, где и проявлений нет, там уже один на один наше я с самим собой.
Вся йога ведет к тому, чтобы йогин сперва научился достигать самадхи с объектом, то есть доходить до состояния высочайшего счастья простым пожеланием. Соответственно, нейтрализуя всю свою негативную карму, устраняя все предпосылки для страданий – это все, высочайший экстаз, высочайшее счастье, высочайшее состояние. Но есть еще более высшее состояние – это прямое познание самого себя, по сравнением с которым даже суперэкстаз кажется блеклым.

1.64. Мать этого мира – Майя (иллюзорность). Мир был создан не из каких-то других принципов, (а из Майи). Когда эта Майя исчезает-тогда и мир, несомненно, перестает существовать.
Комментарий Вадима Запорожцева: Концепция майи – это одна из самых трудных и сложнопонимаемых концепций. Известно нам проявление майи больше через проявление иллюзии. Тот факт, что существует в мире иллюзия, является порождением принципа майи. Принцип майи – бесполезно о нем что либо говорить. Это настолько неуловимый принцип, что требуются долгие годы размышлений и медитаций, а самое главное, личной практики, и познания того, что есть майя. Только лишь после этого, когда мы познаем, что есть майя, то она для нас исчезает так, как будто ее никогда и не было. Вот очень интересный факт. И тут же исчезает весь наш мир феноменов, как если бы его никогда и не было. Точнее, он с одной стороны исчезает, а с другой не исчезает. Он исчезает для нас, потому что мы видим, что он не мир разрозненных феноменов, всего лишь проявление высшей первопричины Абсолюта.
Для других людей, которые еще под действием Майи, мир никуда не делся. Будда достиг состояния просветления две с половиной тысячи лет назад, а многие йоги и йогини еще раньше. Но это не помешало в двадцатом веке создавать концлагеря, пытать и убивать бедных узников, и в современном мире еще каким-то отрицательным вещам происходить. Казалось бы, если кто-либо когда-либо достиг высших состояний, мир растворился, ничего не осталось кроме Абсолюта, сверхдоброты, то откуда же вся эта темнота мира – темнота мира из свободы воли. Тот факт, что какие-то другие живые существа волеизъявили жить по-другому, они так и продолжают находиться под затмевающим действием майи со всеми вытекающими последствиями, в том числе и кармическими.1.65. Тот, для кого этот мир есть лишь наслаждение, не знает основы Майи и не найдет никакого счастья в богатстве, теле и прочих удовольствиях.
Комментарий Вадима Запорожцева: Здесь нас призывают не хвататься за иллюзорность, не хвататься за то, что не является реальным. Представьте, вас посадили в тюрьму, и ваша задача из нее выйти, а вовсе не занять самое привилегированное место в камере. Все вещи, которые дает нам этот мир – они имеют смысл, когда они приходят, и мы ими пользуемся: богатство, власть, слава. Но когда мы ими пользуемся только для познания этого высшего. В этом случае они нейтральны, даже хороши, поскольку мы постигаем что-то более высшее на примере денег и власти. Поверьте, хороший управляющий, в хорошей компании знает о людях больше, чем иной философ, который никогда не отвечал за других людей. Точно также и богатый человек иногда даже лучше знает цену многим вещам этого мира вовсе не потому, что деньги решают все, а потому, что он реализовался, он стал богатым, и уже пропустил это через себя.
Другая ситуация, когда мы начинаем отказываться от того, что нам никогда не светит. Я иногда слышу, что не в деньгах счастье, а в каких-то духовных ценностях. Но у любого человека всегда есть желание стать богатым, пока это желание стать богатым не реализовано, он все равно по-настоящему не сможет думать о высших духовных принципах. Йога спокойно к этому относится, она говорит, что хорошо познавать высшее через богатство, только не стоит хвататься за богатство. К сожалению, иногда люди именно так начинают идти к богатству, богатеют, забывают про йогу, и в результате остаются у разбитого корыта. Когда приходят богатство, счастье, и вы пользуетесь ими, как инструментом для познания мира – вы познаете мир быстрее и эффективнее, чем те, кто якобы отказались от славы, богатства, счастья, а на самом деле просто лицемерят, ведь бывают и такие люди.
Но все равно, рано или поздно вы выбросите это богатство, власть, как игрушку выбрасывает маленький ребенок, когда она ему надоедает. А вот если у него ее отобрать, то у него будет больше мыслей об этой игрушке, так же и в этом случае. А если просто начинать обожествлять власть, богатство, славу, то получится наоборот. Все философии мира, все течения, учения, которые были, есть, доступны нам, говорят нам об одном и том же: не стремись к обычному, стремись к высшему, проси высшее, обычное тебе и так приложится. С этим полностью соглашается йога, стремитесь к высшему, а параллельно занимайтесь своим обогащением. И получите и то, и другое. Только лишь начнете свою жизнь планировать по принципу, где больше платят, а никаких духовных принципов при этом у себя на подсознании не иметь, то останетесь у разбитого корыта. Это общечеловеческая мудрость.1.66. Этот мир по отношению к человеку предстает в трех различных аспектах –
дружественном, враждебном или безразличном. Такова основа мирских дел. Есть различие также и в сущностях – они добрые, злые или безразличные.
1.67. Один лишь дух, через различение, поистине является и сыном и отцом. Священные тексты описывают мир, чтобы вернуться (назад) из иллюзорности Майи. Йогин же разрушает (для себя) этот мир множественности явлений, понимая, что он – лишь результат неправильной веры.

Комментарий Вадима Запорожцева: Мир, в котором мы живем, поворачивается к нам то одной, то другой, то третьей стороной, потому что мы сами создали предпосылки, чтобы мир к нам так разворачивался. Это закон кармы – что посеешь, то и пожнешь. Почему же мы делаем неправильные поступки, почему же мы наплели такие кренделя своей траектории, что в результате мы имеем то, чего сейчас не хотим? По одной причине – мы к чему-то стремились, мы когда-то считали что-то ценным и делали какие-то шаги, а что-то не ценным и избегали каких-то других шагов, в результате это привело нас к тому, к чему привело. Или по-другому: мы делали глупости, поэтому мы сейчас за них расплачиваемся. Или наоборот: мы делали хорошие вещи, и поэтому нам сейчас хорошо.
Но возникает вопрос: «Почему мы делали глупости или хорошие вещи?» И йога здесь дает очень интересный ответ. На самом деле мы стремимся всего лишь к Абсолюту, мы стремимся к этой высшей истине. Но так как мы еще неискушенные в этом плане, то мы многое начинам путать. Мы стремимся к деньгам, потому что они решают много проблем в нашей жизни, как мы считаем. На самом деле, сила Абсолюта решает все проблемы в нашей жизни, а отнюдь не кусочки бумажки. Но мы забываем про то, что кусочек бумажки – это всего лишь условный способ приобщиться к силе Абсолюта. Мы начинаем их обожествлять сами по себе, вне Абсолюта. Поэтому мы иногда на сложной развилке нашего пути начинаем делать ошибки. То есть с одной стороны, бывают ситуации, когда мы приобретаем деньги и Абсолют, образно говоря, радуется, и мы познаем через это могущество Абсолюта, и тем самым понимаем, кто это или что это. Это очень положительный вектор.
Но вот мы становимся на распутье, возникает искушение, появляется возможность обмануть ближнего своего и радоваться. Вместо того чтобы отказаться от этих денег, потому что бумажки остались те же самые, но наполнение уже другое, мы на это покупаемся. Вообще, отношение к деньгам у йоги очень интересное – в йоге самое главное не сами деньги, а как вы их заработали. То есть если взять все деньги, то их можно поделить на две части: одна часть, которую вы заработали через попытку познать часть Абсолюта – эту часть у вас никто и никогда не украдет. Более того, как бы вы ее не потратили, она даст очень хорошие результаты и так далее. А другая часть – это та, в результате ваших каких-то кармических следствий не совсем адекватно к вам пришла, и она, как правило, так же и уходит. Нажито махом – прожито прахом. То есть высказывание, деньги не пахнут – еще как пахнут, но пахнут они косвенно, по результатам.
Деньги – это сила, и если сила «чистая», «кармически чистая», то она и приведет к хорошим кармическим последствиям, если же нет, то нет. Так вот, мы стремимся к чему либо, не потому что мы к этому стремимся. Мы стремимся к чему-либо потому, что в этом светит Абсолют. Во многих древних текстах, в частности в «Ведах» и «Упанишадах», сказано, что ни богатство дорого человеку, а Атма дорога человеку. Под Атмой понимается его высшее «Я» или часть Абсолюта. Если мы в чем-то видим Абсолют, если он каким-то образом там сверкает – мы к этому тянемся, если же мы этого не видим – нам это неинтересно.
Поэтому, по большому счету, мы всегда тянемся к Абсолюту, только не всегда его распознаем, иногда он ускользает. Иногда мы тянемся-тянемся к нему, в руках форма, а содержание исчезает, это приводит нас, грубо говоря, к ситуации, когда мы делаем не те поступки, которые хотели бы, и в результате страдаем и наслаждаемся. Это закон кармы. Но при всем при том, какова не была у нас карма, что бы мы не успели сделать хорошего или плохого, все это пронизывает Абсолют. И мы всегда можем вернуться к Абсолюту, развернуть траекторию своего жизненного пути таким образом, чтобы отказаться от иллюзорного и стремиться к первопричине. Это смысл нашего я, это суть, это Абсолют вокруг.
Определение парамаханса
1.68. Когда некто освобожден от бесчисленных различений и состояний существования, таких как каста, личность и тому подобное,- тогда он может сказать, что он – незримый разум и чистое единство.

Комментарий Вадима Запорожцева: Человек, занимающийся йогой, рано или поздно, избавляется от всех неправильных воззрений о самом себе, приобретает правильное представление о самом себе, и в дальнейшем уже не делает те глупости, которые мы с вами делаем. Эти люди – высочайшие Учителя человечества. Мы с вами только лишь еще на пути к этому. В Открытом Йога Университете высочайших Учителей человечества нет, есть только лишь преподаватели йоги. Но наша задача, если кто-либо из вас когда-нибудь встретится с такими людьми с большой буквы, чтобы вы их не пропустили. Иногда наше собственное неведение не позволяет распознать Учителя.

Ключевые слова: лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, смотреть, слушать, текст лекции, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.openyoga.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, дживатма, параматма, карма, семена кармы, закон причины и следствия, самскара, майя, иллюзия, неведение, таттва, качества, практика йоги, практика, место, прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, дэвадатта, адхикари, кумбхака, гхари, задержка, арамбха авастха, гхата авастха, паричйая авастха, нишпати авастха, вещи, от которых нужно отречься, средства, мокша, нирвана, освобождение, просветление, самадхи, самадхи с объектом, самадхи без объекта, отсутствие света, бхога, наслаждение, высшее наслаждение, Сат Чит Ананда, радость бытия, счастье, предписания, первая вторая, третья ступень, вайю-сиддхи, сиддхи, совершенства, сверхспособности, вакья-сиддхи, дар пророчества, камачари, дурадриштхи, ясновидение, пракайяправесана, левитация, прана, апана, нада, бинду, пратьяхара, паричайя, дхарана, чакра, шесть чакр, муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха, аджна, сахасрара, брахма, нишпатти, дживан-мукта, четана, читта, манас, буддхи, чита, разум, ум, вритти, вайю-садхана, асаны, сиддхасана, падмасана, уграсана, свастикасана, сукхасана, вайю-сиддхи, Камадэве, Бог любви, Парвати, Шакти, Шанкара, Шива, Бог, Богиня, йогин, йогиня, партнер, партнерша, юноша, девушка, мама, папа, равноправные игроки, гуру, дхарма, препятствия, четыре вида йоги, четыре типа учеников, садхака, пратикопасана, чидакаша, тайна, курма, нади, кама-биджа, клим, лингам, йони, анус, бхучари, уход из мира по желанию, якшасы, ракшасы, гандхарвы, апсары, киннары, тайное тривени, прайаг, сарасвати, мистическая луна, кала, степени нарастания, мистическая гора Кайласа, обитель Хамсах, нектар, мантра, пранава, ОМ, звук, вибрация, пробуждение мантры, мантры сознания, мантры энергии, мантры имени, мантры кармические, мантры духовные, хома, джапа-мантра, звуки нада, трипура бхайрави, махавидья, йогическая традиция, учение, энергия, сознание, пространство сознания, концентрация, медитация, ассоциативная привязка, закон ассоциаций, ассоциативная связь, высшее знание, высшее Я, запредельное Я, Атман, наше Я, Джива, душа, Брахман, Абсолют, Вселенная, Шунья, пустотность, Великая пустота, сияющая пустота, космическое яйцо, хатха-йога, крия-йога, пранаяма-йога, мантра-йога, карма-йога, джнана-йога, раджа-йога, раджадхирадж-йога, янтра-йога, ньяса-йога, лайя-йога, быстрые методы в йоге, триада, тантра-йога, йога секса, сексуальная йога, йога союза, йога влюбленности, кундалини-йога, разряжение, сублимация, продолжение рода, брахмачарья, сексуальная энергия, тантрические практики, практики отождествления, секс, секс без потерь, секс с потерями, сиддхи, Шива Самхита, Веды и Шастры, мудра, йони-мудра, священный напиток Кула, цветок Бандхука, пробуждение кундалини, брахмарандхра, ваджроли, маха-бандха, маха-мудра, мула-бандха, маха-ведха, уддийана-бандха, кхечари-мудра, джаландхара-мудра, шакти-чалана мудра, випарита-карани, виграха-сиддхи, апана-вайю, самана-вайю, прана-вайю, сушумна, центральный канал, ида, пингала, нади, универсальная прана, прана, грантхи, узлы, узел Брахмы, чакры, сплетения, сахасрара-чакра, муладхара-чакра, пупочный центр, смерть, бессмертие, процесс старения, физическое тело, грубое тело, тонкое тело, причинное тело, группы тел, аскетизм, нечестность, диета, наркотики, бхава, астрология, индийская астрология, звезды, планеты, светила, природа, океан, микромир, микрокосмос, пространство, время, аквариум, управление, управлять, богатство, страх, смелость, сила, вера, самоконтроль, доброта, интуиция, добродетели, порок, психология, психоанализ, эго, охамкара, посвящение, Единственное существование, Ишвара, Индра, Карма-канда, Джнана-канда, джнана, расхождение мнений, ритуалы, познание, неведение, возникновение, эволюция, Пралайя, Параматман, Парамаханса, Авидья, Маха Майя, акаша, викшепа, аварана, сходящая энергия, трансформирующая энергия, великая потенциальность, великая иллюзорность, саттва, раджас, тамас, гармония, активность, инерция, элементы.

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

 

Над текстом работали: Анастасия Бахина, Анна Федорова

 

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com