2012_04_21 Шанкарачарья (2-я лекция). Вадим Опенйога

Шанкарачарья (2-я лекция). Вадим Опенйога

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2012.04.21

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет

(openyogaclass.com)


Краткое описание :

Вводная часть. Первый стих произведения Шанкары «10 шлот об Атмане». Дискуссия о проявлениях Атмана. Отличия в подходах йоги и современной науки к изучению человека. Экскурс в йогу сновидений. Важность практик сохранения непрерывности сознания во сне с и без сновидений. Состояние Сат Чит Ананда. Методы постижения Атмана «то, то» и «не то, не то». Труды Учителей – толчок нашему разуму для перехода в сверхлогику.

Слушать Аудио:    


Смотреть Видео:  

Скачать Видео mp4

Читать Текст: 

КОММЕНТАРИИ К ТРУДУ ШАНКАРАЧАРЬИ «10 ШЛОТ ОБ АТМАНЕ»

ЧАСТЬ 2

Итак, друзья, сегодня 21 апреля 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Я преподаю йогу. Находимся мы в Культурном центре «Просветление» в городе Москве, возле метро Новослободская. И это у нас лекция Международного открытого йога университета. Вся архивная информация на сайтах http://openyoga.ru.

Также есть у нас бесплатные интернет курсы для самостоятельного изучения йоги, курсы – самоучители, на сайте  http://www.openyogaclass.com/kurs/.

Друзья, начиная с сегодняшней лекции, как я и обещал, мы начнем рассматривать труды Шри Шанкарачарьи. Высочайшего, величайшего Учителя, который в большей степени известен как основатель Адвайты Веданты, что в вольном переводе означает – недвойственное завершение Вед или недвойственный смысл Вед. На предыдущей лекции мы с вами касались несколько его биографии, а вот теперь самое время коснуться трудов Шанкарачарьи, т.к. они до сих пор являются одними из самых популярных текстов. Но прежде, чем мы пойдем рассматривать этот серьезнейший труд, я хочу услышать – на связи у нас есть заочники? Полно? Из каких городов? Псков, Омск, Самара, Ульяновск, Ленинградская обл., Москва, Сыктывкар. А из заграницы кто-нибудь есть? Япония есть! Еще кто? Литва. Украина. Ладно, это у нас была рекламная пауза. Очень бы хорошо, что бы кто-нибудь себя похвалил, какой он хороший. Есть ли такой человек? Вперед!

МОЙУ, Кирилл Лирик, г. Киев: Я хочу похвалить себя в несколько новом формате, который вы ввели – чем я полезен людям.

ВВЗ: Вот это очень интересно послушать!

МОЙУ, Кирилл Лирик, г. Киев: Я предварительно, перед практиками Триады замочил сухофруктов, и всех угощал вкусными сухофруктами после практик.

ВВЗ: Да ты кормилец наш! Браво! Мне один товарищ, американец, рассказывал, как его младший брат писал резюме. Что бы устроиться на следующую работу, надо описать, где ты работал до этого. И вот он написал такую фразу о своем предыдущем опыте работы, как то он так красиво выразился, – снабжал пищей школу. А потом выяснилось, что он помогал разгружать школьные обеды. Поэтому как подать информацию то. Чудесно! Улыбнется нам кто истинно йоговской улыбкой, сделав позу?

МОЙУ, Игорь Терновский, группа Астра. Я из Самары, приехал сначала в Рязань, а потом из Рязани в Москву на электричках. (Делает асану)

ВВЗ: У меня реальная история есть, один товарищ из Москвы в Братск ехал на электричках, на 22. Причем не просто ехал, а вез цветной телевизор. Причем не просто цветной телевизор, как сейчас LCD панели маленькие, а старый советский тяжелый цветной телевизор. Замечательно!

Мы сейчас приступаем с вами к изучению первоисточника. Я буду пользоваться книгой, которая называется «Семь трактатов» Библиотека духовного наследия истины издана совместно с Обществом Рамакришны. Мы с вами неоднократно касались этой легендарной личности, он был Учителем Свами Вивекананды, который собственно говоря, по настоящему, впервые принес йогу на запад. Итак, работать мы будем в следующем формате. Сейчас кто-нибудь будет зачитывать небольшой фрагмент из трактата Шри Шанкарачарьи, а мы с вами будем его осмысливать и пытаться разобрать, что же это собственно все значит. Итак, название и первый стих.

МОЙУ, Есауленко Анна, группа Чатур, куратор курса «Ананда Лахари»

ВВЗ: Ананда Лахари это также работа Шанкарачарьи.

МОЙУ, Есауленко Анна, группа Чатур, куратор курса «Ананда Лахари»:

«10 шлот об Атмане»

Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения, как органы чувств и тело грубое ибо они приходящие и распаду подлежащие, а в глубоком сне одно лишь остается. Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!

ВВЗ: Все, нам этого достаточно, что бы поразмыслить. Итак, мы начали рассматривать работу «10 Шлот об Атмане». Начнем с самого начала. Что такое или кто такой Атман? Кто не знает – руку поднимает. Теперь – кто знает. Да здесь зал Просветленных, познавших Атмана! Это ж надо! Если вы знаете, что такое Атман, мне надо умолкнуть, и уступить место вам. Ну ладно, вы потом поймете весь мой сарказм и юмор. Давайте тогда по-другому. Кто знает, что значит слово «Атман»? Вот, это уже ближе к истине. Итак, кто нам расскажет, что это за слово «Атман»? Басим, вперед!

МОЙУ, Басим, аспирантура: Атман – это наше Высшее Я, то, что можно было бы назвать нашим Высшим Я.

ВВЗ: Наше Высшее Я, хорошо.

МОЙУ, Басим, аспирантура: слово происходит от корня «атм» – т.е. неделимый.

ВВЗ: А слово «атом» греческого происхождения.

МОЙУ, Басим, аспирантура: Стырили!

ВВЗ: Итак, друзья, начнем по порядку. Вот вы здесь все сейчас сидите в зале, а собственно говоря, вы есть или вас нет? Чем докажете, что вы есть?

Голос из зала: Мы можем проявляться.

ВВЗ: Как то проявляться вы можете. Через что вы можете проявляться?

Голос из зала: Через свои проявления.

ВВЗ: А через какие проявления? Давайте по очереди, какие есть проявления?

Голос из зала: Тело, речь и ум.

ВВЗ: Это мне что-то буддистское напоминает.

Голос из зала: Сознание и энергия.

ВВЗ: Еще какие проявления?

Голос из зала: Прана.

ВВЗ: Прозвучал термин «прана». Так, еще!

МОЙУ, Басим, аспирантура: Мы можем проявлять себя благодаря воле и благодаря майе.

ВВЗ: Воля – майя всплыли, друзья, неожиданно. Еще как мы себя можем проявить?! Призатихли, призадумались.

Голос из зала: Надо уточнить, кому мы должны доказать, что мы есть? Самим себе или окружающим?

ВВЗ: Мне докажите!

Голос из зала: А по-сути тогда это не возможно.

ВВЗ: Как не возможно?

Голос из зала: Очень просто, потому что все, что бы мы ни сделали, можно сказать, что ваша галлюцинация. Даже, если мы будем вас бить!

ВВЗ: Какая наглая галлюцинация! Так, ладно, давайте бить вы меня не будете, принесите мне лучше чая, и лучше не галлюциногенного. Еще есть мысли?

МОЙУ, Игорь Терновский, группа Астра: У нас есть наша энергия, которая может проявиться через творчество, и т.к. наше Высшее Я себя ассоциирует, в данном случае с этим телом, то мы можем что-то творить в этом мире, его как то изменять.

ВВЗ: Прозвучало проявление себя через творчество. А что такое творчество, друзья?

Голос из зала: Создаем что-то новое.

ВВЗ: А когда мы копируем старое, это творчество?

Голос из зала: Нет.

ВВЗ: Т.е. мы должны создавать что-то новое. Преобразовывать и трансформировать, не повторяя того, что было раньше.

Голос из зала: А полностью повторить разве можно?

ВВЗ: Вопрос то не в этом. Кто его знает, до какой-то степени да, у нас же делают одинаковые машины. Понятно, что они не до атома одинаковые. Итак, хороший на самом деле поворот был – творчество! Еще раз, что такое – творчество? Если вы повторяете то, что было до этого, это творчество или нет?

Голос из зала: Нет. Но с другой стороны, если мы хоть какие-то корректировки вносим в окружающий мир, то это уже, наверное, творчество.

ВВЗ: Ладно, давайте по-другому. А можно придумать компьютерную программу, которая бы тоже что-то творила? Это очень серьезный вопрос. Итак, я придумал компьютерную программу, которая может сочинять стихи, рифмоплет. Кстати, уже, по-моему, кто-то придумал. Выходит, компьютерная программа показывает нам творчество?

Голос из зала: Нет.

ВВЗ: А что она нам показывает?

Егор, вольный слушатель: Мне кажется, творчество – это деятельность души.

ВВЗ: Т.е. источником творчества должно быть Высшее Я, да? Может ли быть творчество без Высшего Я?

Голос из зала: Нет.

ВВЗ: Почему? Ладно, оставим этот вопрос. Хорошо, возвращаемся немножко назад. Итак, у меня компьютерная программа, которая выдает афоризмы на каждый день. Нажимаешь на кнопочку, она чирик и «Круглое – кати, плоское – тащи». Причем я себя поймал на мысли, что я стал ее читать как гороскоп на день.

Голос из зала: На одной из своих лекций, я помню, Вы говорили, в чем коренное отличие компьютерной программы от человека. Человек может быть случаен!

ВВЗ: Да! Может ли быть во Вселенной хоть одна компьютерная программа, которая творит что-то истинно случайным образом? Почему нет?

Голос из зала: Потому что еще не придумали генератор случайных чисел.

ВВЗ: Абсолютно правильно! Это философская проблема. Придумать генератор случайных чисел. Это крайне важная вещь, в любом компьютере есть генератор псевдослучайных чисел. Достаточно сложный алгоритм, который якобы выдает случайные числа, но на самом деле, если вы будете с известной периодичностью нажимать, то где-то образуется цикл. Точно также любая программа по сочинению стихов, написанию книг, может еще чего-нибудь, она на каком-то, может быть очень большом периоде времени, начнет зацикливаться и начнет выдавать тоже самое. Есть другое, кстати, приложение этих программ, это интернет болталки. Ты пишешь вопрос – тебя якобы человек отвечает, на самом деле, отвечает бездушная программа, которая управляется генератором случайных чисел. И если у вас будет бесконечное количество времени, или очень большое количество времени, вы определите, что на той стороне не человек, а компьютерная программа. Каким образом? Повторяться начнет. А если же мы говорим об истинном творчестве, то повторяться не должно, иначе это противоречит самому понятию творчества. И это, как ни странно, отчасти перекликается с так называемым тестом Тюрринга. Те из вас, кто будет изучать соответствующий раздел – узнает, увидит. Смотрите, какая вещь получается, мы нащупали такое проявление очень странное у человека, как творчество, которое фактически сводится к бесконечной возможности творить что-то новое, и новое, и новое. Мы видим эволюцию.

Чайковская Виолетта, вольный слушатель: Мы говорили, что в творчество определяет случайность, а можно переформулировать по-другому. Творчество – это свобода.

ВВЗ: Вот!! Браво, Виолетта! У нас достойные вольные слушатели! Для меня бальзам на раны. У меня самая большая головная боль – я думаю, кто к нам придет учиться? А придет только тот, кто является вольным слушателем. Поэтому контингент вольных слушателей это моя головная боль. Если плохой контингент, то Открытый йога университет загнется, а если хороший, а судя по всему, он хороший – мы будем расти. Так вот, друзья, другими словами, случайность – это свобода! Т.е. никто вас не может запрограммировать. Случайные числа – это математическое определение свободы! Итак, возвращаемся к тому, с чего мы начали, у нас есть наше Высшее Я, и наши проявления – они какие? Свободные! Другой разговор, через что они свободные. И вот здесь я еще раз попрошу прочитать этот шлот, громко и с выражением.

МОЙУ, Есауленко Анна, группа Чатур:

Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения, как органы чувств и тело грубое ибо они приходящие и распаду подлежащие, а в глубоком сне одно лишь остается. Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!

ВВЗ: Замечательно, вот теперь давайте углубимся в анализ. Идет перечисление, чем Высшее Я или Атман не является. Итак, еще раз, чем:

МОЙУ, Есауленко Анна, группа Чатур:

Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения.

ВВЗ: Достаточно. Смотрите, средневековая философия устройства человеческого тела по аналогии с современной анатомией все сводила к первоэлементам. Мы можем сказать, что с позиции современной науки тело человека состоит из белковых образований плюс большой процент воды. Белковые образования сделаны из атомов углерода, водорода, азота, кислорода и куча всего по мелочи – кальций, натрий, и пр. вплоть до золота. А в средневековой Индии прозвучал другой акцент, как если бы они попытались объяснить устройство тело с позиции стихий или первоэлементов, из которых состоит тело. В те времена все делилось на огонь, воду, землю, эфир и комбинации этих элементов, и по сути дела с известной тяжелой натяжкой можно было бы перефразировать этот стих таким образом:

Я ни углерод, ни водород, ни азот, ни кислород, ни вся таблица Менделеева и ни сложные химические соединения, состоящие из них.

Друзья, здесь сразу же мы натыкаемся на первое расхождение с современной парадигмой нашей западной науки. По умолчанию в современной науке считается, что мы с вами являемся производной от сложной деятельности каких-то химических молекул, каких-то взаимодействий электромагнитного характера, которые возникают вследствие этих химических взаимодействий. Или по-другому, современное отношение медицины и науки к человеку как к большой, сложной и наглой химической реакции, или как к большому и наглому химическому конгломерату, который возомнил, что он существует, что у него есть сознание и претензии на духовный мир. А собственно говоря, с позиции материализма никакого духовного мира быть не может, а есть всего лишь какие-то наводки электромагнитные от действия импульсов, порожденных нервными клетками. И это очень принципиальный момент – момент грубого материализма. Еще раз хочу сказать, современная наука, даже самая высшая и замечательная, все свои предположения об устройстве человека строит на материалистичности всех процессов. Бесполезно подходить к серьезному ученому и лепетать про какую-нибудь биоэнергию или еще про что-нибудь, про высшую душу, например. Вы тут же получите в ответ вопрос: «Батенька, докажите! Вы говорите «биоэнергия» – какая биоэнергия? Дайте прибор, которым ее можно померить, пощупать». И вот тут вас ждет разочарование, вы ничего не сможете им предоставить. На сегодняшний момент не существует, во всяком случае, известных мне лично, никаких приборов, которые бы определяли ауру, потенциалы. В лучшем случае будут подтасовки, которые дадут высокочастотный разряд и бац – свечение Кирлиана. Но, друзья, извините, это физические явления и ни к какой биоэнергии отношения не имеют. Поэтому здесь очень тонкий момент, друзья, и вы должны его интуитивно ухватить, дабы с одной стороны, не превратиться в абстрактных мечтателей от Индии, которые начинают говорить вещи, которые тяжело схватить. Но, с другой стороны, есть и обратная тонкость.

Итак, Шанкара начинает с того, что провозглашает – несмотря на наличие нашего тела, есть что-то, что телом не является. Теперь дальше.

МОЙУ, Есауленко Анна, группа Чатур:

Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения, как органы чувств и тело грубое ибо они приходящие и распаду подлежащие, а в глубоком сне одно лишь остается. Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!

ВВЗ: И вот смотрите дальше такой разворот. Если рассматривать существует ли человек с позиции самоанализа, то очень быстро можно придти к мнению, что мы не является телом, хотя бы по той причине, что в момент сна исчезает любое тело, по крайней мере, в нашем восприятии. И вот я начинаю анализировать себя не с позиции стороннего наблюдателя, а изнутри, к чему я прихожу? Да, я не химическая реакция, я могу заснуть, и мне могут сниться сны, и я перестаю воспринимать свое тело. Более того, я впадаю в такое состояние с известной периодичностью. Хотим мы или не хотим, но в среднем обычный человек спит по 8 часов в сутки. Не будем рассматривать всякие россказни о том, что где-то высоко в горах не в нашем районе живет старик, который вот уже 50 лет не спит. При более близком рассмотрении оказывается, что такие люди просто умеют спать с открытыми глазами. Если мы с вами в нормальном состоянии, т.е. не находимся в самадхи, то мы должны с известной периодичностью погружаться в состояние сна. Причем, мы не можем жить без сна. Если вас лишить сна, вы умрете. Отсюда какой вывод? Состояние сна также имеет право на существование и также необходимо для вас, как и состояние бодрствования. Или по-другому, это два равновеликих состояния. Мы не можем его взять и выбросить. Но с другой стороны, если вы анализируете изнутри наружу, вы понимаете, вот я бодрствую, а вот я заснул и забыл все, что было в бодрствовании, мир стал какой-то совсем другой. Потом я проснулся, и проснулся на той же кровати, что и заснул. И вот неизменную часть бытия мы называем бодрствованием, а другую часть бытия, которая постоянно меняется, мы называем сном со сновидением. Нам действительно снятся разные сны, кошмары или что-то приятное, эта тема хорошо отражена в йоге сновидений. Всех интересующихся отсылаю на сайт http://www.openyogaclass.com/kurs/ за соответствующими более полными материалами.

Что мы имеем с вами? Состояние бодрствования и состояние сна со сновидениями с позиции нашего анализа – равновелики. Если мы пойдем дальше, и хорошенько проанализируем свой сон, то заметим, что внутри сна мы время от времени выпадаем в такое глубинное состояние, когда нет сновидений, или по-другому в сон без сновидений. И вы также не сможете жить, если с известной периодичностью не будете оказываться в состоянии сна без сновидений, вы умрете. Хотя бы на какие-то доли секунды вы должны погружаться в это состояние. Получается, что добавляется еще третий фактор нашего бытия, который тоже нельзя выкинуть.  В состоянии бодрствования все более или менее подчиняется закону причины и следствия – вы легли спать на свою кровать и на ней должны проснуться. У грани бодрствования – одни законы протекания процессов. Другая грань – сон со сновидением – фантасмагория, которая не повторяется, хотя иногда и повторяется, но по каким-то своим законам. Иногда бывает один и тот же сон и снится и снится и снится, иногда бывает сон с продолжением. Другая грань нашего существования, как у С. Лема в «Солярисе» то возникает, то исчезает. Наконец, есть третья часть – сон без сновидений, когда нет сновидений, и из этого состояния мы не можем вытащить облекаемый в слова опыт, хотя он там есть. Но мы не можем сказать, что, мол, во сне без сновидений я видел то-то и то-то.  Получается, что вы в этом состоянии есть, а ничего больше нет. Нет представлений о физическом теле, нет представлений об окружающем мире, нет сновидений со всеми его фантасмагориями, с кошмарами или приятными снами, а фактически ничего нет, но вы есть. И вот именно это имел ввиду Шанкарачарья, когда говорил:  … а в глубоком сне одно лишь остается… Получается, что в состоянии глубокого сна без сновидений вы есть, а ничего нет.

Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!

Если в состоянии сна без сновидений нет обычной реальности, нет ни привычного мира, нет ни кошмаров, ни каких-то других сновидений, но при этом мы есть, то можно воспользоваться состоянием сна без сновидения для того, что бы наиболее близко, не отвлекаясь ни на что постороннее взглянуть на самого себя. Вы помните, что на семинарах, в особенности на выездных семинарах мы постоянно с вами практикуем йогу сновидения – йогу нидра, йогу перехода из состояния бодрствования в состояние сна и пытаемся уловить на этой сшивке, что по ту сторону и состояния бодрствования и состояния сна со сновидениями. А по сути дела, уловить свой Атман, свое Высшее Я. Если вы приобретаете способность находить сшивку от состояния бодрствования в состояние сна со сновидениями, то со временем к вам приходит другая способность – находить сшивку между состоянием сна со сновидением и сном без сновидения. И если вы эту сшивку находите, вы выходите в сон без сновидения, но у вас остается внутренняя осознанность, то вы приближаетесь к постижению Атмана. Хотя бы на контрасте с остальными состояниями. Так вот, здесь у Шанкары косвенно дается этот метод из йоги сновидения. Иногда спрашивают, откуда та или иная йога берет свои начала? Открой первоисточник – почитай, мозги есть – есть, здесь же все сказано понятно. Все очень логично.

Итак, состояние сна без сновидения, чем оно может характеризоваться? Первое, вы как в обморочном состоянии ничего не воспринимаете, ничего не помните, ваше сознание как в вату уткнулось, нет ни ясности, вообще ничего нет. Как в одури понаходились, потом раз и выходите из него. Вы эти состояния не отслеживаете. Тот кусочек сна – где нет сновидений, вы его как бы перепрыгиваете, потому что сознание сбито с толку. Раз по телевизору разума ничего не показывают, значит, жизни нет. Некоторые люди, я наблюдаю, живут от сериала к сериалу, и если им выключить телевизор – то они воспринимают это как остановку жизни. Потому что они живут в зомби ящике, эфемерной жизнью телеэкрана. Представьте себе такого человека посадить в камеру одиночного заключения. Серые стены без окон, без дверей. Он с ума сойдет от отсутствия картинки. Вообще считается, самое страшное наказание – одиночное заключение. Но в то же самое время, вот удивительный парадокс, многие йоги и йогини сознательно шли на то, что бы несколько лет жить в пещере и не с кем ни общаться. И выходили из этого состояния на качественно новом духовном уровне. Вопрос привычки, куда направлять сознание, воспринимать состояние или не воспринимать состояние. И если вдруг у вас есть привычка в состоянии сна без сновидений не терять непрерывность сознания или непрерывность восприятии, то вы начинаете себя все-таки как то идентифицировать, хотя, как вы понимаете, нет ни образов, нет тела. В состоянии сна со сновидением, когда вы видите сон, у вас все-таки есть тело, которое вы воспринимаете, так или иначе. Оно может быть, кстати, очень разное, даже очень непривычное и необычное, но оно есть. А в состоянии сна без сновидений нет вашего тела. И если вы, йоговской практикой, научились удерживать свое сознание, то выходя из осознанного сна без сновидений, вы вытаскиваете в чистом виде свое проявление вне форм, слов и концепций, которое вы хотите как-то охарактеризовать, и называете его, соответственно:

Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!

Остаются такие факторы, во-первых, в этом состоянии осознанности вам очень хорошо. Во-вторых, ваше сознание на полную катушку работает, т.е. вы не в обморочном тупом состоянии, а наоборот, ясность сознания, блаженство, ощущение чего-то грандиозного, ощущение – «вы есмь!», вы Атман. Поэтому работа со сном без сновидений, друзья, это серьезный шаг на пути йоговских практик. Даже если вы в течении дня не позанимались хатка – йогой, чего я не рекомендую, все-таки хоть какой-нибудь физической йогой занимайтесь. Но вам предстоит лечь спать, и вы можете превратить это в серьезную духовную практику. Вопросы, друзья, задаем.

Никита Федорищев, вольный слушатель: Последние строчки – это проявление Высшего Я Сат Чит Ананда, да?

ВВЗ: Да, так называется состояние, соответствующее самому глубинному проявлению вашего Я. Мы с вами коснулись, что у Я есть проявления, и  самые глубинно абстрактные прилагательные, которые можно хоть как-то прилепить к нашему Высшему Я, это прилагательные к проявлению Высшего Я. Не к самому Высшему Я, а к тому, как оно проявляется, и соответствующее состояние называется Сат Чит Ананда или полное ощущение, что вы существуете. Вы сущи, вы есть – Сат. Если хоть что-то существует, то это именно вы! С другой стороны, незамутненный, очень мощный вектор сознания – Чит. Не обморочное состояние, где сознания нет, а именно ясность. И наконец, третье прилагательное к вашим проявлениям – Ананда, или беспричинное удовольствие, радость и счастье. Не потому что что-то это счастье сделало, а потому что это ваше истинное состояние. Ваше истинное состояние, друзья, высшая радость и счастье. Вот сейчас взгляните на свою жизнь, вспомните сегодняшний день, давайте медитацию проведем. Выпрямили шеи, спины, головы, закрыли глаза, внутренним взором просмотрели себя, и вспоминаем весь сегодняшний день, вот вы проснулись, в туалет сходили, чего-то еще сделали, сюда добрались и умную лекцию слушаете. Теперь попытались вспомнить сегодняшний сон, вот вам что-то снилось, кому-то что-то приятное, кому-то какие-то кошмары, кому-то чего-то непонятное, а кто-то и вспомнить не может, снилось ему или не снилось. Как Незнайка: «А я не знаю, знаю я или не знаю». И вот теперь отследите свое внутреннее состояние бытия по степени счастья. Испытывали ли вы запредельное счастье во сне? Испытывали ли вы запредельное счастье весь сегодняшний день, с момента как проснулись и пришли сюда? Если не испытывали, то, друзья, это всего лишь досадное недоразумение и запутанность вашего бытия. Ваше естественное состояние и сегодня ночью, и весь сегодняшний день быть в предельном наслаждении и счастье. Это суть ваша, это то, что естественно и не зависит от обстоятельств вашей жизни, ни от планов на будущее, вообще ни от чего. Так вот сравните то состояние, которое у вас есть, и то, которое должно быть. И вот эта разница – это то неведенье или пелена майи, в которой вы сейчас находитесь. Есть с чем работать, согласитесь. Вопросы еще?

МОЙУ, Алексей Некрасов, группа Астра: Допустим, я проснулся, осознал, что лежу в кровати, но еще есть остатки сна. Можно ли как то практически работать с этим состоянием? Визуализацией или еще чем-нибудь.

ВВЗ: Да, этому посвящен гигантский раздел йоги, который называется йога сновидений. Отсылаю http://www.openyogaclass.com/kurs/ в соответствующий отдел. Еще вопросы?

МОЙУ, Артур Призоевич, группа Астра: вопрос по строчке …Я Блаженство и Единство… Если блаженство это Ананда, то что значит единство?

ВВЗ: Чуть попозже поговорим.

МОЙУ, Игорь Терновский, группа Астра: У меня аналогия возникла с физикой. Поскольку у нас все относительно, а наше Высшее Я находится в состоянии постоянного счастья и блаженства, и оно неизменно по отношению к нашим проявлениям. Если бы не было наших проявлений мы бы тогда и не осознали его постоянность? Трактат опирается именно на изменения нашего тела, которые мы можем отследить в процессе жизни, и противопоставить этому изменению что то постоянное, что есть в нас.

ВВЗ: Попозже поговорим, как мы дошли до жизни такой, друзья. Мы сейчас сделали мысленный эксперимент и обнаружили, что не дотягиваем мы в нашей повседневной жизни до состояния беспричинного счастья, не нуждающегося в опоре. Два вопроса: Кто виноват? И что делать?

МОЙУ, Елена Вагнер, группа Чатур: Говоря об этих состояниях, мы можем заметить, что в любом из них у нас остается дыхание, хотя все остальные проявления варьируются. Мы знаем, санскрит относится к группе индоевропейских языков, как и большинство европейских языков. Я думаю, все это знают, просто хочется заострить внимание вот на чем: душа – атма, тут же греч. атом – неделимое, атмосфера – тоже греческое слово, связь с дыханием. В немецком языке дышать – atmen. И если мы берем уже русский, тут корень другой. Но все равно душа – дух, дыхание, все это однокоренные слова. Также слова вдох и вдохновение. Вдох больше с дыханием связано, вдохновение с душой. Можем заметить, что сочетание дыхание – душа присутствуют в любых языках.

ВВЗ: Да, любопытно. Анализ языков много что может дать. Друзья, у вас не должно быть авторитетов! Давайте свергать с тронов, как у буддистов: …если встретишь Будду – бей его…

Вадим Иовенко, вольный слушатель: У меня бывает состояние, когда я сплю, при этом не знаю, сплю я или не сплю. Вижу все, что вокруг меня находится, как-будто вокруг меня что-то, и я с ним разговариваю. Это проблема?

ВВЗ: Это сложно. У нас была лекция «Реальный опыт в йоге и галлюцинации». До состояния Просветления мы все находимся в разной степени галлюцинации. У кого-то побольше галлюцинация, у кого-то поменьше. Окончательно исчезает галлюцинация только в состоянии Самадхи. Поэтому, как врачи, поставить диагноз: «да нет, батенька, это у вас бред!», или наоборот: «о! да это же ого-го!» невозможно извне. Это в большей степени работа для самоанализа. Но должны быть критерии для самоанализа – яблоню определяют по яблокам. Если, переживая тот или иной опыт, вы становитесь мудрее, умнее, духовнее и лучше, то действительно это были Высшие проявления. Если же ничего не меняется, то возможно у вас температура просто повысилась или еще от чего-нибудь бред начался. Только самостоятельно анализировать, извне сказать невозможно. Может проявление Высшего Я, а может ментальные процессы неконтролируемые, которые тяжело отследить.

МОЙУ, Лариса, группа Чатур: Я не единожды встречала людей, которые утверждали, что они никогда не видят снов. Сразу проваливаются в состояние сна без сновидений. Возможно ли такое?

ВВЗ: Вряд ли. Скорее они просто не помнят.

Голос из зала: А почему такого не может быть? Я тоже сталкивалась, когда нет снов.

ВВЗ: Друзья, то, что вы не помните и того, чего не было это две большие разницы.

Голос из зала: Может это период в жизни такой?

ВВЗ: Представьте, вы кому-то должны денег. К вам приходят, а вы, мол, не помню. Так вот то, когда вы не помните и когда вы не должны это две большие разницы. Так, вопросов больше нет, все понятно? Опровергать Шанкару не хотите? Когда то у нас в стране была борьба с низкопоклонством перед западом. Россия – родина слонов, помните? А теперь у нас, что низкопоклонство перед индусами?

Голос из зала: Т.е. вы предлагаете сделать критическое замечание?

ВВЗ: Да, критическое замечание, друзья! Мало ли кто, какую философию придумал. Лежал себе в Индии бездельник какой-нибудь, работать не хочет, дай, думает, философию придумаю и учить всех буду. Карьерный рост такой, ну вы понимаете. Друзья, у вас должен быть зубастый разум. Конечно, если вы превратитесь в умника-нигилиста, вы проиграете, но если ваш разум не будет критически отточен, то нелогичность вы будете воспринимать за сверхлогику, глупость за откровения с небес. Так, давай, Басим против Шанкарачарьи, битва интеллектуалов.

МОЙУ, Басим, аспирантура: К сожалению, наверное, не против. Вопрос аксиоматичный затронут, еще нет пространства для логического анализа, либо так, либо не так.

ВВЗ: Слишком мало сказал Шанкара, что бы это ухватить. Друзья, на будущее, Наполеона однажды спросили, как надо писать Конституцию для Франции, на что он ответил – коротко и непонятно. Так что если не хотите, что бы вас потом на чистую воду выводили, пишите коротко и непонятно.

Голос из зала: Шанкарачарья написал это произведение для своих современников или для потомков на все времена?

ВВЗ: Друзья, вы должны понять концепцию времени в восточной философии, которая радикально отличается от западной. Для нас есть четкие понятия: было, есть и будет. А для них скорее две концепции, во-первых, есть, а другая концепция было – будет. Любое духовное учение, которое провозглашается, претендует одновременно на две вещи, на то, что так всегда было и так всегда будет. На то, что именно об этом говорили все предыдущие источники, именно об этом говорили Веды, и в будущем никто и никогда не подвергнет это сомнению. Поэтому Шанкара говорил, что так было, будет и есть, и для современников и для потомков.

МОЙУ, Михаил, группа Три: Шанкара утверждает, что он ни есть его проявления, т.е. земля, вода, эфир, воздух и огонь и то, что содержит это все. Но мы знаем, что наше Высшее Я проявляется через это. Нельзя ли сказать, что наше Высшее Я и есть это проявление, но в то же самое время оно остается в законах 4-5, 3, 2, 1 и 0?

ВВЗ: Сейчас не будем пользоваться терминологией закона 4-5, а больше в терминах: огонь, вода, земля и т.д.

МОЙУ, Михаил, группа Три: Вот он говорит: …это не я… т.е. он говорит …не то, не то, не то… а не можем ли мы сказать, что мы …есть это, это, это проявление… и сон есть и не сон тоже есть.

ВВЗ: Хорошее замечание, друзья, всем запомнить, поразмыслить. Кто-нибудь готов подискутировать? Кто будет адвокатом Шанкары? Еще раз зачтем.

Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения, как органы чувств и тело грубое ибо они приходящие и распаду подлежащие, а в глубоком сне одно лишь остается. Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!

Теперь давайте представим такую ситуацию. Вы едите в электричке, кругом пьянь, и вас спрашивают: «Эй, мужик, ты кто?», а вы ему: «Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения, как органы чувств и тело грубое ибо они приходящие и распаду подлежащие, а в глубоком сне одно лишь остается. Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!» Ну и как вы думаете на это отреагируют? Басим на восточные боевые искусства ходит, сзади встанет в боевую позу, что бы продемонстрировать, что разговор культурный.

Голос из зала: Хочу добавить в ответ на Мишино замечание. В аксиоматике сказано, что Абсолют – это сверхлогика, что его нельзя однозначно объяснить словами. Поэтому для постижения его есть метод «не то, не то», и есть метод «это и это». Абсолют на то и Абсолют, что включает в себя абсолютно все о чем вы можете сказать и подумать. Поэтому противоречия с Шанкарой нет.

Голос из зала: Является ли естественным наше стремление творить? У Высшего Я это естественное стремление.

МОЙУ, Игорь Терновский, группа Астра: Хочу опровергнуть высказывание Михаила. Если мы являемся своим Высшим Я, т.е. в состоянии счастья, наслаждения находимся, то, как говорит Михаил, мы можем быть и своим телом и другими проявлениями. Почему же тогда мы стремимся к своему естественному состоянию счастья и наслаждения и порой должны игнорировать свое тело, познавая себя, отбрасывать чувственные восприятия? Мы бы тогда не стремились к состоянию наслаждения и счастья, а жили бы как живется и не старались бы улучшить свою ситуацию, познать себя. Либо это состояния счастья было бы всегда с нами, и нам бы не надо было ни к чему стремится.

МОЙУ, Михаил, группа Три: Можно наслаждаться и через тело. Зачем тогда мы занимаемся сексуальными йогами? Чтобы познать себя через свое тело.

ВВЗ: Друзья, давайте по-другому. Итак, предлагается, мужики, не парьтесь, что вам это Высшее Я! Есть тело – пей пиво, пока тело нормальное, живое, здоровое полным полно радостей и счастья. Но что вслед за этим последует? Тело стареет. Сейчас оно, пока молодое, радует, а пройдет время, оно станет дряхлым и немощным, и уже в нем особо не понаслаждаешься. Особенно йогой сексуального союза. Так разумно ли считать себя телом, нет ли здесь какого-то противоречия?

МОЙУ, Басим, аспирантура: У меня есть опровержение Миши и опровержение вас. Первое, мы можем теми или иными практиками достичь омоложения тела, об этом многие трактаты говорят, и, наверное, мы может зафиксировать это тело и пытаться им наслаждаться. Разные есть методы. Второе, насчет Миши. Дело не в том, что бы наслаждаться телом, здесь ставится вопрос: кто я? А если мы поставим вопрос: кто тело? Мы придем к тому же самому, и придем к Атме.

ВВЗ: Что значит к Атме?

МОЙУ, Басим, аспирантура: К Атме, которая проявляется через наше тело, через клеточки, через ощущения, через образы, через все внешнее. Если мы спросим, что это за внешнее, то мы будем все глубже и глубже погружаться и придем к Атме. Аналогично Шанкара сделал обратно, я тело, я эфир, я т.д. и дошел до Атмы, каждый раз спрашивая себя – кто я.

ВВЗ: У меня детство тяжелое было, неформальной лексикой оперировать умею в совершенстве. Анекдот из тех годов я вспомнил, прозвучит не совсем прилично, но удержаться не могу не рассказать. Встречаются два мужика. Один другому говорит: «хочешь, я себя за глаз укушу?». Поспорили они. Тот берет, вытаскивает стеклянный протез глаза, кусает его. Потом обратно вставляет. Этот же мужик опять спрашивает: «а хочешь, я себя за второй глаз укушу?». Поспорили опять. После чего мужик вытащил челюсть и укусил второй глаз. Вот вам и соотношение, где заканчивается тело, а начинается Высшее Я со всеми удовольствиями. Прошу прощения за такой юмор.

МОЙУ, Марина, группа Чатур: А мне кажется, тут идет речь о сверхлогике, а доказательства чего-либо или опровержения – понятия математические, которые связаны с логикой. А логика пробуксовывает.

ВВЗ: Вот он судья! Значит две точки зрения, Михаил, группа Три против Шанкарачарьи и Басим против Запорожцева и Михаила. Абсолютно правильно прозвучала следующая вещь. Что такое трактат, даже такого уважаемого Учителя, как Шанкарачарьи? Это набор слов на санскрите, на ведийском, на русском, на английском, записанный на бумаге. Это попытка в плоскости логики изложить мысль. Отсылаю всех http://www.openyogaclass.com/kurs/, курс 110.

Есть три уровня знания сверхлогика, логика и глупость. Так вот, написанное слово – это логика. Если это поэтическое произведение, скажем как древние Веды, или как стихи Лены Вагнер, то это логический толчок из логики в сверхлогику, т.е. это тот палец, который показывает на что-то. Подталкивает ваш разум к чему-то невыразимому, но это всего лишь подталкивание. Это не суть сверхлогики. С третьей стороны, любой написанный трактат и слово очень хороши, что бы биться с нелогичностью и глупостью. С помощью древних трактатов можно четко определить, кто какую глупость сказал. Поэтому сама постановка вопроса, когда мы ставим под сомнение взгляд Шанкары на природу Высшего Я Атмана не корректна. Потому что это один из толчков, который может натолкнуть ваш разум на осознание Высшего Я и, как правильно было замечено Михаилом, по принципу «не то, не то». Т.е. я не тело, я не чувства, я не мысли и не сон со сновидениями, а я чего такое очень хорошее, не скажу чего, но не то, что я перечислил. Вы можете от логики, отбрасывая одно за другим, одно за другим, дать толчок вашему разуму, что бы он из состояния логичности перепрыгнул в состояние сверхлогики или Высшей интуиции или Высшего озарения.

Но, как вы помните, у того же Шанкары есть другие труды. Некоторые мы уже изучали, некоторые будем изучать, которые идут от обратного, из принципа «то, то». Я и там, я и то, я и это, и вообще «я Брахман и ничто иное», я сама первопричина Вселенной, проявляюсь через все. Или в более поэтичной форме, которая больше всего мне нравится, в «Ананда Лахари», которая послужила основой для серьезного культа Шри Видьи. Все, что есть, сравнивается… есть под рукой Ананда Лахари? Юноши, если хотите преуспеть в отношениях с противоположным полом, зазубрите «Ананда Лахари». Когда-то ваш покорный слуга занимался переводом, найдите его у нас на сайте и зазубрите. Во-первых, это считается очень серьезной мантрой для того, что бы девушки благосклонно к вам относились, что само по себе приятно. С другой стороны, это очень серьезный набор методов, если вы будете помнить наизусть «Ананда Лахари», то вы будете помнить сухой остаток от колоссального количества практик, в частности практики «то, то, то»

…Если твой взгляд коснется даже немощного старика, уже не способного к любви, то и вокруг него станут бегать толпы девушек с развивающимися волосами…

Есть такое слово «опростоволоситься». Времена дикие, попробуй девушка выйди во всей красе – не поймут. Это сейчас более или менее времена стали цивилизованные, а в Индии до сих пор попробуй, проявись. Шок вас культурный будет ждать, если вы начнете интересоваться жизнью Индии, в которой не только йоги и йогини.

«Я ни Земля и ни Вода, ни Огонь, ни Воздух, ни Эфир, а также и ни их соединения, как органы чувств и тело грубое ибо они приходящие и распаду подлежащие, а в глубоком сне одно лишь остается. Я же то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!» Размышляем, друзья, на следующей лекции будем анализировать следующий стих, давай его прочтем, что бы была зацепка для разума.

«Нет ни цветов, ни каст, ни периодов жизни для меня, ни законов, соответствующих этому всему. Не нуждаюсь я в практике йоги, концентрации ума, в созерцании или в средствах других. Уничтожено заблуждение «я» и «мое», утвержденное незнанием. Я, то одно неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я Блаженство и Единство, я Атман есмь!»

Чудесно, запомнили, размышляем всю неделю, потом будем анализировать. По доброй традиции, все мои слова имеют смысл только в одном случае, если вы хотя бы помните, что такое Первый, Второй и Третий принципы йоги. А дабы мы их не забыли, Кирилл проведет медитацию. Ура!

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 18,5 Мб

Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 73,7 Мб

Скачать Видео 190,5 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru.
Можно ли копировать.Права:
 
Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Егоров Евгений, Наталья Тугаринова, Шведченко Александр.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com