2007.10.27 Майя. (Вадим Опенйога).

Майя

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога

Дата: 2007.10.27

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)

Краткое описание : В повседневной жизни мы очень часто принимаем что-то одно, а потом это оказывается чем-то другим. Эта подмена, некий обман, даже может быть – некое заблуждение, некая иллюзия и называется Майей. Это ключевое понятие в науке, которая объясняет сотворение нашего мира с позиции йоги. 

Скачать Аудио: MP3 Web 32кб/с, 20 Мб
Скачать Видео
Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

Смотреть Видео:

video
play-sharp-fill

 Сегодня 27 октября 2007 года, меня зовут Вадим Опенйога, я преподаю йогу, находимся мы в Культурном центре «Просветление», в городе Москве, метро Новослободская, и для архива вся информация на сайтах www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com.

      Начнем мы как обычно – сперва мы рассмотрим одну из ключевых тем йоги (мы рассматриваем либо йогу, либо ключевую тему в йоге), затем будут ваши вопросы (я надеюсь), и те вопросы, которые были мне переданы. Постараюсь на них ответить наиболее вменяемым образом. Вот в таком ключе мы и будем работать.

      Сегодняшняя тема нашей лекции – это Майя – иллюзия.

На прошлой лекции мы рассматривали тему аскетизма, методов аскетизма; безусловно, не хватает времени на лекции в полном объеме рассмотреть ту или иную тему, поэтому основной акцент и упор делается у нас на семинарах.

       Сегодняшняя наша тема – Майя-иллюзия, очень странная тема, основополагающая тема. И в Москве, как и в мире, есть люди, занимающиеся йогой; есть люди, которые долго занимаются йогой, есть люди, которые очень долго занимаются йогой, а есть люди, которые не только долго и очень долго занимаются йогой, но еще расшифровывают те остатки древних знаний, на основе которых были выработаны все упражнения йоги, все подходы, все методы. Эта философия дошла до нас в виде частиц знаний, крупиц знаний. Когда формировалось это знание, кем, каких горизонтов оно достигло, мы с вами не знаем – это исчезло по непонятным причинам, хотя, наверное, причины понятные – войны, всяческие социальные изменения и прочее, огромные кармические волны – когда огромное количество душ, которые недавно были животными, начинают рождаться в теле человека, то с собой несут все привычки из жизни животного мира, становятся невосприимчивыми к духовным знаниям. В итоге потихонечку произошла смена цивилизации. Йога же как раз та наука, которая нам досталась с древности.

     Так вот, в кругах людей, которые достаточно долго занимаются йогой и достаточно серьезно изучают основную теорию йоги – это самый интересный, самый часто обсуждаемый вопрос. Он очень абстрактный, он такой же абстрактный в неких своих проявлениях, как, к примеру, высшая математика, но в то же самое время он предельно практичный и конкретный, потому что сталкиваемся мы с проявлением того, что называется Майя всегда, везде и будем продолжать сталкиваться до тех пор, пока не достигнем самого высшего состояния человека – состояния самадхи, т.е. того уровня, на котором пелена Майи спадает с глаз и все видится в своем естественном свете.

     Тема эта чрезвычайно многообразна, чрезвычайно неоднозначна, чрезвычайно сложна. Она сложна в понимании, она сложна даже в изложении, но деваться некуда, придется изучать этот раздел йоги.

      Начнем с того – откуда вообще взялся этот термин и что он обозначает. Один из вариантов перевода слова «майя» означает «иллюзия». Что такое иллюзия? Это, в известном смысле, заблуждение, когда мы что-то одно принимаем за что-то другое. Иллюзии могут быть самые разные, к примеру, мираж. Говорят, в пустыне, миражи бывают самые причудливые и самые необычные – это надо спрашивать у путешественников.

      В повседневной жизни мы очень часто  принимаем что-то одно, а потом это оказывается чем-то другим. Эта подмена, некий обман, даже может быть – некое заблуждение, некая иллюзия и называется Майей. Это ключевое понятие в науке, которая объясняет сотворение нашего мира с позиции йоги.

     Физики достигли чрезвычайно хороших высот в исследованиях окружающей нас Вселенной, устройства атомов и прочее. У них есть свои представления о том, как родилась Вселенная – это действительно очень серьезное достижение науки, а у йоги есть свой подход в том, как возникла эта Вселенная. Этот подход несколько другой, соответственно, и выводы несколько отличаются от того, что дают нам физики. К сожалению, нет возможности ступенчато рассказывать весь процесс сотворения Вселенной, единственное, с чего мы начнем – весь этот мир был создан Высшей Реальностью, которая в йоге иногда называется Брахманом, иногда Абсолютом, а иногда другими терминами. Высшая Реальность и породила то, что называется Майей.

       Затем, это то, что называется Майей, таким образом исказило Высшую Реальность, что эта Высшая Реальность начала выглядеть в каких-то своих частных аспектах, причем, эта Майя действовала неоднократно, постоянно действовала, подобно тому как на одно вещество можно подействовать разными реагентами – и в результате получается какая-то производная – так же и здесь. В результате всего возник весь этот мир. Поэтому, когда вы сейчас смотрите вокруг себя, на эти стены, на всех окружающих или вспоминаете, как устроен мир – с точки зрения йоги вы видите следующее: вы видите каркас из Высшей Реальности, на который натянута оболочка Майи. Т.е. то, что вы видите – искажено, т.е. наше восприятие безусловно искажено,  и мир в этом смысле нереален. Но с другой стороны, сказать, что он полностью нереален, мы не можем, потому что основа, каркас – реальна. В этой связи объяснение мира, окружающего нас, Вселенной: мы не можем сказать, что он нереален и не нереален, это что-то среднее, очень странно запутанное.

       На бытовом уровне постоянно встречаются пессимисты, которые говорят, что весь этот мир – юдоль печали, что все плохо, все отвратительно, хуже быть не может, и вообще говоря – весь этот мир иллюзорен, поэтому что на него смотреть – его нет вообще.

      Йога не разделяет эту точку зрения таких идеалистов.

      С другой стороны, встречаются люди, которые говорят, что надо забыть про высшие йоговские истины, вернуться на землю, встать ногами в нашу реальность, посмотреть кто здесь живет, посмотреть, кто нами правит, посмотреть какой образ жизни все вокруг ведут: о какой духовности можно говорить, когда есть реальный мир, он реален, он реален в своих бюрократах, в своих преступниках, в своих отрицательных сторонах так же как и в положительных. А все высшие философии – то, что с трудом можно понять – это все нереально.

      Т.е., существуют два подхода: предельный идеализм и предельный материализм. И тот, и другой йога считает половинчатыми. На самом деле мире не добрый и не злой. Он нас не преследует; и в то же самое время он может развернуться к нам такой стороной, что становится не очень приятно. Это – на уровне бытового; мы не можем сказать, что мир добрый или мир злой.

     Те факты жизни, с которыми мы сталкивались – это наша собственная карма, но никак не характеристика мира, в котором мы живем. Иногда говорят: «Вот, хорошо жить в Америке, плохо жить в России, а там все замечательно». Поверьте, есть огромное число американцев, недовольных положением дел у них там. Это вопрос скорее внутреннего настроя. В тоже самое время есть страны, к примеру, Таджикистан, где жизнь еще хуже, чем в России, или Индия, или Китай, где жизнь еще хуже, чем в России, поэтому этот вопрос всегда относительный –  где лучше, а где хуже.

     Есть предельные идеалисты, которые говорят, что вообще этот мир – мир страданий. Нет, это не так, потому что у этого пессимиста на другой день случается что-то хорошее – и он забывает про свой пессимизм – он становится оптимистом.

      Происходит это всего лишь по одной причине: мы не можем постигнуть истинную природу мира. Он реален в своей основе, но в своих проявлениях он иллюзорен.

      И то, что его делает иллюзорным, как раз и называется Майей.

     Теперь несколько слов о творении – это раздел в большей степени Джнана-йоги – йоги, которая последовательно пытается объяснить нам творение этого мира. Здесь, если мы будем рассматривать йогу, присутствует некая градация. Хотя, время было сотворено вместе с миром (прошу обратить на это внимание), так же как и пространство; время и пространство было сотворено вместе с миром на определенном этапе творения – как утверждает йога, но в тоже время можно сделать некую ретроспективу и постадийно, до какой-то степени отойти назад, но потом, начиная с какого-то момента, бессмысленно говорить, что это тот или иной момент времени, потому что мы проваливаемся в ту область, где в принципе не существует такого понятия, как время.

   В йоге есть такая последовательность соответствующих законов:

  1. Закон «ноль»;
  2. Закон «один»;
  3. Закон «два» (или «три»).
  4. Затем идет закон «четырех и пяти» –

 вот такая последовательность, которая характеризует творение нашего мира.

      Смысл примерно в следующем – некогда была непроявленная Высшая Реальность – не было ни пространства, ни времени, не было ни другого свидетеля, ни самого понятия, что что-то может быть посчитано, не было ни одного прилагательного, не было даже того, что мы называем логикой.

      Когда мы сталкиваемся с чем-нибудь в жизни, мы говорим:  «а, вот это логично, а вот это – нелогично». Любимый пример в «Алисе в Стране Чудес»: у королевы сначала потекла кровь, а потом она уколола палец иглой, т.е., сперва было следствие, а потом причина. Это прекрасно обыграно в детском мультфильме, и каждый, кто смотрит, думает: «это нелогично, такого не может быть». Как это может быть: сперва следствие, а потом причина.

      В момент, когда действовал закон «ноль» не было закона логичности или нелогичностине было закона причины и следствия. Само понятие, что должно быть первое – причина, а потом следствие – второе, тогда еще не было даже такого понятия. Здесь мы натыкаемся на некое фундаментальное ограничение в исследовании этого момента – дело в том, что наш разум работает в рамках как раз логики. Логика – это тот холст, на котором наш разум-художник рисует картину мира. Выдерните из картины холст, и вся краска осыпется, упадет, превратится в кучку разноцветных фрагментов, как это бывает с фресками, когда их уничтожает вандал. К сожалению,

точно так же и мир, который мы постигаем с помощью нашего разума. Наш разум имеет некий предел постижения, дальше которого он продвинуться не может, потому что он основан на законе логичности. Но поверьте – это такой же относительный закон, как и все остальные законы.             Высшая Реальность много сложнее, чем даже понятие логичности. Это отдельная тема, в течение этой лекции мы касаться ее не будем, вернемся к основной теме – Майя.

     «Трудно сделать вещь трудную, крайне трудно сделать вещь крайне трудную, невозможно трудно сделать вещь невозможную» –  и вот эта вещь была сотворена; эта вещь – иллюзия или Майя, эта вещь та, которая с одной стороны есть, с другой стороны ее вроде как бы и нет. Это вещь, которая заставляет нас смотреть на что-то одно, а потом это оказывается чем-то другим.

     Есть совершенно замечательное сравнение и объяснение принципа Майи у великого Шри Шанкарачарья – его знаменитое сравнение о веревке и змее. Мы идем по тропинкеи вдруг мы видим змею, пугаемся и убегаем. Второй раз идем – опять та же самая змея, опять пугаемся и убегаем. В третий раз мы из любопытства подходим ближе и видим, что нет никакой змеи – есть веревка. А мы по какой-то причине считали ее змеей. Где та сила, которая превратила веревку в змею? Эта сила, этот фактор называется Майя

.

      Точно так же и наш мир, окружающий нас. Фактически все, что вы видите снаружи, вокруг себя – это абсолют, Высшая Реальность – не больше и не меньше. Вокруг нас – один абсолют, но вы его не видите. Вы видите разные предметы, разных людей, разные события в своей жизни. Вы их разбиваете на фрагменты, и анализируете по отдельности. Но, на самом деле, с точки зрения йоги, это все единая Высшая Реальность. Но мы ее не видим, потому что Майя вводит нас в иллюзию; мы видим что-то по отдельности и не видим целого. И эта Майя точно такая же, как та, что заставляет нас смотреть на веревку и видеть змею.

      Возвращаясь к более прагматично-бытовому уровню: наша школа йоги предельно практична, мы изучаем философию лишь до того уровня, пока мы можем применить ее в практике, иначе мы не успеем сохранить те оставшиеся крупицы йоги, которые остались.

     К сожалению,  то же самое касается и нашей жизни –  в нашей бытовой жизни, в нашей карьере, в наших устремлениях, в нашей практике йоги мы находимся под действием такой галлюциногенной субстанции,  которая называется Майя. И то, что мы воспринимаем, как мир, более того – у нас есть некие представления о том, каким должен быть этот мир или каким не должен быть мир, но как показывают древние йоги – мы находимся, как в бреду. Все наши представления очень сильно искажены.

     Эта тема – какова природа Майи – является самой интересной в дискуссиях людей, давно занимающихся йогой. Все остальные трактаты, к примеру, как проходить сквозь стену или как читать мысли на расстоянии, как достичь состояния левитации и летать по воздуху – это все очень интересные разделы в йоге, они очень захватывающие и манящие, обещающие много всяких бонусов, которые можно потом использовать в жизни, но тем не менее, для людей, которые долго занимаются йогой – эта пустая тема, им это неинтересно абсолютно, а вот тема Майи для них чрезвычайно интересна.

    Тема Майи на первый взгляд кажется суховатой, но это не так; люди изучающие йогу интересуются вопросом Майи гораздо больше, чем вопросами сверхспособностей.

      Вернемся к термину Майя: изначально был Запредельный Абсолют – невыразимый, ничего не было, ничего про него мы сказать не можем. Не было понятия логичности – что логично, что не логично. Не было ни пространства, ни времени, ни числительных, ни прилагательных, ни глаголов, ни существительных – вообще ничего не было.

     Это был так называемый закон «ноль». Ноль вообще такая интересная величина – она с одной стороны вроде есть, с другой стороны её вроде и нет. Для объяснения состояния Абсолюта в этот момент времени используется то, что называется нулем, поэтому это состояние называется «законом ноль» – закон нашей Вселенной, закон Высшей Реальности, закон бытия.

      В состоянии «ноль» Брахман проявил то, что называется Воля, и сотворил Майю (на семинаре будет разбираться тема «Раджа-йога, принцип Воли будет там обыгрываться в первую очередь, потому что воля присутствует в каждом из нас и Воля – это то, что нам досталось по наследству от Абсолюта и то, чем мы можем пользоваться успешно).

     Брахман применил Волю и создал Майю. После этого мы можем говорить о «законе один». С этого момента мы можем говорить о Единой Высшей Реальности.

 

     В любой религии, в любом философском учении, в любой йоге, так или иначе, смутно или явно, скрыто или открыто будут пропагандироваться и проповедоваться мудрости о том, что на свете существует всего лишь одна Высшая Реальность, один бог, один высочайший закон – что-то единое.

     «Одно без другого» – так иной раз говорят в философских трактатах. Это как раз есть стадия творения, когда Абсолют проявился, иногда его называют проявленный Абсолют, в некоторых других терминологиях, к примеру, в терминологии Мантра-йоги это так называемый Шабда-Брахман или Звучащий Брахман, Проявленный Брахман, Абсолют.

      Это «закон один».

      Дальше Майя еще раз подействовала и Единый разбился в своем проявлении на два диаметрально противоположных проявления – на Сознание и на Энергию.

     До этого он был единый, но потом он под воздействием Майи возникли Сознание и Энергия; с этого момента мы можем говорить о мужчинах и женщинах. Это «закон два» или еще он называется в скобках «закон три».

      Это основа Тантра-йоги. Когда вы сталкиваетесь с таким понятием, как Тантра-йога, в первую очередь следует помнить, что это не безумные оргии сексуального характера, а высочайшее философское учение, вполне конкретные методики, которые позволяют подняться до этого уровня, очень просто используя сексуальную энергию.

     С этого момента «закона два» или «закона три» мы можем говорить о мужском, либо женском, о сознании либо энергии.

     Что отличает творение на стадии «один» от творения на стадии «ноль»? – Майя.

     Что отличает творение на стадии «один» от стадии «два» («три»)? – снова Майя.

     Наконец, произошло еще одно действие Майи и Сознание разбилось на четыре аспекта, а Энергия – на пять аспектов – и мы имеем закон «четырех и пяти», а на бытовом плане – это все многообразие нашего личного опыта, взаимодействие мужчин с женщинами.

      Везде основой было Майя. Именно Майя дробила, именно Майя проявила, именно Майя продолжала накладываться – в результате этих последовательных действий возникло то, что мы называем нашей Вселенной, весь мир и каждая пылинка – все это возникло в результате многочисленного наложения. На Высшую Реальность накладывалась иллюзия. Потом, на то что получилось, еще раз наложилась иллюзия, и еще раз, и так далее…

     Почему люди, которые давно занимаются йогой, столько времени тратят на осмысление того, что есть Майя? С точки зрения Майи любая йога – это способ преодоления Майи, но разными способами.

      Пример: вы занимаетесь Хатха-йогой, приходит молодая девушка и говорит: «Хочу красивую фигуру, я слышала, что йога ее дает» Правильно слышала – дает она красивую фигуру, но ее некрасивая фигура – это Майя, так же, как и красивая, это также Майя. Но метод, который позволяет манипулировать Майей и как-то с ней обращаться для разных задач – несколько разный, и в частности Хатха-йога – прекрасный метод, чтобы получить прекрасную фигуру.

      Но действует тут, если взять самые глубинные основания – не то, что у вас по-другому потечет метаболизм, каналы центра откроются или просто будете сильно физически нагружены – это профанирующее объяснение на уровне внешнего. На самом причинном фундаментальном уровне – вы начинаете ту Майю, которой вы себя считаете, трансформировать. А для того, что бы ее трансформировать, хорошо бы знать природу этой Майи. И вот тут я опять возвращаюсь к Шанкара Чарьи – вы идёте, видите – змея. Подходите ближе – это верёвка. Доля секунды – и такая сущность вдруг исчезла. Представьте, сколько у вас адреналина в крови при этом!

     Другой пример: вы идете ночью по темному лесу и видите, что там стоит злоумышленник с дубиной; ночь, темно, никого нет. Жутковатая ситуация. Подходите ближе – это куст. Идете дальше – нет, это все-таки мужик, он двигается. Подходите ближе, нет, это ветер. И такими вот градациями – что-то было, что-то нет.

     Самое трудное в этой ситуации следующее: нет субстанции Майи. Вещь, которая с одной стороны есть – с другой стороны ее нет. Но в то же самое время по оказываемому воздействию на нас с вами она ведет себя так, как будто она есть, а ее нет – иллюзия.

     В Джнана-йоге считается, что самая древня профессия – иллюзионист – как заставить одно казаться другим. С этой точки зрения, все остальное – всего лишь следствие, а самое первичное – умение создавать иллюзию.

    Вот такая она – концепция Майи и на эту тему ведется много медитаций, много размышлений, много диспутов; и любая йога, с которой вы сталкивались, столкнетесь или сейчас практикуете – по большому счету работает не с вашим телом, не с вашими каналами, центрами, не с вашим разумом, вашими мыслями – ни с чем подобным по большому счету ни одна йога не работает.

     Йога работает исключительно с Майей. А вот через что эта Майя проявляется и какими средствами воздействовать на проявление Майи – это другой разговор, и отсюда рождается огромное количество направлений в йоге. По этой причине йога – едина, а вот инструментов в йоге – величайшее множество. Есть Хатха-йога, Крия-йога, Тантра-йога, Мантра-йога, Янтра-йога и еще два десятка направлений.

       Теперь, если у кого есть какие-то вопросы по этой теме – давайте мы их обсудим; либо по каким-то другим темам, а затем я ещё должен ответить на кое-какие вопросы, которые ко мне пришли письменно. Итак, жду от вас вопросов.

       Да, вот ещё – пока ждём вопросов – расскажу – существует фильм «Кундалини Мантра-йога». В нем показаны и озвучаны градации превращения мира. Фильм был сделан с позиции Мантра-йоги.

       А теперь я жду от вас вопросы, если они есть.

Если вопросов нет – я буду отвечать на те, которые мне были заданы. Некоторые из них я не совсем понимаю – получилось так, что они были вырваны из контекста.

      Вопрос: «Где предел и есть ли он в свободе, которую я предоставляю своему любимому?»

      Ответ: «Это по теме либо Триады, Тантра-йоги, йоги союза, йоги влюбленности.  Все что было рассказано о Майе, о иллюзии, о градациях творения – там представлено на уровне взаимоотношения мужчины и женщины, на уровне всех тех проблем, скандалов, ссор и склок, которые мы ведем у себя на кухне, выясняя отношения. Причина все скандалов, ссор и склок – как ни странно – Майя, в известном ее преломлении. Этот вопрос из этой же серии.

     Необходимо сразу предупредить: мы с вами изучаем наследие древних йогов и йогинь, которые оставили после себя рекомендации, объяснения по тому, как решать те или иные жизненные проблемы, вопросы. Но в первую очередь, следует помнить, что все эти рекомендации относятся только к тем мужчинам и женщинам, которые приняли на себя обеты. Мы же можем рассматривать все эти рекомендации лишь в ознакомительном порядке, но не с позиции единственного верного решения, не с позиции единственно верного критерия поведения.

     Жизнь очень сложна и ни одно вменяемое учение, тем более йога,  не берет на себя смелость сказать, в чем смысл жизни конкретно каждого из нас. Этот вопрос не по зубам никому и ничему. Тем не менее, до нас дошли кое-какие методы, которые мы можем применить в своей жизни.

       Все мои ответы стоит воспринимать через призму того, что люди приняли на себя обеты и ведут определенный образ жизни. Боже упаси, если такой же образ жизни начнут вести все кому попало или кто-то начнет заставлять всех вести именно этот образ жизни. Из этого ничего хорошего не получится. Если вам что-то не понравилось, какой-то момент в положениях Тантра-йоги, йоге союза и йоги влюбленности – не возмущайтесь, оставьте в покое это; помните, что это для определенного достаточно узкого круга мужчин и женщин. Поэтому отвечая на любой вопрос, в том числе и этот, я должен себе представлять – должен ли я отвечать с позиции обычных людей, не принявших на себя тантрические обеты, либо с позиций обычных людей, которые, может быть, интересуются йогой, но ещё не достаточно сильно вовлеклись в практику. Это два разных серьёзных подхода.

      Все попытки сказать «только так и никак иначе» всегда приводили к серьезным жизненным трагедиям. Когда тантрические принципы начинали навязываться семье, которая живет по обычному жизненному сценарию – это порой приводило к большому количеству негатива.

В то же время попытка заставить людей, которые живут по тантрическим принципам, жить по обычному сценарию, приводит еще к большему количеству негатива.»

      Вопрос: С Тантрой это не связано, это обычный вопрос из обычных взаимоотношений. Необычно то, что такой личный опыт я переживаю впервые. Болевые моменты во взаимоотношениях я начала снимать предельным отпусканием ситуации: не пришёл ночевать – хорошо, а объяснения не имеют значения, после того как я внутренне принимаю такое решение. Пришёл – тоже не страшно, позвонил – ничего, не позвонил – тоже ничего страшного. И сейчас я пришла в очень странное состояние – я настолько стала свободна сама от своего возлюбленного, что возникает вопрос – а что мы делаем вместе? Причём это, конечно, не связано с йогой.

Но поскольку я хожу сюда регулярно и получаю здесь опору, новое видение и вобщем-то тоже снятие боли в чём-то –  всё развеивается. Прежние параноидальные привычки уходят, приходит новое и позитивное – с одной стороны, с другой стороны – тема свободы, как её понимать?

У нас сейчас всё на грани развода, потому что я искренне его уже отпускаю и сама уже как-то очень свободна и это просто непривычно».

      Ответ: «Вы знаете, Вы копнули очень серьёзную тему . И так совпало – как ни странно – Ваш  вопрос в самое сердце Майи, но если опять же, если его рассматривать между взаимоотношениями мужчины и женщины. Как ни странно, Вы попали в десятку».

      Вопрос: «Ну, я слушаю лекции. Прошлая лекция, например, меня удержала от того чтобы попросить его собрать вещи».

      Ответ: «Я рад, что хоть какую-то пользу приносит то что мы делаем. Я об этом говорил, но хочу ещё раз напомнить – я понимаю, что всё из тех лекций, которые мы здесь читаем – не запомнить. Т.к. темы сложные. Единственное – должен внутри какой-то осадок оставаться, даже если вы  что-то и не поняли. Это то, что, ребята – выход есть.

      Те проблемы, с которыми вы столкнулись – и кажется, что уже тупиковая ситуация – ни у кого никогда такого не было, только у меня – на самом деле это не так. Более того, некоторые моменты отработаны. Как будет развиваться ситуация, никто не знает, но такой вот оптимизм, что эти проблемы давно решаются,  должен присутствовать.

 

       Второй момент – я рад что Вы не развелись, поскольку, если Вы порвете, у Вас останется ассоциативная связь – природа, Вселенная, такова, что придет другой мужчина, и ситуация повторится до зеркальности. До тех пор, пока мы не отпустим, и оно само не расползется – до тех пор на какие-то резкие движения не имеет смысла решаться, не стоит делать резких телодвижений, чтобы мы не причиняли боль другим. Может быть, в этом основа всего.

      Некоторые люди, которые называют себя психологами, дают советы наотмашь: «А бросьте его». Мы должны до конца дать шанс, даже если нас уже ничего не связывает, чтобы мы не причинили боль. Это принцип ахимсы, принцип ненарушения. Если мы будем из этих позиций применять всю мудрость, мы всегда выиграем».

       Вопрос: «А зачем, если ничего не связывает, давать шанс?»

       Ответ: «У людей бывают разные периоды в жизни, иногда  очень сложные, иногда это кармические моменты, которые переходят из прошлой жизни.

      Чему нас учит йога влюбленности?

      Внутри каждого из нас есть абсолют, частица абсолюта и стоит человеку увидеть хотя бы на секунду частицу абсолюта другого – он влюбляется: если девушка видит частицу абсолюта юноши – она мгновенно влюбляется в него. Потом они вместе живут, потом влюбленность уходит, начинается бытовуха, начинаются разборки, потом начинается теряться интерес. Острота и новизна отношений спадает, потом это все может вывернуться наизнанку: люди, которые друг друга любили, с какого-то момента начинают тихо друг друга ненавидеть.

     С абсолютной точки зрения – это Майя сперва сделала так хитро, что мы не увидели недостатков другого человека, а потом именно Майя начинает делать именно так, что эти недостатки бросаются нам в глаза. Она настолько нас ранит, что мы начинаем что-то лишнее делать.

      В йоге есть такое положение: «Не так бойся негативного воздействия на себя, сколько бойся своей неадекватной реакции и своего неадекватного ответа».

 

      Гораздо страшнее наш неадекватный ответ. Поэтому, здесь лучше всего запастись неким терпением – пока карма вас не расцепит, вы никуда не денетесь друг от друга. Как только все расцепится, вы самым изящным образом останетесь добрыми друзьями. Если вы не расстанетесь добрыми друзьями, вы будете вынуждены встретиться в следующей жизни, доделывать то, что не сделали в этой жизни. В этом логика – как быть добрым. Быть добрым, быть терпеливым раз уж мы с этим человеком.

     Допустим, от человека идет негатив – это, вероятно, часть нашей же кармы. Пусть оно само все развяжется. Вселенная гуманна, ни одной лишней секунды вы не пробудете с тем, с кем не надо быть, но до тех пор, пока что-то ему должны – должны отдать. А делать резкие телодвижения  не надо. Люди начинают менять партнёров как перчатки. Они думают – в этот раз не повезло, может быть в следующий. А всё по одному и тому же сценарию.

      Это я вам говорю с точки зрения скомканной позиции, а  с точки зрения Тантры – более жесткие моменты. Если подписался на какую-либо практику с человеком – пока не отработаешь – никуда друг от друга вы не денетесь. В обычной жизни более мягко: можем разойтись, можем не видеть друг друга. Но в любом случае, Тантра-йога призывает только лишь к одному – чтобы максимально было добро. Мы можем резко хлопнуть дверью, оборвать отношения, а с другой стороны может быть обида: человек, может быть, нас сам отпустил, но эффект «теряния» приводит к тому, что тебя не отпускают, эффект того, что у тебя кто-то что-то ворует.

Этот психологический момент в йоге очень хорошо отработан, поэтому в каждой жизненной ситуации надо по-своему смотреть. Много разных сценариев, но главный принцип  – не лезть в эти ситуации, чтобы не было даже мысли об этом. Чтобы ваша мысль «со стороны» не склонила чашу весов в ту или иную сторону. Это самые фундаментальные противоречия – между мужчинами и женщинами и на них попадаются все. Почитайте мифы древней Индии – сплошь и рядом там одна и та же ситуация – отношения между мужчиной и женщиной. Самые безнадежные ситуации, когда карма отработалась, а затем идут такие взлеты… И наоборот – внешне все нормально, а все хуже и хуже и люди расставались».

     Вопрос: «Вопрос не о судьбе отношений, а о странном ощущении абсолютной свободы. О том, что впервые в жизни – вот она я, без мужчины. Насколько это меня освобождает, насколько это ему – надо или не надо?»

      Ответ: «Вы знаете, на самом деле, если мы рассматриваем с точки зрения Тантры-йоги, то тут лишь такие взаимоотношения  и должны быть.

       А обычно что нас держит вместе? Давайте вещи называть своими именами – нас держат очень крепкие кандалы – это бытовуха. Квартира, финансовые моменты – это держит нас очень жестко. На втором плане эмоциональные моменты – мы очень боимся остаться одни, это призрак одиночества. Человек может бахвалиться, что он такой самодостаточный. Самодостаточны только йоги, обычные люди не самодостаточны, им нужен кто-то. Люди давно друг друга не переваривают, но им лучше вместе, потому что они страшно боятся одиночества. Таких моментов много и это не любовь, не дружеские отношения, это какой-то контракт. А в Тантра-йоге начинать надо с того о чём мы говорили – чтобы, встретившись, друг друга дополнить, а не для того, чтобы испортить друг другу жизнь. Там сразу же отбрасываются все остальные моменты; другое дело, что все это очень тяжело реализовать даже для людей, которые практикуют йогу».

      Вопрос: «Я брала за основу его слова «Я тебя люблю».

      Ответ:  «Есть такая тема в йоге – о свехспособностях. Я знаю одного йогина, который умеет читать мысли – не конкретно, а общий фон и направление. И меня очень удивило, что он заведомо верит словам. Вот пришёл к нему человек и сказал – я так-то и так-то. И он верит. В особенности – словам о любви. Вот в этом смыле, как ни странно, в одной из школ йоги есть даже такие обеты – вы помните, я уже  может быть упоминал их – помогать влюблённым и т.д. И один из этих обетов – верить, когда тебе говорят, что тебя любят, верить без просьбы подвердить. Это один из основополагающих принципов. Я очень рад, что мы здесь его затронули.

      Люди – кармические существа, наслоения Майи, а в нашей основе – частичка абсолюта. Если мы видим в другом человеке частичку Абсолюта – он нам очень близок. Если Майя слишком плотно его накрыла – мы к нему безразличны. Но Майя – вещь временная, а частичка Абсолюта – вещь вечная. Если человек говорит, то лучше верить – это будет беспроигрышный вариант, а не верить – во-первых, испортить жизнь ему, а во-вторых – испортить жизнь себе, потому что тут же начинаются ревность, сомнения, самокопание, ретроспективный анализ и прочее».

       Вопрос: «А не Майя ли это будет, не самообман?»

       Ответ:  «Почему самообман? Согласно учению йоги влюбленности есть три стадии влюбленности: первая – влюбленность безумная, когда мы не видим недостатка у другого человека, и она, по идее, должна перейти в более спокойную стадию, которая говорит о том, что мы не должны отравлять жизнь друг другу. Всегда считается, что если пришла влюбленность, и первая стадия перешла во вторую – стадию спокойной любви (обычно так себя ведут счастливые пары – они друг друга знают, они притерлись, они устоялись), то это считается самым замечательным временем для жизни. Влюбленность уходит, и она может не возвысить, а превратиться в свою другую крайность – ненависть. Затем идет третья стадия – заслуженная влюбленность. Третья стадия идет после второй, когда нет уже этой остроты чувств, но идет работа, идет кармическая развязка. Представьте два алмаза, покрытых грязью. В обычной жизни всегда есть трения, но в пределах принятия. Как говорят – рука руку моет. Поэтому сказать однозначно – является ли это самообманом – я не могу. В каждом конкретном случае отдельно.

       Мне кажется, что только чувство свободы позволит раскрыть любовь. А если этого нет – можно, например, устраивать скандалы, себе нервы трепать, своей второй половине – но это ни к чему не приведёт.

      Вопрос: «Существует ли йога сновидений?»

      Ответ: «Да, это серьезная йога и в одной из ближайших лекций мы ее рассмотрим».

      Вопрос: «Как Вы можете прокомментировать то, что находясь своем сознании (если говорить о линейном времени), человек может попасть в свое будущее?»

      Ответ: «Это очень серьезный философский вопрос. С одной стороны наше «я» – частичка абсолюта и оно вне времени и пространства, никаких формальных ограничений тут быть не должно, и с этой точки зрения делать можно все, что угодно. Это так называемое в йоге «всемогущество», 4 –я глава в Йога-сутра Патанжали описывает эти состояния о непротиворечии воли индивида воле Брахмана, воле Абсолюта.

      Это одна сторона вопроса, другая сторона в том, что пока существует иллюзия или Майя, до тех пор, пока наше «я» отождествляет себя с разумом, а разум – вещь ограниченная, разум находится внутри пространственно-временного континиума, то он естественным образом ограничен от подобных путешествий. Будущего в этом смысле нет. Это еще один из серьезных моментов Майи. Мы живем либо прошлым, либо будущим; вот в этом Майя проявляется как нигде сильно – мы живем завтрашним днем. С точки зрения йоги, если мы рассматриваем индивидуума на уровне разума – прошлого и будущего нет, есть только настоящее.

      Поэтому ни о каких путешествиях во времени на уровне разума речи быть не может. Это как Мюнхгаузен, который вытащил себя из болота – мы с одной стороны говорим «разум», т.е. накладываем ограничения, а потом говорим: «а теперь мы преодолеваем это ограничение». Но мы же перед этим сказали «разум», а он ограничен. Другое дело, если мы – величайшие йоги и достигли уже такой степени самореализации и самотрансформации, которая совершенно нам не снилась, йоги, которые поднялись до уровня закона причины и следствия. Любое путешествие в будущее – это нарушение основополагающего принципа причинности. Будущее формируется сегодня. Его вообще нет. В этом отношении йога крайне резкий противник такого детерминизма: «что на судьбе написано, то и будет». С одной стороны карма сделает свое дело, но с другой стороны свобода воли и они борятся… Будущее – это как фишка ляжет, иначе наша с вами жизнь потеряла бы смысл и актуальность. Мы бы превратились все в будильники, которые заводят на полчаса».

     Вопрос: «Зачем абсолют стал накладывать Майю раз за разом, если говорят, что даже в Хаосе есть порядок?»

     Ответ:  «Если бы этого не было – не было нас как отдельных индивидов. В этом смысле каждый из нас – абсолют.

      Частичка Абсолюта, который все это делал, внутри каждого из нас. Если мы хорошенько в себе покопаемся, мы дойдем до такого уровня, когда все это творилось; т.е. именно из этих источников мы имеем знания, эту информацию мы получили из своего глубинного «я».

      Это одна сторона, другая сторона – зачем? Йога не отвечает на этот вопрос, этот вопрос выше, чем понятие разума. Наш разум ограничен, наши чувства ограничены, цель или смысл этого всего невозможно высказать языком. Йога не отвечает в таком ограниченном смысле. Единственное, что можно тут сказать – причина создания  нашего мира – это крайняя степень счастья, смысла и т.д., выражаясь  доступным нам языком.

      Разум не способен оперировать понятием бесконечности. То что у нас называется разумом, в философии йоги делится на Манас, Будхи, Чита.

     Вопрос: «Если эта информация получена из глубин «я», то выходит, что «я» – бесконечно… зачем?»

     Ответ: «О своем «я» мы можем сказать очень мало, потому что мы считаем себя мужчинами и женщинами.  В этой жизни – я мужчина, в следующей могу родиться женщиной – все это прилагательные. С точки зрения йоги все это считается Майя, это иллюзии. Мое «я» отождествило себя с некой структурой. Хотя эта структура тоже своеобразна.

     Мое «я» на уровне «один». Оно может проявиться через женское тело, через мужское.

Я могу быть глупым, могу быть умным, могу верить в себя, могу не верить – все это инсинуации, никакого отношения к нашему высшему «я» не имеющие. Всё это иллюзия на самом деле.  Поэтому вопрос в том  какая иллюзия нам удобна. То, что мы считаем неотъемлемой частью нашей жизни – это долгая иллюзия, к которой мы привыкли. При более глубоком анализе вдруг выясняется, что мы к этому не имеем никакого отношения. Мы – сами по себе, оно – само по себе. Это методы Раджа-йоги, осознать свое «я». Как только мы избавляемся от всех неправильных представлений о себе,  мы проваливаемся в свое «я».

     Что отделяет мое «я» от Абсолюта? Выходит, что есть двое: я и Абсолют? В йоге говорят: считай с позиции своего «я» свое восприятие. Это самая тонкая Майя. Но она преодолевается не раньше, чем преодолевается Майя относительная, когда отождествляешь себя со своим телом. Это тонкая граница: сперва последовательно убираю Майю – сначала не считаю себя телом, и т.д. и т.д., потом снимается ограничение, перегородка между мной и Абсолютом. В разных школах йоги по-разному описывают этот процесс. Кто-то говорит, что наше «я» расширяется до размеров Абсолюта, кто-то говорит, что никогда этого разделения не было, потому что, если разделение – Майя, а Майи вроде как и нет. Отсюда рождаются знаменитые учителя, достойные люди, которые иногда, к сожалению, сбивают с толку своих последователей. Они утверждают, что ничего делать не надо – ты уже Абсолют. И они правы – каждый из нас уже Абсолют, но насчет того, что делать ничего не надо – это по-разному. А кому-то надо Хатха-йогу  40 лет делать, чтобы осознать, что он Абсолют и есть.

     Майя не такая простая вещь, как нам кажется. Это серьезный противник».

     Вопрос: «Майя – источник страданий?»

     Ответ: «Наслаждения не существует вне нас. Боли не существует в принципе. Боль – очень хитрый инструмент Майи. В нас заложено наслаждение, в нас заложен естественный фон радости, наслаждения, но хитрая Майя берет энергию наслаждения, делит пополам и сталкивает лбами. Когда эта энергия сталкивается сама с собой, мы испытываем то, что называется болью.

      Энергии боли нет во Вселенной. Нету тьмы, есть отсутствие света.

 

     С точки зрения Джнана-йоги боли нет.

     В этом смысле источник страданий и любой боли, даже боли физиологической – расщепление энергии наслаждения и ее столкновение  Майей. Поэтому, после преодоления Майи боль исчезает, исчезает сама причина переживать это все.

     Майя рождает не только чудовищ, она рождает влюбленность. Майя не простая категория, как нам кажется. Майя – манипулятор внутренней энергии наслаждения, она действует кнутом и пряником. Это вещь неоднозначная.

Над текстом работали: Екатерина Бурова

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com