Йога Образа Жизни. Йога в современную эпоху.
Автор: Вадим Опенйога Дата: 2008.06.07 Адрес: Международный Открытый Йога Университет (openyogaclass.com) |
Краткое описание :
Ключевые моменты положения «Что делать?». Золотая середина – отказ от крайностей в жизни. Вопросы благосостояния. Три стадии в жизни. Логика и сверхлогика в йоге. Непротиворечие высшего духовного знания обычному мирскому знанию. Развитие разума – плацдарм для прихода Высшего в нашу жизнь.
Скачать Аудио Вариан
Смотреть или слушать лекцию сейчас:
Слушать Аудио:
Смотреть Видео:
Вопрос: «Какое определение йога дает счастью и удовольствию? Как она отделяет одно от другого?»
Вадим Запорожцев: «Начнем с аксиоматических премудростей в йоге. Наше естественное состояние, как учит йога, это состояние высшего счастья, это состояние высшего наслаждения, это состояние высшей влюбленности. Если интерпретировать со стороны Йоги Влюбленности, высшее счастье – это естественное состояние нашего Я, т.е. это природа нашего Я. Прошу обратить внимание, что это не искусственные реакции на внешние раздражители, а естественное состояние. Т.е. оно не нуждается в поддерживании, оно само является основой, чтобы поддерживать все остальные состояния и все остальные чувства, которые мы переживаем, даже такие состояния, как боль, даже такие негативные состояния, как пессимизм и т.д. Естественный холст счастья – это та основа, на которой в жизни мы рисуем картину своей судьбы. И рисовать мы можем самые разные узоры, самые разные картины. Но если копнуть в самый-самый глубочайший низ, то там будет счастье, этому нас учит йога.
Но! Вероятно, все мы с вами испытывали чувства далекие от счастья, далекие от наслаждения. Вопрос: как они возникают? Возникают они из другого аксиоматического принципа построения Вселенной – майи и закона ассоциаций. Мы каким-то хитрым образом умудряемся брать свое естественное счастье, делить его пополам и эти половинки сталкивать лбами. Отсюда рождается то, что проявляется как несчастье, страдания и т.п. В добавление к этому мы создаем то, что называется карма – какие-то поступки, которые потом начинают приносить последствия. В результате все запутывается. И этот весь клубок мы, как правило, называем жизнью: то одна полоса, то другая полоса, как нам кажется, а на самом деле это никакая не полоса. Это, с одной стороны, эхо вернувшихся наших же поступков, с другой же стороны, действие майи – когда мы неправильно связываем одно с другим и делаем очередные ошибки.
Задача йоги и состоит как раз в том, чтобы вернуться к этому изначальному состоянию – состоянию счастья, и все методы йоги, все различные упражнения, практики и т.д. они по большому счету (если интерпретировать йогу с позиции того, что называется счастьем), ведут нас именно к счастью. Иногда меня спрашивают: «В чем цель йоги? К чему приводит йога? Какая задача стоит перед йогой? Для чего человек занимается йогой?». Можно ответить: «Для того, чтобы быть счастливым. Но только счастливым по-настоящему: чтобы это было счастье не такое, что сегодня счастье, а завтра не пойми что, а такое, что называется, естественное, которое не может быть разрушено ничем». Чтобы достичь такого счастья, которое не может быть разрушено ничем, надо вернуться к своему естественному состоянию. А мы помним, что естественное состояние – это и есть то счастье. Но для этого необходимо убрать майю, неведение. Майя – вещь тоже очень хорошая и закон ассоциаций – прекрасный закон. Но до тех пор, пока мы не научимся пользоваться этими законами, наше счастье будет эфемерно, преходяще. А если мы преодолеваем неведение, если мы преодолеваем майю, если мы научимся всем этим пользоваться, то мы приходим к тому, что является нашей природой, к нашему Высшему Я. А естественное состояние нашего Высшего Я – это счастье».
Вопрос: «А есть ли разница между счастьем и наслаждением (удовольствием)?»
Вадим Запорожцев: «Примем, что наслаждение и удовольствие одно и то же. В нашем языке нет терминов адекватно передающих нюансы, полутона разных состояний. Поэтому, чтобы сделать некий акцент, приходится либо английским языком пользоваться (как сейчас в основном и делают в сферах новомодных наук), либо санскрита чуть-чуть подбавлять. Один из переводов слова «йога» – «союз» (можно было бы Советский Союз перевести в Советскую Йогу). Ощущение наслаждения или удовольствия не гарантирует того, что это останется навсегда. Здесь имеется в виду наслаждение, удовольствие, получаемое через органы чувств. Например, я ем вкусную и сладкую конфету, я получаю и удовольствие, и наслаждение. Я ем что-нибудь горькое и невкусное – мне неприятно. Получая удовольствие и наслаждение, можно испытывать счастье, а можно и не испытывать. Опять же, если у меня проблемы в каких-то делах, а один из органов чувств доставляет мне удовольствие, то это удовольствие мне, что называется «не в радость». Это как бы продолжение того механизма счастья, который уже осуществляется через действия наших грубых органов чувств. Иногда приходится слышать в йоге такое выражение, которое родилось от непонимания, из многочисленных мифов: «откажись от удовольствия и тогда придет счастье». Это и так и не так. Иногда, да, действительно, чтобы достичь чего-то незыблемого, надо отказаться от чего-то преходящего. Но по большому счету, незыблемое и вечное не зависят от преходящего, поэтому на этот вопрос лучше всего отвечать с позиции практики, нежели теории».
Вопрос: «Среди смертных был реализованный Будда. В свое время он сбежал от семьи, от своего царства, от удовольствия. В поисках счастья он обрел нечто большее, чем счастье. Он долго занимался всеми видами йоги, аскетизмом, и довел себя до такого состояния, что не смог даже перейти маленькую реку. Затем он понял, что занимался в жизни не тем, чем надо, тратил свою энергию зря, и что его искания были иллюзией, и когда он проснулся на следующий день утром, он испытал блаженство и просветление. Как это у него получилось?»
Вадим Запорожцев: «У меня сейчас есть хорошая отговорка – спросите у Будды. Я тут с йогой разобраться не могу, а вы меня буддизм приглашаете интерпретировать. Формально, я могу вообще не касаться темы буддизма. Помимо буддизма в Индии еще двести миллионов религий, у каждой свой акцент и разобраться в них не представляется возможным. Но я понял подоплеку вопроса, хотя здесь есть несколько спорных моментов. Во времена Будды не практиковалась йога так усиленно как может показаться, она вообще там не практиковалась. Опять же, друзья: йога и религии – вещи разные. У буддистов есть некий аналог йоги, сохранившийся в Тибете – Шесть Йог Наропы. К тому времени, когда пришел Будда наблюдался духовный спад. Проводились многочисленные жертвоприношения, возлияния масла в огонь, чтение священных гимнов, но это было формой, а содержание было потеряно. Пришел Будда, он не стал воевать с формой, а начал говорить о Высшем, но другими словами, другими понятиями, другим языком. Поэтому его в дальнейшем начали обвинять, что якобы он атеист, что якобы он не признает Абсолюта в плане высшей сущности, создавшей Вселенную. Будда просто об этом ничего не говорил. И когда мы начинаем говорить, что во времена Будды было то-то, то-то, пятое, десятое, мы этого не знаем, мы не знаем, что было во времена Будды. Действительно, Будда был сыном одного из раджей (раджа – это такой удельный князек), у него было свое царство, большое или маленькое, мы не знаем – история об этом умалчивает. Будда, действительно, отказался от мира, практиковал аскетические методы, а потом довел себя до крайнего изнеможения. Затем, что-то с ним интересное приключилось. Вот вы выдвинули этот вариант истории – а ведь, сколько направлений буддизма, столько и баек, как Будда достиг просветления. Бертолуччи снял фильм «Маленький Будда» – очень красивый фильм, посмотрите, в нем несколько иные ставятся акценты.
Еще раз: я бы ни слова не сказал про Будду, потому что буддисты называют себя религиозной организацией, а йога не относится к религиозным организациям. Йога – это система самопознания. В йоге момент веры присутствует только в определенном объеме. Например, когда мы как маленькие дети начинаем изучать учебник математики, мы верим, что учебник написан правильно. И на этом вера заканчивается. Все остальное йога призывает нас переоткрыть. Т.е. йога говорит, что все, что не переоткрывается, отбрось как ненужное. Потому что мало ли кто что написал. В религиях подход несколько своеобразный, я сейчас не буду касаться этих тем, это очень тонкие темы. Вы можете исповедовать какую угодно религию и при этом заниматься йогой или не исповедовать никакую религию и заниматься йогой.
Когда Будда практиковал, он вышел на так называемый «срединный путь». Но это в большей степени было отражено у других последователей Будды, в более гуманистичном буддизме Нагарджуны. Нагарджуна сказал, что во времена, когда Будда всех учил, его ученики не достаточно еще отличались умом и сообразительностью, чтобы перенять все знание, и Будда якобы учил нагов (наги – это мифические существа), потому что люди не воспринимали учение. В момент смерти Будда сказал: «Всё, я передал свое учение, теперь смело ухожу». И якобы продолжение этой истории такое, что наги передали эти знания людям, в том числе и Нагарджуне. И эти знания послужили толчком к развитию тантрического буддизма и возникновению того, что называется Шесть Йог Наропы. Смысл этих учений заключается в следующем, что крайности бесполезны. Вот у нас будет очередной семинар по Хатха Йоге (в Культурном Центре «Просветление», www.yogacenter.ru), основная тема – две крайности абсолютно бесполезны. Будда понял, что крайность излишнего аскетизма, такая же безысходная, как и крайность наслаждения, неосознанного и необузданного. В ночь, когда он понял, что настоящий духовный путь лежит где-то посередине, Будда достиг просветления. Но это интерпретация, скорее, буддизма Нагарджуны, нежели того старого доброго буддизма, который был еще при царе Горохе, который сохранился только в отдельных местах (говорят, в Шри-Ланке, в Юго-Восточной Азии).
Так вот чем хороша эта ситуация? Эта ситуация хороша тем, что как в буддизме Нагарджуны, так и в нашей школе йоги традиции Анандасвами, нас призывают отказаться от крайностей. У нас есть чудесный фильм, мы его сами снимали, называется «Хатха Йога Самоучитель». Снят фильм по трактату «Повествование о Хатха Йоге» (www.happyoga.narod.ru). Трактат описывает, как учительница йоги учила своего возлюбленного юношу йоге. Юноша был, мягко говоря, балбес, а учительница, уже знающая толк в йоге, его постепенно обучала уму-разуму. В конце повествования есть такая фраза: «Откажись от крайностей, в них нет результата». Существует два подхода к практике Хатха Йоги, к познанию высшей истины: один подход метод сознания – когда себя надо очень сильно заставлять, другой подход метод энергии – когда надо отпустить ситуацию и уходить в чувства, радоваться жизни. И тот, и другой путь, доведенный до крайностей, ведет к тупику. Если вы начнете себя излишне изнурять аскетизмом, вы не преуспеете в йоге. Если же вы вообще будете вести праздный, разгульный образ жизни, вы тоже не преуспеете в йоге. Йогу иногда определяют как союз между тем, где можно себе позволить и тем, где надо себя заставить. Овладение любой йогой – нахождение для себя этого пути – пути, где надо себя заставить, и где надо себе позволить. Если будете лавировать между этими крайностями – как по лезвию бритвы – достигнете успехов в йогах, в том числе и в Хатха Йоге, физической йоге. В физических йогах у нас сейчас наблюдается явная крайность – йогу превратили в акробатику: кто сильнее гнется? кто в три оборота завернулся, кто в четыре, кто в пять? Какое отношение это имеет к йоге? Все циркачи умеют трюки делать уже много столетий, но там йогой и не пахнет, хотя гнуться они похлеще индусских йогинов».
Вопрос: «Что йога может дать человеку, если он самодостаточен?»
Вадим Запорожцев: «Если человек самодостаточен, йога такому человеку ничего дать не может, потому что он и так все имеет. Но мы с вами еще очень далеки от самодостаточности, мы еще не вышли на уровень естественного состояния счастья. Малейшая неприятность в жизни, нервотрепка, неудовольствие – и всё, и нас понесло. Поэтому о самодостаточности пока еще речь не идет. Самодостаточность – она же свобода – наступает только лишь после долгого, серьезного пути по достижению йоги. Если же кто-то из людей считает, что он уже и так самодостаточен, и что он уже счастлив, и это счастье будет всегда, то что может ему дать йога? Йога может сказать: «Молодец, в том же духе и продолжай». Но согласитесь, что не каждый день встречаем мы таких людей. Поэтому в этом смысле йога – это наука, которая приводит нас к этому состоянию, долго, постепенно, скрупулезно, шаг за шагом.
Ключевые моменты положения «Что делать?»
Мы с вами остановились на последнем пункте в образе жизни йогов и йогинь «Что делать?». Это самый трудный в объяснении пункт, потому что здесь начинаются нюансы, здесь начинаются кармические особенности, здесь начинаются те ограничения, которые накладывают эпохи. Даже в течение того исторического периода, который мы можем отследить, были разные условия жизни: во времена Будды были одни условия, в X веке – другие и т.д. И хотя условия жизни претерпели изменения, какие-то общие моменты все равно остались. Мы с вами коснулись чисто практических моментов: Если Цель – общаться с Высшим, значит, надо уметь общаться через все, что приносит нам жизнь, и в то же самое время, обязательно какое-то время проводить в одиночестве.
Золотая середина – отказ от крайностей в жизни. Вопросы благосостояния.
Как же проходила жизнь среднестатистического йогина? Главное, чему учит йога: крайности плохи не только в занятии йогой, но и в жизни. Если вы чрезмерно бедны – это серьезное препятствие в йоге, если вы чрезмерно богаты – это такое же серьезное препятствие в йоге, если у вас слишком много свободного времени – это препятствие в йоге, если у вас его слишком мало – это также препятствие в йоге. Существует золотая середина, или, как сейчас называют, средний класс. По телевиденью умные дядечки говорят: «Надо, чтобы в нашей стране было как можно больше людей среднего класса». Я хочу сказать, что йога именно за это – чтобы было как можно больше среднего класса. Средний класс – это именно та прослойка, где вы с наименьшими потерями будете, с одной стороны, жить – поживать и добра наживать, а с другой стороны, столкнетесь с минимумом ограничений, «крючков», которые препятствуют вашему духовному развитию. Понятно, что если денег слишком мало, то тут уже не до йоги. С другой стороны, если их слишком много, возникают другие проблемы. Это как в поговорке «огонь, вода и медные трубы» – гораздо легче пройти огонь и воду, чем медные трубы. Так хитро мы с вами сделаны: пройти испытание богатством – это самое тяжелое, что только есть в жизни. И самое смешное: в йоге нас учат, что стать богатым гораздо легче, чем отказаться от богатства.
Что такое богатство? У богатства есть две составляющие: это ваша карма плюс ваша внутренняя энергия, внутренний ваш потенциал, внутренняя сила, с которой вы рождаетесь. Человек может родиться абсолютно бедным, но может «сделать себя» в течение жизни. А может сразу родиться богатым, но если у него отобрать это богатство, то сам он себя таким богатым никогда не сделает. Но в любом случае, то, что вы имеете, вы заслужили – это закон кармы. Все, что мы имеем, мы сами сделали. Поэтому предпочтительно, чтобы, рождаясь, мы уже имели хоть какую-то «подушку»: чтобы не бедствовали в детстве, чтобы у нас были родители, которые бы о нас заботились, но с другой стороны, чтобы мы сами всегда могли с нуля развернуться и достичь какой угодно высоты. Иногда гонка за богатством становится самоцелью. И человек переступает некую границу: он продолжает зарабатывать деньги, даже понимая, что ему не хватит времени жизни их потратить. Более того, даже его дети не в состоянии будут их потратить. Если они начнут тратить, то не выработают нужные качества, чтобы уметь зарабатывать – это очень неоднозначные моменты. Если мы рождаемся среди низов общества, то нам очень тяжело подняться. Представьте, рождается ребенок, вокруг него какие-то бомжи, алкоголики, и он начинает думать так же, как они. И хотя он может быть очень способным, ему очень тяжело подняться на следующую ступень. Так же тяжело и отказаться от высокого уровня. Говорят, что подняться с самого низкого уровня гораздо легче, чем отказаться от богатства. И то, и другое – это серьезные препятствия на пути. Богатство – это аналог шакти. Деньги – это в некотором смысле эквивалент энергии (например, вам надо самому копать яму, а вы можете нанять кого-нибудь, кто за вас прокопает). Это некий эквивалент. Я не рассматриваю сейчас моменты мошенничества и т.д. Золотая середина – это самое оптимальное для рождения.
Наша страна очень хорошая, у нас нет, к примеру, деления по сословиям. А во многих, даже очень цивилизованных, странах до сих пор есть графы, князья, и они очень гордятся своим положением. Но это становится неким «чемоданом без ручки»: человек, может быть, хотел бы по-другому жизнь прожить, а вот груз традиций заставляет именно так проживать, и не у всех хватает сил этому противоречить. В нашей же стране в этом отношении все перемешалось. В Индии еще хуже – там кастовая система, она уже на подсознании, она уже на уровне суеверий. Например, многие люди верят в приметы (черная кошка, перебегающая дорогу и т.д.). Но западные люди проще к ним относятся, у нас есть противодействия (плюнуть, например). А у индусов этого нет: если ты правоверный брахман, то лучше тебе вообще не встречаться с неприкасаемыми, а о браках между разными кастами до сих пор речи не идет…
Стадии жизни.
Следующий пункт нашего рассмотрения – это стадии жизни. Их придерживались в среде йогов и йогинь. Позднее они проникли в религиозные учения, где превратились в своды правил (почитайте, например, законы Ману, сейчас читаешь, и волосы становятся дыбом, но для того момента, для тех людей эти суровые законы были очень даже справедливыми и нужными). Так вот:
первую часть жизни имело смысл потратить на обучение. Первая стадия – это стадия, когда необходимо блюсти брахмачарью во всех смыслах этого слова. Т.е. это время, когда надо не растрачивать силы и энергию жизни ни на какие проявления, в том числе и на секс. Опять же, эти требования претерпевали изменения, даже в том, что касалось возраста были разными. Самые древние источники, дошедшие до нас, сообщают, что мужчине надо было блюсти брахмачарью до двадцати – двадцати четырех лет, когда на девушек даже и смотреть было нельзя. Этот возраст – самое подходящее время, чтобы наверстать недоделанное по прошлым жизням. В первую очередь на этом этапе важно было не растрачивать сексуальную энергию понапрасну, до начала духовных (в том числе и сексуальных) практик. Важно было накопить сексуальную энергию к моменту появления подружка, жена или партнерша в зависимости от школы.
Есть вещи, которые если с первого раза не сделаешь, то не сделаешь вообще. Я помню, когда-то мы в гору поднимались, а гора была из глины, и там были ступеньки прорыты, чтобы было удобно подниматься по глине. Прошел дождь, и эти ступеньки размокли. Если с первого раза поднимешься – хорошо, но стоит чуть только замешкаться и у тебя под ногами образуется каток – и всё, тогда уже точно не поднимешься. В отношении секса встречаются аналогичные моменты. В некоторых школах йоги считалось, что лучше вообще ни-ни, чтобы этот потенциал не растратить (на санскрите называется «бхава» – отношение). Считалось, что для мужчин, это должен быть возраст за двадцать лет. Вы понимаете, что сейчас мало кто в современном мире (даже в самой Индии) доживает до этого возраста, так и не коснувшись женщины. Но в школах йоги считалось, что надо изучать традицию. Что толку тратиться на сиюминутное удовольствие? – Лучше сохрани до того момента, когда будешь осознанно тратить. Для девушек этот возраст был меньше. Но, безусловно, это был возраст, когда девушка была уже в состоянии заниматься сексом.
Первую часть жизни следовало прожить именно таким образом. Как вы понимаете, современная цивилизация не способствует тому, чтобы юноши и девушки усиленно блюли брахмачарью. Наоборот, в современном мире девственность считается чуть ли не пороком. Это противоречит самому принципу йоги: ты лучше накопи – что ж ты растрачиваешь не понятно где, не понятно с кем, не понятно на кого? Но с другой стороны, йога не лезет в эти дела. Как получилось, так и слава Богу – карма такая, общество, в котором живем, такое, но в древности этот возраст был достаточно большой. Итак, мы рассмотрели первый этап жизни.
Второй этап жизни подпадал под определение «отдать священный долг»: человек должен был наплодить детишек. В некоторых традициях эта стадия называлась «стадия домохозяина». Вот в этот период жизни вперед – практикуй все виды практик (в том числе и сексуальных) со своими подругами по полной программе. Ты уже знаешь, что делать, как делать. Уже сформировались внутренние структуры тела, внутренние каналы и т.п. Этот период длился достаточно долго. В разных философских системах это очень жестко регламентировалось.
Третья стадия. Как только твои дети в тебе не нуждаются, как только они встали на ноги и в состоянии сами о себе позаботиться, ты свободен. Хочешь – в монастырь уходи, хочешь – практикуй экстремальные виды практик, хоть гвозди себе в голову забивай, если считаешь, что это сможет помочь открытию третьего глаза или просветлению. Считалось, что заслужил.
Обратите внимание: 1) сначала изучи то, что накопилось за тысячелетия; 2) затем отдай священный долг; 3) затем делай, что хочешь. И действительно в третий период жизни очень многие йоги и йогини практиковали опасные практики, в которых было тяжело выжить. Образ жизни йогов и йогинь проникал в среду обычных людей, и там примерно та же ситуация стала складываться.
С формальной точки зрения Будда бросил жену и ребенка. Я напомню вам: у Будды была красавица-жена и сын. Он бросил их и рванул по святым местам искать просветления. Хорошо, что оставил им царство, т.е. они материально не нуждались. А если бы нуждались, то не видать бы Будде просветления, как своих собственных ушей – ну как же так, ты эгоистично во имя себя бросаешь людей, которые на тебя рассчитывают, и идешь достигать счастья лично для себя. В среде йогов это считалось некрасиво. И обычно для таких аскетических подвигов выбирался возраст, когда дети уже подросли. Вдруг ты сделаешь неправильную практику, Кундалини не в ту сторону пойдет, тебя разорвет на кучу маленьких кусочков и ты умрешь на физическом уровне – ты мало чем рисковал: потому что умер и умер, еще раз родишься, начнешь с того места, где закончил – только ошибок этих делать не будешь. Ты подготовил плацдарм для себя, ты первую часть жизни учился, вторую часть жизни отдавал священный долг, практиковал в социуме, ты подготовил социум к своему возвращению, дальше можешь рискнуть. А если же ты достигал высшего состояния, то вообще замечательно.
Итак, можно выделить следующие периоды жизни. Человека молодому, пока страсти, силы в нем кипят, пока он не растратил этот порыв, очень хорошо изучать йогу. Хуже всего, когда йогу приходят изучать люди молодые, но с тусклыми глазами. Они не поймут самого главного: если нет бхавы, если нет запредельного благоговейного отношения к Высшему, то Высшее не откроется. Можно сколько угодно изучать различные трактаты, наизусть их знать, но йога – на срезе чувств, на срезе однонаправленного отношения. Там все на карту поставлено. Естественно, что первую часть жизни до того, как вы созреете и физически, и умственно, вы будете не растрачиваться, а наоборот, все время будете направлять на подготовительную практику. Как только вы более или менее чего-то достигаете и вступаете в зрелый возраст, для вас начинается самое чудесное время для практики всех йог. Параллельно в практиками следует отдавать долги. И когда все долги отданы, тогда по полной программе можно практиковать любые методы. И самое приятное, что можно уже рисковать собой. Если же мы начинаем рисковать собой до этого, то можем лишь породить дурную карму. Вот такие три этапа наблюдались.
У людей, которые в древности занимались йогой, у них даже несколько по-другому метаболизм тела работал. Считалось, что зрелость наступает годам к тридцати пяти – сорока, а до этого – бесшабашная юность. Жизнь длиннее и, соответственно, эти периоды смещались. Для обычных людей все идет в другую сторону, жизнь укорачивается, и все периоды в жизни идут быстренько.
Вы помните, что хотя мы все выглядим одинаково, но мы находимся на разных уровнях внутреннего развития, самосознания своего Я. Есть люди, которые совершенно не интересуются духовными практиками, они ничего не соблюдают, рано вступают в брак и т.д. В йоге это считалось не совсем разумным, но это было оправдано, потому что должны были быстро сменяться поколения, иначе цивилизация бы просто не выжила бы. Невидимая часть носителей традиции йоги жили своим определенным образом жизни, но все равно влияли на основную массу. Основная масса, пытаясь копировать, придумывала какие-то свои правила игры, отчасти похожие на то, как жили йоги и йогини, но со своими какими-то поправками. Время от времени все приходило в упадок, время от времени одно главенствующее учение или религия сменяла другую. А тонкая ниточка древнего знания йоги неизменно прошла через все эти века. Иногда в некоторых текстах «Санатана Дхарма» слово «дхарма» можно перевести как путь, ниточка, дорога, хотя есть еще два десятка переводов. Вечная ниточка, вечная струя знания, которая проходит через все эпохи, столетия, религии и т.д. Она практически неизменна, хотя по форме все всегда меняется. Поэтому среди йогов и йогинь призывалось, что пока вы молоды и полны сил, не растрачивайтесь, изучайте. Как только созрели, тогда – по полной программе живите, но без маргинальщины, без опасных практик. А когда отдали священные долги, тогда делайте всё, что угодно.
Вопрос: «Что значит отдача священного долга?»
Вадим Запорожцев: «Советую вам ознакомиться с предыдущими лекциями на сайте www.openyoga.ru, потому что мы уже давно обсуждаем эту тему. Вкратце, это либо самим иметь детей, либо поддерживать тех своих друзей, знакомых, людей из своего окружения, у которых есть дети. Иначе может оказаться, что для того, чтобы родиться в хороших условиях, тела не будет, и придется рождаться в каких-нибудь плохих условиях».
Вопрос: «Что вы называете «маргинальщиной»?»
Вадим Запорожцев: «Маргинальщиной» я называю, в первую очередь, распространение сейчас тех практик, которые призывают людей необдуманно использовать энергии, заключенные внутри них. Мы все с вами как-то сделаны и если мы начнем неправильно какие-то практики применять, то можем себе запросто навредить. На Западе этот вопрос стал коммерческим. К примеру, надо собрать группу людей, чтобы они пришли к тебе на семинар, чтобы пришли потом другие люди. Для этого нужно дать такие практики, чтобы у них остались сильные ощущения. И начинают вырывать из контекста какие-то сочетания одних упражнений, других, третьих, четвертых, делать из них «ёрш» и давать людям, чтобы люди сделали и у всех бы «крышу посносило», чтобы они все «повыпадали» куда-то и потом опять бы «впали». И все бы ничего, если у кого-нибудь не случится эпилептический припадок или еще что-нибудь, или он прямо на семинаре не «врежет дуба». Он сам бы никогда не придумал такое сочетание практик – дыхания, поз и т.д. – чтобы это всё сошлось. Йога – наука сильная и иногда, чтобы сильные загрязнения убрать, надо сосредоточить усилия на каких-то каналах в определенном месте. А если это пойдет в разнос? К сожалению, наиболее сильные практики стали давать из коммерческих. Это я называю «маргинальщиной», это опасно».
Вопрос: «Необходима ли консультация врача перед практикой йоги, чтобы, например, эпилептический припадок не случился?»
Вадим Запорожцев: «Здесь мы говорим о разных йогах. Та йога, которая обычно преподается, абсолютно не опасна, она заведомо состоит из таких упражнений. Но когда я говорил про маргинальные практики, я говорил о тех, которые вы даже и не встретите в Москве. Но даже и перед тем, как посещать немаргинальные практики, нужно проконсультироваться с врачом – а вдруг у вас смещение позвоночника или перелом какой-нибудь был? Что может быть от этого плохого? – Ну, растянется у вас что-нибудь, заболит. Я же говорил о более серьезных практиках».
Вопрос: «А практика рейки – это «маргинальщина»?»
Вадим Запорожцев: «Я не знаю, что такое рейки. Т.е. у нас такое есть правило: «без комментариев». Я не знаю, это не моя традиция, я отвечаю только за школу йоги традиции Анандасвами. Может быть, очень хорошо, может быть, очень плохо, для этого мне надо самому пройти это, а у меня нет времени для этого. Но насколько я знаю, «маргинальщина» редко встречается. Почему я на этом заострил внимание? Потому что иногда слышу чисто теоретические утверждения, что «друзья, для того, чтобы мне достичь Самадхи, надо мне каким-нибудь особым способом разбудить энергию Кундалини, как-нибудь через третий глаз ее куда-нибудь вытащить и куда-нибудь опять вставить». Т.е. приводят подробности, за которыми действительно чувствуются достаточно сильные моменты. Я уж не говорю про психотропные вещества. Вы просто не представляете, что полным полно людей, которые заигрывают с этой темой, они говорят, что это помогает им сконцентрироваться или чего-нибудь достичь. А это прямая дорога в могилу. Но они утверждают, что «мне это нужно для последнего рывка, для открытия» – но это так не решается, и такие люди начинают биться, биться, биться. Так же и в Хатха Йоге: приходит ко мне человек, позанимался и говорит: «Ой, мне мало, я хочу больше». А вопрос йоги не в том, что больше, а в том, что нужно делать то, что нужно. Бесполезно раскачивать качели, если ты не попал в такт, ты просто отобьешь себе руки. Так что, я надеюсь, что с рейки все в порядке».
Вопрос: «Я заметил, что йогой в основном занимаются девушки, а мужчин недостаточно. Как вы это можете объяснить?»
Вадим Запорожцев: «Во-первых, у меня такого не наблюдается. Я не знаю, как объяснить – может карма, может, еще какие-то моменты. Допустим, в модном журнале написали, что йога – это круто, что какая-то певица или какая-то актриса занимается йогой – это же пиар, и люди приходят и начинают заниматься. Самые первые волны были очень давно, в тридцатые годы в Голливуде (1929ый, что ли, год). Была одна тетечка, она там преподавала. Я как-то с ней разговаривал, она, кстати, русская сама. Может кто-то ее и знает – Индра Деви. Я когда ее встретил, ей уже было много за девяносто, у нее сложная судьба, ее поносило по миру. И вот она рассказывала, что среди звезд был интерес, и она стала преподавать, потому что это было модно. Это перекос в одну сторону. Бывает перекос, когда только одни мужчины приходят. По-разному бывает».
Логика и сверхлогика в йоге.
Сегодня мы рассматриваем последнюю тему из цикла лекций «Образ жизни йогов и йогинь». Изучаем мы образ жизни йогов и йогинь не для того, чтобы его нам копировать, а для того, чтобы понимать практики, которые до нас дошли с этих древних времен. Не зная контекста, мы не в состоянии их понять. А от непонимания рождаются мифы, случаются перекосы, рождаются иллюзии, потом эти перекосы и иллюзии подхватываются и несутся дальше. Такой «испорченный телефон» убивает йогу. Чтобы избежать таких ситуаций, крайне полезно знать, как это знание передавалось.
И еще я хочу подчеркнуть, что древнее знание йоги невыразимо. И даже при всем желании невозможно в словесной форме передать ядро знания. Оно выше, чем слова, оно выше, чем понятие «мысль». Сама йога начинается с того уровня, когда включается наш сверхразум или наша интуиция. Только лишь после этого момента мы ухватываем то, что называется йогой. Но в то же самое время на уровне обычной логики, на уровне обычного разума то, что называлось «сверх», превращается в систему неких взглядов, и эта система взглядов очень и очень логична. Она такая же логичная, как и высшая математика, как другие науки, где есть причина и следствие, со всеми вытекающими моментами. Поэтому наше отношение к постижению йоги должно быть следующее: йога никогда не будет издеваться над нашим здравым смыслом, даже если будет попытка передать сверхучение. Даже сверхучение всегда облекается в форму предельной логики. В этом смысле йогу можно изучать как математику, где любое положение выводится из других базисных положений. Это то, что иногда называется аксиоматикой йоги. Из аксиоматики йоги логически выводится любая практика, любая поза в йоге, любое дыхательное упражнение. Игнорирование логики в йоге играет очень дурную службу для йоги. Начинают плодиться самые разные средства, объяснения, пояснения того, как надо выполнять это или то упражнение. А начинаешь копать и понимаешь, что в лучшем случае это плохо понятые слова, которые ученик воспринял у Учителя и сам пытается передать дальше, т.е. «испорченный телефон». Но, слава Богу, что хоть так идет – и на том спасибо.
Мирское и духовное знание.
Все же, строго говоря, любое положение в йоге выводится логически. Хотя, еще раз я подчеркиваю, понятие йоги и цель йоги выше, чем логика. Ядро йоги, ядро этого высшего знания невыразимо. Но в то же самое время, когда оно проникает в логику, оно становится крайне логичным. В древних йогических текстах все знание, которым обладает человек, делится на два вида – одно знание духовное, другое знание мирское. Духовное знание –ведет нас вверх, это какие-то высшие моменты. Мирское знание – это наши повседневные знания. Например, вопросы коммерции, как стать хорошим бизнесменом – это хорошее знание, но оно мирское. То, что вы станете богатым, не предполагает, что вы станете духовным. Но в то же самое время, обратите внимание, высшее знание никогда не противоречит мирскому знанию.
Иногда я слышу призывы, что надо от всего отказаться: от зарабатывания денег, от коммерции, от карьеры, от учебы, от всего-всего, чтобы открылось Высшее. Строго говоря, если вы от всего этого откажитесь, то это не является ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы открылось Высшее. Высшее на то и Высшее, что оно от этого не зависит. Другое дело, что иногда полезно отказаться от тех или иных заблуждений. Надо как-то себя оградить от того, что нас отвлекает. Но это уже другой разговор, это уже как бы технология пути. Но высшее, запредельное, сверхлогичное знание никогда не противоречит обычному нашему повседневному знанию. Иногда какой-нибудь очередной учитель йоги учит вас высшему знанию, а оно сталкивается лбом с самым обычным жизненным знанием. И как только вы сталкиваетесь с противоречием, в первую очередь надо разобраться, что там с этим высшим знанием: может быть, мы неправильно его интерпретируем, неправильно понимаем, может быть, дан неправильный перевод и т.д.
Здесь очень интересная вещь с точки зрения образа жизни: обычное знание является своего рода пробным камнем для высшего знания. Точнее, знаете как определитель: золото или фальшивка. Очень обидно, когда выступают те или иные «адепты тайных наук» от йоги и начинают пороть откровенную ахинею, которая противоречит и науке, и медицине на современном ее уровне. И начинают заниматься мифотворчеством, придумывать какие-то нереальные вещи, ссылаться на факты, которые никто никогда не видел и не слышал – и сейчас это проходит, сейчас народ все это съедает, потому что народ сейчас не разбирается. Но пройдет совсем немного времени, когда народ станет разбираться, и подобные вещи станут для всех очевидными. Поэтому когда мы изучаем йогу и сталкиваемся с какой-то нелогичностью с нашей точки зрения, это должен быть серьезный для нас вызов, потому что: а) либо мы чего-то базового и фундаментального не понимаем в йоге; б) либо опечатка в книге – хотели написать одно слово, написали другое; в) либо учение, которое преподносится нам как йога, на самом деле йогой не является, а просто содержание и название случайно перемешались; г) либо еще какой-то фактор, который указывает на то, что в этом отношении еще нужно поработать.
Развитый, отточенный разум – плацдарм для Высшего.
Еще раз, Высшее никогда не противоречит мирскому. Но и обратная сторона: мирское знание – это как мертвая вода: она убивает все нежизнеспособное, все болезни. Вспомните Ивана-царевича, с ним что-то ужасное случилось, и его полили сначала мертвой водой, а потом живой водой, но не наоборот – обратите внимание. Примерно та же ситуация и у нас с вами. Для того, чтобы познать суть высшего знания йоги, которое запредельно и невыразимо, сперва надо нас вылечить от наших ран (вы помните, что когда Ивана-царевича мертвой водой полили, как сказано в сказке, все раны его залечились). Когда тело уже готовое, хорошее, но не живое, вот тогда уже можно лить живую воду.
Точно так же и в йоге: как правило, Высшее любит открываться тогда, когда есть сосуд для него, когда человек в состоянии его воспринять, когда человек уже в достаточной степени отполировал свой разум, когда он работает над собой, когда он твердо стоит на ногах – тогда начинаются первые проблески запредельного. К сожалению, сейчас мы видим ситуацию обратную, когда в йогу приходят люди невменяемые, иногда придурковатые, иногда просто пациенты психиатрических клиник, но начитавшиеся уже тех или иных эзотерических, мистически-космических книг. И их несет, они считают, что это все йога. Но самое опасное даже не в этом. Самое опасное, что иногда у таких людям – «мистически-космически-шизофренических» – среди всего этого мусора случаются проблески. Действительно бывают ситуации, когда у людей с мозгами еще не очень хорошо, а книжек уже «эзотерически-космических» много переварено, и уже видятся духовные горизонты там, где ими и не пахнет. Но с другой стороны, иногда бывают и действительно реальные проблески. У таких людей создается иллюзия, что разумом не надо заниматься, время от времени что-то и так открывается само. И это очень сильно тормозит их духовный путь. Многие целители, колдуны, волшебники, которые сейчас расплодились, целиком и полностью подпадают под эту категорию. Конечно же, не все. Среди них бывают и достойные люди, и форменные негодяи. Но как говорится: «Если в мире что-то есть, значит, это для чего-то надо». Например, есть плесень, которая все разъедает, и она нужна, потому что она все ненужное разваливает. И волки лесу тоже нужны – как санитары леса, чтобы там не было эпидемий среди зайцев. Т.е. все в этом мире взаимосвязано. Моя любимая поговорка: «Если кто-то где-то оглох, значит, кто-то где-то охрип».
В этом большом пункте «Что делать?» йога по большому счету призывает нас развивать разум, оттачивать его, чтобы готовить плацдарм для запредельного.
РИС. Йога-экзамен: УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ!
Слушатель: «Вы противоречите сами себе, потому что практика предполагает изменение сознания».
Вадим Запорожцев: «Стоп-стоп-стоп. Давайте, помедленнее, поспокойнее, потому что вы неоднозначные термины используете: «измененное сознание», «практика».
Слушатель: «Вот я лично к вам обращаюсь без лишней театральщины, потому что там, где сцена всегда театр».
Вадим Запорожцев: «Безусловно, я – клоун, это театр одного актера, здесь актер – один я. Эти лекции я читаю не для того, чтобы отвечать на вопросы (но я на них отвечаю), а для другой цели. Я из множества людей хочу отобрать тех, кто понесет древнее учение йоги дальше (www.openyoga.ru). Я на этом не зарабатываю ни денег, ни имени, я действительно здесь клоун, это театр одного актера. Я это делаю для того, чтобы те люди, которые мне нужны, ко мне пришли, но не все люди, а только те, которые мне нужны».
Слушатель: «Мне кажется, что вы знаете, что я имею в виду под термином «измененное сознание» и просто притворяетесь. Вот человек выпивает алкоголь, у него меняется сознание. Вот человек занимается йогой, дыхательными упражнениями – вы же знаете, что такое пранаяма? – и у человека же меняется сознание».
Вадим Запорожцев: «Да, я в курсе, что такое пранаяма. Что вы подразумеваете под сознанием?»
Слушатель: «Обычное восприятие».
Вадим Запорожцев: «Восприятие и сознание, это одна вещь или разные?»
Слушатель: «Одна».
Вадим Запорожцев: «Хорошо, что порождает сознание?»
Слушатель: «Вопрос этот еще не изучен до конца».
Вадим Запорожцев: «А о чем же мы с вами говорим тогда, если этот вопрос еще не изучен до конца? Если по логике, тогда вам надо изучать аксиоматику йоги – это то базовое логическое знание, на котором строятся все остальные выводы в йоге. А в аксиоматике йоги сказано, что есть две вещи…»
Слушатель: «Мне просто кажется, что есть противоречие между рационализмом, который принят в обычном мире, и другим опытом, «изменным».
Вадим Запорожцев: «Я здесь отвечаю за йогу, другой опыт мне «до фонаря», если честно. Давайте я все-таки отвечу на ваш вопрос, раз он прозвучал. Итак, согласно аксиоматике йоги все объекты и явления во Вселенной созданы взаимодействием двух основополагающих факторов, на санскрите «таттв», или таковостей. Т.е. это такие вещи, с которых все начинается. Одна из них энергия (шакти), другая сознание (чит), это вещи независимые друг от друга,они самосущие. Поэтому, когда вы мне говорите про измененное сознание, то я хочу выяснить, что вы имеет в виду. Потому что в аксиоматике йоги подразумевается, что сознание не меняется в принципе. Понимаете, мы просто не понимаем друг друга, вот и всё. Вы берете термины из психологии, медицины, не знаю, откуда еще, а я беру термины из йоги. Поэтому это все недопонимание. Если хорошо разобраться, то на ваш вопрос я не могу ответить в принципе. К примеру, состояние человека, который выпивает стакан водки: он был трезвый, а потом, бац, упал. Но сознание, как и у трезвого, так и у пьяного функционирует одно и то же. Только в одном случае это сознание высвечивает трезвый разум и светит через трезвый разум, а во втором случае, когда он пьяный, изменяется разум. А т.к. разум отвечает за все наши психомоторные реакции, то мы говорим, что человек пьяный. Но сознание, как у трезвого, так и у пьяного абсолютно идентично, если брать одного и того же человека».
Слушатель: «Какой результат йоги, – ну, там хорошее здоровье?»
Вадим Запорожцев: «Результат йоги следующий. Люди, склонные к алкоголизму, бросают пить».
Слушатель: «А еще что, какие еще результаты?»
Вадим Запорожцев: «А что вам этого мало? А какие результаты вы хотите?»
Слушатель: «Ну, допустим, то, что называют душевным равновесием».
Вадим Запорожцев: «Да, будете невозмутимы, как удав. Но только для того, чтобы этого достичь вы пройдете серию так называемых испытаний».
Слушатель: «А всегда буду невозмутимым или только временами?»
Вадим Запорожцев: «Молодой человек, давайте, если я отвечаю на вопросы, то сперва вопрос, потом мой ответ, потом опять ваш вопрос, потом мой ответ, иначе получается бардак. Если вы хотите стать невозмутимым как удав, то вы действительно сможете этого достичь. Но это будет нескоро (я имею в виду не вас, а вообще человека). Сначала очень сильно обостряется реакция на внешние раздражители, доходит до предела. После этого предела возникает внутри островок незатронутости, а в дальнейшем вы можете себя вести, как угодно: можете посуду бить, кричать, ругаться, но внутри вас будет островок незатронутости. И если надо будет, то раз – и всё, и вы себя держите. А у человека, который не занимается йогой, этого островка незатронутости нет, и поэтому он является легкой добычей или игрушкой эмоций, чувств и т.д».
Слушатель: «Вот это мне близко».
Вадим Запорожцев: «Ну, вперед, займитесь Хатха Йогой, Крия Йогой, Пранаяма Йогой».
Слушатель: «Где-то я слышал, что дыхательные упражнения вредные, по-моему, для сердца, аритмию сердца вызывают».
Вадим Запорожцев: «Да, в йоге еще более свирепо сказано: «Занимаясь дыхательными упражнениями, будь так же аккуратен и внимателен, как дрессировщик, который укрощает диких зверей, тигров и львов». Если чуть-чуть поспешишь, эти тигры тебя разорвут. Понятно, что полным полно людей (опять же к вопросу про маргинальщину), которые прочитали трактат по йоге, в котором сказано: «Будешь заниматься пранаямой – по воздуху полетишь» – машину покупать не надо, в метро толкаться не надо. И вот люди начинают заниматься дыхательными упражнениями сильнее, чем им позволяет их организм. В результате – те плачевные явления, о которых вы упомянули, действительно, все, что угодно, может быть. Но я здесь говорю не о двадцати – тридцати минутах в день обычных упражнений, а о форсировании, т.е. часа по два каждый день, а еще лучше четыре раза в день, как это предписывается утром, вечером, в обед и в полночь. Вот это уже начинается «маргинальщина», когда человек не готов, а начинает себя накачивать сильнее – результат отрицательный. Вы не обижайтесь, здесь очень жесткие правила игры».
Вопрос: «Богатство и йога совместимы?»
Вадим Запорожцев: «Да. Еще раз: высшее знание не противоречит мирскому знанию. Йога и богатство совместимы, точно так же как йога и бедность совместимы. Йога совместима со всем».
Вопрос: «Как со всем? И с убийствами?»
Вадим Запорожцев: «Нужно соблюдать первый принцип йоги: непричинение вреда ни одном живому существу без крайней на то необходимости. А если вы родину защищаете с автоматом в руках и ваш долг защищать ее, то тут уже ничего не попишешь – долг превыше. Вот такая у вас дурная карма, что приходится с автоматом в руках убивать людей. Или наоборот – очень благая карма. Как правило, настоящие профессиональные военные – это йоги высшего среза, потому что от них зависит жизнь или смерть. В руки первому попавшемуся человеку автомат не дашь – он не будет соблюдать этот принцип «непричинение вреда ни одному живому существу». Понимаете, никто не знает, какой мир, никто не знает – мир таинственный. Для кого-то он поворачивается так, для кого-то – эдак. Но за этим за всем есть некое Высшее. И мы сами ткем нашу Вселенную: что мы хотим видеть, то мы и формируем.
- Ключевые слова:лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Йога, состояние высшего счастья, состояние высшего наслаждения, состояние высшей влюбленности, Йога Влюбленности, естественное состояние нашего Я, счастье, наслаждение, удовольствие, майя, закон ассоциаций, несчастье, страдания, карма, неведение, союз, Будда, иллюзии, просветление, буддизм, Тибет, Шесть Йог Наропы, раджа, йога – система самопознания, религиозная организация, серединный путь, аскетизм, буддизм Нагарджуны, наги, тантрический буддизм, человек самодостаточен, цель, Высшее, брахмачарья, бхава, отдать священный долг, стадия домохозяина, Йога Союза, самосознание своего Я, самадхи, Кудалини, третий глаз, Хатха Йога, образ жизни йогов и йогинь, сверхразум, интуиция, причина, следствие, сверхучение, знание духовное, знание мирское, высшее, запредельное, сверхлогичное знание, пранаяма, аксиоматика йоги, энергия, шакти, сознание, чит, Хатха Йога, Крия Йога, Пранаяма Йога, не причинение вреда, богатство, шакти, деньги, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами.
- Контрольные вопросы.
Составитель: Елена Зверева.
- Какое естественное состояние нашего Я?
а) Газообразное.
б) Состояние высшего счастья.
в) Состояние высшей ненависти.
г) Не известно.
2. Кто является основателем буддизма?
а) Нагарджуна.
б) Петр I.
в) Будда.
г) Тантра.
3. Когда Будда с точки зрения буддизма Нагарджуны достиг просветления?
а) Когда Будда понял, что истинный духовный путь лежит только через аскетизм.
б) Когда рак на горе свистнул.
в) Когда Будда понял, что истинный духовный путь лежит только через наслаждение.
г) Когда Будда понял, что крайность излишнего аскетизма такая же безысходная, как и крайность наслаждения, когда он понял, что настоящий духовный путь лежит где-то посередине.
4. Каких два подхода существует в Хатха Йоге?
а) Восточный и западный.
б) Один подход – это когда себя надо очень сильно заставлять, другой подход – когда надо отпустить ситуацию и наоборот уходить в чувства, радоваться жизни.
в) Один подход – это когда себя надо очень сильно заставлять, другой подход – когда надо себя еще сильнее заставлять.
г) Подход серпа и подход молота.
5. С точки зрения йоги лучше быть бедным или богатым?
а) Богатым.
б) Бедным.
в) Йога нас учит, что крайности плохи не только в занятии йогой, но и в жизни, т.е. если вы чрезмерно бедны – это серьезное препятствие в йоге, если вы чрезмерно богаты – это такое же серьезное препятствие в йоге.
г) Йога нас учит, что крайности хороши не только в занятии йогой, но и в жизни, т.е. если вы чрезмерно бедны – это хорошо для йоги, если вы чрезмерно богаты – это так же очень хорошо для йоги.
6. В чем заключался первый этап жизни йогина или йогини?
а) В инструментальных измерениях оптических параметров проекторов светового потока.
б) В соблюдении брахмачарьи, в учебе.
в) В проповедовании древнего знания йоги.
г) В отдаче священного долга.
7. В чем заключался второй этап жизни йогина или йогини?
а) В отдаче священного долга.
б) В окончании высшего учебного заведения.
в) В разработке нескольких вариантов модели дистрибьюторской сети на основании данных, собранных на первом этапе.
г) В усиленных тантрических практиках.
8. Взаимодействием каких двух основополагающих факторов созданы все объекты и явления во вселенной созданы?
а) Огня и воды.
б) Энергии и подсознания.
в) Энергии и сознания.
г) Стратегией инновационного лидера и всеобъемлющей системы управления качеством.
9. Как возникают негативные чувства?
а) В результате преломления лучей света в пластине с плоскопараллельными гранями.
б) Возникают они из аксиоматического принципа построения вселенной – майи и так называемого закона ассоциаций, когда мы каким-то хитрым образом умудряемся брать свое естественное счастье, делить его пополам и эти половинки сталкивать лбами.
в) Никак, это естественное состояние нашего Я.
г) В результате реализации закона 4 и 5.
10. Что означает отдача священного долга?
а) Обязательно родить сына.
б) 5 лет проработать на свое учебное заведение.
в) Это либо самим иметь детей, либо поддерживать тех своих друзей, знакомых, кого угодно, у кого есть дети.
г) Отказ от собственного имени во имя Высшего.
11. Для чего мы изучаем образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас древнее знание йоги?
а) Для общего развития.
б) Для того, чтобы понимать все те практики, которые до нас дошли с этих древних времен.
в) Чтобы скопировать его и жить как они счастливо.
г) Для того, чтобы вентилятор работал на второй скорости.
12. Для чего заниматься йогой (с позиции счастья)?
а) Чтобы стать черепашками-ниндзя.
б) Чтобы стать несчастным(ой) по-настоящему.
в) Чтобы стать красивым(ой) по-гламурному.
г) Чтобы стать счастливым(ой) по-настоящему.
13. Что йога говорит о высшем знании?
а) Высшее, запредельное, сверхлогичное знание никогда не противоречит обычному нашему повседневному знанию.
б) Высшее, запредельное, сверхлогичное знание всегда противоречит обычному нашему повседневному знанию.
в) Высшее знание человеку понять не дано.
г) Высшее и низшее знание едины.
14. Что такое аксиоматика йоги?
а) Это синоним Хатха Йоги.
б) Это аксиоматика Колмогорова.
в) Это то базовое логическое знание, на котором строятся все остальные выводы в йоге.
г) Это Йога-Сутры Патанджали.
15. В чем заключался следующий этап жизни йогина или йогини после отдачи священного долга?
а) В том, что нужно нарожать как можно больше детишек.
б) В том, что теперь можно практиковать мощные и опасные практики.
в) В строжайшей брахмачарьи.
г) В постройке собственной виллы на берегу Ганги.
16. Что такое шакти?
а) Семейство чипсетов NVIDIA nForce 600i.
б) Интуиция.
в) Энергия.
г) Сознание.
- Ответы на контрольные вопросы.
Составитель: Елена Зверева.
1б, 2в, 3г, 4б, 5в, 6б, 7а, 8в, 9б, 10в, 11б, 12г, 13а, 14в, 15б, 16в.
- Ссылки на тексты с похожими тематиками:Все лекции из серии “Образ жизни йогов и йогинь древности”
Над текстом работали:
Елена Зверева, Анна Полякова
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: