Хатха йога (теория) 03.07.2008

03.07.2008 г. Хатаха йога (теория).

Хатха йога

Автор: Вадим Опенйога.

Семинар “Хатха йога”.

Место: г. Москва, культурный центр «Просветление».

Школа йоги традиции Анандасвами для Открытого Йога Университета, Москва.

Несколько слов по трактату.

Адья спросил: «Что означает слово «хатха» и как его следует понимать?»

Подруга ответила: «Ха это мама, тха это папа, тха это мама, ха это папа. Хатха их союз, их ребенок. Ха солнце, тха луна, ха луна, тха солнце. Хатха означает затмение. Ха означает день, тха означает ночь, ха это ночь, тха это день. Хатха означает рассвет и закат. Ха это выдох, тха это вдох, ха это вдох, тха это выдох. Хатха означает, когда нет ни вдоха, ни выдоха, когда вдох поглощает выдох и выдох поглощает вдох. Ха это гласные, тха это согласные, ха это согласные, тха это гласные. Хатха означает мантру. Ха это правое, тха это левое, ха это левое, тха это правое. Хатха означает срединное. Ха это белое, тха это красное, ха это красное, тха это белое. Хатха означает небесно-голубое. Ха это осознавать, тха это действовать, ха это действовать, тха это осознавать. Хатха означает достигать высшего результата. Ха напряжение, тха расслабление, ха расслабление, тха напряжение. Хатха путь к жизни. Ха значит заставлять себя, тха значит позволять себе, ха значит позволять себе, тха значит заставлять себя. Хатха – достижение Высшего, достижение жизни.

Очень часто спрашивают, когда наиболее благоприятное время для занятия йогой. Здесь мы читаем – Ха означает день, тха означает ночь, ха это ночь, тха это день. Хатха означает рассвет и закат. В традиции йоги самое благоприятное время для занятия йогой это момент восхода и захода, опять же две крайности, был день, стала ночь, крайности уравновесили друг друга и как бы открылся канал в высшее и вокруг гармония и спокойствие. На этом срезе крайностей и находится йога. Тяжело сразу достичь совершенства, поэтому мы подходим к нему, то слева, то справа, потом ближе слева и ближе справа, и потом мы достигаем его, поэтому, занимаясь Хатха йогой, то методом энергии, то методом сознания, мы постепенно все процессы внутри себя выстраиваем так, что мы достигаем этого совершенства.

Хатха йога наиболее хорошо сохранилась.

Из всех йог Хатха йога наиболее хорошо сохранилась до наших дней. Хатха йога – это йога статических упражнений, когда мы принимаем те или иные позы и выдерживаем их, которые являются по-настоящему панацеей для решения каких-то физических проблем, для усиления интеллектуальной мощи, для улучшения жизненного состояния, здоровья, радости и счастья.

История возникновения йоги с академической точки зрения.

Если вы почитаете древние мифы, древние тексты, то вы столкнетесь с такой ситуацией, что слово йога и человек, обладающий какими-то сверхспособностями где-то смыкалось. Такое понятие, как Хатха йога, очень близко соприкасалось с таким понятием, как аскетизм, когда человек уединялся в безлюдные места и очень долго, то на одной ноге стоял с вытянутой рукой, то еще в какой-нибудь неудобной позе долго находился. Таких людей тоже называли хатха йогами, но отличие здесь существенное. Те люди, которые практиковали аскетизм, достигали других целей другими средствами, Хатха же йога несколько иное, хотя и есть общая территория, пересечения.

Потом, если вы начнете интересоваться, что знает академическая наука в отношении йоги, то рано или поздно вы столкнетесь с шестью ортодоксальными системами Индии, одна из которых так и называется йога. И когда произносят это слово, тут же всплывает текст, который называется Йога Сутра Патанджали, в которых мудрец Патанджали выделил восьмеричный путь в йоге, восемь ступеней, по которым человек должен подниматься к вершинам йоги. И как раз то, чтобы мы назвали Хатха йогой, то есть статические упражнения тела, это там третья ступень. Сначала идет ступень – Яма – это в общем-то кодекс взаимодействия человека с окружающим миром, затем идет вторая ступень – Нияма – это некий набор правил в отношении самого себя, а третьей ступенью идут у Патанджали Асаны или Асана. Асана в переводе с санскрита, в одном из вариантов – это поза, но в более изначальном смысле слова подразумевалась поза для медитации, то есть, когда человек вырабатывал очень устойчивую позу, в которой он мог сидеть достаточно долго без ощущения дискомфорта. Поэтому у Патанджали и в других более ранних текстах понималась некая поза для медитации в первую очередь, а только потом все многообразие других поз.

В настоящее время Хатха йога – это множество поз, по-разному исчисляют их количество, иногда в районе сотни, иногда в районе тысячи. Здесь нет никакого противоречия, потому что все позы Хатха йоги в конечном итоге укрепляют организм и устраняют все недоработки таким образом, чтобы он, в конце концов, выработал умение сидеть неподвижно в позе с прямым позвоночником, чтобы ничего не мешало. Здесь ключевой момент – это позвоночник, поэтому в некоторых школах йоги говорят, что позвоночник – это ось, вокруг которой вращаются все асаны. Как ни странно, наиболее подробное описание этих поз, до нас дошло из такого раздела йоги как Тантра йога, а если мы обращаемся к более ортодоксальным текстам, то там встречаем достаточно куцее описание. Наиболее доступные сейчас трактаты, описывающие эти позы, – это такие тексты, как «Гхеранда Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Шива Самхита», «Горакша Самхита». Там дается более детальное объяснение поз Хатха йоги, но все эти труды насквозь пропитаны влиянием тантризма, поэтому сейчас на западе принята такая точка зрения, что свое развитие Хатха йога получила именно под влиянием тантризма. Как оно на самом деле было, мы не знаем, потому что то, что я вам сейчас сказал, это академический подход.

Есть очень мало поз с устоявшимися названиями, поэтому, когда вы сталкиваетесь с названием той или иной позы, будьте очень внимательны, потому что когда западные люди заинтересовались йогой, в первую очередь позами йоги, они стали их как-то классифицировать и вдруг поняли, что они не знают, как называть ту или иную позу. Они пошли совершенно понятным и естественным способом, открыли словарь санскрита и стали, грубо говоря, заниматься творчеством, но в древних трактатах таких названий нет, это уже современные придумки. Сейчас на западе между разными группами людей, практикующими Хатха йогу, разгораются нешуточные войны по поводу того, чья Хатха йога более правильная, чей подход наиболее уместный, поэтому будьте внимательны и осторожны. Иногда нам кажется, что это все стройное знание, что все знают, что во всех книжках все написано, что больше и добавить нечего. Это иллюзия. Скоро эти все течения с запада начнут проникать к нам в Россию, и у нас начнется продолжение этих споров, потому что йога к нам приходит с запада, не напрямую из Индии. Будьте мудрыми и помните, что яйца выеденного эти споры не стоят. Вы должны помнить, что преподаватели йоги такие же люди, и им свойственны такие же недостатки, которые присутствуют и в любом виде деятельности.

Самое первое – йогин самодостаточен.

Самое первое, что вы должны понять, когда вы занимаетесь йогой, вы должны в первую очередь стать независимыми вообще ни от кого и не от чего, вы должны заниматься йогой один на один у себя дома! Занятия в группах, на семинарах, безусловно, очень сильно ускорят ваше развитие, но цель – выработать в себе самодостаточность, чтобы вы на любом клочке ровной поверхности могли заниматься йогой и не были зависимы не эмоционально, не психологически от условий зала. В зале заниматься очень комфортно, здесь энергетика другая, здесь тебя подхватывает энергия окружающих тебя, и во много раз быстрее идет йога. Дома на достижение того же самого надо тратить во много раз больше энергии и сил, но вы должны запомнить, йогин самодостаточен.

Единственное, что ему нужно для занятия, в частности, Хатха йогой, это теплая, ровная поверхность, поэтому постарайтесь у себя дома найти уголок, поверхность, где вы будете заниматься.

Вторая часть – нужно психологически природниться к месту, даже если это ваша квартира. Есть такая практика, что вы сами своими руками начинаете чистить место. Вы берете и как от невидимых пылинок начинаете вычищать поверхность, на которой вы будете заниматься.

Теперь, что касается совместных занятий Хатха йогой. Такая роскошь, как свободное, защищенное от посторонних взглядов место, было всегда редкостью. И если кто-то был в Индии в храмах, видели какое там маленькое пространство. Ситуация такая, что чем ближе практикующиеся друг к другу, тем быстрее у вас идет практика, это объясняется разделом Ньяса йоги. Аналогия такая, сырая палочка в лесу отдельно гореть не будет, но если таких палочек много, если это костер, то он горит, даже если эти палочки и мокрые. На внеличностном уровне каждый из вас сделан по одному и тому же шаблону, поэтому, чем ближе вы друг к другу, тем быстрее пойдет процесс. Время выполнения того или иного упражнения отводится исключительно на вашу мудрость.

Метод Энергии и метод Сознания. Гармония в йоге.

Йога, которая дошла до нас, в частности Хатха йога, описание упражнения это три, четыре строчки, все остальное начинаются комментарии последующих авторов. Чем более древний источник по йоге, тем более он лаконичный, чем более поздний, тем больше там каких-то подробностей, объяснений, предупреждений, поэтому описание йоги крайне лаконично, но с другой же стороны остается выбор, как нужно делать, напрячься или расслабиться, с максимальным усилием или пока приятно. И тут мы подходим к тому, что, собственно, называется йогой. Йога заложена в каждом из нас строением нашего тела. Тем фактом, что у нас такое тело, тем фактом, что мы с вами живем в определенную эпоху, в определенном социуме, то есть мы все, несмотря на различия физиологические или психологические, сделаны по одному образу и подобию, и йога заложена внутри нас этим устройством. Йога – это не сложная какая-то абстрактная наука, которую придумали досужие индийские мудрецы, нет, йога заложена в каждом из нас, и наша цель – переоткрыть ее, заставить проснуться в нас.

Для этого есть два подхода. У нас в школе они называются подходом энергии и подходом сознания. В более человеческом варианте, это материнский и отцовский подход.

Первое – это приблизительно принять позу, чтобы не было никакого дискомфорта, и наслаждаться, вы выжимаете из своего тела наслаждение и со временем вы плавно и постепенно приблизитесь к желаемому варианту выполнения позы, это подход энергии. Достаточно приблизительно принять позу и находиться в ней как можно дольше, у вас будут какие-то ощущения, с течением времени эти ощущения начнут меняться, и вы почувствуете, что вам захотелось сильнее прогнуться. Ваша задача, в первую очередь, доверять ощущениям, а только потом вспоминать все умные книжки, где на двадцати страницах описано упражнение или трактаты, где на трех строчках описано то же самое упражнение. В подходе энергии самое главное – это внутренние, гармоничные ощущения, когда вы делаете, и вам хочется делать, когда вы из своего тела выжимаете наслаждение.

В то же самое время есть диаметрально противоположный подход – это когда вы себя заставляете, преодолеваете все ограничения в себе и при этом испытываете радость от преодоления себя. Этот подход называется подходом сознания или отцовским подходом.

Каким же подходом практиковать? Здесь, собственно, и встречается слово йога, которое означает союз (одно из значений), это объединение крайностей. Со временем вы должны научиться переходить от одного метода в другой метод в течение выполнения одного упражнения, точнее рано или поздно выработается гармония, и вы начинаете делать упражнение, выжимаете максимум приятного, дошли до какой-то степени, немножко поддавили, растянули свои мышцы и снова получаете удовольствие. Это череда сменяющихся подходов, сначала, например, методом энергии, потом сознания. На границах, когда вы от одного метода переходите к другому, находится Хатха йога, и, если вы поймаете лезвие бритвы между подходами, вы начнете преуспевать в йоге со страшной силой. Если же вы будете делать чисто методом энергии или методом сознания, вы тоже будете преуспевать, но не так быстро. Также вы должны помнить, что если возникает дискомфорт, голова закружилась или в боку закололо, тут же прекращаем выполнение. Делая йогу, вы должны испытывать наслаждение от выполнения, либо радость от преодоления, но никак не боль. Если есть йога – нет боли, если есть боль – нет йоги. В Хатха йоге самое главное – это интуитивное, сенситивное ощущение тела. Если его не будет, то вы не достигнете всего того, что обещает йога или достигнете, но потратите на это очень много времени. Со временем вам надоест делать по книжкам, вы начнете над собой экспериментировать, начнете себе доверять и переоткроете йогу. Есть такой принцип сбалансированности, например, можно делать позу то с прогибом в одну сторону, то в другую. Это не абсолютный закон, а скорее рекомендация.
Итак, какие очень важные вещи вы должны уяснить, как только мы начинаем говорить о Хатха йоге.

Первое, что есть два способа диаметрально противоположные в выполнении асан в Хатха йоге – это материнский метод энергии и отцовский метод сознания. Материнский метод мягкий, плавный, где минимум насилия над собой, отцовский – это жесткий, решительный по преодолению себя.

Бхава.

Следующий момент – это понятие бхавы. Бхава с санскрита, один из переводов – это внутреннее умственное, эмоциональное отношение к чему угодно, в частности к выполнению йоги. Если вы выполняете Хатха йогу в состоянии бхавы, с внутренним правильным настроем, это йога. Если этого состояния нет, это в лучшем случае растяжка, но не йога.

Под состоянием бхавы подразумевается радость либо от выполнения позы, когда вы делаете и хочется делать, либо радость от преодоления себя, когда вы понимаете, кто хозяин в этом теле и заставляете его подчиняться. И если не будет бхавы, вы можете сколь угодно быть гибким, это будет не йога.
Все школы йоги, куда бы вы только ни попали, в них будет либо доминирующий метод энергии, когда позу надо будет выполнять долго, с чувством, с толком, с расстановкой, либо метод сознания, где позы делают быстро и с максимальным усилием. Так получается сейчас на западе, что они никак не могут понять, что это две стороны одного и того же метода, то есть где-то надо себя заставить, где-то надо себе позволить. В идеале йоги мы должны научиться сочетать два этих метода, и только лишь на границах, на срезах двух этих методов рождается то, что называется Хатха йога. Сейчас я приведу кусочек из трактата.

*«…Ученик спросил свою учительницу. Адья спросил: «Как следует овладевать ранее не известными позами и как практиковать уже известные позы?»
Подруга ответила: «Мудрые говорят, что лучше всего начать изучать позы методом энергии. Как заботливая мать вскармливает новорожденного ребенка, так и метод энергии позволяет утвердиться в упражнениях начинающему йогу. Пусть это будет хоть одно упражнение в день, затем же, подобно тому, как ребенок вскормлен грудью матери, начинает видеть и играть с папой, подобно этому начинающему йогу нужно также выучить упражнения йоги отцовским методом, методом сознания».*

У каждого из этих методов по отдельности есть недостатки. Можно выполнять йогу только лишь методом энергии, приятно – делаю, неприятно – не делаю. Можно выполнять йогу только лишь методом сознания – постоянно заставлять себя. Если вы будете только лишь выжимать наслаждение из своего тела, то очень легко поддаться инертности. Другая же крайность, когда человек себя постоянно заставляет, это рано или поздно блокирует ощущения, и там, где надо остановиться и прислушаться, потому что организм во время занятия йогой постоянно трансформируется, токсины выводит, каналы чистятся, надо расслабиться, чтобы грязь из нас вышла, а мы себя держим и начинаем блокировать этот процесс. Человеку трудно отказаться от амбиций, но мы не преуспеем в йоге, если не изменим свои взгляды на жизнь. Где-то действительно надо напролом идти, а где-то надо обходить, а иначе мы упремся как баран в новые ворота.

Итак, только лишь на стыке, на объединении двух этих методов рождается йога. Самое главное – ваше внутреннее состояние во время выполнения йоги, потому что, несмотря на то, что каждая асана воздействует на физическое тело, косвенно она воздействует на наши тонкие структуры, в первую очередь на чувства и разум. Разум начинает быть более отточенным, более сильным, человек становится более волевым, более целеустремленным, интеллектуальная мощь его возрастает, чувства начинают обостряться. Воздействуя на грубое тело, мы получаем эффект, как на грубом (физическом) теле, но еще мы получаем огромное количество эффектов в нашем внутреннем мире восприятия, мировоззрения, разума и т.д. Есть позы, которые явно можно делать методом энергии и методом сознания, а есть такие, где очень тяжело сказать, что там надо напрягать (например, випарита карани, ширшасана), поэтому метод энергии в метод сознания иногда переходят не потому, насколько вы напрягаетесь, а как долго вы делаете.

Не существует понятия неправильного выполнения позы.

В йоге не существует понятия неправильного выполнения позы, если вы не делаете одну позу, вы автоматически делаете другую. И самое главное – это даже не то, какую позу вы делаете, самое главное – это какие процессы внутри вас происходят, есть ли гармония.
Каждая поза производит колоссальный эффект, но как она влияет, это знание в йоге потеряно, но когда мы занимаемся гармонично, то наши внутренние структуры перестанут нас бояться, начнут нам доверять и откроют множество возможностей, иногда даже способностей.

Что касается заболеваний? Йога рассчитана на практически здоровых людей, и, если у вас есть какое-нибудь заболевания, то обратитесь сначала к врачу, либо занимайтесь на свой страх и риск. Что же касается возраста, то ограничений нет, потому что возраст – это понятие не объективное, а субъективное, иногда и в двадцать лет можно быть в очень плачевном состоянии, а иногда и в семьдесят быть здоровым. Другой момент, что если мы начинаем заниматься йогой, то до известной степени идут процессы омоложения. Если почитать древние тексты, то йогины творили чудеса, они останавливали процессы старения, более того даже направляли их вспять, тело молодело.

Хатха йога – это один из краеугольных камней этой науки по омолаживанию. Можно ли достичь с этой точки зрения бессмертия? Если смотреть с теоретических позиций, то можно, но конкретная реализация – это уже другой разговор. Во всяком случае, как утверждается в йоге, продлить свои годы жизни, тем более годы жизни во вменяемом состоянии, можно, ведь наша же задача не просто жить вечно, а жить счастливо. Но еще раз, в текстах упоминаются техники, которые формально останавливают процессы старения, они есть, о них говорит древняя традиция, говорит недвусмысленно и однозначно, но детальное исполнение, какие практики, какой образ жизни, сохранилось отчасти.

Какие бывают позы и как их следует делать?
В трактате «Повествование о Хатха йоге» сказано, что мы прожили миллионы жизней, в каждой из которых у нас было то или иное тело, прошли мы по самым разным телам прежде, чем получили тело человека. Тело человека – это серьезное достижение, если у вас тело человека, значит, вы славно потрудились в самых разных телах, но кое-какие недоработки, недостатки остались и они, как тенденции, передаются, в том числе и на физическом уровне. Наше тело во многом зависит от кармы, от той части кармы, которую мы получаем в зависимости от того, кто наши мама и папа, но есть и другая составляющая кармы – это внутренние отпечатки, которые мы тащим на своем причинном теле прежде, чем мы рождаемся в новом физическом теле. Какое бы ни было тело физическое, которое мы наследуем от мамы и папы, но внутренние шаблоны на уровне причинного тела играют свою роль, поэтому йогин, даже рождаясь в болезненном теле, все равно внутренней энергией перестраивает за одну всего лишь жизнь это тело. Для устранения всех недоработок нам даются асаны. Выполняя ту или иную асану, мы как бы раздаем кармические долги. Хатха йога – это не самоцель, а средство, которое делает наше тело совершенным.

Считается, что все мы имеем приблизительно одинаковую карму. Мы все разные, но какие-то ступени мы проходили одни и те же, поэтому считается, что в современную эпоху для современного человека из многих тысяч асан актуальны примерно 85, то есть примерно 85 основных положений, которые для подавляющего большинства людей устранят самые серьезные недоработки, которые мы на себе тащим. Из этих 85 можно набирать разные группы в разных последовательностях, такие, какие по ряду причин имеет смысл делать. Иногда имеет смысл делать позы, которые не получаются, а иногда лучше сначала поделать те, которые получаются, чтобы создать плацдарм, но в любом случае должен соблюдаться принцип гармонии. Из этих 85 поз, как правило, основных в районе 30-40, из них имеет смысл выбирать где-то по 7 поз для каждодневной практики. Не надо сразу пытаться сделать все 85 или больше, лучше сделать немного, но с состоянием бхавы, и это нас поднимет выше по ступенькам йоги, чем, если бы мы сделали все, но так и не поняли, чем мы занимались.

Со временем каждый человек начинает для себя решать, лучше выбирать те последовательности, к которым вас тянет, а потом постепенно добавлять то, что не очень хорошо получается. Неделю делали один комплекс, смените, чтобы прочувствовать каждую из асан или, допустим, к старым добавьте каких-то новых, то есть это вопрос творческий, здесь никаких догматических моментов не существует, все отдается на откуп вашим внутренним ощущениям.

Мысли при выполнении Хатха йоги.

Когда мы начинаем заниматься йогой, в голову лезут всякие мысли, иногда безобидные иногда навязчивые, иногда пугающие. В Йога Сутра Патанджали, одной из ортодоксальных систем Индии, говорится, для чего вообще есть асана, и к чему сводится йога Патанджали – к остановлению образования мыслеформ или контролю мыслеформ.

Состояние самадхи никогда не наступит до тех пор, пока мы не научимся контролировать свои мыслеформы, то есть пока не научимся контролировать все мыслительные процессы в голове, нужные процессы поощрять, ненужные – прекращать. Патанджали описал йогу, как читта вритти ниродха, остановление образования мыслеформ на поверхности разума и, собственно говоря, даже асаны он включил для того, чтобы помочь этому. Поэтому Хатха йога, когда мы принимаем ту или иную форму, делаем асану, помогает нам останавливать мысли. Так вот здесь есть такое интересное положение, что если мы фиксируем свое тело и удерживаем в неподвижном состоянии, к нам со временем приходит способность фиксировать ту или иную мысль в нашем разуме, а в дальнейшем к нам приходит способность полностью блокировать возникновение ненужных мыслей.

Собственно говоря, такая хорошая ментальная йога (чтение мыслей на расстоянии, телепатия и пр.), начинается не раньше, чем мы умеем останавливать мысли в голове. И здесь, как нигде, важна бхава, внутреннее ощущение при выполнении. Если мы выполняем и испытываем радость от выполнения, либо от преодоления себя, то у нас возникает эмоциональный фон, и на ранних стадиях мы с мыслями не боремся, мы их выдавливаем ощущениями. Чем дольше мы пребываем в позе, тем больше у нас развивается способность останавливать мысли в разуме, а в дальнейшем мы учимся сознательно концентрироваться на нужной мысли и отбрасывать все другие. Когда мы сконцентрируемся на одной мысли, не останется больше ничего, кроме этой мысли, это состояние в йоге называется самадхи с объектом. Фиксируя положение тела, фиксируем мысли.

Совершенство в позе.

Мы начинаем делать асаны, у нас получается с течением времени все лучше и лучше, а потом в один прекрасный момент происходит качественное изменение, это, так называемые, сиддхи в асане. Если вы однажды достигнете сиддхи в асане, то в дальнейшем, будете ли вы заниматься, или не будете, вы в любой момент продемонстрируете эту позу, изменения пройдут на самых глубинных уровнях вашего естества. Если не достигнете сиддхи в асане, перестанете заниматься, сползете. Сиддхи в асане можно достигнуть только через гармонию, когда вы поднимаетесь до какой-то верхушки. В трактате сказано, что подобно тому, как закатывать камень в гору до перевала и бросить, то он скатится вниз, а если через перевал, то он дальше покатится сам. Также и сиддхи в асане, занимаетесь, потом происходит качественное изменение, раздали кармические долги и, собственно говоря, больше в этой позе у вас нет необходимости. Так вот, имеет смысл, если мы хотим что-то приобрести, приобретать всерьез и надолго.

Критерий успеха в йоге.

В йоге внешних критериев успеха не бывает, главное – что у нас происходит внутри. Критерий успеха в Хатха йоге – это привычка заниматься. Других критериев просто нет, а мастерство, как ни странно, определяется по одной позе, эта поза шавасана, поза трупа. Смысл этой позы в способности расслабляться, отключаться, выходить из тела.
Чтобы грамотно подойти к шавасане, так, чтобы хорошо отдыхать, надо хорошо поработать, так же и в йоге, шавасаной лучше завершать упражнения йоги. В принципе, шавасану можно делать в любой момент, когда вам того хочется, в начале комплекса, в середине, в конце, вместе с остальными упражнениями, без остальных упражнений, но овладевать этой позой лучше всего после напряжения.

Когда мы напряжены, а потом шавасана, как волна расслабления, затрагивает даже те области, которые мы не контролируем. Мы напрягаем те мышцы, которые контролируем, а автоматически напрягаются и те мышцы, которые мы не контролируем, а когда мы расслабляем контролируемые мышцы, автоматически расслабляются и все остальные. Этим мы достигаем более серьезного погружения в состояние релаксации, отключения от своего тела. Иногда, когда нам кажется, что мы расслаблены, нам только кажется, а внутри маленькие ручки держат наше тело, которые мы даже не чувствуем. Чтобы их почувствовать, надо много времени, а чтобы они как бы за компанию расслабились, то надо сначала напрячь то, что можно напрячь, а потом расслабить то, что можно расслабить, а эти маленькие ручки расслабятся за компанию, поэтому шавасану крайне желательно делать в конце выполнения упражнений.

Итак, успех в йоге определяется исключительно привычкой заниматься, а не то, как гнется наше тело, мастерство в йоге определяется позой шавасана, а верхушка – это позы для медитации.

Хатха йога наука очень гармоничная, очень естественная, наука без внешнего надзирателя, которая заложена в вас внутри. Это наука, которой вы сможете овладеть только, если будете прислушиваться к своему внутреннему миру, которая вам откроется только, если вы будете испытывать радость от выполнения, либо радость от преодоления.

Два принципа в Хатха йоге.

Первый – это принцип совершенства – как бы вы ни делали позу, в своей личной вселенной вы делаете ее в совершенстве. Вы прожили много жизней и то, на каком уровне вы пришли в йогу, это совершенно, вы сделали максимум полезного в своей жизни, иначе бы вы не коснулись этого древнего учения. В йоге считается, что если вы знаете о йоге, то у вас хорошая карма. Йога ускоряет все жизненные процессы и помогает избавиться от ненужных. Поэтому, когда вы делаете упражнение, считайте, что в вашей Вселенной это выполнение совершенно.

Второй принцип – это принцип энергии, принцип воронки, о котором мы уже говорили. Если любое упражнение йоги уже заложено в нас самой природой, надо просто дать этой природе проявиться в нас, попытаться переоткрыть. Смысл заключается в следующем, что если вы приблизительно, как у вас получается, примете позу и будете делать долго, то со временем нужные энергии, нужные ощущения в вас сами собой проснутся и начнут вас гнуть дальше, причем гнуть самым правильным образом.

Затем вы соедините два этих принципа, вы поймете, как это у вас происходит и как бы так поднажать, чтобы было еще лучше. Это уже метод сознания. И на этом срезе и рождается Хатха йога.