2012_07_07 Шанкарачарья (6-я лекция). Вадим Опенйога

Шанкарачарья (6-я лекция). Вадим Опенйога

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2012.07.07.

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет

(openyogaclass.com)


Краткое описание :

Почему так важно правильно уметь заявлять заявлять о себе, и как это сделать? Синтез методов изучения йоги. Как правильно писать отзывы на семинар? Какими принципами нужно руководствоваться при написании отзыва? Как нужно интерпретировать древние тексты? Важность понимания текстов, как иносказательно, так и буквально. Лента Мебиуса – что это такое?  Что означает в текстах слово эфир? Как взаимосвязаны время и пространство друг с другом? Взаимосвязаны ли йога и современная наука? Сверх способности в йоге, как йога к ним относится, и что говорит о них?  Что такое закон легитимности? Почему так важно расширять свободу других живых существ? Как относится йога к политике?

Слушать Аудио:     


Смотреть Видео:  

Скачать Видео mp4

Читать Текст:

Итак, друзья, у нас сегодня у нас 7 июля 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекция Международного Открытого йога Университета. Вся информация на наших сайтах www.openyoga.ru. Также у нас есть дистанционные курсы самоучители по всем видам йоги на сайте www.kurs.openyoga.ru., где можно с нуля приступить к познанию древнего наследия  в области йоги.

Важность умения правильно заявлять о себе.

На предыдущей лекции мы с вами рассматривали текст  Шанкары  «Десять шлок об Атмане», и сейчас мы продолжим рассматривать этот текст. Но прежде чем мы это сделаем,  если у кого какие-то  вопросы, давайте их обсудим. Обращаюсь к тем, кто был на нашем семинаре, пожалуйста, напишите отзывы. Хотите меня порадовать – напишите отзыв. На семинаре меня спрашивали, как надо вести себя студенту. Я ответил, что ваша задача – примелькаться перед глазами, чтобы я вас начал распознавать, запоминать, как кого зовут,  и прочее. Для чего это надо? Это вполне естественная работа нашего разума. Мы помним, что в будхи, или в более глубинные слои нашего разума  проникает только та информация, которую пропускает манас. Манас – это своего рода, сторожевая часть нашего разума, которая  из всего потока  информации, которая приходит к нам из Вселенной, выделяет очень узкий поток. И, конечно же, с течением времени, мой манас пытается не допускать в будхи никаких «левых» людей. По той простой причине, что очень много людей случайно интересуется йогой, и, конечно, возникает желание, тратить время и силы, отвечать  только на вопросы тех, кто доказал что ему действительно интересна эта тема. И что этот человек в дальнейшем, будет распространять эти знания дальше. А тратить время и силы на человека случайного не хочется, это не рационально, это нарушение второго принципа йоги.

Поэтому возникает естественная реакция нашего разума – отсекать людей по каким-то критериям. Человек, скажем, первый раз появился и молчит. Молчит себе и молчит. И спрашивать его ни о чем не хочется. Почему? А вдруг он дверью ошибся? Или он задает вопросы, но не готов выслушать ответ. Создается впечатление, что человек сидел дома, ему стало скучно, и он решил повеселиться. То есть, его не столько интересуют какие-то вопросы, сколько возможность проявиться, что очень хорошо,  с точки зрения йоги, но тут тоже должен быть лимит времени, праны и усилий, которые ты можешь таким людям уделять. Потому что, в противном случае они пришли, задали вопрос, не выслушали ответ, ушли, а ты не ответил на вопросы других людей, которые имеют более серьезные, более долгосрочные планы в йоге.

Наконец, есть люди, которые приходят и начинают сразу сверхактивно притягивать внимание. Допустим, приходит человек и в течение лекции задает сотню вопросов, не давая тем самым раскрыть рта другим людям. Это тоже не рационально подыгрывать таким настроениям, чтобы лекция не превратилась в скучный диалог.  Поэтому, если вы хотите сделать карьеру, где бы то ни было, в своей фирме, или в организации, где вам надо о себе заявить, то у вас должна быть четкая стратегия, как показываться на вид начальнику. И если вы читали Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», про детство Чичикова, как он скрупулезно продумывал вопрос личного пиара, что он умудрялся так из школы идти, чтобы лишний раз попасться на глаза начальнику, и лишний раз с ним раскланяться. С одной стороны, это способы манипуляции, разного рода начальниками, что естественно вызывает вопросы, а насколько это честные способы. Со своей стороны могу сказать –  достаточно честные. Потому что так ты видишь, что человек, во всяком случае, вменяемый. Он, по крайней мере, появляется, что уже приятно. Чем чаще человек  появляется, тем меньше приходится резервировать праны, на случай, если он неадекватный. А вдруг он поведет себя не так, как ты хочешь. Чем более дружелюбным он тебе представляется, тем лучше ты его запоминаешь и так далее. Это очень важная составная часть, как без навязывания, без грубых ошибок, после которых вы будете вызывать отторжение, донести до другого, что вы есть в этой Вселенной. И в частности, если вы побывали на том или ином мероприятии, конечно же, напишите отзыв. Уж отзыв я точно прочитаю. Если хотите, чтобы я вас запомнил, сделайте усилие в этом направлении. Пишите отзывы. Во-первых, вы поможете сами себе. Во-вторых, их будут читать люди, и если их заинтересует, вы найдете друзей с такими же, как у вас мыслями. С другой стороны, это реклама любой деятельности. С третьей стороны, и я быстрее к вам привыкну. Особенно тяжело, когда приходят люди учиться, а потом исчезают в никуда. То есть ты потратил на них прану, время и усилие в надежде,  что они понесут дело йоги дальше, а они хлоп – и исчезают. Имейте это в виду, друзья. Эта политика, как показать себя  начальству иди другим людям, по-хорошему, как «втереться в доверие». Это целая наука, совершенно не тривиальная и не очевидная.

Итак, остановились мы на четвертой шлоке.

Елена Вагнер, Международный Открытый Йога Университет: Пользуясь случаем, я бы хотела  поблагодарить вас за прошедший семинар.

Вадим Запорожцев: Мне приятно, мой манас расцвел, расслабился. Это подобно тому, как шоколадку подарить секретарше, если хочешь проникнуть к начальнику.

Елена, Международный Открытый Йога Университет: Шоколадки нет, есть стихотворение. Все, кто там был,  поймут, о чем оно.

От Альпийских лугов до Российских полей,

Осененные облаком учителей,

Разделенные судьбы сплетая в венки,

Мы запомним твой гимн до последней строки,

Пропуская любовь через тело как ток,

Мы войдем в твой прекрасный алмазный чертог,

Ведь цветочные стрелы бесплотных богов,

Попадают в мишень через столько веков.

Вадим Запорожцев: Ура. Ура. Действительно друзья, с каждым разом из всех уголков земного шара к нам приезжает все больше и больше людей. И вы друзья, помните, что следующий стратегический шаг, который мы должны сделать, мы должны усилить изучение английского, мы должны переводить наши йоговские курсы на английский язык, и вести такое же дистанционное образование через самоучители уже на английском языке. Потребность в этом  колоссальная, тех знаний, которые у нас есть, и та форма, в которой мы их представляем, на самом деле уникальная. Вы такое вряд ли  где еще вообще встретите: в Индии, в Америке, в Европе. Кое-какие материалы уже переведены на английский язык, и что удивительно,  какая-то их часть приводит к отклику. Мне, Вике, пишут письма люди, которые вообще не знают русский язык. И очень удивляются: «как так, откуда. Почему в России, почему не в Индии, почему не у нас?». Или какие-то более предметные моменты, когда человек в Европе или Америке изучал ту, или иную тему, и долго не мог решить тот или иной вопрос. А тут на «блюдечке с голубой каемочкой» прочитал. Тут недавно две прекрасные  девушки  приехали, сами они живут в Америке, изучают там йогу обычную, но параллельно на наших сайтах, на самоучителе пытались изучать. В первую очередь аксиоматику йоги, и все свелось к тому, что сейчас они обучают своего учителя в Америке аксиоматике йоги, переводя наши лекции с русского на английский и доходчиво объясняя все положения, в том числе связанные с математическими примерами. Но в этом, как они мне сказали самая большая трудность. Средняя математическая подготовка в Америке несравненно ниже, чем у нас, поэтому многие слова и термины, которые я употреблял в лекциях,  не так легко воспринимаются.  Это разность культур, менталитета, но сам факт того, что человек пришел изучать йогу, а превратился в учителя! Поэтому, те, кто были, пожалуйста, пишите отзывы.

Синтез методов изучения йоги.

Игорь Терновский, группа «Астра», заочный студент, город Самара: Вопрос по поводу йоги: у нас есть первоисточники, академические издания каких-то книг, текстов. А есть невербальная передача йоги от человека к человеку. Вопрос такой, реально ли без одной из этих составляющих изучить йогу и достичь реальных высот?

Вадим Запорожцев: Я могу сказать только лично про себя. Как мне видится эта ситуация, если у нас не будет достаточно серьезной поддержки со стороны научных, академических кругов, которые с педантичностью, неангажированностью, отстраненностью, будут помогать нам исследовать эти темы, мы достаточно быстро потеряем йогу.  Любая школа йоги, хотим мы того или нет, иногда начинает выдавать желаемое за действительное. Это касается датировок, это касается некоторых интерпретаций, некоторых философских связок. Например, когда еще был СССР, существовала Российская Академия Наук. Там было восточное отделение, которое занималось изучением наследия Востока, Индии, Китая, Японии. Лично для меня, не будь их работ, я бы вряд ли, чего либо достиг в йоге, потому что, все таки в большинстве случаев, когда   встречаешься  с современными братьями индусами, видишь, что они привносят в йогу огромный процент религиозности, своего понимания или непонимания. Это сильно запутывает ситуацию.

В то же самое время надо помнить, что любое академическое изучение философского наследия  подобно телу без души. И именно этот дух непосредственно, этот толчок к осмыслению лучше всего брать непосредственно в живом общении. Для чего мы и проводим все эти занятия, семинары, лекции. Исходя из этого, я бы вам рекомендовал читать восточную литературу, связанную с йогой, ту, которую выпускают наши академические круги. В частности, Российская Академия Наук. В Москве они продаются в двух книжных магазинах: один – на Цветном Бульваре, другой – в районе метро «Академическая». С известной периодичностью там публикуются те, или иные трактаты. Вот недавно они завершили публиковать Адхарва Веду в трех томах. Совершенно уникальное издание, перевод Елизаренковой. Например, там же они опубликовали, вот у нас только что прошел семинар по театральной йоге или Натья йоге, а они опубликовали. Наиболее вменяемую литературу вы сейчас получите из академических кругов. Даже мы пользовались на семинаре переводами и интерпретациями, взятыми из тех источников,  которые были сделаны под эгидой Российской академии наук. В первую очередь, пользуйтесь академическими источниками, а уже потом  всякого рода эзотерическими. Потому, что сейчас достаточно большое количество эзотерических изданий, которые публикуют массу литературы. Но, зачастую, качество перевода очень плохое. Заведомо маргинальное, чтобы привлечь интерес публики. Поэтому, иногда это  привносит искажения. Поэтому, лучше всего синтезировать, брать и там и там. Тогда получится хороший результат.

Как правильно писать отзывы на семинар.

Светлана, Международный Открытый Йога Университет: У меня вопрос по написанию отзыва на семинар. Насколько распространяется на него принцип тайны? Можно написать отзыв про свои ощущения, впечатления, свой реальный опыт, но упустить, какие мантры мы практиковали, какие практики. Или, наоборот, мы стремимся к кому, чтобы другим людям это показать?

Вадим Запорожцев: Смотрите. Что может ограничивать вас в написании отзывов. Главное, чтобы вы применяли первый, второй, и желательно третий принципы йоги, чтобы от вашего отзыва никто не страдал. А то вы можете написать что-то вроде: «да ничего семинар был, но вот окружение – козлы какие-то, а этот Вася Иванов, ну вообще, откуда такие только берутся на свете». У нас Открытый Йога Университет. Это значит, что все практики, которые у нас есть,  доступны всему человечеству. Более того, все аудио и видеозаписи будут выложены. Конечно же, есть техники, практики, которые надо с оглядкой публиковать и обнародовать, но пускай это будет делом закрытого йога университета или специально оговорено. Здесь же у нас, создайте прецедент открытости. А то скажут, что внешне  они все такие благостные а по ночам… А по ночам у них, бог знает что творится. Любая недосказанность иногда  приводит к тому, что люди начинают додумывать, бог знает что. Так как йогу очень часто путают с религиозной традицией, с какой-то сектой, то понятно,  что все так очень настороженно иногда относятся. И вы должны показать, что к религиям, к сектам вы не имеете никакого отношения, но, в то же самое время, достаточно серьезно изучаете все вопросы мироздания, духовности и прочее. У нас как-то все это слилось. Если человек изучает какие-то вопросы самопознания, он обязательно должен быть адептом той или иной религии. А это ничего не значит. Вы можете, вообще, быть атеистом, если вам так нравиться.

Хорошо, друзья, кто нам напомнит, чем мы занимались на предыдущей лекции? На чем мы остановились? Да, мы должны будем с вами разобрать пятую шлоку, и давайте кто-нибудь выйдет и громко зачтет ее.

Александр, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: «Нет для меня ничего ни наверху, ни внизу, ни внутри и не снаружи, ни вдоль и не поперек, ни в направлении восточном и не в западном. Сущность моя – целостность и единство, подобно эфиру, неделимому и все пронизывающему. Я – То, одно, неуничтожимое. Если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я – блаженство и единство. Я Атман есмь»!

Вадим Запорожцев: Итак, в этой работе Шанкарачарья пытается приблизить нас к осмыслению, к осознанию, что же есть наше Высшее Я, наш Атман. И вот у него были уже даны разные подходы, как приблизится к осознанию Высшего принципа Я. В частности мы дошли до пятого афоризма и будем его потихонечку  рассматривать. Зачитаем снова  первую фразу.

Важность понимания текстов, как иносказательно, так и буквально.

Александр, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: «Нет для меня ничего  ни наверху, ни внизу, ни внутри и не снаружи, ни вдоль и не поперек».

Вадим Запорожцев: Вот такое заявление: «нет для меня ничего». Вы помните, что на наших предыдущих лекциях я вас подводил к мысли, как надо анализировать те или иные тексты. Следует их понимать иносказательно, или следует их понимать буквально. Идея заключается в том, если вы с чем-то сталкиваетесь, то вы не должны исключать, что этот текст следует понимать как буквально, так иносказательно. И, сообразно этому, уже размышлять, что же хотели вам сказать этим посланием. Потому, что при переходе из одной культуры в другую, из одной философской системы в другую, иногда возникает странная путаница. К сожалению, этим грешат многочисленные религиозные системы философии, в которых говорят: «ты должен поверить». Ладно, ты начинаешь верить. Если ты начинаешь верить во что-то одно, то ты, по идее, должен верить и во что-то другое. Грубо говоря, если ты веришь в гуманистические доктрины той или иной религии, то ты должен также верить их метафизике. О том, что земля стоит на трех китах, а три кита  плавают в океане и так далее. И возникает путаница, где понимать дословно, а где иносказательно. К сожалению, таких однозначных ответов мы в религии не находим, и, в результате, это огромное поле для дальнейших злоупотреблений, или выдавания желаемого за действительное при тех или иных обстоятельствах.

Вы помните, для чего были нужны власти  религия в первую очередь?  Любой власти нужна религия только для одной вещи: – чтобы подтвердить легитимность власти. Пришел какой-нибудь царь, министр, президент. А народ спрашивает – а откуда взялся? И надо всегда иметь некоторое количество аргументов, почему тот или иной человек имеет право на власть. В древности это было престолонаследие по родственным узам. Затем система передачи власти допускала разные варианты, вплоть до современной, когда считается, что люди должны выбрать того или иного человека, который стоит во главе власти. Но всегда найдется кто-то недовольный и скажет: «это неправильно, это ошибка». И тогда, вне зависимости, получили ли вы власть честно, или нечестно, вам нужен кто-то, кто бы подтвердил твою легитивность. Обычно, для этого использовалась религия.

Вы понимаете, что если в арсенале религии есть взаимоисключающие положения, то ты можешь оправдать любую власть. И этим пользовались на протяжении веков. И самое, конечно, смешное,  когда в нашу эпоху пытаются сказать что-то вроде: «вся власть от бога, вся власть сакральна, а носитель ее –  помазанник». Спрашиваешь, почему? А вот тут написано, в таком-то источнике. Ты говоришь, что там иносказательно, миф имелся в виду. А они говорят, что нет, вот в данном случае, надо понимать буквально. И вы помните, что когда по той или другой причине  религиозные шли против власти, власть достаточно быстро от них избавлялась. Вспомните Генриха восьмого.  Не понравился папа римский, сказал, что все, никаких пап, у нас теперь свой епископ кентерберийский. Кто не спрятался, я не виноват, готовьте плахи с топорами.

Поэтому я очень боюсь, что со временем опять будет попытка философские трактаты из области йоги, или из области Адвайта Веданты так или иначе притаскивать за уши, и делать свои делишки. Это совсем не смешная ситуация, когда завтра скажут, что согласно поучениям йоги вы должны делать то, то, пятое, десятое. Поэтому мы должны очень четко разбираться во всех  этих текстах. Еще раз зачтем.

Александр, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: «Нет для меня ничего ни наверху, ни внизу, ни внутри и не снаружи, ни вдоль, и не поперек, ни в направлении восточном и не в западном».

Вадим Запорожцев: Теперь поднимите руку те из вас, у которых  то же самое наблюдается в жизни. Кто страдает  пространственным кретинизмом? Когда вам говорят, что ваш друг живет там то, поверни там то, и вы раз, и заблудились. Об этом ли писал Шанкара? Современные достижения наших ученых говорят о том,  что начиная с каких-то там уровней бытия  нет разницей между левым и правым. У нас все четко: это слева, это справа. Тантра левой руки, тантра правой руки, тантра посередине, тантра мордой в салат. То есть явно выраженное направление. А тут нам говорят, что нет для него направления. Либо Шанкара  живет на уровне микромира, с масштабом 10 в минус 31 степени (и это не нанотехнологии, нанотехнологии – это 10 в минус 9) и у него там такой мир. Нет ни впереди, ни сзади, ни слева – очень маленький он. Может он пытается сказать, что вот такого размера наш Атман. А может он имел в виду что-то другое. Еще раз зачитаем и следующий кусочек.

Александр, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: «Нет для меня ничего: –  ни наверху, ни внизу, ни внутри и не снаружи».

Вадим Запорожцев: Стоп. Ни внутри и не снаружи. Теперь сядьте каждый из вас, закройте глаза  и заткните уши. А еще можете рот закрыть и нос. Чудесно. Выходим. На самом деле есть такое упражнение, в некоторых школах йоги оно называется «Йони мудра». В нем человека просят сделать следующую вещь: сесть с прямой спиной, подышать определенным образом, затем, с известными визуализациями закрыть глаза  указательными пальцами, прижать уши большими, нос – какими остались, рот – какими-то другими, и полностью погрузится в свой внутренний мир ощущений. И якобы, в известных условиях, это может вас привести к спонтанному осознанию, как вы сделаны внутри, в частности, чем является ваша базовая жизненная энергия  – энергия кундалини, ваше сознание. А через осознание энергии кундалини подойти к осмыслению, что вы есть на самом деле, то есть к постижению своего Высшего Я. Вы как бы отключились от внешнего мира.

А тут нам заявляют, что для него закрывай глаза, уши, рот и нос, не закрывай, ничего не меняется, нет разницы между тем, что внутри и тем, что снаружи. Обычный западный человек общества потребления привык жить снаружи. Ему говорят – купи мобильный телефон, побрякушку, будешь счастлив. Он отвечает – денег нет. Ему говорят – пойди в кредит возьми. Он идет и берет в кредит. Потом приходят и говорят – а теперь телевизор возьми. А он отвечает – я же еще за телефон не расплатился, а вы мне телевизор предлагаете. Ему говорят – да ладно, возьми еще. И так без конца, и получается, что такой заманиловкой вытягивают все наше  внимание, энергию и прану вовне. А посмотреть, что там внутри страшно. И не привыкли мы, потому что современная модель цивилизации вытаскивает нас наружу, чтобы мы устраивались на работу, работали каждый день, зарабатывали деньги, покупали мобильный телефон, через 2 месяца его выбрасывали, опять шли на работу, опять зарабатывали, покупали следующий мобильный телефон и как белка в колесе мы должны прыгать. Но вовне. Потому что, если ты ушел вовнутрь – ты не пошел на работу, выпал из схемы по зарабатыванию денег. Поэтому, современному обществу экономически не выгодно вас упускать. Вы должны снаружи быть. Ну ладно, снаружи, так снаружи. А тут  Шанкара говорит, что снаружи меня нет, что внутри меня нет. Друзья, поднимите руку, для кого нет разницы снаружи и внутри. Ага, один есть, очень интересно вас выслушать.

Лента Мебиуса.

Александр: Есть такой господин Мебиус, он ученый. Его лента представляет собой пример одномерного  пространства.

Вадим Запорожцев: Нет, друзья. Это односторонняя поверхность. Но если в рамках односторонней поверхности рассматривать, то можно сказать, что и пространство одномерное.

Александр: И если двигаться по одной стороне этой ленты, то, в конечном счете, ты проходишь как внутреннюю сторону, так  и внешнюю, и возвращаешься  тому месту, где ты начал. Фактически, ты все время не меняешь сторону.

Вадим Запорожцев: Это очень абстрактная позиция. Возьмите любую полоску бумажки. Дайте мне лист бумаги и ножницы, я покажу, что имелось в виду, это интересно. Если вы возьмете полоску бумаги, вы можете соединить ее вот в такое колечко. Если вы возьмете ручку и начнете рисовать снаружи, то вы по кругу пройдете, а внутри будет чисто. Но если вы возьмете эту же полоску, развернете на сколько – то градусов, чтобы она переплелась, и начнете рисовать, вы, в результате, полностью, с двух сторон нарисуете. Но особенно интересно, если вы потом начнете по этой нарисованной полоске ее резать. Обычно человек думает, что получится два кружочка. Ничего подобного. Останется один кружочек в два раза длиннее. Прокомментируйте и детишкам покажите, очень наглядно, очень интересно. Я как-то ехал в электричке, оторвал от бутылки колы наклейку, она липкая с одной стороны, и у нас ножницы были с собой. Пока ехали, экспериментировали, дети были в восторге. Вот, вероятно это имелось в виду. Но какое отношение имеет эта бумажка, во-первых, к человеку, во–вторых, к его Высшему Я? Не является ли это подменой понятий? Или, вы хотите сказать, что господин Мебиус тоже был бумажкой?

Александр: Просто, внешнюю и внутреннюю стороны кольца можно сравнить с микро и макрокосмосом.

Вадим Запорожцев: Видите, друзья, как у вас некритично прыгают мозги, от конкретики к аналогиям. А ведь здесь не сказано, что это – аналогия. Здесь не сказано, что надо понимать про бумажку. Здесь говорится про людей, судя из контекста.

Алексей, группа «Астра»: Пришла на ум такая вещь, как камера сенсорной депривации. Там стирается у человека граница  между ощущениями внешними и внутренними. В 60-х годах профессор Лили изобрел ванну, наполненную жидкостью, в которую кладут человека. Там так подобраны плотность раствора и температура, что он перестает чувствовать среду вокруг себя, и в полной темноте он сливается со средой. Там теряется чувство времени, пространства и разум начинает по-другому работать.

Голос из зала: Там есть одна проблема, человек с ума может сойти.

Вадим Запорожцев: Друзья, подождите, может быть действительно, у вас могут стереться представления об обычных вещах. Но что, вы хотите сказать, что находясь в этой ванне, этот человек так же четко ощущает границы этого бассейна, как какие-то внутренности? Или, представьте, что рядышком с ним в ванне плавает такой же, как он, на расстоянии метр. И если стирается граница между внешним и внутренним, он должен почувствовать другого человека, а он его не чувствует.

Голос из зала: Это не граница стирается, а органы чувств перестают воспринимать.

Вадим Запорожцев: Абсолютно правильно. Это эксперимент, чтобы показать, насколько наши представления о мире зависят от наших органов чувств.  Стоит их грамотно отключить, как наши привычные представления о Вселенной полностью начинают искажаться. А мы говорим несколько о другом – про снаружи и внутри.

Итак, друзья, среди вас тоже нет ни одного человека, для которого что внутри, то и снаружи. Или есть? Как определить снаружи или внутри? Это две большие разницы, вот я сейчас стукнул кулаком по полу, это одна вещь, стукнул кулаком по человеку – совсем другая вещь. И вот нельзя сказать, что для этого человека все равно,  по нему ли бьют или рядом. Вы встречали когда-нибудь таких людей? Нет. А вот скоро будете сами такими. Кто-то будет головой биться, а у вас будет шишка вырастать. Когда йогой начнете заниматься. Но это я так, к слову. Дальше читаем.

Эфир, как концепция устройства Вселенной.

Александр, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: «Сущность моя – целостность и единство, подобно эфиру, неделимому и все пронизывающему. Я – То, одно, неуничтожимое. Если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я – блаженство и единство. Я – Атман есмь»!

Вадим Запорожцев: И вот смотрите, дальше делается такое интересное заявление – я подобен эфиру. Я сразу хочу вам напомнить, что под словом эфир понимается не нюхательный эфир, не прямой эфир телепередач, а та концепция устройства Вселенной, которая доминировала в средневековые времена. Она была также популярна в физике начала 20 века, пока не установили, что скорость света не зависит от системы координат ее измеряющей. То есть, как бы ты не мерил, скорость света одна и та же. Например, вы едете на поезде и светите фонарем вперед поезда. Теоретически свет должен двигаться быстрее, так как должны суммироваться скорость света и скорость движения поезда. Это в одну сторону. А если вы светите назад, то скорость света должна быть поменьше, так как из скорости света надо вычесть скорость поезда. Или более простой пример. На пути с лекции домой, подойдите к мусорке, возьмите скомканный лист Мебиуса  и на ходу бросьте его вперед. Скорость Мебиуса будет складываться из скорости, с которой вы его кинули плюс ваша скорость, с которой вы шли. А если вы на ходу кинете Мебиуса назад, то, соответственно, скорость будет вычитаться. Можете так рассчитать, что проходя мимо мусорки, с известной скоростью будете двигаться вперед, и кинете с той же скоростью назад, чтобы как раз в мусорку он и попал. И, казалось бы, очень хороший пример, но в отношении света он  не работает. Это какое-то чудо.

После этого физики полностью отказались от концепции эфира, от некого носителя пространства.  У нас есть понятие пространства. В этой комнате есть пространство. Считалось, что есть структура или субстанция эфира, которая как раз и отвечает, чтобы пространство было. А свет представляли как волны, которые по этому эфиру распространяются как волны на воде, круги. Возникновение таких терминов как прямой эфир, эфир  радио и телепередач, это отголоски нашего неправильного представления об устройстве Вселенной, которое возникло в физике, но, потом, плавно перешло в другую область. И эта концепция эфира подразумевала,  что он  пронизывает все. То есть, если есть эфир, то в него можно что-то поместить. Понятие эфира было подобно понятию пространства. В йоговских текстах считается, что наше  обычное физическое пространство – это частный случай более  глубинного принципа пространства. Пока мы не будем залазить в такие дебри, а будем подразумевать, что под словом  эфир имелось в виду слово пространство. Давайте еще раз перечитаем.

Александр, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: «Сущность моя – целостность и единство, подобно эфиру, (подобно пространству – комментарий В.В.Запорожцева) неделимому и все пронизывающему».

Вадим Запорожцев: Получается, что Шанкара, таким образом, подводил нас к осознанию, что же есть наше Я. И подвел к очень странной идее, заключающейся в том, что наше Я везде. Обычно мы в бытовой жизни, или под влиянием религиозно – философских  доктрин имеем смутное представление, что вот он есть – Я. У меня есть тело, мой внутренний мир – это то, что внутри тела, внешний мир – это то, что снаружи тела. А также у меня есть мое маленькое Я, которое где-то там, внутри тела. Где-то там оно прячется как-то. Большое или маленькое, это уже другой разговор, но оно явно внутри тела, а тело определяет, где заканчивается внутренний мир и начинается внешний. Достаточно привычная картинка. И, вдруг, такое заявление, что на самом деле – это иллюзия, это привычка ваша. Считать, что вы маленький, и вы внутри этого тела. Это просто привычка думать, что ваше Я  в большей степени находится внутри вашего тела, чем снаружи. На самом же деле ваше Я везде одновременно. Или по-другому можно сказать – ваше Я  выше, чем концепция пространства. Вы сейчас сидите в культурном центре Просветление в городе Москве, возле метро Новослободская на лекции. И вам кажется, что ваше Я находится здесь. А в двух километрах отсюда находится Красная Площадь. И вы в полной уверенности, что вас там нет. Или у кого-то по–другому? Поднимите руки, кто находится одновременно и здесь, и на Красной площади.

Голос из зала: Это и есть просветление.

Вадим Запорожцев: Или шизофрения.

Голос из зала: Шизофрения – это сужение сознания.

Взаимосвязь времени и пространства.

Вадим Запорожцев: Я в этом отношении ничем от вас не отличаюсь. Я такой же, как и вы. Не в том плане, что я учитель человечества, я – голос за кадром. Все эти слова вы можете сказать сами себе, без меня, и от этого ничего не поменяется. Мой фактор, как меня, будь даже я господом богом, не привносит в эти размышления ничего. Это ваша личная задача, для каждого из вас. Согласитесь, что считать, что вы сейчас не в КЦ «Просветление», а на Красной Площади – идея необычная. У нас есть еще одно место, где мы проводим занятия по йоге возле метро Автозаводская, не знаю, сколько отсюда до Автозаводской километров…  Хорошее прозвучало замечание – это идея необычная для ума. Представьте, что вы сейчас не только здесь, а еще и на Красной Площади и в  нашем центре на Автозаводской. Получается, что мы как бы  размазаны по пространству. И так можно дальше продолжать границы: вся планета Земля, плюс еще Луна, плюс еще другие галактики Вселенной. И именно об этом хотел сказать Шанкара, подводя нас, через описательные приемы, которые вы должны в первую очередь проецировать на себя. Он заявляет, что ваше Я каждого из вас – везде. Отсюда следующая сверхспособность, о которой сказано во многих йоговских трактатах, что в этом отношении, вам не надо перемещать себя, чтобы оказаться где-то в другом месте, а достаточно научиться способности материализовать себе тело, через которое проявляться.

Спрашивают, с какой скоростью йог или йогиня могут путешествовать по Вселенной,  с какой скоростью йог может долететь до Альфа Центавры? Строго говоря, лететь никуда не надо, он уже и так там. Вопрос в умении создать там себе тело и перенести внимание нашего Высшего Я на это тело.

Скоро нас ждет семинар под эгидой Тибетских йог. Мы рассматриваем 6 йог Наропы  в качестве характерной иллюстрации Тибетских йог. Одна из йог Наропы посвящена способности выходить из своего тела и входить в тело другого человека. Очень странная способность. Возникает вопрос, а как это вообще в принципе может быть? Я – это Я, кто-то – это кто-то. Достаточно всего лишь известными методами  сперва перенести свое внимание на другую точку пространства, чтобы за этим вниманием переместилась и ваша прана. О йоге переноса сознания мы поговорим на семинаре о 6 йогах Наропы, здесь же более философско-фундаментальная  концепция, что на самом деле мы можем  переносится куда угодно. Потому что, мы везде. Абсолютно везде.

Вы же люди неискушенные, физику не изучали, не изучаете, и вероятно, не будете изучать. Потому что наша страна такая. Страна деградирует. Вам надо привыкать жить тем образом жизни, которым сейчас в Африке живут, в странах третьего мира. Это ваша судьба. Вы, может, волеизьявите, а ваши правители нет. Им это не выгодно. Модель такая. Атомную бомбу физики уже сделали, и на хрена нам физика? Разогнать их всех. И математику упразднить. Пусть на Запад уезжают, они там ценятся. Здесь они не нужны. Кто нам сейчас нужен? У нас министерство внутренних дел увеличилось в несколько раз. Миллионы их. У нас в России миллион охранников, помимо милиции, армии. Миллион охранников – это приличная армия. Что они производят, сеют, пашут? Интеллектуальным трудом занимаются? Нет, они охраняют тех, кто боится за свое имущество. А страх возникает, когда есть, из-за чего боятся. Кому-то нагадил такого количества, ну это очень много. У меня вообще возникает вопрос, какой процент людей в России хоть что-то создает. На заводе трудятся или в науке.

Ну да ладно, привыкайте. Я это сейчас говорю, как голос за кадром, лицо без гражданства и национальности. Это серьезные вещи, это ваш образ жизни. Физику вы не изучали, не изучаете, и не будете изучать. Вы должны быть хорошими потребителями. Лучший вариант – это офисный планктон. Дешево, сердито, амбиций  много, делать ничего не умеет. Manager of copy machine – менеджер ксерокса.

Так вот, когда мы говорим, из физики есть такое положение, что пространство очень жестко увязано со временем. И мы не имеем права сказать, что сейчас, на Альфа Центавре 15 минут шестого. Мы не имеем право это даже сказать, относительно каких-то объектов или явлений, на Земле. Потому что время – вещь очень странная. Она зависит от многих факторов. Согласно  частной теории относительности Эйнштейна, время  напрямую зависит от скорости движения. Если ваша скорость движения  приближается к скорости света, то для наблюдателя, который видит ваши гонки, представляется все так, как будто у вас остановилось время. Также из общей теории относительности Эйнштейна следует, что гравитация влияет на течение времени.  Чем массивнее объект, тем медленнее течет время. Вплоть до того, что возле черных дыр оно вообще останавливается. Очень странное понятие время, но мы привыкли к чему-то более обычному, и сейчас для нас и здесь 15 минут шестого, и на Красной площади и на Альфа Центавре. А это не так. И возникает следующий вопрос. А что это у Шанкары получается, если мы везде одновременно, то, как же со временем то быть? Одна часть меня – в одном времени, другая часть, то пространство, которое летит в космическом корабле со скоростью света – в другом времени. Можете себе представить, как мужика расколбасило, что у него куча времен его же самого. Кто готов поразмышлять?

Международный Открытый Йога Университет, Соломатина Ирина, группа Чатур: В качестве примера того, что мы не только здесь, но и еще в каком – то другом пространстве можно привести то, что мы рассматривали на предыдущей лекции. Например, пространство сновидений. Мы одновременно находимся здесь, и, в то же самое время спим, видим сон, что мы на Красной площади. Для нас во сне прошла целая жизнь, а мы просыпаемся и понимаем, что прошло всего лишь 15 минут.

Вадим Запорожцев: Вот такая интересная связка с нашими предыдущими рассуждениями, где Шанкара настоятельно рекомендовал нам исследовать состояние сна, а также состояние сна без сновидений как достаточно быстрый метод к осознанию своего Высшего Я. Что же,  интересно, надо подумать, как все вышесказанное можно и с таким подходом связать. Но факт остается фактом. Из этого афоризма получается, что мы везде, а из интерпретации современной физики следует, что наше Высшее Я находится вне времени. Оно выше, чем понятие время. В этом отношении получается, в физике, что мы с вами живем не в пространстве, а в пространственно-временном  континууме, что мы не может говорить о пространстве, не говоря о времени. Мы не можем говорить о времени без пространства. Одно тут же подразумевает другое. Как в России, некоторые виды деятельности сразу же подразумевают коррупцию. А коррупция сразу же подразумевает некоторые виды деятельности. И получается, что наше Я вне пространства и вне времени. Таким образом, оно может проявляться в любой точке пространства. Возникает следующий вопрос – как насчет времени? Может ли оно в этом смысле играть со временем или нет?

Взаимосвязь йоги и современной науки.

Владимир, группа Три, заочный учащийся, город Запорожье: Насколько я помню, там еще материя обязательна в пространственно-временном континууме?

Вадим Запорожцев: Там тоже очень изящный такой переход. Вообще говоря, если вы хотите понимать глубины йоги, вы также должны понимать все глубины современной науки. У Эйнштейна есть очень известная формула  о том, что материя, по сути дела, это форма энергии. Или по-другому, материя – это конденсированная или замороженная энергия. А такого понятия, как в чистом виде материя нет. Эта знаменитая формула  E=mc2. Есть еще дальнейшие размышления, тоже очень интересные,  что размышления о пространстве можно свести к размышлениям об энергии. Получается, что пространство – как функция энергии. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, если у вас есть источник энергии, то можно воздействовать на пространство, как ноль переходы, телепортации.

Аналогичная ситуация и в отношении времени. Но там не все так просто. Вы помните, что мы с вами живем в той части Вселенной, которая, согласно йоге, попадает под закон  кармы. Закон кармы – это закон причины и следствия. Мы с вами привыкли, что сперва есть причина, а потом следствие. Мы никогда не видели, чтобы было наоборот. Поэтому, мы можем говорить об однонаправленном линейном течении времени. И вопрос, можно ли с помощью энергии развернуть это течение вспять и как-нибудь, что-нибудь еще сделать,  вопрос открытый. Его обсуждают как ученые, так и фантасты. Но нам надо разобраться в ближе касающихся нас вопросов. А именно, какими свойствами может обладать наше Я. Еще раз, сухой остаток. Наше Я вне пространства и одновременно может оказаться в любой точке пространства. И вот прозвучала реплика, что все остальное – всего лишь представления нашего разума. Мы привыкли к тому, что это так.

Когда я изучал физику, наши учителя нам говорили: «есть вещи, которые вы не сможете до конца себе представить, но которые вы будете понимать». То есть вы не сможете нарисовать себе аналогию, или модель из жизни, но вы ее будете понимать. А на вопрос, как ты понимаешь то, что не можешь представить был один и тот же ответ – к этому надо привыкнуть, с этим надо привыкнуть жить. А на вопрос, как привыкать, звучал ответ – на самом деле, то, как вы сейчас воспринимаете мир, это тоже привычка. Вам просто кажется, что все логичное, последовательное. Была какая-то реплика?

Григорий, вольный слушатель: Пришла такая аналогия, когда Шанкарачарья зачитывался,  что когда программист создает игру, это тоже, своего рода Вселенная  на экране монитора, где человечки бегают, города живут. И вся эта Вселенная  живет на экране монитора, а вся информация об этой компьютерной Вселенной и об этой  игре создается программистом – богом для этой игры. Человечки запрограммированы на жестком диске в виде файликов. Но на жестком диске, как Шанкарачарья отмечает, нет, ни левого, не правого, ни верха, ни низа, не запада не востока. На жестком диске все файлы распылены. И это очень сильно напоминает утверждение Шанкарачарьи.

Вадим Запорожцев: Да ладно вам, если бы они были распылены, вы бы их не нашли не один. Ведь есть карта файлов.

Григорий, вольный слушатель: Они распылены по всему диску, по всей вселенной, и это напоминает утверждение Шанкарачарьи.

Вадим Запорожцев: Не совсем корректное сравнение, но не важно, все равно очень интересно про программистов, что они мнят себя маленькими богами.  Спасибо. Еще раз зачитаем шлоку.

Александр, группа Астра, Международный Открытый Йога Университет: «Нет для меня ничего ни наверху, ни внизу, ни внутри и не снаружи, ни вдоль и не поперек, ни в направлении восточном и не в западном. Сущность моя – целостность и единство, подобно эфиру, неделимому и все пронизывающему. Я – То, одно, неуничтожимое. Если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я – блаженство и единство. Я – Атман есмь»!

Вадим Запорожцев: Замечательно, видите, как Шанкара начинает расшатывать наши привычные представления о самих себе, дабы подвести к более правильным представлениям. Безусловно, это не является описанием нашего Высшего Я, это является лишь толчком, который бы заставил наш разум размышлять, и натолкнуться  на то, чем является наше Я. Есть ли у кого какие-то вопросы?

Игорь Терновский, группа Астра, заочный студент, город Самара: Бывают ситуации, когда человек путешествует, и приехал в какое-то место, где он никогда не был раньше.  Он приезжает, и ощущает себя там  как дома. У меня у самого такое бывает, приезжаешь, и возникает ощущение, что вроде как уже был здесь. И как то спокойно реагируешь на это.

Вадим Запорожцев: Перефразируем вопрос: связано ли дежавю со способностью нашего Высшего Я быть вне времени и пространства и проявляться в любой точке пространства?  Что касается дежавю, то тут можно найти более простые объяснения, нежели фундаментальные. Потому что, в конце концов,  как тогда можно отличить одну точку пространства от другой? Почему тогда в одной точке пространства ваше Я себя осознает, как если бы оно там было, а в другой нет. Тогда все точки пространства должны бы быть равно узнаваемы из тех, которые вы произвольно выберите. Можно найти более простое объяснение. Далее идем, у кого еще есть вопросы?

Илона Румянцева, вольный слушатель: Насколько я поняла, вы трактуете текст мастера или священное писание. Есть у вас личный опыт  или  живые учителя, которые могут показать практически те знания, которые мы сейчас обсуждали?

Вадим Запорожцев: Я полагаю, что вы впервые на этой лекции? Тогда я вас отсылаю к предыдущим четырем. Мы там как раз и начали рассмотрение трактата с ответа на ваши вопросы, а именно, откуда мы все это взяли. Зайдите на наш сайт www.openyoga.ru найдите там аудио и видео записи наших предыдущих лекций, и там, в полном объеме  вы найдете ответы на наши вопросы. Еще вопросы или комментарии?

Светлана Ерохина, группа Астра: Небольшой комментарий. Шанкарачарья говорит нам, как и в предыдущих шлоках, что если мы осознаем себя  тем, кем мы являемся на самом деле, то начинают исчезать границы между нами и другими людьми, между внутренним миром и внешним. Что мы можем  обладать таким могуществом, что сможем управлять событиями, так, как мы сейчас управляем частями своего тела. Чтобы лучше осознать, что имелось в виду не обязательно достигать просветления, достаточно использовать те же быстрые методы. Они приближают нас к осознанию, что имелось в виду, когда говорится об абсолютной свободе и об исчезновении границ. Когда мы в практиках даже не через визуализации, а через ощущения тела  в практиках приходим к пониманию, по крайней мере, в рамках практики, что  мы – все женщины в этом зале, что наш муж – это все мужчины, все партнеры в этой практике. Я имею в виду практики йог Триады, тантра йоги, йоги влюбленности. Начинаем чувствовать состояние, эмоции в зале также как свои.

Сверхспособности в йоге.

Вадим Запорожцев: Когда мы читали, я вам специально подкинул фразу: наступит время, когда кто-то будет биться головой, а шишка будет вырастать у вас. Это возможно только в одном случае – когда граница вашего существования будет расширяться. И, как учит нас йога и как каждый из вас может убедиться, если будет серьезно заниматься йогой,  вы потом, вдруг, начнете понимать, что вы больше, чем свое тело. И вам небезразлично, что творится за пределами этого тела. На самом деле, вы даже уже сейчас, без йоги, имеете опыт это переживать.

Приведу пример. Я спешил на одну встречу и поймал «бомбилу» на такси. Мы ехали быстро по дороге, а вы знаете, какие у нас дороги, везде дыры после бомбежек второй мировой войны. И каждый раз, когда он наезжал колесом в ту или иную дыру, он, конечно же, говорил все, что он думает обо всех наших правителях вместе взятых, и о каждом по отдельности. Но было интересно другое, ощущалась физическая боль, которую он чувствовал, когда шрус попадал на яму, и не знаешь, сломался он или нет. Человек начинает себя идентифицировать с машиной, которая ему дорога. Как летчик Мересьев чувствовал, что самолет, это его продолжение. Он не мог сказать, где он останавливается. Даже на таком уровне эгоистическом, что мужик переживал за свою машину, и ему было не безразлично.

И потом я имел возможность наблюдать другую картину. Та же самая ситуация, на той же самой дороге, но подвозил меня водитель маршрутки. Она ехала пустая. Ситуация была та же самая, но ему было абсолютно  «до фонаря», потому что машина была не его. Он пришел на работу, ему дали машину, и сказали: «мужик, у тебя план, должен в день столько-то денег заработать. Заработаешь больше – твое». Если машина ломается,  он отдает ее в ремонт  и ему дают другую, чтобы он не простаивал. Ему абсолютно наплевать на эту машину, и он, в лучшем настроении, по тем же самым ямам  ехал, и ни одна мышца лица не дрогнула.

Вот такой момент расширения нашей личной Вселенной  наблюдается. И в дальнейшем все сильнее и сильнее, потом приходит способность, а затем и сверхспособность  ощущать других. Сейчас есть огромное количество центров, которые говорят, что учат людей сверх способностям, таким,  как мысли читать, влиять на расстоянии, и прочее. Ребята, приходите, за смешные деньги научим, или вернем деньги. И знаете, как бы на это бы  отреагировали в серьезных  школах йоги, которые действительно, с этим соприкоснулись? Они бы рассмеялись от души, и оставили бы это без комментариев. Знаете причину? Когда вы начинаете изучать сверх способности, все идет следующим образом. Сначала у вас начинает увеличиваться чувствительность,  сперва,  вы начинаете  просто чувствовать все живые существа, независимо от того, куда направлено ваше внимание. В том  числе и всех окружающих людей. Затем приходит способность настраиваться на их эмоциональное состояние. Вы начинаете ощущать, в радости человек или в горе. Затем идет еще большая детализация. Вы как бы вживаетесь в другого человека и начинаете его ощущать. И дальше –  больше,  вплоть до чтения  мыслей. Таких более конкретных, точнее, как сказано у Патаджали, вы можете считывать реакцию, но не можете считывать, чем вызвана эта реакция. Можете только интерпретировать и за счет этой интерпретации читать мысли, потому что входа в Высшее Я другого живого существа у вас нет.

Так вот, по мере того, как вы будете пытаться овладеть этими сверх способностями, если вы, действительно, будете ими овладевать, ваша чувствительность будет все больше и больше.  Вы будете чувствовать, в первую очередь, всю боль Вселенной. Лежит голодная собака,  а вы мимо нее не пройдете, вы будете ощущать всю ее боль. Или встретите бомжа, у которого страшное похмелье – это будет ваше похмелье. Или кто-то ударился головой, а вы будете переносить ситуацию на себя. На определенном этапе вы не сможете жить с другими людьми, вы не сможете ездить в метро, ходить по городу. Наша жизнь, к сожалению, сделана так,  что негатива здесь огромная масса. На одно что-то светлое и вдохновляющее, что вы также будете ощущать, будут тонны страданий. Поэтому, если вы будете продвигаться в этом направлении,  вы себя спросите: «Господи, я иду изучать  сверх способности, плачу деньги, для того, чтобы превратить свою жизнь в кошмар».  Это при условии, что где-то вас реально научат. Как вы понимаете, все гораздо прозаичнее, никто ничему не учит, это просто drive такой, время препровождение, что на самом деле, очень хорошо. Хоть страданий меньше.

Поэтому, по мере того, как мы действительно, избавляемся от эго, расширяются границы нашего восприятия, и эти границы расширяют нас. Мы начинаем ощущать себя вне тела. Нам не все равно, если наши родные люди, люди из нашего социума, из нашей страны страдают. Посмотрите на наших правителей, на нашу, так называемую элиту. По идее, это должны были бы быть те люди, которые увеличили ощущение своего я до страны. Боль самого последнего пенсионера должна была бы быть их болью. Вы на этих мордах много видели ощущений боли? Такое ощущение, что это не наши люди.

Был такой человек, Бжезинский, когда развалился СССР, он стал книжки о геополитике писать с интервью выступать. И, по-моему, ему принадлежит фраза: «Ребята, если ваша элита держит в наших  банках более 500 миллиардов долларов, может это уже не ваша элита, а наша?». В логике ему не откажешь. Понимаете следствие? Но, с другой стороны, если у вас не этой чувствительности, вас чуть тряхнет, и вы сделаете ошибку. Потому, что вы не чувствуете свою страну. Как ты можешь управлять телом, если ты его не чувствуешь? Кусок руки отрубили, все в разнос пошло, а ты не чувствуешь. Нет, мы ударились, у нас реакция, мы больше так не делаем. А представьте себе элиту, которая якобы  управляет страной, но страну не чувствует. Пусть хоть все с голоду сдохнут. Но рано или поздно это все закончится. Поэтому  делайте соответствующие выводы, и если вы хотите власти, то вам надо расширять ореол своего сознания через ореол расширение присутствия вашего Я  как можно шире. Желательно, на всю страну, чтобы ваше Я в этом смысле стало Я страны. Подобно тому, как вы управляете телом, вы также будете управлять страной. Это то, что изучается в раджа йоге. На первый взгляд, когда изучаешь, кажется что это фантастика. Изучаешь теорию – все логично, откровенной глупости нет.

Закон легитимности, или расширяя свободу другого, становишься свободнее сам.

Кирилл Лирик, Киев: Хочу выразить огромную благодарность Вадиму Запорожцеву и Виктории Бегуновой за то, что они так выкладываются на семинарах. Если власть о нас совершенно не думает, за то наши преподаватели и учителя очень заботятся, вкладываются в нас, всячески стараются расширить нашу свободу, за что вам сердечная благодарность.

Вадим Запорожцев: Очень приятно. Бальзам на рану. Вы понимаете логику, в чем проблема, согласно йоговскому знанию. Проблема в нашей глупости. И вот проблема наших правителей в глупости. Они все хорошие люди. Но они в неведении. И все, что ни делают, они делают из заблуждения. Потому что, если бы они понимали это, они бы не делали. Хочешь быть свободным, сделай вокруг себя всех свободными. Если ты кого-то делаешь свободным, этот человек никогда от тебя не уйдет. Почему? Потому что с тобой выгоднее. С тобой больше  свободы, чем без тебя. Это простая логика. Мы сегодня говорили о такой серьезной теме в нашей стране, в других странах, как легитимность власти. Кто у нас будут определять ее легитимность – первосвященники? Кто помазанник божий, а кто проходимец.

А на самом деле, вселенский закон легитимности власти простой –  тот, кто больше всех дает свободы, тот больше всех имеет право на власть. Если вы вспомните, Абсолют создал весь этот мир и каждого из нас по своему  образу и подобию, наделив нас свободой. Если даже сам Абсолют выстроил эту систему взаимоотношения за счет свободы, то зачем изобретать велосипед. И я вам рекомендую, чем бы вы ни занимались, особенно, если вы большой начальник, и у вас люди в подчинении. В первую очередь думайте об их свободе. Что сделать так, чтобы они были более свободными. Через зарплату и другие механизмы.

Поэтому, размышляя с помощью аксиоматики йоги, понимаешь, какие глупые ошибки делают наши правители. Зачем они лезут в религию? Ты сделал шаг, а потом от тебя потребуют это обосновать. А ты в этом ничего не понимаешь. Зачем тогда ты рот открывал? То же и в других областях. Прежде, чем открывать рот, подумай, что будет потом. Если ты отбираешь у кого-то свободу, то рано или поздно ты потеряешь ее сам. Почему? Все очень просто, поставьте себя на место этого человека. Кто-то убирает у вас свободу. Вы можете смириться, терпеть, но потом, как только будет  малейшая возможность улизнуть куда-то, где посвободнее, что вы сделаете? Улизнете, и правитель останется ни с кем. Чтобы кем-то управлять, надо чтобы кто-то был. А все разбегаются. Потому что они нашли, что где-то свободнее. И вот легитимность любой власти – это не сакрализация власти, что их наделил сам Господь Бог или Абсолют. Господу Богу что, делать больше нечего, как всяких мелких политических деятелей помазывать на власть. Ведь в масштабах Вселенной мы такие козявки. Это, то же самое, если муравей скажет, что его поставил управлять муравейником Вадим Валерьевич Запорожцев. А Вадиму Валерьевичу больше делать нечего, как муравьишку на власть назначать. Поэтому, это даже не вопрос назначения на власть, а вопрос свободы. Если вы даете свободу, вы становитесь сами, более свободны. И обратная сторона этой медали – у вас становится больше власти. А что такое власть – это ваша личная свобода.

Голос из зала: Я как раз из тех, кто разбежался от ущемления свободы, и поэтому я очень тщательно слежу за ситуацией здесь и мне небезразлично, что здесь происходит. Здесь еще не все так плохо. На прошлой неделе, где-то в интернете я наткнулась на интервью одного человека, который был когда-то у власти. Он грамотный экономист и очень хороший человек. Он хорошо подкован и в плане духовности, но начинает это использовать в своих интересах. Он даже слова Гуатаммы Будды извратил. Но ему очень трудно что-то возразить, если ты не знаешь аксиоматики, не знаешь основ. Когда человек изучает высказывания Будды – это одно, но когда он начинает использовать их в своих интересах это становится более, чем опасным.

Как относится йога к политике.

Вадим Запорожцев: Я вот чего боюсь  больше всего. Пройдет какое-то время, и политикам надо будет что-то говорить. И не дай бог йогу потащат в политику. И чем я занимаюсь? Я упреждаю. Вот сейчас начнется глобальный экономический кризис, рухнут все модели, и надо будет хоть какое-то обоснование. Хоть какую-то модель мира. И будут перебирать все подряд. По религиям пройдутся, по философским течениям,  по эзотерике. Рано или поздно до йоги дойдут,  потому что йога – сбалансированная система. И боже нас упаси, туда лезть, чтобы стать разменной монетой в их играх. А сейчас царит креативный вакуум, никто не может дать ни одной идеи. В отчаянной попытке они хватаются за религию. А религия говорит: «оставьте нас в покое, у нас из-за вас столько проблем началось». Такая ситуация не только в нашей стране, но и за границей. Общество потребления себя изжило. Это была хорошая модель роста. Но все уже – конец.

Друзья, еще раз к вопросу власти. Знаете у кого реальная власть? У серых кардиналов, которых вы не видите. Не тот, кто кричит на трибуне, а тот, кто придумывает правила игры. Это, как правило, люди в тени. Вы о них не знаете, вы их не видите, они не светятся. Но они задают правила игры, а вы уже играете по этим правилам, которые выгодны им. И если идеология свободы не пропитает каждого человека и не станет теми  незыблемыми правилами игры, то всегда будет возможность сказать – в той религиозной доктрине сказано так, а в этой так. Потом вывернуть ее под себя и сказать – ребята, да вы все должны,  встали по стойке смирно и побежали. А когда ты закладываешь совсем другой идеологический базис, а тебе начинают нести ахинею, привязывая ее к религиозности, философии, или последним достижениях науки, ты отвечаешь – нет, ребята, это ваши личные междусобойчики. Не дай нам бог, чтобы йога, хотя бы отчасти, превратилась в религию. Это будет провал всей моей жизни. Не дай бог, если поставят знак равенства между йогой и религией. При всем моем уважении к религии.

Вопрос: Если к вам придут сильные мира сего и скажут: «научите меня, Вадим Валерьевич йоге, я не знаю, как быть». Вы скажете – я не лезу в эти игры?

Вадим Запорожцев: Конечно, скажу,  зайди на курс www.kurs.openyoga.ru., там все написано. Почему вы такие наивные? Вы что думаете, им больше делать нечего, кроме как ходить и учиться? Уже поздно учиться. Это возможно, только если будущий президент, пока он еще не знает, что он будет президентом, придет и что-то изучит, только тогда он сможет применить знания. Вы сперва учитесь, приобретаете какую-то мировоззренческую базу, а только потом можете ее применять. Применять и учиться одновременно невозможно. А наши верхи сформировались уже. Переделать их мозги практически невозможно. Я сам по себе знаю, что в каких-то вопросах  я – совок, со всеми положительными и отрицательными сторонами. В чем-то есть сила, в чем-то слабость. И знаете, как я сейчас поступаю – из всей деятельности, которую я могу делать, я нарисовал для себя схему. Надо делать это, это и это. Потом дальше,  я понимаю, что мое детство и юность прошли в годы «совка». Я сейчас вижу, как его пытаются реанимировать, но это жалкие попытки. И я понимаю, что вот здесь у меня хуже мозги работают, чем у людей на 15-20 лет моложе меня. И я, на какие-то направления ставлю тех людей, которые без этого прессинга, без этого негативного опыта. Вы помните, что Пананджали свел карму к бессознательным отпечаткам, полученным нами при предыдущем  опыте. И вот мой негативный опыт в совке может сыграть дурную службу сейчас. Обжегшись на молоке, на воду дуешь, но так можно дуть – дуть и с голоду умереть.

Но, с другой стороны, я знаю какие-то более сильные стороны, которые молодежь двадцатилетняя, по всей видимости, никогда не приобретет. Кого сейчас заставишь изучать серьезно физику, математику? Когда есть дешевое пиво, футбольные матчи, красивые девушки. Зачем корячится в аскетизме, когда можно красиво жить? Поэтому, я вижу эти ошибки со своей сильной стороны совка и сам лезу вперед. Есть такая поговорка, что каждый человек стремится занять уровень своей некомпетентности. Я это понимаю, и стараюсь туда не залазить. Тем более в политику идти. Друзья, все мои слова имеют смысл только в одном случае. Если вы помните о  первом  втором и третьем  принципах  йоги.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 25,3 Мб


Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 101,1 Мб

Скачать Видео 261,4 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru.
Можно ли копировать.Права:
 Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Егоров Евгений, Дмитрий Кирсанов , Наталья Сим, Алексей Тарасов

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com