2009.05.02. Введение в аксиоматику йоги.”Классические и быстрые методы в йоге”. (Вадим Опенйога)

Классические и быстрые методы в йоге

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2009.05.02

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет(openyogaclass.com)


Краткое описание :

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Теория


Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 23 Мб


Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 93 Мб

Ответы на вопросы


Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 0,5 Мб


Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 3 Мб

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

Теория



Скачать Видео

Ответы на вопросы



Скачать Видео

Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

Аудио:

Теория

Ответы на вопросы

Видео:

Теория

video
play-sharp-fill

Ответы на вопросы

video
play-sharp-fill

 Основной текст лекции.

Классические и быстрые методы в йоге.

Сегодня 2 мая 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в КЦ «Просветление», в г. Москва, рядом с м. «Новослободская». Это лекция для Открытого Йога Университета. Вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ruwww.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

Сегодня мы продолжим рассматривать введение в аксиоматику йоги. Напомню, что на прошлом занятии мы остановились на анализе двух систем аксиом и до какой-то степени определились с понятием «йога». Йога – это система самопознания, которая использует два принципа. Определились мы также с основным, чисто практическим методом. Таким образом, йога – это система самопознания, опирающаяся на метод гармонии: где можно себе позволить и где нужно себя заставить. Мы подошли к такому моменту, что человек, занимающийся йогой, может выполнять разные виды упражнений и практик (физических, психических, ментальных и т.д.) и все зависит не столько от того, что человек делает, а от того, как он это делает. Это определение, данное нами на прошлом занятии, определение классической йоги.

Классические методы йоги.

У нас есть два набора аксиом. Каждый набор дает свои методы. И наша задача вовремя выбирать нужный метод, то есть пошагово приближаться с помощью методов «где нужно себя заставить и где можно себе позволить» к некому состоянию. И здесь самое время определить, что же это за цель или состояние, к которому ведет йога. Определить его с помощью слов и понятий невозможно, т.к. цель, к которой приближается йогин, выше, чем слова и мысли. Но на этом пути приближения мы с вами, занимаясь йогой, должны проходить некие отличительные стадии и моменты, которые не будут противоречить конечной цели. Что же это за знаки на пути?

Промежуточные знаки на пути к конечной цели йоги.

Первое с чего следует начать рассмотрение – это понятие свободы. Занимаясь йогой, человек постепенно начинает приобретать свободу. Возникает вопрос: «Какую свободу? Свободу от чего?» – Свободу от всего, но в первую очередь свободу от неведения, ведь причина всей нашей несвободы – это семена, посеянные неведением. Отсюда следует косвенный признак, позволяющий определить, занимаетесь ли вы классической йогой или чем-либо другим. Если система, которой вы занимаетесь, уводит вас от свободы или каким-либо образом вас порабощает, то эта система не является йогой. Это очень хороший «экспресс-тест» на всякого рода сектантские организации и группы людей, которые называют себя последователями йоги. Они вроде и занимаются йогой, но на самом деле по самым разным причинам преследуют другие цели. И если человек попадает в такую организацию и чувствует, что его свобода начинает ущемляться, сокращаться, сжиматься, то это явный признак того, что там есть какие-то проблемы с философией йоги. Иногда это происходит по незнанию и недомыслию, иногда потому, что неправильно были поняты те или иные концепции философии йоги. К сожалению, огромная путаница и чехарда существует до сих пор даже в самых основополагающих моментах в определении йоги, не говоря уже о тонких практиках.

Человек, занимающийся классической йогой, должен приближаться к свободе, а потом начинается такое состояние, которое, в общем-то, невыразимо. Даже слово «свобода» не может охарактеризовать это состояние, потому что состояние это выше, чем понятие свобода. Понятно, что у нас нет ни мыслей, ни слов для выражения этого состояния. Метод классической йоги (то есть йоги, которая опирается на Первый и Второй принципы) предполагает постепенное приближение к некой цели. Здесь можно привести аналогию с артиллеристом: то у него снаряд не долетит, то перелетит цель, но с каждым выстрелом они все ближе и ближе к цели. Так вот метод классической йоги как раз и предполагает такое постепенное приближение к этому высшему идеалу: человек делает определенные шаги, он последовательно приближается к некой цели.

И тут же возникает вопрос: «Сколько же времени требуется, чтобы достичь этого идела?» На этот вопрос нет никаких конкретных указаний или ограничений. Это сугубо индивидуально. Человек может потратить и несколько жизней, и несколько сотен жизней, и несколько миллиардов жизней на достижение этой цели. Все зависит от того, с какой скоростью человек приближается к этой цели. Классическая йога учит в первую очередь терпению и кропотливой работе над собой. Это не кавалерийский наскок: раз, раз и ты в три секунды приз завоевал или достиг цели. Нет. Это спокойное, рассчитанное не на одну жизнь мероприятие. То есть в классической йоге считается, что идти можно в течение нескольких жизней подряд. Более того, это не считается чем-то страшным или чем-то ненормальным. Это является совершенно естественным, тем более, если мы проанализируем ту цель, к которой мы стремимся.

Слово «свобода» – это достаточно серьезное понятие, тем более в йоговском объяснении, когда имеется в виду свобода от всего. В классических методах предполагается, что из жизни в жизнь, мы постепенно приближаемся к этой цели. Самое интересное, что и цель-то мы до конца сформулировать не можем, у нас просто не было опыта пережить эту цель. Поэтому мы постоянно намечаем себе некие горизонты и их достигаем. Но при этом наша свобода должна увеличиваться. Это состояние человека, которое очень хорошо охарактеризовал А.П.Чехов: «Я из себя раба выдавливал по каплям». Наша несвобода делает из нас рабов. Наш страх, который у нас внутри, делает из нас рабов. До тех пор, пока внутри есть страх, мы несвободны. До тех пор, пока есть какие-то другие факторы, которые нами управляют, будь то привязанность, гнев или жадность, мы несвободны.

Рис.1. Пока есть факторы, которые нами управляют, мы несвободны.

И вот классическая йога призывает нас шаг за шагом, никуда не торопясь, постепенно «выдавливать из себя раба». Занятие это крайне долгое, крайне трудное. Осилить такую дорогу может только человек упорный, с серьезными намерениями. Работает такой человек не на публику, не для того, чтобы его кто-то похвалил или оценил заслугу. Более того, вся эта внутренняя работа настолько невидимая, кропотливая, ежедневная, а результат кажется настолько неочевидным, что, в общем-то, и ухватится не за что.

Трудности на пути йоги.

Путь этот связан с колоссальными трудностями. Во-первых, мы внутри себя несем зверинец впечатлений от предыдущих жизней. Мы прожили с вами множество жизней, и каждая из этих жизней оставила тот или иной отпечаток, мы породили ту или иную карму. Мы иногда, не отдавая себе отчета, начинаем вести себя как звери в телах людей: агрессивно, несдержанно. Иногда, наоборот, это проявляется в виде пассивности, задавленности, нежелания и неумения брать на себя ответственность – как бараны в стаде. Более того, это может чередоваться. В каких-то обстоятельствах мы ведем себя нагло, с агрессией, в каких-то обстоятельствах наоборот – поджав хвост. И бороться с этим крайне тяжело. Может быть, это была наша линия поведения в течение долгих и долгих жизней. Поэтому и надо собраться с силами, запастись выдержкой и следовать этому методу, капля за каплей выжимать из себя раба, уничтожать всю негативную карму, зарабатывать положительную карму, преодолевать свой страх, преодолевать свой гнев. Это может растянуться не просто на несколько жизней, но и на несколько тысяч жизней. Однако, в любом случае, человек, который идет по этому пути, в более выигрышном положении, чем человек, который не занимается работой над собой. В некоторых йогах есть афоризм, что для практикующего йогина время – его союзник, время его защитник, если же человек не занимается йогой, то время – его враг.

Вы можете сейчас не ощущать острую потребность бороться со своим страхом. Просто нет обстоятельств, чтобы этот страх в вас проснулся. Но все может поменяться буквально в течение нескольких часов. Могут возникнуть определенные жизненные ситуации, и на вас навалится волна страха. Страх бывает парализующий, изнуряющий, сидит раскаленным гвоздем и управляет нашим поведением.

Та же самая ситуация с гневом. Мы можем считать себя сдержанными людьми, но вот мы попадаем в некие обстоятельства, и вся наша благопристойность слетает, мы уже перестаем себя контролировать и с кулаками бросаемся на обидчика, совершенно забывая про все намерения, которыми мы до этого руководствовались. Это все происходит потому, что многое в нас идет на уровне программы, на уровне условных рефлексов. И с этим нужно бороться, иначе мы мало чем отличаемся от животных. И так из жизни в жизнь. Но каждый шаг должен хоть немного освобождать нас от этой зависимости.

Порой человек, имеет благоприятные условия жизни – нет страха, нет гнева, и у него возникает иллюзия, что он уже совершенен, и заниматься своим развитием уже якобы не надо. Но вместо того, чтобы себя успокаивать мыслями о своем совершенстве, лучше бы поработать над собой, воспользоваться этой паузой, пока дурная карма не пришла и не развернулась, и уничтожить будущие предпосылки страха и гнева. Все это называется классической йогой: шаг за шагом, капля за каплей, мы уничтожаем в себе раба, мы обретаем свободу. Иногда, чтобы сделать этот шаг, нам приходится делать вполне конкретные физические действия, ментальные усилия, где-то проявлять твердость характера, где-то наоборот, уметь уступать. Но в любом случае, просчитывать приходится на очень большой промежуток времени.

И теперь мы переходим к другой теме, очень сложной. Еще раз напомню, что мы рассматриваем аксиоматику йоги, то есть рассматриваем принципы, которые сформировали все методы и практики йоги. Мы переходим к следующему пункту нашего рассмотрения – это так называемые быстрые методы в йоге.

Что имеется в виду под быстрыми методами йоги?

Уже самом названии «Быстрые методы» можно найти ответ: это те методы, которые значительно сокращают время нашей трансформации, время пути к конечной цели йоги. То есть в классических методах изначально разговор ведется о жизнях, и йогин готов к тому, что он проживет несколько жизней, прежде чем достигнет каких-либо высот. В быстрых же методах йоги предполагается значительно сократить это время, и в идеале достичь цели в течение текущей жизни.

Аксиоматика йоги это крайне сложная наука и я излагаю ее вам не потому, что я являюсь каким-то экспертом в ней, а потому, что больше некому это делать. Отследить, как мы приходим от аксиоматики йоги к классическим методам в йоге – очень трудная задача для нашей логики и нашего разума. Что же касается быстрых методов в йоге, то это задача сверхтяжелая.

Я сразу хочу сказать, что я ничего не понимаю в том, как по-настоящему работают быстрые методы в йоге. Я знаю лишь то, что:

а) эти быстрые методы есть;

б) они действительно работают;

в) есть конкретные практики, которыми можно пользоваться вне зависимости, понимаешь ли ты до конца, как они работают, или не понимаешь. Это также как с мобильными телефонами: у многих они есть, но вряд ли кто-нибудь из вас до конца понимает принципы, по которым передаются или кодируется сигналы, или как это все работает.

Значительная часть аксиом перехода от классической йоги к йоге быстрых методов до нас не сохранилась или нам недоступна, неизвестна. Мы не знаем, может быть, в каком-нибудь храме в Индии и есть заброшенный манускрипт, детально объясняющий все тонкости аксиоматики, но для нас он недоступен, как если бы его не было. Учителя, которые в принципе могли бы дать эту связку, тоже недоступны. И самое главное, следует помнить, что вся аксиоматика йоги – это подарок Учителей, но быстрые методы – это двойной подарок от Учителей и Учительниц йоги или подарок в квадрате.

Важный фактор использования быстрых методов – готовность идти путем классической йоги.

Итак, есть такие методы, которые позволяют значительно сократить время практики и очень быстро достигнуть результата. Я сразу же хочу многих предостеречь от необдуманного самомнения. Все себя считают уже достаточно продвинутыми людьми, готовыми для быстрых методов. Зачем им тратить свою жизнь на классические методы, если появляется шанс очень быстро чего-то достичь? Следует сразу же запомнить: сама структура быстрых методов предполагает, что воспользоваться ею может лишь человек, который готов следовать классическим методам, даже если для этого потребуется миллиарды жизней. Если же у вас нет этой готовности, то и быстрыми методами вы никогда не воспользуетесь. Это говорит о том, что если у вас нет возможности практиковать быстрые методы (а на самом деле такая возможность встречается крайне редко), то вы должны идти классическим путем йоги. Даже если для этого понадобиться умирать и потом заново рождаться огромное количество раз, вы должны со счастьем смотреть на эту перспективу. Если же вы проявляете некое нетерпение и желание перепрыгнуть через ступеньку, а то и через все ступеньки, то вы останетесь у разбитого корыта, потому что не бывает в этой Вселенной такого, что человек перепрыгивает через ступени своего развития. Человек может очень быстро продвигаться вперед, для окружающих может казаться, что этих ступеней вовсе не было, но эти ступени были, просто они как бы промелькнули незаметно. Так вот, одна из этих ступеней – это готовность следовать классическим методам йоги.

Рис.3. Воспользоваться быстрыми методами может только человек, готовый пройти ступень классических методов.

На прошлом занятии мы остановились на аксиоме о непротиворечии двух систем аксиом. Напомню ее вам: методы, построенные на системе аксиом макрокосмоса и методы, построенные на системе аксиом микрокосмоса, разные и могут быть даже противоречащими друг другу, но приводят к одному и тому же результату. Из этого вытекает метод того, где можно себе позволить, а где нужно себя заставить. То есть шаг за шагом мы то позволяем себе, то заставляем, то позволяем, то заставляем. И таким образом мы приближаемся к нашей цели.

Аксиома о высшем сверхлогичном единстве бытия.

Чтобы перейти к быстрым методам, нам нужно усвоить еще одну аксиому – аксиома о высшем сверхлогичном единстве бытия. Звучит она примерно следующим образом: законы системы микрокосмоса и законы системы макрокосмоса, законы взаимодействия этих разных систем – есть всего лишь проявление независимого, универсального, Высшего Закона Бытия. Или другими словами: все эти законы – это всего лишь частные случаи некоего Высшего Закона Бытия.

Здесь начинаются некие небольшие пробелы в аксиоматике. Прыгнуть к быстрым методам необычайно тяжело. Не сохранилось то, каким образом, зачем и почему это произошло. Есть некие пробелы даже в логическом методе: что-то сохранилось, а что-то нет. Приведу пример из физики. В физике наблюдалось нечто подобное, когда была классическая физика Ньютона и других ученых, а потом вдруг возникла квантовая физика и вроде как возникла спонтанно и ни на чем. И самое интересное, что новая физика не противоречит «старой». Но сами подходы этой новой физики значительно отличаются от подходов классической физики. Здесь можно провести известную параллель с быстрыми методами в йоге, насколько вообще уместно ее проводить. Иногда встречаю такую точку зрения, что быстрые методы – это наиболее эффективная стратегия в плоскости классической йоги. Как раз все наоборот, классическая йога – это когда мы пользуемся не всем арсеналом методов, а только частью. Если мы недалеко ушли, что называется, от животных инстинктов, страхов, от своей дурной кармы, то начинать следует от простого. Но это простое – упрощенный случай чего-то универсального.

Быстрые методы йоги оперируют вне времени.

Быстрые методы в йоге – это, может быть, самое близкое к универсальным методам в йоге. Классическая йога – это когда у нас есть истина, а мы слева и справа к ней приближаемся шаг за шагом. В математике для решения уравнения применяют методы террарии, то есть мы находим решение, но недостаточно точное, ищем следующее решение более точное, и так постепенно приближаемся, пока не дойдем до идеального решения. И количество шагов такого приближения может быть колоссально. В быстрых же методах мы как бы приближаемся не пошагово, а вываливаемся в правильный результат, как если бы мы сразу же научились игнорировать время и пространство. При этом в классической йоге требуются сотни и даже миллиарды жизней для достижения цели. Это всего лишь вектор времени, одна жизнь, другая, третья… время. А тут как если бы был такой метод, который нас сразу же переносит в область вне времени, где понятие времени перестает играть роль. Иногда в древних школах это называлось одношаговое просветление. То есть не надо делать много шагов. Достаточно сделать один – и вы уже поднялись на очень высокий уровень, уровень самопознания и свободы. В быстрых методах даются многочисленные практики, которые должны нас к этому привести.

До конца рассказать вам, как это работает, я не могу, но я знаю, что это работает. Более того, на этом построены многие вещи. Есть такое понятие «благословение школы» или «благословение учителя». Учитель сказал: «Мужик, у тебя будет все хорошо, через три года достигнешь просветления». Три года проходит – достиг просветления. Вроде бы нелогичность, полнейшее противоречие всей той аксиоматике, которую мы рассматривали. Но никакого нарушения нет, аксиоматика вся выполнилась. Почему это происходит? Почему есть «прямая передача знаний»? Что делает из школы йоги школу йоги, а не группу товарищей, которые, например, марки собирают? Почему есть этот импульс невыразимый? Объяснить это невозможно.

В свое время это сыграло дурную службу с Йогой. Люди сталкивались с подобными явлениями и считали их чем-то фантастическим, чем-то мистическим и невыразимым. Потом люди начинали передавать это другим людям, что стало благоприятной почвой для всякого рода мракобесия. В этом и заключается основная опасность быстрых методов. К сожалению, человека неподготовленного они будут больше сбивать с толку, нежели помогать и т.д.

Предпосылки быстрых методов.

Вернемся к аксиоматике. Система аксиом микрокосмоса, где за основу берется наше с вами «Я» (Атма), фактически дает нам такую картину мира, что все есть снаружи по отношению к нашему «Я». Мы с вами часто слышим и читаем в книгах, что есть наш внешний и наш внутренний мир, мир наших переживаний, эмоций, что наш внутренний мир должен быть в гармонии с внешним миром, а внешний мир – в гармонии с внутренним миром. С точки зрения аксиоматики йоги это все условные понятия. Потому что с позиций аксиоматики микрокосмоса: вот я закрыл глаза и переживаю что-то, и то, что я назвал бы внешними переживаниями, т.е. когда я внешне вовлечен в мир – все равно внешнее по отношению к моему «Я». С другой стороны, из системы аксиом макрокосмоса, где за основу взят Абсолют ни больше, ни меньше, следует, что все по отношению к Абсолюту – внутреннее. Все объекты, явления, все-все по отношению к Абсолюту – внутреннее.

Это две такие системы аксиом: для одной все как бы внешне, а для другой все внутреннее. И мы помним, что из этих двух систем сформировались два принципа йоги: первый принцип – непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, и второй принцип – нерастрачивание энергии, сознания и сил на дела недостойные. И если рассматривать ситуацию в рамках системы аксиом микрокосмоса, то получается, что для страдания, для чего-то негативного места нет. Рассматриваешь эту же самую ситуацию с позиции макрокосмоса – точно та же ситуация: везде один Абсолют справедливый и мудрый. Какие тут страдания? Их тоже, вроде, как и нет. Но страдания, проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться, все-таки есть. Значит, они на грани этих аксиом. Внутри их нет, снаружи их нет, значит, они где-то посередине, на грани.

А эта аксиома о едином законе говорит, что не только внутри и снаружи нет, а и на границе тоже нет, вообще нигде нет. И мы вплотную начинаем приближаться к отправным точкам быстрых методов. Как следствие – вывод: Вселенная в каждый отрезок времени, в каждой точке пространства сбалансирована, то есть просветлена. И вывод вполне конкретный: то, чего нет сейчас, никогда не было и никогда не будет, а то, что есть здесь и сейчас, всегда было, есть и будет. И это уже самые первые предпосылки для быстрых методов.

Своими словами: если вы ищете просветления в Гималаях, где-то там, у ног учителя то знайте, что ваше просветление – сейчас и здесь, перед вашим носом. Того, чего нет здесь, того вы и там не найдете. Или с другой стороны, если когда-либо какой-то йогин достиг состояния просветления, достиг какой-то высоты в познании йоги, и были, безусловно, к этому соответствующие условия, то те же самые условия, которые были для него, доступны и вам – прямо в это же самое мгновение, прямо в этом же самом месте. Это такая очень хитрая вневременная сшивка. Но более формально, быстрые методы характеризуются следующей фразой или следующим описанием метода.

Метод: цель и средства достижения цели должны совпадать.

Очень странная, тяжелая и коварная фраза. Думать о ней – то же самое, как и думать о бесконечности неба: оно все дальше и дальше, и ты понимаешь, что уже перестаешь понимать. Есть много других выражений на тему быстрых методов, более или менее вменяемых. Я зачитаю некоторые из них. У наших друзей буддистов есть положение о единой природе Нирваны и Сансары. По сути дела это – то же самое, но сказанное более понятными словами и более понятным языком. Иногда в Тантрах приводятся такие высказывания: чтобы быть Богом, поступай как Бог; чтобы достичь просветления, веди себя так, будто ты уже просветлен; чтобы находится в Самадхи, живи так, как будто ты уже находишься в Самадхи. То есть некий самообман. Это достаточно корявые попытки выразить первый фундаментальный принцип о том, что процесс достижения цели и цель (когда вы ее уже достигли) должны сливаться. В этой фразе нет места времени, поэтому эти методы и называются быстрыми.

Третий принцип йоги – обет отказа от страданий.

Но вернемся все же к аксиоматике. Вслед за аксиомой закона универсального единства бытия идет следующий вывод, который иногда называется Третьим принципом йоги или обетом отказа от страданий. Напомню вам: мы подошли к Первому принципу йоги, ко Второму принципу йоги и теперь подходим к Третьему. Я должен сделать очень важное замечание, что если третий принцип не будет вами усвоен, то лучше вам вообще держаться подальше от быстрых методов йоги. Иначе вы можете очень сильно отяготить свою карму вместо достижения каких-либо значительных результатов. Первый принцип йоги – на то он и первый, что он основополагающий. Второй принцип йоги – на то он и второй, что идет в подчиненной форме по отношению к первому. Третий принцип йоги (принцип отказа от страданий) работает только лишь, когда соблюдаются предыдущие два. Если человек пытается сразу же перескочить на Третий принцип, не исполняя первых двух, имеется большая вероятность превращения человека в монстра, который рано или поздно становится тираном и начинает жить согласно лозунгу «Железной рукой коммунизма, загоним человечество в счастье». И вы поймете, почему это так опасно.

И теперь – сам Третий принцип йоги. Существуют разные его формулировки в разных школах йоги. Нужно помнить, что любое учение или любой трактат древности написан для людей, которые тогда жили, поэтому один и тот же принцип встречается в разных формулировках. Во многих уважаемых философских системах, близких к йоге (или та же йога, но немножко по-другому) существуют другие принципы (обеты), которые также являются этим Третьим принципом, но они применялись на совсем другой культурной почве и выражены совсем другими словами.

Третий принцип йоги: я отказываюсь от страданий. Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания. Я всегда буду помогать всем живым существам избавляться от страданий, когда я в силах им в этом помочь.

Рис.5. Третий принцип Йоги.

Или другими словами: я отказываюсь от страдания и породившего страдание неведения. Я волеизъявляю, чтобы в моей Вселенной больше не было страданий. Я с радостью буду делать все от меня зависящее, чтобы устранить страдания каждый раз, когда я буду сталкиваться со страданиями живых существ, или когда будет нужна моя помощь, или я в силах буду помочь в устранении страданий других. Но если кто-то пытается заставить меня страдать, я не буду принимать это страдание.

А если уж совсем коротко: «Все, сам страдать больше не буду, и другим буду помогать, если захотят не страдать». Навязывать мы ничего не можем. Каждый человек – отдельная Вселенная. Если человек волеизъявляет страдать, он будет страдать из жизни в жизнь, из миллиона лет в миллионы лет, и мы не имеем права ему ничего навязывать. Вот такой принцип выводится из аксиомы непротиворечия двух систем аксиом и о непротиворечии Закону Бытия.

Отличие классической йоги от быстрых методов: добавляется еще один принцип (Третий принцип йоги) и еще один метод (цель и средство достижения цели совпадают).

Мы формально определили, что классическая йога – это система самопознания, соблюдающая первый и второй принцип и использующая метод череды – где нужно себя заставить и где можно себе позволить. Опять же косвенно дается определение той цели, к которой все это должно привести человека – это свобода и как следствие высшее духовное открытие.

В быстрых методах йоги все то же самое, что и в классических: и цели те же самые, и промежуточные знаки на пути в виде свободы. Еще раз напомню, что классические методы произошли от быстрых методов, а не наоборот. В быстрых методах формально добавлен Третий принцип – отказа от страданий или помощи живым существам в отказе от страданий – а также метод, когда средства достижения и сама цель должны сливаться. То есть надо выбрать такие средства достижения цели, чтобы они мгновенно приводили к обретению этой цели.

Опасности в использовании Третьего принципа йоги. Аналогия с управлением реактивным самолетом.

Мы с вами определились, что же такое быстрые методы. Добавился один принцип и добавился один метод, а все остальное осталось по-старому. Теперь выясним, почему было такое грозное заявление, что если использовать третий принцип и пробовать только его для достижения целей – это очень опасное положение даже в осмыслении? Ведь очень легко перейти грань, когда мы будем нарушать Первый принцип йоги и начинать приносить вред живым существам. Самое обидное, что в подавляющем числе случаев, такие провалы случаются при использовании только Третьего принципа.

Насколько могу судить по тем людям, которые пытались применить быстрые методы йоги в своей практике, именно при несоблюдении Первого и Второго принципов в угоду Третьему; как правило, ставился крест на их практике или же создавалась масса неприятностей как в самой практике, так и по жизни. Это приводило к таким ситуациям, после которых они осознавали, что еще рано замахиваться на быстрые методы, т.к. и в классических еще не до конца разобрались. И становились более адекватными.

Обратная сторона, когда Третий принцип и метод совпадения цели и средства ее достижения проникают в конкретные практики (о практиках будет отдельный разговор), то открывается много возможностей ускорить практику. Но так же возникает и колоссальная опасность того, что можно себе породить негативную карму. Пока мы находимся в плоскости кармы, закон кармы никто не отменял.

Приведу аналогию, чтобы вы лучше поняли, о чем идет речь. Вы можете пешком из города Москвы идти к подножию Гималаев, идти к Гуру, обучающему йоге. У Афанасия Н. много ушло времени, за три моря ходить. Ну и у нас много времени уйдет.

Рис.6. Быстрые и классические методы в Йоге.

Теперь другой случай. Вы решили воспользоваться реактивным самолетом. Сколько на это времени уйдет? Это может исчисляться часами – не годами, а часами. Но в первом случае вы идете своим шагом, спокойно, все под контролем. Тело досталось нам в результате долгой эволюции. Много систем охраняющих, которые как на автомате работают. Мы споткнулись, а наш вестибулярный аппарат постарался найти такое движение, чтобы мы не упали и т.д. В нас самих заложена как возможность перемещаться, так и защита от дурака, от нас самих. Но медленно очень мы идем. И вот есть реактивный самолет. Кажется, так здорово – вы сели и полетели. Но даже от малейшего соприкосновения вашего самолета с птицей, которая встретится вам на пути в воздухе, ваш полет может закончиться плачевно. Но даже полет не так страшен, как взлет и посадка, они считаются самими опасными. И прежде, чем садиться за штурвал этого самолета, нужно много чего изучить. Если вы это не изучите, а просто на свой страх и риск сядете за штурвал, то можете даже не взлететь, а сразу перевернуться и на аэродроме остаться. А если даже взлетели, то не долетите, а если даже долетите, то правильно не сядете. Искусство посадки тоже очень серьезное, особенно если раньше с этим не сталкивались.

Третий принцип йоги – оберегающий принцип.

Вот такая особенность этих двух систем. В одной энергии поменьше и опасностей меньше. В другой энергии очень много, но и опасности очень серьезные. Самая серьезная  опасность – от нас самих. Опасностей много разных, но есть опасность очень серьезная, против которой и предостерегает Третий принцип йоги. Третий принцип – это некие ворота, только через которые можно войти в быстрые методы.

Часто слышу ошибочную точку зрения, что быстрые методы основываются на Третьем принципе, что Третий принцип – это основа быстрых методов. Друзья, это не так. Третий принцип не имеет отношения к быстрым методам. Этот принцип – как правила дорожного движения, которые нас оберегают, но имеют мало отношения к принципам работы двигателя автомобиля, на котором мы поедем. Но правила дорожного движения нам позволяют правильно вести себя на дороге. Это некий принцип оберегающий. Если же он идет в отрыве от первых двух принципов, то очень быстро можно забыть про эти принципы и легко скатиться в причинение вреда другим живым существам. А так как энергии очень много высвобождается от занятий, то, соответственно, и карма плодится в мгновение ока такая, что потом в течение десяти жизней не раскидать. То же самое касается и Второго принципа йоги. Если со здравым смыслом у человека очень плохо, а он вовлекся в быстрые методы, с ним начинают некоторые вещи происходить, очень чудесные, и он забывает о здравом смысле и логике в угоду преклонения перед тем, что он еще не может понять. Это рано или поздно приводит к деградации интеллектуальной, а потом и духовной, потому что он начинает верить во всякого рода суеверия и мистику с отрицательным знаком, а это прямая дорога под откос. Это как в ситуации с самолетом: иногда самолет сваливается в штопор и бедному пилоту приходится выпрыгивать и катапультироваться, а самолет разбивается.

В этом очень серьезная опасность, тем более – отказ от страданий. Человек, который отказывается от страданий, безусловно, от них отдаляется и уже с большим трудом начинает понимать людей, которые пока еще не отказались от страданий. Это напоминает нам все наши революции. Революционеры все очень мужественные люди, у многих была тяжелая судьба. Все испытывали лишения, не позволяли себе расслабиться, но делали одну маленькую глупость: все, то же самое переносили на других людей, особо с ними не церемонясь. Что Французская революция кровью закончилась, что наша в крови утонула. Потому что люди начали подходить к осмыслению методов, но с первыми двумя принципами не дружили. Где-то они делали рывок, но за этим рывком шло много пролитой крови. Казалось бы, зачем вообще нужен этот рывок, эта опасность?

Анализ Третьего принципа йоги.

Теперь проанализируем Третий принцип – принцип отказа от страданий и помощи живым существам. Если хорошенько проанализировать Третий принцип, то мы видим, что он противоречив, причем противоречив с точки зрения практики. Когда мы начинаем отказываться от страданий, мы рано или поздно начинаем отказываться вовлекаться в многочисленные подробности или в многочисленные обстоятельства, из-за которых возникают эти страдания. То есть, мы преодолели их сами в себе и просто забываем, как это бывает у людей, которые в себе их еще не преодолели. Мы перестаем понимать таких людей. И удивляемся: мол, а чего это ты страдаешь? Очень легко скатиться на уровень сухости, бездушия и наплевательского отношения ко всем. Очень большой искус, очень большая опасность. И в этом принципе есть компенсирующая часть весов, которая уравновешивает эту опасность – вторая часть этого принципа, о помощи всем живым существам. Хотя, на самом деле, если более четко выполнять первый принцип, то такая опасность не возникает. Йога в первую очередь практическая наука. И все принципы давались не для того, чтобы поразить аксиоматикой или какими-либо логическими выводами, а принципы давались как прямое руководство к действию. Йога – это вполне конкретная наука и теории в ней ровно столько, чтобы осуществить практику, поэтому, и эта компенсирующая часть тут же присутствует.

Мы не должны превратиться в бесчувственных сухарей и монстров, которым абсолютно все равно, страдают ли все живые существа или нет. Более того, мы принимаем решение: активно помогать всем живым существам избавляться от страдания, если есть условия. Это серьезная оговорка, потому что аксиомы микро- и макрокосмоса никто не отменял. Свободу воли не нарушает даже Абсолют в отношении нас. Какое же мы имеем право, нарушать свободу воли в отношении других живых существ и людей, которые волеизъявляют страдать?! Мы не имеем права навязывать им даже отказ от страданий: если они хотят страдать, пускай страдают. Но если же вдруг человек осознал, что он тоже хочет избавиться от страданий, то здесь уже есть, с чем работать, здесь есть, кому помогать. Надо сказать, что есть люди, которые волеизъявляют страдать по очень большой глупости. По сути дела все страдания – от недостатка знания. Порой акцент смещается больше в сторону устранения неведения, чем устранение страдания. Когда люди узнают, что от их страдания можно избавиться, то они, конечно, будут к этому стремиться и стараться от страданий избавиться. И тут мы должны всеми силами в этом помогать, а не быть такими незатронутыми: тут хоть потоп, а мы никому не будем помогать. Более того, если мы такими становимся, то мы в принципе не можем воспользоваться быстрыми методами. Все методики быстрых методов очень хитро сделаны: без этой составляющей они перестают работать. Автомобиль не поедет, если у него не будет какой-нибудь очень важной детали: без колес или руля – какое движение?

Небольшая ремарка в сторону. Йога умеет себя защищать. Быстрые методы йоги умеют себя защищать как ничто. «На дурака» воспользоваться этими способами не получится ни у кого, причем защита эта неочевидная. Это не то, что кто-то будет охранять тайные практики быстрых методов или тайные янтры, мантры и т.д. Друзья, это самая примитивная форма охранения и защиты, которая легко обходится. Есть некоторые фундаментальные моменты, при несоблюдении которых человек просто не видит эти методы. А если и видит, то нет у него пульта управления этими методами. Бывает, на человека наваливаются разные факторы. К примеру, нежелание в чем-то разбираться. Вот есть реактивный самолет и инструкция к нему, а желания нет. Как завести двигатель – не знает. Или бывает человек излишне суетится и каждый раз проскакивает тот поворот, на котором нужно повернуть, потому что внутри себя не отработал осторожность, постепенность и вменяемость.

Третий принцип йоги очень важен. Бывает, вовлечетесь в эти быстрые методы, но сами для себя не отказались от страдания и внутри себя все еще принимаете страдания. А мы иногда ой как любим себя пожалеть: какие все бедненькие и несчастненькие, то есть сами себя программируем на страдание. Это очень хитрые схемы, все и не перечесть. Если внутри вас были страдания, они и есть, но т.к. у нас сил мало, то и результата не видно. А когда у нас благодаря колоссальной энергии быстрых методов сил прибывает, волеизъявление страдать начинает вырастать в гигантскую проблему, которую мы для себя сами и придумали. Это ловушка, серьезная ловушка. Положительные результаты будут только после того, как человек научится отвечать за самого себя, за свои поступки и последствия от своих собственных поступков, только после того, как начнет жить по принципам самомотивации, то есть будет сам определять, чему быть и чему не быть в его жизни. В противном случае – только отрицательный результат.

Другая сторона этого принципа еще более практична. Как правило, страдания находят лазейку внутри нас через те ворота, к которым мы относимся некритично. Это могут быть наши друзья и знакомые, то, к чему мы привыкли, те, кого мы любим и с кем общаемся. Иногда совершенно незаметно змеей через эту лазейку наша дурная карма попытается спутать нам все планы. Помните поговорку: «Господи, защити меня от моих друзей, со своими врагами я сам разберусь». Очень мудрая в этом смысле поговорка. Так вот, страдания приходят к нам с той стороны, с которой не ждешь. А в быстрых методах все процессы ускоряются многократно. Вся заложенная в нас негативная карма начинает изживаться. Мы не можем уйти от закона кармы, но можем быстро его изжить. Есть вероятность натолкнуться на свою негативную карму, которая лежала в нас как бомба с Великой Отечественной войны: пятьдесят лет там пролежала, а мы даже не знали, что она там есть. Если мы начинаем резко себя перестраивать, эта бомба может взорваться. И очень плохо, если она взрывается у нас под ногами. Уж если ей суждено взорваться, пусть лучше взорвется где-нибудь на полигоне, чтобы не причинять никому вреда.

Третий принцип йоги – активная жизненная позиция.

Чтобы обезопасить себя, и необходим этот обет отказа от страданий. В то же время вторая половинка этого обета – это обет помощи всем живым существам. Обратите внимание, что Первый и Второй принцип йоги не предполагает вообще активного вмешательства в жизнь. Они, скорее, пассивные. Первый принцип: я не причиняю вреда живым существам. Обратите внимание, это не то, что я помогаю другим существам. Ни о какой помощи не идет речи. Суть в том, что я не мешаю. Второй принцип йоги не предполагает необходимости обозначить цели: просветление человечества или еще что-нибудь. Это всего лишь логичное построение: каждый раз, когда я намечаю цель, я буду ее достигать.

А вот Третий принцип – это уже активная позиция. С одной стороны, мы активно отказываемся от страданий для себя, а с другой стороны, также активно помогаем преодолевать страдания другим людям, то есть это некая форма альтруизма для блага всех живых существ. А почему? А не почему, принцип такой. Хочешь воспользоваться быстрыми методами, но, скажем, эгоистичный ты. Вместо того, чтобы работать на благо всех живых существ и помогать всем тем, кто в тебе нуждается, ты уединился для личной практики. Это очень плохо, быстрые методы от тебя ускользнут, они не любят эгоистов.

Полное объяснение аксиоматики, почему одно положение вытекает из другого, я вам дать сейчас не могу. Цель Открытого Йога Университета – вполне конкретно помогать людям, а не философствовать на эту тему. Поэтому нет у нас возможности сейчас все детально обсуждать. Механизмы защиты быстрых методов от людей эгоистичных (то есть методы защиты системой самой себя от людей недостойных) выводятся так же, как выводятся теоремы в математике.

Аналоги Третьего принципа йоги в других философских системах.

Теперь еще несколько слов о сравнении Йоги с другими философскими течениями. Я надеюсь, что все мы люди разносторонние. Так вот, есть другие системы. С Третьим принципом йоги пересекается Обет санньясы. Практически один в один с Третьим принципом у наших друзей буддистов идет Обет бодхисаттвы. Иногда под этим принципом понимают Третий принцип йоги, но, на мой взгляд, не совсем уместно называют его Обетом отказа от мира. Есть такое высказывание, что йогин отказался от мира. Понимаете, отказываться можно от того, что у тебя было. А как ты можешь отказываться от того, чего у тебя не было?! Например, «Я отказываюсь быть миллионером, отказываюсь от всех моих несуществующих миллиардов». Как-то не совсем это состыкуется.

Почему так сложилось? Потому, что все обеты давались в определенную эпоху, для конкретных людей с определенной ментальностью и с конкретными духовными задачами. К примеру, зачем им читать аксиоматику йоги, если можно все сказать своими словами. С другой стороны, в этом и беда йоги, что есть такая частая попытка выразить аксиоматику йоги своими словами. Рассмотрим, к примеру, монашеские обеты, когда монах уединяется и отказывается от мира. Многих это сбивает с толку и пугает. Вот у человека в жизни что-то не удалось, и он уходит в монастырь. Получается некая попытка бегства. С точки зрения аксиоматики йоги: что посеешь, то и пожнешь. Если столкнулся с неприятной проблемой, значит, в предыдущих жизнях только и занимался, что яму под себя копал. Обижаться бесполезно. Люди, которые из-за обиды, из-за страха отказываются от мира, больше себя обманывают. Они уходят в свои монастыри, пещеры, живут там пару-тройку лет, а потом им там становится скучно. Это уже даже не современные игры, а старые. Но ведь идея любого обета отказа – это не идея отказа от мира, а отказа страданий в мире.

Рис.7. Что посеешь то и пожнешь.

С точки зрения йоги, мы не знаем, какой мир: хороший или плохой, добрый или злой. Он, строго говоря, никакой. Как аукнется, так и откликнется. Как мы живем, так он к нам и разворачивается. Вопрос не в мире, вопрос больше в нас самих: что мы волеизъявляем в этом мире и как мы волеизъявляем в нем жить?

Существует ли счастье, за которое не приходится расплачиваться страданием?

Мы должны понимать, что полным-полно всякого рода ловушек, которые приводят к страданию. Человек, конечно же, хочет избавиться от страдания. И, конечно же, возникает вопрос: есть ли счастье, за которое не придется расплачиваться страданием? Очень серьезная формулировка. Вам подарили Мерседес, хороший и новый. Вы счастливы первые три дня. Потом появляется страх, что его могут угнать. И постепенно ваше счастье начинает омрачаться ядом страдания. Или юноша девушку полюбил, на десятом небе от счастья и начинает страдать от ревности, потом десять лет проходит, начинает страдать от скуки. Если проанализировать, получается, что существует огромное количество ловушек на пути, то есть в жизни. И нужно стремиться к тому, чтобы не расплачиваться потом страданием. А лучше всего с самого начала выбрать такую стратегию поведения, чтобы исключить саму возможность возникновения страдания.

И на вопрос: «А возможно ли достичь счастья, за которое не надо будет расплачиваться страданием?» йога дает однозначный ответ: «Да». Более того, йога как раз и призывает нас к этому подойти, и в частности быстрые методы йоги к этому нас и приводят. Но, как и любой другой путь, путь йоги предполагает некую последовательность.

Над текстом работали: Яроцкая Виктория, Мария Дудоладова, Анна Полякова.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com