2013_02_23 Бхагават-Гита. 13 Глава. ч.2 Комментарии Вадима Опенйога

Бхагават-Гита. 13 Глава. ч. 2 Комментарии Вадима Опенйога

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2013.02.23

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет

(openyogaclass.com)


Краткое описание :

« Где бы ни зарождалось какое- либо существо, неподвижное или подвижное, знай, — это происходит отсоединение  поле с познающим поле, любых среди Бхарат. Кто видит величайшего Господа,  равно пребывающего во всех существах,  непреходящего  в приходящем, тот воистину видит, равно прозревая везде, равно пребывающего Господа, он не вредит сам себе, и, так идет  высочайшим путем. Ибо кто видит, что все действия выполняются  в Практити, и, что Атман бездеятелен, тот воистину видит. Когда он прозревает, что бытие отдельных существ пребывает в Едином, от него происходит, тогда он приходит к Брахма. Изначальный, безкачественный, высший Атман, непреходящий, пребывая в теле, о Каунтея. Не действует, и не пятнается, как всепроникающее пространство, акаша, не загрязняется вследствие своей тонкости,-  так и Атман, пребывающий в каждом теле, не загрязняется. Как единое солнце озаряет весь этот мир, — так и владыка поля озаряет все поле, о Бхарата. Те, кто очами мудрости прозревают разницу между полем и познавшим поле, и освобождение существ от Пракрити, те и дут к Высшему»

 

Слушать Аудио:  

 


Смотреть Видео:

Скачать Видео mp4

Читать Текст:

Итак,  друзья, у нас сегодня 23 февраля 2013 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета. Вся архивная информация  на сайтах www.openyoga.ru. Напоминаю, есть у нас еще курсы, бесплатные, для обучения йоге.  Сайт openyoga.ru.

Мы с вами сегодня будем продолжать рассматривать  текст Бхагавад- Гиту, с того момента, где мы остановились на предыдущем занятии. Но прежде чем мы пойдем рассматривать Бхагавад-Гиту, может у кого-нибудь есть какие-нибудь вопросы? Нет вопросов. Хорошо.

Тогда я прошу, рядышком со мной, чтеца, который нам зачтет соответствующие места.

Глава 13. Продолжение:

« Где бы ни зарождалось какое- либо существо, неподвижное или подвижное, знай, — это происходит отсоединение  поле с познающим поле, любых среди Бхарат. Кто видит величайшего Господа,  равно пребывающего во всех существах,  непреходящего  в приходящем, тот воистину видит, равно прозревая везде, равно пребывающего Господа, он не вредит сам себе, и, так идет  высочайшим путем. Ибо кто видит, что все действия выполняются  в Практити, и, что Атман бездеятелен, тот воистину видит. Когда он прозревает, что бытие отдельных существ пребывает в Едином, от него происходит, тогда он приходит к Брахма. Изначальный, безкачественный, высший Атман, непреходящий, пребывая в теле, о Каунтея. Не действует, и не пятнается, как всепроникающее пространство, акаша, не загрязняется вследствие своей тонкости,-  так и Атман, пребывающий в каждом теле, не загрязняется. Как единое солнце озаряет весь этот мир, — так и владыка поля озаряет все поле, о Бхарата. Те, кто очами мудрости прозревают разницу между полем и познавшим поле, и освобождение существ от Пракрити, те и дут к Высшему» . Так гласит 13 глава Бхагавад- Гиты, именуемая Йога распознавания между полем и познавшим поле.

Давайте построчно пойдем и будем все это рассматривать.

« Где бы ни зарождалось какое- либо существо, неподвижное или подвижное, знай, это происходит отсоединение  поле с познающим поле,  любых среди Бхарат. Кто видит величайшего Господа равно пребывающего во всех существах непреходящего  в приходящем , тот воистину видит». Вот таинство жизни. Смотришь под микроскопом каких-нибудь микробов, как размножаются,  и диву даешься. Вот иногда по телевизору показывают, было одно живое существо, хлоп, поделилось, — стало два.  И т.д, и т.д.,  и т.п.  И вот возникает вопрос, конечно же, а как же это вообще все устроено?  И напомню вам вот эту основную логику и мысль, что же происходит, когда мы видим происхождение жизни, развитие жизни. Это высшая первопричина, Высшее Я соединяется  каким-то хитрым образом  с нашей грубой материей, т.е.  устанавливается некая связь от нашего Я к нашему телу.  Неважно, микроб вы, примитивный, или человек. И соответственно получается, что с одной стороны мы имеем незадействованное Высшее Я, которое вне времени, пространства,  вне качеств. Его нельзя убить, ничего с ним сделать нельзя. А с другой же стороны мы связаны с телом, с которым уже много чего сделать можно. И фактически, каждый раз, когда зарождается жизнь, это по сути дела устанавливается некая связь между высшим Я и телом.  Теперь дальше смотрите, вопрос,- а откуда взялось это высшее Я у каждого живого существа и сколько их всего во Вселенной? Ответ следующий,- высшее Я каждого из нас это по сути дела грань Абсолюта или частичка Абсолюта, если кому-то так больше нравится.   Но вот слово передает больший смысл, потому что грань чего-то одного предполагает, что по ту сторону этой грани вся полнота. Вот точно так же и грань нашего Я предполагает, что по ту сторону Абсолют.  И мы получаем такую интересную схему, что каждый из нас вроде как сам по отдельности, живой. А в то же самое время каждый из нас, в этот же самый момент, и есть  Абсолют. И получается, что фактически, иногда спрашивают, а какое самое сильное проявление и наглядное Абсолюта в этом нашем мире? Понятно, что с точки зрения аксиом, по ту сторону всего, что вы видите или слышите, все, с чем вы имеете дело, находится Абсолют. Т.е за ширмой видимого нами мира находится Абсолют. Вот. А с другой стороны, он проявляется через живые существа, это в большей степени он светит. Т.е. через жизнь Абсолют проявляется ярче и сильнее, скажем, чем через камень какой-то или неживую материю. И т.д, и т.п. Тогда тело человека, через которое  Абсолют светит наиболее сильно. Если ищешь Бога, ищи его в человеке ( поговорка). Если мы ищем первопричину, которая породила всю Вселенную, и хотим познать ее, мы должны познать человека как самого яркого представителя, или самое яркое окно, через которое светит  Абсолют. И здесь как бы следующий момент, среди разных людей, если Абсолют через кого- то светит сильнее, этот человек становится привлекательнее, он становится харизматичнее. Или, наоборот, в каких- то других своих аспектах притягивает всех других. По сути дела, чем ближе человек подходит к осознанию своего Я, чем ближе он подходит к осознанию природы своего Я, тем ближе он подходит к пониманию того, что он есть Абсолют, и сильнее Абсолют начинает светиться  через него, и он ярче для окружающих. Поэтому мы и видим людей сильных, ярких и не очень ярких. И тот факт, что кто-то пока не сильно светит, говорит только лишь об одном, — дайте время и засветит каждый. Конечно же, для этого есть специальные методики, которые позволяют человеку в большей степени открыть Абсолюта в себе и засиять ярче. Это методика, как вы понимаете, называется йога. По сути дела все упражнения, как физические, ментальные, духовные, они ведь ничего не привносят в нас, а всего лишь раскрывают все то, что уже и так есть. Поэтому вся совокупность форм живых существ,- это по сути дела формы проявления Высшего Абсолюта. Другой разговор, всегда возникает вопрос,  и приходится часто отвечать. А где же грань между живой и не живой материей, почему мы не наблюдаем самозарождения жизни? Т.е. мы не видим такой картины, что если взять какое- то изолированное пространство, скажем, возьмите коробку герметичную, поместите туда все элементы, необходимые, почему бы там не зародилась жизнь, самозародилась? Почему бы, с каких-то высших духовных сфер не протянулась эта линия Праны, и не создала какую- то самую примитивную форму жизни. Современная наука говорит, что она такого не знает, она не сталкивалась с явлением самозарождения жизни. Как бы жизнь на планете Земля нам была дана в данность. Вот она просто была и все, она усложнялась, усложнялась и усложнялась до формы человека, и это можно отследить по всяким геологическим исследованиям полезных ископаемых, где каждый пласт отвечает за ту или иную эпоху. И вот было время, когда не было таких живых существ, скажем, как человек, но были более примитивные. Было время, когда были вообще одноклеточные живые существа, и больше вообще никаких не было. Так вот, были одноклеточные  с ядром внутри,  где хранилась генетическая информация, а до этого были живые существа, где даже ядра не было. И возникает вопрос: «Ну а они откуда взялись на планете земля?». Их -то кто-то должен был сделать, или они самозародились! Они,  безусловно, гораздо более простые существа, чем человек, но гораздо сложнее, чем любой кристалл или химическое вещество на планете. Т.е. почему произошел этот качественный скачок от неживой к живой природе, и потом эволюция живой природы.  И вообще, сколько живой природы на планете земля! А если она, жизнь, может так распространяться безнаказанно, то почему за все эти миллионы лет живые организмы не съели полностью эту землю! Ну, представьте, вода есть, питательные вещества есть. Плодись и размножайся. А нет. Мы также имеем с вами горы, скалы, которые и сами не превращаются в живые существа и живые существа не смогли съесть еще их окончательно. Тут одна из больших серьезных тайн, что лимитирует распространение жизни на земле. И самая первая тайна, а откуда взялась жизнь на земле? И тут самые разные гипотезы нам дают современные ученые. Одна из наиболее главенствующих  -это панспермия. Это гипотеза о том, что планета земля была уже заселена готовыми живыми существами. А вот этот переход от не живого к живому, вероятно, возможен в каких -то других условиях, более тонких что ли.  В недрах галактики, где вот эти силы, как бы соединение материального и духовного, могли быть  проще получены. Очень большие тайны открываются перед человечеством  о таком понятии, как жизнь. Начинаешь  понимать, что ничего не понимаешь. Так вот так, или иначе, но согласно концепции йоги, за каждым живым существом  есть Высшее «Я», и это Высшее «Я»- частица, грань Абсолюта. Где-то, когда-то, в  каком-то месте  было возможно более легкое соединение  материального и духовного  и потом уже эта цепочка соединения материального и духовного начала себя клонировать, копировать. Таким образом возникли все, все, все тела  и действительно по всей видимости на планету земля, то ли здесь была занесена жизнь, то ли в древности были тонкие моменты, где Высшее «Я» из вне времени, вне пространства смогло протянуть ниточку праны,  и эта прана взяла как-то и собрала с сложных молекул сперва какое-то более примитивный домик, заложив в него возможность делиться, потом  еще более сложный, потом еще, еще, еще, и вот так мы с вами возникли. Еще раз напоминаю, йога никогда не подменяет собой науку, но в то же самое время йога никогда и не противоречит науке. Сверхлогика никогда не противоречит логике.

«Равно пребывающего во всех существах, непреходящего  в приходящем , тот воистину видит, равно прозревая везде, равно пребывающего Господа, он не вредит сам себе, и так идет  высочайшим путем. Ибо кто видит, что все действия выполняются  в Пракрити, и, что Атман бездеятелен, — тот воистину видит».

И вот смотрите, получается такая связка интересная, что наше Высшее «Я» запредельно, оно собственно не работает, ничего не делает. Мы не можем сказать, где оно, оно как бы везде и нигде. Вот у каждого из вас есть его Высшее «Я»,  и вот, с формальной точки зрения, оно в вечном бездействии находится. А вы в то же самое время не бездействуете, а что-то делаете. И вот осознание этой философской связки, что в один и тот же момент вы как в состоянии бездействия, так и полностью погружены в жизнь, оно, в том числе приводит к очень интересным результатам. Ну, в частности, вы помните идеалы карма йоги, где нас призывают вовлекаться в деятельность,  и в то же самое время, не привязываться к результатам деятельности. А  такое может быть, когда хоть какая- то ваша часть не затронута, не вовлечена, есть какой-то островок незатронутости, который за всем как бы наблюдает.  И с позиции этого наблюдателя, следит за тем, как работа выполняется. Это на самом деле серьезный шаг в духовном осознании человека, понимать, что он одновременно и действует, и бездействует. Тогда он может переносить акцент в своей жизни. В нужные моменты целиком  вкладываться, что называется, в действие, а в ненужные моменты полностью выходить из действия, и тем самым уже не зависеть от кармы. Потому что в обычной жизни мы действуем  только лишь, когда есть либо кнут, либо пряник. Т.е. какие- то кармические факторы заставляют нас шевелиться. И один эпизод в жизни порождает второй, второй — третий, третий — четвертый. И эта цепочка причины и следствия, она начинает нами управлять в этой жизни. И как ее порвать, эту связку причины и следствия, которая загоняет нас в угол, или которая ведет к каким- то нехорошим последствиям?  Ответ очень простой, если вы сумеете самоосознать себя со своим Высшим «Я», самоосознать себя бездействующим, выйти, как бы вытащить себя из мира, то хотя бы на какой- то период времени у вас не будет этой сцепки причины и следствия. И уже открывается более большой простор для манёвра, легче начинается  что-либо сделать. Фактически, к такому человеку, приходит больше могущества, больше умения властвовать собой, а так же властвовать окружающими людьми, обстоятельствами, а так же всеми вещами.

« Когда он прозревает, что бытие отдельных существ пребывает в Едином, от него происходит, тогда он приходит к Брахма. Изначальный, безкачественный, высший Атман, непреходящий, пребывая в теле, о Каунтея, не действует, и не пятнается».

И вот теперь представьте, вы сперва познали, что у вас есть ваше Высшее «Я», которое не затронуто, и в то же самое время вы по аналогии понимаете, что и у всех других людей, вас окружающих тоже есть Высшее «Я», и оно так же не затронуто. А потом следующий шаг, что все Высшие «Я» — это грани единого целого, или по сути дела, каждый из нас, — спящий Абсолют. И Высшее Я одного с Высшим Я другого может общаться напрямую.  Не посредством вот этой сложной цепочки, через тело, через какую-то сигнальную систему. Кому- то что-то рассказывать, выслушивать, а непосредственно осознавая, что твое Высшее Я и Я другого человека, как бы, сходятся в Абсолюте. Такая совершенно другая система коммуникации начинает наблюдаться, как бы духовный интернет, где каждый отдельно взятый индивид соединяется через некую общность, общность Высшего, духовного с другими. А если научиться еще пользоваться более высшими способностями разума, как учит нас йога, то это превращается в вполне конкретный инструмент для того, чтобы обмениваться посланиями, сообщениями, или, допустим, общаться друг с другом, или, допустим, для того, чтобы учитель мог учить ученика, даже не входя в соприкосновение физически с ним. То есть, ведь учитель может учить не только словом, но и мыслью. Он может учить ученика и днем, и во сне, и в промежуточном состоянии между сном и сновидениями. Какая разница, если есть вот этот более тонкий носитель, который нанизан на самую фундаментальную связку, все Высшие Я всех живых существ, они сходятся в Абсолюте. Т.е. мы не обособлены друг от друга. Мы единое целое. В общем, масса чисто практических таких советов, даже, из самой теоретической постановки вытекает. Я тут в одной книжке прочитал фразу, она мне очень понравилась: « Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». И вот иногда, когда мы понимаем устройство мира, мы интуитивно начинаем  переоткрывать какие- то способности, или сверхспособности, в нас заложенные. Просто делая эксперименты.

« Как всепроникающее пространство, акаша, не загрязняется вследствие своей тонкости, — так и Атман, пребывающий в каждом теле не загрязняется. Как единое солнце озаряет весь этот мир, так и владыка поля озаряет все поле, о Бхарата. Те, кто очами мудрости прозревают разницу между полем и познавшим поле, и освобождение существ от Пракрити, те идут к Высшему».

Иногда спрашивают, а где хранятся грехи или заслуги людей. Где хранилище кармы? На земле оно, или в каких- то высших духовных сферах. И вообще, с формальной точки зрения, можно ли запятнать Высшее Я человека? Или это не возможно в принципе? И вот ответ следующий, что на самом деле, что вот эта связка между нашим Высшим Я и  нашими телами, она по истине волшебна.  Если мы познаем, что наше Высшее Я никакого отношения по сути не имеет к нашим телам, то никакая карма, ни благая, ни дурная к нам не прилипнет. И все наслоение нашей негативной кармы, которая у нас может только быть, оно так образно сжигается, как только  мы осознаем незатронутость своего Я.  Т.е. ни в коем случае не нарушается закон причины и следствия, закон  кармы. Но понимая, что ты не вовлечен в этот мир, что собственно не ты зависишь от мира, а мир зависит от тебя, ты, тем самым выпадаешь из под действия негатива, так и позитива. Вдумайтесь, это достаточно интересная для размышления мысль. Каждому из вас надо кушать, ходить на работу, чем-то заниматься, каждый из вас зависит от каких-то людей в вашем окружении. Какие-то люди вам нравятся в вашем окружении, какие-то нет, каким-то людям вы безразличны, к кому- то вы с подозрением относитесь, к кому- то наоборот,- с доверием. Но всегда есть фактор влияния на вас извне. Почему? Потому что вам кажется, что этот мир необходим для поддержания вашего Я. А вот как учит йога, все на самом деле происходит прямо противоположно.  Есть у вас ваше Высшее «Я», а все остальные элементы, эпизоды вашей жизни, — это вещи, по сути дела, которыми вы можете легко управлять  и легко менять. Вот наука, Раджа-йога, что если вы осознаете, что ваше Высшее Я запредельно и не зависит ни от чего, то к вам приходит власть управлять всем тем, что кажется, может влиять на нас, причем управлять самыми разными способами. Т. е. достаточно всего лишь утвердиться  в своем Высшем  Я, которое запредельно, и оно не имеет отношение к материи, или к каким- то обстоятельствам нашей жизни, мы получаем власть над ними. Возникает правда следующий вопрос, а как это сделать?  И тут и приходят на разный план йогические упражнения, физические, ментальные, духовные. Которые позволяют вам, хотя бы на какое-то время в дальнейшем сосредоточиться на смысле своего Высшего Я. И вы настолько начинаете погружаться в него, настолько забываете обо всем вокруг, что это состояние называется состояние Самадхи. Такое экстатическое состояние, что вы переживаете настолько сильную радость, и счастье, когда вы вдруг понимаете, что ничего не зависит от окружающих, а все зависит от вас.

Давайте сделаем одно упражнения из Раджа-йоги. Садимся прямо. Выпрямляем спину, шею, голову, закрываем глаза. Вот если вы ведете правильный, йоговский образ жизни, скажем, вы сегодня позанимались физическими упражнениями Хатха-йоги и у вас хороший тонус и баланс в теле, т.е. тело вам не мешает,  сидит себе, и все довольное. Оно перестает отвлекать, но у вас остаются мысли внутри. Если вы живете в гармонии со вселенной, то у вас нет в глубине души неразрешимых Гамлетовских вопросов, быть или не быть.  Потому что вы отвечаете за каждый свой поступок, вы понимаете, что поступаете так, потому что есть какие-то моральные принципы. И это успокаивает метающийся  разум. Знаете как, чистая совесть успокаивает, приносит мир в душу. Если вы привыкли работать над собой, оттачивать свой разум, то вы можете сосредоточиться на каком-то вопросе. Подобно тому, как школьник сосредотачивается на решении  математической задачи на контрольной работе. И вот получается, что допустим, эти все условия выполнены, и вы сейчас сидите, и допустим, вы решили сосредоточиться на смысле своего Я. Вот оно же есть у каждого из нас, есть.  Вы можете сомневаться, есть ли Абсолют, или его нет, согласитесь, Абсолют не часто себя показывает. Легче крокодила в зоопарке увидеть, или там Президента  Барака Хусеиновича Обама, чем увидеть Абсолюта. Не хочет он себя показывать вот так просто, по пустякам, или мы его не видим. А вот в отношении своего собственного Высшего Я уверенности побольше. Оно все таки есть. Потому что мы есть. И вот теперь начинайте проникаться мыслью, что у вас есть  ваше Высшее Я, и оно независимо  ни от чего. Вот просто ни от чего не зависит. Вот вспомните все свои проблемы, а теперь поймите,- их нет! Это жалкая тень. Когда вы будете сосредотачиваться на всемогуществе, точнее незатронутости вашего Высшего Я, вдруг как гора с плеч начинает сбрасывать, все ментальные противоречия отваливаться. И возникает такая легкость и радостность.  Что все зависит только от меня, как захочу, так и будет.  Все, давайте возвращаемся в зал. Вот такая маленькая медитация. Но даже ее достаточно для каких- то первых толчков в сторону Высшего Я. И чем больше вы будете так медитировать, тем больше будете понимать, что вы независимы не от чего, ни от кого, тем большей властью вы будете награждаться, тем большими способностями будете обладать, физическими, психическими, какими угодно. Конечно, по привычке мы опять потом возвращаемся в привычный для себя режим работы, нашего разума, наших чувств, как бы забываем. Поэтому и нужна такая медитация, постоянно повторяющаяся. И вот, рано или поздно осознав свое Высшее, незатронутое Я, и осознав, что вокруг вас тоже есть Высшие Я других живых существ; и осознав, вы начнете спрашивать, а что соединяет вас с другими?  Так вот, вот таким образом вы можете рано или поздно подойти к концепции Абсолюта, творца всего. Т.е. как бы увидеть его духовными глазами, пребывающего в каждом из живых существ. И в этом смысле, пронизывающих весь этот мир  в виде потока жизни. И тогда ваши способности несоизмеримо увеличатся, потому что у вас будет выход или вход в любые тела. Вы сможете глазами другого человека взглянуть на мир. Вот представьте, вы сейчас сидите и так мысленно представили, что вы сейчас глазами соседа начнете смотреть на мир. Через Абсолюта к Высшему Я соседа, все его органы чувств, и т.д, и т.д.

Мы славно завершили 13 главу, есть ли вопросы?

Вопрос по аксиоматике: « Если наше Высшее Я не затронуто, не запятнано, является гранью Абсолюта, а наши проявления находятся в карме, обусловлены, можно ли сказать, что наше Высшее Я не обусловлено  по неведению, а как раз проявлено обусловленным неведением и йога- это тот процесс, который приводит наши проявления в такой резонанс, благодаря которому Высшее Я начинает проявляться через наши тела?»

Можно было бы так сказать, тут можно с аксиоматической стороны поиграть с понятием неведение . Вы помните, что изначальное неведение по сути дело,- изначальное всезнание. Вот парадокс. Если капнуть в самые первые моменты творения Вселенной, когда еще по сути дела не было ничего и фактически, чтобы вы не захотели, вы бы получили. Но у вас не было предустановленного знания и получается, что изначальное неведение предстает не в таком уж отрицательном смысле. Неведенье вывернутое на изнанку, — всезнание. Другой разговор, что мы начинаем хаотично ассоциировать себя со своими проявлениями. И тут неведенье играет злую шутку. Мы ведь не знаем, как оно на самом деле есть и начинаем всячески догадываться. Мы начинаем догадываться, что Я есть это тело. Каким образом мы догадываемся, что я есть это тело, скажем, а не есть какой- то предмет рядышком? Ну достаточно просто, у нас есть какие-то нервные рецепторы, если от нас будут отрывать руку или ногу нам будет больно, и мы будем говорить,- не трогай мою руку, ногу. А если будут что- то с посторонним предметом делать, мы говорим,- фу, подумаешь, это там какой-то посторонний предмет. И делайте с ним что хотите, мне все равно. Т.е. какая- то связка должна быть. И эта связка, если аксиоматично рассматривать, это связка через ассоциативную связь.  Я привожу пример следующий, что один делает какой- либо не нужный предмет, а другой какой- нибудь ваш любимый предмет. Или, мне больше всего нравится пример с автомобилистами,- когда едет водитель маршрутного такси на чужой машине, по всем ямам бьет, чтобы быстрее, как можно пассажиров туда обратно отвезти и заработать денег, ему плевать на машину. И представьте на той же самой машине едет владелец этой машины, и каждый удар, по сердцу раной. И вот возникает некая ассоциативная связь, которая собственно и определяет границы нашего тела. То есть в этом отношении можно сказать, что автомобилист и его машина, это его большое тело, грубовато, но по сути дела какая разница.?  Если установилась эта связка, то все, мы становимся рабами этой связки. Какие самые сильные путы? Путы кармы, как негативной, так и позитивной. Это ассоциативная связь. Сами придумали себе связку, сами поддерживаем, сами страдаем или наслаждаемся от этой связки. Вот в этом парадокс, друзья. Мы сами придумываем себе проблемы долго- долго, потом сами их оживляем, потом сами от них долго мучаемся. Затем придумываем какие- то замысловатые способы решения тех же проблем, которые сами себе и придумали, путем героических усилий преодолеваем то, что мы сами придумали и поддерживаем и говорим: — . Вот в этом парадокс. Но и обратная сторона, когда же вы осознали свою полную независимость от своего тела и всех ассоциативных связей, то вы в т.ч. можете, когда надо проявиться действительно через эти тела и эти ассоциативные связи со всей нарастающей мощью. Еще есть вопросы?

Вопрос:

— Скажите пожалуйста, как связано Высшее Я человека и его индивидуальность. Ведь говорят, что Я оно не имеет эмоций, оно вне времени и пространства, но при этом у каждого Я есть какое- то свое выражение?

Ответ:

-Нет, понимаете, здесь такой подмен понятия произошел. Вы не можете сказать, что у Я нет эмоций. Вы не можете сказать, что Я не мужчина, не женщина. Такое впечатление, что наше Я такое серенькое, убогинькое , такое неинтересненькое. Ни туда, ни сюда, эмоций нет, разделения нет. Наше Я настолько запредельно могущественная вещь, что если оно себя чем- то считает, то этим же тут же и становится. И вот поэтому яркая индивидуальность. Это как раз индивидуальность нашего Я Высшего.  Оно выше, чем самые сильные проявления, но если оно волеизъявит быть сильными проявлениями, то мы видим эти сильные проявления.  Вот как мы говорим, яркий человек, сильный, харизматичный. Это как бы Я решило сознательно или бессознательно приписать себе такие качества, и приписав себе такие качества, и становится таким. Т.е. как бы наше Высшее Я такой универсальный пластилин, из которого можете вылепить, что хотите. И вот самая большая беда, что потом если мы один раз из себя что- то вылепили не то, что надо очень тяжело бывает это перелепить на что- то новое. Потому что мы хватаемся за старые концепции о себе. Мы же говорим, я же гневный, я не могу быть спокойным. Или наоборот, я ленивый, я не могу быть деятельный, потому что я ленивый. Оно уже как бы въедается в нас. В противном случае получается, что наше Я такое серое, безликое, убогое, не мужчина ни женщина, ни рыба, не мясо, что- то совсем не интересное. Вопрос:

— Получается, если мне что-то не нравится в себе в этой жизни и ты сейчас можешь абстрагироваться, сказать себе я другой и через мгновение стать другим?

Ответ ВВЗ:

-Вот через мгновение вряд ли удастся. Потому что мы, знаете, слишком много мгновений думали в другую сторону.  Ну, то есть представьте, тяжелый корабль плывет, плывет, плывет, а там, в низу матросы кидают уголь в паровые машины, там во всю работают. А нам надо изменить курс этого корабля. Что мы делаем?:

Сперва,  мы останавливаем двигатель. Ну, чтобы не плыть в ненужную сторону. Но корабль не остановился, он продолжает двигаться по инерции, как мы говорим. Поэтому приходится делать столько же усилий, прежде чем просто остановить тенденцию, а потом еще дополнительные усилия, чтобы его запустить в другую сторону. Поэтому если у нас и есть какие-то проявления нашей личности, которые вот были- были-были-были, а вот с сегодняшнего дня мы решили, –все, надоело, будет по- другому! Будет по-другому! Обязательно будет! Вопрос – когда?  И тут, знаете, идет торг.  То ли мы будем с маленькими усилиями, но долго все изменять. То ли можем быстро, но с гигантскими усилиями, что называется «переломить себя через колено».

Я помню в свое время, а меня очень так аскетически воспитывали в йоге, вот. И мне постоянно приходилось, стиснув зубы себя через колено ломать, все свои дурацкие привычки. Я вот в школе не учился, тогда была десятилетка,  до девятого класса я вообще не учился, бегал, прыгал по природе все. А потом решил, что учиться надо! А оно же тяжело учиться, если до этого не учился. У тебя и распорядок дня, и мысли, и вообще хочется бегать, прыгать,  и друзья у тебя соответствующие,  которые не особо значит любят учиться. То есть все против тебя.  Но вот, волеизъявил: — «да мне надо поступить в Московский Инженерно-физический Институт» (меня порадовало то что он сейчас называется «Ядерный Университет») и чё? И буквально об колено стал себя ломать. Стал учиться, стал больше времени уделять. У меня каждая минута была по расписанию, школа, отдых, занятия, йога и т.д , и т.п. И потом так минуток 30 свободных в день есть литературу художественную почитать,  или что- то еще. И так очень- очень жестко. Ну и что?  Вот предыдущие восемь лет не учился,  за то за последние два года наверстал. Хотя как сейчас я понимаю, лучше бы малыми порциями и равномерно. Вот. Поэтому все в наших руках. Все будет, как захотите. Гарантирую. Еще вопросы есть?

Вопрос от заочников:

-Зачем мы говорим «наше высшее Я», а не просто «Я», тем самым отделяя себя от нашего Я?

ВВЗ:

-Это серьёзнейшая проблема терминов йоги на русском языке. Вот мы говорим просто «Я», а вот на санскрите могли бы, то, что называют просто «Я» назвать и «дживой» и «атманом», и еще есть варианты. То есть там подразумевается «Я»  как высшее незатронутое «Я» , или как «я» , как обусловленное «Я», или как «Я» в неведении, которое обусловленное, понимаете? И так, как на русский язык мы начали говорить «Атман» «Атман», «Атман», то те, кто слушал бы нас в записи, эти лекции, в особенности те люди,  которые делают первые шаги, они бы вряд ли что -то поняли. Вот и приходится нам делать такое разграничение, что под «Высшим Я» имеется в виду наше истинное «Я». А просто под словом «Я»- это наше обычное представление о себе, которое может меняться.

-Еще вопросы есть?

Ну,  тогда, следующая глава Бхагават Гиты.

Глава  14.

Шри-Бхагаван сказал:

1. Дальше тебе возвещу знанье, наивысшее из знаний, познав которое, все муни достигали высшего совершенства.

2. Опираясь на это познание, достигнув уподобления мне, они не возрождаются при миропроявлении, при мирокончине не исчезают.

3. Мое лоно — Великое Брахмо, в него я влагаю семя, так совершается возникновение всех существ, Бхарата.

4. Тела, которые возникают во всех лонах, — великое Брахмо их лоно, я же — дающий семя отец.

5. Саттва, раджас и тамас — вот качества, возникшие из Пракрити; они связывают, долгорукий, в теле непреходящего воплощенного.

6. Из них саттва ясное, здоровое связывает вследствие (своей) не загрязненности узами счастья и узами познания, о безгрешный.

7. Знай, что раджас по природе страстно, возникает от вожделения и пристрастия; оно связывает воплощенного, о Каунтея, узами действия.

8. Знай, что тамас рождается от неведенья; оно вводит в заблуждение всех воплощенных, связывает беспечностью, тупостью, сном, ленью,’Бхарата.

9. Саттва привязывает к счастью, раджас — к действиям, о Бхарата, а тамас, окутав знанье, привязывает к беспечности.

10. Когда преодолены раджас и тамас, возникает саттва, о Бхарата; если раджас и саттва — то тамас, если тамас и саттва, тогда — раджас.

11. Когда во всех вратах этого тела возникает свет знания, тогда — должно знать — возрастает саттва.

ВВЗ:

-Вот сейчас мы к очень интересной теме стали приближаться. Как то, «а как же запутывается наше высшее «Я» в этом мире»?  Мы сказали,  что у нас есть высшее «Я», что оно как-то связывает себя с телами,  сформированными, оно как- то себя связывает с тем,  что здесь названо Пракрити. Еще иногда, знаете, вводят такую связку, Пракрити и Пуруша. Пуруша — это как бы «Я», а Пракрити- это та материя , из которой формируются тела для Пуруши ,и ,с которыми Пуруша себя идентифицирует. Так, вот, связка произошла, а что же дальше? Вот об этом глава и повествует. Давай еще раз, постепенно шаг за шагом:

-1. Дальше тебе возвещу знанье, наивысшее из знаний, познав которое, все муни достигали высшего совершенства.

2. Опираясь на это познание, достигнув уподобления мне, они не возрождаются при миропроявлении, при мирокончине не исчезают.

3. Мое лоно — Великое Брахма, в него я влагаю семя, так совершается возникновение всех существ, Бхарата.

ВВЗ:

-Ну, мы только что об этом с вами говорили. По сути дела, зарождение жизни —  это,  когда частичка абсолюта связывает себя посредством ассоциативной связи с каким- то телом, по этой ассоциативной связи начинает течь проявление,  или прана, и оживляет тело. И вот таким образом мы с вами имеем  то,  что называется жизнь. А дальше что происходит? Ну,  хорошо, ладно. Вот высшее «Я» наше,  оно связало себя с телом, а вот подробности,  а что там дальше потом происходит, ну связало и связало, чё в этом плохого? Проявления нашего высшего «Я»,  они ведь не загрязнены ничем, они не могут приносить страдания, наше чистое проявление — это «Сат Чит Ананда» (или абсолютное знание абсолютное существование абсолютное блаженство). Ну, и казалось бы, ну какая разница? Если наша прана связалась с телом,  так и хорошо. Как раз  оно и наполнит это тело ясностью, чистотой и счастьем. Но, вот тут возникает более подробная такая следующая связка, как- то,- а не может ли нас поработить, даже, состояние ясности и счастья? И вы знаете, йога говорит, — да друзья может, еще как может. Она собственно и является самым первым крючком,  на который мы все попались. Понятно,  если бы первая такая связка высшего я была бы с телом , где был бы не принцип, как он здесь назван, сатвы (ясности и приятности), а скажем какой- то принцип тамаса, за которым идет боль. То мы бы так легко не купились на эту уловку. То есть, сперва нужно что-то приятненькое слопать, да? И вот, точно так же произошло как бы порабощение нашего высшего я вот этими узами или путами Пракрити, или материи, если вульгарно это называть. Произошло,  что самое первое — это когда мы начали жить в состоянии саттвы. И вот во всех этих древних сказаниях всегда говорится о древнем золотом веке. То есть такое счастливое состояние, состояние ясности до какой-то степени, оно реализуется у нас, безусловно, по-разному. Мы сейчас построчно до этого дойдем.

5. Саттва, раджас и тамас — вот качества, возникшие из Пракрити;

ВВЗ:

-Саттва, раджас и тамас – три качества, которые характеризуются Пракрити. И здесь надо несколько слов пояснить, что имеется в виду. Саттва- означает ясность, светлость, умиротворение, спокойствие. Раджас- это активность, деятельность такая бурная, что-то,  когда меняется, да? И наконец, тамас – это состояние вялости тупости, лени, глупости, непонимания, вот, такого, знаете, — скотства. Обратите внимание, и тамас, и саттва, в них присутствует понятие покоя. Ну, вот, как человек сидит и осознает всю красоту мироздания,  и находится в состоянии гармонии и покоя. Помните, как у Михаила Ломаносава:

-Открылась бездна звезд полна;
 Звездам числа нет, бездне дна.

-То есть когда что- то грандиозное, захватывающее открывается,  вы в неподвижности впитываете это все. Но точно так же, знаете,  в состоянии тупого неведения может находиться какое-то животное. Ну,  например, покажите корове картину Рембрандта, вот. Она на нее будет смотреть в тупом недоумении. Понимаете, да? И там, и там вроде, как нет движения. И в этом есть очень серьезная опасность. Мы об этом поговорим. К сожалению, иногда мы путаем эти два понятия (тамас и саттву). Но они разделяются, как бы такой прослойкой раджаса, активности. И вот логика такая, что самое такое мрачное качество- это тамас, лень, тупость. Знайте, за тамасом идет боль. Знайте,- за вашей вялостью, леностью, не желанием что -либо делать, и так далее, и так далее, обязательно придет кнут, который вас куда-нибудь погонит.

Следующее состояние —  это состояние раджаса (активности). Оно более высокое в эволюционном плане. Это, когда вы деятельны, предприимчивы. Вы такие неутомимые, вы начинаете активно что-то делать, и соответственно  эта активность полностью уничтожает, начинает уничтожать тамас. И когда активность доходит до своего сверхвысокого уровня, то эта активность превращается в саттву. А саттва — опять характеризуется неподвижность. Вот, на одной работе мне случалось видеть такую картину,- менеджеры такого младшего звена приходили на работу,  и работали,  просто света белого не видели. У них там телефоны, интернеты, факсы …. С утра до ночи в состоянии раджаса, а их начальник (который уже отбегал в молодости, он точно так же бегал),  он уже знает, на уровне мысли, как, что происходит. А у него другая работа. Он внешне вообще, как вроде в этой компании вообще ничем не занимался, он ходил,  бродил,  смотрел, выяснял, созерцал. И что  ему требовалось — это может быть один, два, три раза в день принять решение. Ну, грубо говоря, поворачиваем налево политику, направо, вверх или назад, и он должен был принять только это решение. Он мог вообще больше ничего не делать. Но от него зависело больше,  чем от всех остальных,  вместе взятых. То есть этот человек был в состоянии саттвы. То есть он прошел эволюционный путь, значит, через раджас, и достиг таких высот,  что в дальнейшем ему небольшого движения, ему было достаточно,  что бы произвести максимум результата. В то время,  как вот эти менеджера низшего звена, они больше брали нахрапом, активностью, но не пониманием. И в эволюционном плане точно также мы привыкаем к раджасу,  мы начинаем двигаться, и мы начинаем как бы изживать в себе тамас, и рано  или поздно сочетание тамаса и раджаса приводит нас к саттве. То есть  раджас уничтожает тамас. И,  здесь очень любопытно,  и еще одна связка дана. А если частично, фрагментарно,  в нас присутствует то ясность,  то тупость, то ясность, то тупость. Такими полосами идет. То мы действительно знаем все в чем- то. То мы как животные себя ведем. Вот здесь очень интересная связка,  которая говорит,  что это приводит к раджасу. Мы начинаем компенсировать отсутствие стопроцентного наличия  саттвы тем,  что начинаем делать как можно больше активных движений, активно вовлекаться в деятельность. Дальше.

7. Знай, что раджас по природе страстно, возникает от вожделения и пристрастия; оно связывает воплощенного, о Каунтея, узами действия.

8. Знай, что тамас рождается от неведенья; оно вводит в заблуждение всех воплощенных, связывает беспечностью, тупостью, сном, ленью,’Бхарата.

9. Саттва привязывает к счастью, раджас — к действиям, о Бхарата, а тамас, окутав знанье, привязывает к беспечности.

10. Когда преодолены раджас и тамас, возникает саттва, о Бхарата; если раджас и саттва, то тамас, если тамас и саттва, тогда — раджас.

11. Когда во всех вратах этого тела возникает свет знания, тогда, должно знать, возрастает саттва.

12. Похоть, деятельность, предприимчивость в делах, беспокойство, вожделение, — они порождаются, когда возрастает раджас, о тур-Бхарата.

13. Затемнение, бездеятельность, беспечность и заблуждение, — эти Порождаются, когда возрастает тамас, о радость куру.

14. Когда при возрастании саттвы приходит к кончине воплощенный, то он достигает чистых миров, присущих познавшим.

15. Страстные, придя к кончине, рождаются в узах кармы; когда же умирают темные, они рождаются в лонах заблудших (существ).

16. Чистый плод добрых дел именуется саттвичным; плод раджаса — страдание; неведенье — плод тамаса.

17. От саттвы возникает познание, от раджаса — вожделенье; беспечность, заблуждение возникают от тамаса, также — неведенье.

18. Пребывающие в саттве идут вверх; посередине стоят страстные; пребывающие в состоянии последней гуны, вниз идут темные.

19. Если созерцающий не видит иного делателя, кроме гун, и знает Высшее над гунами, то он вступает в мое бытие,

20. Воплощенный, превзойдя эти три гуны, дающие начало телу, освобожденный от рождения, смерти, старости и страдания, вкушает бессмертие.

ВВЗ:

-Вот смотрите, следующая такая вещь, с эволюционной точки зрения,  — мы должны преодолевать тамас  с помощью раджаса, и достигать Саттвы. Если мы идем  таким путем, то у нас все меньше и меньше в жизни проблем, и нам все лучше и лучше. Но я обращаю ваше внимание. Даже, если в конце концов у вас не останется ничего кроме Саттвы, то даже сама саттва может стать серьезным препятствием на пути. От Саттвы так же надо отказываться. А в более детальных таких проработках,  которые дошли из других  текстов йоги,  где даны описания, скажем, устройства нашего разума, там говорится следующее, что наш разум по своей природе саттвичен, что он, да, загрезнен отпечатками как тамаса, так и раджаса,  но рано,  или поздно вы полностью  очистите свой разум. Он будет на столько привлекательный и притягательный, что, знаете,  раз уж привязываться к чему — то, то хочется привязаться именно к этому, как учит йога. То есть настолько захватывающе красивая  ситуация возникает,  когда вы саттвичны. И вы говорите,- да, я- это и есть. Ну,  представьте,  вы были уголовником, или даже хуже, таким тупым получеловеком полуживотным,  которое не в состоянии ничего сделать. Даже до уголовника надо какую-то эволюционную ступень пройти. А то вообще совершенно пассивное такое состояние. И вот вы долгими жизнями себя формировал, и вот вы стали на путь активности. Сначала может отрицательной активности, потом положительной активности, потом вы себя изменили,  очистили методами йоги,  и вот к вам уже приходят на занятия ученики, и говорят:- «Вадим Валерьевичь … (смеется) А вы уже гуру такой просветленный, светитесь ». И думаете,  «да какой я святой, я ведь сама саттва». И получается очень серьезная зацепка, мы начинаем цепляться за свои позитивные качества, а мы должны даже их превзойти,  а это бывает очень тяжело сделать; а если мы их не превосходим,  то всегда возможна деградация вниз,  в состояние падшего ангела. Вот,  до тех пор, пока мы не преодолеем эти три гунны, по сути дела, мы не становимся свободными. Да, если в нас есть саттва,- наша карма приводит нас в более хорошие, там, места рождения и жизни. Если раджас,- то места рождения и жизни похуже, а если тамас,- то совсем все мрачно, но это всего лишь круговорот бытия. И одно может смениться другим, другое — третим. А наша задача,  так,  это вообще стать свободным над всем. И как ни странно, вот,  разотождествить себя, допустим, с саттвой своего разума,  бывает очень тяжело. Слишком уж притягательно и красиво все, слишком мы уж представляемся себе такими лапоньками, такими замечатьками, таким  идеалом, можно сказать, — сами для себя. И мы начинаем где- то быть самозачарованы сами собой. Так как  в состоянии саттвы наши проявления не искажены, то есть прана, она проявляется в чистом виде, чистой ананды, то есть мы такие славненькие,  и нам так хорошо, вот. И в  то же самое время,  от того, что мы такие славненькие,  и нам так хорошо,- это является  зацепкой, которая обуславливает нас, потому что мы начинаем считать себя не тем,  чем мы являемся на самом деле. Наше высшее Я выше,  чем, даже, самое распрекрасненькое состояние саттвы, вот. И,  как и здесь сказано, — это в общем- то общая психология йоги, только лишь преодолев саттву, ну в частности саттву разума, вы достигаете высшего самадхи,  или высшего экстаза. То есть такого наслаждения, которое за пределами наслаждения, радости и счастья. А по сути дела, за пределами всего. На столько грандиозно и фантастичного, что и сказать нельзя, что это за состояние. Поэтому вы нигде и не встретите, что это за состояние, любое описание будет относиться всего лишь к саттве. Даже, если вы читаете… Вот, знаете,  чисто практический момент, я помню, когда я йогой интересовался, потом уже позднее, когда мне стали попадаться тексты ,где описаны кое -какие упражнения, некоторые из них сделал, и получил результат; что там сядешь так – то, начнешь дышать так- то, медитировать туда- то, и в том или ином центре ты почувствуешь сперва жар, потом этот жар будет вибрирующим,  и ты услышишь там журчание каких -то слогов, и там лоб, и все тело покроет испарина. Голова прояснится, ты будешь продолжать это делать,  а потом придет неимоверное блаженство,  по всему телу разольется лечебный нектар, и ты будешь в состоянии эйфории полнейшей, этот центр у тебя будет пульсировать, и ты будешь наслаждаться им долго- долго- долго. Это все классно. Это все действительно есть, каждый может повторить. Но по сути дела,  это еще не есть переживание высшего, это достаточно промежуточные переживания, достаточно, как вам сказать, если угодно, второстепенны. И если цепочка переживаний будет от одного такого переживания в одном центре к другому, от второго к третьему, от третьего к четвертому, да и, рано или поздно можно выйти за пределы этого всего, то такая последовательность нас приводит к освобождению и  переживанию того,  что даже описать словами нельзя. А то,  что можно описать словами , это всего лишь, знаете, указатель на то, что будет там. Ну,  вот вы едите по дороге и указатель-стрелочка, там,  до Москвы 1300 км., и понятно если ты до этого еще 2000 км проехал,  то радость, радость,  осталось всего ничего, и дороги получше. С одной стороны радость, но это всего лишь указатель, и вот идет эйфорическое переживание внутри. Они задействуют саттву. Да,  наслаждение по полной. Но грамотно,  что бы это наслаждение кинуло вас в сторону запредельного наслаждения, а не болтало вас в кругу этих наслаждений, вот такая логика.

Давайте мы на вопросы ответим.

Вопрос от заочников:

— Правильно ли сказать, что карма приобретается,  или работает только через наши тела?

ВВЗ:

-Ну да. А через что ей еще собственно работать? Наше я, оно запредельно, к нему карма уж точно не прилипает, когда наше я отождествляет себя со своими проявлениями,  а те пропитывают тела, — вот тогда есть место для действия кармы.

Вопрос из зала:

-А душевные мучения, они- кармические?

ВВЗ:

— Душевные мучения. А что подразумевается?

Из зала:

-Ну,  когда все хорошо с телом,  но мучается психологически.

Получается — душевные.

ВВЗ:

-Ну, ответ достаточно простой. Все, что приводит к страданиям,- действие отрицательной кармы, все,  что приводит к наслаждению,- это действие положительной кармы; а как оно будет, — страдание приходить через физическую ли боль, через моральную, ментальную,- это даже не рассматривается, то есть,  в этом и хитрость такого закона: «что посеешь то и пожнешь». Дал импульс, и он тебе и возвращается соответствующими такими моментами. И потом, вы помните, что моральные мучения переходят в физические,  а физические — в моральные.

Помните,  анекдот такой был:

“ Алкоголик — это человек,  который с помощью водки переводит моральное страдание в физическую головную боль на следующий день.“

Или как- то так. Иногда, мысль по голове проскочит, и мы раз, и напряглись. Уже и адреналин, и  то, и се, и зажатость, и боль уже чисто физически, и мы не можем чисто так разделить. Еще вопросы?

Вопрос от заочников:

-Раз мы сейчас сидим здесь, то о своем высшем я мы можем говорить  только в будущем,  или в прошедшем времени, так?

ВВЗ:

-Почему? А сейчас где?

Вопрос от заочников:

-А сейчас оно замутнено и уже не чистое?

ВВЗ:

-Нет, наше высшее я не может быть замутнено, или нечистым. Его не измазать ничем. Просто наше высшее я из начального неведения начинает считать себя ни тем, чем оно является на самом деле. И вот проблемы начинаются от этого. Оно считает себя чем- то другим. И, вот это что- то другое может быть и замутнено там, и что там с ним не то. И вообще,  высшее не замутнено ни в прошлом, ни в будущем,  ни в настоящем. И вообще друзья,  странное положение из йоги следует,- что мы с вами сидим здесь и сейчас  (в КЦ «Просветление» в 17:30), а высшее я находится вне времени и пространства. Вот ваше высшее я находится вне времени и пространства. Есть такая фраза, любят люди ее повторять, «я живу здесь и сейчас». Возникает вопрос,- а как же жить там и тогда.? И еще более глубинный вопрос,- а твое высшее я, оно вообще вне времени и пространства, оно вне здесь и сейчас, и оно вне там и тогда.? И вот уж, если и жить как-нибудь в этом мире, то лучше не жить здесь и сейчас, а лучше жить с позиции своего высшего я, которое одновременно и здесь, и там, и сейчас, и тогда. Тоже такие связки логические. И очень большая тайна, как из запредельного, вне времени  и вне пространства осуществляется связь с вполне конкретным временем и пространством. То есть, с нашим телом. Вот оно живет столько-то времени, оно должно где- то находится, мы его должны желательно поместить в какую-то хорошую квартиру, и кормить его (смеется).

Есть еще вопросы.

Вопрос из зала:

— Как же тогда получается, что все таки мы впадаем в тамас, если наше высшее Я и в его изначальных проявлениях преобладает саттва?

ВВЗ:

— Понимаете, дело в том, что у нас не было предустановленного знания, нам никто не сказал, что раджас -это лучше,  чем тамас. Мы в изначальном своем состоянии нашего высшего я, которое вне времени и пространства,  и которое считает себя тем, чем оно не является, приводит к тому, что высшее я думает,- а че это я должен шевелиться? Вот знаете, есть люди,- к нему подходишь и говоришь:

-Мужик надо это сделать, то се, пятое десятое, иди деньжат заработаешь.

А он:

— А чё это я должен?

Правильно, у него нет предустановленного знания, что он вообще должен шевелиться. Вообще это такое ноу-хау, или изобретение в жизни каждого человека, понять что вообще говоря можно научится шевелиться, можно научится что- то делать, можно делать что — то активное и от этого будет что -то очень- очень хорошо в твоей жизни. Это целая революция, духовная,  свершается, когда человек полжизни, там, лежит на диванчике и ждет, когда оно само сложится, а оно все не складывается,  и не складывается. Вот,  а потом рождение человека, на самом деле. Кода он: «а начнука я че-нибудь делать!». И вот он начинает,- сначала потихонечку, потом сильнее, сильнее, сильнее вовлекается, но ведь изначально — то высшему я не нужна была деятельность. Вот. Если бы природа нашего высшего я была бы вечное движение, то мы бы с самого первого мгновения нашего существования начали бы шевелиться. Потому что это в нас было бы уже заложено. Но так как в нас это не заложено,  то мы должны придумать, что такое может быть,- раджас. Или по -другому, жажда обогащения, друзья, это величайший на самом деле стимул интеллектуально-духовного развития. В чем проблема многих студентов ОЙУ, в них нет жажды обогащения. Я сейчас  поясню,  что я имею в виду. Пассивные они. А так мы сделаны хитро, что для того,  что бы сформировался наш разум, саттвичный,  мы должны двигаться, мы двигаться должны, а если мы не двигаемся; или вот как многие люди,  которые становятся на путь йоги они говорят:- «зачем мне шевелится я в состоянии саттвы, я и так все знаю, все умею, я щас буду благостно себя вести», то получается подмена понятий, частично человек начинает считать тамас- саттвой. И что помогает избавиться от этого тамаса,- только лишь когда есть какое-то страстное желание, или какая-та страстная цель. Да, тогда человек начинает хоть что- то делать, и тогда он быстро понимает, ага,  не срабатывает, тут не срабатывает, тут, тут. Значит я что — то перепутал. Я- то уже считал , что я великий гуру, святой, а оказывается что я находился в тупости. И,- это большая беда, когда полосами идет, полоса — саттвы, полоса -тамаса. А человек считает, что все это саттва. И разубедить такого человека практически невозможно,  он в полной уверенности,  что он прав, он в полной уверенности, что он пуп земли, что он- самый духовный из духовных. Очень тяжело людей сподвигнуть что- то делать. Они уверены, что они уже духовны, чего шевелится, корячиться, бегать, прыгать. Зачем. Они лучше сядут, помедитируют. И они никак не могут понять, что иногда вместо медитации сон разума, как у коровы,  которая смотрит на Рембрандта. Медитация- то ясность, а тут тупость, и это очень страшная смесь, гремучая такая, тамаса с саттвой, иногда встречается в студентах МОЙУ, и спасает только лишь одно, очень активная усиленная работа. Работа, работа, работа. Что бы света белого видно не было. Если меня в жизни хоть кто-нибудь,  хоть когда-нибудь за что-нибудь благодарил по — настоящему , то только лишь за то, что я очень жесткую вводил  дисциплину, вот потом все проходит, остается школа, муштра, вот это остается, потом что бы вспоминали первые годы в МОЙУ,  как «света белого не видно». Зато и изменения очень сильные, зато весь этот тамас перемалывается, перемалывается, вот за это благодарят.

Вопрос из зала:

— Если преодолеть все, преодолеть саттву, можно ли обратно скатиться в тамас?

ВВЗ:

А больше ничего не остается. Преодолел три гунны, то есть разъединил свое высшее я с тем, чем оно себя считало, фактически, — это эквивалент самадхи, освобождения, и это уже все, обратно не плюхнешься; точнее ты можешь обратно войти в этот мир, если сам волеизьявишь, но ты уже будешь освобожденный, то есть  уже будешь этим пользоваться, ты уже будешь этим властвовать, а не над тобой, это будет все властвовать.

Вопрос от заочников:

-Как тогда сочетать раджас с принцип вовлекаясь — выходи.

ВВЗ:

-Ой, нет. Есть другие вещи друзья, так называемые быстрые методы йоги. Высший пилотаж по выворачиванию неведения во всезнание, и там этот принцип быстрых методов йоги, он позволяет исключить фактор времени в своем духовном развитии, это когда цель и средство сливаются, и там применяется вот эта идеология, методология,  вовлекаясь- выходи. Но по сути дела, оно и так получается,  когда вы активно работаете, активно-активно, активно и все у вас будет спориться, у вас все будет лихо проходить, у вас жизнь сразу по- другому станет, вы сразу бодрячки такие станете, с ясными мозгами. И в какой- то момент вы будете замечать, что чем больше вовлекаетесь, тем больше ловите себя на мысли,  что вы за всем как бы со стороны наблюдаете. Вы наблюдатель того, как все работает, без вас. И вот это осознание, оно приводит к такому глубинному осознанию освобождения, глубинному осознанию того, что ваше высшее я, — оно наблюдает за всем.

Вопрос от заочников:

— Как может что- то, кроме высшего, считать и думать?

ВВЗ:

-Вы понимаете,  у нас есть такая сложная структура, как разум, он очень -очень ложно сделан. И фактически, свет сознания оживляет деятельность в нашем разуме, и вот тогда возникает ощущение «я такой-то», «я думаю», «я здесь», «я там то-то, то-то…». Мы же все это очень упрощенно рассмотрели, а все ж достаточно завуалировано, там на поверхности нашего будхи начинают распространяться мыслеформы, мы начинаем отождествлять себя по сути дела с мыслеформой, и по сути дела мы отождествляем даже не с телом,  а с мыслеформой, со своим представлением о себе. А все механизмы оставшиеся работают, они оживляются высшим я, но наглые механизмы считают, что они сами по себе.

Ну,  все.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 21 Мб

Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 84 Мб

Скачать Видео 349 мб

 Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Карина Халтурина, Любовь Божко, Максим Кухтей, Надежда Кавцова, Александр Шведченко.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях — пишите в техподдержку: support@openyogaland.com