Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2013.08.24.
Адрес: Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание :
Слушать Аудио:
Смотреть Видео с Youtube: {youtube}{/youtube}
Смотреть Видео с сервера openyoga.ru:
скачать лекцию в аудио формате:
Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 22 Мб
Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 89 Мб
скачать лекцию в видео формате:
скачать лекцию в текстовом формате (doc):
Читать текст
А. Авалон Гирлянда букв. Глава 5. ч. 2 Комментарии Вадима Запорожцева
Итак, друзья, 24 августа сегодня, 2013 года. Я Вадим Запорожцев, преподаю йогу я в Международном Открытом Йога Университете, ректор.
Это у нас лекции университета. Вся архивная информация на сайте openyoga.ru. Мы с вами разбираем текст Джона Джорджа Вудрофа, дошли мы до…не помню, до какого места. И прежде чем пойдем дальше, может быть, действительно, эту неделю кто-нибудь из вас не спал, не ел, размышлял? Ага, есть такой человек! Прошу. Да, если есть вопросы, задаем.
Вопрос: ответ в твиттере был хороший дан, но все-таки еще один вопрос остался. По поводу вот этих глобальных моментов, когда взяли и миллион людей сожгли в Газенвагене, и на мыло отправили. То есть нельзя все списывать на закон причины и следствия. То есть это не говорит о том, что в прошлых жизнях все они, как один, в душегубках работали. Вот, какие-то общие моменты, допустим, да как бы система уравновешена в каждой точке, да? И одно неверное движение или как вы говорили, если вытащить, допустим, одного человека из системы, она может развалиться.
А неужели нет какой-то такой вот универсальной защиты от дурака, что, допустим, если появляется какое-то такое огромное сознание, как было у Гитлера или у Геббельса, что может весь мир порушить. Неужели нет такой хитрой системы, которая допускала только это в позитивном ключе?
Вадим Запарожцев: О, это действительно очень хороший, очень важный вопрос. На самом деле, это величайший вопрос любой философии, любой религии. Ну, скажем, в религии, если Бог такой добрый, как же он допустил концлагеря? Или если Махатмы с Гималаев такие всемогущие и такие дальновидные, что же они тоже это допустили? И так далее, и так далее. То есть можно ставить очень жесткие вопросы, на которые нельзя не отвечать.
При этом приходится как бы… Любая философия начинается, собственно, с ответов на эти вопросы: вопросы жизни и смерти, вопросы добра и зла, вопросы справедливости. Как бы разные даются ответы. Допустим, в дуалистических религиях говорят, что почему зло? А вот есть дьявол и вот дьявол это все устроил. То есть Гитлер – это воплощение дьявольских сил и поэтому миллионы были сожжены. На прямой вопрос: «Ну, а Бог, который сотворил весь этот мир, в том числе и дьявола, он куда смотрел»? Друзья, на этот вопрос обычно отвечать ни в одной религии такой, знаете, дуалистической не любят. Просто вы не найдете ответ на этот вопрос. Никто вам не ответит на него. Потому что это вообще противоречит жесткой логике.
Знаете, я когда-то в свое время прочитал Даниэля Дефо “Робинзон Крузо”. Такое произведение. Мы обычно считаем, что это детское произведение, книжка. Так как в детстве нам читали адаптированный вариант, сокращенный и упрощенный. А на самом деле Даниэль Дефо знаменательная личность для своей эпохи. Кстати сказать, организатор “интеллидженс сервис”, т.е. как бы это назвать – служба внешней разведки. Так вот, его произведение “Робинзон Крузо”, оно философское и там были, в том числе и такие вопросы. И, с одной стороны, вроде бы как это должно всех обращать в атеистов, с другой стороны, конечно, для людей уже более умных и искушенных, мы понимаем, что есть какие-то, знаете, такие менее очевидные факторы, когда даже самая добрая сила, либо может вмешиваться в жизнь, либо не может вмешиваться в жизнь.
И вот настоящая философия, настоящая, кстати сказать, и религия. Вы помните, йога дистанцируется от религии. Йога – это не религия и отношения к религии не имеет. Но иногда приходится пару слов и в защиту религии сказать. Потому что некоторые последователи религии настолько отличаются, мягко говоря, маргинальным проявлением, что, похоже, сами скоро все религии и разрушат, я имею в виду, в плане теоретическом.
Так вот, есть такие вопросы, на которые ты не можешь не отвечать. Это отношение к смерти. Если мне говорят, что рано или поздно все закончится смертью – а чего мне на работу ходить? Смысл?! Так умру и так умру, да?! Вопрос тут возникает следующий: хорошо, а что после смерти? Потому что сама по себе смерть, она, вроде как, перечеркивает жизнь. Ну, проживешь ты на сто лет больше или на сто лет меньше. Будешь ты наслаждаться или страдать. Если ты потом умрешь, какая разница, если от тебя ничего не останется? Тут же следующие такие предположения о том, что со смертью ничего не заканчивается. Но с другой стороны, кто-нибудь из вас видел людей, которые пришли с того света? Нет. Это явления природы, закон природы, что в нашем, мягко скажем так, уголке вселенной покойники не возвращаются, во всяком случае, в таком физическом обличии. То есть и доказать, и объяснить, что там потом будет, такого, знаете, прямого доказательства нет и остается какой-то такой полет для наших предположений.
То же самое и в отношении религии. Говорят, что есть там Господь Бог, который добрый. А его кто-нибудь видел? Нам говорят: «Да, видели. Величайшие пророки или основатели религий». Возникает следующий вопрос: «А я могу его увидеть, а то вдруг пророки что-то не то увидели»? Или, знаете, когда встречаются представители двух религий и одни говорят: «Вот у нас истинный Бог, а у них дьявол, притворяющийся Богом». И вот так друг на друга показывают. Для третьего человека, который в третьей религии или вообще вне религии, ну, совсем уже. Помните, этот Чапаев? – красные пришли – грабят, белые пришли – грабят, куда же бедному мужику податься?!
Тут ты начинаешь понимать, что не так все просто в этом мире. Что такими простыми однозначными вопросами можно было удовлетворить каких-нибудь там пастухов необразованных, как вот в библейские времена, им некогда было долго размышлять, у них жизнь была достаточно простая в этом отношении. А уже для кого-то профессора философии в МГУ, такие тупы ответы, что вот есть добрый Бог и есть злой сатана, и почему-то добрый Бог не может уничтожить злого сатану, они как-то уже в голове начинают противоречить логике и многих отвращают от попыток вообще разобраться.
Безусловно, всеми этими моментами занимались и в древние ведические времена. Собственно, это вопросы вселенские. И, на мой взгляд, та философия или то знание, которое дано в Ведах, оно дает более универсальный ответ, не исключая возможность религии, но и в то же самое время не исключая наличие атеизма. То есть наша Вселенная намного более фантастичная, чем пытаются представить в рамках тех или иных догм, скажем, в рамках религии или атеизма. Более фантастична. И это уже наши проблемы, раз мы такие тупые и не можем эту концепцию ухватить.
И концепция эта, на самом деле, с одной стороны не должна противоречить разуму, но с другой стороны мы понимаем, что разум ограничен и эта концепция в объяснении, она выше, чем наш разум. В йоге это все сводится к тому, что у нас есть наша глупость, у нас есть проявления нашего интеллекта, разума, но так же у нас есть элементы совершенно удивительной такой высшей интуиции, прямого постижения, когда мы через прямой опыт постигаем и узнаем, как оно устроено на самом деле. И только вот с этой высшей, третьей позиции можно состыковать, на первый взгляд, не состыкуемые вещи. Как то: жизнь и смерть. Как то: наличие сил добра или сил зла.
Вот обратите внимание, многих представителей религии спрашиваешь, они говорят: «Я верю в Бога». Почему? Потому что я молился, молился и Бог меня спас. А вот его сосед молился, молился, сосед по концлагерю, а его не спасли. Значит, есть какая-то избирательность у Господа Бога, кого спасать, а кого нет? Или у каких-то высших сил, скажем? Или медитировал на Махатм и избежал смерти в газовой камере. Второй тоже медитировал на Махатм, но его таки сожгли. В чем разница? Почему в одном случае сработало, а в другом нет?
И допустим, когда мне говорят точно так же медитировать, я должен, безусловно, должен себя спросить: а вдруг мой случай второй будет? Знаете, такая есть поговорка, она очень хорошая, что типа, когда какое-нибудь событие, человек говорит: «Мне так было, что не знал, какому Богу молиться». Знаете, такое состояние стресса, нагрузки, что не знаешь, какому Богу молиться или какую философию исповедовать и так далее, и тому подобное. Вот.
Но вопросы-то острые, не отвечать на них можно, пока не отточен разум. Действительно, большая часть человечества, она свою жизнь проводит в полуинстинктивном состоянии, мало чем, отличаясь от жизни животных. По будильнику встал, по будильнику в офис прибежал, по будильнику отработал, по будильнику зарплату получил, в бар сходил, повеселился. Съездил куда-нибудь отдохнуть, опять приехал. И вот так, по будильнику, мы бегаем, бегаем, у нас нет времени остановиться и задуматься над предметами бытия, тем более, если нам надо за квартиру платить, если надо статус свой поддерживать. То есть страх. Мы считаем: ладно, пока живем – будем жить, а там уж видно будет. И мы не задаемся вопросами. И, на самом деле, пока не очень сильно отточен интеллект, то можно достаточно счастливо жить вот в такой гонке, такой крысиной гонке, не задаваясь философскими вопросами, как вообще оно все сделано.
Но, видите, беда-то в чем, что рано или поздно, если ты хорошо бегал в крысиных гонках, у тебя как бы излишек накапливается, ты становишься профессионалом в своем офисе. И вот ты ту же самую работу делаешь за меньшее время, а получаешь больше денег, у тебя освобождается время, ты начинаешь почитывать, подумывать. Есть время.
И тут, после того, как появилось время, и разум перестал быть инстинктивным, вдруг на тебя наваливается самый страшный этап в жизни, когда ты понял, что ты до этого пребывал в священном неведении. А сейчас, когда у тебя есть эти вопросы неразрешимые и ты не можешь на них ответить, они тебе отравляют всю твою жизнь. Вот, и чем больше ты оттачиваешь разум, тем все пессимистичнее смотрится. Все пессимистичнее, друзья. Вот читаешь какие-то романы пятнадцатого, семнадцатого века и понимаешь – этих людей давно нет, они поумирали. И все.
Если вы помните, в буддизме, (с этого буддизм, собственно начался), когда Будда был молодой, красивый, сильный, все у него было замечательно до тех пор, пока он не встретился с отрицательной стороной жизни. Он увидел смерть, бедность, болезнь. А мужик он был умный, из благородного семейства. До него сразу же дошло, что, не ответив на эти вопросы, невозможно по-настоящему наслаждаться жизнью, потому что эти вопросы тебе будут отравлять все твое дальнейшее существование.
И вот это самый, кстати, тяжелый период в жизни духовного развития человека. Эти периоды есть, известны в йоге, когда мозги достаточно хорошо отточены, чтобы понимать, что с позиции голого разума ничего объяснить нельзя, а все очень мрачно, но еще нет опыта сверхчувственного опыта высшей интуиции, когда ты понимаешь, в общем-то мало, что объясняется. Точнее более высокое объяснение, оно не противоречит логике, но оно может объяснить. И вот это то, что называется знание Вед, в конечном итоге, или знание йоги.
И йога призывает каждого из вас обрести это знание, в противном случае вы не будете счастливы. Да, я понимаю, у многих сейчас, в частности в России, проблемы с деньгами, с жильем, с работой и так далее. Я вас уверяю, друзья, пройдет какое-то количество времени, и вы эти все проблемы решите. После чего у вас наступит, как вам кажется, сладкая жизнь в достатке, но вот в этот же момент к вам придут страдания такой степени силы, которые вам и не снились, пока вы бегали за куском хлеба.
Потому что перед вами станут неразрешимые вопросы, на которые интеллект ответить не может. А кроме интеллекта у вас пока еще ничего нет. Вот. И хорошо бы, чтобы к этому моменту вы хотя бы знали, где копать, где искать. Вот знаете, хорошо бы, чтобы к моменту, когда вы все станете красивыми преуспевающими олигархами, вы бы знали, что потом делать, когда вам станет тоскливо, несмотря на богатство, деньги и все остальное. То есть прививка духовностью, прививка высшим знанием, прививка высшей интуицией.
Так вот, с этой высшей позиции можно хотя бы до какой-то степени ответить и примириться внутренне с такими понятиями, как смерть, с такими понятиями, как насилие, как зло и так далее. Вы начнете понимать, с одной стороны, почему оно происходит, с другой стороны, вы начнете очень жестко понимать, что есть моменты, когда ты при всем своем всемогуществе не можешь вмешаться. Вот я в защиту Махатм и Господа Бога выступаю. При всем могуществе – не можешь вмешаться. Потому что есть какие-то фундаментальные законы, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. И самый высший такой уровень, самый высший закон, по которому сделана эта Вселенная, это закон свободы. Абсолют или Господь Бог, кому как нравится, когда он нас создал, он нас создал по своему образу и подобию, без предустановленного знания. Поэтому в этом мире одинаково хорошо могут жить и атеисты, и религиозники. Прекрасно уживаться, надеюсь, друг с другом, если только своя дурь уже не попрет.
Но, с другой стороны, прийти в вашу жизнь может только тот, кого вы позвали. Причем еще так, знаете, тот, кого вы позвали, но не так, что перед этим вы сотню лет прогоняли, а потом, вдруг, решили позвать. Но это подобно тому, представьте, вы прогоняли своего соседа сотню лет, а потом что-то у вас случилось, вы начали кричать: «Сосед, приди, помоги». А он пока еще толком понять не может: вы действительно его зовете или нет. Потому что сперва вы волеизъявляли что-то одно, теперь что-то другое. Сосед уже успел уши закрыть, глаза занавесить, чтобы не вмешиваться в вашу свободу.
И вот здесь получается такая вещь, что если вы пригласили в свою жизнь какие-то силы и достаточно долго с этими силами сосуществуете, то тогда вы можете на них опереться, тогда вы, действительно, можете к ним обратиться в критический момент, но и они имеют склонность приходить и вмешиваться в вашу жизнь. Опять же, все от вашей предыстории. И вот это вот вмешательство в вашу жизнь, в то же самое время, в любой момент можно объяснить, как законом кармы, по типу: что посеешь, что и пожнешь. Так и волей Господней, провидением, или самим Абсолютом, или там Махатмами с Гималаев, которые прилетели. И более простое, понятное для нашего разума объяснение – это закон кармы. Оно ближе к логике – что посеешь, то и пожнешь.
Но, друзья, Боже вас упаси, вот так тупо понимать закон кармы. Потому что из этого закона кармы тут же следует следующее: раз евреев загнали в концентрационные лагеря и сжигали, то, согласно закону кармы, у них у всех была такая карма, что в прошлой жизни они кого-то загоняли и тоже сжигали. Кто-то добавляет, что спаситель, якобы, тоже остался недоволен. Но это другой разговор, понимает! Если вы будете исповедовать такой взгляд на закон кармы, друзья, вы будете, кто угодно, но только не йогами и йогинями. Половина Индии такие законы исповедует и поэтому такие большие проблемы.
А по большому счету, друзья, что такое закон кармы? Это не то, что кто-то, как вам сказать, что-то делал и зеркально возвращается. Это всего лишь те законы, которые человек в своей Вселенной волеизъявил и под которые попал жить. А почему он их волеизъявил? По неведению. И поэтому, когда я встречаюсь с такими псевдойогами, которые утверждают: «А, тебе плохо»! Вот у нас, кстати, и в Открытом Йога Университете, что там греха таить, у нас кое-кто из студентов так себя вел. Не буду конкретно называть. Кому-то плохо, а он в ответ: «А! Это у тебя дурная карма, все сам виноват, вот давай и мучайся один»! Если вы будете исповедовать эту идеологию, она ничего общего не имеет с йогой. Йога – это милосердие, это понимание, что если человек страдает, вы ни в коем случае не должны язвительно говорить: «Ага, вот получил фашист гранату, получил то, что заслуживаешь». Вот если вы будете так думать, вы – не йоги и йогини.
А вот если вы будете понимать, что вы стали, к сожалению, свидетелем трагедии, когда ошибка на каком-то предыдущем шаге, привела к такому выводу сейчас. Неправильные законы волеизъявили люди, обладая полной свободой, и теперь сами получают возвращение своей же свободы, последствия от неправильного использования свободы. И когда вы понимаете, что вы видите страдание, и если у вас есть, хоть малейшая возможность облегчить страдания и помочь, то только в этом случае вы можете называться йогами и йогинями. Если же вы просто констатируете факт, что вот их сжигали, так им и надо – вы кто угодно, но только не йог и йогиня.
И собственно говоря, по этой причине меня иногда спрашивают: почему в тех или иных религиях нет понятия закона кармы? А потому что, знаете, вот в обычной жизни закон кармы – это хорошее объяснение, но плохое руководство к действию в плане, если ты уже что-то нарушил. Т.е. закон кармы хорошо знать, чтобы в будущем ничего идиотского не делать, если ты уже что-то нарушил. Но он мало помогает для того, чтобы исправлять то, что было до этого сделано. Поэтому в религиях на него особо и не упирали. А в религиях, во всех хороших вменяемых религиях, больше упирали на милосердие.
Что толку сейчас рассуждать, почему тебе плохо, если я тебе помочь не могу? Вот если я тебе могу помочь, вот потом мы поговорим, да?! Я вот в связи с этим постоянно, кстати, пример всегда привожу из упанишад, очень он показателен. Если вы его поймете, вы поймете сердце йоги. Миф такой, байка.
Сидел мудрец и медитировал о Высшем, о хорошем, о всем замечательном. Вдруг к нему прилетает голубь и говорит: «Спаси меня, о мудрец, за мной гонится коршун и он меня сейчас съест».
Мудрец сказал: да, хорошо, я тебя спасу, действительно, чего тебя есть, ты же хороший.
Через какое-то время прилетает коршун и говорит: «Я видел, что здесь спрятался голубь, я должен его съесть».
Мудрец говорит: «Нет, не дам я тебе его есть».
Коршун говорит: «Ну, хорошо, если ты не дашь мне его съесть, то у меня там, в гнезде мои маленькие птенцы, они умрут с голоду».
И вот это настоящая жизненная ситуация, с которой вы будете лично сталкиваться в жизни. Вот именно с такими ситуациями вы всю свою жизнь будете сталкиваться. Знаете, таких идеальных случаев, когда можно за чужой счет разрулить и остаться при этом в амплуа Махатма Ганди – вам не удастся. Вот если вы научитесь, такие ситуации разруливать, вы да, вы потом оставите о себе память, как о великих йогах и йогинях, об учителях. Потому что сейчас, в Москве, кого не спрошу, все учителя, учеников не осталось в йоге. Чему только не учат.
Знаете, какое было продолжение этой истории. А у этой истории есть продолжение.
Очень долго размышлял мудрец, а потом сделал так: взвесил голубя, сколько весит голубь. Взял ножик, отрезал от себя кусок мяса – столько, сколько весит голубь. И отдал коршуну. После чего отпустил и коршуна, и голубя.
Понимаете?! Вот это идеология йоги – за свой счет решать чужие проблемы. Не разруливать закон кармы: «Ну, ты вот тут сделай, тут так, а вот тут вот так, все, я вас сейчас развел». Такое выражение из 90-х годов, слава Богу, мало кто сейчас им уже пользуется, называется «разводить». Имеет два или несколько значений это слово. Первое, это когда там интересы сталкиваются. Обычно у представителей криминальных группировок находится третья сторона, которая делает всех довольными, разводит противоборствующие стороны, как, знаете, миссия Организации Объединенных Наций. А уже позже, под это дело, уже в таком отрицательном значении, в русском языке слово «развод» – это когда кто-то третий решил на халяву изобразить какую-то деятельность и поиметь дивиденды с двух оставшихся сторон. То есть русский язык, как и русская жизнь, она живет…
Вот такая ситуация, понимаете?! Вот такая ситуация, когда, сталкиваясь со страданиями, вы начинаете понимать, что вы тем фактом, что знаете о страданиях – виноваты в этих страданиях. Еще раз, вдумайтесь в то, что я сказал. Если вы в этом мире, хоть где-нибудь или как-нибудь сталкиваетесь со страданием, несправедливостью, смертью, то есть с тем, что вызывает возмущение, знайте, что по большому счету, если даже мы говорим о законе кармы, у вас есть негативная карма причастности ко всему этому, прямо или косвенно. Если бы у вас не было негативной кармы, вы бы об этом даже не узнали. Понимаете?!
Так вот, ответ на вопрос, есть ли механизмы, грубо говоря, защиты? Ответ такой: и да, и нет. Ни один механизм не может быть выше самого главного закона – закона свободы. Даже Абсолют не лезет к нам.
Знаете, иногда я иду по Москве, и ко мне подходят религиозники и всякие там: «Вот мы тебе сейчас дадим, мы тебе сейчас все расскажем, сейчас будет истина». Кто-нибудь из вас видел Абсолюта, который ходит по городу Москве, ловит первого попавшегося человека и говорит: «Я – Абсолют, мужик, я тебе сейчас все расскажу»? Нет. Он уважает нашу свободу, в том числе, и не знать о том, что вообще Абсолют есть. То есть вот такой прозелитизм, он более свойственен другим формам и религиям.
Вопрос: По поводу именно того, что мы наблюдаем страдания. Да, вот над чем подумать. Меня случайно осенило, получается, ведь именно это объяснение того, почему равнодушие – страшнейший из пороков. То есть получается, что люди жили, как стадо, какое-то количество людей. Т-“ет, вот давай и мучайся один. с ограничений в 7.30 снята. ью, отказалась от перевода. заявляет, что та ее “ёёёёёёёёёёёёёёёёёёа же вторая мировая, волеизъявляли жить иначе, но как – никто не детализировал, грубо говоря. И когда пришел закон военного времени, они, как цветочки в проруби мотались, сами не зная, что хотели. Те, кто не волеизъявлял высшее, те, кто не работал на благо других, те, кому было все равно, те, кто жили так же, как стадо овец – они попали под те законы, которые были на тот момент общими для всех. Получается так?
Вадим Запорожцев: Получается так. Тем более, знаете, любая война, любой катаклизм, вы знаете, как такая избитая уже фраза: все самое лучшее, что есть в людях, проявляется, но так же проявляется и все самое худшее, что у них есть. Критический момент, когда не отвечать на вопросы нельзя. Нельзя не отвечать на вопросы, потому что вот уже все, жизнь тебя придавила. С другой стороны, вот эти глобальные процессы.
Давайте, пофантазируем сейчас. Вот представьте сейчас, что каждый из вас Махатма. Вы обладаете всем, вы можете мысли на расстоянии читать, управлять, материализовать, дематериализовать – все, что хотите, можете делать. Сидите в своих Гималаях и смотрите на вот эту разворачивающуюся картину, скажем, начала первой мировой войны… второй мировой войны, да и первой. А первой еще было, на самом деле, страшнее, чудовищнее. Просто она менее известна. Там вообще было мрачно, со всеми этими ядовитыми газами.
И вот вы видите, что вот они, свободные существа, ты не имеешь права нарушать их свободу, потому что если ты нарушишь их свободу, по большому счету, ты будешь агрессор, хуже, чем Гитлер. И ты видишь, как эти живые существа в этом порыве безумия начинают нагнетать, нагнетать, нагнетать, но тебя разруливать ситуацию не зовут. Сам ты полезть не можешь, потому что иначе ты подменишь их волю своей волей. А они все сильнее, сильнее, сильнее и вот они уже начали мочить друг друга со страшной силой. И ты на это смотришь, а что делать-то?! Да, если кто-то из них волеизъявил к тебе обратиться, молитву сотворил, и ты видишь, что да, он действительно волеизъявил, чтобы была в его личной Вселенной такая ситуация, чтобы были бы Махатмы в Гималаях, и чтобы они могли помочь, вот тогда да, прилетай на ковре самолете, спасай и улетай. А если не волеизъявил, вот ты его выдернул из этой кухни, ну, казалось бы – спас жизнь, а Бог его знает? Но ты подменил его волю своей волей. Он что-то там не понял, у него какой-то в голове перекос, и в следующей жизни он сам уже Гитлер, думает, что все ему дозволено и чуть что не так, знает: «…прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино».
Вот почему, кстати сказать, во всех йогах, во всех трактатах йоги вы встретите одно только предупреждение – никогда не пользуйтесь и не демонстрируйте сверхспособности. Я по молодости лет всегда думал: «Что это, Господи? Да все они лицемеры, у них нет никаких сверхспособностей, просто книжек написали». А на вопрос: «А где же сверхспособности»? – «А вот в трактате сказано, что нельзя демонстрировать, значит, я тебе не покажу или покажу только за отдельно оговоренную сумму». Разумный, согласитесь, разумный подход, т.е. есть, как говорится, неуловимый Джо, которого никто поймать не может, потому что он никому не нужен. Или есть страшная тайна, которую никто не знает. Откуда же мы знаем, что эта страшная тайна вообще есть, если о ней никто не знает? Откуда мы знаем, что есть сверхспособности, если никто их не демонстрируют, о них только пишут в книжках и то говорят, что даже если кто-то их имеет – не покажет. И начинаешь себя спрашивать: «Это что, лицемерие такое хитро завуалированное, утонченное? Или все-таки за этим есть смысл»?
И вот, с позиции древнего знания, ты сразу же видишь, что демонстрация сверхспособностей в кругу тех людей, которые волеизъявляют, чтобы этих сверхспособностей не было, ты порождаешь негативную карму и вместе со сверхспособностями, они потом начинают верить в порчу, в сглаз, в ведьм, в колдунов. И устраивают показательное сожжение ведьм каждую неделю. Почему? Потому что если чудо в положительную сторону случилось, значит, все отрицательные вещи можно интерпретировать, как чудо в отрицательную сторону, значит, есть какой-то вполне конкретный живой источник зла, его надо найти и сжечь. Понимаете?! И вот так вы один раз продемонстрируете в какой-нибудь деревне сверхспособность, после чего деревня начинает с методичностью сжигать всех, кого ни попадя, только лишь потому, что в их Вселенной этого не было, они не волеизъявляли, чтобы это было, а вы им навязали. Последствия этого распространились уже совершенно на бредовые какие-то сферы жизни.
И вот так вот, к сожалению, во всем. Даже обладая сверхспособностью, всезнанием Господа Бога и видя, как в концлагеря очередную порцию ведут сжигать, ты, по большому счету, очень ограничен вмешиваться. Очень ограничен. Потому что, даже если ты вмешаешься, то ты безнаказанно вмешаешься только в одном случае – если тебя пригласили вмешаться.
Вот почему все церковники призывают всех молиться или в йоге пуджи «пуджарить», или мантры повторять, или еще чего-нибудь. По сути дела, это приглашение высших сил вмешаться, когда вы волеизъявляете, чтобы в вашей жизни это было, тогда придут. Не волеиззъявляете, просто так не придут, потому что придут без приглашения – последствия от этого будут много хуже, много хуже.
Потом, есть миллиард разных факторов, друзья, связанных с войной. Опять же, в связи с этим мой очень любимый пример. Я сейчас очень активно интересуюсь историей, в первую очередь, второй мировой войны. Ходит такая байка, легенда, не знаю, насколько это верно или нет. Была такая актриса – Ольга Чехова. Она входила в самое ближайшее окружение Гитлера. И как сейчас уже выясняется, ее наш НКВД СМЕРШ завербовал, перевербовал, пере-перевербовал. И была возможность убить Гитлера. Но это был, не помню уже, по-моему, то ли 1943, 1944 год. То есть можно было с большой степенью вероятности убить Гитлера. Знаете, какой Сталин отдал приказ? Чтобы волоса с головы Гитлера не упало. Почему? Да очень просто все. Если Гитлера убивают, на место Гитлера приходят его приспешники, моментально заключают сепаратный мир с западными союзниками, а потом совместными усилиями до самого Дальнего Востока продвигаются, круша коммунизм. И, знаете, это как в шахматной игре, казалось бы, надо поступить так, понятно, что Сталин, вы понимаете, как он относился к Гитлеру, и при всем при том запретил проводить, какие то ни было операции. Потому что последствия много хуже могут оказаться.
И вот точно так же эти Махатмы с Гималаев смотрят: ага, война идет, миллионы людей, да, но на подходе атомная бомба. Если бы война продлилась еще бы на полгодика-годик, она бы переросла бы в ядерную войну, друзья. Я напоминаю, первый взрыв американский бомбы «Тринити» был в июле месяце. Забыл местность, как называется, Нью-Мексико? Вторую не успели скинуть на Берлин, 9 мая его взяли. Кстати сказать, немцы еще здорово отделались, легко, а японцам не удалось. Понимаете? А вот японцы по полной программе получили.
И потом, вот мы говорим: концлагеря. Мы говорим: «Эсесовцы ведут, пытают, убивают – как это ужасно»! Сколько они убили людей за все время? Была большая проблема, это сейчас исторически, опять же, документы. Расстрельные команды. Психика человеческая так устроена, что ты не можешь убить больше определенного количества людей, даже если это твои враги, у тебя просто потом уже крыша едет. Они все спиваются, в общем – плохо. Первые расстрельные команды были из отборных эсесовцев, преданных идеи нацизма. У всех крыша поехала! И они поняли, что из процесса убийства надо убрать человека. Нормальный человек не может вот так в упор убивать больше определенного количества людей. И придумали вот эти газовые камеры, и так далее, где одна группа заводит, а другая трупы выносит. И вот этот процесс невидимый. И все со здоровой психикой продолжают жить.
Но сколько они могли убить? Ну да, они убили миллион, пять, шесть, десять миллионов они сожгли. Не важно. Мой другой пример, одна маленькая термоядерная бомба, маленькая такая, она не очень большая, друзья. Маленькая. Вот сейчас в политехническом музее макет первой атомной советской бомбы посмотрите – здоровая. А современная термоядерная в несколько миллионов раз мощнее, она достаточно маленькая. Маленькая! Одно нажатие кнопки и, скажем, двадцать миллионов взрослых, женщин, детей, младенцев, кого угодно. Раз, и в пыль испепелило! А те, кто, как говорится, остался жив, будет завидовать тем, кто уже умер, потому что после этих увечий и ожогов долго не живут.
И, понимаете, когда начинаешь смотреть: вот одно очевидное зло, а ведь еще возможно, что называется, злее зло. Поэтому вот так вот обвинять Господа Бога в близорукости или Махатм в неоказании первой помощи нуждающимся. Знаете, как у медиков есть клятва Гиппократа, у всех Махатм есть тоже клятва помогать всем живым существам. Только вот беда, очень редко, когда в жизни нашей есть реальный способ, хоть кому-то помочь. А если вы проанализируете все по-настоящему эффективные способы помогать, все. Можно, знаете, в пожар бросаться, вытаскивать людей из огня. Можно, ну, там, как-нибудь еще героически так, напоказ. Но знаете, потом начинаешь анализировать, а какого хрена, собственно, пожар был? А пожар был, потому что кто-то не досмотрел, что-то там не доделал. Дядя Вася пьяный проводку не туда провел, заискрило.
И все равно все сведется, по большому счету, к одному, это помогать знанием. Больше у вас инструментов нет. Точнее, все остальные инструменты, это уже такая лихорадочная попытка сократить вред.
В древних Ведах есть два божества, на тот момент главенствующих. Ну, не божества, а как бы силы природы, один из них Варуна, а другой Индра. И вот очень интересная концепция Варуны. Варуна защищает от зла до момента, когда кто-то может помыслить о зле. Представьте, да, еще в голове маньяка не родилась мысль кого-то убить, а Варуна все делает так, чтобы и дальше не рождалось. А вот концепция Индры, это такой МЧС, пожарная команда вместе с Шойгу во главе, это когда уже все горит, тонет. Когда уже поздно спрашивать, кто виноват. Кто там гайку открутил, кто кабель перепилил, ну, наше разгильдяйство обычное, и надо уже, действительно. бросаться и спасать тех, кто остался.
Конечно же, безусловно, самый эффективный способ, какой, вот на этой самой ранней стадии?! И по большому счету он у вас будет. Особенно, студенты Открытого Йога Университета, вы готовитесь на преподавателей йоги, это высший пилотаж. Я в своей жизни знаю, с чем сравнить. Я был в науке, в серьезной науке, в академической науке, бомбы атомные там делали, я знаю, что такое учиться физике. Квантовую физику сдавать или высшую математику, это голова трещит просто. Я работал в бизнесе, я работал в консалтинге, в крупнейших фирмах, я работал с мировым именем. Возраст этим фирмам сто шестьдесят лет, понимаете? Сто шестьдесят лет вот этим всем консалтинговым фирмам, там разные были, я с разными общался.
Но я могу вам сказать абсолютно однозначно, работа истинного преподавателя йоги – высший пилотаж, который затмевает все, что там было. И по степени нагрузки. И по степени удовлетворения от работы. Потому что ты, действительно, меняешь мир к лучшему. И сводиться ваша будущая работа будет всего лишь к двум факторам. Это, первое – донести знание, а второе – вдохновить людей это знание применить в своей жизни.
По сути дела, две вещи вы можете сделать, можете сказать, что вот оно, знание, познакомить с ним тех, кто волеизъявит познакомиться. Потому что тех, кто не волеизъявить, вы что, навязывать, что ли будете? Даже если Абсолют себя не пиарит. Это, кстати, к вопросу о рекламе – пиарить себя можно только в тех кругах, которые волеизъявили, чтобы вы себя среди них там пиарили, а вот в другие залезете – это называется спам. Абсолют спамом не занимается. Вы получали письма? Нигерийские письма от Абсолюта. Так вот, вы можете сделать только лишь одно, это дать знание, как делать те или иные упражнения, медитации и так далее, философию, и так далее.
А вот высший пилотаж, и вы будете потом делиться по степени квалификации, если вы потом будете уметь вдохновлять других людей эти знания применять в своей жизни. По принципу: вот видишь, как у тебя есть, вот видишь знание, а вот если ты применишь знание, у тебя будет жизнь вот так. И если вы своим личным примером вдохновите, человек воспользуется. Я подчеркиваю, вдохновите! Не навяжите, не заставите, не впарите, не зазомбируете, не загипнотизируете, а именно вдохновите. Вот это единственное, что остается. Больше ничего не остается.
Вопрос: Тогда мне немного не понятно, по поводу вот наших баранов, да?! Преподавателей. То есть, если это такой вот обет, да? Клятва Гиппократа для йога.
Вадим Запорожцев: У нас это называется “третий принцип йоги”.
Вопрос: А почему тогда у нас говорится о том, что можно принимать, а можно нет? Обязаны только те, кто идет быстрыми методами? Все обязаны!
Вадим Запорожцев: Нет, ну, как вам сказать? Вот есть такое в йоге понятие “быстрые методы”. Я сам когда-то с ними столкнулся, надо сказать, что я шел с самого детства обычной классической йогой, такой аскетичного характера и с быстрыми методами, надо сказать, познакомился достаточно поздно. Мне уже было годков-то не мало, а йогой я начинал заниматься классическими. Если так, в первом приближении, чем отличаются классические от быстрых методов? В классических методах вы знаете первый и второй принципы йоги, применяете. А в быстрых методах к первому и второму еще добавляется третий принцип йоги.
В чем суть третьего принципа йоги? Суть третьего принципа йоги как раз заключается в том, что вы будете делать все от себя зависящее, дабы, как вам сказать, разруливать ужасные кармические ситуации страданий, с которыми вы, хоть когда-нибудь где-нибудь столкнетесь. Или, грубо говоря, вы должны превратиться в того мудреца и к вам каждый день будет прилетать по голубю и по ястребу, а вы от себя – раз, кусок мяса, на второй день – раз, кусок мяса, третий – раз кусок мяса. И вот, чтобы эффективно себя так строгать на ломтики мяса, даются практики, очень мощные и очень быстрые, чтобы у вас, хотя бы за ночь, это мясо вновь отрастало, а то вы же быстро кончитесь. Понимаете, да?!
И вы изучаете эти практики, в первую очередь, для того, чтобы помогать другим. А не для того, чтобы, грубо говоря, заниматься своим личным просветлением. В той степени, в какой будущий преподаватель йоги возьмет на себя третий принцип, и будет зависеть, насколько эффективно он сможет, грубо говоря, помогать всем живым существам.
Третий принцип йоги нам говорит, что мы будем стремиться помогать в избавлении страданий у всех живых существ каждый раз, когда мы столкнемся с этими страданиями, когда мы будем в силах, безусловно, что-то сделать и когда те, кто страдает, грубо говоря, волеизъявят принять нашу помощь.
Из зала: Вот эту оговорку, это же для всех общее.
Вадим Запорожцев: В смысле?
Из зала: То есть, если они волеизъявляют это!
Вадим Запорожцев: Нет. Имеется в виду, в каком плане волеизъязвляют, в том, чтобы вы не навязывали. Вы не навязывали! Потому что это тоже, знаете. Вы сейчас живете, вы, может быть, сейчас делаете очень много глупостей, может быть и так, но, знаете, вы очень плохо воспримете, когда кто-нибудь вломится к вам и будет: «Да ты вот тут вот глупость, тут ты глупость, а ну быстренько поменялся»!
Вот, к сожалению, такие идиоты от йоги находятся. Они бегают, прыгают, первого попавшегося ловят и говорят: «Ты должен изменить жизнь, ты должен себя вести так и так, ты должен делать это и это». Они никак не могут понять, собственно, с какой радости?
Вопрос: Помогать надо с позиции первого, второго, третьего принципа?
Вадим Запорожцев: Да, да.
Вопрос: Из дхармы, получается?
Вадим Запорожцев: Безусловно, да. Друзья, Боже вас упаси, вы забудете про первые два! Вообще, третий принцип выполнять одно удовольствие, если нет первых двух. Знаете, по принципу: лучшее лекарство от головной боли – гильотина. Можно все к этому свести. Вот, кстати, я же говорю, фашистская Германия вместе с этим чудом, когда вот Гитлер – раз, раз, раз, всю нацию возродил, что называется, из пепла. Ведь это никто не может отрицать, он действительно деморализованную, в общем-то, страну, в плохом она была состоянии, он ее поднял до уровня, что полсвета она контролировала, захватил. Вот там как раз и было – третий принцип йоги, но только для представителей своей нации. А все, кто не спрятался, я не виноват. Философия фашизма: сперва третий принцип, затем второй, чтобы делать по уму, а те, кто выживут, им первый, если доживут, конечно.
Ладненько, я ответил на вопрос, хотя бы в первом приближении? Вопрос серьезный, на него надо медитировать и размышлять долго. Еще у кого чего? Да?!
Вопрос: А можно чуть-чуть как бы о воле? Вот есть воля, волеизъявление. Оно какое? Оно единовременное или оно вечное?
Вадим Запорожцев: В каком смысле?
Вопрос: Ну вот, допустим, чтобы что-то сделать, нужно волеизъявить. И этот процесс единовременный или он вечный?
Вадим Запорожцев: Последствия после волеизъявления?
Вопрос: Нет, нет. То есть нужно волеизъявлять до того, как выполнишь или за одну минуту волеизъявил и ждешь, пока оно выполниться.
Вадим Запорожцев: А-а-а, друзья, а это вот вас и будет отличать от Махатм. Чем вы с формальной точки зрения отличаетесь от Махатм, если уж вещи называть своими именами, без обиняков. Вы уж примите правду горькую. У Махатмы, грубо говоря, хорошего настоящего Махатмы, не подделки какой-нибудь, такого освобожденного при жизни, момент волеизъявления совпадает с моментом реализации. А у вас момент волеизъявления и момент выполнения волеизъявления растянут во времени. По сути дела, чем больше время, тем хуже ваша карма. Исполняется все, любое ваше волеизъявление, рано или поздно исполниться, но только когда оно потом придет, знаете, дорога была ложка к обеду. Вы когда-то там, в прошлом году, такого наволеизъявляли. Оно сейчас к вам прет, а вы уже чего-то другого хотите. Вот это приводит к большой такой неразберихе. Вот такая вот вещь.
Вопрос: А нам, обычным людям, волеизъявлять до конца или волеизъявлять за какой-то промежуток времени?
Вадим Запорожцев: В смысле до конца?
Из зала: Я вот там сказал, волеизъявляю то-то, то-то. У Махатм оно сразу появилось. Мне волеизъявлять дальше?
Вадим Запорожцев: Нет, вы понимаете, в этом отношении вы ничем от Махатм не отличаетесь. Волеизъявил – все, получишь, обязательно придет. В этой или в следующей жизни. Но только другой разговор, когда придет, что ты с этим делать будешь уже?
Вопрос: Не имеет значения, насколько сильно? Все равно придет тогда, когда должно быть?
Вадим Запорожцев: А у понятия воли нет градации сильно или слабо. Понимаете, воля, своими корнями, возвращаясь к нашей, кстати, книжке, вот в этот первоимпульс творения Вселенной. Корни воли вне пространства и времени, вне понятия градации, что что-то может быть сильным или слабым.
Вопрос: Хорошо. А когда, получается, было это волеизъявление, оно закончилось? То есть он волеизъявил мир проявиться и все, волеизъявление закончилось? Или оно как бы дальше, он волеизъявлял, волеизъявлял?
Вадим Запорожцев: Нет, так он до сих пор волеизъявляет, чтобы все это самое во времени, какая-то часть волеизъявления как бы вне временная, раз, и все дальше пошло-поехало. Но его отголоски, хвосты этого волеизъявления, они конечно, потом уже в течение времени. Ведь волеизъявил-то он не простую вещь, он же не просто механическую какую-то систему, как, знаете, бильярдные шары, один раз ударил – они все разлетелись. А представьте, у каждого шарика у этого бильярдного есть своя свобода воли. Ты их хлоп, а они по своим углам начали пируэты выкручивать. Он же создал нас с вами, друзья, а мы-то не подарок, на самом деле, ходим такие генераторы случайных чисел. По сути дела, вас нельзя просчитать. Вас можно просчитать в рамках вашей кармы, положительной или отрицательной. Но вы больше, чем эти рамки кармы. И по большому счету, ни одного из вас просчитать нельзя. Поэтому это накладывает на управление этой системы известные особенности.
Из зала: Можно две минуты? Поделюсь. Чем сейчас прогрессивные маркетологи занимаются, которые анализируют потребительское поведение? Страшно жить друзья. Они занимаются тем, что они подходят, они это называют бессознательным, на самом деле, уровень причинного тела, они туда полезли. То есть если они там начнут разбираться.
Вадим Запорожцев: Нет, ну они там уже давно, на самом деле.
Из зала: Я не знаю, насколько они сейчас. То есть выводят какие-то такие вещи и, действительно, воздействуют, и получается. И все больше и больше, дальше и дальше.
Вадим Запорожцев: Да. Это моя любимая тема, я всех отсылаю, есть такой раздел “Янтра-йога”. Это логотипы можно и так далее. Знаете, наш причинный уровень, он так же ассоциативен, он тоже хитрый-хитрый, он перепрограммируется. Один раз, два раза надул, он раз – ключи, коды доступа сменил. Друзья, это во всем.
Вот, обратите внимание, каждую весну я выхожу на улицу и вижу прекрасных девушек. Каждый год мода меняется. Почему? Потому что на уровне подсознательного мужики за зиму сменили код доступа. Другой подбирать надо.
Если найдется кутюрье, которому поклон, он не зря свои деньги получает. Друзья, знаете, у меня просто так сложилось, что у меня достаточно большая группа знакомых и вот как раз из области модельного бизнеса. Ну, вот эти вот все кутюрье, не кутюрье, да. Я, в общем-то, примерно представляю, как у них проходит жизнь. Жизнь не сладкая, я должен сказать, суровая, я бы даже сказал, у них жизнь. Так вот всех всегда удивляет, ну как же, за маленькую тряпочку, ты ее покупаешь по стоимости автомобиля. Да платишь ты не за тряпочку, а за то, что кто-то – опаньки, просчитал, понимаете, и запустил в тираж.
Вопрос: Можно я молодого человека вопрос доработаю, так сказать, я от себя уже. Наверное, он имел в виду, как волеизъявлять, чтобы это реализовывалось именно в ту минуту, когда это нужно. Наверное, вот три вот эти составляющие: знание, воля и действие когда совпадают. Наверное, тогда нужно волеизъявлять, когда все это есть.
Вадим Запорожцев: Нет, нет, нет. На самом деле, любые волеизъявления совпадают и исполняются, даже самые идиотские. Вопрос в другом, что вы абсолютно правы, надо немножко по-другому, надо выбирать, что волеизъявлять. Мы же свободны волеизъявлять все на свете! А есть одни волеизъявления, которые как бы эту очередь сокращают, сокращают, сокращают или запоздания между волеизъявлением и реализацией, а есть другие, которые удлиняют. И нам бы в нашей жизни, прежде чем что-то хотеть, хорошо бы нашу хотелку проверить.
В йоге есть такой совершенно замечательный момент, называется “йоговский алгоритм принятия решения”. То есть прежде, чем что-то захотеть, проанализируй, а ты вообще этого хочешь? И не противоречит ли это каким-то другим факторам, которые потом…
Вопрос: По силе воли. Если волю нельзя измерить, то получается, мы все постоянно желаем и желания выстраиваются в очередь. А какие-то желания обходят эту очередь. То есть там что, сила желания, вложенная в нее прана преобладала над всеми этими, что они так?
Вадим Запорожцев: Ну, это, друзья, это по-разному бывает. Знаете, еще раз, я всегда такой пример: вот старые советские времена, мечта всех маркетологов современных, мечта всех производителей. В Америке все эти прямо плачут, это рай, это земля обетованная – бывший Советский Союз. Что бы ты ни произвел, все раскупалось. Более того, что бы что-то купить, люди в очередь выстраивались. Вот сейчас кого из вас заставь стоять в магазине в очередь? Я вот тут сейчас подошел к одному магазину недалеко отсюда, кефир купить. И смотрю, действительно, стоят, дверь закрыта. И вот знаете откровенное в глазах у людей недоумение, когда они увидели на входе: «Перерыв на обед». Опаньки, это что еще за географические новости такие, да?! И тут же они не стали ни ждать, ни стучать, они просто ушли.
А в советские годы, прежде чем что-то купить, выстраивались бешеные очереди, бешенные, иногда в тысячу человек. И понятно, пока очередь не отстоишь, не получишь, что хочешь. Но, друзья, всегда были ходы. Всегда можно было по знакомству с черного хода, всегда можно было позвонить, тебе под прилавком оставят. В общем, свои люди. И была даже такая, знаете, прослойка таких людей, это, как правило, очень ушлые, сообразительные и очень быстрые, которые как раз и решали эти проблемы, за известное вознаграждение. Хочешь чего-то вне очереди по-быстрому, сделаем.
Вот примерно та же самая ситуация, друзья, и с нашими желаниями. Да, до известной степени есть какие-то такие моменты, чтобы обойти очередь вот таким красивым способом. Но есть, друзья, вообще грубые способы. Иногда в такую очередь какой-нибудь такой быдлятина, знаете, здоровый входит и вот так вот всех раз: «Ты тут не стоял, я тут стоял», подвигал и так же вне очереди покупал. Но такое длилось не долго. В общем-то, один раз, другой, третий, а там, глядишь, уже ответные меры. Т.е. есть всякие такие ухищрения, есть, да. Но насколько они приемлемы?
Да, иногда, когда у вас очень сильное желание чего-то одного, оно как бы затмевает более слабые желания перед этим.
Но, друзья, я предлагаю все-таки начать разбирать-то текст.
Из зала: А можно маленький комментарий по этому?
Вадим Запорожцев: Да.
Из зала: То, что мы должны еще вспомнить про такой инструмент для утверждения своей воли, как «наметил – сделал».
Вадим Запорожцев: А это уже Раджа йога. Где Савитри? Вот, к Раджа йогине Савитри, она ведет кафедру Раджа йоги. Значит, прошу. Вообще, на самом деле, эти все вопросы надо было ей задавать, это ее епархия, я не туда влез, в результате сколько там времени осталось?
Так вперед, книжку.
Александр Злобин: Пятая глава у нас, начинаем.
Вадим Запорожцев: Да, я прошу прощения, один маленький момент, где наш словарик? Там, по-моему, где-то лежит. Значит, друзья, что-то я полез и куда-то я свой словарь санскритский дел, кому-то дал попользоваться и кто-то, наверное, в самадхи ушел вместе со словарем. Поэтому я воспользовался следующей вещью, такой коротенький словарь основных санскритских терминов, которые, так или иначе, присутствуют в широко известных трактатах, книжках и так далее, и тому подобное.
И вот на всех предыдущих лекциях я, действительно, старался пропускать эти термины или сразу же давал вам интуитивный толчок, чтобы вы без объяснения сразу же понимали, что имеется в виду. Почему? Потому что опыт показывает, достаточно человеку знающему теорию йоги пару-тройку раз услышать, что такое слово «шабда», как на четвертый, он уже интуитивно понимает, что имеется в виду. И иногда этот перевод лучше, чем вы найдете в том или ином словаре, или в тех, или в иных пояснениях.
Вообще говоря, это генеральный путь изучения иностранных языков. Приезжаешь в другую страну, ничего не знаешь, и словаря нет. Но начинаешь общаться, общаться, общаться, а мозг твой, как компьютер, начинает вычислять значение слов, причем вычислять безошибочно. В разных гранях и с разными оттенками.
Но такой способ несколько затратный. Время на него немножко больше уходит. Поэтому, вот у нас словарик, я прошу тебя сюда. И все слова, которые мы будем встречать, тут же по этому словарику переводить. Хвала Свами Шивананда Сарасвати, собственно, он на себя взял такой труд, хотя сразу же предупреждаю, оттенки некоторых слов своеобразно переведены. Это уже с английского на русский. Шивананда с санскрита на английский, а потом, понятно, что надо же еще и на русский. Поэтому будем вот так сейчас разбирать эти термины. Поехали.
Александр Злобин: Затем следует бхаутика-сришти.
Вадим Запорожцев: Вот давайте найдем слово бхаутика. Вообще, надо бы, знаешь, запрограммировать быстро, чирик-чирик, чтобы вываливалось. Есть там такое слово? Нет, наверное, дольше так получится. Ладно, не будем.
Из зала: Относящийся или состоящий из элементов, материальный, физический.
Вадим Запорожцев: Ага. Сришти. Вообще, надо в следующий раз компьютерную программу и кто быстро печатает, сразу, чирик-чирик. А еще лучше, чтобы кто-то на следующую лекцию подготовил перечень того, что мы будем с вами.
Из зала: Сришти – творение.
Вадим Запорожцев: Друзья, все взяли карандаши и бумажки. Вы что думаете, это как детектив – слушать комментарии к таким текстам?! Вы пришли на лекцию в Открытый Йога Университет. Это, как прийти на лекцию по высшей математике. Просто сидеть и созерцать лектора у доски с кусочком мела, мало пользы. Это нас физики в свое время учили, что, ребята, будете читать, как детектив книжки по физике, лучше вообще не читайте. Их надо прорабатывать с карандашом.
Итак, бхаутика. Пишем-пишем. Словарик составляем.
Из зала: Бхаутика – относящийся или состоящий из элементов, материальный, физический.
Вадим Запорожцев: А слово сришти – творение. Значит бхаутика-сришти, как перевести? Творение в материальной его ипостаси, то есть все, что вы видите. Дальше, еще раз читаем.
Александр Злобин: Затем следует бхаутика-сришти, осуществляемая хираньягарбхой.
Вадим Запорожцев: Значит, хираньягарбху ищем. Давайте, мы сейчас выпилим этот новый подход.
Из зала: Хираньягарбха – космический разум, высший Бог вселенной, так же называют Брахма. Космическая прана. Сутратма. Апарабрахма. Амахатбрахма или Карьябрахма. Самаштисукшмашарираатхимани. Высшее созданное существо, через которое высшее существо проецирует физическую вселенную. Или космический ум.
Вадим Запорожцев: То есть, давайте в более лаконичных фразах, это тот проявленный Абсолют, который послужил основой или материалом для творения. С этой точки зрения все, что вы видите вокруг или материальное творение, это образно говоря, тело Абсолюта. Из чего все сделано? Из Абсолюта. Из чего эти стены сделаны, с этой точки зрения? Из Абсолюта. Все кругом Абсолют. Абсолют – такой универсальный пластилин. Из него раз, раз, раз, налепили.
Ну, сейчас мы видим только лишь материальную составляющую, вот этого хираньягарбха. Или одно из других возможных переводов, ближе к дословному, это «золотое семя». Золото – хиранья. Такое золотое яйцо, из которого как бы произошло или семя из которого…
Из зала: Как суть?
Вадим Запорожцев: Нет, не совсем суть. Зародыш, золотой зародыш, то из чего потом все произошло. Ну, или проявленный Абсолют. Еще раз прочитай.
Александр Злобин: Затем следует бхаутика сришти, осуществляемая хиранья гарбхой, т.е. создание вторичных соединений.
Вадим Запорожцев: То есть весь видимый мир.
Александр Злобин: Это снова смешение элементов в различные формы. Сперва типовые, а затем и вариативные. И они тоже имеют свои естественные имена – шабда.
Вадим Запорожцев: То есть получается, смотрите, проявленный мир, по сути дела, как бы вторичная волна творения, она в дальнейшем тоже разбилась на элементы, а эти элементы в каких-то других конфигурациях начали соединяться и мы видим уже все объекты или явления, вот такого уже материального мира.
Давайте параллель постараемся из науки провести. Откуда, друзья, взялись все эти атомы, которые вы видите вокруг? Ученые нам говорят, что все они прошли через недра солнца. Все, что тяжелее водорода мы имеем, все уже когда-то побывало в недрах солнца. Т.е. тяжелые элементы образуются в недрах солнца. И в этом отношении мы тоже сделаны из элементов, ну, помимо водорода, безусловно, потому что водород, с ним тяжелее. Непонятно, да?! И все уже прошло через недра солнца, так возникли все элементы, помните таблицу Менделеева? Вплоть до трансурановых. А все уже другие химические вещества или другие объекты, или явления – это по сути дела, комбинация этих атомов.
И получается, что в этом отношении, подобно тому, что определяет эту комбинацию атомов того или иного объекта, в мантра видьи или в мантра йоге считается, что так же шабда или первомантра того или иного объекта, или явления. У каждого объекта или явления, скажем вот этой кружки, есть своя мантра. Из чего сделана кружка? Стекло из каких-то там атомов, вода, чай, все это определяется мантрой. Если вы знаете эту мантру, вы полностью контролируете эту кружку. И как утверждают древние тексты, вы можете ее материализовать или дематериализовать, или вообще, Бог знает, что с ней делать.
Знаете, как на компьютере. Раз, раз, раз, чирик-чирик, стер. Вот у меня фотошоп была такая программа. Раз – нарисовал, раз – стер, да?! Когда это на компьютере, мы все привыкли. Когда в жизни кто-то может так рисовать и стирать, мы говорим – чудо. А на самом деле никакого чуда нет, есть более глубокий уровень.
Но, тем не менее, идеология та же самая, что даже для вот этих проявлений творения существуют мантры. То есть более глобальная мантра бьется на такие вот куски мантры, с которых творятся принципы. Потом это все обрастает более грубой материей. А сочетание грубой материи тоже определяется мантрой. То есть получается, мантра на мантре сидит и мантрой погоняет. Понимаете, вот такое устройство мира.
Александр Злобин: Все это осуществляется Ишварой в его аспекте хираньягарбхе. Хираньягарбха, являющаяся владыкой Брахмалоки, думает о себе, как о создателе. Состояние, в котором он думает о себе, как о создателе. Состояние, в котором оно думает, что все вещи его – это состояние двойственности. Следовательно, хираньягарбха, аффектированное майей и есть джива.
Вадим Запорожцев: Давайте, найдем слово «джива». Хорошее слово «джива», запомните это слово, оно вам пригодится. Пока ищем слово джива, кто переведет слово «аффектированная майей». Что бы это по-русски значило?
Из зала: Под влиянием майи.
Вадим Запорожцев: Ну да, можно так, да.
Из зала: Джива – индивидуальная душа с эго.
Вадим Запорожцев: Ага. И вот смотрите, какая вещь получается, что, собственно, с позиции микрокосмоса мы – это наше высшее Я, которое из-за неведения ассоциирует себя вместе со своими проявлениями. И в этом отношении, как здесь упоминает Авалон, мы, как хираньягарбха, но для микрокосма. Но такая хираньягарбха, подверженная вилянию майи или аффектированная майей. В то же самое время, как Абсолют проявленный, ничем не отличается от дживы, кроме одного – он не подвержен влиянию майи и, соответственно, не попадает под ее влияние, обладает всезнанием, всемогуществом и так далее, и так далее. Тогда как мы, под действием майи, находимся в изначальном неведении и не обладаем ни, соответственно, знанием, ни могуществом. Дальше.
Александр Злобин: И, наконец, подходя к завершающему стхити, мы имеем действие.
Вадим Запорожцев: Хорошее слово «стхити». Давайте, такая у нас будет игра. Я, знаете, работал в свое время, вот опять же упоминал, в Pricewaterhouse, сейчас называется PricewaterhouseCoopers. Большая компания, аудиторско-консалтинговая, великолепная, супер-пупер, огромнейшая, сожрала своего конкурента и не одного. И знаете, какая очень интересная особенность была? На тот момент там еще достаточно мало из России людей работало, в основном иностранцы, в какой-то пропорции. И вот там, среди русских был такой, как бы это назвать? Вот есть на Украине слово «суржик», оно означает смесь украинских слов с русским. Вот говорят, говорят, говорят там, а потом какое-нибудь слово, какой-нибудь «жовтынь».
Я, помню приехал, там «хай живей великий жовтынь». Я думал, что это революционер. Оказался это октябрь. И вот такая смесь из русских. Или перукарня. Вот какие ассоциации со словом «перукарня». Думаю, пекарня-перукарня, да?! Оказывается – парикмахерская. И вот это смесь называется суржик. И вот там был точно такой же суржик русско-английский. Когда ты говоришь по-русски, но вставляешь постоянно слова из английского. Вот такая помесь. Особенно это забавляло иностранцев, потому что им было так любопытно. Вот люди говорят на непонятном языке, а потом раз – одно понятное слово, другое понятное слово, третье понятное слово.
А здесь, наоборот, понимаете? Вудрофа читаем, вроде, все-все нормально, а потом бабах, значит, шабда, а потом бабах, значит, стхити.
Кто-то может нам подскажет, что такое стхити? Есть предложения?
Из зала: Из контекста.
Вадим Запорожцев: А вот здесь вот хитро, у Вудрофа тяжелый текст, здесь иногда из контекста не выведешь. Ну что, нет ни у кого идей? Ну, читаем.
Из зала: Стхити – устойчивость, условие или состояние. Существование, бытие, сохранение.
Вадим Запорожцев: А теперь еще раз все вместе.
Александр Злобин: И, наконец, подходя к завершающему стхити, мы имеем.
Вадим Запорожцев: Или к завершающему состоянию.
Александр Злобин: Мы имеем действие и реакции бхута и бхаутика. Переводить будем?
Вадим Запорожцев: Что такое бхаутика? Материальная. Бхута, что такое? У кого какие есть идеи? Бхута шуддхи, такой есть обряд. Никто не делал в Открытом Йога Университете бхута шуддхи?
Из зала: То, что пришло в существование. Бытие, как противоположность не проявленного. Любой из пяти элементов, составляющих вселенную. Элементы или элементали.
Вадим Запорожцев: Здесь это именно принципы. Помните, принципы воды, огня, земли и так далее. Дальше.
Александр Злобин: И, наконец, подходя к завершающему стхити, мы имеем действие и реакции бхута и бхаутика, так что они продолжаются, как система кинетического напряжения.
Вадим Запорожцев: Мы уже обсуждали с вами эту концепцию. Первотолчок, подобно концепции нашей современной Вселенной у ученых, на сегодняшний момент, некий первовзрыв, некий первотолчок. И разворачивание всего-всего-всего. Его можно интерпретировать, не как толчок какой-то материи или энергии, а как некий первотолчок мантры, т.е. толчок первой мантры – раз, первомантра начала разворачиваться, разворачиваться, дробиться, соединяться, переплетаться. И из всей это фантасмагории как раз и родились все объекты или явления во Вселенной.
Знаете, на самом деле есть еще одна такая аналогия, я уж не стал ее проводить в этой лекции, она известна из квантовой механики. Это концепция, так называемая «плотность вероятности». То есть любому объекту или явлению присуща некая функция, которую можно интерпретировать даже как вибрацию, а значение ее «плотность вероятности». Очень странное понятие, означающее следующее, что если возвести значение этой функции в той или иной точке, то вы получите вероятность обнаружения объекта в этой точке.
И там совершенно фантастические результаты, как следует, во-первых, у каждого объекта, будь-то это кружка или автомобиль, есть своя волновая функция. Или языком мантра-шастры – своя мантра, которая, грубо говоря, полностью отвечает за этот объект. Но через описательную способность, какова вероятность его обнаружить в той или иной точке? Так вот, самое любопытное, друзья, что эта функция не имеет четких границ. Вот, к примеру, эта наша кружка, она вроде как очерчена жестко, вот она здесь. А функция плотности вероятности распространяется на всю Вселенную. Из этого есть вывод о том, что эта кружка сейчас может оказаться на первом этаже, телепортировать, грубо говоря. Здесь исчезнуть, а там появиться. Каким образом? А никто не знает!
И конечно нам кажется это все чудесным, необычным. Никто, я надеюсь, с этим не сталкивался в здравом уме и твердой памяти, пока еще, да?! Ну, все еще впереди. А вот, скажем, на уровне микроскопических объектов, будь-то электрон, или даже атом, который в тысячи раз больше, чем электрон, это на каждом шагу происходит. На этом основан, так называемый туннельный электронный микроскоп, это тот самый, который нам позволяет различать объекты, которые много меньше, чем длина волны. Его в принципе нельзя увидеть при помощи света.
И в этом отношении, как ни странно, наука квантовая механика с ее идеей волновой функции. Она была предложена, эта идея, совершенно замечательным физиком Луи Де Бройлем. Это вообще очень интересно, как они приходили к этим открытиям. Вот такие интуитивные прозрения, что весь этот мир, это как волна, состоящая из многих мелких волн. Вот, как рябь на воде. Идет на море большая волна, а по ней более мелкие плавают, по ним еще более мелкие. И вот все, что вы видите вокруг, это как бы одна волна накладывается на другую, на более мелкую, мелкую, мелкую. Причем, с теми самыми способностями, как вот в квантовой механике, что возможно там перемещение, телепортация, как бы мы сказали.
Вот, в этом отношении, знаете, очень приятно, что какие-то очень древние прозрения ведических мудрецов, имеют какую-то аналогию в современной физике. Я не могу поставить знак равенства между волновой функцией и мантрой. потому что понятие мантры, это более глубинное понятие. А понятие волновой функции в этом смысле, мне кажется, более абстрактное, хотя очень хорошо все объясняющее. Но видите, так как никто не изучал квантовую механику и тяжело объяснить. А вот если бы все из вас изучали квантовую механику, то вы бы лучше начали понимать мантра йогу. Кто-то из вас желает вообще хорошо разобраться в мантра шастре, друзья, помним, не избегаем того знания, которое дает современная наука. Оно даст, во всяком случае, картинки для аналогии, что уже очень приятно.
Дальше идем.
Александр Злобин: Эти действия и реакции имеют свои естественные имена, которые могут называться феноменальными шабда. Некоторые из них, а именно те, которые попадают в пределы нашей чувственности, могут быть нами воспринимаемыми. Так, шабда классифицируется относительно различных аспектов творения.
Шабда могут восприниматься прямо или опосредовано. Во втором случае, они общеприняты или заимствованы. Обычный индивид не слышит естественное имя огня, то есть звук “рам” непосредственно. Он утверждает, что оно таково, исходя из свидетельства тех, кто слышал этот звук. То есть это общепринятая апта.
Вадим Запорожцев: Апта. Может у кого-то есть предложения?
Из зала: Компетентный человек, мудрец или адепт. Доброжелатель.
Вадим Запорожцев: Вот так вот! Знаете, машинный перевод, мне пару раз доставались йоговские тексты, которые с помощью автоматических переводилок переводились. Друзья, если хотите посмеяться.
Из зала: может нам исправить в этом словаре?
Вадим Запорожцев: Нет, нет, нормальный перевод. Это как бы авторитетное свидетельствование. Или как бы со слов того, кто. Мудреца в йоге. Прогоните через переводчик туда-обратно, я вас уверяю, там такие перлы будут.
Теперь давайте несколько слов. Итак, каждый из нас видит вокруг мир, сотворенный из мантр или шабда. Большие, более фундаментальные мантры, принципы, образующие более вторичные, которые элементы и уже комбинации элементов. И у нас есть наши органы чувств, зрение, слух и так далее, и так далее. И с этой точки зрения, по сути дела, что делают наши органы чувств и что их объединяет? Они все, кстати, называются, еще раз, индриями. Объединяет их следующее, что мы имеем способность через разные органы чувств воспринимать разные как бы виды мантр.
То есть глаза, на самом деле, они не видят объектов или явлений, они воспринимают мантры, отвечающие за объекты или явления и, собственно говоря, нам кажется, что мы видим. Вот, очень странная такая вещь. Да. Но есть еще другой момент, что в йоге, как говорится, утверждается, существует такой уровень восприятия, когда вы начинаете, видя тот или иной объект или явление, напрямую как бы воспринимать его эквивалент, скажем, в речевом варианте.
Ну, или по-другому, что такое любая вибрация? Любая вибрация, это когда что-то гармонично меняется или не гармонично меняется с плюса на минус, как мы говорили на предыдущих лекциях. А в языке человеческом есть также возможность, так сказать, сотрясать воздух такого же окраса. И вот считается, что на определенном уровне у йогов и йогинь возникает способность, воспринимая тот или иной объект или явление, или принцип, такой, как вот здесь сказано, огонь, посредством, скажем, глаз или другими органами чувств – воспринимать его мантру.
Известно из источников, что мантра, порождающая принцип огня, звучит как “рам”. То есть слог “ра” и “м” – это анусвара, когда мы говорим “рам”, смыкаем губы. И отсюда рождается идея о неком универсальном языке. Что, якобы при определенном духовном развитии, ваша способность восприятия настолько сильная, что вы воспринимаете не просто объект, но сразу его мантру. И, соответственно, можете этим объектом или явлением управлять. Такая, знаете, первомагия слова.
Я вот все никак не доберусь до скандинавских эпосов, вот там на этом очень много чего построено. У меня вот товарищ МГИМО закончил, вот у него были скандинавские языки, он мне много чего рассказывал интересного. Там тоже вот эта магия слова. И отсюда, какой вывод для писателей фантастов? Что если мы когда-нибудь встретим другую цивилизацию, скажем, сделанную не из белка, а из каких-нибудь кремниевых образований, каких-нибудь там осьминогов замысловатых. Знаете, подобно тому, как принципы построения Вселенной везде одинаковые, вот воплощения могут быть разные, то надо на первый контакт между цивилизациями отправлять йога или йогиню, которые именно воспринимает объект, знает вибрацию. Если они знают одинаковую вибрацию, то они как-то язык между собой найдут, то есть не будет путаницы и с той стороны.
То есть еще раз, вот этот миф о неком древнем универсальном языке, о том, что язык в древности не был придуман, а был, как бы, считан. Вот почему считается, что древние языки сакральны, священны. Ведийский язык, это предок санскрита. Он же чрезвычайно сакральным языком считается, он священным языком считается. Считается, что в нем, в самом звучании этого языка, содержится вся мудрость Вселенной. Так как он произошел не просто так, с бодуна, собрались две обезьяны и начали там пищать, и как-то что-то называть. А по-другому: что вовсе не обезъяны, а мудрецы воспринимали объекты или явления. И они давали сопоставления вибрации, которую можно генерировать человеческим голосом с той вибрацией, которая посредством наших индрий или наших чувств постигалась при контакте с тем или иным объектом и явлением, которая является, по сути дела, шабдой или мантрой. Вот такие дела!
Так, друзья, у нас было на лекции достаточно большое лирическое отступление, поэтому мы чуть-чуть успели разобрать. Но с другой стороны, мне понравилось. Все таки давайте мы будем по-тихонечку добавлять, кто на себя возьмет такую миссию выполнимую, чтобы следующий участок, прямо туда вписать слово с расшифровкой. Просто контрл-копи, контрл-паст пораскидать. Если кто-нибудь, кто возьмет на себя?
Александр Злобин: Давайте, я возьму, я все равно читаю.
Вадим Запорожцев: Возьмешь? О, давай, хорошо, все, мы тебя поймали на слове.
Вопрос: А чем вообще мантра от простого слова отличается?
Вадим Запорожцев: Ну, это надо было тебе на предыдущие лекции ходить. А ты где была? А? Далеко? Значит поднимай архивы, слушай, читай, изучай, мудрей.
Так, друзья, ну и теперь я хочу вам еще раз напомнить, что зовут меня Вадим Запорожцев, преподаю я йогу в Международном Открытом Йога Университете. Мы так же проводим занятия по йоге, стоимость от 300 рублей. По всем классическим видам йоги. и даже частично по быстрым методам йоги. А также мы проводим семинары, ретриты, лекции, как сегодняшняя. Лекции у нас от 100 рублей. Семинары шестичасовые стоят 2000 рублей, индивидуальные занятия мы проводим, так же 2000 рублей стоят.
Наконец, у нас есть бесплатные интернет йога курсы, где каждый желающий может самостоятельно изучать теорию и практику йоги на сайте openyogaclass.com Там вам достаточно зарегистрироваться. И самостоятельно все изучать через интернет.
Ну и, наконец, если кто-то из вас в будущем планирует стать преподавателем йоги, то сейчас идет набор в группу по подготовке преподавателей. Эта группа будет называться “Вега”, занятия начнутся в октябре месяце. Вы можете стать, как очным студентом, если живете в Москве или в ближайшем Подмосковье, так и заочным студентом, если вы живете в других городах и странах. Все условия поступления и оплаты я могу, в первом приближении, сейчас вам озвучить, это будет полезно.
Итак, если вы станете готовиться у нас на преподавателя йоги, то, фактически, платить вы будете деньгами только лишь за посещение обычных занятий, семинаров и лекций, которые устраиваются для всех желающих. За специальные занятия, мастер классы, ретриты вы будете платить следующим образом: вы возьмете на себя бескорыстную посильную работу по продвижению йоги для блага всех живых существ и минимум два-четыре часа в неделю будете работать на поддержание нашего университета и, значит, для всех остальных. Ну и, кроме того, когда уже вы будете квалифицированными преподавателями, вы будете также здесь какое-то количество занятий йогой проводить. Вот такая вот система оплаты, система роста. Как я вижу, совершенно справедливая и масштабируемая, посильная.
Но сразу хочу сказать, учиться очень интересно, учеба как бы состоит из двух этапов. Точнее, два этапа, это основные этапы, а потом дополнительный. Первый этап, вы учитесь на инструктора йоги, чтобы проводить классические обычные занятия йогой в зале. А второй, конечно, этап, это более высший пилотаж, где вы учитесь, во-первых, проводить более сложные семинары, занятия, лекции и становиться специалистом в том или ином виде йоге. В частности, в мантра йоге будете другим объяснять, на моем месте сидя, что такое шабда брахман. И чем сршити отличается от вайю, и так далее. Поэтому, значит, милости просим.
Что еще хотел сказать? А, книжка моя! Друзья, давайте я пропиарю свою книжку. Сенсация, сенсация, сенсация! Вышел очередной том. Мы с ребятами. Я вместе с Эдуардом Печориным, хвала ему, он из Сыктывкара. И с Анастасией Михеевой таки ж выпустили третий том – аксиоматика йоги. Джнана йога – йога знания. Это основа, на что все опирается. Собственно говоря, если хотите разобраться в текстах Артура Авалона, в первую очередь надо прочитать и изучить эту книжку. Или через интернет сайт, но книжка всегда приятнее.
Стоит она 350 рублей. Кому нужен автограф, даю автограф. Автограф бесплатно, обратите внимание. Все.
Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: