2008.05.31. №9 Образ жизни йогов и йогинь. ( Вадим Опенйога).

Йога Образа Жизни. Йога в современную эпоху.

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2008.05.31
Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)


Краткое описание :
Почему важно понимать образ жизни древних йогов и йогинь? Основные положения, определяющие образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги. Общие положения всех школ йоги: использовать каждую секунду для своего развития и познакомиться с как можно большим количеством видов йоги. Ловушки на пути йоги. Периоды одиночества. Жилищный вопрос.

Скачать Аудио Вариант

Скачать Видео

Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

Смотреть Видео:

video
play-sharp-fill

Зачем мы рассматриваем тему «Образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги»?

Мы рассматриваем глобальную тему «Образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас древнейшее знание йоги». Необходимость в такой теме более чем очевидна. И по ряду причин это очень острая необходимость.

Почему важно понимать образ жизни древних йогов и йогинь?

Первая причина чтения этого курса лекций – для того, чтобы мы с вами лучше разобрались в древнем наследии учения йоги, которое хоть и по крупицам, но все-таки дошло до нас. Это знание исчезало, исчезает и, вероятно, еще какое-то время будет продолжать исчезать. Чтобы расшифровать это знание, надо знать некий контекст, надо знать условия, в которых жили люди, которые практиковали или вырабатывали это знание. Без этого крайне тяжело вообще понять, о чем идет речь. Нам необходимо хорошенько разобраться в йоге, чтобы не возникало многочисленных мифов, многочисленных псевдоучений, которые построены просто на неправильном переводе или неправильном понимании тех или иных моментов, что сейчас сплошь и рядом наблюдается в йоге.

Вторая причина, почему так важно понимать образ жизни древних йогов и йогинь, состоит в том, что западная цивилизация сейчас находится на распутье: куда идти? по какому пути двигаться? грубо говоря, какие должны быть ценности для людей? Это тоже очень серьезный, очень открытый вопрос. К сожалению, мы сейчас наблюдаем полнейший кризис западной цивилизации. Но он не столь очевиден по сравнению с теми бедствиями, которые были в прежние времена, я имею в виду голод, войны, эпидемии и пр. Т.е. несмотря на то, что наука справилась с этими бедствиями, люди не стали счастливее. Более того, какие-то моменты в современной западной цивилизации настораживают и даже пугают. Необходимость вырабатывать определенный образ жизни – это проблема, которая сейчас достаточно остро стоит в европейских странах, в Америке, у нас в России. У нас здесь, может быть, не в такой острой мере, потому что мы еще все-таки достаточно бедная страна по уровню жизни. Но пройдет совсем немного времени и Россия станет очень богатой страной, очень преуспевающей. И, казалось бы, радоваться, а вместе с этим богатством, вместе с этими хорошими условиями, придут и более страшные проблемы: собственно, а жить-то как дальше? к чему стремиться? к чему не стремиться? И если не решать эти вопросы, то они повлекут за собой волну суицидов, массовые маргинальные проявления и т.п.

Но прежде, чем вырабатывать свой собственный образ жизни, надо хотя бы поинтересоваться, как жили те люди, которые сохранили такое величайшее знание. Интересоваться им следует не для того, чтобы слепо его копировать. Те времена прошли, сейчас все поменялось в мире, во взаимоотношениях между людьми. Но что-то общее все же осталось, и над ними имеет смысл поразмыслить, чтобы не повторять ошибок, которые допускались на протяжении тысячелетий. Я очень надеюсь, что мы с вами не допустим этих ошибок. Я очень надеюсь, что наша страна их не допустит. Я очень надеюсь, что и мир со временем осознает всю бесперспективность бездуховного пути развития, где новым богом стала наука – если раньше это была религия, то теперь наука. Нанотехнологии, заигрывания с биологическими экспериментами по созданию новых живых существ, клонированию и прочее – это достаточно скользкая дорога, если нет какого-то духовного стержня. А так как наука не предполагает никакого духовного стержня, то и опасность возрастает прямо пропорционально могуществу науки. Т.е. по сути дела, мы имеем мощный инструмент в руках людей, которые мало чем отличаются от диких людей. Или, как злые языки утверждают, это как обезьяна с гранатой в руках: в кого она ее бросит? куда она ее бросит? Подобный кризис развития наблюдается во многих странах, и в том числе по этой причине мы рассматриваем данную тему.

Пять факторов, определяющих образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

Остановились мы на пятом пункте, он назывался «Что делать?». Прежде чем продолжать рассмотрение этого пункта, я быстро освежу в вашей памяти основные моменты предыдущих лекций. Итак, основными определяющими факторами в образе жизни йогов и йогинь, были пять моментов.

1. ЦЕЛЬ. Под целью подразумевалось познание Высшего, познание высших духовных законов. Этот же призыв можно переформулировать по-другому, как познание самого себя, познание своей природы, познание того, что есть человек. Это была цель со всеми вытекающими последствиями.

2. СРЕДСТВО. Средство – это самоотречение: отречение от страданий, отречение от незнания, от иллюзии. Т.е. человек принимал решение, что он больше не будет ловиться на все уловки иллюзии. Обычно человек соглашается с тем, что сам себя обманывает, он соглашается с тем, что какие-то моменты можно оставить на потом: «Вот сейчас живи, как живется, а потом разберемся». А оказывается, что не получается так жить. Логическое продолжение такого подхода – это страдания. Поэтому, второй пункт – СРЕДСТВО – это отказ от неведения, это отказ от страданий, это некое самоотречение от страданий. До тех пор, пока человек его не принимает, ни о каком духовном развитии и речи быть не может. Это будет всего лишь заигрывание в понятия, в какие-то практики, если мы касаемся йоги.

3. МЕТОД – не причинять вред ни одному живому существу и не растрачивать жизнь по мелочам. Можно совершенно по-разному прожить жизнь. Можно прожить жизнь, вовсе не соблюдая эти принципы, и более того, находятся люди, которые заявляют, что они стремятся к чему-то духовному, высшему, но в своих методах неразборчивы.

4. ОТДАТЬ СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ – достаточно серьезная и совершенно неочевидная проблема продолжения рода, т.е. проблема детей. И мы пришли к выводу, что чем больше человек вовлекается в духовные практики, тем более ответственно он относится к проблеме продолжения рода. Но случаются ужасные перекосы: иногда в своей суперответственности человек доходит до такой крайности, что отказывается иметь детей, прикрываясь какими-то моментами “вызывающими уважение”. И так же к этому пункту относится то, что в среде йогов и йогинь все, что относится к детям – священно, вне зависимости от того, собираешься ли ты достичь высшей цели в этой жизни или еще рождаться миллион жизней, вне зависимости от того, будут ли это твои дети или дети твоих друзей, знакомых, родственников. В этом смысле мы помним, что для йогов и йогинь нет чужих детей, все дети свои, просто дети сами по себе – это священно.

5. И, наконец, мы подошли вплотную к пятому пункту, он назывался «ЧТО ДЕЛАТЬ?».

Образ жизни в различных школах йоги: использовать каждую секунду для своего развития и познакомиться с как можно большим количеством видов йоги.

Этот пункт «Что делать?» в особенности интересен. Первые четыре принципа универсальны для самых разных школ йоги, для самых разных течений, направлений в йоге и Тантре, они более или менее соблюдаются. А вот с пятого пункта начинается целая радуга методов, т.е. предлагаются самые разные методы, самые разные практики. Все йоги вышли из единого источника, но только одни школы йоги сделали упор на одни практики, а другие – на другие. Поэтому здесь наблюдается некое различие, хотя, в общем-то, традиция едина и передавалась она по единому пути. Однако, начиная с какого-то момента, возникает определенный «окрас» каждой традиции, в ней появляются определенные особенности. В одной школе делают упор на одни методы, например, дыхание, их практики начинаются с усиленных пранаям. В других школах йоги считается наоборот, что с пранаямой спешить не надо, надо заниматься другими практиками. В третьих школах йоги упирают на некие моменты морально-нравственного совершенствования. В четвертых больше упирают на интеллект. В пятых больше упирают на чувства, на чувственное познание Вселенной. В шестых упирают на то, что называется кармой, т.е. на работу со своей собственной кармой, на познание и преодоление этого механизма. Поэтому, последний пункт «Что делать?» достаточно сложный, так как тяжело выделить общие моменты, присущие каждой школе йоги. В каждой школе йоги делали свой собственный упор на определенные практики.

Что объединяет эти школы? Их объединяет несколько моментов. Первое – это не тратить понапрасну время своей жизни, а использовать каждую секунду для самосовершенствования. Т.е. не обязательно заниматься йогой только два часа в день, а остальное время «вот как течет так и слава Богу». Призывалось использовать все во благо йоги. Призывалось использовать любую деятельность во благо йоги, будь то работа или будь то отдых, будь то сон, где призывалось практиковать Йогу Сновидений, либо будь то занятие сексом, где использовались многочисленные практики, работающие с сексуальной энергией. Более того, предлагалось использовать даже момент смерти: если ты не успел сделать что-то в течение жизни, то в момент смерти с разрушением нашего грубого, тонкого или более тонких (причинных) тел высвобождается большое количество энергии, и даже на этой последней волне энергии можно доделать все, что не успел сделать, когда был жив. Такие практики есть, мы с вами об этом говорили.

С точки зрения образа жизни разные школы несколько отличались. Кто-то из последователей, несущих эту традицию, выбирал одни методы, кто-то – другие. Поэтому призывалось к двум вещам: во-первых, не терять ни секунды, а во-вторых, познакомиться как можно с большим количеством методов, чтобы подобрать себе из этой копилки йоговских методов, методы, подходящие именно вам. Вот почему в одних школах йоги делали упор на аскетизм: всячески держать себя в узде, всячески себя сдерживать. В других школах йоги наоборот практиковались методы чувственного постижения. Что касается Тантра Йоги: в одних школах призывалось воздерживаться от секса (во всяком случае, какой-то период), а в других школах йоги говорили, что нет смысла воздерживаться, надо использовать сексуальную энергию, но только грамотно. Это в результате формировало некий образ жизни, который несколько отличался от школы к школе. Но в любом случае, в каждой школе йоги призывали к тому, чтобы ни одно проявление человека не осталось не охваченным. Если хоть одно проявление вашей жизни останется не охваченным, то именно через это неохваченное проявление вашей жизни пойдут проблемы. Наша майя, наше неведение, наше страдание в этом смысле как если бы обладает своим собственным интеллектом. Оно хочет войти в крепость там, где нет охраны, нет ворот, т.е. нет понимания. Точно также и в нашей жизни: если мы не уделяем внимание тому или иному аспекту нашей жизни, то через него и приходят все наши проблемы. Так вот, в школах йоги призывалось, хотя бы познакомиться с различными видами йоги (скажем, с Нада Йогой или Йогой Сновидений), хотя бы узнать, что такие йоги есть, даже если вы не собираетесь их практиковать. Это нужно для того, чтобы, когда возникнет потребность, из копилки извлечь эти методы и попытаться их использовать для решения своих проблем.

Ловушки на пути йоги.

На духовном пути нас ждут суровые ловушки. Эти ловушки не придумал кто-то злой. Они являются диалектики, результатом борьбы противоположных тенденций, каждая из которых губительна. Но природа хитро сделала наше тело: взаимоисключающие крайности так хитро переплетаются в наших телах, что не дают нам погибнуть. В то же самое время, когда мы начинаем распутывать весь этот клубок, мы сталкиваемся иногда с проблемами, которые на первый взгляд очень легко решить, но, начиная разрешать такую проблему, мы просто топчемся на месте, мы даже не осмысляем, о чем идет речь. Поэтому, в йоге есть предупреждения о будущих ловушках на пути. Они более или менее известны.

1. ЗДОРОВЬЕ. Первая ловушка, с которой сталкивается человек, это проблемы со здоровьем, проблемы с нехваткой энергии в физическом организме. Проблемы, как нам кажется, понятного характера и, занимаясь йогой, человек достаточно быстро и универсально решает все эти проблемы, которые стоят перед ним. В этом смысле йога – наука красивая и универсальная. Не хочу сказать, что йога – это панацея от всех зол, но достаточно мощное средство.

2. СЕКС. Как только человек разбирается с вопросами чисто физического характера, как только у него появляется излишек энергии, излишек сил, тут же всплывает вторая засада на пути – все, что связано с сексом. Устройство нашего тела формировалось в течение множества поколений. Для того, чтобы мы с вами не вымерли, как живые существа, были придуманы очень хитрые инструменты, которые неявно мотивировали наше поведение. Для природы главное, чтобы индивид выжил. Следующее, о чем заботится природа, это продолжение рода. И всякое посягательство на эту тему со стороны человека карается самым суровым образом. Каким образом карается? Дело в том, что механизмы сексуального влечения, сексуальной энергии, они как пласт, пронизывающий все. И самое интересное, что этот пласт находится в более глубинных уровнях, чем пласт нашего разума, того, что мы называем нашей способностью размышлять. Как только человек сталкивается с проблемами использования сексуальной энергии, и начинает их подавлять, то природа-мать начинает интерпретировать это подавление, как попытку прекратить род людской. И тут же включаются очень тонкие, очень коварные, очень свирепые механизмы, которые просто отключают разум. Какая бы у тебя ни была идея – хорошо сексом заниматься, плохо сексом заниматься и т.д. – если природа почувствует угрозу продолжению рода, то включатся очень хитрые механизмы. Эти механизмы настолько хитрые, настолько тонкие, что современные биохимики, биофизики – не знаю, кто там сейчас занимается этими вопросами устройства человеческого тела – но даже они разводят руками. Я не хочу касаться науки, это отдельная тема. Йога отделена от науки, йога не отменяет науку, а дополняет. Но, тем не менее, существуют какие-то непонятные гормоны, которые то появляются в крови, то исчезают, причем время их жизни может быть ограничено минутами, и ты просто не успеваешь их даже определить. Или какие-то нервные импульсы проскакивают. Т.е. эти механизмы – это очень глубинная ответная реакция.

Поэтому следующая ловушка на пути йоги – это вопросы секса. И если вы занимаетесь йогой, если вы занимаетесь духовным саморазвитием, но по каким-то причинам решили, что вопросами секса заниматься не будете, да и некогда, и считаете, что вы себя прекрасно контролируете – это опасная иллюзия. Это всего лишь дело времени, когда природа заподозрит неладное и начнет с вами творить непотребства, т.е. она просто отключит вам разум, и вас понесет. Так мы сделаны. Некоторые с ужасом начинают говорить, что это какие-то темные силы, которые захватывают нашу природу и нами управляют. Эти силы не темные, эти силы более чем светлые. Постоянно возникают какие-то либо жесткие условия жизни, либо философские течения, учения, которые начинают сексуальную тему так или иначе задавливать и если бы этих сил не было, мы бы уже много раз с вами вымерли бы как вид.

Поэтому первым критерием вашего успеха в обычной йоге будет некий порядок и полнота энергии в сексуальном плане. Если вы не испытываете наличия энергии на сексуальном уровне, значит, у вас там действительно накопилось много недоделок и сейчас действительно не до этого. Но это время еще придет и придет обязательно к каждому – мы так устроены. И вот к тому моменту, когда все это придет, очень хорошо было бы подготовиться, иначе в один прекрасный момент природа отключит ваш разум и вас понесет. В связи с этим очень рекомендовали изучать все разделы Йоги Союза, Тантра Йоги, Йоги Влюбленности, потому что эти темы касаются непосредственно механизма защиты продолжения рода (МЗПР).

Сексуальные практики – это наша дань природе, которая нас родила и поддерживает. Все попытки задавить сексуальность – это оскорбление природы-матери, это отрицание жизни, отрицание продолжения жизни.

Но вот вы научились решать эти проблемы, вы поняли, чего хочет от вас природа-мать, вы более или менее разобрались в этой теме, идете вперед такие радостные – и дальше следующая засада.

3. ВЛАСТЬ. Занимаясь йогой, человек развивает в себе способности, интеллектуальные, физические, сейчас я даже не буду говорить про сверхспособности – это крайне неинтересная для меня тема, они ни к чему хорошему не приводят (наш мир не для сверхспособностей, еще пока не настало время, чтобы в этом мире на каждом углу были сверхспособности; наоборот, мир их задавливает, не время еще – здесь по улицам ходят еще какие-то придурки – а мы про сверхспособности). Так вот, если вы овладели йогой, ваши способности – интеллектуальные, физические и какие угодно – оттачиваются, становятся совершенно безукоризненными, вы начинаете доминировать, вы начинаете более успешно справляться с любыми вопросами и задачами, которые жизнь вам ставит. Но вы натыкаетесь на вопросы межличностных взаимоотношений, на вопросы сексуального плана. Если вы честны с самим собой, вменяемый, чистый йог или йогиня и, если вы смело идете к решению этих вопросов, то вы рано или поздно решаете и вопросы, связанные с сексуальной энергией.

Если вы просто йогой позанимались, преуспели, у вас одни способности. Когда вы еще более или менее начинаете ставить под контроль сексуальную энергию, тогда на вас способности просто валятся, в том числе и сверхспособности. По-настоящему сверхспособности начинают проявляться только лишь у человека, который поставил под контроль свою сексуальную сферу – т.е. не запретил себе секс и не ударился в сексуальный разгул, а научился этой энергией пользоваться. Не даром во многих йоговских трактатах призывалось, что правильное воздержание в течение долгого времени, вырабатывает внутри человека такой вид энергии, который очень естественно, быстро и просто раскрывает все способности, сверхспособности, делает личность, как сказали бы в 18 веке, «магнетичной» или «харизматичной», как сказали бы сейчас.

Как правило, эта личность выделяется на фоне всех остальных, т.е. начинает доминировать. И, казалось бы, надо бы радоваться, но тут идет искус – ВЛАСТЬ. Вам вдруг будет казаться, что кругом некомпетентные правители, власть предержащие. А они действительно иногда себя тупо ведут. И будет искушение захватить власть. Благо, что к тому моменту вы будете обладать уже всеми способностями. Благо, что для вас уже не будет труда пробиться наверх и как-то развернуть ситуацию туда, куда надо – вы будете обладать этими возможностями. Но искус власти самый сильный, потому что вам будет казаться, что человечество страдает, что власть ничего не делает, что надо сделать очередную революцию, что надо Ляпкина-Тяпкина сместить, а Тяпкина-Ляпкина поставить. И вас может захватить, завертеть и унести в какую-нибудь политическую партию, в какое-нибудь движение против чего-нибудь, за что-нибудь – «за добрую старую родину», «против дурных влияний» или, наоборот, «за новое и светлое» «против старого мракобесья» и т.д. – неважно на самом деле. Человек глазом не успеет моргнуть, как его хоп – и завернуло и понесло, а энергии много, энергии много от йоги, энергии много от Тантра Йоги. Это очень серьезный искус, который может остановить ваше развитие. И если ко всему прочему вы забыли методы, если вы забыли, что нельзя причинять вред ни одному живому существу без крайней необходимости, если вы забыли о том, что не стоит растрачивать жизнь по мелочам, то это следующий момент, который вас захватит и понесет. И вы даже глазом не успеете моргнуть, как умрете и вновь родитесь. Это не рационально с точки зрения йоги.

Существуют также другие препятствия на пути. Там одно препятствие утонченнее другого, они очень трудно распознаваемы, и не цель этих лекций рассматривать их. Все препятствия достаточно хорошо описаны в йоге. Но понимаете в чем дело, казалось бы: «Ну, раз они описаны, то мы теперь знаем, все хорошо, мы уже подготовлены»? – Да нет, не так-то все и просто, там завязаны самые глубинные мотивации нашего поведения. Иногда надо будет вам проявлять власть и наводить порядок железной рукой, если это будет ваш долг. А распознать, где и как вам поступить – очень тяжело. Точно так же и в вопросах секса: где надо блюсти воздержание, безбрачие, а где надо полностью исследовать весь этот вопрос. В общем, не всё так просто на пути йоги. Поэтому в группах йогов и йогинь, где сохранилось знание йоги, по-разному делался акцент на дальнейшем образе жизни: например, если человек принадлежал к касте правителей, то ему просто деваться некуда было от власти, он должен был ее применять, вопрос в том, «как?» и т.п. Ставились разные акценты и в результате образ жизни одного йога или йогини мог несколько отличаться от образа жизни другого йога или йогини, в зависимости от того, чем они занимались, какое положение занимали.

Все школы йоги вышли из единого источника.

Иногда нам кажется, что есть несколько школ йоги, несколько течений Тантры. А при более глубоком изучении выходит, что все они вышли из одного источника.

Как вы помните, йоги и йогинь, донесшие до нас знание йоги, жили крайне непубличной жизнью. Но, тем не менее, они оказывали сильное воздействие на менталитет тех стран, в которых жили – явно, неявно, косвенно, но оказывали воздействие. Явно или неявно этот образ жизни начинали копировать простолюдины (как бы сказали в те годы). Явно или неявно кому-то это помогало, а кто-то в очередной раз делал перекос.

Я напоминаю вам, что в духовном смысле равенства нет. Люди хоть и похожи друг на друга, но все они разные по степени самоосознанности, по степени ответственности, по степени осознания человеком своего Я, своего места во Вселенной. Кто-то больше похож на животное, чем на человека. Включите криминальные хроники, посмотрите на героев. Там иногда кажется, что это все животные, которые просто умеют разговаривать, потому что у собаки иной раз бывает больше интеллекта и человеколюбия. Все мы разные, но это не значит, что кто-то ниже, кто-то выше. Как говорится: «У каждого святого было прошлое, у каждого грешника есть будущее». Но, проникая в среду «простолюдинов», людей, неискушенных духовно, любой образ жизни начинал трансформироваться и приобретал самые уродливые формы.

Например, была одна школа йоги очень массовой традиции, где йоги считали, что их задача (как один из вариантов практики Карма Йоги) – служить человечеству. В этой школе были так называемые храмовые жрицы, которые во имя Матери могли отдаваться кому угодно, любому страждущему. Т.е. любой путник заходил в храм и мог сексуально провести время с этой жрицей любви. И это на первый взгляд очень странное такое положение. А с другой стороны, эти жрицы были женщинами, которые служили людям всем на свете, даже своим телом, у них был такой обет. Вот такая школа йоги была. Во что это превратилось, как вы думаете? Это превратилось в проституцию. Т.е. если сперва это было бескорыстно, то потом это превратилось в проституцию, а недавно это еще большее продолжение получило. Меня это очень шокировало, т.е. если раньше были «девочки по вызову», то теперь «жрица любви посвятит в таинства духовных практик» – ну, понятно, за деньги. Т.е. еще раз, друзья, это больное место всех высоких йог. Как только йоги попадают в грязные руки, то даже самые высочайшие идеи искажаются.

Наличие таких жриц, которые отдавались каждому путнику, приводило к тому, что не было маньяков, не было изнасилований – а зачем кого-то насиловать, пошел в храм и всё. На первых взгляд, казалось бы: а чего это женщина так себя ведет? А вот если копнуть глубоко, то начинает доходить высший смысл. С другой стороны, представьте себе насколько эта женщина должна быть предана Высшему, чтобы служить людям всем, в том числе и своим телом. Но маленькое-маленькое изменение – и мы получаем проституцию, чуть-чуть – и всё извращается. Поэтому прежде, чем судить то или иное явление в истории, в жизни каких-то других народов, надо очень хорошо разбираться в условиях их жизни. Иначе можно так головы рубить: «А, все они были дураки, извращенцы». А если начинаешь копать, если начинаешь узнавать, как там было на самом деле, то перестаешь так огульно кого-либо в чем-либо обвинять.

Были и другие школы йоги, где блюли очень жесткую брахмачарью, где все сексуальные проявления полностью ставились под контроль. Но я должен одну вещь тут добавить: они очень грамотно блюли брахмачарью. Внутри нас есть механизм защиты продолжения рода (МЗПР). Не дай Бог этот механизм заподозрит, что вы выступаете против рода людского, как вас сотрут с лица земли. Точнее, вам отключат разум, и вас понесет. Этот механизм формировался многие и многие тысячи лет. Генетически из поколения в поколение, выживали те, у кого этот механизм был на уровне тонких структур тела, которые мы возобновляем при каждом рождении. Мир очень сложный, мир не такой однозначный. И были школы йоги, в которых последователи вели такой образ жизни, где секс всячески регламентировался, где он был сведен до какого-то совершенно минимума.

Но и та школа йоги, и эта школа йоги вышли из одного источника, опираются на одни и те же принципы и ведут к одной и той же цели. В этом некая сложность. То же касается и всех других наших проявлений человеческой жизни. И в этом смысле начинается сложность в определении образа жизни. Здесь идет миллион разных сценариев, начиная от одного образа жизни и заканчивая прямо-противоположным.

Вопрос: «Как отличить честное подавление сексуального желания, когда ты можешь сдержаться, от нечестного?»

Вадим Опенйога: «С помощью секса каждый из нас оказался на этой Земле. Из пробирок нас пока не выращивают, а если и будут выращивать, то все равно те импульсы, которые порождают канал, через который мы приходим на Землю, он все равно имеет сексуальный характер. Это достаточно закрытые от непосвященных темы и вне контекста Тантра Йоги я касаться их не хочу.

Тема секса – первое, с чем вы столкнетесь, если йога у вас пойдет правильно. Если вы еще с этим не столкнулись, значит, вы еще разгребаете карму, касающуюся физического тела. Как только возникает избыток энергии, праны, как только вам прямая физическая смерть не угрожает, следующая тема, к которой вас будет призывать Вселенная, это продолжение рода. В этом смысле тема рождения, тема секса выше (в хорошем смысле слова) любых философий. И только лишь та философия действительно справедлива, которая эти вопросы рассматривает, причем рассматривает с положительной точки зрения. Все человеконенавистнические философии, психологии и учения, которые выступают против секса, исчезают двумя путями. Первый – естественно, т.е. сказал «нет» и исчезла философия. Вторая – это глубинные механизмы на уровне причинного тела.

Это как автопилот. Говорят, в самолетах есть автопилот, и когда все нормально, летчик ведет самолет, а как только он начинает в какой-то крен неправильный выходить или еще что-то, у него сама система, сам компьютер перехватывает управление. И летчик что-то дергает, двигает, но от него уже ничего не зависит. Самолет уже автопилот ведет. Это очень важно, когда дело касается долей секунды. Когда человек не в состоянии понять, на какой рычаг давить, система быстренько перехватывает управление и спасает таким образом от катастрофы, от смерти самого же летчика. Если аналогию провести, внутреннее мы устроены примерно так же. На уровне причинного тела заложен такой автопилот, и если вы начинаете неграмотно выступать против секса, то у вас перехватывается управление, и вы глазом не успеете моргнуть, как вас либо понесет на приключения, либо у вас начнутся девиации извращенческого толка. То, что нельзя получить прямо, начинает достигаться опосредованно через какие-то иные моменты.

Эта внутренняя игра очень опасна. Откуда, вы думаете, маньяки берутся? С Луны, что ли, падают? Эта вещь очень опасная, поэтому природа в этом смысле нас охраняет и все, что касается секса, священно, как учит нас Тантра Йога. Если вы считаете, что секс это грязно, то вам делать нечего в Тантра Йоге. С другой стороны, если бы не было сексуальной энергии, мы бы с вами здесь ни о какой йоге не рассуждали, мы просто не родились бы».

Вопрос: «Природа секса – это причинное тело?»

Вадим Опенйога: «Природа секса и причинное тело – это разные категории в описании устройства нашего бытия. Если простыми словами описывать, чем является энергия секса, то можно сказать, что это самая чистая, предельно творческая энергия нашего бытия. А если вам нравятся йоговские аналогии, то можно сказать, что у нас есть базовая энергия нашего тела, иногда она называется энергия Кундалини.

Энергия – это проявленная часть изначальной вибрации породившей Вселенную. Эта изначальная вибрация, породившая Вселенную, она же энергия Кундалини в чистом виде. Энергия секса – это энергия Кундалини, очень тонкая энергия. Первое, во что она превращается, это энергия секса. Природа секса – это один из видов энергии Кундалини. Это все аксиоматика йоги, я понимаю, что вы ее просто не знаете. Ее никто не знает, потому что все думают, что йога – это на голове стоять и пр. Йога – это глубинная философия. По поводу стояния на голове, к примеру, в Китае бы за это чуть ли не казнили того, кто это делает. Якобы он нарушал порядок вещей, что должно быть подобное в подобном. Причинное тело – это аналог грубого тела, которое сделано из грубой энергии, из грубой материи. Причинная же материя – это самая тонкая материя. Причинное тело – такое же тело, как наше физическое тело, но только сделано из сверхтонкой энергии, материи, из той материи, которую, к счастью, наши ученые еще определять не научились. Если бы научились определять эту тончайшую материю, то уже бы сделали что-нибудь ужасное: время от времени читаю ужасы всякие про астральное или психотропное оружие. Наука у нас по определению бездуховна, т.е. категория духовности, категория ответственности просто не входит в понятие науки. В науке ты должен давать результат. Есть законы природы – ты должен их раскрывать, а кто ими будет пользоваться, как ими будут пользоваться – не важно. Ученые говорят: «Это не мои проблемы». Т.е. не важно, попадет ли новое открытие в руки маньяка или спасителя человечества. Ученые говорят: «А меня это не интересует, меня интересует хорошая наука». Не знаю, знаете ли вы или нет, что дедушка атомной бомбы был, что называется, один из самых «белых и пушистых» людей – Альберт Эйнштейн. Он подтолкнул ученых к созданию этой бомбы, а потом, когда ее создали, он сам схватился за голову».

Вопрос: «Природа любви – это природа энергии Кундалини или Я?»

Вадим Опенйога: «Это вопрос уже из Йоги Влюбленности. Природа любви, природа влюбленности – это подарок, это состояние самое близкое к состоянию просветления. Оно дарится нам высшими сферами авансом, на несколько мгновений, чтобы попробовали на вкус, чтобы знали, к чему стремиться. Природа влюбленности и любви не сводится ни к энергии, ни даже к сознанию. Во всех проявлениях, будь это самая грубая энергия или будь это самая тонкая энергия на уровне причинного тела, любовь не сводится ни к энергии Кундалини, ни к сексуальной энергии, ни к сознанию, ни к сверхсознанию, ни к подсознанию и т.п. Понятия «энергия» и «сознание» не имеют отношения к таким понятиям, как влюбленность и любовь – это вещи запредельные.

Я уже начинаю Йогу Влюбленности рассказывать: «Не существует условий и факторов в этой Вселенной, чтобы заставить кого-либо влюбиться, их просто нет». Можно сделать какую угодно комбинацию энергии и сознания и породить любой объект или явление во Вселенной, сверхновую звезду, любую эмоцию: страх, зависть, ревность и т.д. Можно создать всё, за исключением влюбленности, потому что влюбленность – это и не чувство, это естественное состояние нашего Высшего Я. Точнее, естественное состояние нашего высшего Я невыразимо словами, а самое близкое состояние к нему – это состояние влюбленности. Поэтому «энергии», «тонкие структуры», «чакры» и т.д. никакого отношения к влюбленности не имеют, хотя влюбленность может проявляться через разные структуры, в том числе и через чакры.

Периоды одиночества.

Образ жизни йогов и йогинь в последнем пункте «Что делать?» мог существенно отличаться. К примеру, йогиня могла быть храмовой жрицей, которая отдавалась любому встречному. Или же, йогиня могла вести предельно целомудренный образ жизни. Йог мог занимать высокое положение в иерархии власти или он мог быть вообще совершенно незаметным человеком. В общем, много-много всяких разных раскладов жизни. Но, тем не менее, есть здесь один фактор общий для йоги. Мы помним, что вся иерархия началась с цели. А ЦЕЛЬ – это познание Высшего. Соответственно, для того, чтобы познавать Высшее, призывалось познавать его через все то, что нам Вселенная приносит. Т.е. не ждать пока оно откроется где-то там, на вершинах Гималаев. Высшее уже и так вокруг нас, мы просто его не видим, не ощущаем. И дальше уже идут методы. Читая данный курс лекций по образу жизни йогов и йогинь, конечно же, волей или неволей мне придется затронуть и методы. Но деваться некуда, потому что эти факторы тоже достаточно показательные и кое-что мы даже можем позаимствовать.

Первое. С известной периодичностью йог или йогиня должны были оставаться в одиночестве, какой бы йоги они не придерживались. У каждого по-разному, в разные периоды времени по-разному: иногда это надолго, но редко, иногда это часто, но недолго. В любом случае, период одиночества крайне необходим и в разных йоговских трактатах это прямо или косвенно указывается. Во-первых, всегда в трактатах призывают изучающего йогу построить себе убежище, какую-нибудь хижину, и время от времени там жить. Хорошо им там, в жарких странах: напилил из бамбука веточек, пальмовыми листьями накрыл – и вот тебе и стол, и дом. У нас, конечно же, тяжело этому следовать. Но, тем не менее, считается, что обязательно с известной периодичностью каждый йог и каждая йогиня должны проводить в строгом одиночестве. Т.е. после периода взаимодействия с социумом, если вы практикуете Карма Йогу, или периода управления, если вы практикуете Раджа Йогу, или если вы со своей подружкой практикуете Йогу Союза или Тантра Йогу, то обязательно должны быть периоды, когда вы остаетесь один на один со Вселенной.

Вопрос: «Зачем нужны периоды одиночества?»

Вадим Опенйога: «Если этих периодов не будет, то вы это очень четко почувствуете. Это чисто технический момент. В Йога-Сутрах Патанджали очень красивое дается сравнение: тело обычного человека – обычное, а тело йогина – сверхчувствительное. Приводилось сравнение, что если пылинка попадет вам в глаз, то это вызывает резкую боль, резкую вашу реакцию. А если она коснется руки, то ничего страшного. Точно также и тело йогина, усиленно практикующего йогу, становится настолько ранимым, возбудимым, настолько обостряется восприятие, что йогин естественным образом стремится к уединенности. Отсюда и пошли многочисленные перекосы, что йогин только в уединенности и живет.

Одиночество – это необходимая составляющая вашего образа жизни, иначе вы просто свихнетесь. Методами йоги вы чистите каналы, центры, ваши чувства обострятся до предела, если до вас там перышком дотронуться, вы можете это воспринять, как будто дубинкой вас огрели, особенно, если вы начнете практиковать мощные йоги, к примеру, Пранаяма Йогу. Поэтому у каждого йога или йогини был свой угол, куда они с известной периодичностью уединялись. Не делать этого – большая ошибка, вы перегреваетесь. Вы «копаете» причинное тело, причинное тело дает мощную реакцию и вы начинаете творить непотребства. Такой пример: самая большая проблема на подводных лодках или космических станциях – это совместимость экипажа. Вроде все мы белые и пушистые, вроде всё совершенно замечательно, но стоит людей поместить в ограниченное пространство, проходит две-три недели и они начинают друг друга тихо ненавидеть.

Бьются над этим психологи, бьются над этим ученые, кто только не бьется. Но все дело в том, что, когда вы очень близко друг с другом находитесь, вы начинаете взаимодействовать друг с другом на уровне причинного тела, вы начинаете невидимо тереться друг об друга (я сейчас говорю очень образно). И возникает возбуждение, возбуждение, возбуждение и внутренние наши структуры напрягаются. Человек день держится, второй, неделю держится, третью держится, на четвертую неделю экипаж в поножовщине друг друга перебил. Сплошь и рядом эти моменты, когда из-за несовместимости люди, живущие в ограниченном пространстве, начинают совершеннейшие непотребства творить. Никто не может понять почему. Тайна заключается очень глубоко, тайна заключается на уровне причинного тела. И в этом смысле решить проблему просто подбором психологически совместимых людей практически невозможно. Все равно те или иные трения будут возникать.

Подобные моменты возникают в гипертрофированно увеличенной форме, когда вы начинаете заниматься йогой. Если вы живете в ограниченном пространстве, то вас начинает раздражать сосед, ваши родные и близкие, друзья, знакомые, родители. И самое неприятное, когда ваш любимый юноша или ваша любимая девушка начинают вас раздражать. Вам нужно время, чтобы остыть, нужно побыть одному, а вы постоянно рядом. К примеру, сожмите руки и держите. День подержите, боль будет страшная. Но мы понимаем, что мы сжали руки, поэтому если мы их расслабим, то боль уйдет. А когда внутри что-то сжимается, напрягается, то мы даже не понимаем, что и почему. Потому что это причинный уровень, а причинный уровень коварен тем, что мы его не осознаем, не отслеживаем. Нам просто плохо, а почему плохо? – А Бог его знает почему. Иногда говорят: «Я не совместим с этим человеком». – Да не ты не совместим с этим человеком, просто ты попал в такие условия, где он напрягает твой причинный уровень, а ты его. И вопрос совместимости – это найти такое джентльменское соглашение, чтобы не цеплять друг друга. Поэтому и говорят, что йог – это человек, который может жить со всеми. Т.е. он всегда подстраивается под любую ситуацию. Но нам до этого еще далеко. Прежде, чем стать такими йогами, у которых в жизни нет никаких конфликтов, нам надо научиться работать с причинным телом, а это, ой, как глубоко.

В образ жизни йогов и йогинь вошло, что обязательно должно быть уединенное место, где вы время от времени находитесь. Чем более интенсивно практикуете мощные методы в йоге, тем больше надо уделять внимание тому, чтобы у вас была «берлога», где вы будете «зализывать свои причинные раны». Если этого не будет, то будут конфликты, трения. Понимаете, этот механизм очень глубинный, он заложен в нашу поведенческую модель и заложен нашей природой. Природа тоже не любит большую скученность. Разные гипотезы по этому поводу выдвигают. Некоторые считают, что если большая скученность населения, то возникают эпидемии. Естественная привычка, естественное желание держаться на расстоянии, т.к. безопаснее. Т.е. это еще наследие со времен Средневековья, когда чума половину человечества выкашивала.

Знайте, если вы начнете серьезно заниматься йогой, у вас возникнет острая необходимость время от времени быть одному. Если эту необходимость вы не будете осуществлять, то начнутся проблемы, проблемы неявные. А если вы еще не придерживаетесь принципа непричинения вреда ни одному живому существу, то вас может понести, например, вы можете какие-нибудь скандалы устраивать. С одной стороны, это такие трения – это хорошо. Потому что как бы вы иначе до причинного уровня бы дошли? Сколько бы вам надо было еще жизней родиться, чтобы дойти до этого уровня, уровень причинного тела? Это тот уровень, на котором живут высочайшие йоги и йогини. Это сверхуровень, откуда до просветления рукой подать. Живя вместе, вы начинаете тереться друг с другом. Именно по этой причине, в пункте «Отдать священный долг» мы рассматривали положение о том, что жену или мужа следует выбирать, как: а) мать или отца своих детей, б) как товарища по аскетизму. Среднестатистическая семья, как правило, к этому и приходит: на уровне причинного тела начинают муж и жена тереться. С одной стороны, они чистят друг друга очень сильно, быстро – «рука руку моет». С другой стороны, это то же самое, что в глаза песка насыпать – очень больно. И для того, чтобы уметь сносно вести в том числе и семейную жизнь, вам время от времени надо быть один на один со Вселенной. Если не будете, то в одно прекрасное утро это напряжение достигнет опять какой-то критической точки и опять отключится разум и опять понесет.

РИС. МЕСТА УЕДИНЕНИЯ.

Жилищный вопрос.

Чем сложно причинное тело? Уровень причинного тела – это более глубинный уровень, чем уровень разума. Можно сколько угодно проходить психологические тренинги: «Ой, я белый и пушистый. Я никого не трогаю. Мир, дружба, жвачка. Да будут все живые существа счастливы». Но потом что-нибудь заденет вас за живое, и вы забудете все – и в первую очередь этот тренинг – и вот вы уже с кулаками лезете на обидчика… В этом опасность страшная, поэтому для йогов и йогинь в древности это был серьезный момент.

Но говорить вам об этом – то же самое, что сыпать соль на ваши раны. Дело в том, что в нашей стране карма жилья одна из самых чудовищных. Мы заплатили своим жильем за победу во Второй Мировой Войне, за выход в космос – за все мы заплатили. У нас жилищный вопрос крайне остро стоит. И если я вам буду говорить: «Друзья, для практики той или иной йоги вам надо иметь отдельную комнату, а еще лучше отдельный дом, не многоэтажный, а где-нибудь на лоне природы», это будет звучать как издевательство. Но и не говорить об этом я не могу, иначе процесс не пойдет. Если вы начнете практиковать, то вам нужно будет место уединения. Точно также йогам и йогиням нужно было место уединения. Им было проще: в Индии жарко, земля ничья, а если и есть у нее хозяин, то все равно земли хватало. А наша страна хоть и самая большая по площади, но попробуйте купить, например, участок в Подмосковье. И говорят: «Жилищная проблема, жилищная проблема». Это не жилищная проблема, это наша дурная карма. И она будет для вас обостряться по мере вашего занятия йогой, просто до сумасшествия вас будет доводить.

Вывод из этого один: жить, как в Америке, т.е. чтобы у каждого был домик. Желательно, чтобы это была не клетушка в гетто-муравейнике, а что-то такое с садиком и т.п. Но еще раз, говорить вам это, это издеваться над вами. В то же самое время обратите внимание, как живет Америка. Центр деловой маленький, а вокруг в радиусе пятидесяти километров домики одноэтажные, коттеджи. Я надеюсь, что мы тоже к этому придем.
Поэтому, если у кого есть возможность купить в Подмосковье сотку – другую земли – покупайте. Она только и будет расти в цене, потому что все больше и больше людей начнут заниматься йогой, и предложение будет не дотягивать до спроса. Это шутка, конечно, но в то же время подумайте, иначе вы просто перегреетесь на такой пустяковой мелочи.

Я помню, еще когда были первые электронно-вычислительные машины, то все компьютерщики за голову хватались: «Ой, ой, система охлаждения, система охлаждения». Я так чисто пораскинул умом и подумал: «Сделать какой-нибудь супер-пупер процессор, выполняющий миллиарды операций в секунду – это ж так сложно, а охлаждение – вентилятор поставил, крутится и все». Вот примерно такая же ситуация и в йоге. Казалось бы, нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы изучить какую-либо практику с многочисленными подробностями, а где мы ее будем практиковать, где мы будем отдыхать и т.д. – это дело десятое. А на самом деле, это как с компьютером: если он перегревается, то начинает давать сбои. Точно так же и мы с вами перегреваемся йогой и нам надо место, чтобы остыть.

Вселенная не была к нам сурова и предоставила нам один выход. Многие из нас могут им воспользоваться. Это так называемые «шесть соток» – дачные участки, которые в советские годы многим людям дали. И если у вас есть хоть какой-то клочок земли на достаточно разумном расстоянии от города, то имеет смысл переоборудовать его под место для практики йоги. Пусть там условия более чем спартанские, но шесть соток – это оптимальный размер, что называется «ни больше, ни меньше». Если меньше, то мало пространства: забор и уже сосед рядом. А на шести сотках сосед относительно далеко. Если участок большего размера – тоже тяжело, потому что нужно будет за ним ухаживать, сорняки выпалывать и йогой некогда будет заниматься. Так что проблема дачников – это на самом деле стратегическая духовная проблема, это проблема выживания (в том числе и йоги). На первый взгляд смех. Но с другой стороны, ситуация сходна с ситуацией, когда человек собрался в дальнюю дорогу, полностью подготовился, но шел-шел и наступил ногой на гвоздь. Нога болит, казалось бы, иди дальше, а идти не можешь из-за этого несчастного гвоздя. Примерно та же ситуация и в йоге. Казалось бы мелочь – мало ли где можно одному побыть: дача, квартира. Казалось бы, это мелочь с позиции глобального просветления, поднятия Кундалини, открытия третьего глаза, это все как-то пошло и по бытовому звучит. А вот это может оказаться тем гвоздем, наступив на который, вы проткнете себе духовную ногу и дальше просто будете не в состоянии идти. Точнее, идти то можно, но это будут мучения. Поэтому если есть у вас возможность улучшить жилищные условия – улучшайте. Но вопрос жилья – это вопрос кармический, это не то, что ваши мама с папой не подсуетились, это не то, что страна у нас такая. Это вопрос кармы, это расплата: мы задолжали, теперь надо расплачиваться. Или на худой конец найдите себе где-нибудь в парке безлюдный участок земли и начните там заниматься – будете маньяков распугивать, они страшно боятся таких тем. Представьте, кто-то пранаямой занимается и начинает шипеть. Маньяки просто разбегаются – это, вероятно, самое страшное, что только может быть в их жизни.

Ну и напоследок, огромная часть бытовых проблем, трений, как ни странно, решается жилищным вопросом. В том плане, что пока вы вместе – вы ненавидите друг друга, когда вы по раздельности – то становитесь милыми людьми. И здесь задействованы более глубинные механизмы, чем кажется на первый взгляд. Это очень серьезная тема, тема трех йог: есть Йога Союза (Йога Секса), Тантра Йога, Йога Влюбленности. Там эти темы очень подробно рассматриваются. В двух словах ответить очень тяжело, нужно всю йогу пройти от начала до конца. Поэтому ответить на вопрос: «Является ли наше желание заниматься сексом необходимым для нас или наоборот это шанс попрактиковать аскетизм?» в каждом конкретном случае можно по-своему. Более того, даже у одного и того же человека в разные периоды жизни все складывается по-разному. Есть еще очень много разных «но». Все, что касается секса, предельно сложно.

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, Вадим Опенйога, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Образ жизни, знание йоги, западная цивилизация, Россия, что делать?, цель, познание Высшего, познание высших духовных законов, познание самого себя, познание своей природы, познание, что есть человек, средство, страдания, отказ от неведения, отказ от страданий, метод, отдать священных долг, тантрический подход, дыхание, отдых, практиковать Йогу Сноведений, момент смерти, аскетизм, методы чувственного постижения, Мантра Йога, майя, секс, сексуальная энергия, неведение, йога, продолжение рода, механизмы сексуального влечения, йога отделена от науки, власть, сверхспособности, способности, школа йоги, Йога Союза, Йога Секса, Тантра Йога, Йога Влюбленности, энергия Кундалини, энергия, причинное тело, Я, чакры, период одиночества, психологические тренинги, жилищная проблема, уединение, Америка, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, Вадим Опенйога, Школа йоги традиции Анандасвами, бесперспективность бездуховного пути развития, новым богом стала наука.

18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1. Зачем нужно знать образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас знание йоги?

а) Чтобы получить сертификат для преподавания йоги.
в) Чтобы отдать священный долг.
г) Чтобы лучше разобраться в древнем наследии йоги и чтобы скорректировать свой образ жизни.
д) Чтобы слепо скопировать его.

2. Какова была цель йогов и йогинь древности?

а) Отказ от страданий.
б) Получить посвящение от гуру.
в) Один миллион долларов.
г) Познание Высшего.

3. Каково было средство в образе жизни йогов и йогинь древности?

а) Самосокращение.
б) Самоотречение (отказ от страданий).
в) Самоистязание.
г) Самообучение.

4. Каков был метод в образе жизни йогов и йогинь древности?

а) Рентгеновская спектроскопия.
б) Следовать за наслаждением.
в) Не причинять вред ни одному живому существу и не растрачивать жизнь по мелочам.
г) Причинять вред всем живым существам и растрачиваться по мелочам.

5. Что означало «отдать священных долг» для йогов и йогинь древности?

а) Почитание родителей.
б) Продолжение рода.
в) Соблюдение брахмачарьи.
г) Продолжить семейный хлебопекарный бизнес.

6. Какие дети для йогов чужие?

а) Дети шудр.
б) Каждый третий ребенок чужой.
в) Все.
г) Для йогов и йогинь нет чужих детей, все дети свои.

7. Как в рамках образа жизни йогов и йогинь древности ответить на вопрос: «Что делать?»

а) Ждать небесную благодать и ничего не делать.
б) Не терять ни секунды и практиковать йогу, познакомиться как можно с большим количеством йоговских методов, чтобы подобрать себе из этой копилки именно те методы, которые лично подходят.
в) Заниматься Хатха Йогой.
г) Устроить революцию.

8. Что будет с человеком, если природа почувствует угрозу продолжения рода, того, что не станут дети рождаться?

а) Она начнет с ним творить непотребства, отключит разум и человека понесет….
б) Самадхи без объекта.
в) Природа лишит человека возможности заниматься йогой.
г) Перпетуум мобиле.

9. За какую сумму отдавались храмовые жрицы в древних школах йоги?

а) За ту, что назначал их гуру-наставник.
б) За бесплатно.
в) За работу в храме.
г) За 350 рублей.

10. Как обычные люди исказили храмовое служение всему человечеству, даже своим телом?

а) Придумали бизнес-семинар: Противодействие контролирующим органам при проведении внезапной проверки на предприятии.
б) Придумали брахмачарью.
в) Придумали аскетизм.
г) Придумали проституцию.

11. К чему будет призывать вас вселенная, как только у вас возникнет избыток энергии, праны, как только вам прямая физическая смерть не будет угрожать?

а) К продолжению рода.
б) К решению проблемы перенаселения планеты Земля.
в) К власти.
г) К созданию дренажной системы ливневой канализации и наземного водосбора в ашраме.

12. Что такое энергия?

а) Непроявленная часть изначальной вибрации, породившей вселенную
б) Прана.
в) Проявленная часть изначальной вибрации, породившей вселенную.
г) Электрический ток.

13. Какова природа влюбленности?

а) Энергия Кундалини.
б) Это подарок Высшего, это состояние близкое к состоянию просветления.
в) Анахата чакра.
г) Причинное тело.

14. Как связаны проблема «Что делать?» и проблема одиночества в образе жизни йогов и йогинь древности?

а) Йоги очень боялись одиночества и постоянно что-то делали, чтобы не думать об одиночестве и не травить себе душу.
б) Кажется, что никак, т.к. когда жили йоги древности, Чернышевский еще не родился.
в) Считается, что каждый йог или йогиня с известной периодичностью должны были какое-то время проводить в одиночестве, вне зависимости от того, какой йоги они придерживаются.
г) Настоящие йоги живут в одиночестве и ни с кем не общаются.

15. Чем коварен причинный уровень (причинное тело)?

а) Тем, что его нет.
б) Тем, что мы его не осознаем, не отслеживаем (нам просто плохо без причины)
в) Тем, что там не работают законы вселенной и только хаос.
г) Не крошите мне мозг.

16. Как кого следует выбирать жену или мужа касательно образа жизни йогов и йогинь древности?

а) Как мать или отца своих детей и как товарища по аскетизму
б) Как идеального сексуального партнера.
в) Как товарища по школе йоги.
г) О чем вы спрашиваете? Йоги никогда не женятся, они одиночки.

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1в, 2г, 3б, 4в, 5б, 6г, 7б, 8а, 9б, 10г, 11а, 12в, 13б, 14в, 15б, 16а.

Над текстом работали:
Елена Зверева, Анна Полякова.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: