Лекция 2008.07.19. Йога Умирания.

Йога Умирания (Преодоления смерти)

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога

Дата: 2008.07.19

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)

Скачать Аудио Вариант 1: MP3 Web 32кб/с, 24 Мб
Скачать Аудио Вариант 2: MP3 Full 128кб/с, 72 Мб
Скачать Видео, часть 1
Скачать Видео, часть 2

Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

video
play-sharp-fill

Смотреть Видео часть 1:

video
play-sharp-fill

Смотреть Видео часть 2:

video
play-sharp-fill

ЙОГА УМИРАНИЯ

По просьбе наших слушателей мы решили прочитать лекцию на не очень жизнеутверждающую тему, тему смерти, йога и смерть. Итак, начнем по порядку. Смерть вещь чрезвычайно распространенная и когда она приходит к человеку, которому уже много за сто лет, когда он прожил славную жизнь, оставил после себя дело своей жизни, достиг чего-то и что называется с улыбкой на лице ушел в мир иной, такая ситуация воспринимается естественно. Когда же люди уходят раньше времени, эта ситуация воспринимается крайне не естественно.

Причины смерти могут самые разные. В общем-то, как учит нас йога продолжительность жизни это один из факторов нашей кармы. То есть своей предыдущей жизнью, как учит йога, во многом определили нашу текущую жизнь. Напомню вам, что точка зрения йоги на процессы жизни и смерти, следующая: мы с вами уже многочисленное количество, раз умирали, и многочисленное количество раз рождались. Вот такой круговорот рождений и смертей длится очень, очень и очень долго. То есть когда вы слышите такую поговорку, что никто не знает что там после смерти, на самом деле все знают, во всяком случае, не помнят, но этот опыт переживал каждый из нас. Более того, в некоторых философских школах связанных с йогой считается, что наш страх смерти в первую очередь связан с тем, что у нас есть уже этот опыт, опыт умирания. Если бы у нас не было этого опыты, мы бы и не боялись, мы бы просто не знали, что это такое.

Так вот наша жизнь во многом определяется нашей кармой, результатами наших поступков, которые мы совершили в наших прошлых жизнях, но это лишь отчасти. Другая часть нашей жизни принадлежит нам и поэтому в жизни любого человека идет некоторая борьба между предопределенностью или как принято говорить, судьбой и полной свободой изменить эту судьбу. Вот эти две тенденции присутствуют в жизни каждого человека. И чем больше та часть, которая называется свободой, то есть нашей способностью определять свою судьбу, самим определять, в том числе и продолжительность нашей жизни, тем согласно йоге человек стоит на более высоком духовном уровне. Чем больше степень обусловленности предыдущей кармы, тем соответственно меньше степень свободы и больше предопределенности. Поэтому для среднестатистического человека, даже если он занимается йогой, а тем более, если он не занимается йогой, это еще раз борьба двух тенденций. В известном смысле расплата за какие-то предыдущие дела, с другой же стороны это свобода или некоторая такая возможность не допустить негативных сценариев развития. По мере того как человек занимается йогой, это часть свободы становится все больше и больше, а часть предопределенности все меньше и меньше.

Поэтому считается, что со временем, если человек начинает заниматься йогой, то у него больше шансов исправить сценарий, даже если он в прошлой жизни сделал что-то не очень хорошее и в этой жизни должен прожить очень короткое время, он может исправить ситуацию. А в особенности, когда это действительно естественная смерть, когда нам действительно много больше, чем сто лет и в таком состоянии человек встречает смерть, скорее как что-то интересное и забавное, как следующую страницу, знаете, как будто ты дочитал до конца одну книжку, но тебя еще ждет много других интересных книжек.

Совсем же другая ситуация, когда смерть приходит внезапно, когда мы не готовы к ней, когда она буквально выбивает всю жизнь из колеи, когда она заставляет задуматься о бренности всего живого и более осознанно относиться к своей жизни. Знаете, такой холодный удар. Мы строим планы, мы строим какие-то виды на будущие, мы переживаем по каким-то мелочам. А тут бац, мы понимаем насколько все эти планы, насколько все эти моменты эфемерны. Насколько все наши проблемы, которые мы считали очень важными, очень не разрешимыми, очень суровыми, вдруг по сравнению с этой перспективой внезапно умереть, становятся совершенно, незначительными, как бы на втором плане. Действительно, по данным статистики, количество смертей сейчас просто потрясающая, на первом месте самоубийство. Если брать нашу страну, каждый год цифра исчисляется, чуть ли не десятками тысяч жизней людей, которые добровольно уходят из жизни. Совершенно чудовищная цифра, во всех локальных конфликтах на всей планете гибнет меньше чем количество людей, которые решили покончить вот таким образом свое существование. Сразу же хочу сказать, что с точки зрения йоги это считается самой большой глупостью, какую может сделать человек. Самой большой. Человеку, который ушел, таким образом, из жизни, все равно по закону кармы придется родиться, но так как он ушел, таким образом, соответственно следующее рождение или условия жизни следующей жизни могут оказаться много хуже, чем из которых он уходил. Поэтому, во-первых, это ничего не решает, во-вторых, это скорее усугубляет.

Другое большое количество смертей связано с тем, если говорить философски, наше сознание не поспевает за нашей энергией. То есть сейчас мы имеем очень могущественные силы в руках, а отношение к ним остается как у людей тысячелетней, трехтысячелетней, десятитысячелетней давности. Это огромное количество людей, которое гибнет в авариях, ДТП, это число измеряется цифрой победоносной войны. Война может длиться несколько месяцев, а тут каждый год, порядка 30000 человек (как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов) и это только в нашей стране.

О чем это говорит?

Это говорит о том, что современная цивилизация еще не готова к той энергии, которую предоставила этой цивилизации наука. Я с трудом представляю, для чего нужна машина, которая может разгоняться до трехсот километров в час или набирать скорость до ста километров за несколько секунд при наших дорогах. Я вот никак не могу себе ответить, для чего нужна такая скорость. Это прямой путь на тот свет. Почему? Потому, что это ощущение разворачивающейся энергии, оно усыпляет. И действительно когда ты едешь со скоростью 60 км в час или 300, чистое, относительное, субъективное восприятие теряется. Проблема превышения скорости существует во всех странах мира и ее надо решать очень жесткими методами, вплоть до принудительного ограничения скорости. НЕ нужна эта скорость, просто не нужна. Но для компаний, занимающихся производством и продажей автомобилей, это очень выгодный маркетинговый ход, PR-механизм для освоения большего сегмента потребителей. Действительно долгое время достоинством автомобиля была его скорость, но как только она превысила 60 км в час, количество трупов на дорогах увеличилось в несколько раз. Так, что можно смело сказать, что половина погибших людей в ДТП на совести производителей и пиарщиков этих автомобилей. Как вы думаете, что получит этот человек в следующей жизни, который, четко осознавая, что нельзя давать такие опасные игрушки в виде машин, разгоняющихся до безумных скоростей, производит эту технику? Негативную карму. Люди садятся за руль этих автомобилей, бац и разбиваются в лепешку.

Первые негативные симптомы пошли вначале 60-х, когда началась серия аварий, в которых гибли и учителя йоги. Учитель йоги живет в США, приехал из Индии, никогда за рулем не сидел, сел за руль и доехал до первого столба. А ведь это люди по степени своей выживаемости, далеко не среднестатистические люди. Запас выносливости значительно больше. А что тогда говорить про обычных смертных? Получается так, что энергии у нас много, а ума мало. И так же касается всего остального.

Это касается смежных вещей, допустим, есть алкогольный напиток – пиво, прекрасный напиток, есть другой алкогольный напиток – водка, замечательный напиток, но есть совершенно чудовищное произведение, которое называется алкогольный коктейль, это когда газировка разбавленная спиртом, по своему действию приближается к действию наркотика. Человек после употребления становится, просто, невменяемым. Огромное количество смертей вызвано тем, что человек напился не водки, а вот этим, алкогольным коктейлем сейчас везде продается. Всегда есть такие не понятные сочетания, с которыми мы не можем справиться, и это приводит нас к смерти.

Йога понимает, что такие вещи могут быть, поэтому такое предельно, рациональное учение. Йога использует даже процесс смерти.

Что такое процесс смерти? Это ваше разрушение. Суть в том, что даже такие процессы обратить в победы, в том числе и победы, связанные с духовным развитием. Если вам было суждено прожить столь короткую жизнь в этом рождении, то, во всяком случае, имеет смысл использовать момент смерти, для того чтобы быстро наверстать упущенное или подготовить себе более приемлемое рождение в следующей жизни. И все это вместе называется йогами умирания, они существуют в разных ипостасях, в разных традициях, школах.

Большая часть этих йог сохранилась в среде тибетских йог, в среде тантрического буддизма, какие-то йоги сохранились в индуской интерпретации. Эти йогами человек начинает пользоваться, когда все, жизнь проиграна, в том смысле, что уже никакая другая йога не применима. Еще раз и еще раз в этом отношении йога предельно рациональное учение. Оно все использует, для того чтобы облегчить и устранить страдание у живого человека. Сделать жизнь человека счастливой, если уж не в этой, то хотя бы в следующей жизни. Если в этой жизни ничего не делал для своего духовного развития, то уж хотя бы воспользуйся моментом смерти для того, чтобы следующая жизнь была лучше. Йога с одной предельно оптимистичное учение, оно говорит, что со смертью ничего не заканчивается. Но это слабое утешение для живущих. Потому, что мы все равно видим свою жизнь в пределах одного рождения. Строим планы на эту жизнь, текущую, но не как не с учетом последующей жизни и так далее и так далее.

Это то, что отличает йогов. Йог так выстраивает свое поведение, такие принимает решения, такие строит планы в этой жизни, так, что как будто видит перспективы не только этой жизни, но и всех последующих жизней. В отличие от обычного человека, который живет по принципу «сегодня гуляем, а завтра хоть трава не расти». Что сегодня я любой ценой достигну притягательных для меня вещей, будь то деньги, власть, слава и так далее и тому подобное. А следующая жизнь меня не касается. Более того, некоторые достаточно цинично заявляют «а кто вам сказал, что есть следующая жизнь? А нет никакой следующей жизни». Такие деятели заявляют, что оттуда никто не вернулся, как мы можем сказать, что там что-то есть. На самом деле это конечно игра слов и степень достаточно низкого интеллектуального развития. В йоге такие моменты как «а существуют ли следующие жизни» на определенном этапе занятий йогой становятся очевидными.

Раньше считали, что земля плоская, находится в центре вселенной, а солнце вращается вокруг нее, даже не вращается, а почему-то на востоке появляется, а на западе исчезает. В разных философских системах объяснялось как же после того как солнце зашло на западе, оно появлялось на востоке, солнце вроде как одно и тоже. Можно, конечно, предложить, что каждое утро разное солнце встает на востоке и соответственно разные солнца заходят на западе. Аналогия следующая, можно предположить, что человек все лишь один раз рождается и один раз умирает. До этого вроде бы как его не было и после этого тоже не будет. Но при более глубоком анализе и при росте интеллектуальном уровня, человек начинает по другим, косвенным, неочевидным принципам выяснять, что нет, не все так просто. И со временем наука, еще до того как человек вышел в космос, увидел собственными глазами, что есть солнце вокруг которого вращается планета земля. Так вот задолго до этого было осознано, что это происходит именно так. То же самое происходит с каждым человеком, который занимается йогой, на определенном уровне интеллектуального развития, он однозначно приходит к этому выводу, более того после осознания этого, все остальное складывается как в мозаике. И все чем мучился до этого человек становятся вдруг понятными. Его осеняет: «Эврика»! Так становятся понятными ответы на многие, казалось бы, неразрешимые вопросы.

Когда человек говорит, что он в это не верит, йога отвечает это не вопрос веры, это вопрос знания о том, что действительно человек умирая, рождается вновь.

И действительно сама эволюция заставляет человека рано или поздно к этому выводу приходить. Каким образом? Из-за страдания. По мере того как человек начинает умнеть, он безусловно понимает, что если он стремится к власти, к деньгам, к чему-то другому, то всему этому придет рано или поздно конец вместе с его смертью. И пока человек не особо об этом задумывается. Ему кажется, “Смерть? А когда она будет». Но по мере того как интеллект растет, эта мысль становится навязчивой.

Вспомните биографию Будды. Он жил в роскоши, он никогда не сталкивался с отрицательными проявлениями жизни, но стоило ему хотя бы один раз увидеть боль, страдание и смерть, то роскошь и те удовольствия в которых он жил, перестали иметь цену. Почему? Потому, что он понял, что все равно, чтобы не было в жизни, все к этому придет конец. Эти мучения от неразрешимости вопросов, как ни странно, способствуют развитию интеллекта. И так может продолжаться не одну жизнь, человек может умереть с этими мучительными вопросами, потом родиться в другой жизни, но уже на каком-то другом интеллектуальном уровне. Йога опять же учит, что все знания, которые мы наработали в этой жизни, передаются нам в следующей. Без подробностей, без нюансов, сухим остатком.

Так вот сама эволюция рано или поздно всех нас приведет к осознанию того, что за одной жизнью следует другая. Приводить нас к этому знанию, как нас предупреждает йога, крайне мучительно, это законы эволюции, если человек не хочет идти сам, то есть развиваться, то вселенная тащит его за волосы. Она начинает ставить перед ним такие неразрешимые вопросы, не ответив на которые бессмысленно вообще чем-либо заниматься. Это очень тяжелый мучительный период в жизни, в духовной биографии каждого живого существа. Этот период может длиться в течение нескольких жизней. Именно про это сказано: «знания приумножают скорбь». Все более накапливаемые знания о жизни, делают человека все более пессимистичным. В жизни каждого человек случаются разные ситуации, которые заставляют задуматься о вопросах жизни и смерти. Например, был друг вместе бегали, прыгали, вместе строили планы, и в один момент, друг раз и умер. Этот шок заставляет человека задуматься, Он начинает анализировать, друг стремился к этому, он боялся того, он хотел много разных вещей. И человек начинает думать, а ведь я тоже этого хотел и боялся, примерно, того же самого и стремился к таким же целям. А вот теперь его друг уже холодный. Его закопали, сожгли и т. д. А я еще пока живой, а что меня от него отличает? А ничего не отличает. Если интеллект недостаточно развит, срабатывают такие механизмы, что эти мысли уходят на второй план, человек постепенно забывает и идет дальше. А если интеллект очень развит, это как заноза в голове не дает человеку не спать, не есть и ни чем другим заниматься. Ему уже плевать и на бизнес, и на славу, и на деньги, если все закончиться таким образом.

Вот именно тогда и приходит осознание, того что солнце вставая на востоке и заходя на западе это не разные солнца, а одно и тоже. Более того солнце не восходит и не заходит, не рождается и не умирает, а просто земля вращается.

Подобно этому истинное я человека не исчезает и не рождается, более того не проходит никакую трансформацию, а все лишь меняет декорации. Человек переходит из одной комнаты в другую. Йога нас учит, что мы собой представляем и что вообще такое процесс смерти. Это уже более высокие знания, более трудные, таинственные знания, трудно понимаемые. Эти все знания как шпаргалка. Вы можете сами переоткрыть эти знания, и потратить на это пять жизней, пытаясь разобраться в этих неразрешимых, гамлетовских вопросах, “быть или не быть”. Но если вы хотя бы раз услышали подсказку, то она все равно откладывается у вас голове. И в тот момент, когда вы, действительно, столкнетесь с этими неразрешимыми вопросами, гораздо быстрее пройдете этот мучительный отрезок.

Йога еще раз и еще раз говорит, что каждый человек должен пройти этот мучительный период неразрешимости, прежде чем духовные законы станут для него очевидными. И тогда все эти страхи, все эти фобии перестанут быть такими ужасными, конечно, ужас не исчезает и конечно любая смерть и любое страдание, всегда страдание и смерть. Но, во всяком случае, появляется хоть какой-то смысл. Знание, переданное нам о йогах умирания древними йогами помогает быстрее приблизиться к вершине интеллектуального осознания своего места во вселенной.

Но йога не была бы йогой, если вместе с этим не дала вполне конкретные методики того как использовать этот процесс смерти. Если угодно, технологически использовать процесс смерти. Все вы умерли. Вы осознали, что вы умерли. И что теперь делать? Маленький, но крайне важный момент, чтобы человек с этими методиками был знаком еще при жизни. Тогда он будет знать, какие медитации надо делать, какие практики выполнять и так далее и тому подобное, чтобы энергию распада своих структур направить в нужное русло для достижения нужной цели. Обычно это идет бесконтрольно. Поэтому, ну умер человек, ну опять родился. Он мало, что использует для практики. Потому, что когда человек умер и осознал, что он умер, самое первое что он чувствует это полнейшая растерянность. Он так был уверен, что у него все схвачено, за все заплачено, что он уважаемый член общества, есть страховка на все случаи жизни, а сейчас он этим все воспользоваться не может. Это психологический шок, человек выбивается из способности осознать свое положение, а без осознанности своего положения, этими йогами не воспользоваться. Самое чудесное, что может быть, если человек, который не собирается умирать в ближайшие сто лет, все равно изучает эти йоги, а мало ли! Потому, что если, не дай бог случиться, тогда будет поздно. Это одна сторона, ну и наконец, самая мрачная сторона, когда человек умер, даже не столкнувшись с этими йогами умирания. Но если у него была достаточно хорошая карма и в его окружении были люди, которые знакомы с этими йогами умирания, то эти люди, отчасти, а иногда и полностью могут ему помочь воспользоваться этими йогами.

На самом деле во всех религиях, существовали подобные обряды, но с течением времени они были утеряны, либо были превращены в фарс, граничащий с мракобесием. У меня товарищ отца хоронил, бабульки собрались со всего микрорайона, каждая говорила, ты сделай так, ты сделай эдак, все были «специалисты». Конечно, существовали какие-то обряды, рассказывающие, что делать на третий, седьмой, девятый дни, на сороковой день еще что-то там должны сделать. Но толком никто ничего не знает и более того все начинают рекомендовать сделать какие-то разные вещи. Это отголосок этих механизмов. В йоге эти механизмы сохранились в более хорошем и осмысленном состоянии, хотя надо сказать они исчезают.

Так вот, если у умершего человека, все же хорошая карма, и он знал людей при жизни, которым была известна йога умирания, то существует шанс помочь ему. Но помочь им можно только лишь в одном случае, если между человеком, который остался живой и тем человеком, который умер, была эмоциональная связь.

Почему? Потому, что умершему человеку, очень страшно и ничего не понятно. И поэтому, если он и будет обращать внимание со своего нового плана существования, то только на тех людей, с которыми у него была эмоциональная связь, к которым была симпатия, к чьему мнению он прислушивался. Это тоже накладывает серьезные ограничения.

А теперь, непосредственно, какие это йоги, и их виды.

Существует два больших раздела, связанных с йогой умирания. Они где-то пересекаются, где-то идут совершенно обособленно. Наиболее хорошо они в одной связке они сохранились в Тибетских йогах, в частности в шести йогах Наропы, есть две йоги.

Одна йога – йога Ясного Света, другая йога – йога посмертного переноса сознания.

По сути дела, это йоги, использующие момент смерти, но предназначены для разных целей и разным людям. Прежде, чем мы коснемся анализа каждой из этих йог, имеет смысл дать немножко теории того, что мы собой представляем и как происходит процесс смерти. Сразу скажу, что не во всех школах сохранились практики умирания. В традиции школы АНАНДАСВАМИ, которую я представляю, прекрасно сохранилась йога влюбленности, йога союза, Тантра йога и другие экзотические йоги, но абсолютно не сохранились йоги умирания. Поэтому в этом смысле, я могу только лишь в качестве, аналитика, но никак не в качестве человека, который может передавать эти йоги дальше, хотя не буду скрывать, прошел и эти йоги, но без права учить дальше. Йоги тоже можно по-разному изучать, можно с правом учить дальше, есть без права учить дальше. На мне лежит следующие ограничение, пока живы или доступны учителя йоги, которые могут передавать эти йоги, я всегда буду отправлять людей туда и только лишь в тот момент, когда будет безвыходная ситуация, когда не останется никого кто мог бы учить этим йогам, только тогда я начну им учить.

В традициях школы Анандасвами йоги с импульсом энергии, по какой-то причине не сохранилась. Там все больше настаивали, что лучше потрудиться, как следует в этой жизни, за счет других йог достичь такого уровня, что йоги умирания не понадобится. Я не знаю в чем причина, не мне судить. Поэтому, еще раз, если вы когда-нибудь захотите сами пройти эти йоги.

Что я подразумеваю под фразой «пройти йоги»? Пройти йоги умирания, это не значит, что надо бежать на первый попавшийся семинар какого-нибудь американского гуру, который приехал с голливудской улыбкой «вот теперь, ребята, я научу вас умирать». Пройти йогу умирания это когда тебе передается запредельное невербальное знание или некий толчок, если угодно благословление, то, что не определяется словами. Это как огонь передающейся от одной свечи к другой, так это что-то неуловимое передается при прохождении этих практик. А когда кто-то просто, подобно мне на нашей сегодняшней лекции будет объяснять теорию и так далее и тому подобное, то вы, конечно, можете и переоткрыть эти йоги. Исходя из той теории, которую я вам дал. Но когда вы проходите, эти йоги у мастеров, которые имеют право их передавать, это нечто другое. В этом случае вы можете вообще не знать теории, но что-то неуловимое вам будет дано, что в момент смерти вы этим воспользуетесь. Это не мистика, это какие-то очень тонкие законы, о которых мы мало, что можем сказать.

Теперь, непосредственно, о том, что каждый из вас представляет и что будет в момент смерти с каждым живым существом.

У каждого из вас есть «Я», оно подобно солнцу. Оно никогда не умирает и никогда не рождается. Оно есть всегда. Это источник силы, это источник могущества, это то, что нельзя уничтожить, это, то чему нельзя нанести вред. Никакую порчу, никакого сглаза и прочую чушь. «Я» – выше и запредельнее всего.

Но вот беда, наша я не осознает само себя. При этом наше «Я» является источником сил, но само себя не осознает. Наша «Я» является источником такой силы, которая называется прана. В нашей обычной жизни прана проявляет себя двояко либо как энергия, либо как сознание. Но вот наше я не осознает себя сами собой, но умеет отчасти пользоваться своими способностями, энергией и сознанием или потоком праны.

В результате чего, наше «Я» начинает хвататься за первый попавшийся объект и считать себя этим объектом, более того не просто считать себя этим объектом, но и оживлять этот объект своей энергией и своим сознанием. Этим объектом, к которому привязалась наше я и который оно «оживляет» является наше тело. А если говорить более строго, не только наше физическое тело, но и так называемая группа тел. Помимо нашего физического тела, есть группа тел, называемые астральные тела и причинные тела. Это такие же тела, как и наше грубое физическое тело, только сделанные, если угодно из боле тонкой материи, подчеркиваю материи. Они материальны, но только настолько тонки, что современная наука пока не научилась их фиксировать. Не научилась с ними взаимодействовать.

Каждый из нас представляет конгломерат из трех групп тел, точнее наше «Я» привязывается и считает себя конгломератом этих групп тел. И мало того, что привязывается, начинает оживлять эти группы тел энергией и заставляет проявляться через них сознание. И так продолжается до тех пор, пока не случается такой интересный момент, как принудительное разотождествление. То есть наше «Я» отождествляет себя с телами.

Но есть такие механизмы, которые вызывают принудительное разотождествление. Это когда прекращается связь между нашим «Я» и нашими группами тел. Если человек умирает в своей постели, сто девяносто шесть лет, окруженный своими внуками, правнуками, прапраправнуками, это связь прекращается постепенно и естественно.

А если он пошел в магазин, купил себе мотоцикл, который может развивать скорость до ста километров в час за три секунды, сев на него выехал на встречную полосу, и его размазало о первый встречный КАМАЗ, то такое разотождествление произошло грубо и резко. Просто отождествляться стало не с чем. Точнее, то с чем отождествлялось наше «Я» резко поменяло формы, а дальше вступил в силу очень интересный механизм, который вырабатывался в течение долгих лет, жизней эволюции.

Это механизм быстрой смерти. Разотождествляться можно долго и мучительно, то есть гнить заживо. Его размазало об кабину КАМАЗа, а он еще живой. И так может продолжаться еще не один месяц, пока не умрет каждая клетка его организма. Это крайне больно и крайне мучительно, поэтому во вселенной есть такой благой механизм шоковой смерти, который мы сами для себя выработали. Что как только ситуация стала критичнее определенного уровня, включается такой быстренький самоликвидатор, который нас отсоединяет от этих тел, в первую очередь грубого физического тела, чтобы не умирали долго и мучительно, а умерли как можно скорее и соответственно меньше страдали.

В индийской мифологии покровитель йоги, это бог Шива, он является богом жизни и смерти, богом разрушения. Европейцы долго не могли понять почему, бог, который убивает, является благим богом. Одно из значений имен Шивы – всеблагой. Это исторические мифы Индии, но они на многие вопросы отвечают. Так вот он всеблагой, потому, что умирать можно очень долго и очень мучительно, а можно быстро и сразу. Можно зуб выдергивать потихоньку, потихоньку и без анестезии, а можно быстро. Раз и нет его, резкая боль и все. Здесь включается механизм, который был выработан нашими телами в процессе эволюции. Не тянуть, что называется кота за хвост.

Так, что же происходит. Как говорят медики, человек получает травму не совместимую с жизнью, а в йоговском понимании это выглядит так, что с телом были произведены такие резкие изменения в организме, что запустился процесс самоликвидации, который ускорил происходящее, поэтому человек может умереть просто от шока. Даже при физически малом повреждении. Это такой защитный механизм.

Ну, все отделилась грубая оболочка от двух тонких групп тел. В конце концов, это отделение происходит каждую ночь, когда мы ложимся спать, в общем, ничего нового с нами не происходит. Когда мы ложимся спать, наши тела определенной степени рассоединяются. Грубое тело, тонкое и причинное, мы видим сны, а наше физическое тело дрыхнет в постели, еще храпит при этом, мешая соседям, родным и близким.

Так, вот. Казалось бы, труп и казалось все ужасное для человека закончено, все он умер. Но йога говорит, нет друзья, все гораздо страшнее и сложнее.

Это была самая первая часть умирания, самая простая и самая безболезненная. А вот дальнейшее действительно ужасает. Это когда начинает распадаться следующее тело, так называемое тонкое тело. А распадается оно не так, чтобы сразу. И перед умершим всплывают все, все, все моменты его жизни, все впечатления, все страхи, все надежды, распадается память. Если человек прожил жизнь достойную, то ему мало, что бояться. Знаете поговорка, «трудно живешь, зато легко умираешь». Если же наоборот, он был киллером или он убирал всех своих конкурентов направо и налево. И все так просто казалось при жизни. Раз и нет конкурента, раз и нет человека, нет человека – нет проблемы. А вот в момент смерти, ой, как все это не просто начинает происходить.

В тибетском варианте это состояние называется «бардо», промежуточное состояние между жизнью и смертью. И опять же, если придерживаться точки зрения тантрического буддизма это состояние длиться семь раз по семь дней и не больше 49 дней.

За это время тонкая структура должна развалиться полностью и опять же, как утверждает тибетская «книга мертвых» на которую я ссылаюсь, ее написал гуру Падмасакхава, основатель тибетского тантрического буддизма или ветвей тантрической йоги, буддистской йоги. Сначала видения приятные, а потом все хуже, хуже и хуже. Так вот эти ужасающие видения после смерти, в момент разотождествления настолько ужасны, что человек предпочитает родиться где угодно, в любом теле, чем быть вот в таком состоянии. Это как кошмар, от которого ты не можешь проснуться. И здесь срабатывает один из механизмов кармы, человек начинает хвататься за любое рождение, какое только подворачивается, даже если это рождение в теле животного.

Я для чего это говорю, это привет самоубийцам. Они думают, что со смертью все завершилось, а со смертью все только началось, все их мучения настоящие. Мы не должны издеваться ни над кем, в том числе и над самоубийцами. Они делают это по глупости, по неведению, из-за отсутствия знания. Поэтому, если кто-то из вас подумывает время от времени, а не свести ли счеты с жизнью? Хорошенько подумайте, как бы хуже не оказалось. Я не имею в виду тех самоубийц, которые защищая родину, бросились на амбразуру, это совсем другое. Погибнуть за благое дело, это значит получить более высшее следующие рождение, даже если ты сознательно идешь на смерть. Потому, что ты это делаешь во имя какой-то великой цели, во имя других поколений и так далее и тому подобное.

Процесс умирания очень мрачный, я не буду сейчас все в подробностях описывать, потому, что времени не хватит. Но все равно вселенная очень милостивая и после каждой смерти наступает момент, когда наше «Я» не с чем больше себя не отождествляет. В разных школах йоги по-разному интерпретируют этот момент, кто-то говорит, что сразу после отделения физического тела, кто-то говорит, что после распада внутренних и тонких тел. Друзья, для нас очень сложная тема, потому, что там законы причины и следствия хоть и сохраняются, но законы времени и пространства действуют иначе. Поэтому сложно об этом говорить.

В любом случае наступает момент, он длится очень недолго, когда «Я» предоставлено само себе и не с чем себя не отождествляет. И когда последняя его привязка исчезла, то человек переживает ощущения заливающего ясного света. Этот ясный свет настолько сильный по переживанию, потому что это есть свет души самого человека. Эти ощущения настолько сильные, что человек, не избавившийся от заблуждений, начинает пугаться своего же собственного могущества и желает, чтобы скорее прошло это состояние и опять нырнуть в какое-нибудь очередное тело и родиться где-нибудь и кем-нибудь.

Если же йог потратил годы жизни в подготовке к встрече с этим ясным светом, находился в многочасовых медитациях еще при жизни под руководством учителей со всеми необходимыми моментами, то он может распознать в этом свете самого себя, что этот свет и есть его «Я». И в этот момент происходит самосознание себя, в один миг исчезают все заблуждения.

Это состояние эквивалентно высочайшему самадхи к которому йог стремится при жизни. Это самая высшая цель, которую можно достигнуть, практикуя йогу. Но для того, чтобы воспользоваться этим моментом, нужны годы медитации. И этот момент предоставляется каждому живому существу при каждой смерти. Поэтому иногда, когда в Индии умирает очередной учитель, говорят, что он ушел в самадхи. Злые языки начинают тут же комментировать, «да как же в самадхи, в какие самадхи, он дуба врезал, ваш учитель, говорил о бессмертии, а сам умер как обычный смертный, вот и тело его лежит, разлагается».

На первый взгляд присутствует подмена понятий. Например, приезжаете вы в Индию, какой-нибудь ашрам уважаемого учителя. Практикуете день, другой, третий, а учителя все нет и нет. Начинаете спрашивать, а где гуру, где сам то? А вам и отвечают, ушел в самадхи. Там обычно под этими словами подразумевают, что учитель умер. На первый взгляд цинизм, человек просто умер, а его в ранг святых возводят. На самом деле не все так просто. Если этот великий учитель, действительно воспользовался ясным светом, он ушел в самадхи. Это красивый способ уйти из жизни. Вы славно прожили жизнь, обзавелись внуками, правнуками, достигли всего чего хотели еще при жизни, поработали на благо всех живых существ, но не стали раньше времени уходить из этого мира. А в момент смерти воспользовались йогой умирания и растворились.

Как утверждают, именно, так поступил Будда. Он просветлился в свои тридцать лет, мог уйти сразу, но решил еще походить, побродить по Индии передать знания. Походил, побродил, передал все, что мог. Потом сказал, все мне здесь делать больше нечего, пора умирать. Но для того, чтобы воспользоваться йогой ясного света, надо быть состоявшимся йогом. Но есть другая группа йог умирания, которая как раз рассчитана не на таких состоявшихся йогов, а йогов начинающих, но еще не достигших высот или йогов много чего достигших, но у которых осталась дурная карма, которая прерывает их жизнь. Друзья, мы же не знаем своей кармы. Мы не знаем, что мы делали в прошлой жизни, может только и делали, что людей убивали. Поэтому в этой жизни, так же внезапно, как мы приносили смерть другим, она может прийти к нам. Кто знает? Никто не знает. Кто помнит? Никто не помнит. Я не помню. Если кто помнит, тому повезло. Мне вот не повезло, я не помню. Поэтому мало ли чего, надо быть готовым ко всему. Так вот это для йогов еще не достигших высшего совершенства, а также для йогов которые, только вступивших на путь, но с хорошей кармой. А также для всех балбесов, у которых карма хорошая, но с мозгами еще просто беда. По своей милости учителя оставили другие йоги, которые не предполагают, что вы воспользуетесь этим ясным, но если вы сделаете правильном образом некие йоговские действия, после того как вы умерли и осознали, что с вами случилось. То вы можете очень резко прыгнуть на очень большую высоту в своем духовном развитии. Более того с этой высоты уже один шаг до просветления. В йоге ясного света сразу переход в самадхи, в других йогах на последнюю ступень перед самадхи. Я все время ссылаюсь на тибетский вариант йог умирания, потому что индийских вариантов очень много, они запутаны и противоречивы. В тибетском варианте эти йоги называются – йоги посмертного переноса сознания. Теперь несколько объяснений как это все работает. Действительно, а почему это так происходит, если человек всю жизнь бездельничал. Балбес был, ему бы ходить в центр «Просветления» уму разуму набираться, а он по встречной полосе ездил, напившись алкогольного коктейля. Лучше бы уже водку пил. Если бы он выпил столько водки, он бы упал и уснул. Дури много, алкоголя мало, чтобы его с ног свалить. Обратите, внимание, что сейчас пьет молодежь на улице, в метро. Очень показательно, друзья.

Извините, отвлекся. Славный человек был, добрые делал, все собирался духовностью заняться, но настигла его негативная карма. Ну, казалась, ничего при жизни не делал для духовного роста, как он может попасть на высокий духовный уровень? Это что нарушение закона кармы? Закона причины и следствия? На самом деле здесь выстроена очень серьезная философия. Аналогия такая, представьте вам надо полететь в космос, а вы всю жизнь веселились, бегали, прыгали, прожигали жизнь. Понятно, не построили ни заводов, ни фабрик, ни университетов, не совершил научных открытий, не создал ракету, чтобы улететь на ней в космос. Ну, ничего не делал. И, казалось бы, в космос вам никогда и не улететь. Но происходит некий катаклизм, вы узнаете, сто через три дня земля взорвется и вас этой взрывной волной выбросит в космос. И самое главное выбрать правильное направление. При взрыве земли будет высвобождена гигантская энергия, гораздо большая, чем у самой современной ракеты. Аналогия заключается в следующем, когда вы только умерли, от вас только отвалилось тело, но еще внутренние структурыа распадаться не начали и вы это осознали. И в этот момент, правильным образом направляя высвобождающуюся энергию от разрушения этих внутренних структур, вы как раз и получите тот толчок, который поднимет вас в космос. Вы вместо того, чтобы в течение долгих жизней потихонечку занимаясь йогой, вы вот так мудро воспользовались процессом смерти. Но для того чтобы вы им воспользовались, вы должны пройти эту практику переноса сознания. Подготовить себя к ней. А для этого у вас должна быть достаточно хорошая карма, более того, если быть строгим, то даже тот факт, что вы сейчас слышите о наличии этих йог, в древних текстах приравнивается к тому, что у всех здесь сидящих очень хорошая карма. Если бы у вас была плохая карма, то об этих учениях, вы бы никогда и не услышали.

Продолжаем. Так вот как только вы умерли и начали распадаться внутренние структуры. Я подчеркиваю внутренние, потому что физическое тело это все лишь одежда. А вот внутренние, тонкие энергии, психические энергии, энергии переживаний, ощущений, все это волной начинает подниматься. В результате эта волна с ума сводит человека от ужаса.

Я отправляю всех интересующихся к тибетской книге мертвых «Бардо Тхедол», написанная Падмасакхавой. Слава богу, переведена, фильм даже был. Японцы, по-моему, сняли в 80-х годах. Хороший фильм. Сейчас, правда, найти его практически невозможно. Если вы воспользуетесь этой энергией, которая в противном случае вызывала бы у вас жуткие ощущения. Вот как это описывается в Бардо Тхедол. «Впереди разольется Мрак и Чернота, оттуда донесутся устрашающие, пронизывающие душу крики. Это твои страхи – их начало в Тебе! Дурная Карма может напасть на тебя демонами с режущим оружием, дикие звери погонятся за тобой, страшная буря разыграется на пути, и разъяренная толпа ринется тебе на встречу, грозя растоптать, разодрать в клочья. Это дурное в нас стало живым и грозным, однако берет оно начало в нас самих». В общем, фильм ужасов, знаете Голливуд любит снимать такие фильмы, фильмы катастрофы.

Все эти фильмы, не идут в не какое сравнение с тем, что переживает человек после смерти. Потому, что у нас есть грубые органы чувств, отвечающие за зрение, осязание и т. д. И есть тонкие органы чувств, которые оживляют эти грубые органы чувств. Так вот в тот момент происходит воздействия на тонкие органы чувств. По степени своей остроты, превосходит все вместе взятые ощущения человека за всю его жизнь.

Так, вот практики посмертного переноса сознания, когда человек направляет в нужное русло эти ощущения от распада. И с помощью определенной медитации, мантр и прочего. К сожалению, у меня никаких полномочий даже вскользь рассказывать об этой практике. Итак, человек делает рывок и оказывается на другом измерении бытия. Это очень странный мир. И в тоже время он предельно подобен земному миру.

В йоге считается, что нет лучшего места для жизни, чем наш физический мир, не смотря на его несовершенство. Почему? Здесь можно сознание воплотить в энергию и так оно и будет.

Наш земной мир – это ритуальный мир. Вы знаете, как в волшебных сказках написано? Для того чтобы твое желание исполнилось, надо пойти туда-то, сделать пятое десятое и еще произнести абра швабра кадабра. Вот точно также наш физический мир, в котором мы сейчас живем, при всех его недостатках, при всем его разгуле страстей, имеет одну замечательную особенность, если у вас есть какие-то духовные идеалы, и вы хотя бы что-то сделали для их осуществления, то результат вы получаете много больше. Чем если бы это была медитации в каких-то более тонких мирах, где все хорошо и красиво, где все замечательно, где все белых одеждах, сандалиях ходят, все такие благостные. Там у них все хорошо, но у них очень тяжело достигнуть определенной духовной высоты. У нас здесь все грубо и не понятно. Зато каждый гвоздь, во имя великой цели вбитый в стену, дает вам больший подъем, чем медитации в тонких мирах.

Эти тонкие миры еще называются раем. Там все хорошо замечательно, только там духовной практикой особо не позанимаешься. Если с помощью посмертного переноса сознания осуществить этот рывок, то человек попадает в другую сферу. Она во многом идентична нашему земному миру, там, действительно, так же как и на земле, любое действие, которое делаешь, даже ритуальное, оно мгновенно меняет ситуацию. Вот этот очень тонкий уровень.

Когда возникала наша вселенная, там тоже были разные стадии творения принципов, разных уровней бытия. Этот тонкий уровень бытия был создан одним из первых. И поднявшись до него, остается буквально полшага до конечной цели – Самадхи. Но с этого же уровня человек может опять же вернуться в земной план. И не просто вернуться в земной план, а может выбирать рождения. То есть он уже никак обычный человек хватается за первое попавшиеся тело и стремится в нем родиться, это в случае обычной смерти. Такой человек выбирает маму и папу или место и время рождения, для осознанной цели. Считается, что именно, таким образом с этого уровня к нам в мир приходит огромное количество учителей – йогов и йогинь. Они рождаются в этом мире не потому, что они кармически обусловлены здесь родиться. Они в принципе могли уйти и выше. А рождаются они из-за сострадания ко всем оставшимся живым существам. И они рождаются в этом ужасном мире не потому, что у них такая негативная карма, а потому, что они сами выбрали место и время своего рождения для того, чтобы изменить мир к лучшему. Я напомню, что в нашей школе йоги, делается акцент в первую очередь на настоящую эпоху.

Школа йоги традиции Анандасвами должна находить женщин, девушек учителей которые родились в этом мире, проснулись в этом мире. Разница принципиальная. Одно дело, когда вас просто кидает, согласно вашей карме, другое дело в йогу из-за сострадания, из-за желания помочь, вы сами возвращаетесь в этот несовершенный мир для блага всех живых существ.

Это все относится ко второй группе йог умирания «посмертный перенос сознания».

И наконец, третий вариант. Это когда совсем дело дрянь. Это когда человек не готовил себя к йоге ясного света» продолжительными практиками и медитациями в течение жизни. Не прошел быстрых методов, хотя там тоже требуется очень серьезная практика и благословление учителей. А он просто взял и умер. Но многие учителя просто из-за сострадания к этим обычным людям иногда применяют свои способности, которые кажутся достаточно странными. Йоги могут входить в контакт с человеком, который умер. Но опять же только после того как все структуры умершего человека распадутся. Потому, что после того как все его структуры распадутся, он будет обязан где-то родиться.

Человек умер, структуры распадаются, распадаются, распадаются, отвалилось все, что только может отвалиться. Человек увидел ясный свет, это его напугало, стерло полностью воспоминания, а потом он опять возвращается в этот обычный мир. Обычный человек, согласно своей карме, ищет будущих маму и папу. Если он видит, что мама и папа занимается любовью, то предоставляется попасть, как бы это лучше сказать, в «новый домик» с которым это может опять протянуть свою ассоциативную связь. Если это происходит, то через девять месяцев у человеческих существ рождается ребенок. Если не повезло, не попал, мама и папа оказались волком и волчицей, то соответственно, волком родится и так далее и тому подобное. И вот так круговорот рождений и смертей продолжается. Идет, идет, идет …

Хорошую жизнь прожил, получше тело получил, плохую жизнь прожил похуже тело получил. И вот так все по кругу идет и идет.

Поэтому отношение у йогов к смерти – рабочее.

И йогин не стремится родиться после смерти.

Йогин стремится вообще больше не рождаться и не умирать.

То есть подняться над этим механизмом рождения и смерти или самоосознать себя. И не цепляться больше за то чем он не является. Ситуация когда совсем дело-дрянь. Если умер человек не пройдя никаких йог, то иногда учителя могут входить с ним в связь и оберегать от совсем мрачных рождений.

Есть такая очень интересная йога. Она закрывает врата ненужных рождений. Раз, перспектива родиться где-нибудь в Африке среди голода, нищеты, преступности, болезней. Мы с вами живем в России и думаем: вот, нам так плохо. Друзья, все познается в сравнении. И можно закрыть известными методами это рождение. И тоже йога. И тут должен помогать учитель, который выстраивает некую телепатическую связь, хотя это не телепатическая связь, это что-то другое. Связь с «Я» этого человека и уберегает от ненужных рождений, чтобы сусликом не родился. Для этих целей делают разные ритуалы, речитативы. В Тибете допустим, Лама начинает читать текст Бардо Тхедол или другие тексты, которые позволяют мечущемуся человеку после смерти прийти в себя и разумным способом поступить. В других религиях, традициях, вероятно, тоже были аналогичные правила и ритуалы, вспомните, в Древней Греции были ритуал «пересечение реки Стикс», в Древнем Египте «взвешивание сердца».

Отголоски этих учений мы находим во всех религиях. Но я напоминаю вам, что йога не является религией, йога система самопознания. Но, безусловно, любые религии на «месте не сидели» в свое время и тоже вырабатывали какие-то свои методики, использующие те же принципы о которых мы сегодня говорили. Но как-то по-своему. Понятно, что после смерти человек обратит внимание на те обряды, которые он привык при жизни. Это очень сложная тема.

Вот это все, что касается йог умирания. Поэтому я призываю вас, друзья, не надо умирать раньше времени, не надо покупать себе гоночные мотоциклы и напиваться вусмерть этими алкогольными коктейлями. Желательно соблюдать правила дорожного движения и переходить дороги в установленном месте. И хорошо бы нашим умникам из правительства ввести какие-то ограничения, создали условия «защита от дурака», раз уж появились такие машины, появилась такая энергия, возможность, то как-то ограничить это. А то получается, что у нас тут все как «обезьяны с гранатами» не известно в кого кинет.

Призываю вас заниматься йогой. Почему?

Потому, что занимаясь йогой, вы где-то перевешиваете свою карму, обусловленность и свободу.

Понимаете, постоянно идет торг, согласно закону кармы, каждую секунду идет торг между вашими положительными деяниями и отрицательными действиями и вашим стремлением выйти вообще за пределы положительного и отрицательного.

Каждую секунду. Поэтому судьбы нет.

Я сегодня очень хороший афоризм прочитал, причем там, где меньше всего ожидал. «Там где начинается судьба, заканчивается бог». Имеется в виду, что где начинается судьба, заканчивается свобода воли, свобода. Судьбы нет, и в то же самое время есть.

Мы все свободны с одной стороны, но в тоже время над нами довлеет карма предыдущих поступков. Поэтому разумнее всего «разумно» тратить свою жизнь.

И поэтому боже упаси причинять без крайней на то необходимости вред живым существам.

Над текстом работали: Ирина Калинина

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com