Выводы из аксиоматики йоги.
Разум. Пространство. Чакры. Кундалини.
Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2009.05.30
Адрес: Международный Открытый Йога Университет (openyogaclass.com)
Краткое описание :
Творение Вселенной: возникновение принципов разума, пространства, воздуха, огня, воды, земли и соответствующих им способностей восприятия. Подчиненность и единство принципов – практическое использование в йоге. Энергия Кундалини. Центральный канал (Сушумна Нади). Чакры. Три группы тел: грубое тело, тонкое тело, причинное тело. Два направления эволюции: физическая и духовная эволюция.
Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Нажмите здесь чтобы скачать аудио:
Теория
Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 21 Мб
Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 86 Мб
Нажмите здесь чтобы скачать видео:
Теория
Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.
Аудио:
Теория
Видео:
Теория
Основной текст лекции.
Введение в лекцию.
Сегодня 30 мая 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в Культурном Центре «Просветление», в г. Москва, рядом с м. «Новослободская». Это лекция для Открытого Йога Университета. Вся архивная информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.
Мы продолжаем цикл лекций, который начали на предыдущем занятии – «Выводы из аксиоматики йоги». На сегодняшнем занятии мы рассмотрим основополагающие понятия: «разум», «пространство», «чакры», «центральный канал», «энергия Кундалини». Часть из этих терминов широко используется во многих источниках вплоть до бульварной прессы. Зачастую авторы демонстрируют полнейшее непонимание истинного значения тех или иных терминов, в результате они обрастают мыслимыми и немыслимыми подробностями, «современным мифотворчеством». Итак, сегодня мы будем разбираться с этими терминами, дадим им определение, а также рассмотрим другие, не менее важные, но по какой-то причине не столь популярные, понятия. Понять смысл всех этих терминов мы сможем, если продолжим рассмотрение процессов, в результате которых сформировалась наша Вселенная.
На предыдущем занятии мы более-менее определились, что же такое «сознание» и «энергия». На этом занятии продолжим эту же тему, только пойдем еще дальше. А как же из сознания и энергии были сотворены все объекты и явления? Наша Вселенная – очень большая, невообразимо странная, чудесно прекрасная, труднопостигаемая вещь, но она как-то сделана. И как утверждает древнее знание йоги, существуют базовые принципы, по которым сделано все во Вселенной.
Мы помним, что изначальным толчком творения или проявления была прана. Прана – очень странная субстанция (если можно назвать ее субстанцией), очень странная вещь, которая в дальнейшем стала проявлять себя как сознание и как энергия. И сегодня наше рассмотрение мы начнем как раз со второго этапа творения Вселенной – с момента возникновения сознания и энергии.
Есть сознание, есть энергия. Согласно учению йоги сознание и энергия начинают друг с другом взаимодействовать и от их взаимодействия появляются все объекты и явления во Вселенной. Говоря своими словами, все, что вы вокруг видите, любые предметы – это проявление энергии, но невидимая структура, которая поддерживает эти объекты или явления – это сознание или лучи сознания. Сознание – как скелет, вокруг которого формируется энергия. Поэтому все, что мы видим, любой объект или явление состоит из двух компонентов – энергии и сознания. С энергией более или менее понятно, с сознанием тяжелее, потому что нет возможности определить, что же такое сознание, нет возможности его пощупать. В этом смысле сознание как бы нематериально – нельзя его схватить, взвесить, измерить, как мы делаем это с энергией. Но в то же самое время сознание лишено такого запредельного ареола, чего-то сверхидеалистичного. Сознание – это лишь одна из данностей нашей Вселенной, всего лишь одна из составных частей нашей Вселенная. Сознание – одно из свойств Вселенной, точно так же как и энергия, которую мы можем ее взвешивать, воспринимать органами чувств и т.д., только сознание обладает прямо противоположными свойствами.
Возникновение принципов Вселенной. Принцип разума.
Йога говорит, что вся Вселенная – это комбинация сознания и энергии. Но есть некие принципы, т.е. возможности для разворачивания тех или иных свойств Вселенной. Когда сознание и энергия разделились, и потом начали взаимодействовать друг с другом, стали появляться принципы. И первый принцип, который был создан – это принцип разума.
Еще раз: цель Открытого Йога Университета – это пытаться своими словами объяснять чрезвычайно сложные вещи. И здесь я буду приводить различные сравнения, ссылки на повседневную жизнь и т.д., чтобы дать возможность хоть чуть-чуть ухватить смысл. Иногда это будет делать наше повествование менее строгим, но зато более доступным для понимания. Нехватка понимания – самая суровая проблема в йоге, где всего более чем достаточно, кроме понимания.
У всех нас есть разум. Однако мы знаем, что у каких-то примитивных животных, вроде бы, разума нет: возьмем, к примеру, одноклеточное животное – где у него разум? Возьмем обезьяну – уже разум есть. Возьмем какое-либо пресмыкающееся – разум есть, но слабый. Создается впечатление, что разум возникает с ходом эволюции, что сначала его не было, а потом он возник. Это и так, и не так. Наш разум – это всего лишь агрегат, который построен таким образом, чтобы использовать принцип разума. Получается, что принцип разума первым возник при творении Вселенной, а живые существа могут воспользоваться им не сразу, а только пройдя долгий путь эволюции, только после того, как все остальные принципы были созданы и отработаны – мы поговорим о них позднее.
Хочу, чтобы вы не путали наш разум и принцип разума. Принцип разума – это сама возможность того, что есть что-то разумное. Наш разум – это всего лишь механизм, который пользуется этим принципом. Мой любимый пример на эту тему касается процессов горения: если взять немного бензина и поджечь – он будет славненько гореть, при этом будет выделяться тепло, энергия. На этом принципе горения можно построить двигатель, например двигатель внутреннего сгорания. Более того, можно сделать машину – «Мерседес», например – которая использует двигатель внутреннего сгорания, как мы используем разум, a этот двигатель в свою очередь использует принцип горения, как наш мозг – принцип разума. Не машина придумала саму возможность чему-то гореть, но она может использовать этот принцип. Точно также и наш разум – всего лишь возможность использовать этот фундаментальный всеобъемлющий принцип.
Опять же кто-то сильнее, кто-то слабее. Все зависит от практики. У неандертальца или у обезьяны разум слабее, у профессора математики сильнее. Но тот и другой используют один и тот же универсальный принцип. Это лишь вопрос времени, когда обезьяна научится использовать свой разум так же, как и профессор математики. Мы не создаем разум, мы его даже не развиваем, мы его в себе открываем.
Вернемся к творению Вселенной. Первым был сотворен принцип разума. Что же это такое? Разум – это самые тонкие вибрации энергии, наиболее сильно просвеченные лучами сознания (если можно так сравнить). Опять же, как и все на свете, разум – это комбинация сознания и энергии, но только в разуме вибрации энергии самые тонкие и свет сознания наиболее сильно светит через эти вибрации. В результате получается тандем, где одно вытаскивает другое. Таким образом, рождается то, что называется мыслеформы, мысли.
Вопрос: «Что такое мыслеформы и как они соотносятся со знанием (информацией)?»
Вадим Запорожцев: «Как-то хитро. Одно вытаскивает другое и наоборот. Это процесс мышления. Приведем аналогию из нашего с вами устройства. У нас есть разум. Процесс образования мысли в нашем разуме очень странный. Определенная информация вызывает опреленные образы. Образы наоборот превращаются в какое-то знание, информацию. И каждая мысль, как волна на поверхности озера разума. На санскрите это называется «вритти» – водоворот, вихрь, волна. Вы все видели водоемы и волны на их поверхности – одни больше, другие поменьше. Точно также на поверхности нашего разума бегают многочисленные волны-мысли. Мы не будем детально касаться вопроса, как образуются мысли и как с ними работать. Этим занимаются другие йоги. Одна из этих йог называется Раджа Йога, она более детально рассматривает эти процессы. Собственно говоря, такие йоги, как Йога Визуализации, Мантра Йога также начинаются с этого момента».
Расхождение энергии и сознания. Принцип пространства.
Наша сегодняшняя задача: рассмотреть принципы Вселенной. Получается, что была изначальная единая прана. Эта прана начала разделяться на сознание и энергию, сознание и энергия начинают взаимодействовать друг с другом. Источник у сознания и энергии един – это прана. Что же отделяет сознание от энергии? Что заставило прану разделиться? Мы уже касались этой темы в аксиоматике йоги – это майя. Одно из свойств майи – феномен, когда единое предстает как множественное. В данном случае единая прана предстала в виде сознания и энергии. Это первое деление, близкое к первоисточнику. Вот они разделились и снова взаимодействуют и создали такой принцип, который называется разумом. Но на этом не остановилось творение Вселенной. Сознание и энергия в некотором смысле стали расходиться друг от друга все дальше. Энергия как бы стала удаляться от сознания. После того, как был создан принцип разума, опять скачкообразным моментом сознание отделилось от энергии.
На основании первого скачкообразный разрыва и дальнейшего взаимодействия энергии и сознания был создан принцип разума. Потом был второй скачкообразный разрыв – еще большее удаление сознания от энергии – и опять в новом разделенном состоянии сознание и энергия начали взаимодействовать, и родился следующий принцип – принцип Пространства. Еще раз напоминаю: все сделано из энергии и сознания. Принцип пространства – это принцип, сотворенный из вибраций энергии и пронизанный вибрациями сознания, только вибрации энергии стали более грубыми, а свет сознания не таким ярким. Опять-таки это всего лишь образы, чтобы вы составили хоть какое-то представление об этих очень абстрактных процессах. Требуются десятилетия медитации и работы над собой, чтобы досконально понимать процессы творения. Но это каждого из вас ждет впереди в личных медитациях, в изучениях древних трактатов и современных источников. Но с чего-то нужно начинать, с какого-то островка понимания. Все мои сравнения до известной степени даны, чтобы вы ухватили хоть что-то.
Итак, был создан второй принцип – принцип Пространства: более грубая энергия, чуть слабее свет сознания. Приведу пояснение из жизни. Мы сидим здесь в культурном центре «Просветление», у нас лекция для Открытого Йога Университета. Мы находимся в помещении. У этого помещения есть свойство: пространство – количество кубических метров, рассчитанное на каждого из вас по ГОСТам, чтобы не было недостатка кислорода, работала вентиляция и т.д. Т.е. есть некий фактор – объем, или, по-другому, пространство. Даже более того, можно сказать, что это пространство трехмерное, потому что у него есть длина, высота и ширина. Мы как-то привыкли к этой картине, что есть пространство. Но когда мы говорим, что был сотворен принцип пространства, имеется в виду более фундаментальный принцип, а наше физическое пространство – это всего лишь частный случай этого фундаментального принципа пространства.
Вообще, нужно сказать, что пространство – вещь неочевидная. В объяснении этого древней йоге помогает современная наука, современные ученые со своими выводами. Те из вас, кто изучал общую или частную теорию относительности, вероятно, должны знать, что, находясь в поле тяготения, пространство искривляется. И даже в этой комнате искривление пространства в области пола и в области потолка – они разные. Говорить о том, что у нас трехмерное пространство – это всего лишь наша привычка. Это мы его считаем трехмерным, а пространство более абстрактная вещь. Такой фактор, как земное притяжение его искривляет, правда, настолько незаметно, что никакой линеечкой вы его не измерите – уж слишком маленькое оно на таких расстояниях, но на расстояниях космического масштаба искривление намного заметнее.
Мало того, что пространство трудно объяснить, оно оказывается, как говорят современные ученые, имеет свойство быть искривленным. Для древних знаний йоги это было в порядке вещей, к этому относились нормально. Считалось, что наше физическое пространство – это всего лишь частный случай пространства, и этих частных случаев огромное количество. И что самое ценное для нас – в йоге дается связка между нашим физическим пространством и психическим пространством. Что имеется в виду? Каждый из вас сейчас может закрыть глаза и представить Красную площадь. Там что-то сейчас происходит, и вы это видите в своем внутреннем пространстве или, если угодно, в пространстве вашего воображения. И какое отношение оно имеет к пространству вообще или к нашему физическому пространству в частности? В этом отношении современная наука вам мало что скажет. Скажет, что пространство вашего воображения – это пространство вашей галлюцинации. А йога, как ни странно, более серьезно относится к таким вещам. Она говорит, что пространство вашего воображения ничуть не лучше и не хуже, чем физическое пространство, в котором вы живете.
Или другой пример: пространство вашего сновидения. Вы сегодня спали сном ангела, т.к. вчера вы честно поработали. И после этих трудов вы славненько спали, вам снились сны, они где-то происходили. Где? В каком месте происходили ваши сны? Можно от этого отмахнуться и сказать: «Галлюцинация» или «Какая-то сложная реакция нашего мозга». Можно что угодно говорить на эту тему, объяснять и объяснения эти будут очень даже адекватно-вменяемыми. Но в йоге считается, что пространство сновидения такое же пространство, как и наше с вами физическое пространство. Да, оно с другими свойствами, да, по-другому проявляется, уходит в область психики, личностного восприятия нашего мира. Но это такое же пространство, как и пространство нашего физического мира.
Еще дальше уходя в сторону. Многие из вас будут читать книги, в которых йоги и йогини делятся опытом каких-то практик, описывают чудеса, с ними происходившие. Самое интересное, что при определенных условиях, границы между этими пространствами могут сливаться. На наше физическое пространство накладывается пространство нашего воображения, и начинают в нашем физическом пространстве все объекты и явления из нашего пространства воображения действовать так же, как если бы это были физические объекты в нашем физическом пространстве. Получается как бы мост между мирами. На этом построено большое количество практик Йоги Визуализации, Мантра Йоги.
Происходит это все таинственно, замечательно, захватывающе. Только одна беда: часть людей воспринимает это некритическим разумом, а скорее ослабляя свой разум, начинают верить в чепуху. Другие, наоборот, слишком критически ко всему подходят и отбрасывают «россказни» – мол, мало ли у кого какая галлюцинация случилась. В этом отношении учение йоги жестко. Любой йогин или йогиня во много раз критичнее к себе, чем кто бы то ни было извне. Кто и борется со всякого рода галлюцинациями, так это учение йоги. Причем, борется также скрупулезно, как и ученые. Сфера деятельности ученых ограниченна чем-то внешним. Но йогин также борется со всякого рода надувательствами, галлюцинациями, попытками выдать желаемое за действительное, только сфера действия распространяется дальше, по крайней мере, в области пространства. Этими вопросами занимаются такие чудесные йоги, как Йога Сновидений, Йоги Пограничных Состояний и т.д.
В йоге есть интересные замечания относительно физического пространства, провидения, до которых современная наука не добралась, но, может быть, скоро доберется. Мы с вами получим возможность путешествовать по Вселенной, перепрыгивая из одной точки пространства в другую, хотя сейчас на своих космических кораблях даже до Марса долететь не можем. В древних текстах полным-полно намеков на подобные вещи, но только одна беда, эти тексты написаны аллегорическим языком. Может быть, в будущем те, кто будет анализировать это наследие, смогут как-то соотнести его с реальной жизнью. Но в любом случае, йога никогда не подменяет науку. Йога дополняет науку, но не подменяет ее. Ученые пускай сами по себе исследуют Вселенную, а человек, занимающийся йогой, пускай сам по себе исследует свой разум, чувства и т.д.
Слух.
Итак, был создан принцип разума. Потом был создан принцип пространства. И тут еще одна маленькая деталь. Хочу о ней упомянуть, но не хочу ее раскрывать. С появлением принципа пространства возник принцип, который в человеческом теле, превратился в способность воспринимать слухом звуковые колебания. Еще раз, у всех нас есть уши. У кого-то слух очень острый, у кого-то не очень – но во Вселенной есть сама возможность звуковых вибраций. Представьте себе Вселенную, где не было бы звука как такового. Нам сложно это представить, но, тем не менее, сама возможность воспринимать вибрацию, благодаря чему потом возник наш слух, могла возникнуть не раньше, чем мог возникнуть принцип пространства. Побочный эффект принципа пространства – возможность возникновения того, что называется слух.
И опять-таки аналогия с нашей жизнью. Мы привыкли к обычным звуковым колебаниям, летучие мыши слышат звуки, которых мы не слышим и т.д., но возможность слышать физический звук – это частный случай более тонкой принципиальной возможности слышать звуковые колебания. В йоговских текстах часто упоминается, что после долгих занятий йогой у человека появляется способность слышать без ушей в йоге, воспринимать тонкие звуковые колебания. Также одна из сверхспособностей, описанных в йоге, связана со слухом: говорится, что человек может слышать на огромных расстояниях. Обычная звуковая волна не дошла бы, затухла, есть ограничения для звуковых волн, с увеличением расстояния они становятся неслышны. Допустим, мы сидим здесь в Москве и ведь не слышим, что говорят в Нью-Йорке. А почему бы и не услышать? – Очень просто: пока сюда долетит волна звука, она затухнет. Но эта сверхспособность – слышать на больших расстояниях – как бы на другом уровне, на другом срезе работает. Наш слух – это не какой-то частный аппарат наших условий среды. Слух – это проявление базового скрытого принципа. Более того, когда на другом, более тонком уровне распространяется то, что на нашем уровне называется звуковыми колебания, это воспринимается как сверхспособности. Это звучит, как фантастика, как нарушение всех законов природы, как бред. На самом деле никакая это не фантастика, и уж тем более не бред. Это проявление более тонких законов, о которых мы имеем мало представления. Наша Вселенная намного сложнее, чем нам кажется.
Принцип воздуха. Тактильные ощущения.
После создания принципа пространства, энергия еще дальше отдалилась от сознания. Энергия стала еще грубее, а свет сознания еще меньше стал через нее светить. И возник принцип, который в йоге называется обычно принципом воздуха. Не буду на нем останавливаться, просто скажу, что с этого момента возникает принципиальная возможность воспринимать тактильные ощущения: когда до нас кто-то дотрагивается, мы это чувствуем. Но еще раз, наши тактильные ощущения – это грубое проявление или возможность осуществить этот принцип посредством наших грубых тел. Принцип же более фундаментальный, более тонкий. С этого уровня начинается прекрасная Ньяса Йога, которая просто творит чудеса в некоторых случаях.
Принцип огня. Зрение.
Затем энергия еще дальше ушла от сознания, еще более грубой стала. Возник так называемый принцип огня. Принципу огня соответствует способность видеть, способность зрения. Способность зрения – это не какая-то частная придумка, как если бы живое существо придумало глаз или способность видеть. С одной стороны это так, но на самом деле зрение – это реализация более фундаментального, более глубинного принципа, того, что вещи могут быть видимыми.
Принцип воды. Вкус.
Затем еще дальше разошлись энергия и сознание. Возник так называемый принцип воды. А в человеческом теле он проявился, как способность распознавать вкус.
Принцип земли. Обоняние.
И, наконец, как учит нас аксиоматика йоги, еще дальше разошлись сознание и энергия и совместными взаимодействиями и усилиями создали последний в творении (самый грубый принцип) принцип земли. Принцип земли – это принцип, где вибрация энергии наиболее грубая, а свет сознания наиболее слабо проявляется через эту вибрацию. И как учит йога, как только это все произошло, возникла возможность обоняния. У нас на нашем уровне человеческих тел способность обоняния реализуется через наш нос с соответствующим механизмом, у каких-нибудь инопланетян этот же принцип может быть выражен с помощью другого абстрактного органа.
Ваш радиоприемник может быть сделан на какой-либо микросхеме, как в мобильных телефонах, может быть сделан на транзисторах, которые выпускали двадцать лет назад, может быть сделан на лампах, как в сороковые и пятидесятые годы прошлого века, или на сделанных еще во времена Попова кадирерах (смеси опилочек). Это неважно. Все эти радиоприемники работали. В нашей современности можно голоса и песни слушать с их помощью, во времена Попова – только морзянку отстукивать. Но в любом случае, это были некие механизмы, использующие один и тот же принцип – свободное распространение электромагнитных волн. Точно также наши органы чувств – это всего лишь возможность реализации более фундаментальных принципов, которые ни больше не меньше возникли в момент творения Вселенной. Поэтому в йоге такое большое внимание уделяется органам чувств. К ним не относятся просто как к чему-то случайному: скажем, на этой планете так развился какой-либо принцип, а у живых существ с другой планеты (скажем, у осьминогов разумных) как-то по-другому он будет развиваться. Если будет необходимость в этом развитии, то он будет трансформироваться, развиваться и утончаться. Но все принципы и сама возможность обоняния, зрения, осязания, слуха и т.д., зародились во время творения Вселенной. Так нас учит аксиоматика йоги.
Что же такое принцип земли? Как мы уже сказали, это самый грубый принцип. Свет сознания через него светит в наименьшей степени. По сути дела принцип земли – это весь окружающий мир: стены, потолок, пол. Ведь это ни больше, ни меньше как изначальная вибрация, породившая всю эту Вселенную. Более того, через нее также светит свет сознания. Чей свет сознания? – Строго говоря, свет сознания Абсолюта. Согласитесь, если вы станете около стенки и начнете с ней разговаривать («Здравствуй стеночка, я пришел, ответь мне, пожалуйста»), то стенка вряд ли тут же начнет вам отвечать. Во всяком случае, мы не привыкли к этому, даже пословица есть «Разговаривать, как со стеной». И мы говорим, что у стены нет сознания, т.к. она нам не отвечает, т.к. она нас не воспринимает, как нам кажется. С точки зрения йоги и у стены есть сознание. Более того, она вам может ответить, но на очень грубом и медленном уровне. У материи период вопроса и ответа – это огромный период, сопоставимый с геологическими эпохами продолжительностью по двадцать миллиардов лет. Мы же на таких временных промежутках – как букашки: представьте, что микроб вас спросил о чем-либо и тут же умер. И вы только начали отвечать, а он уже давно умер. Конечно же, это шуточный пример – просто, чтобы вы поняли. Другая ситуация: если вы разговариваете с человеком, у которого есть разум и свет сознания, через которого уже светит в более ли менее приличном объеме или, как минимум, человек делает умную физиономию, дружелюбную и пытается с вами в коммуникацию войти. И вы говорите: «Да, с этим человеком можно общаться». Если у человека разум слабее и соответственно, свет сознания слабо светит, то вы говорите: «С этим человеком тяжелее общаться». Это говорит не о том, что сознание где-то есть, а где-то его нет – оно есть везде, просто существуют разные «окошки сознания». Есть «окошки», через которые сознание светит ярко, и с такими существами мы можем легко общаться. Но бывает и наоборот. Наш обычный мир – мир материи – также наполнен сознанием, но здесь все происходит очень медленно и инертно.
Подчиненность и единство принципов. Практическое использование в йоге.
Итак, была единая Прана, она начала скачкообразно разделяться – прыг, прыг, прыг. С каждым скачком образовывался тот или иной принцип: принцип разума, принцип пространства, принцип воздуха, огня, воды, земли. И фактически получается, что вся наша Вселенная является комбинацией этих принципов. Мало того, что каждый принцип сделан из комбинации сознания и энергии, эти промежуточные составляющие начинают еще друг с другом как-то взаимодействовать, и получается тот фантасмагорический мир, который нас окружает. Путь, по которому сознание отделялось от энергии, иногда аллегорически в древних текстах называется «Центральная ось Вселенной» или более образно «Гора Меру». Есть якобы во Вселенной некая центральная гора, вокруг которой все вертится. Этот образ некой центральной оси встречается не только в йоге, но и в мифологических сказаниях различных культур.
Итак, во Вселенной есть грубый уровень – материальный. Есть более тонкий уровень, который пронизывает грубый материальный. Есть еще более тонкий, и еще. И так эти принципы утончаются до принципа разума. А принцип разума – самая тонкая составляющая Вселенной. И все это вместе называется нашей Вселенной. Или по-другому: представьте себе художника. Для того чтобы нарисовать картину, ему нужен холст. Он берет холст, накладывает один слой краски, затем второй, третий, четвертый и т.д. Точно также у нас есть принцип разума – он основополагающий. Принцип пространства более грубый, он подчинен принципу разума – ведь если нет холста, вы не сможете нарисовать картину, вы же не будете в воздухе кистью махать. Точно также и здесь: пространство – это рисунок, нарисованный на холсте разума. Принцип воздуха – это рисунок, нарисованный на холсте пространства. То же самое касается принципов огня, воды, земли. То есть каждый последующий принцип подчинен предыдущему.
Приведу кое-какие интересные выводы из этого, выводы, действительно, парадоксальны и заставляют задуматься. Принцип разума возник раньше, чем принцип пространства, то есть осуществить принцип разума или сделать возможной саму разумную жизнь можно и при отсутствии такого, на первый взгляд, основополагающего фактора, как пространство. Разум выше пространства. Не это ли скрытая способность перемещения в пространстве со скоростью мысли? Мы читаем в древних сказаниях, что учитель йоги решил немного попутешествовать по Вселенной и силой разума переносился то туда, то сюда, то еще куда-то. Мы читаем и думаем: бред сумасшедшего – вот древних йогов несло, вот понапридумывали – как в фильме «Двенадцать стульев»: «Остапа несло» – и мы смеемся над ними. Но иногда получается, что мы сами над собой смеемся, над своим неведением, непониманием. Мир намного сложнее, чем нам кажется. Перед нами открывается что-то совершенно фантастическое, а мы жалуемся, что нам скучно и нечем в жизни заняться, ничего не удалось в жизни. Сплошь и рядом нытье. Нам такая дана возможность жить и радоваться – изучай Вселенную, научись и путешествуй методом разума или хотя бы приблизься к этому!
Так вот, каждый последующий принцип подчинен предыдущему со всеми выходящими отсюда последствиями. Я не буду сейчас их перечислять. В каждой конкретной йоге используется принцип подчинения принципов. На таком бытовом уровне, опираясь на подчиненность принципов, проблему с чем-то одним иногда можно решить, используя что-то другое. Правильной медитацией (осуществление принципа разума) можно решить проблемы низлежащих уровней. И наоборот – иногда то, что не получилось сделать на уровне разума (к примеру, медитация не получается), легко можно сделать на уровне земли и получить соответствующий отпечаток на уровне разума. Этим сплошь и рядом пользуется йога: от грубого к тонкому, от тонкого к грубому, потому что все эти принципы фактически произведены, как мы помним, изначальной энергией и изначальным сознанием и по сути дела являются единым целым. Как говорится: не мытьем, так катанием. Если с одной стороны нам не решить проблему, так с другой можно. Не с помощью медитации, так с помощью занятий Хатха Йогой. Не с помощью занятий Хатха Йогой, так с помощью визуализации Янтры – используя принцип огня, он же принцип зрения. В нашем Открытом Йога Университете есть очень сильная йога – Ньяса Йога. С ее помощью можно сделать такой рывок, которого с помощью других обычных йог можно достичь лет за сорок. Но опять же все это работает в конкретных случаях: если вы в чем-то слабы, то можно не в лоб брать противника, а обойти с тыла, и он сам сдастся.
Рождение живого существа – сотворение индивидуальной Вселенной.
Идем дальше. Мы рассуждали о принципах во Вселенной. А что происходит, если взять отдельного человека или каждого из нас? Вспомним аксиоматику йоги и вывод о том, что творение Вселенной и рождение человека в каждой его жизни – вещи тождественные. Мы помним соответствующие теоремы на этот счет. В них достаточно подробно рассмотрено следующее: в каждой жизни, несмотря на предыдущую карму, несмотря на многочисленные предыдущие рождения и смерти, каждое рождение идет по тому же сценарию, по которому была сотворена вся наша Вселенная. Рождение человека – это рождение Вселенной в миниатюре. Каждый из нас – это отдельно взятый мир: ни прибавить, ни убавить – целая Вселенная.
Мы также помним, что у каждого из нас есть наше Я, на санскрите – Атман (неделимое), в народе – душа. Наше Я обладает поистине невыразимыми качествами. Фактически его природа тождественна природе Абсолюта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-первых, наша душа (Атман) беспола. При вхождении в мир, как нас учит аксиоматика йоги, если мы воспринимаем мир больше с позиции энергии, то мы рождаемся мужчиной, если больше с позиции сознания, то – женщиной. На самом деле суть в том, что происходит в дальнейшем. В дальнейшем происходит, как в миниатюре, рождение Вселенной, а именно: у нашего Я (нашей Атмы) есть прана, такая же, как и прана Абсолюта в момент создании Вселенной. Точно также наша прана проявляется в виде нашего личного сознания и нашей личной энергии. Наше личное сознание и наша личная энергия при каждом нашем рождении, вхождении в сотворенный мир повторяют все ступени творения: наше Я сначала творит свой маленький принцип разума, который тут же встраивается в фундаментальный принцип разума Абсолюта. Другими словами, наше Я раскрывает небольшой принцип своего разума в фундаментальном принципе разума, который, безусловно, был до рождения этого Я. Но работает этот личный принцип разума только лишь применимо к каждому конкретному человеку, к каждой конкретной Атме. Так душа воплощается: создала принцип разума – этот принцип разума влился в принцип разума Вселенной, затем – принцип пространства – этот принцип пространства вылился в принцип пространства Вселенной, точно также же – принципы воздуха, огня, воды и земли.
Принцип земли – самый понятный. У нас у всех есть материальное тело, маленький домик для нас, для будущей души, который сделали мама и папа. И мы, сотворив принцип земли, вошли в него с уже сотворенными принципами. Более того, эти принципы уже начинают взаимодействовать с общими принципами, и в дальнейшем мы начинаем наш домик перестраивать: был маленький домик, достроили еще пару комнат, затем еще. Спустя девять месяцев рождается ребенок, и то, что досталось от родителей, оно определяется нашим физическим телом, а то, что вошло в него – менее, понятное и уловимое на первый взгляд, но и на этих тонких уровнях все действует по аналогии с грубым уровнем. В этом смысле все непрерывно, все следует закону подобного в подобном.
Энергия Кундалини.
Когда мы входили в эту Вселенную, наша изначальная Прана разделилась на две части: Шакти (энергия) и Шива (сознание). Сознание скачкообразно удалялось от энергии, творя таким образом принцип за принципом.. После того, как был сформирован принцип земли, наступила интересная вещь. Наша энергия перестала творить. Есть более интересная аналогия: энергия производила творческую энергию и тут же ее стала поглощать. В йоге это называется «энергия заснула». Эта энергия, которая сотворила нам все принципы и потом заснула – это как раз и называется энергией Кундалини. Энергия Кундалини – та энергия, которая сотворила все тонкие структуры нашего тела, а затем начала сама себя поглощать (заснула). Изображается она в трактатах по йоге аллегорически в виде змеи, которая держит свой хвост у себя во рту.
По этому поводу у меня есть анекдот. Знаете, как в Советской армии: двое солдат копают яму, а двое закапывают и так по кругу, чтобы хоть чем-то были заняты. Потому что, если солдаты останутся без дела, тут же начнется дедовщина, пьянка, стрельба и всякие непотребства. Точно также и здесь: творческая энергия замыкается сама на себя, как бы засыпает. Она никуда не делась, она не стала ни мощнее, ни слабее – она просто таким хитрым образом сама на себе закрылась. Но закрылась не полностью. Все-таки небольшая часть того, что она производит, остается и продолжает что-то творить. За счет этой разницы, друзья, мы с вами и проявляемся как люди. Все наши проявления, когда мы бегаем, прыгаем, смеемся, разговариваем, думаем, творим, проявляем себя в тех или иных аспектах – это как раз и есть разница между энергией Кундалини, которую она произвела и которую поглотила. Это ничтожные доли процента, но даже их хватает на нашу жизнь и наши проявления. Поэтому, сказать, что энергия Кундалини совсем заснула – тоже не совсем правильно, скорее, она дремлет.
Именно это подразумевается под энергией Кундалини, а не различные фантастичные россказни, которыми сейчас желтая пресса наполнена. Это вполне конкретное йоговское понятие, очень логичное, очень вменяемое, спокойное, требующее соответствующего размышления и работы. К сожалению, современная тенденция несколько маргинальная. Сейчас что только не понимают под энергией Кундалини. Не совсем вменяемые люди вокруг снуют, пытаются ее пробудить – зачем она спит? Но, знаете, это все шелуха. На самом деле энергия Кундалини – очень мощный инструмент. Есть практики, которые помогают отчасти нам чуть-чуть больше этой энергии высвободить, чем обычно высвобождается. Но в любой вменяемой школе йоги – делается это постепенно. Более того, как утверждают древние трактаты по йоге, если энергия Кундалини проснется полностью, то пойдет процесс обратный творению, то есть растворение. Этими процессами занимается Лайя Йога.
Внешне пробуждение Кундалини выглядит довольно печально: человек лежит как труп, зрачки на свет не реагируют, пульса нет. Какая ж тут радость от поднятия энергии Кундалини? Более того, при пробуждении энергии Кундалини растворяется все, за что мы цеплялись: все наши неправильные мысли, тенденции, а это бывает крайне болезненно. Поэтому я бы предостерег людей, которые пытаются ее пробудить. Я понимаю, что это тенденция такая наркоманская: люди думают, что бы им такого сделать, чтобы «торкнуло». Вроде и это пробовали, и это. А теперь давайте Кундалини поднимем, чтобы торкнуло сильно! Друзья, йога не имеет никакого отношения к этому наркоманскому подходу. Нужно к этому подходить постепенно, осторожно. Иногда встречаются и здесь и на Западе вменяемые школы. Хотя на том же Западе я встречал невменяемые тенденции, допустим: давайте в три дня разбудим Кундалини. Это опасно даже физически – энергия, которая нас творила, вдруг просыпается. Еще раз приведу пример с солдатами, которого нельзя оставить без дела. Армия наемников: пока воюют – все нормально, но стоит только оставить без дела – начинают пить и грабить население. Т.е. некоторыми тенденциями мы пока не в состоянии управлять. Энергия Кундалини – это абсолютная энергия. А нашу карму никто не отменял. Тенденции кармы могут быть отрицательными, и эти тенденции накладываются на пробужденную энергию Кундалини. Что из этого может получиться?
Поэтому я еще раз прошу вас быть аккуратнее с этими моментами. Часто слышу, что один дури наелся, другой начал до посинения какие-то практики делать – еле откачали. Действительно, это никуда не годится. Это очень большой шанс, сильная энергия, но подходить нужно постепенно. Встречаю людей, которые занимаются Кундалини йогой. Действительно, хорошая йога. Но вы должны понимать: учителя-основатели этих школ не дураки были, они знали, что то, что называется «пробуждением энергии Кундалини», никакое не пробуждение. Это всего лишь увеличение эманации – разницы между тем, что выделяется и тем, что поглощается. Если бы у каждого второго эта энергия пробуждалась, их бы в живых пять человек осталось. Все-таки это очень хорошие школы, многим помогают, шапку надо снять, уважение им проявить, но иногда встречается недопонимание в терминах.
Энергия Кундалини при каждом рождении творит наши принципы, а потом формирует наше тело, как пишут в некоторых источниках, в более или менее активной фазе до момента полового созревания, потом – наоборот, энергия имеет тенденцию еще больше засыпать. Поэтому дети более творческие существа, чем взрослые.
Центральный канал (Сушумна Нади).
Путь расхождения энергии и сознания в йоге называется центральным каналом или канал Сушумна или Сушумна Нади (нади – это канал). Это основной канал нашего естества, наших тел. И фактически это тот путь, по которому в момент рождения разъединялись наши сознание и энергия, творя все принципы.
Более того, центральный канал так же, как и все принципы, имеет ярко выраженную геометрическую привязку к нашему физическому телу. Вы помните, что принцип пространства – это все лишь один из частных случаев всех многообразных, во-первых, принципов пространства, а во-вторых, принципов разума. Центральный канал в нашем теле проходит где-то по позвоночнику: от основания тела в районе крестца до макушки головы. Строго говоря, это тот путь, по которому энергия и сознание расходились в нашем, именно этом, рождении. Центральный канал или канал Сушумна – на самом деле самый главный канал в теле человека. И фактически все практики йоги строятся вокруг этого канала.
Мы с вами говорили, что в мифологии есть гора Меру, вокруг которой вращается вся Вселенная, весь макрокосмос. Точно так же и внутри нас есть некий канал, основной путь, вокруг которого вращается всё, фактически вращается вся наша жизнь, друзья, все наши тенденции, эмоции, мысли, переживания.
Чакры.
Центральный канал как бы пронзает все принципы в нашем теле. Принцип разума имеет вполне конкретную локализацию – это область в области межбровья, где-то там внутри. Чуть ниже, соответственно, расположен принцип пространства. Затем – воздуха. В районе пупка – принцип огня. И так до принципа земли, расположенного где-то в основании наших тел. Эти места, в которых представлена энергия и сознание в разных видах, пронизываются Центральным путем. Эти места называются чакрами. Еще раз: это не какие-то фантастические образования, о которых сейчас пишет желтая пресса, вещает телевидение, и только немой не умничает на тему чакр. В йоге чакры – это конкретные понятия, которые очень четко и логично выводятся из основополагающих принципов творения Вселенной.
Термин «чакра» имеет много переводов: кольцо, круг, в некоторых текстах чакры называют лотосами. Что такое лотос? – Цветок с красивыми лепестками, его можно увидеть в ботаническом саду. Вопрос: откуда такое название – чакры, лотосы? Ответ простой, но тема очень тонкая. Когда в процессе йогических занятий вы будете выполнять соответствующие упражнения, у вас будут возникать лично ваши, субъективные переживания этих центров. Каждый человек может воспринимать их совершенно по-разному. Поэтому когда я слышу спор двух адептов «тайных наук» – один говорит: «Эта чакра синего цвета», а другой говорит: «Нет, она красная» – я понимаю, что оба не понимают сути термина. Они говорят о чем-то своем, не имеющем отношения к йоге. Как вы понимаете, если существуют частные случаи принципов такие, как пространство вашего сновидения или воображения, то уж к таким тонким понятиям, как сами принципы, даже слово «цвет» не применимо. Цвет – это что-то из области грубого. В процессе практики у каждого возникают личные, субъективные переживания, совершенно разные в зависимости от вашей культуры, предыстории, предпочтений, жизненного опыта. Вы что-то воспринимаете, а разум начинает притягивать образ, который наиболее похож на то, что вы воспринимаете. И поэтому, у одного человека чакры ассоциируются с колесом, у другого – с лотосом, у кого-то – со сплетениями, в некоторых йогах говорится: «В этом месте я увидел Бога и Богиню, увидел Брахму и его супругу Сарасвати» – т.е. всё, что угодно. Человек использует различные образы в зависимости от того, в какой культуре он жил, что ему нравилось или не нравилось и т.д.
Но есть нечто общее, что роднит эти переживания при самых разных субъективных оценках. Во-первых, более или менее общие локализации этих центров (некоторый разброс ощущений тоже наблюдается, но все-таки примерно одинаково они ощущаются всеми людьми). Во-вторых, это некоторые характерные качества проявления: когда человек взаимодействует с тем или иным центром, он начинает получать вполне конкретную, более ли менее однозначную реакцию, хотя эти реакции также могут различаться у разных людей. Поэтому напоминаю еще раз: если вы слышите фразу «У тебя должно быть так же, как у меня» – это разговор ни о чем. Вы не сможете даже словами передать свой опыт. А уж навязывать то, что вы даже словами выразить не можете, это вообще безумие. Про чакры, кундалини, третий глаз, карму сейчас не пишет только ленивый, эта тема беспроигрышная, всем интересная, непонятная, можно пофантазировать на этот счет. Ничего в этом плохого нет, если бы только выводы из этих фантазий были совсем не смешными. Итак, эти принципы называются – чакры.
Вопрос: «Какое отношение чакры имеют к нашему физическому пространству, нашему телу?»
Вадим Запорожцев: «Очень опосредованное. Чакры – это своего рода туннели между пространствами. Представьте, что каждый принцип – это отдельное взятое пространство, отдельный мир, но взяли и сделали коридор, который все эти миры соединяет. Или аналогия со степплером, который скрепляет бумажки: один листок – принцип пространства, другой – принцип разума и т.д. до принципа земли, а вы берете степплер и скрепкой соединяете их в одном месте. Т.е. получается узел, который соединяет сразу несколько пространств. Чакры – это некие ворота, через которые можно войти в центральный канал, а из центрального канала можно подняться на любой другой уровень. В любом случае, это те места, на которые йоги обращают особое внимание, с которыми они работают разными методами: методами визуализации, упражнениями Хатха Йоги. Вы изогнули тело в каком-то месте, у вас в районе чакры на физическом уровне напряжение, но так как любая чакра – это как проход в пространстве на более тонкий уровень, вы получаете эффект и на тонком. Иногда спрашивают: «Почему человек, занимаясь физической Хатха Йогой, развивается ментально, умнее становится». Объясняется это тем, что, воздействуя на грубое, мы косвенно получаем результат на тонком уровне. Чакры – те же принципы Вселенной, которые возникли при сотворении Вселенной, только в нашем случае – при сотворении нашего тела».
Вопрос: «Что происходит в момент смерти?»
Вадим Запорожцев: «В момент смерти как раз и просыпается энергия Кундалини, если уже быть очень точным. Специально для тех, кому не терпится ее пробудить: в Кундалини Йоге разбудить энергию так, чтобы она потом заснула – это высочайшее мастерство йогина. Он растворяет все свои внутренние структуры, а потом воссоздает их вновь, при этом Кундалини снова как бы засыпает. Все это он должен сделать в течение двадцати одного дня, иначе физическое тело начнет разлагаться, и йогину некуда уже будет входить. В момент смерти идет процесс, обратный процессу рождения – растворение. Сначала грубое отсоединяется от тонкого, тонкое от тончайшего и т.д. Энергия Кундалини начинает в обратном порядке растворять все то, что человек сделал в течение жизни: центры, принципы. Сначала растворяется принцип земли, т.е. человек теряет связь с материальным телом, потом принцип воды и т.д. Исчезают один за другим все органы восприятия. Процесс смерти описан в разных йоговских текстах, но я бы вам рекомендовал больше читать про процессы жизни.
С формальной точки зрения принцип за принципом растворяются до тех пор, пока наше Я в какой-то момент не остается полностью лишенным всех своих тел, оболочек. Это длится не очень долго. Но, если воспользоваться этой энергией растворения, воспользоваться ситуацией, когда мы будем лишены всех оболочек и наше Я – наш Атман предстает в чистом виде и ничем не обусловлено, то можно осуществить Йоги Умирания. При этом в момент смерти наше Я может осознать само себя, так как нет мешающих оболочек, и достичь высшей цели. На этом построены очень многие Йоги Умирания. Энергия Кундалини уже и так пробуждена, всё уже и так растворяется. Если грамотно все это использовать, можно очень много чего достичь. И нужно сказать, что есть такие йоги. Где-то они хорошо сохранились, в нашей школе они не очень хорошо сохранились. Аналогия такая: если вы занимаетесь йогой в течение жизни, то вы как бы строите ракету, чтобы на нее сесть и улететь в космос. Но есть и другой вариант улететь в космос: вдруг вы узнали, что наша Земля вот-вот взорвется, вы делаете всего лишь маленький космический кораблик, залезаете в него и ждете – ракету строить не надо, потому что во время взрыва и так выкинет в космос. Главное – выбрать правильное направление, использовать эту энергию. Но если вы в течение жизни долгими суровыми медитациями не готовитесь к этой практике, или у вас нет Учителя по этим йогам, (Учитель для вас может сделать все, что угодно), то, как правило, вы не воспользуетесь этим случаем – моментом смерти, и будете обречены родиться снова, повторяя эту схему. И так из жизни в жизнь фактически одно и то же повторяется.
Устройство нашего физического тела целиком и полностью тождественно устройству Вселенной. Наше рождение – фактически рождение Вселенной. В известном смысле и каждая наша смерть – это конец света в локальном масштабе».
Три группы тел: грубое тело, тонкое тело, причинное тело.
И, наконец, следующий интересный момент – наши тела. Современная парадигма ученых говорит, что у нас есть только одно тело – физическое. Медики его изучают, препарируют, режут на кусочки, изучают, где что находится. И попробуйте с ними поговорить на предмет более тонких тел – они вас воспримут неадекватно, и правильно сделают. У науки и медицины свои подходы. Это сложившиеся течения, не йогам их учить. Но йоги добавляют, что наше физическое тело – это всего лишь одна из составляющих, одно из тел. А на самом деле человека можно представить, как несколько тел: более грубое тело, внутри которого, образно говоря, находится более тонкое тело, управляющее грубым, внутри более тонкого тела есть тончайшее, управляющее тонким. Такая матрешка получается. Безусловно, это все аллегорические образы. Как правило, это попытка словами выразить невыразимое. Вот другой пример. На пространство нашего физического тела, наложено пространство более тонкой материи и на это все наложено еще тончайшее пространство, в котором есть тело, сделанное из тончайшей материи, все эти три пространства как скоросшивателем соединены в чакрах, чтобы не расползались куда ни попадя. Ученые еще не открыли существование тонкого тела, а если и открыли, то помалкивают, и правильно делают, чтобы раньше времени секреты не раскрывать: если не вовремя откроют тайну, обязательно сделают какое-нибудь новое психотропное оружие. У нас же без этого не могут, ментальность общества на уровне диких обезьян, а в руках уже гранаты. Слава Богу, ядерными бомбами друг друга не поубивали, и на этом спасибо.
Для объяснения многих практик в йоге без понятия тонкого тела не обойтись – все распадается и становится не понятным, как йога вообще работает. В йоге говорится, что у нас есть три группы тел, не три тела, а именно три группы тел: группа тел физических, группа тел тонких, группа причинных тел.
Грубое тело. Что можно сказать о группе грубых тел? У нас есть нервная система, есть скелет, есть кровеносная система. С известной степенью натяжки каждую из этих систем можно назвать отдельным телом. Все в целом они предстают как наше физическое тело, которое надо кормить, ублажать, холить и лелеять.
Тонкое тело. По аналогии с грубыми телами существует и группа тел, находящихся на тонком уровне. Из чего она сделана? Мы помним аксиоматику йоги: все сделано из комбинации сознания и энергии. Ничего не бывает без этой комбинации. Но на уровне тонких тел вибрации энергии более тонкие и свет сознания в некотором смысле более яркий. Когда мы воспринимаем наши тонкие тела когда? – Во сне, например. Вы же себя видите в каком-то теле? Иногда мы себя воспринимаем в тонком теле, когда мы в мыслях – у нас же есть мысленные представления о самих себе, мы же себя как-то видим и представляем. Вот эти мысли и представления как раз и навеяны нашим тонким телом или этой группой тел.
Причинное тело. Третий уровень – это уровень причинного тела. Сказать, что это группа тел, может даже и нельзя. Это один из самых труднопонимаемых разделов йоги. Информации об этом сохранилось очень мало, буквально крохи, а то, что сохранилось, чрезвычайно трудно понимается. Но то, что сохранилось, сохранилось неслучайно: без понимания того, что существует причинное тело, многие практики в йоге просто не осуществить и многие проблемы личностного характера в жизни невозможно решить. Только лишь с пониманием того, что есть уровень причинного тела, можно что-то сделать позитивное.
Причинное тело очень странное, самое скрытное, непонятное и неуловимое. Мы его не то, что не ощущаем, мы даже не знаем, что оно есть. Но время от времени оно может проявлять себя, причем не самым лучшим образом. В нашей школе йоги есть такая поговорка: «Если есть боль или какой-то негатив беспричинный – знай, это работает причинное тело». Вероятно, каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда вроде бы все хорошо, но почему-то очень плохо: вдруг настроение плохое без причины или какая-то реакция неадекватная, негативная. Явных причин вроде бы и нет: на физическом уровне все нормально, с мыслями и эмоциями всё нормально, а вот только тоска такая, что выть хочется. Иногда это проявляется более сильно на физическом уровне, у женщин, например – это ПМС, есть аналог и у мужчин… Действие причинного тела иногда проявляется как беспричинный негатив, который даже ухватить нельзя, а он иногда нами правит, и мы становимся марионетками у него в руках. При этом никакие психотехники, аутотренинги и самоувещевания не помогают, ничего не работает. Человек сколько угодно может себя внушать себе, что у него всё хорошо – всё хорошо – всё хорошо, а потом выйти от психолога и сказать: «Нет, у меня все плохо». Есть такая наша составляющая – самая коварная и страшная. Самый свирепый вариант нашей кармы, когда толчки негатива идут с причинного уровня. Древние греки говорили: «Если Боги хотят наказать смертных, они лишают их разума». Но уровень причинного тела намного тоньше, чем все проявления нашего разума. На уровне причинного тела наш разум просто выключается – как рубильник вырубается – и все попытки само увещевания проходят, как если бы их и не было. Это одна из самых серьезных проблем в йоге. Иногда человек вроде чувствует себя нормально и думает, что у него всё в порядке, а потом раз – и суицид. Обратите внимание: немотивированный суицид. Пример: Василий Васильевич был крепыш жизнерадостный, а взял и повесился. С чего бы? Такие моменты на первый взгляд, не объяснимы. Но йога не согласна с необъяснимостью. Иногда просто объяснений не видно, причины неочевидны, а закон логики, закон причины и следствия или закон кармы есть везде.
У причинного тела есть и позитивная сторона. Одно из наиболее ярко выраженных его проявлений – состояние влюбленности, беспричинной радости и счастья. Опять же: ничем не объяснимое состояние. У девушки все очень плохо, а она радуется – ведь ее Вася с ней рядом и всего остального для нее просто нет. Потом смотришь: одна проблема исчезла, другая отвалилась, а она даже и не заметила, что проблемы были, потому что была влюблена в Васю.
Уровень причинного тела очень глубинный. Можно провести параллель с современной наукой, которая изучает нервную систему, клетки, импульсы, которые сформировались еще во времена динозавров. В йоге все более четко: наши тела прошли длинную физическую эволюцию, и наследие от тел животных, конечно же, существует, но есть что-то еще неуловимое. Это очень тонкий уровень, о котором говорят йоги. Согласно учению йоги у нас есть три группы тел: грубое тело (легко соотносится с грубыми принципами и элементами во Вселенной), тонкое (соотносится с тонкими принципами) и причинное. В разных источниках приводятся разные мнения о том, где и на каком уровне проходит граница. Эта тема открыта для всех. В цели Открытого Йога Университета не входит подробное рассмотрение этих тем. Но я верю, что люди своей практикой будут переоткрывать йогу, переоткрывать знания, которые были потерянны.
Физическая и духовная эволюция.
Хочу подчеркнуть один момент. Сейчас многие люди утверждают, что эволюции нет, что все было сотворено за семь дней, и понимать это надо буквально. Существует много религий, одни говорят, что мир создавался в течение семи дней, у кого-то другие сроки – всем не угодишь. Некий такой примитивизм в мышлении. Другие – наоборот, за научный подход. Йога по этому поводу говорит, что правы и те, кто придерживается теории Дарвина или обычной эволюции, и другие. Действительно, из жизни в жизнь наши тела трансформируются. Мы с вами имеем тела, доставшиеся по наследству от более примитивных жизненных форм. Йога говорит, что параллельно физической эволюции идет эволюция духовная или эволюция осознания своего Я. Тонкие структуры, которые потом входят в грубые структуры, определяются тем уровнем сознания, на котором существо завершило свою предыдущую жизнь и вошло в следующую. Одна душа с большим количеством праны, большим количеством сознания и энергии, она склонна входить в более сложные тела, а в более простые – несклонна, для нее это наказание.
В то же время, в какое бы тело ни вошла эта душа, в процессе жизни ее сильная энергия начинает воздействовать на генетику, улучшать тело, в котором она живет, и улучшенное тело уже будет передаваться дальше по наследству, т.е. происходит мутация. Обычно под мутацией мы подразумеваем что-то случайное. Йога же говорит нам, что ничего случайного нет. Мутация – это попытка Атмы улучшить то тело, в котором она живет, и в дальнейшем передать по наследству. Именно так мы, люди, получили свои славные тела: наши предки поработали над собой, улучшили свои структуры и передали следующим поколениям, следующие поколения их еще улучшили и т.д. Эволюция идет по двум направлениям: на физическом и тонком уровнях. Физический уровень помогает тонкому уровню, тонкий уровень помогает физическому. Противоречия между двумя этими точками зрения нет.
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: