Йога Влюбленности. Вопросы-Ответы. Часть 1.

Йога Влюбленности. Вопросы-Ответы. Часть 1.

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2010.03.20
Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)



Скачать Аудио Вариант 1: MP3 Web 32кб/с


Скачать Аудио Вариант 2: MP3 Full 128кб/с


Скачать Видео

Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

video
play-sharp-fill

Смотреть Видео:

video
play-sharp-fill

Сегодня мы с вами посвятим нашу лекцию вопросам, которые так или иначе связанные с йогой Триады, йогой Влюбленности, т.е. тем курсом, который мы только что завершили читать.

Итак, я слушают от вас ваши вопросы.

– Вадим, Вы сказали на одной из лекций про классический сценарий развития событий влюбленности. На начальном этапе это влюбленность, на максимуме, т.е. сначала идет по возрастающей развитие событий в позитив. Т.е. мы достигаем максимума, любовь на пике. И затем логическое завершение – это спад. Вы даже сказали в одной из лекций, что все завершается ненавистью.

Подождите, это передергивание всех моих слов и мне страшно это слушать.

– Я специально вчера лекции прослушал.

Вы все лекции прослушали?

– Да. Так вот, вопрос в следующем.

Нет, давайте я вас сразу подправлю. Это возможный один из вариантов, с которыми вы можете сталкиваться. И это не классический сценарий развития, а один из возможных. Т.е. из ваших слов получается, что за влюбленностью всегда идет ненависть.

– Ну, это экстремальный вариант, но отношения все равно идут на спад. Вопрос заключается в следующем: можем ли мы, когда мы находимся на пике, когда пика достигли, сразу на пике порвать, чтобы не допустить, когда отношения сойдут на спад?

Да, я понимаю. Это сценарий Дон Жуана, который долго добивается расположения девушки, а добившись и чувствуя, что идет спад, менять одну девушку на другую. Нет, друзья, это абсолютно не имеет никакого отношения к йоге Триады и йоге Влюбленности. Но еще раз, я хочу прояснить ситуацию.

Итак, иногда к нам приходит влюбленность, как подарок с высших сфер, как что-то такое, что мы не можем понять и осмыслить, что мы не можем генерировать, того, что действительно не осознается нами. И чем больше времени мы проведем в таком состоянии влюбленности, тем быстрее идут все наши внутренние процессы трансформации, те же самые, которые наблюдаются у человека, который просто занимается йогой.

Безусловно, когда человек влюблен, он не думает ни о каких йогах, ни о каких внутренних трансформациях, он просто наслаждается влюбленностью. Этот первый подарок приходит из ниоткуда. Почему? По той простой причине, что влюбленность выше понятия обусловленности, выше понятия кармы. Это вещь с таких высот, где бессмысленно понятие кармы.

Чем больше мы пробудем в этом состоянии, тем быстрее и безболезненнее мы устраним негативы, все наше неведение, непонимание, и, как следствие, все причины, которые порождают нашу негативную карму. Хотя, строго говоря, и позитивную тоже. Почему? Потому что цель – это свобода. И понятие влюбленности, и понятие свободы неразделимы. Это очень хорошая лакмусовая бумажка для того, чтобы определить: находитесь ли вы в состоянии влюбленности или нет.

Приходит этот подарок, и мы наслаждаемся им. Нашу карму никто не отменял. Хоть этот подарок и пришел сверху, но карма наша негативная приводит к тому, что мы склонны терять влюбленность. Мы не можем уничтожить влюбленность, это нам не по силам, точно также, как мы не можем ее генерировать.

Но, подобно тому, как человек может потерять ценный подарок, подобно этому мы можем потерять состояние влюбленности. Т.е. проснется наша звериная карма, мы на что-то начинаем отвлекаться, переключаемся на это.

Знаете, как цветок, который если не поливать, он засыхает, и красота цветка исчезает. Хотя, понятие красоты выше, чем понятие цветка, цветок всего лишь олицетворяет. Точно также и те чувства, которые окружают состояние влюбленности, они начинают сбиваться, и мы теряем влюбленность.

Вслед за влюбленностью может наступить какое угодно состояние человека, согласно его карме. Т.е. может наступить состояние устойчивой и хорошей любви, которое продлиться до конца его дней. Может придти состояние охлаждения, когда человек не то, что влюбленности, а даже любви и симпатии не испытывает к тому, в кого был влюблен до этого.

И, наконец, самый неприятный вариант развития событий, это когда наблюдается ненависть. Но, ни ненависть, ни потеря интереса, не имеет никакого отношения к влюбленности. Поэтому, выстроить эту псевдологическую цепочку, что за влюбленностью обязательно идет ненависть или охлаждение, мы не можем, т.к. это не имеет никакого отношения к реальному развитию событий.

По этой причине так параметризовать и сказать, что каждый человек запрограммирован на то, что с начала влюбленность, затем любовь, затем охлаждение и дальше ненависть – это неправда. И йога Влюбленности не может об этом говорить ни в каком случае.

На сколько я понимаю, такое впечатление не должно было создаться после моих лекций. Но если, не дай Бог, оно создалось, то это действие майи, иллюзии, но никак не того, что я хотел сказать. Это в отношении Вашего вопроса. Напомните Ваш вопрос.

– Отношения развиваются, достигают влюбленности и затем идут на спад. Есть ли смысл быть на максимуме?

Как вы понимаете, первая часть вопроса несколько трансформируется. Хорошо, если нас посетила влюбленность, и мы в своей влюбленности достигаем некого пика, можно ли нам, осознав, что это пик, быстренько как-то изменить ситуацию, чтобы положительное осталось, а период негативного в принципе не наступал.

Опять же, здесь вы должны очень четко понимать: как только в вашу голову приходит мысль, что вы достигли пика, знайте, что эта же самая мысль должна дать вам понять, что влюбленность уже ушла.

В состоянии влюбленности вы просто не можете продумывать наперед хода, у вас просто нет других мыслей, у вас вечное наслаждение настоящим.

Поэтому, думать «а не буду ли я потом страдать», если вы влюблены (вернее, вам кажется, что вы влюблены), но при этом на заднем плане вам кажется «а не буду ли я страдать в дальнейшем», знайте, что это не влюбленность.

Точнее, влюбленность может, как вспышка молнии промелькнуть на долю секунды, оставив после себя, как после вспышки молнии гром ощущений, который еще очень долго раскатами идет. И еще когда это проходит, возникают задние мысли: «а что с этим делать?», «а как себя обезопасить?», «а как мне хорошо, а как потом будет плохо». Как только есть хоть малейшее условие «если», об этом мы уже говорили в лекции, то знайте, что влюбленность уже ушла.

В йоге Влюбленности называют совершенно смешную цифру времени, которое вы должны провести в йоге Влюбленности, чтобы достичь высшего состояния в йоге. Это время около 9 минут. Это такое состояние, когда нет задних мыслей, когда нет нашего мудрого разума, который все наперед знает, все наперед видит, который рассчитывает наиболее благоприятные варианты выхода. Как только такая мысль возникает, то все, влюбленность уже потеряна.

В вашем вопросе все равно существует очень хороший намек на другой момент. Да, влюбленность потеряна, да, пока еще в эхо влюбленности, вы пребываете в эйфории. Да, будучи умным человеком или многократно до этого переживав подобные ситуации, вы помните, что, как правило, за этим идет некий спад со всеми вытекающими последствиями, согласно карме человека. А мудрый человек – это тот человек, который не исключает, что в нем есть также кармические недостатки. И понимает, что Бог его знает, как поведет с ним его собственная карма.

Конечно же, здесь возникает момент осмысления. Хорошо, а что теперь с этим делать? И действительно, как избежать всех негативов своей собственной кармы, и как по максимуму взять того позитива от того чуда, которое с вами случилось. Фактически, это называется так называемой второй стадией йоги Влюбленности, когда так называемая влюбленность уже ушла, когда вы остаетесь в действии своей собственной кармы, и вы должны осмыслить, что с вами происходило до этого.

Я еще раз вам напомню такое положение в йоге Влюбленности, что если у вас будет правильное понимание того, что с вами произошло до этого, т.е. правильное понимание сути влюбленности, то вы избежите негативных последствий. Если же у вас не будет правильной сути понимания, то, как правило, мы склонны скатываться к негативным последствиям: это охлаждение или даже ненависть.

Это правильное отношение (я не буду повторять курс наших лекций) заключается в том, что вы должны понимать суть влюбленности, что это проявление запредельного Высшего, проявление Абсолюта, проявление вашего высшего Я, или проявление высшего Я девушки (если вы юноша). И вы должны помнить, что влюбленность никогда не врет.

Может быть, вы на долю секунды увидели в истинном свете так, как все есть. Вы, может быть, увидели человека в истинном свете, а потом его заволокло майей собственных представлений о самом себе, или ваша майя скрыла от вас этого человека, может быть, человек совершенный. Или если вы думаете, что это как-то связанно с оболочкой, покрывающей человека, то вы в дальнейшем можете разочаровываться, ненавидеть другого человека.

А если (как вы помните) вы увидели истинную суть этого человека, может быть, он таким станет через год, может быть, в следующей жизни, может быть, через несколько жизней, может быть, непонятно когда, то у вас в принципе нет склонности вываливаться в ненависть. И весь негатив, который идет от влюбленности, он не имеет никакого отношения ко влюбленности, это уже ваша негативная карма.

– Вадим, а как тогда определить проблему ухудшения отношений? Это связанно с майей партнера или собственной майей человека?

(Пожалуйста, повторите вопрос)

Вопрос заключался в том, что связанно ли это с майей кого из партнеров?

Друзья, с точки зрения Триады, с точки зрения влюбленности, да и вообще быстрых методов, нет разницы. Почему? Потому что вы все равно сталкиваетесь лишь с тем, чего заслуживаете (согласно своей карме). И даже тот факт, что вам попался партнер, через которого сперва вам блеснулось, а потом закрылось, как вам кажется, через его негатив, на самом деле, если вы видите чей-то чужой негатив, это косвенно говорит о вашем негативе.

Это достаточно серьезный раздел Карма йоги, что вы в принципе не будете сталкиваться ни с каким негативом в принципе, если вы не имеете к нему отношения.

Вы включаете телевизор, видите какие-то ужасы, и самим фактом, что вы вынуждены их лицезреть, есть доля и вашей ответственности. Иначе бы вы были небожителями, жили бы в прекрасной стране, где счастье и где в принципе нет ни воин, ни насилия, никаких страданий.

Поэтому, с точки зрения практической, все равно. Конечно, можно говорить: «Какой я хороший, какие были плохие партнеры и партнерши, в которых я влюблялся». Можно наоборот, на себе тельняшки рвать и голову пеплом посыпать, что вокруг все такие небожители, а я это я гад, и у меня такая негативная карма.

Но вы понимаете, что йога в этом отношении очень практичная наука. Что толку в этих эмоциях, менять нужно. А менять нужно каким образом? Что-то конкретно делать. А то, что вы будете делать, абсолютно не зависит: вы ли виноваты, либо кто-то другой. Почему? Потому что те практики обходят это стороной.

Еще вопросы.

– Почему если Абсолют изначально создал нас свободными, почему мы так сильно зависим от механизма защиты продолжения рода? Получается, он находится выше понятия свободы?

Друзья, давайте по порядку вспоминать. Вообще говоря, это раздел, который называется «Аксиоматика йоги», и я вас еще раз призываю вас вернуться к тем основным положениям в аксиоматике йоги. Может быть, еще раз прослушать, еще раз изучить, тесты еще раз сдать, чтобы очень четко помнить эту логическую последовательность.

Итак, откуда вообще берутся все страдания? От неведения. Откуда берется неведение? Из майи. Какое самое первое неведение? Когда мы начинам считать себя своими проявлениями. С этого момента закладываются предпосылки будущей боли, будущего страдания, и что самое главное, будущей несвободы.

Мой любимый пример, представьте человека, который считает себя своей тенью, мы отбрасываем тень. Собственно говоря, тень должна (как в фильме у классика) подчиняться нам. А тут мы начинаем молится на свою собственную тень. И мы становимся рабами своих же собственных проявлений.

Это подобно тому, как сидит император или царь, вокруг него много слуг. И он должен отдавать им приказы, а они должны выполнять. А представьте себе такую смешную ситуацию, что какой-нибудь дворник-конюх или прислуга в окружении этого монарха. И вдруг монарх считает, что он главнее, и начинает слушать с каждым мнением другого человека. В результате он попадает в зависимость. Получается образная вещь.

Подобно этому и с нами происходит, когда мы считаем себя своими проявлениями. А эти проявления, как вы помните, в результате, нас время от времени запутывают, мы грязнем в мире, мы считаем себя своими проявлениями, а проявления увязли в этом мире.

Мы нашил способ, который называется «рождение и смерть». Время от времени мы пытаемся начать все с чистого листа. Опять же, с чистого листа мы начать можем, если мы вышли на время из ситуации, а затем снова вошли в те же самые условия и пытаемся по-новому это все решить. Отсюда и возникает механизм защиты продолжения рода.

Понятно, что если мы не свободны от наших проявлений, а эти проявления должны с известной периодичностью проявляться во Вселенной, т.е. мы должны с известной периодичностью рождаться после смерти, то, безусловно, эти механизмы берут за самое живое, за самые глубинные причины, где мы себя отождествляем с тем, чем не являемся. Это такая легкая игрушка в руках механизма защиты продолжения рода, на этом все построено.

Еще раз я напомню идеологию Триады: вопрос не в том, чтобы отключить этот механизм, это самое плохое, что может быть, а именно найти то лезвие бритвы или ту тонкую тропинку, которая, с одной стороны, полностью позволяет работать и функционировать механизму продолжения рода, а, с другой стороны, позволяет нам идти методами духовного развития, и достигать свободы (в том числе и от механизма защиты продолжения рода). Вот такая логика йоги.

– Исходя из этой темы, можно ли сказать, что механизм защиты продолжения рода является проявлением какой-то части энергии Кундалини?

Безусловно, друзья. Вы помните, что у человека есть то, что называется его проявлениями, тем, чем он себя считает. Это проявление называется «прана». Прана проявляется в нашей жизни в двух своих крайностях: либо в крайности Энергии, либо в крайности Сознания. Крайность Энергии как раз и называется «наша единая Энергия, энергия Кундалини». Фактически, наша Энергия с нашим Сознанием как раз и творит все принципы устройства наших тел.

Соответственно, если все творится энергией Кундалини, то она в том числе и работает, когда механизму защиты продолжения рода нужно что-то сделать.

Вот я перед вами здесь сижу и лекцию читаю, умничаю, но с формальной точки зрения, каждое произнесенное слово человеком, это также эманация энергии Кундалини, т.к. все есть Энергия и Сознание.

Я бы здесь несколько по-другому заточил этот вопрос: почему настолько за живое нас берет механизм защиты продолжения рода? А потому что задействуется базовая энергия (энергия Кундалини). Вы помните из трактатов, что нужно достаточно аккуратно с ней обращаться.

– Можно ли сказать, что благодаря нашему правильному видению, нашим правильным практикам, нашему правильному поведению, когда мы балансируем проявления механизма защиты продолжения рода в нашей жизни, то получается, что в практиках самой Кундалини йоги наиболее меньше препятствий для ее поднятия?

Абсолютно правильно. Напоминаю вам это положение из йоги Влюбленности, которое мы уже озвучивали в цикле лекций, что йога Влюбленности как раз и является самым простым, красивым, благородным и основным путем для работы с энергией Кундалини.

Все же другие методы, о которых вы можете прочитать в многочисленных йоговских трактатах, где разного рода движениями, разного рода дыханиями, медитациями, речитативами, янтрами, мантрами и прочими действиями создается эффект такой же, как и в состоянии йоги Влюбленности. Но там он возникает сам собой, а здесь мы искусственно это воспроизводим.

По этой причине все другие методы пробуждения энергии Кундалини (кроме влюбленности) в той или иной степени, это вспомогательные пути.

Я всегда привожу такой пример. Представьте, что вы принц или принцесса. У вас есть дворец, а вы в этом дворце должны сидеть на троне. Пока вы не сядете на трон, никто ваших указаний слушаться не будет. И вам нужно взойти на этот престол и сесть на трон, чтобы всем управлять.

Так вот, есть много разных способов попасть на свой трон. Один из способов – это зайти по парадной лестнице, чтобы стража отдавала вам честь, пушки салютовали, вся прислуга восторженно с ликующими голосами (как сказано в йоге Шри Видьи) вас ждала (в Анандалахари есть соответствующий афоризм), чтобы вы заняли свое место и стали тем, чем являетесь, и осознали.

А есть другой способ, когда вы стремитесь попасть на трон, но, скажем, через черный вход, или, сделав подкоп под стеной прокрасться, чтобы вас стража не увидела, или напильником перепилить решетку и потихонечку забраться в этот замок и сесть на трон. Иногда и такие методы бывают необходимы в зависимости от кармической ситуации человека.

Как вы понимаете, принц/принцесса могут таким образом попадать в свой собственный замок, допустим, с черного входа или штурмом. Но это вспомогательный вариант, вещь второстепенная и связанна с большим количеством трудностей. Почему? Потому что вы начинаете идти на свой престол, а ваша прислуга думает, что это вор какой-то лезет и начинает вас не пускать.

Именно с этим и связанны многочисленные опасности Кундалини йоги, когда ее пытаются таким грубым способом пробудить. Наши структуры думают, что это ужасное вторжение, поэтому, контроль теряется. Поэтому, начинает как-то этому сопротивляться.

Во всех вменяемых йоговских школах и во всех вменяемых трактатах говорят, что нужно аккуратно общаться с энергией Кундалини, а не так наобум будить все то, что плохо спит. Нужно хоть немножко знать, чем мы занимаемся. А в йоге Влюбленности все моменты происходят естественно и красиво.

Поэтому, результат как в третьей стадии йоги Влюбленности: пробуждение, подъем и реализация энергии Кундалини, так и в тантрических садханах, практиках, о которых вы можете читать в многочисленных трактатах.

Но только в этих трактатах используется вспомогательные методы, костыли, если можно так сказать. И я не хочу сказать, что эти методы какие-то плохие или неприменимые. Иногда бывают случаи в жизни человека, что это наиболее рациональный способ. Не приходит к нему влюбленность, не приходит и все. Нужно как-то и что-то делать.

Но, если же вы проанализируете, откуда вообще взялись методы пробуждения энергии Кундалини, вообще, откуда взялся этот термин «кундалини»? Это целиком и полностью тантрический термин, который говорит, что он имеет дело с энергией Кундалини, но при этом говорит, что он не занимается Тантра йогой – он вводит в заблуждение. Т.к. сам термин тантрический. Точно также, как и каналы, чакры, нади, Сушумна.

Но и бывает такая ситуация (как вы помните идеологию йоги Влюбленности, мы теряем влюбленность), иногда мы теряем влюбленность, когда наши структуры очень сильно загрязнены. И как раз и даются эти тантрические методы пробуждению энергии Кундалини. Но только очень жестко регламентированные, чтобы как раз и уничтожить все негативные предпосылки, на которых мы влюбленность теряем, и тогда оправданны такие действительно грубые и напористые методы.

Если у вас есть возможность что-то сделать красиво, то зачем делать некрасиво? Если у вас есть возможность войти во дворец через парадный вход, то зачем взрывать стену и вламываться в коронный зал через боковые входы?

К сожалению, у многих последователей тантрических садхан и тех, кто любит тему энергии Кундалини, нет понимания, что сама Кундалини йога – это что-то живое, а не механистическое, как сейчас пытаются представить, но вот такой метод.

Здесь много еще о чем можно сказать.

– Знания йоги Влюбленности мы можем использовать не только со своим любовником/любовницей, но и переносить на детей, близких?

Нет, здесь небольшое различие. В йоге Триады йога Влюбленности предполагает явно выраженный сексуальный аспект в изначальном смысле – пол. Т.е. это взаимоотношение мужчины и женщины. Если же задействуются какие-то моменты с нашими родными и близкими, где на первый план выходит не слово «влюбленность», а «любовь», то мы имеем дело с другим разделом йоги – это Бхакти йога.

Безусловно, это близкие разделы йоги, как и вся йога. Но нужно очень четко понимать, что если мы говорим про влюбленность, мы подразумеваем юношу, влюбившегося в девушку. А все остальные моменты нашей любви к кому бы то ни было (друзья, знакомые, дети и т.д.) уже попадает под категорию Бхакти йоги.

До определенной степени методы немного схожи. Но, как вы видите, идеология, акценты разные. Почему? В состоянии влюбленности – это когда вы можете думать только об одном (это что касается силы влюбленности), и при этом еще любить многих и многих.

Но влюбится вы можете только в одного. Вы не можете влюбиться в двух, а любить двух вы можете. Это налагает некий отпечаток на все методы йоги Влюбленности (и всей Триады, связанной с ним).

(Как там, у заочников есть вопросы? Я слушаю).

– Здравствуйте, Вадим Валерьевич, здравствуйте всем. Почему-то когда я задаю вопросы, все смеются.

Все радуются просто. Владимир, вы активный, молодец.

– У меня к Вам просьба, Вадим Валерьевич, дайте мне отстреляться. У меня сложилось впечатление, что начинаю хватать какую-то ниточку, волосинку в понимании йоги. Пожалуйста, ответьте на все мои вопросы, которые я буду задавать, хоть и покажется, что к йоге Влюбленности они не имеют отношения. Это не так. Йога – единое учение, и не получив ответы на одни вопросы, мне сложно сформулировать вопросы по йоге Влюбленности. А ответы нужны мне. Но начнем по делу, можно?

Мы с вами разобрали вопрос, что заставило Абсолюта, если так можно выразится, проявиться в своей высшей свободе, всемогуществе и всезнании, зачем это ему понадобилось? Может, он захотел испытать эту влюбленность и весь мир – это высшая влюбленность? Может, это тот рычаг, который заставил Абсолюта проявиться? Вы ответили «Да».

Затем, мы разобрали следующий вопрос, что высшая влюбленность выше воли, или это другая вещь? Как взаимодействуют воля и влюбленность?

Итак, у нас есть то, что называется наша воля и то, что называется наша влюбленность. Вспомним, что такое воля? Воля – это по сути дела, один из самых могущественных инструментов, который нам достался (если говорить аллегорически) от Абсолюта. Т.е., если мы что-то волеизъявляем, это вопрос времени, когда оно происходит.

Или другими словами, сила воли или феномен воли выходит из фактора нашей изначальной свободы. Что такое свобода? Это то, что мы можем делать все, что нам заблагорассудится. Т.е. само понятие свободы.

Изначально мы все свободны и всемогущи. Можно поставить знак равенства между словами «всемогущество» и «свобода». Непосредственное осуществление этого всего как раз и называется «волей», «волеизъявлением». Т.е. мы просто волим, чтобы так было, и оно так и случается. Это с одной стороны.

С другой стороны, мы помним, хоть мы и содержим в себе свободу, волю и всемогущество, способность волеизъявлять, и все, что бы мы не волеизъявлили, исполняется. Самим фактом творения или устройства Вселенной, мы за это расплачиваемся изначальным неведением или в нас нет предустановленного знания. В том числе и знания о том, что мы свободны, что мы всемогущи, знания о том, что мы можем волеизъявлять и это все исполнится.

Т.е. возникает некая развилка и несовпадение вещей. С одной стороны, у нас все это есть, но с другой стороны, мы об этом не знаем. Иногда возникает вопрос: а как же так может быть, мы такие всемогущие, а не знаем о том, что мы всемогущи. Это как раз и определяется своей свободой. Почему? Потому что если бы было предустановленное знание, в том числе и о том, что мы свободны, то этим же самым знанием мы были бы несвободны.

Я понимаю, что я сейчас говорю абстрактные вещи, но их нужно ухватить. Аналогии такие, вы идете в компьютерный магазин, и решаете купить себе компьютер. По идее, вам должны продать коробку, там будет процессор, там будут какие-то мышки, клавиатуры. Но не предполагается, что там будет установлена операционная система. И вот вы приходите и устанавливаете компьютер, включаете, а он не работает.

Почему? Потому что нет операционной системы. Что вы делаете? Вы начинаете интересоваться, какие есть операционные системы. И вы узнаете, что есть прекрасная (не буду называть какая) всемирная компания, захватившая и своими щупальцами, обхватившая все и вся. А есть альтернатива – другая более скромная система, о ней мало кто знает. И вы уже начинаете для себя выбирать.

Скажем, вы выбираете для себя что-то одно или другое, и это будет целиком ваше решение, полученное из каких-то вещей. Представьте, что вы купили компьютер с предустановленной операционной системой именно той гигантской компании, которая всех охватила своими щупальцами. И волей неволей вы становитесь рабом этой системы, она предустановленна, вы никуда от нее не денетесь.

Поехали дальше. У нас есть изначальная свобода, свобода даже от того, что мы знаем, предельная свобода. Видите как, крайности соединяются. Иногда незнание, как что-то отрицательное, а выходит, как что-то положительное. Почему? Потому что оно не зомбирует и не программирует вас.

Дальше мы идем к следующему моменту – состояние влюбленности. Что такое «состояние влюбленности»? Состояние влюбленности – это высшее состояние, которое указывает или дает вектор, чтобы мы узнали, что же такое сверхсостояние или самадхи с объектом, или самадхи без объекта, или то состояние, в котором находился Абсолют, когда он замыслил создать всю нашу Вселенную.

Так вот, сказать, в каком состоянии находился Абсолют, когда замыслил всю нашу Вселенную, мы не можем по той простой причине, что это невербальное знание. Не существует ни слов, ни мыслей для того, чтобы выразить эту мысль. Но нам бедным йогам и йогиням, конечно же, хочется знать, чтобы хоть как-то приблизиться к тому, что же это за состояние.

И йога Влюбленности нам говорит, что состояние влюбленности наиболее близкое к тому состоянию, в котором находился Абсолют, когда он создал весь наш мир, или то состояние, которое мы будем с вами переживать, когда достигнем высшей стадии в йоге. Но сказать, что Абсолют находился в состоянии влюбленности и для этого сотворил мир, мы не можем, т.к. слово «влюбленность» – это слово. Другое дело, что оно не передает сути влюбленности, но это слово. А слово не может выразить в принципе то, что выше слов и мыслей.

Поэтому, в качестве аллегорического примера, наводящего на размышления, мы и можем сказать, что если бы Абсолют решил испытать влюбленность и для этого все сотворил, это всего лишь аналогия, это вещь сверхлогичная. И говорить о ней точно также, как и о бесконечности. Мы можем произнести слово «бесконечность», но никто из нас до конца не понимает, что же это такое.

Теперь дальше ответ на вопрос: как же соотносится воля и влюбленность? А соотносятся они самым чудесным образом: если вы начинаете ухватывать хотя бы до какой-то степени, что такое влюбленность, и начинаете понимать, что это дорожка в Высшее. Причем, начинаете понимать не только интеллектуально, но еще и всем своим естеством.

Знаете, как собака, которая чувствует след. Я специально привел такой пример. Но это не инстинкты, а проблески сверхлогичного. Мы начинаем интуитивно ощущать, что за этим понятием кроется та тропинка в Высшее. В дальнейшем мы начинаем заниматься йогой (йогой Влюбленности, йогой Триады или другими йогами), чтобы как-то приблизиться к этому.

Фактически, все упражнения в йоге действуют только лишь по одной причине (если так по-хорошему): что мы волеизъявляем, чтобы так было. А все остальное, это рычаги, мы волеизъявляем, чтобы так было, дабы воспользоваться этой силой.

Такое соотношение, если его рассматривать в таком грубом анализе.

– Читта (мозг №3), Вы сказали, что это инструмент перебора. Т.е. он перебирает всю фантасмагорию будхи, или каждый раз по-другому работает?

Итак, я напоминаю вам, что есть йога Визуализации, которая очень часто используется в йоге Триады (в частности, в йоге Влюбленности). Для объяснения, как действует йога Визуализации, мы подошли к рассмотрению, как действует наш разум. И подошли к такой схеме, что разум №1 пропускает или не пропускает некую информацию. На основе этой информации разум №2 делает точную копию объекта, согласно информации, которая в него поступила. А разум № 3 исследует этот объект.

Вопрос у Вас, что же это за разум, и как он действует?

Вопрос, опять же, к аксиоматике йоги, и для того, чтобы Вы поняли, я отсылаю Вас к нашему Сознанию. Вы помните, что у нас помимо Энергии есть еще и Сознание. Что такое Сознание?

Сознание – это наша изначальная способность или проявления, которая имеет достаточно любопытные свойства. Все, на что направленно наше Сознание, целиком и полностью предоставляет информацию о том, на что оно направленно.

Т.е. если «лучи» Сознания сконцентрированы (лучи ставлю в кавычки, использую образ из обычной жизни, чтобы вы уловили).

Итак, если лучи нашего Сознания направлены на объект или явление и очень долго удерживаются на нем, то объект или явление предоставляют полностью всю информацию о себе, непосредственно, человеку, чье Сознание было направленно на этот объект или явление.

И именно этим объясняются многочисленные сверхспособности йогов и йогинь, которые иногда демонстрируют эти чудесные способности. Они берут тот или иной предмет и говорят об этом предмете такую информацию, которую они бы не смогли получить никакими дедуктивными методами.

Поэтому, это основной инструмент познания – Сознание. Видите, созвучно «сознание», «познание», в русском языке как красиво все.

Читта и является тем инструментом, через который светил луч Сознания, исходящего из нашего высшего Я. Это тот инструмент, в виде которого наше Сознание как раз и светит. Оно как раз и направленно на точную копию объекта или явления, созданного в разуме№2.

Но т.к. этих объектов или явлений может быть достаточно много в разуме №2, то читта, как бы, перебирает их очень быстро к первому, второму, пятому, десятому и т.д. В результате, удерживается на каждом объекте или явлении какие-то крохотные доли секунды. И не успевает полностью взять информацию об этом объекте или явлении.

Если же мы чуть дольше удерживаем лучи Сознания на том или ином объекте или явлении, то мы начинаем постигать объект или явление лучше. Это и называется мышлением. Скажем, вам задали трудную задачу по математике, что вы начинаете делать? Вы начинаете день за днем, час за часом непрерывно о ней думать. Или другими словами, удельное время этой задачи света вашего Сознания растет, растет и достигает определенного размера, т.е. это время определенного количества, после чего наступает прозрение, и мы говорим: «Я решил эту задачу».

Вот почему нужна школа, вот почему нужно ходить в институт, вот почему нужно оттачивать разум, вот почему йога и настаивает на том, что, если вы один день прожили и не оттачивали разум, то вы этот день потеряли. Т.к. все взаимосвязано. Вы должны научится пользоваться методом Сознания, сперва, таким образом через размышления, направления посредством читты, а потом уже идут другие способы – это непосредственного самопознания (но об этом сейчас рано говорить, иначе мы уйдем в дебри).

Поэтому, разум №3, о котором мы говорили, то на одну часть посмотрит, то на другую картину, которая у него в разума №2 или будхи и перпрыгивает с одного на другое. Причем, прыгает совершенно хаотичным образом. По этой причине у нас и наблюдается миллиарды разных мыслей, а мы толком ни на одной из них сосредоточится не можем.

Вот такой ответ, вы довольны, Владимир?

– Не совсем, есть о чем поговорить.

Вы знаете, я сам уже сколько лет изучаю йогу, и как только находится достойный собеседник, коим являетесь Вы (я вам комплимент делаю), то всегда очень приятно поговорить о высших разделах йоги. Почему? Потому что это несравненно приятное интеллектуально удовольствие обсудить устройство мироздания, по сравнению с которым мало что может сравниться.

Владимир, я у вас забираю инициативу.

– Вы говорили, что то наслаждение, которое получают мужчина и женщина во время секса, это состояние наиболее близкое к тому, в котором был Абсолют, когда создавал наш мир.

Получая наслаждение, мужчина и женщина создают канал, по которому приходят дети. Получается, чтобы ребенок появился, обязательный ли фактор, чтобы мужчина и женщина испытывали наслаждение?

Все гораздо сложнее. Давайте смотреть правде в глаза. Ведь большинство из вас услышали о йоге Триады, может быть, в первый раз в жизни. Хотя, это весьма уважаемая, изучаемая и серьезная наука. Но нужно к ней привыкнуть.

Я понимаю, что на это требуется время. Сперва, нужно просто познакомиться, затем поразмыслить, затем сделать какие-то выводы и т.д. И чтобы не забегать уж слишком вперед и облегчить вам этот процесс, я максимально стараюсь объяснять это все своими словами и с привлечением многочисленных упрощений, чтобы вы ухватили саму идею. Но как эта идея вообще реализуется, это отдельный разговор.

Поэтому, так уж однозначно понимать нельзя. Почему? Потому что вы можете взять яйцеклетку у женщины и сперматозоиды у мужчины, и сделать зачатие в пробирке. Собственно говоря, даже физического контакта как у мужчины, так и у женщины нет, но от этого также рождаются дети. Все гораздо сложнее.

Поэтому, я не хочу вас перегружать этими тайнами бытия. Эти тайны очень добрые, очень красивые, очень возвышающие. Но, сперва, давайте поймем что-то в первом приближении, а затем будем все добавлять и добавлять.

У меня всегда следующая аналогия. У меня много знакомых, которые изучали высшие разделы физики. Физика всегда начинается от простого к сложному. Сперва, изучается классическая физика, а затем уже какие-то разделы квантовой физики, которые и осмыслить-то очень тяжело.

Точно также и с вопросами о жизни и смерти, о рождении детей. Начнем с того, что они одни из самых закрытых, т.к. это самая священная тема. А с другой стороны, чтобы понимать процесс рождения, нужно понимать ни больше, ни меньше, весь процесс создания Вселенной. Потому что каждый рождающийся ребенок, это эквивалентно рождению целой Вселенной. И все идет абсолютно также, т.к. рождается целый мир.

Поэтому, все примеры, которые я приводил, до известной степени всего лишь прорисовуют в первом приближении. Вы абсолютно правы, что подобно тому, как мужчина испытывает наслаждение от законного и здорового секса (в том плане, что в сексе нет ничего плохого или запретного, друзья, йога очень положительно относится к сексу), вы испытываете известное наслаждение от секса, то можно опять же проследить некий вектор: чем же является то наслаждение, которое вы получаете, занимаясь сексом.

И йога говорит, что это отголосок или намек для вас, какие же ощущения происходят с Абсолютом, когда он творит мир. Но я хочу подчеркнуть, что это вовсе не попытка вульгаризации, что все по каким-то инстинктивным действиям по той простой причине, что понятие «секса» в йоге всеобъемлюще.

Т.е. секс – это не значит, что когда гениталии мужчины и женщины соединяются. Это всего лишь физическая составляющая. А в сексе помимо физической составляющей еще присутствуют некие тонкие взаимодействия между мужчиной и женщиной, которые приходят на уровне чувств и ощущений.

Юноша вдыхает аромат волос девушки, девушка обнимает юношу и ощущает его. И это тоже какой-то канал взаимодействия. Наконец, на самых глубинных причинных уровнях есть какая-то высшая логика, что юноша обнимает девушку, а девушка обнимает юношу, возникает какое-то высокое наслаждение, которое уходит своими корнями в высочайшие духовные вершины.

Т.е. весь спектр, начиная от обычных грубых физических, что на Западе и подразумевается под словом «секс». Считается как-то половинчато. Запад достаточно безкультурен в этом вопросе. Для него гениталии, как-то они трутся и все довольны. Порнофильмы снимают, секс звезды ахают и охают. Но за этим какая-то фальшь. С таким бы успехом можно было бы заставить двух манекенов заниматься сексом.

А секс – это весь спектр. Это и на уровне эмоций, осмыслений, ощущений и даже того, что вы выразить не можете. Понятно, что только в этом случае образуется канал в запредельное, который помогает воплотиться или придти в наш мир маленькому ребенку. Мама и папа помогают ему придти.

Но, как вы понимаете, это очень деликатная и личностная тема. Конечно же, там есть многочисленные подробности в этом. Что не только лишь мама и папа, но и вся аура, где они живут. Но какая аура? Аура знакомых, родных и близких. Мы все единое человечество, мы как бы сливаемся. И мама, и папа в фокусе собирается все, что только есть во Вселенной.

Когда мама или папа способствуют образованию канала, они перестают быть просто мамой и папой. Они ни больше, ни меньше, как сам Абсолют в женской форме и сам Абсолют в мужской форме. Через них светит все, что есть положительного в мире.

В йоге есть положение, что не бывает чужих детей в принципе, мы все взаимосвязаны. Это очень возвышенная, красивая философия. И чтобы придти к осмыслению, нужно с чего-то начинать.

Понятно, что, сперва, я привожу какие-то понятные и осязаемые примеры, чтобы дать толчок вашему разуму размышлять в этом направлении, и постепенно открывать все более таинственные моменты.

– В предыдущей позапрошлой лекции мы говорили про визуализационные практики, о том, что обнаженная женщина является для мужчины янтрой, когда на высоком уровне развития находится общество.

Я хотела бы узнать, когда мы визуализируем образ, мужчине, понятно, внешность женщины может воплощать какой-то идеал, т.к. мужчина больше визуально воспринимает. А для женщины мужчина воплощается больше в каких-то качествах. Когда мы создаем идеальный визуализационный образ мужчины, как мы можем эти качества визуализировать. Это некие поступки должны быть, а не внешний образ?

Да, очень хороший вопрос, безусловно, я не отвечал на него в лекции, т.к. это уже подробности. Знаете, есть поговорка, что мужчина любит глазами, а женщина ушами. На самом деле здесь есть некая аксиоматическая предыстория. Действительно, мужчина ищет Энергию. Т.е. форма – это один из показателей найти эту Энергию.

Способность вечного видоизменения. Еще раз, почему женщинам нравится краситься и переодеваться в разные наряды? Потому что это заложено в них природой, естеством, они хотят быть красивыми, они хотят нравится, они хотят постоянно быть разными, и в своей изменчивости постоянно приковывать к себе внимание.

Поэтому, конечно, если мы говорим о визуализационных практиках, то мужчина делает некий акцент на внешний образ.

Что же ценит девушка? Девушка ценит Сознание. Все остальные факторы (как мужчина выглядит, волосатый он или лысый, толстый или худой, высокий или низкий), конечно же, до определенной степени могут влиять на выбор девушки, но только лишь на самой ранней стадии.

В дальнейшем девушка выбирает себе юношу по такому фактору, который называется Сознание. И если она чувствует этот фактор Сознание, то как бы не выглядел мужчина, сколько бы денег он не получал, какого бы роста, веса он бы ни был, какой бы характер у него ни был (взрывной или покладистый), если есть Сознание, это то, что нужно девушке.

Поэтому, в каких-то медитационных и визуализационных практиках девушка в большей степени делает некие акценты на тех качествах, которые с ее точки зрения косвенно показывают, что у мужчины есть Сознание. Она для себя самой выбирает те качества, которые бы характеризовали юношу, как надежного, на кого можно положиться, кто не предаст в трудную минуту, кто будет опорой, кто будет ее зрителем. Девушка готова все, что угодно делать, если есть перед кем, если есть наблюдатель, если есть это Сознание.

Поэтому, в этих визуализационных практиках, конечно же, у девушки есть некие мужские образы, которые косвенно показывают, что есть Сознание. И именно такой образ и нужно себе представлять. А как это сделать?

Очень просто. Тот образ идеального мужчины, который у вас уже есть (если вы сядете и начнете придумывать), он как раз и будет таким. И необязательно делать упор на внешний вид. Это могут быть моменты ощущений, моменты его характера, которые характеризуют проявление его Сознания.

Это могут быть поступки или целые действа, а как он себя поведет в этой ситуации, а как в этой, а в той, другой, пятой, десятой, по-разному.

– Просто мне не совсем понятно, как это закрепить в том или ином образе.

Еще раз, в йоге Визуализации есть такое положение, иногда мы прорисовываем этот образ, а иногда он спонтанно ниоткуда возникает сам собой. Почему? Потому что иногда внешний образ такой, который мы пытаемся увидеть, это точная копия мужчины, которого мы пытаемся увидеть. Т.е. у вас должно быть ощущение, что этот внутренний образ обладает всеми необходимыми качествами.

– Все 4 аспекта визуализации мы пока не можем выделить, что они проявляются в том-то и том-то, т.е. мы не можем их обозначить в слова. Мы как-то интуитивно чувствуем эти моменты в человеке. И если в ком-то мы видим (пусть это будет брат, отец, а не твой муж) аспекты, они будут ближе и все это в майе покроется. Можно ли медитировать на образ этого человека и в медитации все аспекты будут прорисовываться, и потом это переносить?

Знаете, скажем, девушкам нравятся те или иные телегерои. Артист олицетворение для нее мужественности, надежности. Почему? Потому что что-то ей говорит, что есть какая-то корреляция между Сознанием. Вы должны сами помнить, а сам артист откуда взял свое качество мужественности, своего образа?

Вы помните идеологию йоги, что мы все сделаны по образу и подобию. И если рассматривать ни больше, ни меньше, как Абсолюта в форме мужчины, то любой мужчина – это в известной степени тот, кто похож на него или сделан также.

Абсолютно неважно, увидели ли вы эту черту в киногерое, в соседе по лестничной клетке или еще в ком-то. Вы должны знать источник. А источник все равно уходит в Абсолют. Поэтому, какой бы ни был визуализационный образ, если вы интуитивно чувствуете, что это ваш образ, это он и есть. Т.е. интуитивное отношение.

– Если мы в кого-то влюбились и не занимаемся самопознанием, то возможно ли у нас самадхи?

Друзья, я вам напоминаю раздел йоги Влюбленности. Влюбленность приходит к нам, как подарок, но мы склонны ее терять. И, грубо говоря, мы не набираем того времени, чтобы эта влюбленность перешла в высшую влюбленность, а она, в свою очередь, в самадхи.

Но с другой стороны, если вы находитесь в состоянии влюбленности, то вы приближаетесь к предпосылкам того, что если вы вдруг захотите этого состояния самадхи, то оно бы к вам пришло. Еще раз, это фактор волеизъявления. Он основополагающий. Если вы волеизъявляете, что не хотите, чтобы так было.

Иногда ко мне приходят люди, иногда слишком образованные, иногда абсолютно необразованные, они говорят: «Вот Вы говорите про какое-то самадхи. Да я живу, мне никакого самадхи не нужно». Другие говорят: «В концепции вашей философии – это самадхи. А я себе придумал философию, где нет места никакому самадхи, и как мне быть?».

Да очень хорошо быть. Не должно быть никакого насилия. Если вы захотите самадхи, то да, если не захотите, то вы о нем и не узнаете. Поэтому, фактор свободы незыблем. Если такое чудо, как влюбленность случилось, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы самопознанием или не занимаетесь, но время работает на вас.

Поэтому, такое пожелание для вас (занимаетесь ли вы йогой или не занимаетесь), если вас угораздит влюбиться, цените это и знайте, что это высочайший подарок.

– Как проявляется состояние влюбленности в повседневной жизни?

Состояние влюбленности из ряда вон выходящее. Состояние влюбленности может перерасти в состояние любви. И любовь может быть повседневная, долгая и ровная. Иногда ситуация может трансформироваться в то, где присутствуют моменты эгоизма, т.е. хочу, чтобы человек был рядом.

Помните анекдот, когда две дамы встретились. Одна говорит: «Люблю, чтобы муж был рядом. Рядом, я сказала» (как если бы муж был собакой).

Это уже может быть наш эгоизм, но не влюбленность, поэтому, ваш вопрос снимается сам собой с повестки дня. Есть условие, когда мы что-то требуем. Или нам плохо, если что-то не выполняется. Это уже не влюбленность. Это может быть чувство любви или привязанности. Но влюбленность – это состояние, которое не может приносить страдание. Как только первые проблески страдания, все, влюбленность улетела.

– Можно ли говорить о состоянии при законе 1, если да, то к кому эта влюбленность?

Вы копнули очень глубоко. Закон 1 – это как раз и есть самадхи, одно без другого. Это когда вы понимаете, что нет разницы между вами и тем, в кого вы влюблены, нет разницы. Вообще говоря, весь мир исчезает. Исчезает все многообразие форм и чисел. Это состояние и есть самадхи с объектом.

И этот один (закон один) значит, что есть всего лишь одна мыслеформа или один фактор, на котором мы сосредоточены или сконцентрированы. Понятно, что состояние влюбленности, это когда юноша влюблен в девушку, это состояние закона 2 (есть девушка и есть юноша). Но когда по прошествии времени непотерянная влюбленность делает свое фантастическое дело, на какой-то момент вдруг юноша понимает, что он сливается с девушкой.

Вы помните поговорку, что муж и жена – это две половинки единого целого.

– Если у человека нет партнера и нет влюбленности, но он на второй стадии, когда ожидает влюбленность.

Нужно ли ему искать партнера, чтобы строить базу, чтобы влюбленность пришла? Или нужно ожидать влюбленность, когда она придет, чтобы уже был партнер, к которому возникнет влюбленность?

Вопрос сводится к тому, что если мы находимся на второй стадии йоги Влюбленности, то как себя вести: ничего не делать и ждать, пока принц на белом коне приедет и только лишь после этого практиковать, либо наоборот, искать многочисленных партнеров или партнерш для практики, либо, может быть, какой-то третий вариант.

Друзья, начнем по порядку. Это вопрос образа жизни, как себя вести. Йога, как вы помните, никогда никому не навязывает образ жизни. Кто-то ожидает влюбленность, но не склонен искать партнеров или партнерш потому, что не хочет, не лежат у него какие-то эмоции в этом направлении. Йога очень уважает этот подход.

Кто-то наоборот, склонен искать партнеров или партнерш, дабы потом, когда принц на белом коне или принцесса появится, он был готов к этому. Существует еще также много факторов, которые влияют на ситуацию. Не списывайте также со счетов фактор смерти, рождения, и, как следствие, фактор механизма защиты продолжения рода.

Просто сидеть и ничего не делать, тоже не всегда получается, т.к. просыпается механизм защиты продолжения рода, и требует партнеров или партнерш хотя бы для целей продолжения рода, не говоря уже о влюбленности. И это тоже очень уважительный фактор.

Поэтому, ответ на Ваш вопрос будет следующий: вы должны сесть, взять листик бумажки, нарисовать для себя то состояние, в котором Вы сейчас есть. Затем, взять второй листик бумажки, нарисовать то состояние, которое бы Вы хотели иметь, и подумать, что же я могу сделать, чтобы из одного состояния попасть в другое. С учетом тех факторов, которые для вас действуют.

И лично для себя таким образом ответить, искать ли себе партнеров и партнерш по Триаде, или этого делать не нужно, и ограничится все индивидуальными практиками с визуализацией. Либо вообще, не заниматься Триадой, придет влюбленность, пускай и приходит. А заниматься другими вещами, такими, как хатха йога, крийя йога, другими йогами. Или наоборот целиком и полностью вовлечься в те или иные практики.

Это полностью касается вопроса мужа или жены, соответственно, детей. Вы должны сами почувствовать, и только лишь вы сами ответите себе на этот вопрос. Никаких жестких канонов, как вы понимаете, в йоге быть не может. Почему? Потому что это подмена вашей жизни чем-то другим.

Но, с другой стороны, если вы уж выбрали себе какой-то путь, то после того, как вы выбрали, идите по этому пути. Если вы выбрали путь, который предполагает делать йогу Визуализации, хатха йогу, крийя йогу, то делайте их, и не позволяйте вашей лени, помрачениям разума (сегодня собирался делать, а завтра проснулся и подумал, нужно ли оно мне вообще) и метаниям. Метания – это нарушение второго принципа йоги. Т.е. наметил цель – иди к ней. Такой будет мой ответ.

Теперь к тому, что я наблюдал, как бывает. Бывает по-разному, сколько людей, столько и разных сценариев, траекторий в жизни. Но самое главное, что вы идете в направлении свободы. Вы идете путем и ощущаете дхарму (путь жизни), вы чувствуете, что вы в своей тарелке, вы занимаетесь тем, что вам нужно. Ваша свобода растет, ваше сознание расширяется вне зависимости от того, идете ли вы путем йоги Триады, делаете или не делаете практики с партнерами.

Такой мой ответ. С одной стороны, он очень расплывчатый, а с другой – очень практичный. Почему? Потому что каждый может ответить на него сам. А чтобы ответить всем сразу, пришлось сделать такой расплывчатый.

– В нашей школе йоги центральным текстом является Анандалахари?

Нет, это не у нас в школе, а в йоге Шри Видьи.

– Тогда тем более я могу задать этот вопрос. Есть ли какой-то трактат, где в большей степени выражен мужской аспект Абсолюта, с которого мы можем взять идеал для визуализации?

Есть аналог Анандалахари в отношении мужского принципа Шивы (по-моему, я где-то книжку даже видел, продавалась). Это нужно просто поискать в рамках той или иной традиции, того или иного направления школы йоги обязательно найдется. Только я еще раз предупреждаю, что индусы очень любят религии. Поэтому, там в той или иной степени будет выглядеть, как некие повествования, что и не поймешь.

Там могут присутствовать, как в мифах Древней Греции соответственные боги, то ли это какая-то религиозная доктрина в чистом виде, то ли это действительно какое-то иносказательное философское учение. Это небольшой нюанс в этих текстах, но тексты можно найти.

– А если я буду их читать, обучаясь в нашей школе йоги, будет ли это чему-то противоречить?

А чему это может противоречить. Друзья, здесь вы тоже должны понимать, что это очень тонкий момент. Есть красивая притча очень распространенная на Востоке, в разных вариантах ее распространяют и пересказывают. Но в одном из вариантов я ее вам перескажу.

Для того, чтобы родилось высшее знание йоги, над ним нужно очень много работать. Нужно, сперва, ухватить какую-то концепцию йоги, какой-то смысл йоги. Для этого нужно выбрать какую-то одну школу йоги, от начала до конца изучить там все, долго над этим размышлять, практиковать в рамках этой традиции, и только после этого откроется невербальное знание, которое объяснит, что творится в других школах йоги. Если же начинать прыгать из одной школы йоги в другую школу йоги, то вы ничего не получите.

Аналогия такая, как если бы вы посадили зернышко в землю, зарыли и начали его поливать. А потом через несколько дней отрыли и решили пересадить в другое место, т.к. предыдущее плохое. В другое место пересадили, из другого – в третье, затем, в четвертое.

Понятно, что это зернышко засохнет. Сейчас огромная путаница у людей в головах. Они путают какие-то откровенно религиозные доктрины вместе с йогой, вместе с философскими системами, тут же у них и буддизм, и даосизм, и еще какие-то факторы. И вроде бы, этот человек и туда вхож, и сюда, и там, и там, и там. И вроде бы и то практикует, и пятое, десятое.

А в голове получается такая каша, что он нигде не свой, везде чужой, и нигде не получает результат. В этом очень серьезная опасность. Поэтому, это следует помнить, когда вы вдруг хватаетесь то за одно учение, то за другое. Кто-то в буддизм бросается и говорит, что йога и буддизм – это одно и то же. Кто-то ударяется в какие-то другие течения и говорит, что религиозное индийское течение и йога – это одно и тоже.

Нет, друзья, йога – это йога, это система самопознания. Все остальные системы, как бы, сами по себе. Здесь бы не запутаться.

Но другая сторона, что наоборот в йоге требуют от вас кругозора, чтобы вы ни были замкнуты в своей маленькой лужице (как, знаете, каждый кулик свое болото хвалит), чтобы вы не были узкомыслящими. Фактически, человеческая мысль может выражаться через другие формы, философские течения, учения. И очень полезно, может быть, ознакомиться в том или ином объеме с самыми разными доктринами, хотя бы, чтобы свою собственную лучше понять.

Поэтому, мы здесь приближаемся к вопросу не можно ли что-то читать или нет. Да не просто можно, а йога призывает вас обладать как можно большим кругозором знания, как можно больше вы знали, что вообще творится в мире.

Но при этом она предупреждает, что из этого всего вы должны выбрать всего лишь одно, по чему вы будете практиковать. Вот закончите практику йоги в рамках одной школы йоги, затем, что угодно делайте.

Концепция Открытого Йога Университета следующая: вот вы пришли сюда учится, вы должны за 4 года изучить все то, что здесь вам могут дать, и не распыляться. А как только вы изучите, полностью поймете, что вы взяли все, что могли взять, ради Боги, изучайте все, что вам угодно. Но очень трудно усидеть на двух стульях.

Как каждый образованный человек вы должны читать древние тексты. В конце концов, вы читаете же мифы Древней Греции, и вы знаете, кто такой Зевс, Афродита. И это общекультурное наследие человечества. Но при этом вы же понимаете, что не будете совершать какой-то древний обряд древних греков, это из другой плоскости.

Это же касается всех других индийских мифов. Это же касается всех других философских учений. Вы, как люди образованные, должны для себя знать, четко осмыслять, что пока образование здесь не завершите, то основа это, а все остальное для кругозора.

Над текстом работали:
Вита Яроцкая, Константин Липин

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:


Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com