2008.09.27. Йога и Запад. Ученики и учителя. (Вадим Опенйога)

Йога Образа Жизни. Йога в современную эпоху.

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2008.09.27
Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)


Краткое описание :
Эта лекция Вадима Опенйога посвящена теме «Взаимоотношения учителя и ученика в йоге». В лекции рассматриваются вопросы: Кто такой учитель йоги и откуда он берется? Кто такие ученики?Все знания, которые сейчас у нас есть, были переданы нам учителями йоги. В этом смысле все мы являемся учениками. Мы обладаем знанием йоги по милости наших учителей.Учение йоги вне кармичное. Это подарок. Вселенная через учителей человечества дарит нам такие подарки, которые мы, в общем-то, не заслужили. Это милость учителей. Поэтому роль учителя вообще считается ключевой в овладении йогой. Наше Я – частичка Абсолюта, и нет принципиальной разницы между нашим Я и Абсолютом. Получается, что мы сами себя учим, а учитель – это зеркало, в котором отражается наше собственное Я. И, если мы в ком-либо увидели это зеркало нашего Я, то этот человек становится учителем. Есть несколько косвенных факторов по определению, является ли человек учителем или нет.Во-первых, это резонанс вашей души. Если вы почувствовали, что действительно есть что-то запредельное за этим, то, вероятно, это учитель. А если не почувствовали – никаких гарантий. Это одна сторона. А с другой стороны, есть такая поговорка: «Учителя йоги не назначают. Учитель йоги сам себя проявляет».Эта тема очень тонкая и деликатная. Мы должны, в первую очередь, доверять своей интуиции.

Скачать Аудио Вариант 1: MP3 Web 32кб/с

Скачать Аудио Вариант 2: MP3 Full 128кб/с

Скачать Видео, часть 1

Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

video

Смотреть Видео:

video

16. Основной текст лекции.

Начало лекции

«Итак, сегодня 27 сентября 2008 года меня зовут Вадим Опенйога,  мы с вами находимся в КЦ «Просветление» это лекция для нашего Открытого Йога Университета. Еще раз призываю вас не причинять вреда ни одному живому существу и не растрачивать свою жизнь понапрасну.

Все лекции, которые мы с вами до этого прочитали, все архивы мы сейчас выкладываем в интернете на нашем сайте openyogaclass.com. Так что, если какой то материал вас интересует из области йоги, который был уже здесь прочитан в нашей Школе йоги традиции Анандасвами, пожалуйста, заходите, пользуйтесь. Так же, мы сейчас стараемся выкладывать все семинары, которые были прочитаны мной (Вадим Опенйога), что бы люди пользовались. Если есть желание заняться самообразованием в йоге, то я призываю вас не пренебрегать этим ресурсом. Достаточно много сейчас уже там информации, будет еще больше, мы все как то не возьмемся за систематизацию архива. Наверное, аудио и видео лекций начитано по времени около 4 месяцев. За этот период мы успели охватить разные разделы, разные нюансы в области йоги. Поэтому самое главное сейчас этот архив систематизировать по ключевым поисковым словам, чтобы вы, допустим, интересуетесь тем или иным разделом в йоге или та или иная у вас проблема в жизни, чтобы вы могли найти информацию касающуюся, что же йога говорит на этот счет.   Напомню, openyogaclass.com будет очень большой сайт. Прежде чем мы пойдем дальше, я хотел бы услышать, есть ли какие то вопросы по предыдущим лекциям, по предыдущим нашим темам? Если они есть, не стесняемся, задаем вопросы. Помним, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Поэтому вы ничем не рискуете, рискую я».

Вопросы и ответы.

Йога умирания.

Вопрос слушателя: «Скажите пожалуйста, вот существует Йога Бардо и все мы существуем для того чтобы завтра умереть. Хотелось бы побольше узнать о этой йоге»

Вадим Опенйога: «Я вас отсылаю к архиву наших лекций Школы йоги традиции Анандасвами, помниться месяца два назад, целая лекция была посвящена этой йоги – йоги умирания. То есть, какие йоги занимаются этим процессом. У нас выложена эта лекция в интернете на сайте openyogaclass.com.  Я вас отсылаю туда, но в двух словах напомню, что процессом смерти интересуются сразу несколько йог, с разных позиций, причем самые разные могут быть цели у этих йог, начиная от достижения конечной цели, конечного просветления и освобождения, пользуясь моментом смерти. В момент смерти очень мощные энергии проявляются и кое-кому из практиков, как говорит традиция, удавалось в момент смерти сделать то, что не удавалось сделать за период предыдущих жизней и предыдущих смертей. Это одна как бы группа йог. Другая группа йог, это когда мы до определенной степени определяем свое будущее рождение. Наше будущее рождение определяется кармой и опять же в момент смерти выделяется огромный потенциал, чтобы резко повернуть течение тенденции. Момент смерти такой же, как и момент рождения, это как развилка на дороге, вот ты идешь по жизни, в общем-то, один и тот же путь, а тут у тебя выбор появляется. Наконец, это третья группа, большая группа йог, йоги, которые используют еще более конкретно этот процесс для того, чтобы родиться в нужном месте. Более конкретно. То есть это три достаточно большие группы йог. Они более или менее сохранились в Тибетском варианте и варианте Тантрического буддизма, так называемые «Шесть Йог Наропы». Отражены они в Тибетской книге мертвых, в той йоге, которая традиционно осталась там, на территории Индии, Пакистана. Несколько свои акценты. В общем-то, эта такая тема серьезная, но не стоит относиться к этому пессимистично, наоборот это лишний повод для оптимизма, что все можно использовать для себя, для своих корыстных целей даже свою собственную смерть. Точка зрения заключается в том факте, что мы с вами многочисленное, бесконечное число раз рождались, чтобы потом рождаться. И как раз цель йоги прекратить этот круговорот рождения и смерти.

Еще вопросы, пожалуйста».

Аксиоматика йоги. Закон «4 и 5»

Вопрос слушателя: «По закону «четырех и пяти» можно задать вопрос?»

Вадим Опенйога: «Ну, давайте попытаемся. Я боюсь, что мало кто что поймет»

Вопрос слушателя: «Как распознать и отработать те черты, которые выражены в моем партнере? Как их вобрать и что делать, какие, возможно, практики нужно делать с партнером, чтобы это партнерство было плодотворным?»

Вадим Опенйога: «Вы серьезную тему затронули. Три раза как то нами читался курс 108 афоризмов Тантра Йога, часть архива, к сожалению, исчезла, таинственным образом. Часть осталась. Они выложены частично. Там не все вероятно темы. Я для непосвященных расшифрую, в чем тут вопрос, чтобы был понятен ответ. И так есть такой раздел йоги, это так называемая Триада — Йога Союза, Тантра Йога, Йога Влюбленности. Достаточно очень редко встречающиеся йоги! Они занимаются взаимоотношениями мужчины и женщины. Сейчас больше известна, скандально известна йога, которую пытаются назвать Тантра Йогой. Как то это все не благообразно представляется обычно в виде, какой то, сексуальной распущенности, как то, это, в общем, отталкивает, чем заставляет серьезного практика интересоваться этой темой. Но на самом деле это очень серьезная тема! Духовное наполнение это использование сексуальной энергии для практики йоги, для того чтобы подняться на новый уровень. И в частности в Тантра Йоге  есть так называемый закон «четырех и пяти» в применении взаимоотношении мужчин и женщин. А на самом деле закон «четырех и пяти» он более широк, он не сводиться к Тантра Йоге. Это закон о том, как устроен наш мир. Наш мир, согласно учению йоги, то, что мы видим во вселенной, это комбинация энергии и сознания. Любой объект или явление это как бы основные атомы или основные сущности, из которых все состоит. Состоит все из сознания и энергии. И причем эти сознания и энергии переплетаются, иногда в очень причудливых формах. Более того, в йоге утверждается что, в пяти формах энергии и в четырех формах сознания образуется многочисленные комбинации. И так устроен весь наш мир. Более прагматичное применение, оно касается  взаимоотношений мужчины и женщины. На примере наших тел мы как раз отрабатываем закон «четырех и пяти». Многие наши мотивации, многое наше поведение оно во многом определяется этими фундаментальными законами. Мы просто их не понимаем, сталкиваемся с проблемами, эти проблемы кажутся нам не разрешимыми, только лишь по тому, что мы просто не понимаем как все работает. В Тантра Йоге описывается более детальное применение закона «четырех и пяти», и уже непосредственно связанных взаимоотношений мужчины и женщины. Крайне полезная наука! Три раза подряд мы читали 108 афоризмов Тантра Йоги!! Никто не приходил на эти лекции. Никто! Никому было не интересно. Это меня особо умиляло, потому что даже те, кто знал, что эта тема читается, что эта наука провозглашается, в это самое время что называется, набивали себе шишки во взаимоотношениях с родными и близкими именно по всем канонам, которые можно было избежать. Когда же спрашиваю: «Ребят, ну что же вы не приходите? Такая тема обсуждается!» Они все говорили: «Не, не, не, у нас семейные неурядицы, у нас дела, очередная семейная разборка». Причем это говорили йоги и йогини достаточно высокого уровня. Достаточно было печально. Так вот, ответить на ваш вопрос, непосредственно, применения 108 афоризмов Тантра Йоги, закон «четырех и пяти» опять сошлюсь на текст 108 афоризмов Тантра Йоги, я боюсь без контекста всех остальных афоризмов, я не смогу ответить, откуда идет это качественное вытягивание».

Вопрос слушателя: «Вадим, так в чем все же смысл практики с партнером?»

Вадим Опенйога: «Смысл заключается в том, что если у вас есть ваша девушка, ваша жена или молодой человек или муж, то гораздо легче ему вытащить вас на новый уровень, чем вам самим карабкаться. И в то же время, вы можете вытащить своего партнера гораздо выше, чем он может это сделать. Получается, вот когда в мультиках рисуют там, один альпинист взобрался на гору, взял и второго выше себя поставил, а тот кто был выше взял того кто ниже и еще поставил выше себя. И вот такая лестница получается. Вот это основная такая серьезная задумка мироздания, что мы рождаемся мужчинами и женщинами не просто так и тянет нас друг к другу не просто так, это не только инстинкт продолжения рода, это глубинный шанс осуществить духовный прорыв. А так как мы не знаем, что с этим делать, мы эту энергию, которая нас должна поднимать, наоборот тратим на то, что начинаем выяснять друг с другом отношения, начинам конфликтовать, бытовые драки на кухне между женой и мужем, все эти разводы и так далее. Это явление универсальное. Это явление оно захватывает всех и обычных людей, не интересующихся йогой и йогов и йогинь, которые не одно десятилетий могут заниматься йогой. Всех поголовно. Почему? Потому что принципы, заложенные в наших конфликтах, они поистине космические. И вот в нашей Школе йоги традиции Анандасвами есть такой афоризм, что «любите и цените свои бытовые ссоры, склоки, недопонимания между своими мужьями, женами, юношами, девушками». В них в самой грубой и доходчивой форме проявляются фундаментальные законы устройства вселенной. И если вы отработаете это на своей кухне, то затем вы отработаете это и в сверх медитации».

«Но еще раз, я не хочу сейчас касаться этой темы, тема называется 108 афоризмов Тантра Йоги, я надеюсь, что мы в полном объеме эти архивы выложим на сайте openyogaclass.com  все что сохранилось. Правда, там получиться сборная солянка, три года подряд читали этот текст, за первый год сохранилось несколько, за второй чуть побольше, за третий еще больше. Там будет, конечно же, стилистика прерываться, надеюсь, мы выложим все это в интернет, тогда поинтересуйтесь более плотно. Потому что замахиваться четвертый раз читать, ну честно говоря, уже больше сил нет».

Вопрос слушателя: «А можно ли здесь по субботам читать эти лекции?»

Вадим Опенйога: «На эти лекции люди должны ходить каждую субботу, чтобы понять. А представьте, 108 афоризмов, в среднем два афоризма за лекцию, хорошо, если успеваем пройти, это 54 недели, 54 недели это год. А кто-то может приходить, кто-то не может, а потом кто-то пришел с середины и ему не интересно и не понимает, куда он попал. К сожалению, иногда, специальный цикл лекций тяжело организовать по соображениям чисто техническим»

Взаимоотношения учителя и ученика в йоге.

Вадим Опенйога продолжает: «И так, хочу продолжить наше изыскание в области йоги, и продолжим  сегодняшней темой «Взаимоотношения  учителя и ученика и вообще, кто такой учитель в йоге и откуда он берется. Откуда он берется и куда они уходят, откуда берутся ученики и что с ними потом случается?

Это, в общем-то, такая тема жизненная. Если ее понимать, фактически эта тема йоги. И так, не секрет, что те знания, которые вы сейчас здесь слышите, которые вообще человечество получило, оно было передано нам учителями йоги, в этом смысле все мы являемся учениками. Любую книгу, которую вы открываете по йоге, будь то серьезный труд в области йоги, или вода на седьмом киселе, значит, а не йога, в любом случае, изначальный импульс дали учителя. А потом сработал испорченный телефон, много разных факторов, то есть все, чем мы обладаем, это знания йоги  по милости наших учителей. И в этом есть такая глубокая фундаментальная правда или истина или некий закон. Дело в том, что учение йоги оно внекармично. Это значит, что это учение подарок. Мы с вами прожили достаточно много жизней в разных телах, и фактически в полной мере обладаем тем, что заслужили. Славно потрудился в предыдущей жизни, получил ту или иную способность, сверхспособность или обстоятельства жизни. Закон кармы: «Что посеешь, то и пожнешь». Законно и стопроцентно к нам приходит то, над чем мы работали в предыдущей жизни. И если каким то, разделом знаний мы интересовались, то в следующей жизни мы в нем преуспеваем. Допустим, наукой, или каким либо видом деятельности интересовались, то и имеем. Типичный пример, когда дети с раннего возраста начинают изучать иностранные языки и играть на инструментах музыкальных, когда их никто фактически не учил, а другим, допустим взрослым порой годы требуются, чтобы достигнуть того же уровня. С глобальной точки зрения эти все способности определяются не только нашей наследственностью, хотя, безусловно, фактор наследственности тоже играет роль, ну и еще, с каким опытом вошла душа в тело, если уж совсем на пальцах объяснять. Так вот, если вошла душа с опытом предыдущим, то соответственно быстро мы имеем и получаем знание и умение и навыки. И все это хорошо, но это определяется жестко нашей кармой. Мы получаем лишь то, что получили. Занимались мы науками в предыдущих жизнях, может быть, кто-то там был химиком, кто-то фабрикантом на каком-нибудь химическом предприятии, потом, ученым в этой жизни, еще к более серьезному продвинулся. Некая тенденция такая прослеживается. Такая же тенденция прослеживается и в йоге. Если человек в прошлой жизни занимался йогой, или чем либо подобным, напомню вам, что мировая цивилизация оставила ряд учений, которые по сути своей йога, но в другой культуре приобрела свои названия, свои методики, свои вещи, то и в этой жизни вас начинает тянуть к этой теме. Но вот  тянет-то, тянет, а дальше-то что? Как делать следующий шаг? И тут, как не странно, через учителей человечества дарит нам такие подарки, которые, в общем-то, кармически не заслужили. В общем-то все духовные знания по большому счету, пришли к нам на халяву. Милость учителей! Поэтому роль учителя в йоге считается ключевой, вообще во владение йогой. Еще раз – если вы чем то занимались и заслужили какое либо знание или какое либо умение в предыдущей жизни, допустим, работали над тем, чтобы летать по воздуху, и в этой жизни уже сразу родились с этой сверхспособностью, то вы как бы уже отработали то, над чем работали долго».

Путь в йогу.

Вопрос слушателя: «А вот что было тем толчком, что заставило нас работать? Что было тем толчком, что подвигло нас заниматься той или иной темой? Вот, например, в прошлой жизни вы медитировали и в этой жизни вы родились сто процентной способностью медитации. Вам даже учиться не надо, вы садитесь и начинаете медитировать. Другим годы нужны, чтобы освоить это. В предыдущей жизни, кто был толчком для того, чтобы мы начали нарабатывать это искусство медитации?»

Вадим Опенйога: «Кто указывает нам путь, по которому идти? При очень четком анализе получается, что идя по этому пути, вы выходите за пределы своей кармы. Соответственно можно предположить, что этот путь вам указали с высот внекармических.  То есть, это внутреннее ощущение духовного пути оно у некоторых людей есть. Они его чувствуют. Они иногда очень тяжело его могут выразить в словах, они очень четко понимают и знают, что это есть. Оно внекармичное».

Вопрос слушателя: «Почему внекармичное?»

Вадим Опенйога: «Обычная жизнь, она как «бабушка на двое сказала», обычные примеры вам могут доказывать как наличие духовного потенциала или роста, так и полнейшее его отсутствие. В этом смысле мы беспомощны. Так вот эти зерна, зерна пути, этот вектор, который нам указывает, как нам выйти из этой плоскости, плоскости кармы. Карму ее можно представить как плоскость, большая поляна, а все по кругу бегают на этой поляне. И вот вдруг, что-то сверху кидает нам спасительное знание. Хотя мы продолжаем бегать по кругу, но вдруг у нас появляется способность, и мы начинаем взлетать над этой поляной, над этой плоскостью. Так вот, изначально это знание приходит к нам от учителей. И только потом мы работаем над ним, и оно превращается для нас в реальную возможность что-то сделать в своей жизни, духовно подняться. И тут снова, возникает вопрос, что же было этим первым толчком? Откуда это пришло? Ну,  вот возьмите любого человека и спросите у него, откуда он узнал про слово йога? Кто в книжке прочитал, в газете, фильм посмотрел, реже, если кто-то с учителями йоги когда либо общался, еще реже, если серьезно учится под началом какого либо учителя йоги. Но всегда это будет некая указание, что это пришло извне. Причем иногда это может придти в виде конкретных указаний в йоге, делай так то, так то. А иногда это может придти в виде вдохновения. Человек пообщался с другим человеком, тот вроде бы простые вещи говорил, но какой-то такой запредельный осадок остался, после общения с этим человеком. Такой осадок, что как говорится, жить хочется и хочется работать над собой. И вот это неуловимое как раз и есть высшее, запредельное, невербальное, знание йоги. А тот человек, который передал его вам и является учителем. Это старый анекдот, да, вы помните: «Учитель это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся».

Учитель в йоге.

Вопрос слушателя: «А кто же такой учитель в йоге?»

Вадим Опенйога: «Вопрос это более чем непраздный, хотя сейчас он стал более чем не праздный, когда йога становится известна. Всегда возникает вопрос, ну а кто же самый главный в йоге? Кто учитель в йоге, а кто не учитель в йоге? Очень тяжелый вопрос и ответ на него мы иногда комический наблюдаем. Люди начинают увешиваться всяческими регалиями, говоря там: «Я учитель йоги, высочайший!» А почему? И вот начинают там аргументы приводить: «А вот я учился у того то,  того то, а я вот столько знаю, а я по воздуху летаю, сквозь стены прохожу и вообще!»

Вопрос слушателя: «Получается, что никакие сертификаты и дипломы об обучении, передаче знаний не являются подтверждением, что человек учитель?»

Вадим Опенйога: «Понимаете в чем здесь дело, что если учитель в йоге это тот, кто дает это запредельное, внекармичное, то, что вне слов и вне мыслей, то в принципе во вселенной нет подтверждения тому, является ли человек учителем или просто является обычным болтуном. Почему? Потому что все остальное это кармичное. А учитель, это тот, кто дает это сверхвысшее. Вот мне иногда говорят: «Вот у меня там такая-то парампара, это передача знания, якобы, от учителя к ученику, все это тянется на тысячелетия назад, поэтому я сам тоже учитель». Друзья,  никаких, никаких гарантий! Можно действительно получить все парампары, все мыслимые и немыслимые посвящения, мыслимые и немыслимые сверхспособности, по воздуху летать, сквозь стены проходить, но не быть учителем. В конце концов, что такое летать по воздуху и проходить сквозь стены? Законы природы! Может более тонкие законы природы, на первый взгляд необычные и противоречащие обычным явлениям, но это всего лишь законы природы. Они такие же механистичные как ваш мобильный телефон. В средние века было тоже необычно на большие расстояния общаться через какой-то там магический предмет. У меня там, есть магический кристалл, я могу там, со своим другом общаться. Это была бы магия, волшебство! Сейчас это сплошь и рядом, и это же не делает каждого обладателя мобильного телефона учителя, тем более учителя жизни. Точно так же сверхспособности не являются доказательством, хоть каким либо подтверждением, является ли человек учителем. Нет. Как говорится, дайте мне материальное доказательство, кто там учитель, а кто нет. Дайте мне какое то, другое! А как его дать? Дать можно лишь в том случае, если этот учитель пробудил у ученика это внутреннее  возвышенное состояние, на санскрите оно еще называется Бхава. Да, человек может сказать, у меня пробудилось, а сосед его сказать, а у меня ничего не пробудилось. И один будет говорить: «вот там, Ляпкин Тяпкин великий йог учитель!», а другой: «да нет, какой же Ляпкин Тяпкин йог и учитель, смотрю на него и ничего!» Это вопрос крайне деликатный, крайне! И не существует никаких подтверждений. Поэтому каждый раз, когда ко мне в Культурный центр «Просветление» приходят сертифицированные учителя жизни, первый вопрос — а кто им этот сертификат давал? Даже если им дали этот сертификат, где гарантия того, что они соответствуют этому сертификату? Поэтому здесь, как ни странно есть несколько таких косвенных факторов по определению. Вот, скажем, вы ищите учителя. Сейчас все ищут учителя, все стройными колоннами едут в Индию в поисках, найти себе Гуру. Скажу прямо, плохо это заканчивается, не в том, что это плохо заканчивается, а в том, что они никого не находят. Потому, что там коммерция движется сейчас со страшной силой, вы должны понимать. Да, в общем, коммерция, не коммерция, неважно. Вопрос, является ли для вас кто либо учителем, это ваш резонанс, резонанс вашей души. Если вы почувствовали,  что, действительно, что то, запредельное за этим есть, вероятно, это учитель. А если не почувствовали, то никаких гарантий. Это одна сторона, а с другой стороны, такая есть хорошая поговорка, в разных традициях она по-разному перефразируется, что учителя в йоге не назначают, учитель йоги сам себя проявляет. То есть, могут отловить какого-нибудь джентльмена, такие моменты в истории неоднократно были, и сказать, он великий Гуру, и все давай, поклоны ему бить, а он себя никак не проявляет. Вот он живет жизнью, а окружающему миру ни холодно, ни жарко от того, что он есть на свете. И, конечно же, с одной стороны мы помним, что это не является ни опровержением, ни доказательством, что этот человек, которого назвали учитель – учитель, но с другой стороны и толку для нас от такого учителя, мало. То есть, если он учитель, и пришел учить вас, то должно, что то, происходить»

Вопрос слушателя: «А если ничего не происходит?»

Вадим Опенйога: «Яблоню по яблоку судят. Все это делает крайне скользкую тему учителей. Нет более скользкой темы, чем — кто является учителем, кто не является учителем или кто самый главный учитель в йоге, а кто учитель но, поскромнее, учитель. Эта иерархия, это песня, это сказка, особенно любопытно наблюдать ее в разных школах, где, как правило, большие организации, бюрократия вырастает до определенных размеров, и это просто вопрос выживания. Но самая добрая традиция, это объявить учителем того человека, который уже умер, по одной простой причине,  мертвые перестают болтать лишнее, а все слова, которые он сказал, по прошествии времени, можно повернуть в любую сторону, в зависимости от современной конъектуры. То есть, найти живого учителя тяжело, он начинает болтать лишнее. Вы понимаете, да? Все там думали, что так, а он взял и сказал и вывернулся. Причем, иногда, он проявил в этом свою внекармическую мудрость, а уже на нем поставили процесс по зарабатыванию денег, и все должно вертеться, а он как обезьянка, должен определенные движения в этом механизме делать. А он же учитель жизни, он возьмет и какой-нибудь  шаг сделает, который выходит из понимания, и поэтому все разваливается. Поэтому мало таких желающих следовать за таким учителем. Потому что нет финансовой составляющей, не интересно, и никакую  религию не построить. Бывает другая ситуация, да ему плевать хотелось, и никаким учителем он себя не называл, просто хотел прожить так жизнь, как он хотел. Поэтому для нас с вами, обычных западных, обычных смертных людей, в поиске учителей доверять своей внутренней интуиции. Причем эта интуиция должна основываться, вернее она так и основывается, даже не на каких-то материальных факторах, ни на каких-то вещах, которые можно оценить, потрогать, а вот что-то просыпается в душе, что-то запредельное.  Человек понимает: «Да, мое!» Хоть у нас в нашей Школе йоге традиции Анандасвами и не принято делиться личным опытом, у нас есть очень жесткое такое ограничение, в нашей  Школе йоге традиции Анандасвами не принято делиться личным опытом обучения в йоге. Это считается крайне не скромно. Но я позволю себе некую наглость и скажу, что, все люди, которых я считаю своими учителями, я определял только так. Мне говорили: «Вадим, господи, да у кого ты учишься? Ты посмотри на него!» Значит, он не соответствовал неким стандартам, ожидаемым. Ну и не соответствовал, я же не к стандартам пришел, я ж учиться йоге пришел. То есть самые разные… Кто-то там был регалией и властью облачен, кто-то был неизвестный и незаметный, но все они учителя йоги. Вы меня спросите: «докажите, что ты учился у учителей йоги!» А я знаете, что скажу? Я не могу вам доказать это в принципе. Потому что,  то, что для меня открылось, для вас вовсе не откроется и дело здесь в очень странном. Может быть на вас эго скорлупа такая, что вы нос к носу с учителем встретитесь, и не воспримите его как какого-то учителя. А может быть наоборот, он не ваш учитель, а ваш учитель кто-то другой. Это очень скользкая тема. Поэтому нам остается, еще раз повторюсь, доверять своей интуиции. А какие там у кого парампары, какие там у кого посвящения, не, конечно приятно, когда традиция длиться несколько тысячелетий, приятно! Я пролистал книжку Далай-ламы 14, а это скажем-таки серьезная такая тема, хотя они  себя называют Буддистами, в йоговской среде это скорее называется либо Тантрический Буддизм, либо Тантрическая Йога, такая. Йога, выросшая на почве буддизма, вот это то, что у них учение. Хотя они все себя называют буддистами, но я не знаю, это не моя епархия. Так вот, даже такой уважаемый институт, как Далай-лама, там понимаете, если он сейчас 14й, но еще 13 перед ним были, а вообще у них вся эта ситуация началась с Тиропы и Наропы. А Тиропа и Наропа одинаково входят как в традицию чисто йоговскую, тантрическую, так и в буддистскую традицию. Это такие фигуры, которые и там и там одинаково почитаются. Так вот меня поразило его достаточно откровенное высказывание о том, Далай-лама, я еще раз подчеркиваю, что часть тантрических практик они потеряли, более того, часть тантрических практик они реанимировали в начале двадцатого века, нашлись учителя, которые переоткрыли то, что было потеряно. Когда я это сам прочитал, это как гром среди ясного неба, я думал, что хоть в Тибете все нормально, ладно Индия, там то-то, то-се, завоевания различные неспокойные были, нежели в Тибете, он изолирован. Уж казалось бы там должно сохраниться, ан, нет, реанимировали практику, к чести, надо сказать, они ее возродили. Видите, все теряется. Все теряется. Никаких гарантий. Но если возродили, значит работает. А если есть формально парампара, формально посвящение, формально все, все там над тобой обряды сделали, а ты не знаешь, может они ее потеряли по дороге?!  Чтобы убедиться, надо в своей жизни ее реализовать. Понимаете, в чем тонкость? Некие такие посвящения даются как маленький такой уголек горящего угля. Предполагается, тебе дали головешку, ты ее раздул, в большой, большой костер. Потом от этого костра раздал головешки другим. Вот таким образом должно знание йоги распространяться. А за частую, бывает так, что дали головешку, ты сам не воспользовался, но передал следующему поколению. Следующее поколение дальше, дальше и дальше. И на каком-то поколении может выясниться, что головешка давно погасла. Почему? Потому что, никто из них не реализовал те практики, те посвящения, которых он якобы является носителем. Это очень тяжелая тема. Тема крайне деликатная. Мое ощущение, что чем больше человек знает в йоге, тем меньше он болтаю насчет парампары, и прочего, потому что он понимает, насколько крупицы сохранились а из того что осталось, достаточно не понятно, жизнеспособно оно или это какая то формальная процедура. Вот, поэтому остается для нас лишь одно, внутренняя интуиция. И она должна нам говорить, именно она, а не все остальные вокруг. Все остальные могут заблуждаться. Таким образом, еще раз подчерку, что йога знание не кармическое, а тот канал, по которому это знание приходит к человеку, то есть тот другой человек, через которого это внекармическое знание приходит, является учителем. А тот человек, к которому пришло это знание, называется учеником. Все. Больше на эту тему, в общем-то, говорить нечего. И только лишь ученик может определить, является ли тот или иной человек, его учителем. Только лишь сам ученик. Больше никто».

Вопрос слушателя: «Ну а с точки зрения фундаментального устройства вселенной, как это все…?»

Вадим Опенйога: «На самом деле подход там несколько другой, но к выводам приходят к тем же самым. Если рассматривать эту тему, ну допустим, с той же самой аксиоматики йоги, или Джнана Йоги, которая рассматривает мироздание, как оно происходило и т.д. В йоге сводиться все к тому, что, на определенном этапе существует только лишь двое Ты и Абсолют, Ты и Вселенная! А вот Вселенная может проявляться как угодно и через кого угодно. Сижу  здесь один, смотрю на вас на всех, но у меня нет гарантии, что вы отдельные личности, а не представители одного и того же Абсолюта. То есть, несколько пальцев из одной руки выходят, у меня нет никаких критерий сказать, что, вот сидит Басим, вот сидит Маша, Сара сидит и т.д., что они разные существа. У меня нет доказательства. Поэтому я могу воспринимать весь мир по принципу такому, есть Я и окружающая меня Вселенная. А  Вселенная проявилась то в виде природы, то в виде людей. Это кстати 108 афоризмов Тантра Йоги, там это одна из очень серьезных основополагающих тем, без которых не понять взаимоотношений с родными и близкими. Так вот, фактически получается, что есть Я, есть Вселенная и эта Вселенная меня учит. Эта Вселенная проявляется для меня, дает мне некие такие откровения, которые выводят меня за пределы. А если дальше копнуть? Следующий момент, что окружающая меня Вселенная всего лишь отражение меня самого, что, помните, этот старый анекдот, у наших друзей Алхимиков, моего любимого Гермеса Трисмегиста, как там,  трижды Великого, дважды Величайшего, или наоборот. Что наверху, то и внизу, отождествим микрокосмос и макрокосмос. Что каждый человек это фактически копия макро. То есть, наш внутренний космос и наш внешний космос, по сути одно и то же. Когда мы получаем что-то запредельное, невербальное, когда мы получаем эти высшие знания, мы их черпаем из самой сути Вселенной. Но мы помним, в то же самое время, что суть Вселенной и наша собственная суть, есть одно и тоже. Наше «Я» есть частичка Абсолюта. Что нет разницы принципиальной между нашим «Я» и Абсолютом. Получается на первый взгляд хитрая такая эквилибристика, что мы сами себя учим. Учитель это зеркало, в котором отражается наше запредельное. И если мы в ком либо, в человеке увидели это зеркало нашего «Я», то этот человек становиться учителем. Вот этим и объясняется, почему для одного человека Гуру учитель, а для другого человека нет. Почему? Потому, что для одного это зеркало, а для другого это не зеркало. И доказывать, учитель он или не учителя, смысла нет. Не увидел отражения, и все! О каком учителе тут можно говорить? Вот такая вот получается нелогичная логичность. Потому, что все эти темы сверхлогичны, а когда они  спускаются до уровня логики и начинаются вот эти вот вещи, которые любят математики и логики. «Волки от испуга скушали друг друга», это из этой же серии. Учитель это зеркало нашей души, наше «Я» пытается пробиться к нам. Но, другая часть нашего же собственного «Я» находится в полнейшем неведении и не проявляет никакого желания рассматривать, что там внутри. Поэтому для целей упрощения процесса дается извне зеркало. Джентльмен если хочет побриться, ему надо в зеркало посмотреться и увидеть, какой он заросший, а так ходишь и думаешь, что все нормально. Подошел к зеркалу: «Боже, что же  это там такое в этом зеркале?». Так это ж ты, родной! Ну, здесь, порой,  другая ситуация. Иногда мы считаем себя страшными, сирыми, убогими и беспомощными. Мы сами себя изводим. А опасность в чем? Кем себя считаешь, тем и становишься. Мы же частичка Абсолюта, а если она решила – да, я сирый и убогий!

— Хорошо! Сирый и убогий!

Понимаете, мы сами себя вводим в это состояние, сами себе его придумали, сами же его поддерживаем, потом начинаем в нем сильно мучиться, потом не знаем, как из него выйти. А никто нам не может показать, кем мы являемся на самом деле. Ту картинку, которую мы придумали сами для себя, кем мы являемся, к нашему «Я» в реальности не имеет никакого отношения. И вот время от времени, Вселенная показывает перед нашей физиономией зеркало. И мы видим какой-то прекрасный образ, к которому тянемся. Это прекрасный образ и есть учитель либо учительница. Я в этом отношение не люблю американцев за их политкорректность, но я могу сказать, хотя хочу напомнить, что в нашей школе не принято делиться личным опытом,  заслуги учительниц йоги были не менее чем заслуги моих учителей. Нам дается это прекрасное зеркало, мы смотрим и понимаем, что то, чем мы себя считаем было недоразумение. И начинаем от этого недоразумения как то отказываться. Потому, что нам показали, дали на мгновение почувствовать эту Бхаву, это ощущение как оно должно быть на самом деле. И вот тот человек, через которого проявилось, тот и есть учитель. А дальше начинаются чудеса. В этом отношении есть такая литература, крайне любимая на востоке, если она грамотно переведена, читается как детектив, это взаимоотношения учителей и учеников. Это описание — житие йогов. Их достаточно много скопилось, причем сюжеты самые интересные и интригующие, многие йоговские тексты они как раз были поданы в виде этих жизнеописаний. Дается жизнеописание, а на самом деле там дается изложение йоги, пример конкретного йоги.

Взаимоотношения учителя и ученика.

Так вот, тема эта очень интересная. Литература хорошая, призываю вас почитать — взаимоотношения учителя и ученика. Хорошо она описана, красиво. Причем в подробностях.  И там эта тема очень хорошо отражена, в том плане, что подводится к той мысли, о которой я вам говорил, но подводится не в переделах такой короткой лекции, а в пределах метания этого ученика, который сперва нашел этого учителя, потом побыл, побыл с ним рядом, потом решил, что есть где то более лучший учитель, там где-то есть более мудрый учитель. Это очень насущная сейчас проблема. Сейчас все поехали в Индию искать, вот он приехал, в Ашрам какой-нибудь, над собой работает, вдруг, приезжает другой: «Что ты тут делаешь? Я там, в деревушке, где нога человека не ступала, там такого Гуру нашел! А ты тут сидишь, это все попса, давай туда!». И вот они начинают прыгать. Вы понимаете, это безумие. Если оно открылось, там и смотри. А бегать, прыгать, вещь такая не продуктивная в йоге. В красках в этой литературе это все описано. Опять же, Тибетские наши друзья – Тиропы и Наропы, это чисто такие Тибетские сказания. Потом, многочисленные истории Махаситхов, отношения Матсьендранатха с его учителями и учениками, Горокхо, как он своего учителя спасал. Была издана книжка, кто-то подвиг сделал, она так и не была раскуплена, «Сказание Горокхо», лет десять она еще на полках лежала. Как вы думаете, почему? Название было не коммерческое. А там самая суть йоги была!! Самая суть! Книжечка очень простая, на газетной бумаге. Смысл метания ученика, смысл в том, что не понимают они, где источник высшего, а начинают хвататься за внешние регалии, за какие-то внешние факторы и в результате к чему это приводит, очень интересно. Более того, в нашей традиции Анандасвами даже тексты по йоге есть, один такой большой пласт мы проработали, создали фильм повествования по Хатха Йоге. Он продается, называется «Самоучитель по Хатха йоге» сняли мы его на основании трактата по Хатха йоге. Там сложная ситуация, юноша влюбляется в девушку, девушка оказывается йогиней и она этого юношу уму разуму учит, и все их взаимоотношения  и жизненные и другие, в общем ключе излагается  йога».

Сверхлогичные состояния.

Вопрос слушателя: «Связи влюбленности и когда ученика ведут знания от учителя, он принимает от него знания. Получение знаний  и влюбленность это …?».

Вадим Опенйога: «Очень хороший вопрос. Скажем, вот если мы никогда не встречали учителя, но хоть раз в жизни в кого-то влюблялись, вот как состояние влюбленности считается запредельным, считается подарком внекармическим извне, то есть, не существует никаких факторов, не стечения обстоятельств, ничего там подобное, которое могли бы вызвать состояние влюбленности, это не возможно в принципе. И вот в этом смысле это очень хорошее сравнение, это, так же как и влюбленность, ты как бы ощущаешь, это полное для тебя смысла и значимости, а для другого может и не быть совершенно. Параллели очень хорошие между этими состояниями. Напомню, что в Триаде именно Йога Влюбленности занимается влюбленностью. Поэтому, что там запредельное, что здесь запредельное. Такой термин, все равно другого еще не придумали, называется состояние Бхавы. Состояние Бхавы внутри ученика. Он не может даже выразить, как и высшее, интуиция.

Вопрос слушателя: «Ошо писал в одной книжке разницу между Мастером и Учителем, что Учитель может рассказать, а Мастер не может. И получается, что… Как с Мастером общаться? Просто с ним находиться и за ним повторять что то?»

Вадим Опенйога: «Я должен признаться, что я ни ухо, ни рыло в этом. Я, безусловно, знаю про ОШО, это очень серьезная организация, но я, к сожалению, не разбираюсь в этом. Я практически про организацию ОШО ничего не знаю, и мы не пересекаемся в этом смысле. Я боюсь, что либо комментировать о словах ОШО».

Слушатель: «Мы не можем генерировать состояние влюбленности, мы не можем генерировать состояния открытости для знаний. Получается, что если не открылся…».

Вадим Опенйога: «Здесь несколько в другую плоскость сводится этот вопрос, свободы воли, и зеркало нам показывает. Я с утра подхожу к зеркалу и вижу рожу заплывшую, заросшую, глаз один еле открыт. Смотрю и ужасаюсь, Боже, это я! В отношение к учителю, ты смотришь в зеркало и видишь образец для подражания. Но если я упорствую, что не хочу быть таким красивым, хочу быть с перекошенной физиономией и бородатым, не хочу быть похожим на эту картинку. Я проявляю свою свободу воли. Я воле изъявляю — не хочу быт похожим и все! И хоть ты тресни! Кстати, здесь надо очень хороший второй момент отметить, до тех пор, пока ученик неволе изъявил принять знания, даже если он нос к носу соприкоснется с мастером или с учителем, он ничего не воспримет. Мой любимый пример, вспомните, было много йогов достигших высот, вокруг них были тысячи или сотни учеников, но ведь из этих десятков, сотен только лишь десятки восприняли учение и тоже достигли чего то. Был БУДДА. Учил человечество. Учил, учил, а чего-то все не просветлились. Только лишь жалкая горстка людей. Вот это знание передается, понятно, когда оно передается, а с другой стороны, когда оно принимается. А если оно дается, но не принимается, то ничего не происходит. Здесь нужен первый шаг, со стороны, безусловно, ученика. Кстати, поэтому эта знаменитая поговорка – «Готов ученик, готов и учитель». Мы иногда ищем учителя жизни, Гуру, который там в Гималаях в пещерах сидит, на нас внимания не обращает. С которым мы, может быть, не раз встречались, только мы были не готовы и мы его не распознали как учителя».

Вопрос слушателя: «Почему мы можем не встретить своего учителя?»

Вадим Опенйога: «Потому, что где то в глубине души мы еще не готовы с ним встретится. Одна наша часть готова, а другая говорит, не хочу!  Это сложный такой момент. Если ученик искренне не хочет увидеть свое отражение, то даже если он сталкивается с ним, он на него не смотрит. И здесь ничего не поделаешь. Как ни странно, опять же все свелось к нам же самим. Вот это парадокс такой. У меня товарищ один был, все говорил: «Что ж я не родился в Индии? Там же йогой все пропитано!». Я про себя помалкивал, не стал ему говорить, что не дай Бог тебе родиться в этой стране третьего мира!! Ужас там! Явно там не до йоги, до чего угодно, только не до йоги. Наше внутреннее счастье зависит от чего-то вне, а на поверку, оказывается, что все зависит от нас самих. Мы сидим и думаем, вот оказался бы я сейчас в Гималаях или Гуру был бы рядом, чтоб меня учил, и мое счастье в йоге от этого зависит! Мы никак не можем понять, что по большому счету, никто рядом с нами не оказывается из-за нас же самих. Мы не готовы еще с ним встретится.  И это уже другая тема, более серьезная, которая уже меня сильно радует, а что же собственно надо делать, чтобы встретится с учителем то? Вот даже эти лекции, у нас Открытый йога университет, и время от времени люди задают вопрос, в чем цель Открытого Йога Университета? Для чего вы его создали? Мало ли было организаций, которые йогу пропагандируют, преподают. Наша цель это как раз подготовить людей к встрече с учителями. Чтобы не получалось, как сейчас, очень печальная история, человек действительно приехал в Индию, действительно залез в эту пещеру где сидел этот мастер, посмотрел и удивился, о, бомж какой то! Не, я учителя искал, а это что? Бомж какой то! Даже по английский говорить не умеет, как я с ним общаться то буду? Нет, это скучно. Вот в фильмах – это да! Сейчас фильмы снимаю, показывают в красках, там учителя, а тут этот будет меня жизни, что ли учить? И получается так, друзья, что мы не готовы к встрече с учителями, к встрече с самим собой. А чтобы быть готовым, нужно грязь то очевидную с себя смыть, повязку с глаз уж совсем снять. А то мы ходим, у нас ведро оцинкованное на голове, пытаемся разглядеть, где же тут учитель? Цель нашего Йога Университета заключается в том, что есть из того богатства знаний, что передают учителя, какую то часть можно делать и самостоятельно над собой.  Чтобы не получалось так, что ты встретил учителя и не распознал его. Или ты встретился с Учителем, он тебя учит, а ты в ответ считаешь, что это что-то не серьезное. Это же сплошь и рядом случается. Цель наша черновая, порой приходится, засучив рукава по локоть в дерьме копаться, а что делать, черновая работа и прямая и косвенная! Правда держать это крайне тяжело и финансово и по ряду других причин. И косвенно, потому что, пока не пройдет свою первичную обработку от своей этой кармы, потому что некоторые ходят как большой кусок грязи, большой, большой. И вот он ищет учителя йоги, который ему тонкости медитации расскажет! А надо ж с себя срезать хотя бы часть… Ну я, извините, издеваюсь конечно же над многими последователями йоги, но так оно и получается всегда. Я постоянно эту историю рассказываю, кажется, я говорил о ней, я был один раз свидетелем, совершенно необычной для меня ситуации. Момент истины, откровение. Была одна лекция, приехал один из учителей и Индии, вокруг него когорта последователей, которые его собственно и пригласили, была публичная лекция, общая. Я туда пришел, а мне сказали, что действительно очень интересная лекция и мастер. Я пришел, а там скромненький учитель, вот знаете, хинду, хинду,  индус индусом, на улице встретишь, да боже мой, вот знаете, гостиница Севастополь вся такими набита, безделушкам торгуют. В очках еще, да вообще, Гуру йоги пришел в очках!? Он бы еще на костылях пришел бы! Он же должен здоровьем излучать! Лекция. Он лекцию начал и я сразу напрягся, потому что он по очень серьезным  моментам начал проходиться, по таким несказанным правилам, правда, у нас не эта тема сейчас, эта старая традиция, они на прямую не говорят, но все о ней знают, кто он, из какой школы, в общем много чего можно понять. Два оболтуса пришли, причем такие, не то чтобы оболтусы, здоровые такие ребята, лет так под двадцать пять, двадцать семь, чувствуются, йогой занимаются, такие активные. И давай ему задавать вопросы. Задают вопросы, ну с явной издевкой. И вот, они какую-то тему затронули, я даже не буду сейчас вспоминать, мол, если мы будем делать так, так и так у нас получиться результат? Да вы, Великий мастер, гоните! Я из фразы передаю. На что этот учитель скромно сказал: «I promise» (я обещаю). Все! В йоговской традиции, если мастер пообещал, то все, расслабься. Все у тебя получиться, это благословение учителя. Все, можешь считать, что жизнь удалась! Какова была их реакция? Они, наверное, еще минут сорок хохотали: «Он нам обещает!?» Издевались по полной программе. А я стоял в стороне, есть действительно люди, которые и впрямь не учителя. Хоть он и приехал из Индии, но он не учитель. В каком смысле? Просто деньги зарабатывает на йоге, есть такие. Вот, а в данном случае, что-то мне подсказало, он упоминает такие тексты, он дает такую интерпретацию дает грамотную, это очень старая, редкая традиция в йоге, не буду называть какая, выискался тут, всплыл мастер, не в Гималаях, а тут у нас в Москве. И вот эти два оболтуса просто издевались и я для себя отметил, вот, вот, о чем эти древние трактаты говорили, что пока не готов ученик, не готов и учитель. Просто он его не видит, а если столкнется носом, их учитель еще благословил из своей милости, а они над ним поиздевались и более того, думаю, забыли на следующий день о этой встрече, а уж ту  практику, которую нужно было делать, они конечно же не делали. И что тут сказать? А если эти два джентльмена, они долго, годика два, четыре, шесть над собой бы поработали, не выпендривались бы там знанием санскрита, знанием парампар, поскромнее себя вели, и над собой бы трудились, стиснув зубы, может быть, они бы распознали в нем учителя. То есть, приходится делать черновую работу. И вот цель Открытого Йога Университета заключается в том, что, мы здесь, конечно же, не учителя жизни, но мы делаем эту черновую работу, чтобы потом учителей жизни не пропустить. Для этого все это и происходит, кроме того, мы готовим преподавателей йоги, которые в дальнейшем возьмут эту работу, прошу прощение, ассенизаторов, вещи надо называть своими именами, потому что люди приходят полные мифов о йоге, полные претензий, полные апломба, полные осознания своей важности и гордости. А над собой не работают. Ну, делай ты хоть раз в день йогу, минуток по сорок, хотя бы по полчасика,  но каждый день, изучай ты там книжки разные, древние трактаты почитывай, ладно, дома не занимаешься, хоть на занятия ходи. Иногда тяжело дома заниматься, атмосфера неприятная, но хотя бы на занятия ходи, все условия есть».

Что выбрать, учителя или самоучитель?

Вопрос слушателя: «Йогой можно заниматься в группе, индивидуально или по самоучителю, какая разница, если человек будет идти по пути с учителем или по самоучителю к той же цели, в результате будет разница?»

Вадим Опенйога: «Хороший вопрос, ответ следующий – все равно, если вы начали заниматься йогой, даже если вам в руки попал самоучитель, это на первый взгляд самоучитель, это так скажем, ваш учитель, если он пришел собственной персоной, вы на него внимания не обратите, посылает вам в виде книжек самоучителей и так далее информацию. Они понимают, что на Запад им самим ехать, смысла нет. Они пишут книжки, чтобы люди над собой хорошо поработали, и подготовили себя к встрече с учителем. Поэтому, в любом случае, импульс идет от учителей. Даже если нам кажется, что мы занимаемся сами, даже если нам кажется, что мы сами с усами, то невидимо всегда присутствует рука учителя. Причем, есть такое правило, чем более высшего пилотажа учитель, тем менее явно ощущается его рука. Он просто пришел, тебя похлопал по плечу, улыбнулся, спросил, как дела? А на самом деле, что это дало толчок для твоей практики. Хотя, формально, он тебя йоге даже не учил. Поэтому, и так и так, все равно, импульс от учителей. Другой вопрос, если у вас нет возможности, посещать людей в группе на занятиях! Ведь йога только в Москве йога, триста километров за пределами МКАД, все, там средневековье по отношению к йоге. Там вообще нет ничего, пустота. И если вы там живете, конечно же, вам не до жиру, вы должны работать над собой сами, переоткрывать даже где то, потому что нет возможности учиться. Но если есть хоть малейшая возможность учиться, пообщаться, ходить в группу, общаться с теми, кто это уже прошел, это вам сэкономит годы, ели не десятилетия жизни. Поэтому выбор такой, если хочешь идти один — иди, но потратишь сорок лет, хочешь идти быстро – подключайся к команде, где все отработано и поставлено на конвейер.  В общем, это наш образ жизни. Я встречал людей, у нас склад характера такой, что мы в своей пещере, берлоге сидим, сами там над собой работаем, а я говорю, так и умрете, ничего не достигнув. Ну, умрем, еще раз родимся. То есть, знаете, я не знаю, то ли это скромность, то ли это тупость такая, трудно это всегда определить. Кто то, наоборот, понимает, что он не будет изобретать велосипед там, где можно перепрыгнуть быстро. Собственно, помощь то она для этого и дается. Потому, что кармически мы это не заслужили. Крайне полезно, чего и вам желаю, заниматься с единомышленниками, это общаться с единомышленниками, а не зарываться в свою собственную берлогу. Вы, конечно же, будете над собой работать, но получать результат, но очень, очень медленно. Если же вы будете заниматься, общаться с единомышленниками, процесс куда как быстрее. Поэтому это вопрос волеизъявления».

Слушатель: «Вадим, ты говоришь, если человек учит другого, то он учитель…»

Вадим Опенйога: «Нет, учитель тот, у кого учатся. Знаете, сколько учителей ходит по миру? Это на Западе были люди, и у нас ходили – «Спроси меня, как…» «Спроси, как быть счастливым» значки такие на них висели».

Слушатель: «Вопрос в том, человек назвал себя учителем йоги, два человека восприняли его как учителя, а остальные нет, он является учителем в этом случае или нет?»

Вадим Опенйога: «Ну, вы задаете такие вопросы!? Вспомните, друзья вон наши в христианстве,  что со спасителем сделали? Вроде пришел учитель человечества и как закончил? Плохо закончил! На кресте! Почему? Да потому, что не увидели те, кому надо было, а кто-то увидел. Поэтому, гарантий никаких!»

Тот же слушатель: «Что, опять никаких гарантий?»

Вадим Опенйога: «Друзья, йога это не юридическая компания, где все прописано, где контракты заключены, на третий год — Самадхи, на первый год – такая та ступень, на второй – летаем по воздуху. Друзья, никаких гарантий, только благословление. Вот случай двух оболтусов и учителя, если же он дал этот импульс – благословляю,  он дал им шанс, а они им не воспользовались. Потому что они не раскрылись. Они наоборот над ним посмеялись. Ну как вы думаете, будет ли желание учителю второй и третий раз надоедать этим оболтусам? Нет, так самое смешное, что будет! Потому что все учителя всегда дадут вам руку помощи, всегда! Даже если вы их посылаете куда подальше, они все равно в сто миллиардный раз придут и дадут вам помощь, но не думайте, что они будут повторять свои ошибки. Если вы первый раз вы от них лично не приняли информацию, то, что делает учитель – пишет книжку, все читают и говорят, вот это да, вот это опыт! Кто это написал? Если и это не сработает, учитель пошлет своего ученика, тот ученик еще кого то. Шанс всегда всем открыт. Другое дело, если вам такая возможность открыта, то не думайте, что вам каждый раз будет открываться, как вот эти джентльмены, им из Индии мастера привезли. Но вы помните, что есть второй принцип йоги, вот сегодня вы начали медитацию с того, что нельзя тратить время понапрасну, это вопрос эффективности, он понял, что таким образом он не работает, значит, если можно помочь другим образом, он будет это делать, но не будет делать туже ошибку».

Облако школы.

Вопрос Слушателя: «Вопрос про облако школы Анандасвами. Во время практики кого там надо представлять? Всех у кого ты учился или кого?»

Вадим Опенйога: «Вот мы сейчас медитацией закончим, я Марка попрошу провести эту медитацию. Вопрос: кого же представлять из учителей йоги. Я об этом не говорил, потому что речь о этом не заходила. Дела в том, что наша традиция йоги, так называемая родовая йога, такое есть понятие. О чем это говорит? О том, что если вы проследите маму и папу, маму и папу мамы и папы и так далее вверх до бабушек и дедушек, то вы придете к тем же учителям, к которым вы приходите в облаке школы. Нет разницы. Вот это называется родовая йога, то есть, если для вас слишком абстрактно думать об учителях и об учительницах традиции какой-то, не надо. Думайте о родителях и выше, выше, выше, потому что они уже достигли всего чего только возможно достичь. Вы помните, что нет двух истин, истина одна. Вы можете так же в йогу приходить не извне, а изнутри. Для Западных людей помогает. С таким ксенофобским отношением сталкиваются, иногда говорят, что это я должен медитировать на индусов, да не нравятся они мне. Они черные и вообще их боюсь. Предубеждения у людей самые разные. С одной стороны там приезжает индус, антураж, мастер, а с другой стороны, он вообще там коверкает английский и вообще у них свой акцент, неприятный для знатоков английского языка. Не хочу я на них медитировать. Да какая разница, не нравиться так — иди так. Иди через маму и папу, маму и папу мамы и папы и так далее. Это родовая йога. Не все йоги родовые. Точнее, они изначально все родовые, но в некоторых йогах об этом, почему-то не говорят и вообще не знают, что это так есть. У нас это сохранилось. А некоторым наоборот, вот эти предки, в детстве не давали мне житья,  не хочу повторять их карму, как говорят, не хочу вообще о них думать. У нас ведь есть такое предубеждение, что наши бабушки и дедушки, которые нам своей кровью обеспечили нам жизнь, вот типа они духовно не развиты! А они нам жизнь подарили, сохранили доброту, мы на свете существуем благодаря им. Есть наоборот, типа нет, не буду я своих родственников представлять, пусть это будут учителя в лучах славы. Важно, чтобы не было отторжения, чтобы это было родное и близкое. Не что-то там чужое и далекое, вот пришла к нам далекая философия, индийская, мы себя поджали и …

На этом наша лекция заканчивается, я попрошу Марка провести медитацию».

  1. Ключевые слова:йога, традиция школы Анандасвами, архивы школы Анандасвами, бесплатно скачать, аудио лекции, Вадим Опенйога, Культурный центр «Просветление», Открытый Йога Университет, учитель йоги, учительница,  ученик, йога Бардо, openyogaclass.com, Шесть йог Наропы, Тантрический буддизм, Тибетская книга мертвых, закон «четырех и пяти», 108 афоризмов Тантра Йога, Йога Союза, Тантра Йога, Йога Влюбленности, практика, посвящение,  партнер, конфликт, карма, внекармично, Милость учителей, путь, духовный путь, духовный потенциал, сертификаты, дипломы, Законы природы, магия, волшебство, Индия, ашрам, Гуру, внутренняя интуиция, Далай-лама 14, Тиропа и Наропа, Абсолют, Вселенная, есть  Я, зеркало, Марпа и Милорепа, Сказание Горокхо, Самоучитель по Хатха йоге, влюбленность, Бхава, Ошо, мастер, свобода воли, воля, Будда, Гималаи, последователи йоги, Великий мастер, самоучитель, МКАД, оболтус, пещера, христианство, Спаситель, самадхи, шанс, медитация.
  1. Контрольные вопросы.

Составитель: Дудоладова Мария

  1. Шесть Йог Наропы, в какой из книг говориться о них?

а) в Тибетской книге мертвых

б) в Тибетской книге живых

в) в Тибетской книге о учителях и учениках

г) в Тибетской книге Далай Ламы

  1. Закон «4 и 5» (аксиоматика йоги), говорит о проявлениях Абсолюта в виде:

а) мужчины и женщины

б) сознания и энергии

в) учителя и ученика

г) самого себя

  1. В чем смысл сексуальной практики с партнером в Тантра йоге?

а) это возможность заслужить статус учителя в йоге

б) помогает лучше узнать друг друга

в) это шанс продолжить род и воспитать детей

г) это шанс осуществить духовный прорыв

  1. Знания в йоге мы получаем благодаря:

а) своей положительной карме

б) своей отрицательной карме

в) по наследству от бабушек и дедушек

г) они внекармичны

  1. Что было тем толчком, что подвигло нас развивать наши духовные знания?

а) глубокая медитация

б) милость учителей

в) завещание от бабушек и дедушек

г) решение Абсолюта

  1. Кто указывает нам путь, по которому идти?

а) путь указывается с высот внекармических

б) учитель на уроке диктует его

в) пишут в завещании бабушка и дедушка

г) гороскопы

  1. Как можно доказать, что человек является учителем?

а) доказательством являются сертификаты и парампары

б) доказать нельзя

в) он должен проучиться 20 лет в Тибетском монастыре и медитировать 3 года и 3дня в пещере

г) доказательством являются набедренная повязка и тело помазанное пеплом

  1. Почему мы можем не встретить своего учителя?

а) мы не готовы к встрече с учителем

б) учитель не готов

в) мы его не увидели, потому, что он забыл нарисовать значок Бинду меж бровями.

г) потому, что наши родители не заплатили денег за обучение.

  1. В чем заключается цель Открытого йога Университета?

а) выпустить самое большое в России количество преподавателей йоги и стать лидерами в конкурентной борьбе с фитнес клубами.

б) научить людей с превосходством делать ассаны и пранаяму

в) подготовить людей к встрече с учителями

г) сделать всех здоровыми

  1. Кто такой учитель в йоге?

а) учитель это тот, кто учит

б) учитель этот тот, у кого учатся

в) учитель это тот, кто имеет прямую передачу знаний

г) учитель это тот, кто закончил Открытый Йога Университет в г. Москве

  1. В медитации на облако школы, кого нужно представлять перед собой?

а) Далай Лама 14

б) различных учителей, а так же возможно своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.

в) гору Кайла-с

г) сертификат об окончание школы йоги Анандасвами.

  1. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Мария Дудоладова

1а, 2б, 3г, 4г, 5б, 6а, 7б, 8а, 9в, 10б, 11б.

  1. Ссылки на тексты с похожими тематиками:
  1. Глоссарий.

АШРАМ —  (санскр. आश्रम, āśrama) — обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу. В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.

БУДДА — (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся») в буддизме — существо, достигшее просветления (бодхи). В более узком значении Будда — эпитет Сиддхартхи Гаутамы являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма.

БХАКТИ — это санскритский термин, который используется для обозначения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога. Практика развития взаимоотношений с Богом называется бхакти-йогой. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:

шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом

дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина

сакхья-бхава — общение с Богом как с другом

ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога

мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

ГУРУ — (санскр. गुरू, «достойный») в индуизме — духовный наставник, учитель.

ДАЛАЙ-ЛАМА — «Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру», и имеет значения «учитель» или «монах». Далай-ламы — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы гелуг. Эта линия тянется к 1391. По представлениям тибетского буддизма, далай-ламы являются инкарнацией бодхисатвы.

ЗАКОН «ЧЕТЫРЕХ И ПЯТИ» — (Аксиоматика йоги) Абсолют проявляет себя в виде праны, которая в свою очередь проявляется через Осознание и Энергию. Майя делит Осознание на 4 грани, Энергию на 5граней.

ЙОГА БАРДО — (тиб. bar do), также Антарабхава (санскр. अन्तरभाव, antarabhāva) — промежуточное состояние, буквально, «между двумя». Вообще, любой интервал, «между». На Западе к понятию «Бардо» относят обычно только первые три фазы, то есть состояния между смертью и перерождением. Эти состояния не являются не более и не менее иллюзорными, чем сны и обычное повседневное бодрствующее сознание.

КАРМА — (санскр. कर्म, от санскр. कर्मन् карман — «дело, действие, труд» — «причина-следствие, воздаяние») — материальная деятельность и её последствия. Является одним из центральных понятий в философии индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма. Лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого самсарой.

НАРОПА —  (санскрит: Nadaprada, 1016-1100г.г.) — выдающийся учитель буддизма, монах, а впоследствии йогин, ученик Тилопы и брат Нигумы. Одним из наиболее примечательных его учеников был Марпа.

Наропа считается одним из основателей линии кагью, проявил себя как выдающийся учёный и мастер медитации. В соответствии с учением, которое дал ему Тилопа, он развил практическую систему Шесть йог Наропы, дающую ученикам ощутить просветление.

ОШО — Ча́ндра Мо́хан Раджни́ш (иногда ошибочно «Раджанеш», 11 декабря 1931 — 19 января 1990) — известный индийский религиозный деятель, основатель мистического учения, с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш  и позднее как Ошо или Равшан

ПАРАМПАРА — (санскр. परम्परा paramparā) — цепь преемственности от учителя к ученикам в индийской культуре. В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности». В системе парампары, знание передаётся без изменений из поколения в поколение. По линии парампары могут передаваться самые различные виды знания, как в духовной сфере, так и в искусстве, музыке, танцах и образовании

САМАДХИ – («гармония, погружение, объединение») — в индуистской и буддийской медитативных практиках — сверхъестественное состояние сознания, то есть такое состояние, для возникновения и поддержания которого не требуются никакие другие причины, кроме существования самого этого сознания. Живое существо, находящееся в этом состоянии, часто называют просветленным. Пребывая в самадхи, человек полностью «прозрачен» к внешним раздражителям — они не являются причиной его состояния, поскольку у состояния самадхи нет причины

ХАТХА ЙОГА — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаям). В основе Хатха-Йоги лежит основной этический принцип Ахимса. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма.

ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ –

йога промежуточного состояния;

йога внутреннего тепла;

йога сновидений;

йога иллюзорного тела;

йога переноса сознания;

йога ясного света.

Йога промежуточного состояния предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (тиб. бардо). Йога внутреннего тепла особенно популярна в тибетской школе кагью. Она предполагает работу с чакрами для сублимации внутренней энергии и трансформации сознания.

Над текстом работали:
Дудоладова Мария

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: