2010.05.18 Йога Визуализации. Часть 10. Вадим Опенйога.

Йога Визуализации. Часть 10.

photo vadim

Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2010.05.18
Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)


Краткое описание :
Йога визуализации – один из разделов  йоги, входящий в состав быстрых методов йоги.
Есть методы в йоге, которые кажутся разуму нелогичными и он просто тормозит работу над ними.
Нам нужно занять свой разум, чтобы он думал и не мешал нашей практике.
Отключать разум на уровне йоговского становления мы пока не умеем.
Остается другой метод – это дать такую задачу нашему разуму, которую он не мог бы быстро решить.
Если занять разум, то он перестает нам чинить препятствия в практике, а занимается чем-то конструктивным с пользой для нас.
Заставляя свой разум работать над вопросами аксиоматики, мы заставляем его «пробуксовывать» в невозможности дать ответ на них,
и косвенно даем толчок нашей интуиции проявиться.
Как только вы начнете эти вопросы аксиоматики понимать,
вас тут же начнет захватывать волна беспричинной эйфории от самого осознания, как грандиозно устроен наш мир.
Это такой метод войти в состояние Самадхи, когда от осмысления, как все сделано на самом деле, вы проваливаетесь в глубочайший экстаз.
Йога Визуализации говорит, что мы сами придумали не только объекты или явления, но и законы, по которым эти явления происходят.
Все объекты или явления, которые мы видим вокруг, это как бы суммарное действие праны всех живых существ,
плюс еще к этому действие Абсолюта.
Мы считаем себя конгломератом мыслей, ощущений, переживаний, воспоминаний потому что все соткано из праны.
А наше Я считает себя праной. Что такое жизнь? Прана проявляет себя в майе создавая принципы.
Принципы это более сложные производные праны, которые помогают в дальнейшем создавать более утонченные и замысловатые конструкции.



Скачать Аудио Вариант 1: MP3 Web 32кб/с, 22 Мб


Скачать Аудио Вариант 2: MP3 Full 128кб/с, 87 Мб


Скачать Видео
Смотреть или слушать лекцию сейчас:

Слушать Аудио:

video
play-sharp-fill

Смотреть Видео:

video
play-sharp-fill

Введение в лекцию

Сегодня 18 мая 2010 года. Меня зовут Вадим Опенйога, мы находимся в КЦ Просветление, в г. Москве, рядом с м.Новослободская. Это лекция для Открытого Йога Университета. Вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com.

Сегодня мы продолжаем с вами рассматривать йогу Визуализации, и у нас с вами очередная лекция по этой теме. На предыдущей лекции мы с вами очень глубоко капнули аксиоматику, которая лежит в основе всех методов йоги Визуализации. И крайне важно понимать эту аксиоматику хотя бы до какого-то уровня. По той простой причине, что зная аксиоматику, легко и быстро можно сориентироваться в методах и не сделать каких-то таких типичных ошибок.
Ну, какие это могут быть ошибки? Самая типичная ошибка – это отрицать тот положительный опыт, который вы получите после тех или иных упражнений. Вы сделаете упражнение, получите какой-то опыт и вам нужно будет его интерпретировать, а что же это было: случайность, или следствие занятий йогой Визуализации? А т.к. до этого вы никогда не сталкивались с йогой Визуализации, услужливый разум начинает говорить: «Это была случайность». Начинает интерпретировать как набор фактов, просто случайным образом совпавших и давших тот или иной результат.

И поэтому знание аксиоматики йоги и той части, которая касается йоги Визуализации, она до известной степени усмиряет наш разум. Друзья, наш разум достаточно отточенный инструмент. Но, в то же самое время, он очень наглый инструмент. Почему? Потому что он слишком долго нас вел по пути эволюции, и всегда срабатывал там, где пробуксовывали наши инстинкты и вся наша нелогичность.
Но обратная сторона заключается в том, что разум то, чего не понимает, начинает с этим воевать и отбрасывать. Вот есть методы в йоге, которые кажутся разуму нелогичными, необоснованными и он просто тормозит работу над ними. Соответственно, если он тормозит работу, вы никогда не получите хороший результат и у вас не будет способа убедится, что этот метод вообще рабочий или реальный. Наш разум (как бы сказать) сомневающийся разум, с одной стороны, вещь очень хорошая. Действительно, уничтожает всю нелогичность и не позволяет мракобесию править бал. Но, с другой стороны, есть и опасная вещь в работе нашего разума: он закрывает двери от многих возможностей, которые он не понимает.

В качестве иллюстрации я приведу типичный пример Мантра йоги. Наука-то на самом деле технически очень простая. Повторяй, знай себе мантры, согласно соответствующих предписаний. Но это может делать и профессор философии, и инженер с ученым. А может делать и необразованный крестьянин в Индии. Но получается так, что крестьянин в Индии не задается вопросом «как это работает», «почему это работает», а просто практикует и получает результат. И этот результат уверяет его в том, что метод работает.
В то время, как профессор философии или ученый как-то сомнительно, он не практикует по той простой причине, что его разум считает, что это что-то несерьезное. Как могут те или иные вибрации, произносимые вслух или ментально, влиять на вещи, которые никак с этим не связанны. И эта блокировка со стороны разума, который слишком уже умный, чтобы видеть на уровне логики какие-то непонятные вещи, но слишком глупый, чтобы понимать о том, что логика – это всего лишь часть того, что называется «сверхлогика».
В этом состоянии возникает ловушка бездуховности. Т.е. человек не верит потому, что разум не верит. Разум не верит потому что не было способа убедится, что это работает. А убедится в том, что это работает – нужно попробовать, а никто не пробовал. Все, круг замкнулся и этот метод отпадает. Вы едете куда-нибудь в джунгли Амазонки или в какие-нибудь Тувинские края, где шаманы бьют в бубен и произносят какие-то речитативы. И у них есть возможность пользоваться этим инструментом. Почему? Потому что медицины никакой, образ жизни тяжелый, а выживать надо. А ученые, живущие в городе Москве, не пользуются. Почему? Потому что никогда не пробовали.

Вот такая же ситуация с йогой Визуализации. Слишком уж все на первый взгляд предстает, как детская игрушка, и разум тут же начинает как-то сопротивляться этому и вставлять палки в колеса.
И какой выход у бедного практикующего йога? Первый выход – это отключить разум и просто практиковать: разум что-то свое, а вы что-то свое. К сожалению, отключать разум, друзья, мы с вами не умеем. Вспомните себя, когда вам нужно было о чем-то не думать, а ваш услужливый разум с известной периодичностью вам о чем-то напоминал. Скажем, а закрыли ли вы дом на ключ? Казалось бы, да, закрыл, все нормально. А разум говорит: «А вдруг не закрыл и сейчас по твоей квартире воры шарят вот с такенными мешками, всю ценность туда складывают». И вы говорите своему разуму: «Нет, все, стоп, не думай так!». А он рисует себе устрашающие краски, что сейчас ваше пианино любимое вытаскивают или еще что-нибудь.

Отвлечь разум

Поэтому, отключать разум на нашем уровне духовного развития или йоговского становления мы пока не умеем. Остается другой метод, ни менее замечательный – это дать задачу нашему разуму, чтобы он вгрызся в эту задачу и грыз, грыз, грыз, грыз, а нас оставил в покое.
Знаете, подобно тому, как вы хотите куда-то пройти, а здесь злая собака хочет вас покусать. А вы берете и этой злой собаке очень непростую косточку кидаете. С одной стороны, собака должна понимать, что это можно кусать. С другой стороны, пока она будет кусать ее, вы в безопасности.
И та же самая вещь касается теоретического обоснования в том числе и йоги Визуализации. Т.е. нужно дать разуму такие задачи, которые бы разум воспринимал, как достойные задачи для размышления. Но, с другой стороны, не мог бы их быстро переварить или разгрызть. По той простой причине, что основы этих задач уходят в сверхлогику. А в сверхлогике разум пробуксовывает, он не может сказать ни «да», ни «нет».

Напоминаю, он подобно ослу Буриданову, который поставлен на развилке двух дорог. С одной стороны – стог сена, и с другой стороны – стог сена. И по идее, этот осел должен умереть от голода. Почему? Потому что он не в состоянии выбрать, к какому стогу сена идти.

Рис.1 Осел Буриданов

Вот точно также и эти задачи: когда вы начинаете размышлять над глубинной аксиоматикой йоги, у вас возникает такая вещь. Что разум, с одной стороны, понимает, с другой стороны, не понимает в тот же самый момент. Причем, и так, и так вроде бы как равноценный вариант. Эта невозможность сдвинуться ни туда, ни сюда, в результате приводит к тому, что разум забывает про нас и дает нам возможность просто практиковать.
Поэтому, изучение тяжелой, зубодробильной аксиоматики йоги в частности полезно для того, чтобы занять наш разум. Потому что получается двойная польза. Во-первых, мы умнеем, мы действительно начинаем разбираться в йоге, это во-первых. Во-вторых, разум начинает знать свое место, он начинает вдруг понимать, что есть вопросы, ответы на которые он не может дать, и это несколько сбивает спесь с него. В-третьих, он оставляет нас в покое и дает нам практиковать то, что мы хотим, и разум уже не чинит препятствия для нас как в плане того, что он не будет постоянно нам говорить: «Чем ты занимаешься, визуализируешь? Делать нечего. Займись чем-нибудь практичным. Иди, заработай себе денег или как-нибудь по-другому проведи время».

Аналогичный (к слову сказать) метод, когда дается в таком направлении, которое называется «дзен буддизм» или иногда «чань буддизм». Слово «дзен» точно также, как и слово «чань» точно также, как звучало бы по-русски слово «дзынь». Вот когда вы берете две рюмки – дзынь. В рамках методов дзен буддизма или чань буддизма дают такие задачи для медитации, чтобы разум застрял на них и этим фактом, что он застрял, он дал толчок к тому, что мы открыли нашу интуицию или прямое постижение. И эти многочисленные известные кааны они называют такие задачи, в смысле того, что если хлопок есть действие двух рук, то что есть действие одной руки в хлопке? И т.д., и т.п., т.е. такие задачи, которые на первый взгляд понятные, а начинаешь над ними размышлять и понимаешь, что ничего не понимаешь.
Такая же цель преследуется и в теории. Пока мы еще не искушены в практике, нам нужно занять свой разум, чтобы он думал и не мешал. А мы в это время будем практиковать. Но не нужно недооценивать разум. Он сразу же любую чушь распознает. И если он начинает распознавать эту чушь, остается для вас такой выбор: заставлять вас верить во что-то. А это некое насилие над собой, это некое деструктивное направление. Лучше изначально дать такую задачу разуму, чтобы он 100% на ней забуксовал и чтобы не пришлось заставлять себя во что-то верить. И чтобы освободилась возможность, чтобы это ярмо или это надзирательство разума спрыгнуло с человека и человек мог воспользоваться теми силами, которые в нем заключены. А его силы заключены в его Я. Но они не осознаются нами. А те силы, которые осознаются нами, так хитро делятся, что блокируют их дальнейшее осознание.

Пример с лампой Алладина

И вот, в связи с этим еще один анекдот про то, что называется «наш разум». Наш разум – чрезвычайно могущественная вещь. У него масса таких возможностей и способностей, которые поистине кажутся нам фантастическими. Наука Раджа йога занимается этими всеми разделами. И в связи с тем, как объяснить, что же такое разум, дается такая притча на разные толки пересказываемая. Хотя, вы все ее знаете. Это вариант лампы Алладина.
Что некогда бедный монах нашел магический предмет, который мог вызывать Джина (или на индийский манер – Дева). Т.е. какое-то сверхъестественное существо. И это сверхъестественное существо могло выполнять любое желание. Говорит бедный юноша, нашедший Джина (как в «1001 ночи»): «Сделай то-то и то-то». Он раз – и мгновенно делал. «Сделай что-то другое», – он делал. Третье сделал, четвертое, пятое, шестое, десятое – все сделал. Но как только этот Джин или этот Дев, или я уж не знаю кто, дух оставался без дела, он тут же потирал руки и думал: «Как бы мне расправится со своим хозяином?». Т.е. постоянно нужно было подбрасывать ему задачи.
Т.е. если задачу ему не даешь, то он тебя убьет. Если задачу ему даешь, то он тут же все выполняет прекрасно. Также и мы современные люди с нашим разумом. Наш разум прекрасно работает в жизни, помогает освоить и преодолеть многие трудности. Но если разум остается без дела, если разум выключен при этом, он начинает нам чинить препятствия от своего безделья. Ну и по-разному (еще раз) решался этот вопрос в разных байках о том, как же этот юноша все-таки победил этого Джина, Дэва, духа.

Вы помните один из вариантов, что он опять заставил в бутылку залезть туда, где этот Джин сидел. Другой вариант, что этот юноша заставил выполнять Джина заведомо невыполнимую работу. В одном из вариантов, у одного из животных, у которого хвост постоянно был скручен, он заставлял этот хвост раскручивать. Как только Джин раскручивал хвост, он опять закручивался. И так вот день за днем, год за годом до тех пор, пока он не взмолился и не сказал: «Давай, ты меня в покое оставишь, а я тебя в покое оставлю. Давай, больше не будем с тобой ссорится».

Точно также и наш разум. Он нуждается в узде. Но, как необъезженная лошадь, может взбрыкивать, может портить нам жизнь. И хорошо занять разум в йоге – это не просто дань увеличения своего интеллектуального уровня. Это еще и возможность обезопасить себя. Во всяком случае, ваш разум не будет чинить вам же самим препятствия, а займется чем-то конструктивным для вас же. В частности, опознаванием сверхлогичных аксиом йоги.
Эта маленькая добавка аксиоматики (еще раз повторю, зубодробильная) она, как ни странно, способствует продвижению в йоге.

Знание – сила

Ну и наконец, как мы помним, знание само по себе – сила. И если с помощью таких медитаций вам все-таки удастся пробудить интуицию, т.е. заставляя свой разум работать над вопросами аксиоматическими и заставляя свой разум пробуксовывать в невозможности дать ответ на них, вы косвенно даете толчок вашей интуиции проявится.
И как только вы начинаете с помощью интуиции постигать аксиоматику или знание, то здесь включается в роль раздел Джнана йоги, где сказано, что знание – это сила в прямом смысле слова.
Т.е. человек, обладающий каким-то знанием, уже сам по себе силен этими знаниями. Т.е. все вокруг человека, обладающего знаниями, начинает происходить по-другому.
В семинарах по Раджа йоге, по Джнана йоге я всегда в качестве примера привожу вариант в старые советские времена телемастера, который приходил чинить телевизор у клиента. Еще такие старые, ламповые, большие, тяжелые, цветные телевизоры были. Они постоянно ломались. И вот пока мастера нет, телевизор барахлит. Только лишь мастер на порог пришел – телевизор хорошо себя ведет и показывает.
Мастер за порог уходит – опять все плохо. Мастер просто знает, он в голове держит каждую схему, каждую лампу, транзистор, резистор, в общем, он полностью обладает знанием, как эта система работает. Иногда при этом наблюдается эффект, что эта система начинает бояться того, кто знает, как эта система работает.
Опять же, мы об этом читаем во многочисленных мифах Древней Индии о брахманах. Брахман – это такой вариант жреца или обладателя высших знаний в Древней Индии. Он обладал знанием всего мироустройства. И достаточно было появиться в том или ином месте брахману, как все становилось на свои места. Или таким поэтическим языком иногда описывается так: «Майя в страхе разбегалась подобно тому, как в страхе разбегается темнота, когда человек входит с зажженной свечкой. Точно также и человек, обладающий знанием, как если бы он нес очень яркий факел и темнота ему больше не страшна.

Наоборот же, у человека, у которого нет этого факела знаний, и который живет в этой полутьме или потемках теней, которые иногда приобретают устрашающие морды. Человек идет ночью в темноте, а вдруг там за занавеской чудовище притаилось.
Поэтому, размышления над аксиоматикой само по себе полезно, т.к. оно рано или поздно приведет к осмыслению того, как же йога Визуализации работает. Как только вы начнете это понимать, вас тут же начнет захватывать волна эйфории, беспричинной эйфории от самого осознания, как грандиозно устроен наш мир.
И, опять же, согласно Джнана йоге, это такой метод выйти в состояние Самадхи или высшее состояние в йоге, когда от осмысления, как все сделано на самом деле, вы проваливаетесь в глубочайший экстаз. Т.е. вам не нужно думать о пробуждении энергии Кундалини, вам не нужно думать об открытии третьего глаза, вам нужно просто осмыслять и понимать, как все сделано на самом деле.
И от одной мысли просто буря эмоций. Это можно сравнить с высшей влюбленностью, когда у юноши от одной мысли, что на свете существует девушка, в которую он влюблен, что просто такое чудо есть в природе, оно есть. Так вот, одной этой мысли достаточно, чтобы сделать его самым счастливым на свете.
Поэтому, мы давайте еще раз вспомним кое-какие аксиоматические положения йоги Визуализации.

Мы сами придумали свою Вселенную

Итак, о чем нам говорит йога Визуализации. Она нам говорит о том, что весь окружающий нас внешний мир, а также наш внутренний мир были созданы нами самими. Все то, что нам не нравится в нашем внешнем мире, и все то, что нам не нравится в нашем внутреннем мире, это целиком и полностью наше творение, мы когда-то это сделали, так или иначе. Иногда по незнанию, как сказал классик: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда», иногда по каким-либо другим причинам. Но все то, что вам не нравится снаружи вашего мира и внутри вашего мира, в этом смысле произведено вашим изначальным неведеньем, вы сами не понимали, что творили.
Т.о. еще раз, все, с чем вы сталкиваетесь в жизни (люди, явления, предметы), все, что вам нравится, что вы хотите получить, но оно от вас ускользает или наоборот, все, что вам не нравится, что вы хотите от себя отстранить, а оно к вам идет, все это результаты ваших же действий или вашего же конструирования внутренней и внешней Вселенной.

Вы придумали все, вы придумали не только объекты или явления, но также придумали и законы, по которым эти объекты или явления происходят в мире. И этот вот эффект, что вы придумали также и законы, приводит к понятию кармы. Если вы делаете тот или иной поступок, вы (как бы) утверждаете в своей внутренней или внешней Вселенной саму возможность, что это может происходить в вашей внутренней или внешней Вселенной как в отношении других живых существ, так и в отношении вас. Если вы обманываете, ждите, что и вас будут обманывать. Если вы кому-то делаете добро – ждите, что и вам будут делать добро. И это называется законом кармы, который мы также создали в своей внутренней Вселенной.
Поэтому иногда спрашивается, почему мы за плохое получаем плохое? Очень просто. Мы сами придумали эти правила игры, и сами на себя ими подействовали. Т.е. нет никакого внешнего источника, который бы вершил какую-то кармическую расправу.

Итак, йога Визуализации говорит, что все, что мы видим внутри, снаружи как живем, мы (собственно говоря) породили сами. Причем, на каком уровне? Если, друзья, провести более абстрактное исследование, получается, что мы с вами даже придумали законы Вселенной. И тот факт, что мы все одновременно находимся под действием одних и тех же законов Вселенной, говорит только лишь о том, что мы с вами примерно в своем эволюционном пути шли по одному и тому же направлению. Мы примерно придумали то же самое каждый из нас, поэтому, попали в плоскость действия одинаковых законов. И эти законы мы называем всемирными законами.
В то же самое время, вероятно, может быть, существуют какие-то параллельные миры, где существуют другие законы, которые созданы группой других живых существ по одному и тому же сценарию. Но это совсем фантастика, не будем забивать себе разум такими достаточно интересными выводами, остановимся пока на нашем мире.

Итак, а как же мы сделали весь этот внешний внутренний мир. Ведь нам кажется, что этот мир (вроде бы как) сам собой сделался или кто-то его делает. Вот люди вокруг собрались и построили город Москву, а мы (вроде бы как) тут и не при чем. Но так нельзя сказать. В каких-то предыдущих жизнях мы делали такие поступки, такие устанавливали законы для своей внутренней и внешней Вселенной, что попали в группу людей таких, которые были склонны построить именно город Москву. Понимаете, как бы, от обратного.
Все равно, последнее слово за каждым из нас. И возникает вопрос: а как же такое может быть? Почему мы внешне (вроде бы) такие слабые, а на самом деле (как говорит йога Визуализации) мы такие могущественные? Откуда источник этих сил, который позволяет нам творить и внешнюю, и внутреннюю Вселенную?
Йога Визуализации отвечает на этот вопрос: источник всех сил – наше высшее Я. Наше высшее Я запредельно. Не существует ни слов, не выражений, что же оно из себя представляет. И самое близкое к тому, что мы могли бы сказать о нашем высшем Я, это следующее – наше высшее Я (как утверждает аксиоматика йоги) пребывает в состоянии свободы.

Понятие «свобода»

Итак, мы подошли с вами к такому понятию, как «свобода». «Свобода» очень странное и неуловимое слово. Оно предполагает, что каждый из нас может проявляться как ему заблагорассудится. Или опять же, языком математики, понятие «свобода» эквивалентно тому, что мы можем делать с точки зрения математики, поистине случайные поступки.
В математике есть понятие «генератор случайных чисел», его пытаются сделать так или иначе. Но йога говорит, что сделать его искусственно невозможно в принципе. Только лишь наше высшее Я, обладая свободой, как следствие, обладая той последовательностью поступков, которую можно было бы назвать случайным. В том плане, что как угодно наше Я может проявиться.

Итак, наше высшее Я обладает свободой. И понятие свободы, с другой стороны, означает понятие всемогущества. Действительно, если вы свободны, то вы всемогущи, т.е. нет никаких ограничений на вашем пути. Более того, свою свободу вы можете проявлять так или эдак. И эта способность проявлять свою свободу «так или эдак» называется «волей» или способностью проявлять все всемогущество, которым обладает Я каждого из нас.
С другой стороны, мы помним, что у нас большое количество живых существ и у каждого из них есть высшее Я. И каждое это высшее Я свободно, и возникает естественный вопрос: а нет ли здесь какого-либо противоречия, как может быть одинаково два существа свободны, и при этом иметь возможность друг с другом как-то общаться, сосуществовать?

Это действительно, очень серьезный вопрос. Казалось бы, наличие свободного существа во Вселенной, исключает всех других свободных существ. Иначе как одно существо скажет (допустим): «Да будет свет!», другое скажет: «Да будет тьма!». Или одно существо захочет сделать что-то одно, другое существо захочет сделать что-то другое. Возникает конфликт.
Т.е. как так может быть, что с одной стороны, есть возможность общаться двум свободным существам. А с другой стороны, не возникает противоречие между их свободной волей? Это действительно один из ключевых вопросов всей философии вообще, или в частности йоги.

И дабы ответить на него, аксиоматика йоги учит нас, что существует майя или то, с помощью чего Абсолют или первопричина породила нас с вами или себеподобные живые существа. И вот именно фактор майи дает возможность нам оставаясь изначально свободными, в то же время, общаться с себеподобными.

Наконец, следующее. Согласно аксиоматике йоги, существует такое понятие, как «начало творения» или понятие, что когда-то все мы были сотворены по образу и подобию Абсолюта.  Хотя, тут же добавляется, что в этот момент не было ни пространства, ни времени. Было время, когда времени не было. На первый взгляд кажется абсолютной ахинейей, но это всего лишь попытка выразить некую сверхлогичную идею в плоскости логики или в плоскости нашего обычного языка.

Так вот, самим фактом, что когда-то мы все появились, мы все свободны, мы все можем взаимодействовать друг с другом, если будем волеизъявлять это делать. Почему? Потому что мы свободны. Если мы будем волеизъявлять общаться с другим свободным существом, то мы будем это делать. Если мы будем волеизъявлять не общаться с другим живым существом, мы не будем этого делать, мы свободны.
Так вот, из факта изначального творения возникает то положение, что мы были свободны от всего, в том числе свободны от предустановленного знания. Т.е. мы (как бы) в потенциале свободны, свободны даже от знания того, что мы свободны (высшая степень свобод).
Получается, что неведение – это высшая степень свободы в нашем случае. Нам никто ничего не навязывает, нам никто не навязывает даже то, что мы свободны.
Как следствие, мы все пребываем в изначальном неведении. В потенциале мы все свободны, соответственно, всемогущи. Я хочу, чтобы вы продумали этот знак равенства между словом «свобода» и «всемогущество».

Итак, мы свободны, мы всемогущи. Но, в то же самое время, не знаем, что мы всемогущи. Мы можем общаться с себеподобными. Для этого была придумана майя. И в то же самое время, за эту возможность общаться с себеподобными или за эту возможность общаться через майю с другими свободными существами мы заплатили следующую очень серьезную цену – возможностью возникновения иллюзии, или когда что-то одно считается чем-то другим. Профессия иллюзиониста восходит своими корнями в самые основы бытия Вселенной.

Итак, получается, что мы (высшие Я) всемогущи, свободны, ничего не знаем о своей свободе, о своем всемогуществе, барахтаемся в океане майи, где также помимо нас барахтаются остальные свободные всемогущие Я. У нас есть возможность общаться с этими Я, если мы волеизъявим и притянуть их в нашу жизнь. У нас есть возможность наоборот никого не пускать в нашу жизнь. Почему? Потому что изначально мы свободны.

И возникает вопрос: ну, хорошо, а как наша свобода или наше всемогущество проявляется в этом океане майи или промежуточной среде между высшими Я разных живых существ? Оно начинает проявляться уже в несколько урезанном состоянии всемогущества. Т.е. если в потенциале наше Я абсолютно всемогуще, то когда мы начинаем оперировать внутри майи, наше могущество или наше всемогущество значительно сокращено действием майи по причине наличия в майе иллюзии или когда мы что-то одно считаем чем-то другим.

И когда наше всемогущество действует в майе, оно называется «праной». Т.е. прана – это изначальная та сила, сила жизни, или сила проявления жизненности, или сила Я любого живого существа – это прана. Но вот беда, одно живое существо осознает себя чуть-чуть больше, соответственно, имеет чуть больше в распоряжении своего всемогущества и поэтому поток праны от этого живого существа чуть-чуть больше. Другое Я осознает себя  меньше и, соответственно, поток праны меньше, соответственно, и проявлений в этом океане майи меньше.
Получается так, что возникает некая эволюция. Если каким-то образом живое существо проживает жизнь и эта жизнь способствует более полному познанию или хотя бы в небольшой степени приближению к познанию, чем оно является, то прямо пропорционально этому высвобождается могущество, заложенное в Я, или увеличивается прана, которая располагает живое существо.
А если живое существо прожило жизнь как-то по-другому, то приток праны не увеличивается. Если приток праны увеличивается, то живое существо может в результате еще других действий, о которых мы здесь говорить не будем, создать себе более сложное тело, которое начинает проявляться в майе или в том, что мы называем «Вселенная».
Наша Вселенная – это (по сути дела) некая реальность, которая состоит из высших Я живого существа, плюс реальность Абсолюта, но которая спрятана майей. Или по-другому, это большой океан майи. Что такое наша Вселенная? Это большой океан майи, в котором плавают реальные высшие Я каждого из нас. И в то же самое время, над этим океаном майи простирается безбрежное небо Абсолюта, которое (вроде бы) имеет доступ вовнутрь майи, но в то же самое время, майей не затронуто. А мы, как рыбки, резвимся в этом океане неведения.

И чем больше каждое Я в этот океан может поставить праны, тем более сложное тело оно может получить. И как следствие, тем более сложную картину своей жизни устроить вокруг себя в этом океане майи. И это Я начинает делить. Все, что оно ощущает внутри тела, которое было сформировано внутри майи, называется «нашим внутренним миром», а все то вокруг, что творит это же Я с помощью праны, называется наши внешним миром. И если наше Я более осознанно, мы имеем, скажем, тело человека. Если Я менее осознает себя и, соответственно, праны меньше, мы имеем тело бактерии какой-нибудь или инфузории туфельки нашей любимой.

И разницы большой нет, друзья, между высшим Я человека и высшим Я микроорганизма. Вопрос в степени самоосознанности, а как следствие, в степени проявления. Или как следствие, тем количеством праны, которое может оперировать внутри майи.
Поэтому еще раз, прана – это производное нашей изначальной свободы, которая есть наше всемогущество, и которая проявляется не в полном, а в ограниченном количестве внутри майи.

Соотношение «жизни» и «праны»

Дальше, наконец, напомню вам. Что можно смело поставить знак равенства между проявлением жизни и проявлением праны. Иногда по телевизору показывают такие карды. Берут, скажем, какой-нибудь питательный раствор и кидают туда один единственный живой одноклеточный организм. И он на глазах начинает делиться, делиться, делиться, и все шевелится, все дышит, все как-то ползает. Вот было пусто, а тут стало вдруг все происходить. И с химической точки зрения тело любого из этих живых существ состоит из тех же элементов, из чего и питательный раствор, но есть что-то неуловимое, есть разница, которую мы называем жизнью. И можно смело ставить знак равенства между способностью проявить прану и жизнью.

Что такое жизнь? Это проявление праны. Или проявление высшего могущества или свободы внутри майи. Я прошу вас обратить внимание, что за всем этим стоит высшее Я, которое выше, чем понятие «жизнь». Но у нашего Я есть проявления, и по нашим проявлениям мы можем говорить, что есть источник этих проявлений или есть источник этой праны.
Еще раз, смотришь – ничего не было. А вот они начали плодится, размножаться, расползаться и т.д., и т.п. Откуда этот импульс, откуда этот толчок? Объяснение феномена жизни, друзья, будет самой сложной задачей для науки на всем ее протяжении. Если мы будем говорить о науке в тех понятиях, которые современные люди в нее вкладывают (то, что за последние 150-200 лет сложилось). Но я думаю, что пройдет совсем не много времени, и наука тоже начнет несколько трансформироваться.

Итак, прана – это проявление всемогущества нашего высшего Я внутри майи в том объеме, в котором это высшее Я само себя самоосознает. И дальше вам напомню, мы коснулись такой темы: а как можно классифицировать все это всемогущество, которое есть прана?
И напомню вам, что все сущее вполне логично поделить на то, что остается в постоянстве и все то, что может меняться. Т.е. принцип постоянства и принцип вечного видоизменения.
Итак, получается, что наша прана – это некое универсальное всемогущество, которое может выразится через всемогущество над постоянством или всемогуществом над изменениями.

Дальше из аксиоматики йоги мы помним, что свойством постоянства обладает всего лишь одна вещь во Вселенной – это Сознание. Больше нет ничего во Вселенной, что обладает постоянством. Именно Сознание тот неизменный наблюдатель или тот неизменный зритель, который фиксирует все дальнейшие изменения. А дальнейшие изменения он может отслеживать по тому, что называется «знания», т.е. какие-то знания приходят. Или можно свести к слову «информация», т.е. наше Сознание лишь одно в состоянии распознать о наличии информации.
Т.е. Сознание и информация – вещи абсолютно разные. Сознание – это то, что может определить информацию или определить, является ли что-то информацией или не является что-то информацией. Но информация сама по себе, Сознание само по себе. Хотя у информации также есть очень интересное свойство (как бы) демонстрации некого постоянства.

Действительно, математик думает об идеальном круге. И есть концепция идеального круга. Но его нет в природе (идеального круга). И эти нюансы, которые также рассматриваются в  других разделах аксиоматики йоги, также очень интересны, но мы не будем заострять на них внимание.
Итак, единственная вещь, постоянная в этой Вселенной, называется «Сознание». Или как раз и есть то проявление нашего изначального всемогущества над постоянством, это как раз и есть проявление Сознания.
Из этого следует следующая вещь, друзья: Сознание своей опорой имеет прану, прана имеет своей опорой всемогущество или свойство свободы нашего Я.

Поэтому, понятие Сознания и понятие высшего Я разные понятия. Сознание – это проявление высшего Я. Высшее Я – это нечто более высокое, чем Сознание.
К сожалению, сейчас во многих школах йоги делают досадную ошибку, сводя понятие высшего Я с понятием Сознания, ставя знак равенства. Нет, друзья, я прошу, чтобы вы очень уделили внимание этому. Сознание – это всего лишь свойство или всего лишь способность нашего высшего Я, или всего лишь одно из могуществ нашего высшего Я, управлять принципом постоянства. Потому что принцип постоянства как раз и есть наше Сознание и все то, что (так или иначе) связанно с этим зрителем, который способен воспринимать знания или информацию, поступающую или наблюдаемую.

С другой стороны, мы имеем могущество над видоизменениями или изменениями. И это могущество праны над изменениями может быть классифицировано как то, что называется в йоге «Шакти» или «энергия», управляющая другими энергиями. Т.е. это полностью подконтрольно нашему Я (способность что-то менять).
Итак, получается, что прана – это поток до известной степени ограниченного всемогущества нашего высшего Я или поток ограниченной свободы нашего высшего Я. И чем больше праны этот поток, тем больше мы можем реализовать свободу внутри мира или майи, чем меньше – тем меньше. Человек может больше свою свободу реализовать в мире, чем инфузория туфелька. Ну и праны у человека несоизмеримо больше, у инфузории туфельки поскромнее. Хотя когда-то мы с вами (вероятно) проходили и такие тела.
Итак, получается, что прана проявляется как Сознание или как Энергия, или как способность всемогущества с принципом постоянства или как способность всемогущества  в области видоизменений. Или по-другому, прана – это могущество знания или могущество действия.

Но и могущество знания, и могущество действия восходят к единому источнику праны, к единому источнику нашей свободы. Т.е. как вы видите, получается, что такое прана? Прана есть реальный инструмент пользоваться нашей свободой. И весь тот внутренний мир, и весь тот внешний мир, который был создан нами на протяжении рождений и смертей вплоть до тел человека, был создан праной, т.е. изначальной свободой.
Даже из этого следует, что все, что мы сделали, мы сделали сами. Понимаете, здесь логика очень четкая. Если внутренний и внешний мир был сделан с помощью вашей праны, а прана ни что иное, как ваша свобода, так выходит, и внутренний, и внешний мир – ваша задумка, или ваша реализация, ваша идея или ваша идея фикс, ваш проект, за который только лишь один вы лично отвечаете. Ни сосед слева, ни сосед справа, ни «тот парень, который как всегда за все в ответе», а именно вы.
Т.е. мы имеем с вами закон кармы (причины и следствия) каждый имеет только лишь то, что сам сделал. С помощью этой праны, которая по сути дела есть свобода.

Дальше мы идем. Итак, все, что мы сделали во внешнем и внутреннем мире, мы сделали с помощью праны. «А почему мы сделали что-то так, а не иначе?», – возникает вопрос. И ответ следующий. Мы сделали что-то так, а не иначе исходя из того, в каком состоянии осознанности мы находились. А т.к. (я напомню) мы находимся в состоянии изначального неведения, то если мы хоть чуть-чуть нащупали что-то, или что-то осознали, то исходя из того, что мы осознали, мы и действуем. А исходя из того, как мы подействовали, мы и в дальнейшем что-то осознаем.
Т.е. это вопрос курицы и яйца. Что первично: осознание или действие? Этот вопрос открыт. То ли мы сперва подействовали, а потом осознали, что это мы такое наворотили. То ли сперва осознали: «Ага, здесь можно действовать и стали действовать». А потом осознали, что же мы такое сделали.
Это вопрос курицы и яйца, аксиоматический и тоже очень сложный. Не будем о нем говорить, точнее, будем о нем говорить, но несколько в другом контексте. Не будем анализировать, что первично, а что вторично. Будем помнить, что по сути дела, это единая сила.
И вот получается, что мы (как бы) преодолевая изначальное неведение, сделали какое-то сознание-действие и получили опыт. Этот опыт, безусловно, был как-то интерпретирован нашим Я. И, согласно этой интерпретации, мы сделали следующий акт осознавания-действия. Получили опять опыт. Третий шаг сделали. Знаете, это как слепая, немая, ничего не видящая бактерия, плавающая в океане, пытается вообще понять, а что же там снаружи. И какие-то события в ее жизни происходят. Вот он какой-то там микроорганизм еще более мелкий проплыл, а ну-ка давай я его съем. Раз – съел, хорошо, вкусно. Как-то там более сложная цепочка механизмов, которые успели образоваться до этого, сработала и какая-то реакция на это пошла.

Так вот, получается, все, что мы создали в своем внутреннем и внешнем мире, мы создали под действием своего предыдущего опыта. Т.е. мы получали какой-то отклик, мы осознавали что-то и дальше, я напомню вам, мы это как-то интерпретировали. Ну а как вы это можете интерпретировать, если вы находитесь в состоянии изначального неведения?
А никак, с бухты-барахты, кто на что горазд, тот так и интерпретировал, проявляя свободу, заложенную в каждом из нас. Поэтому и получается, что все мы сделаны по единому образу и подобию. Но внутренний и внешний мир друг у друга разные (у одного человека и другого).
И в то же самое время есть факторы, объединяющие нас. Почему? Потому что на каких-то этапах эволюции мы делали примерно одинаковые движения, и попали в одинаковые условия, с одинаковыми телами, с одинаковыми до известной степени предпочтениями и одинаковой следующей траекторией по жизни.

Вот вы здесь все собрались, вроде как, изучать йогу. Т.е. это говорит о том, что что-то общее в вашей предыстории было. Или языком йоги, у вас какая-то общая карма. Иначе бы вы не оказались в одном и том же месте, в одно и то же время, в одних и тех же телах. А если в одном и том же месте и время, то (скажем) тела могли бы быть разными и т.д., и т.п. Несостыковок очень много.

Отсюда и другой такой момент рождается из Карма йоги, что действие кармы троично. Это место, время рождения. Я не буду сейчас разбирать, троично или не троично. А факторы присутствуют, где родится, когда родится, соответственно, какой опыт получить.

Итак, получается следующая вещь. Что внутренний и внешний мир мы сформировали сами с помощью праны под влиянием изначального неведения. Мы интерпретировали какие-то вещи в одну или другую сторону. И в результате, согласно этой интерпретации, творили следующий шаг творения-познания. И так получилось, что у некоторых живых существ эти интерпретации более или менее совпали и мы имеем группу людей. У каких-то других живых существ это могло идти по какому-то другому сценарию и мы, скажем, имеем группу кошек, или группу собак, или группу муравьев или еще кого-нибудь.
Я, безусловно, все здесь упрощаю до невозможности, дабы вы ухватили идею.

Интерпретация и опыт

Итак, вкрадывается фактор: внутренний и внешний мир во многом определен преодолением нашего изначального неведения или возможностью интерпретировать то, что мы получали в результате акта этого действия осознания действия. Эта интерпретация приводила к следующему шагу, этот следующий шаг – к следующему. В результате, помимо интерпретации накапливается опыт. Иногда этот опыт опровергает предыдущую интерпретацию и корректирует следующую интерпретацию.

Вы идете ночью домой в джунглях Индии, и на залитой лунным светом тропинке и видите преопаснейшую кобру. Вы интерпретируете это, как кобру. Но вы продолжаете идти дальше-дальше, и вот вы подошли, преодолевая совершенно животный страх, чуть поближе, и в мгновение ока вы увидели, что это не кобра, а веревка лежит.
И в мгновение – раз, и все изменилось, как в вашем внутреннем мире, так и ваши импульсы во внешний мир. И это в результате можно назвать обретением более приближенного к истинности знания. Когда мы корректируем свои интерпретации. Были какие-то одни, но в течение жизни мы получили больше опыта и убедились, что какие-то одни интерпретации, которые были более иллюзорны, сменили на интерпретации, которые менее иллюзорны.

Как мы определяем иллюзорность или не иллюзорность? Действительно, по последствиям. Если мы до этого придумывали какие-то законы, то все должно быть согласно этим законам. А если что-то наблюдается расходящееся с этими законами, нам приходится либо корректировать наши законы, либо открывать новые законы. Вот это идет такое познание, расширение, творение внешнего внутреннего мира.
И получается, что весь внешний мир сотворен, безусловно, каждым из нас по отдельности, но в майе, где много нас таких живых существ, плюс еще не забываем об Абсолюте, его тоже нельзя со счетов списывать. Хоть мы свободны, свободны в том числе и от того, чтобы знать, что Абсолют вообще есть. Но, тем ни менее, он не исчезает.
Получается, что все объекты или явления, которые мы видим вокруг, это как бы суммарное действие праны всех живых существ, плюс еще к этому действие Абсолюта. Вот лежит коробок, его можно интерпретировать, как суммарное действие праны каждого из нас, плюс еще действие Абсолюта. И, строго говоря, если эту прану перенаправить в другую сторону, этого коробка не станет. Но даже, если вы от него отвернетесь, он не исчезнет. Даже если вы все от него отвернетесь, он не исчезнет. Почему? Потому что останется Абсолют. А если и Абсолют отвернется, тогда уж точно исчезнет.

Или обратная ситуация. Иногда люди в своем общем заблуждении творят какие-то сущности, объекты или явления. Про объекты, давайте, не будем говорить, это вообще смешная тема. Про явления. С позиции Абсолюта, этого не должно быть. И это вопрос времени, когда это исчезнет. Потому что всем людям надоест верить в то или иное явление, они перестанут в это верить, а Абсолют в это никогда и не верил.
Вы понимаете, о чем я здесь говорю? Иногда читаешь древние сказания мореплавателей. Вот они отправились на край Ойкумены или еще куда-нибудь в путешествие. И читаешь просто сказки. Т.е. коллективный гипноз, все видят одно и то же.
Почитайте хроники, когда Колумб открывал Америку. Каких только они чудес не насмотрелись прежде, чем доплыли до Кубы (по-моему). Все, кто после них плыл, уже ничего не видели. Почему? Потому что они отправлялись во что-то новое, где еще не было представлений и они начинали своим Сознанием и Энергией, своей праной творить. А если это то, что они сотворили, приходило в противоречие других людей, то оно также и исчезало.
Поэтому, это очень тонкая грань того, что современные психологи называют «коллективное бессознательное». Оно иногда приобретает угрожающие реальные осязаемые явления.
По воспоминаниям в 1937 году, когда у нас в стране репрессии жуткие были, каждую ночь на воронке очередную жертву увозили по очень многим воспоминаниям, что в стране повис панически ощущаемый страх, который по прошествии времени (когда наши руководители образумились, что не надо всю интеллигенцию убивать, нужно ведь кого-то оставить), он также внезапно исчез.

Или опять же, мы читаем историю фашистской Германии, когда Гитлер был у власти, все совершенно свято верили в свою идею. Обратите внимание, немцы Власовцев набрали, чуть ли не миллион человек, т.е. люди, которые переметнулись и воевали с нашими же. У немцев мы такого не видим. У них военнопленные. Ну да, он белый и пушистый, «Гитлер капут», но чтобы воевать против своих – нет. Почему? Потому что эта идея жила, как реальная. Гитлер умер, Берлин 1945 года все исчезло, как будто бы и не было.

Я помню фильм, очень хороший фильм называется он «Нюрбергский процесс». И там один из героев говорил, что создается впечатление, что весь фашизм создали папуасы. Т.е. ниоткуда пришли папуасы злобные, что-то сделали, а потом ушли, а немцы (вроде бы как) ни при чем. Почему? Потому что есть вещи, которые ниоткуда возникают, начинаю править, что-то делать, а потом в никуда исчезают, как будто бы их и не было. И это очень интересный феномен или явление этого коллективного действия праны. До тех пор, пока группа людей во что-то верит, они материализуют это.

Но идем мы дальше. Получается, что всю Вселенную мы создали с помощью этих потоков праны, которые сплели внутреннюю внешнюю Вселенную на основе тех интерпретаций, которые мы получали лично, или которые эти интерпретации сразу же захватывали большую группу живых существ.
И мы (как бы) коллективной праной какие-то объекты или явления творили, и творим. Фактически, вся конденсированная Вселенная, все эти коврики, на которых вы здесь сидите, сотканы из праны всех живых существ, которые только лишь имеют отношение к этому участку нашей Вселенной. Но не только людей, вероятно, еще и микроорганизмы воспринимают этот коврик, и еще какие-то формы жизни, о которых мы пока не догадываемся.
И вот пока все считают, что это есть, это до известной степени будет. Понятно, что у йогов и йогинь, которые поднимаются на очень высокий уровень понимания природы бытия, какой-нибудь брахман в древней Индии, понимая природу вещей, он начинал демонстрировать силы, которые бы мы назвали сверхестественными. По сравнению с которыми материализация, дематериализация, левитация, прохождение сквозь стены, по воздуху летание – детский лепет.

Фактор майи

Но идем мы дальше. Получается, что мы пришли с вами к тому, что фактор изначального неведения, действие майи сыграли свою роль. А майя проявилась через то, что называется ассоциативные связи. Когда мы что-то одно начинаем считать чем-то другим. И под этим действием все дальнейшие неправильные интерпретации как снежный ком начинают нарастать, нарастать, нарастать.
И йога Визуализации нам дает самую первую затравку или самую первую ассоциативную связь, на которую, как (знаете) на затравку наросли все остальные ассоциативные связи, породившие в дальнейшем наш внутренний мир и наш внешний мир.
И это зерно изначальное есть неведение нас самих в отношении нас самих в том плане, что мы считаем, что наше высшее Я считает себя своим проявлением. Или другими словами: наше высшее Я, которое свободно, всемогуще, и которое проявляется в виде праны (реализации этой свободы и всемогущества) под влиянием изначального неведения начинает считать себя этой праной.

Поэтому получается очень интересная вещь. Что наше Я порождает прану, и в то же самое время, возникает самая первая неуловимая связь между нашим Я и праной, как если бы наше Я считало себя праной. И вот в связи с этим наблюдается очень любопытный эффект.

Каждый из нас здесь сейчас сидит и, безусловно, мы находимся в изначальном неведении и не осознаем своего Я. Так вот, наше Я считает себя этой своей праной. А эта прана как-то пропитывает структуры нашего тела, и мы считаем себя в большей или меньшей степени своими телами. Тела бывают не обязательно грубые, тонкие, причинные, все ментальные структуры также попадают под определение тел.
Т.е. мы считаем себя каким-то конгломератом мыслей, ощущений, переживаний, воспоминаний. Почему? Потому что это все соткано из праны. А наше Я считает себя праной. И в то же самое время, Я вне этого кокона-конгломерата, и может полностью управлять этим коконом-конгломератом.
Действительно, получается схема, как если бы человек начал считать себя своей тенью. И в результате получается очень любопытный йоговский эффект. Когда хотя бы на долю секунды высшее Я человека предстает самому же этому человеку проблесками напрямую, а не посредством ассоциативных связей, возникает странное состояние, как если бы высшее Я человека было отделено от самого человека. И как если бы человек говорил: «Да, вчера я познал свое высшее Я, оно мне открылось». Как если бы это было что-то от него отделенное.

Очень странная вещь, очень странная. Особенно, когда вы начинаете заниматься Раджа йогой, овладеваете многочисленными способами управления, медитациями. Иногда бывают минуты прозрения, как следствие практик, на долю секунды затмение этой неправильной интерпретации слетает, и остается осознание своего высшего Я, и в то же самое время, как если бы это высшее Я смотрело само на себя и считало себя этим комком ощущений.

Поэтому и сказано в древних текстах, что познать высшее Я человек может только лишь в том случае, если оно ему откроется. Как если бы это было что-то отделенное от человека. Это очень странная схема. Но нас интересует следующее.
Итак, самая первая затравка для того, чтобы формировать внутренний и внешний мир, заключалась в том, что высшее Я любого живого существа в первую очередь считает себя своим проявлением или праной.
Т.е. как бы появляется центр кристаллизации вне нашего Я, или этот маленький поток праны, вокруг которого в дальнейшем начинает строится то, что мы называем наш внутренний мир и, соответственно, внешний мир. Хотя, с этой точки зрения, с точки зрения праны, нет смысла разделять внутренний и внешний мир. И трудно сказать, где заканчивается ваш внутренний мир и где начинается внешний мир. Граница более чем условная.

Итак, вот это зерно – прана. И самая первая ассоциативная связь, безусловно, это та связь, которая связывает наше высшее Я с праной. Но не в естественном своем существе, т.к. высшее Я является источником праны и так этот канал прорыт. А как бы какой-то искусственный обходной канал праны. И это самая первая ассоциативная связь.
Прана же в своем естественном чистом виде – вещь захватывающая. Или другими словами – Сат Чит Ананда – абсолютное бытие, абсолютное сознание, абсолютное счастье. Вот и возникает очень серьезный соблазн нашему высшему Я считать себя вот этим олицетворением счастья.
Но наше высшее Я, друзья, выше, чем понятие счастья. Счастье – это всего лишь то, что наше высшее Я может сгенерировать естественным образом в любую секунду, в любом количестве, в любом объеме. Почему? Потому что источник праны – наше Я, а Я – всемогуще, а прана – это и есть проявление этого всемогущества.

Прана и формирование принципов

Итак, давайте вернемся. Итак, самая первая ассоциативная связь от нашего Я к пране. В дальнейшем прана начинает как-то себя проявлять внутри майи. И проявлять оно начинает, в первую очередь, следующим образом. Прана начинает творить принципы. Что такое принципы? Это какие-то более сложные производные праны, которые помогают в дальнейшем создавать более утонченные и замысловатые конструкции. Или по-другому сказать, принцип – это подобно алфавиту из которого затем можно сложить любые слова. И, соответственно, таким образом произвести любой объект или явление из этих слов (описывающие это слово).

Вот и получается, что наша изначальная прана, которая по сути дела, Сознание и Энергия, начинает творить принципы. И вспоминаем аксиоматику йоги, согласно общепризнанной и распространенной точке зрения, этих принципов семь. Этих остановок, когда происходило творение, мы имеем шесть плюс еще один принцип. Очень сложно про него что-либо сказать и мы сейчас об этом поговорим с вами.
Я сразу же хочу предупредить вас. Если я что-либо здесь вам так лихо объясняю, и у вас сложилось впечатление, что все ясно и понятно, то поверьте, что все намного сложнее. Часть знания потеряна, и я озвучу только лишь ту часть знания, которая более или менее сохранилась. Есть такие белые просветы или куски, которые (как я надеюсь) каждый из вас в будущем восполнит через личную практику, через изучение древних текстов, через размышления и медитацию. Плохи те ученики, которые (что называется) не превзойдут своих Учителей. Поэтому, и мы с вами должны восполнить те пробелы в знаниях йоги, которые не сохранились до нас. Поэтому, есть некая трудность.

Но, давайте мы вернемся. Для этого я начну рисовать картинку, которую мы завершим на следующей лекции. Итак, есть наше высшее Я запредельное и есть источник праны, и есть какая-то ассоциативная связь, которая заставляет это Я считать праной. И вот эта прана изначально начинает творить принципы. Или другими словами, эта прана, которая (по сути) проявляется, как Энергия и Сознание, начинает разделяться на Энергию и Сознание и потом смешиваться, но уже в каких-то других комбинациях, а не в изначальной пране.
И вот эта смесь как раз и есть порождение того или иного принципа. Весь этот процесс в йоге известен как расхождение Энергии и Сознания или изначальной праны или возникновение энергии Кундалини.
Суть его заключается в том, что изначальная прана, которая из вневремени и внепространства попадает в более грубое понятие майи. И внутри майи возникает центральный канал с многочисленными принципами, составляющие суть человека. И вещь эта происходит следующим образом. Как если бы Сознание и Энергия расходились. Вот она прана изначальная. Она (как бы) делилась на Сознание и на Энергию, и потом вновь вместе соединялась, творя принцип, через который проходила прана дальше. Вновь прана делилась на Сознание и на Энергию, делала очередной принцип, через этот принцип проходила прана дальше и т.д., и т.д.

И каждый этот принцип, как это уже известно из других разделов йоги, соответствует, имеет четкую локализацию с нашим человеческим телом. Я его сейчас нарисую, дабы вы имели привязку.
Но, строго говоря, здесь можно было бы нарисовать не только человеческое тело, а тело какого-нибудь гуманоида с Альфа Центавры, или тело любого другого живого существа. Потому что в зачаточном состоянии принципы присутствуют у всех, но в неразвитом виде.

 

И поэтому я сразу рисую (как бы мне не промахнуться) голову. Нет, промахнулся, нужно поскромнее. Все равно, гуманоид получился. Вот тут у него один глаз, вот тут у него другой глаз. А это принцип Разума – эта точка между бровей. Это у него носик, вот он улыбается.
Второй центр имеет соотношение с основанием нашего горла. Вот ему плечики нарисую. Это принцип Пространства.
Третий принцип в центре груди я рисую. Прана разделилась на Сознание и Энергию и сформировала принцип Воздуха, через который также прошла прана. И опять бы мне не промахнуться. В общем, здесь совершенно не в пропорциях я рисую. Давайте его покрасивее, а то совсем гуманоид, поменьше немного.
И так до принципа Земли. Вот у него ножки. И основание его тела, где был сформирован последний принцип – принцип Земли. Сознание и Энергия опять разделилась, создала этот принцип Земли. А (как говорится) прана дальше не пошла, и остановилась в этом месте, замкнувшись сама на себя.

Но, при этом, вот какой парадокс. С формальной точки зрения, от нашего Я. Давайте по порядку. Помимо творения принципов получается так, что самое первое, с чего началось деление – это место, где в большей степени начало светить Сознание и Энергия в наитончайшей форме. Потому был создан принцип Разума, где свет Сознания также очень мощный и вибрации Энергии тончайшие – это принцип Разума.
Потом принцип Пространства, где, соответственно, Сознание в менее ярко представленной форме, а Энергия в более грубой форме. И т.д., и т.п., пока мы не доходим до принципа Земли, где Сознание в наименьшей степени светит, а Энергия в самой наигрубейшей форме.
Т.е. мы получаем такой путь расхождения Сознания и Энергии, который накладывается на наше тело и может быть локализован где-то в районе нашего позвоночника, в районе основания тела и до макушки головы. В йоге он называется Центральный канал. Получается, что в макушке головы Сознание локализовано в большей степени. А в основании нашего тела, Энергия локализована в большей степени. И вот эта грубая часть Энергии, наименее просвечиваемая Сознанием, называется энергией Кундалини.
А все промежуточные принципы (принцип Разума, который локализован где-то в районе нашего третьего глаза, принцип Пространства в районе нашего горла, принцип Воздуха где-то в середине нашей груди, принцип Огня где-то напротив нашего пупка, принцип Воды где-то там ближе уже к половым нашим органам, и принцип Земли ближе к основанию нашего тела) они все из себя представляют, по студи дела, Сознание и Энергию, полученную из этой изначальной праны.
Но эта изначальная прана во-первых, разделилась на Сознание и Энергию и вновь соединилась в какой-то другой комбинации, порождающей тот или иной принцип. А во-вторых, спектр той праны, которая разделилась, имеет заметный градиент в сторону более огрубления вибрации Энергии и уменьшение света Сознания.
И вот таким образом формировался принцип за принципом до тех пор, пока не сформировался принцип Земли.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю. Когда вы берете булыжник земли с дороги, уж меньше всего через него светит чье-то Сознание. Вот он принцип чего-то инертного, неподвижного, как нам кажется, чего-то неизменного. Но на самом деле, в идеологии йоги, это самое грубое проявление праны и самый (если угодно) тусклый свет Сознания.
Но в то же самое время получается, что не смотря на то, что изначальная прана поделилась на разные спектры, эти разные спектры разделились на Сознание, Энергию и слились в каких-то комбинациях и породили принципы, через все эти принципы все равно циркулирует изначальная прана.
И нарисовать это в нашем трехмерном мине не представляется возможным кроме как показать многочисленные стрелки от нашего Я до Центрального Канала, на котором расположены эти принципы. Вот сюда, но по-идее здесь должны быть еще, которые я не нарисовал на этом рисунке. Хорошо бы, чтобы вы с бумажкой и карандашом дома при разборе лекций рисовали.
Итак, получается, вот такая картина устройства нашего тела или того, как (в общем-то) был сформирован весь наш мир. Что же касается внешнего мира, то вот эта прана, которая от изначального нашего Я пронизывает те или иные принципы, в дальнейшем использует эти принципы для того, чтобы так или иначе, влиять на ту ситуацию, которая вокруг нашего тела. Или здесь в этом облаке майи, окружающей нашего йога, можно нарисовать дерево, еще какие-то предметы или явления.
Но об этом мы поговорим на следующей лекции.

Над текстом работали:
Вячеслав Карандасов, Вита Яроцкая, Валерий Таранов

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:


Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com