2012_12_08 Бхагават-Гита. 7 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

Бхагават-Гита. 7 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

Бхагават Гита, как часть эпоса Махабхарата. Глава седьмая Махабхараты. Идентичность между телом и вселенной. Все, что только есть интересного в этом мире – это Абсолют, но он неуловим. Метод отказа и метод использования. Гуны или качества: сатва, раджас, тамас. Тамас. Раджас. Сатва. Концепция Абсолюта. Страдающий. Стремящиеся к знанию. Стремящиеся к обладанию. Мудрые. Радость общения с Абсолютом. Почему человека придумывает Бога по своему образу и подобию? Вся вера от Абсолюта.

Слушать Аудио:  

 


Смотреть Видео:  

Скачать Видео mp4

Читать Текст:

Итак, друзья, сегодня у нас 08 декабря 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу, мой твиттер yogaopenyoga; это у нас лекции для Международного Открытого Йога Университета, вся архивная информация на сайтах www.openyoga.ru . напоминаю, есть у нас Интернет-йога курсы бесплатные для самостоятельного изучения разных видов йоги, находятся они на сайте kurs.openyoga.ru

Бхагават Гита, как часть эпоса Махабхарата.

Сегодня мы продолжим с вами рассматривать текст Бхагават Гиты, начиная с той главы, на которой мы перед этим остановились. Но для тех из вас, кто, к сожалению, не смог присутствовать на предыдущих лекциях, я очень коротко напомню вам, что это за текст, о чем этот текст, и почему мы уделяем столь пристальное внимание этому тексту.

Итак, Бхагават Гита – это часть очень грандиозного индийского эпоса, который называется Махабхарата. Соответственно, этот эпос содержит в себе очень много интересных сведений о жизни средневековой Индии. Фактически, можно до известной степени называть Махабхарату некоей энциклопедией жизни средневековой Индии. Сразу же хочу оговориться еще раз: Махабхарата – текст много-много более поздний, чем Веды, Упанишады и другие, такие более основополагающие тексты уже Древней Индии. Хотя нет, я, наверное, не правильно сказал. Махабхарата не является текстом средневековой Индии, это тоже достаточно древний текст. Хотя, честно сказать, среди историков есть разные точки зрения в датировке, которые варьируются в достаточно широких пределах, но вопрос заключается в том, что вполне может быть, что это текст как бы дописывали, основа может быть очень древняя, и какие-то части, которые потом претерпевали изменения, может быть, действительно, времен раннего средневековья.

Итак, чему посвящен текст Бхагават Гита и чему посвящена Махабхарата? Текст Махабахарата посвящен очень драматической странице в истории Индии, когда там началась гражданская война. Когда общество было разделено на две части, и во главе одной части встали, так называемые Кауравы, а во главе другой части, так называемые (ну, не так называемые, а это имена, собственно) Пандавы – это ветка одного и того же рода. По сути дела, это братья, два таких клана братьев, которые бились за власть. За то, кому править в Индии.

И в Махабхарате дается вся длинная-длинная предыстория того, как этот конфликт зародился, как он развивался, и, наконец, этот конфликт пришел в свою такую кульминационную точку, когда на поле битвы, так называемом поле Курукшетре сошлись две армии: с одной стороны Кауравы, с другой – Пандавы. Вот так часть, которая описывает непосредственно эту битву на поле Курукшетре, называется Бхагавад Гита, или в достаточно вольном переводе можно ее назвать «Песнь Абсолюта», вот так. Более примитивно обычно переводят как «Песнь Бога», но когда вы вчитаетесь и вникнете в описание этого бога, то, собственно говоря, ну, то есть там – предел абстракции мысли о Высшем.

И, фактически, Бхагават Гита описывает вот то положение, когда на поле битвы собрались две армии. И предводитель Пандавов Арджуна, увидев, что сейчас ему предстоит сражаться со своими близкими родственниками, решил не сражаться, а стать монахом-аскетом; не монахом, а странствующим садху, странствующим человеком, изучающим духовность, отказаться от власти и не вступать в сражение, дабы не убивать своих родственников. На что ему его колесничий Кришна, (а Кришна был ни больше, ни меньше, как сам Абсолют, пришедший в теле человека, так называемый Аватар), убеждает его сражаться и исполнять свой долг.

То есть на самом деле друзья, сам сюжет более, чем актуален для современного человека, когда вдруг твой долг приходит в противоречие с какими-то вещами, которые для тебя казались незыблемыми. И, значит, Кришна на этом поле битвы, когда две армии стоят друг напротив друга, обучает Арджуну разным йогам. Таким йогам, как Карма йога, как Джнана йога и другие, там еще, в общем-то, можно выделить направления. А затем Кришна, что называется, является Арджуне в своей естественной форме Абсолюта, и Арджуна, по идее, достигает высшего состояния самадхи. И уже после этого состояния он, действительно, понимает глубинные законы смысла бытия и начинает сражение.

Продолжение этой достаточно интересной захватывающей истории следующее: Пандавы побеждают и воцаряются на престоле. Но, как считается, вот этот удар гражданской войны был настолько мощный, что считается, после этой битвы на поле Курукшетре началась для Индии эпоха Кали Юги, или Железный век, то есть, что в результате очень сильно ослабило Индию, но об этом попозже.

Итак, мы с вами как раз рассматриваем тот фрагмент, когда Кришна начинает излагать философские доктрины, доктрины йоги Арджуне. И я попрошу соответствующую главу сейчас прочитать, чтобы мы ее разобрали.

Глава седьмая.

Шри-Бхагаван сказал:

1. Мне преданный сердцем, о Партха, упражняясь в йоге,

(под) моим кровом, как несомненно и полно ты познаешь меня, этому внемли.

2. Это знание и осуществление знания я сообщу тебе

исчерпывающе: для знающего это здесь не остается

больше ничего другого для познавания.

Вадим Запорожцев: И давайте паузу сразу.

Итак, у Арджуны, наверное, была поистине благая карма, или не знаю, чем он заслужил такую себе судьбу, что сам Абсолют родился в теле человека и решил обучать непосредственно Арджуну высотам в йоге. В предыдущих лекциях мы с вами уже касались этого вопроса, чем же заслужил Арджуна столь высокое положение. Почему к каждому из вас не приходит Абсолют, почему вы вынуждены изучать йогу в Открытом Йога Университете, и почему лично к вам не приходит ваш Кришна или в каком-то другом образе Абсолют и не обучает вас йоге, что называется, из первых уст. Это я отсылаю по этому вопросу к предыдущим сериям, к предыдущим лекциям, вас тоже должен заинтриговать.

Вопрос в другом: Абсолют, конечно же, является Учителем всех Учителей. И по большому счету, учит только он. Все остальные люди не учат, а всего лишь устраняют препятствия на пути того, чтобы Абсолют учил. Любой высочайший святой, любой высочайший Учитель человечества – это всего лишь человек, устраняющий препятствия, но никак не генерирующий знания. Именно поэтому в тех же Ведах вы никогда не найдете, что какой-нибудь бы Риши хвастался, что: «Я придумал Веды! Я изложил те или иные учения йоги! Я великий и ужасный»! Нет, вы никогда этого не найдете, и весь этот текст, вообще все, что относится к древнеиндийской литературе, делится на две большие части: Шрути и Смрити, «услышанное» и «запомненное». То есть никто не скажет, что он придумал, скажут: «Я услышал, меня научили, научил Высший Абсолют».

Так вот, ситуация такая, что по большому счету, даже если у вас нет непосредственно под рукой Кришны, который является вашим Гуру, наставником в йоге, а есть, что называется, другие люди, которые вас учат, то, по большому счету, знайте: все ценное, что приходит к вам, приходит от Абсолюта. Все остальное уже не понятно от кого. И знаете, иногда водопроводная труба бывает ржавая, но вода течет чистая. Вот точно так же, к сожалению, вы будете сталкиваться и в жизни, что те или иные учителя, или какие-то проповедники из Индии, на которых смотришь и думаешь: «Боже ж ты мой, чем он занимается! Ему бы рис выращивать у себя в деревне, а он уму-разуму учит»! Но если этот человек, действительно, умеет устранять препятствия, то ему прощается даже некая своя личность, лишь бы она не затмевала того, что исходит от самого Высшего.

Поэтому, строго говоря, еще древняя ведическая традиция познания Атмана, познания Абсолюта – это абстрагировать от людей, эмоций, мыслей и увидеть того, кто по ту сторону всего мира. То есть, вы вокруг видите множество людей, предметов, явлений, но кто находится по ту сторону этого всего? Кто спрятался за всем этим? И утверждается, что спряталась первопричина жизни, или Абсолют, или жизнь сама, которая может с вами общаться в личностной форме так же, как один человек общается с другим человеком. Вот, поэтому, собственно говоря, ваш персональный Кришна всегда с вами, ваш собственный персональный Кришна. Вопрос в том, что мы должны научиться его слышать.

3. Из тысяч людей едва ли кто-либо (один) стремится к совершенству; из стремящихся и достигших успеха едва ли кто-либо (один) поистине знает меня.

Вадим Запорожцев: Ну, вот здесь такая аллегорическая дается раскладка, хотя я очень часто в книжках встречал даже такие, знаете, чисто статистические расчеты, что если из тысячи один…допустим, на миллиардную Индию – из тысячи один интересуется, сколько это будет? Миллиард поделите на тысячу. Миллион. Ну, вот из этого, даже если на всю Индию есть миллион, цифра, конечно, то только лишь немногие достигают этого Высшего. Действительно, друзья, ну что тут говорить? Адептов и последователей, которые претендуют на то, что они, якобы, понимают что-нибудь в йоге – много, а реальных достижений поменьше.

Идентичность между телом и вселенной.

4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, манас, буддхи, принцип личности (аханкара) – вот моя восьмерично разделенная природа (пракрити).

Вадим Запорожцев: Ну и здесь дается описание, фактически, грубое описание устройства человека, а также устройства Вселенной. Вы помните эту концепцию индийскую, что тело человека идентично, сделано по образу и подобию Абсолюта, и есть взаимно однозначное соответствие между вашим телом и всей Вселенной, в которой вы живете. По тем же принципам, что сделана Вселенная, сделаны и вы.

И в более такой упрощенной форме считается, что как бы есть разные планы вот этой комбинации  Сознания и Энергии. Самый грубый план это план, который называется Земля – что-то такое инертное. Это не в прямом смысле слова земля, на которой мы на даче помидоры выращиваем. Нет, это сама концепция очень плотной такой энергии (а действительно, современная физика нам говорит, что любая материя – это конденсированная энергия), через которую свет сознания едва-едва светит, и нам кажется, что все мертвое. А на самом деле оно живое, согласно этой концепции.

Затем есть более тонкий принцип Воды, еще более тонкий принцип Огня, и далее по утончению до тех пор, пока не возникает, так называемый принцип Разума. Считается, что принцип Разума, это самое тонкое, состоит из тончайшей материи, и светит сознание через него наиболее сильно, почему мы и пользуемся этими механизмами.

Но выше этого есть еще ложное представление Я человека о самом себе – аханкара, Эго, когда мы считаем себя не тем, чем мы являемся на самом деле. Вот. И разница лишь только, ну, вот смотрите, чем отличаетесь вы от Абсолюта? Вы введены в заблуждение майей относительного того, кем вы являетесь на самом деле, а Абсолют нет. Больше между вами разницы нет. И поэтому следующий вывод: чтобы вам расшириться до Абсолюта, вам надо познать, всего лишь, свою истинную природу.

5. Низшая она, но узнай отличную от нее, мою Высшую Природу, Душу Живую, о мощный; ею держится этот преходящий мир.

6. Все существа – ее лона, постигни это. Я всего мира начало, а также конец (пралая).

Вадим Запорожцев: И вот смотрите, какая вещь получается – у нас у каждого есть наше Высшее Я, это Высшее Я считает себя своими проявлениями, тем, чем оно не является, отсюда возникает Эго. Что такое Эго? Эго – это когда мы считаем себя не тем, чем мы являемся на самом деле. Это – основа всех дальнейших заблуждений и всей дальнейшей путаницы. Получается так, что как бы, если угодно, если мы проанализируем устройство нашей Вселенной, то там тоже есть такой, как бы принцип Эго. То есть, вероятно, есть такого уровня проявления живых существ, которых, скажем, в Древней Греции назвали бы богами.

Ну, представьте, вы живое существо, а ваше тело – галактика, вы ей управляете. Подобно, как мы из себя представляем набор клеток. Представьте, что вместо клеток нечто фантасмагорическое. Найдите в Интернете снимки телескопа Хаббл, очень красиво, очень завораживает, причем вы можете найти несколько снимков, которые еще ни один человек не видел, потому что он делает столько, что их не успевают просмотреть. И даже по этой причине они просят волонтеров помогать распознавать кое-какие снимки. Очень красиво, не пожалеете!

Да, так вот, представьте, что есть вот такое существо. Но какое бы ни было большое существо и могущественное, все равно остается небольшая примесь Эго. А у Кришны, у Абсолюта Эго нет, он выше, чем Эго, и он это понимает. Поэтому, вот вся концепция йоги призывает нас ни на что не покупаться промежуточное, только на статус Абсолюта. Если вы будете покупаться на промежуточный статус какого-нибудь огромного живого существа. Представьте, у вас тело – вся галактика, вы живете 4700000000 лет, да? И, казалось бы, позавидовать – так долго и так могущественно. Но все равно на определенном уровне есть Эго, и все механизмы небольшого неведения и есть Эго – разница с Абсолютом.

Вот почему, собственно говоря, в текстах той же Адвайта Веданты (а в этом смысле Бхагават Гита является провозглашением этих идей) считается, что если вы начнете подчиняться и поклоняться каким-то промежуточным божествам, вы рано или поздно станете этим божеством. Но это вовсе не гарантия, не 100% гарантия освобождения. Это, может быть, действительно, промежуточная ступень.

Поэтому, собственно говоря, назвать Бхагават Гиту, Йогу и Адвайту религией – нельзя, слишком уж все ого-го, большое. В той или иной религии есть вполне конкретные концепции, вполне конкретные догмы, которые неизменны. А концепция Высшей Йоги – она выше, чем догмы. То есть, еще раз, чтобы нужны были догмы, нужно Эго. А вот если вы поднялись выше, чем Эго и вот этой свободы истинной достигли, там что-то совсем фантасмагорическое.

И здесь Кришна провозглашает, что я не какой-то там божок, относительный, промежуточный. Ведь, действительно, Индия полным полна всяких культов, иногда достаточно примитивных (как и во всем мире) и можно сказать: «Кришна – это какое-то промежуточное божество. Да, могущественное, да, замечательное, да, пришло в теле человека, да, может быть он размером с галактику».  Нет, это не правильная постановка вопроса, это – сам Абсолют, и никто другой. То есть, выше него нет никого. Он был первопричиной Вселенной, он ее суть в настоящее время, и он ее суть в Пралайе (у Вселенной есть определенные стадии творения и разрушения). И это надо помнить, друзья.

Конечно, Боже вас упаси, вступать в какие-то религиозные дискуссии, вы помните, да?  Как у нас в Открытом Йога Университете считается, что о других школах йоги, как о покойниках – либо хорошо, либо никак. Вот точно так же о религиях надо – либо хорошо, либо никак, иначе запутаетесь все.

Все, что только есть интересного в этом мире – это Абсолют, но он неуловим.

7. Выше меня нет ничего, Дхананджая, на меня все это нанизано, как жемчужины на нить.

8. Я вкус в воде, о Каунтея, я блеск в луне и солнце, я животворящее Слово (Пранава) во всех Ведах, звук в пространстве, человечность в людях;

9. Чистый запах в земле; я блеск в огне, жизнь – во всех существах; я подвиг подвижников.

10. Знай меня, Партха, как вечное семя всех существ; я мудрость мудрых, я великолепие великолепных.

11. Я сила сильных, свободных от вожделений и страсти; я в существах желание, не противоречащее закону, о бык среди Бхарат.

Вадим Запорожцев: И вот смотрите, дальше такая вещь. Вот мы все с вами живем, в обычной жизни есть вещи, которые вам нравятся, восхищают вас. Увидели мы что-то красивое, мужественное, духовное или еще какое-то – нас притягивает к этому. И, конечно, если вы человек неискушенный, вы начинаете за это хвататься. Но таким образом проживая жизнь третью, четвертую, пятую, двадцатую, вы вдруг будете обнаруживать один и тот же эффект: вам что-то нравится, вы к этому тянетесь, вы это хватаете. Вы говорите: «Моё!». Вы говорите: «Это суть». И, действительно, какое-то время вы наслаждаетесь тем, что вы получили. А потом что-то неуловимое – раз, и исчезает. И то, к чему вы до этого стремились, вдруг начинает вас раздражать и быть обузой. И так повторяется с известной периодичностью.

И как еще утверждают древние Упанишады, получается очень интересная вещь, друзья. Все, что только есть интересного в этом мире – это Абсолют, но он неуловим. Он, знаете, как горизонт – идешь, думаешь: «Сейчас к нему подойду», ты у нему подходишь, а он отдаляется. Он, знаете, как мираж в пустыне, к нему подходишь, а там ничего нет, в том плане, что он вечно ускользает. С одной стороны, он есть, с другой стороны, его не поймать; с одной стороны, мы тянемся к нему, идем к нему, а с другой стороны, вот эта суть его – неуловима. И я хочу обратить внимание, что если проанализировать все то, что вам нравится, все то, к чему вы стремитесь, то сухим остатком, если так можно выразиться, будет Абсолют. Все остальное – это было всего лишь упаковкой, куда был «налит» Абсолют. Так вот, если у вас есть упаковка, а содержимого нет, эта упаковка сперва вас разочаровывает, потом становится отвратительной, и вы ее выкидываете.

И, друзья, это касается всего: это касается предметов, это касается работы, это касается карьеры, это касается творчества, это касается наших отношений с мужьями/женами и т. д. До тех пор, пока светит Абсолют, пока есть канал к Абсолюту – нам это привлекательно и интересно. Если же мы в своей глупости начинаем отделять форму от сути, хвататься за форму и говорить: «Моё, моё!», Абсолют непостижимым образом куда-то утекает, а в руках остаются черепки. Что-то совершенно, знаете, как солома, шелуха, совершенно не нужное.

И, собственно говоря, по этой причине дается в индийской философии два метода приближения к Абсолюту, диаметрально противоположных.

Метод отказа и метод использования.

Первый метод – метод отказа. Второй метод – метод, наоборот, использования.

Метод отказа, это когда вы, допустим, чтобы к вам ни пришло, что вам интересно и нравится, вы понимаете, что это всего лишь форма Абсолюта, и цепляться за форму – это обрекать себя на будущие страдания. И, памятуя об этом, вы достаточно легко демонстрируете аскетизм и отпускаете все то, что как бы обычных людей цепляет: власть, деньги, статус и т.д. и т.п. И тем самым, как ни странно, не цепляясь за форму, вы лучше начинаете понимать суть, и рано или поздно, приближаетесь к познанию Абсолюта. И вот этот первый способ называется «Ни то, ни то» – «Нэти, нэти», примерно так это все звучит.

Есть диаметрально противоположный способ: если вы понимаете, что сами по себе вещи, ситуации, карьеры, творчество, жены и мужья, деньги и власть, интересны только лишь потому, что в них есть Абсолют. Вы как бы пользуетесь ими, наслаждаетесь ими, вкушаете это все, но только по одной причине – вы понимаете, что это есть проявление Абсолюта, и оно будет очень мимолетным. То есть, вот пришло что-то положительное, ты наслаждаешься этим положительным, но ты прекрасно понимаешь, что сейчас это положительное, Абсолют из этой формы ускользнет в другую форму. И поэтому вырабатывается такой стиль жизни, или стиль медитации: что бы к вам ни пришло хорошее – это Абсолют, и наслаждайся им, но будь в любой момент готов отпустить форму. То есть, если будешь вот таким образом себя вести, то будешь как бы скользить по наслаждению. Если же по другому поведешь себя – получишь наслаждение и жесткой хваткой вцепишься, то это лишь вопрос времени, когда ты начнешь страдать. Потому что Абсолют утечет, останется пустая упаковка.

Это два способа как бы приближаться к Абсолюту. Но вы видите, что и в первом, и во втором способе, вы как бы стараетесь осознать, что самое привлекательное, что есть на свете, это на самом деле Абсолют. Все остальное яйца выеденного не стоит, все остальное – лишь форма, через которую может блеснуть Абсолют в какую-то секунду времени, но в следующую его уже там не будет. И если вы начинаете медитировать, что бы вы прекрасного ни увидели, ни услышали, ни столкнулись, если вы понимаете, что это – Абсолют, вы никогда не погрязнете. Если же схватитесь – вопрос времени, когда вы начнете от этого страдать.

Дальше идем.

Гуны или качества: сатва, раджас, тамас.

12. Состояния саттва, раджас и тамас, знай, что они от меня (происходят); ибо не я в них, а они во мне.

13. Этими тремя состояниями весь этот (преходящий) мир, введенный в заблуждение, не познает меня, пребывающего над ними, непреходящего.

14. Ибо божественна эта, состоящая из гун (качеств) моя труднопреодолимая майя; те же, которые обращаются ко мне, преодолевают эту майю.

15. Безумные, творящие зло, ничтожнейшие люди не обращаются ко мне; лишенные моей майей знания, они полагаются на природу асуров (демонов).

Вадим Запорожцев: И вот смотрите, следующее такое очень интересное положение. Фактически здесь картинка: изложена основная мысль Йога-сутры Патанджали (суть, но не метод, методы у Патанджали другие, он немножко свои дает, свои расставляет акценты).

Итак, есть такие понятия в индийской философии, как тамас, раджас и саттва. Все объекты и явления, которые могут к вам в вашей жизни придти, приходят к вам в этих трех как бы гунах, или качествах, или модусах. Не потому, что это какая-то суть, или какое-то вещество, или какая-то там такая вещь, которую можно насобирать и в баночку ее сложить, допустим, пол-литра тамаса, пол-литра раджаса, пол-литра саттвы, вот. Или килограммы, я не знаю, в чем мерить-то?

Или, наоборот, у меня даже каламбур родился, знаете, когда соображают на троих, пол-литру купили, сперва человек опьяненный, вроде саттва на секундочку. Потом опьянел – на подвиги тебя раджас несет. А потом на следующее утро похмелье, тамас, вообще ужас, да? Вот. То есть и там, и там была одна и та же водка. И то есть это не какие-то вещества, не такие, какие-то, знаете, вещи, которые сами по себе. Это фактически, по-другому, это все то, как вам Вселенная приходит, лично к вам. То есть одна и та же вещь может к вам приходить в гуне тамаса, в гуне раджаса и в гуне саттвы, в разное время в разных условиях. Более того, для разных людей может одна и та же вещь приходить в разных гунах. То есть, по сути дела, это ваша реакция на объекты и явления, которые к вам приходят.

Тамас.

Ну, пример из жизни: вы захотели кушать, пошли и поели какой-то плохой пищи, и вас в сон тянет, вас тошнит, вам плохо, состояние такое тупое, тамасичное, затемненное, затмение разума такое, сонная одурь такая отвратительная. И вопрос – с чего это все вдруг? С того, что вы съели эту пищу. Но это не вопрос самой пищи, это вопрос реакции вашего организма на эту пищу, понимаете? Наоборот, вы поели какую-то другую пищу и вы бодреньки, веселы, и ясно соображаете. Мы говорим, вот, эта пища более саттвична, она выводит нас в состояние саттвы, состояние светлости, состояние умиротворенности и понимания. Наконец, есть другая пища: поели мы другую пищу, и она вызвала в нас некую активность, иногда, вы знаете, какие-нибудь приправы, начинают в тебе гулять, и тебе не сидится на месте, да? Все на какие-то подвиги тянет. И мы говорим, пища пришла в раджастической гуне, или гуне раджаса. Но опять же, это всего лишь наша реакция.

Точно также все другие объекты и явления могут к нам придти в трех вот этих гунах. И если вы начнете их анализировать, то получается так: человек достаточно быстро понимает, что тамас – вещь коварная. Как у нас в школе йоги говорится, что если есть тамас – жди, что придет боль, вопрос времени. И понятно, что все люди, мало-мальски размышляющие над своей судьбой, стараются избегать тамаса.

Раджас.

Наконец, есть гуна раджаса. Она очень интересная, это гуна активности. Иногда можно что-то очень активно что-то делать, делать, делать, и голова ваша яснеет, яснеет и яснеет, и вам хорошо становится, как бы чудесно. Допустим, вы пришли в Культурный Центр Просветление на крийя-йогу и начали активно делать движения, активно делать, делать, делать, метаболизм усилился, токсины выветрились, и так далее, вы позанимались йогой, и вы чувствуете ясность, умиротворение и спокойствие, хотя достаточно активно надо было себя вести. И в этом случае как бы раджас переводит нас в состояние ясности, или саттвы.

Бывает другая ситуация, когда мы начинаем, опять же проявлять какую-то активность, которая в результате приводит нас к совершенно противоположному результату – мы скатываемся в лужу тамаса (чем-то не тем занимаемся, и т.д., и т.п.). То есть, получается, раджас – это некая такая промежуточная гуна, которая может вас, как вывести вверх, так и кинуть вниз. И с этой гуной вы тоже, если хорошо подумаете, то вы разберетесь. Если вы направите свой раджас на познание мира, на занятия йогой, на общение с другими единомышленниками, то все это будет приводить к тому, что вы будете подниматься на более высокий духовный уровень, все будете яснее, спокойнее и продуманнее. А если наоборот, свяжетесь с какой-нибудь идиотской компанией, которая не понятно чем занимается, на стадионах вырывают сидения, кидают, тоже таких достаточно много, тоже раджас, понимаете? Прет раджас, только он приводит к скотству. А за скотством, за тамасом, вы помните, идет боль. Вот. В общем-то, немножко посложнее с этим качеством, с его природой. Но тоже – разобраться можно.

Сатва.

Сложнее всего, друзья, с гуной саттвы. Саттва, друзья, это ясность, это духовность, это возвышенность, это такая вот как бы умиротворенность. Вроде бы – совершенно замечательное качество. И вроде бы – вот это и есть суть Абсолюта, суть вашего Высшего Я, суть всего духовного. Вот так думают многие и попадаются. Потому что саттва – это всего лишь такой же модус, но более утонченный. Но он также не имеет отношения к Высшей духовности никакого, как раджас и тамас. Просто в саттве лучше видно духовность, быстрее можно познать Абсолют и свое Высшее Я, а в гуне раджаса и тамаса ой как тяжело бывает это сделать. Но по сути дела разницы нет никакой.

И в Йога-сутрах Патанджали это одна из самых тонких загрязняющих майи, или тонких, загрязняющих заблуждений йогина на пути к самадхи. Что йогин, представьте, удаляется, начинает вести такой образ жизни, все у него замечательно, духовно, и он уже начинает себя считать небожителем. И, действительно, все у него гармонично, и он уже начинает думать: «Вот какой я, святой! Вот какой я – очень умный! Вот какой я – высокодуховный», но, по сути дела, он всего лишь гуну саттвы начал считать своим Высшим Я. А Высшее Я несоизмеримо выше, чем все гуны, в том числе и саттва. И вот приходится этому йогину, рано или поздно, отказаться даже от саттвы, чтобы познать свое Я.

Аналогичная ситуация и с Абсолютом. Весь окружающий мир приходит к вам через эти модусы. Иногда весь мир демонстрирует тупость беспросветную, иногда наоборот, какую-то активность, радость, а иногда мир приходит в состоянии саттвы: все гармонично, прекрасно, возвышенно, духовно, вот ура-ура-ура. И очень легко подумать, помните, как у Гёте «остановись мгновенье, ты прекрасно», да? Но в этот же момент ты схватишься за саттву, начнешь считать себя саттвой, и это остановит твой духовный рост. То есть отказываться надо даже и от саттвы, потому что Высшее Я выше даже саттвы, оно запредельно, невыразимо, потому что никогда не было даже опыта в этом познании. Так вот, это достаточно серьезное препятствие на пути йоги, достаточно серьезное препятствие.

Дальше.

16. Четыре рода праведных людей почитают меня, Арджуна: страдающие, стремящиеся к знанию, стремящиеся к обладанию и мудрые, о бык среди людей.

17. Из них мудрый выделяется как постоянно преданный, чтущий Единого; дорог я мудрому чрезвычайно, и он дорог мне.

18. Все они высоко достигшие, но мудрый подобен мне, считаю я, ибо он, преданный духом, достигает меня, непревосходимого Пути.

19. После многих рождений мудрый достигает меня: “Васудэва есть все”, – говорит трудно находимый махатма.

20. Те же, чье знание увлечено различными вожделениями, обращаются к иным богам, соблюдая различные обеты, понуждаемые собственной природой.

Вадим Запорожцев: Еще раз, по кусочкам.

16. Четыре рода праведных людей почитают меня, Арджуна…

Концепция Абсолюта.

Вадим Запорожцев: Значит, четыре рода праведных людей, как утверждается в Бхагавад Гите, почитают этого запредельного Абсолюта, и вот они перечисляются – страдающие…

Страдающие. Понятно, что если вы, значит, давайте по-порядку. Чтобы вообще был разговор, чтобы почитать Абсолют, надо хотя бы иметь в голове эту концепцию Абсолюта. Ну, знаете, чтобы уважать В.И.Ленина, надо, как минимум, знать, что он есть, или хотя бы был. Невозможно, как говорится, быть привязанным к той или иной концепции, о которой у тебя вообще нет никаких идей. Итак, только лишь те живые существа, которые волеизъявили, чтобы в их личной вселенной было такое понятие, как Абсолют, только лишь они в принципе и могут, хоть как-то общаться, взаимодействовать, почитать Абсолюта.

Я напомню вам такое, очень глубинное положение индийской философии: Абсолют свободен. И он создал каждого из нас по своему образу и подобию, то есть свободными. При этом он сделал нас свободными от всего, даже от знания того, что он есть. В противном бы случае, любое предустановленное знание сокращало бы нашу свободу. Ну, или простыми словами, если говорить, то Абсолют сделал нас свободными даже совершать глупости, даже быть в неведении. Но в то же самое время, и быть мудрыми, и делать разумные, духовные дела.

Знаете, понятие свободы – чрезвычайно абстрактное понятие, это нам только кажется, что мы понимаем, что такое свобода. На самом деле понятие свободы, как и понятие бесконечности – тема для серьезной медитации, и чем больше вы будете медитировать на это понятие, тем меньше вы будете понимать, что это такое. Так вот, Абсолют сделал нас свободными, то есть даже в том свободными – от знания, что Абсолют существует, поэтому мы находимся с вами в изначальном неведении. И фактически, понимаете, очень интересная вещь, наше изначальное неведение, как эквивалент нашей изначальной свободы – неотъемлемая часть нашего бытия. Потому что иногда спрашивают: «Ну, если Абсолют нас всех сделал, что же он нам не рассказал, что он есть?» А он бы сократил тогда нашу свободу.

Так вот, в течение долгих-долгих жизней живое существо, свободное от концепций, в том числе и Абсолюта, рано или поздно эту концепцию придумывает для себя. Понимаете? Тоже очень такая странная вещь. И только лишь после того, как живое существо как бы придумывает, или волеизъявляет, чтобы для него был Абсолют, Абсолют говорит: «Да, я вот он тут как тут, вообще все эти жизни с тобой и был, только ты меня, вроде как не звал, а я сам без приглашения не прихожу».

Поэтому, как минимум, надо волеизъявить, чтобы Абсолют появился в вашей жизни, а для этого его надо, как минимум, придумать, понимаете? Вот есть такое выражение, что Бог придумал людей, а люди придумали Бога. Это более глубинное выражение, чем пошлое просто такое обвинение церковников. И вот смотрите, какая вещь получается: если вы придумали концепцию Абсолюта, то всё, этот фактор силы в вашей жизни присутствует.

Конечно, вы можете завтра сказать: «Да надоел мне Абсолют, убирайся и больше не приходи!» Вот. То есть, понятно, что вы свободны, вы можете волеизъвлять, как вам угодно. Понятно, что Абсолют, если сделал вас свободными, что он вас, насиловать будет? Прогнали его, он и ушел. Точнее, он никуда не уходил, просто он сделал так, чтобы мы жили в той Вселенной, где как будто бы его и не было. То есть, «Не нужен тебе я?» – говорит Абсолют, – «Хорошо, живи по тем законам, которые придумаешь себе сам». А мы ж то все думаем, что такие мы умные, мы ж сейчас таких законов напридумываем, ну и начинаем придумывать законы. Один из таких законов хороших, до которых мы можем  додуматься, таких вменяемых, это закон кармы – причины и следствия. Но это уже очень большой уровень абстракции мышления. Но еще раз – закон причины и следствия никакого отношения к Абсолюту не имеет, это мелочь по сравнению с концепцией Абсолюта.

Так вот, если же наоборот, мы говорим: «Да, есть такой фактор как Абсолют, который нас создал. Я приглашаю его в свою жизнь», то здесь дается классификация, грубо говоря, каким образом его можно приглашать, то есть, когда мы о нем вспоминаем. И самым первым упомянут «страдающий».

Страдающий.

Понятно, что если вы сказали: «Пусть в моей жизни будет Абсолют», Абсолют говорит: «ОК, все, я в твоей жизни!» И вы тут же забыли – столько ж дел разных интересных, какой-то Абсолют, на него внимания обращать, футбол по телевизору показывают. Не важно, кстати, может быть и более замануха утонченная – а вот я творю, а вот я открываю законы Вселенной, физические, химические, радиобиологические. И понятно, что если же получается так, что мы отчасти призвали Абсолют в свои жизни, а отчасти говорим: «Так, Абсолют, здесь будь, так и быть, разрешаю. А вот сюда не лезь, это мое, я там хозяин, я там буду свои законы устанавливать». Абсолют говорит: «ОК, ОК, no problem!». Но в чем прелесть Абсолюта – он, как любящий родитель, чтит свободу детей. Чтит, очень воспитатель такой продуманный.

Но, конечно же, в тех делах, где все предоставлено нам самим, рано или поздно мы «накосячим» таких законов, что нам потом тошно становится самим. И приходит страдание, боль. И вот когда есть два этих фактора – с одной стороны, мы уже призвали Абсолюта, с другой стороны, натворили чего-то не так, как бы сделал Абсолют, приходит этот раздрай, боль. И подобно тому, как маленький ребенок, когда плачет, зовет маму, мы тоже склонны обращаться к Абсолюту: «Ну, приди, ну да, я все испортил, накосячил, приди, исправь!» И этот человек как бы помнит об Абсолюте.

Следующий.

Стремящиеся к знанию.

Значит, есть следующая группа людей, у которых пока еще нет никаких проблем в жизни, ну, во всяком случае, жизнь достаточно приемлемая в плане страданий или наоборот, но они увлечены познанием мира. И если это действительно серьезно ищущие духовные люди, то сперва они, опять же волеизъявляют, чтобы фактор Абсолюта в их жизни был, а потом с помощью познания, или исследования мира, как бы углубляются в концепцию Абсолюта.

И вот я хочу обратить ваше внимание на вот эту тоже очень деликатную связку – если нет изначального волеизъявления, чтобы Абсолют был, никакими познаниями в физике, химии, математике, не знаю, в чем угодно, философии, вы не придете к концепции Абсолюта. Вы придете, действительно, к очень сложному пониманию устройства мира, но этот мир, скорее, будет какой-то тонко механистический, скорее не живой. Поэтому, с помощью довода науки нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть фактор существования или не существования Абсолюта. Поэтому, когда я открываю тот или иной религиозный журнал и мне говорят: «Вот ученые пришли к концепции Высшего бога, Высшего Абсолюта, потому как они ДНК расшифровали, и «офигели» от того, как там все продуманно и сложно. Что, якобы, невидимая рука Абсолюта». Но я вас уверяю, пройдет какое-то время, и найдутся какие-то контраргументы, что это действие каких-то более сложных законов, в общем, ни туда, ни сюда. Но если вы изначально приняли концепцию Абсолюта, то познание мира становится путем к Абсолюту. Поэтому, если, скажем, ученый волеизъявил, что  в его жизни есть Абсолют, то чем бы он ни занимался, даже ядерной физикой, которая делает ядерную бомбу, он через это познает Абсолют все больше, больше, больше.

Ну и чтобы не быть голословным, я вам напомню такой исторический факт: отец американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, фактически который весь этот Манхэттенский проект и создал, когда он присутствовал на первых испытаниях, и увидел эту ужасающую картину взрыва ядерного, самое первое, что пришло ему в голову – это строки из Бхагавад Гиты. А надо сказать, он изучал санскрит, изучал восточную философию, и знал Бхагавад Гиту и очень ценил. И соответствующий кусочек из Бхагавад Гиты, который процитировал Роберт Оппенгеймер, отец американской атомной бомбы, мы еще чуть попозже прочтем. Но – попозже. Вот.

Таким образом, если вы идете путем познания: в науке, в искусстве, в культуре, в чем угодно, и у вас есть концепция Абсолюта, то это вас может приводить к Абсолюту. Если же вы просто занимаетесь наукой, культурой, творчеством, то это абсолютно не факт, что вы куда-то придете в высшие духовные уровни. Вы можете попасть в более утонченную ловушку интеллектуальных каких-то концепций.

Дальше.

Стремящиеся к обладанию.

Вот, да, ну здесь, на самом деле, продолжение этой темы. Вы помните, да, что если вы помните концепцию Абсолюта, вы понимаете, что деньги сами по себе – это бумажки, эквивалент праны. Но если вы при этом помните, что вся мировая прана исходит от Абсолюта, что все равно за всем, к чему вы стремитесь, стоит Абсолют, то вот это очень интересный метод скольжения.

И дальше.

Мудрые.

Здесь слово «мудрые» достаточно сложно перевести, что имелось в виду, но дальше там будет небольшая расшифровка.

Из них мудрый выделяется, как постоянно преданный, чтущий Единого; дорог я мудрому чрезвычайно, и он дорог мне.

Вадим Запорожцев: Так вот, теперь давайте мы коснемся этого, что означало слово «мудрый». Это, во-первых, человек, который волеизъявил, чтобы Абсолют был, и предан этой концепции, знаете почему? Нипочему! Нипочему, просто потому, что – предан. Не потому, что плохо, не потому, что что-то познает, он вообще может дважды два не знает, что четыре. Он не стремится ни к каким прелестям этого мира, то есть, не стремится к Абсолюту, который через наслаждения, через что-то приятное приходит. А он просто предан Абсолюту. Почему? Идея хорошая. Всё, точка! Нипочему! Ведь это качество, вот этой мудрости, можно другим словом «преданность».

Вы знаете, что есть люди преданные, допустим, человек предан своему господину, как в средневековье было. Там, самурай предан своему господину; господин ведет себя, Бог знает как! Творит непотребства, Бог знает что! А вот он обязался ему служить, и, не смотря ни на что, он верен. Преданная жена своему мужу. Мужик пьет, по бабам бегает, детьми не интересуется, в общем, асоциальный элемент, на 15 суток бы его в Советском Союзе посадили. И сажают! А подружки жены приходят и говорят: «Маша, ну что ж ты такого, прошу прощения, козла терпишь?!» А Маша ответить не может – предана она ему. Почему? Нипочему! Качеств нет, за что его любить и уважать, просто нет их объективных. Почему? Ни-по-чему. Потому что жена, потому что предана и все. И этих случаев можно огромное количество приводить. Не знаю там, подвижники науки.

Вот мне попалась книжка, я ее даже читать не смог, Жореза Алферова, книжка такая вышла, называется «Власть без мозгов». Хорошая книжка, очень хорошая, только читать ее не смог – только начал читать, у меня сердце кровью обливается. То, что он пишет там – это правда, и лучше не думать об этом, так спокойнее жить. Ну, то есть он описывает, как мы превращаемся в банановую республику медленно, но верно, как идет дебилизация, исчезает наука, исчезает производство. И многие, в том числе и бывшие ученые, они типа: ну, если на науке денег не заработать, то надо, как помните, у Остапа Ибрагимовича Бендера, надо срочно в управдомы переквалифицироваться. Но есть люди преданные науке, они до сих пор преданные. Они ходят в изношенной одежде, они очень скромно живут, они не могут себе позволить купить какие-то продукты, и так далее. Может быть, действительно, по минимуму зарабатывают, но если у них есть возможность заниматься любимым делом, они преданы. Почему? А нипочему! Этот фактор преданности, на самом деле, в своем идеале необъясним, просто предан и всё.

Так вот, мудрыми называются здесь именно преданные. И поэтому, как бы считается, что Бхагавад Гита – это, в первую очередь, тот раздел йоги, относящийся к Бхакти йоге, где самым прославленным методом является преданность, когда ты предан концепции Абсолюта и когда тебе хорошо, и когда тебе плохо, и когда тебе весело, и когда тебе грустно, и когда ты спишь, и когда ты проснулся – в любой ситуации вне зависимости от внешнего мира. То есть, вы говорите: «Это концепция настолько славная, что все остальное не имеет значение, главное, чтобы я помнил об этой концепции».

Я когда-то, в свое время, давал комментарий на Ананда Лахари, часть Саундарья Лахари. Я хочу провести такую параллель с так называемой йогой Шри Видья, где на самом деле, знаете, за всем миром скрывается прекрасная богиня Шри, и суть всего этого мира – это познать красоту и смысл вот этой красоты богини Шри, и больше этот мир ни для чего не нужен. И там вот эта концепция преданности богине Шри. Да мне плевать, как мир устроен! Это его проблемы, я все равно предан богине Шри, а мир под меня прогнется. Почему? Потому что он и сделан для того, чтобы я познал богиню Шри. И вот этим объясняется магия Шри Видьи.

Вообще, на самом деле раздел Шри Видья йоги – один из самых могущественных разделов в йоге, потому что называется Прайога. Всякого рода, знаете, мантры денег, янтры власти, то, что, знаете, реально работает, понимаете, да? Хотя, на первый взгляд, магия какая-то, что ли работает. Никакая не магия! А просто действие более фундаментальных законов: если ты поклоняешься Шри, ты поклоняешься сути этого мира, значит все остальное – шелуха, должна исчезнуть.

В Бхагавад Гите аналогичная ситуация, но там, как первопричина выступает Абсолют, в форме личностного Абсолюта Кришны, но идея примерна та же самая.

Дальше.

18. Все они высоко достигшие, но мудрый подобен мне, считаю я, ибо он, преданный духом, достигает меня, непревосходимого Пути.

Вадим Запорожцев: И вот смотрите, следующее положение, которое можно понять, если вы уже прошли то, что называется аксиоматикой йоги. Если вы не знаете, что это такое, я всех отсылаю на сайт kurs.openyoga.ru, и найдите там раздел «Аксиоматика йоги».

И в аксиоматике йоги все методы йоги по достижению Высшего, грубо говоря, делятся на две такие категории. Первая – это классические методы, в том плане, что это спокойные, размеренные методы приближения к Высшему. Вторые методы – это быстрые методы в йоге. Чем они характеризуются? Они характеризуются тем, что в них исчезает фактор времени. Или по другому можно сказать, в них «цель» и «средство достижения цели» сливаются, поэтому не остается такого понятия, как «время».

И здесь, в Бхагавад Гите, когда говорится, что мудрые, подразумевая под ними преданных,  наиболее как бы высшие йоги, те, кто достигает быстрее всего конечной цели, так вот: они достигают конечной цели по той же самой причине, что фактор времени перестает играть роль. Если вы волеизъявили концепцию Абсолюта и преданы ей, то все остальные факторы жизни, они суть причина и следствие, то есть суть разворачивающегося времени. А тут вы, получается, замкнули цель и достижение этой цели. Вы достигли, вы соединили в одном флаконе Абсолют. И вы достигаете Абсолюта через Абсолют, так как вы ему преданы. Вне зависимости от того, в каких условиях вы живете, в каком состоянии ваше  тело, кто вас окружает или не окружает. Вы как бы, знаете, как – раз, и исключаете все эти помехи таким образом мгновенно. Вот поэтому метод преданности, метод Бхакти йоги, где основным методом является преданность, является быстрым методом в йоге.

Радость общения с Абсолютом.

19. После многих рождений мудрый достигает меня: “Васудэва есть все”, – говорит трудно находимый махатма.

Вадим Запорожцев: Ну и опять же, знаете, «после нескольких рождений мудрый достигает меня». Нескольких рождений! Даже если вы в этой преданности проживете достаточно много-много жизней, надо чтобы еще какие-то другие, кармические тенденции как бы исчерпали себя, отсоединились. Потому что вы помните, что закон кармы никто не отменял. И даже быстрые методы, это не говорит о том, что кто-то отменяет закон кармы, они говорят о том, что она очень быстро созревает, никто не успевает замечать.

И в то же самое время, в той же самой Индии, в которой миллиард людей, даже больше, миллиард сто миллионов, наверное, конечно же, встречаются истинные йоги. Вы их не встретите на улице, они, как правило, живут очень уединенно. То есть, вы их встретите, если у вас очень хорошая благая карма, и то только потому, что они вышли на улицу, чтобы вы их встретили; сами туда пошли вас встречать. Больше ни почему.

И ситуация такая, что есть люди, живет он в своей деревне, в своей хижине и по западным меркам влачит жалкое существование: на завтрак у него банан, а на ужин – горстка риса, и так 40 лет. Бродит в самой примитивной одежде, живет в самой примитивной хижине, которую сам себе сделал. Западный человек приезжает и говорит: «Боже мой! Какой бомжарий развели! Ни Мерседесов, ни компьютеров, ни одежды, ни пожрать». Понимаете, да? И, конечно же, человека западного это приводит в шок – как вообще можно в такой нищете существовать?! А эти люди – самые счастливые люди на свете, у них всё есть. Почему? Потому что тело получает все необходимое количество питания, никаких забот больше нет и можно все время посвятить общению с первопричиной, с Абсолютом, то есть быть ему преданным и начать общаться с ним, и он отвечает! И он так отвечает интересно, что любой там сериал или голливудский триллер новый – просто детский лепет, нервно курит в коридоре, понимаете, по сравнению с Высшим.

И вот если вам когда-нибудь посчастливится прожить, хотя бы несколько дней в таком состоянии (а я встречал таких людей, которые сумели приблизиться к этому), то вы будете, потом, всю оставшуюся жизнь, вспоминать, как самые счастливые. Вы потом станете миллиардером, олигархом, воротилой с Уолл-стрит, или кем вы там хотите стать. Или вы станете величайшим художником, поэтом, писателем, композитором, ученым, но по сравнению с тем периодом жизни, когда вы один на один общались с Абсолютом, и Абсолют отвечал вам, все это блекнет, все это кажется суетой.

Так вот, эти люди могут так прожить всю жизнь. Ну и они, собственно, стали образцом для подражания, или вот этой массовой культуры Индии. Знаете ли, массовая культура не только на  Западе, но и в Индии есть. И сейчас по Индии ходят огромные толпы этих якобы садху, которые, понятно, нигде не работают, живут подаянием, а в промежутках стараются травку еще курить, если где подвернется, и разглагольствовать об Абсолюте, поумничать. В Индии вы таких встретите много, сразу предупреждаю. Почему? Ну, это клоны, то есть надо же с чего-то копировать, а так как истинные садху, которые, действительно, такой образ жизни вели и ведут еще в Индии, встречаются, поэтому Абсолют и терпит всех этих тунеядцев и бомжей.

И поэтому если вы окажетесь в Индии, постарайтесь особо на БОМЖей матом не ругаться. Хотя честно сказать, у меня это получается с трудом, просто с трудом, особенно, когда один адепт тайных наук, вероятно обкурившийся, начал у меня какие-то деньги требовать на еду. Я ему еду, а он: «Нет, деньги давай». Я его чуть не побил, прошу прощения, отяготил бы свою карму и родился бы в следующей жизни животным, если бы он оказался садху. Но что-то мне говорило, что он не садху. Вот что-то… В общем, я дал ему бутылку Пепси-колы, большую, двухлитровую…

Так вот, поэтому смотрите, какая ситуация: меня хоть все ребята и сдерживали там, в Индии, чтобы я не особо, а я что-то, действительно, чуть ли матом не начал уже ругаться, но матом язык не очень поворачивался, я там мантры начинал орать: «Ом Намах Шивайя!!! Будь ты трижды счастлив!!!» Понимаете, да? Но  в то же самое время, если вы окажетесь в такой ситуации, постарайтесь не уподобляться мне, а лучше поклонитесь лишний раз БОМЖу, чем не поклонитесь садху. Лучше уж лишний раз там поклониться, лучше уж списать все на свою некомпетентность, чем, действительно, обидеть кого-нибудь из святых.

Да, так вот, эти люди могут жить из жизни в жизнь, и они всем довольны. Как правило, в следующей жизни они рождаются, и они чувствуют, что им надо. У них свой образ жизни, но это, друзья, вовсе не значит, что вы должны вести такой образ жизни. Этот образ жизни характерен для средневековой Индии, когда вы живете на банане и горсточке риса в день в своей хижине, и этот образ жизни помог донести знания до нас, и до наших дней.

Сейчас, в особенности на Западе, ситуация изменилась. Я бы хотел, чтобы Абсолют вам открывался, в первую очередь, через богатство, через власть, через творчество, через то, чтобы вы стали харизматичными личностями, пошли в политику, пошли в науку, пошли во все, во все властные структуры, и наконец-то навели порядок. Ну, сколько ж можно уже, друзья, почему у нас там, наверху, нет духовных людей? Пусть вам Абсолют откроется через власть! Станьте президентом, станьте главой корпорации, станьте миллиардером, олигархом, в конце концов, станьте через Абсолют. Выдавите эту серость, это убожество. Страну погубят ведь! Это я к Жорезу Алферову «Власть без мозгов».

Дальше идем.

Бог по образу и подобию человека.

20. Те же, чье знание увлечено различными вожделениями, обращаются к иным богам, соблюдая различные обеты, понуждаемые собственной природой.

Вадим Запорожцев: Вот, смотрите, здесь тоже очень интересный разворот. Можно себе придумать концепцию промежуточного божка, бога. Чем, в общем-то, человечество на всей своей истории занималось и занимается. То есть человек обычно придумывает что-то Высшее по своему образу и подобию, только увеличенное. Ну, то есть, человек ревнивый, и в книжках некоторых вы прочитаете: «Я, Господь твой, ревнив!», понимаете, да? Ну, то есть вот на самом деле представления о Высшем – это увеличенные представления, как правило, людей о самих себе. Поэтому из поколения в поколение концепции религиозные меняются. В джунглях это примитивное, так, какое-нибудь божество местное, какой-нибудь вепрь-прародитель, и все ему поклоны отбивают. Уже если человечество, как говорится, в какие-то более абстрактные идеи отходит, уже и концепция о Высшем абстрактнее. Пока человечество еще зверское и свирепое, вы встречаете концепцию «око за око, зуб за зуб». Как только немножко как бы так, это, гуманистически человечество в самосознании подросло, вы встречаете другую концепцию – «ударили тебя по одной щеке, подставляй другую». Ну, то есть вариантов очень много. Почему? Потому что сказать там людям, поклоняющимся вепрям: «Ударили по одной щеке, подставляй другую», они, мягко говоря, не поймут, просто не поймут, у них жизнь совсем другая. Если завтра придет людоедское племя и начнет их кушать, что им делать? Другую щеку подставлять, чтобы обглодали и ее? Ну, как бы все хорошо для определенных людей.

Да, так вот, понятно, что чем более гуманистическое представление человека о мире, тем более гуманистическое представление о Боге. Чем более примитивное, тем больше вы там найдете таких отголосков людоедской предыстории, я уж не знаю, какой там, всего рода человеческого.

И вопрос всегда возникает: «Ну ладно, а если люди поклоняются этому вепрю величайшему, куда после смерти попадет»? Конечно, представитель другой религии однозначно скажет – в ад. Ну, просто это правило игры. А если в рамках самой религии рассматривать, то тут, как ни странно, уже варианты: в одном случае вариант, что если ты, как бы себе притащил эту концепцию Высшего, сам придумал себе какого-то Бога, то ты его сотворил. И ты попадаешь под законы те, которые придумал и сотворил. И в дальнейшем, если ты им следуешь, то ты попадаешь в свой локальный рай, а если не следуешь, то попадаешь в свой локальный ад.

То есть, в одном случае ты попадаешь – какое там представление о рае – в великий лес, где правит кабан-прародитель, и можно каждый день веселиться, на охоту ходить. В другом случае ты попадаешь в ад, где, там, какой-нибудь черный антикабан жарит тебя на сковородках и клыками каждый день будет тебя разрывать, а за ночь ты будешь опять срастаться, чтобы на завтра тебя разорвали еще раз, и так пять раз, и так пять раз. Помните этот анекдот? Потерпевший нанес себе пять ножевых ранений; мы чистили картошку, он поскользнулся и упал мне на нож, и так пять раз, и так пять раз.

И получается, что мы придумываем себе концепцию, придумываем промежуточных божеств, и попадаем под действие этих промежуточных божеств. Поэтому и концепция Бхагавад Гиты, как всего-всего, ну чего вам придумывать что-то промежуточное, зачем? Это ж пока придумаешь, сегодня понравилась идея с этим кабаном-прародителем, завтра она уже не актуальна, что-то более абстрактное хочется. И понятно, что как бы получается, что ни одна религия не врет, но с другой стороны и перспектива попадать под действие вот этих всех промежуточных причинно-следственных механизмов тоже не хочется. На что Бхагавад Гита говорит: «А и не надо! Уж если замахиваешься, замахивайся по полной программе на самого Абсолюта, чего мелочиться»!

Дальше идем.

Вся вера от Абсолюта.

21. Какие бы образы ни стремился почитать с верой поклонник, его непоколебимую веру я даю ему.

Вадим Запорожцев: Вот и смотрите, какая ситуация. Тоже следующий шаг: ну хорошо, почему же они верят в этого кабана-прародителя, и вроде как у них все хорошо, а вот соседское людоедское племя вообще ни во что не верит, и у них всё хуже. Обратите внимание, что если есть какой-то элемент чего-то абстрактного, чего-то Высшего, в том или ином обществе людей, оно склонно выживать и доминировать. А если более примитивно идти, то оно рано или поздно проигрывает.

Выходит, таки рулит кабан этот прародитель? Да, конечно, рулит. А сила-то у него откуда? Фактически, его же сами придумали поклоняющиеся? И вот здесь в Бхагавад Гите сказано, что все искренние устремления, которые творят промежуточных богов, они находят отклик «…во мне». «Я даю» – говорит Кришна. То есть Абсолют говорит: «Я даю силу этим промежуточным богам, у них самих силы нет. Я просто как бы вижу, что вот это племя должно было людоедским стать, а тут прогресс, уже кабану-прародителю поклоняются. Надо же поддержать! И вот, давай-ка, я буду оживлять все эти культы».

Вот почему многие промежуточные религии, друзья, работают. Иногда сталкиваешься с такой религией – ну вообще ужас! Ну вот – бум-бум, совсем плохо, и с головой плохо, и с моралью плохо, а работает для адептов, и поддерживается из поколения в поколение! Кто ж ее поддерживает-то, а? А поддерживает только Абсолют. Почему? Потому что это шанс, хоть какой-то, вытащить из скотства. Да, сперва, в кабана-прародителя, потом во что-то более такое приятное, потом еще во что-то, потом еще, потом глядишь, и до более высоких концепций дойдет.

Завершим рассматривать эту главу, это была у нас седьмая глава, а называлась она «Йога познания и распознавания», продолжение следует, следите за рекламой!

Все на сегодня, УРА!

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 19 Мб

Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 76 Мб

Скачать Видео 347 мб

 Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Карина Халтурина, Евгения Стороженко, Лилия Воронкова, Наталья Сергеева., Елена Подрядова, Алексей Тарасов, Сим Наталья.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com