2008.03.23.Практика в йоге.Крия-йога. Йога сновидения. Аскетизм. (Вадим Опенйога).

Практика в Йоге. Крия Йога.Йога сновидения.Аскетизм .

photo vadim

  Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2008.03.23
Адрес: Международный Открытый Йога Университет (openyogaclass.com)


Краткое описание :

Круги в Крия-йоге.  Анандасвами – это не придуманный бренд. Как избавиться от неприятных ощущений в практике и в жизни. Принцип запредельной красоты. Как практиковать мантру «Ом». Когда лучше практиковать йогу. Йога сновидения. Соотношение мантры и Майи. Аскетизм. Осознание своей красоты. Традиция школы Ананда Свами. Взаимосвязь дыхания, сознания и сексуальной энергии. Критерий внутренних переживаний.

Скачать Аудио и Видео Вариант:

(Извините, аудио и видео будет выложено позже!)

Читать Текст:

Вопросы

       — Расскажите, пожалуйста, почему крийя йога разделена на круги и как их нужно выполнять, в какой последовательности и как часто?

       Упражнения в крийя йоге подобранны не просто так. Каждая последующая крийя помогает нам пройти по «закоулкам» нашей позитивной и негативной кармы и проникнуть в подсознание или внутренние глубины устройства нашего человеческого тела. Поэтому, устройство крий приводит нас к определенному состоянию. Она к нам дошла в таком виде, как она дошла. Вероятно, что древним мудрецам было виднее, почему последовательность именно такая. Хотя другие варианты практики тоже возможны.


       Мой любимый пример про медвежатников, которые сейфы вскрывают. Проволочкой бах-бах — и сейф открылся. Примерно также и последовательность крий. Это какие-то действия, которые не очень-то и сильные в разных плоскостях. Но если сделать последовательность этих действий, то происходит то, что называется «мы начинаем поглощаться своим внутренним миром  (подсознанием)». Мы начинаем уходить во внутренние глубинные структуры.


       Мы все как-то сделаны и чтобы проникнуть во внутрь, нужна какая-то последовательность. Этим и объясняется наличие кругов крий. Иногда они называются «чакра-крийи». «Чакра» в переводе – круг.

О последовательности крий

       Крайне желательно, чтобы круги крий изучались в той последовательности, в которой они даны в чакра-крийи. В дальнейшем, когда йогин преуспел в чакра-крийи, он уже может составлять свои круги.


       Желательно постепенно разучивать крийю. В начале следует разучить первый круг, затем второй и силовые крийи. Считается, что крийя изучена, если вы ее выполнили в облаке школы 108 раз. Или в присутствии инструктора на занятии. Но это вовсе не значит, что ее нужно практиковать только лишь у нас в зале. Другую часть крийи вы должны набирать сами. То есть, здесь идет параллельный процесс: передача самой крийя йоги и ваше осваивание материала.


       Как вы понимаете, 108 раз можно сделать  не сразу, на это уходит определенное время.

      Иногда встречаю человека, который говорит, что знает крийя йогу. А я спрашиваю, сколько раз он сделал. Он говорит, что 10. Знаете ли, у нас «адепты тайных наук» по несколько лет практикуют крийя йогу и каждый раз открывают что-то новое.


      Вообще, это достаточно сложная система, т.к. она работает с физическим телом по остаточному принципу: тело должно не мешать, основные процессы идут внутри. Тело – это стартовый маховик, все процессы идут внутри. Этим и обуславливается разбивание на последовательность крийи. Дома можете ее делать так же, как и на занятии. А после того, как ее изучите и с закрытыми глазами будете выполнять весь комплекс, тогда и сможете экспериментировать (эту добавить, эту переставить), но не раньше. 


       Часто сталкиваюсь, что люди не овладели даже двумя кругами крийи, а уже начинают добавлять что-то свое. Творческий подход – это хорошо, но сперва лучше, как с алфавитом: сначала все буквы выучить, а затем складывать в слова.

       — Правильно ли я понимаю, что на первых этапах второй круг крийи лучше делать после первого?

       Да. С начала вы изучили первый, затем второй. Но это если вы дома занимаетесь. На занятии в зале могут давать сразу второй круг крийи, это нормально.

       — Как избавиться от неприятного ощущения в практике и в жизни?

       Конечно же, здесь нужно знать, какая именно это практика, и какая ситуация в жизни. Потому что жизнь нам разные ситуации преподносит. 


       Какую бы вы практику не делали, здесь главное: принцип гармонии. Если гармонии нет, не спасает ни ваша гибкость, ни растяжка, ни количество времени, которое вы тратите на занятие йогой.


       Мой любимый пример про качели: если вы попали в такт, то да, можно раскачивать. А если качели двигаются сами по себе, а вы сами по себе рукой машите, то ясное дело, что они начинают бить вам по руке и вы получите массу неприятных ощущений. Но с другой стороны, когда мы начинаем выполнять ту или иную практику, то идут внутренние процессы очистки нашего организма и какие-то неприятные ощущения всплывают внутри нас. И лучше «дозировано» заниматься практикой.


       Что же касается жизни, могут приходить последствия действий, которые вы даже и не помните, а они приходят волной. А может, это реакция Вселенной на то, что вы делаете в настоящий момент. И тут, опять-таки, нужна мудрость. Где перетерпеть и считать, что оно и должно так быть. А где делать выводы и что-то менять в своей жизни.

       — Подскажите, как избавиться от боли во время практики?

      Боли во время практики не должно быть. Это самое первое правило. Если вы начинаете делать асану и у вас боль, то прекращайте ее делать. В йоге есть положение, что насилие неэффективно. Конечно же, усилием вы можете сделать рывок, но потом тело отомстит за это. Обратите внимание на профессиональных спортсменов. В 40-50 лет они страдают от травм. Почему так происходит? Это расплата, т.к. организм не любит, когда «прыгают через ступеньки» и излишне начинают его перенапрягать.


      Поэтому, когда вы выполняете йогу (хатха йогу в частности), то есть два метода: метод энергии и метод сознания. Метод энергии – это когда вы выжимаете максимум наслаждения из позы. Вы делаете так, чтобы Боже упаси, там что-то хрустело, стараетесь, чтобы было как будто вы с утра потягиваетесь и вам приятно.


      Есть метод сознания, метод аскетизма. Но в методе аскетизма нужна радость. Вы преодолеваете себя и радуетесь от того, какой вы крутой: сейчас вы своим телом займетесь и оно начнет вам подчиняться. Но обратите внимание, ни в первом, ни во втором случае нет никакого дискомфорта. Как только почувствуете дискомфорт, насилие, то йога будет неэффективна. Это как собака побитая: притаилась и ждет, как бы отомстить хозяину. Точно также и наше тело. Если боль, тут же понимаем, что мы делаем что-то не то. Нужно либо снижать нагрузку, либо подходить к упражнению очень плавно, больше времени тратить.  А если реакция с негативными ощущениями, то это повод задуматься.

       — Расскажите о подходе в йоге через красоту богини Шри-Видьи?

       У нас есть диски с записями, где более подробно рассказано. Но в двух словах, что это за подход Шри-Видьи. Подход Шри-Видьи является матерью Тантр. Весь тантрический подход, который известен на Западе и у нас, уходит корнями к подходу Шри-Видьи. Его смысл заключается в том, что весь наш мир был создан только лишь для одной цели: чтобы мы познали запредельный смысл Шри. Мы с вами не то, что жизнь живем, а рождаемся из одной жизни в другую ради того, чтобы познать этот запредельный принцип – красоту и счастье. Не даром этот принцип называется «волна красоты и счастья». Когда йогин практикует, практикует, а потом бац – и до него дошло, для чего был сотворен весь этот мир. С помощью йоги он видит этот принцип Шри (красоту), и понимает, почему все было создано именно так, а не иначе. После чего для него весь мир (как бы) исчезает.


       Йогин во всем видит красоту. Хотя есть вполне конкретный образ: девушка шестнадцатилетняя полна сил и чувств. То есть, дается конкретный образ для медитации на беспредельное. Как сказано в одном из стихов: весь мир был создан из пыли, собранной из ее ног. То есть, все прекрасное, что мы видим в этом мире – это всего лишь жалкий отблеск богини Шри.


       К сожалению, я не могу в двух словах рассказать об этом принципе. Это одна из самых серьезных тем. Потому что в Шри-Видьи даны техники и практики быстрых методов. Там они как на ладони. Потому что этот мир создан для того, чтобы понять высший принцип Шри. Если человек и так его понял, он понимает быстрые методы. Если он не понял этот принцип, то и быстрые методы ему рановато практиковать. Поэтому, это крайне закрытая йога.


       Миллионы адептов считают, что они несут знания о подходе Шри-Видьи. Иногда, когда сталкиваешься с высшими учениями, они бывают «облеплены» не самыми благоприятными персонажами. Но в этом есть некое отражение нашей негативной кармы, чтобы мы поняли и очистились. А если мы поймем и очистимся, то останется принцип богини Шри. Продолжение практик вполне конкретное: все сексуальные практики хвостами имеют принцип богини Шри, который в дальнейшем раскрылся. Все практики, которые вызывают наслаждение, они полностью подпадают под критерий Шри-Видьи. Основная мысль заключается, что в нашей Вселенной никто и никогда ничего не достигал с помощью аскетизма, насилия и подавления. В нашей Вселенной все достигается с помощью наслаждения, счастья и радости. Но чтобы быть готовым, чтобы переварить это наслаждение и радость приходится проходить серьезные ступени аскетизма. Поэтому чтобы она открылась человеку неподготовленному, не «обожженному в огне аскетизма», нужно иметь положительную карму.


       В нашей традиции Анандасвами есть аналог йоги Шри-Видьи – это йога Влюбленности.

       — Какую бы литературу Вы порекомендовали по Джнана йоге?

        По Джнана йоге есть много разных текстов и подходов. В нашей традиции дается аксиоматика йоги, что является той же Джнана йогой, но несколько другого захода. Поэтому, смотря в какой традиции вы начнете изучать йогу, имеет смысл изучать авторов именно этой традиции.


       Йога сутра Патанджали – это также Джнана йога, в которой систематизированы подходы, которые ведут к высшей цели – самадхи (саньяма) без объекта, состояние высочайшего экстаза. Если же вы коснетесь учений Адвайтаведанты, там будут (в первую очередь) тексты Шанкарачарьи. Они очень лаконичные и коротенькие, но с другой стороны, часто сложно понять, какая концепция в них развивается. Как ни странно, в Тантрах (которые так известны на Западе сексуальными практиками) Джнана йога изложена как ни где понятно и последовательно. Поэтому, многие моменты гораздо лучше познаются и постигаются по дошедшим до нас тантрическим источникам. Но там есть свои трудности: тексты эротичного характера. Иногда даже создается впечатление, что эти тексты несколько о другом. Но там свой язык, за которым скрыты понятия Джнана йоги. Поэтому, если мы идем тантрическим путем, имеет смысл начать с Тантр. Хотя, не все Тантры переведены (не то что на русский, а и на английский).

       — Как правильно медитировать на мантру ОМ?

       Считается, что «с порога» медитировать на мантру ОМ крайне сложно. Представьте гору: с одной стороны скала, по которой нужно карабкаться наверх, а с другой стороны плавненький подъем. Медитировать на мантру ОМ, это как альпинисты-профессионалы, хлебом не корми, дай потруднее. Они любят карабкаться на скалу. Но не всем это под силу. Многим проще по тропинке подняться. Поэтому, в мантра йоге есть мантры сознания, энергии, мантры имен, а также смешанные мантры, где духовное открывается через материальное. Можно просто так получить «Мерседес», а можно получить так, что это откроет глаза на весь ваш духовный путь. Так вот, есть смысл получать свой «Мерседес» именно таким путем. Если у нас есть какое-то меркантильное желание – хорошо. Йога не против желания, йога за желание. Единственное, чтобы вы не стали рабом своего желания. Вопрос в том, чтобы осуществить это желание и при этом подняться на более высокий духовный уровень. Практикуя эти мантры, мы создаем хорошую базу и оттачиваем разум, чтобы потом практиковать мантру ОМ.


       Помним, что в мантре ОМ есть аспект сознания, энергии и аспект имени. Вообще говоря – это основополагающая мантра. Проявленный аспект звучит как перекатывание гласных А, О, У, М. «М» — это не буква, это когда вы прекращаете произносить что-либо. Это изначальные звуки, изначальная вибрация, породившая всю нашу Вселенную. Параллельно проявленной части есть скрытая вибрация. Поэтому, самая быстрая практика мантры ОМ – это, как минимум, ее повторять. А также настроить свое сознание и медитировать на то, что эта мантра является основополагающей мантрой, породившей все на свете. И если у Абсолюта есть имя, он «подписывается» ОМ (как мы в паспорте).


       Аллегорически в ОМ входят все мантры, все согласные, все возможные последующие буквы из которых можно придумать слово. А что такое слово? Имя и форма, согласно Шри-Видьи, это одно и то же. Чего нет, того нет; а что есть, то можно назвать. Только запредельное нельзя назвать. Поэтому, с этим сложнее. Все последующие мантры, объекты и явления выходят из мантры ОМ. Мы ее повторяем еле слышно или про себя. В этот же самый момент настраиваемся на бесконечность. То есть, мало того, что добавляем аспект энергии (произнося мантру), также добавляем аспект сознания, размышляя о том, что за всем этим стоит. А когда эти два объекта сложатся, вы можете познать, что такое Абсолют.


       Каждый выбирает себе по вкусу, Абсолют доволен всем. Он в своей милости проявляется так, как мы хотим его видеть. Хотим через аспект энергии – будет через аспект энергии, через аспект сознания – будет через аспект сознания, через аспект имени – будет через аспект имени.


       Как вы помните, успех в мантра йоге достигается повторением мантры. Если ее не повторять, наврятли она вам откроется.  

       — Что происходит с человеком, который занимается хатха йогой?

       Если вы будете заниматься йогой, потенциал вашего организма вырастет и ваша энергия вырастет, вы почерпнете много здоровья и сил, которые в дальнейшем будете тратить на свои дела. В этом отношении йога является универсальным средством для того, чтобы привести себя в порядок. Поэтому, крайне желательно практиковать физические йоги. Сколько на это уйдет времени, у каждого по своему. Кто-то начинает с хорошего старта, а кто-то давно собой не занимался.


       Действие хатха йоги достаточно сложно и неоднозначно. Она оказывает целебный эффект. Но если у вас серьезные проблемы со здоровьем, в первую очередь идите к врачу. Йога не занимается лечением. Йога не касается вопросов медицины.


       Если мы себя ощущаем «практически здоров», то можно смело заниматься системой самопознания (йогой). Два раза в неделю вполне достаточно, чтобы сделать старт в йоге. Но в дальнейшем успех в йоге определяется следующим афоризмом: «Если йога стала для вас привычкой (если вы пропустили занятие йогой и чувствуете себя дискомфортно), значит, вы сделали успех в йоге». То есть успех в йоге не определяется, как хорошо вы гнетесь, умеете или не умеете стоять на голове, а то, насколько она вошла в привычку заниматься. Поэтому, два раза в неделю – это минимальный уровень, с которого нужно начать. А в дальнейшем не удивляйтесь, что тело само начнет просить йоги. В этом смысле мы «подсаживаемся» на здоровый образ жизни. Была у вас сонливость и неясность, позанимались – бодренькое самочувствие, вперед действовать.

       — В какое время лучше заниматься йогой?

       Йогой можно заниматься, когда вам нравиться, когда угодно. Даже если вы занимаетесь йогой не регулярно, это лучше, чем не заниматься йогой вообще. Лучше заниматься с определенной периодичностью. Если карма у вас благоприятная, то вы можете выбирать время занятия. Имеет смысл выбирать время занятия: восходы и закаты, или когда день переходит в ночь. Но это не универсальное правило. Если вы поедите куда-нибудь в Норильск работать, где полгода полярная ночь, а полгода полярный день, там, понятное дело, все рекомендации отваливаются. А поближе к Индии, поближе к экватору, где день и ночь равномерно себя сменяют, там «ближе к истине». Мы с вами живем на 55 широте. Здесь нужно смотреть на окружающие погодные явления, восход, закат. С другой стороны, конечно же, внутренние часы должны нам подсказывать. Если есть возможность и позволяют погодные условия, лучше заниматься на улице. Это сэкономит вам уйму времени.

       — Отличаются ли утренние практики от вечерних?

       Знаете ли, здесь тоже многое зависит от человека. Кто-то делает упор на медитативные практики с утра, пока сознание чистое. Кто-то наоборот вечером, т.к. с утра сонливость. Точно также, кто-то любит практиковать хатха йогу с утра, а крийя йогу вечером. Здесь индивидуально, жесткой привязки нет. Хоть мы и сделаны с вами по образу и подобию единому, но карма у каждого своя, грязь у каждого своя. Чтобы более эффективно очистить грязь, кому-то нужно щеточкой, а кому-то порошочком. Примерно тот же смысл и с чередованием практик в течение дня. Утром сонливость, а вечером усталость. У человека перерыв на работе, и он в это время занимается, считая это оптимальным временем.


       Знаю людей, которые ложатся спать, как будильник просыпаются в 3 или 4 ночи и занимаются йогой, а потом опять засыпают. То есть, абсолютно разные варианты наблюдаются. Если вы хотите делать утренние практики на восходе солнца, после которых вы чувствуете сонливость, то вперед поспать – йога сновидения.


       Очень много мифов вокруг йоги. Не стоит излишне жестко себя держать, это не всегда хорошо.


       Держать себя в узде нужно, но в меру. А то мы бывает книжек йоговских начитаемся, что в 4 утра встань, сперва то, се, пятое, десятое. Это может себе позволить какой-нибудь (прошу прощения) тунеядец в Индии, который может полдня ничего не делать, выйти, помедитировать и опять уйти. Если это не тунеядец, это садху, который отказался от мира и живет подаянием. Если вы не отказались от подаяния. Если вы не живете подаянием, это и правило не для вас. А мы начинаем на себя натягивать, что называется «погоны не по статусу».  Должна быть разумная дозировка всего. Критерий: привычка. Если привычка выработалась, то вы правильно все делали. Если делали не правильно, то привычка не выработается. Т.к. вы либо делали больше, чем надо, либо меньше. Поэтому, в йоге сказано, что единственный критерий в йоге – это твоя привычка заниматься. Мастерство в йоге определяется не то, как вы научились в восемь узлов завязываться, а то, как вы научились расслабляться в Шавасане.

       — Расскажите, пожалуйста, об особенностях состояния сновидения?

       Мы с вами живем, что называется в реальности, но эту реальность не можем воспринимать. В игру вмешивается то, что мы называем «майя». Но с другой стороны, мы не можем жить вне реальности. Поэтому, находясь в заблуждении майи, мы должны это компенсировать заблуждениями другой майи, а потом еще и заблуждениями третьей майи. Для того, чтобы нам воспринять Вселенную такою, какая он есть, на нее нужно посмотреть с разных граней. Одна грань – это состояние бодрствования, другая грань – это состояние сна со сновидениями, третья грань – это состояние сна без сновидений. В любом из этих случаев мы воспринимаем Вселенную. И если мы очень долго воспринимаем один ее ракурс, то мы нарушаем гармонию. Если мы бодрствуем слишком долго, то потом проваливаемся в сон со сновидениями и без сновидений. Мы в принципе не можем не спать до тех пор, пока не достигли состояние самадхи. Если достигли состояние самадхи, там другой разговор: прямое постижение реальности такой, какая она есть и не надо прыгать с одного на другое. Если же нет, то эти состояния прыгают.


        Из этого следует, что состояния сновидения для йогина – это такое же поле деятельности и такая же Вселенная, как и наше состояние бодрствования. С другой стороны, эта грань реальности странная и навеянная предыдущим днем или какими-то воспоминаниями. Иногда это что-то странное, что даже воспоминаниями не было навеяно. В любом случае, существует некая тождественность между состояниями бодрствования, состояния сна со сновидениями и состоянием сна без сновидений. Если вы выбросите хотя бы одну из этих граней, вы перестанете существовать (умрете). Если человеку не давать спать, то он умирает.


        Хотя мы не воспринимаем реальность, не воспринимаем Высшее, но без Высшего не можем протянуть ни секунды. Поэтому, если мы делаем заблуждение в одну сторону, то мы также делаем заблуждение в другую сторону, чтобы «в среднем» получилось, что мы живем в реальности.

        — А как же нам относиться ко сну со сновидениями?

        Йогин относится самым серьезным образом. Потому что, с позиции его Я, какая разница: состояние бодрствования, сна со сновидениями или сна без сновидений. Он все равно отслеживает все с позиции своего собственного Я, интерпретирует, находит какие-то закономерности, связи и воспринимает также серьезно свой сон, как и то, что с ним произошло наяву. Но не стоит впадать в паранойю: изучая йогу сновидения многие начинают листать сонники и т.п. Йога призывает нас: больше здравого смысла, больше анализа, но анализа ко всему тотально, всеобще. Чтобы не было такого, что с восьми до восьми я бодрствую – это жизнь, а потом непонятно что. Нет, тогда тоже что-то было.

        — Расскажите про процесс умирания?

        Это достаточно деликатная тема. Наиболее хорошо он сохранились в тантрическом буддизме. Там на этом построены целые школы. С одной стороны, теряя нить сознания, большая вероятность того, что мы переродимся не там, где надо.


        Момент смерти – это эволюционное ноу-хау, которое каждый себе придумал. И если бы мы его не придумали, то мы бы умирали долго и мучительно разлагались. Смерть – это ноу-хау, с которым нужно очень правильно обращаться. Конечно же, до известной степени можно воспользоваться принципом ассоциативных связей и удерживать его, не дать этой связи оборваться. А как удерживать? С помощью сознания. Любые мощные знания должны быть дозированы. Даже не потому, что это секрет, а всегда найдется пара идиотов, которые пустят это не туда, куда нужно. 

       — Какое соотношение майи и мантры?

        Это очень серьезная связка. Потому что с одной стороны все объекты во Вселенной были порождены с помощью майи. А с другой стороны (с позиции мантра йоги), мы достигаем того же с помощью мантра йоги.


        Обычно под словом майя подразумевается что-то негативное. Майя по своей природе не позитивная и не негативная. Майя очень странная и фантастическая вещь. Обратная сторона этой вещи – это то, что мы впадаем в иллюзию, в заблуждение. И как следствие, возникает закон ассоциативных связей, которые как лилипуты Гулливера привязали маленькими веревочками и держат так, что он двинуться не может. Точно также и наше беспредельное Я живет в человеческом теле и ноет по утрам, что ему грустно жить, зарплату не платят и жизнь не удалась. Хотя потенциал божественный. Но, тем ни менее, эти маленькие веревочки держат нас. Это отрицательная сторона майи. Но есть и положительная сторона. Это величайший шанс проявления свободы воли. Вы можете сосуществовать с другими живыми существами: и у вас свобода воли, и у них свобода воли. У всех одновременно. 


         Поэтому, майя и мантра в этом смысле – это великий шанс, чтобы мы все прошли наш уникальный путь. Мы все с вами прожили миллиард жизней в телах животных. Наконец, мы заслужили счастье жить в теле человека. А еще меньше людей осознали это счастье и пришли на лекцию. Гораздо больше людей просто не понимают. Огромное число самоубийств, огромное количество людей, которые «с жиру бесятся» и не ценят, что у них есть тело человека – это самая ценная вещь во Вселенной. Вторая такая ценная вещь у вас будет за шаг перед просветлением. А мы все ноем.


        А ведь что создало наше тело? – Майя. Что отделило его  от Абсолюта? – Мантра. Поэтому, связка майя-мантра очень серьезная.

        Майя – это очень «странный предмет». Можно проанализировать действие майи. У Шанкарачарьи есть очень хороший пример про веревку на дороге, которую человек воспринимает как змею. Но как только делает шаг, перед ним возникает веревка. Майя – очень «странный предмет». Она вроде есть, а вроде ее и нет. У нее нет субстанции майи, собственного сознания. Это как свою собственная тень.

        — Если человек соблюдает аскетизм в одном аспекте жизни (питании). Нужно ли ему в то же самое время соблюдать аскезу во всем?

        Цели и средства аскетизма могут быть разными. Иногда человек уходит в тотальную оборону: ни в чем себе не давать поблажку, все по минимуму (питаться зеленым горохом, запивая водой, спать на камнях, ходить босиком).


        Пример: почему в армии солдаты особенно любят сладкое? Потому что секса нет. И они замещают одно чувственное наслаждение на другое. Получается, что не совсем накапливается. Но есть практики, для реализации которых нам совсем не обязательно соблюдать жесткий аскетизм. К примеру, каждый день делать хатха йогу или один день в неделю голодать. Еще раз, аскетизм – это серьезная практика, не пройдя аскетизма вы не поймете йогу. Но Боже вас упаси злоупотреблять аскетизмом. Йога из-за этого чуть не погибла и продолжает гибнуть. Нужно соблюдать принцип гармонии, найти золотую середину: где нужно себя заставить и где можно себе позволить. Если будет перекос то в одну, то в другую сторону – это не оптимально. Иногда я встречаю йогов, которые думают, что чем больше аскетизма, тем быстрее они будут святыми. Да не будут они святыми гуру. Очень часто их просто начинает нести и они творят непотребства, что иногда, как в той песне: лучше бы он пил и курил.


        То есть, очень серьезная опасность: без аскетизма никуда. Но и если неправильно распоряжаться накопленным потенциалом за время аскетизма, то это тоже опасно.

        — Расскажите, пожалуйста, про практику Бхова.

        Практика Бхова – это практика умирания. Она хорошо сохранилась в тантрическом буддизме. В нашей школе она не сохранилась. Поэтому, если хотите ее проходить, ищите учителей, которые дают эту практику. В йоговской среде есть такая субординация: пока старший жив, младший помалкивает. Всегда можно отослать к старшему.

         — Должен ли мужчина помогать женщине осознать ее красоту, потенциал?

         Есть очень важный афоризм в Тантра йоге: «Если хочешь красивую, умную, стройную йогиню-подружку, то сделай красивую, умную, стройную из той, которая с тобой рядом». Но здесь есть очень странное добавление, которое не все понимают. До тех пор, пока мы перебываем в плоскости кармы, мы что заслуживаем, то и получаем. Тот человек, который сейчас с нами, это самый лучший вариант для того, чтобы он раскрылся, стал более уверенным в себе и т.д. Вы делаете максимально для него. Как только вы сделаете все от себя зависимое, шестеренки кармы провернуться и он изменится, а если не изменится, то придет другой. Это основной и самый глубокий принцип «108 афоризмов Тантра йоги», очень глубокий и неоднозначный принцип. Но имеет вполне конкретную подоплеку. Слепой метод перебора подружек не подходит. Ушла старая, придет новая такая же. Это будет происходить до тех пор, пока мы сами не изменимся. Возвращаюсь к тому же афоризму: «Если у вас уже есть жена, сделайте максимум, сделайте из нее йогиню красивую и улыбающуюся. Сделайте, потратьтесь на это. Либо она изменится и вы будете счастливы, либо она не изменится (у каждого свобода воли) и тогда на ее место придет другая, с которой вы будете счастливы».


        Когда вы таким образом относитесь к своей подружке, то вы (образно говоря) работаете не со своей подружкой, а со своей негативной кармой.

    
        Если брать подход Шривидьи, то с чего вы вообще решили, что такая подружка есть? Есть старый наркоманский пример: а вы мне все кажетесь. И это действительно так. С позиции нашей Атмы, нашего высшего Я, есть мое тело, есть восприятие чего-то или кого-то. Но любая подружка – это такой же запредельный принцип Шри. Любая женщина – это потенциально та, о которой мы можем помечтать. Но по ряду причин этот образ затянут «маскировочной плащ-палаткой», чтобы никто не заметил. Это наша карма. Иногда мы эту карму видим или не видим, мы творим или не творим. А иногда наша Атма в виде нашей подружки. Мы работаем не с ней. Наше Я работает со всей Вселенной. И к своей подружке нужно относиться не как к своей подружке, а как ко всей Вселенной в образе подружки. Или есть более суровое высказывание в йоге: «Обнимая свою подружку, относись к этому так, как будто ты обнимаешь свою смерть». Немного страшный разворот, но он по-своему справедлив.

        — Расскажите, какая роль женщины в духовном развитии мужчины?

        Девушки, конечно же, в более привилегированном положении. В нашем мире (согласно традиции Анандасвами и других вменяемых традиций) должны пробуждаться учительницы йоги. Сейчас жуткий перекос не в ту сторону. И женщины-учителя йоги здесь не рождаются, т.к. адекватных мужчин нет. Нужен большой прессинг на мужчин, чтобы они достигли способности быть достойными таких женщин. Только лишь в таком случае они здесь рождаются или просыпаются. Поэтому, в отношении женщин, здесь все помягче. Но не потому, что мужчина от женщины чем-то отличается. Как вы помните, Я – без пола. В этой жизни вы мужчина, в следующей – женщина. Кто разберет. В том плане, что перекос во Вселенной в одну сторону, поэтому отношение к женщине более мягкое.


         Если женщине нужно помочь раскрыть ее энергию, то мужчине нужно помочь раскрыть его сознание. У мужчин есть один фактор — сознание. Если он присутствует, женщина рядом с ним счастлива, если отсутствует, то — несчастна. Поэтому, женщина должна помогать мужчине развивать сознание, а мужчина женщине – развивать энергию, раскрыться как богине.

        — Кто такой Анандасвами?

       Анандасвами – это  придуманный бренд.
 

 Анандасвами – это  не придуманный бренд. Мы назвали школу йоги Анандасвами, не потому, что это Анандасвами. У нас классическая школа йоги. Просто в мире развелось столько классических школ йоги, что когда ты говоришь «классическая йога», это начинают путать с борьбой нанайских мальчиков или какими-нибудь обрядами жертвоприношения.


       Анандасвами – это серьезный учитель. Но помимо него также есть и другие учителя. Псевдоним поэтичный, примерно, как и у богини Шри – Краса ненаглядная. У большинства йогов есть псевдонимы, но они крайне не публичные люди. Это у меня дурная карма «отдуваться» за всех. Они занимаются своим делом. Как правило, им даже в городе тяжело находится, т.к. они слишком чувствительные. Их «плющит» здесь по полной. Как и любая традиция, корнями она уходит в предгорье Гималаев, в Индию. Вы помните, что вся йога была принесена откуда-то с Севера. Даже где-то через нашу страну они шли, но не осели и забыли знания. Классическая йога уходит корнями в Веды, а Веды идут в такую даль непонятную. Поэтому, трудно сказать откуда йога, откуда Краса ненаглядная и все другие адепты тайных наук.

         — Концентрация сознания напрямую зависит от дыхания, правда ли это?

         Действительно это так. Существует принцип, хорошо отраженный в Тантрах и в йоге. О связи трех принципов: нашего дыхания, нашего процесса мыслеобразования от нашей сексуальной энергии. Действительно, контролируя один мы контролируем два оставшихся. Или контролируя два, мы контролируем третий. Отсюда эти тантрические практики воздержания. Дыхание и концентрация очень между собой связанны. Можно заметить, что когда мы читаем книгу или к чему-то прислушиваемся, приглядываемся, то дыхание наше замедляется. «Контролируя процесс вдохов и выдохов, вы начинаете контролировать процесс мыслеобразования, процесс концентрации мысли на выбранном объекте или явлении. И со временем доходите до состояния самадхи, когда вы сконцентрированы на одной мысли или одном предмете.


        Это трудная и неоднозначная наука о связи сознания и дыхания. Если вы «в лоб» пойдете, то знаете что произойдет? Тут же заблокирует входы-выходы ваш разум. У нас есть очень грамотная программа на уровне генетики или предыдущего опыта – защита от дурака. Как только мы начинаем себе вредить, организм отсекает у нас управление, чтобы мы себе хуже не сделали. И поэтому, если мы не будем дышать, начиная с какого-то момента, мы потеряем сознание и начнем уже дышать бессознательно. Но это никак нельзя назвать состоянием самадхи или медитации. Как учит древняя наука йоги: через концентрацию на дыхании мы вытаскиваем сознание.

Критерий внутренних переживаний йогина

         Определить, что у вас внутри произошло могут только двое: вы и Господь Бог. Даже если я буду Гуру, буду летать по воздуху и видеть вас на сквозь, вы понимаете, что это обратная сторона вашей Вселенной. Исходя из этого, я отношусь ко всем проявлениям «сверх», как если бы это были проявления сверх. Но это не значит, что и вы сами должны относится к тому, что у вас внутри, как к проявлению чего-то сверх, а не утонченной форме майи, галлюцинации. Поэтому, критерия нет, чтобы определить, открылся ли человеку Абсолют. Интерпретировать ощущения, переживания, личный опыт я не могу. Ни один вменяемый человек тоже не может. Как вы помните, переживая духовный опыт в йоге, взлеты и падения, они вас изменяют к лучшему. В этом смысле, пережив высшее состояние в йоге, определить можно, как (знаете) «яблоню по плодам определяют». Если после этого ваша жизнь приобрела новые горизонты, раскрылась, и вы становитесь все более жизнерадостны, счастливы и веселы, то по всей видимости, это было то. Если вы вообще забыли, что у вас кундалини просыпалась, то это была не кундалини. «Кундалини, как оргазм – не перепутаешь», — сказал классик.


        Но есть другой критерий: если после этого человек начинает активно помогать другим людям, активно перестраивать свою внутреннюю Вселенную и окружающий мир, если он действительно с высот своего переживания увидел все как есть на самом деле, то, скорее всего, ему перед глазами предстало все то, что представало перед глазами Будды и другими уважаемыми йогами.

Вдруг человек видит, что спящие боги не используют свой потенциал, а крепко спят и видят кошмары. Единственный способ им помочь: пускай хотя бы спят, но не кошмары, а что-то приятное им снится. Поэтому, человек, реально переживший опыт, начинает активно работать на благо всех живых существ.


        Определить, был ли у вас реальный опыт в занятиях йогой, в поднятии кундалини, в открытии «третьего глаза» — это толчок к изменению мира и вы его меняете. Вы видите, как ваша жизнь меняется и вы сами полны энергии и сил, вы прекращаете ныть и оглядываться на соседей, перестаете перенимать, а сами становитесь «законодателем мод». По прошествии времени вы замечаете, что стали более добрыми, терпеливыми (потихоньку, не сразу). Если после очередной практики, семинара, занятия вы не стали активно работать, считайте, что ничего и не было, галлюцинация, иллюзия.

   

        Чтобы с вами не случилось, наблюдайте, анализируйте. Не спешите считать это откровением, но также не спешите сбрасывать это со счетов. Будь это медитация или сон вам приснился, если жизнь у вас после этого изменилась, то вы действительно пережили что-то «сверх».


        Реальный йог, который достиг хоть чего-то, как можно меньше зависит от социума. С другой стороны, чем меньше он зависит от социума, тем больше у него руки развязываются изменить что-либо в социуме. Он вовлекается в работу потому что он от социума не зависит. Он может менять все что угодно, (в том числе в лучшую сторону) потому что какая-то его часть стала незатронутая. А незатронутая часть приходит только после реального опыта. Чтобы кого-то вытащить из болота, нужно самому на чем-то стоять. Это «что-то» будет ваша внутренняя практика: осознание, осуществление. Если после этого практика стала «чем-то твердым», считайте, что у вас было «что-то сверх», если не стала, то не было.

Над текстом работали:

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: