2011.06.11 Свобода и смерть. Вадим Опенйога.

Свобода и смерть. Вадим Опенйога.

Сейчас мы будем проводить эксперимент, есть ли желающие стать объектом этого эксперимента? Не, не, не, убивать мы никого не будем. Принесите, пожалуйста, коврик. И возьмем кого – нибудь в качестве подопытного кролика. Расстилаем коврик, ложитесь на коврик.
Итак, все мы здесь изучаем древнюю науку йоги, науку о свободе. Безусловно, на Запад йога пришла к нам в первую очередь, как набор физических упражнений, известных как асаны. Сначала, западный человек попробовал что-то сделать физически, понял, что это работает, работает очень хорошо, позволяет решить массу проблем. Только после этого западный человек склонен был изучать йогу, как древнее целостное учение, куда позы входят лишь небольшой составной частью. Но помимо поз, в йоге еще очень много всего. Западный человек начал пытаться делать позы йоги. А западный человек очень дотошный и своеобразный, он любит, чтобы все было по полочкам: делай раз, делай два, делай три.


Название лекции :

Свобода и смерть. Вадим Опенйога.

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога,
Дата:
2011.06.11.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание: 
Краткое описание: Что является критерием
успеха в овладении йогой? Что является критерием мастерства в йоге? Что
такое поза трупа? Как остановить бесконтрольные мысли? Как связана
продолжительность нашей жизни с жизнью в социуме. Фактор смерти и
осмысление нашей жизни. Уровень разума – это тонюсенькая пленочка на тех
глубинных инстинктах, которые буквально пронизывают наше тело.  Йога –
это не только интеллектуальное осмысление, но еще и нечто неуловимое,
что каждый из нас ощущает – это импульс жизни. Как общество оберегает
живущих в нем людей? Почему йоги не демонстрируют сверхспособностей?
Сокращает или расширяет смерть нашу свободу?

 
Слушать Аудио:
    

video
play-sharp-fill

Смотреть Видео:  
video
play-sharp-fill

Читать Текст:

Свобода и смерть.

Сегодня 11 июня 2011 года, меня зовут Вадим Опенйога, я преподаю йогу. Мы находимся в культурном центре «Просветление» рядом с метро Новослободская, и  это лекции Международного Открытого Йога Университета.  Вся информация на наших сайтах openyogaclass.com. Архивы и фильмы –   в нашем магазине – http://shop.yogatriada.ru/.
Мы сегодня продолжим рассмотрение темы «Йога и свобода», это грандиозная фундаментальная тема. И как обычно я попрошу напомнить нам, чем мы занимались на прошлой лекции.

Мы продолжим рассматривать тему Свобода и смерть. Есть ли желающие напомнить нам, о чем мы говорили на предыдущей лекции?

Тарабрина Юля, гр. 4:

На прошлой лекции мы обсуждали вопрос веры и свободы. Упомянули о том, что веру мы должны пропускать через наш разум, отсекая все нелогичное, что может быть. Потом мы начали рассматривать тему свободы и смерти. Мы говорили о том, как связаны эти два понятия. Высказывалась точка зрения, что понятие свободы – выше понятия смерти. Говорили о том, что смерть может как увеличивать нашу свободу, так и уменьшать ее. Все зависит от нашего отношения к ней, от нашей самоосознанности.

Павел Сапрыкин, гр.3:

Было высказано мнение, что смерть – это хорошее дело, она позволяет нам избавиться от всех наших проблем и страданий, которые накопились за текущую жизнь. Я считаю, что смерть – это не всегда хорошая вещь.

Вадим Опенйога:

Сейчас мы будем проводить эксперимент, есть ли желающие стать объектом этого эксперимента? Не, не, не, убивать мы никого не будем. Принесите, пожалуйста, коврик. И возьмем кого – нибудь в качестве подопытного кролика. Расстилаем коврик, ложитесь на коврик.

Итак, все мы здесь изучаем древнюю науку йоги, науку о свободе. Безусловно, на Запад йога пришла к нам в первую очередь, как набор физических упражнений, известных как асаны. Сначала, западный человек попробовал что-то сделать физически, понял, что это работает, работает очень хорошо, позволяет решить массу проблем. Только после этого западный человек склонен был изучать йогу, как древнее целостное учение, куда позы входят лишь небольшой составной частью. Но помимо поз, в йоге еще очень много всего. Западный человек начал пытаться делать позы йоги. А западный человек очень дотошный и своеобразный, он любит, чтобы все было по полочкам: делай раз, делай два, делай три.

И, конечно же, западный человек стал задаваться вопросом, во-первых, а что является критерием успеха в овладении йогой. И самые разные критерии возникали, например, чем больше гнешься, тем лучше йог, что в общем-то, диковато звучит для восточного уха, потому, что акробат в цирке может гнуться совершенно великолепно, но он так и остается акробатом. Другие люди придумали какие-то другие критерии, которые мы сейчас перечислять не будем, их слишком много и они какие-то «западнообразные». В то же время, как в самом учении йоги, критерием успеха в продвижении являлась только лишь привычка заниматься. Друзья, не то, как вы гнетесь, не то, как вы умеете на санскрите называть ту или иную позу, не то, как вы умничаете про ту или иную чакру, каналы, кундалини – а именно привычка. Если вы чувствуете в себе, что вы не можете прожить без йоги и дня – значит, вы преуспеваете в изучении йоги.

Но у западного человека возник второй вопрос. Хорошо разобрались, что привычка заниматься йогой является критерием продвижения в йоге, но что же является критерием мастерства в йоге? Какое упражнение самое замечательное, сделав которое человек 100% может называться мастером в йоге? Может это какая-то стойка на голове скрученная или еще какая-нибудь. Что же за поза, что же за упражнение, характеризующее мастерство, в частности в разделе хатха йоги. Йога задействует различные аспекты и тяжело иногда бывает сообразить, так вот для западного человека в первую очередь было интересно знать, кого можно назвать мастером в хатха йоге, что он должен уметь делать? И вот, из глубин йоги пришло совершенно парадоксальное и непривычное объяснение. Что самая сложная поза в йоге – это шавасана или поза трупа. Или по-другому, когда человек лежит на спине, руки ноги спокойно вдоль туловища, голова смотрит вверх, голова не искривлена ни влево, ни вправо, т.е. та поза, в которой мы любим обычно спать, отдыхать. Та поза, которая является простейшей, из тех, которые мы можем сделать, почему, потому что даже когда вы стоите, вам нужно как-то держать равновесие, а тут минимум наших усилий. И вот эта поза, шавасана, является показателем совершенства в йоге.

И, конечно же, западный человек начал недоверчиво хмуриться, он же думает, что нужно как-то так посложнее, он же думает, что нужно встать на голову в позе лотоса и еще чего-нибудь сделать, а тут нет. Все дело в том, что эта поза, шавасана, поза трупа, единственный критерий мастерства в йоге. По той простой причине, что чтобы ее выполнить, мало просто лежать, нужно еще устранить все мысли из головы. И только лишь в этом случае начнется автоматически замедляться ваше дыхание. Если у вас в голове множество мыслей, то эти мысли начинают поглощать вашу жизненность, вашу прану, и чтобы ее восполнить, вам необходимо дышать, хотите вы этого или не хотите, дыхательное движение будет присутствовать. Чтобы по-настоящему сделать позу шавасана, позу трупа, нужно чтобы вдохи и выдохи были как можно реже. А сделать это представляется возможным только лишь в какой-то степени остановив бесконтрольные  мысли.

А как же мы можем остановить эти бесконтрольные мысли, а сделать это очень тяжело, друзья. Почему? Хотя бы по той простой причине, что мы живем в нашем мире социума и у нас огромное количество надежд и страхов. Чего-то мы ожидаем, чего-то мы боимся, и поэтому мы не доверяем окружающей нас Вселенной. И малейший шум, щелчок пальцами, мгновенно фиксируется нашими органами чувств и заставляет наш разум ожидать подвоха. А вдруг это тигр крадется, думает человек, а я здесь такой хорошенький лежу, а он как меня цапнет. И сразу же моментально, бесконтрольно, проходит эмоция, мысль, окрашенная своим предыдущим негативным опытом. Сразу вспоминается какая-нибудь программа передач «В мире животных», как там тигр какого-нибудь козленка схватил. Т.е. предыдущий опыт в виде этой картинки подкрепляет наши эмоции  и мысли, и мысли уже начинают лихорадочно крутиться, за мыслями дыхание, невольно, параллельно с этим наши внутренние мышцы начинают напрягаться. Получается, что нет никакой позы трупа, нет никакой шавасаны. Что такое поза трупа? Объяснение заложено в самом названии. Это когда вы лежите, и вам все равно, что происходит вокруг. Тигр сейчас вас схватит или начальник сейчас придет, а вы на работе лежите на своем компьютерном столике, отдыхаете после обеда. А вам все равно, споткнулся кто-то о вас, разложил тут свои руки и ноги – а вам все равно. На улице дождь, снег, град стучится в окно, а вам все равно, вы умерли, поза трупа, шавасана. Вы сможете сделать эту позу, если психологически, в своих каких-то страхах и надеждах развязались со всей окружающей вас Вселенной. А нет этой вселенной. Умер я, нет меня. К вам приходит мысль, завтра нужно будет прийти, быстренько доделать то, что я не доделал, потому что начальник будет меня ругать или наоборот похвалит, или еще что-нибудь забыл сделать. А нет этих мыслей. Никто завтра на работу не побежит, умер я, на ближайшие 10 минут нет меня. Нет  у меня больше никаких обязанностей перед миром, никаких обязанностей и никаких надежд. Как вы понимаете, чисто физическое простейшее упражнение автоматически захватывает всю вашу жизнь.

Есть еще и некие физиологические особенности. Мы сделаны с вами таким образом, что все наши мышцы можно грубо разделить на две группы мышц. Первые, которые мы контролируем. Вторые, которые мы не контролируем. Например, можно дать мысленное приказание рукам расслабиться и до известной степени их расслабить. А есть глубинные мышцы, внутри нас, которые живут, строго говоря, своей жизнью, и неподготовленный человек не может им дать приказ расслабиться, чтобы они расслабились, они продолжают находиться в тонусе. В частности, только в медицине применение тех или иных средств позволяет заставить расслабиться глубинные неконтролируемые мышцы. Между этими двумя группами мышц есть некий мост, есть некие мышцы, которые с одной стороны нам подчиняются, и тут же не подчиняются. Если вы находитесь в состоянии стресса или вы чего-то ждете или чего-то боитесь, то невольно, эта эмоциональная составляющая переходит этим мышцам, и вы внутри напрягаетесь. Если вы напрягаетесь внутри, то во-первых, напряженная мышца продолжает потреблять ресурс организма, а во-вторых она продолжает посылать сигнал о напряжении и расслабиться уже невозможно. Долгой упорной практикой шавасаны у нас возникает способность сначала расслаблять те мышцы, которые нам подвластны, и косвенно подходить к тем мышцам, которые в результате стресса или других жизненных ситуаций у нас напряжены, хотя нет никакой необходимости в их напряжении. И вот приходит способность расслабить и эти мышцы. И человек после этого начинает себя чувствовать, как будто бы гора с плеч упала. И далее мы подходим к такому состоянию, когда становимся способными расслаблять очень глубинные мышцы, которые обычный человек даже и не может представить, что они у него есть. Получается, что чем глубже вы научитесь расслабляться, тем больший отдых это приносит, тем больший ресурс высвобождается, и потом вы сможете его перенаправить на достижение всего, чего вы хотите. Поэтому, до тех пор, пока мы не научились расслабляться, мы в йоге – новички. И когда я вижу по телевизору, что кто-то придумал конкурс, соревнование по йоге, меня это очень удивляет, ведь сравнивать то придется не замысловатость поз, а то как представители тех или иных школ йоги будут расслабляться, и смотреть на этом конкурсе по сути дела, будет не на что. Потому что на помосте будут лежать представители этих школ, штабелями, бездыханные, в позе трупа. И как определить, кто из них мертвее, а кто живее? При всем моем уважении к западной цивилизации, но западные мозги, которые превратили йогу в спорт, выглядят немножко смешно. Выходит что поза трупа – показатель вашего совершенства в йоге. Конечно же, рождаются те или иные объяснения, как научиться выполнять эту позу. И первое с чего все начинается – это внешний фактор, когда вы лежите и вам должно стать все равно, как вас воспринимают. Вы умерли – все! И только лишь в этом случае вы по-настоящему станете свободными от внешних факторов раздражения, внешнего мнения. Тем самым вы не допустите возникновения каких-либо мыслей или эмоций.

Теперь мы продолжим нашу лекцию. Итак, давайте продолжать размышлять насчет связки свободы и смерти.

Сапрыкин Павел, гр. 3.

Я хочу высказать мнение с точки зрения науки. Российский ученый, Илья Мечников, проводил исследование смерти и пришел к выводу, что люди умирают не по собственному желанию, а умирают от болезней и страданий. Так же, в результатах исследования говорилось, что если человек бесполезен для социума, то их организм начинает сам себя убивать.

Вадим Опенйога.

Итак, оказывается, в рассмотрении связки свобода и смерть на горизонте появляется еще один фактор – вашей восстребованности в жизни.

Сапрыкин Павел, гр. 3.

Илья Мечников в своей статье рассказывал о том, что он работал с пожилыми людьми, которые страдали от болезней. Если бы эти люди избавились от болезней, то они хотели бы жить еще. А так же он приводит примеры из Библии, где  рассказывалось о пророке, который умер, прожив насыщенную жизнь, видя четыре поколения своих потомков. Однако сейчас, мы видим, что люди умирают не после насыщенной жизни, а умирают раньше, чем им хотелось бы.

Вадим Опенйога.

Очень хорошее замечание, о том, что фактор смерти и фактор востребованости очень связаны. Если вы действительно живете полной жизнью, то имеете больше шансов прожить дольше, чем если когда вы становитесь никому не нужным, и от тоски умираете. Действительно, в природе есть такие животные, которые в неволе не живут. Им необходимо создавать условия очень приближенные к естественным природным условиям, иначе, у них, загнанных в клетку, снижается иммунитет, они теряют вкус к жизни и умирают. В этом отношении, чем мы отличаемся от животных? Если мы не нужны, если мы не востребованы, если мы не можем проявиться в этой жизни, то, безусловно, мы также будем склонны умирать.

Михаил, гр. 3.

Я хотел бы дополнить Павла и провести аналогию с нашим телом. Если у нас в теле есть какая-то нефункционирующая часть, она блокируется нашим телом, чтобы все остальное тело не стало поражаться, подобно этому – ненужный в обществе человек, умирает. Действительно, нежизнеспособная клетка – убивается нашим организмом.

Вадим Опенйога.

Мы уже ранее рассматривали вопрос нашей связки с социумом. Йога выступает за следующую картину, любая организация, например, организация людей, рассматривается следующим образом –  с позиции свободы это выгодно или нет. Будет ли свобода каждого индивида больше, если они будут жить в сообществе, или наоборот их свобода будет больше, если они будут индивидуалисты. Жизнь в социуме дает нам больше свободы. Мы так же помним, что мы все рождаемся и умираем, чтобы нам родиться и получить тело человека, нам нужно общество с телами людей, потому что просто так самозародиться и сформировать тело человека, как вы понимаете, мы на нашей стадии самоосознанности еще не умеете. Хотя это не какой-то закон природы. Если вы со временем, как учит йога, раскроете весь свой высший потенциал, заключенный в вашем высшем Я. То вы, строго говоря, научитесь материализовать себе любые тела, даже без использования привычных методов рождения от социума. Но до этого еще очень далеко. Поэтому до того момента, как мы научимся это делать, нам нужно пользоваться тем способом рождения и смерти, как говориться, по – старинке, иметь маму и папу, а в дальнейшем – жить в сообществе, только лишь в этом случае при той же степени нашего неведения, мы получаем большую свободу. И обратная сторона, выходит, что мы завязаны через свободу на социум. А социум, тоже может на нас как-то реагировать. Мы можем быть нужны и нравиться социуму, а можем быть не нужны и не нравиться социуму. Вот такой есть странный механизм, он в большей степени изучается в родовой йоге, где простое волеизъявление социума, чтобы какой-то отдельно взятый человек покинул социум, может привести к необычному результату, вплоть до того, что этот отдельный индивид просто умрет. И мы читаем в древних текстах, что в древних образованиях, где жили йоги и йогини на очень высоком уровне развития, вероятно в древности были такие сообщества людей, если, не дай Бог, среди таких людей, случайно рождалась душа еще недавнего животного, и эта душа в теле человека начала делать какие-то преступления, или как-то себя вести неподобающе, то в этих обществах не было суда, следствия, тюрем и т.д. Каждому члену общества достаточно было принять решение на отторжение, и этого было достаточно, чтобы эта душа животного, которая по каким-то причинам родилась в теле человека, опять умерла и продолжала рождаться в телах животных, отрабатывая свой уровень неведения. Мне попались очень интересные исследования современных племен в Африке, потом в Джунглях Амазонки, где был совершенно странный механизм поддержания порядка и борьбы с преступностью. Огромный акцент поддержания порядка лежал на шаманах, колдунах и т.д. Не дай Бог, один член общества, убил ни в чем не повинного другого, как вдруг, мгновенно, включались какие-то неизвестные механизмы, этот шаман или колдун мог проклясть этого члена общества, и он умирал. И до нас не доходит, как то так. Вот  бы хорошо сейчас появился где-нибудь на западе маньяк убийца, люди сели и сказали: «Замочить его гада» – и он бы сел где-нибдь и загнулся. Вот бы хорошо, на первый взгляд, если бы так разрешалась ситуация. Но на самом деле это действует и в западных обществах, просто не столь явно, потому что мы на другое делаем акцент, но это действительно мощнейший фактор. Если общество отторгает Вас, то вы обречены на смерть. Потому что общество считает, что если вы живете в этом обществе, а вы убийца или поразит, то общая свобода сокращается. И кому ж вы нужны, если вы сокращаете свободу. Мы тут подошли, как бы сбоку к закону кармы, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому, живя в обществе, но не заботясь об обществе, это не может долго продолжаться.

Буквально сегодня у нас случилась следующая неприятная ситуация. Для того, чтобы проводить web-конференции, чтобы заочники в разных городах и странах могли с нами учиться, мы пользуемся разного рода сервисами. Они очень хорошо развиты за границей, но у нас таких аналогов пока нет. И вот случилась совершенно поразительная вещь. В очередной раз мы заплатили деньги и достаточно долго пользовались этим сервисом, как вдруг, нам отказали в пользовании и вернули все деньги. А причина просто оскорбительная должна быть для наших политиков – России не доверяют! Ты платишь деньги, если они видят, что эти деньги перечислены из России, то имидж наш настолько стал отрицательный, каждого подозревают, что он мошенник, что остальной мир просто отторгает нас. Это страшно. Это уже доигрались дальше некуда, если весь мир при упоминании о России начинает сразу же представлять себе бандитов, воров, обманщиков, приватизаторов и т.д. И мало того, что отказали, так и деньги вернули – не хотят иметь дело. Это просто стыдно. Когда наши политики рвут на себе рубашки, что мы великая держава, да вы со своей коррупцией разберитесь сначала, со своим бандитизмом, а потом уже в грудь кулаком себя бейте. Стыдно, потому что эти люди нас не знают. Но уже настолько отрицательный имидж выработался, что мы пошли под общую гребенку. Не хотят с нами иметь дело.

Вот точно так же и в жизни. Если вы асоциальный элемент, вор, бандит, преступник, то до какой-то степени все остальное сообщество жизни вас терпит, а потом на каком-то этапе говорит – «а моя свобода меньше становится, если со мной рядом такая образина живет; я не хочу иметь ничего общего с маньяками, насильниками, пусть они здесь больше не рождаются; пусть их просто не будет, а те, которые родились, пусть тихо умрут». И как ни странно, этот закон действует. Это можно интерпретировать с точки зрения закона кармы. А, с другой стороны, с точки зрения свободы. Потому что любой маньяк, преступник, карманник сокращает свободу общества. И со временем вокруг него будет уплотняться зона отторжения, а потом его выкинет, и он больше в это общество никогда не войдет, вы его не примите простым волеизъявлением. Поэтому фактор смерти в увязке со свободой приходит иногда с неожиданной стороны».

Андрей, вольный слушатель:

Я считаю, что осознание смерти способствует повышению степени свободы, повышению осознанности. Она может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если человек не осознает за собой Высшее, высшую цель, высшую идею, то эта степень свободы может привести человека к отчаянию. Был такой философ немецкий Мартин Хайдеггер, он в своих лекциях много времени уделял вопросу смерти. Сам он был атеистом, и некоторые люди после его лекций заканчивали жизнь самоубийством. Но если вспомнить другие учения и течения, например Карлоса Кастанеду, когда его Учитель сказал ему, что осознание смерти тебе позволяет двигаться дальше. Ты должен воспринимать смерть позитивно, она должна способствовать тому, что ты каждый день своей жизни проживаешь целостно.

Александр, вольный слушатель:

Хотелось затронуть тему страха смерти. Мне кажется, что с ходом эволюции развился механизм защиты продолжения рода, который требует от каждого члена социума выполнять какие-то обязанности, то есть у каждого есть свой долг перед социумом. Когда этот долг человек не выполняет, у него на подсознании начинает проявляться закон защиты продолжения рода, который его заставляет эти функции выполнять. И если этот член социума не выполняет их, то чем ближе подходит момент смерти, тем у человека обостряется чувство того, что он что-то не сделал в своей жизни, и возникает страх. Соответственно, если знать, что тебе нужно выполнить за свою жизнь, то все становится на свои места.

Вадим Опенйога:

То есть фактор смерти притянул еще другой фактор – осмысление жизни и, как следствие, выработка для себя тех поступков или тех дел, которые ты бы должен сделать и, наоборот, те, которые лучше не делать. И во многом эта увязка свободы и смерти зависит от того, что ты делаешь, к чему ты стремишься, и сделал ли ты что-то или не сделал.

Андрей Сазонов, гр.4:

Я бы хотел продолжить предыдущего оратора в таком ключе. Не просто продумать какие-то поступки, но желательно визуализировать конечную цель своей жизни. То есть представить, где ты будешь, кем ты будешь, каким ты будешь, что у тебя будет на «конечной остановке». Почувствовать, каково тебе будет тогда, и прорисовать какую-то ассоциативную связь. Она очень помогает, когда ты возвращаешься и с ней работаешь, ты начинаешь понимать и ощущать какие-то вещи для себя. Второй момент, нужно осознать, что Я бессмертно. Смерть – это как «уснул, проснулся», смертна оболочка, наше тело. Поэтому бояться по большому счету нечего. Детство и старость в нормальном обществе – это самые счастливые годы жизни. А сейчас мы просто беспокоимся о своих родителях, о своих детях.

Вадим Опенйога:

В связи с этим я вспомнил анекдот. Двое близнецов в животе у матери должны родиться. И спорят друг с другом, кто пойдет первым. Один другому говорит: «Нет, я не пойду. Все, кто туда выходил, оттуда не возвращался». Фактор неизвестности, фактор смерти мы можем сколько угодно к этому подходить, но в моменты стресса, когда мозги отключаются, то забываются совершенно все представления о следующем прекрасном рождении, и мы говорим, нет нам и здесь хорошо. Вы должны понимать, что уровень разума – это тонюсенькая пленочка на тех глубинных инстинктах, которые буквально пронизывают наше тело. И просто декларация, что я не боюсь смерти; что все будет хорошо, не всегда срабатывают.

Из истории известна такая байка. У известного Шанкарачарьи, автора трактата АнандаЛахари и еще многих других произведений Адвайта-веданты, была достаточно интересная судьба. Он должен был покинуть свою мать, но пообещал ей, что как только она будет умирать, он к ней вернется. И, действительно, прошло известное количество времени, когда до учителя Шанкары дошла весть, что его мать призывает его, так как уже собирается умирать. Шанкара, величайший йог, мыслитель, философ, учитель человечества, который в совершенстве владел йогой, который мог выходить из своего тела, который познал все тайны рождения и смерти, пришел к своей матери. Мать его была обычной женщиной, и ей было страшно умирать. Легенда говорит о том, что Шанкара силой своего красноречия, силой своего интеллекта начал объяснять своей матери, как же оно там потом будет после смерти. В результате чего его мать стала бояться еще больше, потому что она ничего не поняла. А то, о чем он рассказывал и восхищался, наоборот, ее смущало, и ей становилось не по себе. Шанкара был достаточно умный учитель, он все это быстро понял и сказал, марети: «Забудь про мои слова». После чего вспомнил песню, полную эмоций, и спел ее. И такая обычная песня больше ее успокоила, чем все высшие размышления об иллюзорности бытия, о высшем Я и т.д.

Поэтому здесь мы должны понимать, что наука йоги – это не только интеллектуальное осмысление, оно очень хорошее, но как только вторгается реальная жизнь, мы понимаем, что интеллекта мало. Нужно еще что-то неуловимое, этот импульс, порыв жизни, что каждый из нас понимает.

Андрей Сазонов, гр.4:

Я хочу добавить. Как только разными путями удастся избавиться от страха смерти, просто в спокойной ситуации, как только это происходит, человек становится свободным, как мне кажется.

Вадим Опенйога:

То есть избавление от страха смерти, приближает человека к свободе – такая точка зрения.

Я время от времени представляю, а если я, действительно, завтра умру, то что же после этого начнется. И сразу же картинки в голове возникают, когда лидер партии умирает, а его окружение начинает грызться за власть, кто больше в йоге понимает, кто меньше. А кто будет этим заниматься, а кто этим. И понимаешь, что ничего не останется, если люди не пропитаются тремя принципами йоги. Если они будут, то есть шанс, что будет какая-то преемственность. А если этого не будет, то обязательно кто-то начнет на себя одеяло тянуть, кто-то что-то не понимать. Это была бы хорошая практика для любого руководителя, вот сейчас ты уйдешь, а дело без тебя развалится. А ты все равно уйдешь, вопрос когда. И делаешь ли ты линию преемственности или нет. Ведь мы сегодня уже говорили о том, как не уважают Россию сейчас, отказываются даже с нами сотрудничать. А в эпоху Сталина на западе никому бы в голову не пришло. Как мы сгнили за это время. И начинаешь думать, почему же этого не осталось. И ответ очень простой. Сталин не оставил после себя преемников».

Ольга, гр.4:

Я бы хотела связать свободу и смерть со вторым принципом йоги. Напомню, что второй принцип йоги говорит нам о том, чтобы мы не тратили силы и время понапрасну, и в нашей жизни нам хватит сил на все, если мы будем правильно их использовать. Как раз осознание смерти дает нам временные рамки. Так как мы не знаем, когда смерть нас может настигнуть, вот это осознание смерти призывает нас, чтобы каждый наш день был эффективным, и мы каждый день создавали те условия, в который нам после смерти придется рождаться.

Вадим Опенйога:

Друзья, здесь еще нужно вспомнить, понять такую вещь. Мы с вами говорили, что общество может выкинуть из себя, отторгнуть любого человека, если оно распознает, что из-за него свобода общества уменьшается. Но известен и другой эффект, когда общество защищает. По-другому, когда каждый член общества делегирует немножко своей праны и начинает разворачивать ситуации в жизни другого человека таким образом, что его оберегает. И до тех пор, пока вы находитесь под защитой, меньше вероятность, что вы погибните.

Иногда говорят, а почему люди не демонстрируют сверхспособности. Раз йоги и йогини обладают ими, почему всех не научат этому и не демонстрируют их. Люди, задающие такой вопрос, не понимают, что мы каждый день демонстрируем такую способность – мы компенсируем возможность смерти у своих родных и близких тем фактом, что этот потенциал тратим не на пустое времяпрепровождение, а на то, чтобы отвести опасность от других. Поэтому, если вы вытащите эту прану и начнете демонстрировать сверхспособности, вы не додадите другим членам общества, которые находятся в критическом состоянии, и они погибнут. Это нерационально, это глупо, это не нужно. Вот почему так аккуратно все обращаются со сверхспособностями.

Идея здесь в следующем, прежде чем так лихорадочно стремиться к сверхспособностям, надо очистить общество, обезопасить его. Ведь современная цивилизация таит в себе огромное количество опасностей. Все технологические, техногенные перекосы, добавляют какой-нибудь консервант в пищу, если никто не умер, считают, что его можно использовать. А ничего подобного, просто на него тратится прана общества, чтобы все не поумирали, заложена она как резерв прочности.

За неправильное использование сверхспособностей расплата одна – смерть. Либо будь свободным в обществе, поддерживай его, делай его чистым, мощным, сильным, либо включается фактор ненужности этому обществу.

Куликов Андрей, гр.4:

В продолжение той мысли, что мы живы, пока мы что-то можем сделать для общества, расширять его свободу. Я хочу привести пример не только для человека. Есть, к примеру, много рыб, других животных, которые живы до тех пор, пока они не продолжили род, у них нет момента старения. У них мгновенно включается инструмент саморазрушения, то есть они уже не нужны, они сделали свое дело, расширили свободу своего вида. На предыдущем занятии Григорий уверял нас, что в ближайшем будущем мы будем жить вечно, ничего подобного, так как до сих пор еще не разгадан тот механизм, который нас убивает.

Вадим Опенйога:

Да, если проанализировать тело человека, каждый из нас состоит из 50-60 триллионов клеток. Существует механизм, как эти клетки сосуществуют в нашем организме. Ученые говорят, что если окружающие клетки дают сигнал одной клетке умереть, она должна это сделать. Или, наоборот, они могут дать сигнал размножаться, и она начнет размножаться. И только лишь таким образом, поддерживая баланс между рождением и смертью, мы с вами живем. Если же вдруг этот механизм сбивается, и происходит мутация в клетке, и ей дают приказ умереть, а она не умирает, как правило, с этим связано огромное количество смертельных болезней для человека. Как ни странно, есть некая логика между рождением и смертью и свободой всех. Если мы члены общества, мы завязаны на общество, есть какой-то фактор свободы, который мы получаем от этого общества. И в зависимость от того, на какой стадии находится это общество, рамки рождения и смерти могут быть разными для того, чтобы свобода общества расширялась, а не уменьшалась. Мы уже говорили об этих примерах – Африка. Когда там был баланс между рождением и смертью, там не было этого ужасающего голода. Но вот из-за западных технологий численность населения начала расти больше, чем они в состоянии были прокормить. В результате, более ужасные условия жизни и смерти.

Можно сделать такой прогноз, да, действительно, в нас самих заложен механизм самоликвидации. Как он работает, трудно определить. Есть, например, фактор шоковой смерти, когда человек умирает от болевого шока, но если сделать ему обезболивающее, то он выживает. Безусловно, это достаточно интересный механизм самоликвидации, который был унаследован со времен животных. Потому что, если вы получали ту или иную рану, а медицины тогда не было, то вы все равно бы умерли, только не сразу, а через два месяца мучений. Организм вырабатывает такие вещи также от психологического фактора, наличие определенных мыслей приводит к смерти. Я помню, когда-то в нашей стране были выборы и один из лидеров хвалился, что они победили. На что ему ответили: «Вы победили, но только вы убьете целое поколение, потому что вы отобрали у них надежду и веру». Я имею в виду пожилых людей, действительно, они не приняли современные правила игры. Они не приняли вот этой всей вакханалии и грабежа, и они все умерли.

Так вот есть, вероятно, какой-то механизм, когда вы понимаете, что вы не нужны этому миру, само осмысление этого запускает какой-то механизм самоликвидации, потому что и вам лучше, и обществу лучше. Вполне логично предположить, что завтра, если жизнь станет более справедливой, если будет минимум криминала, то ментальная атмосфера выпрямится. Когда вы не будете бояться, когда на вас не будет градом сыпаться чернуха, потому что жизнь не будет давать для этого повода, то вполне естественно, продолжительность жизни будет увеличиваться. Я именно этим фактом объясняю то, что продолжительность жизни на западе больше, чем у нас.

Может случиться такая вещь, как только человечество перестанет быть диким, уже не надо будет включать неконтролируемый механизм как рождения, так и ускоренной смерти. То есть люди будут жить дольше, количество детей будет приемлемым. Павел сказал эту фразу, что в основном мы умираем не из-за того, что исчерпываем физиологический резерв для жизни, он очень большой, а потому что каждый индивид принимает для себя решение, что его свобода будет меньше, если он будет дольше здесь жить. И, наоборот, если человек будет чувствовать себя востребованным, нужным обществу, самореализованным, то фактор продления жизни будет возрастать.

Поэтому, какой есть косвенный способ продлить жизнь вашим мамам и папам, очень простой – показать, что они вам нужны в качестве бабушек и дедушек. Как ни странно, когда человек подходит к такому рубежу, когда дети выросли, молодость прошла, невольно запускается механизм самоликвидации. А фактор внуков или внучек вдруг самым внезапным образом привносит в жизнь бабушек и дедушек фактор осознанности, осмысленности и счастья. Или как говорит поговорка, внуки – это любимые дети.

Как ни странно это все перебрасывает нас в другое направление йоги, которая называется Родовая йога. Нельзя рассматривать что-то одно без отрыва от чего-то другого. Только лишь в гармонии жизни, которая в йоге называется закон Рита, только лишь он дает нам возможность по полной программе использовать то, что мы кармически заслужили, делает плацдарм для того, чтобы мы вышли на новый уровень духовности.

Что же начинается, когда мы на него выходим? Во-первых, чтобы выйти на уровень духовности, все остальные уровни должны быть отработаны. Вот почему, если вы проанализируете самые могущественные йоги, дошедшие до нас, то они, как ни странно, сохранились в тантрической традиции. Тантрическая традиция опирается на то, что называется Родовая йога. Весь набор таких йог, как йога Влюбленности, йога Союза, Танта йога – это воплощение в жизнь принципов Родовой йоги, то есть все взаимосвязано. Только лишь эти направления Хатха йоги, прошедшие через тантрическую традицию, до нас дожили, потому что они давали не только духовное, но еще и раздавали долги кармические. Прежде чем выходить на уровень духовности, посмотрите на своих родителей, дедушек и бабушек, ваших детей, ваших мужей, жен. Либо получится так, что вы выйдите в высшие духовные сферы и поможете им сделать этот шаг, тогда все будет красиво, четко, просто. Или вы проявите эгоизм, сами попытаетесь сделать толчок в высшие духовные сферы, забыв про своих родных, но тогда это чревато тем, что вы упадете.

Факторы свободы, жизни, рождения, наших взаимоотношений, социума чрезвычайно переплетены. Поэтому фактор смерти – это ни хорошо, ни плохо. Если смерть приходит уместно, вовремя – это фактор увеличения свободы; если неуместно, то это фактор сокращения вашей свободы. Поэтому вы и боитесь смерти инстинктивно, вы боитесь сделать глупость. Инстинкт самосохранения – это фактор, который позволяет не сократить свою свободу от своего полуразвитого разума. Потому что, если разума вообще нет, вы не склонны заканчивать жизнь самоубийством, если он очень хорошо развит, с проблесками духовного, вы также не склонны это делать. А вот если разум хорошо развит, но в нигилистическом ключе, когда разум становится царем и богом, тогда есть опасность самоубийства от разочарования жизнью.

Есть такой анекдот. «Что такое самоубийство? Это убийство с целью личной наживы». Некоторые умники думают, что они этим всех перехитрили, но ведь есть фактор следующего рождения. Поэтому остается вспомнить М.Твена: «Самое главное родиться в этом мире вовремя, прожить и умереть».

Другой момент, когда вы выходите на уровень духовность, там совсем другие расклады открываются. Как нас учат древнейшие йоги, механизм смерти мы придумали сами, так как он сокращал страдание и увеличивал свободу. Поэтому на определенном этапе духовного развития у вас появится возможность отключить этот механизм. То есть в принципе, как утверждает йога, бессмертие возможно, но оно имеет смысл, чтобы вы не страдали от него, только лишь в одном случае, если вы выйдете на следующий уровень нашего разума – уровень духовной интуиции. А если вы еще не вышли или еще не утвердились в нем, то, наоборот, фактор бессмертия превращается в фактор сокращения свободы, а не увеличения. Огромное количество этих нюансов, которые переплетаются и заставляют нас выбирать личную стратегию, когда жить и когда умирать, попадает под гармонию Рита, это вопрос уместности. Вы должны почувствовать это лично для себя».


Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты
,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 22мб 
Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 85мб
Скачать Видео Вариант FLV, 220мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyogaclass.com
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Белов Сергей
Текст напечатал(а)-Юля Тарабарина

Текст отредактировал(а)-Юля Тарабарина

Текст опубликовал(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил(а)-Юля Тарабарина

Рисунки и фото создал(а)-
временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.openyogaclass.com/wiki/

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста сообщите ответственному об этом по адресу support@openyogaland.com