Родовая Йога.Вадим Опенйога. Часть 11-я.
Автор: Вадим Опенйога
Дата: 2010.11.02.
Адрес: Международный Открытый Йога Университет (openyogaclass.com)
Краткое описание :
Что является сутью жизни? Почему так важно ощущать дыхание жизни? Как выработать утонченное восприятие мира? Как проявляется жизнь? Как мы связаны со своим родом? В чем заключается эффект толпы? Как получить прививку от фашизма? Какая сила заключена в слове?
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
Смотреть Видео:
Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 22 Мб
Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 85 Мб
Скачать Видео mp4 235мб
Читать Текст:
Итак, друзья, сегодня 2 ноября 2010 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу, мы находимся в Москве, в культурном центре “Просветление” рядом с метро Новослободская, и это лекции Международного Открытого Йога Университета. Тема лекции – Родовая Йога. Вся информация на сайтах openyoga.ru, yogacenter.ru, happyoga.narod.ru. Сайт нашего магазина – shop.openyoga.ru , там можно купить весь архив наших лекций, все наши фильмы, лекции, аудиокниги и так далее.
Сегодня нас ждет одна из труднейших в понимании тем родовой йоги, и начнем мы постепенно приближаться к осмыслению этой темы.
Если есть жизнь, и если эта жизнь через что-то проявляется, то нам это что-то интересно. Если же по какой-то причине это проявление жизни начинает куда-то исчезать, уходить, – нам это становится неинтересным. Вдумайтесь в слова, которые описывают состояние тех или иных вещей в языке – мы говорим: “жизнерадостный фильм”, или “безжизненный ландшафт”, или “что-то жизнеутверждающее” или “в этом есть жизнь”, или, наоборот, мы иногда говорим – “ну все, увядает жизнь, уходит на нет”, “безжизненно”. То есть в языке есть явные градации, понятия, на интуитивном уровне характеризующие те или иные явления. Мы даже сами не отдаем себе отчета, но все, что касается жизни – для нас “знак плюс” и абсолютно положительно, если жизни нет или она как-то исчезает – это “знак минус”. Друзья, мы не до конца понимаем, что такое жизнь, но уже оперируем теми качествами, которые она привносит. И поэтому мы можем заниматься самой различной деятельностью в жизни – бизнесом, наукой, культурой, творчеством и так далее и тому подобное, но в жизни каждого человека иногда случаются кризисы -когда то дело которому он посвятил свою жизнь, вдруг вызывает у него тошнотворное отношение, то есть он не может думать о продолжении своей деятельности. Бизнесмен, акула бизнеса, которому нет равных, вдруг, в одно прекрасное утро чувствует отвращение к своему занятию и думать не может о подписании каких-то контрактов, ученый, 10 лет посвятивший изучению каких-либо особенностей природных явлений, вдруг, в одно прекрасное утро, начинает понимать, что все это как-то сухо, и , опять же, безжизненно, тоскливо и неинтересно. Опять же, художники (мы в мемуарах часто читаем об этом), тратят большое количество времени на то, чтобы сотворить те или иные произведения искусства, но в какое-то мгновение могут разочароваться в них. Иногда в этом приступе разочарования они начинают уничтожать то, что до этого творили, иногда в течение долгих лет.То есть вдруг непонятная вещь случается, практически у всех людей – это моменты кризисов. Серьезные моменты кризисов – когда то, чем ты занимался до этого и что тебе казалось достойным, интересным, выгодным, ведущим к славе или удовлетворяющим твое самолюбие, или просто по каким-то причинам тебя притягивающее – вдруг может показаться отвратительным, сухим, пустым и неинтересным. Потом, может пройти время, и все те же самые вещи вдруг опять приобретут краски, приобретут цвет, приобретут какую-то выразительность, и человек вновь возвращается, может быть, к каким-то делам, от которых он одно время отказывался. То есть, такое впечатление, что все события или все занятия в этом мире – это как бы такая оболочка, через которую что-то либо светит, либо не светит. Когда оно светит – для нас это становится привлекательным и интересным. Если хотя бы на долю секунды или на какое-то более промежуточное время вдруг этот свет как бы исчез, то, несмотря на выверенность форм, или на какие-либо достижения, или еще на что-либо, эта деятельность становится не просто неинтересна – она становится противна и отвратительна. То есть это такой феномен – дыхание жизни. Если через что-то есть дыхание жизни, то это что-то вас интересует. Если по какой-то причине этого дыхания нет – оно мало того, что интересует – оно отталкивает. И пока мы занимаемся тем или иным видом деятельности или той или иной работой и чувствуем это дыхание жизни, нам это интересно, но по каким-то причинам иногда бывают сбои. Как правило, они все связаны с тем, что мы в своем ритме работы, изучения, творчества нарушаем какие-то неуловимые фундаментальные гармоничные составляющие, причем нарушаем, может быть, даже в чем-то другом. Ученый, который, иной раз, стоит на пороге открытия в области, скажем, физики – чтобы перевернуть законы мироздания -,и уже вплотную подошедший к тому, чтобы написать конечную формулу, которая изменит жизнь людей, вдруг внезапно чувствует отвращение к тому, чтобы продолжать заниматься этим и может все бросить, потому что, проанализировав свою жизнь, он вдруг видит, все свои ресурсы, все свое сознание, все свое время он уделил решению именно этой проблемы, а при этом начинает страдать что-то другое – окружающие его люди или его восприятие оставшейся вселенной. Точно также в отношении писателей, художников, поэтов, и так далее, и тому подобное. Это очень серьезный фактор, более того, если же человек все равно, стиснув зубы, продолжает идти против этой дисгармоничности, то он иногда сталкивается с непреодолимым отвращением, причем это отвращение он не может преодолеть ничем – ни самоувещеванием, ни какими-то процедурами и тому подобное. То есть существует такое понятие, как дыхание жизни. Существует вообще такое понятие как жизнь , это основа рассмотрения родовой йоги – что это такое, что является сутью жизни, об этом мы уже говорили несколько раз. Та первопричина, породившая вселенную – Абсолют. Вот это жизнь. То же самое касается высшего Я человека. Высшее Я человека – вот она жизнь .Если по каким-то причинам за делами, за окружающей атмосферой, обстановкой вдруг начинает исчезать эти первопричины нашего микрокосма или макрокосма, то вся эта игра по взаимодействию становится скучной, неинтересной или даже отвратительной .И вот этот вот фактор, когда у нас все хорошо, мы его даже не замечаем. Ученый открыл одну формулу, и вот на пороге открытия нового закона природы. И обычно как бывает, что это пркдвкушение потом себя оправдывает, ты открываешь еще что-то новое, еще что-то интересное, и это может длиться очень долго, но вот в один прекрасный момент какой-то, например, сорок четвертый шаг становится неинтересным. Почему? Потому что в этом движении, вдруг, следуя логике и выверенности, человек как бы отошел от сознания того, что стоит на заднем плане этих всех явлений, в том числе и законов мироздания, от жизни. ведь, в конце концов, что такое мироздание? Это проявление этой жизни. если нет жизни, то и эти
и законы не нужны. Аналогичная ситуация и в бизнесе. Аналогичная ситуация и с искусством, и с культурой, со всем, чем угодно. То есть этот фактор жизни – самый основной.Но сама первопричина жизни, или первопричина нашего Я, или первопричина Абсолюта- невыразима, сверхлогична ,не помещается в слова и концепции, мы ничего о ней сказать не можем. Мы больше склонны оперировать живой оболочкой этой первопричины.Эта живая оболочка этой первопричины называется в йоге праной. Скажем, у нас есть наше высшее Я – источник всех наших сил, источник нашей жизни, а собственно, и есть сама жизнь. Но наше я слишком абстрактно, слишком высоко. Есть какие-то проявления нашего высшего Я, эти проявления уже легче отслеживаются. О них уже можно что-то сказать, их можно почувствовать, ими можно оперировать и как-то их применять. Эти проявления сводятся к фундаментальному проявлению, которое в йоге называется прана.
В древних манускриптах по йоге, во всех этих трактатах ставится знак равенства между словом прана и словом дыхание. И в более поздние времена западные переводчики ошибочно переводили на европейские языки слово прана как вдох и выдох, дыхание. Но имеется в ввиду не просто дыхание(вдох-выдох физического воздуха), а имеется в виду дыхание жизни.Это то, что приходит, когда мы делаем это волнообразное движение, вдыхая и выдыхая воздух, а на самом деле это волнообразное движение праны, дыхание жизни заставляет нас дышать. На этом построен такой раздел йоги, который называется пранаяма-йога. Более того, вокруг мы ощущаем дыхание жизни, если мы попадаем в ту атмосферу, где есть это дыхание жизни, мы склонны быть здоровы, веселы, счастливы, оптимистичны. если же мы по какой-то причине попадаем в то место, где, как нам кажется, нет дыхания жизни, то, наоборот, к нам приходит пессимизм, к нам приходит усталость, ощущение бессмыслености, ненужности, безобразности, отсутствия красоты, и мы начинаем очень плохо себя чувствовать в таких местах, мы склонны болеть, наш иммунитет склонен давать сбои, мы склонны быстрее умирать. И, вот интересно, в одних местах мы чувствуем приток дыхания жизни и мы в них чувствуем себя хорошо, а в других очень плохо начинаем себя чувствовать по каким-то причинам. Когда идешь по современному городу, где все залито в бетон, везде стекло, все скученны, где эти декорации не успевают пропускать сквозь себя дыхание жизни вселенной, и ты невольно начинаешь себя там плохо чувствовать. на этом построены все теории о том, что есть места силы, а есть места, в которых лучше не бывать. Именно на этом построены все внутренние факторы по определению – вот здесь я буду находиться, а в это место ни за что не пойду. Есть люди грубые, они не замечают разницы в этих местах, до тех пор, пока не сталкиваются с различными заболеваниями. Есть люди чрезвычайно утонченные, которые четко чувствуют, где что, и лишний раз не пойдут в ненужное место.
И, опять же, есть такая закономерность, что если мы сталкиваемся с природой, через природу есть это дыхание жизни, оно невидимо – деревья, озера, реки, моря, все, что угодно, даже ландшафт может быть совершенно голый, сухой, но через это ощущается дыхание жизни, или наоборот, это может быть болотистая местность, где крокодилы ползают в поисках добычи – казалось бы, что же там в болоте такого здорового – но и сквозь это болото ощущается дыхание жизни, пусть своеобразное. Если же мы сталкиваемся с такими образованиями, где люди скученны – метро, и эти многоэтажные дома, эти офисы современные, эта узость улиц, эти пробки автомобильные и т.д., то мы невольно начинаем чувствовать дискомфорт. Почему? Потому, что, как бы эта масса людей, которая это все породила,породила вопреки высочайшему закону Рита, и просто прана не успевает проникнуть в эти клетушки многоэтажных домов или в эти города из стекла и бетона. Фактически там вакуум жизни, и все, с чем вы там сталкиваетесь…наоборот, вы начинаете как бы интуитивно ощущать, что, даже если у вас есть дыхание жизни праны, то вокруг его нет, нет гармонии взаимодействия вас со Вселенной. У вас упадок сил, у вас плохое настроение, вам очень плохо. Нет гармонии, нет отзвука. в то же самое время в природе это есть. То есть вот этот вот фактор жизненности такой, на первый взгляд фантомный, его нельзя схватить, что называется, пальцами или как-то формализовать. Он всплывает и уходит. И он как-то коррелирует с теми живыми существами, которые нас окружают. Иногда бывают ситуации, когда в тесноте, да не в обиде – когда все скученны, когда ресурса мало, но так все в гармонии, что никто не замечает помехи друг друга. Иногда бывает, что даже более или менее достойные условия существования, а чего-то не хватает. Это “чего-то”, знаете, как воздух, но только очень-очень тонкий воздух. Человек как если бы задыхался. Задыхался, но только лишь не от отсутствия кислорода, а от отсутствия вот этого “дыхания Вселенной”. Только если есть гармония вашего дыхания с дыханием Вселенной, есть счастье, есть смысл, смысл заниматься и наукой, и бизнесом, и культурой, и политикой, и чем угодно. Если же чего-то нет – все это становится бессмысленным. Это очень тонкая абстрактная категория, которая более-менее детально рассматривается в дальнейшем в пранаяма-йоге, отслеживается через наше умение делать вдох и выдох .Но основа этого всего уходит в это понятие “жизнь”, в первопричину жизни.
Итак, друзья, если же нет этого, то вам становится плохо и вы не знаете почему. А если вам становится плохо – все ваши кармические отпечатки начинают просыпаться. Если такому человеку плохо, и у него есть хоть какая-то малейшая негативная карма, то вы ее не в состоянии компенсировать гармонией жизни, и вот начинаются самые худшие ваши черты просыпаться и вы начинаете вести себя очень плохо, возникают конфликты на пустом месте, когда, скажем, муж начинает ругаться с женой – на ровном месте. Почему? Потому что вдруг у него или у нее, как они говорят, плохое настроение. Не бывает беспричинно плохого настроения. Если что-то без причины, то, как говорят в йоге, работает причинное тело. Причинное тело наиболее близко к этому глубинному уровню праны, к уровню нашего высшего Я. Поэтому множество, огромное количество конфликтов можно естественно, красивым образом избежать, если сделать гармоничные условия жизни, существования. Что же мы видим в современной цивилизации? Гетто, многоэтажные дома – никому они не нужны, друзья, где людей спрессовывают и они проявляют иногда свои самые неприятные черты характера .Понятно, что как только та или иная страна становится более или менее богата, то никого уже там не заставишь жить в многоэтажных домах – пример тому, скажем, Америка – иногда любопытная вещь возникает, что в 40-х – 50-х годах, когда там строили такие же небоскребы, такие же, как сейчас в современной Москве, – понятно, что это было более или менее приемлемое жилье для людей, и пятачок центра застраивался этими многоэтажными домами, но потом, в 60-е – 70-е, когда уровень жизни начал расти- среднего американца уже не загнать в эту многоэтажную клетушку. Все они поселились в пригородах, все живут в этих сабах – городах вокруг города. и возникает иногда очень странное явление, когда центр города, деловой город, окружен поясом этих многоэтажек 60-х – 70-х годов, которые фактически рассадник преступности, каких-то там бомжей, асоциальных элементов, потому что все более или менее нормальные среднестатистические американцы уже давно расселились по окраинам городов. Как правило, это цветущие пригороды, и получается, что, как наследие этой скученности, – кольцо внутри города. Иногда можно на карте даже отследить. его, конечно же, власти стараются со временем сносить и на месте его строить что-то новое, красивое. Так вот, как только появляется ресурс – сразу же люди начинают чувствовать, что если условия жизни негармоничны, не хватает чего-то неуловимого, то люди начинают ругаться там, где можно было бы и не ругаться, начинают болеть там, где можно было бы и не болеть. Конечно же, с точки зрения кармы – это ваша негативная карма, но если есть приток гармонии жизни , то она компенсируется до известной степени, ведь вселенная очень милостива, вы помните, она дарит больше, чем мы заслуживаем, даже если мы неграмотно растрачиваем. Поэтому, скажем, для жителей бывшего СССР, – если у вас есть возможность иметь маленький клочок земли(6 соток раньше давали всем) – держитесь за это место, друзья. Если у вас есть возможность жить на земле – живите на земле. Я понимаю, что, еще раз, это звучит как издевательство, люди сейчас, что называется, душу готовы продать, чтобы квартиру иметь обычную, маленькую, но помните, пока вы ходите на работу, бегаете, пока вы в движении, вы можете даже не замечать отсутствия жизни в этой современной архитектуре, но как только вы заболели, или ушли на пенсию, или даже в отпуск – из вас это место начнет высасывать прану. На пустом месте начинаются совершенно нехорошие расклады, поэтому, фактически, этот призыв не отрываться от земли, не отрываться от праны, не отрываться от космоса, не отрываться от окружающей нас вселенной, а ощущать ее. Если нет у вас возможности из-за скученного образа жизни – хотя бы чаще в походы какие-нибудь уходить, как у нас в школе йоги говорят – бродить по тропам. С палаткой куда-нибудь отправьтесь, иначе вы ухудшите свое положение. Но человек очень консервативен и ленив. Кого сейчас заставишь с палаткой куда-нибудь пойти, если он раньше не ходил? человек просто физически не сможет сделать это , он всего боится. Он боится опасностей, боится дискомфорта, более того, мысль о том, что он окажется где-то, где не горячей воды, ванны и чего-либо подобного – его в трепет приводит. Бывает очень интересно наблюдать за такими людьми, когда они все-таки попадают в природу – буквально через один-два дня они забывают про эти удобства. Почему? Потому что приток праны из окружающей вселенной компенсирует удовольствие от самой любимой ванны, от самого удобного туалета, любимых тапочек и постели – все компенсируется жизнью, которая начинает светить через окружающий мир, и как бы образуется больше внутренней праны. И вдруг вы начинаете проще относиться ко всему, становитесь более здоровыми, более оптимистичными, и на какие-то неразрешимые проблемы смотрите совсем с другой стороны. Поэтому понятие жизни – оно чрезвычайно важное, это фактически тот импульс, который передается по наследству от поколения к поколению, это тот импульс, позволяющий вам какое-то время существовать и который вы должны дать следующему поколению. Если же он теряется, ущемляется – вы начинаете себя дискомфортно чувствовать. Огромное количество людей в Москве подвержены самым ужасным фобиям .Проявляться это может в самых разных симптомах – вегетососудистая дистония, когда человек может ни с того ни с сего грохнуться в обморок, беспричинный страх, беспричинная тревога – это все вокруг человека таким комом, и человек начинает как-то бороться – кто-то спиртным злоупотреблять, кто-то курить, кто-то к медикам идет, какие-то медикаментозные средства покупает, действительно, как любое обезболивающее, и спиртное, и никотин и тем более эта химия – все это на время снимает симптом, но не лечит причину. Потом человек уже начинает попадать в зависимость от этих средств успокоительных. Это очень серьезная расплата, друзья, за отрыв от природы, за отрыв от ощущения жизни. Наша работа нас призывает к каким-то критериям – скажем, как должно быть устроено жилье, например, как вы должны проводить свой выходной, отпуск. И вот мы иногда начинаем по самым разным причинам, умничать на этот счет , мы начинаем считать себя городскими жителями и так далее, но расплата будет очень серьезной, в виде ранних болезней, в виде всего этого негатива, поэтому, как писал академик Сахаров, мир превратится вто, что мы видим в западных странах – это многоэтажный деловой центр, где сосредоточены офисы и тому подобное, но который перемежается парками, которые не такого агрессивного характера, а вокруг огромный пригород, где все люди живут. Так вот, когда-то академик Сахаров написал работу, называющуюся “Мир через 50 лет”(я не помню, в каком году написал и в каком году это должно было случиться), где развивал эту идею, к чему все придет, рано ил поздно. Но, как надо понимать, и з каких-то других соображений, не из соображений вот этой вот праны, а из своих каких-то чисто экономических соображений. Так вот, друзья, если вы научились различать вещь, объект, людей, города, улицы, через которые есть дыхание жизни Вселенной, и места, где этого нет, то вы очень здорово выигрываете, но это не приобретается просто так, спонтанно. Наши каналы загрязнены, мы еще под шелухой впечатлений и требуется утончить наши органы чувств, требуется сделать нашу нервную структуру чрезвычайно восприимчивой. В этом помогают хатха-йога, крия-йога, пранаяма-йога, мантра-йога. Они рано или поздно начинают оттачивать, точнее, сперва чистить, а потом затачивать на определение жизненности или безжизненности тех или иных событий, окружающих вас, и вы вдруг начнете осознавать, что к вам приходит фактор интуитивного выбора, вы не можете сказать, почему с этим человеком вы общаетесь, а с этим нет, почему на эту работу вы устраиваетесь и работаете, а другую фирму, даже с большим окладом, вы обходите за 5 километров кругом. приходит вот этот фактор интуитивного осознания – через это есть дыхание жизни, а через это нет. С формальной точки зрения очень тяжело объяснить, что это такое. Вы помните, какие-то робкие попытки были еще при советской власти, еще появилось огромное количество экстрасенсов, которые, по идее, якобы должны были это все отслеживать , как-то чувствовать, но это мгоновенно трансформировалось, во первых, в мракобесие, а во вторых, в какое-то необузданное зарабатывание денег на спекуляции в области непознаваемого и запугивании всех остальных. И как-то так само собой, естественно, безжизненное проявление само собой сошло на нет – сейчас вы не видите такого разгула экстрасенсов, который был в начале девяностых. Почему? Потому что это было что-то не то. Но для вас, друзья, очень важно по жизни выработать эту сверхчувствительность. расплата за эту сверхчувствительность, правда, тоже будет серьезной. Если какие-то вещи вы сейчас не замечаете – дисгармоничность, грязь, какие-то темные стороны мира – они до вас не доходят. Если же вы утончите ваше восприятие, то вы, конечно же, начнете первое время от этого очерь страдать.Знаете, как очень тонкий прибор, который может фиксировать малейшие изменения чего бы то ни было. В грубом приборе стрелка не отклоняется, даже если существенные изменения происходят. Вот мы с вами сейчас как очень грубые приборы, мы идем по улице и многого не замечаем. Если же вы будете продолжать заниматься йогой усиленно, если вы поймете концепцию жизни, вы будете смотреть на окна многоэтажного дома и вдруг ощущать – вот это окно, я чувствую, меня притягивает, а это окно, – я хочу от него, как от таракана, убежать. Вы начнете физическими глазами видеть, но при этом интуитивно понимать неровную окраску всего, на что вы смотрите, и в этом нет никакой мистики, в этом нет ничего, ослабляющего разум, это просто следующий шаг человечества. Конечно же, когда все человечество или хотя бы большая его часть станет обладать такими способностями – мгновенно упростится жизнь. Одного взгляда на политика будет достаточно, чтобы определить, честный он человек или взяточник, или какой-нибудь карьерист.Одного взгляда или слова достаточно будет и вам, поговорив с бизнесменом, определить, что вот этот какую-то махинацию замышляет, а этот честный человек. И так в отношении всего. Более того, в самых раз ных проявлениях это иногда случается, мне рассказывали люди, занимающиеся йогой, как они по книжным магазинам ходят. Можете себе представить, они отточили свою сверхчувствительность настолько, что они даже беглым взглядом на полки книг (а вы знаете, что по йоге сейчас издается большое количество книг, но большая часть – откровенный мусор, иногда мракобесный мусор), так вот, они могут, не читая, выбирать нужную книгу, которая, действительно, что-то новое или древний источник. Или наоборот, я видел ситуацию, когда этот древний источник в разных переводах, и у человека бессознательно тянулась рука к правильному переводу, который сделан человеком в теме, а не тем, который, как говорится, халтурщик. И такая способность, даже сверхспособность будет наблюдаться и у вас, если вы осознаете концепцию жизни, если вы начнете заниматься обычными йогами, оттачивать свое восприятие. Сразу же хочу предупредить, да, действительно, будет период вашего страдания. За все сверх- приходится и сверхрасплачиваться. Вы увидите, в каком истинном состоянии находятся люди, общество, города, политические движения или еще что-то. Я вас уверяю, вы ужаснетесь. Это будет чрезвычайно сильным стимулом для вас, чтобы вы активно включились в работу по помощи людям. Через йогу, через что угодно. Обычно, когда я встречаю человека, который говорит, что он обладает якобы какими-то сверхспособностями, но при этом демонстрирует такое хладнокровное отношение к окружающим вещам, я , как правило, подозреваю, что он врет. Потому что, если бы он видел истинное положение вещей, он бы чувствовал боль других. представьте, что вы дотрагиваетесь до раскаленной сковородки и при этом говорите – “все в порядке, все нормально” – это либо сверхвысокий уровень, либо попытка обмануть.
Дальше мы идем. Итак, эти факторы, занятия обычными йогами – это все, безусловно, вас утончит. Даже занятия хатха-йогой. Я знаю людей, которые не знали вообще ничего про жизнь в нашем понимании, то есть они воспитывались в марксистско-ленинской идеологии материализма , а йогой стали заниматься потому, что просто система понравилась вроде как – хорошие физические упражнения, и вот такие люди иногда занимались какое-то количество определенное лет просто обычными, как бы мы сказали, тупыми упражнениями, но даже эти обычные физические упражнения привели их к сверхчувствительности. И потом их как бы натолкнуло на мысль об этом импульсе жизни – о том, о чем говорит родовая йога, о том, о чем говорит Ведическое знание, и, собственно говоря, йога в целом. Но, конечно же, это слишком долгий путь. И желательно упреждать свои открытия. То есть, чтобы вы знали, что происходит тогда, когда вы видите первые признаки того, что происходит, вы бы ускорили свое продвижение в йоге. Если, скажем, есть какая-то теория, предсказание что может быть, и вы даже в маленьком эксперименте получаете подтверждение этой теории – это значительно ускоряет ваше продвижение вперед, а, как следствие, вашу духовную эволюцию, ваш рост и рост вашего могущества.
Еще раз, друзья, с точки зрения логики как жизнь проявляется? У каждого из нас есть высшее Я, оно как бы плавает, как бы окружено оболочкой праны, дыханием жизни. Наше Я живое, друзья, иногда создается впечатление у некоторых философов, что наше я такое, знаете, абстрактно-отстраненное. Ни сухое, ни мокрое, вообще не имеющее отношение ко всему, потому что оно запредельное. Да, друзья, оно запредельное, но в то же самое время его запредельность позволяет ему в каком-то смысле быть чудесным таким явлением. Это запредельное может проявиться в чем-то предельном одновременно. Это вот, знаете, всегда есть вопрос такой философский – раз наше высшее Я вне, значит, выходит, оно не страдает, когда страдает человек? А как такое может быть? Такого не может быть. До тех пор, пока есть страдание и Я страдает, хотя оно в принципе лишено страданий. Это очень тонкие высшие аксиоматические моменты для оперирования бесконечным с конечным, понятным с непонятным. Это вещи, которые выше нашей логики, выше нашего разума, здесь надо быть очень аккуратными с выводами, иногда наши выводы неуместны. так вот, наше Я – оно живое, друзья, но импульс этой жизни проявляется в том, что называется праной. Это оболочка праны. Что такое оболочка праны? Это дыхание жизни. Еще раз – прана как дыхание жизни. С другой же стороны, как же это дыхание может проявляться? Оно может проявляться через дыхание энергии. Действительно, мы с вами обладаем возможностью что-то делать, двигаться, что-то изменять вокруг себя. Оно также обладает этим дыханием сознания, дыханием внимания. Действительно, мы можем что-то воспринимать, что-то видеть вокруг. Прана – это что-то такое универсальное, которое, с одной стороны, проявляется как энергия, когда мы можем что-то сделать, и как сознание, когда мы можем что-то осмыслить, осознать, понять, воспринять. Тоже крайне возвышенная филосовская концепция, что такое прана. И вот, конечно же, жизнь нам легче понять не через наше высшее Я, которое мы, может быть, до сих пор не понимаем, его грандиозность, а через более близкое, через дыхание жизни, через прану. Или через возможность нам жить и радоваться жизни, или воспринимать жизнь и радоваться восприятию жизни. Это как бы наш поток праны. Но нас окружает Вселенная. Что же такое Вселенная? Вселенная – это, по сути дела, скрытый от нас Абсолют, который проявляется так же через дыхание жизни или через дыхание космической праны. И получается, что наша прана взаимодействует с праной Абсолюта. И вот если наша прана взаимодействует с праной Абсолюта гармоничнейшим образом, или, как бы сказали согласно концепциям Вед, согласно закону Рита, то, получается так, что наша прана начинает расти. И мы начинаем более четко ощущать, что вокруг нас происходит. Более того, мы начинаем иметь возможность двигаться в сторону духовного развития, и все вокруг нас оживает. И, что бы к нам в жизнь не приходило – контракт новый для бизнесмена, новая формула для ученого, новая статуя для скульптора – если она приходит согласно закону Рита, когда ваша личная прана сочетается с космической праной и они как бы в таком гармоничном резонансе – все оживает. И это уже не просто формула, а откровение. (У математиков сказано, что математика- это язык, на котором Господь Бог разговаривает с человеком). Или та же скульптура – это уже не просто кусок дерева или камня, это уже что-то высшее, это олицетворение той жизни. И так далее, и тому подобное. То есть мы сталкиваемся с эффектом иконы. Знаете, икона – это не просто изображение какое-то, иногда весьма абстрактное, а то, через что вы чувствуете запредельное. И вот в некоторых случаях это просто полиграфическая картинка, а в некоторых – это действительно канал во что-то запредельное. Опять же, все статуи, все произведения искусства, которые действительно заставляли людей измениться к лучшему. Сходите в Пушкинский музей. И вот, знаете, возникает впечатление – ну ладно, хорошо сделанная статуя или хорошо нарисованная картина, но что о ней так много говорят? Какое-то расположение материи или каких-то там образов. Что тут нового? А в том то и дело, что это было в свое время для определенной группы людей связующим звеном между их праной и праной Вселенной. И поэтому, действительно, произведения искусства способны вырвать человека на качественно новый уровень, правда потом, конечно, с течение м времени и вкусы изменяются, и какие-то условия изменяются. То, что вдохновляло наших предков, уже может не вдохновлять нас, или, наоборот, то, что вдохновляет нас, может не вдохновлять наших потомков. Это вопрос отдельный, что все хорошо, и уместно, и подвержено закону Рита в своем месте и в своем времени. И, чуть мы смещаемся во времени или чуть мы смещаемся в пространстве, как там действует уже другой оттенок того же самого закона Рита. Закон Рита один, проявлений его много в самых разных обстоятельствах, в самых разных случаях. Ну а в отношении нас же самих, друзья, почувствовать дыхание жизни мы можем через, еще раз, как я сказал, занятия йогой. Мы занимаемся йогой, мы занимаемся медитацией, мы пытаемся поныть, что там, внутри, что это за микрокосм, который мы есть. Но, друзья, это очень трудная задача – идти вовнутрь, потому что мы привыкли смотреть наружу. Ну так мы сделаны, что больше смотрим наружу, хотя интуитивно иногда чувствуем процессы, которые идут внутри. Тяжело в себя заглядывать, особенно, что называется, если в душе темно. Туда страшно заглядывать, не хочется заглядывать. Есть много людей, которые, знаете, такие в плохом смысле слова экстраверты, они никогда не пытаются сесть и поразмыслить, вообще, кто они, что они. Им просто страшно заглядывать вовнутрь, они этого никогда не делали, это что-то новое, необычное.
Есть люди, которые могут без умолку болтать, лишь бы не остаться один на один с самим собой. Потому что страшно. люди, которые боятся одиночества – страшно им остаться, необычно, непривычно. Но, если же вы начинаете проникать вовнутрь себя, то вы понимаете, что источник ваших личных сил – это принцип вашей жизненности, ваше высшее Я, или ваш прана. И вот вдруг вы начинаете получать подпитку из того, чем вы являетесь на самом деле. И, по большому счету, чем ближе вы начинаете познавать самого себя, тем более самодостаточны вы становитесь, меньше зависимы от каких-то факторов окружающих. А как следствие, вы становитесь меньше игрушкой в руках окружающих сил и проявляете большее могущество, большее преуспевание, больше свет от вас струится.
Еще раз, это очень тяжелый момент, особенно для людей, у которых такая вещь как разум, только недавно начала функционировать. А если вспомнить про животных, то там еще тяжелее.
, потому что разум у них либо не отточен, либо иной раз зачатки разума наблюдаются. И поэтому есть как бы компенсация отсутствия ощущения внутренних сил внутренней гармонии, внутреннего источника жизни, который оживляет все, чем бы вы не занимались и делает жизнь радостной и наполненной. Компенсация за счет внешнего. И вот по этому принципу сделан этот момент парного взаимодействия мужчины и женщины. То есть, мужчина видит в женщине жизнь, поэтому она ему интересна, поэтому она для него сексуально привлекательна, поэтому он к ней стремится. Не потому, что у нее какие-то там формы или какая-то там прическа – нет, а только потому, что он за этой формой, за этой прической, за всем этим чувствует то, что есть и в нем самом – жизнь, только через внешнее увидеть это легче, понять легче. И поэтому становится интересна женщина для мужчины, впрочем, как и мужчина для женщины, то же самое, если женщина чувствует жизнь за мужчиной – он ей интересен. Другой, конечно, разговор, в каких аспектах это проявляется. В таких йогах, как йога Триада, есть более детальный анализ, но нас сейчас пока он не интересует, этот детальный анализ. Нас интересует сама концепция, что если есть ощущение жизни, если через что-то ощущается жизнь, то вы становитесь могущественным. И вот, смотрите, дальше продолжение той же мысли: если вы сидите один и долго занимаетесь йогой, то рано или поздно приближаетесь к источнику вашей жизни, к вашему Я – самое первое, с чем вы сталкиваетесь – это ваша прана. Так вот, если праны мало, то у вас есть страх смерти. Если же у вас праны много, то у вас нет страха смерти. Поэтому многочисленные фобии, которым сейчас подвержены большинство людей, скажем, в городе Москва, – это банальное отсутствие праны. Знаете, это вот если сравнить – кислород вот если бы кто-то перекрыл и люди все с открытыми ртами, большими глазами начинают дышать, а им предлагают то одно лекарство, то другое, то третье, – ну, на какое-то время глаза вроде уменьшаются, рот закрывается, но это только пока действует лекарство, а кислорода ведь никто не подбавил, потом лекарство заканчивает действовать и опять рот открывается, глаза расширяются. Так вот, если есть фобия, если есть страх – знайте, у вас отсутствие праны, отсутствие жизни, потому что если есть жизнь, то нет страха. Но так получается, еще раз, что требуются очень долгие года занятий самопознанием, дабы прикоснуться к источнику внутренней жизни, внутренней праны, увеличивать его. А он, с формальной точки зрения, такой же грандиозный и бесконечный, как вся космическая прана, то есть, в некотором смысле, это тождество. так вот, это тяжело сделать, в особенности, если вы, скажем, живете в теле животного, ро если у вас есть самка противоположного пола, то вы через нее чувствуете ощущение жизни и через нее к вам приходит ощущение праны. Через нее к вам приходит, в том числе, смелость и решимость, способность преодолевать все факторы страха, все негативные факторы. И, да, действительно, мы видим, что уже даже на уровне животных проявляется это образование пары. в разной степени, безусловно, потому что, если есть жизнь, нет смерти, если нет смерти, то нет страха. Поэтому, если анализировать более поздние тантрические трактаты в отношении использования сексуальной энергии для духовных практик, то, есть такой афоризм, “если есть сексуальностть, то нет страха смерти”. То есть сексуальность, это, само по себе, влечение к противоположному полу, а по сути дела, влечение к жизни, по сути дела, влечение к тому, что исключает смерть, и, соответственно, страх. На этом очень серьезные практики основаны в йоге-Триаде, но не об этом сейчас речь.
Но, окрас между мужчиной и женщиной жизнь приобретает в большей степени сексуальный. Но жизнь более широкое понятие, чем просто влечение мужчины и женщины. Жизнь, она вбирает в себя проявления через все, что живо, и поэтому то же самое проявление жизни наблюдается, когда вы, скажем, рассматриваете маленького котенка или маленькую собачонку, маленьких детишек, то, через что вы ощущаете дыхание жизни. Там нет, безусловно, никакой сексуальности, но есть какой-то, опять же, первоимпульс бытия, который заставляет вас либо умиляться, либо приходить в хорошее расположение, потому что вы чувствуете, что в это есть хоть что-то, что делает невозможным страх, что делает невозможной смерть. И, опять же, то же самое животное, ради своих потомков, может пожертвовать своей жизнью, потому что оно понимает, что жертвуя своим проявлением жизни, но во имя сохранения источника жизни, фактически оно ничего не теряет, потому что потомки всегда его родят, если есть непрерывная преемственность импульса жизни.
Еще больше в такой сильной степени это начинает ощущаться, в большей степени влиять, но в меньшей степени осознаваться, это когда вы попадаете в поле жизненности рода. И вот вы начинаете ощущать своих предков, предков ваших предков и так далее, то вы начинаете ощущать поддержку вашего рода, а как следствие, поддержку всех тех людей, которые с вами составляют ту или иную общность людей, ваших рожственников, родных, знакомых, близких, и вы как бы начинаете черпать силы из своего рода. И, опять же, это осмысление рода, которое вроде как снаружи вас, которое как бы часть макрокосмоса, опять же, дает вам проявление праны, жизни, и, то, о чем мы на предыдущей лекции говорили, уменьшается еще меньше страх смерти. Пожертвовать своей жизнью ради сохранения рода – это для вас не проблема. Ученые-биологи, на заре еще анализа дарвинизма, очень удивлялись многим факторам, что, скажем вот, есть группа животных, которые, согласно этим звериным законам джунглей, должны были демонстрировать крайний эгоизм, крайнее себялюбие, или вот то, что сейчас воспевается на западе – крайний индивидуализм. А все животные демонстрируют как раз прямо противоположное.Если на опушке леса пасется стая оленей, и один из этих оленей вдруг увидит приближающегося хищника, то он предупреждает всех остальных, хотя этим самым он снижает свои шансы на выживание. Точно так же в отношении птиц. Все животные, даже те, которым грозит опасность, они успевают предупреждать. Иногда эти действия снижают их шансы для личного выживания. Это никак не находило объяснения в такой тупой концепции естественного отбора, что выживает наиболее приспособляемый. Стали вводить абстрактные понятия, что это якобы как-то кодируется в генах, такое как бы альтруистичное поведение. Не знаю, насколько это все в генах или не в генах, факт тот, что эти принципы добра – они даже есть в мире животных, не говоря уже про людей.
И получается такая вещь, что, как только ты ощущаешь значимость своих действий в отношении рода, который ты начинаешь чувствовать (а как ты начинаешь его чувствовать – через это мистическое чувство приобщенности ко всему живому), ты не просто одно маленькое живое существо, а ты как бы в потоке этих живых существ, и, если есть жизнь – нет страха. А если нет страха, то ты начинаешь демонстрировать качества, которые идут вопреки эгоизму, вопреки себялюбию или примитивному инстинкту самосохранения. В еще большей степени это наблюдается, когда мы еще большую группу людей наблюдаем, когда это уже не род, а народ. Мы опять имеем этот фактор, что многие даже молодые люди, они еще не особо чем-то интересовались, но вот начинается война, и вдруг в них просыпается идея солидарности, идея того,что (абсолютно без размышления) они должны защищать, они идут рисковать, они пойдут на войну, они даже погибнут, но это не заставляет их трястись от страха, не заставляет их куда-то прятаться по углам, чтобы сохранить свою жизнь, они, наоборот, спокойно об этом думают. Хотя тот же самый человек в мирное время, скажи ему, что твой шанс выжить в той или иной ситуации такой-то ,да он заснуть бы не смог, он бы трясся и валерьянку пил. Вот такой есть фактор. Фактор жизни. Фактор сопричастности. Фактор, связывающий нас, в первую очередь, с нашими родными и близкими. Но в отношении родных и близких все явно выражено, а вот в отношении большей группы людей, социума, все менее ярко выражено, но все более настойчиво такой как бы сверхлогичный импульс. и все бьются, чтобы определить, то ли это инстинкт, то ли это сверхлогика. То ли это действие первых, самых примитивных импульсов со стороны нашего разума, то ли это, действительно, какое-то откровение свыше. И, в этом смысле, йога несколько приоткрывает эту тайну. Конечно, там все перемешано. Но фактор сверхлогичности, фактор жизни, фактор влияния общего поля праны, общего поля жизни, он настолько мощный, что он, действительно, включает в человеке его механизмы самоосознания, как если бы он находился на очень высокодуховной ступени, мы об этом на предыдущей лекции говорили, это проявляется, когда человек жертвует во имя Родины, во имя людей своей жизнью, не боясь смерти. Еще раз, тот же самый человек в мирное время, или когда явная угроза смерти исчезает, может проявляьб самые разные стратегии поведения. Это было очень удивительно, тот или иной ветеран во время войны показывал какие-то чудеса героизма и способности к самопожертвованию, а вот война закончилась и как-то у него не так пошла жизнь. Есть такой, друзья, фактор, что в себе самом почувствовать импульс жизни очень тяжело, но нам дается внешняя подсказка, через наших родных и близких, через наш род, через наш народ, через нашу страну. И чем больше людей вовлечено в этот процесс, тем более сильное воздействие он на нас оказывает, даже вне зависимости, осознаем мы это или нет. Почему? Потому что весь этот океан праны, который пронизывает и тебя, и всех людей, он как бы позволяет активизировать в тебе то, что называется твои резервы жизненности. Или, по другому, здесь очень интересное продолжение есть этой йоги, оно очень тесно связано с кундалини-йогой. Это общее осознание причастности к большому количеству людей, с которыми ты связан вот этими невидимыми нитями праны и жизни, приводит к тому, что у человека естественным, красивым способом пробуждается энергия кундалини. Именно этим, в частности, объясняется фактор бесстрашия, фактор пренебрежения к своей жизни или демонстрация каких-то сверхспособностей в той или иной битве. История оставила нам совершенно уникальные описания, когда в той или иной битве раненый воин, получивший такое количество увечий, которые несовместимы с жизнью, истекающий кровью, прекрасно понимающий, что он не выживет, продолжал сражаться и продолжал переламывать ход событий той или иной битвы, при этом не испытывал ни страха, ни боли, а, наоборот, демонстрировал предельную ясность и какую-то предельную физическую выносливость и силу, которую в обычной жизни не мог показать. Почему? Потому что, прикоснувшись к этому океану праны, океану жизни, к этому дыханию жизни, проявляющуюся либо через сознание, либо через энергию, вы активизируете свою собственную. Та часть, которая ответственна за энергию у нас, называется энергией кундалини. И это высочайший такой шанс почувствовать жизнь,это как бы – не задумываться о своей жизни во имя чего-то большего. Эффект тот же самый, как не странно, при занятии йогой – чем больше в одном месте занимается людей, тем, тем сильнее эффект. Мы достаточно давно занимаемся подготовкой преподавателей йоги, проводим семинары, ну даже для всех желающих, не только для преподавателей, и это очень четкий эффект, кстати сказать, в афоризмах преподавания йоги он отражен. Но это достаточно закрытые тексты, мы, как правило, только студентам их даем, что чем больше людей, тем легче идет практика. Осуществить практику с двумя людьми, скажем, тяжелее, чем четырьмя, с десятью легче, чем, с двумя, со ста легче, чем с десятью, с тысячей легче, чем со ста. Почему? Потому, что образуется общность жизни. Или, как мы всегда это говорим, подобно тому, как в сырую погоду сырые дрова могут гореть, если рядышком находятся, так же и люди. Каждый из них, может быть, еще не отличается какими-то йоговскими успехами, но, как бы, каждый друг друга греет и стимулирует процессы других людей, поэтому, если иногда случается, что в том или ином зале, знает, набивается людей под завязку (ну до пределов приличия, и важно, чтобы была хорошая вентиляция), как ни странно, иной раз процессы идут быстрее, лучше, и люди больше получают. Человек может несколько лет заниматься в одиночку той же хатха-йогой и получить какой-то результат, а может иногда три-четыре раза сходить на какое-нибудь групповое занятие, где полным-полно людей, и получить гораздо больший эффект. И здесь дело не в каком-то там чуде, а это на самом деле все очень серьезная теория. Она известна в йоге, и, конечно, ей надо пользоваться. Поэтому, чем больше окружает вас единомышленников, соратников, людей, которым вы доверяете, – друзья, что такое жизнь? это доверие!..
Знаете, йогу можно изучать…вернее, математику можно изучать, даже если вы не доверяете профессору математики, знаете, как если это профессор Мориарти в Шерлоке Холмсе…а вот с йогой такого не происходит. Если вы не доверяете преподавателю, вы ничего не получите, потому что вы не получите это дыхание жизни всех присутствующих.Если будут такие ментальные границы, разбивающие ввас на ячеечки такие вот, то считайте, что вы не здесь, а где-то еще, а если есть доверие к соседу справа, к соседу слева, вы знаете, что он такой же человек, что он не поступит с вами непорядочно, что он тем же самым занимается и интересуется, эффект идет в несколько раз сильнее. И надо сказать, что не только в йоге знают об этм эффекте. Безусловно, о нем знают в первую очередь военные. Хорошо сплоченный отряд, где каждый друг другу доверяет, показывает чудеса боеспособности. Я интересовался, мне рассказывали, что, как ни странно, во время Второй Мировой войны этим качеством отличались моряки, я не знаю по какой причине, может, потому что долгая жизнь на корабле, она заставляет более тесно общаться, тем более оторванным от дома, может еще какие-то другие качества. Когда по той или иной причине приходилось брать моряков и делать из них обычные отряды – в атаку бежать или еще что-то – они показывали какие-то чудеса, буквально чудеса героизма, причем, что также очень интересно, число потерь у них было, как правило, меньше. Потому что каждый из них доверял друг другу, он рисковал собой, но все они представляли собой единое праническое поле, они рпедставляли собой, по сути, единую жизнь. И эта единая жизнь выживала лучше, и даже если было ранение, то это не такое сильное ранение, или наоборот, это была более мобильная структура, где никто ничего не боялся и все друг другу доверяли, и по этой причине они были более эффективные, решительные, напористые. И, конечно же, этот эффект – он присутствует, друзья. Большое количество людей, объединенные интуитивным ощущением жизни, превращается в очень серьезную силу.
Но, к сожалению, у этого фактора есть и обратная сторона, очень ужасная. И тоже надо о ней сказать. Такой же точно эффект наблюдался в наиболее боеспособных частях СС, в гитлеровской Германии. Этим же самым обладали некоторые боевые части японцев. Причем, что касается Германии, там это было что-то более особое, недаром с тех пор много историков пытаются изучать какие-то моменты, связанные с возникновением фашизма. По всей видимости, у Гитлера было это самое интуитивное ощущение и знание о том, как собрать массу людей и как породить в них ощущение причастности к чему-то живому, к чему-то светлому, к чему-то мощному и сильному. И, по всей видимости, именно этим объясняются те, совершенно с других точек зрения необъяснимые феномены, связанные, в том числе, с восхождением Гитлера к власти, связанные со столь успешным ведением боевых действий. То есть, нашелся человек, который, вероятно, знал те же самые законы, которые знали древние йоги, но, не отличаясь и полностью не придерживаясь первого и второго принципа йоги, начал использовать их по своему усмотрению, или, как мы помним, во вред всему человечеству. Друзья, знания – сила.
Вообще говоря, вопрос фашизма – это отдельный вопрос, я постоянно его привожу, и даже кое-кто мне говорит – “почему вы так часто ссылаетесь на фашизм?” Друзья, вовсе не потому, что это такая вещь безобидная, что, типа, победили и забыли – ничего подобного. Его победили, но не поняли. И, в результате, возникло отношение к фашизму, как к чуме средневековой Европы. Пришла чума, выкосила огромное количество населения, а потом ушла. И люди настолько под впечатлением ужаса, когда эта эпидемия была, и стараются лишний раз не вспоминать про чуму, чтобы не накликать, как они говорят. То есть,знаете, такая крайняя форма суеверия, что они боятся даже подумать, как бы это не возобновилось. Вот та же ситуация, к сожалению, с феноменом нацизма. Многие люди в современной Европе боятся, впдают в суеверный страх и трепет и стараются вообще об этом не думать, не говорить, или пытаются выставить заранее все в искаженном свете. Но чуму таким образом не победить. Ее надо исследовать в лабораториях, надо делать прививки. Надо понимать, что там, какое действие, приносящее смерть, какие лекарства делать, а просто объявить табу, сказать, что это вещи, о которых нечего говорить – это значит обрекать людей на то, что это повторится. Действительно, на протяжении истории Европы несколько раз эпидемии чумы буквально выкашивали всех подряд, до тех пор, пока, вопреки многим догматам того времени, нашлись ученые и решили в этом разобраться. Конечно, в этом отношении нам проще, потому что какое-то знание об этих эффектах или явлениях до нас дошло из древней йоги, в первую очередь из родовой йоги. и вот у меня тоже возникает вопрос – а знала ли верхушка нацистов о существовании таких мощных йог или не знала? Было ли это их интуитивное открытие или, действительно, их многочисленные экспедиции по Тибетам, Индиям что-то накопали, древние манускрипты, разобрались в них и пустили в ход? Я, конечно, склонен к первой версии, мне кажется, что это было как бы интуитивное переоткрытие законов, потому что, все-таки, я сомневаюсь, что кто-то, на том же Востоке, так неосторожно обращался бы с этим знанием. Во всяком случае, было уже четко достаточно понятно, что к чему идет. В любом случае, это вопрос к историкам, открытый, собственно, он нас в меньшей степени интересует.
Нас интересует обратная сторона. Вот это ощущение массы. Оно включает какие-то механизмы, которые мы не осознаем. Отследить вы это можете по другим примерам – сходите на какой-нибудь большой рок-концерт. Сходите на какой-нибудь футбольный матч, где огромное количество фанатов. И вы в некоторых случаях вдруг поймете, что какая-то необъяснимая сила вас подхватила. Обычно мы читаем в мемуарах и во всякого рода исследованиях ,в том числе и психологических, такие снисходительные реплики – типа “это быдло”, “это инстинкты у них”, “это власть толпы и ничего другого”. Это неправильная постановка вопроса, это – все показать в заведомо искаженно-негативном свете, и, по сути дела, не разобраться в эффекте, а эффект ведь очень сильный, очень мощный. То есть, я-то о нем знаю, только лишь потому, что изучал йогу, я не большой фанат ходить по стадионам и смотреть футбол, более того, когда я еду в метро после очередного матча, мне становится страшно, когда врывается толпа подростков и начинает что-то скандировать и орать. У меня такое впечатление, что сейчас они кого-то будут убивать, и невольно появляется чувство страха, желание куда-нибудь спрятаться, ну или выхватить автомат Калашникова, в зависимости от того, в какой степени ты воспринимаешь эту агрессию. Так вот, этот эффект – очень серьезный эффект, друзья. Это эффект апеллирования к этим невидимым силам жизни, но только в случае родовой йоги, когда осмысление предков обычному солдату позволяет стать героем и совершенно спокойно пожертвовать своей жизнью, либо в руках таких нечистых на руку дельцов-политиканов превращается в опаснейшее оружие, которое бог знает к чему может привести. Точнее, уже привело к многочисленным войнам. То есть, это очень серьезный, друзья, фактор, который нельзя списывать со счетов и нельзя сказать, что это просто быдло и эффект толпы, нет, там, кроме откровенной, прошу прощения, быдлятины, задействованы какие-то такие струнки, которые апеллируют к жизни рода.”Вот мы – фанаты футбольной команды, мы – фанаты того или иного актера, певца, политического деятеля”. Это фактор, который объединяет. И вот если он, не дай бог, не по назначению вдруг или просыпается, или подкармливается, либо сознательно провоцируется, мы имеем страшные последствия, ужасающие последствия, массу кровопролитий. Как вы видите, и об этом я неоднократно говорил, что, когда изучаешь ту же Родовую йогу – это как американские горки – то в холод тебя, то в жар, одна и та же вещь может быть предельно положительной, может ускорить твое духовное развитие, может помочь тебе понять родство, понять, что такое жизнь, поднять на более высокий уровень, а может сделать из людей агрессивную толпу .Или идеи националистического характера, ксенофобии, или политические безумные идеи в этом состоянии некритично заползают в разумы людей, и, фактически, это страшнейшая проблема для всего человечества. И просто так отмахнуться от нее нельзя. Она присутствует. Она есть. И, как все в этом мире, это может быть направлено в сторону добра или в сторону зла. В случае фашизма мы имеем явно выраженную сторону зла. В случае с футбольными фанатами, которых подкармливают дельцы от этих многочисленных спонсорских спортивных соревнований – это все деньги, друзья. Эти фанаты, которые ломают стулья, бьют окна и так далее – они выгодны. Есть круги, которым они выгодны, и они их поощряют, невидимо. Кто-то по недомыслию считает,(я слышал) – вот ребята веселятся, это единство нации, а то вообще никаких идей объединяющих не осталось в России, пусть хотя бы стекла побьют – хотя бы в этом мы едины. Но вы понимаете, что это неуправляемая ситуация в области футбольных фанатов, а завтра подкинь им любую идею, и эта идея будет некритично воспринята и их “понесет” . Так вот, друзья, за этот фактор обладать силами, которыми мы еще сами обладать не можем, но которые просыпаются, когда много вокруг единомышленников, приходится расплачиваться опасностью того, что ты можешь стать легкой игрушкой в руках манипулятора, который сам не разделяет идей, который, как правило, не подхвачен той же волной, скажем, патриотизма, но который очень умело начинает тебя направлять в нужные цели, буквально как кукловод. И вот эта вот сила, поток, людей, у которых проснулась вот это ощущение, проблески, которые можно с точки зрения йоги кундалини классифицировать как первые признаки осознания энергии кундалини, превращаются в неуправляемые толпы, точнее в псевдонеуправляемые толпы, а если есть хороший кукловод, как Гитлер, то очень даже управляемые. И, с одной стороны, Гитлер воспользовался этой управляемостью и сделал какие-то чудеса в области экономики, в области войны – немецкая армия была самой боеспособной на тот момент. Собственно говоря, действительно, из песни слов не выкинешь, они очень хорошо умели воевать на тот момент. Очень часто жертвовали жизнью, очень часто проявляли такие качества, которыми в других случаях можно гордиться. Но, какая трагедия, – кто-то взял честных немцев, пробудил в них ощущения рода и перепрограммировал. А своих мозгов у каждого немца, ну как бы, не хватало. И, самое страшное, что, когда просыпаются эти глубинные структуры, мозги уходят на второй план. И тут спасает лишь если у человека был опыт вот таких экстатических состояний Если он ощущал эти экстатические состояния и вновь их чувствует, но осознает с помощью разума, который уже не управляет им, но может диагностировать – ага, что-то не то пошло, – только лишь в этом случае можно стопроцентно противостоять в том числе и такой подхватывающей идее. Друзья, еще раз, это очень опасно, до тех пор, пока у вас не было личного опыта в ощущении жизненности. До тех пор, пока ваш разум слаб, вас могут поймать на идее нацизма, национализма, вас всегда могут поймать на идее мессианства какой-либо политической партии, или той или иной священной войны или еще на чем-нибудь. И это страшно, когда в тебе вдруг пробудили то, в чем есть жизнь и у тебя не осталось страха смерти, но у тебя не было опыта распознать, каким образом тобой могут злоупотреблять, тебя начинают употреблять не по назначению и ты начинаешь творить всяческие ужасные вещи. Взгляните на Ближний восток, что там делается, взгляните в страны третьего мира, та же Африка, вечно воюющая. Вот самое открытое доказательство, что это только умение какого-то лидера накачать народ, чтобы его пустить на бойню. Вот вопрос, а как же удается все это сделать? Существует система сигналов, которая воспринимается каждым человеком некритично, но, как только он получает этот сигнал, он выходит, как бы сказали психологи, в измененное состояние, и, действительно, склонен к тому, чтобы перепрыгнуть в каком-то своем внутреннем энергетическом уровне осознания на некую градацию, что, с позиции кундалини-йоги можно классифицировать как первое пробуждение энергии кундалини. Все переплетено в йоге. Так вот, есть определенные моменты. Практически, все эти моменты по злоупотреблению и манипуляции вами в области мистического импульса жизненности предков, идет через слово. Или, другим словом, пропаганда. Даже физические лишения в той или иной ситуации в меньшей степени заставляют человека встряхнуться и выйти на качественно новое состояние, а вот иногда простое слово может ввести человека в это состояние, и это, с одной стороны благо – благо для людей, благо для рода, для народа – действительно, скажем, какой-то катаклизм, что-то случилось ужасное, когда надо мобилизовать силы рода или народ, и вот кто-то в набат стучит, выходит оратор и говорит – ребята, случилось то-то то-то, скажем, враг напал или еще что-то, и люди слышат обычное слово, которое превращается в ключ, – и выходят на качественно новый уровень бытия, они почувствовали вокруг себя общность всего живого, и, мобилизуясь, они тем самым могут противостоять любой трудности, любой опасности. Это сила слова. Она восходит не к обычной демагогии, – сейчас много развелось всякого рода теорий, что, якобы, если научить человека говорить, то он миллионы за собой может повести, что Гитлер был простым демагогом, Геббельс был простым демагогом, а вот в том то и дело, что не были они простыми демагогами. Они отчасти обладали тем, что называется мантра-йогой, силой слова. Это то, о чем, мы читаем в древних Ведах, то, о чем говорили древние риши. Фактически, все Веды – это проявление силы слова. Но вот эта сила попала в неподходящие руки, в преступные руки, и вот этой силой слова пробудили, вывели на новый уровень и заставили людей, фактически, стать рабами этого, точнее, их-то побуждения были самыми светлыми, но кукловод был с очень грязными намерениями, но обладавшим этим ключом. Этого никто не мог понять, после войны сами немцы не могли понять, как так случилость, почему они к такой ужасной трагедии пришли – они до сих пор понять не могут, а вот это табу в области исследования всех этих вещей сводит все на нет. Так вот, есть люди, которые обладали этой силой слова и позволяли включать в массе людей приобщенность к чему-то высшему. С одной стороны это великое благо, с другой – великая опасность. Но не думайте, что только Гитлер с Геббельсом обладали таким качеством, таким же качеством обладал и такой видный советский деятель, как Лев Троцкий. В свое время даже такие байки ходили о его способностях. Приводили в пример, что во время гражданской войны он мог деморализованную армию, разбитую, которая и думать не могла о сражениях, своим ораторским искусством вновь сплотить, вдохнуть в них жизнь и снова бросить в бой. Об этом вы можете найти в многочисленных воспоминаниях тех, кто дожил, прожил сквозь сталинские репрессии. То есть, этот момент, который вас может вывести в это состояние – это некое слово, и если в обычной жизни это слово истины, когда любой член общества, увидев опасность, сказал его, но, находясь под впечатлением опасности сам до известной степени обладал этой силой слова и пробуждал массы, то в случае с такими ораторами – эта сила слова была у них то ли врожденная, то ли приобретенная каким-то непонятным способом, в любом случае, друзья, это были сильные личности. Здесь из песни слов не выкинешь, какими-то сверхспособностями они обладали, это однозначно. Это делает ситуацию еще страшнее.
С одной стороны, мы можем почувствовать дыхание жизни в упрощенном варианте, через окружающих нас людей, через род, в котором мы живем, через народ, к которому мы себя относим. Это, с одной стороны, для нас величайший трамплин в области йоги. С другой же стороны, существует такая тенденция, что проснувшаяся таким образом энергия кундалини, или проснувшийся таким образом импульс жизни пойдет на деструктивные цели.
Друзья, помните – вы ждете, и вселенная ждет. Главное в йоге – это живое общение, тонны книг этого не заменят. Начинайте учиться, запишитесь на курсы – openyoga.ru. Начинайте систематически изучать йогу.
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: