Наше Я , Ревность.
Автор: Вадим Опенйога
Дата: 01/11/2008
Адрес: Международный Открытый Йога Университет (openyogaclass.com)
Краткое описание :
В этой лекции вы познакомитесь с ответами на некоторые вопросы по йоге. В этой лекции будет рассмотрено такое понятие как желание. Будет рассмотрено, какова изначальная природа желаний. Желания – это хорошо или плохо? Все желания исполняются, вопрос когда. Чувство ревности. Что такое ревность? Как бороться с ревностью.
Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, т.(495)251-21-08,(495)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
Смотреть Видео:
1 часть
2 часть
Читать Текст:
Сегодня 01 ноября 2008 года, меня зовут Вадим Запорожцев, мы находимся в Культурном Центре Просветление, м. Новослабодская, в г. Москва. Это у нас лекции для Открытого Йога Университета, вся информация архивная на наших сайтах www.openyoga.ru www.happyoga.narod.ru www.yogacentr.ru
Итак, мы начали с вами с первых двух принципов йоги, они важны. Первый принцип йоги – не причинять никому страдания, второй – работать эффективно. Всю информацию о деятельности нашего Открытого Йога Университета мы распространяем через интернет, можно найти эти архивы. К сожалению, всякого рода накладки случаются, и в Открытом Йога Университете, вероятно, надо еще многим учиться соблюдать второй принцип йоги. Потому что затрачивается много усилий на дела второстепенные, а первостепенные дела, как например, вот сейчас радиотрансляция должна быть, а ее нет по стечению обстоятельств. Это конечно очень, очень досадно, но также и во всей жизни, некий такой принцип эффективности должен быть. Что касается счастья всем живым существам, то это как раз та база, без которой вообще невозможно устойчивое развитие в йоге. Представьте, если вы не создадите вокруг себя эту атмосферу гармонии и счастья, причем такую, которая не зависит от кого-то. Обычно источником счастья мы ищем кого-то или что-то вовне нас, а источник счастья мы сами. Даже наличия недругов или людей, к нам относящихся безразлично, не должно быть причиной для того, чтобы мы чувствовали себя зажато. В то же самое время мы всячески должны все это распространять в мир. Только это является надежной основой для практики йоги и ничего другого. Прежде чем мы пойдем сегодня далее в цикле наших лекций, я бы хотел услышать, если они есть, вопросы, может быть, по предыдущей лекции или по каким-либо предыдущим темам в области йоги, чтобы я сначала на них ответил, прежде чем пошел дальше.
Вопросы.
Вопрос: Вадим, скажите, количество живых существ в нашей Вселенной увеличивается, откуда берутся новые души?
Вадим Запорожцев: Это вопрос из той области, которая относится к сверхлогике, сверхразуму. Наш мир логичный, и мы привыкли получать логичные ответы на логично поставленный вопрос. Да, действительно, если где-то что-то пребывает, значит где-то, что-то убывает и так далее и тому подобное. Но вот беда заключается в том, что есть такие области во Вселенной, где действует сверхлогика, и на первый взгляд в плоскости логики, то есть нашего разума, эти ответы кажутся бессмысленными. Так вот вопрос этот о живых существах, как возникли живые существа и так далее, он относится к разделу сверхлогики, поэтому ответы на логичные поставленные вопросы не дают удовлетворенности.
Если я отвечу, что живых существ бесконечно, и они были всегда. То есть тут же возникает вопрос: а как тогда с течением времени, если какое-то живое существо достигает состояния самадхи и выходит из нашей Вселенной, вроде его надо вычитать. То есть каждый йогин, который вышел за пределы Вселенной, вроде как его надо убавлять на каждого соответствующего йогина. Но на этом уровне действуют законы сверхлогики и поэтому вразумительного ответа на этот вопрос дать нельзя. Формально число душ бесконечно, более того они находятся вне пространства и вне времени, поэтому сказать что было, что стало, не имеет смысла, или где они, тоже не имеет смысла. Концы с концами, возможно, свести на уровне нашей логики, только лишь пользуясь объяснением, которое даёт джнана йога, с использованием понятия майи (иллюзии). Это беда всех пророков, предсказателей, потому что они всегда дают какие-то советы или пророчества, но если они действительно пришли из области сверхсознания, их, как правило, можно трактовать одновременно в двух совершенно противоположных направлениях. Они тривиальны или нулевые по своему содержанию, но любое такое пророчество апеллирует в первую очередь к той структуре, которая называется сверхразумом у человека или областью интуиции, и человеку дает толчок, а всем остальные, которые случайно услышали это все, это их сбивает с толку.
Вопрос: Вы часто упоминали термин, как эпоха Кали юга, что значит этот термин?
Вадим Запорожцев: Это исторически такой момент. Я обычно всегда об этом говорю и сейчас еще раз повторю. Если бы мы с вами сохранили йогу в нашей стране, то вместо таких имен божеств как Шива или Кали, или Парвати, или Ганеша были бы какие-то, наверное, имена наших персонажей: Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, печки, которая сама собой ездила, где-то фигурировала бы как-то. Это та мифология, с помощью которой излагалась йога в качестве неких баек, мифов в Индии. То есть было такое мифологическое поле, из него брали удачные примеры и употребляли их, чтобы объяснить ту или иную достаточно сложную концепцию мироздания. Если бы это у нас сохранилось, у нас бы были какие-то вероятно русские, наши термины, но так как мы, к сожалению, потеряли это знание йоги, хотя в йоге самой утверждалось, что мы когда-то его имели. Долгая череда неразберих, всяких войн, эпидемий, завоевательств, привела к тому, что мы его потеряли, а в Индии сохранили, поэтому приходится опять его экспортировать из Индии.
Кали юга относится как раз к этому разделу, этой индийской мифологии, согласно которой мир возникает и проходит определенные стадии эволюционные, в течение которых мир приходит в упадок. Самая первая стадия – золотой век, когда всё хорошо, все духовные, всё чудесно, следующий век – духовности поубавилось и жить стало труднее, следующий – еще тяжелее, и, наконец, самый последний четвертый, этот период, так называемый Кали юга – железная эпоха, железный век еще иногда его переводят. Он самый короткий считается по продолжительности и самый свирепый по условиям жизни. Духовности никакой, сплошной чистоган, никто тебе слова не скажет, чтобы доллар за это не потребовать взамен. Все пришло в упадок, все плохо, люди стали слабые, больные, не способные ни на какие подвиги, даже на занятия йогой. Слабые просто по причине того, что физическое тело не позволяет заниматься.
И считается, что мы с вами как раз то ли жили, то ли живем в эту эпоху Кали юги. Почему я так говорю уклончиво? Потому что в разных школах, в том числе и йоги, считается, что как раз сейчас эпоха Кали юги завершилась, и все повторяется по-новому. Кто-то говорит, что только все начинается. Но это некая мифология. К ней надо относиться со здравым смыслом, с разумной долей скептицизма и понимания, что хотели сказать. “Сказка лож, да в ней намек, добрым молодцам урок”.
Также и здесь. Потому что я иногда встречаю такие реакции параноидальные. Где-то написано, что там конец света. Они календарь составили уже, все просчитали. Как правило, конец света, вот уже сколько столетий, должен наступить вот-вот. Не так что конец света будет через три миллиона лет, и все ждем. Нет, на следующей неделе, в следующем году или там, в 2020 году или еще когда, всегда приводят за хвост притянутые авторитетные свидетельства. И в качестве этого также и Кали юга, что в конце эпохи Кали очень быстро можно достичь духовного совершенства, а кто не спрятался, Кали юга не виновата, всех в порошок – и опять творение сначала. То есть это несколько примитивный такой взгляд, но тем не менее он расхож, и он действительно хорошо объясняет некие такие тенденции, в том числе и в человечестве, хотя для некоторых, смена юг или эпох – это чисто личное дело каждого. Как бы внутри человека эти эпохи сменяются. С точки зрения философии йоги, это даже ближе к истине, потому что у каждого из нас своя собственная Вселенная. У кого-то свой собственный конец света, со своим собственным возрождением.
Вопрос: Вопрос связан с вашими предыдущими темами. В последней лекции вы говорили, что нам с детства прививают некий комплекс неполноценности, с которым мы должны бороться. С другой стороны, очень многие те же самые йогические практики, та же самая философия достижения состояния самадхи предполагают потерю чувства собственной значимости. Я вижу в этом некие противоречия, не могли бы вы немного прояснить этот момент?
Вадим Запорожцев: Очень хороший вопрос вы задаете, на пятерку. Вы удивительно правильно подметили, что во всех философских учениях, течениях, традициях нас призывают быть скромными. «Слово серебро, молчание золото». Борись со своим эгоизмом, борись со своим себялюбием, эгоцентризмом. В этом сходятся буквально все вменяемые философские течения, хотя бы мало-мальски вменяемые. Потому что, конечно же, есть философские течения где-нибудь в недрах джунглей или в Африке – это без комментариев. Так вот, на первый взгляд, получается некое противоречие. Как же так? Вроде бы йога, в том числе, призывает нас отказаться от эгоизма, от какого-то себялюбия или эгоцентризма, и в то же самое время вы на этой лекции услышали, что наоборот вы должны развивать свое «Я», отказываться от позиции внешней скромности. Никакого противоречия на самом деле здесь нет. Я объясню основные моменты в этом всем.
На прошлом занятии мы с вами коснулись того, что наше истинное «Я» по ошибке стало считать себя своими проявлениями, подобно тому, как человек начинает считать себя своей тенью. И, как следствие, привязалось к своим проявлениям, более того всячески стало болезненно реагировать на свои проявления.
Напомню, что в качестве проявления у каждого «Я», у каждой души, если так можно сказать, есть то, что называется энергией и сознанием. Вещи тоже очень тонкие и абстрактные, но все-таки более грубые, если рассматривать такую вещь как наше «Я». Наше «Я» в этом смысле оно вообще запредельно. Все-таки энергия и сознание, хоть вещи и тонкие, но как-то можно с ними работать и что-то про них говорить. Так вот, наше «Я» стало считать себя своими проявлениями. И все то, что начинало угрожать этим проявлениям, оно считало как что-то негативное, а то, что помогало проявляться этим проявлениям, как что-то позитивное.
Более того, наше «Я» само по себе бессмертно. И такое понятие как разрушение или смерть, или хоть какой-то вред, впрочем, как и польза, они неприемлемы для нашего «Я». Потому что наше «Я» выше, чем эти понятия, оно вообще не из той, что называется, оперы. А вот наши проявления как раз и подвержены каким-то метаморфозам, превращениям. Но наше «Я» связало себя со своими проявлениями, поэтому ошибочно начало думать, что что-то может быть негативное с ним самим. Еще раз я напомню этот пример из прошлой нашей лекции. Подобно тому, как человек привязывается к своей собственной тени. И если тень растет и становится большая, он думает, что все в порядке. А если он подходит к пропасти и, кажется, что тень исчезла, или там к краю какой-нибудь дороги, ему кажется, что что-то не в порядке. А так как он себя идентифицировал со своими проявлениями, нашему «Я» кажется, как если бы оно начало исчезать, или как если бы возможен хоть какой-то реальный вред, который кто-то или что-то может принести.
В результате этого возникли симпатии и антипатии. И наше «Я» начало в своем поведении быть зависимым, а поведение нашего «Я», как вы понимаете, опять же аксиоматически: абсолютно свободно, не обусловлено ни чем. Свобода воли в чистом виде или, как это любят говорить математики-программисты, – генератор случайных чисел абсолютен. То есть он ничем не задается, нет никакого алгоритма, который бы повлиял на выбор решения.
Так вот наше «Я» начинает от чего-то убегать и к чему-то стремиться. И так продолжается, продолжается и продолжается.
И теперь здесь вступает в роль следующий момент – это момент рождения и смерти, то есть некая цикличность в наших проявлениях, и, хочешь – не хочешь, наши проявления претерпевают метаморфозы. Действительно, подобно тому, как человек идет по дороге рядышком со стеной, возникает его тень, идет по дороге, где пропасть, тень его исчезает, но человек как шел, так и идет, ничего с ним не происходит, а вот тень – то появляется, то исчезает. Подобно этому возникает механизм иллюзии рождения и смерти.
То есть явно выраженное наше проявление внутри Вселенной – наша тень. Мы идем, идем по жизни, но дорога циклична: пришли в горы – и там пропасть, тень раз – и исчезла. И наше «Я» отождествляет себя со своими проявлениями или, образно говоря, со своей тенью. И ему кажется, что оно умерло, но оно продолжает идти дальше в том же направлении, как и шло до этого. Потом опять стенка появляется, вроде как оно опять родилось. То есть в результате возникает полнейшая иллюзия того, что мы с вами рождаемся и умираем. Мы с вами никогда не рождались и никогда не умираем. А вот наши проявления – да, действительно, они-то внутри этой Вселенной, то исчезают, то появляются. То человек рождается, бегает, прыгает, растет, то – состарился и умер. Все его начинают оплакивать. Проходит какое-то время, опять же эта тень возникает в каком-то другом месте. И так все циклично. И создается иллюзия того, что мы с вами рождаемся и умираем, рождаемся и умираем.
Собственно говоря, как долго это происходит? Опять же вопрос из области сверхлогики. Ответа на него, нас удовлетворяющего, нет. Ответ следующий, это происходит столько, сколько существует время, а так как время возникло с безначальных времен, то вечно. Это очень сложные концепции в йоге. Еще раз ответы там не удовлетворительные, до тех пор, пока мы не открываем то, что называется нашей интуицией, и тогда они нас начинают удовлетворять, потому что только с этого момента мы начинаем их понимать.
Так вот в результате, есть такая череда, цепочка рождений и смертей. Хотя на самом деле никаких рождений и смертей нет, а есть всего лишь иллюзия у каждого нашего «Я», которая порождает эту иллюзию, что мы с вами рождаемся, что мы с вами проживаем жизни и опять умираем. А на деле мы идем по какой-то дороге и понятно, что каждый шаг предыдущий определяет последующий. Что если в тот момент, когда тень исчезла или человек умер, он же не перестал идти по этой дороге, то этим обусловлено и то, где он появится в следующий раз, где его тень появится в следующий раз. Точно также и наши проявления, они как бы то заходят в этот мир, и мы рождаемся как люди, то выходят. Но потом опять заходят так, как было предопределено последним действием, в тот момент, когда он выходил из этого мира. То есть все достаточно механистично.
Эта последовательность вполне прагматична, по принципу: что посеешь – то и пожнешь, куда смотришь – туда идешь. Она и определяет в дальнейшем, где мы проявляемся, как долго мы проявляемся, или когда мы исчезаем, или когда наши проявления исчезают, или когда мы умираем, чтобы родиться вновь. Все это вместе называется законом кармы – законом причины и следствия.
Дальше я возвращаюсь к вопросу, который был задан. На самом деле все проявления и наше «Я», это вещи, в общем-то, разные. Получается очень интересная вещь, что на ранних стадиях такого цикла проявлений и исчезновений, тот механизм или тот орган, если угодно, или то другое тонкое проявление, которое называется разумом, мы не особо развили. То есть когда мы жили с вами, скажем, в телах микроорганизмов, каких-то там примитивных животных, у которых нет разума, в нашем понимании. Принцип разума есть, он потенциально заложен в каждом живом существе, но живое существо не может в полной мере им воспользоваться и раскрыть. Собственно говоря, разум есть даже у примитивной инфузории в потенциале, во всяком случае, тот принцип, на котором может быть построен разум, но самого разума нет, как вы понимаете, а начинается он в полной мере осваиваться только с тела человека.
Возникает очень интересная такая цепочка. Во-первых, цепочка того, что Вселенная гонит нас из жизни в жизнь, и начинают преуспевать лишь только те особи, которые, как ни странно, развивают эгоизм. Почему? Потому что эгоизм – это цепляния за свои проявление, как никакое очень сильное. Представьте себе человека, который отождествил себя с тенью на стене, и представьте себе человека, который отождествил себя с вроде тенью, а вроде кусочком стены – это я. Потом он идет дальше, тень продолжает быть, а стена проходит. И рано или поздно, человек начинает цепляться за свою тень или за свои проявления все сильнее и сильнее. Чем больше, тем лучше и, более того, это косвенно начинает подвигать человека развиваться – раскрывать то, что называется его разум. Он был в зачаточном состоянии, но вот такая чехарда и привязка к своим проявлениям заставляет человека или душу, проявлять разум. И, действительно, мы видим у ранних животных уже зачатки разума, потом он все крепчает, крепчает, крепчает и доходит до тела человека.
Так вот, согласно учению йоги, чем больше развивается эгоизм, в плане самообособленности у животного, тем оно лучше развивается и быстрее развивается разум. И только лишь развитие эгоизма приводит рано или поздно животное к состоянию человека. А вот начиная с тела человека ситуация прямо противоположная. Эгоизм уже становится на пути нашего дальнейшего развития. Почему? Потому что эгоизм вырабатывает то, что называется наш разум, а начиная с жизни в теле человека, мы помимо того, что должны действительно отточить свой разум, в дальнейшем мы должны еще открыть новые области, заложенные в нас. По-разному они называются. Иногда это называется сверхразумом, иногда называется интуицией, не важно. В этот момент эгоизм начинает нам очень сильно мешать, и поэтому, чем больше человек начинает отказываться от эгоизма, тем быстрее он побеждает свой разум и раскрывает то, что называется сверхразумом. Поэтому очень интересная такая вилка получается. До того, как мы с вами получили тело человека, эгоизм – очень хорошо. Более того, даже если душа недавно в теле человека – эгоизм тоже великолепно, потому что он заставляет шевелиться, он заставляет все больше и больше оттачивать свой разум, он заставляет умнеть. Но в тот момент, когда разум достиг некого определенного критического уровня развития или в каких-то своих параметрах полностью отточен, как раз эгоизм начинает нам очень резко мешать и мы должны от него избавиться.
Вопрос: А как понять где этот предел находится?
Вадим Запорожцев: А предел находится, собственно говоря, когда мы отточили свой разум, но, строго говоря, ответ на ваш вопрос несколько другой. Я просто в общем плане обрисовываю вашу картину.
Итак, Вселенная заставляет нас быть эгоистичными, поэтому в нас есть остатки эгоизма, более того, если бы не было эгоизма, мы бы с вами до людей бы не развились, а были бы коровами – тупые и апатичные. У коровы или у какого-нибудь животного нет ощущения своего эго, у него нет стремительного желания, скажем, обогатиться или занять какое-то доминирующее положение. И это заставляет нас развиваться, но потом, когда разум развился, а эго осталось, оно начинает нас душить.
Аналогия такая: представьте, чтобы построить высокое здание, снаружи делают строительные леса, по ним рабочие бегают, кирпичи носят. Обычно в Москве, если что-то строят, затягивают со всех сторон какими-нибудь плакатами, рекламой и там даже не видно, что там внутри делается. Так вот строительные леса – можно провести такую аналогию – это наш эгоизм. Они необходимы, чтобы возвести это внутренне здание. Вот вы его построили, скажем, храм йоги вы построили, все готово и строительные леса мало того, что не нужны, а они начинают мешать, от них надо избавиться. С таким трудом строили эти строительные леса, а теперь от них надо избавляться. Это тоже требует затрат, и не хочется от них избавляться. Знаете, обычно человек думает, может, пригодиться ему его эгоизм. Но жизнь на уровне тела человека заставляет отказываться.
Поэтому здесь все древние учения, йоговские системы абсолютно правы, когда они призывают быть неэгоистичными, когда они призывают отказаться от чувства своей значимости и тому подобное. Это абсолютно все правильно. Только йога идет еще дальше.
Да, действительно, от эгоизма надо отказываться, эгоизм никому не нужен. Он совершенно не имеет никакого отношения ни к чему, когда-то он сыграл свою роль, и после чего мы должны от него отказываться. Но надо ведь отказываться, с позиции йоги, не только лишь от эгоизма, но и вообще от всего, чем мы не являемся. Да, мы построили это замечательное здание разума, в каких-то своих проявлениях оно чудесно, но наше «Я», по определению, выше чем, что бы то ни было. Поэтому отказываться надо не от истинного представления о своем собственном, если угодно, величии, а от ложного. Почему? Потому что наше «Я» – оно действительно запредельно, оно очень мощно, оно могущественно, оно сияет как миллионы солнц, как сказано в трактатах. А если же мы себя считаем маленькой серой мышкой, даже из таких мотивов, что это, якобы, духовно, что я не выпячиваю себя, я скромный, я никто, и зовут меня никак. Это на самом деле все равно представления о своих проявлениях, но не истинное «Я». А истинному «Я» нет вообще никакого дела ни до чего в плане ложного самоотождествления с чем-то.
Поэтому, действительно, с одной стороны справедливо, что нужно отказываться от надувательства своей персоны до размеров Вселенной. Но ведь надувательство своей персоны до размеров Вселенной происходит не от того, что человек осознает свое истинное «Я», которое действительно запредельно, а от того, что он взял свой эгоизм (или строительные леса) и начинает их раздувать. То есть внутри у человека есть такой комок ложных представлений своего эгоизма, своей глупости, своей заносчивости и так далее. И он начинает их раздувать, и это действительно осуждается. Это глупо, это всегда неуместно, это всегда смешно со стороны смотреть за этим. Но йога как раз и не призывает это именно раздувать, а, наоборот, понять свою истинную природу. А чтобы понять свою истинную природу, как ни странно, есть одна маленькая загвоздка, заковырка. До тех пор пока человек хочет считать себя чем угодно: маленьким эгоизмом, большим эгоизмом, каким угодно своим проявлением – так оно и будет. И для этого надо сделать первый шаг – отказаться от неправильного, а отказаться от неправильного можно только лишь, если вы обратитесь к своему истинному «Я». А наше истинное «Я» выше, шире, могущественнее.
То есть, это то состояние, когда вы не живете из-под палки, а вы навязываете миру правила игры. Обычно я слышу: “Как здесь в этом мире можно жить? Здесь кругом одни коррупционеры, взяточники, бандиты, политиканы. Все построено на прагматизме, куда не ткни, везде все схвачено, за все заплачено. И хотел бы быть духовным, хотел бы как-то развернуться, а куда ж мне развернуться?”. Но, на самом деле, это очень плохая отговорка. Почему? Потому что вы переносите акцент на вне, а вы должны переносить его на свое «Я». А с позиции вашего «Я» все должно быть: “Ой, какой интересный мир. Кругом казнокрады, коррупционеры, а мое «Я» утверждает, что должно быть так, так и так”. То есть жить с позиции силы, внутренней силы, доброй силы, которая сама живет и другим дает. Не искать поддержки извне, а самому быть той поддержкой, на что все опирается. Если мы будем постоянно вспоминать, придерживаться этой логики, что будь скромным, не выпендривайся, не выпячивайся, а вдруг это твой эгоизм. Это тоже скользкая дорожка. Можно самого себя душить, а наша задача развернуться, проявиться.
Вот так вот оно и получается в результате, то есть все точки зрения справедливы. Справедлива точка зрения, что не надо надувать свой эгоизм. Действительно, зачем надувать свой эгоизм? От него избавляться надо. Но с другой стороны и справедлива точка зрения, что надо проявить свое «Я». Наше «Я» у каждого из нас всемогущее, и, в принципе, оно может перестроить любую систему. Вот не нравятся вам внешние законы в нашей стране или в нашем мире. Это только лишь вопрос привычки, это вопрос того, что мы свою собственную вселенную выстроили таким образом, что лицезреем то, что лицезреем. Когда-то мы на что-то закрывали глаза, когда-то с нашего тихого согласия эти все законы проникали, потом мы получили то, что мы получили. И если теперь нам надоело это все, никто не мешает нам взять это все и изменить, так как мы считаем нужным. Единственное йога призывает вас, что прежде чем начнете действительно изменять, то очень бы хорошо соблюдать два первых принципа йоги: не причинять вреда, потому что иногда может в сторону занести, и не разбрасываться по мелочам.
Поэтому все абсолютно честно, все абсолютно чудесно, все абсолютно замечательно. Наша задача – это доминировать, наша задача – развиваться, наша задача – это уходить от скотского состояния. Наша задача – не представлять, что наша глупость это наша скромность. Потому что обычный человек начинает пытаться представить свою глупость как свою скромность. Вот я такой тихенький, потому что скромный. Да нет, ты родился в этой жизни и каждый день ты теряешь зря. То есть воспользуйся каждым днем, чтобы проявиться, раскрыться, изменить мир к лучшему. А если ты будешь вечно на других смотреть, себя в такое уничижительное положение ставить, то и ничего не сделаешь. Это глупость. Так что с формальной точки зрения, здесь все честно.
Желания.
Итак, наше «Я», которое по ошибке считает себя не тем, чем является, хватается за свои проявления. Эти проявления претерпевают метаморфозы. Наше тело рождается, стареет, изменяется. Девушка смотрит на себя в зеркало, видит, что она молоденькая и красивенькая, и радуется. Проходит тридцать лет, смотрит на себя в зеркало, видит морщины, седину и уже не до веселья. Почему? Потому что она отождествляет себя со своим проявлением. А ее внутренняя сущность вечно молода. В йоге даже специальные есть практики, очень серьезные, для йогинь, что вечно себя созерцать или медитировать на себя как на прекрасную, почему-то обнаженную, в текстах сказано, шестнадцатилетнюю йогиню и, почему-то сказано, трехглазую. Третий глаз – между бровей. Но это вопросы традиции, вопросы техник.
Но ведь, по сути дела, эта девушка, она привязывается не к себе, она вечно молода, а к своему проявлению, к своему телу, а тело действительно претерпевает изменения. И следующий момент начинается такой, что если тело претерпевает изменения не в ту сторону, куда нам приятно, то мы страдаем от этого. Если наоборот, новая косметическая фирма выпустила супер новый крем. Помазал, и все морщины разгладились, как они рекомендуют, и, действительно, все морщины разгладились, правда, какой ценой они об этом не пишут. Вроде тело стало больше походить на то, что мы хотели видеть, и мы радуемся. Но вот тут как раз заложена эта чудовищная вещь, что на самом деле наше «Я» не поменялось от того, что поменялось тело, оно как было, таким и осталось, а вот наша реакция поменялось. Отсюда приходит либо страдание, либо наслаждение. А после того, как приходит страдание или наслаждение, возникает его величество желание. Самая такая серьезная вещь во всех духовных практиках – это желание.
Вот, желаю, что было так. “Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым”. Желаю быть сильным, красивым, богатым и счастливым и не желаю быть бедным, хромым, больным и некрасивым. Возникает такое понятие желание. Очень серьезное понятие. Почему? Потому что, начиная с понятия желания, можно анализировать все остальные наши проявления. А в дальнейшем мы с вами будем анализировать проявления человека, такие как: ревность, глупость, жадность, гнев и так далее, их целый набор, целый зверинец.
Все они возникают на почве желания. А желания от неправильного представления о том, кем ты являешься или чем ты являешься. А это в свою очередь от изначальной иллюзии (майи), которая заставила считать нас тем, чем мы не являемся. Поэтому изначальная природа желания иллюзорна. Поэтому вы и читаете во всех этих умных книжках, умных трактатах йоги и не йоги, просто каких-нибудь философских систем – откажись от желаний. Откажись от желаний, нам говорят все эти умные философские системы. Другое дело, что понимается это все ой как неправильно, и бедного человека сводит с пути истинного, потому что отказаться от желаний вы не сможете до тех пор, пока не откажитесь от неправильного представления о себе самом. В принципе такие рьяные борцы со своими желаниями они далеки иногда от истины, более того желания очень хитро сделаны. Чем больше ты себя ограничиваешь иногда в некоторых желаниях, тем больше тебе их хочется. Запретный плод сладок.
Знание, которое приходит к нам с этих высших уровней сверхлогики духовного пути, когда одновременно даются два, на первый взгляд, исключающих положения. Йога действительно согласна с тем, что желания это плохо, желания это то, что несет нас из жизни в жизнь, то, что заставляет нас страдать. Вообще говоря, момент страдания и желания очень жестко связан, но, в то же самое время, йога так очень интересно заявляет, что отказаться ты от желания сможешь только лишь на таком уровне, когда ты достигнешь стадии, когда не будет разницы между формулированием желания и его исполнением. Я хочу, что бы вы вдумались в эту формулировку, очень серьезную формулировку.
Что такое желание? Я чего-то хочу, и этого пока нет, но будет скоро, например, завтра. Уже нам обещали, что мы хотим новую погремушку, как Труляля и Траляля в “Алисе в стране чудес”, и нам говорят – завтра будет. И вот есть момент неудовлетворенности, еще есть момент некого ожидания. Есть момент, что чего-то пока еще нет, вот только тогда возникает само понятие желания. Если же вы только подумали: “хочу погремушку”, и она у вас сразу в руках, хорошая и новая, то, вроде как, и желания нет, потому что вы не успели еще ждать, когда это все возникнет. Так вот истинное состояние отказа от желания возникает только лишь у той души, у которой нет разницы между формулировкой потребностей и исполнением этой потребности. Грубо говоря, с этого момента вам начинает быть скучно желать. А чего толку желать, если и так все исполняется?
Но еще более подробно, йога нас учит, что вообще все желания исполняются, вопрос – когда? И самое обидное, что когда они исполняются, в общем-то, не особо-то и хочется уже. И в этой жизни, с чем мы с вами сталкиваемся: мы вроде ни к чему не стремились – но вот что-то получили. Очень хитро завуалировано, связано с цепочкой наших намерений или наших желаний, которые мы порождали в прошлом. И все, что мы сейчас имеем, нравится оно нам или не нравится, оно, в общем-то, было порождено нашими желаниями. Девушка ругается на своего юношу: “Ах, ты такой сякой, плохой”. Но она его получила, значит, соответственно, она когда-то хотела именно такой экземпляр. Во всяком случае, когда они познакомились и стали ближе, ее же никто за волосы не тянул, она сама выбрала, потому что где-то он соответствовал ее желанию. Потом желание исполнилось, она поняла, что она одного желала, и вроде даже исполнилось то, чего она желала, но, оказывается, она хотела другого, но тогда она еще не могла подумать, что она хочет другого, а хотела этого, и этот и достался. Вот так идет чехарда. Потом мы полны разочарований: хотели одно – получили другое, начинаем что-то другое желать. Проходит время, опять мы чего-то получаем, а к тому моменту выясняется, что опять промахнулись, опять пожелали не того, чего хотели.
Поэтому, строго говоря, любое ваше желание исполнятся, вопрос, еще раз, – когда? А вот момент, когда оно исполняется, зависит от уровня вашего духовного развития. Если вы занимаетесь йогой усиленно и усердно и поднялись в этом пути, то имеется тенденция сокращения времени между формулировкой и исполнением желания. Если же вы вообще достигли совершенства в йоге и достигли, так называемых сверхспособностей, то этот промежуток времени совсем становится очень коротеньким. Йогину достаточно пожелать, что бы все оно потом так быстренько сразу сложилось, что опаньки – вот он и результат.
Ну и в дальнейшем, конечно же, наступает такой момент в развитии йоги, когда, действительно, формулировка желания полностью совпадает с ее реализацией. И вот начиная с этого момента, действительно, человек отказывается от желаний. А что толку желать? Когда и так все уже есть. Это очень такой серьезный фактор, если же мы до этого рьяно пытаемся отказываться от желаний, то не очень хороший результат получается, а получается иногда даже противоположный результат. Чем больше мы пытаемся от чего-то отказаться, тем более навязчиво нам начинает этого хотеться. Понятно, что в зависимости от кармы человека, от его предыстории, и желания бывают самые разные, но все они, в общем-то, во многом, определены кармой.
Так вот, по-настоящему отказаться от желаний вы сможете не раньше, чем вы достигните состояния, когда отпадет сама потребность в этом механизме – желать. А до этого, желание – вещь очень полезная, очень практичная, очень чудесная. Более того, это некая сила, это некая энергия, которую можно умеючи направлять туда, куда нам надо. Это некий такой двигатель, который заставляет нас шевелиться. И если мы правильным образом выберем вектор, куда шевелиться, то это вещь крайне полезная в умелых руках.
Итак, еще раз, желания сами по себе, действительно, вещь плохая, потому что они имеют тенденцию сбываться, во-вторых, действительно, абсолютно справедливо, что высший пилотаж – это когда у нас с вами нет желаний. Тогда можно сказать, что жизнь только и начинается. Но, в тоже самое время, если же они есть, то они предоставляют нам возможность сделать достаточно решительный духовный прорыв или осуществление. Но использовать грамотным образом свои желания мы с вами можем только лишь в одном случае – если мы перестанем на них молиться, как на что-то совершенно основополагающее, как на что-то священное. “Вот у меня есть мои желания, они для меня священны”. Если, действительно, желания становятся быть священными, то мы забываем про их истинную природу. А я напоминаю, истинная природа желаний, если копнуть глубже, – это иллюзия. И, соответственно, мы не умеем ими управлять. А вот если мы, хотя и подвержены желаниям, но понимаем, что по большому счету нас где-то обманывают, внутри или снаружи, мы пока этого не знаем. Мы только знаем из курса йоги или из сегодняшней лекции, что на самом деле желание – это вещь, порожденная иллюзией. И, по сути дела, вещь пустая. Но все равно они нас захватили, и все равно они нас куда-то тащат, эти желания, а нас только и тащат по жизни, в основном, желания, – самые разные. То мы с вами – мудрые йоги, теперь можем выстроить такой механизм: что, ладно, пускай тащат, но я к этому локомотиву свой маленький двигатель духовности прикреплю – пускай при этом пользу для меня делает. И вот тут начинается мудрость в использовании желания, то есть мудрость в использовании глупости. Желания порождены иллюзией, по сути дела, глупостью. Мы по глупости считаем себя не тем, чем являемся. Но, с другой стороны, мы учимся даже свою глупость превращать в мудрость и работать на себя.
Вот йога – очень такая система прагматичная. Все, что только можно использовать в этом мире, надо использовать. Но, еще раз, только лишь при одном случае, если вы понимаете, что да, я подвержен желаниям, я хочу есть, хочу пить. Собственно желания? Желания. Но я не говорю про более утонченные желания во всех других направлениях, ну куда деваться – есть они.
Теперь другая вещь – как грамотно, в нужном русле их использовать. Дальше начинается самое интересное, как конкретно любое желание можно использовать. Это вот уже начинается методика, уже начинается некая хитрая игра с самим собой. А по сути дела, очень серьезная йоговская практика. Не цель нашей сегодняшней лекции – как конкретно любое желание использовать. Но, скажем, есть у вас сексуальное желание – очень хорошо, есть прекрасная йога, использующая сексуальную энергию, вперед, практикуйте. Есть у вас желание, как-то себя в творчестве проявить, – ради Бога. Есть соответствующие моменты, позволяющие себя в творчестве проявлять, и параллельно вас поднимать на новый духовный уровень. Есть у вас желание кричать, кулаком по столу стучать и качать свои права, найдется область применения, где это будет совершенно замечательно.
Итак, дальше мы переходим к следующему моменту, что желания не бывают хорошие и плохие. Точно также как и черты нашего характера, – проявления бывают уместные или неуместные. И в общем-то, вся мудрость сводится к тому, как бы найти такую область применения, где любое наше желание было бы уместным. И, наоборот, когда оно неуместно, постараться не дать ему проявиться.
Давайте еще раз пройдемся по этой логической цепочке. Напоминаю, что мы идем методом логики. Жизнь, конечно, выше, чем логика, она – сверхлогика, но так хитро сделана наша Вселенная, что пока логику не отработаешь, и сверхлогика не откроется. Итак, совершенно логично пойдем по этим ступеням.
У нас есть наше «Я», которое по глупости не понимает, кто и что оно есть. У нашего «Я» есть две способности или два проявления. Эти две способности или два проявления, как-то во что-то или через что-то проявляются. В данном случае, в нашей жизни в основном, через наше физическое тело или все другие тела. В дальнейшем, мы начинаем считать себя не тем, чем мы являемся на самом деле, а своими проявлениями и все, что этим проявлениям якобы угрожает, мы воспринимаем как негатив, а все, что наоборот, потворствует, мы воспринимаем как позитив. И, в дальнейшем, возникают первые проблески анализа, собственно откуда-то интеллект и разум развился-то. Что ага, вот эта ситуация приводит к тому, что мое проявление как-то станет хуже, надо избегать, а вот это лучше, надо наоборот к этому стремиться. И как только возникают первые проблески анализа, возникает желание. И желание – это тот дальнейший двигатель, который заставляет все внутри эти шестеренки вращаться. Именно желания нас гонят из жизни в жизнь по этой лестнице эволюции. Вот мы были примитивные существа, вот мы уже чуть посложнее, и вот – мы уже люди. Что нас заставляло? Желание. Животное тоже, оно живет в плохих условиях, жизнь (голод, холод) заставляет его шевелиться, желать получить какие-то более приятные условия для существования, а чтобы их получить, надо развивать разум. Вот животное косвенно и развивает разум из-за желаний. Поэтому развитие нашего разума было бы невозможно без того, что если бы у нас не было желаний. Я еще раз говорю, абсолютно правильно, что желания это плохо, что от них надо отказаться. Только вот беда, как отказываться от них? Если же мы начинаем немножко бежать впереди паровоза и отказываться раньше, чем в состоянии переварить это, то ничего хорошего от этого мы не получаем, получаем только массу всяких плохих вещей. Так вот возникают желания. А желания являются уже той почвой, на которой начинают расти наши все чувства. И понятно, их можно перебрать все по пальцам. Начнем с чувства ревности.
Чувство ревности.
Что такое ревность? Интересное чувство, очень любопытное чувство, очень странное чувство. Вообще говоря, одно из самых коварных и свирепых чувств. Более того, забегая много вперед, я скажу, что есть такие практики в йоге, такие тайные мантры, такие тайные визуализации и медитации, которые очень быстро ускоряют духовный путь человека, очень быстро. На то, что обычному человеку требуются долгие десятилетия, здесь можно сделать за год или два. И вот в этих школах йоги берут любых учеников: глупых, вороватых, тех, которые врут много, то есть весь спектр отрицательный, но никогда не берут ревнивых. Это считается сверхопасное чувство. И если такого человека накачать быстрыми методами в йоге, то у него энергии будет очень много, а вот на этой ревности он развернет ее так в отрицательную сторону, что себя уничтожит и еще всех вокруг. Вот такое интересное чувство ревности.
Почему оно интересно? Интересно оно может быть по той причине, что оно как никакое самым глубоким образом или самыми глубокими корнями корениться в первопричине всех наших страданий – в иллюзии, в неведении. То есть вы понимаете, что все началось с неведения, а вот ревность, как никакое чувство своими корнями вырастает из неведения. Что такое ревность? Ну, давайте переберем, обычно, что подразумевают под словом ревность? Обычно подразумевают, например, у мужчины, что жена ему рога наставляет. Или у женщины, что муж ей изменяет. Это действительно есть, но ревность на самом деле очень широкое такое чувство нехорошее, отрицательное. Это ревность к сослуживцам. Не обязательно, это на область межличностных взаимоотношений. Это может протекать на какие-то другие аспекты нашей жизни. Но ведь, по сути дела, чем является ревность? Ревность является узаконенным оживлением или усилением своей иллюзии.
Начнем с бытовых примеров, самых типичных, самых простых. Юноша ревнует свою девушку, что она строит глазки другому юноше. И какой здесь процесс происходит? Юноша интуитивно начинает чувствовать, что в этом всем есть некая угроза (или со стороны девушки можно анализировать, это не важно, по сути, то же самое.) Некая угроза, что он может эту девушку потерять. Она уйдет к другому, помашет ему ручкой. И он где-то начинает чувствовать, что после того, как это произойдет, он будет страдать. Другой разговор, какие у него чувства к этой девушке. Он будет, конечно же, говорить, что он ее любит, но это очень сомнительно… Есть такая йога, называется йога влюбленности. Она очень прохладно относится к такого рода заявлениям, потому что там, конечно же, если и есть какие-то проблески любви, но больше, что называется привычка, привыкание. Но также есть еще другая составляющая. Это некое заведомое ощущение своей ущербности.
На прошлом занятии мы этого касались, то есть юноша не видит себя тем, кем он является на самом деле, а видит свои представления о самом себе. И ему кажется, что девушка действительно удрала к такому Дон Жуану, красавцу мужчине, в рассвете сил, как Карлсон, что его шансы ровно нулевые по сравнению с ним. И он заведомо чувствует проигрыш в этой ситуации, он чувствует, что он никак не может соперничать с ним. Почему? Потому что он настолько укоренился в своих собственных представлениях о своей серости и убогости, настолько их оживил, настолько в них сам поверил. Что на такой контраргумент, что твое «Я» выше, чем твое представление, если ты захочешь, то с помощью той же йоги, ты в три дня станешь не менее мощной личностью, чем вот тот злыдень, который девушку увел. Но для этого тебе надо раскрыть свое собственное «Я». Тебе надо перестать хвататься за то, чем ты не являешься, а он мало того, что хватается, он еще заведомо поставил на себе крест, потому что если он ревнует, он понимает, что у него нет шансов соперника обойти. И он начинает сам дополнительно усиливать свою собственную майю (иллюзию) в отношении самого себя. То есть мало того, что все плохо, так он еще и лапки сложил, и крест поставил.
Ему бы наоборот бы, встрепенуться, вспомнить молодые годы, павлиний хвост развернуть и девушку как-то вернуть, а не ревновать. Или наоборот окружить ее столь интересным проявлением, что девушке и некогда было бы думать про кого-то злыдня, карлсона. Ан нет, он берет и уходит в эту ситуацию, и начинает ограничивать, как обычно ограничивать, там сцены ревности и так далее, еще иногда до смертоубийств доходит, что совершенно ужасно. Можете себе представить, человек порождает карму из-за неведения, которое приводит к страданию, причем такому фатальному, другого живого существа. Стоит ли удивляться, что он в следующей жизни родится уж совсем в ужасной атмосфере. То есть это очень сурово. Ревность – это когда вы не верите в себя и вам кажется, что кто-то лучше, сильнее, привлекательнее для объекта ваших желаний.
У меня вопрос: зачем вообще нужна майя и кто ее придумал, зачем нашим высшим «Я» проявляться, чтобы проходить жизнь за жизнью в неведении, почему было бы не сделать так: все высшие «Я» пребывают без майи и все счастливы и в блаженстве находятся – к чему такие сложности были нужны?
Правда, в некоторых системах пытаются с ревностью бороться так. Вот я слышал некоторые такие техники: “А ты посмотри на свою подругу, она тебе изменяет, да вообще она дура и некрасивая, и слава Богу…”. Как видеть в ней негатив и себе внушать: “Да ты посмотри, ты вспомни…”. Вспомнить надо самые ее явные и мнимые негативные черты, убедиться в этом и избавиться от желания и, соответственно, если нет желания, то и ревности нет. Ревновать-то можно только лишь, если желание есть. То есть замахиваются на более глубинный уровень – уровень желания. Это не всегда эффективно, более того это разрушительно для самого человека. Почему? Потому что даже если он так себе все внушил, то появится следующая подружка, и он будет по привычке придумывать ей недостатки. Эта психотехника совершенно не работает, а если сработает, то лучше б она не работала.
Здесь-то работать с собой надо. Если есть ревность, значит, есть недооценка себя. Если есть недооценка себя, значит, явный сигнал того, что я себя действительно считаю тем, чем я не являюсь на самом деле, не тем высшим «Я», которое прекрасное, чудесное. И самое интересное – ни одна девушка от него уйти в принципе не может, потому что это светоч радости и веселья. Нужен позитивизм в плане раскрытия своего собственного «Я», а он уходит в штопор, как летчики, и начинает капать: вот ты мне изменяешь, ты мне жизнь отравила и так далее. (Еще раз говорю прямо противоположная зеркальная ситуация, что юноша, что девушка, не важно.) Получается, что мы как бы ревностью майю или иллюзию удваиваем. И тем самым удваиваем проблемы своей жизни и удваиваем те усилия, которые надо затратить, чтобы преодолеть майю. Знаете, когда армия хочет сражаться против врага, у нее есть шансы победить, а когда армия заранее на себе ставит крест, то есть деморализованная армия, у нее нет вообще шансов победить, даже если у нее самое современное оружие. Точно также и мы, как только ревность, все, знайте друзья, штопор.
Ревность, потом мы другие чувства рассмотрим. Чего делать-то? Ревность бывает очень жгучая. И вот еще один момент, давайте, что делать, чуть попозже.
Мы здесь с вами сидим в спокойной обстановке, аналитически все по полочкам раскладываем. Это из этого проистекло, это из этого, это из пятого, это из десятого – все так чудесненько получилось. Но вот беда только в том, что когда вас захватят эмоции и чувства, в том числе ревность, вы про эти мои разумные доводы вообще забудете мигом, как если бы вообще их никогда не слышали, и вас понесет, вы забудете про них. Мы с вами устроены несколько более сложно, и в этом тоже есть как сильные, так и слабые стороны. Дело в том, что разум, в том понимании, которое мы сейчас ему придаем и пользуемся, возник относительно недавно, а вот эмоции уже давным-давно. Так вот, эмоции – более глубинный пласт, чем разум. Поэтому, когда они просыпаются, они, грубо говоря, выключают разум. В момент, когда вас понесла ревность, апеллировать к разуму уже поздно. Все, вас захватила эмоция.
Поэтому если вы обладаете этим качеством, то в первую очередь, вы должны для себя, пока вы в состоянии вменяемости, отмечать, что ага, со мной случаются странные вещи. Набор каких-то внешних картинок в виде людей, каких-то стечений обстоятельств, жизненных ситуаций. Какие они на самом деле, никто не знает. Почему? Потому что ревность иногда возникает на пустом месте. То есть там и нет причины для ревности, а она уже есть. Человек должен для себя отметить, что бывает такое стечение обстоятельств, что если последовательно на меня ими подействовать, я выпадаю в состояние паранойи, все мои входы выходы закрываются, внутри меня одна навязчивая мысль, и эта мысль не знает ни приличий, ни ограничений – меня несет. И я, как человек занимающийся йогой, отмечаю, что вот такое стечение обстоятельств приводит к такому результату, причем, как только оно приводит, отключается даже разум, меня просто несет. И я просто заранее думаю, как бы мне вообще изначально избегать этих опасных моментов. Подобно тому, как есть люди, которые, когда они начинают пить спиртное, у них что-то происходит в голове, и они себя не помнят, ничего не помнят, и их понесло. Есть люди, наоборот, они начинают пить – и наоборот все лучше и лучше понимают и, наоборот, ничего не делают, но это, опять же, от предыстории, от кармы. И они стараются не пить. Знают, что один стакан – и его понесло. Вот точно также и с эмоциями. Лучше не допускать никаких таких ситуаций, которые бы нас провоцировали. Это чистейшая партизанская война. Пока враг силен, открытого столкновения с ним вы не выдержите, вас понесет. Поэтому вы, как партизан, действуете только тогда, когда врага не видно, заложили свою бомбу под железную дорогу и удрали. А что там потом будет? Видно будет.
То есть в прямое противостояние вот этим негативным моментам вступать, если вы еще неопытны, крайне опасно. Все ваши благие намерения тут же забудутся, вас понесет. Поэтому первое – это всегда помнить, что когда проявляются глубинные наши проявления: ревность, гнев, потом мы будем с вами рассматривать еще жадность и злобу. Они по своей структуре упираются в те механизмы, которые начали проявляться в нас раньше, чем проявлялся разум, поэтому разум бессилен в прямом столкновении против них. Еще раз, я очень часто слышу, что вот хорошая психотехника – с вами что-то начнет твориться – постоянно себе напоминайте, повторяйте. Вы думаете, человек будет повторять? Его понесло, и он забыл уже все эти психотехники. То есть это надо помнить, поэтому самое первое – избегать. Партизанская тактика.
Второй момент, это опять же использовать наше неведение против нашего же неведения и работать над самим собой в плане того, что мы с вами рассматривали на предыдущей лекции. Не о том, какой там карлсон негодяй или такой хороший, а в том, насколько я сам Дон Жуан, ну, не Дон Жуан, не знаю кто, олицетворение привлекательности. И это более конструктивный подход, так вы раскрываете то, что у вас есть ваше «Я». А так вы уходите туда, где еще сильнее майя запутывается, туда уводит ваше сознание и энергия и усиливает майю, усиливает иллюзию.
Как это практически все осуществляется? Осуществляется в виде медитации на осмыслении, но только не тогда, когда вас понесло, а когда вы в спокойном состоянии. Вы для себя очень четко, аналитически все осмысливаете и постоянно одну и ту же мысль воспроизводите, воспроизводите и воспроизводите. А вот дальше случается чудо, если одна и та же мысль воспроизводится в вас с регулярным постоянством, то вот тут она начинает делать некие такие необратимые последствия, в положительном смысле этого слова, на ваши внутренние структуры, которые просыпаются тогда, когда разум засыпает. То есть привычка и некоторые рефлексы.
Вот у нас есть рефлекс: до горячего дотронулся – раз, руку одернул. Мы не думаем, за нас уже все продумано, причем продумано, вероятно, на этапе эволюции. Не одно живое существо сожгло себе руки или щупальца, или что-то оно сожгло, прежде чем вот этот механизм выработался. Вот точно также от постоянных контрмер остается сухой остаток в виде привычки. Привычки не устраивать сцен ревности, когда нас понесло, а привычки не касаться этой темы вообще. Я не буду сейчас забегать вперед, это не тема наших лекций. В дальнейшем мы будем еще рассматривать жадность, злобу.
Получается, что мы с вами, в результате, представляем из себя такой сложный конгломерат, где то одно дуновение, то другое, то третье. Нам кажется, что это мы живем, а на самом деле живем не мы, а живет наше представление о самом себе. Более того, направляет нас по ложному следу, и мы в результате получаем такую ситуацию, что мы с вами бегаем по кругу. Не видать нам счастья как собственных ушей!
Вопросы.
Вопрос: А сколько времени нужно заниматься йогой, чтобы желания начали пропадать?
Вадим Запорожцев: Еще раз, здесь вопрос не в том, чтобы желания стали пропадать. Желания начнут пропадать только лишь после того, как вы достигните той стадии, когда будет скучна сама тема – придумывать желания. До этого, как правило, у человека проходит масса стадий. Когда он намечает желание – выполняет, намечает – выполняет, намечает – выполняет. Плюс, если он еще занимается йогой, то вот этот промежуток все меньше и меньше. А так как у нас у всех кармическая предыстория своя, то, соответственно, время для каждого отдельного человека требуется разное. И здесь трудно сказать, что вот будешь заниматься десять лет, и такое случится. Может, случится, а может, и нет, это индивидуально.
Вопрос: Для медитации на осмысление – можно привести пример «метод утверждения» из джнана йоги?
Вадим Запорожцев: Да, конечно. У нас просто в прошлое воскресенье был семинар по джнана йоге. Там мы, конечно, капнули несколько с другой стороны тему и так глубоко капнули. И там мы давали два направления, подхода в работе со своим «Я» или как осознать свое собственное «Я». Все техники сводятся к двум большим практикам. И вот одна из таких практик – это метод утверждения, а другая – метод отрицания.
Вопрос: Можно по поводу ревности? Я так понимаю, что способ борьбы – это медитация в спокойном состоянии, на то, что ты не будешь ревновать или что?
Вадим Запорожцев: Это не была цель нашей лекции давать конкретные рецепты. Этому посвящены очень серьезные, долгие практики. Эти все чувства вырабатывались у нас не одну жизнь, поэтому так в двух словах конкретно чего делать, сказать нельзя. Опять же у каждого разная предыстория, у каждого разная карма, и поэтому здесь надо делать еще некую такую поправку. Вообще это известная вещь, что дети склонны повторять судьбу родителей. Такое есть замечание, народная мудрость, как приметы, что если ласточки низко летят – быть дождю и прочее, прочее. Самое обидное, что зачастую это справедливо, что, как правило, дети склонны повторять судьбу родителей.
Объясняется все это достаточно просто. Когда ребенок был маленький, он же вообще не знал, как поступать, он увидел схему поведения, потом вырос, попал в приблизительно аналогичные условия. Чего-то свое новое придумывать, зачем? Когда есть старое. Хорошее, плохое, но уже знакомое и, как говориться, по такой тропинке… Как правило, дети, у которых родители были ревнивые и которые проявляли свою ревность при детях, как правило вырастают ревнивыми. Хотя очень интересная вещь, на самом деле, если душа ребенка йогина родиться, которая вообще очень на большом уровне. Но это как язык мы изучаем с детства, как он закладывается – и все, и на всю жизнь. Вот точно также и здесь. С самого начала неправильно пошло и оно пошло.
На это тоже надо давать определенные поправки, потому что иногда наши проявления, это, собственно говоря, даже не наши проявления. А просто у нас такая плохая карма, вот мы родились в тех условиях, где у всех было такое проявление. Скажем, родился я в среде, где все даже с малолетства исключительно общались матом, исключительно. Я имею в виду на улице, не родители, а на улице. Как вы думаете, я в совершенстве владею этой формой общения? Не потому что я этому как-то сознательно учился, а потому что я попал в эту среду и я впитал, бессознательно. Маленькие дети попадают в другую страну и бессознательно учат другой язык. Вот на это надо делать серьезные поправки. Потому что иногда проблему легче решить, чем сложность её видения. Иногда, переоценивая проблему, становится труднее ее решить. Нельзя недооценивать противника – это опасно, но самое смешное, что нельзя и переоценивать противника – это также опасно. Если мы переоцениваем противника, считаем, что ой, какой он могучий, какой он сильный. У нас лапки опускаются, и мы перестаем что-либо делать.
Очень сложно в двух словах объяснить, но опять же королевский метод в йоге – это раскройте свой потенциал, прямо пропорционально, как вы будете заниматься йогой, внутренние силы самодостаточности, а наше «Я» самодостаточно, оно будет проявляться. Вы будете любить, если мы касаемся ревности, другого человека или общаться с другими людьми, не с позиции слабости, а с позиции силы. Не по принципу – он меня бросит, она от меня уйдет, или работа там, можно ревновать к чему угодно, а с позиции силы. Что вы светите, и вы устанавливаете все правила, у вас нет и тени недооценки самого себя. Ах, она ушла, меня, такого красавца недооценила, значит, действительно, дура, не увидела во мне моего «Я». Я так образно, конечно, в шутку говорю. Но, во всяком случае, у вас не будет ревности. У вас будет удивление, но никак не ревность. А ревность она отравит вам жизнь. Знаете, это старое, еще у психологов есть такой совет, что никогда не уходите к другому, уходите в никуда. Потому что если вы уходите от кого-то и уходите к другому, моментально чувство собственной неполноценности, ревность возникает. Вот меня променял на кого-то другого. А если вы ушли вроде как в никуда, то и ревность вы чужую не зацепите.
Другое отношение, если ревность применяется по отношению к вам. Вот тут, конечно, вам не позавидуешь. Почему? Потому что в арсенале у вас останется, только лишь два принципа йоги: первый и второй принцип. Вы должны только на высшие силы надеяться, что другой человек волеизъявит отказаться от этой линии поведения. Переделать вы его не сможете. Если он сам хочет быть ревнивым, то хоть вы там плашмя ляжете, ничего не сделаете. Но, в то же самое время, мы не должны быть жестоки с близкими к нам людьми, потому что надо помочь всячески им, поэтому надо терпеливо, постоянно объяснять, что это неправда, это не так. Терпеливо, как маленькому ребенку, с позиции доброты объяснять, что это было заблуждение, это не так. Если вы действительно кому-то рога наставляете, это, конечно же, уже тяжелая ситуация, это уже кармическая ситуация, это жизнь обычных людей. В жизни обычных людей, я ни уха, не рыла не понимаю. Потому что все, что я говорил, это в большей степени относилось к жизни йогов. А как живут обычные люди это конечно для меня тяжело, но, может быть, им так нравится, что я могу поделать?
Вопрос: По поводу первого принципа. В принципе, все на самом деле понятно, но представим себе обратную ситуацию, при идеальных условиях, допустим, йога, который совершенно четко пропагандирует все принципы этой философии и его обижают, ему делают плохо, намеренно, зло, агрессивно. И, в общем-то, его доброжелательность к окружающему миру здесь не играет никакой совершенно роли. Вот как в этой ситуации должен реагировать йог? Принимать это все так, что у меня такая карма, и придется все это терпеть и пожелать здоровья и счастья тому человеку, который доставил ему такое. Или как? Расскажите.
Вадим Запорожцев: Йога призывает нас быть добрыми, но она добавляет, при этом мы не должны быть идиотами. То есть понимаете разницу: быть добрым и быть идиотом. С теоретической точки зрения, есть два принципа йоги: первый принцип – непричинения вреда, второй принцип – нерастрачивания сил по мелочам. Если вам целенаправленно, прошу прощения за сленг, по мозгам ездят каждый день, не дают вам жить на свете, не является ли такое времяпрепровождения нарушением второго принципа йоги? Может быть, за это время, пока вам жизнь отравляли, вы бы сидели в своей пещере в медитации и уже бы давно в самадхи ушли и облагодетельствовали все человечество, а вы вынуждены терпеть.
Еще раз, я не рассматриваю случаи из обычной жизни, потому что вот приводят примеры – алкоголик бьет жену. Я подчеркиваю, я не рассматриваю случаев из обычной жизни, я рассматриваю жизнь йогов и йогинь, а они в этом смысле самые обычные люди. Вы не должны думать, что человек, который встал на путь йоги, он так сразу же небожитель – с крылышками и с нимбом. Как у Чехова: “Раба из себя надо по капелькам выдавливать”.
Получается, что в каждой жизненной ситуации мы должны найти именно тот путь, чтобы первый принцип был соблюден, мы не причиняли страдания, и второй. Чтобы мы времени не тратили понапрасну, если мы сделать ничего не можем, помочь ничем не можем, а нам постоянно отравляют жизнь, то не является ли это растрачиванием жизни понапрасну? Но могут возникать очень замысловатые, кармические ситуации. Человек отравляет вам жизнь, а он вам близок, и у вас были предыдущие славные годы. Или это ваши родители или дети, родственники, но не так что – до свидания, уходи, не хочу знать твоих проблем.
В йоге считается, что чем чаще вы попадаете в ситуацию, когда первый и второй принципы сталкиваются лбами (то есть принцип быть добрым и принцип, чтобы из вас не сделали идиота) тем хуже у вас кармическая ситуация. Здесь, конечно же, тем тяжелее выходить, но мы должны все равно нащупывать эту тропинку. Это бывает долго иногда, иногда не в три дня. Но первый принцип нельзя нарушать и второй нельзя нарушать. И вот этот бедный йог мечется.
Но другого пути нет. Если вы решите ситуацию, нарушая первый принцип йоги – породите одну негативную карму, если наоборот – позволите, что вы такие добрые, а вам постоянно навязывают какой-то негатив, вы нарушите второй принцип йоги. И то, и другое для йоги не приемлемо. Тот факт, что вы вообще попали в такую ситуацию, говорит, что у вас такая карма, значит, когда-то сами ставили других в такую же ситуацию. Но здесь надо набраться мудрости, спокойствия с одной стороны, а с другой стороны, и решимости. И вот где-то на этом лезвии бритвы найти именно такую тропинку, которая помогла бы вам развязать карму.
Забегая много вперед, если же вы когда-нибудь, вот случится так, в йоге еще есть так называемые быстрые методы йоги, там помимо первых двух принципов, есть еще третий, так называемый обет отказа от страдания, но это уже много вперед мы пошли. Если, конечно, у вас еще и обет отказа от страдания, который подчиняется первым двум принципам йоги, потому что первым двум принципам подчиняется вся йога, какую бы только когда ни нашли. Можете проверять, как на пробный камень. Если первым двум принципам не соответствует, значит, сомнения должны возникнуть. Потому что можно всяких психотехник понапридумывать: дышать левыми, правыми ноздрями, на голове стоять, кундалини поднимать – этого всего в избытке, в изобилии. А вопрос, насколько это является йогой? Поэтому бедному йогину приходится искать эту лазейку, чтобы с одной стороны не подставляться, но с другой стороны, пытаться самым добрым образом разрешить ситуацию.
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: