2012_12_15 Бхагават-Гита. 8 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

Бхагават-Гита. 8 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

Краткое описание :

В йоге считается, что запредельной  первопричиной вселенной  является  Абсолют. Или по-другому это можно назвать, жизнь.  Понятие жизнь, очень странное понятие. Абсолют, это и есть суть жизниИ когда Абсолют проявлял Вселенную, он фактически спрятал себя за проявлениямиТак вот, основная мысль Бхагавад Гиты говорит нам, что по ту сторону всего бытия, находится Абсолют,  как здесь указано его имя Шри Кришна, величайший Кришна или первопричина жизни.

Слушать Аудио:

   


Смотреть Видео:  

Скачать Видео mp4

Читать Текст:

У нас сегодня 15.12.2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев. Это лекция Международного Открытого Йога Университета. Информация, где наши архивы хранятся на сайтах: www.openyoga.ru.

И рассматриваем тему Бхагавад  Гиты. Мы остановились  на седьмой главе, и теперь попрошу Александра прочитать очередную часть текста седьмой главы, где мы остановились.

Бхагавад Гита глава 7

21. Какиебыобразынистремилсяпочитать с верой

поклонник, егонепоколебимуюверу я даюему.

22. Он, утвержденныйэтойверой, стремится к его (образа)

благосклонности; отнегополучаетжелаемоеблаго, нодаетсяономной.

23. Нопреходящимбываетэтотплодих, маломудрых:

к богамидутприносящиежертвубогам, номоибхактыидуткомне.

24. Меня, непроявленного, достигшимпроявлениясчитают

неразумные, неведаямоегозапредельного, непреходящего,

непревосходимогоБытия.

25. Я недлявсехпостижим, облеченный в йогамайю

(иллюзиюприроды); этотзаблуждающийсямирне

познаетменя, нерожденного, непреходящего,

26. Я знаюбывшиесущества, настоящие и будущие,

Арджуна; меняженезнаетникто.

27. Заблуждениемдвойственности, возникшимизотвращения

и влечения, о Бхарата, всесущества (в этом) миреидут к ослеплению,

о подвижник.

28. Ноправедныелюди, чейгрехуничтожен, освобожденные

отзаблуждения и двойственности, почитаютменя, твердые в обетах.

29. Те, кто, ищаубежища у меня, стремятся к освобождению

отстарости и смерти, познаютполностьюБрахмо, высшегоАтмана и всюКарму.

30. Те, которыезнаютменякакВысшееБытие,

ВысочайшегоБога, ВысочайшуюЖертву, в часуходапознаютменя, преданныедухом.

Так, в достославных Упанишадах святой Бхагавад Гиты, учении о Брахмо, писании йоги, в беседе Шри-Кришныи    Арджуны   (гласит) седьмая   глава,   именуемая «Йога  познания  и  распознавания».

Иллюзия и реальность  бытия.

Вадим Запорожцев: Сейчас я еще раз обрисую основной этот смысл, а потом мы еще раз прочитаем и построчно дадим комментарий.

Вот вы сейчас здесь все сидите, в КЦ «Просветление» в городе Москве, возле метро Новослободская и  что вы видите? Вы видите вокруг себя объекты и явления, других людей, стены, меня, лампочки, компьютеры, ну все, что нас окружает. И какова мысль Бхагавад Гиты?  Мысль Бхагавад Гиты, что вся окружающая  Вселенная, которую вы видите, это некая, всего лишь декорация, за которой спряталась первопричина Вселенной или то, что породило всю Вселенную.

Напоминаю вам, что в йоге считается, что запредельной  первопричиной вселенной  является  Абсолют. Или по-другому это можно назвать, жизнь.  Понятие жизнь, очень странное понятие. Абсолют, это и есть суть жизниИ когда Абсолют проявлял Вселенную, он фактически спрятал себя за проявлениями. И вот такая какая-то очень странная мистика, логика, вот эта индийская философия, философия йоги. О том, что, вообще говоря, вы не можете доказать, что с вами рядом люди сами себе. А вдруг это ваша галлюцинация?  Вы не можете доказать, что рядом с вами кто-то реально есть. А вдруг это просто утонченная галлюцинация? Все свидетели могут оказаться также галлюцинациями, эксперименты, так же галлюцинациями. Это такие сны снятся.

Я помню, мне  как-то снился сон,  мне на работу надо было идти рано с утра. Я поставил будильник в надежде,  что он зазвонит. Будильник зазвонил, я проснулся и тут же опять уснул. И мне снится сон, как я встал, оделся и пошел на работу. А потом, через некоторое время, я проснулся, и оказалось, что никуда я не ходил, я мирно спал.   Где критерий  того, что все окружающее нас является реальным? А если реальным, то, что это за реальность? А если это реальность, то, как она сделана? А, может, наоборот? Часть того, что нас окружает — реальность, а часть — галлюцинация.

Так вот, основная мысль Бхагавад Гиты говорит нам, что по ту сторону всего бытия, находится Абсолют,  как здесь указано его имя Шри Кришна, величайший Кришна или первопричина жизни. Но мы не склонны так думать. Как бы вот эта идея Высшего от нас ускользает. И в лучшем случае, мы склонны придумывать какие-то относительные Божества или какие-то относительные сущности по своему образу и подобию. Об этом мы с вами говорили на предыдущей лекции.

Так вот получается, что мы этим же самым, даже если мы придумали какую-то сущность, какого-то промежуточного Бога, и если мы отправляем те или иные религиозные культы, получаем результат, как если бы это  Божество отвечало. Но на самом деле отвечает не Божество, а отвечает Абсолют, первопричина, которая в милости дает ответы на наши устремления.

Т.е. по сути дела получается, что все религии промежуточны. А то, что называется жизнью или первопричиной, или то, что называется в древних текстах запредельным, невыразимым, то является истинным подателем всех благ, всех сил и т.д., и т.п. И только лишь люди, которые стремятся к познанию Высшего, ведут соответствующий образ жизни, соответствующим образом постигают вселенную, могут дойти до вот этой мысли. Ну и теперь давайте построчно то же самое.

Двойственность и принцип Оккама.

Бхагавад Гита: «Какие бы образы не стремился почитать с верой поклонник, его непоколебимую веру я даю ему».

Вадим Запорожцев: Вот в Индию поедете, будете встречать самых разных адептов религии. Во что там только не верят!  И знаете, что самое интересное? Хорошо, если бы их религиозные взгляды были заблуждением, ну тогда бы, ну что толку, ничего бы не происходило, и не было бы обратной связи, и любая бы религия развалилась за ненадобностью. Вопрос, а кто же оживляет ответы на эти многочисленные молитвы? Представители Авраамической религии нашли такой выход, что есть Бог, есть дьявол. Что все поклонения других религий, кроме их оживляет дьявола, ну или анти Бог. Всегда, еще со времен Робинзона Крузо, возникал вопрос, а как же такое Бог может допустить? Беззаконие творится, бардак, коррупционер вселенского масштаба беззаконие творит, а Бог ничего не делает! Там достаточно тяжело это объясняется. Вот эта вот дуалистика.

В Индийской же философии придерживаются принципа, который был в средневековой Европе сформирован, как лезвие Оккама, то есть не надо плодить сущностей без крайней на то необходимости. Если что-то можно объяснить просто, не вводя такое понятие, как дьявол, то зачем его вводить? Если и так все можно объяснить. По сути дела, знаете, как еще называлась  в Средние века — экономия мысли. Зачем там напрягаться, какие-то сложные схемы вырисовывать, если все можно  объяснить достаточно просто.

Так вот в Индийской философии объясняется, что многочисленные культы, если за ними и есть сила, то это не их сила. Это всего лишь сила запредельного Абсолюта, который по какой-то причине оживляет эти культы. А сами по себе эти промежуточные  культы, они вещь относительная. Поэтому я вам еще раз напомню философию йоги: уж если вы и замахиваетесь на что-нибудь, то замахивайтесь на источник всей силы. На самого Абсолюта, ни больше, ни меньше, на самого Творца, на саму основу жизни.  Будете же на что-то относительное замахиваться, попадете под влияние тех законов, которые сами придумаете. Сами придумаете себе образ Божества, сами его оживите. И сами попадете под влияние действия его законов, что, вообще говоря, не рационально. Вы помните, да? Еще в бизнесе есть такая поговорка, что: избавься от посредника. Зачем тебе посредник, который еще и законы на этом «стрижет».

Дальше идем.

Бхагавад Гита: «Он, утвержденный этой верой, стремится к его (образа) благосклонности; от него получает желаемое благо, но дается оно мной».

Вадим Запорожцев: Понятно, что, какой бы человек ни придумывал себе культ, фактически он придумывает образ, через который Абсолют может, как проявиться, так и не проявиться. Поэтому, если кто-то думает, что он получает какие-то  результаты тех или иных жертвоприношений, молитв, каких-то священных действий, то это ошибка. Просто ошибка.

Дальше идем.

Все хорошее в религиях от Абсолюта.

Бхагавад Гита: «Но преходящим бывает этот плод их, маломудрых: к богам идут приносящие жертву богам, но мои Бхакты идут ко мне».

Вадим Запорожцев: Еще раз, понятно, что идеология йоги, если замахиваться, так на самое Высшее. А смысл нам блуждать по этим многочисленным ответвлениям каких-то мыслей, каких-то культов, каких-то религиозных воин непримиримых? Столкнешься с одной сектой, они тебе говорят что-то одно, столкнешься с другой,  что-то другое. Одна религия говорит одно, другая на дух не переносит, что-то другое.  Начинаешь выяснять,  что к чему, тебе говорят: «Верь! Надо себя заставить». Вот.

Это не значит, что религии какие-то плохие или хорошие. Но надо помнить, что все хорошее, что есть в любой религии, безусловно, любая религия в своей основе имеет что-то хорошее. Так вот, все хорошее, что там есть, это есть от Абсолюта. А все дурацкое, что там есть, это уже придумали люди.  По разным причинам, в разные времена, разные стечения обстоятельств.

Поэтому воевать, допустим, с какой-то религией, говорить, что она не правильная — бессмысленно. Точно так же, как и бессмысленно говорить, что вот эта религия единственная права, а все остальные не правы, что вот последователи этой религии идут в рай, а все остальные в ад. Нет. Все получается гораздо сложнее, в смысле страшнее. Что себе придумаешь, туда и попадешь.

Вот придумаешь себе какую-то концепцию, вот по ней жить и будешь. И понятно, что это не устраивает йогов, они хотят не придумывать концепции, а они хотят жить по тем правилам, которые Высшие, которые есть на самом деле.  А на самом деле только лишь и есть запредельный закон, закон справедливости, по-разному можно называть, закон правды, истины, который называется Абсолют. Так вот беда, он  невыразим. Какую-то относительную религию можно придумать, какие-то обряды, поступки, какие-то атрибуты той или иной религии. И так проще для нашего неокрепшего разума приблизиться к высотам, того, что называется Абсолют. То есть это может быть какой-то мощной, промежуточной ступенью, но если есть возможность этой промежуточной ступени не делать, лучше ее не делать, а идти сразу напрямую.

Бхагавад Гита: «Меня, не проявленного, достигшим проявления считают неразумные, не ведая моего запредельного, непреходящего, не превосходимого Бытия».

Вадим Запорожцев: Вот! Опять же, та же самая вещь, что словами объяснить, что такое Абсолют невозможно. Он выше. Но в то же самое время,  как утверждается, можно в своем духовном развитии таких высот достичь, что познать, что это такое. Собственно, к чему Бхагавад Гита, которую мы с вами сейчас рассматриваем всех своих последователей и призывает. Познать первопричину. Дальше.

Абсолют – учитель учителей.

Бхагавад Гита: «Я не для всех постижим, облеченный в Йогамайю (иллюзию природы); этот заблуждающийся мир не познает меня, не рожденного, непреходящего».

Вадим Запорожцев: Вы сейчас все сидите, и вам кажется, что вокруг вас объекты, люди и т. д. и т.п. Но на определенной стадии, как утверждается в йоговских текстах познания бытия, вы вдруг понимаете, что вас всего двое: вы и все, кто прячется за всеми объектами или явлениями, которые вас окружают.

Это такое очень сильное мистическое переживание, когда вы начинаете общаться один на один с  Абсолютом через разных людей, через разные обстоятельства, через разные этапы своей жизни. То есть, знаете, обычно так: устремляешь вопрос к Абсолюту — начало ответа сказал один человек, середину ответа сказал другой человек, а окончание ответа ты прочитал в газете. Это  все раз, раз, раз — сложилось из совершенно разнородных фрагментов. Такой, знаете, ребус.

Или ты задал вопрос, а начало ответа прочирикала птичка, середину ты услышал на Fm радиостанции, а завершение ответа ты прочитал в твиттере. И ты вдруг понял, что кто-то кусками по разным каналам, именно для тебя какую-то цельную, связную информацию как-то передал, причем связать эти каналы, ну никак не удается, если ты в здравом уме и твердой памяти. Но то, что ты получаешь информацию, это однозначно.

Почему? Потому что есть такой критерий: яблоню по яблокам определяют. То есть у тебя начинает как-то реально меняться жизнь к лучшему.  Поэтому и считается во всех школах йоги, что Учитель Учителей, есть такое слово: «Учитель Учителей» — это Абсолют.

И, вообще говоря, друзья, в какой бы школе йоги вы не учились, у каких бы самых расчудесных преподавателей или Учителей жизни и т.д.,  йога призывает вас избавиться от посредников. Т.е. научиться общаться непосредственно с Абсолютом один на один. Без каких либо промежуточных звеньев.

И Бхагавад Гита вас к этому призывает. Поэтому считается, что на определенном этапе вашего постижения  йоги вам больше не понадобятся  Учителя, как в том смысле, Учителя люди. Когда у вас появится Учитель Учителей, безусловно, это очень высокая стадия, к которой надо стремиться. И достичь ее очень тяжело. Поэтому Учителя в теле человека столь необходимы. Они, как промежуточное звено, которое поможет вам сделать первый шаг, пока вы сами не установите контакт.

Или по-другому. Иногда учителя, это всего лишь, знаете, ретранслятор сигнала. Вот у вас есть радио передатчик, но он не добивает до Абсолюта — далековато. И вы сперва транслируете свой сигнал на большую Останкинскую телебашню, (а она уже помощнее будет), до Учителя, до Абсолюта. И обратный такой же поток.

И вот, действительно, в этом отношении Учителя, безусловно, нужны, без них никуда. Но не один реальный Учитель никогда не завяжет ученика на себя. А будет выступать всего лишь, как промежуточное звено обучения. Как только Учитель научил ученика, он сам его прогонит от себя.

Вот, к сожалению, очень часто на Запад приезжают  такие Восточные Учителя, псевдоучителя, деспоты. И говорят: «Вы нам должны подчиняться, мы все, а вы, значит, никто». Так вот, ни один нормальный Учитель никогда не будет порабощать свободу Ученика! Учитель поможет установить связь ученика с Абсолютом. Вот такое красивое сравнение, что настоящий Учитель, это как человек, который помогает влюбленным. Он берет влюбленного юношу и отводит к влюбленной девушке на свидание, а сам при этом удаляется. Вот точно так же и настоящий Учитель, он берет ученика, приводит его к познанию Абсолюта, чтобы ученик напрямую общался с Абсолютом, а сам уходит. Потому что на свидании, действительно, третий лишний.  Дальше.

Первое действие Майи, когда мы начинаем считать себя своими проявлениями.

Бхагавад Гита: «Я знаю бывшие существа, настоящие и будущие, Арджуна, меня же не знает никто».

Вадим Запорожцев: Если мы говорим об Абсолюте, кто он такой, Абсолют? Понятно, что выразить словами мы это не можем. Он выше, чем понятие слов, но здесь сказано, что Абсолют выше, чем  пространство и время. Т.е. пространство и время, как на ладони у него. Дальше.

Бхагавад Гита: «Заблуждением двойственности, возникшим из отвращения и влечения, о Бхарата, все существа в этом мире идут к ослеплению, о подвижник».

Вадим Запорожцев: Здесь дается, вскользь, упоминание о том, что: а чем же мы отличаемся от Абсолюта? Считается, что Абсолют сделал каждого из нас по своему образу и подобию, то есть свободными. Но, в отличие от Абсолюта, мы подвержены действию иллюзии, а он нет. Мы попадаем под влияние майи, а он нет.

И какое самое первое влияние майи? Самое первое влияние майи, которое было основой всех дальнейших заблуждений, это когда мы начали считать себя своими проявлениями. Или по-другому можно перефразировать: мы начали считать себя своими силами. Вот представьте, у вас есть силы, самые разные. И вот вы считаете, что силы это и есть вы. А вы выше, чем понятие силы. И вот, как только вы стали считать себя своими проявлениями, это похоже на то, как человек начал считать себя своей тенью.

Помните, фильм был, совершенно замечательный, про тень? Что, как тень начинала с человеком самые нехорошие вещи творить до тех пор, пока главный герой не сказал главную мантру: «Тень, знай свое место». И на долю секунды, вдруг, она подчинилась. Вот точно также и в состоянии высшего самадхи, если  на долю секунды вы понимаете, что по сути дела, ваше Высшее Я и то, чем вы себя считаете, вещи абсолютно разные, то, как ни странно, к вам приходит власть над всеми своими проявлениями и вы приближаетесь к познанию самого себя.

А вот у Абсолюта нет такой вещи. Поэтому он, еще раз, у Патанджали называется, чем человек отличается от Абсолюта — тем, что на нас всех действует иллюзия, а на Абсолюта нет. Мы считаем себя своими проявлениями, а он нет. Дальше идем.

Бхагавад Гита: «Но праведные люди, чей грех уничтожен, освобожденные от заблуждения и двойственности, почитают меня, твердые в обетах».

Вадим Запорожцев: И в продолжение предыдущей лекции, помните, что когда вы утверждаетесь в концепции Абсолюта, а при этом вы еще ведете достаточно разумный образ жизни, как здесь он назван  — правильный, то рано или поздно, ваша негативная карма исчезает, остается ваша позитивная карма. От позитивной кармы вы также отказываетесь, она вам не нужна и вы приходите вот к этому осознанию того, кто прячется за всем этим окружающим. И к вам приходит возможность один на один общаться с Абсолютом.

И, как утверждают все йоговские древние тексты, это поистине захватывающая вещь, особенно, когда тебе Абсолют отвечает. Это, знаете, примерно то же самое, что иногда человек получает какую-то обратную связь, неважно из чего. Вот у нас Интернет йога курсы, человек напишет нам письмо, мы ему отвечаем, а потом он в таком шоке, как! Там, оказывается, живые люди, не какая-то машина запрограммированная! Совсем другое отношение ко всем. Дальше.

Познание Абсолюта дает Знание всего.

Бхагавад Гита: «Те, кто, ища убежища у меня, стремятся к освобождению от старости и смерти, познают полностью Брахмо, высшего Атмана и всю Карму».

Вадим Запорожцев: И еще раз, вот такой самый простой способ постижения мира — это познать первопричину мира. Вообще говоря, во всей Индийской философии вот есть такая тема, краеугольный камень Индийской философии. Это некий ответ на вопрос. А вопрос этот звучит следующим образом: «Чтобы познать такого, познав что, ты постигаешь все?»

Ну, вот представьте, как бы вам найти такое знание, имея которое у вас было бы вообще все знание мира? И вот ключевая мысль. Почему? Потому что, пока ты изучишь эту науку, другую науку, пятую, десятую, ты уже состаришься, у тебя будет седая борода и тебе станет уже немножко не до всего. А вот на чем бы сконцентрировать свои усилия, чтобы быстро познать, ведь жизнь коротка? Итак, друзья. И ответ такой дается, что, познав Абсолют, познав первопричину бытия, ты получаешь такое знание, строго говоря, из которого ты можешь вывести все другие, остальные знания. Дальше.

Мысли в момент смерти определяют будущее рождение.

Бхагавад Гита: «Те, которые знают меня, как Высшее Бытие, Высочайшего Бога, Высочайшую Жертву, в час ухода познают меня, преданные духом».

Вадим Запорожцев: Здесь, опять же, ссылка на то, что иногда можно познать высшего Абсолюта в момент смерти. И в дальнейшем там будут некие подробные указания, знаете, йоги умирания. Считается, что в момент смерти, это достаточно серьезный такой толчок и если в правильную сторону направить этот толчок, то можно достаточно быстро в духовном плане подняться на новый уровень. Вот почему во всех религиях перед смертью, что давали делать? Помолиться, вспомнить о Высшем. Почему? Потому что считалось, что о чем человек будет  помнить в момент смерти, тем он и определит то, что с ним случится после смерти.

Ну и в частности, в Бхагават Гите будет сказано потом, что в момент смерти ваши мысли определяют ваше следующее рождение.   К чему подойдете к смерти, то будет определять, где вы и в каких условиях родитесь. Ну, или другой вариант возможен — это если вы будете думать в момент смерти о запредельном Абсолюте, то, как ни странно, вот этот толчок, импульс смерти, вас поднимет до Абсолюта.

И вот здесь друзья еще такая вторая вещь, которую вы, как будущие светила йоги должны помнить. Никогда не ругайте религии! К сожалению, сейчас пошла такая тенденция, мода — ругать религии. Вот, мол, мракобесы! Лезут не в свои дела, всех зомбируют. Это перегибы. В любой религии есть достаточно рациональное зерно. Любая религия делает черновую работу. Ехать куда-нибудь в деревню, где все зеленые от самогона и хоть какие-то морально этические принципы проповедовать мало желающих. Это только и тянут такие огромные религии.

Так вот, если вы проанализируете Авраамические религии, вы нигде не найдете понятие реинкарнации. Что, знаете, вызывает достаточно серьезную полемику. Ну, как же  так? В религии они претендуют на истину и, вроде как они должны обо всем рассказывать, а про реинкарнации вы не прочитаете ни слова. Вопрос: почему? То ли попы врали, а, может, реинкарнации нет? Да нет друзья!  Все гораздо  проще и сложнее. Любая религия, истинная религия, такая, с большой буквы Религия, предполагает, что вы в течение одной жизни пройдете весь духовный путь, а моментом смерти воспользуетесь таким образом, чтобы сразу же подняться до высот Абсолюта. И вам просто не потребуется следующее рождение. На это была заточена любая религия.

То есть любая религия, это такой Блицкриг, сразу же в течение одной жизни, бац — и самую высочайшую цель. В Индии люди уже бывалые, они понимают, что такое не всегда бывает. Иногда с третьей, четвертой попытки. А иногда с трехсотой, четырехсотой, с миллионной, двухмиллионной ты можешь вот так что-то достичь. Но сама структура любой религии предполагает, что ты будешь вести настолько правильный образ жизни и в момент смерти думать о Высшем, и что тебе не понадобится рождаться вновь. Вот.

Поэтому никакого противоречия не было, нет и быть не может. Надо просто разбираться, что есть что. Поэтому вы помните, такая просьба, опытный факт, если вам в какой-то религии чего-то открылось — замечательно. И придерживайтесь этой религии. Религия не противоречит йоге. Более того, йога поможет вам лучше понять эту религию. Если же вам ничего не открылось, тоже ничего страшного, живите, как понимаете все это.

Мир  гораздо сложнее, чем построение любых мыслеформ. То есть, в конце концов, Абсолют может проявиться один на один для вас. Если он проявлялся для основателей религии, то почему бы ему не проявится и для вас? Чем вы отличаетесь? Йога говорит: «Нет. Мы все сделаны по единому образу и подобию».

Другой разговор, что мы можем вести, как сказано, правильный и неправильный образ жизни. Грубо говоря, мы можем отгородиться от Абсолюта и сказать: «Да нет никакого Абсолюта»! И тогда, конечно,  он не будет нарушать вашу священную свободу воли, он не будет вламываться к вам. Ну, даже, если вы сказали: «Абсолют, приди ко мне»! Начинаете имитации или делать какие-то странные поступки, то вы также, фактически, косвенно закрываете дверь перед Абсолютом.

Так вот, когда человек живет жизнь, когда он пользуется сегодняшней свободой таким образом, чтобы завтрашняя свобода увеличивалась, а долг сократился, такой человек называется праведником. Если же человек по-другому, глупо живет, пользуется своей сегодняшней свободой так, чтобы завтрашняя свобода сократилась, а долг увеличился, то мы  называем его грешником.  Вот и все объяснение греха и добродетели.

Здесь, когда вы будете встречать упоминания, похожие на религиозные, помните, что в йоге все достаточно четко продумано. Но, с третьей стороны, если вы не разбираетесь в религиях, держитесь от них подальше. Почему? Обязательно кто-то останется недовольный, будете хвалить, придут пятьдесят человек и скажут: «Неправильно хвалишь». Будете ругать, еще больше придут человек и скажут: «Чего ты вообще лезешь, ругаешь»? Есть такие темы, их лучше не касаться, если же вам, конечно, не открылось. Если же открылось, другой разговор. Поэтому помните, йога дистанцируется от религии. Вы можете заниматься йогой, как будучи приверженцем той или иной религии, так и будучи атеистом. Или будучи человеком, не определившимся еще во взглядах. Строго говоря, как мне кажется, большинство людей на планете земля попадают под эту третью категорию людей, не определившихся во взглядах. Вопросы?

Реинкарнация или Просветление?

Вопрос: У меня вопрос родился по реинкарнации. Вот йога говорит, что Души живут в теле и потом, если не просветлились, они снова возвращаются в это тело. Так вот, получается, что все, кто живут на земле, это Души, которые не просветлились, и они возвращаются, возвращаются или приходят откуда-то новые?

Вадим Запорожцев: Сложный вопрос, друзья. Давайте повторю вопрос. Итак, вопрос по реинкарнации. Считается, что если мы с вами не просветлились в этой жизни, то мы рождаемся вновь. И такое происходит столько, сколько происходит. И почему-то на этом всегда ставится негативный оттенок, что, ой, как плохо — человек не просветлился. Ему придется еще раз рождаться.

Но если вы достаточно внимательно рассмотрите разделы йоги, касающиеся йоги смерти, то вы придете к очень интересному выводу. Вдруг, во-первых, окажется, что было, грубо говоря, время, когда у вас у всех не было смерти. Вы были бессмертны. Но у вас было изначальное неведение. Но вдруг выяснилось, что когда вы вводите понятие смерти, возможность все начать с чистого листа, то это как бы более выгодная конфигурация. Потому что, при том же уровне неведения, ваша свобода больше.

То есть, грубо говоря, понятие смерти расширяет нашу свободу. Вот почему мы все с вами,  на определенном  когда-то эволюционном пути волеизъявили, что в нашей  личной Вселенной есть понятие смерти. С этого момента мы с вами стали умирать и рождаться.

Теперь дальше. Умирая и рождаясь, мы имеем возможность с чистого белого листа опять прожить жизнь, что называется, с минимальным количеством тех отягощающих факторов и ошибок, которые мы сделали в предыдущей жизни. Все мы выкинуть не можем. Часть тенденции остается. Это называется благой или дурной кармой. То есть, породили в прошлой жизни какие-то тенденции в одну сторону, получили результат. Породили в другую сторону — получили другой результат.

Если мы делали в предыдущей жизни поступки, которые в дальнейшем сокращают нашу свободу и увеличивают наш долг, мы породили дурную карму и в этой жизни наша свобода меньше,  чем в прошлой,  а долг больше. Если, наоборот, в предыдущей жизни мы сделали такие поступки, что наша свобода в будущем расширилась, а долг сократился, то мы сделали хорошие поступки, породили благую карму. И в этой жизни мы, соответственно, пользуемся благой кармой.

Но как? Сперва мы, грубо говоря, волеизъявили, придумали понятие смерти. И понятие смерти, друзья, абсолютно выгодное понятие. Убери у вас смерть, ваши мучения несоизмеримо увеличатся.

Так вот, следующее такое  логическое построение.Какой следующий эволюционно духовный шаг? Он заключается в том, что вы должны волеизъявить в своей жизни Абсолют, понятие Абсолюта. Только лишь с привлечением понятия Абсолюта вы можете отказаться от предыдущего понятия смерти, чтобы ваша свобода была больше, при вашем же уровне неведения. Поэтому говорят,  что во всех религиях, делают упор: спаситель пришел человечества и смертью смерть попрал. Помните, да? Надеюсь, читали священные писания? Ну, как культурные люди, должны хотя бы полистать. Я понимаю, что сейчас навязываются на каждом углу, где надо и не надо, но время от времени можно и полистать, и поинтересоваться.

Так вот, почему всегда противопоставляют смерть и Бога? Вроде как, с одной стороны, Бог придумал смерть, а с другой — противопоставляют смерти Бога. То есть в обычной классической трактовке без ста грамм,  как говорится, не разобраться, тяжело. Но, действительно, сейчас все эти комментарии, они для кого? Ну, для средневековых. Забитые крестьяне, пастухи или какие-нибудь городские жители. Ну, не объяснишь ты им высшую философию! А тоже люди, тоже жить надо. Поэтому многие религии, они упрощают.

Так вот, получается следующая вещь, что понятие смерти вы можете выкинуть не раньше, безболезненно для себя, чем вы не волеизъявите понять понятие Высшего Абсолюта. И, по мере того, как вы будете его, как бы, волеизъявлять в своей вселенной, вам все меньше и меньше понадобится понятие «смерть». Поэтому на определенном этапе йоги считается, что вы можете достигнуть такого восприятия бытия, когда вам не понадобится больше смерть, и вы станете бессмертным в прямом и переносном смысле.

То есть в переносном смысле, что вам не надо будет проходить вот эту вот процедуру обнуления памяти, что происходит при смерти.  В прямом смысле, как утверждают древние йоги, вы можете в физическом плане жить сколь угодно долго.  Но только вот опыт показывает, что йоги чего-то не стремятся долго жить, ну там 1000 лет, 2000 лет, не больше. Надоедает, говорят. Делать здесь больше нечего, понимаете, нечего делать здесь. Это нам кажется, что мир, как помните поговорку, что «человек мечтает о бессмертии, а сам не знает, как провести выходные».

Да, так вот, понятие реинкарнации не такое плохое — вы сами придумываете себе вселенную, вы сами придумываете себе желания. В этой жизни не получили, значит, как в сериале, в следующей серии отсмотрите. Вот. Поэтому понятие перерождения не такое плохое. Но, как опять же учат йоги, рано или поздно оно надоедает, всё становится несколько однообразным, и хочется порвать этот круговорот рождений и смерти. И порвать этот круговорот рождения и смерти можно, как утверждается в Бхагавад Гите, когда вы волеизъявляете в своей жизни понятие Абсолюта, позволяете ему в своей жизни быть. Тогда это понятие Абсолюта достаточно быстро подводит вас к состоянию, когда вам не нужна больше смерть и, соответственно, не нужны перерождения. Вот такая логика.

Я ответил или нет? Или меня не слушают? Папа с кем ты разговаривал? Знаете этот анекдот? Давайте расскажу вам этот анекдот. Маленький мальчик подходит к папе и говорит: «Папа, а почему, когда яблоко кусаешь, оно темнеет?» Ну и папа лекцию на полчаса: «Знаешь ли, сын, в яблоке содержится соединение железа. Когда ты надкусываешь, из воздуха кислород  окисляет соединение железа, получается, соответственно, окись железа, которая вот такого темного цвета и т.д., и т.п.». Всё сказал, а сын папе: «Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»

Вопрос от заочников, Владимир Севостьянов.

Вадим Запорожцев:Владимир Севостьянов, вам задание в твиттере изложить аксиоматику йоги.

В чем вопрос?

Вопрос:  Долг порождает карму, а карма – долг, т.е. сначала появился долг?

Вадим Запорожцев:Владимир, давайте так, это размышление или вопрос? Давайте однозначно сформулированный вопрос, а я уж там разберусь, что чего порождает.

Вопрос (продолжение): Получается, что долг может выходить из кармы?

Вадим Запорожцев:Владимир, я не понимаю такой стилистики. Разбить сложную мысль на кучу простых, и мне по одной мысли в вопросе задавайте, чтобы  я отвечал.

У кого вопрос  в зале еще был? Про реинкарнацию? Ни у кого ничего? Ничего не понятно никому?

Реинкарнация, как экзамен.

Из зала: просто как-то нечестно.

Вадим Запорожцев: что нечестно?

Из зала: как на экзамене. Может, человек хорошо работал, учился, готовился, а затем — раз, в последнюю минуту, и разволновался, забыл, что хотел сказать.

Вадим Запорожцев:Понимаете, в чем дело здесь. Здесь не надо это всё буквально понимать вот так, что там надо вот помнить и всё. Имеется в виду, что, с какими наработками к моменту смерти пришел, то и будет определять следующие рождения. Конечно, другой разговор, если, как перед экзаменом. Понятно, что ты халявил перед экзаменом, ничего не учил, а потом еще не тот билет попался, да и преподаватель незнакомый, то ты и растерялся. А представьте себе, что ты настолько все знаешь хорошо, что тебя в три часа ночи разбуди, ты все можешь ответить. Поэтому это уж не так несправедливо.

С другой стороны, я понимаю, о чем вы говорите. Есть специальные техники, практики, так называемые йоги умирания, это такие медитации, что делают именно в момент смерти, или после того, как вы уже умерли и осознали, что вы умерли. Это отдельные разделы йоги. Но там та же самая ситуация. Вы в течение жизни должны достаточно серьезно поработать и выполнять упражнения, чтобы воспользоваться ими в момент смерти. Т.е. всё честно. Как готовился, так и сдашь. Плохо готовился – плохо сдашь, хорошо готовился – хорошо сдашь. Тем более, что экзамен может быть письменный.

Владимир Севостьянов переформулировал вопрос:            Какой долг помогает выходить из кармы?

Ответ из зала: отработанный долг позволяет выходить из кармы.

Ответ из зала: Супружеский (смех).

Вадим Запорожцев:Друзья, уже пошло-поехало. У меня еще следующая глава. Владимир, давайте мы оставим на потом.

Вопрос из зала: Получается, большинство, если брать из философских учений, религий, они цепляются за один из аспектов Абсолюта, либо за личностную форму, либо за что-то еще эфемерное. В любом случае, Абсолют же сверхлогичен. И он, и так, и так проявляется. Т.е. получается, что, уходя в какой-то из перекосов, люди потом, возможно, понимают, что не только личностные, не только безличностные аспекты.

Вадим Запорожцев: ну, знаете, в тех же Авраамических религиях есть очень много положений, которые прекрасно понимаются, когда ты знаешь йогу, но совершенно не понимаются, когда ты читаешь их все замысловатые объяснения. Я не буду сейчас просто касаться всех этих тем.  Мне иногда просто, знаете,  прямо жалко эти религии, потому что слишком тупые последователи в этих религиях. В религиях гораздо больший потенциал, чем мозгов у этих последователей, которые кричат на каждом углу, устраивают все эти войны религиозные. И ты это начинаешь понимать только тогда, когда действительно понимаешь глубинную первооснову. Вот еще раз говорю, почему аккуратнее, лучше не лезьте в религии. Вот сколько знаю, кто ни полез, обязательно вляпался. Кто-то обязательно недоволен. Обязательно.

Неведение, как обратная сторона свободы.

Вопрос: перерождаются только те, кто проходил здесь этапы,  души только тех, которые здесь жили, либо приходят новые, те, кто вообще не имел до этого рождений на нашей земле?

Вадим Запорожцев:Понимаете, вопрос лишен смысла. Смотрите, ситуация следующая. Момент вашего рождения тождественен моменту сотворения вселенной. Потому что ваше высшее Я воплощается или приходит с уровня, где нет понятия времени и пространства, понимаете, о чем я? Нет понятия числа, нет понятия причины и следствия. Высшее Я, грубо говоря, ныряет в плоскость причины и следствия. Поэтому даже сама постановка вопроса о череде подразумевает причину  и следствие или линейное течение времени. А наше Высшее Я воплощается с совершенно других уровней. Поэтому, строго говоря, вопрос некорректен. Мы ничего сказать не можем. То есть, во всяком случае, как оно там получается, витиевато всё.

Сложные вещи – рождение и смерть. Сложные. Мы всё пытаемся на примере нашего обычного повседневного опыта понять, а как это состояние, где нет времени или причины и следствия. Поэтому, строго говоря, вещи-то идентичные. Т.е. какая разница, получается, что с одной стороны, по большому счету, ключевой вопрос, даже не предыдущей кармы, а состояния изначального неведения. Степени изначального неведения – вот он более определяющий в духовном плане. А изначальное неведение – наша изначальна свобода, от предустановленного знания. Получается, что само же неведение – это обратная сторона свободы.

Еще раз, друзья, это тяжелые темы. Их на пальцах, вот так, совсем не объяснить. Но, с другой стороны, даются более тупые, понятные схемы для человека. Говорится: «Да, всё просто. Когда-то давным-давно Абсолют создал все души. Все души нарезал, знаете. И вот они болтаются из жизни в жизнь. Сперва атомами, потом молекулами, потом инфузориями туфельками, потом чем-то посложнее, потом обезьянами, потом людьми». Т.е. рождая, умирая, поднимаясь на следующий уровень. Достаточно красивая, логичная схема. Согласуется прекрасно с теорией эволюции. Масса всего «за».

Но если уж быть до конца честным, то мир много сложнее и вот этой схемы.  Но вот что хорошо. С практической точки зрения, это не играет никакой роли: так или эдак, или еще как-нибудь. Играет роль, как вы воспользовались своим изначальным неведением. Как вы его конвертировали в своё всезнание. Знаете, вот тоже парадокс, неведения – это обратная сторона всезнания. И, говорят, что есть такие методы йоги одношагового просветления, когда с любого уровня, воспользовавшись своим неведением на сегодняшний момент, ты его как бы выворачиваешь наизнанку до всезнания. Это быстрые методы йоги.

Дхарма и алгоритм принятия решений.

Вопрос у заочников. Владимир Бусыгин, группа Готра, Санкт-Петербург:  Есть ли какие-нибудь косвенные факторы, кроме логики и интуиции,  которые помогают человеку нащупать его дхарму? Особенно в тех случаях, когда выбор пути стоит ребром, не знаешь, куда идти.

Вадим Запорожцев:Когда не можешь нащупать свою дхарму, то очень много вопросов перед тобой стоит. Особенно эти вопросы острые в юношестве: не знаешь, куда пойти учиться, кем стать. То ли в бандиты, то ли в олигархи, то ли в юристы, то ли куда еще, то ли на рынок торговать. Нам Басим сейчас расскажет. Поэтому вы помните, есть такие какие-то общие положения.

В частности, в йоге есть, так называемый алгоритм принятия решения, который анализирует все те наработки, советы с древности. Это, во-первых, не знаешь ты, в чем твоя дхарма, не знаешь ты, чем ты должен заниматься. Ну, не знаешь ты, в неведении. Поэтому с чего начать надо? Сперва вспомнить, а какой твой долг, что это за долг, перед кем этот долг? Понятно, тут же всплывают родители, страна, окружение и т.д., и т.п. И вот начни плясать от понятия своего долга. Сперва осознай, в чем твой долг, и это будет первый шаг на пути осознания того, в чем твоя дхарма. Вот почему иногда в некоторых религиях или философских течениях ставят даже знак равенства между понятием долга и дхармы, что, собственно говоря, неправильно.

Первый, Второй и Третий принципы йоги.

Долг, это всего лишь часть реальности, другая часть вашей реальности – свобода. Так вот понятие дхармы оперирует одновременно с тем и с другим, и с долгом, и со свободой. Так вот, сперва определись, в чем твой долг. Затем вспомни, что у тебя есть свобода, что ты свободен. Свободен делать все, что угодно, если ты уважаешь долг. Но, чтобы не наломать дров, йога рекомендует свою свободу использовать следующим  образом: вспомнить Первый принцип йоги – не причинение вреда ни одному живому существу. И пользоваться своей свободой желательно так, чтобы не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. А если крайняя необходимость всё-таки настала, то поступай только так, как велит долг. Понимаете, вот такая связка: свободы – долга.

Затем Второй принцип йоги – поступать эффективно, т.е., знаете, можно так охарактеризовать, как принцип наименьшего действия. Вся теоретическая физика построена на этом принципе. Это Второй принцип йоги. Т.е. опять же отсеивается какое-то количество тех поступков, которые, воспользовавшись свободой, вы могли бы сделать, но не будете делать, потому что они противоречат 2-му принципу.

Если идете быстрыми методами, то еще надо добавить Третий принцип йоги. (Обет отказа от страданий).

Если и после этого остались сомнения, то желательно проконсультироваться у знающего человека.

А если и после этого не осталось никаких ответов, то еще можно проконсультироваться у «гласа народного», у большинства людей. Но, вне зависимости от того, что они сказали, вы должны помнить, что они вас только могут натолкнуть на осознание своей дхармы, как вам поступать, а как вы будете поступать, опять же, исходя из своей свободы. Поэтому вот так и надо определяться, что делать в этом мире, чего не делать.

Вопрос для вас, кстати, студенты, очень такой открытый. Болезненный. Вы пришли учиться на преподавателей йоги, а по статистике какое-то количество от нас уходит, недоучившись. Недоучки. И вопрос, чего тогда приходили? Лучше бы не приходили тогда, чем пришли и ушли. И вопрос, конечно же, упрется в вашу дхарму. Насколько хорошо вы ее понимаете. А туда ли вы попали, тем ли вы занимаетесь? Или нет. Никто за вас не ответит, только вы сами за себя.

Так, ладненько, чудесненько. Есть еще там вопросы? Пока нет. И из зала тоже нет.

Идем дальше.

Глава восьмая.

Бхагавад Гита:

Арджунасказал:

1. ЧтоестьБрахмо?КтоВысшийАтман, чтотакоеКарма, о Пурушоттама?ЧтоназываетсяВысшимБытием, когоименуютВысшимБогом?

2. ЧтотакоеВысшаяЖертва и какона (можетбыть) в этомтеле, Мадхусудана?И в часуходакактыпознаешьсяпреданнымдухом?

Вадим Запорожцев:Я напомню вам ситуацию, Арджуна нашел, конечно, подходящее место для философских расспросов. Я напомню вам краткое содержание предыдущих серий. Две армии стоят против друг друга и уже постреливают друг в друга изредка. Т.е. вот-вот должна начаться ужасная кровопролитная резня. Ужасная. А Арджуна вместе с Кришной выехал посередине между двух этих армий, и вот Арджуна стал расспрашивать Кришну, а как вообще устроена Вселенная. В общем, место нашел более, чем подходящее.

Но, с другой стороны, знаете, я вот тоже постоянно думаю о дхарме или жизненном пути воина. Если ты всю свою жизнь готовился умирать во имя родины или каких-то там идеалов, то, наверное, любая битва для тебя – это самадхи. Потому что ты идешь, ты не знаешь, останешься ли ты жив, где нет места сомнениям, нет места метаниям, знаете, нет места, что вот эта философия чуть получше, а эта – чуть похуже, вот там есть что-то одно, здесь – что-то другое. Сейчас тебе голову снесут, вообще без философии останешься. Т.е. уже некогда, в общем-то.

Ну, помните, как это сказал еще Марк Твен: «Ничто не прочищает так разум, как перспектива быть повешенным по утру». Вот точно так же и тут, когда ты идешь в бой, мыслей нет, точнее ты уже задаешь вопросы по существу, только то, что хочешь услышать, то, что тебя реально интересует и касается, а абстрактные диспуты вести не интересно. Ну и надо сказать, что доходят ответы, конечно же, лучше и четче. Понятно, адреналин, понятно, вот-вот начнется сражение, поэтому, что бы там ни сказал Кришна, очень хорошо в памяти пропечатается. Может быть, специально Кришна так сделал, чтобы ученику донести.

Так вот, значит, очередная последовала порция вопросов от Арджуны к Кришне. А Кришна, вы помните, очень интересная такая личность, Аватар, или сам Абсолют запредельный, невыразимый, вне пространства и времени, числа и форм, но который в своей милости, именно, пришел в теле обычного человека, чтобы ответить, в том числе, на этот вот перечень вопросов.

Так вот, много чего там Арджуна спросил про реинкарнацию, брахму и т.д. И вот Кришна отвечает.

Наше Я не опирается ни на что, а само является опорой для всего.

Бхагавад Гита:

Шри Бхагаван сказал:

3. БрахмоестьВысшееНепреходящее, Самосущее

естьВысшийАтман; Кармойименуетсяпричина

возникновения и исчезновениясуществ.

4. ВысшееБытие — в преходящембыванье; Пуруша —

ВысшийБог; ВысшаяЖертва — Я в этомтеле, о лучшийизвоплощенных.

5. Кто в часухода, освобождаясьоттела, вспоминаяменя,

отходит, тотидет в моеБытие, в этомнетсомненья;

6. Ибоктокакуюсущностьвспоминает, покидаяпри

кончинетело, к тойсущностион и идет, Каунтея; всегда

превращаясь в этусущность.

Вадим Запорожцев: ну вот, давай еще построчно это всё.

Бхагавад Гита: «Брахма – есть Высшее Непреходящее».

Вадим Запорожцев: То есть ссылка на что-то очень-очень-очень абстрактное.

Бхагавад Гита: «Самосущее – есть высший Атман».

Вадим Запорожцев:Самосущее – то, на что всё опирается и что не опирается ни на что. Высший Атман. У каждого из вас есть ваше Высшее Я.  Вам кажется, что для того чтобы жить, вам нужна еда, зарплата, вам нужен дом, работа, и т.д., и т.д. Если вы не будете этого иметь, вы рано или поздно от голода умрете, или как БОМЖи будете страдать от холода. А в йоге утверждается обратное, что на самом деле наши тела, это не причина нашего Я. А наше Я – причина возникновения тел. Наше Я, по большому счету, не зависит от тел. Но мы по ошибке считаем себя телами, поэтому нам кажется, что мы зависим. Еще там что-то было?

Воля, как причина эволюции.

Бхагавад Гита: Кармой именуется причина возникновения и исчезновения существ.

Вадим Запорожцев:опять же, карма – понятие столь модное в настоящую эпоху, понятие, на самом деле, тривиальное. Это закон причины и следствия, или закон линейного течения времени, что сперва идет причина, а потом – следствие.

И понятно, что если Абсолют создал нас по своему образу  и подобию, наделив изначальным неведением, то мы, что стали делать? Экспериментировать. Мы начали, так или иначе, волеизъявлять, как нам проявляться во вселенной через свои проявления. И, по сути дела, наши проявления сформировали наши тела, вот, собственно говоря, движущаяся сила эволюции. В научной концепции эволюционного развития нет понятия движущей силы, а вводится понятие слепого случая перебора, с чем категорически не согласна йога. Считается, что каждое живое существо, оно сперва волеизъявляет. Импульс волеизъявления —  именно он приводит к изменению формы. Мы говорим, гены, что-то там меняется и т.д., и т.п. Но карма, как в более простом смысле, так и в более утонченном, это всего лишь законы, которые вы волеизъявляете и по которым потом живете.

Вот представьте: вы живете в фантастическом мире, где вы сами придумываете себе законы. Никто за вас их не придумывает, вы сами придумываете. Т.е. тот факт, что вы сейчас попадаете под действие тех или иных законов, самых разных, говорит только об одном, что когда-то до этого вы их волеизъявили в своей личной вселенной. Поэтому они на вас и действуют. Вот это называется карма. Если вы понапридумывали много нехороших законов, то потом, в результате, от них вам не сладко, вы страдаете, вы говорите – дурная карма. Если вы придумали много хороших законов – наоборот, у вас всё хорошо, вы наслаждаетесь, у вас всё чудесно. Мы говорим – благая карма. Но и в том, и в другом случае – это законы причины и следствия, волеизъявления в своей личной вселенной. И потом вы живете согласно этому волеизъявлению. А уже такие моменты, как тела, условия жизни, это уж дело, подчиняющееся этим законам, которые вы волеизъявили.

Далее.

Бхагавад Гита: «Высшее бытие — в преходящем бывании».

Вадим Запорожцев:здесь по-разному можно давать комментарии на это всё, но, в частности, получается так, что каждый из нас — это такая очень странная конструкция – наше Высшее Я запредельное, и оно как раз и есть суть высшего бытия, неуничтожимое. С другой стороны, наше Я соединено с нашими телами, а наши тела сделаны с вполне конкретных каких-то структур материи, которые уже преходящи, которые сегодня одни, завтра – другие. По форме, знаете, когда сытое наше тело, лоснится от удовольствия. Наоборот, не покормим его – оно будет такое худое и жалкое.

Дальше.

Бхагавад Гита: «Пуруша – высший Бог».

Вадим Запорожцев:здесь тоже можно разные комментарии давать, я просто не хочу вас перегружать такими моментами о том, что воплощенное в этом смысле Я — Я, которое внутри вселенной, которое волеизъявляет, получается, оно и творит эту вселенную. Поэтому получается, что кто творец окружающей нас вселенной с этой формальной точки зрения? Мы сами. Абсолют нас сделал свободными, а все остальное уж мы сами, воспользовавшись этой свободой, доделали за него.

Далее.

Бхагавад Гита: «Высшая жертва – Я в этом теле, о лучший из воплощенных».

Вадим Запорожцев:Это очень так много самых разных комментариев давать, потому что вот эти положения в Бхагавад Гите – они многоплановые. Есть такой более глубинный уровень, есть поверхностный уровень, есть запредельно сакральный уровень. Но, в частности, один из примеров, когда, действительно, Абсолют приходит в теле человека. Помните, даже не буду ссылаться на религии, параллель проводить.

Далее

Йога умирания.

Бхагавад Гита: «Кто в час ухода освобождается от тела, меня вспоминая, отходит, тот идет в моё бытие, и в этом нет сомнения».

Вадим Запорожцев:Опять же, ссылка на йоги умирания. Йоги умирания на Западе, в первую очередь известны, благодаря Тибетским йогам. Там они лучше сохранились. Много там дается практик. Хотя с теоретической точки зрения, трудно объяснимых, даже самими последователями тантрического буддизма или тибетских йог (там тоже, кстати, плохо разбираются на самом деле). Но, тем не менее, смысл заключается в том, что в момент смерти, понятно, высвобождается гигантский потенциал разрушения структур, если правильным образом направить этот потенциал в нужную сторону, то он может вас поднять до нужной высоты или помочь вам доделать всю ту духовную работу, которую вы еще не сделали при жизни. Собственно, йоги умирания на этом же и построены. Ну и самая высшая йога умирания, когда вы в момент смерти осознаете первопричину бытия.

Дело в том, что такое смерть? Смерть,  это развоплощение, когда фактически ваши проявления выходят из вселенной и погружаются в причину этих проявлений, т.е. в ваше Высшее Я. И вот, на какой-то момент, в момент смерти вы полностью свободны от мира, вы вне понятия кармы, вы вне понятия причины и следствия, вы в вашем Высшем Я, которое тождественно Абсолюту. Если вы это ухватите этот момент, то вы в этот момент достигнете высшего самадхи. Чем, надо сказать, очень часто пользовались йоги Индии.  И, как, по всей видимости, до сих пор пользуются. Поэтому когда тот или иной великий святой умирает, говорят, что он не умер, а ушел в Махасамадхи, т.е. в момент смерти подумал об Абсолюте и уже всё, вышел за пределы череды рождений и смертей, достиг высшей цели в йоге. Так это или не так, мы с вами проверить не можем.

Как проверим? Ну и я не знаю, тут в Ришикеше  был, там они достаточно зверски поступают потом с телами тех, кто ушел в Махасамадхи, т.е. обычных людей культурно сжигают на берегу Ганга, а этих – нет, не сжигают. То камень привяжут и в Гангу бросают, топят трупы, то целиком где-нибудь зарывают. Т.е. их даже не сжигают. Не знаю, почему такая вот вещь. Такие вот моменты. Не знаю, это уже моменты восприятия.

Но в любом случае, читаешь там, такой-то учитель основал такую-то школу йоги, такой-то ашрам, прожил, тогда-то, тогда-то  в Махасамадхи ушел такого-то, такого-то числа. Не умер. Ушел вМахасамадхи. Это стало, может быть, где-то вежливой формой, что достиг окончательного просветления. Вот.

Так, друзья, на сегодня всё, по той части, которую мы успели с вами разобрать, вопросы есть? Нет.

Значит, Бхагад Гита – текст очень интересный, нетривиальный, многоплановый – читать и читать. Другой разговор, друзья, опять же я, к сожалению должен сказать, что он более умный философский и более многоплановый, чем некоторые последователи, поклоняющиеся, в том числе, Бхагавад Гите, считают. Как я сегодня о религии пожалел, мне вот Бхагавад Гиту жалко, потому что столько всяких таких религиозных начинаний на основе. В Индии, так вообще на каждом шагу, у нас-то поменьше.

Вот иногда сталкиваешься с последователем и понимаешь, что у человека, знаете, ни сердца, ни мозгов. Понятно что, либо ты должен  быть предан концепции личностного Абсолюта и особо не умничать, а  просто поклоняться, просто посвящать все свои дела служению Кришне, как они говорят, служению Абсолюту. Делать добрые дела для блага всех живых существ. А то встречаешь человека, добрых дел он не делает. Вот такой открытости его  Кришне не видно. Он начинает умничать, начинаешь с ним на умные беседы разговаривать и понимаешь, что он умничает примерно так же, как делает добрые дела. Такая ахинея просто конкретная, что прям жалко за бедного Кришну, может, ему второй раз сюда прийти, перечитать Бхагавад Гиту. Поэтому я вас прошу, если у вас будет ассоциация Бхагавад Гиты с не совсем вменяемыми личностями, знайте, это досадное недоразумение. Это очень серьезный текст. Очень философский. Гигантских философских высот, как в общей индийской философии, так и в йоге в частности.

На сегодня всё.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 16,8 Мб

Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 67,3 Мб

Скачать Видео 308 мб

Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Карина Халтурина, Любовь Божко, Ирина Неясова, Елена Подрядова, Алексей Тарасов, Наталья Сим.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях — пишите в техподдержку: support@openyogaland.com