Йога Cновидений. Лекция от 2007.11.03
Автор: Вадим Опенйога Дата: 2007.11.03 Адрес: Международный Открытый Йога Университет (openyogaclass.com) |
Скачать Аудио: MP3 Web 32кб/с, 20 Мб
Скачать Видео: 232 Мб
Смотреть или слушать лекцию сейчас:
Слушать Аудио:
Смотреть Видео:
Сегодня 3 ноября 2007 года, меня зовут Вадим Опенйога, я преподаю йогу, находимся мы в Культурном центре «Просветление», в городе Москве, метро Новослободская, и для архива вся информация на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru. Сегодня у нас тема будет «Йога сновидений».
Начнем по порядку: итак – мы с вами спим; кто-то спит много, кто-то спит мало. Кто-то говорит о том, что спит он по 4 часа в день и полон сил, а кто-то говорит что спит по 12 часов и так же полон сил – и наоборот.
Т.е., с тем, что мы спим, мы сталкиваемся каждый день, каждый известный период времени и иногда до нас доходят туманные, таинственные слухи, что где-то далеко в горах, не в нашем районе, живет тот или иной человек, который не спит вот уже 40 лет или около того. Это приводит нас в умиление, замешательство, но как-то на этом все и заканчивается. Так вот – такая способность наша, как спать, очень важна для восстановления сил. Стоит немного не поспать – и человек приходит в нервное возбуждение, но потом все равно природа берет свое и человек отключается. Мы помним, что сколько есть проявлений человеческой жизни – столько есть и направлений йоги.
Очень часто задаваемый вопрос – сколько есть направлений йоги? – вот столько, сколько есть проявлений человеческой жизни – столько и направлений! И в итоге – т.к. есть такое понятие как сон, то есть и такая йога – йога сновидений. До наших дней сохранилось несколько веток этой йоги. Они независимы друг от друга. Одна, достаточно мощная ветка – она сохранилась в тантрическом буддизме, т.е. не в классическом буддизме времен Будды Гаутамы, а в тантрическом (времена после Нагараждуны), т.е. когда возникли уже все направления тибетских йог – знаменитые 6 йог Наропы. Одной
из этих йог как раз и является йога сновидений. Другие ветви
сохнанились уже чисто на индуистской почве, т.е. там уже несколько
другие акценты. Есть в йоге сновидений такие акценты, которые уже ближе к учению Адвайта веданта (учение достаточно близкое к Аджнана-йоге).
Ну, и собственно, в других школах йоги сохранилось это учение. Поэтому прежде чем анализировать что-то на основе книг на эту тему (книг сейчас очень много), надо помнить о том, что акценты несколько разные. Поэтому, чтобы у вас не было путаницы относительно самого базового ядра этой йоги, я начну с самого начала, с аксиоматик.
Так вот – аксиоматика следующая – наше Я, как вы знаете, проявляет себя через наше тело, через наши органы чувств, и воспринимает все, что происходит снаружи, все процессы которые происходят снаружи, либо внутри нашего тела. Но они по отношению к нашему Я все внешние. Поэтому сейчас в современной психологии есть такие термины – внешний мир, внутренний мир, внутренние структуры переживаний и т.д. Все это является внешним по отношению к нашему Я с точки зрения йоги. Потому что это Я и есть наш истинный внутренний мир. Все остальное – по определению, внешнее. Внешний
мир – это тот, с которым мы сталкиваемся каждый день на улице; внешний мир – это, как ни странно – наши какие-то переживания и ощущения. Иногда человек закрывает глаза и видит в себе ясность или какие-то туманные хитросплетения желаний, каких-то рефлексов и пр.; начинаются самокопания, ощущения – что вот «в моей душе темно» или «в моей душе светло», или человек говорит «я не могу разобраться в своем внутреннем мире», или что более первостепенно – внутренний мир или внешний. Давайте еще раз будем все более и более четко подходить к аксиоматике йоги – все что вне нашего Я, все внешнее!
Поэтому, когда вы закрываете глаза и ощущаете внутри какие-то подсознательные мысли и образы, ощущаете желания, то с точки зрения йоги – это такое же внешнее, как и внешний мир снаружи нашего тела. Это здорово облегчает объяснение всех йог, в том числе, и йоги сновидений. Так вот, наше Я получает опыт. Опыт оно получает, взаимодействуя с внешним миром. Это внешний мир, как внешний мир снаружи нашего тела, так и внешний мир внутри нашего тела, который все равно снаружи по отношению
к нашему Я. И все это вместе, весь этот конгломерат, называется
Вселенной, ощущением, нашим опытом.
В йоге утверждается, что есть реальность. Что такое реальность? Это то, что есть на самом деле. В противоположность тому, что мы воспринимаем через органы чувств, через анализ нашего разума. Так вот то, что мы воспринимаем – это зачастую иллюзии, которые натянуты на каркас реальности. Вот здесь вспоминаем лекцию про Майю; т.е. Майя – это некая такая иллюзия, которая не дает нам увидеть то, как все есть в реальном мире. Но реальность все равно есть. Более того, реальность одна, единая реальность. Нет 2-х, 3-х, или 5-ти реальностей. Но реальность, в собственно ее реальном виде, мы воспринимаем в одном лишь случае – если мы достигаем состояния Самадхи, или сверхсознательного, как его еще называют. И это высшая цель йоги – постичь реальность, увидеть реальность, незамутненную Майей, т.е. чтобы наши чувства, наши органы чувств, наши внутренние переживания, наш предыдущий опыт не
искажали эту реальность.
А мы помним, что искажения идут везде. Они идут снаружи – реклама, где одно понятие подменяется другим и т.д., это наши органы чувств (смотрим на одно, а воспринимаем другое), это может быть какой-то опыт (знаете – есть такая поговорка, обжегшись раз на молоке – на воду дуем.) Зачастую наши реакции на внешний мир есть результат каких-то прошлых опытов: вот был у нас, например, какой-то негативный опыт, а потом какой-то новый приходит, новая жизненная ситуация, а мы по привычке думаем, что это такой же негатив) Т.е., искажается наше восприятие мира. А поэтому реальности мы не видим. И не увидим, пока не достигнем состояния просветления. Йога нас к этому ведет. Состояние просветления мы увидим только лишь в том случае, если мы сможем заглянуть сквозь покрывало майи. Но тут вступает в силу другой основополагающий закон йоги – аксиоматический, который говорит, что каждая точка пространства и каждая секунда времени потенциально есть просветление. Вот мы здесь сейчас собрались -вот оно пространство и время, так вот здесь просветление! Тот факт, что мы не впадаем в это состояние, говорит только лишь о том, что мы в иллюзии.
Таким образом, получается следующая вещь – что баланс просветленности, он сохраняется, но мы не видим этой просветленности. Мы видим реальность сейчас, но наш разум, наши органы чувств частично это восприятие «срезают». Резкий дисбаланс. И этот резкий дисбаланс компенсируется тем, что человек поочередно впадает в три состояния: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений.
И вот 3 этих состояния все вместе, они, как бы дополняя друг друга, дают нам возможность не оторваться от реальности. Если человеку не дать пребывать в одном из этих состояний – этот баланс нарушится и человек умирает. Если человеку долго не давать спать – он умирает. Тоже самое как если у него сны без сновидений. Не бывает снов без сновидений, это вечные кошмары или вечное бодрствование с этими кошмарами. В одном из этих состояний – любом, если оно выпадает, человек долго жить не может и умирает. Опять же, здесь много таких случаев из жизни – я время от времени слышу, что люди говорят – а мне не снятся сны! Вот я ложусь спать, просыпаюсь, а мне ничего не снится. И создается впечатление, что у человека действительно отсутствует эта фаза или стадия сна со сновидениями. На самом деле это не так. Просто человек не помнит этих сновидений. Они настолько иногда быстро проскакивают, что он даже не осознает эти сны.
Более того – есть состояния, когда человеку кажется, что он вообще не
спал, а на самом деле он спал. Знаете, вот состояние «спать с открытыми глазами» оно, вероятно, знакомо тем, кто служил в армии, или знаком с муштрой, когда солдата ставят возле поста номер 1 – у него вырабатывается способность спать с открытыми глазами, т.е. глаза открыты, внешне он вроде бы адекватен, а на самом деле он спит. Факт тот, что способность приходит, когда мы на долгое время попадаем в какие-то такие жуткие условия прессинга, и иногда фазы сна становятся невидимыми для нас, мы их не воспринимаем.
Опять же, если проанализировать достижения науки в этой области, в области сновидений – там есть всякие ритмы головного мозга, разные фазы сна и т.д. Но я сознательно не хочу сейчас делать привязку к науке, т.к. вы помните – у нас есть такое негласное правило – мы, хлеб ученых, медиков и религиозных деятелей, не отбираем. Т.е., каждая деятельность сама по себе хороша. Йога прекрасно дополняет эти виды деятельности, и вся эта деятельность прекрасно дополняет йогу. Но все же, это несколько разные подходы к жизни.
Так вот, есть 3 состояния, которые чередуют друг друга, переходя одно в другое, и если эта цепочка, этот хоровод разрушен, то человек имеет
склонность умирать. Почему? Потому что баланс восприятия реальности нарушен. Человек может не воспринимать реальность, но не считаться с ней он не может. Идет жуткий перекос во всех его внутренних структурах, тонких структурах. Все там рвется, в результате это приводит к тому, что начинает рушиться уже физическое тело и ничем это хорошим не заканчивается, как правило. Опять же люди иногда впадают в летаргический сон и, как вы понимаете, долго находиться в летаргическом сне нельзя и даже если человека искусственно кормят и т.д., то все равно этому есть предел. Но мы сейчас не об этом даже, мы о самой йоге. И
помимо этих трех, есть четвертое состояние – состояние известное только йогам, достигшим уровня Самадхи. Вот в состоянии Самадхи человек как бы одновременно собирает 3 эти состояния и он не нуждается уже в этих состояниях по отдельности. Потому что у него есть четвертое, которое непосредственно высвечивает реальность. А таким образом, когда вы слышите байку о том, что где-то высоко в горах, не в нашем районе существует человек, который уже 40 лет не спал, то, по всей видимости, возможно только два варианта: первый вариант – он просто спит с открытыми глазами, либо это человек, находящийся в Самадхи. Больше вариантов теория йоги нам не оставляет. Если это человек, который находится в Самадхи, то надо бежать к этому человеку, падать к нему в ноги и просить стать Учителем, как бы высоко в горах он не жил. Ну, а если просто человек находится в таких пограничных состояниях, то это может быть интересный случай для психиатров, медиков и т.д., но с точки
зрения йоги он интереса не представляет.
Теперь непосредственно коснемся Йоги Сновидений. В состоянии сновидения нам открывается еще одна грань реальности. Поэтому
еще раз аксиоматически – то что мы видим во сне – безусловно, отчасти навеяно тем, что видели днем, но с другой стороны – мы видим какую-то принципиально новую грань, ту, которую в состоянии бодрствования мы никогда бы не увидели. Мы как бы добираем то, что в состоянии бодрствования наш разум вырезал и отбросил за ненадобностью. Разум вообще в этом отношении очень хорошая вещь – он то, что не понимает, отрезает и выкидывает. Но так он долго не может существовать, т.к. накапливается объем неких переживаний и ощущений, очень смутных иногда (в психологии
все это называется подсознательными работами), но с точки зрения йоги это просто информация, переживания, ощущения, энергии. Этот баланс должен быть восстановлен.
Так вот, в состоянии бодрствования мы можем делать много других йог: хатха-йога и многие другие, а вот та наша часть жизни, которая
приходится на состояние сна, сна со сновидениями и сна без сновидений, как раз и попадает под применение Йоги Сновидений. И тут эти йоги дают нам достаточно широкий инструментарий, т.е. количество инструментов.
Что с этим можно делать? К сожалению, в нашей сегодняшней лекции мы не можем коснуться всех этих инструментов, поэтому я сейчас очень быстро и очень вскользь укажу на эти основные направления. Очень поверхностно, т.к. времени на это нет и мы обычно это рассматриваем на семинарах.
Самое первое, с чего начинается Йога Сновидений – это с принципиальной переоценки этого состояния. Йогин одинаково серьезно относится ко всему, с чем он сталкивается в состоянии бодрствования, как и к тому, с чем он сталкивается в состоянии сновидения. Если что-то человеку приснилось, можно отмахнуться от этого рукой, а можно очень серьезно проанализировать, или, по крайней мере, сделать какие-то надлежащие выводы.
Сразу предупреждаю – т.к. сейчас везде появляется информация о Йоге Сновидений, все впадают в параноидальный страх перед сновидениями: вот мне то-то приснилось, какой ужас и т.д. Как в анекдоте: «Доктор, а я умру?» – «Конечно!» Вопрос – когда? Таким образом, любая информация, любой ответ может привести нас в смятение и запугивает, если мы настроены на это смятение, и в то же время, помогает нам разрешить массу масштабных кармических зацепок и загвоздок, огромное количество кармического груза раскидать. Дело в том, что иногда мы не избавляемся от своей кармы, не потому что мы не хотим от нее избавиться, а мы просто не представляем, что она есть. Как-то оно естественно вот существование изо дня в день, из жизни в жизнь, и то, что за спиной тяжелый мешок, до которого просто надо руку протянуть, и он упадет, мы не догадываемся.
Точно так же и со снами. Мы не догадываемся о том, что там есть огромное количество инструментов, позволяющих нам использовать это состояние в целях саморазвития. Так вот, все начинается с осознания важности снов. Осознание важности начинается с аксиомы, о которой я говорил – по отношению к нашему Я все внешне – и то, что вы увидели во сне, и то, что вы, проснувшись, встретили на улице – с точки зрения нашего Я – это – две абсолютно одинаковые внешние ситуации. Соответственно, и отношение к ним должно быть одинаковым.
Дальше начинается интересное – а это уже более практические моменты – это осознанность сновидения, техники, которые позволяют выработать такой подход, что вы во сне осознаете, что вы спите и при этом не просыпаетесь Обычно, когда человек осознает, что он спит – он тут же просыпается.
В йоге есть набор инструментов, которые позволяют нам достигнуть этого состояния, не просыпаясь. Затем, как только это состояние достигнуто, открывается широчайший набор разных-разных инструментов, которые будут использовать тот факт, что вы спите и осознаете тот факт, что вы спите и не просыпаетесь при этом. И это позволяет вам использование всякого рода медитативных практик, всевозможных практик Мантра-йоги и других практик других йог – Янтра-йоги и пр. Тут возможно применить навыки из других йог, но уже во сне. Качественно другое состояние. Совершенно другие потрясающие и захватывающие результаты. И наконец, более высшие стадии – это явное осознание неделимости опыта Высшей реальности на состояния сна или сновидений.
Многие читали из вас умные высказывания – относись ко сну так же как реальности, а к реальности, так как ко сну. Красивые симметричные фразы. Можно в компании блеснуть, но мало кто осознает и практикует это на самом деле. Это как лозунги, которые красиво звучат и на самом деле наполнены смыслом, но не все понимают этот смысл. Так вот смысл этот начинает раскрываться только после того, как вы уже достаточно утвердились в Йоге Сновидений.
Вот тогда-то и начинают вами открываться сшивки этого мира. Сшивки – т.е. где вас майя обманывает. Знаете, когда кинофильм снимают, декорации делают, красивые 2 героя, а на заднем плане древний город, а на самом деле, никакого древнего города нет, а есть только большие-большие полотна, а на них нарисован город, но т.к. это вдалеке, то кажется, что это реальность. На самом деле никакой реальности там нет. Это куски чего-то, а между ними есть сшивки. В эти сшивки как раз можно ускользнуть от Майи, т.е. понять, где нас обманывают, понять где слабое место у этого обмана, находить его и пользоваться, чтобы выходить из-под этого обмана, рассеивать Майю.
И помните, что любая йога, в общем-то, сводится к йоге преодоления Майи.
Вопрос: «От чего зависит сколько нужно человеку, чтобы выспаться?»
Ответ: «Тяжелый вопрос. Если кратко – то у всех это настолько индивидуально…
Мне постоянно в нос подсовывают какие-то красивые бумажки о том, что йог должен вставать в 4 часа утра и пр. Может быть, это так
и есть в Индии, и спать он должен соответственно очень мало. Но вы
должны себе представлять образ жизни йога в Индии. Это патриархальная страна, где только в крупных городах что-то поменялось в последнее время, а в деревнях за последние 300 лет вообще ничего не изменилось. Жизнь спокойная, и размеренная – никаких тебе стрессов, никаких тебе давок в метро или на улице, никакой нервотрепки. Знай себе медитируй и в спокойном таком состоянии пребывай. Соответственно тратится меньше нервной энергии и на восстановление требуется меньше времени. Теперь возьмем нашего, так сказать, Йогина, который работает, а с другой стороны приходит и йогой занимается. Это самое нормальное классическое сочетание для нашего времени. Так вот тратит он энергии иногда столько, сколько там вся деревня индийская тратит за неделю. Такой человек тратит столько энергии в день. Поэтому давайте не будем сбрасывать со счетов, что вы живете, вообщем-то, в месте достаточно агрессивном энергетически, информационно, по прессингу, по многим факторам. Здесь мысли вращаются совсем другие. Очень суровая у нас здесь вообщем-то жизнь. Если рассматривать ее на тонком плане мысли, мыслеформы, то о чем подавляющее большинство думает? О том как им плохо живется! И вы купаетесь в грязной воде этих мыслей. Понятно, что вы как йог, который понимает что это все иллюзия, но это все равно давлеет на вас. Поэтому устаете вы иногда очень сильно. И спите вы иногда очень долго.
Поэтому всегда, когда приходят ко мне заниматься люди, я говорю одну и ту же фразу: «Вы жили нормальной жизнью? Вот вы спали сколько вы спали? Вот и продолжайте столько спать»! Кто-то 6 часов спит, кто-то 12. Вот как было, так пускай и будет. Все естественно должно придти. И больше всего раздражает, когда с экранов телевизоров, или еще откуда, люди начинают хвастаться – вот я такой хороший, я сплю всего 4 часа в день. Это напоминает того же солдата – оставшиеся 4 часа он спит с открытыми глазами за рабочим столом. Зачем обманывать себя и других? Все же начинают равняться под это. А человек, например, пранаяма-йогу практикует? – У него нервы на пределе, процессы идут такие… Ему бы поспать и отдохнуть, а ему в пример гималайского йога! И надо же соответствовать имиджу! И очень многие себя отбросили в практике назад. В йоговской практике. Именно вот этим бездумным, cлепым копированием.
Поэтому ответ на этот вопрос простой – спите сколько спится! Придет время и организм сам даст понять, где надо прибавить, а где надо убавить.»
Вопрос: «Последнее время, когда я ложусь в шавасану и начинаю медитировать, то впадаю в пограничное состояние между осознанностью и сном».
Ответ:
«На самом деле есть еще разные йоги, которые близки к йоге сновидений. Вот в последнее время стала известна Йога Нидра, т.е. это некая йога пограничного состояния между бодрствованием и сном. Каждый человек каждый вечер и утро это испытывает. Это состояние
засыпания и пробуждения. Т.к. это сшивка, на ней выстроено большое количество разных практик и подходов. А в некоторых школах Нидра считается подвидом Йоги Сновидений, а в некоторых она выделяется отдельным видом. Как оно на самом деле? Вероятнее всего как удобнее считать, так и есть. Поэтому я бы отнес это к Йоге Сновидений. Это пограничное состояние перехода от восприятия реальности к этому новому миру, где мы трансформируем свои желания, вожделения, т.е., под вожделением можно понимать несколько более агрессивное желание. И это все переходит из одного состояния в другое. Но, собственно говоря, в эмоциональном плане иногда сны достраивают. Опять же, если вы коснулись Тантра йоги: девушка спит с любимым юношей и в то же самое время ей
снится другой юноша, или юноша спит с любимой девушкой, а ему, в то же самое время, снится другая девушка. Таких сценариев может быть сколько угодно. Наши психологи тут же все это заклеймили и пытались разобраться. В итоге еще хуже получилось. На
самом деле, это некий такой добор. Был как раз в интернете такой вопрос о законах 4-х и 5-ти. Так как раз очень похоже было. Поэтому множество открывается инструментов работы на этих переходах».
Вопрос: «Как достичь осознанного сновидения?»
Ответ: «Обычно мы больше этим занимаемся на семинарах. Просто если я сейчас начну объяснять, это может быть скучно остальным. Это очень долго на самом деле. Точнее это не то, чтобы долго само по себе, но вот подготовка – она достаточно долгая. Потому что обычно у человека, когда он осознает себя во время сна (бывает в кошмарах, бывает просто во сне) – он имеет склонность просыпаться. А вот как только пришло это осознание и потихонечку надо подводить его к состоянию, чтобы он этот срыв научился обходить.
Вопрос: «Насколько серьезно линия вашей школы относится к понятием прихода в сновидения разных существ, например, дакини?»
Ответ: «Что касается дакини и всего пантеона подобных существ – там это конечно другая грань. Там необязательно дакини должна приходить во сне. Если опять же почитаете классиков, то увидите, что адепты тайных наук постоянно встречались с дакинями в своей реальной жизни, в состоянии пробужденном. Поэтому этот вопрос простирается на общую практику. Что же касается других вещей, то трудно ответить, т.к. может быть есть какие-нибудь другие существа, которых в бодрствовании мы не видим, а лишь способны воспринимать их только в состоянии сна. В то же время
есть определенный взгляд во время бодрствования, который ускользает от нас во время сна. Но строго говоря, существ живых великое множество.
Тот факт, что мы с вами живые существа в том виде в котором мы есть и что других не бывает – это заблуждение! Потому что… Ну вот, что мы из себя представляем? Мы – сгусток энергии, пронизанный сознанием. Сознание ведет этот вихрь энергии. И представьте
себе, такой смерчик идет, но сверхсознание удерживает его… Пища пришла, переварилась, ушла… Так вот, эти вихри необязательно должны быть из грубой материи. Они могут быть из тонкой материи. И точно так же просвечиваться с ветром сознания. Соответственно расширяется вид этих живых существ. Опять же почему-то всегда это связано с каким-то негативом. Всегда нас пытаются запугать. Что вроде как есть какие-то злобные невидимые существа, например, вампиры и т.д., которые могут придти и причинить вред. Вот это мне не нравится. Это попытка запугать. А тем самым – зазомбировать.
Все, что делает вас слабее, как говорит йога, надо отбросить. Отбросьте страх, отбросьте все. Любая вещь, способная вас зацепить и, соответственно, на этом крючке вас повести туда куда надо этой вещи, а не вам, должна быть отброшена. Любое знание. Вот вы сталкиваетесь со знанием тонких энергетических сущностей. Обычно сталкиваешься с людьми, которые изучают эту тематику и там больше негатива, чем позитива. Не нужно вам это! Будешь долго исследовать мир привидений – сам станешь привидением! И в плане – о чем думаем, туда и идем! Но, вообще говоря, это интересная тема для практики».
Вопрос: «Не плохо ли постоянно находиться в состоянии счастья?»
Ответ: «Во-первых, наше волеизъявление быть счастливым – это, действительно, первый шаг, но второй шаг – Карму отрицательную нашу никто не отменял. Закон Кармы не отменяется тем, что мы приняли решение не делать в дальнейшем глупости. Если же у
нас было волеизъявление жить и страдать, а потом в одно прекрасное утро мы волеизъявили жить и не страдать, то последствия предыдущих поступков никто не отменил. Вот мы пять жизней подряд жили и ныли – и выработалась привычка ныть, как маховик такой раскрутился. Эта привычка довела нас до состояния крайнего пессимизма, что натолкнуло нас на какие-то духовные искания и шаги, и мы столкнулись с Раджа йогой, и Раджа йога нам говорит, что прежде всего надо принять решение – все!
Хватит ныть! Но последствия предыдущего нытья будут еще долго-долго вокруг нас. Надо принять решение и работать по искоренению предыдущей негативной кармы».
Вопрос: « Если человек достиг того что он счастлив уже – не плохо ли это?»
Ответ:
«На эти вопросы проще всего отвечать с позиции аксиоматики йоги.
Аксиоматика йоги говорит, что таких понятий как страдания и боль – не существует. Так же как не существует тьмы. Тьма – это отсутствие света.
Согласно учению йоги естественное состояние – состояние радости, счастья и восторга в самом крайнем их проявлении. Потому как если вы были на каком-то тренинге по йоге и вам там открылось на секундочку это состояние, то это не благодаря тому, что было что-то привнесено, а благодаря тому что что-то внутри открылось. Поэтому признавать боль и страдания, и говорить, что вот не обидятся ли они – это, на самом деле – чистой воды Майя, иллюзия. Это как если бы тень обиделась на свет за то, что он есть. А тени просто нет. Мы уже касались этого вопроса, что каждый из нас безусловно ощущает боль, другой вопрос – почему? Откуда она берется?
Напомню – наша боль – это когда наша энергия наслаждения с помощью Майи делится пополам и сталкивается лбами. Это состояние называется болью. Мы душим свою собственную песню. Поэтому кому нравится страдать – то почему бы и нет, но ни разу в жизни ни одного настоящего мазохиста не встречал. Даже если человек хотел страдать в чем-то одном – он получал какое-то тайное извращенное удовольствие от другого. Это как компенсация. Вот он всем показывал, что он хочет страдать, а на самом деле какой-то замысловатый механизм раскрытия внутреннего наслаждения присутствовал. Очень хитрый механизм. В области физического
это редко. В основном это в области психического. Вот человек ныть, например, любит. Почему? Потому что где-то на заднем плане он как бы создает негативный фон, а с этого заднего плана на себя смотрит в хорошем состоянии и это доставляет ему какую-то радость. Возможно!
Так вот, по настоящему к страданию никто не стремится. Даже если вы встречаете человека, который говорит – Я стремлюсь к страданию! Ну… я бы хотел на такого человека посмотреть. Хотя нет! Но, вообще говоря, это интересно – а чего же от тогда живет? Продлевание
жизни – это опять же какая-то часть наслаждения. Без какой-либо доли вырабатываемого наслаждения организм распадаться начинает. Это как в Раджа йоге – каждая клеточка как наемный работник: перестань ему платить, он уволится сразу. А на физическом уровне – тело распадется.
Вопрос: «Что означает, когда во сне исполняются желания?»
Ответ: «Тут сложный клубок. Карма, как мы понимаем, бывает на уровне физическом, на уровне причины, бывает конгломерат кармы, когда физическое порождает умственное, а умственное – физическое. Собака смотрит на плетку и своим боком ощущает как ее этой плеткой били. Это когда мысли порождают реакцию на физическом уровне. А бывают сочетания. Самое страшное сочетание – это сочетание причинного и тонкого с грубым физическим. Это самое страшное сочетание. Это самые страшные клубки кармы, очень негативные и очень тяжело с ними что-либо делать. Ревность, например. Ревность, она же не осознается. Она возникает вдруг – и все. Так вот, если мы практикуем аскетизм и эти желания как бы исполняются, то это говорит о том что мы копнули очень глубоко за тонкое. И это как раз очень хорошее поле для работы – что вот они враги себя проявили. Значит, я себе наметил это, это и это и только я… ну как говорят – кот из дома – мыши в пляс. Только я на секунду взглянул на реальность с другой стороны, а тут сразу хоровод таких вот вещей. Это очень хороший момент для анализа, с одной стороны. Мы можем сколько угодно говорить себе, что мы не хотим того… Когда аскетизм намеренный – я себе наметил – я буду делать – это одно, но есть аскетизм «за компанию» – вот когда все думают, и я так думаю как они -неосознанный такой аскетизм. Так принято, образ жизни… Все мучаются и я должен мучиться. Все ноют какая жизнь плохая, и я должен значит. Это на уровне физическом. И вот тут очень хороший момент для самоанализа честности. Потому что фон тут не врет. А если же мы сами себе наметили… опять же это продолжение аскетизма, но уже перенесенный в область йоги сновидений.
Как подразделение. Там отдельные есть кое-какие рекомендации . А
поэтому не удивляйтесь. Вообще в йоге самый главный ускоряющий принцип – если вы хотите быстро-быстро идти методом йоги, то надо научиться одной вещи – честности с самим собой! Не с окружающими! И не надо рвать на себе тельняшку и говорить – виноват и т.д. Мир сложный и иногда своей честностью мы будем причинять массу вреда живым существам. Но самим с собой очень
хорошая привычка – быть честным, анализировать каждый свой поступок.
А иногда мы настолько укоренились в нечестности сами с собой, что у нас даже не возникает мысли, что мы можем быть нечестными. И вот тут сон со сновидениями и состояние сна без сновидений иногда нам показывает на что нужно обратить внимание. Очень ценное состояние. Поэтому еще и еще раз одинаково внимательно оцениваем все то что с нами происходит в состоянии бодрствования точно так же как и в состоянии сна.
Вопрос: «Если видишь кошмары – это карма значит плохая?»
Ответ: «С одной стороны да, с другой стороны нет. Здесь сложно говорить. У меня был знакомый один йог, так он мне как-то жаловался – знаешь, по ночам вижу кошмар один и тот же: вижу себя военным, буквально всем глотки режу. Один и тот же навязчивый сон что он всех убивает. В жизни он совсем не агрессивный, мухи не обидит, а тут такой сон. Это было для него очень странно. И тут очень сложно что-либо сказать. Может это реакция предыдущей кармы, может это распутывание какой-то очень сложной
кармы, очень много хитросплетений и очень трудно сказать,
проинтерпретировать – является ли это плохо – что он во сне убивает, или это является хорошо. В каждом конкретном случае надо анализировать. И самое интересное, что внешний анализ, как правило, не помогает. Только внутренний. Никто не может войти в вашу карму. Никто не видел вас 5 жизней назад. Поэтому все очень неоднозначно. Даже во сне совершенный плохой или хороший поступок, это как и все в этом мире будет очень сложным и надо понять предисторию и т.д. тут в жизни сложно разобраться: скажешь правду и жизнь человеку испортишь, промолчишь, а глядишь – он и сам исправился.
Знаете это у психологов есть такой принцип – не надо акцентировать
человека на его недостатках. Он начинает на них циклиться, начинает обижаться – Я – частичка абсолюта, а мне тут кто-то
говорит как себя вести! Как хочу, так и веду! И если когда ему явно это говорят, вызывается очень сложный процесс протеста. И уже человек циклится на протесте, вместо того на что ему указали. И иногда вот эта правда , с одной стороны, бывает как раз на самом деле очень утонченная ложь и вред. А иной раз, вот кто-то задавал про тантру-ананду , там такой аллегорической текст – гуру вечно пьет, вечно в компании с девицами , но для ученика это самый святой человек: Гуру пьет – как хорошо, он в самадхи! Ученик начинает все интерпретировать с точки зрения … вот он увидел в этом человеке гуру и как бы он уже себя ни вел, ученику наплевать. Он принял решение –хочешь быть гуру – будешь! Он силой своего Я начинает открывать. Очень мудрый текст чисто психологически. Поэтому тяжело нам проанализировать даже свои поступки в реальной жизни, а уж когда это во сне начинается…. Единственное что иногда когда надо избавиться от каких-то зажимов, мы внутри сжимаемся и как раз от этого часто и просыпаемся. Вот у нас как раз лекция сейчас, перерастающая в семинар. Иногда мы сжимаемся и просыпаемся, потому что какая-то реальность открылась , но мы настолько не готовы ее принять, что внутренняя реакция – всплеск адреналина и мы просыпаемся в холодном поту. Это много таких вот нюансов, с которыми надо научиться работать.
Вопрос: Во сне сам себе снишься, а вот если во снах меня нет. Как кино. Можно ли это как-то использовать?
Ответ: Использовать безусловно можно и нужно, но в данном конкретном случае я не могу ответить . Трудно мне. В конкретике надо разбираться. Единственное, сейчас могу общие принципы изложить. А в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. И будь я хоть самый выдающийся знаток йоги
сновидений, в вашу карму предыдущую я прыгнуть не смогу. Это тайна для всех . Потому что раз уж мы рождаемся не помня такой конкретики, значит это для чего-то надо было. Все-таки основной акцент – на самоанализе.
Вопрос: Как вы относитесь к вспоминанию под гипнозом?
Ответ: К сожалению, очень слабо знаком с этой темой. Поэтому с трудом могу здесь что-то комментировать. Вопросов больше нет. Тогда продолжим разговор об аксиоматике йоги. Аксиоматика – это то, на чем строится все. Это как для первоклассника таблица умножения. И может сначала что-то непонятно и приходится зазубривать, а потом повторяет и потом начинает осознавать. Мы с вами в той же ситуации. Какие-то вещи мы слышим впервые, какие-то слышали ранее. Но по мере того, как мы начинаем что-то практиковать, приходят навыки и понимание.
Так вот, аксиоматика йоги – это то, с чего начинается йога. И это то,
что повторяется много-много раз до тех пор пока не устоится и не
уляжется, не закрепится в голове. На последнем семинаре мы говорили про волю. Напомню – воля эта часть внутри нас, которая стоит выше, чем майя, выше, чем сознание и выше, чем энергия. Именно воля заставляет человека, в итоге, достигать высших состояний. Иногда задается такой принципиальный вопрос – ну вот, хожу я на занятия, делаю хатха-йогу, делаю все что нужно, да, я получаю красивое сильное тело, да, я тренирую разум, да, мне открываются способности, а подчас и сверхспособности, но это в конце концов плоскость. Плоскость нашего мира.
А тут нас призывают к чему-то совершенно сверх, к состоянию самадхи, которое высшее, настолько высокое, что словами о нем ничего сказать нельзя. Слова и понятия ниже, чем это состояние. Будда обычно молчал и улыбался. И на все вопросы о просветлении – как оно? – он молчал и улыбался. Он давал методы, чтобы подойти к этому состоянию, но не пытался его объяснить. Потому что слов нет. Это как объяснить понятия кислого, сладкого или горького для человека, который ничего не ел.
Так вот, возникает принципиальный вопрос – почему мы делаем физическое, мы делаем умственное, мы даже сосредотачиваем свои высшие силы, но ведут они к состоянию бесконечно более высшему. Как это происходит? А происходит это с точки зрения аксиоматики йоги, только лишь по одной причине, мы волеизъявляем достичь этого состояния. Хороший вопрос был – если хочешь быть счастливым – самое главное для начала прими решение быть счастливым, ну а потом долго работай в этом направлении.
Но первое – принять решение. Поэтому в йоге примерно так все и идет. Сперва вы услышали об этом состоянии запредельном, когда-то прочитали первую книжку по йоге, или кто-то в прошлой жизни занимался йогой , в одно прекрасное утро проснулся и для себя отметил – что-то там есть! Словами сказать не могу, но чувствую. И
ответственно мы волеизъявляем двигаться в этом направлении. И мы не знаем что делать, не знаем куда идти. Не знаем ни практик, ни техник, Мы не знаем ни йоги сновидений, ни хатха-йоги, ни какой-либо другой йоги вообще. Но у нас уже есть волеизъявление двигаться в этом направлении. Это самое первое.
Именно волеизъявление нас приводит к конечной цели.
Почему? Еще раз аксиоматически – воля это то, что нам досталось по
наследству от абсолюта. Каждый из нас, если нас рассмотреть как то, что мы есть на самом деле, это частичка абсолюта. Воля досталась нам от него и поэтому воля сотворила весь этот мир. Воля сотворила все многообразие объектов и явлений на этой планете, в этой вселенной, в нашем внутреннем космосе, все наши внутренние переживания. Все это когда-то было создано нами сами самими. Потом, в определенный момент, нам не совсем это понравилось и мы начинаем все это перестраивать и идти дальше. Но именно воля это создала и именно воля нас выведет на более высшие уровни. Все же остальное это сочетание сознания и энергии.
Слабое у меня сознание как у муравья, дальше собственного носа не вижу, но если я волеизъявляю чтобы у меня было мощное сознание, то оно у меня откроется рано или поздно. Слаб я в энергетическом плане, но я волеизъявляю увеличить свое проявление и все остальное начинает работать в этом направлении. Поэтому самое главное, чем должен руководствоваться един в аксиоматике йоги – это воля. И хороший способ применить волю – это быть честным с самим собой,
постоянно анализировать свои мотивации, называть вещи своими именами, без судьи внутри. А то, не успеем что-то сказать, как начинаем уже либо оправдывать, либо ругать – дурная привычка. Един себя не оправдывает и не ругает, он просто делает выбор. Поэтому опять же надо волеизъявить, чтобы такой сценарий внутри нас зародился. В дальнейшем же, мы начинаем увеличивать и сознание, и энергию посредством воли. И рано или поздно, именно посредством нашего волеизъявления, выйти в состояние безмыслия, позволяет нам выйти на уровень выше, чем уровень разума. И
вы помните, что до тех пор пока мы находимся на уровне разума – мы
ограничены. Разум ограничен и мы ограничены.
Нам надо приподняться над уровнем разума. А как приподняться? – мы же даже не знаем за что зацепиться. И в раджа-йоге это была зацепка – воля. Воля – тот канат, по которому мы можем доползти до нашего Я, приподняться над разумом и взглянуть на него с высоты. Соответственно, если мы выйдем из его действия, мы в состоянии им управлять. Поэтому если мы хотим совершенства тела, если мы хотим совершенства мысли, если мы хотим совершенства способностей и совершенных сверхспособностей, то самое первое, что должно появиться – это волеизъявление в этом направлении. Без
него, даже если случайным сочетанием практик, вы достигните каких-то прорывов, то это будет временный факт и вы опять вернетесь туда куда вернетесь.
Много людей в нашей стране, которые едят грибы, нюхают дурь и пр. – они в принципе не способны достичь состояния сверхсознания, того уровня на котором этим сознанием можно управлять.
Выбросило волной на секундочку – а потом обратно в эту же пучину и еще глубже. Сейчас стало модно проводить всякие эксперименты с альтернативным восприятием – вроде ЛСД и т.д. Это все обман! Почему? – вы как бы будете стоять на маленьком клочке разума, который ни одна химия не берет. Пока вы стоите на нем, вы не можете им управлять. Вам надо подняться над ним. И как раз эта возможность у вас есть! Эта возможность – воля.
Воля выше, чем сознание и энергия. Что такое разум? – это, в конце концов, сочетание энергии и сознания в очень тонких проявлениях. Мы на канате воли приподнимаемся над разумом и начинаем им управлять, управлять своим телом и т.д. Вот это единственный путь йоги. Все остальное заведет вас в полнейший тупик со временем. В то же самое время, без воли вы ничего вообще не сделаете.
И еще… у воли нет таких понятий как прилагательные. Мы не можем сказать сильная воля или слабая воля. Мы не можем сказать, что воля занимает какое-то пространство. Мы не можем говорить о воле даже с позиции времени. Воля – вневременная вещь. Поэтому воля – это то, что было с нами всегда и есть с нами всегда. Это то, что не опирается ни на что, в том числе и на время. Соответственно выйти за пределы мира, за пределы пространственно-временного континуума – это то, к чему нас призывают йоги – т.е. достигнуть состояния Самадхи, а это можно только применив волю. Поэтому я призываю вас об этой ступени аксиоматической не забывать. Занимаетесь вы хатха-йогой. Там есть 2 метода: метод энергий и метод сознания – где надо себя заставить, но и там, и там воля – радость от выполнения и радость от преодоления себя.
Если любая практика делается под контролем воли, эта практика раз за разом поднимает нас все выше и выше в запредельное. Если же это делается без осознания этого фактора, то на практику йоги уходит больше времени. Об этом следует помнить.
Вопрос: «Как организовать свое жилище в стиле йога?»
Ответ: «Вообще говоря, то, что мы считаем традицией и какими-то обрядами, или какими-то действами – это на самом деле, очень тонкие йоговские практики. Настолько тонкие, настолько тонко они настраивают наш разум, наше отношение… Опять же вспомним аксиоматику – рассмотрим такой раздел как ассоциативные связи. Майя породила или является основой ассоциативных связей и все опутано ассоциативными связями. Поэтому, если мы размещаем возле себя предметы, которые нас настраивают на этот лад – то это значительно помогает нам гармонизировать то место, где мы живем, но опять же – мы должны помнить, что энергия она не снаружи, она внутри. Поэтому вопрос в том, что нужно создать свой маленький мирок. Ведь фактически, с точки зрения той же аксиоматики, наше тело к нашему Я имеет не большее отношение, чем письменный стол с картиной на стене. Такая же ситуация если мы живем.
В нашей стране очень дурная карма в том отношении, что жилищная проблема здесь просто безумная, которую иностранцы даже не
могут себе представить. Поэтому у нас не всегда бывает возможность
выделить себе уголок, отдельную комнату. Поэтому приходится как-то
урезать себя, сжимать до пределов того, что позволяет негативная карма нашей страны. Но смысл остается один и тот же: мы окружаем себя вещами, которые гармонизируют нас. И это должно придти изнутри. Должно быть описание. Прочитайте описание. И если какой-то пункт для вас дисгармоничный – выкиньте его. Вот сейчас популярная система такая – фэншуй и др. Иногда люди попадают в ловушку, вот список – окна туда, двери туда, и все! Ты робот! Для тебя уже все написали и шаг влево, шаг вправо – антифеншуй и это чревато уже Бог знает чем… Но никто не помнит, что феншуй как раз тоже вырабатывалась как система на основе ассоциативных связей. Долгих и устойчивых, но для китайцев. Понимаете? У них и жилища были не такие как у нас – средняя температура по Китаю совсем не такая как средняя температура по Сибири и, соответственно, и жилища не такие, и все остальное не такое.
Иногда при переносе одной практики в другое место идет резкий слом. Поэтому любая практика всегда направлена на вас, и поэтому только лишь вы можете пробудить ее. Потому что если она гармонична, то она пробуждается, а если не гармонична – то это как острая иголочка для воздушного шарика – и все остальное перестает работать. Поэтому, у кого жилище позволяет – крайне желательно несмотря на негативную карму нашей страны и позитивную карму в личном плане, крайне желательно иметь личную комнату. Вот у вас есть родители, кто угодно… Все они прекрасные люди. Вы всех их очень любите и т.д.. Но все равно, будут наступать такие моменты, когда вам надо будет побыть немного одному, чтобы потом в дальнейшем не срываться на людей любимых. Если вы перегреетесь, то потом у вас начинается срыв. Так вот, крайне желательно, особенно если вы практикуете йогу – иметь уединенную комнату. Понятно, что не у всех такая возможность есть. Тогда хоть какой-нибудь уединенный угол вашего личного пространства. И старайтесь туда никого не пускать. Даже близких и любимых людей.
Например, девушка и юноша безумно любят друг друга. Это глупость потому что все равно между ними будут трения. Так вот, можно этих трений избежать, если у каждого из них будет место для зализывания ран. Это первое. Второе – окружите себя в этом месте вещами, с которыми у вас есть какая-то ассоциативная положительная связь.
Книга вот, например, по Раджа йоге. Вы ее прочитали, и она вас
вдохновила. Поставьте ее на видное место, даже если вы ее не читаете
сейчас. Каждый раз, когда вы будете ее видеть, у вас будет образ всплывать и гармонизировать. В Индии и пр. подобных странах, там все просто и по-армейски. Иногда в западных странах это выглядит не совсем уместно. Иногда это наоборот многих отталкивает. У нас все же другой менталитет. Поэтому необходимы другие какие-то вещи,
картины, предметы, в присутствии которых вы не сжимаетесь, в смысле у вас нет с ними негативных ассоциативных связей. Если
есть какой-то негативный образ, эта вещь вам не нужна – выкиньте. Это место должно быть для вас. Если вы создадите такой плацдарм, это будет аналог плацдарма внутри себя. В Раджа йоге, прежде чем чем-то управлять снаружи, мы должны иметь плацдарм незатронутости внутри. Раджа-йога призывает нас иметь плацдарм
в виде нашего Я. Самое надежное. Но мы можем для решения каких-то
других проблем иметь плацдарм выделенный в материи. Это может быть ваше место, ваш рабочий стол, ваша комната и т.д. И дело
пойдет намного быстрее. Говорить об этом надо чуть ли не на каждой
лекции. Но зачем вам сыпать соль на раны? Прекрасно известны условия жизни среднестатистического человека в нашей стране. Они ужасающи. Эта карма определила не одно поколение людей. В
нашей стране есть все условия для мощнейших тактик тантра-йоги,
например, сверхспособности и пр., например. Весь этот арсенал
сверхспособностей, применения каких-то тонких моментов в обычной жизни есть у нашего народа. Вот они не применяются по одной лишь причине – из-за жилья. Это очень тонкая и неочевидная кармическая негативная связь, которая есть.
Но по всем способностям, и всем составляющим – если завтра все начнут у нас в стране заниматься йогой, то мы быстро окажемся впереди планеты всей. В позитивном смысле, конечно. Аналогия такая – летает самолет с помощью, приземлиться негде. Аэродрома нет. Вот так же и с вашим местом для занятий йогой. Мы готовы для йоги в подавляющем большинстве, но у вас нет личного уголка, где этот самолет с поддержкой приземлится, и вы там развернетесь. Отвечаю на вопрос – как же это все делать? Сделать максимально гармонично! Я лично обычно советую так – если у вас есть ассоциативное неприятие каких-то вещей – не делайте их. А вот если есть ассоциативное приятие – делайте и не обращайте ни на кого внимание. Это ваше место, лично ваше! Вопрос: «Вы говорили, что лучше делать что-то под эгидой воли, чем без воли. А как это?» Ответ:
«Без воли мы, конечно, ничего не делаем. Мы ставим какую-то цель – и мы волеизъявляем ее достичь. Но если мы ставим самую высшую цель и волеизъявляем ее достичь, то мы получаем гораздо больше. Ну, например – почему мы занимаемся йогой? – Хочу красивую фигуру! – все! Волеизъявил и получил хорошую фигуру. А вот если я волеизъявил достичь Самадхи и занимаюсь йогой – то я и хорошую фигуру получаю, да еще и Самадхи. Помните этот афоризм – проси о большем, малое приложится. Замахиваться – так по полной программе, на самое высшее. Вопрос: «Вы сказали, что в это пространство вообще никого не пускать. Что это значит?» Ответ:
«До крайностей доходить, конечно, не надо. Просто предупреждаете, что это ваше место. Нужно всегда найти какое-то объяснение для других. Если вы из человека взбалмошного, неумереного, вспыльчивого превратитесь в сдержанного спокойного, но с таким вот пунктиком, что есть у вас некая «конурка» и выходите вы оттуда более умиротворенным, то как правило, родные и близкие это замечают и уже потом перестают вмешиваться. Только
потом заметите такую вещь – как только вы там уединитесь, так всем туда понадобится. Кармически – это ассоциативные связи – вы будете
притягивать всех. Это придется терпеть какое-то время. Подавляющее
большинство трений между мужчинами и женщинами бытовых, на кухне, как раз лечится этим. Мужчина и женщина потратили энергию и им нужно опять зарядиться, а для этого разойтись по своим помещениям, чтобы опять вместе было интересно. А они потратили и пытаются быть дальше вместе, а интерес начинает таять, а они все еще пытаются вместе быть. И все начинают смотреть по сторонам, т.к. там кажется уже интереснее. Мы тратимся друг на друга. Это очень тонкий момент. Но потом же, нам надо время восстановиться. Откуда мы можем черпать силу? Только из высшего.
Мужчина и женщина… в их союзе рождается канал просветления. Необходимо зарядиться сознанием, зарядиться энергией поодиночке. А потом вместе их потратить. А получается как – вот потратили и вместе дальше. А уже восстанавливаться надо. Уже на физическом уровне начинаются какие-то проблемы непереваривания друг друга. Они как раз решаются этим. А подход – что если ты меня любишь, то ты со мной должен быть всегда, и есть, и спать и т.д. – это не эффективно. Быстро перегреетесь. Очень быстро. Что касается других практик – точно так же на работе – поработали и уходите отдыхать.
Йога -это понятие переходов. От одной крайности к другой. Когда вы познали одну крайность и другую крайность – вы познали йогу. Почему необходим аскетизм? Надо знать эту крайность. И надо знать крайность наслаждения. И где-то посередине родится йога, что даст качественно другое состояние. Оно выше, чем аскетизм, выше, чем наслаждение. Это сверхнаслаждение. Но для этого надо «заправляться» Точно также и у вас. Вот побыли вы одни, восстановили силы, привели в баланс разум, общаетесь,
чувствуете все, уже потенциал общения закончен, опять накапливаете.
Такая цикличность. Везде циклы, везде вибрация, везде мантры, везде
логика какая-то, логика сфер, что-то должно провернуться с какой-то
периодичностью. Вот мы говорим гармония, гармоничные движения – если же этого нет, то огромное количество проблем может быть.
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
Над текстом работали:
Екатерина Бурова
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: