2013_01_05 Бхагават-Гита. 10 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

   Бхагават-Гита. 10 Глава. Комментарии Вадима Опенйога

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2013.01.05

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет

(openyogaclass.com)


Краткое описание :

Кто может хоть что-то сказать об Абсолюте? Никто ничего не может сказать. Почему? Потому что концепция Абсолюта более сильная, высокая, древняя, как угодно ее называйте, она – первопричина всего.

Есть в индийской философии такая очень странная концепция, которая называется «майя». Ее не совсем корректно переводят на иностранные языки как «иллюзия». На самом деле майя – это что-то другое, а вот иллюзия – уже порождение майи. Наиболее часто встречающееся сравнение в описании, что же такое – майя, это подобно тому, как если бы путник шел и вечером вдруг увидел на дороге змею, и до тех пор, пока он ее интерпретирует как настоящую, живую змею, то и по последствиям это будет, как если бы это была настоящая змея. Но вот путник разглядел, что это – не змея, а веревка; вдруг все поменялось, в том числе и по последствиям. То есть мир может мгновенно меняться из одного статуса в другой. Мир мгновенно может превратиться в ад и из ада – в рай только лишь по одной неуловимой составляющей – как вы его интерпретируете, как вы его воспринимаете, видите ли вы в нем змею.

Итак, друзья, у нас сегодня 05 января 2013 года, меня зовут Вадим Опенйога, я преподаю йогу; это лекции для Международного Открытого Йога Университета, Сегодня мы будем рассматривать текст Бхагавадгиты. Также напомню — вся архивная информация на сайтах www.openyoga.ru.

Друзья! Мы с вами сейчас будем рассматривать десятую главу Бхагавадгиты. Краткое содержание предыдущих серий. Итак, Арджуна вместе с Кришной беседует о смысле бытия перед величайшей битвой двух армий. Кришна постепенно ему повествует самые таинственные разделы йоги, касающиеся того, как наиболее быстрым образом достичь духовного успеха и как совмещать вполне материальную повседневную жизнь с достижением высоких духовных устремлений в йоге. То есть, текст Бхагавадгиты ценен тем, что мы здесь видим прямую связку духовного и материального. На первый взгляд, текст посвящен совершенно абстрактным высотам философии, с другой же стороны, вся ситуация происходящего показывает, как духовное может вплестись в материальное. И вообще говоря, это такая серьезная философская концепция того, как мы интерпретируем мир. Вот вы все живете в нашем мире хорошеньком, вы видите окружающих людей, вы помните какие-то события из жизни. Так вот, совершенно парадоксальным образом в зависимости от того, как интерпретировать мир, мир начинает меняться — для вас. Если вы волеизъявляете концепцию Абсолюта, и вы приглашаете в свой мир концепцию Абсолюта, вдруг внезапно та же самая Вселенная превращается во что-то интересное и фантасмагорическое, и вы начинаете как бы по-другому относиться и жить в этой Вселенной. Наоборот, если же вы привыкли к какому-то своему, другому способу интерпретации, то та же самая Вселенная может наводить на вас скуку, депрессию.

Есть в индийской философии такая очень странная концепция, которая называется «майя». Ее не совсем корректно переводят на иностранные языки как «иллюзия». На самом деле майя – это что-то другое, а вот иллюзия – уже порождение майи. Наиболее часто встречающееся сравнение в описании, что же такое – майя, это подобно тому, как если бы путник шел и вечером вдруг увидел на дороге змею, и до тех пор, пока он ее интерпретирует как настоящую, живую змею, то и по последствиям это будет, как если бы это была настоящая змея. Но вот путник разглядел, что это – не змея, а веревка; вдруг все поменялось, в том числе и по последствиям. То есть мир может мгновенно меняться из одного статуса в другой. Мир мгновенно может превратиться в ад и из ада – в рай только лишь по одной неуловимой составляющей – как вы его интерпретируете, как вы его воспринимаете, видите ли вы в нем змею.

Концепция Абсолюта в этом смысле аналогична: под действием майи весь окружающий мир может представлять нам как змею-Горгону, может и покусать больно-пребольно, и по последствиям, как ни странно, вся ваша жизнь выстраивается таким образом, как если бы это была настоящая змея. Ведь если вы увидите змею, вы не пойдете на нее, вы будете ее стороной обходить, в общем-то не поняв – змея там или не змея. Если вы воспринимаете мир без концепции Абсолюта, то весь мир будет на самом деле вести себя так, как будто никакого Абсолюта и не было никогда. В то же самое время, если вы принимаете концепцию Абсолюта, или волеизъявляете, что она есть, то самым волшебным образом и мир меняется так, как если бы Абсолют был. Поэтому в одном и том же вагоне метро на соседних сиденьях могут ехать два человека: у одного есть концепция Абсолюта, у другого – нет. Для одного мир предстоит в одном свете, как в каждый текущий момент, так и в развитии этих моментов, в дальнейшем продолжении, а для другого человека, у которого нет концепции Абсолюта – все по-другому. И я вам еще раз напоминаю эту очень странную концепцию устройства нашего мира: наш мир был сделан таким образом, что в нем моментально могут уживаться два человека, для одного есть концепция Абсолюта, для другого нет, для одного есть что-то высшее, для другого нет. Наш мир вмещает в себя самые разные возможности для интерпретации, для образа жизни. А все это, в свою очередь, восходит к тому, что когда Абсолют создал нас всех и создал этот мир, он сделал и нас свободными, и этот мир свободным. А в свою очередь это говорит, что две на первый взгляд совершенно непримиримые вселенные могут сосуществовать.

Вот по этой причине, друзья, я вам напоминаю, что йога дистанцируется от религии. Не вступайте никогда ни в какие споры с религиозными фанатиками. Дело в том, что если фанатик во что-то верит, он в своей личной вселенной оживляет то, во что верит. И каждый день будет только лишь подтверждать его фанатичные взгляды: совершенно бредовые или более утонченные. Наоборот, если рядышком вы встретите атеиста, он будет жить в той же самой Вселенной, бок о бок с этим фанатиком, но только для него эта Вселенная будет другая. Вот это – странная таинственность нашего мира. Поэтому спорить, какая религия верна или не верна – бессмысленно. Мир более сложен, непонятен, фантастичен, чем какие-то концепции, какие-то догмы и т.д.

И отчасти в Бхагавадгите даются такие объяснения, и если вы все-таки принимаете концепцию Абсолюта, если вы говорите: «Да, в моей Вселенной есть Абсолют», то после этого вы можете воспользоваться Бхагавадгитой как набором инструментом и руководств «а как сделать так, чтобы эта концепция Абсолюта начала как можно быстрее проявляться в вашей жизни и быстрее в полном объеме вы получили все положительное, что в ней есть». К сожалению, я время от времени вижу такие сцены: ходит человек с Бхагавадгитой по Москве и хватает ни в чем не повинных людей, начинает пальчиком тыкать в книжку и говорить: «Ты же баран, почитай, здесь же все написано, как надо жить, инструктаж». Такой прозелитизм бессмысленнен, потому что если человек, который в своей внутренней Вселенной волеизъявил: «Да нет никакого Кришны! Да нет никакого Абсолюта! Вообще ничего нет!», или есть в его жизни что-то, скажем, дататрейская космическая функция, или еще какая-нибудь другая ипостась высшего или низшего, духовного или бездуховного, то говорить: «Делай так-то, так-то, так-то и получишь результат» – бессмысленно, так как в его жизни это не сработает. По этой причине Индия всегда и славилась такой религиозной толерантностью, что спорить не приходится. Конечно же, всегда находятся фанатики, маньяки, которые кричат, что именно они правильно понимают ту или иную религию, или именно они правильно понимают Веды, а все остальные – придурки. Но, как правило, такой сектантский всплеск держится на харизматичном лидере, и потом с течением времени лидеру надоедает, и с исчезновением лидера и навязывание исчезает. Поэтому вырисовывается следующая чрезвычайно большая проблема: а если вы волеизъявили, что в вашей жизни есть Абсолют, и этот Абсолют действительно начал проявляться и вам помогать, и вы в полном счастье живете в гармонии с этой концепцией, а тут же вы видите других людей, которые страдают, им плохо по той причине, что они волеизъявили в своей вселенной что-то свое, придумали каких-то там законов, и живут по ним. И вот возникает первый соблазн – навязать свою точку зрения другим. Сказать: «Ты ошибался, твои боги — ложные, твоя концепция знаний — ложная. А я, обладатель высшего, ведического знания сейчас тебе поведаю истину!» Такой соблазн очень часто возникает у людей из на самом деле хороших побуждений. Но он всегда заканчивается плохо, потому что насильно вы не имеете права никому никакую концепцию, никакую религию внедрить. Если сам Абсолют этого не делает, какое же право навязывать имеет тот или иной философский или религиозный лидер? Понятно, что все эти попытки обречены на поражение. Еще раз я напоминаю вам эту идею: в Индии, в том, что называется индуизм, нет такого понятия, как прозелитизм, или обращение в свою веру. Считается бессмысленным, вторгаясь в чужую вселенную, где от тебя ничего не зависит, навязывать свои правила игры. Ты можешь только лишь своим образом жизни, своим поведением вдохновить других людей обратить на себя внимание, а после того, как обратишь на себя внимание, ты можешь рассказать, как у тебя внутри. А уж они, в свою очередь, либо скопируют твой образ мыслей и  поведение, либо нет. Если скопируют, то вольно-невольно ты станешь для них в хорошем смысле слова Учителем.  Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Эту тонкость надо всегда помнить, потому что иногда, когда просто читаешь Бхагавадгиту, очень легко в этот фанатический раж вступить, что вот, теперь мы по-настоящему знаем, как устроена Вселенная, пойдемте на улицу всех обращать в нашу веру! Безумие так поступать! Мир много сложнее! Вот если вам действительно понравилась концепция Бхагавадгиты, концепция Абсолюта, поэкспериментируйте на своей шкуре, поживите с этой концепцией, посмотрите, а будет ли она в вашей жизни проявляться, и если будет – то как. Сделает ли она вашу жизнь счастливее? Если сделает, вы будете лосниться от удовольствия и благости. И все остальные будут на вас смотреть, как на упитанного кота, хорошенького такого, которого сразу хочется за ушком почесать, погладить. Вот точно также и в человеке, который принял ту или иную концепцию Высшего, и она начала срабатывать, начинает появляться что-то такое, что притягивает. Причем, он может по-разному себя вести. Учителя по-разному себя вели; некоторые благостно, некоторые на санскрите матом ругались – это не важно. Важно то, что они притягивали к себе других. И только после того, как кто-то приходил к ним, этот кто-то мог вдохновиться. И вдохновившись, подумать: «А кто же мне мешает поэкспериментировать в своей личной жизни?!» Получается, что наука обучения – это самый высший пилотаж. Если вы действительно хотите донести какое-то знание до других, вы должны своих учеников вдохновлять. Дело в том, что у меня и мама учительница, и дед был, и прадед. И я когда маленький был, мама постоянно выписывала всякие журналы, еще в советские годы. Конечно, не интересно было читать, забыл даже их названия, но время от времени вспыхивали такие нововведения, что вот, мол, где-то методика какого-то профессора Иванова, вот, он в обычную школу пришел, и все двоечники потом в МГУ стали учиться. Давайте изучим его методику, распространим по всей стране. С известной периодичностью такие самородки возникали, и все кричали, давайте вот их возьмем методику – и на всю страну. И всегда одним и тем же заканчивалось: у одного конкретного учителя эта методика работает, но стоит ее перенести в другую школу, как она не только не работает, она дает еще худшие результаты, чем классическая советская школа. Секрет такой: если ты вдохновляешь своих учеников, они учатся, а если не вдохновляешь – нет. Методика – это всего лишь инструмент для вдохновления, причем, для каждого отдельного Учителя – свой. Поэтому, друзья, это мы с вами думаем, что есть в жизни какие-то обычные понятия, а начинаешь их копать, как, скажем, профессию учителя или профессию врача (тоже не менее таинственная, ведь по большому счету лечит только Абсолют, больше никто не лечит), то вдруг ты понимаешь, что есть какие-то профессии, которые по умолчанию в себе содержат ни больше ни меньше, чем Абсолют. И если ты понимаешь этот фактор, ты – успешный учитель или врач. С врачами, кстати, особенно часто это случается, чем более молодой и амбициозный медик, тем более он непримиримый, он все знает, он такой самоуверенный, но вот только не достигает особо хороших результатов. В то же самое время, врач с опытом, который многих вылечил, он мягкий, не такой, знаете, с плеча рубить. Он уже понимает, что бывают разные случаи в жизни, аккуратно подходит к этим вопросам. Точно так же, друзья, и с философскими концепциями, например, с Бхагавадгитой. Для Открытого Йога Университета пример: вы – будущие преподаватели йоги, пойдете в зал и будете преподавать йогу, будете читать лекции, у вас со временем будут большие аудитории, как у тех, кто уже закончил МОЙУ. Все же работают, и у нас, и за границей. Так вот, вы всегда должны помнить, что ваша главная задача будет – вдохновлять. У людей уже все есть, кроме вдохновения. Безусловно, надо знать формальные упражнения, методики. Но научить методике упражнений и обезьяну можно – дал ей книжку, прочитала обезьяна, и начинает тиражировать, только из этих обезьян плохие преподаватели йоги получаются.

Далее десятая глава Бхагавадгиты.

Шри-Бхагаван сказал:


1. Итак, снова, о долгорукий, внемли моему высочайшему слову, которое я возвещу тебе, любимому, желая блага.

2. Моего происхождения не знают ни множество богов, ни великие риши, ибо я Начало всех богов и великих ришей.

Итак, Кришна продолжает обучать Арджуну. Он начинает это обучение с того, что конкретно дает понять – кто может хоть что-то сказать об Абсолюте? Никто ничего не может сказать. Почему? Потому что концепция Абсолюта более сильная, высокая, древняя, как угодно ее называйте, она – первопричина всего. Если бы в момент того, как Абсолют творил, был кто-то другой, он бы мог сказать: «Ага, вот сейчас Абсолют сотворит всю нашу Вселенную, ага, а вот сейчас Абсолют сотворит всех живых существ». Это, как вы понимаете, логическая несостыковка, потому что если кто-то уже был, то откуда он взялся, если Абсолют только вот-вот начинает все творить? Поэтому очень часто возникает вопрос в йоге и в Ведах – ну хорошо, а  откуда мы вообще всё знаем? Откуда мы знаем, что есть Абсолют, откуда мы знаем, что мир был сотворен так-то и так-то? Ответ следующий: собственно говоря, мы знаем только по одной причине — нам об этом рассказал сам Абсолют, который сам всё и сотворил.

3. Кто знает меня, нерожденного, безначального, великого владыку мира, не заблуждающийся среди смертных, (тот) освобождается от всех грехов.

Следующий момент очень сильно увязан с понятием кармы. Итак, с формальной точки зрения считается, что если ты рано или поздно познал, что есть такое Абсолют, то ты сам стал Абсолютом. Если ты познал концепцию Абсолюта, то ты как бы поднялся до этой концепции, поэтому все моменты, связанные с законом кармы, на тебя больше не действуют.

Постоянно на курсах и циклах лекций, посвященных карма-йоге, мне задают один и тот же вопрос – а как можно избавиться от кармы, а можно ли карму свою передать кому-то другому, или, наоборот, взять чью-то карму, а можно отменить карму, и т.п. Получается, что, по сути дела, это может сделать только сам Абсолют. Или мы — в тот момент, когда достигаем состояния Абсолюта, выходим из-под действия кармы. Поэтому если вы когда-то где-то услышите, что какой-то учитель высоко в горах или в нашем районе якобы берет и отменяет вашу карму, надо это понимать следующим образом: либо этот учитель уже сам Кришна, или сам Абсолют, и просто дурака валяет, вводит в заблуждение в теле человека, либо кто-то очень сильно не разбирается в самом понятии кармы (закона причины и следствия).

4. Разум, познание, отсутствие заблуждения, терпенье, правдивость, самообладание, умиротворенность, радость, страдание, возникновение и разрушение, страх и бесстрашие.

5. Кротость, уравновешенность, удовлетворенность, подвижничество, щедрость, честь и бесчестие – таковы разнообразные состояния существ, от меня (происходящие).
6. Семь великих, древних риши, также четыре Ману рождены от моей сути умом; их мир — эти существа.

7. Кто поистине знает эти мои проявленья и йогу, тот приобщается непоколебимой йоге, в этом нет сомнений.

Конечно же, Бхагавадгита ссылается на какой-то культурный, философский фонд, где объяснялось устройство Вселенной, а также происхождение человечества. Согласно одной из концепций, человечество произошло от Ману – первочеловека. Также фигурировали такие персонажи индийской мифологии, как первые семь мудрецов, которые породили всю Вселенную. Такие полумифологические сказания. И здесь опять пояснение, что если ты познал Абсолют, или ты приблизился к познанию Абсолюта, у тебя автоматически начинают открываться все другие знания, все другие, в этом отношении промежуточные, философские или религиозные концепции.

8. Я Начало вселенной, от меня происходит все; постигая это, меня почитают озаренные, преисполненные любовью.

9. Размышляя обо мне, предав мне жизнь, они научают друг друга, постоянно обо мне беседуют, ублажаются и радуются.

Представьте себе ситуацию, что в вашей жизни не было концепции Абсолюта, но потом вы её волеизъявили, вы стали согласно ей жить, эта концепция начала все сильнее и сильнее в вашей жизни проявляться, ваша жизнь начала вполне конкретно меняться. В жизни появилась какая-то тайна, которая явно ощущается всеми окружающими вас людьми, но они до конца не понимают. Они видят, что вы стали более интересным, харизматичным или наоборот менее харизматичным и более скрытным, но так или иначе, вы стали фактором силы. И, как мы уже сказали перед этим, кто-то может придти к этому человеку и поинтересоваться, а что это с ним такое случилось. А тот, в свою очередь, если он соизволит в своей милости обучать кого-либо, скажет: «Да, вы знаете, я вот тут на днях концепцию Абсолюта придумал, а она сработала. Весело так стало, замечательно жить!» И если он таким образом вдохновит другого человека, то тот тоже может в своей Вселенной сказать: «О, я тоже хочу! А дай-ка я тоже попробую!»

Но бывает еще по-другому, например, когда два человека, которые независимо друг от друга волеизъявили концепцию Абсолюта, и в жизни и одного, и другого она присутствует. Такие люди, во-первых, видят друг друга на расстоянии, подобно тому, как рыбак рыбака видит издалека, и самое интересно, что человек, который принял в своей жизни концепцию Абсолюта, склонен общаться только с другими, которые тоже приняли, только с такими людьми он на равных.  А все остальные, которые еще не приняли концепцию Абсолюта, они немножко скучноваты. Потому что они-то в своей вселенной напридумывали своих законов: атеистических, каких-нибудь политеистических, или еще каких-нибудь «-ических», но так как придумать самому что-то умное – тяжело, то быстро становится не интересно разбираться кто какой личный ад придумал, у кого какие проблемы. А тут, представьте, вдруг на горизонте появляется другой человек, которого вы не можете просчитать. Потому что обычно мы встречаем тех или иных людей, и мы понимаем: «А, да, у него такая предыстория, такое образование, ну, в общем, ждать от него можно этого, этого и всё, вряд ли он чем-то нас еще удивит». Как правило, так оно и случается. Об этом очень хорошо знают работники в отделе кадров. Когда ты через себя триста человек пропустил, на какое-то определенное собеседование всё уже на автопилоте: человек зашел, не успел еще рта раскрыть, а ты уже знаешь, что будет. Получается, что человек нам интересен или не интересен в рамках того, насколько мы интуитивно можем просчитать его будущее поведение, чем он нас может удивить или не удивить. А если же ты встречаешь человека, у которого есть фактор Абсолюта, то есть, если в его вселенной есть то, что  в принципе нельзя просчитать, то такой человек тебе всегда интересен, с ним не заскучаешь в хорошем смысле слова. И ты начинаешь сам к нему тянуться, а он начинает к тебе тянуться, и когда вы вместе, вы начинаете обсуждать, конечно, самое важное, что есть у вас, а именно эту самую таинственную концепцию Абсолюта, и это интереснее, чем всё остальное вместе взятое. Точнее, всё остальное интересно как разные формы проявления Абсолюта в жизни. Они могут и чемпионат мира по футболу обсуждать, если они видят, как через это Абсолют проявился. Или как какое-то стечение обстоятельств привело к тому, что наталкивает на концепцию Высшей свободы или чего-то неуловимого. Поэтому на Востоке всегда считалось, что самое большое счастье – это общение с себе подобными, это беседа с умными людьми (под умными разумеются те, кто близок к этой идее). Но есть, конечно, и обратная сторона медали. Иногда мы видим подделку во многих религиях: они сами толком ни во что не верят, и давай друг другу рассказывать небылицы из своей религиозной жизни, которые сомнительно можно интерпретировать.

9. Размышляя обо мне, предав мне жизнь, они научают друг друга, постоянно обо мне беседуют, ублажаются и радуются.

10. Им, постоянно преданным, преклоняющимся, в силу любви, я дарую то приобщение мудрости (буддхи-йога), посредством которого они достигают меня.

Дальше очень изящный и неочевидный ход, который применяется во многих практиках йоги. Вообще говоря, практики  делятся условно на две группы: классические методы в йоге и быстрые методы в йоге. Чтобы осуществить быстрые методы йоги нужно взаимодействовать с единомышленниками. Для того, чтобы практиковать классические методы йоги вам никто не нужен, но и идёте вы медленно. А если вы приходите к концепции общения с себе подобными, и действительно приходят подобные вам люди, вы начинаете с ними общаться, дружить, взаимодействовать, а также практиковать, то ваше продвижение в йоге неимоверно ускоряется, почему эти методы и называются «быстрыми». А если эти единомышленники еще имеют внутри себя концепцию Абсолюта и практикуют совместные упражнения с концепцией Абсолюта, то их скорость продвижения по духовному пути вообще колоссальная. Поэтому, если хочешь воспользоваться по настоящему быстрыми методами – у тебя должна быть концепция Абсолюта. Некоторые примеры элементов быстрых методов в йоге: есть такая наука – Ньяса-йога. По сути дела «Ньяса» — это касание. Один человек может как-то прикасаться к другому человеку. Известно из йоги, что если вы делаете те или иные упражнения в йоге, а другой человек вам делает Ньясу правильным образом, так как учит Ньяса йога, то скорость всех ваших йоговских процессов возрастает в 7-10 раз. Но обратная сторона у Ньяса-йоги – вам должен кто-то делать Ньясу. Кто вам будет ее делать? Только единомышленник, только тот, кто в ней хоть что-то понимает, кто вообще понимает в йоге.

Или возьмём такую йогу, как йога Влюбленности как аналог йоги Шри-видьи. Йога Влюбленности говорит, что если вы находитесь в состоянии Высшей влюбленности, то вам достаточно всего лишь провести какое-то время в этом состоянии, как вы достигаете огромных высот. И в этой же йоге сказано, что вы должны правильно понимать, в кого вы влюбились, то есть, вам только кажется, что вы влюбились в человека, а на самом деле через того, в кого вы влюбились, начал светить Абсолют. Но есть маленькая деталь, от которой зависит, воспользуетесь вы йогой Влюбленности либо нет: если вы будете думать, что влюбились просто в человека, то рано или поздно может случиться так, что этот канал через человека закроется, и останется обычный человек, со всеми разочаровывающими потом продолжениями вашей влюбленности, что мы видим во всем мире постоянно. А если же, наоборот, вы понимаете, что в момент влюбленности нет разницы между Абсолютом и человеком, то вы можете воспользоваться йогой Влюбленности. И в дальнейшем, если влюбленность вдруг перестала светить, вы уже не будете обвинять человека, что он плохой, почему через него светило, светило, и вдруг перестало. Вы не будете введены в заблуждение, а, наоборот, просто памятованием об этом опыте, который мог быть у вас десять лет назад, вы влюбленность как бы вновь переживаете, вновь общаетесь с Абсолютом. А каждое общение с Абсолютом – это неимоверно сильное ваше духовное развитие. Казалось бы – какая мелочь, ввести в эти правила игры такое понятие как Абсолют. Но от этого зависит всё – ввели понятие Абсолюта – есть быстрые методы. Не ввели это понятие – значит, есть обычная жизнь.

11. Ради сострадания пребывая в их собственной сути, я уничтожаю их рожденную от незнанья тьму сияющим светильником мудрости.

Если вы привлекаете концепцию Абсолюта, то и Абсолют появляется в вашей жизни. В вашей жизни появляется какой-то совершенно волшебный фактор, интересный и что самое загадочное — этот фактор начинает вас учить. Можно сказать, что Абсолют – это учитель учителей. Чем в большей степени в вашей жизни присутствует Абсолют, тем в  большей  степени он начинает вас учить. Он как бы убирает неведение из вашей жизни. В этом отношении любой учитель извне, это как зеркало для того Абсолюта, который есть в вашем внутреннем мире. Иногда зеркало хорошее, а иногда не очень хорошее, но в любом случае «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Стереотип восприятия на Западе Учителя йоги: индус с большой бородой,  улыбается, такой лохмато-волосатый, с сединой, в гирляндах; старец, хотя в текстах сказано, что Учитель йоги должен выглядеть как шестнадцатилетний юноша. Представьте,  вы нашли такого гуру, учителя жизни, такого Патанджали прямёхонько  из Индии лично для вас. Действительно, тысячи людей вокруг него просветились, просветлились, а вы приходите и… не работает. Он может что-то глубокомысленно вам обещать, в западном менталитете учитель жизни должен говорить неспешно, таинственно, при этом улыбаясь многозначительно, а на вас не действует. Конечно, можно сказать, что это бракованный попался, неправильный учитель, пришлите нам другого. Но любой Учитель — лишь  зеркало, в котором отразится Абсолют, которого вы призвали в свою жизнь. А если вы никого не призвали, то и отражаться некому, и вы там ничего не увидите, даже с самым хорошим учителем.

Иногда бывает так: вы призвали в свою жизнь хитрый Абсолют, который говорит: «В этом зеркале отражаться буду, а в этом ни за что не буду». Концепция Учителя — это зеркало, которое подходит именно вам. Для одного человека это может быть один учитель, для другого — второй, для третьего — третий.

Вопрос: «Я пребывающий в их сердцах» — это речь идет о тех, кто призвал Абсолюта в свою жизнь или конкретно о локализации? Имею ввиду концепцию Анахата-чакры и уделение ей отдельного внимания.

«Пребывающий в их сердцах» здесь следует понимать в нескольких смыслах. Сердце — это ваша суть,  истинная природа, ваше естество, то, что у вас внутри. Здесь имеется ввиду, что ваше Высшее Я сделано по образу и подобию Абсолюта. Поэтому в некоторых методах проще придти к концепции Абсолюта через познание своего Я. Некоторым легче сначала познать свое Я, познать свет своего Я и исходя из этого понять, что же из себя представляет свет Абсолюта.

Что же касается методологии, куда медитировать, дабы ухватить свет своего Я, то здесь есть разные рекомендации. В частности, вот упражнение: выпрямили шею, спину, голову, сели в устойчивую позу — асану. Потому что асана – это устойчивая  поза, в которой вы можете достаточно долго просидеть, чтобы вас ничего не отвлекало. Теперь посмотрите внутренним взором в себя. Вы можете сейчас увидеть, что у вас есть голова, руки, ноги. Вы можете осознать, что свет вашего сознания и свет ваших интеллектуальных способностей более четко проявляется в районе головы, верхней части вашего туловища. В то же время  нижняя часть вашего туловища, руки и ноги, как правило, снабжают нас в большей степени ощущениями; вы вряд ли почувствуете какие-то интеллектуальные позывы со стороны своего живота, рук или ног. Это будут скорее чувства, чем размышления над каким-то математическим уравнением. Получается, что, не смотря на то, что мы единый человек, у нас есть два центра, или два полюса. Один в сторону интеллекта, или сознания – ближе к голове, другой в сторону ощущений и чувств – ближе к основанию нашего тела. А мы с вами, люди, должны одновременно пользоваться и чувствами и разумом. Если будут одни только интеллектуальные размышления, то вы перестанете понимать мир, престанете его чувствовать. Вы будете думать о какой-то абстракции. Аналогичная ситуация,  если вы уж совсем будете целиком и полностью в ощущениях, безмозглым, и свет сознания светить не будет, то вы вряд ли преуспеете в познании мира, в познании себя и Вселенной. Нужен некий баланс между светом сознания и потоком чувств. Нужна какая-то точка, которая равновелико удалена  и от чувств и от сознания, то есть точка сбалансированная.  В нашем теле, как утверждается в йоге, эта точка находится у нас  в центре нашей груди. Здесь и влияние от интеллектуального осознания, и ощущения; это равновеликая сбалансированная точка. Она связанна с центром и называется Анахата, или Сердечный центр.

По этой причине и считается, что Абсолют проявляется в вашей жизни сбалансировано. В равной степени и через интеллектуальность вашу, и через чувства. Конечно, в тех или иных ситуациях Абсолют может проявиться  в большей степени через разум, мысли, философские концепции. А в какой-то другой момент жизни больше через ощущение доброты, защищенности и т.д. Акценты могут смещаться, но в своем наиболее полном варианте должны присутствовать и разум, и чувства. Человек, до которого доходит концепция Абсолюта, склонен в большей степени жить с ощущением Сердечного центра. И мы говорим: «Вот какой добросердечный, мягкий, открытый, любящий, мудрый человек». Слово «мудрый человек» и слово «интеллектуал» — это два разных значения.

Когда концепция Абсолюта приходит к вам в жизнь, она приходит, как что-то родное, как родитель, а вы — маленький ребенок. Он с вами играет, и вы ощущаете, что он добрый, что можно на него положиться. Но в то же самое время вы понимаете, что за родителем стоит и интеллектуальная сила. Можно задать какой-нибудь интересный вопрос, и он ответит.

Рекомендуется, прежде чем принимать какие-то серьезные решения, сесть и немного помедитировать на Сердечный центр,  чтобы и чувства улеглись, и мысли пришли в порядок. И когда вы помедитируете на Сердечный центр, проявление вашего Высшего Я войдет в гармонию, или в резонанс с проявлением Абсолюта. И вы лучше поймете, как поступил бы на вашем месте Абсолют, если бы Он был вами, не противоречит ли ваша воля воле Абсолюта. А это приведет к тому, что будет меньший процент возможных ошибок в принятии решений, со всеми вытекающими положительными моментами.

Арджуна сказал:

12. Ты Высшее Брахмо, высший Кров, высший Очиститель; вечным Божественным Духом, изначальным Богом, нерожденным высочайшим господом

13. Именуют тебя все риши, также божественный риши Нарада, Асита, Дэвала, Вьяса; ты сам то же говоришь мне.

Мы на этой лекции говорим, что в жизни выдающихся людей всегда есть какая-то тайна. Можно за человеком наблюдать и думать: «Где же эта тайна?», внешне обычная жизнь, а все равно — тайна присутствует. В жизни величайших философов и Учителей и Учительниц йоги была эта тайна; она дарила им могущество. Когда многочисленные ученики просили рассказать эту тайну, они, безусловно, пытались её поведать, каждый в своих терминах, образах, словах, наиболее близких для их восприятия. Но по сути дела все они говорили об одном, об Абсолюте. Но так как Абсолют каждому из них являлся в разных переживаниях, ощущениях, методиках, получалось, что они говорили об одном и том же только разными словами, в разных выражениях. Все эти учителя и учительницы йоги давали разные упражнения, чтобы приобщится к этому могуществу, иногда — диаметрально противоположного характера; неискушенному человеку не разобраться. А смысл заключается в очевидной вещи: если  концепция Абсолюта пришла  к вам и открывается через конкретные формы и упражнения, то не обязательно, что другому человеку через них же откроется. Поэтому в методиках йоги или в описаниях Высшего нет противоречий.

Тут я хочу напомнить, что многочисленные религии идут как раз в обратную сторону. Они пытаются взять какую-то одну конкретную форму проявления Высшего, которая конечно имела место в жизни того или иного человека, и навязать всем остальным. Из этого, как вы понимаете,  никогда ничего хорошего не происходило, и рано или поздно приводило к деградации той или иной религии или философского учения.

14. Праведным я полагаю все то, что ты сказал мне, Кешава, но твоего проявленья, Владыка, не знают ни боги, ни данавы.

15. Сам ты знаешь себя через себя, о Пурушоттама; начало существ, господь всех существ, бог богов, владыка мира!

16. Соблаговоли сказать исчерпывающе — ибо дивно твое силопроявление (вибхути) — какими силопроявлениями, преисполнив эти миры, ты пребываешь.

17. Как познаю тебя, о йогин, всегда размышляя о тебе; в каких, каких образах (бхава), владыка, мыслим ты для меня?

18. Подробно твою йогу и силопроявление, Джанардана, снова поведай; нет для меня насыщения в амрите внимания (тебе).

Шри-Бхагаван сказал:

19. Да будет! Я поведаю тебе — ибо дивны мои силопроявления — важнейшее, о лучший Куру, ибо нет конца моему силопроявленью.

20. Я сам, о Гудакеша, стою в сердце всех существ;я начало, середина, конец существ.

Арджуна попросил Кришну поподробнее рассказать, как Он проявляется в этом мире, хоть какую-то зацепку для разума. Слишком абстрактна концепция Абсолюта, слишком абстрактна концепция Свободы, а хотелось бы что-то «пощупать», осознать, попробовать, потрогать; нужен мост от привычного, повседневного и известного к запредельному, духовному. Кришна начинает перечислять упоминания о тех людях, объектах, явлениях на тот момент известных людям, которые составляют культурную среду, в которой писалась Бхагавадгита.

21. Из Адитьев я Вишну; из светил я лучезарное Солнце; из Марут я Маричи; среди созвездий я Луна.

Достаточно тяжело интерпретировать, почему «из светил я Солнце, я Луна», а не Полярная звезда. Это связанно с тем мифологическим пластом, который уже сформировался на тот момент, с какими-то более древними мифами и сказаниями, где было проявление Высшего. На это Кришна и ссылается.

22. Из Вед я Сама-Веда; из богов я Васава (Индра);

С точки зрения современного анализа того, что называется «Веды», известно, что самая древняя веда — это Риг-Веда.  А Сама-Веда и Яджур-Веда во многом повторяют Риг-Веду, но являются более поздними.

Почему в Бхагавадгите сказано именно: «я — Сама-Веда»? – Безусловно, по какой-то другой логике. Эта логика может быть связанна с совершенно неочевидными вещами, как то: Сама-Веда – веда напевов, красивое исполнение речитативов вед, когда ты слушаешь, то буквально  погружаешься в восприятие. Об этом можно долго спорить, выдвигать теории, спекулировать, давать те или иные объяснения. Но это всего лишь культурная  среда той эпохи, не очевидная для наших дней, однако, опирающаяся на какую-то серьезную мифологическую предысторию.

Вопрос: А можно ли здесь размышлять таким образом, что Риг-Веда — она как сознание,  как теоретический пласт, Яджур-Веда очень практичная, больше мистически описанные практики,  а Сама-Веда как соединяющая эти вещи.

Веды не соизмеримо более древняя вещь, чем Бхагавадгита. Я напомню вам концепцию вед. У Вед нет предыстории. У любой мифологической системы, религии есть предыстория. Что-то, что было до этого и что влияло на формирование религии или мифологии. А Веды взялись, как из ниоткуда. Была цивилизация, где были произведения более древние, чем Веды, и ничего не сохранилось, только три Веды. Подобно тому, как  древняя цивилизация = огромная библиотека, вы решили покинуть город, идете в библиотеку, берете три книжки; город пропадает в катаклизме, а вы с собой тащите эти книжки. А в результате эти три книги стали семенем для всей индийской философии. Разница только в том, что это были не книжки — Веды заучивались наизусть, а не записывались; их начали записывать намного позже, через тысячи лет.

Почему именно эти Веды? Почему именно в таком объеме? Это может быть совершенно случайно в тех условиях, при катаклизмах, надо было спасать духовное ведическое знание, возможно, именно эти разделы знания были наиболее актуальны, а остальные разделы были не очень интересны. Я всегда привожу пример: в Советском Союзе на время войны (1941 – 1945 годы) делали танки, пушки, вооружение, но не делали никакой мирной продукции. Потому что «Всё для фронта, всё для победы».  Возможно, по той же причине на тот момент нужно было именно узко заточенное знание, для решения каких-то жизненно необходимых задач.

из богов я Васава (Индра); из чувств я манас; в существах я — сознание;

23. Из Рудров я Шанкара; из якша-ракшасов я (Кубера) Владыка Сокровищ; из Васу я Павака; из гор я Меру.

24. Из домашних жрецов знай меня, о Партха, как главного Брихаспати; из полководцев я Сканда; из водовместилищ я Океан.

25. Из великих риши я Бхригу; из слов я Единое Бесконечное; из жертвоприношений я жертва шепота мантры;

Здесь интересно: «из слов я Единое Бесконечное», хоть какую-то зацепку разуму дает, чтобы мы приблизились к концепции Абсолюта.

из устойчивых я Хималая;

26. Из деревьев я ашваттха; из дэвариши я Нарада; из гандхарвов я Читраратха; из блаженных я муни Капила;

27. Из коней знай меня как Уччайшраву, возникшего из амриты; из царственных слонов я Айравата; из мужей я царь витязей;

28. Из оружий я Ваджра; из коров я Камадук; из порождающих я Кандарпа; из змиев я Васуки;

29. Из нагов я Ананда; из обитателей вод я Варуна; из предков я Арьяман; из вожатых я Яма.

30. Из дайтьев я Прахлада; из счетчиков я Время; из зверей я царь зверей; из птиц я Вайнатея;

31. Из очистителей я Ветер; из носящих оружье я Рама; из рыб я Макара; из потоков я Джахнави;

32. Я начало, конец, а также середина творений, Арджуна; из наук я есмь учение о Высшем Атмане; я речь одаренных словом.

33. Из букв я «А»; из сочетаний я двоица; я нескончаемое время, творец всюдуликий.

34. Я всеуносящая смерть; я возникновение долженствующего возникнуть; в женщинах я слава, красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость.

35. Брихатсаман из гимнов; из размеров я гаятри; из месяцев я Маргаширша; из времен года я время цветенья;

36. Из обманывающих я игральные кости; я великолепие великолепных; я победа, я решимость, я правда правдивых.

37. Из рода Вришни я Васудэва; из пандавов — Дхананджая; из муни я Вьяса; из певцов я Ушана-певец.

38. Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе; я безмолвие тайн; я знание познающих.

39. То, что во всех существах есть семя, это — я, о Арджуна; и нет существа, подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня.

40. Нет конца моим божественным проявленьям, о подвижник; так вкратце сказано мной о разнообразных силопроявлениях.

41. Все, что мощно, истинно, прекрасно, крепко, это все, постигни, возникло из частицы моего великолепия.

42. Но к чему тебе эти многие знания, Арджуна? Установив этот целокупный (преходящий) мир одной частицей (себя самого), я пребываю.

Так в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Брахмо, писании йоги, в беседе Шри-Кришны и Арджуны (гласит) десятая глава, именуемая ЙОГА СИЛОПРОЯВЛЕНИЯ

На первый взгляд Абсолют неуловим, запределен, его не поймать, не схватить, он выше, чем слова и мысли. С другой же стороны, весь мир объектов и явлений, которые нас окружают, был создан Абсолютом. С третьей стороны, Абсолют может проявиться, через всё в вашей жизни; можно интерпретировать всё, что вокруг вас происходит, как явление Абсолюта. Вы сидите сейчас на лекции, вокруг вас другие люди, стены, пол, и можно воспринимать это как многочисленные объекты и явления, а можно представить, что это лишь декорация, за которой скрывается Единый; Единый, который начинает говорить через множество людей, проявляться через разные объекты или явления. Но мы не всегда склонны видеть Абсолют за всем происходящим, мы скорее склонны видеть всяких людишек, которые бегают, суетятся, иногда хорошо себя ведут, иногда – плохо. И тогда бывает так, что в жизни мы сталкиваемся с такими людьми, с такими обстоятельствами, которые как гром среди ясного неба вдруг до нас доносят идею Высшего. Какой-то человек или какое-то явление природы так сильно на нас подействовало, что воспринимается как откровение. Более того, если мы пережили этот опыт, мы уже приходим к концепции Абсолюта, мы уже в ней не сомневаемся ни на секунду. Эти объекты или явления, люди или обстоятельства могут быть самыми разными. В окончании IX главы Кришна просто перечислил возможные на тот момент толчки, проявления внешней  Вселенной, которые приводили людей к тому, что до них доходило-таки, что Абсолют есть, что он реален, что он реальнее чего бы ни было.

ВОПРОСЫ

Вопрос: Можно ли интерпретировать слова о том, что что-то можно понять неправильно,  но можно понять и правильно, и вот правильное понимание – это Абсолют, а неправильное понимание – это все, что угодно.

Иногда и говорят: «Бог есть правда, Бог есть истина». Правда, это пошлое уж совсем словосочетание, оно ссылается на религии, а я не люблю с религиями иметь дело, обязательно кто-то недовольный всегда бывает. Но по сути дела хотели сказать то же самое. Что как только вдруг до тебя доходит, ты понимаешь, как оно всё сделано на самом деле (а это и есть состояние переживания Истины), то это и есть природа Абсолюта. Поэтому можно, отталкиваясь от таких понятий, как «свобода», «истина», «бесконечность», или более чувственных «любовь», «влюбленность», подойти к концепции запредельного Абсолюта. В некоторых источниках вы прочтете: «Бог есть любовь», и кого-то эти слова заставят размышлять и приведут к Абсолюту, а кого-то наоборот оттолкнут. У каждого человека какие-то свои ассоциации, и ассоциативных путей к Абсолюту бесконечное количество. И у каждого именно свой путь к Абсолюту; Абсолют лично в его жизни проявляется именно так, не бывает двух одинаковых приходов Абсолюта в жизнь человека.

Вопрос: Но Ваши слова можно понять правильно, а можно опять-таки понять не правильно.

Поэтому мои лекции только для узкого круга слушателей Международого Открытого Йога Университета, которые предварительным общим фоном подведены к этому уровню восприятия. Обратите внимание, я в своей речи использую жаргон, просторечия, сомнительные шутки, и вы можете воспринимать нормально. Человек вне контекста, с улицы послушает и скажет: «Боже мой, что же это за чудовище такое Бхагавадгиту комментирует!», и будет по-своему прав.

Вопрос: Но Абсолют же один, и есть только одно правильное понимание Ваших слов?

Мы не можем сказать, что Абсолют – один. И вообще здесь идет подмена понятий. Когда мы говорим «один», что такое – «один»? Это числительное: один, два, три; слово, дающее описание. А разве есть слова, которые дают описание невыразимому? Мы не можем сказать, что по-настоящему Абсолют один. Он выше, чем понятие числа. И если уж давать из всех чисел понятие Абсолюту, то это, скорее, понятие «ноль» — вроде бы есть, а вроде и нет.

Вопрос: А мы можем, приближаясь к этому понятию, давать какие-то описательные характеристики, например, «правильное понимание Ваших слов должно внутри рождать вдохновение»?

Вдохновение, именно! Все мои лекции призваны делать только одну вещь – дать вдохновение. Если после моих лекций нет вдохновения, сухой остаток никакой.

Вопрос: Если нет вдохновения, значит ли это не правильное понимание? Ведь в Ваших словах оно есть. Хорошо, что все записывается, я в течение пяти месяцев пять раз запись лекции пересмотрю, активно в промежутках занимаясь йогой,  и каждый раз буду другие Ваши слова понимать неправильно, но итоге я могу прийти к вдохновению, и это будет совершенствованием, нащупыванием Абсолюта в Ваших словах. «Зачем тебе все эти слова, когда у тебя есть я». Я так понимаю, что все слова можно отбросить, отбросить все попытки совершенствования, просто нащупать свое Я, и это будет то же самое.

Да, так и есть. Одна беда – мало, кто слушает и смотрит. Мы потом печатаем эти лекции, а напечатанное совсем не читается… Стилистика для устной речи одна, а начинаешь это печатать – вдохновение исчезает, шутки начинают казаться плоскими, а фактического материала, такого как датировка у историков религии, в сухом остатке очень мало.

Вопрос: Рыбак рыбака видит издалека, а человек, который видит Абсолют, «видит издалека» человека, который тоже видит Абсолют. Но мы с нашей позиции не можем сказать наверняка, видит человек Абсолют или нет, это может сказать про себя только сам человек и сам для себя это ощущать.

У меня когда-то была своя фирма, в ней работали очень серьезные сотрудники, работали в финансовой сфере. У одного их них была славная предыстория: еще в советские годы он был валютчик, менял валюту у иностранцев. Они паслись возле гостиницы «Интурист», их не особо трогали, но время от времени ловили. И он рассказывал, что они друг друга видели, кто этим занимается, и они друг друга чувствовали, даже если человек первый раз, ты знаешь – это наш человек. И стоило переодетому КГБисту появиться, внешне ничем он не отличался, а на автопилоте его чувствовали, и все разбегались. Есть все-таки неуловимые факторы, которые говоря о внутреннем восприятии человеком бытия. Понятно, что у пришедшего их ловить КГБиста было внутреннее восприятие бытия отличное от валютчиков.

Скорее, не видит ли человек Абсолюта, а близка ли ему концепция взглядов на жизнь, в том ли направлении или нет. И если действительно что-то есть, то этот человек становится интересным. Бывает ведь, начинаешь с человеком общаться – интересно, потом понимаешь, что он – пустышка. Девушки, например, тратят много времени и сил на макияж, на красивую одежду, они все такие гламурные, сделаны под кальку красивых журналов. И на первый взгляд смотришь – вот она, таинственная незнакомка, она очаровательна! А еще если эта незнакомка прошла многочисленные тупые тренинги, как глупо или наоборот умно улыбаться или молчать, то тебя может это на какое-то время обмануть. Но тебя обманула не сама девушка, а тот, кто из нее сделал этот образ. Но стоит тебе немножко с этой подружкой пообщаться, как ты видишь, что это манекен ходячий, то дальше уже не спасает ни внешний вид, ни сексуальность, ничего – просто не интересно. Аналогичная ситуация и здесь – есть люди, которые на первый взгляд интересны, а если нет внутри этого мира, то всё, он перестает быть интересным. В йоге, в МОЙУ все студенты старших курсов оценивают студентов младших курсов и, хотя я с этим борюсь, но ничего поделать не могу, они говорят: «Вот этот – практик, а этот – нет». В слово «практик» они вкладывают, что человек внутренне работает над собой не на показ. Есть сильное ощущение внутреннего мира, хотя формально мы не знаем, есть ли там концепция Абсолюта.

Вопрос: Как трактуется творческий потенциал человека, исходя из Бхагавадгиты? Поясню. Кришна объясняет Арджуне, что надо выполнять свои обязанности в соответствии со своей кастой, со своей кармой. Кришна восхваляет мудрецов, познающих мир. Но совершенно не затронут образ человека творящего. Интересно, как Вы трактуете, стоящее ли это дело, если я делаю бизнес, пишу картины?

В чем смысл ведического знания йоги? Чтобы вы выполнили четыре цели жизни: дхарма, артха, кама и мокша. Говоря своими словами, мы должны родиться, найти дело своей жизни, найти свою дхарму, тропинку по жизни, то есть мы должны заниматься своим делом так, чтобы мы были полностью реализованы как личность. Более того – чтобы чем бы мы ни занимались, это приводило бы к духовному росту. Если ты бизнесмен, то занимайся бизнесом так, чтобы, во-первых, богатеть, во-вторых, чтобы через богатство к тебе приходило раскрытие твоего духовного потенциала. Если ты художник, поэт, творческая личность, то твори свои произведения искусства так, чтобы через них открывалось высшее, духовное. Является ли что-либо культурным шагом вперед, чем-то творческим, с точки зрения йоги определяется тем, стали ли люди добрее, чище, лучше, духовнее, приблизились к концепции Абсолюта после того, как посмотрели твое произведение. Если же наоборот они стали хуже, глупее, тупее, то это не искусство. Если ты ученый, то занимайся открытием законов природы, стань новым Эйнштейном, но пусть тебе через открытие законов природы откроется также и твоя духовная составляющая. Проживи жизнь предельно насыщенно творчески, открывай Высшее через свою деятельность – это всё можно отнести к дхарме. Делай это таким образом, чтобы максимальному количеству людей ты был в этой жизни полезен. Тогда всё, то ты делаешь, будет людьми востребовано и они позаботятся о финансовой составляющей твоей жизни, ты не будешь умирать с голоду. Это называется — артха. Следующий момент – кама. Вы должны прожить жизнь и воспользоваться по полной программе всем, что дает жизнь в плане чувственного наслаждения. Вы ни в коем случае не должны быть рабами чувственного наслаждения – это дорога в ад. Но разумное, естественное использование радости и счастья жизни – это то, что запрограммировано внутри нас и не противоречит Высшему, а наоборот помогает. Наконец, после того, как вы славно прожили жизнь, сделали кучу полезных вещей: творческих, научных, культурных, обогатились сами, обогатили свою страну, нарожали детишек, воспитали их, и уже детишки перестали в вас нуждаться, под конец жизни в йоге рекомендуется четвертая цель – мокша. Проживите жизнь с большой буквы, а под конец жизни достигните просветления, самадхи. Вот это, друзья, — Веды.

Вопрос: А как же тогда святые, отшельники?

Это надо каждый случай отдельно рассматривать. В индийской философии, как в современном маркетинге, очень четко подходили к сегментированию рынка. Есть основной потребитель, а есть отдельный класс потребителей, под них надо затачивать товар. В первую очередь индийская философия затачивала все свои рекомендации под основного потребителя. А каждый святой отшельник или несвятой отшельник, каждый странствующий йог или бомж, который прикидывается странствующим йогом, — это уже отдельно взятый случай, отдельно взятые правила. Они не противоречат общим правилам, но их надо разбирать отдельно. Потому что, как вы понимаете, чисто физически, если все рванут в святые отшельники, жизни на Земле прекратится. Поэтому все уйти в святые отшельники не могут.

Вопрос: Если человек принял концепцию Абсолюта, то он в любом человеке склонен видеть проявление Высшего.

На самом деле – не факт. Есть еще такое понятие как наша личная свобода и наша личная предыстория. Мы, может, сделали много поступков в жизни и, соответственно, породили такую карму, что мы не склонны видеть Абсолют через других людей. Представьте каких-нибудь негодяев. Надо очень сильно постараться, чтобы увидеть через них Абсолют. Иной раз легче увидеть Абсолют через собаку и кошку. В Москве, обратите внимание, какое количество домашних животных. Иногда спросишь, а чего это ты себе такую псину завел, лучше бы завел ребенка, она и ест больше, и по деньгам дороже. А вот есть такие люди, они говорят: «Ой, моя любимая собачка, моя любимая кошечка!» Говоришь им: «А дети?» «Ой, дети, они пищат, за ними ухаживать, это ответственность, не хочу!» Есть люди со странной кармической предысторией, они действительно легче видят Высшее в собаке и кошке, чем в человеке. Ну и ничего страшного. В Индии на эту тему есть продолжение, определенные божества. У них, правда, больше распространены обезьяны; ест такое божество Хануман, это божество в форме обезьяны. Ближе тебе обезьяны, чем люди? Пожалуйста, можно и так увидеть Высшее.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:  

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 25 Мб

Скачать Аудио Вариант 2: MP3 Full 128кб/с, 100 Мб

Скачать Видео 459 мб

 Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Карина Халтурина, Лилия Воронкова, Евгения Стороженко, Наталья Сергеева, Лилия Воронкова, Шведченко Александр, Лилия Воронкова.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях — пишите в техподдержку: support@openyogaland.com

>