2013_06_01 А.Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч.2 Комментарии Вадима Опенйога

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч. 2 Комментарии Вадима Опенйога

photo vadimАвтор: Вадим Опенйога

Дата: 2013.06.01.

Адрес: Международный Открытый  Йога Университет (openyogaclass.com)


Краткое описание :

Слушать Аудио:

Смотреть Видео с Youtube:  {youtube}{/youtube}

Ссылка временно отсутствует

Смотреть Видео с сервера openyoga.ru:

Скачать Видео mp4

Скачать лекцию в аудио формате:

Скачать Аудио MP3 Web 32кб/с, 15,2 Мб

Скачать Аудио MP3 Full 128кб/с, 61,1 Мб

скачать лекцию в видео формате:

Скачать Видео 280 мб

скачать лекцию в текстовом формате (doc):

Ссылка временно отсутствует

Читать текст

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч .2 Комментарии Вадима Опенйога

Друзья,
сегодня 1июня 2013года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас
лекции Международного Открытого Йога Университета, вся архивная информация на
сайтах: www.openyoga.ru

Напомню,
что в серии этих лекций мы изучаем очень интересный фундаментальный труд Джона
Джорджа Вудрофа, который более известен для западного читателя, как Артур
Авалон. Труд этот посвящен Мантра Видье или Мантра Шастре, т.е. Мантра Йоге,
применении силы слова в духовном познании. Мы с вами доблестно прошли уже 15
страниц на русском языке за две лекции, и я считаю, что мы славно потрудились.
Это как раз тот автор и тот текст, где быстро никак не пойти.

Текст:
«Выговариваемая речь, вайдхари, проявляется для уха благодаря грубому
физическому звуку, дхвани, произведенному соприкосновением органов речи с
окружающим воздухом в результате усилия говорящего.»

Вадим
Запорожцев:
Вот на этом моменте мы завершили
предыдущую лекцию. И действительно, в самих древних текстах разделяли
обычный звук, обычные слова, которые мы произносим,  и ту первопричину, которая заставляет нас
произносить эти слова.

Любое
слово, которое я вам сейчас говорю, с физической точки зрения достаточно
тривиально: поток воздуха проходит через голосовые связки, которые вибрируют и
от соударения воздуха с голосовыми связками происходят соответствующие
вибрации, которые вы воспринимаете, как слова. Знаете, если бы я попытался
сказать, хоть что-нибудь в вакууме, вы бы не услышали ни слова, т.к. не было бы
соударения воздуха об голосовые связки. Знаете, делают наглядные опыты,
надувают воздушные шарики инертным газом. Можно слегка набрать в легкие этого
газа и попробовать сказать, хоть слово – вы услышите, как тональность вашего
голоса резко-резко изменится. Причем, в зависимости от того, какой вы газ
будете вдыхать, один будет делать ваш голос более тонким и высоким, а другой
может делать низким, но и то и другое – это соударение.

 Поэтому, чтобы не было совсем примитивного
понимания мантра йоги, магия не в том, что вы заставляете как-то воздух
вибрировать. Магия мантра йоги заключена в более глубинных и трудно понимаемых
факторах
. Действительно, на уровне физическом, если я произношу ту или иную
вибрацию, то даже на физическом уровне, сотрясение воздуха массирует мои
внутренние органы, и, может быть, отчасти этим объясняется благотворный эффект
мантры. Но в древних текстах имеется в виду совсем другое. И Вудроф здесь
показывает, что это понимали и древние мудрецы.

Текст:
«В трансцендентном покое Брахмана или Парамашивы нет ни Шабда, ни Ардха, ни
Пратьяи»

Вадим
Запорожцев:
И вот смотрите: наш грубый звук –
это всего лишь воплощение тонкой вибрации, тонкого звука
. Но эта тонкая
вибрация когда-то возникла. Т.е. первопричина, которую можно называть Абсолют,
Господь Бог, если угодно, или как здесь сказано, Брахман или Парамашива, он
запредельный, именно он создал все на свете. И на уровне Абсолюта еще нет
правибрации или прамантры, из которой потом возник мир. Нет так же ни усилий,
ни понятия постижения.

На
предыдущей лекции мы достаточно подробно коснулись этой темы, что вся магия
нашей жизни – это в интерпретации того, с чем мы сталкиваемся. Мы сталкиваемся
в этой жизни с чем-то, и в дальнейшем, в зависимости от того, как мы
интерпретируем, мы влияем на вселенную, с которой мы сталкиваемся
. Это
такая первомагия бытия, первомагия воздействия на Вселенную и восприятие
Вселенной, которую мы сами же и творим. И безусловно, такой уровень наблюдается
уже после создания Вселенной. А до создания Вселенной… по сути дела мы не можем
об этом даже говорить.

Текст:
«поэтому нет ни имени, нама, ни формы, рупа»

Вадим
Запорожцев:
И смотрите, по сути творение или
проявление всей Вселенной – это творение одновременно имени и формы, причём,
как в дальнейшем будет утверждаться, невозможно одно без другого. Как корабль
назовёшь, так он и поплывёт. Если вы контролируете имя, вы контролируете
форму. Если вы правильно можете работать с вибрацией, вы оказываете воздействие
на всё самым непостижимым образом
. Друзья, не потому что это какое-то
волшебство, магия или суеверие, а просто потому, что в каждом из нас заложены
те же самые способности, что и у Абсолюта – творить Вселенную просто
волеизъявлением. И это волеизъявление превращается в интерпретацию, которая в
один и тот же момент процесс познания и процесс наречения. Обратите внимание, процесс
познания и процесс наречения – один и тот же процесс
считается в этой
серьёзной теории йоги! Но это возникает только с момента сотворения Вселенной.

Текст:
«В этом бесконечном покое возникает метафизическая точка напряжения Бинду или
гханибхута-шакти, которая выступает как многообразные силы Вселенной»

Вадим
Запорожцев:
Прежде, чем первопричине бытия
сотворить весь этот мир, возникает первое волеизъявление, первый всполох,
который можно интерпретировать, как процесс наречения, процесс визуализации,
придумывания воображения, процесс первотолчка вибрации
. И с помощью чего
был создан мир Абсолютом, эта способность заключается в каждом из вас прямо
здесь и прямо сейчас. Никто не мешает в своей личной Вселенной воспользоваться
этой магией слова и перестраивать свою личную Вселенную так, как он считает
нужным. В этом отношении нет разницы между вами и самим Абсолютом. И ваше
Высшее Я в этом отношении уподобляется Абсолюту, который первонапряжение воли
разворачивает во все изменяющиеся события, объекты и явления окружающие нас.

Текст:
Такая заряженность, так же как и дживатма является причиной восприятия всего
мира вместе с его двойственностью субъекта и объекта.

Вадим
Запорожцев:
А в дальнейшем, смотрите, какая очень
интересная вещь, что сами предпосылки того, что мы можем говорить о чем-то, как
о субъекте и объекте, или в грубой интерпретации вы можете говорить: «Вот он я,
а вот он – весь мир», и уже самой постановкой вопроса вы делаете четкую
границу, что я и остальной мир – вещи разные. Что есть я, воспринимающий мир, и
есть мир, который я воспринимаю. Вот он и начинается с этого первотолчка. И
здесь кроется другая очень серьезная тайна, тайна той силы, которая творит всю
Вселенную, тайна Майи. К сожалению, ее
ошибочно интерпретируют, как иллюзию. Майя – это более таинственный
механизм устройства Вселенной, чем иллюзия. Иллюзия – это всего лишь следствие
двойственности и следствие Майи.

Текст:
«Эта игра Шакти происходит в пространстве сознания, (читта каша), таким
образом, что оно не уничтожается, и не подвергается воздействию при проявлении
последующего состояния, которое одновременно и трансцендентное, и имманентное».

Вадим
Запорожцев:
Единый первоимпульс творения, который
заключен сейчас в каждом из вас и который упирается в вашу волю. А ваша воля
опирается на ваше Высшее Я.  Именно со
стороны воли идет этот первоимпульс, который затем идет, как проявление
именаречения,  познания творения;  и творится нама и рупа, имя и форма.
И
как только они сотворены, мы можем говорить о том, что есть познающий, и есть
познаваемое.

Мне
очень нравится аналогия: мы как пауки плетем вокруг себя паутину, и мы живём в
этой паутине, которую сами сплели. Потом на какой-то момент мы запутываемся в
этой паутине, и думаем: «Почему такой мир неприятный вокруг нас?» А ответ
следующий: сам же наплёл. Но вывод: сам что-то сделал, сам можешь и убирать.

Но
здесь же у Вудрофа очень тяжелый слог, он сразу же апеллирует к очень высокому
пониманию теории, дабы отсечь всякое мракобесие, которым на сегодняшний день
вся Индия забита. Он тут же даёт связку с другими базовыми принципами, а
именно, с принципами сознания и энергии. Принцип энергии восходит к понятию
рупа, форма, или через формы и вечное видоизменение этих форм. А вот принцип
наречения этой формы восходит к нашему сознанию.

Что
такое любое имя? Любое имя – это некая информация. А информация, в отличие
от материи или энергии, она не имеет субстанции. Субстанция может быть только
носителем информации, но никак ни сутью информации. И отличить является ли имя
информацией или это просто хаос может только лишь наше сознание.
Поэтому
для отдельно взятого человека, так же как и для Абсолюта, весь окружающий мир –
это лучи сознания, которые пронизывают все окружающее, и под которые
подстраиваются волны энергии.

И
вот здесь, по-сути и сказано, что весь окружающий нас мир – это взаимодействие
сознания и энергии. И вы творили, творите и будете творить свою личную
Вселенную с помощью только лишь этих двух рычагов или двух инструментов: своей
силы сознания и своей силы энергии
. И замечательно, когда у вас
пересекаются две эти силы. Когда ваше сознание подкреплено неким действием,
тогда ничто не знает преграды перед поставленными вами целями
. Это троичное
лекарство, а именно связка воли, знания, и действия. Или по-другому, если вы
свою волю подкрепите сознанием того, что вы желаете сделать (а сознание в этом
смысле оперирует через знание), да плюс действия, которые вы начинаете реально
делать (т.е. вы начинаете генерировать волны энергии), то эта тройная,
собранная вместе сила, не знает препятствий в этом мире. Друзья, это самый
таинственный закон  Вселенной! Я уж не
знаю, умеют ли йоги летать по воздуху в нелётную погоду, про третий глаз ничего
сказать не могу, про энергию Кундалини, мало чего могу сказать, но про то, что
это тройное лекарство работает, это я могу сказать точно.

Текст:
«Это есть творение, сришти, или точнее кажущееся развитие, паринама, т.к. англ.
слово
creation
– созидание, творение, на самом деле не выражает сути этого процесса».

Вадим
Запорожцев:
Вудроф в первую очередь переводил все
на английский язык, а мы читаем перевод уже с английского на русский. Очень
тяжело подобрать адекватные слова из языка европейского для тех или иных терминов
йоги. Они имеют совсем другой акцент.

Т.е.
Вселенная не творится, а разворачивается. Первоимпульс в своем потенциале
содержит все, что будет в дальнейшем сделано. Вот этот долгий спор, может ли
человек считаться изобретателем чего бы то ни было во Вселенной? По сути дела
нет. Уже и так все изобретено было Абсолютом, когда он создал весь этот мир.
Это к вопросу, когда начинают спорить об авторских правах. Какое право может
ставить человек авторское право на что-то, если все уже придумано? Грубо говоря,
человек этот первый увидел, что придумал Абсолют.

Текст:
«Творение в христианском смысле этого слова исключает идею о том, что Бог
является материальной причиной. Творение происходит не из предсуществующей
материи и не из собственной субстанции Бога».

Вадим
Запорожцев:
Дальше сейчас пойдут пространные
размышления Джона Джорджа Вудрофа на тему, как соотнести древние ведические
знания с господствующими в Европе философскими воззрениями. Вы помните, что
времена Вудрофа, это конец викторианской эпохи, это чёткие философские и
религиозные концепции, и взгляды на западе. И конечно, для людей того времени
было интересно, в первую очередь, сопоставить философию Библии с философией Вед
в плане религиозной сопоставимости. Для современного человека уже не так это актуально,
насколько соотносятся те или иные положения древнеиндийской философии с тем,
что написано, скажем, в Ветхом Завете. Потому что сейчас произошло разделение
жизни и религии. На тот момент достаточно чёткая была связка.

Сейчас
будем читать большими кусками, потому что, если я что-то начну говорить, то
невольно влезу на  территорию религии. А
вы помните, что йога выше, чем религия по той простой причине, что для того,
чтобы была религия, нужна, как минимум, жизнь. Если нет жизни, мы не можем
говорить о религии
. А йога пытается объяснить, что такое жизнь. Поэтому
йога дистанцируется от религий, и именно поэтому йога прекрасно себя чувствует
во всех религиях или даже в странах, где не было религий.
Например наш
бывший СССР, прекрасно себя чувствовала йога, она делала упор на физические,
психофизические упражнения, в меньшей степени на метафизику. А если давала
метафизику, то она настолько трудная в понимании, что ее можно было вывернуть,
как в сторону материализма, так и в сторону идеализма.

Текст:
«Такое творение так же предполагает абсолютно первичные проявления. Именно с
этой оговоркой и используется термин «творение». Если быть более точным, то сам
Брахман проявляется, прасарати, в форме силы, Шакти. Это длится в течение
одного дня Брахмы, в конце которого, по мнению некоторых, происходит полное
уничтожение махапралайи».

Вадим
Запорожцев:
Итак, Абсолют, когда он сотворил наш
мир, он сотворил то, что называется комбинацией сознания и энергии. И все,
что вы видите вокруг, это комбинация сознания и энергии
. Вы видите формы и
имена вокруг себя, вы не видите больше ничего. Считается, что формы
проявляются через принцип вечного видоизменения, или принцип энергии, или
Шакти, имена – через принцип вечной неизменности, или вечного постоянства, или
принцип сознания
.

Действительно,
имя не может поменяться, а форма может. Но с изменением формы может возникнуть
следующее имя, но это уже другой разговор. И получается, что этот всплеск
первопричины, имени и формы, он с какого-то момента запускается, проходит все
стадии трансформации, а потом растворяется, это термин лайя. Лайя – в одном из
значений, растворение.

Достаточно
распространен миф о том, что Вселенная творится, проходит все формы и потом
исчезает. А затем вновь творится, проходит все формы и исчезает. Не знаю,
насколько вас удовлетворит такое объяснение, потому что по форме это красиво, а
по сути ты сбиваешься, начинаешь тут же задавать вопросы: «А для чего?» Но по
форме эта концепция близка к концепции современной науки. Напоминаю, что
господствующий взгляд на возникновение Вселенной среди современных ученых
звучит следующим образом: когда-то был «большой взрыв» и вся Вселенная вышла из
одной точки.

Я
сам по своей специальности бывший физик, и один из основателей нашей кафедры
Яков Борисович Зельдович в свое время написал целый фундаментальный труд по
поводу того, какие были условия при возникновении мира. О том, что было время,
когда времени не было, о том, что были такие состояния бытия, которые кажутся
нам, по меньшей мере странными. И вся последующая Вселенная – это расширение
этого первого взрыва. Надо сказать, что Я.Б.Зельдович создавал атомные
термоядерные бомбы в свое время, и поэтому тема взрыва очень ему, вероятно,
нравилась (смеется). Это уж бомба, так бомба, взорвал, так взорвал! Что вся
Вселенная образовалась.

И
в дальнейшем считается, что вся Вселенная расширяется, расширяется, а дальше
идут очень интересные подробности, которыми современные физики и озадачены.
Считается, что после какого-то момента процесс пойдет в обратную сторону. Но
сейчас выясняются все новые и новые таинственные подробности устройства
Вселенной. Якобы обнаружен такой фактор, как тёмная материя и тёмная энергия –
чрезвычайно захватывающие области современной физики. Но идея пульсирующей
Вселенной отслеживается с древних ведических времен: творение – разворачивание
– лайя – растворение.

Текст:
«Есть те, которые утверждают, что нет никакой махапралайи. Но всегда существует
какая-то Вселенная, в то время, как другая может исчезнуть».

Вадим
Запорожцев:
И философские индийские школы в этом
смысле неоднородны. И там серьезные диспуты идут и споры. Поэтому когда
приезжает очередной представитель то ли секты, то ли религии, то ли йоги и
начинает утверждать, что только так и никак иначе, не спешите верить, друзья,
потому что в самой Индии миллион точек зрения, иногда на дух друг друга не
переносящих и спорящих. Кто-то считает, что есть пралайя, окончательное
всеобщее растворение до изначального состояния. В каких-то школах говорится,
что такого быть не может, что часть Вселенной растворяется, но что-то при этом
остаётся и ждет следующего проявления. Там тоже разные точки зрения, и Вудроф,
как честный исследователь, их просто перечисляет, так очень аккуратненько,
вскользь.

Текст:
«В махапралайе проявленное состояние потенциально содержится в непроявленной и
не расчлененной майя шакти. Шабда-Брахман как улласа Шивы погружен в постоянно
существующий покой, точно как вздымающаяся волна разбивается о берег и снова
сливается с океаном или же как брызги фонтана снова падают в воду, которая их
поглощает».

Вадим
Запорожцев: Понятие Абсолюта, понятие Творца, Брахмана настолько большое, что
мы не можем себе представить его
. Что одновременно
Абсолют, создавший всю Вселенную, находится в состоянии, как если бы он
Вселенную еще и не создавал. С другой стороны, он находится в состоянии, как
если бы он создал всю Вселенную, и вся Вселенная является его телом. С третьей
стороны, он не просто создал всю Вселенную, где все является его единым телом,
но еще он в то же самое время раздробился на множество абсолютиков, таких
маленьких хорошеньких, и каждый из этих абсолютиков – это вы,  здесь сидящие. Но с этой точки зрения нельзя
сказать, что вы есть что-то одно, но и нельзя сказать, что вы есть что-то
разное. Т.е. параллельное существование Абсолюта на совершенно разных уровнях.
Он более фундаментальное явление, он может, как угодно проявляться. И
получается, как и в случае с бесконечностью или с абстрактными математическими
терминами, мы можем их только обрисовать, не понимая, потому что разум не может
ухватить одновременно эти концепции, он просто для этого не предназначен. Для
постижения этих вещей нужна высшая интуиция, т.е. так называемое «прямое
постижение» или «самадхи без объекта» в терминах йоги.

Текст:
«Такое представление о том, чем является речь, очень древнее. Когда Бог
говорит, слова и вещи проявляются. Так в иврите обозначающее свет слово «аур».

Вадим
Запорожцев:
Здесь дальше пойдут ссылки на
авраамические религии, иудаизм, христианство. Я просто некомпетентен говорить,
безусловно, я кое-что знаю, я встречался с некоторыми последователями ислама,
христианства, иудаизма. Среди них встречаются очень умные люди, которые
понимают, что есть глубинный пласт понимания тех же самых текстов, но говорить
им свою интерпретацию я боюсь: обязательно найдется кто-то недовольный.

Текст:
«В книге Бытия говорится: «Бог сказал: «Да будет свет!» И стал свет».
Божественное слово, как сказано в еврейском писании, обладает силой творения.
Дальнейшее развитие размышления в философии представляет нам концепцию Всевышнего
или личности, которая творит. Таким образом, мы имеем Всевышнего и логос,
Брахмана и Шабда- Брахмана. В греческом языке логос означает как и апарашабда
«мышление», а так же «объект мышления». Для Гераклита логос был принципом,
лежащим в основе Вселенной. Для стоиков это был мировой дух, объединяющий
принцип всех разумных сил, функционирующих в мире. По мнению Платона, логос –
это сверхчувственные первичные образы или формы, джати, видимых вещей. Филон
Александрийский, вдохновленный платогонизмом, и другими эллинистическими
философскими доктринами объединил эти две концепции и вписал в Ветхий Завет и
иудейскую теологию промежуточное бытие между этим и многообразным универсумом.
Таким промежуточным бытием и был логос. По его мнению, идея формирует материю.
Бог вначале производит интеллигибельный мир идей…»

Вадим
Запорожцев:
Друзья, прощу прощения,
«интеллигибельный мир» – это вот кто переводил? Это к вопросу о переводе
древних знаний. К сожалению, прежде чем до нас доходят древние знания, они
проходят через такой испорченный телефон! Ведический или санскрит, как правило,
переводится на английский язык, при этом уже идет искажение, с английского
языка на русский язык.

Текст:
«Бог вначале производит интеллигибельный мир идей, который является образцами,
апараджати, для физического мира. Поскольку сам по себе он ничто иное как
логос, последний является создателем идеального мира. Также как архитектор
проектирует в своем уме план города, а затем строит реальный город в
соответствии с образцом, так поступает и Бог, когда он создает мир, этот
мегаполис. Автор четвертого Евангелия использует похожие идеи, но он придает им
форму соответствующую христианским теологическим потребностям. Говорят, что
использование этой идеи Иоанном было не простым копированием, но свободной
адаптацией филоновского логоса и его христианизации. Соответственно этому
евангелисту логос есть личность, которая была до творения, и она сама была
самим Богом. Это именно потенция внешней мудрости, происходящая из
непроявленной Божественности с целью проявления мира. А в самом мире – это
имманентная Божественная мудрость. Логос, благодаря которому создается мир,
становится телом аватара, проявляющегося в человеческом обличье. Он сын Божий,
Иисус Христос, он тот, кто в небесном предсуществовании зовется логосом, а
после своего воплощения – человеком по имени Иисус Христос, который не является
ни пророком, ни сверхчеловеком, но пурнаватара Бога. Логос – совершенное
самовыражение Бога в сыне. В Иисусе осуществилась тождественность бытия и Бога.
Четвертое Евангелие начинается величественно: «Вначале было слово. И слово было
с Богом. И слово было Богом». А вот что говорится в Ведах: «Вначале был
Брахман, с которым было слово, вак». Слово следует вслед за Брахманом,
поскольку оно является первой, содержащейся внутри потенцией. И затем уже
появляется Шакти. Слово – это Брахман».

Вадим
Запорожцев:
Я сознательно не хочу ничего говорить по
связке между древним знанием ведическим и религиями. Мой печальный опыт научил
меня стороной обходить темы религии. Даже из самых хороших соображений
пояснить, что не всё глупость во всех религиях, натыкаешься, то на каких-то
фанатичных последователей,  которые
жаждут крови и кричат: «Куда залез? Мы сами без тебя лучше знаем! Лучше подобру-поздорову
убирайся». Либо обида: «Почему ты упомянул про эту религию, а про нашу не
сказал»? При всем моем уважении к религиям, я считаю, что религии на момент
возникновения были вещи прогрессивные, и, вероятно, сделали огромное количество
добра… Но чуть что не так скажешь – кто-то обиделся.

Эта
общая идея, которая прослеживается во многих культурах, что говорит нам об
общем толчке возникновения  этих знаний,
которые потом начали дробиться и прослеживаться через разные религиозные и
философские концепции.

Текст:
«Вак, т.о., есть и Шакти, сила Брахмана, которая не отделена от наделенного
силой Шактиман. Эта Шакти, которая пребывала в нем, созидает вместе с ним и
развивается в форму универсума, однако, всегда остается тем, чем является,
Высочайшей Шакти».

Вадим
Запорожцев:
Я недавно столкнулся с такой серией
лекций, которая называлась «Священность брака». Мужчина и женщина заключают
брак, женятся. Как ни странно, тема брака чрезвычайно мистическая,
труднопонимаемая и восходит к самым основам бытия Вселенной
. А трудность в
осознании этой сакральности заключается в следующем: в момент проявления
Брахмана через Шакти нет разницы между Шакти и Брахманом
. Или
по-другому, в момент проявления нет разницы между тем, кто проявляется и
тем, через что проявляется
.

Или,
если мы говорим терминами Вед, если вы заключаете брак с мужчиной или с
женщиной согласно высоким самым канонам, то вы призываете, ни больше ни меньше,
как сам Абсолют проявиться через тело человека
. И в момент проявления нет
разницы между Абсолютом и телом. Это очень тяжело понимаемая концепция
западными людьми. В более утонченной форме она проявляется через концепцию
разворачивающийся мир вечных изменений. Отделен ли он он первопричины бытия
Абсолюта или нет? Можем ли мы говорить, что Абсолют сам по себе, а мир сам по
себе?

С
одной стороны, Абсолют – запредельная вещь, но весь мир без него
существовать не может. И весь мир в этом отношении – проявление Абсолюта.

И
несколько слов я скажу про связки с религиями. В одних религиях считается, что
первопричина бытия, или Бог, не познаваема в принципе. В других религиях
сказано, что эта первопричина познаваема, но она вне форм и имен. Третьи
говорят, что первопричина может проявиться через формы и имя.

Абсолют
на то и Абсолют, что он может проявиться так, как ему заблагорассудится.

Отсюда всплывает  такой термин, как
аватар, т.е. это воплощение Абсолюта запредельного, про который нельзя сказать
личность он или не личность, сверхличность…вообще ничего не можем сказать. Но
через вполне конкретную форму или вполне конкретного человека. И в древней индийской
мифологии считается, что время от времени сам Абсолют, который создал всю эту
Вселенную, в своей милости принимает форму человека и приходит в этот мир. На
первый взгляд, эта концепция в голову не влазит. Ну как же ВСЁ собралось в
одном человеке, да еще и проявилось внутри своего творения? А в момент, когда
оно проявилось, есть ли разница между человеком, который аватар Абсолюта, и
самим Абсолютом, или нет? И сколько копей было поломано вокруг этой темы!

Ответ
в этом отношении тривиальный: Абсолют на то он и Абсолют всемогущий, что он как
захочет, так и сделает. И в момент своего проявления не будет разницы между
тем, как он проявился, и сутью.

И
еще есть такая тема – эффект иконы. Вы можете пойти купить икону, бумажку,
на которой что-то изображено. Но если вы будете обращаться к Высшему через эту
бумажку, призывая проявиться через эту бумажку, и если Высшее начинает вдруг
как-то через эту бумажку проявляться, то это уже перестает быть бумажкой
.
Это уже что-то большее, чем бумажка. Поэтому и говорят «намоленная икона». Есть
просто икона, а есть намоленная икона. Что это значит? Значит, кому-то
открылось. А если открылось, то свойства ее каким-то невероятным образом совсем
другие. Причем свойства не физические. Не надо электроскопом мерить напряжение
или еще что-то. Это свойства из области совершенно неуловимой.

Была
серия лекций по Бхагават-Гите, там была такая же вещь: Абсолют пришел в форме
человека. Причем в момент проявления не было разницы между Абсолютом и
человеком. Друзья, эта концепция не должна помещаться в вашем разуме. Она
больше, чем разум. Вы не можете ее понять, вы можете привыкнуть, что так
бывает. Вы поймете это, как утверждает древнее знание, только после того, как
долгой-долгой личной практикой вы выйдете в сверхсознательное состояние и с
позиции высшей интуиции напрямую это воспримете. В плоскости разума, в лучшем
случае, это кажется какой-то не состыковкой, в худшем случае кажется бредом.

Текст:
Вполне возможно, что человеческая мысль может развиваться аналогичным образом,
будучи независимой. Также вполне возможно ввиду влияния Индии на Запад,
филоновская, неоплатоническая и иоаннская концепции были, по крайней мере
отчасти, заимствованы из Индии.

Вадим
Запорожцев:
На самом деле, мы мало что знаем из
истории древнего мира. Мы не знаем о тех связях, которые соединяли страны
Востока, Запада. Откуда нам знать? Письменных источников не сохранилось,
никаких артефактов не сохранилось, и поэтому мы начинаем достраивать на
основании того, что есть, а это очень сильно искажает картину восприятия. И
вполне может быть, что в те времена, еще в эллинические времена, расцвета
Древней Греции, связи между Индией и Западом были куда как более тесные, чем
нам сейчас представляется. И вполне возможно, что эта идея проникла через
Индию. Есть еще другие точки зрения. Если вы будете прослеживать предысторию
всех авраамических религий, они также восходят к Востоку. Т.е. это вопрос
открытый, вопрос к историкам.

Текст:
Тем не менее, несмотря на всю схожесть, есть здесь и различия, которые не
следует упускать из виду. Так Брахман является материальной причиной мира,
тогда как христианский логос – нет. Христиане утверждают дуализм. Вак – это не
личность в рамках Троицы. Вак – эта сама мать Тримурти, каковой являются
Брахма, Вишну и Рудра. Для нее высочайшая Шакти едина с Брахмой.

Вадим
Запорожцев:
Так, друзья, это пошла сложная материя,
давайте до следующей лекции ее оставим. Вопросы у кого есть?

Вопрос:
Имманентный – что такое?

Вадим
Запорожцев:
В данном случае, вероятно,  «познаваем». Трансцендентный – это принципиальная
непознаваемость. Смотрите, вот есть такое понятие «трансцендентное число». Мы
знаем, что оно есть, но выразить мы его не можем. Мы можем доказать, что оно
существует, но оно не ухватываемое, непознаваемое в этом отношении. А здесь в
противоположность трансцендентному: если
рыть, то можно что-то нарыть.

Вопрос:
В момент проявления нет разницы, а в другие моменты?

Вадим
Запорожцев:
Такой анекдот есть. Представьте, что
хозяин решил побить свою собаку палкой. Экзекуция такая, наказание. И, фактически,
весь этот процесс, цепочка: палка – собака – хозяин – гнев сливается во что-то
единое. Нельзя сказать, что палка по отношению к гневу хозяина – это что-то
одно, хозяин – что-то другое. Т.е. бьёт палка, а хозяин… «царь хороший, бояре
злые» – обычная русская трактовка.

Или
по-другому, йогин индус, например, занимается медитацией, духовными
упражнениями, и потом ему – даршан, лицезрение, скажем, Шивы. Вот он сидел в
своей лачуге, занимался йогой и потом ба-бах!!!
Явление! Самые разные бывают переживания при этом. Сплошь и рядом в
Индии, что: «Вот я там сидел, и мне явилась Богиня». А как она выглядела? И он
ее начинает описывать. И понятно, для современного психиатра  это сразу же подозрения. А с точки зрения духовного
опыта неважно, была ли это проекция вашего разума. Какие-то механизмы создали
этот образ, подобно тому, как мы во сне создаем целые Вселенные, но только это
в состоянии бодрствования. Или действительно из галионных полей образовалась
фигура Богини, а потом растворилась без остатка.

Важно
не это. Важно, что в момент проявления Высшее в своей милости проявилось
через конкретную форму, и лично для вас нет разницы между Высшим и этой формой
.

И
когда с вами такое происходит, скажем, вы выбрали себе Ишта Девату и стали
медитировать на него и он явился. Ишта Девата – это выбранный образ Абсолюта. И
в момент проявления этот образ для вас священен. В дальнейшем, если вы будете
думать о тех атрибутах, которые у него были, об украшениях, одежде и т.д., это
будет вас наталкивать прямо на идею Абсолюта. И чем больше вы будете об этом
думать, тем быстрее вы достигнете конечной цели. Т.е. когда это было
проявление, не было разницы.

И
обычно после такого опыта возникают мировые религии, ну, или не мировые, просто
религии. Кому-то одному открылся образ, и для человека нет сомнений, он
начинает рассказывать другим, другие в это верят и для них тоже этот образ
работает. Это начинает множится, множится, вырастает до какого-то размера  – и возникает культ того или иного божества.
Кто-то говорит, что надо во всем видеть Кришну, кто-то – не Кришну, надо Шиву
видеть, кто-то  –  нет, надо Гаруду видеть, кто-то – нет,
Ханумана, вот Хануман – это да! Почему? Потому что изначально был импульс
через какое-то явление (назовем его так), через которое проявился Абсолют, и в
момент проявления не было разницы для того, кому он явился, более того,
осталась некая намагниченность этого образа и она как-то переносится на других
людей
. Возникают религиозные взгляды, как правило. А потом над этими
взглядами все начинают смеяться и называют это все идолопоклонством.

И
на протяжении всей истории человечества одна и та же ситуация: что какой-то
образ сначала священен, потом кто-то говорит, что это идолопоклонство, давайте
вообще все образы уберем
. Начинают убирать все образы, но без образов
вообще думать тяжело. Начинают замены образов вводить в виде геометрии, те же
янтры. Потом через какое-то время всем надоедает эта геометрия, всем хочется,
хоть какого-то изображения. Начинают рисовать иконы, делать скульптуры. И вот
это непрерывная вещь – человеку тяжело без образов и слава Всевышнему, что в
момент проявления через образы, и тем, что проявлялось, разницы нет
. Это
очень труднопонимаемая идея, но в дальнейшем, с течением времени или для других
людей это может оказаться и не так.

И
вот здесь самая страшная опасность – фанатизм. Одни с пеной у рта кричат: «Вот
он символ моей веры, и тебе через него все откроется!» А кто-то говорит: «Да
ничего я там не вижу!» И возникает конфликт. Еще Вивекананда писал, что из-за
этих конфликтов больше крови было пролито в истории человечества, чем из-за
чего-то другого. Написал он это, безусловно, до первой мировой войны.

Вопрос:
Как заставить разум увидеть те вещи, которых он еще не знает имена?

Вадим
Запорожцев:
Знаете, такие парадоксы есть чисто математические:
есть страшная тайна, которую никто не знает. Если никто не знает этой страшной
тайны, откуда мы знаем, что эта тайна есть? Понимаете, само на себя зациклено.
Даже сама постановка вопроса, что если мы хоть о чем-то думаем, у вас уже есть,
хоть какое-то представление. Это не так, что «я чувствую, что что-то есть!» А
как же заставить разум? Это зацикленная логическая задача. Она неразрешима,
потому что иначе не было бы смысла во всех духовных испытаниях, во всех этих
религиях.

Ну
к чему призывают все религии или философские системы? Они, по сути дела,
призывают познать самого себя или познать Абсолюта, Господа Бога
. И не так
чтобы у всех получалось «на ура», друзья. Мы идем всякими ухищрениями. В
религиях, допустим, «постом и молитвой откроется тебе на сороковой год стояния
на коленях». Или в йоге «будешь делать это и это, явится тебе сам Шива и будешь
просить у него исполнения своих желаний».

Вероятно,
впрямую эта задача решается следующим образом: чтобы попасть в
просветление, надо сперва его придумать
. Надо волеизъявить Абсолюта прежде,
чем он будет в вашей жизни
. Не потому что его нет, а потому что так
устроена Вселенная. И сам фактор, что вы чего-то хотите, это значит, что где-то
уже провернули колёсико.

Гораздо
труднее другое. Вот выйдете на улицу, встретьте человека еще духовно
неискушенного, человека, который «много превосходит нас в своем неведении», и
попробуйте ему хоть какую-то концепцию Высшего описать. Он скажет: «Да ты чё,
мужик, бредишь?» Я вот очень часто в электричке еду, сидит молодежь, пиво пьет.
Ну что они обсуждают? Вы понимаете, круг интересов специфичный и не отличается
многообразием, и сленг тоже соответствующий: 5-6 отглагольных существительных.
Вот подойди к ним и скажи «трансцендентный и имманентный Абсолют»… Можно и бутылкой
получить.( Все смеются). Ну и вот как их натолкнуть на мысль о Высшем? А никак!
Пока они сами не волеизьявят, они будут жить так, как будто этого вообще не
было бы во Вселенной.

Будущие
выпускники МОЙУ! Самая трудная, почетная и ответственная задача – это быть
преподавателем йоги. Как донести до других эти высшие концепции? Вы можете
только вдохновить, чтобы человек переоткрыл их. А экспортировать вы не можете,
у вас нет на это ни прав, ни возможностей. Абсолют сделал всех свободными,
свободными от всего, даже от знаний. Если они знать ничего не хотят, они и не
узнают
. Точно так же и мы. Пока мы не волеизъявим внутри себя, мы ничего не
получим. Свободны! Свободны даже делать ошибки, быть в неведении.

Всё
на сегодня. Ура! Ура! Ура! Ура!

Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте
ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Над текстом работали: Карина Халтурина, Елена Подрядова, Шведченко Александр, Аня Смирнова.

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь:

Друзья, о проблемах на сайте, найденных вами ошибках и несоответствиях – пишите в техподдержку: support@openyogaland.com