Чтобы бороться с перекосами, в древней традиции йоги пытались всячески разбавить логику или же обрамить этот алмаз логики йоги оправой из оберегающих, смягчающих механизмов. И делалось это с достаточно виртуозно. Все древние трактаты по йоге были написаны в стихах. Это сейчас при попытке перевода тех трактатов, которые дошли до нас, на английский, а затем и на русский язык, теряется поэзия, а порой и смысл, заложенный в поэтических трактатах. Но изначально существовала поэзия йоги. Более того, в йоге считалось, что поэтический дар – это высочайшее проявление творчества, один из высочайших даров, которым может обладать человек.
В древних стихотворных трактатах прослеживался уровень логичности, уровень поэтичной иносказательности, и, наконец, самый высочайший, таинственный уровень, уровень прямого толчка в просветление. Это подобно толчку, который так заставляет работать разум, когда мы изучаем древнее стихотворное йоговское произведение, что, помимо осмысления, помимо очарования, ещё и заставлял человека сделать шаг в невыразимое .Когда все три компонента присутствуют в стихе, он превращается в мантру. Поэзия является высшим разделом Мантра йоги.
В Мантра йоге есть раздел о том, как надо переводить трактат. Любой трактат, согласно мантра йоге, разбивается на три части и переводится тремя параллельными способами. То есть трактат переводится в мантру энергии, в мантру сознания и параллельно в мантру имени, затем по отдельности переводится каждый из этих вариантов, и на выходе из этих трех вариантов перевода, пытаются получить единое целое. Крайне желательно, чтобы это всё было в стихах.
Существует два взгляда на мир. Мир разума и мир эмоций, ощущений. Поэзия как раз и дает мир эмоций и ощущений, некие полутона, полунамеки, некие интуитивные толчки. В древности изложение того или иного вопроса древние йоги облачали в стихи, в очень красивые стихи. Другой вопрос, что с течением времени стихи устаревают, мы не понимаем значения многих слов или образных связей между словами и многое теряется. Для своей же эпохи получалось очень интересное явление. Читая тот или иной трактат в стихах, человек получает тройное воздействие. Во-первых, смысл, который несёт стих. В то же время так изложен был сюжет, подобран слог, что невольно передавались некие ощущения, некий поэтический аромат, и человек, читая трактат, попадал в эту ауру. Это происходило подобно тому, как мы сейчас, читая поэтов серебряного века, также неуловимо очаровываемся невыразимым. Это и отличает поэтов с большой буквы от тех, которые в силу каких-то обстоятельств начинают писать, как им кажется, стихи. Написать стихи, которые бы цепляли или вдохновляли, может лишь поэт, у которого помимо разума включается сверхразум или уровень интуиции. Действительно, все великие поэты, которые вдохновляли и умели влиять через стихи, в этом смысле обладали и умели проявлять те же способности, которые умели проявлять йоги и йогини. Поэтический дар – это высший дар нашего сверхразума, нашей интуиции. Люди, обладающие им, ни больше ни меньше, как пророки. Они с уровня сверхлогики могли передать импульс этой высоты помощи слов.
По мере того, как человек занимается йогой (Хатха йогой, Пранаяма йогой, Мантра йогой), он постепенно подходит к раскрытию заложенных в нём сверхспособностей. Типичная ситуация, когда человек, который начинает заниматься йогой, вдруг обнаруживает в себе дар или талант, который относится к какому-нибудь искусству. Он начинает писать стихи, рисовать картины, сочинять музыку или творить из подручных материалов бессмертные произведения искусства. Причем, это всё приходит само собой, без надрыва.
По материалам лекции “Система аксиом йоги “Микрокосм”. Йога и поэзия” от 21.03.2009 г., автор Вадим Опенйога