Открытый Йога Журнал |
Приветствую читателей Открытого Йога Журнала. Меня зовут Марина Марси, корреспондент Открытого Йога Журнала. Сегодня у нас в гостях куратор, аспирант, успешный йога инструктор, преподаватель Открытой Йоги — Керигона.
— Мой первый вопрос такой, можно сказать, очень личный: с чего начиналась твоя история? Где ты родился? Кто твои родители?
— Есть такой город Улан-Удэ. Рядом Байкал, Иркутск, Владивосток, всё примерно в суточной доступности. У нас, кстати, студентка приезжала на семинар из Улан-Удэ, я так порадовался! Ура, земляки!.. Я последний раз там был, наверное, лет пятнадцать назад.
— Это же мечта многих советских людей — побывать на Байкале, а ты там родился… Ты был на Байкале?
— Да. Замечательное место и множество воспоминаний хороших связано с ним.
— До какого возраста ты там жил?
— Я немного там прожил. Лет пять, а потом сначала мы переехали в Ангарск. Есть такая река Ангара, и на ней есть город Ангарск. Он рядом с Иркутском. Потом мы переехали в Щёлково. Мама по службе переехала.
— Мама – военнослужащая?
— Да. Военно-космические силы. Тот район, где я сейчас живу, раньше был военным городком. И там стоит две части. Одна — омоновская, а вторая часть — космические войска, связисты. Это те люди, которые связь налаживают со спутниками, определяют точное время и так далее… И всё, здесь обосновались, и на Байкал уже пришлось ездить в гости.
— А ты помнишь своё детство? Как ты воспринимал мир?
— Детство помню хорошо. Как воспринимал? Однозначно и конкретно. (Смеётся.) До тех пор, пока не понял, что это только моя точка зрения о мире.
— Но понял ты это гораздо позже?
— Буквально, после двадцати. (Улыбается.) Наверное, как и все. Так потихонечку вырастаешь, вырастаешь из своей скорлупки, начинаешь смотреть на вещи и понимаешь, что люди по-разному смотрят на мир. Не только как ты или твоя семья.
— Мне интересно спросить тебя о твоём псевдониме. Откуда он появился, что значит?
— Обычно люди берут псевдоним, когда хотят либо какое-то своё качество развить или перенять. Я размышлял над этим вопросом, размышлял и понял, что не хочу ни так, ни так. Я хочу «с нуля», с авторским правом…
— Поясни, пожалуйста.
— Вот, например, называет себя человек Фёдор Чандра, что означает — луна. С луной связано множество разных ассоциаций, практик, верований, культурных произведений и так далее. Этого мне не хотелось тащить за собой, я чувствовал, что лишние ассоциации помешают. Поэтому пришлось придумывать «с нуля».
— «Керигона» — это твоё изобретение?
— Да, придумалось — «Керигона».
— На твоей визитке изображён человечек, который пляшет. Это — Керигона?
— Да.
— А какой он? Какие у него качества?
— Это была такая задумка, после долгих размышлений и воображений. Эта картинка изначально рисовалась, как некий масляный развод на воде. Мне так видится человеческая жизнь. Как-то лет пять назад я читал лекцию и приводил такой хороший пример, что мы все похожи на мыльные пузырьки. Есть большая жизнь, и мы из неё «выплёскиваемся». Наша жизненность облекается в мыльный пузырик. Когда он лопается, мы возвращаемся обратно и даём жизнь другому. И на этих мыльных пузырьках есть радужные разводы. Иногда на них рисунки возникают. Вот и была такая задумка — персонаж, как какой-то очередной рисунок жизни на мыльном пузырике. Если изучать всю предысторию знаменитых мыслителей: Платона, Канта, которых я очень люблю, они так и говорят: «Что есть Архей? — нерушимое начало рода человеческого» (в данном случае). Он, как радуга над водопадом, висит постоянно. А водопад — это бесконечная череда сменяющихся форм. И мы, как капельки в этом водопаде. Тела сменяются, а нерушимое начало остаётся. И мы его поддерживаем своими делами.
— Какие всё-таки качества у Керигоны? Какой он? Может он и мыльный развод, но он как-то соотносится с тобой?
— Можно, конечно, это всё разобрать по слогам санскритским, как это изначально придумывалось, и можно сказать, что Керигона — это персонаж, который поддерживает определённую готру, определённый род. Но мы сейчас в дебри уйдём, пытаясь давать этому определения.
— Мы можем косвенно подойти к качествам твоего персонажа через другие вопросы…
— Да. Давай так и поступим.
— Ты учишься йоге уже 10 лет. Мне интересно знать, почему ты решил продолжить обучение в МОЙУ? Что это значит для тебя?
— Всё в мире не берётся ниоткуда и не исчезает в никуда. И различные опыты это успешно подтверждают. В том числе и знание, оно не берётся ниоткуда и не исчезает в никуда. Когда мы получаем знание, для того, чтобы оно стало совершенным внутри, его нужно не только получить, но и отдать. У нас есть йоговский алгоритм: сначала ты волеизъявляешь получить знание, затем получаешь его, потом практикуешь, обсуждаешь, а потом ты его должен передать. Иначе оно начинает тебя изнутри разрушать.
Полученная информация всё равно просится наружу, как ни крути. Так человек начинает при разговоре с людьми, которые не в теме, умничать, кому-то «выносить мозг». А в среде университета можно её «безнаказанно» обратно выдавать. (Улыбается.) И весь интерес в том, что выдавать её нужно в том же объёме, в таком же количестве и в том же временном отрезке, в котором ты её получал. И чем быстрее ты её отдашь, тем быстрее ты станешь свободен от этой ситуации. Быть заложником ситуации — плохо.
— Иногда так хочется что-то дополнить, привнести что-то своё индивидуальное…?
— Это уже другая история, на мой взгляд, не из этой оперы. Я за то, чтобы информация передавалась с минимальными искажениями. «За что купил, за то продал»…
— Мне кажется, ключевое выражение здесь — учиться быть преподавателем… Когда мы приходим, мы еще не умеем получать информацию, сдерживать себя, передавать. Обучаясь, мы приобретаем эти качества. Начинаем уметь преподавать… Мы становимся обладателями каких-то новых возможностей..?
— Инструментов. Это очень сильно чувствуется. Я вспоминаю то время, когда меня первый раз, грубо говоря, «торкнуло», я был похож на героев смешных рассказов, в которых описывается, как «дядьки с флагом идут за дхарму проповедовать». (Смеётся.) Потом им по башке дают этим флагом, и они сидят и помалкивают, молча просветляются.
— А что тебя впервые «торкнуло», ты помнишь?
— Пока ты маленький, ты только догадываешься, какой мир. Потом до тебя доходит, что он такой, как его описывают в книгах различные фантасты, всего можно достичь, всего-всего, чего ты хочешь, с известными усилиями, конечно. И когда вот эта сцепка происходит внутри о том, что ты — не просто винтик в системе, а ты ещё можешь что-то делать и получать вменяемые результаты, тогда происходит такой квантовый скачок, «великое просветление».
Я помню, в самом начале пытался с людьми об этом разговаривать, и получалось, как на «вавилонском языке». Что-то там говоришь, а они смотрят на тебя и думают, ты странный человек на непонятном языке говоришь… И я понял, что нужен Учитель, как некий переходник, который поможет тебе усваивать информацию. Иначе мозги, грубо говоря, «горят». Начал смотреть, начал практиковать по книжкам. Я до сих пор вспоминаю справочники по ушу, по йоге и так далее. (Смеётся.)
— «Ты можешь что-то делать» — ты имеешь в виду, что ты что-то открываешь в себе, становишься ресурсным?
— Открываешь. Но это не то, когда ты становишься ресурсным, им ты становишься после, когда уже начинаешь раскачивать свой потенциал. А тут ты достигаешь «первого просветления», если можно так сказать. Это такая маленькая дырочка, в которую ты подглядел и понял, что это всё там есть. Это всё твоё, ты с этим связан непосредственно и никуда от этого не убежишь, и оно от тебя никуда не денется… Надо просто спокойно дойти и взять. Я про это. А потом ты, конечно, начинаешь раскручивать все свои структуры и становишься более точным, более мощным, открытым и всё остальное. Это такая игра длиною в жизнь. Всё это, конечно, серьёзно происходит, и ты понимаешь, что эти тонкие эмпирии, которые обсуждаются, они работают точно так же, как в розетке: напряжение может тебя и ударить током, и убить, и чайник твой согреть. Всё приходит со временем.
— Почему ушу, йога? Как ты выбирал эти книги?
— Я нашёл то, что оказалось мне доступным и достаточным.
— Саша, получается, что ты пришёл в МОЙУ за Учителем?
— Самое интересное, как искался этот Учитель. Думаешь, Учитель должен быть самым хорошим, самым умным, самым достойным… На эту тему было перебрано много достойных людей из существующих учителей, пока не попался Вадим Опенйога, который тогда читал лекцию по йоге Визуализации. И это так совпало тогда с моим внутренним переоткрытием в тот момент.
Попадать в секту очень не хотелось. Мы тащим на себе этот багаж страхов, предостережений, полученных от окружающих. Но я сделал над собой усилие, преодолел страх и потом ни разу не пожалел. Знаешь, чем меня подкупил тогда ВВЗ? Я смотрел и думал, ну надо же, то, что я в себе взращиваю, «тайное-сокровенное», он так нагло и с вызовом вытащил наружу! (Улыбается.) И захотелось, может быть, даже исключительно из любопытства, посмотреть, чем это всё закончится.
А потом год проходил вокруг да около, лекции запоем слушал. Тогда начался процесс моего ученичества, я понял, что надо прощаться со старым представлением о вещах, побрил голову и погрузился в учёбу, и семь лет ходил лысый. Это, кстати, реально помогает.
— Почему?
— Потому что ум нужно депрограммировать. Его нужно привести в состояние адекватное, актуальное Вселенной. То есть мы рождаемся из какой-то среды окружающей, и наш ум также рождается из среды. Он, грубо говоря, ест всё подряд, вбирает в себя, всасывает информацию, но этого не достаточно…
— Не достаточно для чего?
— Наверное, для того, чтобы быть йогом, чтобы не быть обманутым Вселенной. Потому что есть ловушки на пути, определённые засады, иллюзии. Есть пример с верёвкой и змеёй, то есть мало знать, что там впереди какой-то объект, надо ещё его различать, отличать один от другого. Приходилось постоянно не только работать с информацией школы, но и постоянно её проверять. Потому что, если ты её не проверяешь, это не эффективно.
— Почему?
— Был такой Юлий Борисович Харитон. Он был очень дотошным. Если он занимался какой-то задачей и делал проект, то с людей спрашивал с точностью до запятой. Если было что-то не по проекту, он разворачивал всех. И тут такая же задача. Тебе дают вводные, ты тут же начинаешь их применять, если что-то не так, твоя задача найти того, кто тебе подскажет, поможет найти ошибку, если она есть. Привлекаешь дополнительные точки зрения и за счёт них высвечиваешь объект более полно.
— Как же с волосами это связано?
— С волосами!? Мозги просто перегреваются. Очень большой приток туда идёт жизненных сил. Кровоток усиливается в голове, а волосы не дают ей охлаждаться эффективно.
— Я думала, что это с философией какой-то связано: срезаешь с волосами что-то лишнее, что было неправильно понято…(Улыбается.)
— В том числе! (Улыбается.) Это сторона вопроса более тонкая, но до неё ещё надо дойти. А физически, если постоянно размышляешь, идёт очень мощный поток крови к голове. Я понимаю индусов, которые мажут голову сандалом, и получается охлаждение. Отрезок времени для разгона мозгов становится длиннее, прежде чем они «отрубаются».
Был такой период, когда я понял, что мозги — это действительно компьютер. Я смотрел одну передачу на BBC про то, как устроена Вселенная, было жуть как интересно, но в какой-то момент я отрубился минут на пять, перезагрузился и смог смотреть дальше. Это была одна из первых моих записей в дневнике о том, что мозги нужно точно также, как мышцы, раскачивать. И пока я учился на первых курсах, было забавно наблюдать за тем, как сидишь, слушаешь, всё так интересно, а потом чпок и уснул. Какое-то время приходится перезагружаться. Поэтому студентов мы строго не судим за такие вещи.
— Просто тело и мозг не выдерживают?
— Да. Тело не выдерживает потока, который идёт оттуда. (Показывает пальцем вверх.) Его нужно готовить, жёстко причём. Практики Крия, Хатха йоги направлены на то, чтобы сделать из тела максимально эффективный «трансформатор» Высшего. И если ты не занимаешься, то тело просто рушится.
— Наверное, не стоит глубоко уходить в духовность, забывая о своём теле?
— Я студентам часто говорю: всё начинается с тела, всё им и заканчивается. Всё равно ты приходишь к тому, что есть тело, у него есть задачи на земле, начиная от самых основных, физиологических, и заканчивая более высокими, например, реализации какой-то цели в жизни. И оно должно постоянно соответствовать этим задачам. Нужно ему помогать быть чистым, более или менее подтянутым, спортивным, не травить его едой лишней и всё остальное. Так-то вообще, человек — духовное существо. Высшие чакры — они и так задействованы, в любом случае. А вот три нижние чакры, на уровне которых мы большую часть жизни своей существуем здесь, они нуждаются в проработке и постоянном внимании.
— А они разве не задействованы?
— Они задействованы косвенно. Знаешь, тот человек, который не занимается самопознанием, он живёт жизнь, как мистики говорят, которую ему подарили «владыки кармы». То есть ты родился из субстрата физиологического, ментального, и если ты пользуешься этим, как простой потребитель, ты проживаешь жизнь, которая отведена твоему телу, твоему уму и всё, эти структуры потом сбрасываются. Если ты не усвоил глубинные уроки, то отправляешься на новый круг. Но, если ты занимаешься самопознанием, то появляется возможность этими телами управлять таким образом, чтобы вырваться за пределы кармы — причинно-следственной вереницы событий. Таким образом я это всё вижу.
Духовное развитие связано с физическим телом напрямую. Чем более проработанное тело, чем более оно «воспитанное», контролируемое и самодостаточное, тем выше можешь «прыгнуть» в просветление.
— Ответь вот на какой вопрос: в чём конкретно изменила тебя Йога? Я говорю о качествах.
— Если ты хочешь заниматься йогой с большой буквы, ты должен стать таким человеком, который готов ко всему. В том числе, нужна твёрдость духа, умение удерживать своё намерение, концентрироваться на вещах каких-то, самообуздание, то есть это те вещи (яма, нияма; 7 путей достижения и так далее), которые уже описаны во многих книгах — это отдельная тема. И без них никаким образом не представляется возможным в Йогу упасть. Потому что, если ты невнимательный, если ты не умеешь доводить дела до конца, то это всё распространяется на твою Вселенную, которую ты творишь. Каждый из нас — это целая Вселенная, которая формирует какие-то правила игры, согласно которым мы коннектимся, сливаемся в потоки, образуем школы, сообщества и так далее. Мы притягиваемся друг к другу по такому качественному признаку. Так вот, коль скоро меня вынесло в такую среду полуакадемическую, пришлось эти качества приобретать, где-то ломая себя о колено, с мясом отрывая от себя какие-то вещи, взращивать себя.
— Как тебе кажется, если бы не было в твоей жизни Йоги, ты бы всё равно поменялся?
— Я бы поменялся, но… Не знаю, я бы вообще дожил бы до тридцати или нет, прямо скажем… Откуда взялась жажда к самопознанию? Потому что в какой-то момент начало ломаться тело. Мозги направлены на Высшее, размышление об этом тебя накручивает и внутри всё «выжигает» постоянно, ты ломаешься, постоянно полуболезненный. Из-за интенсивности переживаний начинает страдать нервная система, ты становишься раздражительный, возникают всякие психосоматические явления.
— Мне интересно, какие переживания выжигают тело изнутри?
— Например, когда ты ещё не понимаешь всей глубокой сути Аксиоматики о том, что у других людей такое же высшее «Я», что мы не можем друг у друга забрать просветление. Ревность к тому, кто более просветлён, чем я, важничание «они тупые, а я-то тут «на йоге»… Вот это всё бьёт по телу. Если возникают страхи, ревность, жадность, начинаешь внутренне сжиматься, тело начинает думать, будто что-то ему угрожает. Постоянно пытаешься быть готовым к атаке, вдруг кто-то придёт и скажет, что этого всего нет! А ты начнёшь спорить, что всё есть… Боишься за свою точку зрения, боишься быть поглощённым другим сознанием — ещё не уверен в себе. Это всё заставляет очень сильно расходоваться внутренне, растрачиваться физически.
— Тело может не выдержать нашей глупости?
— Конечно. Школа очень много даёт в этом плане. Это не заметно посторонним, а старшие студенты столько в этом варятся, что перестают замечать. Хорошо чувствуют младшекурсники, особенно те, кто помоложе. Школа даёт ощущение защищённости. Есть такое понятие «принять прибежище в сангхе». Оно означает, что ты попадаешь в такую среду, где твоё мнение, как минимум, не ставится под сомнение, ему ничего не угрожает. Как максимум, оно поддерживается и развивается с известными поправками на процесс обучения, какие-то культурные ограничения, внутренние. И это очень влияет на самочувствие. Расслабляешься, меньше сил тратишь на защиту от непонятно чего, больше — на восстановление и развитие.
— Но нельзя же всегда учиться и быть защищённым кем-то другим? Ты сейчас пошёл на новый круг — аспирантуру. Наступит ли то время, когда ты отделишься от МОЙУ?
— Да. Я размышлял об этом. Помнишь, как в фильме «Железный человек»: «Человек в железном костюме, кто ты без него? Бизнесмен, филантроп, учёный…» И тут такая же история. Конечно, школа — это как яйцо, детский садик, куда ты попадаешь и защищённый растёшь. Приходит время, когда ты из него выходишь, но физическое действие тут не главное. Главное — внутреннее, ментальное, духовное отделение. Это очень нужно! Потому что, если ты без школы из себя ничего не представляешь как преподаватель, ты не сможешь преподавать долго. Я почти уже «вывалился» из школы в том плане, что я обрёл практическое, целостное знание, которое может быть самоподдерживающимся, на которое не влияют внешние вещи. То, что у нас называется: «нужно приобрести такое знание, с помощью которого ты будешь переоткрывать другие знания».
И я могу сказать, что это можно сформировать, если сделать всё от себя зависящее, хотя бы 4 года проучиться, если есть возможность, то отпреподавать ещё такое же количество времени. Я помню, специально взялся вести группу на третьем курсе, чтобы побыстрее. (Улыбается.) Меркантилизм — он уместен в некоторых случаях. Отчасти это было потому, что нужно было взять группу, никого больше не было, а отчасти из-за своих соображений о процессе обучения.
У нас ведь всё делается по принципу «окна возможностей». Даётся тебе возможность на год раньше всё это закончить — взялся, сделал. И я очень рад и счастлив, потому что я теперь не имею моральных обязательств по отношению к школе, каких-то жёстких, которые в себе же лично я взращивал какое-то время. Я понимаю, что, если бы не эти четыре года, когда мне люди передавали знания школы и я был в среде школы, я был бы, не знаю, как это прилично сказать… На дне, я так подозреваю. И я понимаю, что я должен школе. Кто-то сжал свою свободу для того, чтобы научить меня, и я так же должен вложиться в эту школу, чтобы знания не пропали.
— При этом тебя никто не обязывает. Это внутреннее ощущение долга?
— Конечно. Чувство долга формируется изнутри. Кто бы что ни говорил, если человек внутренне не мотивирован, если он 4 года «не приходя в сознание» проучился, его продолжать заставлять что-то делать бессмысленно. Можно мотивировать внешними способами — деньгами, например. Но это плохо работает. Поэтому, мы всех с чистой совестью отпускаем. Говорим: ребят, вот вы проучились, взяли, кто сколько может, всё, давайте… Не смотря на то, что школе всегда нужны преподаватели, а вменяемые преподаватели ещё более нужны…
— А вменяемый — это какой, Саш?
— Знаешь, есть такая поговорка: «Завёл семью, ходи туда…». Подписался быть преподавателем, пожалуйста, будь. На тот период времени, на который ты подписался, отыгрывай свою роль. Облако школы в этом помогает. Не знаю, как в двух словах описать. Есть преподаватели, которые не видят это так, как я.., опять же, у всех карма разная. Я никогда не осуждаю никого, просто всегда же хочется идеала какого-то… Вот этот идеализм во мне, он неискореним, наверное. (Улыбается.)…
Продолжение следует…
Респондент: Керигона
Корреспондент: М. Марси
Оператор: М. Марси
Текст набран: М. Марси
Редакция: О. Белоус, Е. Лакшми, Мирра
Главный редактор: М. Мирра
Куратор проекта: Керигона
- Если вы хотите БЕСПЛАТНО изучать Йогу на английском и русском языках в своём ритме, регистрируйтесь на Йога-курсах OPENYOGACLASS.COM, YOGAOPENYOGA.COM
- Если вы хотите получить дополнительную профессию преподавателя Йоги на английском и русском языках, включайтесь в подготовительную группу. Все подробности на сайте OPENYOGACLASS.COM .
- Если вы совсем не знаете, что такое Йога, но хотите узнать — обзорные материалы на английском и русском языках более чем по 30 видам Йоги на сайтах OPENYOGA.RU и OPENYOGALAND.COM .
- Расписание проектов Открытой Йоги на сайте OPENYOGA.RU в разделе “Календарь.”
- Чтобы приобрети печатный Альманах Журнала Открытой Йоги, пишите на почтуZubakovu@gmail.com
- Список тем для написания статей по ссылке.
- Если вы хотите ПОМОЧЬ делу распространения Йоги — подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и делайте репосты, чтобы максимально большое количество человек могло узнать об Открытой Йоге!
- По любым вопросам пишите по адресу OpenYogaJournal@gmail.com