Наше Я считает себя не тем, чем оно является, а считает себя своими проявлениями, подобно человеку, который считает себя своей тенью. Считая себя не тем, чем ты являешься, ты отождествляешь себя со своими проявлениями. Соответственно всё, что этим проявлениям угрожает, ты начинаешь воспринимать с антипатией, с неудовольствием, с ненавистью. Всё, что идёт на пользу проявлениям, вызывает положительное чувство. В результате возникает двойственность между кнутом и пряником, между тем, что нам кажется положительным и тем, что нам кажется отрицательным. С позиций нашего Я, не существует во Вселенной ничего положительного и ничего отрицательного. А вот с позиции ситуации, когда мы считаем себя своими проявлениями, уже вполне конкретно для нас возникают какие-то ситуации положительные или отрицательные. Наше проявление в виде энергии и сознания, которые с течением эволюции мы начинаем отождествлять со всё более усложняющимися телами, вплоть до тела животного и человека. По сути, ничего не меняется. Что такое тело? Тело это тот объект, через который наши проявления в виде энергии и сознания, наиболее сильно себя проявляют. Если что-то угрожает нам или способствует тому, что это проявление как-то сократится, это вызывает у нас негатив. Если наоборот, позволяет нам развернуться и жить припеваючи – это вызывает у нас позитив. Дальше начинается очень интересная игра. Вся ситуация приводит к тому, что у нас возникает разум. Сначала зачаточный разум в виде рефлексов условных, полу условных, не условных. Потом всё более и более в усложняющейся форме до уровня разума. Как только начинают проявляться первые принципы разума или хотя бы первые принципы ответной реакции на раздражители – уже можно говорить о зарождении страха. Поэтому и говорят о таком первобытном, первопричинном страхе, который возник с незапамятных времен.
Каждый из нас испытывал страх разной степени интенсивности. Есть легкий страх, есть страх такой, что кровь в жилах стынет, есть такой, что руки и ноги трясутся, есть страх, о котором даже подумать страшно. В любом случае, страх заставляет нас шевелиться. Заставляет нас что-то делать, либо чего-то не делать, он оказывает на нас влияние. Фактор страха является доминирующим в жизни любого существа до того момента, пока это существо не отточит свой разум. Мы отточили разум, а до того, как мы отточили разум – фактор страха был доминирующим на всей предыстории нашей эволюции в телах примитивных животных или более сложных. Это то, что заставляло нас двигаться или наоборот, не двигаться, как-то определяло стратегию нашего поведения. Это продолжалось очень долго. В результате действия страха возникли все остальные эмоции. Для страха нужно одно маленькое дополнительное условие – это предыдущий опыт, чтобы было с чем сравнивать. Чувство страха предполагает наличие опыта. Когда мы сталкиваемся с чем-то непонятным и неизвестным, в первую очередь, начинаем сравнивать это с предыдущим опытом. Если что-то новое хоть немного совпадает с негативным опытом, возникает страх, но если не было ничего, связанного с негативным опытом, то и страха не возникает. Страх – это когда мы прогнозируем, что будет негатив. В известной степени, реакция на надвигающиеся негативные изменения больше пассивная. Страх в своём изначальном проявлении больше пассивный: сидим и дрожим как мышки. Или живем по жизни и дрожим как мышки, ожидая, когда нас раздавят.
Дальше идёт интересная связка с гневом. На каком-то этапе эволюции понимаем, что нашим проявлениям идёт угроза из вне (энергии и сознанию) и как следствие нашему телу, а они сами по себе – фактор, с помощью которого можно хоть что-то делать. Мы начинаем делать резкие телодвижения или начинаем проявлять себя и реакция страха перерастает из страха в агрессивность, в гнев. По сути, это одно и то же: в случае страха мы просто боимся и пытаемся пассивно решить проблему, а в случае гнева – активно. Как вы понимаете, где-то в недрах гнева есть страх. В гневе есть ожидание негативного, в гневе есть отождествление со своими проявлениями, Майей, иллюзией. У человека, который осознал свое Я, исчезает чувство гнева. Человек в состоянии гнева находится на более высоком уровне развития, чем человек в состоянии страха. Хотя причины возникновения одни и те же. Поэтому люди компенсируют состояние страха вспышками неконтролируемого гнева, так им легче. Лучше проявить активность, чем трястись, понимая, что от тебя ничего не зависит.
Йога призывает: друзья, энергию вашего страха и ничего неделанья (вам страшно и вы сидите и ничего не делаете, дрожите, боитесь) уж лучше превратить в энергию гнева: что-то сделать, изменить к лучшему. Понятно, что и гнев тоже иногда до добра не доводит, мы начинаем переступать черту дозволенного, но это выше, чем пассивный страх ничего не делания. Эволюция поднимает нас со ступеньки на ступеньку. Эмоции эти отрицательные, гнев и страх – плохие друзья до тех пор, пока гнев мы не заменим более высшей эмоцией, высшую эмоцию еще более высшей.
По материалам семинара “Наше Я, страх и гнев” от 18.11.2008, автор Вадим Опенйога