У слова янтра огромное количество значений. Как, в общем-то, практически со всеми словами в йоге, пришедшими из санскрита. И один из наиболее расхожих способов перевести слово янтра – это слово инструмент. Для того чтобы лучше понять, причем здесь инструмент, это инструмент для работы со зрительными образами.
Янтра йога построена на нашей способности – видеть. Если вы сталкиваетесь с чем-то прекрасным, вы любуетесь каким-либо произведением искусства, скульптурой, произведением живописи. Вы невольно переключаете свой разум в совершенно необычную для него такую плоскость деятельности. Т.е. воздействие зрительных образов, оно не сводится только лишь к передаче какой-либо информации. Т.е. что-то увидел – распознал – понял.
Йога говорит, что вся наша жизнь, она неявно подвержена воздействию тех форм, которые нас окружают. Скажем, обстановка ваша в доме или, допустим, вы живете в городе, как устроен этот город: широкие улицы или узкие? Какой формы здания? И вот это все вместе невольно воздействует на человека. Невольно, даже не обращая внимания, мы реагируем на окружающий ландшафт при помощи зрения.
И янтра йога нас учит о том, что воздействие того, что мы видим не такое слабое и безобидное. Т.е. действительно, какие-то образы могут подтачивать нашу психику из-за постоянного напряжения. В то же самое время, какие-то другие образы могут способствовать восстановлению душевного равновесия и более адекватно воспринимать окружающий мир и как следствие быть более успешным. Ну, понятно, если вы с четким таким умением держать себя в руках сталкиваетесь с той или иной проблемой, вы решаете ее гораздо успешнее, нежели вы как загнанный зверь в этом лабиринте или как еще их иногда называют каменные джунгли. Вы и так всего боитесь, а если сталкиваетесь с какой-то жизненной проблемой, то на ее решение накладывается вот этот вот невидимый подсознательный прессинг тех образов, которые вас окружают.
Боле того, как учат такие более высшие разделы йоги, каждый зрительный образ, который мы видим, оставляет некий отпечаток, как утверждается, на поверхности нашего разума. Т.е. такой штамп, клеше. И все, что мы видим после этого, мы начинаем где-то воспринимать через этот штамп. Если мы с детства видим только лишь одно уродство, какие-то явно не гармоничные диспропорции каких-то фигур. То, безусловно, со временем мы привыкаем к этому. Отрицательное воздействие есть, безусловно, но мы привыкаем к этому отрицательному воздействию. Но иногда страшно другое, что когда мы сталкиваемся с чем-то действительно гармоничным, то наше восприятие этого гармоничного происходит через призму вот тех уродливых форм, которые мы видели до этого.
Поэтому вот такой на первый взгляд психологический фактор в янтра йоге очень важный. Важна не только лишь геометрия янтры, которую вы, может быть, там увидели где-то в книжке, а важно то, чтобы вы воспроизвели янтру из себя или воспользовались такой же янтрой, которую воспроизвел из себя тот или иной художник, мастер и т.д. и т.п. Поэтому одна и та же геометрическая картинка может, как работать, так и не работать.Подобно тому, как одно произведение искусства вдохновляет всех и делает лучше, добрее, чище, а другие пытаются скопировать, делают, а в результате никакого отклика. Поэтому вот такой личностный аспект в науке янтра йоге, это краеугольный камень в том, чтобы вы действительно смогли воспользоваться потенциалом этой науки.