— Здравствуйте! Это проект Международного Открытого Йога Университета — «Открытый Йога Журнал». Более подробно об Открытой Йоге на сайте openyogaclass.com. Меня зовут Иван Смирнов, я корреспондент Открытого Йога Журнала. Мы находимся в виртуальной студии Открытого Йога Журнала. У нас в гостях Константин Умнов.
Студент, преподаватель, магистрант
— Костя, привет! Расскажи о себе, о своей учёбе в МОЙУ (Международный Открытый Йога Университет).
— Не будем вдаваться в подробности, скажем: пришёл в Международный Открытый Йога Университет в 2015 году как студент и с тех пор обучаюсь, сейчас это уже магистратура. Каких-то нюансов личной жизни касаться не будем.
— Хорошо, тогда скажи, какая роль у тебя в МОЙУ? Чем ты занимаешься?
— Если формально, сейчас вспомню по отчёту: куратор отдела PR, куратор отдела IT, куратор карма йога работы, куратор корпоративной йоги, на ряде сайтов выступаю в роли технического администратора и ещё как участник в ряде направлений. Естественно, как многие, начинал с Тантры, с Триады, как карма-йог и как куратор и до сих пор остаюсь в этом проекте.
— Такой вот вопрос у наших зрителей возник: с какой целью люди приходят учиться в МОЙУ? Конкретно ты зачем пошёл учиться, всё-таки это 4 года? И оправдались ли твои ожидания по повод университета?
— Сложный вопрос. Во-первых, все приходят с разными целями. Как в своё время сказал Вадим Опенйога, люди в йогу приходят, когда что-то сложное в жизни случается. Не у всех так, но у многих. Что касается меня, то было так: в какой-то момент захотелось стать инструктором йоги, наверное, потому, что сам йогой долго занимался. Сам практикую — почему бы не стать инструктором?
— То есть у тебя была личная практика до поступления, правильно я понимаю?
— Да, много лет была личная практика, но не систематичная. Посетив занятие в МОЙУ, я понял, что у меня не практика была, а ерунда полная (смеётся), но тем не менее я что-то делал и считал, что занимаюсь йогой. Захотел стать инструктором, погуглил, нашёл ряд сайтов, попал на сайт openyogaclass.com и сразу же ушёл, потому что сайт несовременный и абсолютно меня не зацепил. Но потом жизнь изменилась, возникли трудности, прошло где-то полгода, я вспомнил о том, что хотел стать инструктором йоги, снова обратился к интернету и попал тут же на сайт МОЙУ, узнал его и на этот раз остался. То есть я ничего специально не искал, просто зашёл на сайт, как будто сам Абсолют меня вёл.
Ожиданий не было никаких вообще. В первый раз я хотел быть инструктором. А когда уже второй раз попал на сайт МОЙУ и приступил к обучению, не было желания стать инструктором почему-то, я до сих пор не могу понять, что или кто привёл меня в МОЙУ.
— Хорошо, а не жалко было потратить 4 года на обучение?
— Что значит потратить? Это же не армия! Кто служил, тот поймёт. Я служил, и я помню, как это, когда ты на 2 года вырван из обычной жизни. А здесь жизнь-то продолжается!
— Кто-то может сказать: хочется инструктором быть, но 4 года — это же так долго! Сложно принять такое решение.
Не жалко времени
— Лично у меня на тот момент уже исчезло желание быть инструктором. Когда я пришёл учиться, я просто понял, что это то, что мне нужно, во что можно углубиться. А сейчас, когда эти 4 года прошли, я могу сказать однозначно: «Нет, не жалко».
Эти 4 года, если говорить о цели стать инструктором йоги, то это колоссальный отрыв от всех ускоренных курсов подготовки
Теперь, когда я веду занятия, я вижу, что инструкторы и преподаватели йоги, особенно те, кто получил сертификат на коротких курсах подготовки инструкторов за 3 месяца или даже полгода, очень не уверены, они боятся, какие-то запуганные. Когда я был на занятиях у этих инструкторов, заметил, что они абсолютно несвободны, и это чувствуется. Это не ведение занятий, это не ведение йоги. А мы в МОЙУ настолько всем этим пропитываемся…
Есть шаблон ведения занятий, в котором прописаны асаны. Они есть в любой школе, на любых курсах. А когда ты окончил четырёхлетнее обучение, тебе уже и шаблоны не нужны, поскольку у тебя много личной практики, учебно-практические занятия два раза в неделю, как минимум. Ты уже сам смотришь на людей и видишь, кто в зале, что им сейчас надо. Легко, свободно, без всякого страха. Поэтому эти 4 года, если говорить о цели инструктора, это колоссальный отрыв от всех ускоренных курсов. Хуже всего, что такие инструкторы страдают от отсутствия общения, отсутствия своей школы, единомышленников. Есть чаты инструкторов в Москве, там постоянно пишут: давайте встретимся, давайте пообщаемся, хочется что-то по йоге обсудить, поговорить, посоветоваться не с кем и так далее. Поэтому это еще один плюс нашей школы, очень важный — единомышленники.
Свобода и правила
— Ты затронул момент касательно свободы… В любом университете есть прописанные правила, в МОЙУ у нас они тоже есть, да и в самой йоге подразумевается соблюдение некоторых принципов. Но ведь глобальная цель Йоги — это расширение Свободы, ведь так? Соответственно, не давят ли на студентов какие-то чрезмерные правила?
— Как ты правильно сказал, в любом сообществе есть правила. Без правил в принципе сообщество не может существовать. Потому что мы все люди, у всех нас разная карма, разный уровень самоосознанности, всё разное. Без правил, что называется, «кто в лес, кто по дрова». Даже в ашрамах в Индии также есть правила. Ещё раз повторю: мы все разные, у нас у всех разные и возраст, и пол, и социальный статус, даже, не побоюсь этого слова, уровень интеллекта, уровень культуры. И нас как-то надо объединить, чтобы мы в одном понятийном поле были, чтобы нам было друг с другом комфортно взаимодействовать, чтобы мы сами знали, чего ожидать от другого. Это нормально, это современно, цивилизованно.
Прежде, чем научиться управлять другими, нужно научиться быть управляемым, подчиняться
В Раджа йоге сказано: прежде, чем научиться управлять другими, нужно научиться быть управляемым, подчиняться. Это также определённый фильтр: если человек не готов, если он из разряда, как у нас говорят, космически-мистических, к космосу подключается, третий глаз открывает и так далее — такие люди не выдерживают правил, ограничений определённых. У нас нет таких людей. Мне кажется, они и не нужны школе Открытой Йоги.
— То есть получается для того, чтобы увеличить свою свободу, нужно сначала научиться подчиняться определённым правилам?
— Да, конечно, сначала мы проходим этап глупости, потом этап логики, потом сверхлогики. Всё идёт поэтапно, и перескочить вряд ли получится, если ты не Учитель какой-нибудь.
Сердцу не прикажешь
— Раз уж мы заговорили о правилах, в школе Открытой Йоги существует рекомендация не строить отношения во время обучения, но, как я знаю, ты нашёл себе жену в среде школы… Значит ли это, что ты нарушил правила? И для чего тогда, на твой взгляд, существует такая рекомендация — не строить отношения?
— Ты же правильно сказал, здесь рекомендация больше. Все правила в йоге — это больше рекомендации. Для чего существует рекомендация? Мы же не клуб знакомств! Мы — сообщество единомышленников, собранных во имя одной цели: изучать и распространять йогу. У нас не тусовка, не клуб. Мы единомышленники, и цель у нас одна. И, чтобы не отклоняться от цели обучения, есть правила, чтобы держать людей, так сказать, в рамках, с одной стороны. С другой стороны, мы все люди, сердцу не прикажешь, и если ты кого-то встретил, полюбил, то почему бы и нет? А я как раз таки и встретил свою единственную, свою богиню Шри.
— Но всё же касательно вот этой рекомендации, раз она существует, значит, зачем-то нужна?
— На любом предприятии есть охрана труда. Она написана кровью, как говорят. Случился какой-то инцидент, и новый пункт туда добавили. Упал кирпич на голову, человеку плохо стало, появился пункт в охране труда: ходить по стройке в каске. Так и здесь, все пункты йоги Обучения составлены на основе инцидентов. Школа существует не первое десятилетие, на основе прошлого опыта создаются вот такие правила.
Карма
Мы изучаем йогу, практикуем йогу — это позитивная карма на данный момент. А если соединяются два человека, формируется союз двух людей, это совсем уже иная карма, как правило, разворачивается. И так бывало, например, что люди встретились, полюбили, всё, жить без тебя не могу! Но проходит месяц-другой, и они разошлись по тем или иным причинам. И в этом случае минимум один уходит из школы, а иногда и оба. А это плохо для школы, потому что человек учился год, другой, школа в него вкладывалась, он сам вкладывался. Он потенциальный распространитель знания йоги, а тут из-за того, что некий виток кармы произошёл, что-то случилось, он йогу и бросил.
Когда мужское и женское включается, уже никакие правила школы йоги и даже никакие законы государственные не работают
Человек может йогу бросить, могут быть склоки, скандалы на этом фоне. Когда мужское и женское включается, здесь уже никакие правила школы йоги, даже никакие законы государственные не работают. Человека несёт, и когда включается МЗПР (механизм защиты продолжения рода), всё что угодно может происходить. Это очень сложный момент, поэтому есть отдельный проект в школе Открытой Йоги — Триада. Вот там, может быть, когда-нибудь возникнет некое место, где будут знакомиться люди. Но в рамках именно школы Открытой Йоги рекомендуется, чтобы люди шли в одном направлении ради одной цели хотя бы, как минимум, 4 года, чтобы закончили обучение и могли нести йогу дальше. А дальше уже как решат…
— То есть получается, эта рекомендация работает как некий предохранитель, правильно?
— Да, всё верно.
Родовая Йога
— Наша школа Открытой Йоги относится к родовой школе йоги. А что такое Родовая йога? Какие она несёт в себе идеи, цели? И как семья может помочь человеку духовно самосовершенствоваться?
— Легче о Хатха йоге говорить, каких-то моментах из области физического мира, что можно ощутить. Родовая Йога — тема очень сложная. Один человек спрашивал: «Родовая йога — это йога для родов? Для женщин что ли, чтобы рожать?» (Смеётся). Вопрос очень сложный. Если бы я общался с человеком не в формате интервью, я бы ответил: «Openyogaclass.com — там всё про Родовую йогу есть». Потому что ты всё равно не сможешь сказать о Родовой йоге так, как Вадим Опенйога.
Что такое Родовая Йога? В Ведах говорится, что жизнь должна продолжаться во что бы то ни стало и несмотря ни на что. Даже несмотря на йогу, которую ты практикуешь. Жизнь должна продолжаться — это самое первое, самое святое. Есть даже такой пример в первоисточниках по йоге, что человек всю жизнь практикует, практикует йогу, доходит до какого-то этапа и упирается в стену, а дальше нет никакого продолжения, нет никакого прогресса. И тогда это может говорить о том, что им недовольны предки.
Если предки тобой недовольны, то успеха в йоге не будет
Может быть, стоит посмотреть в эту сторону — в сторону Родовой йоги, потому что если предки тобой недовольны, то успеха в йоге не будет. Максимум, чего ты достигнешь, например, на голову встанешь, в лучшем случае чуть-чуть поправишь своё здоровье и тело, но не более того. Мы в йогу пришли не для того, чтобы растяжку улучшить или на шпагат научиться садиться. Это не цель йоги. Двигаться дальше к настоящим серьёзным целям без Родовой йоги, без воспитания своих детей либо помощи другим детям, в принципе, как считается с точки зрения Родовой йоги и нашей школы, невозможно. В наше время это очень сложная тема — отношения между мужчиной и женщиной, а уж о Родовой йоге, детях, говорить ещё труднее.
— Родовая йога занимается вопросами семьи и детей, правильно? Также у нас говорится, что мы воспитываем своих Учителей и учимся у них же — это тоже позиция Родовой йоги?
— Моё мнение, что основная цель в другом: исправить наши стереотипы, такие как: дети — это помеха йоге, дети — это помеха для жизни или, как сейчас модно говорить: «Как же я буду путешествовать, а как же я поеду на Бали, на Гоа или во Францию, если рожу ребёнка?» В первую очередь нужно сломить этот стереотип, что дети — это помеха.
Дети — лучшие учителя, которые научат тебя терпению
Наоборот, дети — это помощь, и да, дети — это твои Учителя, которые тебя будут учить. Это, по-моему, лучшие Учителя, которые научат тебя терпению и как не раздражаться. У некоторых людей не получается иметь детей или семью по тем или иным причинам, это ладно, но бывает так, что вроде всё есть, а человек сопротивляется: дети — это не моё, они мешают карьере, мешают зарабатывать деньги, мешают йоге, мешают тому и тому…
Вот есть Ньяса йога, где прикосновения в 7-10 раз ускоряют рост в йоге, она работает как катализатор, а Родовая йога даёт на порядок больший шанс продвинуться на пути йоги, на пути своего духовного совершенствования, эволюции.
— То есть это некая возможность взглянуть на йогу с другой стороны?
— И на йогу, и на жизнь вообще. Я даже по себе могу сказать, что когда у меня родился ребёнок, у меня в принципе вся жизнь сильно изменилась.
— Я знаю, что ты в своё время участвовал во многих проектах Университета. Какие из них тебе было интересно поддерживать и продвигать в МОЙУ?
Тантра йога
— На самом деле, самый важный проект — это Триада, потому что это то, с чем у всех есть проблемы. У меня второе образование — психология, и как нас учили, у всех с этими (взаимоотношениями) есть проблемы. Это, наверное, самое важное, самое главное и самое сложное, потому что вообще никто не знает, как этот проект продвигать далее, как рассказывать о нём людям: с одной стороны, не по́шло, а с другой — научным языком доносить. Наверное, это самое сложное, самое интересное, как для меня лично, так и с точки зрения продвижения проекта.
— Тогда скажи в двух словах, что это такое — Йога Триады?
— Йога Триады, в первую очередь, связана с Тантра йогой. Тантра — это взаимоотношения мужчины и женщины. Здесь йога, как наука, изучает взаимоотношения мужчины и женщины со стороны всех возможных аспектов, начиная от общения, флирта, танца, от такого простого взаимодействия до каких-то глубоко интимных моментов. Кстати, Родовая йога — это по сути основа Тантра йоги и основа Триады. Потому что в первую очередь дети и семья, а потом уже всё остальное.
Работа с эгоизмом
— Раньше на лекциях ты дарил студентам книги, подписанные ректором университета. В чём была идея этих наград? Как ты считаешь, насколько важно благодарить людей?
— В школе Открытой Йоги мы все выполняем карма йога работу, мы строим некоммерческое образование, общество единомышленников. Мы сами поддерживаем всё, что есть в нашей школе. Наши сайты, проекты, практики, спецзанятия и так далее. И очень часто вы можете делать здесь очень много работы, очень важной работы, серьёзной работы, но она остаётся никем не замеченной. С одной стороны, это и не важно, поскольку вы это делаете для себя с точки зрения Карма йоги (почитайте Вивекананду, у него есть хороший труд по Карма йоге, очень короткий, но очень доходчивый). Вы делаете работу для себя. Но, тем не менее, хорошо, когда хоть как-то замечается работа человека и его вклад, и он получает какое-то вознаграждение. Речь не о больших финансовых поощрениях, а просто, чтобы похвалили, перед лекцией сказали пару слов хороших. Это правильно. Это с одной стороны.
Второй момент то, что это очень хорошо помогает нам всем в дальнейшем, когда мы начинаем углубляться в йогу, «Йога-сутры» Патанджали разбирать, к примеру, то начинаем понимать, что по сути это клеши (санскр. — мучения, отягощения), которые нас тянут назад. Меня, например, похвалили, меня заметили, похлопали, вручили, сразу моё Эго раздулось. И ты понимаешь уже потом, спустя время, что эти клеши не дают тебе развиваться, они мешают. Нужно учиться к этой похвале не привязываться, абстрагироваться от неё, чтобы она не задевала ни твои амбиции, ни твоё Эго. Это сложно, и, чтобы этого достичь, нужны десятилетия, даже жизни практики. Тем не менее, надо к этому идти, надо к этому стремиться. По моему мнению, это ещё один способ работы над собой.
Благодарность — это некая разновидность добра
— А вот вообще, в жизни, людей благодарить насколько важно?
— Благодарить абсолютно необходимо. Это, по сути, как йога. Йога — это в мир нести добро. Благодарность — это некая разновидность добра. Поэтому поблагодарить за что-то человека крайне важно, необходимо.
— Что бы ты хотел сказать тем, кто собирается бросить обучение? Есть ли какое-то напутствие для них?
— Нет никаких универсальных советов. Сложно сказать. Многие студенты хотели бросить, но, оставшись в школе, закончив 4 года или продолжив обучение в магистратуре или в аспирантуре, очень благодарны тому, что остались, что смогли пережить кармический негативный всплеск, перемолоть его, отработать, перепрактиковать, как угодно. Почему человек иногда всё хочет бросить? Что-то случается, и вдобавок ко всему «вот ещё этот МОЙУ, эти отчёты, эти обязаловки и правила, УПЗ, СЗ…», он машет рукой, потому что это тяжело. Но это — та же йога, нужно держать себя в руках, так появляется привычка работать над собой.
Вообще, за первый месяц, за первые полгода очень сложно понять, правильно ли ты выбрал, но, как правило, людей что-то держит. Если человек начинает смотреть не на какие-то внешние ситуации, не спрашивать совета у других, а смотреть внутрь себя, быть осознанным, приходят нужные решения. Когда ты учишься, когда ты практикуешь, когда ты изучаешь йогу, что у тебя рождается внутри? Есть ли какие-то тонкие ниточки, тонкие чувства? Если они есть, то, наверное, надо остаться, наверное, это твоя школа.
— Спасибо большое, Костя, за это интервью. Я напомню, что в гостях у нас сегодня был Константин Умнов. Меня зовут Иван Смирнов. Если вы хотите бесплатно изучать йогу и стать преподавателем йоги, регистрируйтесь на сайте openyogaclass.com. Если у вас возникли какие-то вопросы к нам, то пишите нам по адресу openyogajuornal@gmail.com. Всего хорошего!
— Спасибо тебе! Да будут все живые существа счастливы!
Интервьюер: Иван Смирнов
Набор текста: Алина Королева
Редакция: Анастасия Андрейченко, Евгения Агни
Главный редактор: Мирра
Куратор проекта: Керигона