Майя-неведение.

Именно Майя ответственна за незнание, именно Майя является тем покрывалом, которое умудряется сочетать не сочетаемое – с одной стороны, тот факт, что мы с вами обладаем могущественным знанием, а с другой стороны прибываем в неведении и страдании. Под словом Майя, эмоционально ставят знак отрицательный. Что-то такое, что надо преодолевать. 

Мы видим только отрицательную сторону Майи. Майя не имеет ни отрицательной, ни положительной стороны. Майя это тот инструмент, тот кирпичик, с помощью которого весь этот мир был создан, во всем его грандиозном многообразии. Именно Майя в этом смысле ответственна за уникальность каждого из нас и уникальность тех наших условий жизни, стремлений, которые есть у нас. Даже больше можно сказать, не будь Майи, не было бы нашего проявления как такового. Не было бы понятия жизни вообще!

Приведу пример: когда мы идем и видим змею на дороге, а на самом деле никакой змеи нет, есть веревка, которую кто-то случайно на дороге забыл. Но мы видим в ней змею. Или другой пример, когда мы идем ночью и видим за поворотом, сидит разбойник, подходим ближе, а это оказывается куст. Сама возможность интерпретировать объект в другом свете, не в том, в котором он есть на самом деле, это и есть принцип Майи.

Майя это то, что прячет от нас истинное. Согласно учению йоги, мир представляет собой Абсолюта, который спрятан за Майей. Вокруг себя посмотрите: на стены, потолок, на все, что вас окружает, вы видите кругом Абсолюта, но вы его не видите, потому, что он прячется за Майей. Это концепция того, что все вокруг живое, все абсолютно живое и деревья и предметы и люди, все является Абсолютом, только мы его не видим. Мы видим отдельные предметы. Та вещь, которая заставила единое видеть множественным, называется Майя. Только лишь такой инструмент как Майя может гарантировать свободу воли! Без майи было невозможным создать наше Я, создать индивидуальность и все последующее духовное развитие.

2008.12.27. Введение в аксиоматику йоги. “Майя”. Часть 1-я. (Вадим Запорожцев)