Если мы проанализируем древние сказания, древние ведические мифы, мифы, связанные с историей жизни, мы увидим, что образ жизни людей в древности, мог быть самым разным. Потребности были у людей не особо замысловатыми. Большое количество йогов и йогинь жило вне социума в лесах, питалось плодами и кореньями, которые в этих джунглях произрастали. Одежду себе делали из самых разных подручных материалов, которые также были в том месте, где они жили. Жильём для них служили иногда пещеры, иногда хижины, которые они строили самостоятельно.Такой человек мог уединиться на несколько лет от всего социума и более или менее жить, иметь еду для питания, кров для ночлега и минимальный набор жизненно необходимых предметов.
В то же самое время, другие йоги придерживались прямо противоположной стратегии выживания – они селились вместе с остальными людьми внутри социума. Некоторые из них исполняли те или иные обязанности, налагаемые социумом. Многие люди, создавшие, в том числе и Упанишады, занимали иной раз ответственные посты в обществе. Вели вполне современный на тот момент образ жизни древнего индийского общества. У них уже было и с жильем немного лучше, и продукты питания составляли не только лишь те плоды и коренья, которые они добывали, но также и продукты земледелия. И, конечно же, самое главное – продукты животноводства, молочные продукты. Всё то, что давала корова. Только лишь по этой причине со временем образ коровы, как священного животного, столь сильно закрепился во всех мифологических сказаниях, обрядовых действиях или философских размышлениях. У них было получше с продуктами, с досугом, с жильём, с одеждой. Были даже предметы роскоши, удобства. Т.е. человек мог заниматься йогой, живя вполне современным на тот момент образом жизни.
Наконец, была третья группа людей, которые чередовали проживание в социуме с проживанием в уединённых местах. Они имели привычку перемещаться постоянно, не задерживаясь надолго на одном месте. Такой человек мог приходить в то или иное поселение, какое-то время там жить, затем, по прошествии времени, отправляться дальше и бродить по каким-то намеченным маршрутам, питаясь подаянием во время такого передвижения. И такой человек мог уединяться в каких-то недоступных джунглях и переходить полностью на подножный корм. Такая жизнь на Востоке и в Индии в те времена не считалась чем-то зазорным, постыдным или принижающим статус. Как правило, жили таким подаянием изначально в своей массе люди весьма духовные и достойные, а не тунеядцы. Можно было заниматься йогой, ведя самый разный образ жизни, при этом не умирать с голоду, жить аскетично, но выживать. Следует помнить, что климатические условия достаточно приятные в странах Востока, нет такой проблемы, как зимние долгие холода. Соответственно, нет необходимости иметь серьёзное жилье с обогревом этого жилья. К тому же жаркий климат сокращает потребность человеческого организма в пище, и странствующий йогин мог вполне обходиться горсточкой риса в день, считая, что он полностью обеспечен всеми необходимыми продуктами питания. В то же самое время, если вы живёте на Севере, то потребность вашего организма в пище существенно возрастает. Итак, никаких суровых ограничений в плане образа жизни древних йогов и йогинь не было, и каждый выбирал себе только лишь тот, который наиболее соответствовал его задачам духовного самопознания. Сталкиваясь с этими задачами, человек обнаруживал разные недоделки внутри себя. В частности, люди, которые чувствовали очень сильную зависимость от окружающих их предметов роскоши или людей, понимали, что их окутывает эта сеть ассоциативных связей, как паутина, не дающая им вырваться из привычного образа мышления, и тем самым этот факт затруднял духовные медитации. Они были склонны принимать на себя эти образы жизни, где они должны были странствовать или жить в уединённых местах. Когда странствуешь, то чисто физически никакие пожитки с собой унести не можешь, поэтому приходится от них отказываться. И тем самым, рвутся какие-то шаблоны мыслей, привязывающие нас к каким-то вещам. Наоборот, другие люди, которые не имели такой проблемы, вполне могли оставаться в социуме, не испытывая никакого по этому поводу дискомфорта. Они могли в своей медитации настолько забыться, сидят ли они в своем дворце или на опушке леса каких-нибудь непроходимых джунглей. Т.е. столько, сколько есть разного рода ограничивающих факторов внутри нас, отвлекающих нас от йоги, столько же есть у нас разных образов жизни, подходящих в каждом конкретном случае. Более того, человек мог в течении жизни их менять. До нас доходят некоторые упоминания о таких предписанных этапах или вехах, которые имело смысл пройти. Суть заключалась в том, что очень хорошо какую-то часть жизни прожить в социуме, быть преуспевающим в социуме, чтобы этим обеспечить возможность более высокого уровня жизни родных, близких, знакомых, а также государства, в котором ты жил. Как следствие, было больше возможностей давать то же подаяние странствующим йогам и йогиням, больше возможностей для посвящения себя чему-то духовному для большей массы людей. В то же самое время, в какой-то период времени этот же самый человек мог несколько лет прожить в полном уединении, питаясь подножным кормом, всячески практикуя аскетизм, ничего не употребляя лишнего. Третий период жизни он мог странствовать по каким-то святым местам, по местам силы, по каким-то Учителям. Йога не предписывает какой-то жесткий, регламентированный образ жизни, каждый вырабатывает его сообразно своим духовным задачам.
По материалам лекции “Откуда йогу взять деньги” от 17.07.2010 г., автор Вадим Опенйога