Первый принцип йоги или сверхлогики в йоге – не причинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости – это принцип доброты. Обычно мы тянемся к людям добрым, а люди злые нас отпугивают. Очень удивительно, ведь формально, этот принцип не имеет отношения к йоге. Йога – это вполне конкретная методика самопознания, с описаниями как человек сделан, как шла эволюция, с конкретными упражнения. А быть добрым, если поразмыслить хорошенько, вещь совершенно нелогичная. Собственно говоря, а почему я должен быть добрым, почему мне не быть самым злым на свете? С позиции логики нет никаких оснований быть добрым, наоборот, если подходить к этому вопросу с точки зрения логики, есть все основания быть самым злым на свете, сегодня отрывайся по полной программе, а завтра будь, что будет. Говорят про кары небесные, про рай, про ад, а кто знает, кто видел, кто оттуда вернулся? В плоскости кармы нельзя обосновать доброту, потому что йога говорит – доброта сверхлогична, она выше, чем карма. Вот иногда говорят: «Человек от природы добрый», человек от природы добрый – это человек от природы мудрый, это человек от природы искушенный, это человек от природы высоко поднявшийся в своём духовном развитие, потому что он прожил уже не первую жизнь. И как учит нас йога в момент смерти и следующего рождения мы не помним предыдущей жизни, стирается всё, кроме некоего отношения к жизни. А что есть доброта, как не отношение к жизни, как не позитивное отношение к жизни?
Добрые люди – мудрые люди. Люди добрые от рождения, это с точки зрения те люди, которые очень сильно духовно искушены. У такого человека совершенно может не быть никакого образования, он может совершенно не разбираться ни в философии, ни в йоге, ни в науке, ни в высшей математике, вообще ни в чём, он может не преуспевать ни в бизнесе, ни в политике, но может быть наделен от природы добротой. И йога поэтому поводу говорит, что этот человек более высоко стоит по своему духовному уровню, чем умник, который может и санскрит тебе по памяти цитировать и тексты философские приводить в пример и умничать на все моменты, но если его сердце холодное и твёрдое, как камень и ничем его не пронять, если он эгоистичный и себялюбивый, то это всего лишь упаковка, и стоит только лишь немножко измениться условиям, как это всё мгновенно слетает. В то же самое время человек добрый, пусть без развитого разума, без развитых чувств, без развитых способностей, но у него есть внутренний потенциал, внутренняя энергия и если он примет решение: «А вот бы сейчас не плохо своим интеллектом заняться», то такой человек очень быстро достигает каких-то высот, потому что у него есть более важный принцип внутренне ядро, внутренняя доброта.
Получается такой замкнутый круг – йога даёт могущество, в йоге могущества можно достичь, только если ты ей занимаешься и если, занимаясь ей, ты придерживаешься первого и второго принципа йоги. А тот факт, что ты придерживаешься первого принципа йоги, говорит о том, что ты уже искушенная душа, что ты уже в прошлой жизни практиковал нечто подобное. Получается, что в йогу приходят и достигают успеха в йоге только добрые люди.
Любая система йоги начинается с первого и второго принципа в йоге. Самый первый принцип – это принцип доброты – это принцип не причинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Но йога не была бы столь знаменита и столь действенна, если бы она не обладала конкретными рекомендациями и конкретными указаниями. Какое бы указание по йоге не получили, у вас есть пробный камень. Проверить – йога это или не йога, правильно ли понято это указание или не правильно – это первый принцип йоги. Конечно же жизнь гораздо сложнее, есть наш долг и там будет страдающая сторона, если мы исполняем свой долг, но если этого нет, то может быть здесь что-то неправильно переведено с санскрита или этот гуру, который с Луны свалился, чего-то недопонял – нельзя однозначно сказать, везде надо разбираться. Но сухой остаток йоги – это ДОБРОТА, доброты должно быть больше и больше, если её всё меньше и меньше, то имеет смысл призадуматься: «А йога ли это?». Во всяком случае с точки зрения теоретической йоги, если есть нарушение первого принципа йоги, то это не йога.
По материалам семинара “Принцип сверхлогики в йоге” от 18.11.2008, автор Вадим Опенйога