Как часто мы слышим фразы типа “Это тебе не игрушки!” или “Игра не стоит свеч!”? А стоит ли относиться к жизни столь серьёзно? Примеряя разные роли, становимся ли мы другими, или наша личность остаётся неизменной? В какие игры стоит, а в какие не стоит играть?
С самого раннего возраста ребёнок пробует подражать взрослым. В течение жизни мы играем разные роли: сына – дочери, мужа – жены, начальника – подчиненного, матери – отца. Играя с рождения, мы утрачиваем понимание, чем мы являемся на самом деле. Мы считаем, что роли, которые мы себе присваиваем и есть мы сами.
Хотя изначально младенец чист — в потенциале он может играть любую роль: богатого или бедного, здорового или больного, имеющего дом или бездомного. Ребёнок может осваивать всё новые и новые роли, в зависимости от условий, в которых он будет находиться.
Осваивать новые роли и отыгрывать их на сцене помогает театральное искусство. Оно развивалось неотделимо от общества и человеческой культуры, отражало реалии жизни общества и было призвано направить зрителя, передать некоторый опыт. Зритель, почувствовав невербальный посыл актёров, вдохновлялся на подвиг или избегал ошибок в будущем. Если он находил отражение реальной жизни на сцене, то спектакль производил сильное впечатление.
Йога и актёрское мастерство
Мы помним, что видов Йоги существует столько, сколько существует проявлений жизни человека. И, безусловно, проявление человека на сцене завораживающее и прекрасное! Направление, включающее в себя основы театрального искусства, называется Натья йогой. А древнейшим текстом, описывающим особенности Натьи, считается “Натья-шастра”, в переводе означающая “Чтение о драме”. Это один из крупнейших и древнейших трактатов по театральному искусству и теории драмы и музыки.
Авторство приписывают индийскому мудрецу Бхарате, который повествует о том, как он получил Натьяведу от Брахмы. Чтение было взято из Ригведы, пение из Самаведы, представление из Яджурведы и чувственная составляющая из Атхарваведы. Так, в виде танца и актёрской игры должно было передаваться представление состояния трёх миров. Эта Натьяведа “учит долгу и любви, сообщает мужество и даёт развлечение”.
Театр представлял собой храм мудрости!
В отличие от других Вед, Натьяведу можно было изучать даже самому низкому сословию — неприкасаемым. Простым языком, танцем, жестами и мимикой объяснялись сложные аспекты мироздания. Целью создания театра было вызвать интерес зрителей к личности, вопросу, процессу, философии. Неприкасаемым было сложно сконцентрировать своё сознание на изучении сложных Вед. А актёрская игра завораживала, притягивала и приносила много удовольствия. Так усваивалась мудрость!
Чему нас учит Натья йога?
Умение меняться — важное средство для борьбы с нашим неведением. Как хороший актёр, меняющий образы один за другим, так и мы, примеряя разные роли, осознаём, что то, что мы считали постоянным, таковым не является. Так происходит разотождествление с различными нашими проявлениями. Мы перестаём “цепляться” за них и подходим к осознанию нашего Высшего Я, которое стоит над всеми качествами и масками.
Отделяя области жизни и соответствующие им роли, мы преодолеваем майю и приходим к пониманию своей истинной природы
Иногда мы застреваем в том или ином образе, несём его с собой туда, где он уже не уместен. Строгий и сосредоточенный образ с работы мы несём в семью, где нужно расслабиться и наслаждаться взаимодействием с близкими. Либо, побывав в шумной компании в роли главного балагура, мы переносим этот образ на работу. И там, где нужно проявить серьёзность, мы ведём себя неприемлемо.
Во Вселенной нет ничего хорошего или плохого, грязного или чистого. Есть уместное и не уместное. Как песок на пляже уместен и приятен, так песок в тарелке супа — это грязь, неуместное проявление.
Натья позволяет отыграть самые разнообразные роли на сцене, а затем в жизни уместно применять те роли, которые нужны в конкретный момент. Нужно лишь поверить, что в игре нет ничего плохого. Но только в том случае, если она не причиняет вред другим и основана на желании привнести в этот мир чуточку радости и счастья!
Процесс самопознания, как и наша жизнь, могут и должны доставлять нам удовольствие!
Живите играючи! Пусть ваша жизнь наполнится лёгкости и веселья! Примеряйте разные роли и играйте в добрые игры! Не забывайте, что наша жизнь в наших руках! И в наших силах сочинить самый красивый и замечательный сценарий собственной жизни!
Делитесь добром и будьте счастливы!
Автор статьи: Марина Балмуш
Автор рисунка: Галина Чембаева
Редакция: А.Злобин, М.Мамонтова
Куратор проекта: А.Злобин