Часто люди меня спрашивают: «А вот это упражнение является йоговским или это – акробатика, вид растяжки?» Как же отличить, какое упражнение является йоговским упражнением, а какое пришло из другого раздела? Сложно ответить на этот вопрос. Без определения метода йоги ответить на него практически невозможно. Или если вы занимаетесь той или иной медитацией, то как вы это называете? А медитация ли это или размышление? Ученый тоже сидит, сосредоточившись на решении проблемы. Находится ли он в таком сосредоточенном состоянии решения проблемы или просто он науку двигает?
Йога – это система самопознания, но систем самопознания много. Йога – это та система самопознания, которая придерживается первого принципа (непричинение вреда) и второго принципа (то есть делает серьезный упор на здравый смысл) или, другими словами, это – доброта и вменяемость.
Основным йоговским методом является метод: где-то надо себя заставить и где-то можно себе позволить. Этот метод рождается из аксиомы о непротиворечии. Система аксиом микрокосмоса – для людей волевых, которые привыкли себя постоянно заставлять. Система аксиом макрокосмоса – это система как раз для людей противоположного склада; здесь мы, скорее отдаемся процессу, нежели заставляем себя. Неоспоримым является факт, что оба этих метода должны приводить к одному и тому же результату, хотя по виду они очень отличаются.
Так вот, если мы занимаемся йогой, мы должны вовремя понять, где сменить метод. Где-то нужно себя заставить, но потом проявить мудрость, сменить тактику и где-то нужно позволить себе расслабиться. Таким образом, мы лавируем между двух крайностей. Если мы не будем себя заставлять, то какая же тут йога, если мы только позволяем себе?
Надо грамотно ухватить гармонию процесса и распознать, где необходимо сменить тактику. Как вы понимаете, никто за вас это не сделает. Только вы сами можете понять, когда сменить тактику. Отсюда рождается такое выражение: йоге невозможно научить, но йоге можно научиться. Ни один учитель человечества за вас йогу не сделает, он вам не подскажет, но он вас может подвести к тому, что вы сами научитесь распознавать, где как нужно поступить.
Я очень слабо представляю себе человека, который может, скажем, получить пользу только от таких методов йоги: расслабься, отдайся Вселенной, Вселенная все для тебя сделает. Я не верю, что человек, который до этого не умел напрягаться, работать, собирать волю в кулак, получит пользу от этого расслабления – он и так расслаблен. С другой же стороны, если человек всю жизнь все в своих руках держит и, может быть, даже чересчур держит, то куда его еще призывать собраться? Куда ему собираться – он и так, как натянутая струна? Для такого человека более эффективен противоположный метод – расслабиться чуть-чуть. Но в каждый период жизни это может меняться. Более того, у одного и того же человека в разных делах где-то надо поднапрячься и в тот же самый момент, это надо отпустить. Та же ситуация в занятиях йогой. Практикуете вы разные виды йоги (Хатха Йога, Пранаяма Йога и др.): в одной йоге нужно поднапрячься, а в другой йоге лучше не форсировать. И это нужно решать самому. Кто за вас решит? – Никто. Только ваша внутренняя мудрость подскажет, где напрячься, а где расслабиться.
Показатель того, что вы серьезно и правильно занимаетесь йогой – это нарастающее ощущение свободы. Ведь фактически, йога призвана раскрыть в нас то, что уже и так есть – это свобода. К сожалению, мы не можем воспользоваться своей свободой из-за своего же неведения или своей же глупости. Когда говорят: «Я сделал по неведению», это звучит более благообразно, чем если сказать: «По совершеннейшей своей глупости». Но это уже вопрос терминологии. Избавляясь от неведения, мы обретаем то, что в нас и так есть – это состояние свободы.
Есть еще один косвенный признак, чтобы определить является та или иная система йогой или не является. Если человек занимается йогой, но свобода его не расширяется, а сокращается, то что-то идет не так. Действительно, что такое свобода? Не могли что-то сделать, т.к. здоровья не хватало – приобрели здоровье. Не хватало интеллектуальной силы, не были вы свободны, чтобы размышлять логически – а вы отточили свой разум и стали свободными, теперь и с профессором философии говорить можно и еще с кем-то.
Высочайший уровень свободы – это духовная свобода. Если есть духовная свобода, то все остальные свободы приложатся.
2009.04.25 Анализ систем аксиом йоги “Микро” и “Макрокосмоса”. (Вадим Запорожцев)