Первый принцип говорит нам не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если такой возможности нет, то поступай так, как велит твой долг. В данном случае слово долг эквивалентен слову дхарма, долг и есть тот путь, которого мы должны придерживаться. Здесь всплывает ещё одно значение слова дхарма, как наша профессия, образ жизни, как некий стиль поведения, который мы считаем приемлемым для себя.
Если я профессиональный военный, то, значит, мой долг с автоматом в руках родину защищать. Если я сталкиваюсь с ситуацией, которая требует от меня нарушения первого принципа йоги, то до какой степени я могу его нарушить, мне подсказывает мой долг. С другой стороны, второй принцип йоги, который говорит, что не надо тратить время и силы понапрасну, а тратить их только лишь на то, что приводит нас к нашей цели, а всё, что уводит нас от нашей цели, надо безжалостно отбросить. Под целью здесь также понимается цель нашего пути по жизни. Значение слова дхарма – некий путь, ведущий нас к цели.
Получается, что понятие дхармы присутствует и во втором принципе йоги. Насколько мы можем вовлекаться в какие-то действия или отбрасывать, мы интуитивно где-то для себя решаем, затем человек себя спрашивает – а я уверен, что то, что я считаю своим долгом, действительно является моим долгом, правильно ли я поставил себе цели? Получается, что в первом и втором принципах йоги неявно присутствует понятие дхармы, а с другой стороны в следующем шаге человек начинает сомневаться, действительно ли это была его дхарма или надо все пересмотреть.
Йога предлагает пошагово определять, что является вашим долгом. Человек берет на себя первый и второй принцип йоги и применяет их так, как он на данный момент считает нужным, но в дальнейшем, применяя их, он нащупывает ту область между первым и вторым принципом и следует по ней. Следуя по этой тропинке, человек пересматривает свои цели и применяет эти принципы уже с другими границами. Это приближает его ещё ближе к тому, что является его долгом. И так всё ближе и ближе, но начинать всегда надо с того, чтобы пытаться применить первый и второй принцип. Если они лбами не столкнулись, то у вас есть простор в жизни, вы можете поступить и так и эдак, и будет хорошо во всех случаях.
Гораздо хуже, когда этого простора нет, когда первый и второй принцип начинают конфликтовать друг с другом. Тут спасает только лишь точное знание своего пути, своей дхармы, но чтобы её понять, надо было перед этим выполнять первый и второй принцип йоги. Круг замыкается сам на себе. Получается, что первый и второй принцип вытекают из понятия дхармы, а понятие дхармы опять же вытекает из первого и второго принципа.
Казалось бы, вопрос курицы и яйца, но йога реалистична, она говорит, что сегодня ты начал заниматься йогой, у тебя есть уже сложившиеся представления о жизни, которые кажутся тебе наиболее приемлемыми. Мы берём за основу то, что у нас есть сейчас, что мы сформировали до того, как начали заниматься йогой, продолжаем идти этим же путём, но максимально применяя первый и второй принцип. Применяя их, мы начинаем видеть, где мы ошибались, у нас более четко прорисовывается линия поведения, мы ближе подходим к понятию дхармы, соответственно, мы более четко можем определить границы первого и второго принципа йоги. Так мы живем и постоянно анализируем. Иногда человек может резко сменить жизненный путь, дхарма не предполагает прямолинейного пути.
Наглядно дхарма может проявиться в вашей профессии. Вы занимались чем-то одним и считали это своим долгом, но наступает момент, когда вы вдруг осознаёте, что то, чем вы занимались, не совсем ваше. Ваша тропинка жизни резко делает поворот. Если вы не пропустите этот поворот, то вы будете счастливы или максимально избежите несчастий. Если же пропустите этот поворот, то ваши страдания будут идти по-нарастающей. Другого пути, определить свою дхарму, нет.
Дхарма понятие исключительно индивидуальное, то есть та тропа, по которой вы идёте, может быть совсем неприемлема даже для самых близких вам людей, потому что карма у каждого своя. Поэтому слепое копирование жизненного пути одного человека на себя или попытка навязать свой жизненный путь другим заведомо бессмысленно.
Следует помнить, что наша дорога по жизни это наша дорога и она уникальна. Обобщим некоторые моменты. Первый и второй принцип йоги иногда могут противоречить друг другу в зависимости от вашей кармической ситуации. В этом случае старайтесь найти такое решение, чтобы максимально выполнялся первый принцип и минимально не выполнялся второй принцип. Ищите такой образ жизни, чтобы одновременно не нарушить эти принципы. Кому-то из вас это сделать легко, кому-то труднее, это зависит от вашей кармы.
Если тяжело совместить эти два принципа, значит, ваша ситуация более тяжелая, нежели, когда их совместить легче. Тот жизненный путь, который образуется, когда мы максимально пытаемся соблюсти первый и второй принцип, совпадает с нашей дхармой. Понятие дхармы идеально, мы можем приближаться к нему и рано или поздно интуитивно ухватить, а первый и второй принцип помогут нам к нему приблизиться.
Дхарма – это путь, который ведет нас к высшим духовным вершинам самопознания. Если человек вдруг решил стать преподавателем йоги, то есть изменить свой образ жизни, то нужно определить является ли вашей дхармой быть преподавателем йоги. Может быть, ваша дхарма не быть преподавателем йоги, но это относится к любой профессии и любому виду деятельности. Некоторые думают, что хорошо бы занимать высокое положение в обществе, что надо идти всегда лишь на повышение, но йога говорит совсем другое, что надо идти по тропинке своей дхармы. Если эта тропинка в какой-то момент скажет вам отказаться от карьеры, то если вы не откажетесь, вы будете страдать, вы начнете занимать не свое место, вы будете жить не приемлемо для вас.
Быстро найти свою дхарму – это высочайшая удача. Никто не ожидает, что человек с первых же дней найдёт свою дхарму, человек много чего делает даже прежде, чем найти свою профессию. Если мы идём путем своей дхармы, мы максимально избегаем всех страданий, которые вызваны нашей отрицательной кармой, и в то же время максимально получаем радость и счастье от своей позитивной кармы.
Более того, идя по пути дхармы, мы идём по пути нашего духовного развития и самопознания, которое делает всё необходимое, чтобы мы могли вообще выйти за пределы своей кармы, как положительной, так и отрицательной. Ваша дхарма определяет ваш долг, ваш долг определяет ваши поступки и ваш внутренний кодекс чести.
У всех у нас была своя собственная предыстория и, соответственно, наше кармическое положение сейчас разное, соответственно, пути выхода из этого положения могут быть разными для разных людей.
Главное – найти свой собственный путь, путь другого человека может быть для нас образцом для подражания, особенно путь Учителя йоги, но в то же время он может быть полностью неприемлем именно для нашей жизни.
Первый и второй принцип приведут вас к пониманию вашей дхармы, понимание дхармы даст вам понимание долга, понимание долга даст вам понимание ваших целей в жизни и правильных поступков, правильные поступки дают полезные для нас результаты, наше понимание жизни увеличивается, и до нас лучше начинает доходить первый и второй принцип йоги. Пока мы не понимаем всей грандиозности первого и второго принципа йоги, мы с трудом можем понять свою дхарму, но даже если мы их не понимаем до конца, но учимся воплощать в свою жизнь, то со временем смутно начинаем понимать свой духовный путь. Он выводит нас на всё более полное понимание принципов йоги.
Итак, проходя круг за кругом, йогин становится всё совершеннее, мудрее и счастливее.