Каждый из нас испытывает очень странное состояние, которое мы называем сном. Фактически, мы делим свою жизнь на две большие части: когда мы спим и когда мы бодрствуем. Как показывает опыт всего прогрессивного человечества, период, когда мы бодрствуем, и когда мы спим, может варьироваться в зависимости от нашего состояния, настроения, времени года. Сон характеризуется некой абсолютной непоследовательностью в том смысле, к которому мы привыкли в состоянии бодрствования. Из этого, как правило, все люди делают естественный вывод, что состояние бодрствования – это единственное состояние Вселенной и единственное состояние, через которое мы можем познать Вселенную. Состояние сна – это, скорее, некий побочный продукт от нашего состояния бодрствования. И мы относимся к своим снам, как к чему-то несерьезному, как к разновидности галлюцинации или бреда, или возможности отдохнуть нашим органам чувств и разуму после того, как мы провели время в состоянии бодрствования. Мы начинаем невольно относиться к состоянию сна с его многочисленными сновидениями, как к чему-то неважному, несущественному и второстепенному.
Йоговское знание, которое было получено на принципах несколько отличных от того, чем пользуется современный человек в отношении наших снов, также пытается объяснить, что это такое – сон, как с этим работать или как это применять. Эти йоговские методы как раз и вошли в тот раздел йоги, который называется йога Сновидений. Есть серьезная разница в подходах современных ученых, медиков и психологов от подходов йоги.
Попытка любой ценой сократить количество сна с позиции йоги Сновидения безумие. Идеал йоги Сновидений – это расписать своё состояние сна, если не по минутам, то по неким фазам, необходимым для практики. Состояние бодрствования и состояние сна – равновеликие состояния нашего восприятия той Высшей реальности, которой является мир. То, что мы называем обычным состоянием сна, делится на два состояния, которые мы также не распознаем, когда спим. Это состояние сна со сновидениями и состояние сна без сновидений.
Уровень бодрствования очень хорошо соотносится с уровнем грубого тела. В состоянии бодрствования мы оперируем грубой материей, очень инертной и неподатливой, она не склонна изменяться. Поэтому, если мы засыпаем и оставляем грубый уровень в каком-то состоянии, то за время нашего сна он практически не успевает меняться, и когда мы просыпаемся, нам кажется, что мы видим одну и ту же Вселенную. Хотя Вселенная поменялась. И засыпая в одной комнате, вы просыпаетесь в другой. Происходит множество процессов на микро уровне (движение атомов, молекул). Вселенная живая, она не застывшая. Мы не замечаем этой разницы. Нам кажется, что эта череда нашего бодрствования такая застывшая, и надо что-то сделать, чтобы что-то поменять. А составляющую, когда само состояние бодрствования меняется, мы не замечаем, слишком уж эта составляющая мелкая. Состояние бодрствования соотносится с состоянием грубого материального тела.
Состояние сна со сновидениями соотносится с состоянием тонкого тела. Подобно тому, как наши мысли в течение дня могут хаотично меняться, и мы от одной мысли к другой, от одного представления о себе к другому можем переключаться. Также и наше состояние сна со сновидениями.
Что такое сон? Это очень фантасмагоричная подвижная конструкция. Вспомните любой свой сон: все там очень скоротечно и бывает очень странно. Во всяком случае, те законы, которые наблюдаются при протекании того или иного сна, нами воспринимаются, как естественные, а с позиции бодрствования, как странные. Действительно, вы вошли в одну комнату, а попали в другую. Или шли по лестнице вверх, а оказались внизу. Но когда вам снится этот сон, это вам кажется само собой разумеющимся и естественным. А когда вы проснулись, это кажется странным и фантасмагорическим, и мы склонны относить этот сон к бреду. А сны бывают самые разные.
Третий уровень – уровень причинного тела соотносится с уровнем сна без сновидений. Уровень причинного тела самый глубинный, он глубже, чем уровень мыслей. У него два модуса или две основные грани: нравится – не нравится, наслаждение – страдание. Такой триггер, переключатель. По степени наслаждения или страдания, это уходит очень глубоко в первопричины нашего естества. По этой причине боль и наслаждение пронизывают грани нашей обычной жизни и уходят туда, где находятся самые основополагающие и древние принципы. Сон без сновидений характеризуется работой или жизнью на уровне причинного тела. Жизнь в состоянии сна без сновидений или в состоянии на уровне причинного тела, безусловно, происходит, но мы её не замечаем. В первую очередь, по причине того, что мы на этом уровне совершенно еще не развиты и не осознаем себя, поэтому он воспринимается нами, как провал в тёмную бездну безмыслия. Хотя, это не тёмная бездна безмыслия, а наше восприятие этого состояния. Мы не развиты еще на уровне причинного тела и никак не можем там оперировать.
Есть ещё одна положительная особенность у сна. Сон работает с единой реальностью, поэтому, если вы заложили конструкцию единой реальности во сне, то она невольно начинает влиять и на ваше бодрствующее состояние. То есть вы начинаете своим правильным сном перестраивать реальность и в состоянии бодрствования. Конечно же, бодрствование с трудом подстраивается под то, что вы творите во сне, так как оно инертно, но всё равно всё будет так, как вы волеизъявили. Причина всего этого лишь одна – у вас есть воля. С помощью воли Абсолют сотворил всю Вселенную, с помощью воли мы в состоянии делать всё то, что делает Абсолют.
По материалам семинара “Йога Сновидений” от 31.01.2010 г., автор Вадим Опенйога