Объединяя йогу, IT и науку Интервью с Кириллом Чарака

Краткое содержание интервью:

  • Можно ли после четырёх лет обучения называть себя йогом? Какие критерии?
  • Нужно ли йогу вести социальные сети, создавать себе имидж?
  • Учёба в МОЙУ — нужно быть преподавателем или как ещё можно воплощать йогу в жизнь?
  • Карма йога — что даёт? Какая бывает?
  • О чём ещё можно поговорить в интервью, кроме как о йоге?
  • О криптовалюте и блокчейне
  • О любви к приготовлению пищи и супруге
  • О сверхспособностях и происхождении человека от обезьяны

— Всем привет! Это виртуальная студия Открытого Йога Журнала. Меня зовут Марина Марси. У нас в гостях выпускник Международного Открытого Йога Университета Кирилл Чарака! 

— Привет, Кирилл! 

— Всем привет! 

— Кирилл, как ты познакомился с йогой? Когда первый раз услышал о ней? Как отреагировал? Чем она тебя зацепила?

— Это, наверное, вопрос, на который я могу дать самый внятный ответ. Хотя бы потому, что в ходе учёбы я уже на него отвечал. Я с йогой познакомился достаточно интересно. Многие ребята, кто с нами учится, говорят, что они просто увидели объявление, пришли и попали на занятие Открытой Йоги. А у меня очень интересно было: я несколько раз хотел прийти в наш местный клуб, который находится в городе Сосновый бор Ленинградской области, на занятие китайской системы самопознания тайцзицюань. Два раза приходил. Два раза у инструктора, который должен был вести занятие, что-то отменялось, сдвигалось. После двух неудачных попыток я плюнул и решил посмотреть, что у нас в клубе ещё есть. О, йога! Замечательно! Так я попал на занятия, которые вели выпускник МОЙУ Андрей Нефёдов и Настя Андрейченко, она только готовилась тогда поступать, а сейчас уже учится в магистратуре, ведёт группы и активно участвует в жизни Открытой йоги. К ним я тогда и попал на первое занятие, и это была Крия йога. Мне безумно понравилось! До этого я, несомненно, слышал, что есть Хатха йога, статические позы, и есть медитация. Больше ничего про йогу я не знал: то ли это философия, то ли религия. Так состоялось моё знакомство с Открытой Йогой — через Крию. 

— Кирилл, а в каком году это было?

— Это было то ли в 2014 году, то ли в 2015 году. Потому что перед тем, как поступить в группу Бхава в 2017 году, я еще 2,5 года читал курсы вольных слушателей и думал, надо мне это или не надо. Потом решил, что надо, и вот теперь я здесь, уже завершил 4 курс. 

— Четыре года ты уже отучился. Теперь тебя можно называть йогом? Чем вообще отличается йог от нейога?

— Хороший вопрос! На этот вопрос я тоже для себя ответил. Вроде как я и являюсь йогом, но не потому, что я занимаюсь какими-то видами йоги. Как мы говорим в нашей школе, йог — это тот, кто соблюдает принципы Йоги, а не тот, кто садится на шпагат и в позе Лотоса медитирует часами и соответствует всем остальным мифам о йоге. В своей жизни я стараюсь соблюдать принципы Йоги, то есть дух этой системы я стараюсь действительно пропустить через себя. Это мировоззрение Йоги меня полностью устраивает. Это та система, которую я искал. 

— Кирилл, а помнишь фильм был про йогов-шестидесятников? Там демонстрировали чудесные способности. Почему сейчас таких способностей нельзя увидеть у йогов? Может, их нет? Может, йога какая-то другая стала? Может быть, йога не даёт уже таких результатов?

— Хороший вопрос и на самом деле лёгкий. Поставьте себя на место того человека, который с точки зрения других действительно обладает какими-то сверхспособностями, про которые мы в детстве читали в наших русских народных сказках, и станет понятно, что человек, обладающий такими способностями, очень быстро сталкивается с тем, что ему их надо скрывать. Потому что его просто люди не поймут. Получается, что какие-то способности мы видим только в том случае, если сам человек их очень хочет с какой-то целью продемонстрировать. Но те серьёзные ребята, которые этими вещами обладают, не будут их демонстрировать, чтобы денег заработать, славу. Для них это всё пыль. И этим объясняется то, что ни сейчас, ни сто лет назад, ни тысячу лет назад люди, которые действительно обладали какими-то серьёзными способностями, даже с бытовой точки зрения, не бежали на базарную площадь или в ютуб, или учёным в руки сдаваться, чтобы их исследовали. Поэтому я уверен, что количество сверхспособностей на душу населения не изменилось за последние сотни, тысячи лет. И отношение осталось то же: тот, кто этим основательно занимается, идёт по пути самопознания, и, чем большего он достигает, тем меньше он хочет это демонстрировать. Это логично. 

— Ты упомянул про ютуб. Сейчас очень много соцсетей. Есть ли у тебя аккаунты в социальных сетях? И нужно ли йогу создавать какой-то имидж?

— Мне это не нужно, на самом деле. Я такой человек, что не стремлюсь к большому количеству контактов, общения. И по этой причине активно не пиарю йогу и себя в йоге. Я считаю, что мой образ жизни — это самая эффективная реклама. Ну а тем, кто преподаёт, для кого преподавание йоги — это профессия, тем, конечно же, нужно. Как мы говорим, мы одной ногой стоим в древности, в древней мудрой науке, а другой ногой мы должны крепко стоять в современном мире и уметь пользоваться всеми современными технологиями. 

— Ты не преподаёшь? Ты же отучился на преподавателя! И не планируешь преподавать в будущем? 

— Если честно, не планирую. В данный момент я только периодически подменяю ещё одну выпускницу школы Открытой Йоги — Анну Луц, которая два года назад окончила обучение и с тех пор они с Анастасией Андрейченко преподают. У нас в городе два действующих преподавателя Открытой Йоги. 

— Кирилл, выходит, что для тебя йога скорее для личного духовного развития, да?

— Для меня да. Все четыре года я себе мучительно пытался ответить на вопрос, действительно ли это мой путь — быть преподавателем йоги, идти в зал и нести йогу дальше. И для себя я ответил на этот вопрос в середине четвёртого курса, что, видимо, нет, это всё-таки не мой путь. Мне больше интересно в данный момент помогать Открытой Йоге. Например, какими-то своими знаниями, навыками в области информационных технологий, а всё остальное — это своим образом жизни влиять на своё окружение, рассказывать, кому интересно, что есть такая система, которая помогает решить проблемы. 

— А вот расскажи, чем и как конкретно ты помогаешь Открытой Йоге? 

— Это называется Карма йога. По-русски говоря, это волонтёрская деятельность во благо Открытой Йоги. Люди много чем занимаются. Кто-то занимается соцсетями, продвижением, статьи пишет, кто-то переводит на другие языки, кто-то ведёт занятия, кто-то набирает тексты или редактирует. Я с первого курса занимался именно «айтишным» направлением — начал курировать сайты. У Открытой Йоги несколько сайтов. Там элементарно нужны рабочие руки. Что-то подправить, помочь кому-то с материалом. Допустим, кто-то пытается видео опубликовать или рисунок в курс вставить, и возникают какие-то проблемы. Я два года занимался в команде своих единомышленников, которым отдельное спасибо, переносом наших курсов с одного сайта на другой с редактированием. Это я называю рутинной работой. Также я участвую в редактировании йога-курсов и создании курсов по информационным технологиям. Творческая часть моей работы — это развитие той системы, на которой наши курсы вертятся. Добавление каких-то фишек, создание инструкций по всем этим фишечкам, настроечкам, подготовка других людей, чтобы они точно так же могли делать то, что могу я. Собственно, вот этим я и занимаюсь больше трёх лет. 

— Что тебе даёт эта карма-йога работа? 

— Я думаю, что йога — штука хорошая, а Открытая Йога — штука хорошая вдвойне, и я считаю своим долгом помочь в её распространении. Я больше занимаюсь поддержанием. С точки зрения индийской мифологии, я, как Вишну, поддерживающий всю инфраструктуру. В своё время меня поразила фраза Вивекананды про Карма йогу, что, помогая другим бескорыстно, вы ничем не можете помочь миру. Мир и без вас идеальный, самодостаточный. Вы в первую очередь помогаете себе. Вы делаете лучше себя, и за счёт этого мир становится лучше. 

— А зачем переносили с одного сайта на другой информацию?

— Мы уже несколько лет занимаемся тем, что с более старой платформы сайта, где меньше возможностей, переносим курсы на другой сайт, где больше возможностей. И параллельно ещё проводим редактирование, делаем более современной саму подачу контента. Всё осовременить и заодно исправить кучу ошибок — в этом весь смысл. 

— То есть Открытый Йога Университет идёт в ногу со временем и уже, конечно же, не на санскрите передаёт знания Йоги. А есть ли искажения относительно изначальных текстов древних трактатов?

— Искажения есть всегда и везде. Как раз очень важный вопрос, с которым сталкивается любой человек, который хочет серьёзно развиваться. Вот есть трактат, который написан был тысячу лет назад, насколько он вообще актуален? А насколько его правильно перевели? Сначала с санскрита на английский, как обычно бывает, а потом с английского на другие языки. Понятно, что каждый смотрит через свою призму, и часть информации искажается. Нас учат, что нужно пытаться зрить в корень, то есть пытаться понять дух, а не букву учения. Если достигнуто понимание сути, то не важно, о чём идёт речь, о йоге или о чём-то другом. Если человек научился понимать саму суть, примерный вектор, куда всё это направлено, то ему гораздо проще самому будет разобраться, а потом других учить простым современным языком передавать древние Знания. Нас учат здесь именно этому. У нас есть такой предмет как Аксиоматика йоги. На чём стоит сама Йога? Каков скелет того мировоззрения, что называется Йогой? Вот если мы это поняли, то отталкиваясь от фундаментальных истин и понятий, логично связанных друг с другом, мы уже можем достроить все недостающие элементы этой конструкции для современного человека. 

Кирилл, а ты в йогу пришёл будучи религиозным человеком, или ты себя не относил ни к какой религии? 

— У меня был такой момент, когда мне было лет двадцать, я очень серьёзно задался вопросом, а нужна ли мне, религия, и если нужна, то какая? Я очень много над этим вопросом размышлял. Сделал для себя какие-то выводы. И понял, что нет, это не мой путь. Притом, что я не то, чтобы не верю. Я знаю, что есть некие силы, которые выше, чем человек, но при этом я абсолютно не религиозный человек, не принадлежу ни к какой конфессии и не соблюдаю никаких религиозных ритуалов. И должен сказать важную фразу, что йога очень хорошо относится ко всем системам, религиям, философиям, которые человека делают лучше, чем он есть. Йога, по крайней мере наша школа, придерживается именно такой позиции. 

— Кирилл, давай поговорим о других вещах, не о йоге. Мне вот, например, интересно знать, чем ты помимо йоги ещё увлекаешься? Какая у тебя профессия? Что тебе интересно в жизни? 

— Я работаю в маленькой фирме, которая занимается производством медицинского программного обеспечения. Мы работаем для учреждений здравоохранения. Я совмещаю несколько профессий. Интересно то, что знания по своим профессиям я частично привнёс в МОЙУ. И то, что я узнал в МОЙУ, я перетащил к себе на работу. Если более подробно, я пока что не программист, я на четверть тестировщик, на четверть человек, которого называют «внедренец», который обучает других людей, наших заказчиков, как пользоваться теми программами, которые мы производим. Ещё на четверть я сотрудник техподдержки, который умеет решать различные проблемы. Например, по телефону или путём удаленного подключения к компьютерам. И ещё на четверть я аналитик или методист, то есть я слушаю заказчика, понимаю, что он хочет, читаю руководящие документы, совмещаю всё это в одно и участвую в постановке задачи нашим разработчикам-программистам. Я, получается, разнорабочий-айтишник, как я всё время говорю. Могу даже конкретно сказать, что из МОЙУ я перенёс к себе на работу. 

— Интересно, конечно! 

— У нас, насколько я помню, Юлия Шивакари внедрила в своё время в МОЙУ все гугл-формы, работу с этими формами и документами, что я с радостью заимствовал к себе на работу в качестве рабочего инструмента. Вот такой пример. Что-то ещё там было у нас из вопросов? Чем я увлекаюсь? 

— Да. Что тебе интересно? 

— Хороший вопрос. Интересно мне читать книги. Интересно всё новое в науке и технике, я читаю различные журналы и научно-популярные книги, когда есть время, свободное от обучения йоге. По духу я тоже популяризатор: когда я понял что-то сам, я могу это транслировать другим людям простыми и понятными словами. Ровно то, чему нас учат в школе Открытой Йоги. Пропустить через себя йогу и простым, доступным языком доносить её современным людям. То же самое я делаю на работе. Наверное, поэтому мне так близка по духу Открытая Йога. И то же самое мне интересно в моей личной жизни, то есть я с удовольствием узнаю о новинках науки, техники, читаю про них, и потом точно так же с удовольствием рассказываю своим знакомым. Это самое значительное, что меня увлекает. 

— А назови самое крутое изобретение, о котором ты узнал недавно? Изобретение современности, которое ты можешь прорекламировать бесплатно.

— Это, например, криптовалюты и искусственный интеллект. Это фишки тренда современного мира, от которых мы все очень скоро будем, не то, чтобы зависеть, но будем связаны с этим в повседневной жизни. И наверное, на первое место поставлю даже концепцию криптовалют. Могу пояснить в двух словах, почему и зачем. 

— Конечно, делись! Потому что я уверена, ты знаешь то, чего многие не знают. 

— Смысл вот в чём. Появилась в начале XXI века такая концепция, именно концепция, идея. Псевдоним её автора — Сатоши Накамото. Кто этот человек, никто не знает. Потому что себя он не раскрывал. О нём известно только, что это его псевдоним и то, что этот человек программист и достаточно серьёзный математик. Он придумал концепцию, которая позволяет исправить изъяны, ни больше ни меньше, всей современной финансовой системы мира. Вот мы сейчас живём и к чему привыкли? Есть деньги, универсальная вещь, в каждой стране правительство своё и, грубо говоря, деньгами каждой страны рулит правительство этой страны. А он придумал систему криптовалют, её ещё системой блокчейн называют: «блок» — это блок, а «чейн» — цепочка. В общем, какая-то цепочка блоков — непонятно для простого человека, что за блокчейн? Сейчас объясню. Первое отличие этой системы в том, что она децентрализованная и не зависит от какого-то конкретного банка, например, банка США или банка России, или другого международного банка. Она совершенно независима. Нет какого-то центра, который сидит и приказывает напечатать лишний миллиард долларов. Нет какого-то центра, по которому можно, грубо говоря, нанести удар, и всю эту систему разрушить и парализовать. Это первая особенность — децентрализация. 

Вторая особенность — тот самый блокчейн. Что же это за цепочка блоков? Все платежи, переводы, которые делаются внутри этой системы записываются. И они известны, грубо говоря, каждому участнику всей системы. За счёт этого операции невозможно подделать. Получается, это честность и прозрачность. 

Третья особенность — анонимность. Хотя вся система знает о том, кто, что, куда переводил, но при этом все участники абсолютно анонимны. Известно, что с безымянного кошелька такого-то переводилась такая-то сумма на безымянный кошелёк такого-то. Но чьи это кошельки, никто из участников системы никогда не узнает. Ещё раз, основа — это децентрализация, полная запись всех операций, всех транзакций и анонимность. Четвёртая особенность — это быстрота переводов. К примеру, я хочу своему родственнику, находящемуся в другой стране, перечислить деньги. Мы знаем, что это проблема. У меня будет либо огромная комиссия, либо это будет вообще невозможно и сопряжено с какими-то трудностями, когда надо установить какое-то супер-приложение, десять раз авторизовавшись, прийти с документами куда-нибудь. Есть страны, которые настолько тоталитарны, что там это в принципе невозможно — средства куда-то переводить за границу. А блокчейн не имеет границ в рамках планеты, то есть человек устанавливает себе приложение и всё, он обходит всех банкиров, все государства стороной и может перечислять и получать всё, что угодно, от любого другого участника на планете Земля. Вот такие четыре особенности. Так что, на мой взгляд, это изобретение, наряду с широко развиваемым искусственным интеллектом — это два таких важных момента.

— Когда по твоим прогнозам это может войти в обиход? Потому что сложно сейчас представить, что пенсионеры пользуются блокчейном. К тому же криптовалют много, и непонятно, какую брать.

— Да, тут, во-первых, важна сама концепция. Чем славится школа Открытой Йоги? Наше руководство старается студентов познакомить со всеми современными трендами и научить их думать в рамках этих трендов. Помимо изучения и преподавания чисто физических йог, у нас также делается упор на изучение английского языка как универсального на планете. Из современных трендов в школе Открытой Йоги используется в том числе тренировочная криптовалюта, с помощью которой у нас оплачиваются те задачи и работы, которые выполняют студенты и преподаватели для развития и поддержания Открытой Йоги. Так формируется их цифровой рейтинг внутри системы. Соответственно, чем больше баллов ты заработал, тем твой «вес» выше. Это называется меритократия, власть заслуг. И одновременно мы все учимся работать с системой учёта задач и криптовалютами. Вот такое «три в одном».

— Кирилл, можно сказать, ты почитатель современных достижений. А приходилось ли тебе когда-нибудь самому что-нибудь изобретать?

— Нет, до изобретений не доходило, но я могу точно сказать, что в моих ближайших жизненных планах стать программистом. Меня не устраивает моя нынешняя работа, я хочу развиваться дальше. Даже скажу конкретнее, я начал изучать язык программирования Python. Это лёгкий вход в профессию для людей, которые, как и я, думают, что самому писать и изобретать что-то вот этими самыми руками и этой самой головой — это круто. Пожалуйста, современный изобретатель — это любой программист. Единственная разница в том, что программист пишет уже что-то конкретное, что кому-то нужно, то есть идея не его, а его идея как именно это реализовать, как именно написать такой код. Вот это творчество.

— Давай сменим тему, и я тебя спрошу: любишь ли ты готовить?

— Не знаю, потому что готовит у нас в семье жена. Моя супруга — кулинарный творец, а я радостно всё это потребляю, и по этой причине я ничего сложнее яичницы и бутербродов готовить в жизни не научился, необходимости не было никогда.

— У тебя есть возможность сейчас спеть любовную оду кулинарным произведениям твоей жены прямо на камеру.

— Это не о кулинарном, это просто ода моей жене. Не будет великой тайной, если я скажу, что мы шестнадцать лет в браке, и моя жена самая классная! То, что она хорошо готовит — самое малое из её сверхспособностей. Я её очень уважаю за то, что её мировоззрение очень близко моему, и просто потому, что она очень умный человек, с которым можно поговорить на сложные темы. Для меня в первую очередь это и есть духовное родство, а не какие-то там внешность, готовка и всё остальное. Вот такая скромненькая любовная ода.

— А в любви часто признаёшься?

— Нет. Я считаю, что это очень сильные слова. Это часть моего мировоззрения. Видимо, я ещё не дорос до регулярных признаний в любви своей жене, поэтому делаю я это редко, но надеюсь, что метко.

— А если бы ты писал книгу, о чём бы она была?

— Ой, если бы я писал книгу, то она бы, наверное, была о моих жизненных ошибках. Для того, чтобы кто-то, прочитав эту книгу, их не повторил.

— Ты веришь в перерождение души?

— Смотря что ты понимаешь под словом «душа». Но в перерождение да, я верю. Однозначно да, потому что для меня только это логично объясняет кучу вещей, на которые люди, не лезущие так глубоко, не находят ответа. Это фундаментальная вещь именно в Йоге. Как иначе можно объяснить такие понятия, как счастье, несчастье, цели жизни, почему со мной происходит именно это? Для меня с раннего детства это вообще не тема для обсуждений, для меня это просто факт.

— Человек произошёл от обезьяны?

— Ну скажем так, обезьяна была техническим прототипом тела Homo Sapiens. Да, безусловно. Я даже больше скажу, человек произошёл от амёбы. Читайте в научно-популярных книжках про историю эволюции, настолько всё чётко, красиво и понятно расписано, что да, произошёл за миллионы лет. А обезьяны произошли за те же самые миллионы лет от уровня простейших, одноклеточных.

— А почему обезьяны до сих пор существуют? Не все ведь стали людьми, выходит.

— На первый взгляд, когда начинаешь задумываться, как это устроено, возникают такие вопросы: а почему бы этой обезьяне в зоопарке за год не взять и не превратиться в человека? Кстати, могу порекомендовать книгу, которая в своё время мне очень хорошо прочистила мозги именно на тему эволюции: автор Ричард Докинз, называется «Слепой часовщик». От себя могу пару предложений добавить на твой вопрос. Научный факт, что в начале XXI века мы все слышали краем уха, что учёные секвенировали геном — вот такая умная фраза. Но что за этим кроется? На чисто практическом уровне можно доказать, произошёл ли один живой организм от другого, то есть является ли один предком другого на основании этой геномной последовательности, наших генетических кодов. И теперь науке абсолютно чётко понятно, кто чьим предком является, и учёные могут проследить всю эту цепочку. 

И второй научный факт. Я прекрасно помню, что в те времена, когда мы с тобой учились, в учебнике по биологии было всего три-четыре-пять картинок: вот какая-то обезьяна древняя, вот неандерталец, вот кроманьонец, а вот современный человек. И современная наука буквально за какие-то двадцать-тридцать лет в этой цепочке нашла несколько десятков промежуточных звеньев, и тем самым чётко вывела промежуточные линии.

А на вопрос, почему обезьяна в зоопарке не становится человеком, просто вспомните, что этот процесс шёл методом проб и ошибок миллионы лет. У древних обезьян условно миллионы лет назад появилась мутация, и потом ещё набор мутаций — и вот мы имеем что-то похожее на современного человека. То есть это процесс не какой-то там волшебный — абракадабра, и обезьяна превращается в лохматого человека, а это был естественный процесс, который шёл очень медленно, маленькими шажочками, методом проб и ошибок, с миллионом тупиковых ветвей, про которые мы ничего не знаем и не узнаем никогда. И вот он пришёл примерно к тому типу живого существа, как мы с тобой. И мы сейчас сидим с тобой и с помощью зума общаемся.

— А йога не противоречит этой теории эволюции? Что она вообще говорит об этом?

— Йога и наука друг другу совершенно не противоречат. Сейчас вот наука только начала открывать те знания, про которые уже тысячи лет назад говорили в трактатах Йоги. Во-первых, нет никакого противоречия, во-вторых, йога по поводу теории эволюции говорит примерно то же самое, что и наука, только другими словами. Если наука говорит только об эволюции тел живых существ, то йога нам кроме эволюции тел говорит об эволюции нашего представления о себе. В йоге есть такое понятие, которое с натяжкой можно приравнять к понятию «душа» в религиях: в йоге это называется высшее «Я», или Атман. Это некая сущность, которую крайне сложно словами описать, которая идёт из жизни в жизнь, меняя тела. Сегодня мы были в теле комара, завтра мы в теле покрупнее, бабочки какой-нибудь, лягушки, птички, животного, человека. С точки зрения йоги процесс развития живого существа идёт двумя параллельными путями: мы хотим и имеем возможность иметь совершенное тело, и одновременно мы подтягиваем своё самосознание, представление о себе. И если тысячу лет назад моё высшее «Я» было согласно жить в теле бурундука или слона, или дерева, то сейчас нет, оно уже хочет быть в теле человека, и вот, соответственно, мои проявления вы видите перед собой.

— Кирилл, шуточный вопрос: есть ли у тебя суперспособности? Какая твоя главная суперспособность в жизни?

— Я считаю своей способностью то, что, поняв что-то сам, могу это объяснить простым и доступным языком другим.

— Что ты делаешь лучше всего?

— Лучше всего я ничего не делаю.

— Классный ответ! Скажи, какой для тебя самый лучший способ отдыха?

— Я могу даже два способа назвать. Один промежуточный, когда, допустим, мне нужно отдохнуть от работы и снова что-то делать — это йоговский способ под названием «Шавасана». Это когда мы не просто ложимся и пытаемся как-то там отдохнуть телесно, а когда мы одновременно стараемся находиться без мыслей в голове, без эмоций. Тело отдыхает, голова пустая. Это позволяет, условно говоря, за пятнадцать минут отдохнуть так, как если бы человек спал несколько часов. Второй способ для меня, наверное, полежать на диване с книгой. Или, как вариант, сходить в какой-нибудь поход на природу. Но это, к сожалению, я делаю очень-очень редко.

— А если бы ты у меня брал интервью, какой бы вопрос ты мне обязательно задал?

— Давай я у тебя спрошу: а что для тебя йога?

— Йога — классная штука. Она объясняет мне самые базовые вещи, понимая которые, я могу строить дальнейшие размышления, как устроен мир. В какой-то момент появилось понимание того, что по-другому нецелесообразно. Вот то, что предлагают в йоге, похоже на правду, и тогда имеет смысл всё, с чем я дальше в жизни встречаюсь.

— Да, йога — это набор инструментов, чтобы стать счастливым.

— Это суть, короткая выжимка. Скажи, а ты считаешь себя счастливым человеком?

— Иногда считаю, иногда нет. Я слышал интервью других наших выпускников, студентов и преподавателей. Явно видно, когда человек достиг некого йоговского уровня, когда у него действительно только позитив, и он реально пропитался мыслью и осознал, что действительно всё хорошо, а будет ещё лучше. Это принцип Сантоши. Я из тех людей, кто до этого уровня ещё точно не дошёл, но я уже понимаю, что это реально есть и это не какое-то там лицемерие на камеру, когда человек натягивает улыбку и рассказывает, как у него всё замечательно. Очень видно, когда действительно изнутри из человека идёт вот это вот состояние. И мы поэтому тянемся к этим людям. Я понимаю, что да, когда-то я тоже до этого состояния безусловного счастья дойду. 

У меня есть определённые планы, есть определённые «хотелки», какие-то цели. И разум ещё говорит мне, что без этого как же ты можешь быть счастливым? Йога нас учит, что когда-то мы поймём, что такое настоящее счастье, сможем отвязаться от всех своих «хотелок». Но естественным образом, как повзрослевший ребёнок отказывается от игрушки, не потому, что он себя усилием воли заставил, или родители заставили, а просто потому, что он поиграл, поиграл, ну всё, она ему надоела, и он её откладывает навсегда. Точно так же Йога говорит, что надо наиграться со всеми своими мечтами, желаниями, самореализацией, славой, деньгами, и потом, когда вы наиграетесь, естественным путём перейдёте на уровень выше. 

Я совершенно не за ту точку зрения, что нужно загонять себя в тиски аскетизма. Я полжизни это делал. Ребята, это не работает, если вы ещё не поняли. Гораздо более естественный тот путь, когда мы ставим себе цели, достигаем их, и на очередной какой-то итерации понимаем, что уже наигрались и можно идти дальше.

— Есть ли у тебя желание сейчас кого-то поблагодарить?

— Да, есть. У нас есть достаточно много людей в Открытой Йоге, которые действительно горят этим делом, помогают тем, с кем они работают, независимо от того, что они делают — или они наставники, или учебную группу ведут, или какую-то карма-йога работу возглавляют, или лекции читают. Низкий поклон этим людям, которые свою душу вкладывают и помогают другим бескорыстно. 

Спасибо тем людям, с которыми я работал, например, по Карма йоге, из нашей группы — это Даша Анвита. Об этом, понятно, никто не знает, кроме нашей рабочей группы, но она половину работы сделала по переносу и редактированию курсов на новом сайте. Тем людям, которых я, быть может, не назвал, но которые работали со мной по Карма йоге, тоже низкий поклон. Потому что рутинной работой люди занимались десятки часов, и никто об этом не знает и не узнает никогда. Я отдельное спасибо хочу сказать Насте Бхарго за то, что она огромную роль играет именно в организации всего этого процесса, потому что дико сложно в разных сегментах МОЙУ участвовать и как-то пытаться налаживать между ними взаимодействие. Низкий поклон Юле Шивакари. Как я понимаю, до Юли у нас не было системы учёта, контроля и всего остального — не было Рэдмайна, карма-раджа-йога отчётов таких, как мы с тобой их знаем. Пять лет назад люди в ворде собирали с нуля какие-то документы, и это называлось карма-отчётом, а сейчас в удобных формах всё отмечают: галочки поставили, и всё само посчиталось — это заслуга Юли. Наш ближний круг специально не буду упоминать, наших кураторов и наставников, пусть войдут в число тех, кому я благодарен за то, что они нам бескорыстно помогают.

— Спасибо огромное! Я напомню, у нас в гостях был Кирилл Чарака, выпускник группы Бхава Международного Открытого Йога Университета. Все вопросы к нашему гостю или любые комментарии можете отправлять на электронный адрес openyogajournal@gmail.com. Меня зовут Марина Марси, до новых встреч!

— Спасибо, счастливо!

Интервьюер: Марина Марси

Набор текста: Алина Королёва

Редакция: Мария Гаятри, Евгения Агни, Елена Лакшми, Насогма

Главный редактор: Анастасия Андрейченко

Куратор проекта: Керигона

Автор:  

Открытый Йога Журнал — проект Открытой йоги. Проект существует с 2015 года. Из трёх человек, стоящих у его истоков, команда значительно выросла и теперь в ней трудятся уже более 30 человек, не считая многочисленных авторов. Статьи написаны студентами и вольными слушателями Открытой Йоги. В них затронуты темы, изучаемые в МОЙУ, и раскрыты они максимально простым языком с жизненными примерами, цитатами великих личностей и определениями из различных областей деятельности. Журнал непрерывно расширяется. Если Вы хотите поделиться Бхавой и своими открытиями в йоге, а также если у вас есть предложения и любые вопросы, пишите по адресу: OpenYogaJournal@gmail.com