Открытая йога это «дайвинг» в глубины самопознания! 

Интервью с Натальей Пестряковой

video
play-sharp-fill

Краткое содержание интервью:

  • Когда не ищешь, а знаешь путешествие длиною в жизнь на пути к йоге
  • «Йога-дайвинг» безопасное погружение в самопознание. Лайфхаки от Натальи
  • Дать возможность человеку выговориться, поделиться преподавать йогу можно по-разному. Или о том, как изменился подход в преподавании с приходом в МОЙУ
  • Пришёл учиться учись! Пришёл развлекаться не трать время! О серьёзности намерения
  • Принципы йоги практическое применение
  • Благодарности и напутствия от Натальи

— Здравствуйте, друзья! Приветствую вас в виртуальной студии Открытого Йога Журнала. Меня зовут Ольга Соловьева. Сегодня у нас в гостях преподаватель Открытой йоги Наталья Пестрякова. Здравствуйте, Наталья!

— Здравствуйте!

— Расскажите, Наталья, что привело Вас в йогу? Почему выбрали именно школу Открытой йоги?

— Мой путь в йогу был очень долгим. На сегодняшний момент у меня опыт практики 21 год. До этого у меня шли поиски души, что-то меня звало, мне было всё это интересно. Я прошла все ступени Рейки, Цигун прошла разный — Цигун Сю Минтана, «Парящий журавль» и «Железная рубашка», даосские практики изучала. И не просто поинтересовалась и бросила, а досконально проходила. В Рейки сколько есть ступеней? Три? Прошла. А в Цигуне сколько ступенек? Три-четыре? Прошла. Но и после всех этих практик я всегда чувствовала, что мне что-то ещё надо, этого мне недостаточно, что где-то там что-то ещё есть за горизонтом. Замечу, что в то время, когда я этим интересовалась, не было интернета, никакой информации ни в газетах, ни в журналах, ни книг не печаталось. Всё было на уровне интуиции, души, внутреннего зова. Это сейчас в век информационных технологий можно нажать кнопку и удовлетворить свой интерес. Тогда такого не было. Я живу в Молдавии в маленьком городке, и сюда не приезжают мастера йоги, нет никаких семинаров, а в те времена вообще ничего не было. И были мытарства и душевные мучения. 

Встретилась я с йогой впервые в своём городе. Увидела объявление, что приезжает из Румынии мастер. «Маэстро» — так по-румынски называется мастер интегральной школы йоги. И меня это заинтересовало. И даже не сама йога меня заинтересовала. Это был зов души: проходила мимо, а тут йога. Я про йогу мало что знала. Занятие было на румынском языке, а румынский язык я знаю недостаточно хорошо, тем более такие темы духовного порядка. Обучалась я в этой школе йоги на румынском языке 13 лет. В чём заключалось обучение? Приезжал из Румынии один раз в месяц маэстро, и мы час с ним практиковали, а в остальном, когда его не было, группа единомышленников вместе просто практиковала в зале. Мы снимали зал и занимались. Теория была, её нам раздавали на отксерокопированных листах, тогда ещё интернета не было. Не было такой системы, чтобы тебя кто-то вёл, отвечал на вопросы, или чтобы мы вообще обсуждали эту тему. 

Я такой человек, который если начинает, то доводит дело до конца. Мимо меня в этой интегральной школе йоги прошло много людей, и я единственная осталась на старших курсах, где вообще никто ничего мне не мог объяснить. Вопросов было очень много. Тогда уже появился интернет, и я поступила в школу, где год обучалась работе с компьютером. Я увидела на ютубе видеоролик с лекцией Вадима Опенйога. Меня он не заинтересовал. Помню, что мне не понравился голос, и прошёл этот ролик мимо. А потом опять несколько раз мне попадались эти ролики. И меня зацепило. Обучаясь в этой румынской школе йоги, я тоже интуитивно чувствовала, что это не то, чего-то мне не хватает. Я думала, что же не так? Может, языковой барьер является причиной? Нет, не только. И когда я уже начала слушать лекции Вадима, меня заинтересовала теоретическая часть, глубина, системность, последовательность. 

Я поступила на подготовительные курсы, отучилась и решила, что мне это нравится, что это моё, это то, чего мне недоставало. Не хватало мне вот этой джнаны (знания. — Прим. ред.), системности, потому что я насобирала на своём пути, как я всегда это называла, «пэчворк» (есть такая техника лоскутного шитья): один лоскуток, второй… Таких лоскутков было много, а соединить, чтобы получился какой-то узор красивый и удовлетворяющий меня, не получалось. В Международном Открытом Йога Университете я именно это нашла для себя: у меня всё по полочкам разложилось, структурировалось. И, пожалуй, самое ценное, что я взяла из нашей школы — вот эту теоретическую базу, потому что метод преподавания и видение, как это может и должно быть, я до этого уже сформировала. Я преподавала йогу ещё до поступления в МОЙУ. У меня к этому моменту было уже 11 лет преподавания и 13 лет обучения. Два года я обучалась и потом начала преподавать на площадке той румынской школы, меня приглашали и в Москву, и Киев, но я не хотела, потому что это не то. А в МОЙУ я как раз нашла то, что мне нужно: теоретическую базу, аксиоматику, фундамент, точки опоры, опираясь на которые, ты не запутаешься в этом мире. Отвечая на вопросы не так, как ты это думаешь или как принято думать, не ломаешь голову, а чётко знаешь: «Есть одна точка опоры: ты есть Абсолют». Эти аксиоматические положения меня удовлетворили более чем.

— Как йога изменила Вашу жизнь и изменила ли?

— Безусловно. У меня педагогическое образование: дошкольное обучение и начальные классы. И, конечно, это педагогическое образование отразилось на моём характере: чёткость, требовательность, бескомпромиссность, следование плану не отходя от его пунктов — превалировали в моём характере и видении мира. Но когда я познакомилась с йогой и начала практиковать, появилась мягкость, обтекаемость, толерантность, понимание людей, понимание чувств и ситуаций, почему так происходит. Оптимистом я всегда была, но вот такие качества, как доброта, разумность и лояльность, были приобретены в результате практики. 

Что добавилось в МОЙУ? Обучение вообще помогло мне понять, что такое Йога. Я 13 лет практиковала йогу, у меня не было преподавателей, только группа вместе практикующих. Я, честно говоря, не ухватывала сути, понимала чисто механистически, что йога — это для тела, для здоровья, вот на этом уровне. А когда начала обучаться, так всё выстроилось, что я поняла глубину Знания. Не даром же у нас говорят в университете, что йога бывает открытая, закрытая, тайная и невыразимая. Вот эти четыре ступеньки мне удалось понять глубоко. Можно сказать, что до университета я занималась «йога-сёрфингом», а обучаясь в университете, я занималась «йога-дайвингом». Я погрузилась в глубину, поняла многие вещи не умом, а на уровне высшего «Я», бессловесные сверхлогичные вещи. Я поняла, что такое Йога, для чего она нужна, и что с ней дальше делать. 

— Благодарю, Наталья, за глубокий ответ! Международный Открытый Йога Университет готовит преподавателей йоги. Каждому студенту необходимо изучить теоретический базис и обрести практические навыки, сдать экзамены, контрольные занятия. Нет стремления выпускать «однотипных преподавателей». Расскажите, как строится Ваше преподавание и изменился ли подход к нему после завершения обучения. Поделитесь своим опытом! 

— Это прекрасно, что, обучаясь по одной схеме, по одной программе, на выходе всё получается по-разному! Мы знаем, что Йоге нельзя научить, а если ты «научишь» йоге, то все будут одинаковые. Одинаковости нет. У меня эта неодинаковость проявляется в том, что я никогда не вела ни до, ни после обучения занятия в больших залах. Преподавание в залах у меня ассоциируется с потоком. Я преподавала и преподаю маленькими, камерными не группами даже, а кругами, я бы так сказала. Камерный круг людей, которым интересна глубина йоги, которые открывают душу, рассказывают о себе. Люди нуждаются в беседах, помощи. И так сложилось, может, это связано с моей дхармой, что они от меня получают очень много психологической помощи. Я помогаю людям с проблемами с психикой, которые лежат в психиатрических больницах, имеют серьезные диагнозы, например, шизофрения, биполярность. Таким людям очень хорошо получается выйти из этого состояния и больше не возвращаться в него. 

Кстати, вот эта специфика была замечена и в МОЙУ. Даже при дистанционном обучении это отмечается, и меня просили пообщаться, побеседовать с отдельными студентами, которые по-другому мыслят, спорят и мешают проведению занятий. Были такие личности. И потом меня все спрашивали: «А что Вы с ними делали?» А ничего, просто поговорила! Просто поговорила, и человек по-другому уже начинал вести себя. Есть два выхода после таких разговоров: человек либо уходит из обучения, либо продолжает учиться, но изменив своё видение процесса обучения. 

Раньше в МОЙУ студенты получали специализацию, и моя специализация — Мантра йога. Мантра — это звуковая или ментальная вибрация, я бы сказала, опять-таки «дайвинг». Я специализируюсь на вибрации ментальной. Мне интересны мысли человека, я помогаю человеку выстроить векторность своего разума: куда смотреть, как думать, базируясь на аксиоматических положениях и космическом законе Рита. В моей практике преподавания есть и теоретические занятия, и практические классы, и, конечно, я люблю джнану, потому что мы разбираем различные жизненные ситуации, как поступить. Людям это нравится, они нуждаются в этом. Меня часто спрашивают: «Вы что, психолог?», потому что я пишу посты много лет. В местных газетах у себя в городе печаталась много лет. Сейчас уже перешла в интернет. «Психея» — это душа. И хоть образование у меня не психолога, но психологию я тоже изучала. Вот такая специфика моего преподавания.

— Слушаю и вдохновляюсь! Школа Открытой йоги базируется на Трёх принципах: Доброты, Эффективности и Отказа от страданий. Хотелось бы, чтобы Вы дали совет, как применять принципы в жизни, и не только в преподавании, как не забывать про них? И можно ли, только лишь соблюдая принципы Йоги, сказать, что практикуешь йогу?

— В зависимости от того, что человек понимает под Йогой. Я думаю и надеюсь, что все студенты, по окончанию учебы понимают, что такое Йога. Йога — это не практика на коврике, Йога — это сама жизнь. Всё, что с нами происходит — это Йога. Каждый из нас в потенциале йог, но спящий. Именно обучение помогает встряхнуться от спячки, выйти из неё и применять эти принципы. Недаром с первого курса начинается зубрежка принципов до тошноты. Ночью тебя разбуди, и ты их произнесёшь. Смеюсь, что вибрация этих принципов проникла тебе в ДНК, в кровь. Будут брать анализы — а там эти Первый, Второй, Третий принципы. Надо их зазубрить, конечно. Если ты их зазубришь, автоматически инстинкт у тебя вырабатывается сразу на всё отвечать добром, позитивом. Я так думаю, что за четыре года обучения возможно выработать у себя такую привычку, если их вызубрить и памятовать постоянно, стремиться постоянно применять в жизни. И если ты применяешь их, то да, можно сказать, что ты практикуешь Йогу. 

Йога же многогранна. Она состоит не только из работы с нашим телом. Применяя эти принципы, вы задействуете мысли, чувства, эмоции. Мы даём определение Йоги и говорим, что это не просто система самопознания, познания Вселенной, она имеет базу, основу, точки опоры. И недаром Патанджали выделил первым пунктом Яму и Нияму (морально-этические принципы. — Прим. ред.), а не Хатха йогу. Это база. Если ты этими принципами овладел, то, я считаю, всё остальное на ура пойдёт. И это будет Йогой, потому что доброта, разумность и отказ от страданий — это основа, она же отражается и в практике. А если она отражается в практике, она отражается и в миру, во взаимоотношениях с людьми. Это та же практика. Я всегда говорю, что на коврике — не Йога, здесь мы просто тренируемся. Йога — во взаимоотношении с миром, с семьёй. Как Вадим всегда говорит: «Йога — на кухне». Там Йога настоящая, там ты сдаёшь экзамен, а здесь, на коврике, только тренируешься.

— Наталья, а какие напутствия Вы бы дали тем, кто только думает о поступлении в МОЙУ, а также нынешним студентам, и как определить всё-таки, йога — это моё или не моё?

— По этому поводу видение у меня всегда было жёсткое. Когда я преподавала студентам, я его озвучивала. Я так это вижу: чтобы учиться и быть преподавателем, надо иметь как минимум 10 лет личной практики йоги. И это не говорит о том, что так правильно или так надо. Когда человек только поступает в МОЙУ, ему очень сложно, потому что ему нужно выработать привычку иметь личную практику, привычку учить, то есть выучиться дисциплине, а это очень сложно. Получается, что, когда студент учится, его нужно тянуть за руки, за ноги, просить, напоминать. А это всё-таки высшее учебное заведение, это не детский сад. И я считаю, что тянуть, упрашивать, уговаривать — это не дело, только даром тратишь время. 

Как понять, что это твоё… Не знаю, это всё интуиция подскажет. Я не мучилась вопросом, когда в МОЙУ поступала: надо мне или не надо. Я чётко знала, это моя дхарма, и чётко знала, что мне нужно от этой жизни. Но не у каждого такое есть. Есть люди, которые мучаются в поисках своего пути. Поэтому в нашей школе и даётся время, подготовительная группа для того, чтобы ты увидел, подходит это или нет. На первом курсе, хотя бы до первой сессии, посмотри: твоё или не твоё на уровне интуиции, на уровне чувств. Больше никак нельзя. Высшее «Я» тебе подскажет. По-моему, любой человек имеет это ощущение. А вот так «для себя», для интереса – зачем тратить время? Правильно же говорится в нашей школе: чувствуешь, что не можешь не преподавать — иди и обучайся, а если отношение такое, что пускай будет, когда-нибудь пригодится — это несерьезный подход, потому что на обучение очень много тратится ресурсов, очень много! Преподаватели, технические моменты — это всё очень затратно. И, конечно, мне бы хотелось студентов серьёзных, чтобы не просить, не тянуть, не напоминать ни о чём. Вот если все эти качества есть — серьёзность, ответственность, пунктуальность, требовательность — пожалуйста, иди и неси Йогу дальше. Если этого нет, я не вижу смысла обучаться. 

— Действительно, если ты пришёл учиться, то учись, если ты пришёл развлекаться стоит задуматься. Благодарю, Наталья, за такие глубокие ответы! Хотелось бы в завершение по традиции услышать благодарности в адрес того, кого Вы хотели бы поблагодарить.

— Благодарность — это, конечно, милое дело, она нужна обязательно! Ласковое слово и кошке приятно. Я благодарна, во-первых, своей дхарме, карме, своим учителям, наставникам, которые меня привели на путь духовного развития. Благодарна за то, что я встретила на своём пути наш университет. Благодарность Вадиму Опенйога за то, что пропустил через себя эти знания, оформил их для нас, заочников, и мы имеем возможность обучаться и делать себя и этот мир лучше.

Конечно, благодарность педагогическому составу, с которым я работала, потому что это огромный труд: планирование, составление программы, принятие экзаменов, и каждому, кто участвует в этой преподавательской «кухне», низкий поклон, огромное спасибо!

— Присоединяюсь! Хоть я сейчас только на третьем курсе нахожусь, в самом начале своего пути, тем не менее уже на себе прочувствовала силу и мощь, которая кроется за стенами нашего Международного Открытого Йога Университета. Ещё раз Вас благодарю, Наталья, за то, что Вы выделили время и ответили на такие животрепещущие вопросы. Наших зрителей и читателей я приглашаю на блог Открытого Йога Журнала blog.openyogaclass.com и наш ютуб-канал. Если вы хотите изучать йогу для себя или стать преподавателем йоги в будущем, заходите на наши ресурсы openyogaclass.com и последовательно в своём ритме, шаг за шагом, проходите курсы, знакомьтесь с йогой, чтобы понять: моё или не моё, или надо идти каким-то другим путем. Если же у вас возникли вопросы к Наталье, вы можете смело писать их на наш электронный адрес журнала openyogajournal@gmail.com. Благодарю ещё раз за встречу. Спасибо большое! Всего доброго, до свидания!

— Будьте здоровы! До свидания!

Интервьюер: Ольга Соловьева

Набор текста: Наталья Колесникова

Редакция: Евгения Агни, Елена Лакшми, Мария Гаятри, Насогма

Главный редактор: Анастасия Андрейченко

Куратор проекта: Керигона